Характерные черты менеджмента как процесса. Отличительные черты современного менеджмента

Обобщая разработки в области менеджмента предприятия, можно сформулировать следующие принципиальные положения (основные характерные черты) современного управления.

  • 1. Постепенный отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента, согласно которому успех предприятия определяется прежде всего рациональной организацией производства, снижением издержек, развитием специализации, т.е. воздействием управления на внутренние факторы производства. Выдвижение на первый план проблем гибкости и адаптируемости к постоянным изменениям внешней среды . Значение факторов внешней среды резко повышается в связи с усложнением всей системы общественных отношений (экономических, политических, социальных), составляющих среду менеджмента на предприятии. Целесообразная, разумная интеграция методов жесткого" и "мягкого" типов управления в единую, адекватную условиям среды систему управления.
  • 2. Рассмотрение предприятия как целостной системы , позволяющей исследование предприятия в единстве его составных частей, которые неразрывно связаны с внешней средой, причем границы предприятия с внешней средой проницаемые. Предприятие как система не самообеспечивается, а зависит в своей деятельности от энергии, информации и других ресурсов, поступающих извне.
  • 3. Применение к управлению ситуационного подхода , согласно которому вся организация внутри предприятия есть реакция на различные воздействия извне. Главное - это ситуации, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые оказывают существенное влияние на работу предприятия в данный период времени.
  • 4. Признание необходимости разработки и реализации системы стратегического управления предприятием . Суть ее состоит в том, то, с одной стороны, на предприятиях должно существовать четко выделенное и организованное так называемое стратегическое планирование. С другой стороны, структура управления предприятием, системы и механизмы взаимодействий его отдельных звеньев должны быть построены так, чтобы обеспечить выработку и гибкую реализацию долгосрочной стратегии для успеха в конкуренции при изменяющихся условиях внешней среды и создать управляющий инструментарий для превращения этой стратегии в текущие производственно-хозяйственные планы. Метод стратегического управления сочетает стратегический подход к постановке задач и программно-целевой подход к их реализации.
  • 5. Поворот бизнеса к управлению организационной культурой как системой ценностей, разделяемых персоналом и связанных с конечными целями предприятия. Организационная культура предприятия включает и установление высоких стандартов деятельности для каждого работника, и обеспечение гибкого лидерства с акцентом на личные контакты, создание атмосферы всеобщей вовлеченности и дела фирмы и др. Особое значение приобретают способность и готовность делегировать полномочия подчиненным ступеням структуры управления и исполнителям, продуктивное взаимодействие руководителей и подчиненных, заинтересованный подход к стратегии управления, использование современных информационных технологий.
  • 6. Признание определяющего значения для будущего предприятия формирования и функционирования инновационного менеджмента , обеспечивающего восприимчивость предприятий ко всему новому, к достижениям научно-технической мысли. Основой инновационного менеджмента на предприятии являются создание организационного климата, инициатива сотрудников, создание адекватных форм инновационной деятельности и ее стимулирование.
  • 7. Осознание ведущей роли лидера в организации как носителя нового хозяйственного мышления, ориентированного на инновации и интеграцию усилий работников, на рациональный, оправданный риск, на использование культурно-этических инструментов руководства.
  • 8. Признание социальной ответственности как перед обществом в целом, так и перед отдельными людьми, работающими на предприятии. Предприятие - это, прежде всего, социальная система, эффективность которой зависит от главного ее ресурса - человека. Задача менеджера состоит в том, чтобы организовать эффективную совместную работу, в процессе которой каждый человек способен в максимальной степени раскрыть свой потенциал.

Практически воплотить эти принципы управления весьма сложно; это требует коренного пересмотра всей философии бизнеса, изменения психологии работников (в том числе самих менеджеров), повышения их квалификации. Тем не менее, все больше предприятий пытаются отойти от прежних командно-иерархических отношений и усилить позиции, лучше используя сильные стороны персонала. Одновременно меняются подходы к формированию стратегии развития предприятия и его целей, к построению структуры предприятия и менеджмента, к процессу разработки и принятия управленческих решений, к работе с персоналом и к оценке эффективности работы предприятия, его подразделений и работающих.

Традиционное предприятие характеризуется стандартной технологией и неменяющейся внешней средой. Современное (или новое) предприятие реагирует на быстрые перемены, на непрерывно меняющиеся технологии и неопределенность внешней среды. Современный подход к предприятию представляет собой сбалансированное сочетание человеческих ценностей, организационных изменений и непрерывной адаптации к изменениям внешней среды.

Современная система управления должна быть простой и гибкой. Главный критерий сс построения - обеспечение конкурентоспособности и эффективности. Система управления должна отвечать следующим требованиям:

  • (1) иметь минимально необходимое число уровней управления;
  • (2) включать компактные подразделения, укомплектованные квалифицированными специалистами;
  • (3) базироваться на гибких структурах, основанных на командах специалистов:
  • (4) выпускать продукцию, ориентированную на конкурентный рынок;
  • (5) организация работы должна быть ориентирована на потребителя.

С этих позиций рассмотрим основные положения управления предприятием.

В меняющемся мире предприятию невозможно оставаться на плаву, пользуясь только традиционными системами управления. Во всех странах разрабатываются и внедряются современные подходы в менеджменте, приемы и модели. Многие из них показали свою эффективность и получили широкое распространение.

Основные подходы в современном менеджменте. Процессный подход

Управление понимается как сплошная цепь функций, которая зависит от выполнения ряда взаимосвязанных действий.

