Социальная инженерия н.А. Витке


  1. Автором социально-трудовой концепции управления производством в отечественной теории управления был...

  2. Н. А. Витке

  3. Административные (организационно-распорядительные) методы управления характеризуются...

  4. Обязательностью выполнения и дисциплинарными требованиями

  5. Автором теории «административной емкости» в отечественной истории управления был...

  6. Ф. Р. Дунаевский

  7. Акционерная форма собственности стала доминирующей практически во всех

  8. развитых странах, поскольку позволяет оптимально соединить __ и

  9. интересы.

  10. Личные

  11. Групповые

  12. Автором концепции «узкой базы» в отечественной теории управления был...

  13. А. К. Гастев

  14. Автором теории иерархии потребностей в менеджменте был...

  15. А. Маслоу

  16. Автором шведской модели социализма, получившим по итогам своих исследований Нобелевскую премию, является...

  17. Г. Мюрдаль

  18. Благодаря управленческому решению организации удалось уменьшить арендную плату офисного помещения на 20 тыс. рублей в текущем году. Затраты на подготовку и реализацию решения составили 1 тыс. рублей. Экономическая эффективность данного управленческого решения в процентах составила

  19. В менеджменте примерами опосредованной формы общения являются...

  20. сообщение электронным письмом

  21. передача предложений о намерениях сотрудничества факсом

  22. В менеджменте с точки зрения причин конфликтной ситуации выделяют...

  23. конфликт целей

  24. конфликт познания

  25. чувственный конфликт

  26. В соответствии с нравственными требованиями менеджера к специфическим нравственным качествам относятся...

  27. ответственность

  28. трудолюбие

  29. оптимизм

  30. В менеджменте прямое воздействие на персонал осуществляется через

  31. распоряжения

  32. задания

  33. В информационном аспекте исследуемая производственная система может быть представлена иерархической структурой, на нижнем уровне которой находятся...

  34. участки технологического процесса

  35. узлы управления

  36. В теории человеческих ресурсов задачами руководителя являются...

  37. создание условий работникам, когда они могут максимально проявить свои способности

  38. расширение самостоятельности и самоконтроля у своих подчиненных

  39. В менеджменте управление конфликтами включает___и_группы методов разрешения конфликтов.

  40. педагогические

  41. административные

  42. В производственном подразделении разработан план повышения квалификации персонала. В этом случае задействован принцип...

  43. плановости

  44. Власть, основанная на вере или знании персонала, что менеджер обладает исключительной профессиональной компетентностью и без подчинения ему...

  45. экспертной

  46. В результате внедрения системы «электронной кассы» в банке, на которое было потрачено 50 тыс. рублей, прибыль банка в этом квартале выросла на 100 тыс. рублей, так как многие клиенты, уходившие в другие банки, стали делать платежи с помощью кассовых банкоматов. Таким образом, эффективность принятого в данном квартале управленческого решения по внедрению «электронной кассы» составила.

  47. В менеджменте перевод символов отправителя в мысли получателя в коммуникационном процессе называется...

  48. декодированием

  49. В теории менеджмента к недостаткам ротации как метода обучения персонала на рабочем месте относится...

  50. увеличение издержек, связанных с потерей производительности труда при перемещении работников с одной должности на другую

  51. Воспитательная функция науки «менеджмент» направлена на...

  52. формирование организационной культуры

  53. В хозяйственной системе наиболее распространены отношения управления, базирующиеся на_отношениях.

  54. экономических

  55. В менеджменте достоинством демократического стиля управления является...

  56. коллегиальность в решении вопросов

  57. В менеджменте средством передачи информации в коммуникационном процессе является...

  58. канал связи

  59. В менеджменте недостатком авторитарного стиля управления является...

  60. тенденция к сдерживанию инициативы

  61. В теории менеджмента конфликты в зависимости от продолжительности протекания делятся на...

  62. кратковременные

  63. длительные

  64. В соответствии с личностно-возвышающей функцией положительный имидж позволяет руководителю...

  65. создать облик личности

  66. продемонстрировать незаурядность личности

  67. В менеджменте авторитарный деловой стиль характеризуется следующим:

  68. сохранением дистанции

  69. подчеркиванием превосходства

  70. В результате реализации ряда мероприятий по совершенствованию организации труда на предприятии удалось добиться экономии за счет высвобождения численности временно занятых - 140 тыс. рублей, путем экономии на запасах за счет автоматизации складских операций - 200 тыс. рублей при затратах на осуществление данных решений в размере 150 тыс. рублей. Экономический эффект от данных мероприятий составил _ тыс. рублей.

  71. В организации был проведен ряд управленческих мероприятий, в результате которых была достигнута экономия за счет высвобождения численности работников - 150 тыс. рублей, за счет экономии канцелярских принадлежностей -25 тыс. рублей. Экономический эффект от данных мероприятий составил_

  72. В менеджменте управления персоналом к подсистеме управления трудовыми отношениями относятся...

  73. управление производственными конфликтами и стрессами

  74. контроль за соблюдением этических норм взаимоотношений

  75. В линейной, линейно-штабной и линейно-функциональной структурах отображаются отношения между ______ и управления.

  76. объектом и субъектом

  77. субъектом и функциями

  78. Выполнение поставленного работником задания и получение за него материального вознаграждения предполагают_методы управления.

  79. экономические

  80. В результате автоматизации ряда учетных и контрольных операций на предприятии удалось добиться экономии - 100 тыс. рублей, за счет создания собственной ремонтной базы - 150 тыс. рублей при затратах на осуществление данных решений в размере 150 тыс. рублей. Экономический эффект от реализации данных мероприятий составил _ тыс. рублей.

