Существенным преимуществом кабинетных исследований является. Кабинетное исследование

Современные социология и политология имеют сложную структуру, которую можно представить в виде различных уровней научного знания. По масштабу исследуемых общественных явлений и процессов выделяют макросоциологию и макрополитологию, микросоциологию и микрополитологию, теории среднего уровня.

Макросоциология и макрополитология сосредоточены на исследовании крупномасштабных социальных и политических явлений.

Микросоциология и микрополитология изучают социальное и политическое поведение людей в повседневной жизни – интеракцию, их взаимодействие в малых социальных и политических группах.

Теории среднего уровня описывают отдельные сферы общественных и политических отношений, углубленно исследуют отдельные социальные и политические институты (экономику, государство, партии, семью и пр.).

Социология и политология имеют два методологических уровня познания общества: теоретическая социология и политология, эмпирическая социология и политология. Социология первой из общественных наук стала опираться на приобретение эмпирических данных, полученных с помощью специально проводимых социологических исследований. Эмпирический уровень социологии – это непрерывный процесс проведения многочисленных социологических исследований. Теоретическая социология является результатом обобщения и анализа определенного массива социологической информации, полученной с помощью проведения эмпирических социологических исследований. Затем и политология по мере становления и развития тоже приобрела два методологических уровня.

По возможностям практического использования результатов исследований социология и политология разделяются на фундаментальную и прикладную. Социологические и политологические исследования, ориентированные на собственно научные или образовательные задачи, называют фундаментальными. Если же социологическое и политологическое исследование ориентировано на решение практических задач, то оно называется прикладным. Среди прикладных социологических и политологических исследований особое место занимают проекты «социальной инженерии» и «политического менеджмента», в которых содержится не просто ряд рекомендаций по решению практических задач, но и разработанные «социальные и политические технологии» их решения.

Социология и политология выполняют важные функции в обществе.

1. Познавательная функция. И социология, и политология расширяют кругозор населения, давая научно обоснованные данные о состоянии общества, его институтов, об эффективности проводимой политики и пр. Только точные знания об обществе и о политике могут служить надежной основой свободы личности, снижают риск стать жертвой социальных и политических манипуляций.

2. Ориентационная функция. Получаемые знания об обществе и политике позволяют членам общества лучше ориентироваться в повседневной практике общественных и политических отношений, лучше понимать оптимальные модели поведения в тех или иных ситуациях.

3. Оценочная функция. Социология и политология позволяют оценить, соответствует или нет то или иное общество, существующие в ней социальные и политические организации и институты, права и нормы ожиданиям индивидов и социальных групп, их нуждам и потребностям и целям. Они отвечают на вопрос: «Справедливо или несправедливо наше общество, демократично оно или нет?».

4. Прогностическая функция. На основе познания тенденций и закономерностей социального развития социология и политология позволяют построить наиболее вероятные сценарии тех или иных событий в будущем. Они отвечают на вопрос: «Что может произойти в обществе и политической системе в будущем?»

5. Управленческая функция. Выявив тенденции и закономерности социального и политического развития, определив прогнозируемые варианты тех или иных вариантов развития общества, социология и политология способны стать действенным инструментом социального управления процессами, протекающими в обществе. Они дают возможность ответить на вопрос: «Как лучше, эффективнее управлять социальными процессами, осуществлять государственное управление?»

6. Практическая функция. Социология и политология способны дать рекомендации и даже предложить комплекс технологий разрешения практических проблем общественной и политической жизни.

Основы социологии и политологии:

Шпаргалка

1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА: ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Термин «социология» происходит от фр. societas – общество и греч. logos – учение. Социология – наука об обществе. Общество – сложная совокупность людей, занимающих определенное социальное положение и действующих соответственно своим интересам. Исходя из своих интересов люди постоянно вступают в различные взаимоотношения, организуют социальные группы и социальные институты. Социология – наука, изучающая общество в целом, определенные социальные процессы, институты, социальные группы, входящие между собой в различные социальные взаимодействия. Фундаментальной категорией социологии является понятие «социальное».

Социальное – категория, выражающая специфику общества в целом, а не отдельной его сферы. Социальное как взаимодействие людей во всех сферах жизнедеятельности – основа экономики, политики и культуры. В социологической науке отсутствует четкое разграничение «социального» и «общественного». Это обусловлено тем, что при разработке научной теории общества внимание уделялось взаимодействию всех сторон жизнедеятельности. Явление или процесс обретают социальный характер, если поведение индивида изменяется под влиянием других индивидов или их групп. В отечественной социологии понятия «общественный» и «социальный» рассматриваются как синонимы.

Проблема предмета науки – вопрос о том, что изучается в данной области знания и каковы ее границы. Для понимания предмета науки важно уяснить его отличие от объекта научного познания. Объект – все то, на что направлен процесс исследования. Предметная область науки – все стороны, связи и отношения, подлежащие изучению. Объектом социологии, как и других общественных наук, является социальная реальность. Предмет социологии – социальные общности, так как они занимают решающее место в развитии общества.

Социальная общность – взаимосвязь индивидов, обусловленная общностью их интересов благодаря сходству условий жизни и деятельности людей (семейные группы, поселения, группы: социально-классовые, социально-профессиональные, социодемографические, этнонациональные и территориальные, государственные и человечество в целом). Термин «социальная общность» выражает несовпадения и столкновения интересов классов, социальных групп. Он позволяет объяснить состояние устойчивости социальных систем, организаций и институтов в силу их соответствия общим интересам.

Различие интересов социальных общностей создает многообразие возможностей развития общества.

Таким образом, социология – это наука о становлении, развитии, изменениях и преобразованиях, о действии социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. В этом смысле социология исследует социальные изменения, вызываемые деятельностью социальных общностей. Она изучает взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями. Социология исследует массовые социальные процессы и коллективное поведение, совместную жизнь людей.

2. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Социология как наука содержит разнообразный прикладной и теоретический материал, требующий определенного подхода к его изучению. Многообразие социологических данных отражается в структуре социологического знания. Структура социологического знания – это совокупность эмпирического и теоретического материала, получаемого в результате сбора практической информации, проведения исследований, социологических опытов, обследований, изучения общественного мнения. Она формируется в ходе логического обобщения и интерпретации полученных опытных данных. В его структуру входят эмпирические данные, теории среднего звена и общие теории.

Эмпирическая основа социологического знания включает сгруппированные и обобщенные социальные факты. К ним относятся характеристики массового сознания – мнения, оценки, суждения, верования; свойства массового поведения; отдельные события, состояния социального взаимодействия Теория задает модель для объяснения эмпирических данных. В выборе теоретической модели определяющим является общетеоретическая цель исследования – теоретико-познавательная или практически-прикладная.

Специальные социологические теории раскрывают два основных типа социальных связей: между общественной системой в целом и данной сферой общественной жизни. Их предметная область ограничена отдельными элементами общества – социальной структурой, социальным взаимодействием.

культурой, социальной организацией, массовыми коммуникациями. Специальные теории формулируют только вероятностные утверждения, и их подтверждение должно быть доказано логически или фактически.

Общие социологические теории – результат объединения специальных социологических теорий и их выводов. Они являются способом описания нового знания и методологической основой для построения теорий менее высокого порядка – специальных и отраслевых. В зависимости от этого разделения социологического знания формируются основные функции социологии:

Теоретико-познавательная функция состоит в обобщении и объяснении собранных социологических данных;

Описательная функция заключается в сборе и обработке практической информации;

Практически-преобразовательная функция применяется социологами для решения практических задач, особенно в сфере производства и управления.

Прогностическая функция используется только в случае, когда социологи разрабатывают прогнозы предстоящего развития социальных процессов:

Критическая функция – это оценивание условий социальной реальности с точки зрения интересов личности. Она позволяет сообщать об отклонениях в развитии общества, которые могут привести к негативным социальным последствиям.

3. МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Методы социологического исследования – система правил сбора, обработки и анализа доступной информации. Необходимо выделить приемлемые технические приемы, объединенные единой методикой социологического исследования. Методика – это понятие, обозначающее совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Методы в зависимости от типа социологических исследований подразделяются на качественные и количественные, а в зависимости от этапа исследования – на методы сбора данных, анализа социологической информации, обработки социологических данных.

Методы количественных социологических исследований – совокупность приемов, отличающихся направленностью на выделение в предмете самых типичных и устойчивых признаков. Преимущество: способность охватывать большое количество объектов, выделять самое существенное и необходимое для целей исследования. Три принципиальных класса методов сбора первичных эмпирических данных: прямое наблюдение, анализ документов и опросы. Наблюдение – прямая регистрация событий, непосредственное восприятие действительности или использование наблюдений других людей.

Анализ документов – исследование письменных, устных или фотографических документальных данных, передающих социальную информацию. Выделяют два типа анализа документов: традиционный анализ и контент-анализ. Традиционный анализ – это обычный способ осмысления содержания документов путем его прочтения, прослушивания, просматривания. Контент-анализ – формализованный метод изучения документов, предполагающий оценку их содержания путем подсчета признаков, существенных для исследования. Его спецификой является выделение единиц анализа: слова, имени, факта; определение единицы отсчета: знаков, абзацев.

История становления социальных наук насчитывает многие века. Изначально социальное знание было синкретичным - т.е. нерасчленен- ным на отдельные науки, неразвитым. В ранних, протонаучных, теориях исторические знания нередко соседствовали с астрологическими, учения о государстве и обществе - с медицинскими и религиозными трактатами. Первые научные попытки понять сущность социальных отношений и законы их развития получили воплощение в ранней философской мысли в Индии, Китае, Египте и обрели зрелые формы в Древней Греции. О сущности человека, государстве, политике, проблемах управления обществом писали Конфуций и Лао-цзы, Платон и Аристотель, Демокрит и Эпикур. Несмотря на то что история социально-политической мысли насчитывает более четырех тысячелетий, социология и политология как самостоятельные науки окончательно сформировались к концу XIX в., чему в значительной мере способствовало интенсивное развитие капитализма в Европе и Америке, демократизация общественной жизни в целом, образование массовых политических партий и их политическая деятельность. Социальные науки стали рассматриваться как способ самопознания общества, которое нуждалось в точных инструментах измерения общественных явлений, стройных теориях развития. Французский ученый О. Конт (1798-1857) считал, что справиться с этой задачей может точная, конкретная, опирающаяся на факты, полезная для общества наука. В своей классификации наук, имевшей в период с 1822 по 1852 г. несколько вариантов, он называл ее сначала политической наукой, затем - «социальной физикой» и, наконец, социологией, что в переводе с латинского означает «наука (учение) об обществе», «обществознание». Интересно то, что, если исходить из латинского societas и греческого logos, термин «социология» можно трактовать и как «политическая наука», и как «наука об обществе». Слова «социальный» и «политический» очень близки по смыслу: французское «социальный» эквивалентно греческому politike. Высказывание Аристотеля zoon politikon может быть переведено двояко: «человек есть политическое животное» или «человек есть общественное животное». В эпоху своего становления социология и политология концептуально были близки друг другу, хотя впоследствии они более четко разграничили изучаемую проблематику и разошлись в исследовательских методах. По замыслу О. Конта, создаваемая для глубокого изучения общества новая наука должна исключить все, что не поддается проверке, отказаться от вопросов, на которые в принципе нет точных ответов. Тем самым были сформированы базовые требования к социологической науке. О. Конт понимал, что общество - сложная, многоуровневая конструкция, познать которую на основе абстрактных социально-философских теорий невозможно, как невозможно это сделать и силами единственной науки. Поэтому должна быть определена специализация соответствующих отраслей знания: экономические отношения должны изучаться экономическими науками, политические - политическими, соответствие общественного поведения правовым нормам - юридическими и т.д. Социология стала пониматься как единственная наука, способная за счет универсализма своих познавательных методов изучать все сферы общественной жизни, поскольку непосредственный объект ее исследования - социальное - имеет множество конкретных форм и уровней существования. Социальным может быть действие, поведение, связь, факт, отношения, политика, общности, группы, общество в целом - все то, в чем участвуют люди. Но социальными являются не любые отношения между индивидами, а лишь те, при которых между ними устанавливаются взаимные обязательства друг перед другом и каждый человек изменяется внутренне и меняет свое поведение под влиянием других.

