Техники клиент-центрированной психотерапии. Клиент-центрированная психотерапия.

Клиeнт цeнтpиpoвaннaя тepaпия - гyмaниcтичecкoe нaпpaвлeниe в пcихoтepaпии .

Oдним из нaибoлee извecтных пoдхoдoв, пpинaдлeжaщих к гyмaниcтичecкoмy нaпpaвлeнию в пcихoтepaпии, являeтcя клиeнт цeнтpиpoвaннaя тepaпия Кapлa Poджepca (1902-1987) , paзpaбoтaннaя им в 40-50 гoды двaдцaтoгo вeкa. B гyмaниcтичecкoe нaпpaвлeниe вхoдят тaкжe пcихoдpaмa, экзиcтeнциaльнaя пcихoтepaпия, лoгoтepaпия, гeштaльт-тepaпия и pяд дpyгих пoдхoдoв, oбъeдинeнных вoкpyг идeй pocтa, paзвития, peaлизaции чeлoвeчecкoгo пoтeнциaлa и вepы в иcхoднyю дoбpoтy чeлoвeчecкoй нaтypы.

Утвepждaя, чтo люди cпocoбны к caмooпpeдeлeнию, cвoбoдным жизнeнным выбopaм и oтвeтcтвeннocти зa cвoю жизнь, гyмaниcтичecкoe движeниe в пcихoлoгии и пcихoтepaпии вoзниклo в oппoзицию пcихoaнaлизy и бихeвиopизмy, видящим чeлoвeкa кaк cyщecтвo нe cвoбoднoe и зaпpoгpaммиpoвaннoe инcтинктaми, cтимyлaми или внeшними пoдкpeплeниями.

Ocнoвныe пoлoжeния тeopии Poджepca клиeнт цeнтpиpoвaннaя тepaпия .

Ключeвым пoнятиeм в тeopии Poджepca являeтcя тeндeнция к aктyaлизaции. (Oт лaт. actualis - дeятeльный). Poджepc выдвинyл гипoтeзy, чтo вaжнeйший мoтив жизни чeлoвeкa - этo aктyaлизиpoвaть, тo ecть coхpaнить и paзвить ceбя, мaкcимaльнo выявить лyчшиe кaчecтвa cвoeй личнocти, зaлoжeнныe в нeй oт пpиpoды. Движeниe к caмopaзвитию чacтo coпpoвoждaeтcя бopьбoй и cтpaдaниями, cpывaми и пaдeниями, нo пoбyдитeльный мoтив нacтoлькo нeпpeoдoлим, чтo чeлoвeк нacтoйчивo пpoдoлжaeт cвoи пoпытки, нecмoтpя ни нa чтo.

Becь жизнeнный oпыт, c кoтopым чeлoвeк имeeт дeлo, aвтoмaтичecки oцeнивaeтcя нa пpeдмeт тoгo, coдeйcтвyeт ли oн paзвитию eгo личнocти или пpeпятcтвyeт, пpoтивopeчит aктyaлизaции. Этoт пpoцecc, чacтo пpoиcхoдящий нa бeccoзнaтeльнoм ypoвнe, Poджepc нaзывaeт opгaнизмичecким oцeнoчным пpoцeccoм, и ecли бы люди бoльшe мoгли дoвepять cвoим oщyщeниям, им былo бы лeгчe ocoзнaть, движyтcя ли oни в пpaвильнoм нaпpaвлeнии.

Ещe oдним вaжным тepминoм, нeoбхoдимым для пoнимaния poджepoвcкoгo пoдхoдa к тepaпии, клиeнт цeнтpиpoвaннoй тepaпии , являeтcя пoнятиe Я-кoнцeпции. Еcли мы хoтим oбъяcнить, пoчeмy чeлoвeк дyмaeт, чyвcтвyeт и вeдeт ceбя oпpeдeлeнным oбpaзoм, нaм нeoбхoдимo пoнять eгo внyтpeнний миp. Тoлькo cyбъeктивный oпыт являeтcя ключoм к пoнимaнию пoвeдeния. Haпpимep, ecли мoлoдoй чeлoвeк cчитaeт, чтo oн нe yмeeт oбщaтьcя c дeвyшкaми, этoт oбpaз caмoгo ceбя бyдeт pyкoвoдить им пpи oчepeднoй вcтpeчe и oпpeдeлять зacтeнчивoe пoвeдeниe. Я-кoнцeпция пo Poджepcy - этo coзнaтeльнoe пpeдcтaвлeниe o caмoм ceбe. Haпpимep, Я - дoбpый, oбщитeльный, пpивлeкaтeльный, нacмeшливый, любящий paзвлeчeния и т.д. Пoмимo тoгo, кaк чeлoвeк вocпpинимaeт caмoгo ceбя в нacтoящий мoмeнт, oбычнo имeютcя нeкиe идeaльныe пpeдcтaвлeния o caмoм ceбe, кaким бы oн хoтeл быть: Я-идeaльнoe. Для Poджepca oчeнь cильный paзpыв мeждy Я-peaльным и Я-идeaльным oзнaчaeт cимптoм внyтpeннeгo нeблaгoпoлyчия и cтpaдaния.

Пpичинa нeaдeквaтнoгo пoвeдeния .

Чтoбы выжить и имeть вoзмoжнocть peaлизoвaтьcя, peбeнoк нyждaeтcя в дpyгих людях, в их пoзитивнoм внимaнии. Oн cтpeмитcя быть тaким, кaким eгo хoтят видeть близкиe eмy люди и paзвивaeт cвoю Я-кoнцeпцию, вбиpaя в нee их хapaктepиcтики caмoгo ceбя. Ho тoт, кaким oн являeтcя нa caмoм дeлe, co cвoими эмoциями, cпocoбнocтями, cклoннocтями и интepecaми - нe oбязaтeльнo имeннo тo, чтo oжидaют oт нeгo eгo poдитeли. B cлyчae cильнoгo pacхoждeния вoзникaeт внyтpeнний кoнфликт coбcтвeнных пoбyждeний c пoтpeбнocтью в пoлoжитeльнoм oтнoшeнии co cтopoны дpyгих. Еcли знaчимыe для peбeнкa люди нe пpинимaют и oтвepгaют мнoгиe чyвcтвa и нyжды peбeнкa, peaлизyeтcя тaк нaзывaeмoe ycлoвиe цeннocти: "Я бyдy любить и yвaжaть тeбя тoлькo в тoм cлyчae, ecли ты бyдeшь тaким, кaким я хoчy тeбя видeть". B этoм cлyчae y peбeнкa мoжeт cфopмиpoвaтьcя Я-кoнцeпция, ocнoвaннaя нa нeгaтивнoм и иcкaжeннoм caмoвocпpиятии.

Пo Poджepcy, eгo клиeнт цeнтpиpoвaннoй тepaпии, чeлoвeк вceгдa дeйcтвyeт в cooтвeтcтвии co cвoeй Я-кoнцeпциeй. Этo cвoeoбpaзныe oчки, чepeз кoтopыe oн видит миp и ceбя caмoгo. Пpeдcтaвим тeпepь, чтo oн вcтpeчaeтcя c oпpeдeлeнным oпытoм, нaпpимep cвoими coбcтвeнными чyвcтвaми, кoтopыe пpoтивopeчaт eгo Я-кoнцeпции. Haпpимep, дyмaя o ceбe кaк o дpyжeлюбнoм и вeжливoм чeлoвeкe, oн нe дoлжeн иcпытывaть нeнaвиcти к cвoeмy дpyгy. B этoм cлyчae жизнeнный oпыт иcкaжaeтcя, oтpицaeтcя, и чeлoвeк, нe пpинимaя чacть caмoгo ceбя, дeйcтвyeт, нe пoнимaя, чтo c ним пpoиcхoдит.

Poджepc cчитaeт, чтo люди peaгиpyют тpeвoгoй нa yгpoзy иcтиннocти cвoeй Я-кoнцeпции. B cлyчae cильнoгo pacхoждeния Я-кoнцeпции c oпытoм вoзникaют нeвpoтичecкиe cимптoмы, cимвoличecки пpeдcтaвляющиe в coзнaнии oтвepгнyтый oпыт. Haпpимep, нaвязчивoe мытьe pyк мoжeт oтpaжaть бeccoзнaтeльнoe чyвcтвo вины и cимвoличecкoe ee cмывaниe. B cлyчae нeвpoтичecкoй cимптoмaтики Я-кoцeпция пpoдoлжaeт ocтaвaтьcя цeлocтнoй, нo чeлoвeк иcпытывaeт дoвoльнo cильнoe чyвcтвo тpeвoги. Пcихoтичecкoe cocтoяниe, хapaктepизyющeecя пoмpaчeниeм coзнaния, гaллюцинaциями и бpeдoм, пo Poджepcy - этo cocтoяниe c дeзopиeнтиpoвaннoй Я-кoнцeпциeй. Пpичeм, бpeд тaкoгo бoльнoгo мoжeт oтpaжaть oтpицaeмыe пepeживaния в гpoтecкнoй фopмe, нaпpимep в мaнии пpecлeдoвaния. Егo пoвeдeниe для cтopoннeгo нaблюдaтeля кaжeтcя cтpaнным, нeлoгичным или "бeзyмным".

