Рентабельность инвестиций нормативное. Что такое рентабельность инвестиций

Мы выпустили новую книгу «Контент-маркетинг в социальных сетях: Как засесть в голову подписчиков и влюбить их в свой бренд».

Подписаться

Больше видео на нашем канале - изучайте интернет-маркетинг с SEMANTICA

Значение ROI в маркетинге

За последние несколько лет интернет-реклама откусила немалые доли рынка радио, печати и телевидения: темпам ее роста позавидует любая дрожжевая бактерия. Миллионные бюджеты на контекст уже давно никого не удивляют, поэтому каждый рекламодатель задается резонным вопросом: как поточнее высчитать эффективность вложений в рекламу и, естественно, эту эффективность повысить до космических высот.

CR = кол-во лидов или заказов или целевых действий / кол-во целевого трафика *100%

Получили вы 100 обращений, кол-во целевого трафика равно 1 000, то конверсия равна 10%.

И какой же можно сделать вывод по рентабельности рекламного канала из выше указанной формулы? Да, никакой.

Универсального лекала для выбора KPI не существует: для каждого вида деятельности в конкретной ситуации подходит определенная метрика или даже набор метрик.

Рассказ обо всех существующих в природе KPI вызовет у вас зевоту, поэтому я отобрала самые популярные из них, те, что чаще других используются для анализа эффективности рекламных кампаний в интернете.

Несколько примеров расчета KPI для любознательных

  1. CPA (Cost per action) - стоимость действия.

CPA нам позволяет определить стоимость целевого действия.

  1. CPO (cost per order) - стоимость заказа

Здесь уже считаем, во сколько нам обходится покупка.

  1. ROI (return of investment) - возврат инвестиций. Коэффициент-хит! Позволяет оценить рентабельность инвестиционных вложений в рекламу.
  1. Ценность посещения. Коэффициент бесценен для определения ставок в рекламных кампаниях.

Формула:

Ценность посещения = Доход/Количество посещений

  1. ДРР (доля рекламных расходов). Эту метрику любят интернет-ритейлеры.

Коэффициент ROI я похвалила неспроста. О нем подробнее расскажу ниже.

А теперь, собственно, про коэффициент ROI в рекламе

На первый взгляд расчет ROI смахивает на простенькую формулу, о которой я говорила в самом начале: доход - затраты/затраты *100. Но не все так просто.

В идеале из дохода нужно вычитать не только затраты на рекламу, а также и общую себестоимость продукта (затраты на его изготовление, перевозку, зарплаты работникам и пр. расходы). Эти дополнительные параметры учитывать просто необходимо, если ваша задача - с ювелирной точностью определить рентабельность вложений.

Способ попроще

Его используют многие интернет-маркетологи, в том числе и при работе с интернет-рекламой:

Вот вам для наглядности:

(800 млрд долларов дохода - 400 млрд долларов стоимости рекламы) /400 млрд долларов стоимости рекламы * 100 = 100%

Очень просто и понятно, можно все в уме посчитать.

Если число у вас вышло положительным, то можно считать что вложения окупились, если отрицательным что то пошло не так:(

Способ продвинутый

Добавляем к формуле период:

ROI (период)= (Инвестиции к концу заданного периода + Доход за заданный период – Размер осуществленной инвестиции) /Размер осуществленной инвестиции

Наворочено. Зато формула дает понять, насколько объем вложенных средств вырос к концу рассчитываемого периода.

Зачем нужно считать ROI

  • одного рекламного канала (Директ, например);
  • нескольких рекламных каналов (вся реклама в интернете);
  • отдельного продукта (тумбочка прикроватная);
  • группы продуктов (мебель для дома).

Таким образом каждый может выявить сильные и слабые стороны рекламной кампании отдельной услуги или товара. Благодаря современным системам веб-аналитики получить данные для анализа ROI стало проще, но все равно возникают трудности. Цели, отслеживающие продажи, настроить в Гугл Аналитикс и Я. Метрике можно, но если ваш клиент не будет готов раскрыть вам маржинальность товара (или то, сколько заработал) или не позволит передавать эти данные в системы аналитики, то ROI посчитать вы не сможете.

Конечно, анализ без дальнейших действий ничего не даст. Это супер-толчок к повышению эффективности работы.

Веселье в том, что далеко не всегда товары, которые, по мнению клиента, должны принести максимальную прибыль, показывают лучшие показатели по возврату инвестиций. И вот здесь волшебная формула ROI убережет вас от слива средств.

Спец по контекстной рекламе, вооруженный знанием о ROI и умеющий его посчитать, будет отдавать всю свою страсть тем рекламным кампаниям, которые показывают самый большой показатель возврата средств. Если тумбочки продаются лучше, чем пуфы, он сконцентрирует максимум внимания на тумбочках, поднимет цену клика и продвинет объявления на самые лучшие позиции. А на кампаниях со скромным коэффициентом окупаемости он сэкономит ваши честно заработанные рубли, поставив небольшую цену клика и уменьшив число объявлений, а ещё изменит тексты и проделает кучу других полезных манипуляций.

В итоге деньги распределяются правильно и прибыль с кампаний увеличивается.

Совет: сделайте анализ ROI ежемесячным ритуалом.

Рентабельность инвестиций - это показатель характеризирующий объем прибыли, которую получает предприятие с каждой вложенной в него денежной единицы, направленной на формирование активов. Именно рентабельность активов и склонна выражать уровень доходности компании в четко установленный промежуток времени. Рентабельность рассчитывается на основе следующей формулы:

Рентабельность активов = Чистый доход / Среднегодовая величина активов * 100%

Рентабельность инвестиций: понятие изнутри

Использование материального ресурса, при котором перекрываются не только расходы, но и формируется прибыль, можно назвать рентабельностью. При этом прибыльность каждой компании рассчитывается с помощью относительного и абсолютного показателя. Относительные величины характеризуют саму рентабельность инвестиций, могут измеряться в формате коэффициента либо рассчитываться в процентном соотношении. Абсолютные показатели выражаются исключительно в денежном эквиваленте.

На перечисленные показатели оказывает существенный отпечаток инфляция, но не объемы доходов. При расчете значений стоит сопоставлять итоговый показатель подсчетов с плановыми цифрами, с показателями предыдущих временных промежутков или данными по другим компаниям. Это позволит объективно взглянуть на эффективность использования своего капитала. Расчет рентабельности инвестиций должен быть максимально полным.

Правила расчета

Сегодня расчет показателя в большинстве случаев проводится исходя из нескольких трактовок понятия. Используется всего три распространенные формулы:

  • Соотношение прибыли до момента выплаты налогов и процента к объемам реализации, что умножается на соотношение объемов реализации с активам фирмы.
  • Соотношение процентов и прибыли до момента выплаты налогов к активам предприятия.
  • Отношение процентов и прибыли до погашения налогов к активам фирмы.

Как определить доходность вложений?

Для того чтобы четко осознать рентабельность инвестиций проекта, нужно конкретизировать доходность от вливаний средств. Изначально проводится максимально полное исследование всех инвесторских ресурсов. Процесс осуществляется в несколько этапов. Изначально организовывается и проводится финансовый анализ предприятия. Второй шаг - это расчет прогнозируемого размера вложений. Третий этап подразумевает выведение показателей эффективности решения, в том числе рассчитывается индекс рентабельности инвестиций. При этом из внимания нельзя упускать факторы способные повлиять на прогноз: инфляция, трансформация рынков сбыта, изменения в политике и экономике, прочее.

Основной показатель подсчитывается исходя из формулы приведенной выше. При этом в учет берется тот момент, что в рамках каждой конкретной фирмы используются свои критерии по подсчетам вложений и предполагаемых прибылей. Рентабельность инвестиций не будет объективной если не брать в расчет динамику. Ее уровень должен быть на порядок выше, нежели процент по овердрафту. Прибыль от фиксированных выплат без учета налогов, также должна быть выше. Увеличение доходов возможно за счет увеличения объемов оборота активов и за счет повышения рентабельности товаров или услуг.

Оптимальный показатель рентабельности

Индекс рентабельности инвестиций должен превышать прибыль от вложений средств без риска. Прибыль стоит подсчитывать не по стандартной ставке, до момента погашения всех налогов, а с учетом выплат. Если этого не учесть, то доход будет фиксироваться только через вложения и получение процентов от инвестируемого капитала. Когда процент по овердрафту выше чем уровень доходов, прибыль не в состоянии перекрыть все расходы на заимствованные инвестиции. Практика явно показывает, что значение рентабельности должно быть гораздо выше чем общепринятый стандарт. Учесть важно компенсацию как по используемым управленческим ресурсам, так и по принимаемому риску. Операционные активы не должны быть менее 20%.

Анализ рентабельности

Рентабельность инвестиций требует четкого управления. Контроль представляет собой своеобразный призыв к способностям управлять не только прибылью, но и вложенными в бизнес средствами. Если объект для инвестирования привлекателен, но показатели не дотягивают до оптимальных величин, можно применить следующие схему развития:

  • Увеличение рентабельности продаж.
  • Увеличение оборота активов.

Для упрощения схемы управления своим капиталом каждое из направлений разделяют на отдельные компоненты, которые более легко поддаются модернизации и усовершенствованию.

