Работа ее производственный фактор и социальный аспект. Каковы социальные аспекты труда

Значительную часть своего времени человек проводит на работе, занимаясь тем или иным видом трудовой деятельности. Социальные аспекты труда проявляются в том, что люди, воздействуя на окружающую природную среду, обеспечивают свое существование, а также создают условия для своего дальнейшего развития и прогресса общества. Роль труда в развитии человека и общества заключается в том, что в процессе труда не только создаются материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания, приобретают новые умения.

Кроме того, важно помнить, что в процессе труда люди, взаимодействуя друг с другом, вступают в определенные социальные отношения - трудовые отношения.

Социальные отношения, о которых мы говорили выше,- это в конечном счете отношения по поводу условий формирования и развития личности, социальных общностей. Они проявляются в положении отдельных групп работников в трудовом процессе. Например, в трудовом коллективе работники соблюдают определенные правила, адаптируются в силу объективной необходимости и таким образом вступают в трудовые отношения независимо от того, кто их коллеги, кто руководитель, какой у него стиль деятельности. Но позже каждый работник неизбежно по-своему проявляет себя во взаимоотношениях с другими работниками, с руководителем, в отношении к труду, к порядку распределения работ и т. д.

От чего же зависит характер трудовых отношений? Прежде всего от возможности людей удовлетворить в процессе труда свои основные потребности и интересы. Среди них можно выделить следующие: потребность в самоуважении (человек добросовестно выполняет свои обязанности ради положительного мнения о себе); потребность в самовыражении (творческое отношение к работе определяет ее высокое качество; работа позволяет получить новые идеи и знания, проявить индивидуальность); потребность в активности (через трудовую деятельность реализуется стремление к поддержанию здоровья); потребность в создании необходимых материальных условий продолжения рода (ценностная ориентация на благополучие семьи и близких, повышение их статуса в обществе); потребность в стабильности (работа воспринимается как способ поддерживать существующий образ жизни, материальное благополучие); потребность в общении (возможность общения в трудовой деятельности как самоцель). Подумайте, какие еще потребности могут определять трудовую мотивацию человека.

Осознанные работниками потребности стимулируют их поведение. В этом случае, как говорилось прежде, они принимают конкретную форму - форму интереса к тем или иным видам деятельности, объектам и предметам. Интерес направлен на те социальные отношения, от которых зависит удовлетворение нужд работника. Если потребности показывают, что нужно человеку для его нормальной жизни, то интерес отвечает на вопрос, как действовать, чтобы удовлетворить данную потребность.

Различают материальные и нематериальные интересы. К первым относят интересы к денежным и материально-вещественным средствам удовлетворения потребностей. Именно они определяют стремление работников к соответствующему уровню оплаты труда, размерам премирования, льготам и компенсациям за неблагоприятные условия труда, режиму труда, удобным посменным графикам работы, возможности получения жилья, хорошему медицинскому обслуживанию и т. д. Ко вторым могут быть отнесены интересы к знаниям, науке, искусству, общению, культуре, общественно-политической деятельности и т. д.

Итак, возможность удовлетворения в процессе труда основных потребностей и интересов человека - это ключевой фактор, определяющий возможности развития личности, направленность трудовых навыков, реализацию творческих, физических и иных способностей человека. Он влияет на отношение к труду и удовлетворенность трудом, степень интереса к труду, уровень производительности и качества труда, его культуру

Введение

Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.

Процесс труда - явление сложное и многоаспектное. Основные формы его проявления - это затраты человеческой энергии, взаимодействие работника со средствами производства (предметами и средствами труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителями и подчиненными). Роль труда в развитии человека и общества заключается в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей.

Предметом исследования является - труд как основа жизнедеятельности и развития личности.

Целью работы является - исследование социологических аспектов труда, отражающих взаимосвязь системы организации трудовой деятельности с личностным развитием человека.

Исходя из цели работы, задачами исследования являются анализ и оценка, во-первых, состояния традиционных и современных концепций социологии труда; во-вторых, предмета, направлений и тенденций развития данной социологической теории, которые необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с потребностями реально функционирующего производства и труда; в-третьих, соотношения трактовки понятий жизнедеятельность и развития личности, составляющих основу труда.

1. История социологии труда как предпосылка формирования основы жизнедеятельности и развития личности

Анализ трудов зарубежных и отечественных ученых показывает, что существуют весьма разнообразные и неоднозначные подходы к трактовке предмета социологии труда, к ее структуре, логике изложения, объяснению генезиса идей и способов их взаимодействия с реальной жизнью. Анализ научных исследований, учебной литературы позволяет выделить несколько подходов.

Во-первых, это концепции, которые рассматривают социальные резервы труда как имеющие отношение только (или в основном) к промышленному производству.

Во-вторых, имеются работы исследователей, принявших экономическую концепцию трактовки сущности труда. По своей сути эти исследования - традиционные экономические теории с добавлением некоторых вопросов по социальным аспектам труда. Человек в них рассматривается только как технологический элемент производства наряду со средствами, предметами и орудиями труда. «В рамках этого подхода и теорию, и практику работник производства интересует как носитель профессии того или иного уровня квалификации, тех или иных производственных навыков, умений. А что думает человек о своем труде, о своем производстве, о руководителях, какие мотивы он реализует, что он принимает или отвергает в процессе трудовой деятельности - многих сторонников экономического подхода абсолютно не заботило. В-третьих, в ряде исследований, в учебниках и учебных пособиях в социологию труда включаются относящиеся к экономической социологии проблемы рынка труда, миграции, занятости, безработицы и т.д., которые невозможно решить в рамках одной организации, одного предприятия. Для этого требуются усилия и деятельность государственных и общественных организаций в рамках всей страны или, по крайней мере, региона. В-четвертых, в литературе встречаются характеристики социологии труда в философском осмыслении, когда она трактуется как специальная социологическая наука, предметом изучения которой служат труд как общественное явление со всеми его характерными чертами, а также те общественные отношения, в которые вступают участники трудового процесса.

В-пятых, понимая ограниченность этого подхода, еще одна группа исследователей стремится трактовать предмет социологии труда как социально-типичные процессы, которые находят свое выражение в отношении к труду, трудовом поведении в зависимости от содержания, характера и условий его труда.

Таким образом, в настоящее время имеются различные трактовки сущности, и содержания и структуры социологии труда.

А где та точка отсчета, которая должна быть положена в основу анализа социальных проблем труда? Как и для всей социологии, такой точкой отсчета является в широком смысле социология жизни, а в узком - социология производства и труда, их социальные грани, которые образуют и создают образ и стиль трудовой жизни. В этом случае центральным звеном социологии труда «становится человек, совокупные социальные резервы, которые скрыты в его сознании и поведении, в его социальной сущности как работника производства.

Как самостоятельная отрасль социологической науки социология труда возникла в конце XIX - начале XX вв. Ее возникновению и становлению предшествовали процессы, характеризующие развитие научной мысли и реальной производственной практики.

Что касается научного анализа роли человека на производстве, то первое обоснованное осмысление места работника в экономической жизни общества было осуществлено А. Смитом (1723-1790 гг.), который сформулировал одно из важнейших требований к организации труда - «не мешать» выполнять трудовые обязанности, ибо человек руководствуется двумя природными мотивами - своекорыстным интересом и склонностью к обмену.