  81. Внедрение технологии «единого окна» должно позволить организации О обслужить большее количество клиентов за меньшее время. Контроль за ходом исполнения и оценку результатов данного управленческого решения в организации О можно разделить на следующие последовательные операции.

  82. 1 установлено, что в условиях новой технологии деятельности на ^ обслуживание одного клиента должно уходить в среднем 15 минут

  83. 2 производятся замеры количества обслуженных клиентов за 8 часовой рабочий день

  84. 3 производится сверка фактического усредненного времени обслуживания 1 клиента и нормативного

  85. 4 определяются отклонения, их вероятные причины и возможности корректировок

  86. Взаимосвязанными сторонами делового общения являются...

  87. коммуникативная

  88. перцептивная

  89. интерактивная

  90. В менеджменте метод эмоционального влияния, предполагающий усвоение и дальнейшее использование действий, поступков, манеры поведения и способа мышления других лиц, называется...

  91. подражанием

  92. В менеджменте заслуженное доверие, которым пользуется руководитель у подчиненных, вышестоящего руководства и коллег по работе, называется...

  93. авторитетом

  94. В концепцию стратегического управления не входит такой элемент, как...

  95. решения органов государственной власти

  96. В менеджменте к источникам личностной основы власти можно отнести...

  97. власть примера

  98. В перечень обязательных общих функций управления по А. Файолю не входит

  99. маркетинг

  100. Величина премиального вознаграждения, уплачиваемого работнику, как инструмент экономических методов менеджмента может зависеть от...

  101. объема произведенной им продукции

  102. Возможность с высокой степенью достоверности предсказывать развитие организации как системы в будущем означает наличие у нее свойства

  103. инерционности

  104. Выбор способа деятельности в целях получения материальных, социальных и психологических вознаграждений за ее результаты называют мотивами...

  105. приобретения

  106. В менеджменте специфической формой общественных отношений, характеризующейся стремлением людей к успеху, первенству, достижениям и самоутверждению, является...

  107. соревнование

  108. В менеджменте принцип_предполагает, что каждый подчиненный, наделяясь правами и неся ответственность...

  109. сочетания прав, обязанностей и ответственности

  110. В теории менеджмента примером вертикальной связи в коммуникационной сети являются коммуникации между...

  111. мастером и рабочим

  112. В менеджменте принцип_предполагает единоличное принятие решений руководителем конкретного уровня управления, которые входят в его компетенцию.

  113. единоначалия

  114. Выбор способа деятельности в целях получения положительных эмоций от процесса и (или) результата труда называется мотивами...

  115. удовлетворения

  116. Вопросами рационализации труда рабочих, изучением физических движений в производственном процессе и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда занимался

  117. Ф. Гилбрет

  118. В содержание коллективного договора включаются условия, которые...

  119. не противоречат действующему законодательству

  120. не ухудшают положения работника в соответствии с действующими положениями

  121. Взаимозаменяемость компонентов и способов жизнедеятельности организации как системы доказывает факт наличия у нее свойства...

  122. надежности функционирования

  123. В экономике информационного общества имеет место систематическое увеличение потенциального выпуска...

  124. обновления технологической базы производства

  125. применения новых информационно-коммуникативных технологий

  126. В менеджменте демократический деловой стиль характеризуется...

  127. равноправием участников

  128. неформализацией общения

  129. В организациях существуют одновременно_и_организационные структуры управления.

  130. формальная

  131. неформальная

  132. Визитная карточка менеджера, являясь характеристикой фирменного корпоративного стиля организации, может быть...

  133. деловой стандартной

  134. представительской

  135. Возможное искажение в значении послания связано с наличием в процессе коммуникации...

  136. В соответствии с функцией социальной адаптации благоприятный имидж позволяет руководителю...

  137. быстрее входить в конкретную социальную среду

  138. достигнуть с людьми продуктивных контактов

  139. В менеджменте разработка инструкции по технике безопасности работника в производственном подразделении относится к методам_воздействия.

  140. организационного

  141. В линейно-функциональной структуре функциональные подразделения выполняют функции как_так и...

  142. штабных подразделений, оказывая помощь линейному руководителю

  143. специального функционального руководства нижестоящими звеньями

  144. В менеджменте разрешение конфликта обеспечиваются за счет...

  145. устранения конфликтной ситуации

  146. исчерпания инцидента

  147. В соответствии с психотерапевтической функцией положительный имидж позволяет руководителю...

  148. восстанавливать биоэнергетику

  149. облегчить общение с окружающими

  150. В процессе построения организаций и их структур используют такие методы, как...

  151. метод аналогии

  152. экспертно-аналитический

  153. В основе подразделения методов менеджмента на три группы: административные (организационно-распорядительные), экономические и социальнопсихологические - лежат...

  154. способы воздействия на управляемую систему

  155. В менеджменте к средствам невербальной коммуникации относится

  156. качество голоса

  157. В поведенческих теориях лидерства при авторитарном стиле управления распределение ответственности определяется...

  158. полностью руководителем

  159. В менеджменте способами разрешения межличностных конфликтов являются...

  160. компромисс

  161. сглаживание

  162. В теории менеджмента к современным принципам управления, дополняющим сформулированные А. Файолем классические принципы менеджмента, относят принцип...

  163. системности

  164. В практике менеджмента социально-психологические методы управления включают...

  165. формирование мотивов трудовой деятельности

  166. В нормативной модели рациональной бюрократии М. Вебера дается представление об организациях, предъявляющих жесткие требования

  167. людям

  168. структурам, в рамках которых они работают

  169. В системе управления контроль выполняет корректирующую функцию, заключающуюся в том, что на основе полученных результатов состояние и поведение объекта изменяются таким образом, чтобы обеспечивалась...