Рентабельность в широком смысле слова

Рентабельность инвестиций актуально рассчитывать не только при вложении средств в компании и предприятия. Индекс весьма полезен и при вложении средств в депозиты в банках, в ПАММ-счета, портфели, прочие инструменты. Для подсчета показателя и для дальнейшего сравнения приоритетных направлений, можно использовать следующую формулу:

Индекс рентабельности = Прибыль + (Цена продажи активов - Цена приобретения активов) / Цена покупки * 100%

Цену продажи можно рассматривать как потенциальную величину. К примеру, рентабельность инвестиций, формула которой упоминалась выше, позволит рационально оценить выгоды от вливания капиталов в прибыльный ПАММ-счет и от вложения средств в банк. Разница будет ощутима на уровне 2-7%. По аналогичной схеме можно сравнивать предложения по инвестированию в коммерческие структуры.

Сейчас только ленивый не интересуется инвестициями, то есть такими вложениями финансов, чтобы всерьез и надолго, ну и конечно, прибыльно.

Рентабельность инвестиций — это уровень доходности вложений, при котором затраты не только покрываются доходами, но дают еще и прибыль.

Опытные инвесторы заранее до вкладывания денег прибегают к расчетам возможной эффективности с помощью специальных показателей и формул.

Коэффициент рентабельности инвестиций — весьма популярен, универсален и несложен в расчетах. Этот относительный показатель лучше всего применять в сравнении: либо с другими предприятиями отрасли, либо с плановым уровнем, либо в динамике за предыдущие периоды.

Подробнее о формулах и примерах расчета, об интерпретации полученных результатов – в статье.

Что такое рентабельность инвестиций

Рентабельность инвестиций – один из основных критериев, который учитывается при принятии решения о целесообразности вложения средств.


Главная цель инвестирования – получение прибыли, поэтому важно понимать, когда вложенные средства окупятся и какой доход они могут приносить в будущем. При маленьких показателях рентабельности имеет смысл рассматривать другие варианты инвестирования, потому что соотношение рисков к прибыли будет слишком высокое.

Понятие

Рентабельность инвестиций – комплексный показатель эффективности вложений, при котором оценивается соотношение полученной прибыли к затратам. Выгодные вложения должны не только покрывать затраты доходами, но и давать прибыль сверх этого.

Инвесторам следует обязательно определять рентабельность инвестиций в маркетинг или любую другую сферу. Игнорирование этого показателя может привести к убыточности проекта или более длительному периоду окупаемости.

Доходность можно оценить относительными или абсолютными показателями. Абсолютные показывают прибыль в денежных единицах, а относительные сравнивают ее со всеми затратами (денежными, материальными, трудовыми и другими).

Рентабельность относится к относительным показателям и может выражаться в процентах или как коэффициент рентабельности инвестиций. Зная такие показатели, можно сделать вывод об эффективности или целесообразности использования средств:

  1. Составляя расчет, необходимо сравнивать полученные результаты с плановыми цифрами, при правильном планировании они должны приблизительно совпадать.
  2. Учитывается также и рентабельность инвестиций за прошлые периоды, что дает возможность делать прогнозы на будущее или вовремя выявить существующие проблемы.
  3. Опытные инвесторы обращают внимание на показатели работы других организаций выбранной отрасли, чтобы понимать уровень развития и конкурентоспособности своего предприятия.

После оценивания перспектив со всех сторон делается общий вывод об эффективности использования вложенных средств.

Формулы расчета

Она включает следующие составляющие:

  • Прибыль – все доходы, которые получены за время инвестирования.
  • Цена приобретения и цена продажи – цены, по которым актив покупается и продается,соответственно.
Формула применима к любому виду деятельности, необходимо лишь знать себестоимость продукции, доход компании и затраты на маркетинг и другое.

Индекс рентабельности инвестиций может рассчитываться по такой формуле:

в которой учитываются следующие показатели:
NPV – чистая стоимость инвестиций (включает норму дисконтирования, срок существования проекта),
I – сумма инвестиций.

Рассчитывая рентабельность инвестиций, формула любого типа показывает степень отдачи денежных вложений.

Этот показатель важен для любой сферы – высчитывают рентабельность инвестиций:

  1. в маркетинг,
  2. в производство,
  3. выгодность продаж и вложений собственного капитала, персонала и другое.

Важно, чтобы коэффициент рентабельности инвестиций был посчитан правильно, ведь неточный расчет может привести к потере денег.

Чтобы определить доходность вложений, нужно проанализировать все ресурсы. Это делается в несколько этапов:

  • Составляется финансовый анализ компании.
  • Рассчитывается величина инвестиций.
  • Рассчитывают количество вкладов, учитывая инфляцию и другие возможные трудности.

Общая формула выглядит так: ROI = (Доход от вложений / объем вкладов) *100%, при этом часто важен не абсолютный показатель, а его изменение в динамике.

Какой показатель считается хорошим

Какую рентабельность инвестированного капитала можно назвать хорошей? Считается, что инвестировать можно в предприятия или идеи с рентабельностью выше 20%.

Кроме того, выгодность проекта можно оценивать по показателю индекса PI. Общие правила такие:

  1. PI > 1 проект может быть перспективным и приносить хорошую прибыль, стоит рассматривать возможность инвестирования.
  2. PI = 1 целесообразность вложения средств следует изучить более внимательно, проанализировав другие показатели эффективности.

Ставка дисконтирования, которая учитывается при подсчете показателя индекса, может меняться. Чем долгосрочнее проект, тем менее прогнозируемой становится этот показатель, что увеличивает фактор неопределенности и погрешности в результатах PI.

Заключительный вывод про рентабельность инвестиций рекомендуется делать, обращая внимание на несколько показателей: PI, NPV и IRR (внутренняя норма доходности). В таком случае хорошими показателями считаются NPV > 0, PI > 1, IRR > кредитной ставки банка.

Если самому просчитать рентабельность инвестиций сложно, то следует обратиться к специалистам, которые сделают точные безошибочные расчеты. Инвестору следует определять рентабельность инвестиций как на этапе выбора проекта, так и по его завершении, чтобы узнать, оправдались ли сделанные прогнозы.

Индекс рентабельности инвестиций – один из самых простых и наглядных показателей, которые могут с большой вероятностью определить целесообразность вложения средств в проект.

Источник: "business-poisk.com"

Рентабельность инвестиций — это мера эффективности вложений

Рентабельность инвестиций или ROI – это мера, позволяющая определить эффективность инвестиции или сравнить инвестицию с альтернативой. Для расчета ROI обычно чистую отдачу (доход) делят на стоимость инвестиции. Результат предоставляется как в процентном соотношении так и как коэффициент.

Формула рентабельности инвестиций (ROI) приведена ниже:

В вышеуказанной формуле “общим доходом” является любой доход за период жизни инвестиции, а также цена продажи инвестиции.

Коэффициент рентабельности инвестиций является очень популярным показателем, потому что он универсален и легко рассчитывается. Считается, что если инвестиция имеет отрицательный показатель ROI или существуют возможности с более высоким показателем рентабельности инвестиций, то такое вложение невыгодно и должно быть отменено.

Формула расчета ROI и соответственно определение термина может быть модифицировано в зависимости от ситуации – все зависит от того, что конкретно вы включаете в общий доход и стоимость.

В широком смысле, определение термина и первоначальная формула составлены таким образом, чтобы учесть меру прибыльности инвестиции, тем не менее не существует единственно «правильного» подхода для расчета рентабельности инвестиций:

  • Например, маркетолог может сравнивать два разных продукта путем деления валовой прибыли с каждого продукта на соответствующие маркетинговые затраты.
  • Однако, финансовый аналитик может сравнить два разных продукта совершенно другим способом нежели маркетолог. Скорее всего финансовый аналитик разделит чистый доход на общую стоимость ресурсов, задействованных при производстве и продаже данного продукта.

Данная гибкость имеет и отрицательные стороны так как показателем ROI моно легко манипулировать для удовлетворения нужд оценщика, производящего расчет. При расчетах обязательно нужно понимать какие входные данные используются.

Источник: "investocks.ru"

Как рассчитать рентабельность инвестиций

Что такое рентабельность инвестиций? Это использование средств, при котором осуществляется не только покрытие затрат доходами, но также получение прибыли.

Прибыльность или доходность любого предприятия оценивается относительными или абсолютными показателями:

  1. Относительные характеризуют саму рентабельность, а также измеряются в виде коэффициента или в процентах.
  2. Абсолютные показывают прибыль, и поэтому выражаются в денежных единицах.

Так или иначе такие показатели всегда находятся под влиянием инфляции, а не величины прибыли, так как они выражаются соотношением капитала и прибыли или затрат и прибыли. Если вы делаете расчет, обязательно сопоставьте рассчитанный показатель рентабельности инвестиции с плановыми цифрами и показателями предыдущих периодов или других организаций.

Тогда вы сможете определить для себя эффективность использования своих средств, которые были вложены в развитие любого предприятия.

