Максимальный размер уставного капитала не должен превышать. Уставный капитал


Обращаем внимание: опубликование информации на официальном сайте авиакомпании является надлежащим информированием пассажиров обо всех существенных условиях договора воздушной перевозки.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. Приобретая билет или оформляя грузовую/почтовую накладную, пассажир или грузоотправитель соответственно подтверждает, что он ознакомлен со всеми существенными условиями договора перевозки, они ему понятны, и выражает свое согласие с предложенным вариантом следования.

1.2. Договор воздушной перевозки пассажира, груза или почты удостоверятся билетом, багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой или почтовой накладной соответственно.

1.3. Форма билета / грузовой / почтовой накладной – бумажная, электронная.


1.4. Билет действителен для полета в дату и рейсом, указанных в билете. Перевозка по билету «с открытой датой» должна быть забронирована заблаговременно. При отсутствии мест на рейсе, которым пассажир изъявил желание следовать, авиакомпания не гарантирует принятие к перевозке.


1.5. Билет принимается к перевозке в той последовательности, в которой оформлены полетные купоны. В случае неявки пассажира на предыдущий рейс о своем желании следовать дальнейшим рейсом пассажир обязан известить авиакомпанию. В противном случае авиакомпания оставляет за собой право аннулировать обратную перевозку без предупреждения пассажира.


1.6. В случае утери билета и/или признания его непригодным к перевозке данным рейсом пассажиру может быть выписан дубликат билета после оплаты штрафа в установленном размере. Обо всех указанных случаях рекомендуем заблаговременно ставить в известность перевозчика (по телефону контактного центра 8-800-5555-800 (звонок по России бесплатный; режим работы: ежедневно, круглосуточно, время московское) и/или агента, через которого был оформлен билет, так как процедура оформления дубликата билета требует не менее 24 часов. В случае несоблюдения данных сроков и невозможности оформить дубликат авиакомпания не будет нести ответственность перед пассажиром за последствия отказа в принятии к перевозке.


1.7. Пассажир самостоятельно определяет возможность следования авиатранспортом. О существующих ограничениях в состоянии здоровья пассажир должен заявить перевозчику при оформлении билета. В отдельных случаях авиакомпания может потребовать предъявления медицинских документов и/или прохождения медицинского освидетельствования, подтверждающих возможность принятия пассажира к перевозке.

Пассажир с ограниченными возможностями/инвалид обязан сообщить об имеющихся ограничениях с целью оказания ему при содействии перевозчика и/или обслуживающей организации в аэропорту отправления/прибытия положенного комплекса безвозмездных услуг.

В любом случае авиакомпания оставляет за собой право отказать пассажиру в перевозке в соответствии с действующим законодательством.


1.8. В случае внезапного ухудшения в полете состояния здоровья пассажира авиакомпания оставляет за собой право взыскать с пассажира все понесенные убытки вследствие совершения вынужденной посадки. Авиакомпания не несет ответственность за возможные последствия в результате принятия пассажиром решения о совершении перелета:

  • Ухудшение здоровья,
  • Преждевременные роды,
  • Выкидыш,
  • Смерть, иное, за исключением случаев виновных умышленных действий со стороны авиакомпании.

2. РЕГИСТРАЦИЯ


При регистрации пассажир обязан предъявить билет с полетными купонами, действительный для следования в указанную дату указанным рейсом. В случае отсутствия билета и/или полетного купона на данный рейс пассажир не может быть принят к перевозке указанным рейсом. Все расходы (выписка дубликата билета, приобретение нового билета за полную стоимость и прочие) пассажир оплачивает самостоятельно.

Авиакомпания не несет ответственность за возможные последствия невыполнения установленного требования. Во избежание возможных недоразумений пассажиру рекомендовано при регистрации предъявлять распечатку маршрут-квитанции электронного билета.


2.1. Регистрация на рейс производится на основании документа, удостоверяющего личность, указанного при оформлении билета.


2.2. Регистрация на рейсы внутренние АО АК «РусЛайн» начинается за 1,5 ч до времени вылета, на международные за 3 часа до вылета и заканчивается за 40 минут до времени вылета, указанного в билете.


2.3. Пассажир, опоздавший ко времени окончания регистрации, равно как ко времени окончания посадки, а также не предъявивший необходимых документов (билет, документ, удостоверяющий личность, посадочный талон) не принимается к перевозке; отказ от перевозки признается добровольным.


2.4. Посадка на рейс, указанный в посадочном талоне, осуществляется при предъявлении пассажиром оригинала посадочного талона с неиспользованной (неиспорченной) отрывной частью.


2.5. Во избежание недоразумения пассажирам необходимо сохранять посадочные талоны до окончания воздушной перевозки.


2.6. Оригинал посадочного талона и кассового чека, как правило являются необходимыми при составлении и подаче работодателю отчета о командировке. В случае утери оригинала посадочного талона и/или иных случаях необходимости подтверждения факта перелета пассажир вправе лично обратиться за получением данной информации на условиях возмездной (оплаты) к перевозчику.


2.7. Пассажир самостоятельно и за свой счет обязан оформить все необходимые таможенные, иммиграционные и пр. документы для совершения необходимых процедур в аэропортах отправления, назначения и промежуточной посадки. Авиакомпания не несет ответственность перед пассажиром за возможные случаи наступления негативных последствий при нарушении данного требования.


2.8. Общегражданской обязанностью каждого гражданина, пребывающего на территории РФ, является получение и надлежащее хранение документов, удостоверяющих личность, легальность пребывания на территории государства и иных необходимых документов. Авиакомпания не несет ответственность перед пассажиром в случае утери, пропаже и иных случаях отсутствия документов, необходимых для совершения предусмотренных законодательством предписаний.


3. РАСПИСАНИЕ И МАРШРУТ ПЕРЕВОЗКИ


3.1. Время отправления (прибытия), указанное в билете – местное время для каждого аэропорта.

3.2. В случае изменения расписания движения воздушных судов перевозчик должен принять возможные меры по информированию пассажиров, с которыми заключен договор воздушной перевозки, об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом, в том числе путем размещения информации на официальном сайте авиакомпании «РусЛайн»

При бронировании перевозки пассажир должен сообщить достоверную контактную информацию.
За предоставление неверных сведений, возникновение технических и иных причин, повлекших невозможность информирования пассажира со стороны авиакомпании или ее агентов, перевозчик ответственность не несет.

Перевозчик также не несет ответственность за действия/бездействия агента (-ов) по оформлению билетов, с которым (-и) у него отсутствуют договорные отношения (полномочия по представлению интересов перевозчика не делегированы в установленном порядке).


3.3. Перевозка пассажира, выполняемая до аэропорта (пункта) назначения, в который должен быть доставлен пассажир его багаж или груз согласно договору воздушной перевозки, несколькими перевозчиками по одному перевозочному документу, рассматривается как единая перевозка независимо от того, имели ли место пересадка (перегрузка) или перерыв в перевозке.

Перевозчик не отвечает за обеспечение стыковок между рейсами в случае оформления перевозок, не подпадающими под определение единой.


3.4. В случае внесения изменений в расписание рейса перевозчик должен доставить пассажира в пункт назначения другими своими рейсами либо произвести возврат стоимости неиспользованной перевозки по правилам вынужденного отказа (без удержания штрафных санкций).


4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА


4.1. За просрочку доставки пассажира, багажа груза или почты в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Примечание: 1 МРОТ = 100 руб согласно ФЗ от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».


4.2. В случае полной или частичной утери вещей, находящихся в багаже, зарегистрированном и переданном под ответственность перевозчика, авиакомпания выплачивает компенсацию в размере:

  • 600 рублей за один килограмм веса, утраченного и/или испорченного багажа при внутренней перевозке,
  • 20 долларов США (по курсу Центрального банка России на день выполнения перевозки) за один килограмм веса – при международной перевозке.
Пассажир имеет право застраховать багаж, обратившись в страховую организацию по своему выбору.