  170. устойчивость его функционирования

  171. В соответствии с поведенческой теорией К. Левина, руководитель который раскрывает суть проблемы, дает указания, оценивает предложения, принимает решения, является...

  172. демократом

  173. В менеджменте к средствам невербальной коммуникации относят...

  174. культуру времени

  175. Виды деятельности, с помощью которых управляющая подсистема воздействует на управляемую подсистему, в менеджменте называются термином «_управления».

  176. функции

  177. Выступая с докладом о работе организации на совещании в отраслевом министерстве, менеджер играет роль...

  178. представителя

Развитие управленческих идей в России

Как и в других странах, в России передовые мыслители высказывали в своих трудах немало ценных управленческих идей.

Так первые шаги в решении проблем научной организации труда, а также в деле рационализации трудовых движений были сделаны задолго до Тейлора в разработках сотрудников московского высшего технического училища (1860 – 1870 гг.). За эту методику училище получило «Медаль преуспеяния» на всемирной торговой выставке в Вене в 1873 г., и ее сразу же стали активно внедрять английские промышленники.

В 20-е годы среди ученых достаточно четко обозначились две основные группы концепций управления организационно-техническая и социальная.

Концепция организационного управления . Ее предложил А.А Богданов (Малиновский) (1873 – 1920 гг.), – выдающийся естествоиспытатель, философ, экономист. Заметив что все виды управления в природе, технике и обществе имеют общие черты, он предложил основные принципы новой науки о законах организации, действующих в технике (организация вещей), экономике (организация людей), в политике (организация идей), и заявил о необходимости их системного изучения.

Богдановым были высказаны многие ценные положения, имеющие важное значение для современной кибернетики, сетевых методов управления, о структурной устойчивости систем, их уровнях, организационных механизмах их формирования, регулирования, «биорегуляторах», аналогичных понятию «обратных связей». В то же время организацию Богданов рассматривал абстрактно, вне тесных связей с социально-экономической стороной деятельности людей, считая, что последняя целиком определяется техникой. Именно из-за абстрактности идеи Богданова не получили широкое распространения.

Концепция «физиологического оптимума», которую можно отнести к организационно-техническим, выдвинутая О.А. Ерманским (1866 – 1941 гг.). Он сформулировал предпосылки теории организации труда и рационализации управления как самостоятельного научного направления в условиях крупного производства.

О.А. Ерманский сформулировал законорганизационной суммыоб эффективном использовании всех ресурсов. Применительно к производству это означает правильный подбор инструментов для работы с учетом конструкции вида, формы обрабатываемого объекта, особенностей технологического процесса, физических и психологических качеств работников.

Закон организационной суммы позволил Ерманскому сформулировать главный принцип теории рационального управления – принцип физиологического оптимума, дававшего критерий рациональности выполнения любой работы. В основе этого критерия лежало сопоставление расходуемой энергии и достигаемого при этом эффекта, выражаемого коэффициентом рациональности (полезная работа/затраты энергии).

Концепция узкой базы А.К. Гастева (1882 – 1941 гг.) в рамках организационно-технического подхода. Ее суть состояла в том, что всю работу по научной организации труда и управления необходимо начинать с отдельного человека, кем бы он ни был – руководителем или рядовым исполнителем. Для этого Гастев и его коллеги – сотрудники Центрального института труда, директором которого он был, разработали концепцию трудовых установок, которая в зародыше содержала основы кибернетики, инженерной психологии, эргономики и др.

Гастев не просто осуществлял поиск путей рационализации трудовых движений и оптимальной организации рабочего места, но пытался активизировать работника, развить в нем потребность к совершенствованию своего труда привить каждому «организационно-трудовую бациллу». Этому должна была способствовать разработанная им методика быстрого обучения высококвалифицированных работников, позволяющая сократить сроки с 3 – 4 лет до 4 – 6 месяцев.

Концепция «узкой базы», обоснованию которой посвятил себя Гастев, сводилась к тому, что «рабочий, который управляет станком, есть директор предприятия, которое известно под именем станка», и закономерности управления им можно распространить на предприятие и на государство в целом. Эти закономерности, по мысли Гастева, располагаются в следующем порядке: расчет – установка – обработка – контроль – учет – систематика –расчет. Гастев распространил эту формулу на управление как вещами, так и людьми поскольку считал, что труд любого работника может быть разложен на отдельные операции, легко поддающееся регулированию, как и операции, производимые с помощью оборудования.

К социальным концепция м управления необходимо прежде всего отнести «теорию организационной деятельности» ПМ Керженцева (1881 – 1940 гг.). Последний выделял в НОТ три объекта труд, производство и управление которое он считал наиболее важным. Под научной организацией управления он понимал изучение организационных приемов и определение наиболее рациональных методов выполнения управленческих действий, таких как:

· формирование организационных структур,

· распределение обязанностей,

· подбор и использование кадров;

· поддержание дисциплины.

Керженцев был убеждён, что процесс научной организации труда и управления невозможен без поддержки широких масс трудящихся. Он полагал, что чем больше инициативы исходит из нижних ячеек организации, тем более жизненна сама организация. Развитие инициативы приводит к тому, что вместо прежних приказаний сверху создаётся особый вид руководства – подчинения, который выражается в известном соглашении между высшей администрацией и низшей инстанцией.

В то же время Керженцев не умалял роли профессиональных руководителей, поскольку в их руках воздействие на трудовой коллектив, а следовательно, на общие результаты деятельности организации. Керженцев считал, что так как каждый руководитель подбирает себе кадры по своему образу и подобию, то он или окружает себя сильными людьми, или посредственными, поэтому важнейшая задача – подбор самих руководителей.