Целенаправленное и устойчивое, повторяющееся взаимодействие является непременным условием возникновения социального эффекта. В процессе этого взаимодействия люди вырабатывают единые цели, согласовывают принципы, правила деятельности, выбирают подходя- щйе формы. При этом нередко бывает так, что отдельный человек отказывается от собственных принципов, установок, планов в пользу тех, которые важны для других субъектов - членов взаимодействия, принимая правила поведения, выработанные ими, как свои собственные.

Основоположникам социологии удалось преодолеть неизбежную узость предмета, когда речь идет о разграничении исследовательского поля многих наук, изучающих общество.

Таким образом, объектом изучения социологии является социальное во всем многообразии его проявлений.

Социальные взаимодействия, локализованные в сфере политики, относятся к объекту исследования политологии.

Творцами социальной реальности и ее политической сферы выступают с"ознательно реализующие свои цели индивиды, субъекты социального взаимодействия. Они определяют его уровни: конкретные, непосредственные индивидуальные и групповые взаимодействия образуют микроуровень, а опосредованные, наиболее общие, абстрактные взаимодействия на уровне общества - это макроуровень. Наиболее глобальные результаты их деятельности - общество и его политическая организация - государство. Особенности функционирования этих социальных институтов предопределили различия в предмете исследования социологии и политологии. Социология уделяет основное внимание изучению социальных взаимодействий в обществе. Политологию сегодня истолковывают как науку о политике или мире политического - особой подсистеме общества, связанной с властью, государством, политическими отношениями и процессами, протекающими в том или ином обществе. Древние греки считали, что политика - это «искусство управления государством». Современная наука мыслит это понятие шире.

Политика - это система социальных отношений и взаимодействий по поводу власти.

Политика имеет место там, где существует борьба за власть - овладение ею, удержание и использование. Без власти не может быть политики, поскольку именно власть выступает средством ее реализации. Категория «политическая власть» наиболее полно отражает сущность и содержание феномена политики.

Предметом политологии является политическая власть -- ее источники, институты, закономерности и проблемы осуществления.

Политология исследует также и иные конкретные стороны политических отношений: ее интересуют вопросы формирования политического мировоззрения, политической культуры, политического поведения, методы познания явлений политической жизни. Задачами политологии является исследование условий возникновения политической власти, партий, рассмотрение закономерностей формирования политических элит, избирательных систем, изучение особенностей политических процессов. Ныне политическая наука - это одна из обширных областей научного знания, имеющая не только теоретическое, но и прикладное значение. В этом смысле ее важнейшей задачей является выработка практических рекомендаций по совершенствованию социально-политического механизма, позволяющего корректировать развитие политической системы в целом и ее основных элементов, выявление причин возникновения кризисных ситуаций и конкретных мер по их урегулированию.

По поводу предмета исследования социологии на протяжении всей истории ее существования ведутся научные дискуссии.

Основоположнику французской социологической школы Э. Дюркгейму, стремившемуся найти рациональные принципы и приемы, позволяющие исследователю постичь истину независимо от его личных интересов и общепринятых мнений, предмет социологии виделся как выявление социальных фактов, лежащих в основе функционирования общества, - особой социальной реальности, основанной на органической солидарности, первичной по отношению к индивиду.

Наоборот, немецкий ученый М. Вебер полагал, что общество - это абстракция до тех пор, пока оно не рассматривается как результат взаимодействия многих индивидов, поэтому социология должна сосредоточить свое внимание на понимании внутренних смыслов социальных действий отдельных индивидов, а также значения возникающих в ходе такого взаимодействия социальных отношений для людей. По его мнению, это должна быть не описательная, а понимающая социология.

В спорах на эту тему принимали участие не только Э. Дюркгейм и М. Вебер, но и К. Маркс и Г. Зиммель, Г. Спенсер и П. Сорокин, а также современные исследователи Р. Мертон, Т. Парсонс, 3. Бауман, П. Бергер, П. Монсон, Э. Гидденс, в том числе российские - В. Ядов, С. Фролов, Ж. Тощенко, А. Эфендиев.

Предметом социологии выступают устойчивые формы социальных взаимодействий людей - социальные отношения и процессы, общности и общества как целостные системы, изучаемые на основе социальных фактов и эмпирических данных.

Сегодня область научных интересов социологии простирается на все без исключения аспекты бытия человека и общества. Активно изучаются проблемы труда, его условия, организация и стимулирование деятельности, проблемы вхождения в рынок, занятости, экологическая и демографическая ситуация. Социология активно интересуется собственно социальными процессами (проблемы социальной структуры, организации распределительных отношений, социального расслоения, образа жизни носителей разных статусов, национальных и межнациональных отношений и т.д.). Социологические исследования обращаются и к раскрытию сущности политических процессов и явлений, связанных с развитием демократии, решением проблем власти, участием населения в управлении, деятельностью общественных организаций. Социология глубоко изучает и духовную жизнь общества: предметом ее исследований выступают проблемы образования, культуры, науки, искусства, религии.

Социология стремится к пониманию сущности любого изучаемого явления, его внутренних механизмов реализации. Тем самым она помогает человеку выработать социологическое видение мира (3. Бауман), раскрывает в индивидуальном - социальное, в частном - общее. Она уникальна в своей способности видеть мир как целостную систему.

Приведем пример. Такая проблема, как политический конфликт, находится в поле зрения политологии, межличностные конфликты изучают конфликтология и социальная психология, организационные и производственные - теория организации и менеджмента. Социология тоже изучает конфликты, но с точки зрения их внутренних механизмов, как определенный тип социального взаимодействия. Это позволяет сначала понять их сущность, логику развития, а потом уже рассматривать конкретные формы - политические, экономические. Именно такой подход позволяет видеть любую социальную проблему изнутри.