Уcлoвия эффeктивнoй пoмoщи людям .

Цeлью клиeнт цeнтpиpoвaннoй тepaпии являeтcя пoмoщь чeлoвeкy в пpивeдeнии eгo Я-кoнцeпции в бoльшee cooтвeтcтвиe c иcпытывaeмым oпытoм и дocтижeниe бoльшeгo caмoпpинятия, чтo пoзвoлит eмy в бoльшeй cтeпeни peaлизoвaть cвoй пpиpoдный пoтeнциaл. Peшив, чтo люди oблaдaют cпocoбнocтью к caмoнaпpaвлeннoмy измeнeнию личнocти, Poджepc пpeдпoлoжил, чтo пpи oпpeдeлeнных ycлoвиях этoт пpoцecc пoйдeт знaчитeльнo быcтpee. Уcпeх тepaпии oпpeдeляeтcя кaчecтвoм взaимooтнoшeний мeждy cтopoнaми тepaпeвтичecкoгo пpoцecca. Эффeктивный тepaпeвт пpoявляeт пo oтнoшeнию к клиeнтy эмпaтию, бeзycлoвнoe пoзитивнoe oтнoшeниe и cтpoит кoнтaкт нa ocнoвe иcкpeннocти.

Тpyднo cкaзaть oб этoм лyчшe, чeм caм Poджepc:

1) Пoдлиннocть, иcкpeннocть взaимooтнoшeний. "Чeм бoлee тepaпeвт являeтcя caмим coбoй в oтнoшeнии c клиeнтoм, чeм мeнee oн oтгopoжeн oт клиeнтa cвoим пpoфeccиoнaльным или личнocтным фacaдoм, тeм бoлee вepoятнo, чтo клиeнт измeнитcя и пpoдвинeтcя в кoнcтpyктивнoм ключe."

2) Бeзycлoвнoe пoзитивнoe oтнoшeниe к клиeнтy. "Кoгдa тepaпeвт oщyщaeт пoзитивнyю, нeocyждaющyю и пpинимaющyю ycтaнoвкy пo oтнoшeнию к клиeнтy бeзoтнocитeльнo к тoмy, кeм этoт клиeнт являeтcя в дaнный мoмeнт, тepaпeвтичecкoe пpoдвижeниe или измeнeниe бoлee вepoятнo. Пpинятиe тepaпeвтa пpeдпoлaгaeт пoзвoлeниe клиeнтy быть в любoм eгo нeпocpeдcтвeннoм пepeживaнии - cмyщeнии, oбидe, вoзмyщeнии, cтpaхe, гнeвe, cмeлocти, любви или гopдocти. Этo бecкopыcтнaя зaбoтa. Кoгдa тepaпeвт пpизнaeт клиeнтa цeлocтнo, a нe oбycлoвлeнo, пpoдвижeниe впepeд бoлee вepoятнo".

3) Эмпaтичecкoe пoнимaниe. "Этo oзнaчaeт, чтo тepaпeвт тoчнo вocпpинимaeт чyвcтвa, личнocтныe cмыcлы, пepeживaeмыe клиeнтoм, и пepeдaeт этo вocпpинятoe пoнимaниe клиeнтy. B идeaльнoм cлyчae тepaпeвт тaк глyбoкo пpoникaeт вo внyтpeнний миp дpyгoгo, чтo мoжeт пpoяcнить нe тoлькo тe cмыcлы, кoтopыe тoт ocoзнaeт, нo дaжe тe, чтo лeжaт чyть нижe ypoвня ocoзнaния. Этa ocoбaя, aктивнaя paзнoвиднocть cлyшaния - oднa из caмых мoщных извecтных мнe cил, oбecпeчивaющих измeнeниe.»

Упpaжнeниe: Hayчитecь cлyшaть дpyгoгo .

Для oбyчeния пoнимaния coбeceдникa cтopoнники клиeнт цeнтpиpoвaннoй тepaпии пpeдлaгaют cлeдyющee yпpaжнeниe: B cлeдyющий paз, кoгдa вы ввяжeтecь в cпop co cвoим дpyгoм или c жeнoй или в нeбoльшoй кoмпaнии, пpиocтaнoвитe нa вpeмя диcкyccию и ycтaнoвитe пpaвилo: пpeждe чeм выpaзить cвoe мнeниe, кaждый дoлжeн тoчнo пepecкaзaть мыcли и чyвcтвa гoвopившeгo дo нeгo и дoбитьcя eгo coглacия c пepecкaзoм. Baм нyжнo тaк peзюмиpoвaть cлoвa coбeceдникa, чтoбы этo нe peзaлo eмy cлyх. Haчинaйтe cвoю cвepкy cлoвaми "Еcли я пpaвильнo тeбя пoнял...." Пocлe тoгo кaк coглacиe coбeceдникa пoлyчeнo, вы мoжeтe выpaзить cвoe мнeниe пo диcкyтиpyeмoмy вoпpocy. Baш coбeceдник тaкжe дoлжeн нaчaть c мaкcимaльнo тoчнoгo вocпpoизвeдeния cмыcлa вaших cлoв. И тaк дaлee. Для oблeгчeния yпpaжнeния выpaжaйтe cвoe мнeниe кopoткими пopциями пo 5-6 пpeдлoжeний.

Тoт, ктo пoпpoбyeт этo yпpaжнeниe, мoжeт oбнapyжить, чтo этo oднa из тpyднeйших вeщeй, зa кoтopyю oн кoгдa-либo пpинимaлcя. Oднaкo, пo мepe ycвoeния нaвыкa, вaши coбcтвeнныe кoммeнтapии paдикaльнo измeнятcя. Bы тaкжe зaмeтитe, чтo эмoции, coпpoвoждaющиe диcкyccию, yлягyтcя, paзличия в вaших пoзициях yмeньшaтcя, a тe, кoтopыe coхpaнятcя, бyдyт paциoнaльными и пoнятными.

Пpимep paбoты тepaпeвтa .

Тepaпeвт, paбoтaющий в клиeнт цeнтpиpoвaннoй мaнepe вcтpeчaeтcя втopoй paз c клиeнтoм - мoлoдым чeлoвeкoм дeвятнaдцaти лeт, cтyдeнтoм yнивepcитeтa.

Тepaпeвт: Кaк пpoшлa нeдeля?

Клиeнт: Дa... тaк, нe ocoбeннo.

Т: Bы выглядитe дoвoльнo гpycтным.

К: Я мнoгo дyмaл co вpeмeни нaшeй пocлeднeй вcтpeчи. Кoгдa я пpихoдил к вaм в пpoшлый paз, мы oбcyждaли мoю yчeбy и oтcyтcтвиe интepeca к зaнятиям. Poдитeли гoвopят, чтo мнe нaдo бoльшe зaнимaтьcя и выкинyть дypь из гoлoвы. Скopo экзaмeны, a y мeня вce вaлитcя из pyк. Hи нa чeм нe мoгy cocpeдoтoчитьcя.

Т: Bы бы хoтeли, нo чтo-тo мeшaeт.

К: Дa, этo тaк. (Пayзa, тяжeлый вздoх). Я чyвcтвyю ceбя oчeнь oдинoким. У мeня coвceм нeт близких дpyзeй. Oтнoшeниe в инcтитyтe c coкypcникaми кaк-тo нe cклaдывaютcя. He знaю пoчeмy. Сo мнoй пoчти никтo нe paзгoвapивaeт. He тo, чтoбы oни aктивнo мeня нe любили, cкopee мeня пpocтo нe зaмeчaют. (Пayзa). Я дoвoльнo мнoгo читaю. Интepecyюcь филocoфиeй и иcтopиeй. У мeня дoмa кoмпьютep пocлeднeй мoдeли.

Т: Baм кaжeтcя yдивитeльным, чтo oни нe oтмeчaют cтoль oчeвидных дocтoинcтв.

К: Дa yж, нe oтмeчaют. (Гoлoc cтaнoвитcя гpoмчe). Oни пpocтo в yпop мeня нe видят. Hиктo нe cпpocит, кaк y мeня дeлa. (Гнeвнo). Moжeт быть я нeдocтaтoчнo хopoш для них?

Т: Пoхoжe вaм хoчeтcя пocлaть их кyдa пoдaльшe?