Социально-трудовая концепция управления производством. Её сторонник Н.А. Витке чётко разграничивал управление вещами и людьми и концентрировался на последнем, видя главную задачу в целесообразной организации людей как участников единой трудовой кооперации («управление состоит в целесообразном сочетании людских воль»). Управление представляет собой процесс, объединяющий систему социально-трудовых отношений и реальную деятельность, в которой эти отношения воплощаются. Все элементы процесса соединяются с помощью административной функции, учение о которой – краеугольный камень концепции Витке. По его мнению, значение этой функции и специальной группы администраторов «строителей людских отношений» с развитием производства будет увеличиваться.



Существо административной работы, в соответствии с концепцией Витке заключается в создании благоприятной социально-психологической атмосферы в производственных коллективах, «духа улья», чего ни идеальная планировка технологического процесса, ни регламентация служебных функций, ни своевременное их регулирование создать не могут.

В тридцатых – пятидесятых годах каждая организация оказалась послушным «винтиком» в сложном механизме планового управления народным хозяйством и отраслями. Поэтому большинство идей управленцев двадцатых годов, исходивших из самостоятельности предприятий, оказались на долгие годы забытыми, кроме незначительной части, которая была связана с организацией производственных процессов.

В управленческих исследованиях утвердился отраслевой и народнохозяйственный подход; на уровне же отдельных предприятий они сохранились как чисто прикладные. В то же время и здесь имелись немалые достижения. Так, в 1932 г. на одной из ленинградских ткацких фабрик была проведена первая в миределовая игра. И лишь в 1957 г. Американская ассоциация управления применила ее идеи при подготовке менеджеров.

В 70-е годы получило распространение технико-кибернетическое направление в управленческой теории и практике. Например, стали формироваться АСУП (автоматизированные системы управления производством). С повсеместным внедрением принципов хозяйственного расчета стали широко использоватьсяэкономические методы управления. Сформировалась концепция хозяйственного механизма как единства социальной, экономической, организационной систем.

Наконец, в 80-х годах начался новый этап развития отечественной управленческой мысли, заключавшийся в разработке концепций системы управления экономикой в условиях перехода к рыночным отношениям.

Теория организационной деятельности» П.М. Керженцева.

П.М. Керженцев выделял в научной организации труда три элемента: труд (человек и его деятельность), производство (материальные средства – выбор места для организации, предприятия, подбор необходимого оборудования, материалов и др.) и управление (использование рациональных организационных методов). Причем последнему элементу он придавал особое значение и понимал под научной организацией управления изучение организационных приемов и определение наиболее рациональных методов выполнения управленческих действий, таких как формирование организационных структур, распределение обязанностей, планирование, учет, подбор и использование кадров, поддержание дисциплины. Все эти составные части тесно связаны между собой и оказывают непосредственное влияние друг на друга.

Для изучения трудовой деятельности человека необходимо исследование:

Рабочих движений человека с помощью фотографии рабочего дня, хронометража;

Физиологических особенностей труда, в т.ч. вопросов правильного питания, степени напряженности труда, режима труда и отдыха;

Психофизиологических качеств человека;

Психотехнических особенностей различных профессий.

Особенно большое внимание Керженцев уделял использованию организационных методов. Эти проблемы нашли отражение в его работе «Принципы организации». К числу методов научной организации труда он относил: выработку норм и стандартов, тщательное измерение и учет, обследование «в натуре».

Керженцев остро критиковал неудовлетворительную организацию работы управленческого персонала. Важнейшими направлениями улучшения его деятельности он считал повышение организационной культуры, правильное распределение обязанностей между работниками, повышение персональной ответственности за порученное дело, рациональное использование своего времени.

Основными работами Керженцева являются «НОТ», «Принципы организации», «Организуй себя сам».

Социально-трудовая концепция управления производством» Н.А. Витке

Витке Н.А. разработал «социально-трудовую концепцию управления производством», в которой четко разграничил управление вещами и управление людьми. Он видел главную задачу в целесообразной организации людей как главных участников единой трудовой кооперации («управление состоит в целесообразном сочетании людских воль»). Витке рассматривал управление как процесс, объединяющий систему социально-трудовых отношений и реальную деятельность, в которой эти отношения воплощаются. Все эти элементы процесса управления соединяются с помощью административной функции, которой Витке уделял особое внимание.

Теория административной емкости» Ф.Р. Дунаевского

К социальным концепциям относят также «теорию административной емкости» Дунаевского Ф.Р. Под административной емкостью он понимал способность управленцев руководить определенным числом подчиненных. Причем эта способность руководителей, по мнению Дунаевского, мало зависит от их личных качеств. Дунаевский считал, что с развитием производства происходит разбухание промежуточных звеньев, связанное с необходимостью компенсировать превышение «административной емкости» центра. Таким образом, Дунаевский выделил нарастание информационного барьера в управлении и предложил некоторые способы его преодоления.

Е – 50-е годы XX века.

Оценивая общую ситуацию в 30-50-е годы, профессор Э.Б. Корицкий пишет: «Взлет отечественной науки управления в 20-е годы сменился падением в 30-50-е годы. Внимательное ознакомление с литературой этого периода позво­ляет констатировать совершенно бесспорный факт: прежнее разно­образие методологических подходов к анализу организационно-управленческой проблематики стремительно таяло. Абсолютно все рассмотренные выше течения и научные школы, за исключением разве что зарубежья, были разгромлены, а лучшие отечественные ученые обвинены во "вредительстве" и репрессированы».

