Проблемы реализации законодательства о юридических лицах. Законодательство российской федерации о юридических лицах. Международное юридическое лицо как субъект международного права

Законодательство Российской Федерации о юридических лицах. Признаки юридического лица, порядок его образования и прекращения его деятельности. Государственная регистрация юридических лиц. Международное юридическое лицо как субъект международного права.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Международное юридическое лицо как субъект международного права

Вопрос права в Интернете является сложным. Между двумя крайними значениями «все или ничего» лежит широкий спектр возможностей. Многие люди наслаждаются свободой выражать себя и свободой от запретов, таких как ограничения на зонирование, которые, по-видимому, предоставляет Интернет. Однако, без какого-либо закона, Интернет не может быть занят бизнесом или удовольствием.

Некоторые федеральные, государственные и территориальные правительства поощряют принятие электронной торговли путем принятия и обеспечения легализации. В Австралии было принято множество законопроектов и актов, направленных на решение юридических вопросов и более совершенную электронную транзакцию, например, Закон об электронных транзакциях. Даже электронная передача земли покрывается: Важно отметить, что этот Закон во всех существенных отношениях похож на тех, которые действуют как в других государствах, так и на федеральном уровне, поэтому люди могут быть уверены в том, что электронные транзакции имеют одинаковую юридическую силу по всей стране, - говорится в заявлении Джим Макгинти, генеральный прокурор Западной Австралии.

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Реорганизация, как правило, проводится по решению участников юридического лица (или собственника его имущества), т.е. добровольно. Однако в отношении коммерческих организаций закон предусматривает и такие случаи, когда реорганизация может быть произведена принудительной. Причем если решение суда или компетентного государственного органа о реорганизации не выполнено в установленный срок, суд назначает внешнего управляющего юридическим лицом, который и осуществляет его реорганизацию (п.2 ст.57 ГК РФ).

Что разъяснил Пленум

Кроме того, ожидается, что законопроект будет стимулировать электронную торговлю как эффективный инструмент для бизнеса для повышения их эффективности. Это может снизить административные пошлины, расходы на хранение и эксплуатационные расходы для предприятий. В словах Макгинти: «Вот почему крайне важно обеспечить юридическую инфраструктуру вокруг киберпространства».

В новом законодательстве возникают такие вопросы, как: Как долго будут действовать эти действия? Каковы границы этих действий? Кто должен быть вынужден следовать правилам? Большинство из этих вопросов сегодня безответны. Он добавил, что трудно установить единые мировые законы в области электронной торговли, но некоторые законодательные акты строительных блоков в отдельных странах необходимо. Применяя законы и наброски границ вокруг безграничного Интернета, мы отрицаем термин «свобода информации»?

В зависимости от того, в какой форме проводится реорганизация юридического лица, она оформляется либо разделительным балансом (разделение, выделение), либо передаточным актом (слияние, присоединение, преобразование). При выделении, разделении или слиянии нескольких организаций возникает как минимум один новый субъект права, поэтому в таких случаях реорганизация считается законченной в момент государственной регистрации вновь созданных юридических лиц.

Законодательство Российской Федерации о юридических лицах. Признаки юридического лица, порядок его образования и прекращения его деятельности. Государственная регистрация юридических лиц. Международное юридическое лицо как субъект международного права

Как юридическая структура повлияет на международные транзакции в Интернете? Ограничит ли он потенциальный рост Интернета преждевременно? Быстрые изменения в технологии не позволяют применять конкретные законы в киберпространстве. На данный момент многие организации содействуют глобальной координации правовых структур.

Во многих случаях проведение реорганизации способно резко изменить соотношение "сил" товаропроизводителей на рынке и привести к ограничению конкуренции. Для предотвращения этих негативных последствий п.1 ст.17 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" устанавливает обязательную процедуру получения согласия федерального антимонопольного органа на слияние или присоединение коммерческих организаций, сумма активов которых превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда, а также на слияние или присоединение союзов или ассоциаций коммерческих организаций.

Во время покупок в Интернете большинство людей обычно не думают о том, что происходит в фоновом режиме. Интернет-магазин, как правило, очень прост. Весь этот процесс выглядит очень просто, но разработчик или бизнесмены точно знают, сколько препятствий нужно подпрыгнуть, чтобы завершить заказ. Безопасность и защита личной информации клиента лежит в руках бизнеса.

Поэтому компании должны сначала предоставить клиенту гарантию и второе спокойствие, что переданная информация не подвержена никаким вторжениям. Веб-сайты должны предоставлять клиентам выбор в отношении использования их личной информации и включать процедуры обеспечения безопасности для ограничения доступа к информации о клиентах посторонними лицами. Хотя соблюдение прав на неприкосновенность частной жизни является юридическим требованием, оно также представляет собой хорошую деловую практику. Если клиенты доверяют сайту и бизнесу, они с большей вероятностью будут торговать с ним.

Реорганизация существенно затрагивает интересы кредиторов юридического лица, коль скоро их должник прекратит свое существование. Поэтому обязательным ее условием является предварительное уведомление кредиторов, которые в таком случае вправе требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения убытков (ст.60 ГК РФ).

Многие люди не хотят раскрывать свою личную информацию в Интернете. Отдельные лица могут решить, сколько личной информации они хотят раскрывать и как ее можно использовать. Интересно, что в одном из опросов было установлено, что многие люди, которые раскрывают личную информацию, делают это в надежде на финансовую выгоду, например, выигрывают лотереи.

Было сделано много попыток решить вопросы, связанные с авторскими правами на цифровой контент. Электронная коммерция оказывает огромное влияние на авторское право и связанные с этим проблемы, а объем авторских прав влияет на развитие электронной коммерции. Крайне важно, чтобы законодательные нормы устанавливались и применялись надлежащим образом для обеспечения того, чтобы цифровая технология не подрывала основную доктрину авторского права и смежных прав. С одной стороны, Интернет был описан как «крупнейшая копировальная машина в мире».

Ликвидация юридического лица - это способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. ГК РФ содержит развернутый перечень оснований ликвидации юридических лиц, которая (так же как и реорганизация) может носить как добровольный, так и принудительный характер.

В добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению его участников или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Типичными основаниями добровольной ликвидации являются нецелесообразность дальнейшего существования юридического лица, истечение срока, на который оно было создано, достижение или, напротив, принципиальная недостижимость уставных целей организации.

Чем грозит недостоверный адрес

Старые технологии, такие как фотокопирование, запись и запись на ленту, связаны правилами и положениями, касающимися количества, содержания, качества и временных ограничений. Интернет один человек может отправлять миллионы экземпляров по всему миру. Как правило, товарный знак может принадлежать лицу, компании или любому юридическому лицу. Когда кто-то другой пытается использовать этот товарный знак без разрешения, его можно считать незаконным разбавлением отличительного товарного знака. Если кто-то использует товарный знак таким образом, чтобы разбавить отличительное качество знака или торговать по репутации владельца, владелец товарного знака может требовать возмещения убытков.

Принудительная ликвидация проводится по решению суда, в случаях, когда деятельность юридического лица осуществляется без соответствующего разрешения (лицензии), либо такая деятельность прямо запрещена законом, либо сопряжена с неоднократными или грубыми нарушениями законодательства.