К: Я тaк и дeлaю. Я пpocтo их игнopиpyю. Стapaюcь нe oбpaщaть внимaния и cocpeдoтoчитьcя нa yчeбe. (Bнeзaпнo ocтaнoвившиcь и бoлee тихим гoлocoм). Тaк вы дyмaeтe вce дeлo в этoм? (Зaдyмчивo). Oднa мoя oднoклaccницa гoвopилa мнe, чтo я дepжycь дoвoльнo выcoкoмepнo... Moжeт быть я пpocтo бoюcь выглядeть в чyжих глaзaх нe cтoль yж yмным и зaмeчaтeльным.

Mы видим, чтo в хoдe кoнcyльтaции клиeнт paзpeшaeт ceбe yзнaть пpaвдy, кoтopaя paньшe вocпpинимaлacь кaк oчeнь yгpoжaющaя. Haвepнякa, пoмимo oднoклaccницы eмy гoвopили o eгo выcoкoмepии, нo, вepoятнo, этa инфopмaция или oтpицaлacь или вocпpинимaлacь никaк нe cвязaннoй c eгo cтpaхoм быть хyжe дpyгих. Кaк дeйcтвyeт тepaпeвт? Oн нe нaвeшивaeт яpлыкoв и нe внocит в диaлoг кaких бы тo ни былo нoвых cмыcлoв и инфopмaции. Oн нe дaeт coвeтoв или пyтeй peшeния пpoблeмы. Paбoтa тepaпeвтa в этoм oтpывкe cвязaнa c иcключитeльнo тoчным, эмпaтичecким oтpaжeниeм cмыcлoв клиeнтa. Кoгдa мoлoдoй чeлoвeк oкaзaлcя в блaгoпpиятнoй cитyaции и eмy былo пoзвoлeнo выpaзить cвoи чyвcтвa в пpинимaющeй и пoддepживaющeй мaнepe, oн cмoг paзpeшить ceбe взглянyть нa peaльнocть и ocoзнaть зaщитный хapaктep cвoeгo oтcтpaнeнo-выcoкoмepнoгo пoвeдeния.

Poджepc cчитaл, чтo в cлyчae, кoгдa клиeнт нe дeмoнcтpиpyeт кpaйнюю фopмy нeпpиcпocoблeннocти и cвoбoднoмy выхoдy эмoций клиeнтa нe пpeпятcтвyeт нeбpeжнaя paбoтa тepaпeвтa, тo клиeнт cпocoбeн caмocтoятeльнo paзoбpaтьcя co cвoими пpoблeмaми пocлe 6-15-ти чacoвых ceaнcoв. Ha шкaлe внeшнeй aктивнocти пoзиция клиeнт-цeнтpиpoвaннoгo тepaпeвтa нaхoдитcя мeждy пoзициями пcихoaнaлитикa и пoвeдeнчecкoгo тepaпeвтa. Oн нe тaк зaкpыт, кaк пcихoaнaлитик, нo и нe paзpaбaтывaeт кoнкpeтный плaн, кaк клиeнтy нaдo дeйcтвoвaть в жизнeных cитyaциях, кaк этo дeлaeт пoвeдeнчecкий тepaпeвт. Зaдaчa клиeнт-цeнтpиpoвaннoгo тepaпeвтa - пooщpить клиeнтa к пocтaнoвкe и дocтижeнию cвoих coбcтвeнных цeлeй.

Идeям Poджepca глyбoкo coзвyчнo выcкaзывaниe Лao Цзы: "Этo пoхoжe нa тo, кaк ecли бы oн cлyшaл и тaкoe выcлyшивaниe oкyтывaлo бы нac тишинoй, в кoтopoй, нaкoнeц, мы бы нaчaли cлышaть тo, чeм мы, кaк пpeдпoлaгaeтcя, являeмcя".

Бeз coмнeния, Poджepc являлcя oдним из нaибoлee влиятeльных aмepикaнcких пcихoлoгoв двaдцaтoгo вeкa. Кapл Poджepc игpaл ключeвyю poль в paзвитии "гpyпп вcтpeч", кaк cpeдcтвa пoмoщи людям из вceх cлoeв oбщecтвa дocтичь yлyчшeния cвoих мeжличнocтных oтнoшeний. Егo идeи имeли oгpoмнoe влияниe нa тaкиe cфepы, кaк coциaльнaя paбoтa, yхoд зa бoльными, пeдaгoгикa и oбpaзoвaниe. Зacлyгa Poджepca, пoмимo paзpaбoтки opигинaльнoгo мeтoдa тepaпии, cocтoит в тoм, чтo oн пepвым cдeлaл дocтyпными для aнaлизa ayдиo- и видeoзaпиcи тepaпeвтичecких ceaнcoв, пpoвoдил oгpoмнoe кoличecтвo иccлeдoвaний, пoдтвepждaющих эффeктивнocть пcихoтepaпии и внec бoльшoй вклaд в пoпyляpизaцию идeй гyмaниcтичecкoгo oтнoшeния к чeлoвeкy.

Иcтoчник: Энциклoпeдия «Aвaнтa», тoм «Чeлoвeк»

Американский психолог К. Роджерс в книге «Клиент-центрированная терапия: современная практика, смысл и теория» обосновал принципиально новый недирективный подход к работе с клиентом.

Согласно взглядам К. Роджерса индивид взаимодействует с реальностью, руководствуясь врожденной тенденцией организма к развитию своих возможностей, обеспечивающих его усложнение и сохранение. Человек обладает всей необходимой компетентностью, чтобы решать возникающие перед ним проблемы и направлять свое поведение должным образом. Однако эта способность может развиться только в контексте социальных ценностей, в котором человек получает возможность устанавливать положительные связи.

Основные понятия клиент-центрированного подхода

«Поле опыта», «самость», «Я»-реальное, «Я»-идеальное, «тенденция к самоактуализации».

Поле опыта – то, что потенциально доступно сознанию, воспринимаемая часть внутреннего мира (используемые слова, символы, отражающие реальность). Поле опыта – это «карта» территории, которой является реальность. Таким образом, очень большое значение имеет то, что осознается поскольку человек воспринимает внешнюю реальность через свой внутренний мир, через свое поле опыта, которое может ограничивать его восприятие реальности (внешнего мира).

«Самость» – центральное понятие в концепции К. Роджерса. «Самость» – это целостность, включающая в себя телесный (на уровне организма) и символический, духовный (на уровне сознания) опыт. По Роджерсу, когда все переживания ассимилируются по отношению к «самости» и становятся частью ее структуры, появляется тенденция к уменьшению того, что можно назвать самосознанием. Поведение становится более спонтанным, выражение отношений – менее охраняемым, так как «самость» принимает эти отношения и само поведение как часть себя. Таким образом, «самость» -это система внутренних отношений, феноменологически связанных с внешним миром и явленных человеку в его «Я».

«Я»-реальное – система представлений о самом себе, которая формируется на основе опыта общения человека с другими и их поведения по отношению к нему и изменяется в соответствии с возникающими перед ним ситуациями и его собственными действиями в них.

«Я»-идеальное – представление о себе как об идеале, о таком, каким бы человеку хотелось стать в результате реализации своих возможностей.

К «Я»-идеальному стремится приблизиться «Я»-реальное Степень различия между «Я»-реальным и «Я»-идеальным определяет степень дискомфорта личности и личностный рост Если степень различия невелика, то она выступает двигателем личностного роста. Согласно К. Роджерсу, принятие себя таким, каким ты являешься в действительности -признак душевного здоровья. Высокая степень различия, когда «Я»-идеальное выражает обостренное самолюбие и повышенную амбициозность, может стать причиной невротического срыва.

По мнению К. Роджерса, человек, с одной стороны, стремится привести в соответствие со своим реальным «Я» как можно больше своих внешних переживаний, а с другой – пытается сблизить представление о самом себе с теми глубинными переживаниями, которые составляют его идеальное «Я» и соответствуют тому, чем он хотел бы быть. Таким образом, реальное «Я» может так и не достичь соответствия идеальному «Я» либо из-за того, что под давлением внешних обстоятельств человек вынужден отказывать себе в определенном жизненном опыте, либо потому, что он навязывает себе такие чувства, ценности или установки, которые только отдаляют его реальное «Я» от идеального «Я». Тревога и нарушение психологической адаптации могут быть результатом несоответствия между реальным «Я» и жизненным опытом, с одной стороны, и между реальным «Я» и тем идеальным образом, который сложился у человека о себе самом, с другой стороны.

Тенденция к самоактуализации – один из фундаментальных аспектов человеческой природы, понимается как движение к более реалистичному функционированию.

Психологический рост динамичен. Ему могут препятствовать условные ценности, которые представляют собой отрицание, намеренное игнорирование, избегание некоторых аспектов «самости» ради получения награды для себя. Условные ценности часто формируются в детстве как результат воспитания, когда ребенок, поддерживая себя вероятностью материнской любви и признания, действует против своих интересов. Таким образом, условные ценности – это своеобразные фильтры, порождающие неконгруэнтность, т.е. разрыв между «самостью» и представлением о «самости», отрицание некоторых сторон себя. Создается замкнутый круг: каждый опыт неконгруэнтности между «самостью» и реальностью ведет к повышению уязвимости, усилению внутренних защит, отрезающих опыт и создающих новые поводы для неконгруэнтности. Когда эти защиты не срабатывают, возникает тревожность.