4.3. Авиакомпания не несет ответственность за сохранность вещей, находящихся при пассажире под его ответственностью (ручная кладь).


4.4. Правила, сроки и прочие условия подачи претензионного заявления опубликованы на официальном сайте авиакомпании.


4.5. При перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги (исходя из технологических возможностей организации аэропортовой деятельности):

  • Предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет (комната матери и ребенка предоставляется бесплатно в аэропорту вылета);
  • Два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
  • Обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;
  • Обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время;
  • Размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов - в дневное время и более шести часов - в ночное время;
  • Доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
  • Организация хранения багажа.

Услуги, указанные в настоящем пункте, предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы.

5. ОТКАЗ ОТ ПЕРЕВОЗКИ


5.1. Пассажир имеет право отказаться от перевозки в любое время до вылета рейса с обязательным уведомлением об этом перевозчика. Забронированное место должно быть аннулировано и возвращено в систему продаж.


5.2. Перевозчик и пассажир вправе заключить договор воздушной перевозки на условиях невозвратности тарифа/провозной платы. Дополнительно подлежит удержанию сбор за операцию по аннулированию бронирования. Порядок, условия, размер удержания доводятся до сведения пассажира при покупке билета.


5.3. Вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в случае:

  • Отмены или задержки рейса, указанного в билете;
  • Изменения перевозчиком маршрута перевозки;
  • Выполнения рейса не по расписанию;
  • Несостоявшейся отправки пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете;
  • Необеспечения перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки;
  • Внезапной болезни пассажира либо болезни или смерти члена его семьи, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждено медицинскими документами. Указанные события должны наступить до начала перевозки по каждому полетному сегменту (рейсу), указанному в билете;
  • Неправильного оформления билета перевозчиком или уполномоченным агентом.

5.4. В случае вынужденного отказа от перевозки, возврату подлежит стоимость неиспользованной перевозки в полном размере.


5.4.1. Вынужденный возврат, если иное не предусмотрено правилами применения тарифа, может быть осуществлен в течение одного года с даты оформления перевозки, если перевозка ни на одном участке не была выполнена. В случае если перевозка была начата, вынужденный возврат может быть произведен в течение одного года с даты начала перевозки.


5.5. Перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки багажа, груза в следующих случаях:

  • Нарушение пассажиром, грузовладельцем, грузоотправителем паспортных, таможенных, санитарных и иных установленных законодательством Российской Федерации требований в части, касающейся воздушной перевозки, при международных воздушных перевозках также правилами, определенными соответствующими органами государства вылета, назначения или транзита;
  • Отказ пассажира, грузовладельца, грузоотправителя выполнять требования, предъявляемые к ним федеральными авиационными правилами;
  • Если состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами, а равно создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц;
  • Отказ пассажира воздушного судна оплатить провоз своего багажа, вес которого превышает установленные нормы бесплатного провоза багажа;
  • Отказ пассажира воздушного судна оплатить перевоз следующего с ним ребенка, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 3 пункта 2 статьи 106 Воздушного кодекса Российской Федерации;
  • Нарушение пассажиром воздушного судна правил поведения на борту воздушного судна, создающее угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также невыполнение пассажиром воздушного судна распоряжений командира воздушного судна, предъявленных в соответствии со статьей 58 Воздушного кодекса Российской Федерации;
  • Наличие в вещах, находящихся при пассажире, а также в багаже, грузе запрещенных к воздушной перевозке предметов или веществ.

5.5.1. В случае прекращения по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с нарушением пассажиром правил поведения на борту воздушного судна, создающим угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также невыполнения пассажиром распоряжений командира воздушного судна, уплаченная за воздушную перевозку сумма пассажиру не возвращается.


5.6. Возврат стоимости за чартерную перевозку (слова в графе билета «CHARTER, ЧАРТЕР, IT») авиакомпанией не производится.


5.7. Возврат стоимости перевозки, по общему правилу, за исключением билетов, оформленных на сайте АО АК "РусЛайн", осуществляется по месту оформления перевозки.


6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


6.1. Во всем ином, не урегулированном данным договором, Стороны будут руководствоваться нормами законодательством Российской Федерации.

Определение договора дается в п. 2 ст. 103 ВК. Оно ничем не отличается от формулировки, содержащейся в ст. 785 ГК, если не считать того факта, что в п. 2 ст. 103 ВК объединяются определения договора воздушной перевозки груза и договора воздушной перевозки почты, что, впрочем, никак не повлияло на характер дефиниции договора воздушной перевозки груза. Хотя такой подход противоречит правилам нормотворческой техники, исключающей объединение разных определений, хотя и однопорядкового характера, поскольку каждое из них содержит свои отличия. Почта является особым объектом перевозки. В связи с этим ее перевозка регулируется отдельными правилами, которые в обязательном порядке согласовываются с уполномоченным органом в области почтовой связи (п. 3 ст. 102 ВК). Специальной статьей (ст. 122 ВК) закреплена ответственность перевозчика за утрату, повреждение (порчу) или просрочку доставки почты. Имеются и другие отличия.

Договор воздушной перевозки груза не имеет каких-либо существенных отличительных признаков. Некоторые особенности договора касаются его структурных элементов. Отличия относительно сторон договора связаны с перевозчиком. В соответствии со ст. 100 ВК перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством РФ вида деятельности в области авиации . К этим видам деятельности относится воздушная перевозка грузов.

Само понятие "эксплуатант" определяется в законе как гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на нраве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта. Из приведенного определения можно сделать вывод о том, что не всякий эксплуатант может быть перевозчиком. В частности, им не может быть гражданин, поскольку перевозки относятся к предпринимательской деятельности . Следовательно, эксплуатант-перевозчик – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Кроме того, эксплуатант-перевозчик должен использовать воздушное судно не просто для полетов (ими могут быть полеты в спортивных, испытательных, экспериментальных и других целях), а для полетов только по осуществлению перевозок. Наконец, он должен иметь кроме сертификата (свидетельства) эксплуатанта лицензию на осуществление воздушных перевозок.

Кроме эксплуатанта как перевозчика ВК называет в качестве перевозчика авиационное предприятие. Так, в соответствии с п. 1 ст. 61 ВК под авиационным предприятием понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ.

Определение авиационного предприятия дает основание утверждать, что оно может быть перевозчиком только при условии, что в его учредительных документах в обязательном порядке указывается в качестве одной из основных целей деятельности осуществление воздушных перевозок.

Поскольку в ст. 100 ВК, устанавливающей, кто является перевозчиком, авиационное предприятие не называется, неясно, должно ли оно, имея одной из основных целей деятельности осуществление воздушных перевозок, обрести статус эксплуатанта. Вполне очевидно лишь то, что для осуществления перевозочной деятельности оно должно иметь лицензию .

Использование в ВК понятия "эксплуатант", "авиационное предприятие" для обозначения перевозчика нельзя признать удачным. Введение в число участников транспортных правоотношений эксплуатанта и авиационного предприятия вызвано, скорее всего, стремлением законодателя отграничить перевозки воздушным транспортом от уже упоминавшихся других видов его деятельности. Однако любой вид транспорта (и в первую очередь автомобильный и морской) также используется не только для перевозок, но и в иных целях. Но законодательство, регулирующее их деятельность, не вводит для обозначения перевозчика каких-либо специальных терминов. Нет подобного обозначения перевозчика и в международных конвенциях, регулирующих воздушные перевозки .

Еще один важный момент, касающийся перевозчика как стороны договора, заключается в том, что его обязанности могут исполнять и другие лица. В частности, он вправе передать свои обязанности или их часть по договору лицу, осуществляющему от имени перевозчика бронирование, продажу и оформление перевозок. Это лицо именуется уполномоченным агентом.