В эти годы наметился отход от принципов нэпа, одновременно усиливали свои позиции административно-командная система и авторитарный централизм. В итоге научная организация управ­ления становилась все более ненужной и вскоре была отторгнута административной системой как «буржуазная выдумка». В 30-е годы упраздняются все научно-рационализаторские органы при ведом­ствах и предприятиях; закрываются опытные станции, институты и лаборатории, славившиеся достижениями в области НОТ и управления во всем мире, пре­кращаются дискуссии в Госплане, Академии наук и т. д. Во всем этом административная система усматривает смертельную опас­ность для своего существования, ибо она по своей сути антаго­нистична научности. Основная ставка делается на «сильного» руководителя, единолично управляющего вверенным ему участком, неукоснительно, порой слепо, выполняющего все директивы центра.

Однако даже в это мрачное для научной организации труда время окончательно искоренить ее «побеги» не удалось. Индустри­ализация страны, повлекшая за собой радикальную структурную перестройку народного хозяйства и выдвинувшая на передний план тяжелую промышленность, потребовала от нового поколения ученых сконцентрировать свои изыскания в области организации производства именно в этой отрасли.

Так, в 1931 г. был создан Центральный научно-исследователь­ский институт организаций производства и управления промышлен­ностью Наркомтяжпрома (ЦИО), который развернул исследования проблем массового и поточного производства, диспетчирования оперативного управления, внутризаводского планирования (в част­ности, разработки техпромфинплана), ряда других проблем. По­добные исследования велись в этот период не только в ЦИО, но и в образующихся отраслевых проектно-технологических инсти­тутах, в ряде вузов Москвы и Ленинграда, в Промышленной ака­демии по подготовке высшего командного состава и некоторых других организациях.

Научные изыскания в организационно-управленческой сфере в эти годы приобрели новые особенности. Речь прежде всего идет о строго отраслевом характере исследований, пришедшем на смену межотраслевому. Кроме того, резко усилился прикладной аспект исследований и почти исчез общетеоретический. Последний про­должал теплиться, пожалуй, лишь в стенах ЦИО. Сотрудники этого института Б.Я. Каценбоген, К.Я. Корницкий, Н.Е. Левинсон и др. сформулировали принципиально новую общетеоретическую кон­цепцию, которую можно назвать «организационно-производствен­ной». Появилась в ней и новая терминология. Вместо терминов «НОТ», «управление», «рационализация» стало применяться по­нятие «организация производства», которое, по мнению новых исследователей, успешно заменяло все другие. В 1937 г. в СССР был издан один из первых советских учебни­ков по организации производства - «Организация производства в машиностроении», посвященный вопросам организации произ­водства только в одной отрасли промышленности. Дальнейшие успехи исследований в области организации производства в других отраслях позволили разработать и опубликовать в 1950 г. межот­раслевой учебник по организации промышленного производства - «Организация и планирование социалистического промышленного предприятия», автором которого был СЕ. Каменицер.

Е – 70-е годы XX века.

Реформа системы управления экономикой 1965 г. Начало реформы было положено мартовским пленумом ЦК КПСС по вопросам сельского хозяйства и сентябрьским пленумом ЦК КПСС по вопросам промышленности. В решениях пленумов говорилось о необходимости совершенствования всей системы управления, расширения самостоятельности предприятий и перехода от административных к экономическим методам управления.

В результате проводимой реформы была произведена структурная перестройка управления народным хозяйством. Упразднена территориальная система управления и введена отраслевая система. Ликвидирован Высший совет народного хозяйства, республиканские и региональные советы народного хозяйства, создано 11 союзно-республиканских и 9 союзных министерств.

Большие изменения произошли в системе внутризаводского планирования. В частности, вместо показателя «валовая продукция» для планирования деятельности стал использоваться показатель «объем реализованной продукции». Оценка результатов деятельности предприятий стала осуществляться по показателям: объем реализованной продукции, прибыль (рентабельность производства), выполнений заданий по поставкам важнейших видов продукции. Был осуществлен ряд мер по улучшению системы оплаты труда. С этой целью на предприятиях образованы три фонда экономического стимулирования: фонд материального поощрения, фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и фонд развития производства.

После реформирования системы управления 1965 г. в первое время значительно улучшились показатели деятельности предприятий и народного хозяйства в целом. Почти в два раза увеличились темпы роста сельского хозяйства, в 1,5 раза – производительность общественного труда, перестала снижаться фондоотдача в промышленности, ускорилась оборачиваемость оборотных средств в народном хозяйстве, снизились нормы потребления топлива и сырья. Однако в начале 70-х годов произошло заметное ухудшение всех показателей. Причинами, не позволившими добиться ожидаемых результатов от проведения реформы, являются: снижение самостоятельности предприятий; планирование «от достигнутого», частое внесение изменений в планы предприятий; использование затратного принципа ценообразования, основанного на индивидуальных затратах предприятия.

Реформа системы управления 1979 г. Экономическая реформа 1979 г. была нацелена на достижение высоких конечных народно-хозяйственных результатов, на повышение эффективности производства и качества работы, которые должны были создать условия для более полного удовлетворения общественных и личных потребностей. Для измерения объемов производства показатель «реализованной продукции» был заменен на показатель «чистой (нормативной) продукции», исключающий повторный счет прошлого труда. Был определен перечень показателей для разработки пятилетних и годовых планов, являющийся обязательным для выполнения промышленными министерствами, объединениями и предприятиями. Большое внимание уделялось заключению хозяйственных договоров. Большое внимание уделялось вопросам рационального сочетания отраслевого и территориального планирования и управления, а также разработке целевых комплексных экономических, научно-технических и социальных программ в целом по народному хозяйству и развитию отдельных регионов и территориально-производственных комплексов. Несмотря на то, что реформа 1979 г. отвечала требованиям, предъявляемым к системам управления на Западе, она не принесла ожидаемых результатов.

Е - 90-е годы XX века.