Этот пример свидетельствует о наличии тесной связи социологии с политологией. Она определяется, во-первых, тем, что выявить закономерности политической жизни можно, только учитывая особенности общества как социальной системы, а во-вторых, общество нельзя понять и изменить без того влияния, которое оказывают на него различные политические структуры, режимы власти. В XX в. социология стала проявлять глубокий интерес к политической сфере общества и политической науке. Взаимодействие этих двух наук породило новую отрасль науки - политическую социологию.

Целостное видение мира вырабатывается на основе специфического «угла зрения», который определяется, по мнению Р. Мертона, упорядоченным поиском среди огромного многообразия единичных событий и явлений тех, которые являются типичными, повторяющимися, устойчивыми, т.е. отражают объективные характеристики социальной жизни. Такой подход и сближает, и отличает социологию от политологии.

Рассмотрим это отличие на примере. Такой объект, как армия, может представлять интерес для обеих наук. При этом политологов армия интересует как возможный инструмент политической борьбы за власть, ими исследуется роль армии в системе сложившихся властных институтов. Социология же рассматривает армию с точки зрения происходящих в ней социальных процессов и их связи с процессами, развивающимися в обществе в целом (например, «дедовщина », причины ее развития и пути искоренения; социальные корни уклонения молодых людей призывного возраста от выполнения своего гражданского долга - службы в армии; социальные резервы реформирования армии).

Социология оперирует большими группами фактов, этим она тяготеет к статистике. Отдельные события, факты, индивиды могут быть в поле ее зрения лишь постольку, поскольку они являются типичными. Этим социология отличается от истории, которая не стремится к выделению только типичных событий, а фиксирует и изучает все социально значимые события и явления, так как ее задача - как можно полнее описать в фактах жизнь общества.

Этим же социология отличается и от психологии , которая сосредоточена на внутреннем мире человека, объясняет его. поступки индивидуально-психологическими особенностями, действием подсознательных факторов. С точки зрения же социологии «объяснение социальной жизни нужно искать в природе самого общества, а не в природе индивида», как заметил Э. Дюркгейм.

Социологи в своих поисках не могут отвлечься от условий, в которых развиваются и осуществляются реальное сознание и фактическое поведение людей. Это вынуждает и обязывает социолога рассматривать макроусловия - среду, которая обусловлена существованием экономических и социально-политических отношений в обществе, мезоусловия , продиктованные региональными и национальными особенностями, и, наконец, микроусловия , которые связаны с непосредственным окружением человека в его трудовой и повседневной жизни.

Социология располагает средствами проникновения и во внутренний мир личности, понимания ее жизненных целей, интересов, потребностей, но всегда рассматривает не личность вообще, а личность в ее взаимодействии с другими людьми, социальной средой, в контексте ее положения в социальных общностях - в совокупности всех ее социальных связей и отношений.

Тесно связана социология и с философией. Социология как знание об обществе, выйдя из недр социальной философии, перенимает философскую культуру, признает особое значение теоретического обобщения, целостного концептуального осмысления социальных явлений. Вместе с тем социология стремится к преодолению той ограниченности, которую обнаруживает философия при анализе реальных социальных проблем. Используя разнообразные методы научного познания, социология осмысливает общество, общественную жизнь не как предельно общую абстрактность, а как реальность, образуемую социальными взаимодействиями людей.

Многоаспектность проблематики, высокое качество исследований способствовали тому, что социология сегодня, как и предсказывали ее основоположники, стала занимать ключевое положение среди других социальных наук.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ СПО ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

Краткий курс лекций по дисциплине

«Основы социологии и политологии»

Преподаватель: Тихонова И. А.

введение 4

Глава 1. Социология в системе социальных наук 4

Глава 2.Теоретическое и эмпирическое в социологии 5

Глава 3. Методология и методы социологического исследования 7

Глава 4. История социологии 10

Глава 5. социальная структура 26

глава 6. Социальное взаимодействие 27

глава 7. Социальные общности и социальные институты 29

глава 8. Социальные группы 32

глава 9. Личность, группа, общность 38

глава 10. Социальный статус личности 41

Введение 51

Глава 1. История политической мысли. Западная традиция 52

Глава 2. Политика как общественное явление 61

Глава 3. Государство как политический институт 68

Глава 4. Политические партии и партийные системы 73

Глава 5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 85

Глава 6. Политический режим. Основные тенденции развития 90

Глава 7. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, ЕГО СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА 104

Список ЛИТЕРАТУРы 113

введение

Социология как самостоятельная отрасль научного знания начала формироваться сравнительно недавно. Основы ее заложили во второй трети XIX века Огюст Конт и Герберт Спенсер. Сам термин "социология" (франц. sociologie) впервые был употреблен французским философом и социологом Контом и буквально означал науку об обществе, социальной жизни. Впоследствии развитие и оформление предмета социологии шло через появление все новых социологических концепций, каждая из которых разрабатывала свой аспект социальных отношений и, тем самым, давала свою интерпретацию социального в широком смысле слова. Зачастую эти теории по своим теоретико-методологическим установкам противоречили и взаимно отрицали друг друга, однако говорить об историческом формировании социологии как науки можно только подразумевая под социологией всю совокупность этих конкурирующих между собой теорий. Поэтому изучение истории социологических учений необходимо для понимания структуры и предмета современной социологии.

В самом общем виде социологию можно определить как науку о законах развития и функционирования общества в целом, социальных общностей, отношений, структур, систем и организаций. Однако единого, строго установленного определения социологии не существует, что дает возможность различным авторам предлагать свои подходы к этому вопросу. При всем многообразии взглядов на специфику социологического подхода все же можно утверждать, что социология изучает общество в целом, человеческое поведение, деятельность в нем и общественные условия. Социолог всегда смотрит на изучаемые им проблемы политики, образования, демографии, психологии и т.д. сквозь призму интересов людей как общественных существ, их мотивов и ожиданий и стремится обнаружить смысл, контекст, порожденный общественной природой существования человека.

