Роль труда в развитии человека кратко. Роль труда в становлении человека и общества

Труд - основа функционирования и развития любого человеческого общества, независимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная, естественная необходимость, без него не была возможна сама человеческая жизнь. Труд, прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Также нужно учитывать, что человек, воздействуя на природу, используя и изменяя ее в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, не только создает материальные (пищу, одежду, жилище) и духовные блага (искусство, литературу, науку), но и изменяет свою собственную природу. Он развивает свои способности и дарования, вырабатывает у себя необходимые социальные качества, формирует себя как личность. Труд - первопричина развития человека. Человек обязан труду в разделении функций между верхними и нижними конечностями, развитии речи, постепенном превращении мозга животного в развитый мозг человека, в совершенствовании органов чувств. В процессе труда у человека расширялся круг восприятий и представлений, его трудовые действия постепенно стали носить сознательный характер. Таким образом, понятие "труд" не только экономическая, но и социологическая категория, имеющая определяющее значение в характеристике общества в целом и отдельных его индивидов. Выполняя трудовые функции, люди взаимодействуют, вступают в отношения друг с другом и именно труд является той первичной категорией, в которой заключено все многообразие конкретных общественных явлений и отношений. Общественный труд является общей базой, истоком всех социальных явлений. Он изменяет положение различных групп работников, их социальные качества, в чем и проявляется сущность труда как базового социального процесса. Наиболее полно социальная сущность труда раскрывается в категориях "характера труда" и "содержания труда" (рис. 1, см. приложение 1). В процессе трудовой деятельности люди взаимодействуют, образуя социальные отношения. Наиболее важными являются отношения человека к человеку и отношения человека к труду. Они являются одним из определяющих признаков характера труда. При этом человек не пассивный носитель указанных отношений. Реализуя эти отношения в процессе целесообразной деятельности, он не только преобразует и присваивает "вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни", но и изменяет социальные отношения, "изменяет свою собственную природу", свои физические и духовные способности, свои сущностные силы. Если взаимодействие человека со средствами производства формирует у него профессиональные способности и навыки, то отношение к труду, отношение друг к другу - определенные социальные качества. Профессиональные способности, навыки в сочетании с физическими возможностями работников образуют главную движущую силу производства. Однако результат трудовой деятельности зависит не только от уровня развития профессионального мастерства и физических возможностей, но и в первую очередь от того, как человек относится к труду. Отношение к труду не может быть положительным, отрицательным и индифферентным (безразличным, нейтральным). Оно оказывает огромное воздействие на развитие производительных сил и всю систему производственных отношений общества. Сущность отношения к труду заключается в реализации того или иного трудового потенциала работника под влиянием осознанных потребностей и сформировавшейся заинтересованности. Отношение к труду характеризуется стремлением (или отсутствием стремления) человека максимально проявлять свои физические и духовные силы, использовать свой опыт и знание, способности достижения определенных количественных и качественных результатов труда. . Трудовая активность - основной, определяющий вид социальной активности. Она выражается в вовлечении работника в общественное производство и постоянном росте производительности труда, степени реализации им своих физических и умственных возможностей, знаний, умений, способностей при выполнении конкретного вила трудовой деятельности.

Уровень трудовой активности характеризуется достигнутыми результатами в выполнении установленных производственных заданий (норм), повышении качества продукции, совмещении профессий и функций по собственной инициативе, переходе на многостаночное обслуживание по отраслевым и межотраслевым нормам, освоении вторых и смежных профессий, улучшении использования средств труда (оборудования, сырья, материалов), сокращении сроков освоения новых видов продукции и оборудования, оказании помощи товарищам по работе, соблюдении и укреплении дисциплины труда и др. Общественно-политическая активность выражается в расширении участия в общественно политической деятельности, в управлении делами производства. Это участие в обсуждении общегосударственных постановлений, в выборных органах, в работе общественных организаций, собраний, выполнении общественных поручений и др. Познавательно - творческая активность проявляется в повышении общеобразовательного и квалификационного уровня, формировании личности пытливой, ищущей, утверждающей творческое начало во всех сферах жизни общества. Это постоянный поиск новых постановок задач, решений, активное варьирование функций, овладение передовыми приемами и методами труда, внесение в трудовой процесс новых, прогрессивных, ранее не использовавшихся элементов, участие в рационализаторстве и изобретательстве, внесение предложений по совершенствованию производства и труда, практическая реализация которых способствует повышению эффективности деятельности всего коллектива. Именно творческая активность так необходима в профессии педагога.