Для отдельных видов юридических лиц законом установлены дополнительные основания ликвидации. Так, коммерческие организации (кроме казенных предприятий), потребительские кооперативы и фонды могут быть ликвидированы по причине их несостоятельности (банкротства). Для хозяйственных обществ и унитарных предприятий предусмотрено такое основание ликвидации, как утрата имущества, т.е. уменьшение стоимости чистых активов предприятия ниже уровня минимального размера уставного капитала. И в том, и в другом случае ликвидация может производиться как добровольно, так и принудительно.

Некоторые веб-приложения позволяют широко использовать образцы музыки и аудиоформаты. Ряд важных последних событий произошел в области авторского права и смежных вопросов, которые имеют далеко идущие последствия для отрасли и рассматриваются в законодательных органах, судебных органах и международных форумах. За последние несколько лет в некоторых странах были приняты новые законы для обеспечения эффективной защиты и обеспечения соблюдения прав в эпоху цифровых технологий. В то же время отрасли авторского права также адаптируют свои бизнес-методы и технологии использования цифровых возможностей, защищая от новых рисков.

Порядок ликвидации юридического лица урегулирован статьями 61-64 ГК РФ и состоит из следующих этапов:

1) участники организации, ее уполномоченный орган или суд, принявшие решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (или единоличного ликвидатора), определяют порядок и сроки ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает на себя все полномочия по управлению юридическим лицом;

Онлайн-условия, правила и законы. Правительства разрабатывают законодательство для поддержки и укрепления мер защиты частной жизни многих предприятий. Эти инициативы направлены на регулирование хранения, использования и раскрытия информации персональной информацией. Каждая организация должна быть очень осторожной при применении условий электронной транзакции для пользователей Интернета. Основные вопросы, касающиеся легализации электронных транзакций, включают следующее. Обеспечьте правильные онлайн-контракты.

Записывайте обязательства по хранению. Регулирование валютного контроля. Закон о защите иностранных данных. Электронные транзакции разделяют электронный бизнес от традиционных видов бизнеса. Когда происходит сделка, у кого есть юрисдикция? Кто имеет право применять закон о сделке?

2) ликвидационная комиссия публикует в прессе сообщение о ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления претензий кредиторами (этот срок не может быть менее 2 месяцев), выявляет всех кредиторов и уведомляет их о ликвидации, взыскивает дебиторскую задолженность юридического лица;

Часть 1 п.2 ст.61 ГК РФ предусматривает еще одно основание добровольной ликвидации - признание судом недействительной регистрации юридического лица. Такая позиция законодателя вызывает недоумение, ибо если соответствующее решение суда вступило в силу, то участники организации обязаны ему подчиниться. Значит, в этом случае ликвидация производится на основе судебного решения, а не волеизъявления участников.

Например, если вы покупаете ноутбук в своем локальном компьютерном магазине, вы знаете свои законные права. Если компьютер не работает, когда вы забираете его домой, и магазин отказывается улаживать, то вы, вероятно, можете принять спор в свой местный суд мелких претензий. Но если вы покупаете один и тот же компьютер онлайн, у продавца на другой стороне мира, возможно, через дилера, базирующегося в третьей стране, тогда ваши права намного менее ясны. Какие законы защиты вашей страны применяются: ваши, те, которые находятся в стране происхождения поставщика или в посредниках?

Общественные или религиозные организации, а также фонды могут быть ликвидированы по решению суда за систематическое осуществление внеуставной деятельности (см. ч.2 п.2 ст.61 ГК РФ). Логичнее было бы распространить это правило на все организации со специальной правоспособностью;

3) ликвидационная комиссия оценивает состав кредиторской задолженности, принимает решение об удовлетворении (отклонении) выявленных требований и составляет промежуточный ликвидационный баланс;

Не зная, какой конкретный набор законов применяется, невозможно узнать, кому предъявить иск. «Малые суды по искам не работают в киберпространстве», - говорит Рон Прессер из Американской ассоциации адвокатов. Небольшое законодательство может пройти долгий путь, чтобы помочь сторонам установить лучшие границы для работы внутри. Когда транзакция, которая происходит между двумя разными сторонами, расположенными в двух разных странах, идет не так, возникает ряд сложных вопросов.

Это не первый случай, когда вопрос о внетерриториальной юрисдикции над веб-контентом был поднят. Судья определил, что Сомму было невозможно скрыть незаконные новостные группы. Уровень клиента - это веб-браузер, в котором используется некоторый тип обработки формы. Средний уровень - это веб-сервер, часто с обработкой транзакций. Веб-сервер, в свою очередь, подключается к третьему ярусу, база данных обрабатывает информацию о заказе.

4) в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом удовлетворяются законные требования кредиторов, причем выплаты производятся в порядке очередей, установленных ст.64 ГК РФ. Если денежных средств организации недостаточно для расчетов с кредиторами, ликвидационная комиссия продает имеющееся имущество с публичных торгов;

Проверка достоверности сведений, заявленных при регистрации

Перед созданием сайта электронной коммерции должен быть создан зарегистрированный домен и зарегистрированный товарный знак. На сайте должна быть защита авторских прав. Определение правил и положений для рекламы сайта путем размещения баннеров на других известных сайтах - это другое.

Это имеет большое значение при работе с такие сложные вопросы, чтобы проконсультироваться с адвокатом, который специализируется на вопросах киберпространства. Большинство юридических вопросов, связанных с электронной торговлей, не новы. Юристы должны, однако, быть в состоянии признать повышенную значимость определенных правовых вопросов для онлайн-среды. При понимании технических, договорных, интеллектуальных и нормативных вопросов, которые имеют повышенное значение в новой экономике, адвокат имеет хорошие возможности для оказания помощи клиентам в том, что они активно снижают риск их юридической ответственности.

5) после погашения кредиторской задолженности ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс и распределяет оставшееся имущество между участниками юридического лица, если иное не следует из законодательства или учредительных документов организации. Все документы, оформляющие ликвидацию, передаются регистрирующему органу, который на их основе вносит соответствующую запись в единый государственный реестр юридических лиц. С этого момента деятельность организации считается прекращенной.

Прежде чем распределять ресурсы по инициативе, необходимо определить, можно ли юридически выполнить бизнес-процесс или транзакцию в электронном виде. Например, Закон об электронных коммуникациях и транзакциях облегчает заключение большинства транзакций и сообщений в электронном виде путем размещения таких транзакций наравне с традиционными транзакциями или сообщениями.

Популярный взгляд на Интернет как на нерегулируемый носитель не соответствует действительности. Законы мировой юрисдикции по-прежнему применяются, когда вы путешествуете по Сети: единственная разница заключается в том, как они могут применяться. Колонизация киберпространства - это технология и возможность управления. Действительно, технология одновременно является и угрозой в качестве решения, поскольку, с одной стороны, он бросает вызов существующей правовой и регулирующей инфраструктурам и тем не менее предлагает решение многих из этих угроз, включая безопасность, целостность и подлинность.

Особенности ликвидационной процедуры в случае несостоятельности (банкротства) организации установлены Федеральным законом РФ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и рядом других нормативных актов. Федеральный закон от 25 февраля 1999 года № 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (принят ГД ФС РФ 18. 09.1998) // Справочно-правовая система "Консультант Плюс". - Послед. обновление 19. 07.2009.