Несмотря на реформу 1979 г. ухудшение социально-экономического положения в стране продолжалось. Выход из создавшегося положения апрельский пленум ЦК КПСС (1985 г.) нашел в ускорении социально-экономического развития страны. Было принято решение о создании целостной системы управления. Были намечены пути реализации этой концепции: перестройки всех сторон общественной жизни, курс на развитие гласности и демократии, техническую реконструкцию всех отраслей народного хозяйства на основе опережающего роста машиностроения. Была провозглашена новая научно-техническая, инвестиционная и структурная политика.

Перестройка, начатая Горбачевым в 1986 г., не имела под собой твердой базы. Проводились отдельные мероприятия, направленные на повышение темпов социально-экономического развития СССР. В период с 1985 по 1989 гг. было проведено множество разнообразных экономических экспериментов по отдельным отраслям и предприятиям, направленных на проверку результатов новых методов планирования и управления. Однако к 1989 г. стало понятно, что нельзя добиться существенных результатов путем частичного усовершенствования. Главным звеном в решении стратегических задач по ускорению социально-экономического развития страны стало осуществление радикальной реформы управления, создание целостной системы хозяйствования.

Радикальная реформа управления ставила целью осуществление переориентации экономического роста на конечные результаты, на удовлетворение общественных потребностей. Содержание радикальной реформы управления заключалось в переходе от преимущественно административных к экономическим методам руководства на всех иерархических уровнях, к управлению интересами и через интересы, к широкой демократизации управления, всемирной активизации человеческого фактора.

Предполагалось, что целостная система управления должна включать проведение следующих мероприятий.

Витке («Организация управления и индустриальное развитие», 1925 г.) включает следующие принципиальные положения:
управление - способ реализации творческого потенциала работников;
крупное предприятие нуждается в аппарате профессиональных управляющих;
для обеспечения коллективно-трудового сотрудничества необходимо внедрять новые методы управления, минимизирующие последствия авторитаризма;
организация управления должна основываться на научных разработках, чтобы стимулировать интерес работников к своему труду, максимально освобождая их от надзора и опеки сверху;
аппарат управления может работать эффективно только как единая команда.
В результате формулирования этой концепции были введены в научный оборот такие понятия, как «человеческий фактор производства», «коллективно-трудовая деятельность», «социально-психологическая атмосфера», «социальная организация предприятия». Социально-трудовые отношения получили дальнейшее развитие в трудах академика С. Струмилина, исследовавшего проблемы демографии, статистики, экономики и организации труда.
Значительный вклад в теорию организации внес А. Богданов («Всеобщая организационная наука», 1925 г.), который рассматривал ее каксио- тематизацию организационного опыта человечества для формулирования организационных законов. Он выделил самостоятельную организационную науку со своими принципами и законами для органического и неоргани-ческого мира, положения которой в дальнейшем использовались в теориях систем, организации и кибернетики.
В период индустриализации СССР ключевые проблемы организации управления народным хозяйством решались с участием крупных организаторов промышленного строительства - С. Орджоникидзе и В. Куйбышева. Существенный вклад в развитие централизованного управления народным хозяйством и теории хозяйственного расчета внес Н. Вознесенский. Даже во время Великой Отечественной войны российские организаторы промыш-ленности разрабатывали удивительные по смелости и срокам проекты в сфере военного производства, предусматривавшие перевод предприятий на новые территории и освоение новых видов продукции.
Представителями школы по использованию жономикоматематических метолов в экономике и управлении (за рубежом аналогичное направление получило название новой школы) в России во второй половине XX века были академики: Л. Канторович (линейное программирование, оптимизация размещения сырьевых ресурсов, математические методы организации и планирования производства); В. Новожилов (методы соизмерения народнохозяйственной эффективности плановых и проектных вариантов); Н. Федоренко (оптимизация народного хозяйства, применение математических методов и компьютерных вычислений); А. Анчишкин (исследования в области расширенного производства и макромоделирования); В. Глуш- ков (школа кибернетики и автоматизированного проектирования).
Развитие кибернетики, математической логики и статистики, системотехники способствовало формированию теории управленческих решений в качестве нового раздела управленческой науки и использованию новых методов в исследовании процессов управления: экспертного про-гнозирования, сетевых методов и моделей (метод критического пути PERT), теории массового обслуживания, разработки алгоритмов и методов социологических исследований.

Еще по теме Социально-трудовая концепция управления И.:

  1. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
  2. ЛОКАЛЬНОЕ ДОГОВОРНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИНДИВИДУАЛЬНОМ ТРУДОВОМ ДОГОВОРЕ
  3. Классы и классовый подход в исследовании социальной структуры.Понятие страты и стратификации, стратификационный подход в изучении общества, марксистские и немарксистские концепции социальной структуры.Многомерность социальной стратификации. П.А.Сорокин и его теория социальной мобильности.4 Вертикальная и горизонтальная социальная мобильность.Социальная стратификация и социальная мобильность.
  4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТЕНДЕНЦИЯХ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ: ТЕОРИИ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ, СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА, МОТИВАЦИИ, СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ
  5. III Социальные революции и социальные реформы. Концепция социального прогресса
  6. ПРИРОДА И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ И КОНФЛИКТОВ. КОНЦЕПЦИИ НЕНАСИЛИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
  7. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАЩИТЫ МОЛОДОЙ СЕМЬИ И СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА
  8. Тема 11. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАЩИТЫ МОЛОДОЙ СЕМЬИ И СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА

Как известно, рыночные отношения в России на протяжении всей ее истории были развиты очень слабо. Однако необходимость координировать производственные процессы и деятельность людей существует в любых условиях, а следовательно имеют место и определенные общие моменты, без которых не может обойтись уп­равление. Именно на этих моментах сосредоточивали внимание отечественные специалисты, игнорировать вклад которых в дости­жения мировой управленческой мысли недопустимо. Первые шаги в области научного менеджмента российские специалисты сделали задолго до Фредерика Тейлора. Так, в 1860- 1870 гг. сотрудники Московского высшего технического училища (ныне МГТУ им. Н. Э. Баумана) разработали методику рационализации трудовых движений, которая получила «Медаль преуспевания» на Всемирной торговой выставке в Вене в 1873 г. Эту методику сразу же стали активно внедрять английские промышленники.