Кроме того, перевозчик имеет право передать свои обязанности или их часть лицу, осуществляющему аэропортовую или иную деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, груза на основании предусмотренного законодательством РФ сертификата соответствия, или другому лицу. При этом он несет ответственность за их действия (бездействие) перед грузоотправителем и грузополучателем и за выполнение договора воздушной перевозки груза . По сути речь идет о таком участнике транспортных правоотношений, как фактический перевозчик, которому перевозчик поручает выполнение перевозки груза или ее части. Термин "фактический перевозчик" применен в КТМ (п. 1 ст. 173), а среди международных транспортных источников – в Конвенции ООН о морской перевозке грузов 1978 г. (п. 2 ст. 1). Значимость роли лиц, которым перевозчик вправе передать свои обязанности или их часть такова, что требует регулирования отношений между ними (фактическими перевозчиками) и перевозчиком на законодательном уровне. При этом норма об ответственности перевозчика за действия или бездействие фактического перевозчика по аналогии с КТМ (п. 2 ст. 173) должна быть дополнена следующим положением: "В соответствии с соглашением межу перевозчиком и фактическим перевозчиком правила, установленные об ответственности перевозчика, применяются также к ответственности фактического перевозчика за осуществленную им перевозку груза".

Предмет договора. Имеются некоторые особенности договора воздушной перевозки груза, касающиеся его предмета. Так, после приема груза к перевозке перевозчик осуществляет его обработку, а также документационное оформление грузовой коммерческой его загрузки на определенный рейс . Особенности предмета касаются также услуги, связанной с уведомлением перевозчиком грузополучателя о прибытии груза. Сроки уведомления здесь существенно отличаются от тех, которые установлены другими транспортными уставами и кодексами. Они значительно короче. Кроме того, в отличие от других транспортных источников Общие правила воздушных перевозок закрепляют специальный срок уведомления о прибытии груза, требующего особых условий перевозки, за исключением негабаритного, тяжеловесного и объемного .

Форма договора воздушной перевозки груза имеет некоторые особенности, касающиеся наименования накладной, количества экземпляров, отметок об особых свойствах грузов, о проверке его состояния, перевозке трансферного груза, внесении изменений и др.

Договор воздушной перевозки груза оформляется грузовой накладной. Форма этого транспортного документа устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Грузовая накладная составляется перевозчиком в трех экземплярах. Первый ее экземпляр остается у перевозчика, второй предназначен для грузополучателя и должен следовать за грузом, третий возвращается перевозчиком или уполномоченным агентом грузоотправителю по принятии груза. Грузовая накладная оформляется на каждую грузовую отправку. Порядок се заполнения, фиксации особых отметок и внесения изменений закреплены в Общих правилах воздушных перевозок (п. 62–66).

Графы ее трафаретной формы заполняются на основании данных, содержащихся в заявлении грузоотправителя на перевозку груза и документе, удостоверяющем личность грузоотправителя, либо доверенности и документе, удостоверяющем личность предъявителя доверенности. Грузовая накладная содержит сведения о перевозке груза при его передвижении от аэропорта (пункта) отправления до аэропорта (пункта) назначения, а также информацию об оплате перевозки груза.

В ней делается отметка о свойствах груза, если возникает необходимость в особых условиях его перевозки. В случае если перевозчик или уполномоченный агент осуществил проверку состояния груза, в накладной делается отметка о проведенной проверке. Отметки делаются также об объявленной ценности груза, произведенном его опломбировании и указывается наименование пломб грузоотправителя. Если ценность груза не объявлена, то это отмечается в грузовой накладной.

В случае перевозки трансферного груза, который согласно грузовой накладной доставляется в аэропорт трансфера одним рейсом, а далее перевозится другим рейсом того же или иного перевозчика, перевозчик или уполномоченный агент оформляет накладную с указанием аэропортов (пунктов) трансфера.

В соответствии с Общими правилами воздушных перевозок все необходимые записи в грузовой накладной должны быть сделаны в момент ее оформления. При этом все копии грузовой накладной должны отвечать требованию идентичности.

В случае если требуется внести какие-либо изменения в грузовую накладную, перевозчик или уполномоченный агент делает это по согласованию с грузоотправителем. Грузовая накладная подписывается перевозчиком или уполномоченным агентом и грузоотправителем.

Содержание договора. Принципиальных отличительных особенностей обязанностей сторон по договору воздушной перевозки груза не существует. Как и в любой перевозке груза, основной обязанностью перевозчика является своевременная и сохранная доставка груза в пункт назначения, а грузополучателя – своевременный и полный расчет за выполненную перевозку. Некоторые особенности обязанностей сторон договора связаны с перевозкой грузов, требующих особых условий. К таким грузам относятся скоропортящиеся грузы, живность, оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и некоторые другие грузы.

Перевозка скоропортящихся грузов. Особенности перевозки скоропортящихся грузов состоят в том, что при заключении договора грузоотправитель должен предъявить к перевозке, во-первых, доброкачественный скоропортящийся груз, а во-вторых, предоставить документы, подтверждающие, что скоропортящийся груз при перевозке в предусмотренный договором перевозки груза срок не потеряет своих качеств. Причем такие документы уполномоченных государственных органов должны предъявляться отдельно на каждую грузовую отправку. Общие правила воздушных перевозок запрещают прием к перевозке скоропортящихся грузов без документов, подтверждающих их качество (п. 191).

Если перевозчик не может обеспечить доставку скоропортящегося груза в срок, в течение которого груз не потеряет своих качеств, то он вправе не принимать груз к перевозке. В случае когда принятый к перевозке скоропортящийся груз не может быть перевезен в срок, указанный в грузовой накладной, перевозчик обязан немедленно известить об этом грузоотправителя и возвратить ему груз и провозную плату, если от грузоотправителя не последует других распоряжений. В ситуации, когда скоропортящийся груз находится под угрозой порчи, перевозчик обязан принять согласованные с грузоотправителем меры, необходимые для обеспечения своих интересов и интересов грузоотправителя, грузополучателя и других лиц.

Перевозка в качестве груза живности требует наличия у грузоотправителя документов, предусмотренных международными договорами РФ, нормативными правовыми актами РФ и законодательством страны, на территорию, с территории и через территорию которой предполагается перевозка. Особые требования предъявляются к таре, в которой перевозится живность. Контейнеры, транспортные клетки и т.п., в которых она перевозится, должны быть прочными, обеспечивать необходимые удобства при перевозке, безопасность, соблюдение санитарных требований и прочное крепление на борту воздушного судна.

Перевозка опасных грузов. К опасным грузам относятся оружие, боеприпасы, взрывные устройства, взрывчатые, отравляющие, легковоспламеняющиеся и другие опасные вещества и предметы. Перевозка этих грузов осуществляется в соответствии с требованиями международных договоров, подписанных Российской Федерацией, и нормативных правовых актов РФ. К группе нормативных источников, регулирующих перевозку опасных грузов, относятся, в частности, Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации , Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (Doc 9284 AN/905 ИКАО) . Требования по обеспечению авиационной безопасности к грузоотправителю, эксплуатанту и другим лицам, обеспечивающим перевозку опасных грузов воздушными судами, устанавливаются техническими инструкциями и федеральными авиационными правилами "Требования авиационной безопасности к аэропортам" (утв. приказом Минтранса России от 28.11.2005 № 142). Одно из требований, предъявляемых к перевозке опасных грузов, заключается в том, что к перевозке принимаются только надлежащим образом классифицированные, идентифицированные, упакованные, маркированные и документально оформленные опасные грузы в соответствии с требованиями международных договоров, к которым присоединилась Российская Федерация, и нормативных правовых актов РФ.

Изменение условий договора, его прекращение. Стороны договора имеют право изменить условия договора воздушной перевозки груза. Так, за грузоотправителем остается право распоряжаться грузом и после его сдачи к перевозке. Оно сохраняется за ним до момента получения груза грузополучателем или совершения грузополучателем действий, свидетельствующих о востребовании им груза.

