Болезнь «селфи-зависимость». Селфи - дурная привычка или заболевание? Социальные сети и реальность постмодернизма

26.12.2016 22:31:23

В одной из статей мы рассматривали как настроить интернет на телефоне Fly .

Сегодня селфи, самый распространенный фотожанр. Откройте страничку пользователя в соцсети, в том же Инстаграме. 8 из 10 фото, наверняка, будут сняты в жанре селфи. Считается, что жанр селфи – самый простой из всех. Казалось бы, что тут сложного: вытянул руку, навел фокус, сделал снимок. Только даже здесь множество подводных камней, из-за которых огромное количество изначально удачных кадров оказываются безнадежно загубленными. Попробуем разобраться, как правильно делать селфи так, чтобы не разочаровать себя и окружающих.

Селфи (от английского selfie, self, сам себя) - это, по сути автопортрет, сделанный с помощью смартфона или фотоаппарата. Жанр селфи начал набирать популярность в 2000 годах, когда мобильные телефоны и смартфоны стали комплектоваться хорошими камерами. Впервые это слово появилось в 2002 году в Австралии на интернет-форуме ABC Online. Первые автофотопортреты начали делать еще в начале 20 века, когда фирма Kodak выпустила портативную фотокамеру Kodak Brownie. Так что уже более 100 лет селфи снимают все, независимо от пола, возраста или социального статуса. В 2013 году оно стало настолько распространенным, что вошло в Оксфордский онлайн-словарь английского языка.


Селфи можно разделить на несколько видов:

Вифи – максимально умилительное фото с друзьями.
Релфи – селфи с любимым человеком.
Груфи – групповое фото. Сделать можно с помощью специальной селфи-палки.
Бифи – селфи в купальнике.
Белфи – фото, сделанное со спины. Как правило, делают девушки, чтобы показать выразительную фигуру.
Лифтолук – фото, сделанное в зеркале лифта.
Хот-дог селфи – снимок загорелых ног.
Экстрим-селфи – фотография в экстремальной ситуации.



Основные правила для селфи

Просто вытянуть руку и сделать снимок для хорошего селфи недостаточно. Необходимо соблюсти несколько важных условий:

Выберите хорошую камеру. Чаще селфи делают с помощью фронтальной камеры, у которой, как правило, разрешение ниже, чем у тыловой. Если у «фронталки» не хватает мегапикселей, но есть возможность снять шикарный кадр, лучше развернуть телефон и сделать снимок с помощью основной камеры. Делать селфи лучше при хорошем освещении. В сумерках или полумраке комнаты фронтальная камера может не вытянуть кадр и снимок получится «шумным» и размытым. Старайтесь не пользоваться широкоугольными объективами. Сделанные таким образом снимки получаются растянутыми и искаженными.

Правильный ракурс. Идеальный ракурс для селфи – когда камера находится чуть выше уровня глаз, при этом голова слегка наклонена. Если селфи делается в полный рост, лучше встать слегка вполоборота. Особенно, это важно для девушек, которые любят фотографировать точеную фигуру. Не опускайте камеру слишком низко, если не хотите, чтобы лицо расплылось, появился двойной подбородок и гигантские ноздри. Не рекомендуется делать селфи строго анфас – изображение получается слишком плоским и невыразительным. Не заваливайте слишком сильно горизонт, чтобы не возникло ощущение падающего кадра.

С правильным ракурсом, соответственно, связана и правильная поза. Количество поз для селфи, практически, безгранично. Нужно отталкиваться от того, что вы хотите подчеркнуть или, наоборот, спрятать на снимке.






Следите за освещением. Грамотные фотографы советуют подбираться для снимков дневной рассеянный свет, не вставать напротив солнца, а в комнате использовать лампы дневного света. Нужно следить за тем, чтобы в кадре не было слишком много ярких источников света.


Правильный фон. Даже подобрав хорошую камеру и приняв правильную позу, можно «запороть» снимок селфи, если не продумать нужный фон. Делая селфи дома, обратите внимание, что в кадр не попал беспорядок в квартире, немытая посуда на кухне или тусклые обои. Снимая фото на улице, следите за тем, чтобы в кадр не попали прохожие, которые могут оттянуть на себя внимание зрителя. Конечно, идеальный фон для селфи – природный. Фото, сделанное на фоне гор или водопада сложно испортить даже если вы совсем «неумеха» в плане фотосъемки.




Мимика. Лучшее выражение лица для селфи – это искренняя улыбка, которая способна собрать «урожай» лайков в соцсетях. Не бойтесь экспериментировать, проявите в себе актерский талант. Попробуйте изобразить грусть, испуг, разочарование – главное, чтобы выражение лица было натуральным. Фальш на фото не простят.