Сегодня к учителю предъявляются очень высокие профессиональные требования, такие как: универсальная образованность, эрудиция, информированность, способность вести интересные уроки, прогрессивность, давать интересные задания, уметь сделать каждый свой урок результативным, а главное запоминающимся. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд учителя - это великолепный источник для безграничного творчества. Социальное творчество - наиболее зрелая форма социальной активности, высшая форма социальной деятельности, созидательный процесс, направленный на преобразование сложившихся и создание качественно новых форм социальных отношений и социальной действительности. Оно предполагает мобилизацию всех интеллектуальных, духовных и физических сил, позволяет личности предельно полно раскрыть свои способности, направить энергию на достижение интересов общества, коллектива. Заинтересованное и инициативное, добросовестное и творческое отношение к труду приобретает особое значение в контексте всемирной активизации человеческого фактора, являющегося решающей силой социального прогресса. рынок труд социальный человек

В этой связи важно сочетание инициативности с исполнительностью, самодеятельности с дисциплиной, творчества с традициями, темпа и объема с качеством создаваемого продукта, силы внутренних побуждений с учетом реальных возможностей. Наиболее важным показателем является показатель удовлетворенности трудом, который отражает степень соответствия труда тем требованиям, которые работник к ним предъявляет. Удовлетворенность трудом формируется под воздействием реально сложившейся производственной ситуации, установок и мотивов деятельности работника. Если работник удовлетворен работой, то его потребности и интересы в значительной мере реализованы. Чем менее содержателен труд и чем более развиты потребности и интересы работника, тем меньше будет его удовлетворенность трудом. По показателям отношения к труду можно судить о том, насколько труд стал первой жизненной потребностью, ценностью для каждого члена коллектива, служит ли он средством самовыражения, самоутверждения или только средством удовлетворения его материальных потребностей.

Влияние труда на развитие общества

Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей. Таким образом, следствием трудовой деятельности становится, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, с другой - прогресс производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение. Развитие и совершенствование производства благотворно сказывается на воспроизводстве населения, повышении его материального и культурного уровня. Такова идеальная схема воздействия труда на человека и общество, которая представлена на рис. 2 (см. приложение 2). Следует иметь в виду, что подобные процессы подвергаются сильному влиянию политики, межгосударственных и межнациональных отношений. В мире не все так благополучно, как это выглядит на схеме. Но, тем не менее, общая тенденция развития человеческого общества направлена в сторону прогресса производства, роста материального благосостояния и культурного уровня людей, осознания прав человека как высшей ценности на земле. Трудовой процесс и связанные с этим социально экономические результаты деятельности не ограничиваются собственной сферой производства и услуг. Экономика и социология труда начинаются с проблемы формирования рабочей силы и с ее предложения на рынке труда.

Труд — это деятельность, направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению, либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.

Социологические функции труда:

Социально-экономическая функция заключается в воздействии субъектов труда (работников) на объекты и элементы природной среды (ресурсы) с целью их преобразования в предметы удовлетворения потребностей членов общества, то есть в материальные блага и услуги.

Продуктивная функция заключается в удовлетворении потребности людей в творчестве и самовыражении. Благодаря этой функции труда создаются новые предметы и технологии.