Распоряжение грузом состоит, в частности, в том, что грузоотправитель вправе: получить обратно сданный к перевозке груз до его отправления; изменить в грузовой накладной грузополучателя до выдачи груза управомоченному лицу; распорядиться грузом в случае непринятия его грузополучателем или невозможности выдачи его грузополучателю. В соответствии с Общими правилами воздушных перевозок распоряжение грузоотправителя, связанное с перевозкой груза, обязательно для перевозчика, за исключением случаев, когда такое распоряжение может нанести ущерб перевозчику или другим лицам. Оформляется распоряжение грузоотправителя в письменной форме. Обязательным условием его исполнения является предъявление перевозчику оригинала транспортной накладной.

В случае невозможности исполнения распоряжения перевозчик вправе отказаться от его исполнения с немедленным уведомлением об этом грузоотправителя. Право перевозчика изменить условия договора воздушной перевозки груза увязано законом с выполнением им при этом определенных обязанностей. Он обязан, в частности, поставить в известность грузоотправителя или грузополучателя об изменении условий договора и испросить их решение относительно груза.

Перевозчик обладает правом не только изменить условия договора воздушной перевозки груза, но и прекратить его. В соответствии с законом перевозчик вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки груза. Перечень оснований принятия такого решения является исчерпывающим. К ним относятся:

  • 1) нарушение грузовладельцем, грузоотправителем таможенных, санитарных и иных установленных законодательством РФ требований в части, касающейся воздушной перевозки, а при международных воздушных перевозках также правилами, определенными соответствующими органами государства вылета, назначения или транзита;
  • 2) отказ грузовладельца, грузоотправителя выполнять требования, предъявляемые к ним федеральными авиационными правилами;
  • 3) наличие в грузе запрещенных к воздушной перевозке предметов и вещей.

При прекращении договора воздушной перевозки груза перевозчик обязан возвратить грузовладельцу, грузоотправителю сумму, уплаченную за воздушную перевозку. Возврат денежной суммы производится перевозчиком или но его поручению уполномоченным агентом по месту оплаты перевозки, а также в пунктах, предусмотренных правилами перевозчика. Если денежная сумма перевозчиком не возвращается, грузовладелец, грузоотправитель вправе предъявить ему требование о возврате денежной суммы в порядке, установленном правилами перевозчика и договором воздушной перевозки груза.

Выдача груза. Широкий круг обязанностей возлагается на стороны на завершающем этапе перевозочного процесса, каким является выдача груза грузополучателю. При доставке груза в аэропорт назначения перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибытии в его адрес груза не позднее чем через 12 часов с момента прибытия воздушного судна с грузом. Для груза, требующего особых условий перевозки (за исключением негабаритного, тяжеловесного и объемного), установлен более сжатый срок. Уведомление о его прибытии должно последовать не позднее чем через три часа с момента прибытия воздушного судна.

Перевозчик обязан хранить прибывший груз надлежащим образом до явки за ним грузополучателя. Выдача груза осуществляется только после оплаты всех причитающихся перевозчику платежей и выполнения требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, фитосанитарным и другими видами контроля. Вместе с грузом перевозчик выдает грузополучателю под расписку грузовую накладную и иные относящиеся к грузу документы.

При выдаче груза перевозчик обязан проверить количество грузовых мест и вес прибывшего груза. Если при этом обнаружатся повреждения упаковки, пломб грузоотправителя, которые могут повлиять на состояние груза, перевозчик обязан вместе с грузополучателем взвесить поврежденное грузовое место, вскрыть его и просчитать имеющиеся вложения .

Выдача груза осуществляется на основании и в соответствии с данными, указанными в грузовой накладной. Если эти данные находят подтверждение, оригинал грузовой накладной для перевозчика с пометкой "подтверждение в получении груза" и подписью грузополучателя возвращается перевозчику. В случае несоответствия фактического наименования груза, его веса, количества грузовых мест данным, указанным в грузовой накладной, а также повреждения, порчи груза, обнаружения груза без перевозочных документов либо перевозочных документов без груза составляется коммерческий акт.

Обязанностью грузополучателя является принятие прибывшего в его адрес груза. Он имеет право отказаться от получения поврежденного или испорченного груза, если будет установлено, что исключается возможность полного и (или) частичного его использования в соответствии с первоначальным назначением.

Хранение груза. В тех случаях, когда груз по тем или иным причинам не вручен грузополучателю, перевозчик обязан оставить его у себя на хранение за счет грузоотправителя и на его риск . К таким случаям относятся, во-первых, неявка грузополучателя за грузом в течение трех дней со дня, следующего за днем направления уведомления о прибытии в его адрес груза, или в срок, установленный правилами перевозки или договором воздушной перевозки груза, и, во-вторых, отказ грузополучателя от приема груза.

При невостребованности грузополучателем прибывшего груза по истечении 10 дней со дня, следующего за днем направления сообщения о прибытии груза, перевозчик уведомляет грузополучателя о необходимости получения груза.

Если по истечении 10 дней со дня направления указанного уведомления груз не будет востребован либо грузополучатель откажется от его приема, перевозчик сообщает грузоотправителю о невручении груза. В сообщении содержится предупреждение о возможности реализации или уничтожения груза в случае отсутствия распоряжения грузоотправителя в течение указанных перевозчиком сроков.

При отсутствии распоряжения грузоотправителя в течение 30 дней со дня направления уведомления о невручении груза или если исполнение поступившего от грузоотправителя распоряжения невозможно, груз признается невостребованным и может быть реализован или уничтожен в установленном порядке.

Груз может быть реализован или уничтожен в случаях, если: он признан невостребованным; скоропортящийся груз находится под угрозой порчи.

Решение о реализации или уничтожении груза принимается комиссией, образованной перевозчиком. В ее состав обычно включаются представители обслуживающих организаций, эксперт, а в случае реализации груза – оценщик. Кроме того, в нее могут быть включены представители государственных органов. Основная задача комиссии заключается в том, чтобы установить, достаточно ли имеющихся материалов для принятия решения о реализации либо уничтожении груза. Такими материалами могут быть: акт, составляемый при нечеткости или отсутствии маркировки, нарушении пломб; грузовая накладная; розыскное дело; акт экспертной организации по экспертизе груза; распоряжения грузоотправителя, документы об отказе грузополучателя от получения груза; другие предусмотренные нормативными правовыми актами документы.

По результатам рассмотрения представленных материалов комиссия составляет акт о реализации груза или акт на сто уничтожение.

Груз реализуется через торговые организации. Из полученной суммы перевозчик вправе удержать все причитающиеся ему и другим лицам суммы. Если вырученные средства не покрывают расходов указанных лиц, грузоотправитель обязан возместить им непокрытую часть.

Розыск груза. В целях обеспечения выполнения условий договора о сохранной доставке груза и вручении его грузополучателю Общими правилами воздушных перевозок закреплен порядок розыска груза и (или) транспортных документов, не доставленных в пункт назначения. В Правилах приводится перечень случаев проведения перевозчиком их розыска. Это случаи, когда по прибытии воздушного судна в аэропорт назначения или аэропорт трансфера обнаружится:

  • 1) отсутствие внесенного в грузовую ведомость груза и (или) грузовой накладной;
  • 2) груз без грузовой накладной и (или) других необходимых документов;
  • 3) грузовая накладная и (или) другие необходимые документы без груза;
  • 4) невозможность идентификации груза вследствие нечеткости транспортной маркировки или ее отсутствия.

При установлении одного из перечисленных случаев перевозчик составляет акт, после чего немедленно приступает к розыску.