4. Международное юридическое лицо как субъект международного права

В международном частном праве содержание гражданско-правовых элементов наполняется новым смыслом. В связи с изменением содержания правовых категорий и конструкций, переходящих из частноправовых отношений на почву международного права, нельзя говорить о каком-то их качественном изменении. Общий смысл правового понятия сохраняется, что позволяет его использовать в сфере международного права как уже известный институт. Данный вывод можно отнести и к такой правовой категории как юридическое лицо. Вопросу трансформации понятия юридического лица в сфере международных отношений и будет посвящена настоящая глава, актуальность которой видится в определении правового статуса международного юридического лица и рекомендаций по его правовому закреплению в национальной и международной правовых системах.

В современных экономических отношениях роль такого рода юридических лиц постоянно возрастает, в качестве примера их существования можно назвать Объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ), Международную телерадиокомпанию "Мир", Европейскую компанию по финансированию закупок оборудования для железных дорог, Центрально-Африканскую энергетическую корпорацию, Международную организацию по сахару и др.

Таким образом, юридическое лицо по-разному находит свое проявление в сфере международных экономических отношений и в некоторых случаях соответственно претендует на определение "международное" (международное юридическое лицо), например в следующих трех вариантах:

1) межправительственная организация как субъект невластных отношений цивилистического характера;

2) юридическое лицо, которое приобрело свою юридическую личность при наличии международного договора и обладающее определенной государственной принадлежностью (национальностью);

3) юридическое лицо, получившее свою юридическую личность только в силу установления международного договора и не обладающее национальностью. Все три варианта международных юридических лиц требуют определения характерных только для них признаков и выделения отличающих их друг от друга особенностей, поскольку следует различать юридические лица, действующие на национальном уровне, созданные в рамках национального правопорядка, и международные юридические лица, созданные в силу или при наличии международного договора (или иного международного учредительного акта) и вступающие в международные экономические отношения.

Внутренние и внешние отношения юридического лица зависят от его правовой формы, поэтому в настоящей работе рассматриваются организационные правовые формы, которые создаются на базе универсальных международных конвенций и норм, создаваемых правом интеграционных группировок (в сфере региональной интеграции), а также межправительственными организациями для реализации ими статуса юридического лица.

Практика создания международных юридических лиц и вопросы, возникающие в связи с реализацией последними своего статуса, ставят правоведов перед необходимостью четкого и ясного регулирования в праве реально существующих отношений, участником которых является международное юридическое лицо. Такое регулирование возможно только при определении в национальной и международной правовых системах правового статуса международного юридического лица, которое должно содержать ответы на следующие вопросы: определение международного юридического лица; его признание вне той правовой системы, на базе которого оно возникло; определение закона, применимого к его юридическому статусу; возможность применения международным юридическим лицом международных иммунитетов и привилегий.

Несмотря на различия двух правопорядков (национального и международного) и методов создания норм, определение одного и того же правового явления (юридического лица) нормами одновременно двух правопорядков становится возможным благодаря их единой социальной природе.

Необходимо осознание того факта, что устоявшиеся классические определения юридического лица в теории права традиционны и не всегда соответствуют действительности, например давно устарело определение юридического лица (данное Алексеевым С.С., Хропанюком В.Н., Спиридоновым Л.И., Лазаревым В.В., Матузовым Н.И., Малько А. В.) как коллективного субъекта в области частноправовых отношений, а строгая позиция цивилиста по поводу отнесения юридического лица непосредственно к частноправовой сфере отношений также связана с традиционным определением юридического лица и закреплением порядка его деятельности в гражданском праве государств, тогда как международное юридическое лицо сочетает в себе функции частной и публичной сфер деятельности.

Понятие юридического лица нашло свое отражение как в национальном, так и международном праве.

Более фундаментальное изучение понятия юридического лица было проведено учеными на базе внутригосударственного права. В самом общем виде юридическое лицо определяется законом как организация или учреждение, которое выступает в качестве самостоятельных участников гражданских правоотношений. Строгая привязанность определения юридического лица к частноправовой сфере возникла вследствие возрастающего значения Личности, которое не могло не сказаться и в юридическом положении создаваемых ею союзов и учреждений.

Гражданские кодексы большинства стран (Франции, Италии, Швейцарии) избегают давать четкое определение юридического лица либо вообще такого понятия не содержат. Наиболее развернутые определения юридических лиц содержатся в кодексах стран Латинской Америки (Чили, Колумбия, Сальвадор, Эквадор). Другие государства (Германия, Россия) в своем национальном законодательстве дают описательное определение юридического лица посредством перечисления его обязательных признаков: наличие обособленного имущества, самостоятельная ответственность по своим обязательствам этим имуществом, приобретение и осуществление гражданских прав от своего имени, выступление в качестве истца и ответчика в судах.

Ситуация в отношении определения понятия юридического лица в международно-правовых нормах принципиально иная. Юридическое лицо в доктрине международного права - не самостоятельный субъект правоотношения, - оно представляет собой лишь некий признак, в наличии которого проявляется многообразие правосубъектности участников международных экономических отношений. Правовой статус участников международных отношений позволяет им участвовать в международных публичных и частноправовых отношениях, при этом их статус проявляется по-разному.

Международное право не дает самостоятельного исчерпывающего определения юридического лица, имплиментируя данную правовую категорию из национальной правовой системы в международную. В результате анализа конвенций, направленных на создание межправительственной организации или международного юридического лица и содержащих указание на их юридическую личность, можно вывести некоторые основные признаки международного юридического лица, аналогичные тем, которыми наделяет юридическое лицо национальное гражданское право.

Международное юридическое лицо является отражением "обратной частной стороны" публичного субъекта и представляет собой сопутствующую частную функцию субъекта международного публичного отношения. В условиях современных международных экономических отношений все публичные субъекты вступают в частные правоотношения - это одна из сторон их правового статуса. В рамках национального права могут быть созданы "чистые" частные субъекты только для участия в частноправовых отношениях. Несмотря на то что в национальном праве некоторые субъекты также характеризуются слиянием публичной и частной функций (например, казенные заводы, Пенсионный Фонд РФ и др.), такое слияние представляет собой в национальном праве скорее исключение, тогда как для субъектов международного публичного права слияние публичной и частной функций - правило.

Развитие юридического лица и его организационно-правовой формы обусловлены в основном экономическими причинами. Поскольку экономические условия, в которых существует юридическое лицо, как и экономические отношения, в целом постоянно развиваются и совершенствуются, это приводит к неизбежному поиску новых форм существования юридического лица. Юридическое лицо - общеправовое теоретическое понятие, используемое в национальном праве для определения самостоятельных субъектов - участников частноправовых отношений, а в международном праве сопутствующее публичным субъектам для реализации последними частной функции.

Таким образом, можно четко выявить две основные тенденции развития юридического лица: в национальном праве - множественность форм юридических лиц, в международном праве - единообразная унифицированная форма. Унифицированная правовая форма юридического лица может быть универсальной и региональной в зависимости от того, в силу какого международного договора юридическое лицо создано.