Социально-структурирующая функция труда заключается в дифференциации и интегрировании усилий людей, участвующих в трудовом процессе. С одной стороны, закрепление за разными категориями участников трудового процесса различных функций ведет к дифференцированию и созданию специализированных видов труда. С другой стороны, обмен результатами трудовой деятельности ведет к установлению определенных связей между разными категориями участников трудового процесса. Таким образом, данная функция труда способствует созданию социально- экономческих связей между различными группами людей.

Социально-контролирующая функция труда обусловлена тем, что труд организовывает сложную систему социальных отношений, регулируемую посредством ценностей, норм поведения, стандартов, санкций и др., представляющих собой систему социального контроля трудовых отношений. К ней относятся трудовое законодательство, экономические и технические нормативы, уставы организаций, должностные инструкции, неформальные нормы, определенная организационная культура.

Социализирующая функция труда связана с тем, что трудовая деятельность расширяет и обогащает состав социальных ролей, образцов поведения, норм и ценностей работников, что позволяет людям чувствовать себя полноправными участниками общественной жизни. Данная функция дает людям возможность приобрести определенный статус, ощутить социальную принадлежность и идентичность.

Социально-развивающая функция труда проявляется в воздействии содержания труда на работников, коллективы и общество в целом. Этот связано с тем, что по мере развития и совершенствования средств труда происходит усложнение и обновление содержания труда. Данный процесс обусловлен творческой природой человека. Таким образом, происходит повышение требований к уровню знаний и квалификации сотрудников практически во всех отраслях современной экономики. Функция обучения работников является одной из приоритетных функций управления персоналом современной организации.

Социально-стратификационная функция труда является производной от социально-структурирующей и связана с тем, что результаты различных видов труда по- разному вознаграждаются и оцениваются обществом. Соответственно одни виды трудовой деятельности признаются более, а другие — менее важными и престижными. Таким образом, трудовая деятельность способствует формированию и поддержанию доминирующей системы ценностей в обществе и выполняет функцию ранжирования участников трудовой деятельности по рангам — ступеням стратификационной пирамиды и лестницы престижа.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что трудовая деятельность обусловливает ряд взаимосвязанных социальных и экономических явлений и процессов в современном обществе. Изучение позволяет выявить наиболее эффективные пути управления организации.

Основные категории науки о труде

  • сложность труда;
  • профессиональная пригодность работника;
  • степень самостоятельности работника.

Первый признак содержания труда — сложность . Понятно, что труд ученого сложнее, чем труд токаря, а директора магазина — труда кассира. Но для обоснования меры оплаты различных видов труда требуется их сравнение. Для соизмерения сложного и простого труда применяют понятие "редукция труда". Редукция труда — это процесс сведения сложного труда к простому для определения меры оплаты труда различной сложности. С развитием общества увеличивается доля сложного труда , что объясняется повышением уровня технической оснащенности предприятий и требований к образованию работников.

Отличия сложного труда от простого:
  • выполнение работником таких функций умственного труда, как планирование, анализ, контроль и координация действий;
  • концентрация активного мышления и целеустремленное сосредоточение работника;
  • последовательность в принятии решений и действий;
  • точность и адекватная реакция организма работника на внешние раздражители;
  • быстрые, ловкие и разнообразные трудовые движения;
  • ответственность за результаты труда.

Второй признак содержания труда — профессиональная пригодность . Ее влияние на результаты труда обусловлены способностями человека, формированием и развитием его генетических задатков, удачными выбором профессии, условиями развития и отбора кадров. Существенную роль в профессиональном отборе играют специальные методы определения профессиональной пригодности.

Третий признак содержания труда — степень самостоятельности работника — зависит как от внешних ограничений, связанных с формой собственности, так и внутренних, диктуемых масштабом и уровнем сложности работы. Уменьшение ограничений в принятии решения при повышении меры ответственности означает большую свободу действий, творчество и возможность неформального подхода к решению проблем. Самостоятельность работника выступает критерием уровня самосознания развитой личности, ее меры ответственности за результаты работы.