В XIX веке основоположник «моральной арифметики» Дж. Бентам (1748-1832 гг.) сформулировал принцип пользы, означающий для работника достижение наибольшего удовольствия и стремления всячески избегать страдания. Эти идеи получили развитие в трудах Дж.С. Милля (1806-1873 гг.). В его работе «О свободе» развивался и обосновывался некий идеал «экономического человека», до которого должен дорасти существующий в тот период времени обыватель. В его трудах и трудах других представителей «моральной философии» всячески осмысливался феномен блага, который должен быть, по их представлениям, использован для рациональной организации производства.

Во второй половине XIX века получила большое распространение теория маржинализма, взявшая на вооружение принцип полезности, которые руководствуется человек с целью реализации своего потребительского спроса.

У К. Маркса (1818-1883 гг.) человек также не является субъектом хозяйственной жизни: он обезличен и лишь олицетворяет производственные отношения, которые функционируют объективно, независимо от воли и намерений людей. Таким образом, научные поиски объяснения роли и места человека в производственном процессе в течение всего периода становления и укрепления капиталистических общественных отношений так и не вышли за пределы рассмотрения работника производства как объекта воздействия, хотя в их ходе уже формулировались некоторые догадки об активной роли человека, о значении моральных и духовных принципов деятельности. Аналогичным образом развивалась и реальная практика, когда работнику отводилась роль исполнителя, желательно беспрекословного, за которым надо иметь глаз да глаз. Кроме того, в этот период капиталист (работодатель) руководствовался больше заботами о своих интересах (прибыли), практически полностью игнорируя аналогичные заботы работающих у него людей. В условиях, когда на промышленных предприятиях стали сосредотачиваться сотни и тысячи людей, требовались иные методы и средства но рационализации их труда, чем это применялось при мануфактурном производстве. Однако их поиск на протяжении всего XIX в. шел за счет экстенсивных факторов. Если проанализировать этот процесс. направленный на повышение производительности труда, его эффективности, то можно назвать несколько способов воздействия на человека с целью максимизации прибыли и рациональной организации производства.

Во-первых, в этот период были осуществлены меры по максимальному увеличению рабочего дня. На многих производствах продолжительность рабочего дня достигала 16-18 часов.

Во-вторых, капиталистическое производство в XIX в. положило начало использованию женского и детского труда.

Полное игнорирование человеческого фактора дополнялось стремлением работодателей обеспечить тотальный контроль за трудом работников, совершенствованием [приемов и методов надзора.

Все рассмотренные факторы были направлены на такой поиск резервов производства, при помощи которых пытались выкачать из работника максимум возможного не считаясь с «человечностью» средств и методов достижения прибыли.

Таким образом, XVIII и особенно XIX вв. обозначили растущее противоречие между методами достижения эффективности производства и роста производительности труда и социальным положением работника, которое отражало назревшую необходимость считаться с ним, с его запросами, потребностями и интересами. Это была объективная потребность в русле общей тенденции превращения каждого человека в субъект исторического процесса, а соответственно - в субъект социально-экономических отношений.

Именно эта тенденция привела к тому, что к концу XIX - началу XX века объективно вызрела идея - обратиться к тем резервам, которые кроются в самом работнике, пробудить его заинтересованность в эффективной и результативной деятельности. Это был поистине революционный шаг, кардинально меняющий всю ситуацию на производстве. Открытие (научное и практическое) роли сознания и поведения людей как субъектов экономической деятельности позволило понять, осмыслить, а затем и использовать личные возможности работника для повышения эффективности производства. Это открытие собственно и положило начало возникновению социологии труда как самостоятельной социологической дисциплины, в которой отражались как общие черты, присущие всей социологии - изучение общественного сознания и поведения людей в определенный исторический период, так и специфические, ибо рассматривалось их функционирование в процессе трудовой деятельности.

Итак, в полном объеме принципиально иной подход - поиск резервов эффективности труда в самом человеке, в самом работнике - обозначился только на границе ХX-ХХ вв.

Начало революции во взглядах на сущность и предназначение работника связано с именем Ф. Тейлора (1856-1915 гг.), успешно сочетавшего в себе научный подход и гений организатора производства.

В середине 90-х гг. Тейлор опубликовал работу «Как оплачивать труд рабочих на предприятии», в которой он поставил вопрос: нельзя ли создать такие условия для каждого работника, чтобы он мог более эффективно трудиться, руководствуясь своими побудительными мотивами, потребностями и интересами, без мелочного и внешнего контроля за процессом и результатами его труда? Отвечая на этот вопрос утвердительно, он обосновал и продемонстрировал на практике возможность такой организации труда, при которой работник без штрафов, без принуждения был нацелен на раскрытие своих сущностных сил. Это было началом новых научных поисков и их практической реализации по использованию потенциальных, побудительных импульсов, заложенных в человеке-работнике.

1.1 Этапы развития социологии труда

У Маркса есть замечание: «…История промышленности и сложившееся предметное бытие промышленности являются раскрытой книгой человеческих сущностных сил, чувственно представшей перед нами человеческой психологией, которую до сих пор рассматривали не в ее связи с сущностью человека, а всегда лишь под углом зрения какого-нибудь внешнего отношения полезности… В обыкновенной, материальной промышленности… мы имеем перед собой под видом чувственных, полезных предметов… опредмеченные сущностные силы человека».

Первой «страницей» этой «книги», посвященной анализу работника как субъекта производственной жизни, стала ориентация на его материальную заинтересованность, которая с полным основанием может быть названа этапом «экономического человека». Этот первый шаг, сделанный Ф. Тейлором в конце XIX в., по мере развития производства и социологии труда в течение всего XX в. был дополнен новыми поисками, которые открывали другие возможности, заложенные в природе и способностях человека.

Социология труда прошла большой и сложный путь от первого эксперимента по стимулированию труда, воплощенного в концепции «экономического человека», до других этапов, в которых постепенно открывались, познавались и использовались новые грани социального потенциала работников производства - в технологии («технологический человек»), в профессиональной подготовке («профессиональный человек»), в условиях труда («социально-биологический человек»). Затем, с 30-х гг. XX в. поиск социальных резервов труда был осуществлен во; «втором», латентном эшелоне использования человеческих возможностей - в социально-психологическом климате («социально-психологический человек»), в участии человека в управлении («управляющий человек»), в решении конфликтных ситуаций («конфликтный человек»). Во второй половине XX в. начался третий этап открытия и использования социальных резервов труда, который был связан с осознанием роли и значения творческих возможностей работника, его гражданского самочувствия и места в жизни общества и производства.

ПериодыЭтапыСодержаниеПервые исследованияНаблюдаемые резервыЭкономический человекСтимулирование труда1890-1910Технологический человекОрганизация труда1900-1912Профессиональный человекПрофессиональная подготовка1908-1915Социально-биологический человекУсловия труда1920-1930Латентные резервыСоциально-психологический человекСоциально-психологические отношения30-е гг. XX в.Управляющий человекСоучастие в управленииС конца 30-х гг. XX в.Конфликтный человекРазрешение конфликтовС 30-х гг. XX в.Творческие и гражданские резервыТворческий человекУчастие в техническом творчестве50-е гг. XX в.Социально-бытовой человекСоздание социальной инфраструктуры труда60-е гг. XX в.Социально-политический человекРаботник как гражданин70-е гг. XX в.Антропоцентрический этапКомплексное использование социальных резервовС 70-80 гг. XX в.