Домашние животные. Домашний питомец в кадре, в любом случае, обеспечит отличное селфи. Животным «играть» на камеру не нужно, они и так максимально естественны. Остается только слегка подыграть для большего эффекта «няшности».




Вспомогательные устройства. Чтобы в кадр попало как можно больше деталей, например, при съемке селфи с друзьями, или на фоне достопримечательностей, лучше использовать специальную палку для селфи – монопод. Какой выбрать монопод для селфи, а также о специальных приложениях для селфи-палок, читайте в нашей статье . Так как смартфон оказывается зафиксированным, фото выходит более четким, чем то, которое сделано на вытянутой руке. Добавить изюминку к селфи можно с помощью фильтров, например, сделать снимок черно-белым или сепией для эффекта старого фото.





Другие смартфоны Флай
Все модели телефонов Fly можно найти в нашем интернет магазине.

Как сделать правильное селфи девушкам

Помните о легком наклоне головы. Не наклоняйте слишком низко, чтобы не показалось, что у вас свернута шея. Позы для селфи лучше выбрать так, чтобы подчеркнуть выразительность глаз и очертания фигуры. Например, развернуться примерно на 30 градусов. Грудь можно слегка приподнять, только следите за тем, чтобы это не выглядело пошлым и вульгарным. Следите за освещением, чтобы не оказалось, что одна часть тела на фото освещена хорошо, а другая попала в тень. Не переборщите с макияжем. Лучше слегка подкрасить ресницы и нанести легкий блеск для губ. Кстати, не злоупотребляйте с накладными ресницами. Обратите внимание на то, что снимок также запросто могут испортить густые тени и неряшливые брови.

Вот пример хороших снимков:



А вот так делать не надо:

Как сделать правильное селфи парням

Мужчины, в отличие от девушек, редко заморачиваются на том, чтобы сделать селфи правильно. Парням лучше не стараться принимать вычурные позы. Выигрышные селфи у парней получаются в обнимку с животными, знаменитостями, в ночных клубах.


Накачали мощные бицепсы в спортзале? Сделайте селфи в зеркале, и приток лайков и новых подписчиц обеспечен.

Если особой мускулатурой не обладаете, не стоит ее изображать. Зрелище выйдет жалкое:


Любителям экстремальных видов спорта следует взять с собой монопод и камеру GoPro. Ничто так не привлекает внимание, как фотографии, сделанные во время прыжка с парашютом на высоте в несколько километров, под водой или над водой, в парке развлечений на американских горках, над бурлящей рекой или водопадом. Не переборщите - экстремальное селфи, сопряжено с риском для жизни.




Главное правило для хорошего селфи -ваша искренность. Это касается как парней, так и девушек. Чем естественнее выглядите в кадре, тем больше зрителей оценит снимок. Забудьте про губы «уточкой». Мало того, что это неестественная гримаса, так он уже давно не в тренде. Не бойтесь пробовать разные ракурсы, подбирать фоны и зовите в кадр лучших друзей.

Если Вам интересно, то Вы можете ознакомиться со статьей, где мы рассмотрели основные

Чаще всего ищут россияне в поисковой системе Яндекс. Селфи любят делать не только обычные юзеры, но и звезды шоу-бизнеса. Последние, можно сказать, являются законодателями моды на селфи: именно со знаменитостей большинство пользователей «Фейсбука», «Твиттера» и «Инстаграма» берут пример.

О том, как правильно делать селфи и какие разновидности «себяшек» существуют, лучше всего знают Дмитрий Медведев, Алена Водонаева, Никита Джигурда, Риана, Анна Седокова, Джим Керри, Саша Грей и другие.

Итак, что такое селфи? Селфи («себяшка», «самострел») - это разновидность автопортрета: когда фотографирующий сам себя запечатлевает на камеру. Несмотря на то, что слово «селфи» существует примерно с 2002 года, а самый огромный интерес к нему во всем мире зафиксирован в 2013 году, явление самофотографирования нельзя назвать новым. Мода на «самоснимки» возникла задолго до появления айфонов, айпадов и смартфонов.

Один из первых автопортретов был сделан в 1900 году , когда появились портативные камеры Kodak Brownie . Выглядело это вот так:

Фото - Википедия

Сегодня это выглядит по-другому. Пример классического селфи приводит фронтмен альтернативной группы , известный по фильмам «Реквием по мечте», «Господин Никто» и «Далласский клуб покупателей», - Джаред Лето .