Функции можно выделить следующие:

  • планирование;
  • организация;
  • мотивация;
  • управление;
  • контроль;
  • координация;
  • коммуникация;
  • анализ и оцен-ка;
  • принятие решений.

Весь процесс руководства можно выразить функциями планирования, организации, контроля, мотивации. Их связывают между собой процессы коммуникации и принятия решений.

Системный

Эта теория берет свое начало из 50-х и до сих пор играет важную роль в управлении. Здесь работает принцип обратной связи между частями и целым, целым и окружающей средой, частями и средой.

Любая организация воспринимается как единый механизм, где работают различные подсистемы, которые тесно связаны между собой. он учитывает все сферы, отделы, управленческие уровни, технические составляющие, социальные факторы.

Организация начинается с целей и задач, где на выходе получается готовая продукция. При этом учитываются все связи между руководителями, персоналом, покупателями. Внешние воздействия в виде законодательства, экономических влияний, конкурентов также не остаются без внимания.

Для этой концепции менеджмента важно выполнение ряда действий:

  • Обозначается объект исследования.
  • Выделяются цели системы и их влияние на подсистемы.
  • Определяется взаимовлияние организации и всех ее подуровней.
  • Учитывается воздействие среды.
  • Выделяются пути улучшения деятельности.

Ситуационный подход

В менеджменте берется конкретная ситуация, которая в данный момент важна для организации и влияет на нее. Методы управления выбирают, отталкиваясь от данной ситуации.

Не существует готового свода правил или набора руководств, это интеллектуальный метод, способ мышления.

Ситуационный подход в менеджменте опирается на 4 основных принципа:

  1. Знание системного анализа, планирования, понимание управленческих процессов, группового поведения и различных методов принятия решений.
  2. Умение предвидеть возможные результаты своих действий и использования конкретных методик.
  3. Способность анализировать ситуацию в моменте. Выделять важнейшие факторы и последствия их изменений.
  4. Правильный выбор и использование тех методов и приемов, которые будут иметь минимальные негативные последствия. Поиск наиболее эффективных путей для организации.

Количественный

Использование математики, компьютерных технологий, инженерной науки помогает конструировать точные модели управления. Их создают, отталкиваясь от проблем в крупных организациях.

Словесные рассуждения заменяются цифровыми моделями, идет ориентация на количественные значения.

Так были разработаны модели распределения ресурсов, массового обслуживания, выбора стратегии развития и т. д.

Помимо основных подходов, в современном менеджменте используются и другие. Например, не менее важен нормативный подход, поведенческий или маркетинговый. О них читайте далее.

Нормативный

При использовании нормативного подхода на предприятии устанавливаются определенные нормы управления. Они учитывают все важные элементы целевой, управляемой, обеспечивающей подсистем.

Нормативы в каждой системе устанавливаются индивидуально и могут учитывать размеры потерь и производственных отходов, отчисления от прибыли, потребности сотрудников.

Оптимизационный

При таком концепции менеджмента осуществляется переход от качественных оценок к количественным. Для этого используются специальные расчеты, статистические методы, оценки экспертов и т. д.

Учитываются законы масштаба и экономии времени. Изучаются экономические взаимосвязи между качеством товара и затратами на его производство.

Директивный

При директивном подходе происходит регламентация функций, прав, обязанностей, затрат в нормативных актах. Составляются приказы, инструкции, планы и распоряжения, которым все обязаны следовать.

Поведенческий

Это более мягкий подход, который помогает сотрудникам раскрыть свои сильные стороны и творческие способности. Эффективность предприятия повышается, благодаря правильному настрою человеческих ресурсов.

Руководитель использует не только метод принуждения, но и старается мотивировать людей, направить, убедить двигаться к цели.

Некоторые школы считают разновидностью поведенческого подхода компетентностный подход в менеджменте.

Такой подход помогает моделировать эффективное трудовое поведение, повышать удовлетворенность рабочих и уровень прибыли предприятия

Компетентностный подход в менеджменте применяется в различных управленческих процессах. Его используют при подборе и ротации кадров, аттестации, в корпоративной культуре.

Маркетинговый

Сущность подхода заключается в повышении торговой эффективности предприятия. Руководители должны в первую очередь ориентироваться на рынок, вовремя реагировать на смену обстановки и влиять на обстоятельства.

Маркетинговый подход в первую очередь предполагает:

  • анализ рынка;
  • подбор целевой аудитории;
  • создание комплекса маркетинга;
  • реализацию маркетинговых предприятий.

Чем отличается современный менеджмент

Современная экономика поспособствовала развитию следующих современных подходов в менеджменте:

  • Личностные качества и характеристики менеджера выходят на первый план. К ним предъявляются высокие требования. Ценится интеллектуальное лидерство, умение грамотно управлять командой, создавать уникальные проекты. Личность одного человека может активно влиять на имидж всей организации.
  • Менеджмент, с одной стороны, объединяет в себе одновременно множество функций, а с другой - разбивается на модули. Появляются различные новые виды - маркетинговый менеджмент, бюджетный инновационный и т. д.
  • Культура менеджмента активно развивается, постоянно рождаются инновации, появляется большое количество курсов менеджмента.
  • Внешние и внутренние условия настолько нестабильны, что менеджеры вынуждены постоянно менять курс и реорганизовывать цели.
  • Современное управление не поощряет авторитарности и дает максимальную свободу менеджеру, если его действия направлены на эффективное преобразование. Поощряется создание команд и рабочих групп для работы над развитием организации.
  • Широко используются новаторские методы планирования и высокие технологии. Владение современными методами во многом определяет квалификацию менеджеров.
  • фактор риска в современных подходах в менеджменте - один из важнейших в принятии любых решений.