В таблице указаны годы первых исследований каждого этапа по осознанию роли и влияния тех или иных социальных резервов труда работника. Эти резервы не оставались неизменными: на одном этапе своей жизни человек заинтересован в одних методах воздействия, а на другом этапе этот же человек реагировал на другие методы побуждения и стимулирования труда. Эти факторы зависели и от того, на каком производстве человек работает. То, что играло определенную роль в конкретной организации, в другой не работало, или работало не так эффективно, как предполагалось стимулирование труда, лежавшее в основе концепции «экономического человека», прошло гигантский путь в своем развитии, начиная от рекомендаций Ф. Тейлора до обоснования и применения принципиально новых стимуляторов труда, которые использовались в конце XX в. в условиях автоматизированного производства, в эпоху непрерывных информационных революций. Аналогичный вывод может быть применен и к «технологическому», и к «социально-биологическому», и к «социально-психологическому человеку» и т.д. Но несомненно одно - научная и практическая мысль соединились в поиске резервов труда и производства. И это соединение происходило на гуманистической основе - на признании ведущей роли сознания и поведения работника - его профессиональных знаний, мотивов, потребностей, установок, ценностных ориентаций, интересов. Именно изучение социальных резервов составило сущность и содержание новой социологической дисциплины - социологии труда, а в производственной практике - определило научные основы менеджмента. И наконец, необходимо отметить еще один факт - социология труда развивалась (в отличие от многих других направлений в социологии) под непосредственным влиянием практики, реальной жизни, во многом обусловивших ее развитие.

2. Человек как субъект трудового процесса

Человек - центральная и определяющая фигура любого производственного процесса. Без его участия, творческой и объединяющей функции все без исключения производственные операции - функционирование механизмов, орудий и предметов труда - мертвы и безжизненны.

Человеческий фактор производства - необходимый элемент, к которому предъявляются особые требования как составной части трудового процесса. В этой связи необходимо оговориться, что такой подход нисколько не уменьшает, не принижает роль и значение человека как, гражданина, как участника и творца духовной жизни, его самость и самобытность, которые, как правило, с большей или меньшей полнотой рассматриваются в концепциях социологии личности.

Определяющая роль человека на производстве обусловлена, во-первых, тем, что человек - организующее начало производства. Не будет человека - все компоненты производства превратятся в кучу железа, металла, неких зданий, сооружений.

Во-вторых, когда говорится о человеческом факторе производства, работник рассматривается не только как потребитель определенных благ, получение которых призвана гарантировать оплата труда, но и как творец.

В-третьих, от человека зависит в конечном счете рост производительности труда, эффективности производства, преобразования и улучшения, которые происходят в процессе трудовой деятельности. И то, что производительность труда в промышленности за XX век выросла в 100-140 раз, можно считать важнейшим показателем использования возможностей человека.

В-четвертых, человеческий фактор очень наглядно проявляет себя в ситуации, когда речь вдет о взаимосвязи интересов производства и его работников. Человек, выполняя любую трудовую акцию, участвуя в трудовом процессе, понимает (представляет), что требуется для производства и в какой мере это сочетается с его личными интересами.

Все это позволяет утверждать, что социология труда концентрирует свое внимание на возможностях и способностях работника, условиях их реализации, путях согласования личных интересов с интересами общественными в процессе производственной деятельности. Иначе говоря, речь идет о работнике как субъекте, который не только отвечает на потребности производства, но и сам формулирует требования к нему, исходя как из индивидуальных, так и из групповых мотивов, ценностных ориентаций, интересов.

В социологии труда анализируются не только экономическое (трудовое) сознание и экономическое (трудовое) поведение. Для получения научно-обоснованных выводов непременным компонентом исследования является производственная среда, которая может пониматься в широком смысле этого слова как макросреда (ситуация в народном хозяйстве в целом, экономическое положение в стране и даже мире, состояние той отрасли экономики, в которой человек трудится), как мезосреда (социально-экономические факторы поселенческой структуры - того населенного пункта или региона, где человек и живет, и трудится) и как микросреда (т.е. совокупность производственных условий, в которых работник выполняет свои трудовые функции). Такой учет объективных обстоятельств имеет свое логическое объяснение: если на уровне макросреды обеспечиваются условия развития и функционирования человека как гражданина, то на уровне мезосреды выявляются условия и факторы, влияющие на жизнь людей как жителей определенной пространственной организации (региона, города, села). Что касается микросреды, то речь идет об объективных внешних обстоятельствах, окружающих человека как члена конкретной производственной группы, в рамках которой осуществляется непосредственное взаимодействие между ее членами или участниками.

Хотелось бы отметить, что такая характеристика социологии труда коррелирует с трактовкой социологии как социологии жизни, не противопоставляет их друг другу, и наоборот, устанавливает их логическую соотнесенность.

3. Типы труда в жизнедеятельности людей

3.1 «Нестандартные» типы труда в жизнедеятельности людей и развития их личности

Рано возникает другой тип трудовой деятельности - «духовное производство» (К. Маркс), обслуживающий человека и общество разнообразными духовными продуктами, объективизируемыми в специальных формах социального опыта - письменности, символике, формулах, художественных образах, мифологии, поведенческих установках и т.д. Частными видами «духовного производства» выступают художественная, теоретическая, проективная деятельность, учеба и преподавание, священнослужение, шоу-бизнес и т.д. С зарождения цивилизации широкое распространение получает еще один тип трудовой деятельности - организаторский с многочисленными видовыми подразделениями - предпринимательство, посредничество, менеджмент, госуправление, самоуправление и т.д. Конечные «продукты» этого труда - согласованность коллективных действий и управленческие решения - предполагают особо высокую общественную ответственность за итоги деятельности. С другой стороны, эта трудовая деятельность часто не воспринимается общественным сознанием в качестве труда. В условиях современного общества со снижением общественной роли домашнего труда по бытовому самообслуживанию растет общественная значимость «услуг», то есть общественно-организованной трудовой деятельности по обслуживанию потребностей населения. Сохраняют и усиливают значимость такие специфические категории трудовой деятельности, как «ратный труд», поддержание общественного порядка, судебная деятельность и т.д.

3.2 Новейшие тенденции

Избавившись от лишнего груза громоздкого оборудования и многочисленного персонала, капитал путешествует налегке, не более чем с ручной кладью: портфелем, портативным компьютером и сотовым телефоном. Это новое качество летучести сделало [долгосрочные] соглашения излишними и одновременно неразумными: они могут затруднять передвижение, тем самым сдерживая конкурентоспособность и ограничивая возможности повышения производительности.