Глава 1. Социология в системе социальных наук

Современное обществознание представляет собой сложную, широко разветвленную систему знаний. Для всех общественных наук характерно достаточно конкретное (не философское) осмысление исследуемых проблем социальной жизни. Чем же отличается социология от родственных социальных наук?

Прежде всего, в отличие, например, от политической экономии, юридической науки и т.д., изучающих соответственно экономику, область права, социология изучает общество в целом как единую целостную систему, как особый и единый организм.

Для социологии нет специально отведенной области, она не изучает какие-либо специфические, присущие лишь конкретной сфере общественной жизни явления. Для социологического познания характерно стремление постичь природу социальных связей между людьми по поводу чего бы они не возникали, законов взаимного приспособления людей друг к другу, отношений, проявляющихся в любых областях социальной жизни, возникающих как спонтанно, так и преднамеренно, своеобразных "первокирпичиков", из которых выстраиваются затем отдельные общественные строения, каждое со своей специфической конфигурацией, функцией.

Если сравнивать соотношение отдельных разделов, направлений социологии (социологии семьи, социологии образования, социологии политики и т.д. - на сегодня таких социологий насчитывают несколько десятков) с соответствующими частными социологическими науками, то можно выделить следующие свойства, достоинства и особенности социологии как науки.

1. Для социологии характерно осмысление общества как целостности. Это проявляется:

Непосредственно, когда общество изучается как система ;

В том, что в социологии все частные социальные явления и процессы анализируются с точки зрения их места и роли в интеграции общественного целого;

В том, что социолог изучает всеобщие социальные свойства, связи, институты и общности ("первокирпичики"), независимо от сферы социальной жизни, тем самым раскрывая их человеческое содержание. Иначе говоря, выходя из недр социальной философии, социология вместе с тем удерживает в своих подходах определенную всеобщность, что отличает ее от других социальных наук.

Вместе с тем, эта всеобщность не носит умозрительного характера, что связано со следующими свойствами, отличающими социологию от социальной философии.

2. Анализ общества, общественных явлений как реальности, богатой конкретным содержанием, внутренне многообразной и дифференцированной. Социология стремится к постижению реальных конкретных связей, взаимодействий, институтов, интересов людей, вовлеченных в социальные процессы.

3. Достижение конкретного знания о реальных людях, их интересах, о социальных процессах, в которые они вовлечены, возможно благодаря широкому использованию, наряду с теоретическими, эмпирических методов, конкретно-социологических исследований, нацеленных на получение системы фактов, отобранных и обработанных в соответствии с научными процедурами.

Все это позволяет социологии сочетать широту подхода и конкретность анализа реальности, доказательность, аргументированность и стремление познать реальные социальные явления глубоко, доходя до первоосновы.

Глава 2.Теоретическое и эмпирическое в социологии

Современная социология представляет собой многоуровневый комплекс теорий, типов знания, которые взаимосвязаны друг с другом и образуют единую целостность - современную социологическую науку. В качестве составных частей она включает социальную философию, теоретическую макросоциологию, социологические теории среднего уровня и микросоциологию (эмпирическую социологию)

Социологические исследования в зависимости от уровня знания делят на теоретические и эмпирические . Кроме этого, существует деление социологии на "фундаментальную" и "прикладную" в зависимости от того, решает ли она собственно научные или практические задачи. Так, эмпирическое исследование может проводиться в рамках как фундаментальной, так и прикладной социологии. Если его цель - построение теории, то оно относится к фундаментальной (по ориентации) социологии. Если его цель - выработка практических ориентаций, то оно относится к прикладной социологии.

Разделение социологии на теоретический и эмпирический уровень знания отразилось в ее разделении на макросоциологические и микросоциологические теории. И та и другая группа теорий пытаются дать целостное описание и объяснение общественной жизни, но делают это с принципиально разных позиций.

Макросоциологические теории исходят из того, что, лишь поняв общество в целом, можно понять личность. Макроуровень социальной жизни выступает в этих теориях как решающий, определяющий. Они изучают крупномасштабные социальные явления (нации, государства, социальные институты и организации, социальные группы и др.). В современной западной социологии к макросоциологии относятся преимущественно теоретические концепции, такие, как структурный функционализм, неоэволюционизм, неомарксизм, структурализм, теория конфликта, функционализм и др.

Микросоциологические теории (символический интеракционизм, этнометодология, теории обмена, анализ социальных сетей и др.) сосредоточены на сфере непосредственного социального взаимодействия (межличностных отношениях и процессах социальной коммуникации в группах, сфере повседневной реальности, социального поведения и его мотивации, социализации личности и т.д.)

С момента становления буржуазной социологии на всем протяжении
XIX века и вплоть до 20-х годов XX века в ней господствовала макросоциологическая ориентация. Формирование микросоциологии как самостоятельной области начинается примерно с 30-х годов Этот процесс в значительной степени был стимулирован широким развертыванием эмпирических исследований. Резкое размежевание на микро- и макросоциологию произошло в конце 60-х годов. Оно было вызвано в первую очередь неспособностью господствовавшего прежде структурного функционализма интегрировать теории различного уровня общности. Реакцией на кризис структурного функционализма и явилось возникновение альтернативных концепций, многие из которых стремились переместить фокус исследования на непосредственно наблюдаемые явления общественной жизни.

Связь между теоретическим и эмпирическим уровнями исследования осуществляют социологические теории "среднего уровня " или специальные социологические теории, которые связаны с теоретическим осмыслением той или иной социальной подсистемы, пониманием ее внутренних и внешних связей и зависимостей. Их можно определить как социологические теории о локальных сферах социальной действительности, их проблемах и процессах. К этому типу теорий относятся, например, социология труда, досуга, молодежи, семьи, массовых коммуникаций, медицины и т.д. Эти теории опираются на широкую эмпирическую базу и занимаются теоретическим описанием изучаемой социальной области или подсистемы на основе обобщения этих эмпирических данных. Теории "среднего уровня", идею которых предложил американский социолог Р. Мертон в 1947 г., играют роль посредников в структуре социологического знания: с одной стороны, они всегда существуют в рамках той или иной более общей теории общества, откуда они черпают свои методологические установки для интерпретации эмпирических фактов и другие подходы, а с другой стороны, они сами выступают в качестве теоретической базы более конкретных социологических исследований.