Характер труда как категория науки о труде представляет отношения между участниками трудового процесса, которые влияют и на отношения работника к труду, и на производительность труда. С точки зрения характера труда различают, с одной стороны, труд предпринимателя и, с другой стороны, труд наемный, коллективный или индивидуальный. Труд предпринимателя отличается высокой степенью самостоятельности в принятии решения и его осуществлении, а также высокой мерой ответственности за результаты. Наемный труд — это труд работника, призванного по условиям соглашения выполнять должностные обязанности по отношению к работодателю.

Современная наука о труде

Современная наука о труде включает ряд основных дисциплин:

  1. традиционно включает проблемы производительности и эффективности труда, трудовых ресурсов, рынка труда и занятости, доходов и заработной платы, планирования численности, проблемы нормирования труда.
  2. Экономика персонала исследует поведение работников при выполнении ими должностных обязанностей. Дисциплина изучает влияние различных факторов на результативность труда.
  3. Медицина труда — изучает связанные с трудом факторы, которые могут вызвать травмы, заболевания или причинить другой вред здоровью работника.
  4. Физиология труда исследует функции человеческого организма в процессе труда: физиология двигательного аппарата, выработка и тренировка трудовых навыков, работоспособность и ее регуляция, санитарно-гигиенические условия труда, тяжесть труда.
  5. Психология труда исследует требования к психике человека, связанные с его отношением к работе.
  6. Управление персоналом изучает проблемы планирования численности, отбора, обучения и аттестации персонала, мотивации труда, стилей управления, взаимоотношений в трудовых коллективах, процедур управления.
  7. Социология труда изучает воздействие работников на общество и наоборот — общества на работника.
  8. Педагогика труда как наука рассматривает вопросы обучения работников.
  9. Эргономика изучает организацию процесса приспособления средств труда к особенностям, возможностям и пределам человеческого организма.
  10. Менеджмент труда изучает основы проектирования трудовых процессов рабочих мест. Рассматриваются такие вопросы, как выявление потребности в персонале, вербовка и выбор персонала, задействование работников, их высвобождение, развитие, контроллинг персонала, т.е. управление, координация и информирование структурирование работ, политика вознаграждения, участие в успехе, управление затратами на персонал и руководство сотрудниками.
  11. Безопасность труда исследует комплекс проблем, связанных с обеспечением безопасной трудовой деятельности.
  12. Трудовое право анализирует комплекс юридических аспектов труда и управления. Это особенно важно при найме и увольнении, разработке систем поощрений и наказаний, решении имущественных проблем, управлении социальными конфликтами.

Основы современной экономики труда

Экономика труда — изучает экономические закономерности в области трудовых отношений, в том числе специфические формы проявления сущности труда, такие, как организация, оплата, эффективность и занятость.

Объектом изучения экономики труда является труд — целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных благ и оказание услуг.

Предмет экономики труда — социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе труда под влиянием различных факторов — технического, организационного, кадрового и иного характера.

Целью экономики труда являются исследования в области управления человеческими ресурсами.

Главная задача экономики труда — изучение сущности и механизмов экономических процессов в сфере труда в контексте жизнедеятельности человека и общества.

Пути повышения эффективности трудовой деятельности

Один из наиболее важных элементов повышения эффективности трудовой деятельности человека — совершенствование умений и навыков в результате трудового обучения. С психофизической точки зрения производственное обучение представляет собой процесс приспособления и соответствующего изменения физиологических функций организма человека для наиболее эффективного выполнения конкретной работы. В результате тренировки возрастают мышечная сила и выносливость, повышаются точность и скорость рабочих движений, быстрее восстанавливаются физиологические функции после окончания работы.