На сегодняшний день существует несколько трактовок данного понятия. Наличие различных формул возможно, в первую очередь, из-за различия в расчете показателя. Сегодня специалисты выделяют три основных формулы:

  • Отношение дохода до уплаты налогов и процента к объему реализации, умноженное на отношение объемов реализации и активов компании;
  • процентный показатель доходности реализации умноженный на оборачиваемость активов предприятия;
  • отношение процентов и дохода до уплаты налогов к активам компании.

В любом из вышеописанных случаев основой для улучшения показателя доходности инвестиций (показателя финансовой деятельности) остается увеличение оборачиваемости активов, а также повышение уровня рентабельности реализации продукции.

Как правильно считать

Итак, для того, чтобы определить доходность ваших вложений, вы должны провести исследование всех инвестированных ресурсов. Анализ всех ваших вложений предусматривает несколько этапов:

  1. На первом этапе вы составляете финансовый анализ компании.
  2. На втором – вы ведете прогнозный расчет величины инвестиции.
  3. На третьем – расчет всех основных показателей эффективности вкладов с учетом воздействия таких рисковых факторов как влияние инфляции, трудностей с возможной реализацией и прочее.

ROI = (Доход от вложений / объем вкладов) *100%

Учитывайте тот факт, что во многих коммерческих организациях используются другие критерии для определения вложений или дохода.

При любом раскладе, во внимание будет приниматься не столько абсолютный расчетный показатель, сколько его динамика. Именно поэтому, если вы собираетесь заняться подсчетами, помните, что уровень должен превышать процент по кредиту овердрафт, а также доход от зафиксированных до выплаты налогов безрисковых инвестиций.

Чтобы улучшить доходы от своих вложений вам нужно повысить рост оборачиваемости активов, а также рентабельность реализации товарной продукции.

Приемлемая степень

Как мы уже упоминали выше, этот показатель должен превышать прибыль от безрискового вложения. Что это значит? Это могут быть, например, акции строительных компаний, при этом прибыль должна быть установлена до момента выплаты всех налогов, как этого требует стандартная ставка. В противном случае большая часть вашей прибыли будет получена только путем вложения и получения процентов с ваших инвестиций.

Если процент овердрафта превышает размер доходов, прибыль не сможет компенсировать все затраты на заимствование вложения.

Как показывает практика, показатель всегда должен быть значительно выше, так как вы должны учитывать компенсацию и по задействованным управленческим ресурсам, и по всем принимаемым рискам. Допустимый показатель операционных активов должен достигать как минимум 20%.

Пример 1

Каждый год вы тратите на рекламу в известном журнале порядка $1 000. Каждый раз, когда к вам приходит новый клиент, вы спрашиваете его, откуда он о вас узнал. Отмечайте для себя те случаи, когда главным источников была реклама в журнале.

В конце года, подсчитав все данные, вы узнаете, что реклама принесла вам доход в $5 000, а значит, рентабельность ваших инвестиций в рекламу можно рассчитать так:

(Заработанные деньги/затраченные деньги) *100% = (5000/1000)*100%=500%

Это значит, за каждый доллар, который вы потратили на рекламу, вы получаете 5 долларов прибыли.

Пример 2

Вы хотите вложить свои деньги в покупку акций Сбербанка России. Ваши вложения не превышают сумму в $100. Ваши акции вырастают до $110. Как сделать расчет?

(Заработанные деньги / затраченные деньги) *100 = (110/100)*100=110%

Это значит, что на каждый доллар, который вы вложили, вы получаете прибыль в 110%, т.е. + 10 центов прибыли.

Пример 3

(Заработанные деньги / затраченные деньги) *100 = (36 000/30 000)*100=120%

Это значит, что на каждый рубль, который вы вложили, вы получаете прибыль в 120%.

Теперь вы знаете, как сделать такие расчеты самостоятельно. Это поможет узнать, были ли ваши инвестиции выгодными. Если нет, у вас есть шанс увеличить прибыль.

Источник: "moneybrain.ru"

Рентабельность инвестиций

Инвестиции представляют собой долгосрочные финансовые вложения, сделанные с целью получения прибыли в будущем. И одним из показателей их работы является рентабельность инвестиций.

Как рассчитать

Рентабельность инвестиций показывает, насколько они эффективны. Как правило, для расчета рентабельности инвестиций используется формула:

ROI = (прибыль от инвестиций - стоимость инвестиций) * 100% / Стоимость инвестиций

Для того, чтобы определить, насколько рентабельность инвестиций оправдывает их, необходимо знать себестоимость продукции, доход компании и вложения, потраченные на маркетинг (т.е. рекламу и продвижение товара). Значение, которое получится при расчете, должно быть больше нуля, тогда проект может считаться эффективным.

Индекс рентабельности инвестиций помогает ответить нам на вопрос, насколько высок уровень доходов, которые принесет наш проект. При этом этот уровень показывает на единицу вложений. Индекс рентабельности инвестиций имеет ряд преимуществ:

  1. учитывает тот факт, что реальные денежные потоки распределяются во времени;
  2. рассматривает не отдельный эффект от инвестиций, а их сумму, которая была получена на протяжении всего проекта;
  3. позволяет корректно и адекватно оценить проекты с различными масштабами (например, разный объем производства).

Коэффициент рентабельности инвестиций показывает нам, какой уровень доходности мы получаем от инвестиционных вложений. Рассчитывается коэффициент рентабельности инвестиций по формуле:

Метод рентабельности инвестиций основывается на том, что рентабельность, т.е. эффективность, исходного проекта по стоимости должна быть ниже, чем инвестированные (а значит, заемные) средства. К сумме всех затрат на единицу продукции необходимо добавить сумму процентов по кредиту.

Так что это единственный метод, который учитывает то, что по полученным для реализации проекта вложениям необходимо будет уплатить определенный процент.

Метод рентабельности инвестиций подходит для предприятий, обладающих широким ассортиментом продукции, при этом для каждого изделия необходим расчет индивидуальных переменных затрат. Подходит он и для традиционных товаров с устоявшейся ценой, и для новинок.

Вычисление

Существует несколько методов расчета рентабельности инвестиций:

  1. расчет прибыли (насколько регулярно и стабильно получение прибыли);
  2. расчет рентабельности (оценка увеличения стоимости капитала).

Для определения центра прибыли используют показатель рентабельности инвестиций, он определяется путем деления чистой прибыли на объем инвестиций. В некоторых случаях оценка рентабельности инвестиций показатель рентабельности инвестиций определяется делением чистой прибыли на сумму акционерного капитала компании.

Норма рентабельности инвестиций рассчитывается через ставку дисконтирования (коэффициент для перерасчета будущих доходов в текущую стоимость). Эта цифра в идеале должна превышать доходность нерисковых инвестиций, которая рассчитывается до налогообложения.

Проводя оценку рентабельности инвестиций, следует помнить, что финансовые вложения – это главная движущая сила бизнеса. Они должны обеспечить непрерывную деятельность предприятия, производство продукции и предоставление услуг, а также обеспечить развитие компании в будущем.

Источник: "kak-bog.ru"

Формула коэффициента рентабельности инвестиций

Рентабельность инвестиций — это один из наиважнейших показателей, определяющий и показывающий эффективность инвестиций в конкретной коммерческой организации. Рентабельность инвестиций рассчитывается как отношение всей чистой прибыли организации к вложениям (инвестициям) за один год.

Однако не все компании придерживаются данной формулы. Могут быть случаи, когда рентабельность инвестиций высчитывается несколько иными методами.

Это связано, прежде всего, с тем, что определение размера чистой прибыли и размера инвестиций в каждой организации рассчитываются по-разному и могут иметь различные количественные значения.

Такая путаница связана с разницей в определении таких понятий как доход и инвестиции. Поэтому необходимо знать различные определения этих экономических терминов. Однако, для анализа внутри компании это не столь существенно, так как определяющие значение имеет не количественный показатель рентабельности инвестиций, а динамика его изменения.

Показатели, определяющие уровень

Приемлемым уровнем рентабельности инвестиций считают:

  • когда показатель рентабельности инвестиций превышает доход от вложений с минимальным уровнем риска
  • когда показатель рентабельности инвестиций превышает процент по овердрафту. Иначе доход не покрывает издержки по заимствования вложенных средств или инвестиций.

В реальной практике показатель рентабельности инвестиций должен быть гораздо выше, так как возможны и другие незапланированные издержки в виде компенсаций, незапланированных расходов и т.п.

Основные формулы для расчета

Существует несколько трактовок такого понятия, как рентабельность инвестиций, и в связи с этим возможны некоторые различия в расчете этого показателя.

Выделим три основные формулы для расчета уровня рентабельности инвестиций:

  1. формула рентабельности инвестиций – отношение дохода до уплаты налогов и процентов к активам организации
  2. формула рентабельности инвестиций – отношение дохода до уплаты налогов и процентов к объему реализации, помноженное на отношение объемов реализации к активам компании
  3. формула рентабельности инвестиций – рентабельность реализации в процентах, помноженная на оборачиваемость активов компании.

Исходя из выше описанных формул, основой для улучшения такого показателя финансовой деятельности, как рентабельность инвестиций, является повышение уровня рентабельности реализации продукции и увеличение оборачиваемости активов.

Коэффициент рентабельности инвестиций — это финансовый показатель, дающий характеристику прибыльности инвестиций, полученных конкретной компанией. Другими словами, показатель, показывающий доходность от вложений.