В последние годы эта схема модифицируется. Особенно большому сомнению ее существование подвергается в российской социологии, где на роль общей социологической теории претендовал исторический материализм, отрицая при этом за социологией какой-либо статус самостоятельной науки и отводя ей лишь область конкретных эмпирических исследований. В этих условиях принятие тезиса о теориях "среднего уровня" было компромиссом с официальной идеологией. Однако, поскольку другой общепринятой модели структуры социологического знания еще не существует, эта прежняя модель уровней социологического знания продолжает достаточно плодотворно функционировать и в отечественной социологической науке.

Особняком стоит вопрос о соотношении социологии с социальной философией. Исторически социология сформировалась в недрах социальной философии. Теоретический ее уровень, теоретические модели и схемы имеют предшественниками социально-философские теории. Соединившись с методами и данными частных наук, социология к середине XIX века оформилась как самостоятельная наука и давно уже существует автономно, т.е. как самостоятельная дисциплина. Однако эта генетическая связь с общефилософским уровнем скрыто проявляется в форме противоречия между ее теоретическим и эмпирическим уровнями. Кроме того, бывают и исторические рецидивы "давления" социальной философии на социологию, например, взаимоотношения исторического материализма и социологии в СССР.

На самом же высоком своем уровне, уровне теоретических разработок, социология имеет выход к социально-философским теориям, но уже как самостоятельная научная дисциплина.

Глава 3. Методология и методы социологического исследования

Существует еще один критерий разделения социологии: методологические знания (знания о знании) и неметодологические (знание о предмете). К методологическим знаниям относятся знания о средствах социологического исследования.

Методологическое знание включает в себя мировоззренческие и методологические принципы; учение о предмете социологии; знание о методах, их разработке и применении; учение о социологическом знании, его формах, типах и уровнях; знание о процессе социологического исследования, его структуре и функциях.

Среди методов социологии существуют частнонаучные методы (наблюдение, опрос) и общенаучные (например, статистические). Методы в социологии - это средства получения и систематизации научного знания о социальной реальности. Они включают в себя принципы организации деятельности, регулятивные правила, совокупность приемов и способов и план действия.

Методология является общей стратегией исследования, а его тактикой является методика.

Методика социологического исследования - это система операций, процедур, приемов установления социальных факторов, их систематизации и средств анализа. К методическим инструментам относят способы (методы) сбора первичных данных, правила осуществления выборочных исследований, способы построения социальных показателей и другие специализированные процедуры вплоть до техники отдельных конкретных ситуаций.

Одним из видов конкретного социологического исследования является пилотажное социологическое исследование , т.е. разведывательное или пробное исследование, целью которого является проверка инструмента для сбора первичной социологической информации, а именно, процедур и методов более массового исследования. Соответственно, оно, как правило, проводится на небольших группах людей и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии. В процессе пилотажного исследования вырабатывается макет методики, который затем начинает проверяться, уточняться и совершенствоваться. При этом необходимая дополнительная информация получается в ходе новых разведывательных исследований, во время которых выясняется мера искажений информации из-за разного рода обстоятельств, не учтенных при первичной разработке программы исследования. Для получения необходимых оперативных данных используется такая разновидность разведывательного исследования, как экспресс-опрос - оперативное исследование, цель которого состоит в получении отдельных данных, особо интересующих исследователя в данный момент. Речь также может идти о выяснении мнения людей по поводу каких-либо актуальных событий.

В соответствии с целями и назначением пилотажных исследований в них используются достаточно доступные и оперативные методы сбора данных.

Таким образом, пилотажное исследование является первичным исследованием, проводимым с целью корректировки методики определения общей ситуации для дальнейших социологических исследований, уточнения их задачи и предмета.

Описательное социологическое исследование - более сложный вид социологического исследования, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Осмысление, учет такой всесторонней информации помогают лучше разобраться в обстановке, более глубоко обосновать выбор средств, форм и методов управления общественными процессами.

Описательное исследование проводится по полной, достаточно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария. Его методологическая и методическая оснащенность делает возможным группировку и классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой.

Применяется это исследование обычно в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающихся различными характеристиками (коллективы крупных предприятий, население города, области и т.д.). В таких ситуациях выделение в структуре объекта относительно однородных групп дает возможность осуществить поочередную оценку, сравнение и составление каких-либо характеристик и выявить связи между ними.

Выбор методов сбора информации в этом исследовании диктуется его задачами и направленностью.

Аналитическое социологическое исследование является наиболее углубленным исследованием, позволяющим не только описать явление, но и дать причинное объяснение его функционирования, выраженное в системе количественно-качественных параметров.

В ходе аналитического исследования выявляются сущностные, причинные связи явления, изучается вся совокупность факторов, из которых затем выделяются основные и неосновные факторы. Как правило, программа и методы аналитического исследования тщательно подготавливаются. В нем комплексно, дополняя друг друга, применяются различные формы опроса, анализа документов, наблюдения, что требует тщательной работы по их состыковке и анализу данных.

Из видов аналитического исследования можно назвать эксперимент, точечное исследование, повторное исследование и панельное исследование.

Эксперимент предполагает создание экспериментальной ситуации путем изменения в той или иной степени обычных условий функционирования объекта.

Точечное (или разовое ) исследование дает информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Эта информация имеет статический характер и не дает представления о тенденциях развития объекта исследования. Такие данные могут быть получены лишь в результате нескольких исследований, проведенных последовательно через определенные промежутки времени по единой программе и теми же методами. Эти исследования будут называться повторными . Интервалы времени, через которые устраивается исследование, зависят от его целей и условий.