Сегодня ситуация меняется, и важнейшим элементом этой перемены становится приход новой, «краткосрочной» ментальности на смену «долгосрочной». Браки, заключаемые «до тех пор, пока не разлучит нас смерть», ныне стали редкостью: партнеры уже не предполагают долго составлять друг другу общество. Согласно последним подсчетам, молодого американца или американку со средним уровнем образования в течение их трудовой жизни ожидают по меньшей мере одиннадцать перемен рабочих мест, и эти ожидания смены точек приложения своих способностей наверняка будут нарастать, прежде чем завершится трудовая жизнь нынешнего поколения. Лозунгом дня стала «гибкость», что применительно к рынку труда означает конец трудовой деятельности в известном и привычном для нас виде, переход к работе по краткосрочным, сиюминутным контрактам либо вообще без таковых, к работе без всяких оговоренных гарантий, но лишь до «очередного уведомления». Сообщая о результатах проводившегося в Голландии всестороннего исследования, посвященного изменяющемуся значению труда, Геерт ван дер Лаан замечает, что работа стала относиться к классу высоких, едва ли не спортивных достижений, практически недоступных для большинства людей средних способностей, ищущих им приложения; а спорт, как известно, имеет ныне тенденцию утрачивать характер популярного времяпрепровождения и превращается в конкурентное элитарное занятие, предполагающее большие денежные ставки. «Та незначительная часть населения, которая имеет работу, трудится весьма упорно и эффективно, в то время как остальные стоят на обочине, не будучи в состоянии поспевать за темпами производства» - и, добавим от себя, в силу того, что сам способ трудовой деятельности оставляет все меньше и меньше места для их квалификации. Трудовая жизнь насыщается неопределенностью.

Можно, конечно, сказать, что ничего особенно нового в этой ситуации нет, что трудовая жизнь полна неопределенностей с незапамятных времен; между тем современная неопределенность представляет собой неопределенность совершенно нового вида. Перспективы катастрофы, вызывающие страх и вносящие хаос в чьи-то жизни, сегодня отнюдь не такие, чтобы от них можно было отмахнуться и чтобы им можно было успешно противостоять вплоть до полного преодоления, предпринимая при этом совместные усилия, занимая единую позицию, коллективно обсуждая, приходя к согласию и принимая необходимые меры. Самые страшные бедствия приходят нынче неожиданно, выбирая жертв по странной логике либо вовсе без нее, удары сыплются словно по чьему-то неведомому капризу, так что невозможно узнать, кто обречен, а кто спасается. Неопределенность наших дней является могущественной индивидуализирующей силой. Она разделяет, вместо того чтобы объединять, и поскольку невозможно сказать, кто может выйти вперед в этой ситуации, идея «общности интересов» оказывается все более туманной, а, в конце концов - даже непостижимой. Сегодняшние страхи, беспокойства и печали устроены так, что страдать приходится в одиночку. Они не добавляются к другим, не аккумулируются в «общее дело», не имеют «естественного адреса». Это лишает позицию солидарности ее прежнего статуса рациональной тактики и предполагает жизненную стратегию, совершенно отличную от той, что вела к созданию организаций, воинственно защищавших права, рабочего класса.

Заключение

Анализ социальной теории труда свидетельствует, таким образом, о значительном теоретическом потенциале общесоциологического подхода к исследованию проблем труда и о необходимости дальнейшей работы на этом направлении.

Все большую роль в поведении работника играет внутренняя мотивация, гарантирующая усердие и хорошее качество работы.

Средством преодоления сложившихся противоречий на пути, становления человека как социально-политического субъекта является получение полной и достоверной информации. Эта информация призвана пробудить творческие потенциальные возможности человека и направить их как на развитие самой личности, так и на дальнейшее коренное улучшение функционирования производства, причем объективная потребность в побуждении творческих сил людей все больше смыкается с личным стремлением человека к самовыражению. И как следствие этого, деятельность человека как социально-политического феномена лишь тогда достигает результата, когда органически включает в себя как накопленные на - предшествующем этапе знания о физических, биологических, социально-психологических возможностях человека, так и новую информацию о его поведении на современном этапе развития производства.

Долгое время социальные резервы, возможности человека принимались в расчет по-разному: чаще стихийно, чем сознательно. На их реализацию отпечаток накладывали господствующие социально-экономические условия, предопределяющие, в чьих интересах используются эти резервы, заложенные в творческой природе человека.

Вместе с тем, оценивая значение социальных резервов, таящихся в сознании и поведении работников, можно сделать вывод, что основными факторами производства выступают устремления, ориентации, симпатии людей, их готовность добровольно выполнять работу.

К выше указанным проблемам добавляются также критерии отношения к труду рабочих России и Германии, Российского и американского общества в целом, - но это уже отдельные вопросы.

Список литературы

1.Бауман З. Возвышение и упадок труда / З. Бауман // СОЦИС. - 2004. - №5. - С. 77-86.

2.Молевич Е.Ф. Труд как объект и предмет исследований общей социологии / Е.Ф. Молевич // СОЦИС. - 2001. - №7. - С. 38-41.

4.Темницкий А.Л. Отношение к труду рабочих России и Германии: терминальное и инструментальное / А.Л. Темницкий // Социологические исследования. - 2005. - №9. - С. 54-63.

5.Тощенко Ж.Т. Предмет и структура социологии труда / Ж.Т. Тощенко // СОЦИС. - 2003. - №3. - С. 48-58.

6.Тощенко Ж.Т. Социология: общий курс / Ж.Т. Тощенко. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Юрайт-Издат, 2004. - 527 с.

социологический труд личность развитие

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • теоретические и практические подходы к определению источников и механизмов обеспечения конкурентного преимущества организации;
  • основы методологии управления персоналом;

уметь

Принимать участие в разработке корпоративных, конкурентных и функциональных стратегий развития организации в части управления персоналом;

владеть

Методами разработки и реализации стратегий управления персоналом.

Категориальные представления о труде и их современная интерпретация

Все существующие представления о труде можно поделить на бытовые и научные. В обыденном представлении труд человека является самым простым явлением в его жизнедеятельности. Поэтому на поверхностный взгляд кажется, что процесс труда легко поддается исследованию и изучению. Труд для человека может быть как суровым наказанием, так и радостью. Чем он будет являться – каторгой или счастьем – зависит от организатора трудовой деятельности.

В экономической теории труд является одной из базовых категорий. Родоначальники классической политэкономии (У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо) понятие "труд" рассматривали как особый специфический товар. А. Смит, например, считал, что труд – это любая производственная деятельность человека.

Вплоть до начала XXI в. труд в основном рассматривался в категориях, ориентированных на взгляды политэкономов XIX в. Традиционно его определяли как целесообразную деятельность человека, направленную на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг.

В последующие периоды в подходах к труду акцентировалось внимание не на процессе взаимодействия человека с природой, а на определенных отношениях между его участниками. При этом подчеркивалось, что труд имеет двойственную природу, ибо представляет собой как средство "обмена веществ" между человеком и природой, так и средство общения между людьми в процессе производства.

Данное определение характерно для политэкономической науки, где предпочтение отдавалось проблематике физического труда. Считалось, что "...процесс труда включает в себя три момента:

  • 1) целесообразную деятельность человека, или сам труд;
  • 2) предмет труда;
  • 3) орудия производства, которыми человек действует на этот предмет" . Из всех этих определений вытекает, что субъектом труда является человек.

Сторонниками неоклассической экономической теории понятие "труд" трактуется как фактор производства наряду с "землей" и "капиталом", который вливается в процесс производства через усилия отдельных индивидов и не является уникальным источником создания стоимости.

Ряд авторов определяют труд как "целесообразную деятельность по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей каждого индивидуума и общества в целом", т.е. подчеркивается его целесообразность и нацеленность на конечный результат, отличающая осмысленный труд человека от деятельности животных, напоминающей труд, но носящей инстинктивный характер (белка собирает орехи, медведь – мед, пчелы делают соты)" .