Разновидностей селфи существует огромное множество. Мы составили Топ-20 самых популярных видов селфи , которые встречаются в «Инстаграме», «Твитере» или «Фейсбуке» почти у каждой уважающей себя знаменитости.

1. Лифтолук - автопортрет, сделанный при помощи зеркала, расположенного в лифте. Фотографировать свое отражение в лифте любят Алена Водонаева и Анна Седокова. Но автором самого знаменитого лифтолука является премьер-министр РФ .

Селфи было сделано по многочисленным просьбам подписчиков 11 июня 2014 года в лифте Дома правительства РФ. Лифтолук от Дмитрия Медведева оценили 185 тысяч пользователей сети «Инстаграм».

2. Уткоселфи , или Duckface , - еще одна тенденция в изображении себя любимого. Чаще всего к ней прибегают девушки: делая автопортреты, они искусственно выпячивают вперед губы. В итоге «губки бантиком» напоминают не что иное, как утиный клюв. Гламурным чикам кажется, что это сексуально. Однако интернет-пользователи воспринимают такие селфи очень негативно.

Звезды тоже часто надувают губки, «как утки» . Например, Риана :

3. Груфи , или Group Panoramic Selfie , - панорамное групповое селфи, тренд 2015 года. Китайцы уже изобрели смартфон, позволяющий вмещать на фото больше людей, пейзажа и интерьера. Но подавляющему большинству юзеров пока что приходиться пользоваться возможностями своих рук или палкой для селфи.

Никита Джигурда - бог груфи. Его страничка в «Инстаграме» пестрит изображением самого себя на фоне беснующейся толпы фанатов.

4. Фитнес-селфи , или селфи из спортзала , все больше набирает обороты. Тина Канделаки уже показала себя любимую, стройную и красивую в неприлично облегающих бедра шортиках и коротком топе на фоне боксерских груш.

Но по количеству лайков их опередил молодой поп-певец из Канады - . Неподражаемая улыбка, невинный взгляд, безупречный пресс - и все это на фоне тренажерного зала. 1,2 миллиона подписчиков просто не смогли устоять перед этим фото…

5. Релфи , или Relationship selfie, - автопортрет с любимым человеком. Исследования показывают, что такой вид селфи чаще всего выводит юзеров из себя. Однако фото с Брэдом Питтом , скорее, относится к удачным релфи. Как такое может нервировать?

6. Туалетный лук - автопортрет, сделанный в ванной или туалете напротив зеркала. Делая селфи в ванной, нужно помнить о том, что чем больше видно тела, тем лучше. Неплохой пример от :

7. Белфи , или Butt-selfie , а по-русски просто попо-селфи . Фотографируя свою пятую точку, не забывайте, что показать ее нужно во всей красе. Например, как американская светская львица Ким Кардашян :

Ученые считают, что мелфи - это одно из проявлений нарциссизма. Хештеги эпатажного певца, стилиста и парикмахера Сергея Зверева и стихотворение непредсказуемого певца, актера и режиссера Никиты Джигурды наталкивают на некоторые подозрения...

Врачи также уверены, что мужчины, делающие фото самих себя любимых и выкладывающие их в социальные сети, склонны к психопатии. Будем надеяться, что этот синдром никогда не постигнет наших любимых звезд шоу-бизнеса.

9. Бифи , или Bikini Selfie , - селфи в бикини, чаще всего на пляже. Несомненным лидером по количеству селфи в бикини является Ким Кардашян. У нее их столько, что своим пользователям она успела ими намозолить глаза. Поэтому в пример приводим нашу русскую Нюшу , которая тоже любит позировать в купальнике на камеру своего смартфона.

10. Фелфи , или Farmer Selfie . Хотя термин под собой подразумевает фотографии фермеров со своими животными, часто он воспринимается как селфи с любимыми питомцами (не каждая знаменитость может похвастаться фермерским хозяйством).

Часто выкладывает в «Инстаграм » фото своей любимой собаки Тарзана: «Она понимает меня с полуслова и радуется каждой встрече» .

11. Шуфис , или Shoes Selfie , - фото своих ног в любимой обуви на фоне асфальта, моря, неба, гор и многого другого, на что у автора селфи хватит фантазии. Такое милое шуфис показала своим фанатам Риана :

12. «Только проснулась» , или Wake Up Selfie . Во время создания такого селфи главное сделать вид, что вы действительно только проснулись. Голова - на подушке, тело - под одеялом, волосы - чуть растрепаны. А туш на ресницах и подводка на глазах - дело последнее. Ну, мало ли, кто как засыпает...