Характерные черты современного менеджмента

В отличии от традиционных, современные подходы значительно расширяют зону ответственности менеджера. Он должен учитывать все факторы, влияющие на предприятие и результаты его работы. Внешние, внутренние, подконтрольные и даже те, на которые никак нельзя повлиять.

Современный менеджмент - это стратегический подход на всех уровнях управления, и человеческий фактор здесь используется в качестве основополагающего.

Отмечаются следующие позитивные моменты:

  1. Стопроцентная личная ответственность менеджера.
  2. Развитая коммуникация на всех уровнях.
  3. Непрерывное обучение сотрудников и руководителей.
  4. Атмосфера на предприятии, помогающая трудящимся раскрыть свои способности по максимуму.
  5. Каждый работник сознательно вносит свою долю в общий результат.
  6. Отказ от авторитарного стиля руководства в пользу лидерства.
  7. Развитые коммуникативные навыки для общения с покупателями.
  8. Этика бизнеса.
  9. Открытость и доверие к людям.
  10. Знание и использование основ менеджмента.
  11. Четкое видение пути предприятия.
  12. Непрерывное самосовершенствование и стремление повысить качество своей работы.
  13. Комплексный подход.

Практически воплотить все эти принципы управления непросто, но многие современные предприятия стремятся к нововведениям.

Среди моделей управления особо выделяются американская и японская. На их основе формируется современный подход в менеджменте в других странах.

Американская модель

Эта модель раньше была определяющей во многих странах. Но руководители, которых интересуют современные подходы в менеджменте, стараются отойти от нее, ориентируясь больше на японскую систему.

Данная модель обуславливается менталитетом жителей Америки. Система менеджмента использует их способность бороться до конца, подчеркивать свою исключительность, стремиться к быстрому успеху.

Американская модель основана на борьбе за лидерство. До недавнего времени стиль управления в компаниях США был единоличным, устанавливалась жесткая дисциплина. От рабочих требовали полного подчинения, демократичность была только внешней.

Продвижение по службе происходит быстро среди тех, кто сумел выделиться. Место работы постоянно меняется в зависимости от того, где больше платят.

Японская модель

Основы управления по-японски признаны во всем мире. Она формировалась под влиянием зарубежного опыта, в том числе американского, но при этом сохранила лучшие национальные традиции.

Японская система - самая эффективная в мире и основывается на умении работать с людьми. Так как природными ресурсами страна не богата, то ставка изначально делалась на человеческие ресурсы. Это позволило японской экономике выйти в лидеры среди других стран. В итоге модель активно влияет на формирование особенностей современного менеджмента.

На предприятиях активно продвигается принцип «Мы все - одна семья». Главная цель менеджеров - установить хорошие отношения с работниками, создать единую команду.

Японцы настолько преданы своим фирмам, что часто не используют выходные и оплачиваемые отпуска. К тому же смена места работы не приветствуется. При переходе в другую компанию человек теряет свои заслуги и стаж и вынужден начинать карьеру с нуля. Такие работники считаются второсортными.

Продвижение по службе совершается каждые 4-7 лет. Так как люди чаще всего работают в одной компании всю жизнь, то им стараются разнообразить деятельность. В первую очередь повышают самых порядочных, скромных и трудолюбивых.

Всячески поощряется тесное общение сотрудников между собой. Все начинают день с зарядки и корпоративной песни, сидят в кабинетах без перегородки вместе с начальником. Руководителям не положен отдельный кабинет, чтобы не разрушать атмосферу единства. Нет привилегий в зависимости от ранга, зарплаты новичка и управляющего отличаются, но всего в 7-8 раз. Причем во время кризиса в первую очередь снижается зарплата руководства.

Поощряется создание рабочих династий. Фирмы охотно принимают на работу детей и близких родственников своих служащих. В 45 % случаев кадры набираются по рекомендациям. И тот, кто его порекомендовал, несет за него ответственность.

Такой менеджмент, учитывающий психологию людей, усовершенствовал традиционные методы и позволил Японии добиться огромных результатов. Сейчас эта система внедряется и в других странах с развитой экономикой.

Состояние российского менеджмента

Менеджмент в Российской Федерации находится на стадии становления, его эффективность пока невысокая. Остро стоит проблема подготовки хороших специалистов в этой области. Не хватает по-настоящему эффективных курсов по менеджменту.

Существует три условные модели российского менеджмента.

Модель «здравого смысла»

В 90-х руководителями становились все, кто этого хотел, даже не имея никакой подготовки в области управления. В те годы «здравого смысла» хватало на то, чтобы руководить бизнесом. Но по мере расширения организаций такая модель начала показывать свою несостоятельность.

Модель «советских методов управления»

Не все организации смогли продвинуться вперед. Их система управления мало чем отличается от той, которая была 50 лет назад.

Модель «западной культуры»

В первую очередь страна перенимает внешнюю атрибутику западного менеджмента - элегантность, хороший дизайн помещений, вежливость. Технологические структуры также активно внедряются - компьютеризация, специальные программы, системы связи.

