Что такое тренинг личностного роста. Секреты саморазвития – польза тренингов

Предлагаю пройти тренинг личностного роста. Опишу основные компоненты тренинга роста, и в особенности, правила заботы о себе. Личностный рост невозможен без умения заботиться о себе.

Личностный рост: зачем?

Тема личностного роста весьма популярна в сети Интернет вот уже несколько лет. Отчасти ее подогревают коучи и тренеры, которые внушают, что успех в бизнесе без тренинга роста невозможен.

Однако личностный рост нужен прежде всего тому, кто личностно не вырос и ищет заботу о себе, подобно ребенку вовне — у других людей.

Личностный рост — это рост и развитие , чтобы укрепит силу своего Взрослого начала.

Личностный рост — это забота о себе

Такой рост личности невозможен без навыка заботы о себе и умения опираться на собственные ресурсы.

Кому нужен личностный рост?

Вам нужно сделать шаг навстречу себе и личностно вырасти, если:

  • Вы постоянно нуждаетесь, чтобы Вас приняли безусловно и поняли близкие Вам люди

  • Вы много жалуетесь на жизнь и обстоятельства

  • Вы не умеете наслаждаться тем, что имеете

  • Несмотря на возраст Вы иногда ощущаете и ведете себя как маленький

  • Большинство Ваших мечт и целей не исполняются

  • Вы вошли и не можете выйти из пике негативного сценария, который повторяется с завидным постоянством

  • Вы несчастны и больны душой и телом, у Вас буквально нет сил жить

Скорее всего именно Вам и прямо сейчас пора решить расти личностно, эмоционально и психологически.

Личностный рост начинается с шага к себе

А это невозможно без заботы о себе, без навыка и правил новой жизни, которые Вы вполне сможете выработать, прочитав информацию ниже.

Правила заботы о себе помогут вырасти личностно

Итак, первый шаг на лесенке личностного роста — это принятие самого главного решения в жизни — жить с опорой на себя и следовать правилам заботы о себе.

Прямо сейчас, сформулируйте намерение и решите для себя — я буду заботится о себе!

Причем забота о себе вовсе не исключает заботы о Вас других людей.

Забота о себе - залог вашего успеха как в бизнесе, так и в других областях Вашей жизни.

Если вы не позаботитесь о себе, то как сможете заботиться обо всем остальном?

Все вы наверняка слышали известную историю про самолет и кислородную маску. Суть в том, что по правилам безопасности в случае аварии вы должны сначала надеть маску на себя, а затем помочь ребенку. И это логично: если сначала вы позаботитесь о себе, то потом у вас будет возможность позаботиться и о нем. А вот если вы сначала наденете маску на ребенка и помощь понадобится вам, то он может с ней и не справиться.

Тот же принцип можно применить и в в Вашей жизни: не стоит ждать от мира, что он сам наденет на Вас кислородную маску счастья — Вам нужно самому позаботиться об этом. Начните с Вашей жизни.

Упражнение 1. Вспомните все свои занятия в течение дня или недели. Что из этого вы делаете для себя, а что для других? Чего бы вы предпочли не делать? Какие занятия забирают ваше время и вызывают у вас стресс? Можно ли избежать их на следующей неделе?

Напишите ответы в комментариях.

Тренинг Личностного Роста — это внутренний рост и обретение личностной силы

Тренинг личностного роста и правила заботы о себе

Если вы не в состоянии удовлетворять свои базовые потребности: хорошо питаться, высыпаться и выполнять другие жизненные задачи, - то и управлять своей жизнью у вас не получится.

Забота о себе - это забота о своих обязанностях, надеждах и мечтах.

Разумеется, каждый из нас живет своей жизнью. Я не знаю всех подробностей ни вашего бизнеса, ни вашего быта, ни личной жизни. Никто не может встать на ваше место, кроме вас. И никто не сумеет позаботиться о вас лучше, чем вы.

Вот некоторые правила заботы о себе:

  • Высыпайтесь . Разные люди имеют разную потребность в сне. Моей жене Ольге нужно спать не менее восьми часов. Моя отец редко спит более 5 часов в сутки. Я где-то посередине: чтобы чувствовать себя хорошо и эффективно функционировать, мне нужно около шести часов, хотя семь или восемь - тоже неплохо. Выясните свой режим сна и постарайтесь не нарушать его.

  • Пейте воду. Я уверен, что вы знаете, как важно поддерживать оптимальный баланс воды в организме. Поэтому не стану распространяться на эту тему. Просто налейте стакан воды и выпейте его, пока читаете эту статью. А потом налейте еще один.

  • Знайте свои границы. Чтобы заботиться о себе как следует, необходимо знать, или ненависть к задачам, которые должны быть выполнены. Когда вы определите, что выводит вас из себя, подумайте, почему так происходит и как этого избежать.

  • Выделите время для себя. Этот совет звучит просто, но следовать ему сложнее, чем кажется. Постарайтесь каждую неделю выбирать время для чего-то особенного. Например, если вас вдохновляет шоппинг в онлайн-магазинах или вы можете часами играть в мяч (как я), то выделите себе время на любимые занятия в течение рабочего дня. Один мой знакомый ходил в бассейн прямо во время обеденного перерыва. Как Вы могли бы использовать время для себя в течение рабочего дня?

  • Отдыхайте! Установите четкие ограничения на работу! Чтобы не терять связь со своей жизнью и уважать свои чувства, можно раз в неделю отдохнуть от дел, которые отнимают много времени или творческой энергии.

  • Научитесь справляться со стрессом. Лично мне помогают подвижные игры, прогулки на природе, и медитация, но я знаю, что есть Пройдите тренинг по цигун , и лучше как можно раньше узнать, какая из них вам подходит. Я часто хожу на работу пешком и в это время стараюсь представлять себе свое будущее.