Основные концепты международно-политических и международно-экономических теорий мало приспособлены для осмысления происходящих явлений в сфере создания международных юридических лиц. Это не означает полной несостоятельности теории, однако может явиться причиной абсолютной несовместимости позиций различных научных направлений и школ. Вместе с тем, развитие международных экономических отношений предполагает поиск новых подходов (и даже возврат к некоторым прежним подходам, отвергнутым или не получившим достаточно широкого развития из-за своей нетрадиционности либо по иным причинам), которые при современном состоянии предмета способны дать представление о международном юридическом лице.

В современную эпоху решение научных задач осложняется еще и тем, что международные отношения становятся слишком неподатливым объектом научного исследования, так как отличаются многообразием участников.

Субъектный состав международных экономических отношений говорит о том, что международные экономические отношения находят свою регламентацию как в международно-правовой сфере (публичной), так и в частноправовой. Поскольку международные экономические отношения существуют в рамках международных правовых механизмов, которые, в свою очередь, подстраиваются под развивающиеся экономические отношения, стараются быть гибкими и устойчивыми, то необходимо проанализировать, как развивалась правовая доктрина в сфере международных экономических отношений. В связи с этим были проанализированы два основных подхода к проблеме правового регулирования международных экономических отношений: в рамках первого подхода происходит обоснование универсальных концепций правового регулирования международных экономических отношений, согласно которым большая часть международного экономического сотрудничества регулируется одной универсальной отраслью - международным экономическим правом; при втором подходе применяются партикулярные концепции правового регулирования международных экономических отношений, которые закрепляют за какой-либо правовой отраслью регулирование определенного сектора мировой экономики.

В современной правовой литературе западных стран были выдвинуты следующие две основные концепции международного экономического права (МЭП): первая концепция определяет МЭП как отрасль международного публичного права и ограничивает ее предмет экономическими отношениями субъектов международного права [Г. Шварценбергер, Я. Броунли (Великобритания), П. Верлорен ван Темаат (Нидерланды), В. Леви (США), П. Вейль, М. Беланже (Франция), П. Пиконе (Италия) и др.]; вторая концепция, на сегодняшний день получившая наибольшую популярность в правовой среде, в качестве источников международного экономического права рассматривает как международное право, так и внутригосударственное, а МЭП распространяет свое действие на все субъекты права, участвующие в коммерческих (хозяйственных) отношениях, выходящих за пределы одного государства [А. Левенфельд (США), П. Фишер, Г. Эрлер, В. Фикентшер (Германия), В. Фридман, Е. Питерсман (Великобритания), П. Рейтер (Франция) и др.]. Вторая концепция смыкается с зарубежными теориями транснационального права [Ф. Джессеп (Великобритания), Д. Карро, Ж. - Ф. Лалив (Франция), А. Тита (Италия) и другие], направленными на то, чтобы уравнять в качестве субъектов международного права государства и транснациональные корпорации.

Присутствие юридического лица в субъектном составе международного экономического права вполне обосновано ставит вопрос о том, что юридическое лицо в сфере международных экономических отношений выходит из частноправовой сферы при наличии у него ряда определенных признаков, но речь идет не о каждом юридическом лице, а наделенном унифицированной правовой формой. Таким образом, изучение субъектного состава, т.е. круга лиц, вступающих в международные экономические правоотношения, носящие коммерческий характер и регулируемые международно-правовыми нормами, имеет существенное значение для определения места юридического лица в исследуемой сфере, особенностей его правового статуса и формы существования. Якушев А.С. Традиционное понятие юридического лица и эволюция его правовой формы. Юридическая наука: проблемы теории, практики, перспективы развития. М.: Проспект, 2010. - С. 87.

Появление юридического лица - обстоятельство фактического характера, которое вызвало к жизни фактические юридические отношения, т.к. именно экономическая сфера с финансовыми связями вызывает к жизни фактические правовые отношения, которые требуют признания со стороны государства и создания соответствующих правовых норм в международной и национальной правовых системах.

Международные экономические отношения в силу своего динамического развития требуют создания новых форм их реализации, оставляя далеко позади ранее созданные юридические механизмы.

Национальные юридические лица, являющиеся иностранными по отношению к месту своей деятельности, сталкиваются с проблемой их признания, которая все же находит правовое разрешение в национальных правопорядках государств. Национальное юридическое лицо (в том числе транснациональные корпорации, многонациональные предприятия) как участник внешнеторговой деятельности, независимо от ее масштабов, осуществляет свою деятельность в известных национальному праву организационно-правовых формах.

Совсем иначе дело обстоит с юридическими лицами, созданными при наличии или в силу международного договора, так как порядок их создания и деятельности регулируется нормами международных договоров, обладающих приоритетом над национальным правом. Коллизия международного и национального регулирования правового статуса международного юридического лица носит "скрытый" характер, поскольку его правовой статус вообще не определен. Сложившаяся в праве ситуация с неопределенностью правового статуса международного юридического лица привела к ряду следующих вопросов, требующих практического разрешения:

1) возможно ли совмещение статуса международного юридического лица с национальной организационно-правовой формой;

2) является ли международное юридическое лицо носителем международной правосубъектности;

3) допустимо ли распространение на международное юридическое лицо, созданное только в силу установлений международного договора, национальных правил (правовых норм), применимых к юридическим лицам-нерезидентам;

4) каков порядок налогообложения международного юридического лица и действия налогового иммунитета. Якушев А.С. Традиционное понятие юридического лица и эволюция его правовой формы. Юридическая наука: проблемы теории, практики, перспективы развития. М.: Проспект, 2010. - С. 98.

Для ответа на поставленные выше вопросы необходимо выяснить, в каких случаях юридическое лицо является международным. Правовой статус участника международных отношений дает возможность участвовать в международных публичных и частноправовых отношениях.

Возникшему в сфере международных экономических отношений такому явлению, как международное юридическое лицо, должна быть присуща отличная от прежних правовая регламентация его статуса и режима деятельности. Однако если предположить, что для содержания была избрана несоответствующая ему форма, то может сложиться ситуация, когда международное юридическое лицо потеряет способность к реализации своих функций. С целью устранения возможных проблем в практической деятельности международного юридического лица, а именно при осуществлении им коммерческой деятельности, необходимо разработать новый подход, который бы заключался в правовой регламентации специального статуса этого субъекта как в национальной, так и международной правовых системах. Концепция нового подхода также заключается в создании новой правовой унифицированной формы международного юридического лица.

Экономические цели, которые преследуются юридическими лицами, давно перестали быть только частноправовыми. Получение прибыли в интересах всего человечества и, как следствие, развитие экономического потенциала стран мирового сообщества, а именно такая цель преследуется созданным Конвенцией по морскому праву 1982 г. предприятием, есть не что иное, как осуществление деятельности публичной в межгосударственных интересах.

Юридические лица, созданные в рамках разных национальных правовых систем, отличаются друг от друга организационно-правовыми формами. Однако при унификации всех известных организационно-правовых форм, известных национальному праву, можно выделить две основные: товарищество (общество) с ограниченной ответственностью и акционерное общество. Однако отсутствие традиционной организационной формы у предприятия говорит о возможности создания международных юридических лиц в унифицированных правовых формах, неизвестных национальному праву. Якушев А.С. Традиционное понятие юридического лица и эволюция его правовой формы. Юридическая наука: проблемы теории, практики, перспективы развития. М.: Проспект, 2010. - С. 102.