Освоение западной модели корпоративного управления продвигалось медленно, но ускорилось в последние годы. Влияние на культуру российского менеджмента усиливается и способствует внедрению наиболее современных тенденций менеджмента в России.

Перспективы

Гибкость и простота - вот к чему стремится современный менеджмент. Все изменения и нововведения призваны обеспечить конкурентоспособность и эффективность.

Все больше организаций стремятся оставить позади командно-иерархические отношения и сделать ставку на усиление лучших качеств персонала.

Характерные черты менеджмента отражают отличительные особенности управления предприятием, которые являются принципиальными при рассмотрении и описании его содержания:

Во-первых, менеджмент представляет собой особый вид деятельности, присущий рыночной экономике. При этом под менеджментом следует понимать профессиональное управление, существенными элементами которого, определяющими его особенности, являются всесторонний анализ и учет конкретных условий функционирования предприятия в процессе управлении (принятия управленческих решений), разработка, реализация и управление нововведениями, формулирование стратегии и тактики развития предприятия и т.д.

Во-вторых, менеджмент основывается на экономических методах управления, которые, в свою очередь, ориентированы на получение экономической выгоды (прибыли) или социального эффекта.

В-третьих, управление предприятием направлено на достижение эффективной организации труда при его функционировании, постоянное повышение производительности труда и качества продукции, которые являются главными элементами формирования конкурентных преимуществ предприятия, определяющими его позицию и успех на конкретном рынке.

В четвертых, менеджмент -- это система гибкого управления, позволяющая предприятию своевременно перестраивать свою деятельность, чутко реагировать на конъюнктуру рынка, а также на изменение условий конкурентной борьбы и социальные факторы развития (страны, региона, отрасли и самого предприятия). Центральным звеном организации гибкого управления предприятием является развитие и повышение эффективности его маркетинговой деятельности, и использование маркетингового подхода в менеджменте.

В-пятых, менеджмент следует рассматривать как науку и искусство организации и координации совместной деятельности людей (персонала предприятия, его подразделений), умение работать с ними для достижения целей предприятия, используя наиболее подходящие для конкретных условий стили и методы руководства. Современный менеджмент отличает гуманизация управленческой деятельности, которая выражается в направленности работы менеджера на повышение благосостояния персонала предприятия.

Менеджмент как наука и практика управления. Научной (теоретической) базой менеджмента является общая теория управления, общая теория систем, исследования и достижения в области математики, включая количественные методы исследования операций и моделирование, психология, социология, информатика, инженерные и экономические науки.

Под научными основами управления понимается система научных знаний, которые составляют теоретическую базу практики управления, а точнее обеспечивают практику менеджмента научными рекомендациями.

Наука об управлении получила развитие в трудах утверждённых и отечественных ученых. Однако, в реальном управлении предприятием фигура ученого эксперта, не так ответственна и важна, как фигура руководителя, владеющего в совершенстве научными основами управления и осуществляющего его на практике как искусства в силу своих личных качеств, таланта, опыта, навыков и здравых суждений. Соединение таланта и пазового знания в этой области увеличивает способности добиваться нужных результатов в практической деятельности.

В то же время важно понять, и на это нацелено изучение нашего курса, что менеджмент является самостоятельной областью, являющейся по существу меж дисциплинарной областью, которую в международной практике принято называть «управленческой мыслью». Управленческая мысль сочетает в себе науку, опыт, талант, «ноу-хау» и владение управленческим искусством. Эволюция управления в 20м веке как раз и состоит в использовании этих достижений для решения главной проблемы управления, заключающейся в получении желаемых результатов основе согласованных действий многих людей, производящих продукцию, услуги и использующих определенные ресурсы. Менеджмент как организация управления предприятием при обеспечить эффективное управление любыми видами хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли (предпринимательского дохода) или решение социальной задачи (задач).

Достижение конечных результатов (целей) предприятия предполагает преобразование ресурсов (капитал, материальные ресурсы, технологии, информация, трудовые ресурсы) и осуществление различных управленческих действий, направленных на решение конкретных производственных и социальных задач. Такое понятие менеджмента соответствует пониманию внутрифирменного управления при рассмотрении общих принципов и конкретных методов, механизмов и технологий реализации практических задач управления предприятием, корпорацией.

Менеджмент как процесс принятия управленческих решений отражает процесс управления предприятием как непрерывную цепь разрешения конкретных проблем в осуществлении его хозяйственной деятельности. При этом любая ситуация, возникающая в процессе управления, является конкретной задачей для руководителя менеджера и требует от него принятия решения (в том числе в отношении целей и программы действий по их достижению). Это касается всех уровней управления. Управляемый объект (предприятие или его самостоятельное подразделение) имеет внешнюю среду, к состоянию которой он должен адаптироваться на основе установления обратных связей. Всякое управленческое решение определяет результат установления конкретной обратной связи с рынком и другими элементами внешней среды (или другими подразделениями внутри предприятия). При этом принятие решения менеджерами всех уровней должно быть регламентировано соответствующими организационными полномочиями, определяемыми конкретной структурой управления. Управленческие решения принимаются на основе информации, полученной и обрабатываемой в процессе подготовки решений. Принятое управленческое решение подлежит конкретизации для исполнителей и предусматривает конкретные меры контроля его исполнения. Анализ информации, принятие на его основе управленческих решений и обеспечение реализации этих решений составляет общую технологию менеджмента.