Коэффициент рентабельности инвестиций = (доход + цена реализации – цена покупки)/ цена покупки * 100 процентов, где:

  • Доход – весь доход, полученный за время владения тем или иным активом
  • Цена реализации – цена, по которой данный актив был продан
  • Цена покупки – цена, по которой данный актив был куплен

Источник: "investicii-v.ru"

Коэффициент рентабельности инвестиций ROI. Расчет и анализ показателя

Коэффициент рентабельности инвестиций – ROI (return on investment) позволяет рассчитать эффективность вложений компании. Для любого бизнеса основной целью является получение экономических выгод, усиление собственных позиций на рынке, развитие. Если не вкладываться в развитие, поддержание, расширение, то компания может оказаться не конкурентоспособной, что приведет к падению прибыли.

Инвестиции – основной ресурс для достижения целей бизнеса. Но каждое инвестиционное решение должно подвергаться качественному анализу, чтобы быть успешным и приводить к прогнозируемому результату. Вопрос оценки альтернативных предложений приобретает особую значимость в условиях ограниченности финансовых ресурсов.

И прежде, чем вкладывать деньги, инвесторы определяют целесообразность своих вложений, определяют ожидаемую эффективность, рентабельность инвестиций (ROI). ROI - это коэффициент возврата инвестиций, показатель рентабельности вложений.

Он отражает прибыльность проекта в процентном соотношении при значении больше 100% или убыточность при значении меньше 100%. Существует несколько формул для расчета ROI. Наиболее часто для оценки инвестиционной деятельности компании в целом в практике используется следующая формула:

ROI = (Доход - Себестоимость) / Сумма инвестиций * 100%

Для расчета показателя необходимы данные:

  • себестоимость – затраты на покупку сырья и материалов, доставку, производство, затраты на маркетинг и рекламу и т.д.
  • доход – конечная прибыль с продажи продукта или услуги.
  • Сумма инвестиций – объем вложенных денежных средств.

Отношение прибыли к сумме инвестиций показывает, во сколько раз первое больше второго. Если полученное значение меньше 100, то вложения не окупятся.

Приведенная выше формула достаточно универсальная и гибкая, поэтому ее можно использовать в оценке отдельных продуктов, направлений деятельности, бизнес-единиц.

Проводя сравнительный анализ эффективности вложений можно обоснованно менять политику развития того или иное направления деятельности, продукта. Появляется возможность более оптимального использования финансовых средств. Так, при сравнении нескольких продуктов по прибыльности лидеры в списке по прибыли в абсолютном значении не всегда дают высокую отдачу на вложенные средства.

Пример расчета

Рассмотрим на условном примере сравнение отдачи от инвестиций в развитие трех видов продуктов:

Вычисления:

  1. Продукт 1 = ((1 350 – 1012) * 9) / 2 804 = 108,5%
  2. Продукт 2 = ((1 450 – 1015) * 11) / 4 600 = 104%
  3. Продукт 3 = ((980– 755) * 8) / 1 581 = 113,9%

Результаты расчетов говорят от том, что Продукт 2 имеет самое высокое значение по маржинальной рентабельности и в абсолютном значении приносит больше прибыли, однако отдача от инвестиций в него наименьшая.

А вот Продукт 3 с самой низкой маржинальной рентабельностью показал наилучшие результаты по эффективности вложений.

Менеджеры могут скорректировать политику продвижения продуктов: увеличить объемы по Продукту 3, оптимизировать себестоимость, чтобы повысить маржинальную рентабельность.

При этом важно соблюдать баланс, чтобы активность и увеличение вложений в Продукт 3 не привели к снижению показателя ROI. Для этого важно рассчитывать его на постоянной основе и следить за динамикой, своевременно принимая управленческие решения.

Оценка доходности за период

Если к предыдущей формуле добавить период, то она позволит оценить доходность за период владения активом и насколько объем вложенных средств вырос к концу периода:

ROI = (Общие инвестиции на конец периода + Прибыль за период - Сумма инвестиции в периоде) / Сумма инвестиции в периоде * 100%

При расчете коэффициент рентабельности инвестиций конкретного проекта или объекта формула приобретает вид: ROI = (Прибыль + (Цена продажи – Цена приобретения)) / Цена приобретения * 100%

  • Прибыль – это доходы, которые получены за все время владения активом (капиталом);
  • Цена приобретения – это цена, по которой был куплен актив (капитал);
  • Цена продажи – это цена, по которой продастся актив (капитал) в конце срока владения.

ROMI для оценки рекламных компаний

В индустрии рекламы показатель рентабельности инвестиций используют для оценки отдельных рекламных кампаний. В этом случае используется упрощенный расчет, который не учитывает затраты на закуп, логистику, зарплату и прочее. В оценку включаются только затраты на рекламную кампанию.

Учитывая это, показатель корректнее называть ROMI (return on marketing investment), т.к. он оценивает эффективность маркетинговых вложений. Формула для расчета выглядит так:

  • маржинальная рентабельность или наценка;
  • бюджет рекламной кампании;
  • доход от рекламной кампании.
  1. Если значение показателя больше 100%, то это означает, что вложения в рекламу полностью окупились и принесли прибыль.
  2. Если значение равно 100%, вы заработали в два раза больше, чем вложили в рекламную кампанию.
  3. Отрицательное значение говорит об обратном – вложения в рекламу не были эффективными.

Рассчитаем на примере значение ROMI, если нам известна маржинальная рентабельность (%): маржинальная рентабельность 25%, затраты на рекламу 190 тыс. руб., доход 970 тыс. руб.

Результат: Валовая прибыль = 970 * 0,25 = 242,5 тыс. руб.
ROMI = (242,5 – 190) / 190 *100% = 27,6%

В приведенном примере вложения на рекламную кампанию полностью окупились и принесли 27,6% прибыли от затрат. Показатель ROMI имеет погрешности, т.к. не учитывает все траты бизнеса во время рекламной кампании. Но в данном случае важна динамика изменений – это объективный показатель.

Такой анализ рекомендуется проводить не реже одного раза в месяц. Отслеживая окупаемость инвестиций, получаем возможность их более грамотного распределения, чтобы увеличить отдачу от вложенных средств. Отличия двух показателей ROI и ROMI в том, что ROI является наиболее общим понятием и показывает эффективность любых инвестиций.

ROI фактически является финансовым показателем, однако маркетологи взяли этот коэффициент на вооружение и стали использовать его при оценке отдельных маркетинговых кампаний, в результате чего появился более частный случай – показатель ROMI – return on marketing investment.

Анализ

Сами по себе результаты расчетов ROI не имеют особого смысла, если не делать определенных выводов и не предпринимать соответствующих действий.

Анализ ROI используют для того, чтобы повысить эффективность инвестиций, понять обоснованность вложений, соответствие целям компании. Инвестиции объективно должны способствовать увеличению прибыли.

Анализ показателя ROI позволяет делать несколько выводов:

  • В условиях ограниченности ресурсов позволяет наиболее оптимально использовать финансовые ресурсы.

    При этом могут быть две постановки задачи рационального использования инвестиций:

    1. если объем инвестиций для осуществления проекта задан, то следует стремиться получить максимально возможный эффект от их использования;
    2. если задан результат, который надо получить за счет вложения капитала, необходимо искать пути минимизации расхода инвестиционных ресурсов.
  • ROI — относительный показатель и при сравнительном анализе нескольких объектов инвестирования помогает выявить тот объект инвестирования, который принесет наибольшую отдачу от вложений. При этом в абсолютном значении показатели прибыли других проектов могут быть выше.
  • После проведения ранжирования проектов становится более очевидным какие из них требуют дальнейшего развития и продвижения, а какие следует приостановить.

Говоря о структуре ROI, следует назвать четыре категории потенциальной прибыли, которые компания может получить в результате проекта:

  1. сокращение трудоемкости (затраты на труд);
  2. снижение капитальных затрат (сокращение стоимости материалов, канцелярских принадлежностей, стоимости печати, затрат на электроэнергию и т. п.);
  3. увеличение производительности труда (обычно достигается от внедрения решений, приводящих к снижению времени вынужденного простоя системы или увеличению эффективности выполнения определенных задач);
  4. бизнес-прибыль (как правило, это увеличение реальной прибыли компании, что может быть достигнуто за счет увеличения уровня продаж, увеличения прибыли от одного покупателя и т. д.).

Часто возникает вопрос - зачем использовать четыре различные категории, чтобы просчитать возврат. Ответ прост: каждая из категорий служит для того, чтобы показать важный аспект относительных показателей доходов/расходов. Вместе они позволяют достаточно точно оценить успех проекта в целом.

Преимущества и недостатки ROI

Серьезный недостаток коэффициента рентабельности инвестиций ROI заключается в том, что он не учитывает сроки получения прибыли. Каждый раз, когда деньги вкладываются в проект, он «консервируются» до тех пор, пока он не начнет приносить прибыль.

Деньги, привлеченные в один проект, нельзя инвестировать в другой. Поэтому инвесторы должны учитывать преимущества более раннего поступления денег от инвестиций, для того, чтобы иметь ресурсы для других вложений.