В 1908г. в России начали выходить сборники переводов зарубежных изданий в области научного менеджмента «Административно-техническая библиотека», инициаторами выпуска которых были популяризаторы тейлоризма горный инженер Левенстерн и преподаватель Артиллерийской академии А, Пайкин. В ряде высших учебных заведений страны началось преподавание дисциплин, связанных с управлением.

Прерванные первой мировой и гражданской войнами отечественные исследования в области управления производством и научной организации труда были возобновлены в начале 20-х годов. Первым результатом стали «Основные законы научной организации производства и НОТ», во многом сохраняющие значение и сегодня.

1. Закон наименьших при цепной связи -конечный объем выпуска

продукции, последовательно проходящий обработку в нескольких подразделениях, определяется возможностями слабейших из них, как бы ни были сильны остальные.

2. Закон взаимного замыкания состоит в том, что сначала созда­ются подразделения основного производства, а затем «подсобные», работающие на них и друг на друга, а после удовлетворения внут­ренних потребностей - на сторону.

3. Закон ритма, в соответствии с которым рациональное функ­ционирование хозяйства невозможно без ритмичной работы как производства, так и отдельных работников.

4. Закон параллельности и последовательности работ - частные производственные и трудовые процессы должны совершаться не только последовательно, но и параллельно, чтобы общий конечный результат не задерживали отстающие.

5. Закон фронта работ - нагрузка на людей должна соответ­ствовать их реальным возможностям; иными словами, не нужно ставить два человека там, где с работой может справиться один.

6. Закон реальных условий - необходимо при организации лю­бой деятельности ставить только достижимые цели, исходя из ре­альных условий, наличных потребностей и возможных результатов.

Наиболее плодотворными в развитии отечественной управлен­ческой мысли были 20-е годы, когда в период нэпа допускалась оп­ределенная свобода не только предпринимательства, но и научной мысли в ряде областей, не связанных непосредственно с проблема­ми политики и идеологии.

Как считают исследователи, в это время четко обозначились две основные группы концепций управления: организационно-техни­ческая и социальная.

К первой можно отнести концепции «организационного управ­ления» А. А. Богданова, «физиологического оптимизма» О. А. Ерманского, «узкой базы» А. К. Гастева, «производственную трак­товку» Е. Ф. Розмирович; ко второй - концепцию «организаци­онной деятельности» П. М. Керженцева, «социально-трудовую концепцию управления производством» М. А. Витке и теорию «административной емкости» Ф. Р. Дунаевского. Рассмотрим их подробнее.

А. А. Богданов (1873-1928) был выдающимся естествоиспыта­телем, экономистом, философом. Разносторонность увлечений по­могла ему заметить, что все виды управления в природе, технике и обществе имеют сходные черты, и это позволяет говорить о возмож­ности существования особой науки - организационной. Предме­том последней в технической сфере является организация вещей, в экономической - организация людей, в политической - организа­ция идей. Техническая организация, по мнению Богданова, была определяющей по отношению ко всем остальным, таким образом, он по сути пренебрегал самостоятельным характером социально-экономической деятельности людей. Хотя из-за абстрактности

Взгляды Богданова не получили широкого распространения, они содержали ценные для развития современной кибернетики и сете­вых методов планирования идеи, в частности положения о струк­турной устойчивости систем, их уровнях и организационных меха­низмах формирования, «биорегуляторах», аналогичных современ­ным «обратным связям».

О.А. Ерманский (1866-1941) в своих работах сформулировал предпосылки науки об организации труда и управления, связав ее необходимость с появлением крупного машинного производства, все факторы которого нужно использовать рационально. Одним из основных законов этой науки Ерманский считал «закон организа­ционной суммы», которая будет больше, чем «арифметическая со­ставляющая сил», если все вещественные и личные элементы про­изводства гармонично сочетаются и усиливают друг друга. Приме­нительно к производству это означало, например, необходимость правильного подбора инструментов для работы с учетом конструк­ции, вида, формы обрабатываемого объекта., особенностей техно­логического процесса, физических и психологических качеств ра­ботников. Закон организационной суммы был необходим Ерманскому для формулировки главного принципа своей науки - прин­ципа физиологического оптимума, который давал критерий рациональности выполнения любой работы. В основе этого крите­рия лежало отношение расходуемой энергии и достигаемого при этом эффекта, выраженное «коэффициентом рациональности» (полезная работа/затраты энергии).

Крупный организатор науки А. К. Гастев (1882-1941) считал, Что работу в области научной организации труда и управления нуж­но начинать с отдельного человека, кем бы он ни был - руководителем или рядовым исполнителем. Методологической основой та­кого подхода стала разработанная им и его коллегами - сотрудниками центрального института труда - концепция трудовых установок, содержавшая в зародыше основы кибернетики, инженерной психологии, эргономики. Составными элементами этой концепции были: теория трудовых движений в производственном процесс производства, организация рабочего места, методика рационального производственного обучения и др. С помощью содержащихся в них практических положений и выводов можно было задавать определенные стандарты для производственных операций, облегчать адаптацию работников к их непрерывному изменению, стимулировать их личную инициативу. Исходным пунктом «производственной трактовки» управленческих процессов Е. Ф. Розмирович (1886-1953) были общие черты имеющиеся в процессе производства и управления, организации физического и умственного труда. Она понимала управление Как процесс чисто технический, состоящий из совокупности распорядительских, надзорных, контрольных, регулятивных действий и Представляющий собой разновидность производственного. Управление можно рационализировать, механизировать, автоматизиро­вать теми же методами, что и производственный Процесс. В свете такого подхода аппарат управления рассматривался как сложная машина, работа которой воплощается в материальных объектах: приказах, телефонограммах и т. д.