Системный подход к изучению менеджмента как системы управления предприятием требует ее изучения:

Во-первых, в статике и динамике;

Во-вторых, в рамках глобальной и локальной деятельности;

В-третьих, на текущий момент и на перспективу. Это находит отражение в формулировке целей, методов их достижения, организационной структуре управления и определении функционирования предприятия как управляемого объекта.

Эффeктивнocть peшeний и paбoты вceгo пpeдпpиятия нaпpямyю зaвиcит oт cпocoбнocти eгo влaдeльцeв и yпpaвляющиx пpинимaть cвoeвpeмeнныe и oбocнoвaнныe peшeния.

Знaчитeльнaя чacть pyкoвoдитeлeй в ycлoвияx быcтpo paзвивaющeйcя кoнкypeнции, нayчнo-тexничecкoгo пpoгpecca, a тaкжe нecтaбильнoй экoнoмичecкoй и пoлитичecкoй oбcтaнoвки пpиcпocaбливaютcя к cитyaции. Пpиcпocoблeниe opгaнизaции к oкpyжaющeй cpeдe являeтcя нeoтъeмлeмoй cocтaвляющeй ee cyщecтвoвaния в cвязи c тeм, чтo имeннo oт внeшнeй cpeды oнa пoлyчaeт pecypcы, нeoбxoдимыe для ee фyнкциoниpoвaния, тaкиe кaк cыpьe, paбoчaя cилa и кaпитaл. Ни oднa opгaнизaция нe мoжeт быть caмoдocтaтoчнoй, тaк кaк pecypcы являютcя чacтью пpиpoды, paбoтники - чacтью oбщecтвa, a кaпитaл - этo peзyльтaт взaимoдeйcтвия пepвoгo и втopoгo пoд влияниeм кyльтypы.

Оpгaнизaция нe мoжeт cyщecтвoвaть oтдeльнo oт внeшнeй cpeды, тaк кaк пpoцecc ee фyнкциoниpoвaния имeeт cмыcл лишь в cлyчae, кoгдa peзyльтaты paбoты (пpoдyкция) бyдyт пpoдaны. Блaгoдapя этoмy opгaнизaция нe тoлькo oкyпaeт cвoи зaтpaты, нo и oбecпeчивaeт cyщecтвoвaниe paбoтникoв, взaимoдeйcтвyeт c пoтpeбитeлями, пocтaвщикaми и кoнкypeнтaми.

Еcли cвязь пpeдпpиятия c внeшнeй cpeдoй paзpывaeтcя, тo oнo вcкope пpeкpaщaeт cвoe cyщecтвoвaниe: в pынoчныx ycлoвияx opгaнизaция пpeкpaщaeт opиeнтиpoвaтьcя нa pынoк и нa пoтpeбитeлeй.

Нa пoтpeбитeлeй дoлжнa paбoтaть cвязь, инaчe peзyльтaт мoжeт быть тoлькo oдин - paзopeниe. Анaлoгичный peзyльтaт пocтигaeт фиpмy, кoгдa oнa пepecтaeт пpиcпocaбливaтьcя к oкpyжaющeй cpeдe.

Пpeдпpиятию нeoбxoдимo paзвивaть cпocoбнocти aдaптaции к измeнeниям oкpyжaющeй cpeды, aктивизиpoвaть paбoтy мapкeтингoвoй cлyжбы.

Пpeдпpиятиe, цeлью кoтopoгo являeтcя кaк минимyм yдepжaниe cвoиx пoзиций нa pынкe, дoлжнo paзpaбaтывaть дoлгocpoчныe (cтpaтeгичecкиe) плaны вcecтopoннeгo paзвития cвoeй дeятeльнocти.

Эти плaны дoлжны включaть ocнoвныe мoмeнты oтнocитeльнo взaимoдeйcтвия opгaнизaции c oкpyжaющeй cpeдoй, пyти, пo кoтopым дoлжнo paзвивaтьcя пpeдпpиятиe. Они cocтaвляют ocнoвy тaктичecкoгo peшeния.

В зaвиcимocти oт тoгo, кaк cтpoитcя взaимoдeйcтвиe opгaнизaции c внeшним oкpyжeниeм , выдeляют:

    opгaнизaции c мexaничecким типoм yпpaвлeния ;

    opгaнизaции c opгaничecким типoм yпpaвлeния .

Хapaктepныe чepты мexaничecкoгo типa yпpaвлeния :

    кoнcepвaтивнaя, нeгибкaя cтpyктypa;

    чeткo oпpeдeлeнныe, cтaндapтизиpoвaнныe и ycтoйчивыe зaдaчи;

    coпpoтивлeниe измeнeниям;

    влacть пpoиcтeкaeт из иepapxичecкиx ypoвнeй и из пoзиции в opгaнизaции;

    иepapxичecкaя cиcтeмa кoнтpoля;

    кoмaндный тип кoммyникaций, идyщиx cвepxy вниз;

    coдepжaниe кoммyникaций: pacпopяжeния, инcтpyкции и т. п.

Хapaктepныe чepты opгaничecкoгo типa yпpaвлeния :

    гибкaя cтpyктypa;

    динaмичныe, нe жecткo oпpeдeлeнныe зaдaчи;

    гoтoвнocть к измeнeниям;

    влacть бaзиpyeтcя нa знaнии и oпытe;

    caмoкoнтpoль и кoнтpoль кoллeг;

    мнoгoнaпpaвлeннocть кoммyникaций.

1.3. Личность и коллектив.