  • Исцелите Внутреннего Ребенка. Самотерапия или психотерапия Вам в помощь! Ощущение недостатка любви очень сильно выматывает. Нужно насытить своего Дитя любовью , заботой и уверенностью, что он принят и понят — по крайней мере Вами — ему это будет достаточно, а Вы получите мощный прилив сил и энергии для решения повседневных задач.

  • Создайте поле поддержки. Если вы хотите заботиться о себе, одной самоподдержки будет недостаточно, один из лучших способов получить заряд положительной энергии и добиться успеха - создать команду поддержки. Речь о вашей семье, о ваших друзьях или хотя бы о психологе , с которым Вы сможете созваниваться или обсуждать свой прогресс в росте и новые задания по е-почте . Окружите себя людьми, которые вас поддерживают, понимают, что такое долгая работа и как важно воплощать свои мечты в жизнь, готовы предоставлять вам ресурсы и поддержку.

  • Устройте себе творческий отпуск. Иногда жизнь в колесе белки и крысиные бега работы не позволяют, не дают времени и сил задуматься о жизни. Тогда творческий отпуск - прекрасный способ подзарядиться. Это иногда необходимо всем нам. Возьмите тайм-аут и всерьез задумайтесь над целями для личностного роста.

Это далеко не все правила заботы о себе, необходимые для Вашего личностного роста — есть еще много других — придумайте несколько своих правил и поделитесь ими в комментариях к статье.

Упражнение 2 . Выделите время, чтобы поразмышлять о своей жизни. Да-да, я знаю, что вы и так постоянно о ней думаете. Но я имею в виду свободные рассуждения. Выберите цель для роста и рассмотрите ее с разных сторон. Позвольте себе самые нелепые, самые дикие мысли. Не давите на себя и не ожидайте от себя каких-то результатов. Неважно, уделите вы этому упражнению час или все выходные. Суть в том, чтобы освободить свое сознание от волнений и тревог и дать дорогу новым идеям. Считайте такой отпуск подарком самому себе.

СОВЕТ НАПОСЛЕДОК. Чтобы понять, чего вы хотите, куда желаете отправиться или кем хотите быть, нужно мечтать. НЕОБЪЯТНЫЕ мечты - это очень здорово. Они помогают вам чувствовать себя лучше и узнавать о себе то, о чем вы даже не догадывались. Надеюсь, каждый из вас выделяет в день хотя бы по нескольку минут на мечты. Я именно так и делаю. Иначе я не смог бы двигаться вперед. Двигайтесь вперед. Вперед!

Самое удивительное, что нет какой-то особой, конечной, истинной правды и все участники тренингов личностного роста имеют свое собственное мнение. Думаю, что и автор данной статьи имеет свое собственное субъективное мнение, но при этом постарается спокойно и без эмоций отделить зерна от плевел.

История возникновения , как обычно, началась в Америке в середине прошлого века, т.е. сравнительно недавно. Направлены эти тренинги были исключительно на бизнес. Бездуховная машина по выжиманию денег требовала новых адептов, именно с этой целью – «расширять горизонты сознания» и были созданы данные тренинги для всевозможных менеджеров. Чуть позже до умных голов дошло, что тренинги могут быть не только «сугубо бизнес», но и просто «как жить круто». Так и появились тренинги личностного роста, сначала в Америке, затем в Западной Европе, а затем эта модная тенденция распространилась и по всему цивилизованному миру.

«Правильные» тренинги личностного роста, это особый психологический экшен, способный творить чудеса. Вот только допускать к ним можно исключительно здоровых (психически и физически) людей, после предъявления ими соответствующих справок. Да и после завершения «правильного» тренинга, необходимо следить за жизнью выпускников месяца 3-4. Как же происходит в действительности?

1. Для чего необходимы тренинги личностного роста?

Устроители тренингов личностного роста преследуют вполне определенную цель, а именно выжать из человека как можно больше денег. Все остальное им глубоко до лампочки. На тренинги допускаются все без исключения люди, без справок о здоровье, без вопросов, а можно ли им «иметь мозги» на протяжении нескольких месяцев? Далее студенты подписывают бумаги, что за все происходящее они сами несут ответственность и начинается . Да, есть еще и расписка «о неразглашении» того, что происходит внутри тренинга.

2. Кто приходит на тренинги личностного роста?

На тренинги приходят неуверенные в себе одинокие люди, которые уже отчаялись что-либо изменить в своей судьбе. Именно они и хватаются на тренинг как за спасательную шлюпку, которая должна вынести их на волну успеха и удачи. Как правило, самому тренингу предшествует гостевой вечер, когда зомбированные «уже студены» носятся по городу в поисках свежей крови, именно они вовлекают на тренинги новых людей. У каждого студента стоит определенный план по вовлечению, и именно эти 5-10 несчастных людей ему необходимо привести на гостевой вечер. Как вы сами понимаете, каждый новый студент, это новые деньги.

Если вы попали на гостевой вечер, значит вы уже практически на тренинге. Сейчас проведут профессиональную обработку, и вперед, за светлым будущим. На гостевом вечере студенты, т.е. уже полноправные участники тренинга рассказывают, каких потрясающих результатов они добились. Пожилая женщина споет вам песню, молодая девушка расскажет, что вот-вот выйдет замуж, а мужчина в засаленном пальто объяснит, как открыть свое дело. И, правда, они вам лгать не будут, они действительно это сделали.

3. Из чего состоит тренинг?

Стандартный тренинг по промыванию мозга состоит из «Базового курса», «Продвинутого курса» и «Лидерской программы». «Базовый» длится неделю, «Продвинутый» – две недели, а «Лидерская программа» три месяца.