Для дальнейшего регулирования международных экономических отношений на новой качественной ступени необходимо иметь четкие правила регулирования деятельности международных юридических лиц в данной сфере. И поэтому, несмотря на столь существенные отличия подходов внутригосударственных доктрин к определению международного экономического права как правовой основы и возможности существования международных экономических отношений, мировое сообщество вынуждено искать решения в виде конвенций, предусматривающих создание новых "юридических мутантов" регионального и мирового уровней. Обнаружение в международном праве существования предприятия - образования, признаки которого: возможность заключать контракты с национальными юридическими и физическими лицами (сделкоспособность), осуществлять добычу (производство), реализовывать (коммерция) и получать прибыль (накопление капитала), но в интересах всего человечества, - говорит о трансформации юридического лица (в традиционном его представлении со времен римского частного права как субъекта только частноправовой сферы) в международное юридическое лицо - субъект международного права.

Две стороны правового статуса международного юридического лица в частноправовой и публично-правовой сферах неразрывно связаны между собой.

Юридическая техника предлагает необходимые инструменты для выбора организационно-правовой формы международного юридического лица (МЮЛ). Во-первых, создание МЮЛ в рамках международного договора определяет необходимость создания унифицированной правовой формы, во-вторых, унифицированная правовая форма является единообразной, и поэтому многообразие национальных организационно-правовых форм ей не присуще, и в-третьих, правовая регламентация унифицированной формы - первый шаг на пути к определению правового статуса международного юридического лица.

Таким образом, универсальная унифицированная правовая форма характеризуется тем, что для ее обозначения используются специальные юридические термины - предприятие, международная компания, - представляющие собой новые обозначения организационных форм международного юридического лица. Региональная унифицированная форма тяготеет к унификации организационных форм, известных национальному праву (акционерное общество, корпорация).

Наличие унифицированной или национальной организационно-правовой формы у международного юридического лица будет указывать на то, какому правопорядку оно подлежит, т.е. какое право регулирует вопросы его деятельности, ликвидации и его внутренние отношения. Такие юридические лица, как предприятие, ГЕЭИ (международное товарищество компаний) осуществляют свою деятельность на территории государств без подчинения внутригосударственному правопорядку по вопросам внутренних отношений, используя преимущества международной правосубъектности (например, иммунитеты и фискальные льготы). Однако международные компании, обладающие национальной организационно-правовой формой, несомненно, привязаны к национальному правовому регулированию по вопросам их деятельности, поэтому порядок использования ими привилегий и льгот должен определяться особенностями правового статуса международного юридического лица, необходимость закрепления которого в законодательстве государств является одной из основных задач международного частного права. Якушев А.С. Традиционное понятие юридического лица и эволюция его правовой формы. Юридическая наука: проблемы теории, практики, перспективы развития. М.: Проспект, 2010. - С. 99.

Одним из ярких примеров создания в международной договорной практике СНГ международного юридического лица является Межгосударственная телерадиокомпания "Мир", учрежденная в 1993 году странами СНГ на основании Соглашения о международных правовых гарантиях беспрепятственного и независимого осуществления деятельности Межгосударственной телерадиокомпании "Мир" (МТРК "Мир"). Практика деятельности МТРК "МИР" потребовала четких ответов на следующие вопросы:

1) является ли Межгосударственная телерадиокомпания "Мир" носителем международной правосубъектности;

2) возможно ли применительно к МТРК "Мир" совмещение статуса межгосударственной (межправительственной) организации с организационно-правовой формой акционерного общества;

3) допустимо ли распространение на МТРК "Мир", зарегистрированную в организационно-правовой форме акционерного общества, правил, применяемых к организациям-нерезидентам;

4) допустимо ли, учитывая соотношение юридической силы устава МТРК "МИР" и Соглашения о международно-правовых гарантиях беспрепятственного и независимого осуществления деятельности МТРК "Мир" от 24 декабря 1993 года (далее - Соглашение), применение положений устава, относящихся исключительно к вопросам деятельности акционерного общества, или же данный устав должен применяться в части, не противоречащей взаимосвязанным положениям Соглашения, исходя из того, что МТРК "Мир" является организацией-нерезидентом;

5) требуется ли новая редакция устава МТРК "Мир", корреспондирующаяся с Соглашением и прямо закрепляющая статус компании как межправительственной организации.

Практика существования международного юридического лица и попытки регулирования его деятельности посредством национального законодательства привели к коллизии международного содержания и национальной формы: согласно положениям упомянутого Соглашения (абзац пятый преамбулы, часть 1 статьи 10), МТРК "Мир" определена в качестве межгосударственной организации и в соответствии с этим наделена комплексом льгот и привилегий, общепринятых для международных организаций, однако в связи с отсутствием в законодательстве Российской Федерации норм, регулирующих деятельность международных акционерных обществ, МТРК "Мир" была зарегистрирована как акционерное общество страны нахождения. Якушев А.С. Традиционное понятие юридического лица и эволюция его правовой формы. Юридическая наука: проблемы теории, практики, перспективы развития. М.: Проспект, 2010. - С. 94.

Возникновение споров, вытекающих из правоотношений, участником которых является международное юридическое лицо, неизбежно в национальной судебной практике. Возможность их разрешения зависит от четкого определения правового статуса международного юридического лица, его закрепления в праве, объема правоспособности в рамках национальной и международной правовых систем. Коллизия национальной и международной правовых систем на сегодняшний день достигла своего апогея при столкновении объема полномочий, предоставленных организации, относящейся к международному юридическому лицу, для реализации ее уставных целей и задач, с объемом правоспособности, которым ее искусственно наделили как национальное юридическое лицо, поместив в рамки национальной организационно-правовой формы.

Аналогичные вопросы возникали в связи с применением налогового иммунитета Объединенным институтом ядерных исследований и Европейским банком реконструкции и развития.

Современная практика создания международных юридических лиц требует четкого правового определения характера деятельности таких предприятий, их статуса, определения права, регулирующего отношения, которые возникают в связи с деятельностью подобных организаций, а также требует регламентации процесса правового закрепления за международным юридическим лицом иммунитетов и льгот.

Международное юридическое лицо как экономическое явление требует не только формального юридического закрепления в нормах права, а создания единой правовой концепции на предмет правового регулирования специального статуса и деятельности таких юридических лиц. Статус международного юридического лица должен найти свою правовую регламентацию в международной (в международном договоре) и национальной (в законе) правовых системах в комплексе.

Заключение

В результате проведенного дипломного исследования, можем сделать следующие основополагающие выводы.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

В выпускной квалификационной работе мы выделили следующие признаки юридического лица.

Юридическое лицо - это организация. Признак организационного единства предполагает не простую совокупность людей, а наличие устойчивых существенных связей между ними, структурную и функциональную дифференциацию, определенную иерархию и разделение труда.

Это требование воплощается в четкой внутренней структуре организации, наличии органов управления, структурных подразделений, которые в единстве позволяют решать задачи юридического лица.

Организационное единство документально закреплено в уставе, учредительном договоре, где определяются наименование юридического лица, порядок управления деятельностью юридического лица, состав и компетенция органов управления и т.д.