Общими правилами воздушных перевозок определены следующие этапы принятия перевозчиком мер по розыску груза и (или) грузовой накладной, других необходимых документов:

  • – направление уведомления в аэропорт отправления об имевших место неисправностях при перевозке груза рейсом, на котором доставлен (не доставлен) груз, грузовая накладная, другие необходимые документы;
  • – формирование розыскного дела;
  • – направление запросов в аэропорты, из которых мог быть доставлен груз и (или) грузовая накладная, другие необходимые документы или в которые они могли быть засланы;
  • Пункт 209 Общих правил воздушных перевозок.
  • Пункт 212 Общих правил воздушных перевозок.

Обязательным документом для подтверждения правомерности выполнения услуги, в том числе перевозки самолетом, является договор. В нем указывается вся необходимая информация об условиях услуги, правах, обязанностях сторон-участников. Важна и ответственность за несоблюдение правил, условий.

Условия соглашения

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Договор воздушной перевозки пассажира является соглашением между авиаперевозчиком и клиентом услуг компании (пассажиром) согласно которому авиационное предприятие обязуется выполнить доставку из одного пункта в другой, а пассажир выполнять установленные правила и оплатить проезд.

Требования к договору по воздушным перевозкам регламентируют:

  1. с ред. от 31.12.2017 г.
  2. , которая дополнена другими документами, определяющими правила международных перевозок.

Указанные документы созданы для . Их использование предполагает:

  1. Исправное техническое состояние воздушных судов.
  2. Квалификацию пилотов.
  3. Выполнение правил посадки, обслуживания, высадки пассажиров.
  4. Несение наказания вследствие несоблюдения правил перевозки.

В зависимости от географии выполнения рейсов, различают воздушные перевозки:

  1. Международные. Для выполнения перелетов между странами обязательно:
    • наличие лицензии на международные перевозки;
    • соответствие требований транспортных средств установленным требованиям;
    • квалификация сотрудников.
  2. Внутренние. Они выполняются только в пределах страны (пример «Аэрофлот»). Компании в обязательном порядке:
    • проходят госрегистрацию;
    • получают соответствующую лицензию на работу.
    • получают допуски пилотов определенной квалификации;
    • используются самолеты, имеющие отличительные черты в техническом состоянии.

Они отличаются местом расположения пунктов назначения следования и особенностями законов разных стран, принимающих пассажиров, необходимостью прохождения таможенного контроля.

Это учитывается при покупке билета при подаче необходимых документов. Следует учитывать, что в большинство стран запрещено провозить некоторые категории грузов, среди которых и животные.

Нельзя перевозить:

  • оружие;
  • опасные химические вещества, в том числе взрывоопасные, которые характеризует данное понятие;
  • наркотические средства;
  • порнографические материалы.

Чем подтверждается заключение сделки с авиакомпанией

Подтверждением заключенного договора является перевозочный документ, оформленный в письменной форме соответственно , и п. 2 .

К таким документам относятся:

  1. Passenger Ticket – билет пассажира. Это бланк определенной формы, вида, на котором указывается следующая информация о направлении следования, перевозчике и пассажире:
    • серия, номер документа;
    • полное наименование перевозчика;
    • дата, время отправления, прибытия;
    • номер рейса;
    • ФИО пассажира;
    • сведения о ;
    • сумма к оплате.

    Важно! Указанное время не является обязательным условием и гарантироваться не может. В целях безопасности перелета рейс могут отменить, перенести. Причиной служит плохая погода, стихийные бедствия.

  2. Baggage Check – багажный билет, который выдается для подтверждения приема груза. В нем фиксируется:
    • номер по порядку;
    • номер рейса, которым осуществляется отправление;
    • данные отправителя и получателя;
    • дата, время отправления и прибытия;
    • описание;
    • ценность груза. Она определяется по запросу, требует оплаты.
  3. Excess Baggage Ticket – квитанция на платный багаж. Она подтверждает оплату поклажи в случае превышения нормы, допускаемой для бесплатного. Сюда входит и оплата за ценность. Важным этапом приобретения любого билета является бронирование. Его выполняют:
    • в представительстве авиаперевозчика;
    • в организациях, работающих с перевозчиком по договору;
    • через электронные терминалы;
    • с помощью официальных Интернет-ресурсов.

Чтобы узнать стоимость, следует ознакомиться с тарифной сеткой конкретной компании, проконсультироваться, связавшись с менеджером. Стоимость международных рейсов подкреплена соответствующими соглашениями.

Права и обязанности сторон

В договоре перевозки есть 2 главных действующих лица:

  • физическое лицо (пассажир);
  • юридическое, выполняющее услугу и имеющее соответствующую лицензию.

Для чартерных рейсов заказчиком выступает юридическое лицо (туристический оператор), которое выполняет организацию перевозки людей.

В таком случае она обязана предоставить списки пассажиров перед поездкой.
Доказательством заключенного договора является билет или квитанция на багаж.
Согласно договору авиаперевозки существуют правила, обязанности для сторон-участников.

Для компании

Компания- перевозчик обязана:

  • выполнить продажу билетов на рейс по установленному маршруту;
  • предоставить для полета исправное, надежное транспортное средство;
  • производить контроль самочувствия пилотов перед рейсом;
  • обеспечить наличие на борту предметов первой необходимости, включая возможность оказания первой медицинской помощи;
  • информировать пассажиров об отправлении, прибытии, ситуации на борту судна;
  • обеспечить доставку багажа согласно багажной квитанции;
  • соблюдать правила безопасности при полете.

В некоторых случаях перевозчик оставляет за собой право заменять планируемое для полета воздушное судно, корректировать маршрут, указанный в расписании с целью обеспечения безопасности.

В таком случае пассажиры должны быть проинформированы, а в сложных ситуациях им должно быть предложено место для ожидания (гостиницы) или возвращены деньги за несостоявшуюся поездку.

Права перевозчика:

  • устанавливать стоимость на свои услуги;
  • не пропускать на борт пассажиров, которые не выполняют установленные правила, нарушают требования компании, а также установленные законодательством нормативы;
  • высаживать пассажиров в ближайших пунктах остановки или совершать вынужденную посадку в ситуации, когда пассажир несет угрозу окружающим людям, самолету и не выполняет требования правил пребывания на борту.

Авиакомпании несет ответственность в случае:

  • причинения вреда жизни и здоровью пассажиров;
  • при повреждении или потере багажа;
  • при просрочке отправлении рейса.

Для приобретателей услуг

Обязанность пассажира:

  • бронировать билет;
  • до начала взлета выполнять выкуп билета (срок оговаривается);
  • выполнять правила пожарной безопасности, правила проезда;
  • при провозе животных выполнять условия, требуемые относительно их;
  • следить за детьми, так как с 2 лет они являются пассажирами с равными правами;
  • не создавать проблем пилотам при управлении воздушным судном.

Права пассажира:

  • выбирать подходящую ему транспортную компанию, нужную услугу;
  • на льготных условиях (для этого следует указать возраст особые требования для ребенка до бронирования);
  • брать с собой на борт ручную кладь, которая соответствует требованиям по массе, размеру, это касается и особых требований к животным.

Пассажир может претендовать на компенсацию в таких случаях:

  • при выполнении перевозки, которая спровоцировала повреждение своего багажа, причинила вред здоровью;
  • рейс выполнен с задержкой по времени по вине авиакомпании.

Расторжение сделки

Расторжение договора по перевозке может быть в следующих случаях:

  • если причины имеют вынужденный характер. В таком случае клиенту компания обязана возместить стоимость билета или же предоставить возможность улететь на другом аналогичном рейсе. Если условия по договору не соблюдаются, тогда перелет может быть не осуществлен. За некоторые виды нарушений возможно наложение штрафных санкций;
  • добровольное расторжение договора по личным причинам. В таком случае перевозчик имеет право не возвращать все средства, внесенные клиентом за оплату услуги.

Это касается случаев, когда о расторжении сообщается менее, чем:

  • за сутки, но не позже, чем за 3 часа до вылета – возвращается сумма на 10 % меньше за одного человека и на 25 % меньше при групповых поездках;
  • за 3 часа – минус 25 %.