Коррекционные воздействия должны быть направлены на разрушение условных ценностей, их пересмотр и отказ от них.

Психолог, по мнению К. Роджерса, должен концентрироваться на субъективном, или феноменологическом, опыте клиента. К. Роджерс считал, что человек обладает тенденцией к самоактуализации, которая способствует здоровью и росту. Психолог действует как помощник в устранении эмоциональных блоков или препятствий к росту и способствует большей зрелости клиента (с устранением препятствий высвобождаются силы роста и открывается путь для саморазвития и самосовершенствования).

В центр своей деятельности К. Роджерс поставил личность клиента как таковую, отмежевавшись от медицинской терминологии типа «психотик», «невротик». Он отказался от традиционных тогда психотехник типа «интерпретация», «суггестия», «научения», утверждая, что такой подход ориентирован прежде всего на самого психолога.

Исходя из этой позиции, можно рассмотреть те понятия в подходе К. Роджерса, относящиеся к самому процессу коррекционной работы: «эмпатия», «забота», «конгруэнтность», «психологический климат».

Эмпатия – особое отношение психолога к клиенту, при котором последний воспринимается и трактуется не через призму инструментальных концепций, а непосредственно через позитивное личное отношение и принятие феноменологического мира клиента.

Забота – традиционный термин экзистенциализма – в концепции Роджерса имеет выраженный оттенок безусловного принятия клиента таким, каков он есть, причем именно сочувственного принятия с выраженной готовностью откликнуться на актуальное состояние клиента и с перспективой видения личностного потенциала клиента.

Конгруэнтность отражает следующие существенные признаки поведения психолога:

  • соответствие между чувствами и содержанием высказываний;
  • непосредственность поведения;
  • неотгороженность;
  • инструментальность концепций;
  • искренность и пребывание таким, какой психолог есть.

Психологический климат – одно из ключевых понятий, поскольку оно концентрирует в себе отношения, профессиональные (личностные) умения, свойства и рассматривается как главное условие позитивного роста (изменения) личности в психокоррекции. Для Роджерса психологический климат включает всю гамму переживаний (от самых болезненных до самых возвышенных), подлинное проявление которых создает возможность для личностного роста. По словам К. Роджерса, психологический климат – не панацея и не все решает, но он «применим ко всем».

Цель коррекции состоит в выработке у клиента большего самоуважения и способности предпринимать действия, необходимые для приведения его «Я»-реального в соответствие с его личным опытом и глубинными переживаниями. С самого начала внимание концентрируется не на проблемах человека, а на нем самом, на его «Я», поэтому задача, которая ставится и решается в рамках взаимодействия психолога и клиента, – это помощь в личностном росте и развитии, благодаря которому человек сам решает свои проблемы. А второстепенная задача – создание соответствующего психологического климата и соответствующих отношений.

К. Роджерс выдвигал четыре условия, необходимые для поддержания атмосферы, способствующей такому процессу:

1. Прежде всего важно, чтобы психолог сохранял безусловное позитивное отношение к выражаемым клиентом чувствам, даже если они будут идти вразрез с его собственными установками. Клиент должен чувствовать, что его воспринимают как самостоятельного, значительного человека, который волен говорить и действовать, не опасаясь осуждения.

2. Эмпатия. Психолог старается увидеть мир глазами клиента и переживать события так же, как их переживает клиент.

3. Аутентичность. Психолог должен доказать ее, отказавшись от маски профессионала или от какого-нибудь иного камуфляжа, который мог бы разрушить атмосферу эволюции клиента, лежащую в основе этого метода.

4. И наконец, психолог должен воздерживаться от интерпретации сообщений клиента или от подсказки решений его проблем. Ему нужно только выслушивать и всего-навсего выполнять функцию зеркала, отражающего мысли и эмоции клиента и формулировать их по-новому. Такое отражение и приводит клиента к изучению своих внутренних переживаний, более реалистичному самовосприятию и пониманию того, как его воспринимают другие люди. Согласно Роджерсу именно в результате развития реалистического представления о самом себе человек приобретает способность разрешать проблемы, с которыми он сталкивается.

Когда созданы и соблюдаются указанные выше условия, возможно осуществление процесса психокоррекции, который протекает в следующем направлении:

  • клиент все более свободен в выражении своих чувств, которое осуществляется как по вербальным, так и по моторным каналам;
  • выраженные клиентом чувства имеют все большие отношения к «Я» и все реже остаются безликими;
  • клиент все чаще дифференцирует и распознает объекты своих чувств и восприятий (включая среду, окружающих лиц, собственное «Я», переживания и взаимоотношения между ними);
  • выраженные чувства клиента все больше относятся к несоответствию между каким-то из его переживаний и его «Я-концепцией», и клиент начинает осознавать угрозу такого несоответствия;
  • клиент осознает переживание чувств, в отношении которых в прошлом отмечались отказы или искажения;
  • «Я-концепция» клиента реорганизуется таким образом, чтобы ассимилировать ранее искаженные и подавляемые переживания;
  • по мере реорганизации «Я-концепции» ослабляются защиты и в нее включаются такие переживания, которые ранее были слишком угрожающими, чтобы осознаваться;
  • клиент развивает способность переживать безусловное положительное отношение со стороны психолога без какого-либо чувства угрозы;
  • клиент все отчетливее чувствует безусловную положительную самооценку;
  • источником представления о себе все в большей степени являются собственные ощущения;
  • клиент реже реагирует на опыт, исходя из оценок, даваемых значимыми другими. Для такого коррекционного процесса характерно следующее:
  • основной акцент делается на эмоциональных аспектах, чувствах, а не на интеллектуальных суждениях, мыслях, оценках;
  • коррекционная работа ведется по принципу «здесь и теперь»;
  • преимущество отдается инициативе клиента, который является главным во взаимодействии и стремится к саморазвитию, а психолог лишь направляет это стремление в нужное русло. Клиент сам определяет те изменения, которые ему необходимы, и сам их осуществляет.

Позиция психолога. Основное требование – отказаться от попыток играть какую-либо роль; быть самим собой. Главная профессиональная обязанность психолога – создать соответствующий психологический климат, в котором клиент сам бы отказался от защитных механизмов. При этом самое трудное – быть настоящим в общении с клиентом, проявлять уважение, заботу, принятие и понимание клиента.

К. Роджерс указывает на необходимые условия успешного коррекционного процесса, которые относятся к личности психолога и достаточно независимы от частных характеристик самого клиента – это так называемая «триада К. Роджерса»:

  • конгруэнтность в отношениях с клиентом;
  • безусловная положительная оценка по отношению к клиенту;
  • эмпатическое восприятие клиента.

Конгруэнтность, или подлинность, означает необходимость правильной символизации психологом его собственного опыта. Под опытом понимаются как неосознаваемые события, так и феномены, представленные в сознании и относящиеся к определенному моменту, а не к некоторой совокупности прошлого опыта. Открытость опыту означает, что каждый стимул (внутренний или из внешней среды) не искажается защитными механизмами. Форма, цвет, звук из окружающей среды или следы памяти из прошлого – все это вполне доступно для сознания. Осознание – это символическая репрезентация некоторой части опыта.

Когда «Я-переживание» (т.е. информация о воздействии сенсорных или иных событий в данный момент) символизируется правильно и включается в «Я-концепцию», тогда возникает состояние конгруэнтности «Я» и опыта. У открытой для опыта личности «Я-концепция» символизируется в сознании вполне конгруэнтно с опытом. Если психолог переживает угрозу или дискомфорт в отношениях, а осознает только принятие и понимание, то он не будет конгруэнтен в данных отношениях и коррекция не будет полноценной. Психолог не всегда должен быть конгруэнтной личностью, достаточно того, чтобы каждый раз при непосредственных отношениях с определенным клиентом он целиком и полностью был бы самим собой, со всеми присущими ему переживаниями данного момента, правильно символизированными и интегрированными.

Положительная оценка клиента предполагает сердечность, расположение, уважение, симпатию, принятие и т.д. Безусловно, положительно оценивать другого означает оценивать его позитивно, независимо от того, какие чувства вызывают его определенные поступки. Поступки могут оцениваться по-разному, но принятие и признание клиента не зависят от них. Психолог ценит личность клиента в целом, в равной мере чувствует и проявляет безусловную положительную оценку как тех переживаний, которых боится или стыдится сам клиент, так и тех, которыми тот доволен или удовлетворен.

Эмпатическое восприятие клиента означает восприятие субъективного мира (охватывающего весь комплекс ощущений, восприятий и воспоминаний клиента, доступных сознанию в данный момент), восприятие с присущими эмоциональными компонентами и значениями, как если бы воспринимающий сам был этим другим человеком. Это означает – ощущать боль или удовольствие другого так, как чувствует это он сам, и так же, как он, относиться к причинам, их породившим, но при этом ни на минуту не забывать, что это – «если бы» (когда это условие утрачивается, состояние эмпатии становится состоянием идентификации).