Наличие обособленного имущества. Это означает, что:

а) юридическое лицо обладает имуществом, которое принадлежит ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Таким образом, исключается возможность создания и функционирования юридических лиц на основе только заемных средств, имущества, полученного по договору аренды или имущественного найма.

Принадлежность имущества организации на праве собственности означает, что участники (учредители) этого юридического лица уже не могут иметь право собственности на данное имущество, а обладают в отношении юридического лица лишь правами требования обязательственного характера (например, право требования выплаты дивидендов, управления юридическим лицом, выплаты ликвидационной квоты и т.д.);

б) имущество юридического лица должно быть отражено в балансе или смете,

в) законом определяется минимальный размер обособленного имущества - минимальный уставный капитал. Юридическое лицо должно иметь имущество, свободное от долгов (чистые активы), и его количество не может быть меньше указанного в учредительных документах (т.е. уставного капитала). Таким образом, уставный капитал представляет собой минимальный размер имущества юридического лица, гарантирующего интересы его кредиторов. Если же юридическое лицо не может обеспечить уровень чистых активов, соответствующий определенному в законе, оно подлежит ликвидации.

В выпускной квалификационной работе мы определили, что уставный капитал составляется из стоимости вкладов его участников и является собственностью юридического лица;

г) внешней формой имущественной самостоятельности является расчетный счет, который представляет как бы окошко во внешний мир.

По общему правилу, юридические лица отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Обратная сторона этого правила состоит в том, что участники (учредители) юридического лица не отвечают по его долгам своим имуществом. Только в порядке исключения можно возложить бремя имущественной ответственности на собственность участников (например, в полных товариществах).

Юридическое лицо, выступая в имущественном обороте, обладает фирменным наименованием, закрепленным в учредительных документах. Заключая сделки, юридическое лицо приобретает права и обязанности для себя, а не для участников или структурных подразделений. Это отличает его от представительств и филиалов, которые, не являясь, по общему правилу, юридическими лицами, действуют по доверенности создавших их юридических лиц и, заключая договоры, приобретают права и обязанности для юридического лица.

По характеру деятельности юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие.

а) коммерческие - это организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, а также распределяющие прибыль между участниками. К ним относятся хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия;

б) некоммерческие - это организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Это потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации, финансируемые собственником учреждения, благотворительные и иные фонды и др. Перечень некоммерческих организаций является открытым.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям.

По видам прав учредителей (участников) в отношении юридических лиц или их имущества:

а) юридические лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы). Собственником передаваемого имущества становится сама организация;

б) юридические лица, на имущество которых учредители имеют право собственности или иное вещное право (государственные и муниципальные унитарные предприятия, финансируемые собственником учреждения). Организация владеет имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

в) юридические лица, в отношении которых их участники не имеют никаких имущественных прав (общественные и религиозные организации [объединения], благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц [ассоциации и союзы]).

По организационно-правовой форме коммерческие юридические лица могут быть разделены на:

а) хозяйственные товарищества - это прежде всего объединения лиц и поэтому предполагающие личное участие членов товарищества в его делах и лично-доверительные отношения между участниками;

б) хозяйственные общества - это объединения капиталов и поэтому не предполагающие личного участия членов общества в его делах;

в) унитарные предприятия;

г) производственные кооперативы.

В дополнение к выпускной квалификационной работе мы сделаем краткое резюме о том, что полное товарищество - это товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

Товарищество на вере (коммандитное товарищество) - это такое товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеются один или несколько участников - вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Общество с ограниченной ответственностью - это учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли, определенные в учредительных документах: участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Общество с дополнительной ответственностью очень похоже на общество с ограниченной ответственностью. Однако здесь при недостаточности имущества общества с дополнительной ответственностью его участники несут ответственность по обязательствам общества своим личным имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов.

Акционерное общество - это общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционерные общества могут быть открытыми и закрытыми. Акционерное общество открытого типа распространяет свои акции среди неопределенного круга лиц. Акционеры вправе отчуждать свои акции без согласия других участников общества.

Акционерное общество закрытого типа распределяет акции среди заранее определенного круга лиц. Число акционеров в таком обществе ограничено. Кроме того, акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества.

Производственный кооператив (артель) - это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

По общему правилу, юридическое лицо имеет имущество на праве собственности. Однако ГК РФ допускает исключения из этого правила, одним из которых является унитарное предприятие, т.е. коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество, которое является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям).

Потребительский кооператив - это добровольное объединение граждан или юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов (например, жилищно-строительный кооператив). Получение прибыли не является основной целью деятельности потребительского кооператива.

Общественные и религиозные организации (объединения) - добровольные объединения граждан, созданные в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты :

1. Конституция Российской Федерации // Справочно-правовая система "Консультант Плюс". - Послед. обновление 30.12.2008.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 13 ноября 1994 года № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) // Справочно-правовая система "Консультант Плюс". - Послед. обновление 07.02.2011.

3. Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (принят ГД ФС РФ 14.04.1995) // Справочно-правовая система "Консультант Плюс". - Послед. обновление 22.07.2010.

4. Федеральный закон от 2 декабря 1992 года № 395-1 "О банках и банковской деятельности" // Справочно-правовая система "Консультант Плюс". - Послед. обновление 07.02.2011.

5. Федеральный закон от 25 февраля 1999 года № 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (принят ГД ФС РФ 18.09.1998) // Справочно-правовая система "Консультант Плюс". - Послед. обновление 19.07.2009.

6. Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" (принят ГД ФС РФ 27.06.2002) // Справочно-правовая система "Консультант Плюс". - Послед. обновление 07.02.2011.

7. Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (принят ГД ФС РФ 13.07.2001) // Справочно-правовая система "Консультант Плюс". - Послед. обновление 23.12.2010.

8. Закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1994 года № 948-1 // Справочно-правовая система "Консультант Плюс". - Послед. обновление 26.07.2007.

Научная и обзорная литература

9. Аскназий С.И. Основные вопросы теории гражданского права. - М.: Статут, 2008. - 854 с. - ISBN 978-5-8354-0468-1.

10. Братусь С.Н. Юридические лица в гражданском праве. Избранные труды. - М.: Статут, 2009. - 334 с. - ISBN 978-5-8354-6797-3.

11. Винницкий А.В. Государственная собственность. - М.: Статут, 2010. - 432 с. - ISBN 978-5-8354-0626-5.

12. Генкин Д.М. Значение применения института юридической личности во внутреннем и внешнем товарообороте // Сб. научных трудов. - М.: Проспект, 2007. - 654 с. - ISBN 978-5-482-95201-1.

13. Гражданское право. В 2 томах. Том 1. // Под ред. Садикова О.Н. - М.: Инфра-М, 2009. - 496 с. - ISBN 5-16-002631-2.

14. Грибанов В.П. Юридические лица. Избранные труды. - М.: Статут, 2009. - 386 с. - ISBN 978-5-8354-3569-3.

15. Гусева Т.А., Чуряев А.В. Постатейный Комментарий к Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". - М.: Юстицинформ, 2008. - 344 с. - ISBN 978-5-7205-0889-0.

16. Иоффе О.С. Гражданское право. Избранные труды. - М.: Статут, 2009. - 784 с. - ISBN 978-5-8354-0607-4.