Вера Брежнева только проснулась и сразу потянулась за телефоном:

13. Селфи в ванной , или Bath Selfie . Больше пены, больше лепестков роз, больше свечей на бортике ванны. В кадр должны попасть напедикюреные ногти, желательно покрытые красным или бордовым лаком. Примерно так:

Фото - vk.com

Ну, и этот вариант тоже ничего. Майли Сайрус , как всегда, со своим неподражаемым чувством самоиронии демонстрирует навыки работы в «Ф отошопе» :

14. Сагли , или Uglies Selfie , другими словами - уродское селфи. Развлечение для тех, кто любит корчить рожи, и для тех, кому противны «уткоселфи» и другие ми-ми-мишности. Так получилось, что для описания этого вида селфи из звезд Мерлин Менсон подошел больше всего.

15. Селфи после секса , или After-Sex-Selfie . На фото - счастливые, ну, или не очень (если «самострел» посвящен «скорострелу»), лица влюбленных. Можно в одиночку, если и так понятно, чем до селфи занимался «самострельщик».

«Долгое утро», - подписала изображение Алена Водонаева:

Про пристрастие к селфи много шутят, но последнее время люди все больше задаются поиском реальных психологических предпосылок увлечения. Психологи и социологи даже провели немало исследований. И выяснили не только причину тяги к селфи, но и научились «читать» снимки. А чрезмерную увлеченность назвали селфизмом.

Селфи дословно можно перевести как «себяшка». Это вариант фотосъемки, при котором человек запечатлевает сам себя с помощью вытянутой руки или специального устройства – селфи-палки.

Ученым из Технологического института Джорджии удалось в ходе исследования выявить несколько интересных фактов о селфи:

  • Пик увлеченности приходится на возраст 18–35 лет.
  • Среди всех любителей селфи 70 % – женщины.
  • Больше половины фотографий отражают внешность автора, в том числе выбор одежды, макияжа, прически.
  • На втором месте по популярности селфи с родными людьми и друзьями. Так называемые социальные селфи.
  • Менее популярны селфи, подчеркивающие этническую принадлежность, рассказывающие об отдыхе автора, путешествиях, занятиях спортом.

В результате эмпирического исследования ученые пришли к выводу, что селфи – это часть самопрезентации, элемент интернет-образа. Не секрет, что люди часто являются тем, кем хотят быть, а не тем, кем являются на самом деле.

Цель фото – убедить других пользователей в успешности автора страницы. Как правило, жизненный успех на просторах интернета измеряется физической привлекательностью, богатством и здоровьем. Люди даже рискуют жизнью ради интересного снимка. К сожалению, рискуют не всегда удачно.

И это еще не все. Наверняка вы видели много шуток из рубрики «ожидание – реальность», которые наглядно показывают закулисье социальных сетей. Но зачем и кому нужно подобное пускание пыли в глаза или реальное хвастовство собственными материальными ценностями?

Психологические причины

Мы уже подошли к ответу. Прежде всего, побудителем выступает система и личности.

  1. Подделывать фото для сети любят те, кого не устраивает собственная жизнь. То же актуально для обработки фотографий. Мы сейчас не говорим о красивой профессиональной съемке. Речь идет о злоупотреблении фотошопом, изменении собственной фигуры, цвета глаз и т. д.
  2. Те, кто действительно материально обеспечен, выкладывают реальные фото в инстаграм, чтобы вызвать зависть у других людей, похвастаться, самоутвердиться.
  3. Есть третья категория людей. Те, кто просто любят себя, имеют в характере черты .
  4. Иногда селфи сопровождается действительно интересной информацией или демонстрацией красивого места, увлекательного мероприятия. «Но почему бы просто не сфотографировать окружающую обстановку?», – спросите вы. Автор хочет показать максимальную причастность к происходящему, наглядно доказать, что он там был. А то ведь попробуй докажи общественности, что просто фотографию сделал именно он. Это вытекает из потребности во внимании, значимости, причастности к чему-то важному. По крайней мере, важному с точки зрения автора. А еще чаще всего он хочет получить поддержку, одобрение, положительную оценку его действий.
  5. Для еще неокрепших личностей селфи – форма самопознания. Точнее, человек выясняет, каким мир хочет его видеть. Комментарии, лайки, дизлайки формируют у индивида представление о допустимости или недопустимости действий, эмоций, мест, запечатленных на фото. Новый цвет волос, прическа, увлечения, обучающие курсы – на все не определившийся и неуверенный в себе человек жаждет получить ответ общества.
  6. Есть люди, которым нравится публичная жизнь. Они не хотят кого-то задеть, возвыситься. Они просто хотят показать себя. Как правило, у активных пользователей селфи есть круг своих почитателей, поклонников. Это некая игра в известность. Можно, конечно, пойти дальше и предположить, что это нереализованная потребность в любви, последствие . Но, как говорил Фрейд, «иногда сигарета – это просто сигарета». Есть люди с чертами демонстративности.