Первую неделю, именно на базовом курсе идет мощнейшая обработка мозга. Студенты полностью оторваны от реальной жизни, с 8 утра до полночи они проводят в помещении с закрытыми окнами, чтобы не было понимания, что сейчас, день или ночь. Ничего плохо на тренинге не происходит, говорятся правильные слова и истины, «все в твоих руках», «встань и сделай», вот только методы донесения информации очень похожи на . Кроме того, на базовом курсе используются психологические упражнения, которые запросто могут сломать психику или нанести ей необратимый вред, все зависит от индивидуальных особенностей каждого человека.

На базовом курсе чередуется метод кнута и пряника, это когда на студентов сначала орут и говорят все самое плохое в глаза, затем хвалят и обнимают. От такого изобилия эмоций, адреналин просто зашкаливает, и все, человек подсаживается на тренинг. Тем более, что кроме эмоциональной поддержки со стороны соучастников тренинга, существует и прямой шантаж. Если участник уходит с курса, то могут выгнать и всю его команду.

На продвинутый курс идут практически все участники базового, лишь у немногих хватает ума и смелости прекратить это эмоциональное насилие над собой. Продвинутый курс это адская смесь из бесчеловечных «стрейчей» (упражнений, растяжек сознания) и вполне даже адекватных общественных проектов. Т.е. группа студентов может бесплатно почистить городской пруд, помочь детскому дому, собрать деньги на приют для животных.

При этом некоторые , которые проводятся на продвинутом курсе, вообще запрещены для массового использования.

Совершенно серьезно, они могут вызвать нешуточные расстройства психики! Вплоть до последующего лечения в психиатрической клинике!

Лидерская программа, это более-менее спокойная программа, построенная на общих выходных и нацеленная на вовлечение новых адептов. В конце «лидерки» всем обещают третьи выходные, которые проводят на базе. Кроме бесчеловечных методов по отуплению студентов (не дают спать, не дают отдыхать, почти нет питания и так подряд двое суток), эти выходные действительно являются самыми запоминающимися со всего тренинга и вроде как, окрашены положительными эмоциями.

Еще есть так называемый, «веревочный курс», это единственный курс, который действительно стоит пройти без страха и упрека. Отличная вещь.


4. Подводим итоги.

После прохождения тренинга личностного роста более 90% людей искренне пытаются (помните, в самом начале, кто поет, кто свое дело открывает). Через три месяца, когда эффект от тренинга идет на убыль, половина студентов возвращается «капитанить», т.е. бесплатно отираться среди новеньких и выполнять самую черную работу (принес-унес-прибрал). Таким образом, они снова присутствуют на тренинге и снова ловят адреналин, но уже как капитаны. Другая половина, у которой тоже ничего не получилось, оглядывается и замирает в ужасе. В процессе выстраивания новой реальности они успели полностью разрушить свою жизнь, уволиться с работы, расстаться с мужем или женой. И лишь 10% людей прошедших тренинг, действительно чего-то добиваются в будущем. Справедливости ради хочется отметить, что эти 10% попали на тренинг случайно или ушли с него раньше окончания, да и изначально были лидерами сами.

Вывод: тренинг личностного роста, это однозначно русская рулетка. Хотите в нее сыграть, добро пожаловать. Автор статьи не утверждает, что все, что происходило на тренинге плохо, нет. Очень много было хорошего и полезного, но сама концепция «бери кого хочешь, лишь бы выжать деньги», запрещенные психологические приемы смазывают всю картину происходящего. Кстати, многие выпускники тренингов так никогда и не возвращаются в нормальную жизнь, они всегда где-то рядом с новой командой, которая расширяет свое сознание.

Для чего нужны тренинги личностного роста — этот вопрос стал актуальным относительно недавно, примерно в начале 2000 годов этого века. Развитие человека в состоявшуюся личность стало не только нужным, но и “модным”. Мода эволюционировала и поработила сознания, также, как и материальная выгода, поэтому даже посещение тренингов не может гарантировать вам результат.

В этой статье вы узнаете зачем необходимы тренинги личностного роста, какие тренинги посещают люди, которые загнали себя в психологические рамки и что необходимо делать, чтобы избежать встречи с мошенниками.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Тренинги стали очень популярными в наше время. Есть тренинги о женщинах, для женщин, есть тренинги для улучшения качества жизни, для бизнеса и даже для перехода в состояние осознанного сна. Среди всего этого идейного изобилия можно запутаться и даже растеряться.

В основном, все они созданы с одной целью, показать современным дамам и джентльменам, что они в чем-то заблуждаются, что им нужна срочная помощь и серьезная подготовка, т.е. тренинг. Но все ли люди по окончании тренинга становятся мудрее и успешнее? Переносят ли в жизнь, все те уроки, о которых еще недавно слушали с восхищением и принятием? Меняются ли они сами?

Конечно же нет, ведь в этом нет ровно никакого смысла. Можно перенять идеи и желания другого человека, но так и не стать счастливее. Главной проблемой любых тренингов является именно подражание, а не создание уникальной идентичности каждой личности.

Тренинг личностного роста или пустышка

Коучи и тренеры психологического роста разного калибра оккупировали сегодня медийное пространство. Они пытаются завладеть умами соотечественников лишь с одной целью: выманить из их карманов как можно больше наличных. Но и клеймить каждого человека, который решил помочь людям полностью реализовать свой потенциал и добиться успехов неправильно.

Тренинги бывают двух типов: обучающий и “бла-бла-бла”. В первом случае занятие может длиться 1 день. Вначале идет подача теории, затем следует закрепление информации посредством практических заданий. А вот если вам навязывается новомодный тренинг от коуча из столицы продолжительностью 2-3 дня, то смело отказывайтесь. За двойную цену вы услышите лишь повторение одних и тех же прописных истин, которые вам и так уже давно известны.

Так вот тренинги под общим названием «Проганда» не несут для человека, ищущего знаний, ровным счетом никакой полезной, ценной или прикладной информации.