Представителем концепции социального управления был П. М. Керженцев (1881-1940), сформулировавший теорию «орга­низационной деятельности». Выделив в НОТ три объекта - труд, производство и управление, он сконцентрировался на последнем, считая его наиболее важным. Под научной организацией управле­ния он понимал определение наиболее рациональных приемов И методов выполнения управленческих действий, таких, как форми­рование организационных структур, распределение обязанностей, планирование, учет, подбор и распределение кадров, поддержание дисциплины.

Керженцев считал, что в работе по руководству организациями разных сфер деятельности есть общие черты, поэтому возможен об­мен опытом и формулировка на основе этого определенных общих принципов управления. К ним он отнес постановку целей и задач, разработку планов, учет, контроль, координацию использования людских и материальных ресурсов.

Керженцев был убежден, что процесс научной организации тру­да и управления невозможен без поддержки широких масс трудя­щихся, которые должны быть не только точными исполнителями директив, полученных сверху, но и проявлять инициативу, придаю­щую организации дополнительные жизненные силы. В то же время Керженцев не умалял роли профессиональный руководителей, счи­тая ее в значительной мере определяющей, поскольку в их руках со­средоточены рычаги воздействия на трудовой коллектив, а следова­тельно, на общие результаты деятельности организации. Поскольку руководитель обычно комплектует штат подчиненных по своему образу и подобию, окружая себя сильными людьми или, наоборот, посредственностями, правильный выбор самих руководителей, способных не выполнять работу подчиненных, а каждого подчи­ненного поместить на подобающее место, становится важнейшей задачей.

Другой сторонник социального подхода к управлению М. А. Вит­ке (даты жизни неизвестны) в своей концепции четко различал уп­равление вещами и людьми и концентрировался на последнем. Главную задачу управления он видел в целесообразной организа­ции людей как участников единой трудовой кооперации. По мне­нию Витке, управление представляет собой единый целостный процесс, элементы которого соединяются с помощью админист­ративной функции. Учение об этой функции стало краеугольным камнем его концепции. Чем выше уровень управления, тем боль­ше в нем доля административных элементов по сравнению с тех­ническими, тем более важную роль играет административная

функция. Причем значение этой функции и ее носителей-адми­нистраторов, «строителей людских отношений», с развитием про­изводства должно возрастать.

Существо административной работы, по концепции Витке, состоит в создании благоприятной социально-психологической атмосферы в производственных коллективах - «духа улья», чего ни идеальная организация технологического процесса, ни регла­ментация служебных функций, ни своевременное их регулирова­ние обеспечить не могут. Витке сформулировал также совокуп­ность требований к руководителям - носителям административ­ной функции. Среди них умение правильно подбирать персонал управленцев, четко распределять обязанности, намечать цели, координировать работу, осуществлять контроль, но при этом «не Мнить себя техническим всезнайкой и не распылять себя по ме­лочам».

Еще одной важной вехой в развитии социального подхода к уп­равлению можно считать теорию «административной емкости», выдвинутую Ф. Р.Дунаевским (1887-1964). Под «административ­ной емкостью» Дунаевский понимал способность управляющих ру­ководить определенным числом подчиненных вне зависимости от их личных качеств, что в современном управлении принято назы­вать диапазоном контроля.

Дунаевский считал, что с развитием производства происходит разбухание промежуточного звена руководящих органов, связанное с необходимостью компенсировать превышение «административной емкости» центра. В связи с этим возникает огромная иерархия, каждая ступень которой последовательно расширяет «административную емкость» вышестоящей, что в конечном итоге ведет к бю­рократизации. Он выявил проблему нарастания информационного барьера в управлении и определил пути ее решения. По мнению Дунаевского, трудности могут быть преодолены путем тщательного подбора и подготовки персонала, внедрения новых методов планирования и т. д. или расширения границ «административной емкости» с помощью техники, то есть передачи машинам всей вспомогательной, механической работы.

Впоследствии в управленческих исследованиях стал преобладать отраслевой или народнохозяйственный подход, а на уровне отдельных организаций исследования были направлены на решение технических проблем. И лишь в 60-е годы начал возрождаться интерес к первичному хозяйственному звену. Толчком к этому послужили два обстоятельства: повсеместное внедрение автоматизированных систем управления предприятиями и развертывание «косыгинских» реформ. В ходе этих реформ предприятиям была предоставлена определенная самостоятельность в рамках централизованного плана, основанная на внедрении хозяйственного расчета и экономических методов управления. Сформировалась идея комплексного подхода к управлению и концепция хозяйственного механизма как единой организационной, экономической и социальной систе­мы управления.

Контрольные вопросы и задания

1. Расскажите об эволюции управленческой мысли.

2. Каковы современные концепции менеджмента?

3. В чем суть концепции научного управления?

4. В чем суть концепции административного управления?

5. В чем суть концепции управления с позиций психологии и человеческих от­ношений?

6. В чем суть концепции управления с позиций науки о поведении?

7. Как развивалась управленческая мысль в России?

8. Что общего в концепциях отечественных и зарубежных специалистов в облас­ти управления?

9. В чем с позиций сегодняшнего дня слабые и сильные стороны отечественных концепций управления?

10. Какие идеи, содержащиеся в управленческих концепциях первой половины XX в., можно без корректировки применить сегодня на практике?