Существуют так же другие недостатки данного метода:

  • в основу метода заложена бухгалтерская прибыль, которая может зависеть от различных методов учета;
  • ROI является относительной мерой и, следовательно, не учитывает объема инвестиций;
  • не учитывается продолжительность проекта;
  • игнорируется временная стоимость денег.

Однако у коэффициента рентабельности инвестиций есть и преимущества:

  1. вычисления простые и могут быть сделаны достаточно быстро.
  2. используется общеизвестная концепция измерения доходности в процентах.
  3. бухгалтерскую прибыль можно легко посчитать из финансовой отчетности.
  4. охватывает всю продолжительность проекта.
  5. менеджеры и инвесторы привыкли мыслить в терминах прибыли и поэтому данный метод для них более понятный.

Для полноценной оценки эффективности инвестиционных вложений с точки зрения собственника, инвестора, банка или государственных органов необходимо рассматривать различные составляющие проекта.

При формировании только одного набора показателей эффективности может возникнуть опасность неадекватного представления проекта с точки зрения других заинтересованных сторон.

ROI входит в систему оценки инвестиций и для получения более объективных результатов его нужно рассматривать в комплексе с такими показателями, как чистая приведенная стоимость, срок окупаемости, внутренняя норма доходности.

Источник: "fd.ru"

Универсальная формула для определения эффективности вложений

Прежде всего, скажем, что прибыльность (доходность, рентабельность и т.д., как угодно) проекта может быть выражена двумя видами показателей:

  • Первый вид – абсолютные показатели, указывающие, непосредственно, размер прибыли и в связи с этим вычисляемые в денежных единицах.
  • Второй вид – относительные показатели, использующиеся для расчета именно рентабельности проекта, исчисляемые в процентах или долях единиц.
И так как статья посвящена, в первую очередь, расчетам рентабельности проектов, то относительным показателям мы уделим большее внимание. Вообще, если говорить о рентабельности, то можно сказать, что единой трактовки данного понятия не существует. И, прежде всего это происходит из-за различных методик ее вычисления.

Так, наиболее популярными формулами расчета рентабельности являются:

  1. Отношение дохода от инвестиций без вычета налоговых платежей к процентам объема реализации, которое необходимо умножить на частное, полученное путем деления объема реализации на активы компании (проекта), в акции которой Вы вкладываетесь.
  2. Отношение суммы доходов компании и Ваших процентов (до уплаты налогов) к размеру активов компании.
  3. Показатель доходности реализации продукции компании (измеряется в процентах), умноженный на коэффициент оборачиваемости активов фирмы.

Сложно? Вовсе нет, в виде формулы эти выражения выглядят гораздо проще, и далее Вы в этом сами убедитесь.

Да, небольшая ремарка: учтите, что рассчитанную тем или иным способом рентабельность инвестиций необходимо сравнить с запланированными цифрами, показателями рентабельности прошлых лет и аналогичными проектами других компаний.

Только сравнительный анализ поможет выбрать наиболее эффективный и правильный инвестиционный проект, способный значительно приумножить вложенные в него средства.

Итак, если Вы решили проверить, насколько эффективными являются Ваши вложения, какую прибыль приносит инвестированный капитал, и соответствуют ли реалии ожиданиям, проведите тщательный анализ, в рамках которого исследователи выделяют следующие этапы:

  • Составляется финансовый анализ компании, в акции которой Вы собираетесь вкладывать деньги. Либо, если речь идет об инвестициях в валюту или другие активы (золото, нефть и т.п.), необходимо просмотреть и проанализировать динамику их стоимости, определить моменты наибольших взлетов и падений и сделать вывод о том, какие события могли к этому привести.
  • Построить прогноз дальнейшего развития компании (стоимости инвестиционного актива), хотя бы на краткосрочный период. Желательно, конечно, рассчитывать прогнозируемую величину инвестиций на весь срок, но, к сожалению, это не всегда возможно, да и очень проблематично.
  • Провести еще один расчет, на этот раз необходимо просчитать все показатели, определяющие эффективность вложения, особенно учитывая воздействие таких неблагоприятных для инвестора факторов, создающих высокую степень риска, как инфляция, возможное пресыщение рынка продукцией фирмы и, как следствие, стагнацией ее продажи и прочее.

При расчетах можете воспользоваться готовой, выведенной экспертами формулой, выглядит она следующим образом:

ROI = (Доход от вложений / Объем вкладов) * 100%

И помните, что в разных организациях, особенно крупных, есть свои критерии эффективности, которым должны соответствовать инвестиционные проекты.

Причем, подавляющее большинство инвесторов, при расчетах использует не точечные показатели (за один конкретный момент времени), а их динамику, которая дает полную картину происходящего.

И еще одно замечание: при расчетах учитывайте, что полученный в итоге уровень рентабельности инвестиций должен быть выше процентов по овердрафту и существенно больше, чем доход от безрисковых инвестиций (без вычета из него налоговых отчислений).

Это не пустые слова, так как если сумма овердрафта будет выше того, что Вы получите по истечению инвестиционного срока, то игра попросту не стоит свеч и максимум, которого Вы сможете добиться – это остаться при своих, избежав потери средств.

Практика показывает, что показатель операционных активов должен быть не менее 20-25%.

Коэффициент ROIC характеризует отдачу от инвестиций

Еще упомянем о таком важном для потенциальных инвесторов коэффициенте как ROIC (Return on Invested Capital), характеризующим отдачу от инвестиций. Он также описывает зависимость между чистой операционной прибылью компании и размером капитала, в нее инвестированного.

  1. ROIC = ((чистая прибыль + процент * (1 - ставка налогообложения) / (долгосрочные кредиты + размер собственного капитала) * 100%
  2. ROIC = (EBIT * (1 – ставка налогообложения) / (долгосрочные кредиты + размер собственного капитала))*100%. Где EBIT - Earnings Before Interest and Taxes (Прибыль до уплаты процентов и налогов).

Несколько практических примеров

Ну и напоследок, дабы закрепить теоретический материал и упростить его восприятие, приведем несколько практических примеров расчета рентабельности инвестиций.

Пример 1: Допустим, Вы занимаетесь продажей канцелярских товаров и рекламируете свою продукцию в местной газете. В сумме, за один год размещения рекламных объявлений, Вы тратите 500$.

Каждый раз, когда к Вам приходит новый клиент, интересуетесь, откуда он узнал о Вашей фирме, и, если из газеты, то сумму его покупок аккумулируете на отдельном счету.

По прошествии одного года Вы видите, что все клиенты, пришедшие к Вам благодаря объявлению, принесли в сумме 2000$ дохода. Рассчитаем эффективность инвестиций (в данном случае рекламы):

(Заработанная сумма / Затраченная сумма) * 100% = (2000 / 500) * 100% = 400%.

Можно сделать вывод о том, что за каждый доллар, потраченный на рекламу, Вы получили 4 доллара дохода.

Пример 2: Вы собираетесь вложить деньги в акции Apple и покупаете ценные бумаги на сумму 100$. Через определенный временной промежуток их стоимость возрастает до 120$. Формула, как рассчитать рентабельность:

(Заработанная сумма / Затраченная сумма) * 100% = (120 / 100) * 100% = 120%.

Так, на каждый вложенный доллар приходится 20 центов чистой прибыли.

Как видите, формулы для расчета такого важного показателя, как рентабельность, в общем-то, просты. Гораздо сложнее предсказать ее размер на перспективу, но это уже совсем другая история. А пока же, можете свободно оценивать, какой проект оказался наиболее прибыльным для Вас.

Любой инвестор согласится, что рентабельность инвестиций – необходимое условие эффективного управления деньгами, без которого невозможно достичь успеха и своей главной цели – . Показатель рентабельности имеет ценность только в том случае, если он проверяем и прогнозируем. В теории и практике инвестирования выработан целый ряд коэффициентов и индексов, которыми можно пользоваться при планировании и подсчете . Этим важным для частного инвестора показателям мы посвятим сегодняшнюю статью и ответим в ней на следующие вопросы:

  • Что это такое рентабельность инвестиций;
  • Коэффициент ROI и по какой формуле считать;
  • Что представляет собой индекс рентабельности PI.

Зачем нужно рассчитывать рентабельность инвестиций

Я веду этот блог уже более 6 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах моих инвестиций. Сейчас публичный инветпортфель составляет более 1 000 000 рублей.

Специально для читателей я разработал Курс ленивого инвестора , в котором пошагово показал, как наладить порядок в личных финансах и эффективно инвестировать свои сбережения в десятки активов. Рекомендую каждому читателю пройти, как минимум, первую неделю обучения (это бесплатно).

Понятие имеет множество названий, каждое из которых имеет право на существование и часто зависит от отрасли, в которой применяется: возврат на инвестиции, прибыль на инвестированный капитал, окупаемость инвестиций, норма доходности, доходность инвестированного капитала и др. Я предпочту использовать словосочетание «рентабельность инвестиций», потому что оно ближе по смыслу той деятельности, которой я занимаюсь. Любой инвестор, независимо от располагаемых финансовых ресурсов, ставит целью своих инвестиций получение прибыли. Казалось бы, все просто: нужно в конце срока инвестирования иметь на балансе капитал, который будет больше вложенного. Однако для достижения поставленной цели, необходимо учесть ряд факторов, которые влияют на финансовый результат:

  • Планируемый срок окупаемости проекта;
  • Доходность инвестиционного проекта;
  • Стоимость привлекаемых инвестором денег;
  • Издержки и риски, которые берет на себя инвестор в течение срока инвестирования.