17. Каминка А.И. Основы предпринимательского права. - М.: Зерцало, 2007. - 320 с. - ISBN 5-8078-0138-5.

18. Козлова Н.В. Учредительный договор о создании коммерческих обществ и товариществ. - М.: Зерцало, 2010. - 267 с. - ISBN 5-8078-9802-5.

19. Красавчиков О.А. Сущность юридического лица. - М.: Статут, 2008. - 735 с. - ISBN 978-5-8354-8250-1.

20. Пушкин А.А. Правовые формы управления организаций. - М.: Статут, 2007. - 468 с. - ISBN 978-5-8354-0952-0.

21. Римское частное право: Учебник // Под ред. проф. Новицкого И.Б. и проф. Перетерского И.С. - М.: Юрайт, 2010. - 608 с. - ISBN 978-5-9916-0771-1.

22. Сумской Д.А. Юридические лица. - М.: Владос, 2008. - 256 с. - ISBN 978-5-691-01577-9.

23. Суханов Е.А. Гражданское право. В 2 томах. Том 1. - 2-изд. - М.: Статут, 2010. - 960 с. - ISBN 978-5-8354-0592-3.

24. Толстой Ю.К. Гражданское право. В 3 томах. Том 1. - М.: Проспект, 2008. - 784 с. - ISBN 978-5-482-01693-0.

25. Черепахин Б.Б. Волеобразование и волеизъявление юридических лиц. - М.: Зерцало, 2009. - 455 с. - ISBN 5-8078-5710-5.

26. Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. - М.: Норма, 2009. - 352 с. - ISBN 978-5-468-00082-3.

27. Юридические лица и их государственная регистрация // Под ред. Гонгало Б.М. и Крашенинникова П.В. - М.: Статут, 2010. - 528 с. - ISBN 978-5-8354-0596-1.

28. Якушев А.С. Традиционное понятие юридического лица и эволюция его правовой формы. Юридическая наука: проблемы теории, практики, перспективы развития. М.: Проспект, 2010. - 495 с. - ISBN 978-5-482-97081-1.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Юридические лица. Цели создания юридического лица. Правосубъектность юридического лица. Индивидуализация юридического лица. Классификация юридического лица. Регистрация юридического лица. Реорганизация и ликвидация юридического лица.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2004

    Понятие и признаки юридического лица. Правоспособность юридического лица. Индивидуализация юридического лица. Образование юридического лица. Прекращение юридического лица. Виды юридических лиц.

    реферат , добавлен 18.10.2004

    Понятие и признаки юридического лица, правосубъектность, образование и прекращение. Учредительные документы и государственная регистрация юридического лица. Правопреемство при реорганизации, ее порядок. Ликвидация юридического лица: понятие и основания.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2010

    Общая характеристика юридических лиц. Понятие и признаки юридического лица. Классификация юридических лиц. Теории юридических лиц. Правовые основы деятельности юридических лиц в современном российском праве. Создание и реорганизация юридического лица.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2005

    Государственная регистрация юридического лица: понятие, значение для юридического лица. Единый государственный реестр. Порядок государственной регистрации юридических лиц. Отказ в государственной регистрации.

    курсовая работа , добавлен 26.11.2003

    Государственная принадлежность и личный закон юридического лица. Правовое положение иностранных юридических лиц в Российской Федерации. Деятельность Российских юридических лиц за рубежом. Международные юридические лица.

    курсовая работа , добавлен 25.06.2004

    Институт юридического лица как один из основных институтов системы гражданского права. Признаки юридического лица. Классификация по критериям формы собственности имущества юридического лица, составляющего его материальную базу, и цели его создания.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2013

    Государственная регистрация юридических лиц. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей. Понятие юридического лица и формы юридических лиц. Порядок государственной регистрации юридических лиц. Понятие индивидуального предпринимателя.

    дипломная работа , добавлен 10.09.2008

    Порядок и основные способы создания юридического лица, нормативно-законодательное обоснование данного процесса. Государственная регистрация юридического лица. Возможные причины отказа в государственной регистрации и порядок его опротестования в суде.

    курсовая работа , добавлен 11.10.2010

    Понятие и характеристика законодательных признаков юридических лиц, их государственная регистрация, учредительные документы и классификация по различным основаниям. Правоспособность и лицензирование деятельности юридического лица в Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 54 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по местонахождению его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия - иного органа или лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица. Такой адрес получил название «юридический». Он отражается в «Едином государственном реестре юридических лиц» (ЕГРЮЛ) для целей осуществления связи с юридическим лицом (пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее - Закон № 129-ФЗ).

Местонахождение юридического лица имеет существенное юридическое значение. Им определяется место исполнения обязательств, место уплаты налогов, подсудность споров. Указание недостоверных сведений об этом адресе в учредительных документах юридического лица затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в отношения с обществом, не осуществляющим деятельность по указанному адресу, а также препятствует надлежащему осуществлению налогового контроля. На эти обстоятельства указывают и суды (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.04.2009 г. № А19-13374/08-65-Ф02-1648/09).

…у многих организаций возникает вопрос: как быть, если при регистрации организации неизвестно, по какому адресу фактически будет располагаться организация.…


Кроме того, юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в , а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя. Такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ о его адресе, ссылаться на данные, в него не внесенные, а также на недостоверность данных, в нем содержащихся. На это указал Пленум ВАС в постановлении от 30 июля 2013 г. № 61 (п. 1). А с 1 сентября 2013 г. норма, аналогичная данной позиции, будет закреплена в статье 165.1 ГК РФ (введена Федеральным законом № 100-ФЗ от 7.05.2013 г.). В ней указано, что под юридически значимыми сообщениями понимаются заявления, уведомления, требования, извещения или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица. Они влекут последствия для этого лица с момента их доставки лицу или его представителю.

При этом сообщение считается доставленным в тех случаях, когда оно поступило адресату, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или он не ознакомился с ним. Такое может произойти, например, в том случае, если организация по своему юридическому адресу не располагается. Действительный адрес организации (адрес арендованного или собственного помещения) в этом случае мы понимаем как фактический. Однако этот адрес не отражен ни в учредительных документах организации, ни в ЕГРЮЛ, то есть у налоговых органов, контрагентов или других лиц нет доступной информации о нахождении организации по такому адресу. Наличие адресов, отличных от юридического адреса, предусмотрено законодательством только в случаях постановки на учет филиала организации, ее представительства или обособленного подразделения

Ранее регистрирующий орган не был наделен полномочиями по проверке достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных на госрегистрацию. Однако с 30 июня 2013 г. все изменилось.

Федеральный закон от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее - Закон № 134-ФЗ), вступивший в силу с этой даты, внес несколько важных изменений в ГК РФ Налоговый кодекс РФ (далее - НК РФ) и Закон № 129-ФЗ.

Проверка достоверности сведений, заявленных при регистрации

Законом № 134-ФЗ в новой редакции изложена статья 51 ГК РФ. Пункт 3 этой статьи теперь гласит, что до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в ЕГРЮЛ, уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в реестр.