Абстрактный труд в материально-вещественном плане есть не что иное, как затраченная человеком энергия (умственная, физическая) в общественном плане – это отношение между людьми по поводу затраченной энергии на производство товаров в условиях товарного производства. В процессе производства и изготовления товара расходуется не рабочая сила, носителем которой является человек, а энергия человека (мозга, мускулов и пр.).

Благо – это все то, что заключает в себе определенный положительный смысл: предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий ту или иную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей. Иногда блага рассматриваются как воплощенная полезность, под которой могут пониматься не только продукты труда, но и плоды природы.

Услуга – это целесообразная деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности человека. Их удовлетворение воспринимается людьми как потребление (приобретение) блага. Деятельность брокера или биржевого спекулянта, безусловно, является трудовой, хотя они не создают благ, а лишь перераспределяют их между людьми, оказывая им тем самым определенные услуги. Принцип созидания благ должен распространяться и на те виды деятельности, которые связаны с обеспечением и обслуживанием процессов смены собственности на те или иные товары.

Труд одновременно выступает и как процесс взаимодействия человека с природой, в результате которого создаются различные блага и происходит адаптация человека к внешней среде, и как определенные отношения между его участниками, в результате которых осуществляется воздействие как на внешнюю среду, так и на собственно человеческую природу.

При этом практически все современные исследователи признают, что труд как фактор производства является уникальным, требующим особого подхода к его изучению. Однако анализ специфики труда как фактора производства требует прежде всего рассмотрения особенностей труда во всем многообразном спектре человеческой деятельности.

В рыночной экономике к труду относится не только труд по найму, но и трудовая деятельность в рамках домашнего хозяйства. Под домашним производством в современной экономике труда понимается нерыночная трудовая деятельность, не приносящая домохозяйству денежных доходов: выращивание продуктов питания и их заготовка, приготовление пищи, ремонт своими силами дома, машины или бытовой техники, уборка квартиры, уход за детьми и т.п.

  • 1) онтологическая категория, исходящая из того, что труд – это реализованная природа человека как личности и представителя вида, в отдельных случаях даже биологического царства. Каждый человек в своей жизни чего-то достиг, что-то создал (а может, разрушил). Современная наука пытается измерить эти достижения;
  • 2) гносеологическая категория, вскрывающая отношения трудового самопознания к тому труду, который необходимо осуществлять (сам труд рассматривается в категориях смысла жизни человека). В этом контексте необходимо говорить о том, что́ отличает одного субъекта от другого. Выделяют два класса индивидных свойств:
    • – первичные индивидные свойства связаны с половозрастными и индивидуально-типическими (конституционные особенности, нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной асимметрии больших полушарий);
    • – вторичные индивидные свойства – динамика психофизических функций и сфера органических потребностей. Таким образом, в XXI в. в науку о труде пришла человеческая индивидуальность;
  • 3) социальная категория. Из всех наук, которые "растворили" в своем предмете представления о труде, социология в наибольшей степени разработала понятийный аппарат, позволяющий корректно подходить к изучению этого сложнейшего явления;
  • 4) культурологическая категория, включающая в себя изучение высших достижений национальных культур и всей мировой культуры. Культурологическое рассмотрение труда связано с такими понятиями, как "культура и труд", "труд и его влияние на культурные запросы", "бытие и сознание";
  • 5) этическая категория, выраженная через отношения "моральная оценка и самооценка личности собственной трудовой деятельности", "моральный выбор и самопроектирование технологий труда", "проблема соизмеримости ценностей и долга в трудовых процессах";
  • 6) эстетическая категория, исходящая из отношений: "дизайн бытия – хаос потребностей", "прекрасное и безобразное", "возвышенное и низменное", "героическое и предательствующее";
  • 7) бытовая категория, выражаемая посредством понятий "рабочее место", "организация жизненного пространства", "распределение трудовых ролей", "городской и деревенский труд";
  • 8) геронтологическая категория, выражаемая через гамму понятий, связанных с трудом пожилых людей и уходом за пожилыми людьми;
  • 9) кризисологическая категория. В этом случае изучаются враждебность, деструктивность окружающей среды. Деструктивная сторона жизни изучается различными науками, в частности кризисологией. Труд может облагораживать, но нередко бывает и наказанием. Особенно это проявляется в настоящий период, когда со стороны работодателей стала возникать целая гамма новых требований к работникам;
  • 10) валеологическая категория. В этом случае подчеркивается значимость психического и физического здоровья человека как жизненной основы и фундамента трудовых процессов;
  • 11) инженерная категория. В последнее время получили развитие науки, связанные с проектированием трудовых процессов;
  • 12) инновационная категория. Трудясь, человек не только изменяет мир вокруг себя, но и изменяется сам. Баланс этих изменений вещь весьма хрупкая и до необычайности сложная;
  • 13) экологическая категория. Труд был, есть и будет всегда экологически значимым феноменом. Именно через труд человек готовит в настоящее время глобальную экологическую катастрофу. И это делает труд другой новой категорией, которая является детищем возросших возможностей;
  • 14) рискологическая категория. Хотя риск возникает от любого вида деятельности, только сейчас проявляется осознание необходимости более детального изучения и создания систем рискозащиты самого труда и одновременно от труда;
  • 15) синергетическая категория. Синергетика труда только осознается современной наукой, хотя труд синергетичен в своей основе. Синергетичность труда строго коррелирует с его системностью;
  • 16) эргономическая категория. Термин "эргономика" впервые предложен в 1921 г. В. Н. Мясищевым и В. М. Бехтеревым. В 1949 г. группа английских ученых во главе с К. Мареллом организовала Эргономическое общество, после чего и началось широкое распространение термина;
  • 17) военная категория, представленная через понятия: "труженик-воин", "военное мастерство", "труженики тыла" и т.д.;
  • 18) управленческая категория. В литературе конца XX в. обычно выделяют ряд этапов .

Первый этап связывают, как правило, с работами Ф.У. Тейлора – основателя "научного менеджмента". Он впервые поставил проблему управления человеком (работниками) как специфическую научную дисциплину, имеющую свой категориальный аппарат.

Главная задача системы Тейлора – это "обеспечение максимальной прибыли предпринимателя в соединении с максимальным благосостоянием для каждого рабочего".

Второй этап связывают с концепцией "человеческих отношений", которая рассматривает факторы удовлетворенности трудом, лидерства, сплоченности (Э. Мейо, Ф. Ротлисберг, А. Маслоу и др.). В дальнейшем все это получило развитие в концепциях "обогащения труда", "гуманистического вызова", где на первое место вышли психологические и экономические факторы труда, в доктрине "качества рабочей жизни", в концепциях "гуманизации труда" как попытке синтеза тейлоризма и "человеческих отношений". Особое место занимают также теории трудовой мотивации (А. Маслоу, Ф. Херцберг, Д. Макгрегор) и др.

В 1970-е гг. в США концентрируется внимание на представлениях о "качестве жизни" (термин введен еще в 1950-е гг. Д. Рисманом и Дж. Гелбрейтом), "обогащении труда" (термин ввел в 1960-х гг. Л. Дэвид), которые связаны с теориями постиндустриального общества.

Третий этап. На Западе, особенно в США, с 1990-х гг. интенсивно развивается новое направление, получившее название "обучающиеся организационные системы". Основополагающие идеи данного направления почерпнуты из кибернетики. Подход, рассматривающий организацию как обучающуюся, синергетически отвечающую на различные изменения систему, был частично провозглашен в книге П. Сенге "Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации" .