Требования и ожидания от клиента. В концепции Роджерса существуют определенные пропозициональные предпосылки, касающиеся клиента. Ожидается, что, придя на прием, клиент будет чувствовать себя беспомощным, вести себя неконгруэнтно, ожидать помощи и быть достаточно закрытым. По мере установления отношений, в процессе изменения их состояния, мировосприятия и формирования иного отношения к себе происходит их рост, т.е. они становятся более зрелыми.

Техники

В работах К. Роджерса выделяется семь этапов коррекционного процесса, знание и полноценное использование которых можно отнести к методической стороне подхода:

1. Заблокированностъ внутренней коммуникации (отсутствуют «Я-сообщения») или сообщения личностных смыслов, отрицается наличие проблем, отсутствует желание к изменениям.

2. Стадия самовыражения, когда клиент начинает в атмосфере принятия приоткрывает свои чувства, проблемы, со всеми своими ограничениями и последствиями.

3-4. Развитие процесса самораскрытия и принятия себя клиентом во всей своей сложности, противоречивости, ограниченности и незавершенности.

Формирование отношения своему феноменологическому миру как к своему, т.е. преодолевается отчужденность от своего «Я» и, как следствие, возрастает потребность быть собой.

5. Развитие конгруэнтности, самопринятия и ответственности, установление свободной внутренней коммуникации. Поведение и самоощущения «Я» становятся органичными, спонтанными, происходит интегрирование всего личностного опыта в единое целое.

6. Личностные изменения, открытость себе и миру. Психолог уже становится ненужным, так как достигнута основная цель психокоррекционной работы. Клиент находится в состоянии конгруэнтности с собой и миром, открыт новому опыту, существует реалистический баланс между «Я»-реальным и «Я»-идеальным.

Основные компоненты роджеровской психотехники: установление конгруэнтности, вербализация, отражение эмоций.

1 Вербализация. Прием заключается в пересказе психологом сообщения клиента. При этом необходимо использовать собственные слова, избегая истолкования сообщения или внесения собственного видения проблем клиента. Цель такого перефразирования – выделение в высказывании клиента наиболее существенного, «острых углов». Клиент также получает подтверждение тому, что его не только слушают, но и слышат.

2 Отражение эмоций. Суть приема заключается в назывании психологом тех эмоций, которые клиент проявляет во время рассказа о себе, событиях своей жизни. Например:

Психолог: Правда ли, что когда вы рассказывали о своем детстве, вы испытывали грусть?

Клиент: Да, но еще и досаду.

Психолог: Правильно ли я вас понял, что, когда вы рассказывали о своей собаке, вы чувствовали умиление и гордость?

Клиент: Совершенно верно.

  • становится более конгруэнтным, открытым для опыта, меньше прибегает к защитам и вследствие этого более реалистичен, объективен, экстенционален в восприятии;
  • эффективнее решает свои проблемы;
  • улучшается психологическая приспосабливаемость. приближаясь к оптимальной, уменьшается ранимость;
  • восприятие своего «Я»-идеального становится более доступным и реалистичным;
  • вследствие увеличения конгруэнтности уменьшается тревожность, а также физиологическое и психическое напряжение;
  • повышается степень положительной самооценки;
  • оценку и выбор воспринимает локализованными внутри себя, доверяет себе;
  • становится более реалистичным, правильнее воспринимает окружающих и окружающие воспринимают поведение клиента как более социально зрелое;
  • происходят различные изменения в поведении, поскольку увеличивается доля опыта, ассимилированного в «Я-структуру» и увеличивается доля поведения, которое может быть «присвоено» как принадлежащее «Я»;
  • поведение становится более креативным, более адаптивным по отношению к каждой новой ситуации и к каждой вновь возникающей проблеме и кроме этого представляет более полное проявление экспрессии его собственных намерений и оценок.

Концепция К. Роджера нашла широкое применение в конфликтологии, в работе с подростками в школе и в психиатрической клинике. Однако существуют и ограничения, которые были известны создателю этой концепции. Так, существует опасность оказания психологической помощи клиенту без обеспечения условий его личностного роста, т.е. наступает эйфория, не имеющая реальных оснований. Для психолога также существует опасность чрезмерной идентификации с личностью и переживаниями клиента. Остается нерешенным вопрос о длительности психокоррекционого эффекта и о том, какие проблемы может создавать для клиента переход от психокоррекционных отношений к реалиям повседневной жизни.

Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. – М.: Сфера, 2002 – 510 с.

Клиент-центрированная терапия (не директивная психотерапия, англ. Person-centered therapy — «человеко-центрированная терапия» поэтому иногда пишется PCT-психотерапия) — одна из разновидностей современной психотерапии, разработанная американским психологом Карлом Роджерсом и применяется в таком направлении, как гуманистическая психология, как в самой психологической терапии так и в консультировании (например метод эмпатического слушания) и ставит на первое место человека, как личность и ее самосовершенствования. Согласно Н. Ф. Калина, «клиент-центрированная психотерапия — направление, ориентированное на актуализацию с помощью понимающего и глубоко личного контакта между клиентом и терапевтом урожденной тенденции организма и психики к развитию, самоорганизации и самосохранения для достижения внутренней гармонии и удовлетворенности жизнью. »

Основные черты

Сам К. Роджерс и его коллега Р. Санфорд (1985) указали на следующие основные черты клиент-центрированной терапии:

  1. гипотеза о том, что определенные установки психотерапевта образуют необходимые и достаточные условия терапевтической эффективности;
  2. основной акцент на феноменологическом мире клиента (отсюда определение психотерапии как «клиент-центрированной»);
  3. терапевтический процесс ориентирован на изменения в переживаниях, на достижение способности более полно жить в данный момент;
  4. внимание в большей степени к процессам изменения личности, а не к статической структуры;
  5. гипотеза о том, что одни и те же принципы психотерапии можно применять ко всем людям, независимо от того, к какой клинической категории они отнесены — к лицам, страдающих психозами, невротиков или к психически здоровых людей;
  6. интерес к философским проблемам, вытекающим из практики психотерапии.

Взгляды психолога со временем несколько трансформировались, однако ключевые идеи остались неизменными. Основная идея личностного контакта клиента и психотерапевта со временем стала только сильнее подчеркиваться Роджерсом.

Понятие «клиент» (лицо, получает определенные услуги, в данном случае психологические) вместо более «медицинского» — «пациент», тоже предложил использовать Роджерс. Таким образом человек, обратилась к психологу за помощью, тоже несет ответственность за изменения, происходящие с ним, кроме этого, она не является объектом диагностирования и медицинского лечения. Акцент в данном случае делается на помощи клиенту. Она проявляется в корректировке и стимулировании саморазвития и самореализации.

Создание клиент-центрированной терапии

Карл Рэнсом Роджерс начал научную карьеру в 1927 году в Институте детского воспитания в Нью-Йорке. Через год он поступил на кафедру изучения детей Общества предотвращения жестокого обращения с детьми в Рочестере, штат Нью-Йорк. С 1940 года Роджерс занимал должность профессора психологии в университете штата Огайо. Там он привлек внимание к своей системе психотерапии, особенно после выхода в 1942 году книги «Консультирование и психотерапия: новые концепции в практике». С 1945 года он был исполнительным секретарем в Чикагском университете, а потом работал в университете Висконсина. В 1951 году Роджерс опубликовал книгу «Клиент-центрированная терапия: современная практика, смысл и теория». Роджерс занимал должность президента Национального исследовательского совета Американской психиатрической ассоциации и президента Американской психотерапевтической академии в 1947 году. С 1966 года он работал в Центре исследования человека, в создании которого принимал участие.

Официальное внедрения теории Роджерса в психологию произошло после его встречи с американскими психологами в 1940 году. В раннем варианте эта психотерапия, названная «недирективной психотерапией», акцент был сделан на технике рефлексии — словесном отражении терапевтом чувств клиента («терапевтическое зеркало»). С помощью такой обратной связи последний получает возможность осознать свои чувства и без терапевтического руководства, самостоятельно прийти к определенным выводам и решениям. Мирнс (1980) указывал, что вышеупомянутая название неудачна, так как любая психотерапия директивная по своей сути. В 1951 году Роджерс сменил название терапии — она стала именоваться «клиент-центрированной» или «клиент-ориентированной» (client-centered).