Тренер-гуру посидел пару вечеров в интернете, нарезал из разных источников информации и цепляющих тем. Все, тренинг готов! Теперь можно ехать в глубинку нашей Родины для обкатки свежего материала на неискушенных страждущих успеха здесь и сейчас гражданах.

Адекватно мыслящий бизнесмен и просто человек будет искать решение своих проблем не в дорогостоящем и сомнительном тренинге. Он отправится к юристу, к профессору университета или же к психотерапевту. Мгновенных результатов, конечно, не будет. Но это верная дорога в сторону выхода из кризиса, путь к обязательному успеху. А тренинги личностного роста, которые рассказывают о сиюминутном успехе только по мановению волшебной палочки созданы специально для лентяев и людей, которые боятся выйти из своей зоны комфорта.

Методика Т-групп в контексте личностного роста

Зарождение методики Т-групп связано с именем известного американского ученого Курта Левина. На его работы повлияло творчество Георга Зиммеля, классика социологии, рассматривающего общество в качестве системы функционально обусловленных отношений, которые объединяют людей в общности.

Будучи частью социума, каждый человек включен в определенную группу, участники и лидеры которой взаимодействуют друг с другом. Американец приспособил концептуальные наработки Зиммеля к собственным психологическим исследованиям в полевых условиях, т.е. естественной среде социальных процессов.

Левин был убежден, что большая часть качественных преобразований в личностных установках совершается в ходе групповой динамики. Согласно его концепции, для выявления и изменения собственных дезадаптивных установок человеку необходимо видеть себя с позиции других людей.

Это значит, что личностный рост каждого зависит от его возможности воспринимать себя с точки зрения другого человека.

Обобщенное понятие «Т-группа», на данный момент, можно отнести к разнообразным группам, в зависимости от целевого назначения. Некоторые из них направлены на повышение уровня организационных навыков, иные приспособлены для улучшения взаимоотношений и исследования динамики малых групп. В последнем случае необходимо анализировать участие каждого члена группы сквозь призму модели поведения, стилистики взаимодействия, влияния на процесс коллективного принятия решений.

Другие Т-группы, основанные на базисе теории личности и клинической психологии, акцентируются на общем развитии человека. Здесь на передний план выходит не усиление группового взаимодействия или умений личности, но выявление собственных ценностей и усиление чувства идентичности.

Т-группа - это как кружок по интересам, который способен раскрыть потенциал любого его члена, это ничто иное, как тренинг личностного роста, только в более широком значении.

Стоит отметить, что Т-группа всегда сохраняет , даже если она ориентирована на развитие сугубо личностных качеств человека. Этот метод является довольно эффективным, так как позволяет людям взаимодействовать между собой, предупреждая возможные ситуации в обществе другого спектра (учеба, работа, семья).

Растем и развиваемся: нужны ли повторения для достижения успеха?

Постоянное увеличение веса и подходов, можно заметить в тренировках каждого бодибилдера. Вы можете спросить, почему? Почему основой продуктивности до сих пор остается увеличение количества блинов и подходов?

Потому что еще не разработана программа универсального тренинга для каждого человека. У всех людей разная физиология, кому-то хватает подольше поиграть в настольный теннис и мышцы руки увеличились в обхвате (да, такое явление имеет место быть), а кому-то приходится работать с огромным весом, чтобы добиться видимого результата.

Тренинг должен быть не только повторяемым, но и сбалансированным. Это правило можно применить и к тренингам личностного роста, так как установить индивидуальную программу развития можно только при условии полного погружения в личность человека, его характер и среду обитания.

На тренингах такого типа заниматься приходиться усерднее, ведь основой для будущего развития является ваше сознание, ваше мировоззрение и ваше старание. Большую часть пути приходится проходить именно вам, а наставник поможет направить силы в правильном направлении.

Личность человека - это загадочная материя, сквозь которую невозможно проследить сходства, невозможно запутаться в именах и фамилиях. Повторяя изо дня в день “Я могу”, вы настраиваете себя на то, что у вас все получится. Именно такие установки вырабатывают в вас привычку любить себя и ценить окружающих. Без нее невозможно добиться успеха, ведь он рождается в уверенности.

Повторения - это неотъемлемая часть тренингов для личностного роста, с их помощью достигается внутреннее равновесие и понимание, поэтому вам необходимо смириться с тем, что вырабатывать полезные привычки жизненно необходимо.

Психотерапевтические тренинги и личностные рост

Обычно, психотерапевтическим называют тренинг, основными целями которого являются повышение стрессоустойчивости и преодоление психических сложностей участников. Такие тренинги лечат психические травмы людей, помогают справиться с дезадаптивными привычками, устраняют чувства вины, тревожности, мнительности, неполноценности, всевозможные фобии.

Меньшая доля тренингов, которые можно отнести к психотерапевтической направленности, осуществляется в строгом, авторитарном, порой даже провокационном стиле. С другой стороны, определенные тренинги участники могут считать суровыми, поскольку происходит переживание неприятных ситуаций.

В ходе проведения тренингов участники выполняют определенные поручения, которые могут казаться им странными или неочевидными (рисовать, разыгрывать сценки), но, несмотря на это, в своей совокупности они приносят желаемый результат – улучшение психического состояния, снижение уровня тревоги.

Психотерапевтические тренинги обыкновенно не направлены на приобретение инструментальных навыков, помогающих в конкретных ситуациях. Упор ставится на разрешение общих психологических проблем, которые словно пробка, мешают человеку раскрыться и расти во всех сферах жизни.

Впрочем, в ходе выполнения заданий участники поневоле приобретают полезные качества, такие как умение грамотно и развернуто изложить свою точку зрения, быть открытым, чувствовать партнера и т.д.

Тем не менее, психотерапия помогает людям вернуться к комфортному состоянию психики, но не ставит перед собой задач оформления отсутствующих или неразвитых навыков. Говоря о творчестве и самостоятельности, в качестве примера, можно отметить, что они не являются врожденными задатками, они приобретаются ребенком при взаимодействии с взрослыми в ходе социализации. Психотерапия, как таковая, может подготовить плодотворную почву для роста этих навыков, но не содействует ему напрямую.