Интересный факт! Согласно одной теории, пристрастие к селфи – результат стремления гармонизировать окружающую среду, пережить и принять неудовлетворяющую реальность. В психологии существует понятие эстетизации. Это , при котором человек придает эстетическое значение травмирующим вещам.

Польза селфи

Есть у селфи и чисто практическая сторона:

  • Зафиксировать успехи в похудении. Не обязательно это выкладывать, но и публично порадоваться за себя порой хочется.
  • Получить поддержку, разделить печаль или радость. Селфи отлично передают эмоции. Правда, если у человека в реальной жизни есть с кем поговорить, то он вряд ли побежит рассказывать о неудачи миру. А вот о радости иногда действительно хочется кричать на весь мир. Для этого и существуют селфи.
  • Сделать приятное другу. Представьте, что вы по почте получили долгожданную посылку с теплым свитером. Тому, кто сделал подарок, будет приятно увидеть ваше селфи в этом свитере.
  • Подтверждение своей локации для начальника или ревностного супруга. Не самый лучший пример, но это тоже бывает.
  • Самомотивация. Для некоторых людей страница с селфи – это просто виртуальный фотоальбом, напоминающий о значимых событиях.

Не страшно, если селфи – один из способов получения внимания, любви, поддержки, заботы. Если это лишь дополнение, если человек не готов ради лайка прыгать с обрыва, то это можно назвать здоровой психотерапией. У каждого свой масштаб потребности во внимании.

Послесловие

Речь идет не столько о селфи, сколько в принципе о тяге к созданиям фотографий, публикациям в социальных сетях. Самому себя сфотографировать удобнее, чем просить другого человека, особенно в незнакомых местах, потому селфи популярнее.

Социальные сети прочно вошли в нашу жизнь. Некоторым людям они даже заменили реальную жизнь. Нельзя говорить о пристрастии к селфи в общем ключе. Каждый случай требует отдельного рассмотрения, понимания мотивов конкретного человека.

У каждого из нас есть знакомые, которые любят фотографировать себя всегда и повсюду: в кафе, на прогулке, за завтраком и даже (классика!) перед зеркалом в общественном туалете. Нередко встреча с ними превращается в бесконечную и бессмысленную фотосессию. Сегодня о селфи и зависимости от него, получившей название «селфизм», возникло немало шуток, забавных и не очень историй. Кроме того, это явление уже стало объектом всевозможных психологических исследований. Попробуем разобраться в том, что же такое селфи, какова его роль в современной культуре, а также как и почему формируется зависимость от него.

Социальные сети и реальность постмодернизма

Социальные сети дают новые возможности для общения на расстоянии. Теперь выражать свои эмоции можно не только с помощью слова, но и с помощью камеры, встроенной в смартфон. Виртуальная реальность по количеству связей превосходит любой круг общения в рамках какой-либо социальной организации, будь то профессиональная или неформальная группа. Наше социальное окружение постепенно переместилось в область виртуальности, где действуют особые законы. В связи с этим происходит изменение способов восприятия себя и окружающей нас реальности. Феномен селфи, который появился и стал распространяться не так давно, также играет определенную роль в этих изменениях. Но почему это происходит именно сейчас? Что привело к этим процессам?

Во-первых, изменилась общественная среда. Трансформировался не только способ взаимоотношений, но увеличилось и количество участников, вовлеченных в процесс общения. Самое главное – поменялся характер социального взаимодействия, а вслед за ним и цель.

Однако современное влияние социальных сетей преобразует не только сферу коммуникаций, но и воздействует на отношения человека с миром, что непосредственно отражается на процессе мышления, в котором эстетическое становится одной из основополагающих ценностей. Восприятие, созерцание и переживание сегодня являются главными факторами, определяющими выбор человека. Такой выбор не требует рефлексии, он очевиден и прост: «Конечно, я выберу платье этого цвета, ведь он мне так идет!». Однако суждения вкуса не всегда подходят в качестве мотива к действию, реальность требует от человека учитывать массу факторов, а это труднее. Реальность состоит из множества жизненных явлений, на большую часть которых мы не можем повлиять, зато можем изменить их восприятие как на индивидуальном, так и на коллективном уровне.