Возврат денег производится, если:

  1. Пассажир не летел.
  2. Поездка выполнена частично: возвращается разница между всей суммой и той частью, которая была осуществлена с минусом сборов по поездке. Расчет происходит согласно установленным тарифам.

Возмещение производится тому, кто указан в билете или кто покупал их при предоставлении соответствующего подтверждения.

Срок предъявления претензии по внутренним перелетам

Договор на оказание услуг авиаперевозки прекращает свое действие в таких случаях:

  1. При выполнении условий перевозки.
  2. По требованию пассажира.
  3. При отказе авиакомпанией.

Клиент услуг имеет право отказаться от перелета по разным причинам. К таким относятся:

  • отмена планируемой поездки;
  • перевозчик изменил маршрут следования, время отправления, что создает существенные условия для отказа;
  • досмотр в аэропорту привел к опозданию на рейс;
  • болезнь;
  • билет неправильно оформлен;
  • на борту предоставляется место хуже, указанного в билете и заранее забронированного.

Компания-перевозчик имеет право прекратить действие договора в таких случаях:

  • пассажир нарушил правила перелета, установленные компанией;
  • нормативы, которые установлены таможенной, паспортной и санитарной службой;
  • , которые перевозчик не может обеспечить;
  • при отказе оплаты багажа, если это предусмотрено правилами;
  • не выполняет условия пребывания на борту, подвергает опасности окружающих;
  • в багаже обнаружены запрещенные вещества, товары.

Транспортировка багажа

Порядку , содержанию транспортной документации и условиям договора международной воздушной перевозки посвящена гл. II Варшавской и Монреальской конвенций.
1. Статья 3 гл. II Варшавской конвенции относится к оформлению перевозки пассажиров, а ст. 4 - к оформлению перевозки багажа. Положения этих статей обязывают перевозчика при перевозке пассажиров выдать проездной (пассажирский) билет (Passenger ticket - англ., Billet de passage - фр.), а соответственно при перевозке багажа (за исключением мелких личных вещей, оставляемых пассажиром при себе) - багажную квитанцию (Bulletin de bagages - фр., Baggage check - англ.).
Пассажирский билет является свидетельством заключения договора перевозки и его условий. На практике пассажирский билет и багажная квитанция объединены в один документ. Согласно ст. 105 ВК РФ договор воздушной перевозки пассажира удостоверяется билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа. Согласно Условиям перевозок ИАТА термин "билет" означает документ под названием "Пассажирский билет и багажная квитанция". Во время приема багажа к перевозке перевозчик обязан указать в билете количество мест и массу зарегистрированного багажа, что считается выдачей багажной квитанции пассажиру. Кроме того, перевозчик обязан выдать пассажиру отрывной талон багажной бирки (п. 8.6 Общих условий перевозок ИАТА). Такая бирка не является свидетельством заключения договора перевозки багажа, а служит способом идентификации и опознания багажа. В аэропорту прибытия перевозчик выдает зарегистрированный багаж предъявителю багажной квитанции и отрывного талона багажной бирки.
В отличие от Варшавской конвенции гл. II Монреальской конвенции содержит единую статью "Пассажиры и багаж" (ст. 3), согласно которой при перевозке пассажиров выдается перевозочный документ (Document of carriage - англ., Titre de transport - фр.), который может быть индивидуальным или групповым. Таким образом, Монреальская конвенция отказалась от использования терминов "пассажирский билет" и "багажная квитанция" и применяет более общую терминологию.
Одновременно, учитывая сложившуюся практику и следуя рекомендациям ИАТА, Монреальская конвенция предусмотрела обязанность перевозчика вручить пассажиру багажную идентификационную бирку (Baggage identifcation tag) на каждое место зарегистрированного багажа.
2. Незарегистрированный багаж - это имущество пассажира, которое он не сдает перевозчику, а берет с собой на борт воздушного судна. Условия перевозок ИАТА к такому багажу относят любой иной багаж, кроме зарегистрированного. Варшавская и Монреальская конвенции регулируют ответственность перевозчика в отношении предметов, оставляемых пассажирами при себе, или, по терминологии Монреальской конвенции, - в отношении "незарегистрированного багажа, включая личные вещи". Терминологический оборот, используемый Монреальской конвенцией, обусловлен тем, что в ней, поскольку не предусмотрено иное, термин "багаж" означает как зарегистрированный багаж, так и незарегистрированный багаж (п. 4 ст. 17). Установленный этой Конвенцией единый предел ответственности за весь багаж (1000 SDR в отношении каждого пассажира независимо от веса багажа) позволяет значительно упростить процедуру возмещения пассажиру убытков, наступивших в результате несохранности или задержки при перевозке всего его имущества (см. раздел 4.4.3.1.1).
Однако перевозка указанного имущества специально юридически не оформляется и является просто правом пассажира по договору перевозки при условии соблюдения им установленных перевозчиком правил провоза (см. п. 3 ст. 786 ГК РФ).
3. Договор воздушной перевозки груза оформляется составлением авиагрузовой накладной (Air waybill) или, по терминологии Варшавской конвенции, воздушно-перевозочного документа (Air consignment note) при предъявлении груза к перевозке. Варшавская конвенция (ст. 5) предусматривает право перевозчика требовать от отправителя составления накладной и обязанность принять ее. Согласно п. 1 ст. 11 и п. 3 ст. 12 обеих Конвенций авиагрузовая накладная выполняет четыре главных функции: до доказательства противного она является свидетельством заключения договора, принятия груза перевозчиком, условий перевозки и дает право грузовладельцу на распоряжение грузом.
Накладная составляется отправителем в трех подлинных экземплярах и вручается вместе с товаром. Первый экземпляр носит пометку "для перевозчика"; он подписывается отправителем. Второй экземпляр носит пометку "для получателя"; он подписывается отправителем и перевозчиком и должен следовать с товаром. Третий экземпляр подписывается перевозчиком и возвращается им отправителю по принятии товара. Перевозчик должен поставить свою подпись до погрузки груза на борт воздушного судна. Подпись перевозчика и отправителя может быть заменена соответствующим штемпелем. Если по требованию отправителя перевозчик составит воздушно-перевозочный документ, он рассматривается как действующий за счет отправителя. Отправитель отвечает за правильность сведений относительно груза, которые он заносит в воздушно-перевозочный документ. В число таких сведений входят данные о весе, размере, количестве, объеме товара, о состоянии товара и его упаковке.
4. Обеими Конвенциями установлены определенные правила в отношении содержания пассажирского перевозочного документа, авиагрузовой накладной и квитанции на груз, порядка их составления, доказательственной силы и правовых последствий их отсутствия. В частности, Варшавская конвенция содержит довольно длинный перечень обязательных реквизитов билета, багажной квитанции и воздушно-перевозочного документа. В число обязательных реквизитов перевозочной документации входит уведомление об ограничении ответственности перевозчика. В Гаагском протоколе 1955 г., вносящем изменения в Варшавскую конвенцию, и Монреальской конвенции эти чрезмерные требования к перевозочной документации были существенно упрощены за счет исключения из числа обязательных сведений, в которых не было необходимости.