Основой подхода, развиваемого на данном этапе, является переход от понимания труда в традиционном представлении к интеллектуальному труду.

С экономической точки зрения труд – это процесс сознательной, целенаправленной, созидательной, легитимной деятельности людей по производству материальных и духовных благ, предназначенных для удовлетворения как личных, так и общественных потребностей. Его функции представлены на рис. 1.1 и 1.2.

В обширной литературе, посвященной различным аспектам труда, вопрос о совокупности функций труда не получил еще комплексного освещения. Политэкономы рассматривают

Рис. 1.1.

Рис. 1.2.

преимущественно первую и вторую функции (труд как способ удовлетворения потребностей и созидатель вещественного богатства). Философы и социологи в зависимости от проблематики своих исследований – одну из трех остальных функций (труд как средство формирования человека, или как сила, совершенствующая общество, или как основа прогресса свободы), при этом понятие "функция труда", как правило, не применяется. Как примеры немногих исключений можно указать работу Р. Геллнера, в которой рассматриваются две функции труда -– труд как средство к жизни и труд как творец и преобразователь человека

Принципиальное отличие человека от животного – способность к целенаправленной деятельности. Деятельность – это вид активности человека, направленный на познание и преобразование окружающею мира, включая самого себя и условия своего существования.

Различают четыре вида деятельности: 1.Общение, 2. Игра, 3. Учение, 4. Труд.

Труд (трудовая деятельность) человека характеризуется целью, предметом, содержанием, средствами труда, условиями труда .

Цель трудовой деятельности – ее продукт.

Предмет труда – мате­риальные или интеллектуальные предметы или отношения, с которыми связана данная деятельность.

Мотивация труда – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности, направлен­ной на достижение определенных целей.

Мотивация труда – одна из важнейших функций управления людьми. Мотивы являются внутренними побудителями. Внешние относительно работника средства, которые в той или иной мере побуждают его к труду, называются стимулами .

Процесс применения системы стимулов и соответственно возникновения мотивов, побуждающих человека к достижению личных или групповых (коллективных) целей, к решению определенных задач, есть стимулирование.

В управлении поведением персонала стимулы должны мотивиро­вать (побуждать) работников:

  • на постоянное развитие (повышение) личностного и коллективного потенциалов;
  • на максимальное использование этих потенциалов для достиже­ния целей организации;
  • на соблюдение правил поведения в организации не только на рабочих местах, но и на всей территории во время работы и перерывов в работе, в общении с сотрудниками, руководителями;
  • на участие в выработке управленческих решений, способствую­щих позитивным сдвигам в экономическом и социальном развитии;
  • на формирование и укрепление корпоративной культуры, в том числе культуры охраны труда.

Используя различные стимулы, необходимо соблюдать следующие принципы:

  • стимулы согласовываются с интересами работников;
  • стимулы должны быть более привлекательными, чем в других организациях;
  • стимулы объединяются в хорошо управляемую систему;
  • стимулы меняются в соответствии с изменениями социально-трудовых отношений.

Стимулы подразделяют на материальные и нематериальные .

Материальные стимулы действуют на основе разрабатываемых и при­меняемых систем стимулирования: заработной платы; социальных выплат, льгот и услуг; распределения дохода и прибыли организации. Эти стимулы составляют основу мотивации труда.

Нематериальные, стимулы – это благоприятные условия труда, хорошие отношения в коллективе, участие работников в принятии решений и др. В резуль­тате стимулирования у работников возникает чувство удовлетворения, что побуждает к добросовестному труду, улучшению результатов рабо­ты.

К нематериальным стимулам относятся:

  • повышение привлекательности труда, наполнение трудового процесса более сложными, интересными функциями;
  • улучшение окружающей производственной среды, снижение или устранение ее вредного воздействия на здоровье работников;
  • снижение тяжести труда, интенсивности труда;
  • улучшение условий труда на рабочих местах, оптимальное чередование труда с отдыхом, позволяющее работникам быстро восстанавливать работо­способность;
  • установление нормальных (хороших) отношений с другими работниками, менеджерами, руководством;
  • воспитание ответственности каждого за взаимоотношения в коллективе;
  • совершенствование структуры управления в организации, обеспечение слаженной, ритмичной работы всех звеньев производства и управления;
  • организация подготовки и переподготовки работников, повышения их квалификации, что дает работникам большие возможности для личного совершенствования;
  • обеспечение доступа работников к управлению производством, организация производственной деятельности на принципах демократии.

Управление внутренней мотивацией работников на безопасный труд и соблюдение требований охраны труда посредством умелого построения системы стимулирования, поощрений и наказаний занимает важнейшее место в системе управления охраной труда организации. Практика показывает, что организация соревнования на лучшее рабочее место по охране труда, регулярное проведение Дня охраны труда являются эффективными формами профилактики несчастных случаев на производстве.

Основными видами причин производственных травм явля­ются:

  1. Организационные;
  2. Технические;
  3. Психологические (личностные).

В связи с тем, что психологические (личностные) причины произ­водственного травматизма занимают значительную долю в структуре причин несчастных случаев, возникает необходимость их предупреж­дения и минимизации посредством повышения культуры охраны труда и в целом культуры труда .

Культура охраны труда – высокий уровень развития системы сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель. От того, какой политики в области охраны труда он придерживается, зависит отношение работников организации к охране труда.

При разработке политики организации в области охраны труда и в соответствии с ней системы управления охраной труда следует учи­тывать и такие вопросы, как доверие работников своему руководству, роль работников в принятии решений, касающихся охраны труда и др. Руководство должно постоянно демонстрировать, что безопасность труда является приоритетной задачей организации.

Культура труда – комплексная качественная характеристика со­стояния труда. Ее составляющими являются: рациональная организация труда, благоприятные условия труда, использование передовых техно­логий, высокий профессионализм работников, партнерские отношения меж ту участниками совместного труда.

В целом культура труда способствует достижению следующих целей:

  • сохранению здоровья работников;
  • развитию чувства удовлетворенности трудом, хорошего на­строения, интереса и активности при выполнении работы;
  • росту профессиональной квалификации;
  • профессиональной и личной самореализации;
  • освоению рациональных приемов труда, повой техники и технологии;
  • повышению производительности труда.

Рост культуры труда и ее составляющей культуры охраны труда достигается с помощью усилий руководства организации по вовлечению работников в управление охраной труда и осуществление административно-общественного контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах организации.

Социальное партнерство работодателя и работников в сфере охраны груда проявляется в организации деятель­ности уполномоченных лиц по охране труда профессионального союза или трудового коллектива и комитета (комиссии) по охране труда.

ТЕМА 1. ТРУД КАК СФЕРА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И КАК ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА

1. Труд как предмет и как объект дисциплины «Экономика труда и социально-трудовые отношения » (Особенности труда как объекта изучения, понятие предмета дисциплины, составляющие элементы процесса труда )

2. Труд как сфера жизнедеятельности и его аспекты (Характеристика понятий «труд», «деятельность», «работа», понятие трудовой и нетрудовой деятельности, аспекты трудовой деятельности)

4. Труд как фактор производства и его функции (ведущая роль труда в процессе производства, роль труда в развитии человека и общества)

5. Удовлетворенность трудом и ее структура (понятие удовлетворенности трудом, ее мотиваторы и факторы; гуманизация труда и ее методы)

1. Труд как предмет и объект дисциплины “Экономика труда и социально-трудовые отношения”

В названии дисциплины следует выделить такие понятия: экономика, труд, социально - трудовые отношения.