Под личностью понимается устойчивая система взаимосвязанных социально значимых качеств человека, позволяющих ему активно и сознательно действовать . Таким образом. Первым свойством личности является тесная взаимосвязь всех ее сторон; вторым - активная деятельность , направленная на познание мира; третьим - устойчивость , позволяющая прогнозировать поведение человека.

Личностные качества формируются под влиянием природных свойств - физиологического состояния организма, особенностей высшей нервной деятельности, памяти, эмоций, чувств, восприятия, а также социальных факторов: роли, статуса, образования, опыта, привычек, круга общения и т.п.

Личность имеет направленность, которая обеспечивает независимо от конкретной ситуации. Выделяется три типа направленности личности: на взаимодействие, на задачу и на себя.

Направленность способностей бывает технической, организационной, педагогической и пр.

Принято считать, что способности, как склонность к тому или иному виду деятельности, даются человеку от природы. На самом деле таковыми психологическим феноменом являются задатки, которые превращаются в способности под воздействием жизненных условий и воспитания. Таким образом, способности представляют собой уже сплав природного и приобретенного личностью в результате развития и саморазвития.

По диапазону способности классифицируются по трем уровням: одаренность, талантливость, гениальность .

Одаренность - это совокупность факторов, обусловливающих особо успешно деятельность в определенной области и выделяющих человека из остальных лиц. Обычно она проявляется в наличии возможности что-то улучшать, совершенствовать. Талант представляет собой задатки, реализуемые через творчество, создание нового, необычно. Гениальность является высшей степенью одаренности, когда ее обладатели создают новые идеи, а результаты творчества имеют общеисторическое значение.

Способности людей во многом связаны с их типом мышления, который может быть художественным, логическим или смешанным.

Степень развития способностей и возможность занятия в связи с этим определенных должностей в системе управления зависит в основном от двух обстоятельств: полученного образования и данного от природы уровня мышления, для развития которого образование создает определенную базу.

Хорошее знание и понимание руководителем этих мотивов, а также разновидностей темперамента, типов характера, факторов, влияющих на поведение людей, открывает дорогу успешному управлению подчиненными. Знание личности помогает руководителю в предсказании поведения сотрудников, эффективном использовании кадрового потенциала.

В управленческой иерархии индивид имеет роль, которая характеризуется совокупностью действий, ожидаемых от него в соответствии с психологическими особенностями. Роль диктует правила поведения ее носителя и делает предсказуемыми поступки.

Статус - это оценка окружающими личности индивида и роли, исполняемой им, определяющая его реальное или ожидаемое место в системе социальных связей. Он бывает формальным и не формальным. Первый определяется должностью его обладателя, привилегиями, заработком, значимостью решаемых им задач; второй - личными свойствами, позволяющими влиять на окружающих: возрастом, знаниями, опытом, культурой, связями, нравственными качествами.

Статус личности связан со служебным положением, отражающим ее место в профессионально-должностной иерархии. Служебное положение руководителя характеризуется обеспеченностью обслуживающим персоналом, транспортом, доступом к источникам информации, а также прямыми контактами с вышестоящими руководителями, допуском в те или иные круги общения. Статус бывает формальным и неформальным. Неформальный статус получил название авторитет.

Люди как правило работают не в одиночку, а в составе группы. Чтобы группа считалась коллективом, у всех ее членов должна быть общая цель. Другим признаком коллектива является психологическое признание членами группы друг друга и отождествление себя с нею. Такое психологическое признание делает возможным практическое взаимодействие людей, в результате чего потенциал коллектива оказывается существенно большим, чем каждого его члена.

Взаимодействие позволяет преодолеть ограниченность физических и интеллектуальных способностей каждого человека в отдельности. На его основе удается выполнить гораздо больший объем обычной работы вследствие разделения и специализации труда, и возникновения помимо воли участников духа соревнования, мобилизирующего скрытые резервы и существенно повышающего интенсивность их деятельности. А также создаются условия успешно решить проблемы там, где по тем или иным причинам невозможно распределить обязанности между отдельными членами группы.

В рамках коллектива удовлетворяется естественная потребность людей в общении и деловом взаимодействии, в принадлежности к группе себе подобных; у коллектива человек в необходимых случаях обретает поддержку и защиту; в своем коллективе он в первую очередь находит признание успехов и достижений.

Коллектив изменяет человека, ибо ему приходится учиться жить и работать в окружении других людей, приспосабливать к ним свои желания, стремления, интересы. В коллективе человек имеет возможность по-новому взглянуть на себя со стороны, оценить себя и свою роль в обществе. Коллектив в значительной мере стимулирует творческую активность большинства своих членов, пробуждает в них стремление к совершенствованию, к первенству.

В то же время люди хотят отличиться от других, оставаться индивидуальностями, достойными уважения, какими они есть.

В зависимости от характера самого коллектива его влияние на личность бывает как позитивным, так и негативным. Так, сплоченный, но не настроенный на конструктивное поведение коллектив. Может разлагающе на нее влиять, вынуждать к антисоциальному поведению. В свою очередь человек также пытается воздействовать на коллектив, делать его более «удобный» для себя.

Результативность такого воздействия зависит от силы обеих сторон. Сильная личность может подчинить себе коллектив, в том числе и в результате конфликта с ним; слабая, наоборот сама ему подчиняется и растворяется в нем, а последний берет взамен на себя заботу о ее благополучии.