В перечень реквизитов всех предусмотренных Монреальской конвенцией перевозочных документов вошли лишь сведения, которые позволяли бы судить, является ли перевозка международной и подпадает ли она под эту Конвенцию: должны быть указаны пункты отправления, назначения и, при необходимости, остановок. Обязательным реквизитом авиагрузовой накладной и квитанции на груз является также указание веса отправки.
Из формулировки ст. 6 Монреальской конвенции следует, что в соответствии с процедурами, установленными таможенными, полицейскими и аналогичными государственными органами, от отправителя может потребоваться также указание характера груза. Однако это не создает для перевозчика каких-либо обязательств и не возлагает на него какой-либо ответственности. Формулировка ст. 6 стала результатом компромисса дискуссии, которая имела место на Монреальской дипломатической конференции между делегациями государств, являвшихся сторонниками указания сведений о характере груза в качестве обязательного реквизита грузовой накладной и их противниками. Согласно ст. 10 Монреальской и Варшавской конвенций при заключении договора воздушной перевозки груза отправитель обязан также представить перевозчику все сведения и документы, необходимые для выполнения таможенных, полицейских и других государственных формальностей до передачи груза получателю. При этом перевозчик не обязан проверять точность и достаточность таких сведений и документов.
В соответствии со ст. 31 Варшавской конвенции и ст. 38 Монреальской конвенции ничто не мешает сторонам в случаях комбинированной перевозки включать в воздушно-перевозочный документ условия, относящиеся к иным видам перевозок, при условии, что постановления Конвенции будут применяемы в отношении перевозки по воздуху.
Авиагрузовая накладная не является товарораспорядительным документом, но ничто не препятствует выдаче оборотного перевозочного документа. Однако скорости авиаперевозки значительно снизили необходимость в таком транспортном документе.

5. Согласно правилам п. 2 ст. 3, п. 4 ст. 4 и ст. 9 Варшавской конвенции и ст. ст. III и IV Гаагского протокола отсутствие, неправильность и утеря билета не влияют ни на существование, ни на действительность договора о перевозке, который все равно подпадает под действие правил Конвенции. О.Н. Садиков справедливо замечает, что практическое значение этой формулы невелико, так как без соответствующего документа пассажир к перевозке не допускается, а груз не принимается: она рассчитана главным образом на случаи утраты перевозочных документов в процессе осуществления перевозки. Однако в новых условиях названные положения документов Варшавской системы, которые сохранены в Монреальской конвенции, приобретают дополнительное звучание. Из них следует, что по факту осуществления международной перевозки и причинения вреда наличие соответствующего договора и его условий презюмируется. До доказательства противного договор перевозки считается заключенным, а его условия - согласованными. Несоблюдение письменной формы договора перевозки не влечет его недействительности. Названные положения являются гарантией того, что вред, причиненный клиентуре воздушного транспорта при перевозке, будет возмещен по правилам Конвенции независимо от соблюдения письменной формы договора. В силу общих положений российского законодательства о приоритете международного договора эта конструкция должна применяться при осуществлении международных авиаперевозок, несмотря на требование ст. ст. 785, 786 ГК и ст. 105 ВК. Соответственно не должна применяться и ст. 162 ГК о последствиях несоблюдения письменной формы сделки.

Однако для перевозчика несоблюдение письменной формы договора перевозки и некоторых требований к его содержанию влечет серьезные негативные последствия.
По Гаагскому протоколу, если перевозчик принял пассажира, багаж или груз соответственно без билета, без составления багажной квитанции или накладной или если они не содержат уведомления об ограничении ответственности перевозчика, последний лишается права ссылаться на положения, ограничивающие его ответственность. Сама же Варшавская конвенция предусматривает лишение перевозчика указанного права и в других случаях несоблюдения правил об обязательных реквизитах перевозочной документации (см. разделы 4.4.2.1 и 4.4.3.1).
Применяя положения документов Варшавской системы, судебная практика многих государств особенно строго подходила к соблюдению перевозчиком требования о своевременном вручении пассажиру авиабилета и об уведомлении его, что ответственность перевозчика является ограниченной. Так, в решении одного из американских судов по делу Warren v. Flying Tiger Line, имевшему место еще в 1965 г., было указано следующее: пассажир не имел достаточной возможности ознакомиться с условиями ответственности перевозчика и при необходимости дополнительно застраховаться от несчастного случая, тем самым перевозчик не выполнил надлежащим образом требование Конвенции относительно уведомления о пределах ответственности. В 1966 г. в другом решении по делу Lisi v. Alitalia американский суд также не применил пределы ответственности по Варшавской конвенции, посчитав указание об ограничении ответственности напечатанным в билете таким образом, что его невозможно было прочитать. В связи с этим стандарты ИАТА предусмотрели специальное требование к размеру шрифта, которым должна быть напечатана в билете запись об ограничении ответственности перевозчика.

6. При международных воздушных перевозках авиакомпаниями применяется единая типовая форма транспортной документации, разработанная ИАТА, что облегчает осуществление перевозочных операций, особенно когда они выполняются не одним, а несколькими перевозчиками. Единство формы упрощает обработку документации иностранными авиакомпаниями и проведение взаиморасчетов между авиаперевозчиками.
Тем не менее оформление транспортной документации остается довольно сложным процессом. Он требует значительных затрат времени и средств, что снижает в целом экономическую эффективность воздушных перевозок.

Воздушная перевозка осуществляется на основе заключения до­говора перевозки пассажира, груза или почты с перевозчиком.

Перевозчик - это эксплуатант, который имеет лицензию на осу­ ществление воздушной перевозки пассажиров, багажа или почты.

По договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обя­зуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пасса­жиром багажа также доставить этот багаж в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу (ст. 103 Воздушного кодекса РФ).

Срок доставки пассажира и багажа определяется установлен­ными перевозчиками правилами воздушных перевозок.

Пассажир воздушного судна обязан оплатить воздушную пере­возку, а при наличии у него багажа сверхустановленной перевоз­чиком нормы бесплатного провоза багажа - и провоз этого багажа.

Каждый договор воздушной перевозки и его условия удостове­ряются перевозочными документами, которые выдаются перевоз­чиком либо его агентами. К перевозочным документам относятся:

пассажирский билет (Passenger Ticket) - при перевозке пасса­жира. Он представляет собой документ, удостоверяющий заклю­чение договора воздушной перевозки пассажира и багажа и вклю­чающий багажную квитанцию;

багажная квитанция (Baggage Check) - часть билета, на кото­рой обозначено число мест и масса сданного багажа и которая вы­дается перевозчиком как расписка за багаж, сданный пассажиром;

квитанция платного багажа (Excess Baggage Ticket) - доку­мент, подтверждающий оплату провоза багажа сверх нормы бес­платного провоза или предметов, провоз которых подлежит обя­зательной оплате, а также оплату сборов за объявленную цен­ность багажа;

авиагрузовая накладная (Air Waybill) - документ, подтвержда­ющий контракт между грузоотправителем И перевозчиком на перевозку груза по маршрутам перевозчика. Она оформляется грузо­отправителем или его доверенным лицом.

Выполнение условий договора на перевозку является обяза­тельным независимо от того, регулярная это перевозка или чар­терная. Следует иметь в виду, что заключение договора на пере­возку пассажира подразумевает правила.

1. Время отправления, указанное в расписании и билете, не является обязательным условием договора и перевозчиком не га­рантируется. В целях обеспечения безопасности полета рейс может быть отменен, перенесен или задержан. Причиной этих измене­ний могут служить плохие условия погоды в аэропортах вылета, прилета или остановочных пунктах, стихийные бедствия, нару­шение состояния взлетно-посадочной полосы и т. п.

2. Перевозчик оставляет за собой право произвести замену воз­душного судна, изменить маршрут перевозки и пункты посадки, указанные в расписании и билете. Это право перевозчика также обосновано обеспечением безопасности пассажиров в случае по­ ломки воздушного судна или возникновения форс-мажорных си­туаций по маршруту следования.

В любом из перечисленных выше случаев перевозчик, прини­мая во внимание законные интересы пассажиров, обязан:

    предупредить их об изменении расписания;

    выполнить перевозку другим своим рейсом или рейсом дру­гого перевозчика;

    организовать обслуживание зарегистрированных пассажиров в аэропорту или обеспечить их гостиницей в установленном порядке. Если обстоятельства таковы, что пассажир вынужден отказаться от перевозки вследствие изменения расписания, то перевозчик обя­зан вернуть ему денежную сумму за несостоявшуюся перевозку.