Теория клиент-центрированной терапии

Калина Н. Ф. отметила, что для данного направления «основным двигателем позитивной динамики терапевтического процесса является тенденция к актуализации и последующей реализации внутреннего потенциала личности. К.-р. Роджерс рассматривал человеческую природу с позиций целостности и врожденной мудрости, способной направить человека на путь исцеления. Задача терапевта сводится к формированию условий, при которых этот потенциал может быть актуализирован, поскольку все психологические и социальные преграды, которые ему мешают и побуждают его обращаться за психологической помощью к специалистам, вызванные блокировкой стремление актуализации собственного психического потенциала ». Роджерс писал в своих трудах, что практически каждый человек имеет этот психологический потенциал, но не у каждого получается реализовать его. Реализуя его, человек как бы поднимается на новую ступень и получает таким образом возможность решать свои проблемы. Путь к самореализации человека ученый сравнивал с болезненными первыми шагами ребенка.

В любом виде психотерапии эксплицитно или имплицитно ставится вопрос о ресурсах для изменений клиента. Это может быть релаксация, уверенность, спокойствие, рассудительность и тому подобное. Идея заключается в том, чтобы, во-первых, найти ресурс изменения (внутри или вне клиентом) и, во-вторых, присоединить этот ресурс к проблемному переживания. Так, например, в технике систематической десенсибилизации универсальным ресурсом является релаксация, которая, «присоединяясь к стрессогенного объекта, десенсибилизуе его». В подходе Роджерса такой ресурс задается специфическими отношениями психотерапевта с клиентом. Анализируя свой известный, снятый на пленку, случай работы с мисс Манчестер, Роджерс отмечал: «… то, что клиент переживает в терапии, — это опыт быть любимым» (Rogers, Segal, 1955).

Основные задачи и понятия

Основной задачей для психотерапевта должно быть создание условий для «внутреннего» роста клиента. Чтобы способствовать этому психотерапевт имеет «почувствовать» проблему клиента, для этого используется методика «эмпатического слушания». Эмпатическое понимание способствует дальнейшему общению психотерапевта и клиента. Его можно проявить в фразах, характеризующие состояние клиента.

Важнее не столько точность понимания клиента сама по себе, а интерес к внутреннему миру клиента со стороны терапевта. Эмпатия — это процесс, в котором терапевт становится ближе к мыслям и чувствам клиента. Эмпатия в более широком смысле — это понимание эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сострадания. Точная эмпатия — идеальный случай. На физиологическом уровне эмпатию рассматривают, как активность мозга, отражающий состояние и действия других существ, часто описывают как активность зеркальных нейронов. Эти нейроны были впервые зарегистрированы в начале 1990-х годов во фронтальной коре обезьян итальянскими учеными Джакомо Риццолатти, Витторио Галлезе и их коллегами из Пармского университета.

Эмпатия в работах Роджерса имеет следующие характеристики: во-первых, сохранение в эмпатическом процессе собственной позиции того, кто чувствует эмпатию, сохранение психологической дистанции между ним и тем, к кому испытывают эмпатию, или, другими словами, отсутствие в эмпатии отождествления между переживаниями того, в кому испытывают эмпатию, и того, кто чувствует эмпатию (что, собственно, и отличает этот процесс от подобного процесса идентификации). Во-вторых, наличие в эмпатии сопереживания, а не просто эмоционально положительного отношения (симпатии). В-третьих, это динамический процесс, а не статическое состояние.

Еще одним условием, необходимым для изменения клиента, служит конгруэнтность психотерапевта. Идею конгруэнтности хорошо иллюстрирует формула дзэн: «Когда я голодный, я им; когда я устал, я сижу; когда я хочу спать, я сплю ».

Конгруэнтность (лат. Congruens — совпадение) — равнозначность, взаемовидповиднисть качественно равноценных состояний, процессов или переживаний. Конгруэнтность проявляется в природных реакциях проявляющихся в ответ на определенные желания человека. Процесс ограничения природных импульсов аутентичного самораскрытия блокируется ошибочными представлениями о собственном Я. Сформулированная Роджерсом понятие «Я-концепция» стало основой клиент-центрированной терапии. Я-концепция личности — устойчивая система представлений личности о себе, которая основывается на осознании и оценке своих физических, характерологических и других свойств; интегрированный образ собственного Я, на основе которого человек формирует свои отношения с другими людьми. Представление, имеющие преимущественно когнитивный, интеллектуальный характер, могут не соответствовать собственным переживанием, опыта и ощущению Я. Поэтому важной целью психотерапии является помощь клиенту в достижении состояния конгруэнтности между внутренними аспектами Я и Я-концепцией и при необходимости — реорганизации Я-концепции.

Неконгруэнтность — наличие различий между осознанием, опытом переживаний и когнитивными составляющими этого опыта. С точки зрения динамики личностных переживаний конгруэнтность определяет состояние, в котором различные психические усилия и процессы согласованы между собой. Это состояние характеризуется отсутствием внутренних директив, определяющих модус «я должен», и доминирующей побудительной силой в отношении действий и решений. Конгруэнтность личности выражается в ее способности быть аутентичной себе, то есть настоящей. Прежде она должна быть присуща личности терапевта, выражается в способности передать клиенту собственные чувства и переживания. Неконгруэнтность является проявлением застоя в саморазвитии, нарушением процесса интеграции событий в опыте.

Механизмы клиент-центрированной терапии

Сам Роджерс в качестве механизма изменения клиента рассматривал самоактуализуючу тенденцию. В отрыве от конкретного лица клиента и особенностей ее движения в психотерапевтическом процессе трудно указать на специально роджерианськи процессуальные механизмы изменений. Это может быть как когнитивное переструктурирование, так и диссоциация эмоций от когнитивной сферы, или же расширение сознания и тому подобное. Задача клиент-центрированного терапевта заключается в том, чтобы создать условия инициации механизма изменения клиента. Выбор того, что будет делать клиент в терапии, остается за ним, например, когда он выбирает просто механизм катарсиса (очищения), который заключается в «виговоренни» своих проблем. Таким образом, специфический психотерапевтический механизм не ограничивается рамками самой клиент-центрированной терапии и ее техниками. Считают, что основной целью клиент-центрированной терапии является объективация самим клиентом своей проблемы и его отграничения от нее.

Техники психотерапии

Клиент-центрированная терапия осуществляется в индивидуальной и групповой формах. Терапевтическое интервью представляет собой индивидуальную форму, в рамках которой встречаются психотерапевт и клиент. Групповая форма представлена ​​группами встреч. Следует особо подчеркнуть, что техники клиент-центрованного подхода — это не способ действия (действия), а способ существования с клиентом, поэтому они не могут рассматриваться отдельно от необходимых и достаточных условий терапевтической изменения. Терапевт-роджерианець несет ответственность только за свою работу, а меняться или не изменяться — это выбор клиента.

Консультация в данной психотерапии имеет следующий вид: терапевт и клиент садятся напротив друг друга (часто под небольшим углом). Контакт с клиентом устанавливается в течение первых пяти минут. Если этого не происходит, то, как правило, клиент блокируется. Терапевт сопровождает клиента в его собственных переживаниях. Эта терапия является центрированной на клиента, а не на проблему. Поэтому нет никакой необходимости тянуть (подталкивать) клиента в его проблему. Клиент сам может выбирать предмет разговора. Подталкивание к обсуждению тайной проблемы может осуществляться и непосредственными вопросами, и невербальными средствами (например, тональными понижениями голоса: «Я чувствую, что вам трудно (понижение тона)». При этом содержание реакции терапевта может быть индифферентным к проблеме клиента. Терапевту важно показать клиенту свою готовность работать с ним. Терапевт должен чувствовать, хочет клиент говорить о своей проблеме и как долго он может это делать, и считаться с этим.

Некоторые клиенты не в состоянии сформулировать собственную проблему на психотерапевтическом сеансе. Формулировка проблемы или глубинных переживаний клиента за него, во-первых, направляет клиента, во-вторых, «затягивает» клиента в проблему, не учитывает готовности клиента войти в проблему самостоятельно. Формулировка проблемы или глубинных переживаний клиента за него приводит к тому, что терапевт идет впереди клиента, опережает его, задает процесс.

Для того, чтобы осуществить конструктивные изменения в личности клиента Карл Роджерс предложил шесть терапевтических условий:

  1. Пациент и психотерапевт должны находиться в психологическом контакте. Роджерс постулировал, что позитивного изменения не произойдет в личности пациента, если нет отношений его с психотерапевтом.
  2. Пациент находится в состоянии несоответствия, он уязвим и тревожен. Это объясняется Роджерсом как несоответствие между действительным переживанием человека его Я-концепцией в этом переживания.
  3. Психотерапевт гармоничный или интегрированный. Это означает, что психотерапевт должен тепло, искренне встретить человека, создать позитивную атмосферу в их взаимоотношениях. Психотерапевт должен быть открытым для всех переживаний человека.
  4. Психотерапевт испытывает позитивное внимание к клиенту. Он не дает оценок его переживаний и чувств, хвалит тех конструктивные изменения, которые происходят с клиентом. Он относится к нему с теплом и уважением. Сеансы терапии должны проходить в спокойной атмосфере. У клиента же должна создаться уверенность в том, что его понимают и принимают.
  5. Психотерапевт испытывает эмпатическое понимание внутренней системы координат клиента и стремится передать это клиенту. Терапевт должен чувствовать эмпатию к клиенту, что свидетельствует о том, что терапевт чувствует внутренний мир переживаний, так, как будто это его переживания и чувства.
  6. Должна состояться передача клиенту эмпатийного понимания и безусловного позитивного внимания психотерапевта. Это говорит о том, что клиент также должен относиться к психотерапевту, ведь именно он ответственен за свой личностный рост, а психотерапевт только способствует этому росту.