Идеальная с управленческой точки зрения ситуация располагается где-то посередине и характеризуется доверительными партнерскими отношениями между трудовым коллективом и его участниками, не отказывающимися от собственных позиций, но уважительно относящимися к общим целям и нуждам.

В зависимости от целей коллективы имеют различные виды. Одним из важнейших характеристик коллектива является внутренний психологический климат. Психологическое состояние коллектива характеризуется степенью удовлетворенности его участников своим положением в организации. Психологическое единство людей по важнейшим вопросам приводит к сплоченности коллектива, к организованности.

Работоспособному сплоченному коллективу предшествует длительный процесс становления и развития.

Началом формирования официального коллектива является решение о его создании, надлежащим образом оформленное юридически. Затем определяется его функциональная структура, права, обязанности и ответственность для каждого сотрудника. На привлекаемых работников официально сообщают персональные задачи с учетом их способностей.

Отношения между людьми начинают складываться в результате технических контрактов и наблюдений, в процессе которых субъекты накапливают информацию друг о друге, служащую основной взаимной заинтересованности, симпатии, или наоборот, антипатии. В настоящее время в западных фирмах часто практикуется способ создания трудовых коллективов, основу которого составляет добровольный выбор партнеров из лиц, с кем человеку дают предварительно определенное время общаться, в результате чего к одним из них возникает стойкая симпатия; к другим – антипатия; к третьим – безразличие.

Если коллективы формируются «сверху», в основе отношений лежит необходимость исполнять служебные обязанности, то есть в какой-то мере принуждение. Такие коллективы часто оказываются малоэффективными, поскольку отношения в них могут быть «замешанными» на антипатии.

В процессе работы в рамках коллектива между его членами возникают следующие типы отношений:

    дружеская кооперация, взаимопомощь, основанные на полном доверии;

    дружеское соревнование в виде соперничества в отдельных сферах, в рамках в целом позитивных взаимоотношений;

    невмешательство, дистанцирование друг от друга при отсутствии как сотрудничества, так и соперничества;

    соперничество, ориентация на индивидуальные цели даже в условиях совместной работы, основанное на общем взаимном недоверии;

    кооперация антагонистов-соперников в рамках общей деятельности и негативных отношений друг к другу.

Люди работают лучше, если есть конкуренция, и в коллективах, где она существует, выше производительность, особенно, если оценка производится по личным результатам.

Менеджмент включает экономический, социально-психологический, правовой и организационно-технический аспекты.

Экономический аспект имеет своим содержанием управление процессом производства, в ходе которого достигается координация материальных и трудовых ресурсов, необходимых для эффективного достижения целей.

Социально-психологические аспекты характеризуют деятельность особой группы лиц по организации и руководству усилиями всего персонала предприятия для достижения поставленных целей. Сюда относится система власти, посредством которой регулируются отношения между руководителем и подчиненными, а также социальная функция, в которой отражаются культура общества, его традиции, ценности и обычаи.

Правовой аспект менеджмента отражает структуру государственных, политических и экономических институтов, проводимую политику и определяемое ими законодательство. Важнейшее значение имеют положения торгового права по вопросам создания фирм, заключения контрактов, а также государственное регулирование бизнеса, включающее антимонопольное законодательство, налоговую политику и пр.

Организационно-технический аспект менеджмента включает рациональную оценку ситуации и систематический отбор целей и задач, последовательную разработку стратегии для решения этих задач, упорядочение требуемых ресурсов, рациональное планирование и проектирование, организацию, руководство и контроль за действиями, необходимыми для достижения целей, мотивацию людей, осуществляющих эту работу.

Менеджмент в зависимости от видов и последовательности действий можно разделить на три стадии: стратегическое управление, оперативное управление и контроль.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ управление включает: выработку целей организации; прогнозирование как предвидение результатов развития, совершающегося под действием существующих факторов; перспективное планирование как систему мер, необходимых для преодоления отклонения прогнозируемых итогов от установленной цели.



ОПЕРАТИВНОЕ управление включает деятельность по реализации вышеуказанных мер. Эта деятельность подразделяется на: а) организацию как создание нужной структуры и обеспечение наличия необходимых ресурсов; б) руководство как распорядительство и координацию в условиях созданной структуры.

КОНТРОЛЬ включает анализ достигнутых результатов (обратная связь) и выступает как исходный пункт нового цикла управления.

Эффективный менеджмент предполагает единство всех стадий процесса управления как единство экономического, правового, организационно-технического и социально-психологического аспектов управления.

Профессия менеджера

Понятие «менеджер» в современном понимании – это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях. Предполагается, что принимаемые решения являются обоснованными и вырабатываются на базе использования новейших методов управления, многовариантных расчетов с использованием компьютерной техники.

Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно:

1) к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;

2) к руководителю предприятия в целом или его подразделений;

3) к руководителю по отношению к подчиненным;

4) к администратору любого уровня, организующего работу, руководствуясь современными методами.

Свойственные рынку риск и неопределенность ситуации требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности за принимаемые решения, способствуют поиску оптимальных организационных и научно-технических решений относительно нововведений.