Мишель Маффесоли, описывая новую форму ориентации человека в ситуации постмодернизма, вводит понятие эстезис. Эстезис – это «непрерывный процесс эстетизации всех жизненных явлений». Эстетизация как форма взаимодействия с реальностью разворачивается в культуре XX века в ответ на рационализм модерна и строгость тоталитарных режимов индустриальной эпохи, где эстетическое было вытеснено из общественной сферы в угоду прагматизму.

Но термин «эстетизация» встречается и в психоанализе. Это механизм, защищающий сознание от травмирующей его действительности. Этому психическому процессу также обязано и искусство: оно выполняет для нас компенсаторную функцию, достраивая реальность до гармоничного целого, в котором мы способны к безопасному переживанию жизни.
Возможно, столь широкое распространение фотографии как нового вида искусства в XX веке также во многом связано с работой этого защитного механизма, с мучительными поисками этого гармоничного целого, которые раньше были доступны лишь избранным.

Мир через объектив фотокамеры, или искусство видеть

Представители The Byron Company/The Museum of the City of New York.

Искусство фотографии имеет полуторавековую историю, в процессе которой социальный смысл фотографии неоднократно менялся. На заре своего появления фотография была средством копирования действительности. К фотосъемке относились с предельной серьезностью: в первой половине прошлого века перед объективом собиралась вся семья и неподвижно ожидала момента своего «запечатления в истории». Фотография на какое-то время даже потеснила реалистичную живопись, поставив под вопрос ее необходимость.

С развитием техники фотография стала доступна каждому. Каждый может стать фотографом и заниматься профессиональной или любительской фотосъемкой. Семейный фотоальбом - это часть семейной жизни. Человек стал обращать внимание на повседневную жизнь, появился целый жанр бытовой фотографии. Однако семейный фотоальбом - это личная вещь, хранящая историю и память в виде моментов прошлого.

Сегодня фотография используется для быстрой передачи информации, общения и в качестве способа публично заявить о себе. Благодаря социальным сетям фотография из интимно-личного пространства переходит в публичное, доступное всем и каждому.

Формируя «фокус» восприятия мира, фотография изменила и наше отношение к нему. Мы смотрим на вещи и, оформляя их в рамку, фрагментируем реальность. Жизнь как таковая нас уже не интересует, она становится предметом эстетического восприятия, а потому появляется потребность достроить такие границы, в которых объект восприятия будет выглядеть привлекательно. Если раньше это была прерогатива медийных личностей, тех, кто превратил свою жизнь в товар на рынке красоты, то сегодня каждый может позволить себе соответствовать той глянцевой жизни, которую мы раньше могли видеть только на обложках модных журналов.

Потребляя вещь или услугу, будь то путешествие или еда в ресторане, главным критерием выбора является ее эстетическая привлекательность, которую мы фиксируем с помощью камеры, и тут же отправляем в сеть в поисках подтверждения и признания нас и нашего выбора как правильного, где за соответствие нужному образу человек получает «поглаживания» в виде лайков или репостов, что становится основанием для действий.

Селфи – автопортрет, меняющий человека


Винсент Ван Гог «Автопортрет в серой фетровой шляпе III»/© Wikimedia Commons.

Селфи – это искусство, популярный жанр фотографии, такая разновидность автопортрета, который создается при помощи мобильного устройства. Фотографирование себя на расстоянии вытянутой руки.

Вероятно, жанр автопортрета в фотографию пришел из живописи, где был разработан и получил глубокое психологическое и философское обоснование. Но в живописи автопортрет создается художником с целью поиска себя, это попытка воплотить свое Я в произведении искусства.

Винсент Ван Гог, автопортреты которого являются отражением вечно ускользающего Я, пытался схватить и выразить в красках свою неизменную сущность, перенести ее на холст, сохранив для вечной жизни.

Вот что пишет Ван Гог о фотографии:

«...Фотография – это всегда неизменно условные глаза, носы, рты, восковые, гладкие, холодные. В них всегда есть что-то мертвенное. А вот живописные портреты живут собственной жизнью, исходят непосредственно из души художника, чего не может дать никакая машина. Чем больше видишь фотографий, тем яснее это становится».

Конечно, фотография дает меньше возможностей для самовыражения, потому как уже прикована к реальности, но насколько далек от истины великий художник?

Если творчество Ван Гога было, в первую очередь, поиском себя для себя, то современное селфи-творчество можно назвать поиском «себя для других», такого себя, который будет интересен другим. А как стать интересным для других? В культуре потребления ответ один – необходимо приобрести то, что имеет ценность для общества. Если уж и создавать автопортрет, то с тем, что имеет социальную значимость.

Сьюзен Сонтаг говорит о том, что «сфотографировать значит присвоить фотографируемое».