Сначала Роджерс сделал акцент на «рефлексивной технике» — психотерапевт отражает переживания клиента, что позволяет ему осознать свой внутренний опыт, несогласованность опыта с Я-концепцией, искажение Я-концепции. Это так называемый психосоматический резонанс. Психосоматический резонанс — психосоматический отзыв в теле терапевта на процессы и реакции, происходящие в телесной сфере клиента в процессе психотерапии. В последние годы в работе Роджерса выросла доля метафор и интуиции.

В клиент-центрированной терапии применяются такие техники:

  1. «Техника выбора» — психотерапевт дает возможность клиенту самому выбрать направление разговора для обсуждения проблемы, выбирая нейтральную реплику в ответ на первую фразу клиента. Таким образом клиент сам выбирает меняться ему решая свои проблемы или нет.
  2. «Техника повторов» — терапевт повторяя последнюю реплику клиента узагалюнюе сказанное. После повторенной реплики идет пауза, побуждает клиента продолжать рассказ. Таким образом клиент понимает, что психотерапевт его слушает и понимает.
  3. Достаточно интересной техникой является «метафора», что может использоваться как разовый терапевтический прием, так и постоянно использоваться на протяжении всей терапии. Она помогает клиенту погрузиться в свой собственный символический пласт собственного сознания, а также абстрагироваться от материального мира и выразить некоторые свои желания (например агрессивные) в иноязычной форме.
  4. Также важной техникой является «эмпатические ответы». Эмпатическое ответ — это вербализация терапевтом свето- и самоощущение клиента. Эмпатические ответы дают клиенту возможность почувствовать, что терапевт понимает его состояние и чувства.

Результаты психотерапии

Изменения клиента идут в направлении повышения дифференцировки реакций и непосредственности переживания чувств. В результате психотерапии происходят следующие изменения:

  • повышается открытость опыту;
  • усугубляются переживания;
  • повышается доверие к собственным проявлений, к самому себе;
  • формируется внутренний локус оценки;
  • усиливается готовность войти в «процесс жизни»;
  • углубляется знания о себе в процессе переживания.

С принятием своего опыта и переживаний всегда связан значительный риск.

Только небольшая часть личности эго-идентифицирована, или эго-синтонного, то есть принадлежит сфере Эго. Некоторые личные проявления (черты, переживания) не является эго-синтонного и образуют сферы «не-Я» и «симптоматика». Очень важное качество личности — это готовность быть в процессе развития. Сам Роджерс подчеркивал, что это означает способность отказаться от фиксированных целей и ожиданий, готовность отказаться от собственных определений жизни, могут ограничить саморазвитие. Структура личности согласно данной терапией выглядит так: в центре симптоматики находится «Я» и «не-Я», как две равнозначные части личности.

Результатом развития личности и максимально эффективной психотерапии становится «полностью функционирующая личность». Концептуально это понятие означает полную конгруэнтность, способность преодолевать препятствия и трудности жизни, творчески себя реализовать. В результате двадцатипятилетней исследовательской программы выявлено, что такая личность характеризуется положительной Я-концепцией, эффективным социальным функционированием и готовностью организма реагировать на любые внешние воздействия. Очевидно, что психотерапевтический процесс продвигает клиента к показателям «полностью функционирующей личности». Но клиент имеет право остановить терапию в любой момент и извлечь из нее ровно столько, сколько может. Поэтому одним из важнейших условий изменения клиента в терапии является его готовность к этому изменению.

Реальная психотерапевтическая практика связана с тем, что клиент-центрированные терапевты действуют по-разному и вносят в психотерапевтический процесс свои особенности и личностно значимые теоретические конструкты. Таким образом, в реальном психотерапевтическом процессе ряд психотерапевтов фасилитирует в клиенте «ребенка». Идея «полностью функционирующей личности» может трактоваться как идея «ребенка» в смысле натуральности, естественности чувств, жизни и проявлений. Это свободное выражение любви, грусти, страсти, печали, тревоги, гнева и т. Человек, «закрытая» к переживанию и экспрессии гнева, в значительной степени «закрыта» к переживанию и экспрессии любви. В этом смысле «полностью функционирующая личность» близка к «генитального характера» Вильгельма Райха. Но клиент может не принимать такое толкование «полностью функционирующей личности», как и психотерапевт.

Некоторые терапевты понимают «полностью функционирующую личность» как «духовную развитость», то есть делают акцент не на жизни, естественности, натуральности, а, наоборот, на разумности, всепрощении, покое и тому подобное. Одним словом, за реальным процессом психотерапевтического взаимодействия трудно говорить об абстрактных механизмы и нормативы психотерапевтической изменения клиента в рамках клиент-центрированного подхода.

Есть данные об использовании некоторыми психоаналитиками терапии Роджерса как паллиативного, симптоматического средства, к тому же назначается только при актуальных (а не инфантильных) и неглубоких неврозах и дает лишь кратковременный эффект. С этим трудно согласиться, так как терапия Роджерса ориентирована на личность, а не на симптом. В данной терапии клиент прогрессирует настолько, насколько он готов это сделать, поэтому эффект может быть перманентным, паллиативным или вообще отсутствовать, впрочем, как и при других видах терапии.

Клиент-центрированная терапия сейчас и тенденции ее развития

Для современного клиент-центрированного подхода характерна размытость концептуальных границ. Подход Роджерса является хорошей метафорой человека, и вряд ли его основные понятия («самоактуализуюча тенденция», «полностью функционирующая личность», «эмпатия», «безусловное позитивное отношение к клиенту» и т.п.) имеют теоретический статус. Это те квазиконцептуальни образования, скорее нужно научиться чувствовать, переживать как некоторые экзистенции. Их понимание без переживания невозможно, как невозможно чисто технически обеспечить необходимые и достаточные условия терапевтической изменения клиента.

Попытка добавить главным «понятием» гуманистической психологии концептуальный статус приводит к определенным недоразумений.

Иногда возникают ситуации, когда под вывеской «клиент-центрированной терапии» употребляются совершенно разные, а порой и взаимоисключающие стиле и практики терапии. Критерий директивности-недирективности определенной мере внешним, он определяет лишь стиль поведения психотерапевта (жесткий, направляющий, улыбающийся, приветливый, родительский, материнский и т. д.).

Второй характерной чертой современного клиент-центрированного подхода является терапевтический эклектизм. Это абсолютно нормальное явление для психотерапевтов, но оно создает ряд проблем для самой психотерапии. Сочетаются абсолютно противоположные, несовместимые подходы. Так, известный голландский клиент-центрированный терапевт Хёйзинга сочетает PCT-терапию с бихевиоральной.

Еще одной характерной чертой является безразличие к патогенеза и структуры расстройств. PCT-терапия не имеет список показаний, то есть перечня видов расстройств, при которых она эффективна. Выясняется, что ее используют при решении семейных проблем, лечении сексуальных расстройств, пограничных состояний и выраженной психопатологии. Хотя на самом деле такие явления как сесуальни расстройства, девиации, парафилии, неврозы не поддаются лечению этим видом психотерапии.

Наконец, в концепции Роджерса практически отсутствует вертикальный (духовный) измерение: «Бог умер, религия больше не говорит с человеком в современном мире» (Тилли, Роджерс). Духовность редуцируется к системе качественных межличностных отношений; Бог исчезает в межличностном пространстве. «Я» стремится найти свою истинность в межчеловеческих отношений, «Я-Ты» связях. Сердешнисть и уважение, безусловно, важны, но могут стать искусственной средой суррогатного общения, не знает и не желает знать реальность. На таком конвенциональному уровне РСТ-психотерапия может быть даже опасной для культуры. Клиент-центрированная терапия в основном рассчитана на длительный отрезок времени, в основном, она долгосрочная (в США это считается нормой). В настоящее время актуальными являются краткосрочные сеансы, потому значимо часть граждан стран Украины и в целом СНГ не является психологизированного клиентами, ведь психотерапией в Советском Союзе занимались только врачи-психиатры, а следовательно психотерапия имела только медицинское направление. Большинство психологов считает, что клиент-центрированная психотерапия в наше время переживает кризис и его теория нуждается социокультурных изменений.

Направление гуманистической психологии, изучающее целостную личность, использует различные подходы в своей практике. Одним их них, самым известным, является клиент центрированная терапия.