Поэтому прежде чем посещать тренинги личностного роста стоит задуматься над проблемами вашего психофизического состояния, ведь только человек, который избавился от ненужного груза в состоянии двигаться вперед.

Выводы

  1. Необходимо разобраться в психологических проблемах, прежде чем пытаться настроить себя н
  2. Вырабатывайте полезные привычки путем повторений и напоминаний. Не препятствуйте этому процессу развития.
  3. Посещайте групповые тренинги, общайтесь с людьми, становитесь уверенными!
  4. Старайтесь видеть большего положительного вокруг и находить выход из различных ситуаций не “взваливая” на себя лишний груз ответственности.

С усложнением цивилизационного развития в XX столетии произошло повышение требований к профессиональным навыкам, а также производительности труда рабочих и служащих.

Для достижения отличных результатов человеку необходим постоянный личностный рост (Абрахам Маслоу).

Мотивировать личность на положительные изменения, помочь ей сформировать или раскрыть в себе полезные для жизнедеятельности качества – вот в чем заключалась польза

Первые тренинги появились в первой половине прошлого столетия и получили огромную популярность благодаря трудам Дейла Карнеги, Курта Левина, Карла Роджерса, Александра Эверетта, Манфреда Форберга. Слово «тренинг» происходит от английского «обучать, воспитывать», поэтому такая форма предполагает активные методы обучения для совершенствования личной и профессиональной сферы человека.

Двигательной силой тренингов выступало, прежде всего, желание больше зарабатывать при минимальном расходовании ресурсов человека. Они были направлены на развитие потенциальных способностей человека, расширение его возможностей, а также эффективного использования скрытых талантов и резервов. В результате применения обучающих программ А. Эверетта обычные служащие превращались в эффективных продавцов, финансовое благосостояние которых многократно повышалось.

В соответствии с целью предполагаемых изменений тренинги делятся на профессионально ориентированные, психотерапевтические и тренинги личностного роста.

Профессионально ориентированный тренинг всегда имеет четкую цель, которая достигается в результате применения ряда методик, таких как ролевые игры, диалог, ситуационное моделирование, повышение личной и профессиональной эффективности. Участники обычно ставят перед собой задачи развития лидерских качеств, карьерных успехов, формирования какого-либо важного навыка, умения говорить и убеждать и т.д. Очень удобно проводить такие занятия в групповой форме, когда происходит активное общение и взаимодействие между участниками.

Психотерапевтический тренинг предполагает использование максимально гибких методов, исключающих стрессовые реакции у участников. Его целью является плавная естественная трансформация личности, формирование необходимых индивидуальных особенностей и преодоление негативных психологических проявлений. На занятиях складывается непринужденная гармоничная атмосфера, эмоциональный комфорт, что позволяет объективно проанализировать опыт прошлого, понять свои ошибки.

Тренинг личностного роста позволяет добиться изменения жизненной позиции человека, его привычек и стереотипов, которые мешают обрести счастье и успех. От такого типа занятий стоит ожидать качественных позитивных изменений в психике человека, которые позволят ему перейти на новый этап развития.

Смысл и особенности тренингов личностного роста


Они имеют целью увеличение потенциала личности, раскрытие и совершенствование самых лучших качеств. Специально разработанные методики позволяют буквально запрограммировать человека на успех, после чего он обретает уверенность и спокойствие в любых ситуациях.

Данные методики делятся на два основных направления:

  • тренинги естественного личностного роста;
  • тренинги активного личностного роста.

Тренинговые занятия, которые способствуют естественному личностному росту, оказывают общий оздоравливающий эффект, снимают комплексы и блоки, дают возможность проявиться потенциалу личности, создавая условия для жизненного успеха. Часто они носят название трансформационные, намекая на работу с глубинными механизмами сознания и бессознательного.

Вид тренингов личностного роста, предполагающий активное развитие человека, содержит задачи, связанные с формированием ряда умений и навыков. Целями здесь являются развитие лидерских качеств, навыков целеполагания и целедостижения, повышение квалификации, эффективности деятельности, уверенности в себе. Активное применение находят методики, оказывающие активное позитивное воздействие на волевую сферу человека.

Польза тренинговых занятий очевидна для развития и самосовершенствования человека. Взаимодействие в группе дает возможность осуществить:

  • Формирование необходимых знаний, умений и навыков, социальных установок.
  • Получение нового опыта общения и взаимодействия с другими людьми.
  • Развитие уверенности в себе, снятие комплексов.
  • Воспитание и закрепление личностных качеств.
  • Возможность саморефлексии, углубленного самоанализа.
  • Выявление собственных положительных задатков, избавление от качеств – тормозов развития.

Вместе с тем, относительно влияния тренингов на психику человека и его последующее поведение нет однозначного мнения. Многие скептики сомневаются в невероятных возможностях таких методик. Если формирование каких-либо конкретных профессиональных или личностных качеств, умений, навыков более-менее понятно, то тренинги по саморазвитию в целом вызывают недоверие. Как правило, тренер на занятиях очень много рассказывает, а моделированию жизненных ситуаций уделяется минимум времени.

Также пессимисты замечают, что почти невозможно за несколько недель полностью поменять себя, перестроить свой жизненный путь, поскольку психические структуры обладают определенной долей консерватизма. В то же время, разумные опасения вызывает слишком бурная реакция людей на происходящие события после окончания занятий. Некоторые участники начинают смело увольняться с работы, менять семейного партнера, прекращать многолетние контакты с друзьями, что никак нельзя однозначно назвать позитивными изменениями.

Для того, чтобы от посещения занятий действительно могла ощущаться реальная польза, следует учитывать некоторые моменты при выборе тренинговых программ:

  • Тренинг должен соответствовать актуальным потребностям человека.