Фотографируя, мы присваиваем объект, делая его виртуальную копию своей собственностью. А благодаря социальным сетям делаем этот факт публичным. Если следовать логике С. Сонтаг, то селфи – это «умножение» себя, присвоение своей виртуальной копии самому себе, попытка запечатлеть себя в каждый момент своей жизни. Возможно, стремление делать селфи обусловлено вытесняемым страхом смерти, а также внутренней тревогой, вызванной потерей идентичности.

Селфи – это не обычная фотография, в которой объект и субъект находятся по разные стороны объектива. Если использовать классификацию Ролана Барта, то можно говорить о том, что в селфи сливаются воедино все три лица, участвующие в процессе съемки – зритель, фотограф и модель, которую фотографируют. В момент, когда человек узнает о том, что оказался в объективе фотографа, он тут же начинает вести себя неестественно, не так, как обычно ведет себя в жизни, он позирует и играет с существующим у себя в сознании образом своего Я. Созерцая фотографию, мы скорее наблюдаем то, как человек хочет выглядеть для нас, но не то, как он выглядит на самом деле.

Социальные сети фундаментально изменили смысл фотографии в современном обществе. Сфера фотографии стала публичной, она напрямую зависит от стереотипов и принятых в обществе стандартов. Мышление современного человека, его взгляд на мир и взаимодействие с ним превратились в поиск идентичности, где в процессе эстетизации действительности он отчуждается от своего Я, срастается со своей маской, виртуальным двойником, что влияет и на его поведение в реальной жизни. Люди создают привлекательный для других виртуальный образ, соответствующий всем стандартам гламурных журналов и красивых кинофильмов, где важным является не только главный герой, но и каждая мелочь, оказавшаяся в кадре. Человек, создающий свое виртуальное Я, старается удивить других, поместив в объектив камеры не только свое лицо, но и другие атрибуты, необходимые для признания в обществе, например, используемые им бренды. В результате происходит фундаментальная переориентация жизненного пространства на исключительно эстетически привлекательные, привлекающие внимание, внешние явления и проявления себя. Это обусловлено поиском объектов, с которыми можно себя идентифицировать. По мере появления на своей странице удачных кадров человек может даже немного успокоиться, а его внутренняя тревога утихнуть, но завтра настанет новый день, а значит, голод идентификации нужно будет снова удовлетворять.

Наряду с новыми возможностями для общения мы получили и новую действительность, в которой нет места некрасивым людям, грязным подъездам и непривлекательной пище. Да, это может свидетельствовать о повышении уровня эстетического восприятия и даже эстетической культуры общества, что впоследствии может отразиться и на реальном преображении жизненного пространства человека, например, города. Однако одновременно с этим эстетическое восприятие действительности может влиять на жизненно важные решения, где приоритетным является то, что привлекательнее выглядит. Человек всегда стремился к прекрасному, однако выбор, совершаемый на уровне переживания, иррационален, красивое может обернуться обманом, а за погоней за привлекательной картинкой может скрываться пустота, свидетельствующая об отчаянии и бессмысленности.

Когда Я идентифицируется через фотографии в социальной сети, происходит качественная трансформация мышления, ведущая к потере идентичности, потому что внешняя форма начинает подменять внутренний смысл. Человек оказывается зависим от селфи, что и приводит к отклонению под названием «селфизм». Ощущая данное противоречие между внешним и внутренним, он начинает искать свое Я, пытаясь идентифицировать себя с чем-либо, но привычка - вторая натура, а значит, способ поиска идентичности происходит снова через внешнее. Очевидно, чтобы выбраться из этого порочного круга, необходим качественный пересмотр нашего поведения и ценностей, на которые мы опираемся.

Фото: музыкант Джордж Харрисон, 1966.

В 2013 году пластические хирурги заметили любопытный тренд - все больше пациентов в возрасте от 20 до 40 стали обращаться к ним с просьбой сделать пластику носа. При этом они жаловались, что их носы выглядят некрасиво на селфи. Некоторые хирурги вроде Бориса Пашковера предлагали клиентам посмотреть в зеркало и увидеть, как они выглядят на самом деле.

На самом деле селфи, особенно сделанные при определенных углах, искажают размеры носа. Чем-то они напоминают зеркала заднего вида в автомобилях: объекты на них выглядят крупнее, чем на самом деле. Пашковер - не единственный хирург, к которому обращались за пластикой ради селфи. Опрос Американской академии лицевой пластики и восстановительной хирургии показал, что 42% хирургов сталкивались с клиентами, которые просили их поменять внешность для селфи.