Рассмотрим содержание этих понятий.

Экономика это динамическая общественно - организованная система хозяйствования, которая обеспечивает процессы производства, распределения, обмена и потребления общественно полезных материальных благ и услуг .

Заниматься экономикой – это значит анализировать все процессы, которые в ней происходят (то есть процессы производства, распределения, обмена, потребления), и предлагать соответствующие механизмы их совершенствования и развития.

Понятие “труд” - это процесс преобразования ресурсов природы в материальные, интеллектуальные, духовные блага, которые осуществляется и (или) управляется человеком или по принуждению (административному или экономическому) или по внутреннему побуждению, или по тому и другому одновременно.

Труд изучается многими дисциплинами: Физиология и психология труда, Гигиена труда, Организация труда, Нормирование труда, Социология труда, Праксеология, Трудовое право и др. Но эти дисциплины отличаются теми гранями объекта «труд», какие они исследуют.

В труде, как в объекте изучения ЭТ и СТО, рассматриваются такие его особенности:

Труд - это целесообразная деятельность по созданию материальных и духовных ценностей, которая должна быть эффективно, рационально и экономично организована;

Труд является одним из главных условий жизнедеятельности не только отдельного индивида, но и общества в целом, действенного функционирования любой организации;

Труд не является товаром в обычном экономическом понимании этого слова, товаром являются услуги рабочей силы, которые предоставляются наемными работниками в процессе труда;

В процессе труда формируется система социально – трудовых отношений, которые возникают в процессе трудовой деятельности, и являются стержнем общественных отношений на уровне страны, региона, фирмы и отдельных индивидов, и направлены на регулирование качества трудовой жизни.

Интегрируя содержание составных понятий “экономика”, “труд” «социально-трудовые отношения», сформулируем сущность “ЭТ и СТО” как сферы научных знаний и практической деятельности - это динамическая, общественно организованная система, в которой происходит процесс воспроизводства рабочей силы: ее производство (подготовка, обучение, повышение квалификации и т.п.), распределение, обмен (обмен израсходованных усилий рабочего в процессе трудовой деятельности на материальные и духовные блага), потребление, а также обеспечиваются условия и процесс взаимодействия работника, средств труда и предметов труда, формируются и развиваются взаимоотношения между субъектами производства в сфере труда.

Исходя из этого, сформулируем предмет дисциплины. Предмет ЭТ и СТО – это труд, как целесообразная деятельность людей, которая всегда и одновременно есть взаимодействием между человеком и природой, а также взаимоотношениями между людьми в процессе и по поводу производства.

В любом процессе труда можно выделить такие его составляющие элементы:

Предмет труда – это то, на что направлен труд: вещество природы или предмет, который уже был получен в предшествующем процессе труда, или объект предоставления услуг, с целью предания им новых свойств, полезных человеку;

Средства труда – машины, механизмы, инструменты, приборы, то есть орудия труда, а также здания, где происходит трудовой процесс, сооружения, которые его обеспечивают;

Способ влияния на предметы труда или технология деятельности, предусматривает наличие определенных профессиональных знаний и умений для выполнения работы;

Организация труда, то есть упорядочение процесса труда в пространстве и во времени;

Сам труд, как целесообразная деятельность человека, которая с помощью средств труда, технологии и определенной организации влияет на предмет труда с целью приспособления его для своих потребностей.

Каждый из этих элементов является необходимым в процессе общественного труда и в зависимости от степени их совершенства, полноты использования конечный результат руда будет разным.

На эффективность труда будут влиять предметы труда, которые используются, в технологическом процессе. Так на изготовление изделий из пластмасс расходуется в 3-8 раз меньше труда, чем на аналогичные изделия из металла. Химизация также дает значительную экономию затрат овеществленного труда. Каждая тонна пластмассы заменяет в среднем 4-5 тонн пиломатериалов и древесины, что позволяет сэкономить как живой, так и овеществленный труд. На трудоспособность работника влияет совокупность параметров средств труда, которые должны быть эргономичными, то есть приспособленными к человеку. Если имеет место несоответствие психофизиологических характеристик человека и параметров оборудования, то нарушается безопасный режим работы, повышается утомляемость работника, падает его производительность.

В случае если технологический процесс не будет обеспечен работниками соответствующего профессионально - квалификационного состава, не владеющих практическими навыками, необходимыми приемами и методами труда, то это может привести к производству бракованной продукции, поломкам оборудования, травматизму и другим отрицательным явлениям.

Поэтому исследование этих элементов процесса труда с точки зрения влияния их на трудоспособность работника является очень важными для обеспечения высокой производительности и эффективности труда.

Труд как сфера жизнедеятельности и его аспекты

Труд – это основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Влияя на окружающую среду, изменяя ее и приспосабливая к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.

Характеризуя участие человека в создании любых благ, которые удовлетворяют его потребности, используют такие понятия: деятельность, функционирование, занятие, работа, труд и др.

Деятельность – форма существования человека, это процесс, в котором реализуются физические и умственные способности для удовлетворения определенных потребностей. Это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, которая регулируется осознанной целью. Преобладающая часть деятельности людей осуществляется осознанно, на основе внутренне аргументированных побуждений.

Деятельность может быть физиологически обусловленной и физиологически не обусловленной, инстинктивной и осознанной, легитимной и не легитимной, целенаправленной и бесцельной, созидающей и разрушительной, востребованной и невостребованной. Осознанную деятельность разделяют на трудовую и нетрудовую.

Основными критериями, которые отличают трудовую деятельность от нетрудовой, являются такие:

Связь с созданием потребительских благ. Деятельность, которая не связанная с созданием полезных продуктов, не является трудом. Например, странствия, прогулки, игры как форма отдыха связаны с восстановлением трудоспособности, с развитием человека, воспроизведением жизнедеятельности;

Целеустремленность деятельности. Бесцельная деятельность отношения к труду не имеет, так как это напрасное расходование человеческой энергии, которое не имеет положительных результатов;

Легитимность деятельности. К труду относится лишь не запрещенная деятельность;

Востребованная деятельность. Если человек израсходовал время и силы на создание продукта, который никому не нужен, то такую деятельность нельзя считать трудом.

Виды деятельности представлены на рис.1


Рис. 1. Взаимосвязь понятий “труд - деятельность”(где 1,2,3,4 – это следующие виды деятельности: запрещенная, бесцельная, не созидательная, не востребованная).

Таким образом, с экономической точки зрения, труд - это процесс осознанной, целесообразной, легитимной, созидательной, востребованной деятельности людей, с помощью которой создаются общественно-полезные блага.

Для характеристики деятельности человека очень часто применяют понятие «работа». Существует мнение, что это понятие можно применять лишь к механическим действиям животных, машин и механизмов, а также сил природы, а целесообразная деятельность человека – это именно «труд», а не «работа». Этим подчеркивается принципиальное отличие осознанной создающей роли человека в отличие от неосознанной роли животных, действия которых основаны на сформированных у них человеком условных рефлексах.

Между тем, в отношении человека, понятия работа и труд оправданно используются как синонимы: пошел на работу, рабочее место, рабочее время, работоспособность человека и др.