    Перевозчик имеет право отказать в перевозке пассажиру, если его документы неправильно оформлены или представлены не в полном объеме. При этом следует иметь в виду, что наличие, до­стоверность и правильность оформления документов, выданных государственными органами, зависят только от компетентности этих органов и самого гражданина, в связи с чем все претензии, предъявляемые зачастую в таких ситуациях к перевозчику пасса­жиром, являются необоснованными. Перевозчик не несет ника­кой ответственности за оформление таких документов.

    Пассажир имеет право прервать путешествие и сделать оста­новку в любом промежуточном аэропорту, если в нем предусмот­рена посадка. Такая остановка называется «Stopover». Пробыв в пункте посадки необходимое ему время, путешественник может продолжить перевозку по данному маршруту. При этом он может сразу забронировать место на аналогичном рейсе (если точно из­вестна дата продолжения перевозки) или запросить подтвержде­ние места на данном рейсе на желаемую дату.

    Такая остановка в пути возможна, если:

    она разрешена государственными органами той страны, где предполагается это сделать;

    пассажир заранее заявил перевозчику о своем желании вос­пользоваться этим правом;

    она сделана в пределах срока действия билета;

Она учтена при расчете тарифа и оформлена в билете. Если при покупке билета пассажир не заявил об остановке в промежуточном аэропорту, а решил воспользоваться этим пра­вом в процессе перелета, то он может продолжить полет после возмещения перевозчику разницы в тарифе, а также потерь в слу­чае задержки рейса, связанного со снятием с самолета его бага­жа, который был оформлен до конечного пункта.

Вынужденная остановка, обусловленная болезнью пассажира или члена его семьи, следующего с ним на данном рейсе, являет­ся исключением и не требует возмещений.

Следует иметь в виду, что право на Stopover распространяется в основном на перевозки, оформленные по нормальным тарифам. Если турист имеет билет, оформленный по спецтарифу, то оста­новки в пути делаются с учетом ограничений или вообще запре­щаются в соответствии с правилами применения данного тарифа. Пассажир обязан соблюдать все законы, постановления, пра­вила и предписания компетентных органов государства, в кото­рое или через территорию которого осуществляется его перевозка. Это относится к выполнению требований спецконтроля, тамо­женных, паспортных, визовых, санитарных и других формально­стей, а также правил и инструкций перевозчика.

Если государственные органы страны обязывают перевозчика возвратить пассажира в пункт отправления или какой-либо дру­гой пункт в связи с тем, что ему было отказано во въезде в страну назначения, трансфера или транзита, то пассажир или организа­ция, которая его оформляла, обязаны возместить перевозчику все расходы, возникшие в связи с этой перевозкой. Пассажир воздушного судна имеет право:

    проезда на льготных условиях в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации и установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок;

    бесплатного провоза багажа (в том числе вещей, находящихся при пассажире) в пределах установленной нормы в зависимости от типа воздушного судна (не менее 10 кг на одного пассажира);

    бесплатного (при международных воздушных перевозках - в соответствии с льготным тарифом) перевоза с собой одного ре­бенка в возрасте не старше 2 лет без предоставления ему отдель­ного места. Другие дети в возрасте не старше 2 лет, а также дети в возрасте от 2 до 12 лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест;

Бесплатного пользования услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке и(или) в полете.

При этом порядок предоставления пассажирам воздушных су­дов услуг и льгот устанавливается федеральными авиационными правилами. Договор на перевозку может быть расторгнут по ини­циативе перевозчика или пассажира. Перевозчик может в односто­ роннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пасса­жира в случаях:

    нарушения пассажиром паспортных, таможенных, санитар­ных и иных установленных законодательством Российской Феде­рации требований в части, касающейся воздушной перевозки; при международных воздушных перевозках также правилами вылета, назначения или транзита, определенными соответствующими орга­нами государства;

    отказа пассажира выполнять требования, предъявляемые фе­деральными авиационными правилами;

    состояния здоровья пассажира воздушного судна, которое тре­бует особых условий воздушной перевозки либо угрожает без­опасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами, а равно создает беспорядок и неус­транимые неудобства для других лиц;

    отказа пассажира воздушного судна оплатить провоз своего багажа, масса которого превышает установленные нормы бесплат­ного провоза багажа;

    отказа пассажира воздушного судна оплатить перевоз следу­ющего с ним ребенка старше 2 лет;

    нарушения пассажиром воздушного судна правил поведения на борту воздушного судна, создающего угрозу безопасности по­лета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также невыполнения пассажиром воздушного судна распо­ряжений командира воздушного судна;

    наличия в личных вещах пассажира, а также в его багаже, грузе запрещенных к воздушной перевозке предметов или веществ.

Если прекращается действие договора о воздушной перевозке по инициативе перевозчика, то пассажиру возвращается сумма, уплаченная за перевозку (за исключением случая, касающегося нару­шения пассажиром правил поведения на борту воздушного судна).

Пассажир имеет право сам отказаться от перевозки в аэропорту или по пути следования. При этом он может получить от перевоз­чика обратно плату за перевозку или за неиспользованную ее часть в размере, предусмотренном правилами применения тарифов.

Отказ пассажира от перевозки может носить вынужденный или добровольный характер. Вынужденный отказ - это отказ, обус­ловленный следующими обстоятельствами:

    отмена или задержка рейса, указанного в билете;

    невозможность предоставить место на рейсе или класс обслу­живания, указанные в билете, ввиду ошибки при бронировании;

    невозможность выполнить посадку в аэропорту, указанном в билете, ввиду чрезвычайных ситуаций;

    замена типа воздушного судна, осуществляющего данный рейс;

    болезнь самого пассажира или следующего с ним на воздуш­ном судне члена семьи;

    неправильное оформление перевозчиком проездных докумен­тов;

    невозможность отправиться из аэропорта трансфера рейсом, указанным в билете, вследствие опоздания воздушного судна или отмены рейса, которым пассажир должен прибыть в аэропорт трансфера.

При вынужденном отказе пассажира от перевозки перевозчик обязан предложить ему перевозку одним из очередных рейсов на условиях, указанных в билете, или вернуть стоимость билета без учета штрафных санкций. При этом если перевозка не была вы­полнена ни на одном участке, то возвращается вся уплаченная сумма, а если перевозка была выполнена частично, то возвраща­ется сумма за невыполненную часть перевозки.

Добровольный отказ - это отказ, обусловленный личными при­чинами пассажира. При этом перевозчик вправе удержать из воз­вращаемых денежных средств все причитающиеся ему суммы. В ча­стности, если пассажир уведомляет об отказе перевозчика менее чем за 24 ч, но не позднее чем за 3 ч до вылета, то перевозчик может удержать с него сбор в размере 10 % стоимости перевозки; если отказ от полета производится менее чем за 3 ч, сбор состав­ляет 25 %. При групповых перевозках сбор при отказе от полета составляет 25 %, если отказ произошел менее чем за 24 ч.

При добровольном отказе пассажира от полета возврат де­нежных сумм производится, если: 1) перевозка не была вы­полнена ни на одном участке, то пассажиру возвращается вся сум­ма, уплаченная за перевозку, с удержанием служебных сборов; 2) перевозка была выполнена частично, то возвращается разница между суммой, уплаченной за всю перевозку, и суммой, соответ­ствующей стоимости выполненной части перевозки, с удержани­ем относящихся к выполненной части перевозки сборов. Возврат сумм по билетам, проданным по специальным тарифам, осуще­ствляется в соответствии с правилами применения этих тарифов. Денежные суммы возвращаются перевозчиком или его агентом в местах приобретения билетов по представлению полетных купо­нов в той валюте и форме оплаты, по которой производилось оформление перевозки. При этом возмещение производится тому лицу, чье имя указано в билете, или лицу, которое оплачивало билет и предоставило на то доказательства.