Необходимо решать проблемы, имеющие значение на сегодняшний день (профессиональный рост, увеличение дохода, улучшение семейных отношений), чему может помочь объективный самоанализ.

  • Программа должна быть максимально понятна участвующему.

Это развернутая информация о целях обучения, принципах, методах, действиях, которые будут реализовываться на тренинге. Исчерпывающая ясность исключит неожиданное попадание в руки мошенников или в секту.

  • Важно не допустить бесцеремонного вторжения в психику обучающегося.

Существуют специальные правила по безопасному выходу из тренинга, которые обязательно нужно знать. Не стоит безоговорочно доверяться тренеру как гуру, ведь он просто направляет развитие человека, но не несет ответственности за его жизнь. Крайне важно не принимать скоропалительных решений, что часто характерно для эмоциональных людей.

  • Собираясь на тренинговые занятия, нужно быть готовым к возможным изменениям в своей жизни, принимать их без сомнения и страха.

Придется выйти из «зоны комфорта», чтобы начать активно работать над собой. Цели участия должны быть предельно конкретизированы, например: не просто «улучшить карьеру», но «получить должность начальника отдела».

  • Результаты тренинга следует подкреплять непрерывным самообразованием, самомотивацией, самодисциплиной. Полученные знания обязательно должны быть апробированы на практике.

Понять, что тренинговая программа идет человеку на пользу, несложно. Опытные специалисты обязательно объяснят, с чем связаны его проблемы, а также предложат альтернативные действенные варианты поведения. Чтобы участник привык к данной модели, знания будут закрепляться путем групповой работы. После этого человек не только начнет вести себя иначе, он станет думать по-другому.

Неважно, какую цель преследовало участие в тренинге – улучшение здоровья, отношений с окружающими, приобретение профессиональных навыков, улучшение самооценки или повышение дохода, – эти занятия позволяют поверить в собственные возможности и силы, выбрать лучшее, достойное, подняться на новую ступень развития.

Ковалев В.Н., Киселева Т.

РАЗВИВАЮЩИЕ И КОРРЕКЦИОННЫЕ ТРЕНИНГИ

Севастополь

Рецензенты:

Демьянчук Анатолий Степанович – доктор педагогических наук, профессор, ректор Ровенского экономико-гуманитарного института.

Лопатина Наталья Николаевна - кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии ЧФ МГУ.

Ковалев В.Н. – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой прикладной психологии Севастопольского городского гуманитарного университета.

Ковалев В.Н. Развивающие и коррекционные тренинги. - 2- е издание, исправленное и дополненное. – Севастополь, 2009.

В пособии предлагаются развернутые разработки тренинга личностного роста, семинара-тренинга коммуникативной этики, валеологического практикума по стрессменеджменту, акмеологического тренинга.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Предисловие

Раздел 1. Тренинг как интерактивная форма обучения, развития и психологической коррекции

      Сущность, принципы и назначение социально-психологического тренинга…………………………..

      Подготовка к тренингу………………………………

      Правила работы Т-группы……………………………

Раздел II . Тренинг личностного роста

2.1. Кому и зачем нужен личностный рост?......................

2.2. Программа тренинга личностного роста……………..

Раздел III . Семинар - тренинг “стрессменеджмент”- эффективная антистрессовая программа для всех: (валеологический практикум)

3.1. Сущность стрессменеджмента………………………..

3.2. Программа семинара-тренинга “Стрессменеджмент”

Раздел IV . Тренинг коммуникативной этики

4.1. Общие положения……………………………………..

Раздел V . Тренинг профилактики и коррекции тревожности женщины в перинатальный период ………

Раздел 1 тренинг как интерактивная форма обучения, развития и психологической коррекции

      Сущность, принципы и назначение социально-психологического тренинга

Тренинги как один из интерактивных методов обучения и развития личности широко стали применяться в учебных заведениях, психологических центрах, на предприятиях, в учреждениях и фирмах. Они достаточно разнообразны по своему целевому назначению (от обучающих и развивающих до психокоррекционных и психотерапевтических), содержанию, формам (тренинги, семинары-тренинги, тренинги-марафоны и др.) и техникам проведения (игровой, аналитический и т.д.).

Тренинги бывают столь непохожи, что порой трудно на первый взгляд выделить общие закономерности. Поэтому непосвященные люди понимают под тренингом совершенно несопоставимые формы занятий – от интерактивной лекции, разукрашенной красивыми плакатами, и обыкновенных просеминаров до психолого-педагогичес-ких студий и дидактических игр.

Тренинг является многофункциональным методом осуществления преднамеренных изменений психологических феноменов социального субъекта (отдельной личности или группы) с целью его развития и гармонизации. Он представляет собой совокупность определенным образом отобранных и систематизированных интерактивных методов психолого-педагогического воздействия, которые используются для формирования навыков самопознания, самосовершенствования. В частности, тренинг личностного роста обеспечивает актуализацию осознаваемых и неосознаваемых личностных потребностей, ценностей, устремлений. Он создает предпосылки для проведения анализа своих собственных возможностей, условий реализации поставленных целей, наметить пути и определить инструментарий саморазвития, рационально спланировать свои действия в заданном направлении и, главное, апробировать этот инструментарий в контактной социальной группе.

Феномен т ренинга заключается в том, что непосредственные участники получают такую подготовку, которая отвечает требованиям современной жизни.

Первые тренинговые группы были организованы учениками Курта Левина и получили название Т-группы. Понятие социально-психологического тренинга впервые 2ввел М. Форверг. В отечественной практике СПТ получил широкое распространение в начале 80-х годов ХХ века. Этот, качественно новый этап развития практической психологии был ознаменован выходом фундаментальной работой Л.А. Петровской, посвященной теоретическим и методическим аспектам СПТ.