Опытный инвестор рассчитывает, а затем отслеживает рентабельность своих вложений, чтобы выяснить:

  • Стоит ли вкладывать деньги в ?
  • Оправдан ли риск вложений в тот или иной ?
  • Насколько эффективными будут инвестиции в модернизацию ?
  • Станет ли результативной маркетинговая кампания?
  • Окупится ли кредит, взятый с целью инвестирования?

Коэффициент ROI и как он считается


Наиболее используемым показателем, отражающим рентабельность инвестиций, является коэффициент ROI (Return on Investment) , возврат на вложенный капитал. В Российскую финансовую систему он впервые пришел из отчетности «дочек» . ROI занимает центральное место в отчетах об эффективности использования капитала, ведь именно этот коэффициент объективно отражает, сколько прибыли или финансовых потерь получат акционеры по итогам работы компании.

Коэффициент имеет двоякий экономический смысл: его анализ важен как для действующих инвесторов, которые отслеживают текущую рентабельность и результаты своего проекта, так и для инвесторов потенциальных, которые оценивают прибыльность или убыточность вложений прежде, чем принять решение об инвестировании. На фондовом рынке ROI сигнализирует о качестве финансовых показателей того или иного эмитента. На рынке Forex использование коэффициента поможет просчитать потенциальную доходность инвестиционного портфеля. Финансовый результат, особенно на Forex, не может быть гарантированным, но даже здесь применение ROI дает общую картину окупаемости, с учетом имеющейся статистики и возможных .

Формула ROI выглядит так:

ROI = (Доход — Себестоимость) * 100%
Сумма инвестиций

Говоря проще, чистую прибыль делим на сумму инвестиций и умножаем на 100%. Для того чтобы наглядно показать практическое значение расчета рентабельности капитала, приведем простой пример. Вы вложили в управляющего 1000$. Через год вы рассчитываете вывести все средства в объеме 1400$, не снимая профит в течение всего периода инвестирования и не вводя дополнительных инвестиций. Примем во внимание, что ваш должен учитывать прямые издержки, понесенные в течение периода инвестирования. Это могут быть комиссии за ввод/вывод, конверсию, вознаграждение управляющего. Применяем формулу ROI к альтернативным счетам других управляющих и считаем по ним потенциальную доходность.

Счета Сумма инвестиций, $ Вес в инвестированном портфеле Расходная часть, $ Планируемый доход, $ ROI, %
Счет 1 1000 0.38 200 1400 120%
Счет 2 500 0.17 190 650 92%
Счет 3 1200 0.45 450 1600 85.2%
Портфель 2700 1.0 840 3650 99%

Из таблицы понятно, что счета 2 и 3 имеют коэффициент ниже 100% и их включение в под вопросом. Средний по портфелю ROI, с учетом весов инвестированных средств, близок к 100% (точка выхода в безубыток при выводе прибыли), благодаря счету 1. С помощью данного коэффициента можно также посчитать, на основании статистики прошлых периодов, потенциальную окупаемость инвестиций в биржевые акции той или иной компании либо составленного из акций портфеля (с учетом весов по количеству акций в портфеле). В приведенном выше расчете несложно заметить целый набор недостатков:

  • не берутся в расчет торговые и неторговые риски;
  • не учитывается разница в стоимости денежных средств на этапе инвестирования и в момент вывода прибыли;
  • при составлении портфеля, не учитываются веса планируемой доходности счетов, только веса по объему инвестированных средств.

Впрочем, на коэффициент ROI и не возлагается такой функции. Он эффективен только при использовании вкупе с другими показателями. Например, с учетом максимальной просадки, конъюнктуры рынка или возможных перспектив бизнеса, даже несмотря на отрицательные значения ROI в текущий момент. Если же нам нужно оценить уже завершенный инвестиционный проект, формула приобретает такой вид:

Допустим, вы купили акций определенной компании на 100к руб. В течение трех лет суммарно вы получили 80к. руб. прибыли за счет , с учетом налогов и комиссий. Продали пакет за 130к руб.

Плюсуем прибыль и разницу между ценой продажи и ценой покупки, делим на цену приобретения, умножаем на 100 %.

Индекс рентабельности PI как индикатор рентабельности

Далее, переходим к анализу еще одного распространенного индикатора – индекса рентабельности инвестиций PI (Profitability Index). Для контроля рентабельности проекта, инвестор должен проводить анализ PI на всех этапах инвестирования: в момент выбора объекта, сравнения с альтернативами, реализации и завершения. Если значение индекса больше 1, проект считается прибыльным. Если меньше 1 – убыточным. Если же индекс равен единице, необходимо провести более тщательный анализ прочих факторов рентабельности.

Определяется PI так:

NPV (Net Present Value) – чистая текущая стоимость инвестиций. Из русскоязычных аналогов NPV чаще всего встречается аббревиатура ЧДД – чистый дисконтированный доход. IC – инвестиции в проект (Invested Capital).


где:

CFt – (Cash Flow) в t-м году;

N – длительность жизненного цикла проекта (в месяцах, годах);

R – от слова Rate, ставка или норма дисконтирования.

Ставка дисконтирования — это цена в процентных пунктах, которую инвестор готов заплатить за издержки и риски проекта. Эту ставку можно назвать также стоимостью фондирования инвестиций. Она может иметь в своей основе только ставку по кредиту, но стоит предусмотреть и иные издержки: валютные и политические риски, человеческий фактор при реализации бизнес-плана и др. В любом случае, планируемая инвестором доходность проекта должна быть выше ставки дисконтирования, а дисконтированный денежный поток суммарно должен быть больше вложенных инвестиций вместе с затратами.

В качестве примера, попробуем подставить в формулу реальные данные. Допустим, вы инвестировали 300$ на 3 года. Банковский кредит обошёлся вам в 13% годовых (не рекомендую вкладывать кредитные деньги). Поскольку других затрат на привлечение средств у вас не было, мы условно приравняем это к ставке дисконтирования. Денежный поток прогнозируем, исходя из статистики аналогичных проектов и учитывая максимально возможное число факторов (риски, издержки, и т.п.). В первую очередь вычисляем коэффициент дисконтирования вложенной суммы, для каждого года инвестиционного цикла, по формуле 1 (1+R) t . В момент инвестирования 300$ мы имеет коэффициент дисконтирования, равный единице. По результатам первого года получаем коэффициент 1 (1+R) 1 = 0.885, для второго года 1 (1+R) 2 = 0.783, для третьего — 1 (1+R) 3 = 0.693. Переводим инвестиционный план в таблицу:

Год Cash Flow Коэффициент дисконтирования Дисконтированный денежный поток
-300 1 -300
1 110 0.885 97,35
2 135 0.783 105,71
3 156 0.693 108,11
ЧДД 11,17

Проект пригоден к реализации, так как NPV положительный. Делаем вывод, что чем выше ставка дисконтирования, тем ниже NPV. Индекс PI удобен при выборе из ряда альтернативных проектов того, что обеспечит наибольшую эффективность вложений. Он позволяет ранжировать проекты, имеющие схожие значения NPV. В отличие от коэффициента ROI, он учитывает риски, через применение ставки дисконтирования, а также оценивать будущие денежные потоки, с помощью коэффициента дисконтирования. Данный инструмент пригоден как для составления бизнес-плана, так и для выбора прибыльного объекта инвестирования. Недостатком PI можно назвать сложность прогнозирования ставки дисконтирования, которая иногда зависит от неконтролируемых факторов: стоимость заемных ресурсов, курсы валют, санкции.

Также в рамках формулы PI непросто спланировать будущие денежные потоки, которые могут сократиться в будущем по объективным причинам. Неточность в расчетах естественным образом возрастает при больших сроках инвестирования. Здесь полезно отметить, что в российской практике инвестирования, оценка NPV показывает, что окупаемость вложений не должна превышать 3-4 лет в зависимости от рисков. Для банковского потребительского кредитования максимальный цикл возврата инвестиций может достигать пяти лет. Это связано с большой и . Все это негативно влияет на прогнозируемость ставки дисконтирования и денежного потока. Если же говорить о , то в развитых странах положительный индекс PI планируется на горизонте от 7 лет и более.

P.S.

Всем рентабельных инвестиций!

Евгений Смирнов

# Инвестиции

Как рассчитать ROI

ROI – это коэффициент, который показывает не четкий уровень доходности, а лишь ориентировочные цифры, прогноз потенциальной прибыли.