Пашковер решил с помощью науки объяснить своим пациентам, что происходит с их лицом, когда они пытаются сделать селфи. Для этого он и его коллеги из Стэнфордского и Рутгерского университета разработали математическую модель, демонстрирующую, как меняется размер носа человека на экране в зависимости от расстояния между лицом и камерой.

Для этого они обратились в Национальный институт охраны труда, который уже три десятка лет измеряет головы американцев для создания респираторных масок нужного размера. С помощью данных института исследователи смогли создать модели мужской и женской головы со среднестатистическими показателями ширины и длины носа. Они измерили, как меняется визуальное восприятие ширины носа по отношению к расстоянию от уха до уха в зависимости от того, на каком расстоянии от лица находится камера.

Ученые обнаружили, что на расстоянии в 30,48 см (типичное расстояние для селфи) линзы искажают лицо, из-за чего нос или другая ближайшая к камере часть лица, выглядит на 30% больше своего реального размера. А вот на стандартном расстоянии для портрета (около полутора метров) изображение не искажается .

«Селфи изменили наше самовосприятие, - считает Пашковер. - Мы видим лица людей ближе, чем привыкли это делать, и потому судим их более строго».

До недавнего времени считалось, что, чтобы сделать идеальное селфи, нужно просто много фотографироваться и учиться. Однако новые научные исследования говорят, что стоит попробовать следующие трюки.

Подбородок ближе к камере

Ближайшая к камере часть лица всегда будет выглядеть больше. Не нужно прямо смотреть в объектив, чтобы тот сфокусировался на торчащем носе - лучше наклоните камеру или голову на 10-15 градусов. Если вы хотите выделить линию подбородка, советует Пашковер, слегка приподнимите его. «Так ваша челюсть будет выглядеть крупнее и мощнее», - сказал он.

Наклонитесь в нужную сторону

Таким же образом можно увеличить на фотографии скулы и глаза. Если ваши уши и нос окажутся в одной параллельной плоскости, они перестанут выступать на лице, а скулы окажутся ближайшей к камере частью лица. Хотите, чтобы ваша шея выглядела длиннее и тоньше? Опустите плечи и вытяните голову. «Если вам хочется подчеркнуть удачный ракурс, наклоните голову или подставьте к ней руку», - советует Эшли Карман, редактор издания The Verge.

Покажите свою левую сторону

Если вы хотите показать лучшую сторону своего лица, продемонстрируйте его левую часть. Исторически сложилось так, что многие люди позируют именно левой стороной (как для классических картин, так и современных фото). Психолог Университета Ля Троб в Австралии Аннукка Линделл считает , что селфи не исключение. Линделл и другие ученые изучили 10 последних селфи 200 пользователей Instagram и обнаружили, что те предпочитают показывать на фотографиях левую сторону лица. Но действительно ли эта часть выглядит лучше в глазах других? На этот вопрос у Линделл пока нет ответа, но она как раз пытается узнать, какая из сторон собирает больше лайков и комментариев. «У людей действительно есть лучшая сторона лица, - считает исследовательница. - Но пока непонятно, насколько это понятие объективно».

Исследователи и профессиональные фотографы советуют держать камеру выше уровня глаз, особенно если она расположена близко к лицу. Но не нужно ставить ее слишком высоко, лучше поднять ее на пару градусов. «Эффект всегда будет лучше, чем при съемке снизу», - прокомментировала Ларисса Кливленд , профессиональный фотограф из Сан-Франциско, занимающаяся художественной свадебной съемкой и созданием фотографий для изданий. Это подтверждает исследование 2017 года, в котором 172 участникам нужно было оценить привлекательность 14 3D-моделей, снятых под разным ракурсом. Оказалось, что фотография, сделанная сверху под углом в 30 градусов или менее, выглядит привлекательнее, а снимки снизу ассоциируются у людей с излишним весом.

Все зависит от цели селфи

Исследователи заметили, что позы для селфи зависят от платформы, на которую они выкладываются. Например, в мужчины стараются фотографировать себя с нижнего ракурса, потому что так они выглядят выше и внушительнее, а женщины, наоборот, держат камеру сверху, чтобы смотреться ниже и уступчивее. «Селфи - это первое, что вы видите о человеке в приложении для онлайн-знакомств, - объяснила Дженнифер Рокая Седжвик, психолог из Университета Саскачевана. - А пользователи Tinder обращают больше всего внимания на внешность и привлекательность. Мужчины и женщины фотографируют себя под разными углами, которые могут и не делать их снимки самыми привлекательными для других. Мы узнаем все больше о том, как люди воспринимают друг друга в этих приложениях».