Специфическими чертами тренинга являются:

    наличие постоянной группы и определенная ее пространственная организация;

    обязательное соблюдение ряда принципов и правил групповой работы;

    ориентация на психологическую поддержку участников;

    объективация субъективных чувств и эмоций членов Т-группы;

    атмосфера раскрепощенности, доброжелательности, свободы общения.

Основная цель социально-психологического тренинга (по А.С. Прутченкову) – развитие личности. Наряду с этой основной целью выделяется ряд сопутствующих:

    повышение социально-психологической компетентности участников;

    развитие у них способности эффективно взаимодействовать с окружающими;

    формирование активной социальной позиции участников;

    развитие у них способности производить значимые позитивные изменения в своей жизни и жизни окружающих людей.

Цели социально-психологического тренинга конкретизуются в частных задачах:

    овладение определенными социально-психологи-ческими знаниями;

    развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей;

    диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям;

    изучение индивидуализированных приемов межличностного взаимодействия для повышения его эффективности;

    приобретение коммуникативных умений и навыков;

    овладение тактиками и стратегиями конструктивного поведения в конфликтах;

    коррекция, формирование и развитие просоциальных установок, необходимых для успешного взаимодействия с людьми в разных сферах жизнедеятельности;

    мотивация к личностной динамике и вооружение участников инструментарием реализации задач, связанных с личностным ростом;

    формирование профессионально значимых качеств и умений;

10) формирование эмпатии, сензитивности, рефлексии, толерантности;

Тренером могут быть поставлены и другие задачи. Они определяются руководителем группы в зависимости от потребностей ее членов.

Тренинг предполагает не только активную интеллектуальную деятельность его участников, но также работу с эмоциями и чувствами. Он позволяют очень быстро (за считанные дни) сплотить коллектив ученического класса, студенческой группы, воинского подразделения или персонал фирмы. Высока эффективность тренинга в коррекции поведения, в формировании учебных или профессиональных навыков, в семейной психотерапии и в решении личностных проблем.

Достоинством СПТ, как формы проведения практических занятий, является высокая эффективность использования времени для самораскрытия, самоанализа и саморазвития личности. Разнообразные методические приемы тренинга (ролевые игры, дискуссии, психогимнастические упражнения, анализ конкретных ситуаций, брейнсторминг и др.). выступают как современные технологии учебно-воспитательного процесса подготовки психологов.

Тренинг привлекает участников своей эффективностью, конфиденциальностью, внутренней открытостью, комфортной психологической атмосферой.

Для успешного проведения тренинга важно соблюдать определенные принципы. Среди принципов организации социально-психологического тренинга назовем основные.

1. Принцип добровольного участия , как во всем тренинге, так и в его отдельных занятиях и упражнениях. Участник должен иметь естественную внутреннюю заинтересованность в изменениях своей личности в ходе работы группы. Принудительно позитивная личностная динамика, как правило, не происходит, поэтому не следует добиваться этого от участников авторитарными методами.

2. Принцип диалогизации взаимодействия, то есть полноценного межличностного общения на занятиях группы, основанного на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу.

3. Принцип самодиагностики предполагает рефлексию и самораскрытие участников, осознание и формулирование ими собственных личностно значимых проблем.

4. Принцип безопасности гарантирует защищенность каждого члена Т-группы, сохранение конфиденциальности их информации. Все, что осуществляется на занятии не выносится за пределы группы. Он предусматривает ограничение обговаривания событий, проблем, вопросов лишь в рамках тренинга. Он ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, которые происходят в группе в конкретный момент.

5. Принцип открытости предусматривает, что участники должны быть открытыми, честными. Они не должны кривить душой и лгать. Предполагается, что раскрытие своего «Я» другими является признаком сильной и здоровой личности.

Самораскрытие направлено на другого человека, но позволяет стать самим собой и встретиться с собой настоящим. Открытость, эмпатия, толерантность способствуют обеспечению честной обратной связи с другими членами группы, т.е. передачи той информации, которая является важной для каждого участника и запускает механизм развития самосознания и механизмы взаимодействия в группе.

Принцип открытости означает доверительное общение между членами Т-группы, что является одним из фундаментальных элементов тренинга. Он предполагает правила обращения на «Ты», что психологически уравнивает всех участников в правах и вносит в общение некоторый элемент интимности.

6. Принцип партнерских отншений предусматривает реализацию субъект-субъектного взаимодействия между тренером и членами Т-группы. В процессе занятий, тренер должен организовать такое общение участников, при кот ором учитываются интересы, чувства, эмоции и переживания всех и каждого члена Т-группы.

Данный принцип гарантирует равные права каждого участника на высказывание собственной точки зрения, проявлять свои чувства, выражать протест, вносить предложения.

7. Принцип активности предполагает обязательную активность всех участников и принятиекаждым на себя ответственности за результаты деятельности Т-группы. Реализация этого принципа позволяет осуществлять развитие каждого участника без непосредственного влияния психолога на участников, а за счет создания условий для самосовершенствования средств организации коммуникативного взаимодействия.

8. Принцип акцентирования содействует глубокой рефлексии участников, учит их концентрировать внимание на себе, своих мыслях, чувствах, предусматривает развитие навыков самоанализа. Он созвучен с принципом персонификации высказываний , суть которого в том, что участники тренинга должны быть сосредоточены на процессах самопознания, самоанализа и рефлексии. Даже оценка поведения должна осуществляться через словесное выражение собственных чувств и переживаний. Использование данного принципа помогает решить одно из главных задач тренинга – научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть.

Важным является вопрос о принципах формирования группы. Руководителю целесообразно провести предварительные индивидуальные собеседования с будущими участниками о том, почему они хотят участвовать в т ренинге, каковы их ожидания. Желателен также общий разговор с группой о целях и задачах предстоящего тренинга, о возможных психологических эффектах, неконтролируемых эмоциональных всплесках, которые могут переживать члены Т-группы.