Навигация по статье

  • Что такое рентабельность инвестиций
  • Коэффициент рентабельности инвестиций ROI расчет и анализ показателя
  • Как рассчитать ROI формула и примеры
  • Универсальная формула ROI
  • Формула индекса рентабельности инвестиций PI
  • Какой показатель считается хорошим?
  • Расчет коэффициента рентабельности инвестиций в бухгалтерском учете
  • Формула расчета рентабельности инвестиций в бухгалтерском учете
  • Эффективность ROI в бухгалтерском учете и недостатки
  • ROI в маркетинге (ROMI)

Инвестиции – это вид пассивного заработка, который позволяет получать дивиденды только благодаря вкладу. Чтобы оптимизировать риски и получать больший доход, используют показатель рентабельности инвестиций. Эта величина определяет отношение рисков к прибыли, и дает понять, стоит ли рассматривать тот или иной вариант для инвестирования.

Что такое рентабельность инвестиций

Главная цель инвестирования – получение прибыли. Начинающие инвесторы ошибочно могут полагать, что чем больше инвестируемый капитал, тем выше доход. Несмотря на то что инвестирование считают пассивным видом заработка, оно требует тщательных расчетов. Это значит, что инвестировать в любой предложенный проект нельзя. Перед принятием решения о вложении в проект, требуется определить рентабельность. Инвестор должен понимать, является ли бизнес (или будет ли являться в будущем, если это стартап) прибыльным.

Это не значит, что вкладывать можно в тот проект, где доход будет превышать вложения. Даже если это и так, показатель может быть минимальным, и срок окупаемости инвестиции может затянуться, что сильно увеличит риски.

Итак, рентабельность инвестиции – это показатель эффективности применения капитала (собственного или заемного), инвестированного в деятельность предприятия на долгий срок. Этот коэффициент равен отношению балансовой прибыли к среднегодовой стоимости или собственного (заемного) капитала.

Чаще всего в профессиональных кругах для определения этого понятия используют аббревиатуру ROI – return on investment или ROR – rate of return, имея в виду окупаемость вложений. Поэтому встречая в финансовых бумагах ROI, инвестор должен четко понимать, что это важный показатель отдачи на вложенный капитал.

ROI – это коэффициент, который показывает не четкий уровень доходности, а лишь ориентировочные цифры, прогноз потенциальной прибыли. Несмотря на это, его оценка поможет определить, стоит ли инвестировать в этот проект, или рентабельность капитальных вложений в другой окажется выше.

Коэффициент рентабельности инвестиций ROI: расчет и анализ показателя

Рентабельность характеризует применение материального ресурса (капитала), при котором покрываются текущие расходы и образуется прибыль. То есть, изначально подразумевая рентабельность инвестиции, следует говорить о прибыльности каждой взятой компании или предприятия. Прибыльность рассчитывается двумя способами:

  • Относительный показатель указывает именно рентабельность и измеряется в формате коэффициента либо в процентном соотношении.
  • Абсолютная величина показывает прибыль в конкретном денежном эквиваленте (то есть, сумму чистой прибыли, которая была получена за определенный отрезок времени от инвестиционной деятельности).

Эти два метода анализа ROI не взаимоисключающие, а дополняющие. Инвестору важно при принятии решения рассчитывать прибыльность как с помощью относительного, так и абсолютного способа.

На оба значения будет оказывать сильное влияние уровень инфляции, но не объемы доходов. При принятии решений также важно сравнивать итоговые показатели расчета с плановыми значениями предыдущих периодов и данными других предприятий (если это возможно). Только такой подход позволит произвести объективную оценку финансовых вложений в бизнес.

Для определения рентабельности важно конкретизировать доход от финансовых вложений. Для этого проводится анализ предприятия и финансовых ресурсов в несколько этапов:

  1. Финансовый анализ компании.
  2. Расчет размера инвестиции, необходимой для полноценного функционирования компании и получения чистой прибыли.
  3. Определение эффективности решения и расчет индекса нормы доходности инвестированного капитала.
  4. Учет дополнительных факторов при расчете. Чаще всего фундаментальных аспектов: инфляции, изменений конъюнктуры рынка сбыта.

Результаты, полученные от расчета методом рентабельности инвестиций, важно сравнивать с плановыми цифрами.

Коэффициент окупаемости в человеческий капитал показывает не среднегодовое значение, а величину общего периода инвестирования. То есть, рентабельность инвестиций – это показатель эффективности вложений за полный период инвестирования.

Если инвестиционный проект не является стартапом, то обязательным фактором при расчете будет показатель возврата на инвестиции за прошлые периоды. Это позволит составить более точный прогноз и выявить существующие проблемы как в работе предприятия, так и в процессе инвестирования.

Рентабельность капитальных вложений имеет более широкое значение и рассчитывается не только при вложении в каждую организацию и предприятие. Его используют при работе со всеми финансовыми инструментам на долгосрочную перспективу.

Доходность инвестированного капитала также рассчитывается при альтернативных вкладах:

  • депозит в банке или других финансовых структурах;
  • инвестирование в ПАММ-счета и другие виды доверительного управления;
  • вклады в различные инвест-портфели;
  • вложения в биржевые инструменты на долгосрочную перспективу.

Прибыль от инвестиций требует контроля. Это умение управлять не только уровнем доходности, но и инвестиционной деятельностью. Если сегмент для денежных вливаний кажется привлекательным, но при расчете инвестор не получил ожидаемого коэффициента окупаемости, то можно предпринять и другие действия с помощью инвестиций. К примеру, увеличение рентабельности продаж, оборота и перевода реальных активов.

Как рассчитать ROI: формула и примеры

Расчет ROI может производиться несколькими способами. Тем, кто хочет упростить себе жизнь и не заниматься рутиной, можно использовать различные программы, онлайн-калькуляторы, таблицы Excel. В них нужно просто ввести нужную формулу доходности, и расчет будет проходить автоматически.

Можно также нанять специалиста, который знает, как считать. Это может быть бухгалтер, финансист, доверительный управляющий или опытный инвестор. Но для начала лучше самому научиться понимать все факторы и рассчитывать коэффициент возврата инвестиций, чтобы самостоятельно управлять своим капиталом и понимать, как используются деньги.

Применяется 3 распространенных метода расчета окупаемости инвестиций:

  1. Первая формула рентабельности инвестиций – это отношение дохода (до уплаты налогов) к активам компании (то есть, затраченным суммам на производственные мощности и их оценки с учетом износа на конец действия вложения).
  2. Вторая формула – отношение дохода (до уплаты налогов) к объему продаж, умноженное на отношение объемов продаж к активам компании.
  3. Третья – рентабельность реализации в процентах, умноженная на оборачиваемость активов компании.

Каким способом можно получить более точный результат, определить невозможно. Вернее, каждый из этих вариантов является правильным. Дело в том, что рентабельность вложений – довольно широкое понятие, и трактоваться может по-разному для каждого отдельно взятого сегмента бизнеса, учитывая его специфику.

Универсальная формула ROI

Во всех трех формулах главными критериями для повышения РОИ являются увеличение уровня доходности от реализации и оборачиваемость активов.

Исходя их этого, выводится оптимальная формула, которая может быть применима в любой сфере бизнеса (учитывая отдельные нюансы, конечно).

Приведем конкретный пример расчета. Предприниматель решил совершить покупку торгового инструмента, например, возьмем популярные нынче криптовалюты. Сумма – инвестиции $100. Цена одной монеты измеряется в $20. Инвестор ожидает через некоторое время роста цены в $25 за единицу, после чего продает ее. Прибыль составляет 25 долларов. Таким образом:

ROI=(125-100)/100*100%=25%

ROI (рентабельность) будет равняться 25%. Эту цифру можно считать хорошей. Но это только статистический метод. Здесь нельзя посчитать другие важные факторы – инфляцию, волатильность актива, в общем, любые торговые и неторговые риски. Кроме того, показатель не является фиксированным. Он может варьироваться в связи с изменением цены актива. Поэтому важно делать периодический перерасчет.

Как видно в примере, формулу можно применять при инвестиционных стратегиях в спекулятивные активы – Форекс, биржевые инструменты, криптовалюты,

Этот метод можно использовать если нужно быстро рассчитать несколько проектов и узнать, какой из них будет наиболее привлекательным. Нужно будет знать такие данные:

  • себестоимость – затраты на производство товара, включающие в себя расходы на сырье, производственную мощность, маркетинг;
  • доход – итоговая прибыль, полученная после продажи услуг и продуктов;
  • сумма инвестиций – общий объем вложенных средств.

Формула индекса рентабельности инвестиций PI

Также рентабельность можно рассматривать с помощью индекса PI (индекс рентабельности инвестиции PI – profitability index).

Он рассчитывается как отношение суммы дисконтированных денежных потоков к начальной инвестиции. Сокращенная формула выглядит следующим образом:

  • PI – индекс рентабельности;
  • NPV
  • I – первоначальная инвестиция.

Но NPV рассчитать довольно сложно, особенно новичкам. Поэтому доверить это лучше профессионалам. Для тех, кто принял решение рассчитывать все самостоятельно, формула расчета денежных потоков (NPV) будет выглядеть следующим образом:

  • NPV – сумма дисконтирования денежных потоков;
  • n, t – временные периоды;
  • CF – поток платежей (то есть CFt – платеж через t лет);
  • R – ставка дисконтирования.

Этот показатель позволяет ранжировать проекты при ограниченных инвестиционных ресурсах и выбирать только те, что обеспечат большую эффективность вложений. Эта формула является очень эффективной при инвестиции в высоковолатильные инструменты, в частности, криптовалюту.