Параллельно перечень условий для отказа в государственной регистрации, содержащийся в статье 23 Закона № 129-ФЗ, был значительно расширен. И теперь подпунктом «р» пункта 1 этой статьи предусмотрено, что отказ в государственной регистрации допускается при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений об адресе местонахождения юридического лица.

На вопрос о том, при каких условиях сведения о юридическом адресе могут быть признаны недостоверными, поспешил ответить Пленум ВАС.

Что разъяснил Пленум

Пленум ВАС 30 июля 2013 г. издал постановление № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» (далее - Постановление № 61).

Судьи в первую очередь отметили, что поскольку отражается в ЕГРЮЛ для целей осуществления связи с юридическим лицом, регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе (то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом).

Однако такой отказ должен быть мотивирован исчерпывающим образом и содержать не только ссылку на норму закона, но и все конкретные обстоятельства, которые свидетельствуют о недостоверности сведений (п. 3 постановления № 61).

Обратите внимание

Сведения о «массовых адресах» размещаются для информационной поддержки налогоплательщиков на сайте ФНС России www.nalog.ru .

Об этом может свидетельствовать следующее:
  • «Массовый адрес». То есть согласно сведениям ЕГРЮЛ, он обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна: представители юридического лица по данному адресу не располагаются, корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т. п.
  • Адрес в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен.
  • Адрес является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства.
  • Адрес заведомо не может быть свободно использован для связи с юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т. п.).
  • Есть заявление собственника объекта недвижимости о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.

При наличии хотя бы одного из этих условий сведения об адресе считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться. Пленум ВАС, однако, не разъясняет, что это за документы. А между тем Закон № 129-ФЗ содержит исчерпывающие перечни документов, представляемых на государственную регистрацию. Регистрирующий же орган не вправе возлагать на лицо, обратившееся с заявлением о госрегистрации, бремя подтверждения достоверности представленных сведений, в том числе дополнительных документов, помимо тех, что предусмотрены Законом (п. 4 ст. 9 Закона № 129-ФЗ). Об этом и напомнил Пленум ВАС (п. 2 постановления № 61).

По какому адресу зарегистрировать «безофисную» организацию

У многих организаций возникает вопрос: как быть, если при регистрации организации неизвестно, по какому адресу фактически будет располагаться организация? То есть помещения еще не заключались и, возможно, не будут заключаться, поскольку в наличии офиса вообще нет необходимости. Могут ли отказать в регистрации или «перерегистрации» компании, если она заключила договор аренды помещения, непригодного для ведения ее деятельности? Такие ситуации небезнадежны. Пленум ВАС сделал два важных замечания.

Во-первых, адрес юридического лица может отличаться от адреса, по которому осуществляется его непосредственная деятельность, в том числе хозяйственная (производственный цех, торговая точка и т. п.). Ведь по юридическому адресу должен располагаться постоянно действующий орган. Поэтому регистрирующий орган не вправе отказывать в госрегистрации на основании того, что помещение или здание, адрес которого указан для осуществления связи с юридическим лицом, непригодно для осуществления деятельности в целом либо вида деятельности, который указан в документах, представленных для государственной регистрации (п. 4 Постановления № 61).

Во-вторых, регистрация по адресу жилого объекта недвижимости допустима, но только в тех случаях, когда собственник объекта дал на это согласие. Согласие предполагается, если этот адрес является адресом места жительства учредителя (участника) или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности (например, адрес гендиректора).

Чем грозит недостоверный адрес

Последствиями недостоверности юридического адреса организации могут быть:

Ликвидация юридического лица

Если у регистрирующего органа в наличии будет информация о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна, он направляет ему, его учредителям, генеральному директору уведомления о необходимости представить в регистрирующий орган достоверные сведения об адресе. Если такие сведения не представлены в разумный срок, он может обратиться в арбитражный суд с требованием о (п. 6 постановления № 61);

Расторжение договора банковского счета

Банки обязаны идентифицировать лиц, находящихся у них на обслуживании и устанавливать в отношении юридических лиц, в частности, адрес их местонахождения (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 7.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», далее - Закон № 115-ФЗ). Они также обязаны систематически обновлять информацию о Клиентах (п. 3 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).

Таким образом, достоверная информация о местонахождении юридического лица является существенным условием договора банковского счета как при его заключении, так и при исполнении этого договора. Поэтому непредставление клиентом необходимых сведений при изменении его идентификационных признаков может служить основанием для расторжения банком договора в силу Закона о противодействии легализации преступных доходов (постановление Президиума ВАС от 27.04.2010 г. № 1307/10);

Неполучение документов от налоговых органов

Неполучение документов от налоговых органов (требований о представлении документов, уплате налогов и т. п.). С 30 июля 2013 г. в случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте, они должны быть направлены налогоплательщику - российской организации (ее филиалу, представительству) - по адресу ее местонахождения (местонахождения ее филиала, представительства), содержащемуся в ЕГРЮЛ. Такие изменения в пункт 5 статьи 31 НК РФ внес Закон № 134-ФЗ. Документы, направленные на «официальные» адреса, будут считаться полученными на шестой день со дня их отправки заказным письмом, даже если налогоплательщик фактически их не получил (п. 4 ст. 31 НК РФ в ред. Федерального закона от 23.07.2013 г. № 248-ФЗ);

Нарушение порядка постановки на учет у налоговиков

Привлечение к налоговой ответственности за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе. Любое территориально обособленное от организации подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места, признается обособленным подразделением организации. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется такое подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (ст. 11 НК РФ).

Таким образом, если организация ведет деятельность по адресу, отличающемуся от юридического, то этот адрес формально является местонахождением ее обособленного подразделения. О таком обособленном подразделении организация должна сообщить в налоговый орган в течение одного месяца со дня его создания (пп. 3 п. 2 ст. 23, п. 1 ст. 83 НК РФ). Пунктом 2 статьи 116 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность за ведение деятельности организацией без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ в виде штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. рублей (письмо Минфина от 03.09.2012 г. № 03-02-07/1-211, постановление ФАС Московского округа от 25.07.2012 г. по делу № А40-123199/11-20-500). Хотя не исключено, что налоговые органы воспользуются разъяснениями Минфина, данными в письме от 17 апреля 2013 г. № 03-02-07/1/12946, и привлекут организацию к ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы сведений (если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119 и 129.4 НК РФ). Тогда размер штрафа составит всего 200 рублей за каждый непредставленный документ. Однако рассчитывать на такую лояльность налоговых органов, по нашему мнению, не стоит.

Кроме того, если организация фактически не располагается по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, ей следует « » по достоверному (фактическому) адресу, а не регистрировать «мнимое» обособленное подразделение. За указание недостоверных сведений о юридическом лице, в том числе о его адресе, предусмотрена административная ответственность.

Представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в соответствии с частью 3 статьи 14.25 КоАП РФ является административным правонарушением, за которое предусмотрена ответственность в виде предупреждения либо наложения административного штрафа на должностных лиц в размере 5 тыс. рублей.

Юлия Синицына , ведущий эксперт-юрист Первого Дома Консалтинга «Что делать Консалт», для журнала «Консультант»


Процесс госрегистрации без труда

С бератором «Юрист на предприятии» вы с легкостью реорганизуете свою фирму, создадите новую, разрешите любой конфликт с контрагентами и с честью пройдете процедуру любой проверки.