Мы выделяем следующие принципы комплектования групп:

Принцип добровольности;

Принцип информационной прозрачности. Согласно данного принципа, каждый участник имеет право знать до тренинга все, что с ним может происходить, а также о тех процессах, которые будут осуществляться в Т-группе;

Принцип однородности. Он предполагает включение в группу людей одной профессии, равных по статусу и рангу, примерно одного возраста;

Принцип пригодности. Не рекомендуется включать в Т-группу субъектов, которые имеют выраженные физические дефекты и нарушения психического здоровья, а также тех, кто ощущает свою непригодность к работе в группе. Не рекомендуется включать в группу близких родственников и особ, которые находятся в служебной зависимости друг от друга или имеют стойкую неприязнь друг к другу.

Рекомендуется подбирать в группу людей в возрастном диапазоне до 40 - 45 лет. Желательно, чтобы группа была гендерной по составу. Наиболее оптимальный вариант - участие в т ренинге незнакомых между собой людей.

Проведение тренингов чрезвычайно ответственное дело, так как в данной форме деятельности порой затрагиваются самые тонкие струны души человека. Вместе с тем тренинг одна из увлекательнейших, необычных, интересных форм совместной работы людей, желающих добиться успеха в работе, межличностных отношениях и в жизни. Овладение методикой проведения тренингов поднимет педагога или практического психолога еще на одну ступеньку профессионального совершенства.

      Подготовка к тренингу

Подготовка к тренингу начинается с разработки программы и тренинга и содержания его занятий и упражнений. Упражнения можно самостоятельно не разрабатывать, а составить занятия из имеющихся в учебно-методической литературе упражнений. Важно, чтобы каждое занятие имело целостный завершенный вид и было направленно на решение конкретных задач.

Большинство СПТ имеет в своем составе: упражнения на знакомство; коммуникативные упражнения; аналитические упражнения; подвижки и релаксы; упражнения на разогрев и сплочение группы; упражнения, мотивирующие к личностной динамике, специализированные упражнения, направленные на формирование или развитие необходимых умений, навыков или качеств; телесно ориентированные упражнения, модарационные упражнения; упражнения на развитие эмпатии и рефлексии; коррекционные и развивающие упражнения. Рекомендуется на занятиях комбинировать различные виды деятельности участников (интеллектуальную, физическую, художественную, театральную и другие).

После разработки тренинга необходимо набрать группу, провести с будущими участниками тренинга индивидуальные собеседования.

Обязательно заранее необходимо подготовить материальную и дидактическую базу тренинга. Надо определить время и место, где будет проводиться тренинг, подготовить помещение. Важно подготовить флипчарт, бумагу, письменные принадлежности, бейджики, раздаточный материал и другое.

Тренеру будет удобно работать, если все упражнения для каждого занятия будут отпечатаны на картонных карточках. Карточки должны быть пронумерованы. Хорошо, если карточки с упражнениями разных типов отличаются по цвету или имеют другие отличительные признаки.

За одно занятие обычно проводится 5-7 упражнений. Но желательно, чтобы число упражнений подбиралось с некоторым запасом. Правильным будет иметь вариативный набор упражнений для оперативной их замены на занятии при изменившихся обстоятельствах.

      Правила работы Т-группы

Правила работы Т-группы вытекают из принципов организации и проведения тренинга. Поэтому, нередко, их названия созвучны.

Перечислим эти правила:

1. Правило добровольности.

В тренинге участвуют только те, кто хочет. Участник должен иметь свою внутреннюю заинтересованность в изменении своей личности.

2. Правило равенства.

Правило предполагает, что все члены группы, независимо от их возраста, статуса, социального положения, равны. Общение между участниками тренинга на «ты» и по имени.

3. Правило «здесь и теперь»

Оно означает, что действие происходит в настоящем времени и, что все возникающие вопросы и проблемы должны решаться в группе в момент их возникновения или осознания.

4. Правило персонификации и лаконичности высказываний.

Каждый говорит от своего имени, кратко и только по существу.

5. Правило открытости, искренности в общении, эмпатии.

Это правило предусматривает открытость позиций, взглядов, высказываний каждого; откровенность; авансирование доброго отношений ко всем членам группы; безоценочное восприятие участников группы, их мыслей и чувств; ориентацию членов группы на взаимную поддержку.

6. Правило активности.

Каждый обязан активно участвовать на всех занятиях, высказывать свои мысли и выражать чувства. «Отсиживаться» на занятиях и быть сторонним наблюдателем запрещается. Участник тренинга должен активизировать свои интеллектуальные и эмоциональные силы на самореализацию, поддержку других членов Т-группы и развитие процесса тренинга.

7. Правило «стоп».

Оно вводится с целью обеспечения психологической защиты личности и является уточнением к предыдущему. Данное правило означает, что каждый член группы имеет право отказаться от участия в одном из упражнений, а также отказаться отвечать на тот или иной вопрос членов группы.

8. Правило конфиденциальности (правило «Купе»).

Оно означает, что все, о чем говорится на тренинге не должно разглашаться, обсуждаться с другими (даже самыми близкими) людьми, не являющимися членами группы. Особенно это касается сугубо личной информации.

Это правило может быть ужесточено, – когда даче члены группы не имеют право обсуждать информацию друг с другом вне занятий. Можно это правило упростить, - когда разрешается говорить о тренинге друг с другом и с другими людьми, если только обсуждаемая тема не касается сугубо конфиденциальной информации о членах группы.

Члены группы могут принять эти правила, внести в них изменения или добавить новые. Необходимо оставить возможность членам группы корректировать правила работы на любом из занятий. Задача тренера напоминать о правилах членам группы, контролировать их выполнение. Не рекомендуется принимать такие правила, которые заведомо не выполнимы.