В трудовой деятельности человека можно выделить такие аспекты:

- общественный , потому, что цели деятельности человека обусловлены потребностями общества, которые формируют, определяют, направляют, регулируют деятельность человека;

- экономический, проявляется в занятости, функционировании рынка труда, оплате и материальном стимулировании труда, производительности труда, планировании, анализе и учете труда и др.;

- социальный, так какв процессе труда реализуются потребности, мотивы, ценностные ориентации, цели и ожидания, межличностные отношения разных социальных групп работников; формируется и развивается система социально – трудовых отношений, которая является стержнем трудовых отношений на всех уровнях экономики; рассматриваются содержательность, престижность, привлекательность труда;

- психофизиологический, как процесс расходования нервной (психической) и мускульной (физического) энергии человека, характеризуемый тяжестью, напряженностью труда; гигиена труда и др.;

- технико-технологический : техническое и технологическое оснащение, электро- та энерговооруженность труда, техника безопасности, экология и прочее;

- правовой – законодательное регулирование трудовых отношений: занятости, безработицы, социальной защиты и прочее.

Практически, в любой форме проявления труда, социально – трудовые проблемы охватывают почти все, или большинство аспектов трудовой деятельности. Это свидетельствует о сложности решения проблем в сфере труда.

В процессе трудовой деятельности следует выделять содержание и социально – экономический характер труда.

Сложность труда;

Профессиональная пригодность работника;

Степень самостоятельности работника.

Рассматривая первый признак, следует учитывать, что в процессе труда осуществляются такие функции:

Логическая, которая связана с определением цели и подготовкой системы необходимых трудовых операций;

Исполнительская, то есть приведение средств труда в действие разными способами, чтобы влиять на предмет труда;

Регистрации и контроля, наблюдение за технологическим процессом, ходом выполнения намеченной программы;

Регулирование, корректировка, уточнение заданной программы.

Любая из этих функций может в разной степени присутствовать в труде отдельного работника, но непременно присуща совокупному труду. В зависимости от преобладания в трудовой деятельности тех или других функций, определяется сложность труда, складывается определенное соотношение функций умственного и физического труда.

Определение этого соотношения имеет важное значение для обоснования меры оплаты труда. Для этого необходимо проведение редукции труда, то есть приведение сложного труда к простому труду.

Сложный труд в отличие от простого имеет такие особенности:

Выполнение работником таких функций умственного труда, как планирование, анализ, контроль, координирование;

Концентрация активного мышления и целенаправленное сосредоточение;

Последовательность в принятии решений и действий;

Точная и адекватная реакция организма человека на внешние раздражители;

Быстрые, ловкие и разнообразные трудовые действия;

Ответственность за результаты труда.

Рассматривая такой признак как “профессиональная пригодность работника ” следует отметить, что ее влияние на результаты труда обусловлено способностями человека, формированием и развитием его генетических склонностей, удачным выбором профессии, условиями развития и отбора кадров. Необходимо учитывать, что у человека не может быть полностью готовой профпригодности до того, как она включилась в профессиональную подготовку и соответствующую трудовую деятельность. Лишь в процессе трудовой деятельности возможно определить степень сопряжения человека и профессии. В ходе профориентации, профессиональной консультации и профотбора создаются предпосылки такого сопряжения.

Следующий признак содержания труда – степень самостоятельности работника , которая зависит как от внешних ограничений, так и внутренних. Внешние определяются формой собственности: государственное, коллективное, частное предприятие, где работает человек. Внутренние ограничения обусловлены масштабом и уровнем сложности работы.

Сущность рассмотренных признаков содержания труда служит основой горизонтальной и вертикальной дифференциации в оплате труда. Сложность труда отражается в справочниках квалификационных характеристик профессий работников, в должностных инструкциях, трудовых обязанностях и др. документах, которые регламентируют функции работников.

Классификация содержания труда:

По смыслу различают содержание труда в сфере материального и не материального производства;

По видам деятельности выделяют содержание труда: предпринимателя, руководителя, ученого; служащего, рабочего, фермера др.;

По профессии: экономист, юрист, врач, инженер, технолог, слесарь, водитель и т.п.;

По специальности:

экономист: финансист; маркетолог; бухгалтер;

слесарь: слесарь – сантехник; слесарь – водопроводчик и т.п.

Социально – экономический характер труда отражает сущность развитости производственных отношений и раскрывает процесс взаимодействия человека с обществом. При этом тип общественной организации труда проявляется в способе соединения работников со средствами производства, в специфических формах разделения труда и его социальной структуре, во взаимосвязи отдельных видов труда.

Характер труда – это качественные характеристики труда, которые отражают особенности его функционирования не зависимо от содержания труда. Это его социально – экономические признаки, которые отображают тип общественной организации труда и отношение к нему работников.

Характер труда предопределяют такие факторы:

1) формы собственности: свободный и принудительный труд; индивидуальный и общественный; наемный труд и частный труд др.;

2) отношение к труду: престижный и не престижный;

3) отношения распределения: в соответствии с трудовым вкладом, только по конечным результатам, по собственности;

4) сущность социальных различий в процессе труда.

В зависимости от характера труда различают такие его виды:

Принудительный и свободный;

Частный и наемный;

Индивидуальный и коллективный;

Личный и общественный;

Творческий – рутинный;

Умственный (интеллектуальный) и физический;

Разной степени тяжести, вредности и опасности, напряженности др.

Содержание и характер труда тесно связаны между собой и зависят от развития продуктивных сил и состояния производственных отношений. Изучение этих категорий позволяет на научной основе подойти к осуществлению распределения и кооперации труда; разработке рациональных режимов труда и отдыха; формированию действенных форм мотивации и стимулирования труда.

Разнообразие видов труда требует определенной их классификации. Выделяют следующие критерии классификации:

1) по характеру и содержанию труда;

2) по предмету и продукту труда;

3) по средствам и способам труда;

4) по условиям труда.

Классификация видов труда в зависимости от характера и содержания рассматривается в двух аспектах: социальном и структурном. Первый обусловлен формой собственности на средства производства: труд частный (собственника, арендатора) и наемный труд; труд индивидуальный и общественный. Социальный характер труда обнаруживается в формировании способов мотивации работы (желание, осознанная необходимость, принуждение).

Структурный характер труда формируется под влиянием особенностей содержания труда по степени интеллектуализации труда (умственный и физический; творческий и репродуктивный) и квалификационной сложности трудовых функций (определяется количеством составляющих элементов, их многообразием, новизной и условиями выполнения).

Классификация видов труда по предмету и продукту базируется на профессиональном, функциональном и отраслевом разделении труда. Профессиональное разделение предопределяет выделение труда научного работника (исследователя), инженера, управленца, производителя, педагога, врача др. По функциональному разделению выделяют труд предпринимательский, инновационный, воспроизводственный, коммерческий (последняя отображает и профессиональный признак).

При отраслевом делении видов труда рассматривают процессы лишь по основной деятельности, в связи, с чем выделяют труд промышленный и сельскохозяйственный (труд в растениеводстве и труд в животноводстве), в строительстве, транспорте, в коммуникационной сфере др.

Классификация видов труда по применяемым средствам и способам труда позволяет выделить труд ручной, механизированный и автоматизированный, а также низко -, средне- и высокотехнологичный.

  • Аспекты и пути решения кадровых и управленческих проблем на авиационных и самолетостроительных предприятиях.