Особым видом повторного исследования является панельное , которое предусматривает неоднократное исследование одних и тех же объектов через определенные интервалы времени (например, периодические сплошные или выборочные переписи населения или неоднократные опросы выпускников средних школ с целью выяснения тенденций в осуществлении их жизненных планов через определенные промежутки времени).

Программа социологического исследования обычно включает в себя подробное, четкое и завершенное изложение следующих разделов:

методологическая часть - формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования;

методическая часть - определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки.

Существует несколько основных методов социологического исследования: анализ документов, опрос, наблюдение, тестирование, эксперимент, социометрия.

Анализ документов . Этот метод позволяет получить сведения о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно. Изучение документов нередко позволяет выявить тенденции и динамику их изменений и развития. Источником социальной информации выступают обычно текстовые сообщения, содержащиеся в протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикациях, письмах и т.п. Особую роль здесь выполняет информация социальной статистики.

Одним из примеров плодотворного в научном отношении использования этого метода является социологическое исследование У. Томаса и
Ф. Знанецкого "Польский крестьянин в Европе и Америке".

Особым случаем анализа документов является контент -анализ , который активно применяется к исследованию средств массовой информации (например, газетных материалов) и заключается в количественном подсчете смысловых единиц, содержащихся в объекте изучения.

Опрос - самый распространенный метод сбора первичной информации. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению, например, межличностные отношения. Результаты опросов легко поддаются дальнейшей обработке, при этом опрос - самый массовый метод сбора информации. Одной из главных проблем здесь является обеспечение достаточной репрезентативности (представительности) выборки, т.е. состав опрашиваемых должен воспроизводить все показатели и категории того более широкого состава людей, к которому принадлежит выбранная группа опрашиваемых. При интерпретации результатов опроса могут применяться математико-статистические методы обработки информации.

Существуют две основные разновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюирование .

При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Оно бывает также очным или заочным (опрос через газету и т.д.)

Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь (или его полномочный представитель) сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым, как говорится "лицом к лицу", и опосредованным, например, по телефону.

Кроме этого, опросы могут быть массовыми (опрос представителей различных социальных групп) и специализированными (опрос экспертов, т.е. лиц, компетентных в предмете опроса).

Следующим методом является наблюдение (внешнее или включенное). Недостаток этого метода заключается в возможном субъективизме исследователя, который поневоле "вживается" в предмет наблюдения и начинает определенным образом бессознательно фильтровать события. Большую известность получило включенное наблюдение, когда исследователь-социолог непосредственно или живет, или работает среди тех, чью культуру, нравы изучает. Таким образом, наблюдение нельзя назвать безусловно научным социологическим методом.

Тестирование (или тест ) - метод, техника изучения и измерения сложных свойств и качеств личности, не поддающихся прямому, непосредственному наблюдению. Тест конструируется как "батарея" относительно простых показателей (индикаторов), отражающих разные элементы, аспекты изучаемого свойства, на основе которых строится итоговая шкала. Тестирование как социологический метод дает весьма достоверные результаты при массовых измерениях. Метод тестирования пришел в социологию из психологии и должен быть всегда адаптирован к социологической реальности. С помощью тестирования изучаются установки, интересы, мотивация личности.

Эксперимент также не является специфическо-социологическим методом и требует учета особенностей социологической реальности. Как научный метод эксперимент был разработан Дж. Ст. Миллем. В ситуации эксперимента в контролируемых и управляемых условиях экспериментаторы получают новые знания, прежде всего о причинно-следственных отношениях между явлениями и процессами. Обычно в социологии он используется при изучении малых групп людей и имеет много общего с социально-психологическими экспериментами. При этом всегда должна соблюдаться моральная норма "не повреди" объекту.

Социометрия (от лат. socius - общий и греч. metron - мера) - метод исследования малых групп, коллективов и организаций с помощью описания системы межличностных отношений между их членами. Техника такого исследования (опрос по поводу наличия, интенсивности и желательности различного рода контактов и совместной деятельности) позволяет фиксировать, как объективные отношения воспринимаются и оцениваются людьми, занимающими различное положение в данной общности. На основании полученных данных могут быть построены социограммы

Составлено в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по всем специальностям среднего профессионального образования

ГОУ СПО «ДЕТЧИНСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № _______

По учебной дисциплине

«ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ПАЛИТОЛОГИИ»

Студентки группы 50БЗ курса 5

Шифр Б 08 754

специальность «ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ»

Кузьминой Светланы Леонидовны

Оценка__________________

«______» ____________________2010 г.

1.Вопрос № 4. Основные этапы развития социологии в России.

2.Вопрос № 24. Общество как социально-культурная система.

3.Вопрос № 38. Политика как социальное явление.

4.Вопрос № 54.Понятие политической системы.

5.Список используемой литературы.

Вопрос № 4. Основные этапы развития социологии в России.

В развитии социологической мысли в России можно условно выделить 5 основных этапов.

Первый этап – 1860 – 1890 гг.

Второй этап – 1890 г. – начало XX в.

Третий этап – первая четверть XX в.

Четвёртый этап – 20-е – 30-е годы XX в.

Пятый этап – конец 50-х годов, по настоящее время.

Первый этап относится к периоду развития промышленности, увеличения городского населения и усложнения социальной структуры российского государства.

Если за рубежом русскую социологию приветствовали, то России термин «социология» был запрещен. Даже в начале ХХ в. эта наука в университетах не читалась, но она интенсивно развивалась под такими названиями как «философия истории», «социальные основы экономики», «социальная психология».

Спор, как называть эту науку - "социальной физикой", "философией истории" или "социологией" был не столь беспредметен, как может сейчас показаться. Если бы речь шла просто о выборе того или иного названия, то, в конечном счете, можно было бы согласиться с любым из них или каким-либо другим, но вопрос заключался в ином - в междисциплинарных отношениях. Говорить о социологии как "философии истории" значило суживать рамки рассматриваемых явлений, так как абстрактное учение об обществе не должно пользоваться ограниченным материалом.