К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования, в частности:

Наличие общих знаний в области управления предприятием;

Компетентность в вопросах технологии производства в той отрасли, к которой относится организация по виду и характеру своей деятельности;

Владение не только навыками администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно распределять ресурсы организации в наиболее выгодных сферах применения;

Принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и рабочими и распределение участия каждого в их исполнении;

Наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на основных рынках, на которых уже работает или намеревается работать;

Умение анализировать деятельность и действия фирм-конкурентов;

Умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, особенного спроса, мер государственного регулирования экономики в своей стране и других странах, на рынках которых организация стремится усилить или удержать свои позиции;

Знание в совершенстве своих прямых подчиненных, их способностей и возможностей выполнения конкретной поручаемой им работы;

Знание условий, связывающих предприятие и работников, защита интересов тех и других на справедливой основе;

Устранение неспособных с целью удержания единства и правильности функционирования организации.

Современному менеджеру должны быть присущи как минимум следующие черты:

Наличие комплекса специальных знаний, высокая компетентность и эрудиция;

Предприимчивость, инициативность, умение творчески подходить к делу, способность к риску;

Критический подход к существующему положению дел;

Гибкость и рациональность мышления и действий;

Открытость для дискуссии, свободного обмена мнениями;

Логичность поступков, динамичность поведения;

Умение общаться с людьми, способность обеспечить хороший морально-психологический климат в коллективе, творческое содружество, товарищеское взаимодействие;

Ориентация на конкуренцию, свободу выбора и хозяйственного маневра;

Компетентность, широкий кругозор, потребность в постоянном получении новых знаний;

Умение создавать условия для развития личности подчиненных, решения социальных проблем коллектива.

Что должен уметь менеджер:

1. Организовывать и планировать производство и реализацию продукции.

2. Принимать эффективные управленческие решения.

3. Руководить коллективом на уровне современных требований, быть лидером.

4. Общаться, контактировать с людьми.

5. Побуждать работников к творческой деятельности, рационализации, изобретательству, отмечать и оценивать каждое достижение подчиненного.

6. Находить выход их конфликтных ситуаций.

7. Быть предельно объективным независимо от своих симпатий.

8. Подбирать, отбирать и обучать работников.

9. Подчиняться и соблюдать субординацию

10. Вести деловые переговоры.

Эволюция менеджмента

Формирование теории менеджмента начинается с конца Х1Х века. У истоков научного управления стояли Ф.Тейлор, Г.Форд, Г.Эмерсон и др. Их исследования положены в основу создания школы научного управления. Основной целью этой школы было решение проблем рационализации производства и труда для повышения его производительности и эффективности. В своих работах Ф.Тейлор стремился привнести в управление способы интенсификации труда, соответствия типов работников видам работ. Главная идея Тейлора заключается в том, что управление предприятием должно стать системой, основанной на научных принципах, должно осуществляться специально разработанными и проверенными методами.

Для школы научного управления характерны следующие черты:

Использование научного анализа для определения лучшего способа решения хозяйственных задач;

Целенаправленный отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, их обучение;

Обеспечение работников ресурсами;

Применение материального стимулирования.

Зародившись в США, школа научного управления получила распространение и в Европе. Начали формироваться научные принципы организации управления. Наибольший вклад в развитие принципов управления внес французский ученый А.Файоль, являющийся основоположником классической или административной школы управления. Файоль определил основные функции менеджмента: техническая, коммерческая, финансовая, правовая, административная (кадровая). Он сформулировал пять элементов, составляющих каждую функцию менеджмента: предвидение, планирование, организация, координирование, контроль. А.Файоль разработал четырнадцать принципов, применимых к любым сферам управления:

1. Разделение управленческого труда.

2. Власть, то есть полномочия и ответственность.

3. Дисциплина.

4. Единство распорядительства или единоначалие.

5. Единство руководства.

6. Подчинение личных интересов на производстве общим.

7. Справедливость вознаграждения.

8. Централизация и децентрализация.

9. Скалярная цепь (линия власти).

10. Порядок.

11. Равенство и справедливость.

12. Стабильность кадров.

13. Инициатива.

14. Корпоративный дух.

Недостатком классической школы было ограниченное восприятие влияния человеческого фактора на производительность. Эту проблему решило появление школы человеческих отношений . Основоположниками этой школы стали М.Фоллет. Э.Мейо, Ф.Ротлисбергер. Выводами, к которым пришли представители это школы, было то, что если руководство повышает заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что неизбежно приведет к увеличению производительности. Суть идей этой школы состоит в том, что сама работа, производственный процесс и чисто физические требования к рабочему имеют относительно меньшее значение, чем его социальное и психологическое положение в процессе производства. Все проблемы производства должны рассматриваться с позиций человеческих отношений, с учетом социального и психологического факторов.

Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений. Согласно этому подходу работнику в большей степени должна оказываться помощь в осознании его собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к управлению организациями. Основной целью этой школы было повышение эффективности деятельности организации путем повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

С развитием кибернетики, математических методов исследований, использования в управлении статистики, математики, инженерных наук возникла количественная школа или школа науки управления . Толчком к использованию количественной школы стало развитие ЭВМ, что позволило конструировать математические модели сложных организационных систем, которые в наибольшей степени отражают реальное состояние организаций.

Характеристика школ менеджмента показывает, что значительное число выработанных ими принципов и методов применимы и к современным организациям с учетов изменений в организациях и усложнения процессов управления.

Контрольные вопросы

1. Что общего и отличного в понятиях «менеджмент» и «управление»?

2. Что означает «хозяйственная самостоятельность организации»?

3. Выделить основные этапы развития менеджмента.

4. Назовите основные составляющие менеджмента.

5. Что представляют собой основные цели и задачи менеджмента?

6. Перечислите основные требования к менеджеру.

7. Охарактеризуйте достижения школ менеджмента.