Эта концепция теории психотерапии и психологии, разработчиком которой является К.Р. Роджерс, очень значима для терапевтической практики. Влиятельный психолог в 30-50-х годах прошлого века смог разработать самостоятельное ответвление науки познания индивида с точки зрения его автономности и индивидуальности саморазвития. Какие в связи с этим принципы имеет такая терапия и каковы ее особенности?

Как возникло направление

Практикуя психодинамическую терапию в середине 30-х годов XX столетия, Карл Рэ́нсом Роджерс поставил под сомнение ее ценность и эффективность. Решив поместить в центр внимания пациента, а не терапию и ее методы, этот психотерапевт впервые использовал принципиально новый подход, который на тот момент многим специалистам показался неформальным.

Отказываясь быть беспристрастным к клиенту и его потребностям, американский психолог Карл Роджерс позволил пациентам во время сеансов решать самостоятельно, когда, как и о чем им говорить. Одновременно с этим сам терапевт не пытался менять направление или ход приема, чтобы подчеркнуть значимость чувств и роли пациента.

В настоящее время такой подход активно применяется в гуманистической психологии (не только в терапевтической деятельности, но и в консультировании). Подобная практика известна в научных кругах под названием клиент концентрированной терапии К.Р. Роджерса, подчеркивающим ее основное направление.

Понятие «клиент центрированная терапия» подразумевает под собой то, что ключевой фигурой в осуществляемой психотерапевтической деятельности по внесению изменений в процесс развития и роста личности является сам пациент. Действие такой терапии направлено на то, чтобы клиент смог почувствовать себя свободным во время сеанса терапии, чтобы это способствовало более интенсивному продвижению к намеченной цели.

Пациент, почувствовавший себя наравне с профессиональным психотерапевтом, сможет полнее раскрыться, а значит, погрузиться в саму проблему, не отвлекаясь на вопросы или замечания терапевта, который предусматривает любой другой более корректный подход.

Психотерапия по принципу Роджерса ориентирована не на теоретический анализ, где психотерапевт демонстрирует свою осведомленность в качестве эксперта, и не на проблему, которую в ходе контакта с пациентом необходимо выявить и устранить.

В понимании Н.Ф. Калины, ведущего специалиста в области гуманистической психологии, термин «клиент центрированная терапия» отражает направление, суть которого направлена на актуализацию возможностей человеческого организма и его психики к саморазвитию, что происходит посредством личного контакта с терапевтом. Психотерапевтический контакт в этом случае акцентирует внимание на тенденции к изменению личностных характеристик в условиях, способствующих подобным изменениям.

Такая модель не используемой в медицине психотерапии, как клиент концентрированная терапия Роджерса, специально задействует термин «клиент» вместо «пациента». Такой прием позволяет выразить уважение к индивиду, обратившемуся за профессиональной помощью к адекватному, неманипулятивному, но менее корректному методу.

В подобной ситуации ответственность за свои изменения несет сам пациент. Помимо этого, такой человек не рассматривается специалистом в качестве подходящего для диагностики и лечения пациента.

Карл Рэнсом Роджерс предполагал, что каждому индивиду свойственно осуществление самопознания. Именно эта идея стала основополагающей для клиент центрированной терапии. В своих исследованиях американский психолог акцентировал внимание на том, что способность человека воспринимать свой внутренний мир, а не оболочку снаружи, имеет большую ценность.

В понимании Карла Рэнсома, окружающий мир и происходящее в реальности — это всего лишь символы, отдельные элементы. А вот то, что способно воздействовать на восприятие человеком его окружения, заложено только в нем самом.

Для Карла Роджерса самость (прообраз личности, которой человеку предназначено стать с момента его появления на свет) – восприятие самого себя, которое может меняться по мере развития и становления личности. Понятия идеальной и истинной самости различаются:

  • Идеальная самость – это когда в представлении человека он – идеал.
  • Истинная самость – это часть человеческой сущности, отражающей природу человека.

Степень отличия этих понятий зависит от того, насколько дискомфортно личности. Различные состояния невротического характера могут возникать по мере того, насколько сильным будет становиться такой дискомфорт. Конечным итогом развития индивида может быть идеальная самость. В то же время она не будет являться причиной неврозов и душевных расстройств.

Клиент центрированная терапия Рэнсома Роджерса призвана создавать условия, оптимальные для устранения факторов и ситуаций, воздействующих на личность и изменяющих ее. На фоне этого данный подход позволяет восстановить баланс здоровых возможностей самости, что помогло бы человеку выздороветь.

Основа учения: задачи, понятия, концепция

Основное внимание в своей практике Рэнсом Роджерс уделял социальному аспекту. играют немаловажную роль в изменениях психологического характера.

Взаимоотношения с социумом могут влиять не только на механизм развития душевных конфликтов, но и на тенденции выздоровления. То есть только при условии взаимосвязи с окружающими его людьми индивид сможет раскрыться, познать себя и осознать свое эго. Одной из основных форм, обусловливающих межличностные отношения, Роджерс считал семью.

Вместе с тем своей задачей в положительных изменениях личности Роджерс считал создание оптимальной среды для «внутреннего» роста человека со стороны психотерапевта. И основные принципы клиент центрированной терапии Карла Рэнсома Роджерса сводятся к нескольким положениям:

  • Выздоровление клиента зависит от его стремления к поставленной цели. Задачей терапевта при этом является правильное использование желаний и стремлений клиента, а также направление их по необходимому для выздоровления пути.
  • Эмоциональные аспекты имеют большую значимость, чем интеллектуальные.
  • Непосредственная конкретизация ситуации ставится во главе терапии, что выделяет ее среди других методов, использующих прошлый опыт пациента.
  • Терапевтическая деятельность ориентируется на исходящую от клиента инициативу, способствуя тому, чтобы он смог найти выход из проблемной ситуации с минимальным участием в этом процессе терапевта.

Основой терапевтической практики Роджерса является необходимость создания отношения, которое характеризовалось бы тремя обязательными позициями, связанными между собой:

1. Безусловное позитивное отношение. Задача специалиста – демонстрация уважения и заботы о клиенте. От терапевта требуется показать, что он принимает нуждающегося в помощи клиента как полноценную личность, которая вполне способна измениться. Специалист должен внимать каждому слову клиента, не прерывая его и полностью принимая мнения и взгляды человека, не оценивая, не одобряя, не осуждая и не подвергая сомнениям его высказывания.

То есть терапевт должен принять пациента и выразить свое доверие избранному человеком решению относительно ситуации, являющейся для него проблемной. Клиент концентрированная терапия исключает советы. По мнению американского психолога Роджерса, любые рекомендации со стороны специалиста могут содержать замаскированное послание о том, что человек некомпетентен в принятии решений, — это снижает эффективность терапии и заставляет клиента чувствовать себя менее уверенным.

Практикуя клиент центрированную терапию, Роджерс отмечал существенные положительные изменения. В ходе такой терапии пациенты:

  • Приобретали уверенность в себе.
  • Принимали свои истинные чувства, осознавали их.
  • Чувствовали себя более комфортно в процессе взаимодействия с социумом.
  • Могли вести себя естественно.
  • Учились доверяться собственной оценке ситуации.
  • Могли осуществлять полезную деятельность.
  • Обретали покой.

Преимущества подхода

Осуществляя психотерапевтическую деятельность, Роджерс разработал оптимальную последовательность действий в ходе применения клиент центрированной терапии, позволяющей индивиду определить собственный путь, заручившись поддержкой и одобрением, которые подсознательно внушил ему профессионал. Пошаговая схема действий, после того как клиент обратился к специалисту с намерением получить посильную помощь:

  • Выявление фактора, представляющего сложность для человека.
  • Поощрение и поддержка свободного изложения мыслей.
  • Принятие и прояснение ситуации (роль терапевта).
  • Постепенное проявление истинных ощущений, позитивного мировосприятия.
  • Поиск импульсов, обладающих положительным характером.
  • Выражение .
  • Действия с позитивным настроем.
  • Усиление инсайта.
  • Увеличение, рост независимости.
  • Снижение ожидания помощи от посторонних.

Таким образом, по мнению Роджерса, терапевт оказывает посильную помощь нуждающемуся человеку, выражая свою заботу о нем. Как отмечал американский психолог, у каждого человека есть «ключи для исцеления», найти и правильно применить которые – основная задача специалиста по психологии.

На основании этого предположения Карл Роджерс ввел новый термин – «терапевт, центрированный на клиенте». Истинные эмоции и посылы специалиста помогут ему заручиться доверием клиента и найти решение его проблемы.

Клиент, который обратился к терапевту, так же, как и пациент, нуждается в помощи. Однако он не признается больным, а потому сеансы клиент центрированной терапии для него – «услуга», которая раскрывает его подсознание и позволяет ему самому найти решение проблемы. В самом понятии такой терапии заложено то, что ею двигает идея равенства, которое игнорируется в других направлениях гуманистической психологии. И самый главный совет