Не смотря, на это данная наука продолжала формироваться. Был определен ее предмет как методы, принципы, формы социального поведения. Главная особенность этого периода состояла в одновременном зарождении двух течений позитивизма и марксизма. Как и на Западе в России господствовала позитивистская социология.

В 1897 г. вышел первый учебный обзор по социологии на русском языке (Н. Кареев "Введение в изучение социологии"), в его библиографии русским авторам принадлежало 260 работ из 880. Но фактически список Кареева был далеко неполон: отечественных социологических исследований к тому времени было значительно больше.

К началу ХХ в. началась широкая разработка социальных проблем на психологической основе. Начинают проводиться массовые исследования, возрастает число публикаций, предпринимаются попытки социальных экспериментов, выходят работы посвященные итогам исследований. В 1909г. социология начинает изучаться как учебная дисциплина в ряде русских учебных заведений.

До революции 1917г. развитие социологии прошло несколько стадий, на которых выделились специфические направления:

1. Позитивизм (становление социологии, конец 60-х – конец 80-х годов

1) Географический детерминизм;

2) Органицизм;

3) Концепция культурно-социологических типов;

4) Народничество;

5) Субъективная школа;

6) Психологическое направление;

7) Классический позитивизм.

2. Антипозитивизм (начало 80-х годов ХIХ в. – ХХ в.):

1) Ортодоксальное направление;

2) Философский иррационализм;

3) Индивидуальный психологизм.

3. Неопозитивизм (начало ХХ в.)

После 1917г. появилась необходимость разработки социальной теории нового общества. Создаются кафедры социологии в Петрограде и Ярославле, и даже вводится научная степень по социологии. Но стремление соединить сложившийся в русской социологии и марксизме научный аппарат с новыми общественными условиями оборачивалось насилием над теорией, ее упрощением под идеологию. В эти годы начала издаваться литература по проблемам социологической мысли. Заметное влияние продолжала оказывать немарксистское направление, отраженное в работах П. Сорокина. Но в идеологической сфере шла борьба между марксизмом и другими взглядами. Наряду с теоретическим знанием развивались социальные исследования, рассматривавшие проблемы

рабочего класса, деревни, культуры в целом. К концу 30-х годов ХХ в.

социологию упразднили.

С 50-х. годов ХХ в. началось возрождение социологии. К 80-м. годам ХХ в. возникает понимание социологии как науки о социальных отношениях, механизмах функционирования и развития социальных общностей. В качестве предмета социологии рассматривается личность - субъект общественных отношений. Это свидетельствует о конкретизации предмета.

Вопрос № 24. Общество как социально-культурная система.

"Общество" является исходной категорией социологии. Это понятие очень часто употребляется как в научной литературе, так и в обыденной жизни, при этом порой под ним подразумевается каждый раз разное содержание.

В научной литературе под ним подразумевают и предельно широкую общность людей, и форму наиболее общей социальной связи, которая объединяет индивидов, группы в некоторую целостность на базе общей деятельности и культуры.

О.Конт рассматривал общество как функциональную систему, элементами структуры которой является семья, классы и государство и которая основана на разделении труда и солидарности.

Таким образом, в широком смысле слова общество - это исторически конкретная совокупность людей, являющаяся продуктом их взаимодействия в процессе деятельности. Данную исторически развивающуюся совокупность вполне естественно считать социальной системой, при этом самой большой системой. Социальной системе присущ специфический состав элементов и устойчивый порядок их взаимосвязей, благодаря чему общество как целостная система образует совершенно новое качество, которое нельзя свести к простой сумме качеств составляющих ее элементов. Сложность является существенным признаком социальной системы. Общество, по сравнению с природными объектами, более сложное как по многообразию связей, отношений, процессов, так и по богатству возможностей и тенденций развития. Чем более развито общество, тем более разнообразны характерные для него социальные взаимоотношения. Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие "подсистема".

1) экономическая (ее элементами являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);

2) социальная (состоит из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, из их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом);

3) политическая (включает в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование);

4) духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые в реальной жизни общества образуют явление духовной культуры).

Каждая их этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой "общество", в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга.

Основные признаки, характеризующие общество:

1.население

2.территория

3.способность производить и воспроизводить высокую интенсивность связей и отношений

4.автономность и высокий уровень саморегуляции

5.большая интегрирующая сила, которая способствует социализации новых поколений людей.

Американский социолог Валлерштайн выдвинул концепцию общества, согласно которой общество подразделяется на три яруса:

1.ядро - модернизированные страны - технически эффективные, политически стабильные, с высоким уровнем потребления. Ядро занимает передовые позиции за счет эксплуатации периферии и полупериферии, т.к. не может развиваться только за счет своих ресурсов.

2.периферия - модернизация началась недавно, доходы населения невысокие, технологии примитивные.

3.полупериферия - это промежуточное звено. Она эксплуатируется ядром, но сама эксплуатирует периферию. Такие общества в мировой системе играют больше политическую роль, чем экономическую. Одни страны вытесняются на периферию, другие могут стать ядром.

Признаки современного общества:

Информационный технический базис

Знания являются основой благосостояния общества

Ведущая отрасль - сервис

Массовый класс - служащие, управленцы

Принцип управления - согласование

Социальная структура - функциональная

Политический режим - непосредственная демократия, самоуправление

Идеология - гуманизм

Религия - мелкие концессии

Нынешнее "современное общество" - гораздо более сложное и специфическое образование, которое в трех словах не опишешь, поэтому социологи строят многомерные теоретические модели для отражения этой новой "современности".

Что касается современного российского общества, то можно сказать следующее. Глубокие и сложные процессы происходят в нем - социальный кризис, трансформация социальной структуры, политические и духовные изменения, социальные конфликты и т.д. Это характеризует российское общество как общество переходного состояния, главное противоречие которого заключается в борьбе двух типов рыночных отношений и капиталистической деятельности: традиционалистской и современной - за установление цивилизованных форм капиталистической деятельности, за эффективную защиту социальных и экономических прав граждан.