Формула не подходит для спекулянтов, которые инвестируют в активы в краткосрочной перспективе, в течение дня или недели.

Какой показатель считается хорошим?

Каким должен быть показатель рентабельности инвестиций? Точка безубытка равна двадцати. Это значит: если при расчете уравнение показало 10, такая инвестиция является нерентабельной. Если получилось 20, инвестору удастся только отбить вложения, а дальше пойдет чистая прибыль.

ROI может быть показателем эффективности при выборе проекта. Если по формуле ROI привлекательным проект можно считать с коэффициентом рентабельности инвестированного капитала свыше 20%, то в PI будут иные значения

Если PI определяется как меньше 1, такой показатель отрицательный, и инвестирование в этот проект можно считать нерентабельным. Средней нормой является 1: в этом случае можно рассматривать инвестиционный проект более детально – это нормативная доходность. Если же выше 1 – то, скорей всего, это перспективный проект с высокой доходностью (без учетов рисков). Такими вычислениями занимаются аналитические подразделы всех серьезных компаний.

Из других недостатков этого метода можно отметить то, что чем дольше срок вклада, тем меньше становится точность прогноза результата. Таким образом увеличивается погрешность PI.

Расчет коэффициента рентабельности инвестиций в бухгалтерском учете

Рентабельность вложенного капитала в бухгалтерском учете рассчитывается иначе. ROI также ориентируется не на оценку денежных вкладов, а на прибыль бизнеса.

Этот коэффициент показывает соотношение среднего значения дохода предприятия по бухгалтерским отчетам к среднему значению денежных вливаний. Но в отличие от предыдущих формул, расчет этого показателя происходит на основе прибыли до оплаты процентных и налоговых издержек (EBIT – earning before interest and tax) или с учетом дохода после оплаты налоговых платежей, но до вычета процентных (то есть, EBITx (1-H), H — налог на прибыль).

Чаще всего применяется второй вариант (то есть, после оплаты налога), так как он лучше указывает на выгоду, полученную от деятельности компании. При подготовке проекта или старта инвестиционных вливаний, очень важно обсуждать, какой метод анализа будет использован.

Первый метод базируется на определении ROI, в котором прибыль за год относится к показателю используемых финансовых вливаний. При этом величину годового дохода нужно рассчитывать до того года, когда будут полностью созданы производственные мощности. Для того чтобы уменьшить погрешность, расчет ROI также ведется для каждого года реализации проекта в отдельности.

В случае второго метода показатель рассчитывается не как отношение дохода за определенный год, а как среднегодовая величина к первоначальным инвестициям. При этом учитывается срок годовой амортизации для производственных мощностей.

К примеру, если компания приобретает установку стоимостью в 100 млн руб. для использования в течение 5 лет, и прирост прибыли составит около 40 млн руб., то ROI составит 20%.

Есть и третий вариант аналитики рентабельности, при котором за основу берется не первоначальная инвестиция, а средние финансовые вливания, то есть средний показатель активов, которые будут приобретены за период работы инвестиционного проекта. В этом случае можно использовать обе формулы расчета рентабельности.

Первую легче использовать, если оборудование, приобретенное за счет инвестиций, не будет продано по остаточной стоимости. Тогда за основу принимается исключительно бухгалтерский доход, уже за вычетом амортизационных отчислений.

Вторая формула эффективно применяется, если производственные мощности, которые были созданы за счет инвестиций, реально продать по остаточной стоимости, с учетом изношенности, и тогда этот фактор окажет влияние на уровень окупаемости инвестпроектов.

Формула расчета рентабельности инвестиций в бухгалтерском учете

Сумма инвестиции, к которой определяется рентабельность, будет рассчитываться как среднее между стоимостью оборудования на начало и конец учитываемого отрезка времени. Поэтому формула расчета возврата на капитал приобретет такой вид:

Где:
ROI – рентабельность инвестиций;
E(1-H) – показатель прибыли за вычетом налогов;
H – как уже говорилось, величина ставки налогооблагаемой прибыли;
C2 – стоимость активов по балансу (производственных мощностей) на конец периода;
C1 – стоимость всех активов (производственных мощностей) на начало периода;
(C2 –C1 ))/2) – среднегодовая стоимость инвестиции, которая рассчитывается как среднее между учетной стоимостью активов на начало и конец периода вложения.

Эффективность ROI в бухгалтерском учете и недостатки

Финансовый показатель окупаемости инвестиционных проектов нужно сопоставлять с другими бухгалтерскими показателями, и общее значение будет свидетельствовать о рентабельности предприятия, что позволит оценивать его бизнес-привлекательность. Четкость этого метода позволит не только стимулировать сотрудников, но и привлекать дополнительные инвестиции.

Но есть у этого метода и недостатки. При расчете во внимание не принимается динамическая ценность финансов во времени (то есть, она может меняться), и не различаются данные инвестиций, которые возникают из-за разной продолжительности эксплуатации активов, приобретенных за счет первоначальных вливаний.

Также могут возникать случаи, при которых значения рентабельности могут приравниваться к показателям внутренних норм доходности. Эти ситуации возникают при таких факторах:

  • Когда деньги инвестируются в предприятия с безграничным сроком, где имеется равенство вливаний финансов за год.
  • Когда общая сумма амортизационных отчислений будет приравниваться к сумме, необходимой для полной замены выбывшего из процесса устройства.
  • Оборотный капитал не будет меняться за весь период реализации инвестиционного проекта.

Важно! Такие методы оценки предоставляют приблизительные данные. В более точной оценке помогут другие критерии:

  • интегральная эффективность затрат;
  • коэффициент финансовых оценок отдельно взятого проекта (рентабельность, ликвидность, финансовая устойчивость);
  • точка безубытка и так далее.

Также для финансового плана понадобится определять такие факторы, как сальдо реальных накопленных средств, поток реальных средств, сальдо реальных средств.

ROI в маркетинге (ROMI)

Как известно, инвестиции требуются не только в производстве. Придется вкладывать и в маркетинг, который также должен принести прибыль.

В аспекте инвестиций в маркетинг также можно говорить об их рентабельности. Десять рублей, затраченных на рекламу, на выходе могут принести 40. Поэтому надо знать, что такое термин ROMI (от английского return on marketing investment, то есть возврат на маркетинговые инвестиции).

ROI и ROMI, в принципе, одно и то же, только РОМИ используется в более узком сегменте. А точнее, чаще всего его применяют маркетологи.

ROMI также будет иметь погрешности, ввиду того что при его анализе не учитываются финансовые и бухгалтерские аспекты. Как и в других случаях, существуют различные формулы, но базовым является следующее вычисление:

Итак, если результаты оказались меньше 100%, то это значит, что проект не будет иметь возврата инвестиций в маркетинг. Важно заметить, что для стартапов на начальном этапе проведения маркетинга, такой результат может быть нормой.

Если результаты равны 100% или больше, это значит, что инвестиции на маркетинг полностью окупаются и приносят доход, и это норма прибыли на вложенный капитал.

Этот показатель очень часто применяется именно в интернет-маркетинге:

  • Прямые продажи с помощью рассылок, товаров и услуг.
  • Обратная связь с клиентами, своевременное реагирование и разрешение конфликтных ситуаций помогает поднять репутацию и, как следствие, привлечь большее количество клиентов.
  • Различные программы лояльности, которые заключаются в сборе информации о клиентах с целью проведения мероприятий.
  • Мероприятия по сбыту товаров (sales promotion) – акции, бонусы и т. д.

Понятие ROMI или Marketing ROI тесно связывают именно с интернет-деятельностью. Для продвижения продукта и привлечения клиентов предприниматели используют каналы рекламы Яндекс.Директ, Google AdWords. Поэтому говорить о рентабельности инвестиций в маркетинг принято в аспекте конверсии, полученной от рекламы. Именно конверсия будет главным фактором, определяющим ROMI.

Однако такой подход позволяет подсчитать ROMI только для некоторых опций маркетинга. Для большинства важнейших инициатив определить, окупается ли инвестиция от маркетинга, невозможно. В первую очередь ввиду того что маркетинговые кампании носят комплексный характер – акции, упаковки, дополнительные подарки. Определить, какой из процессов дал какую конверсию, практически невозможно, а затраты на них могут быть абсолютно разные. Кроме того, маркетинговые исследования вряд ли можно анализировать в аспекте ROI.

Тем не менее, при помощи ROMI предприниматели получают возможность проводить анализ тех сегментов, отдача которых не оправдывает финансовые вливания, и диверсифицировать капитал в более перспективные направления.

Но одного показателя окупаемости маркетинговых инвестиций недостаточно для настройки полноценной программы на максимальную прибыль. Ощутимый результат он сможет принести только в совокупности с другими инструментами продвижения и необходимыми данными, а также при четком контроле и аналитике всех аспектов бизнеса.

Рентабельность инвестиции – относительный показатель. Не стоит на него ориентироваться, как на аксиому. Только общий анализ бизнеса, постоянные исследования всех его сегментов и аналитика рисков помогут принести прибыль. Приведено несколько примеров, и в них видно, что при одних и тех же цифрах возможны некоторые различия в расчете. Вот почему очень важно подходить комплексно и оценивать полную картину.