Рациональная организация рабочего места

Рациональная организация (обеспечение удобной позы и свободы трудовых движений, использование оборудования, отвечающего требованиям эргономики и инженерной психологии) обеспечивает наиболее эффективный , уменьшает утомляемость и предотвращает опасность возникновения профессиональных заболеваний. Кроме этого, рабочее место должно отвечать следующим требованиям: наличие достаточного рабочего пространства; достаточные физические, слуховые и зрительные связи между челове-ком и машиной; оптимальное размещение рабочего места в пространстве; допустимый уровень действия вредных производственных факторов; наличие средств защиты от опасных производственных факторов.

Удобная рабочая поза

Удобная рабочая поза человека в процессе трудовой деятельности обеспечивает высокую работоспособность и производительность труда. Удобной рабочей позой следует считать такую, при которой работнику не требуется наклоняться вперед более чем на 10-15 градусов; наклоны назад и в стороны нежелательны; основное требование к рабочей позе — это прямая осанка.

На формирование рабочей позы в положении “сидя” влияет высота рабочей поверхности, определяемая расстоянием от пола до горизонтальной поверхности, на которой совершается трудовой процесс. Высоту рабочей поверхности устанавливают в зависимости от характера, тяжести и точности работ. Удобная рабочая поза при работе “сидя” обеспечивается также конструкцией стула (размерами, формой, площадью и наклоном сиденья, регулировкой по высоте).

Высокая работоспособность и жизнедеятельность организма поддерживаются рациональным чередованием периодов труда и отдыха.

Рациональный режим труда и отдыха

Рациональный режим труда и отдыха — это такое соотношение и содержание периодов работы и отдыха, при которых высокая произво-дительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления в течение длительного времени. Такое чередование периодов труда и отдыха соблюдается в различные отрезки времени: в течение рабочей смены, суток, недели, года в соответствии с режимом работы предприятия.

Продолжительность отдыха в течение смены (регламентированные перерывы) зависит в основном от тяжести труда и условий его осуществления. При определении продолжительности отдыха в течение рабочего времени необходимо учитывать следующие производственные факторы, вызывающие утомление: физические усилия, нервное напряжение, темп работы, рабочее положение, монотонность работы, микроклимат, загрязненность воздуха, аэроионный состав воздуха, производственный шум, вибрация, освещение. В зависимости от силы влияния каждого из этих факторов на организм человека устанавливается время на отдых.

Внутрисменный режим труда и отдыха должен включать в себя перерыв на обед и кратковременные перерывы на отдых, который должен быть регламентированным, так как он более эффективен, чем перерывы, возникающие нерегулярно, по усмотрению работника.

Кратковременные перерывы на отдых предназначены для уменьшения развивающегося в процессе труда утомления . Количество и длительность кратковременных перерывов определяют исходя из характера трудового процесса, степени интенсивности и тяжести труда. Ориентиром для установления начала перерывов на отдых служат моменты снижения работоспособности. Чтобы предупредить ее спад, перерыв на отдых назначается до наступления утомления организма. Во второй половине рабочего дня в связи с более глубоким утомлением количество перерывов на отдых должно быть больше, чем в первой половине смены. Физиологами установлено, что для большинства видов работ оптимальная продолжительность перерыва 5-10 минут . Именно этот перерыв позволяет восстановить физиологические функции, снизить утомление и сохранить рабочую установку. При глубоком утомлении необходимо идти как по линии увеличения количества перерывов, так и увеличения их длительности. Но кратковременные перерывы длительностью более 20 минут нарушают уже сложившееся состояние врабатывания.

Отдых может быть активным и пассивным . Активный отдых рекомендуется на работах, протекающих в неблагоприятных условиях труда. Наиболее эффективная форма активного отдыха — производственная гимнастика. Активный отдых ускоряет восстановление сил, так как при смене деятельности энергия, затраченная работающим органом, восстанавливается быстрее. В результате производственной гимнастики увеличивается жизненная емкость легких, улучшается деятельность сердечно-сосудистой системы, увеличиваются мышечная сила и выносливость.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Человек, желая добыть себе пищу, построить жилье или сшить одежду - все, что необходимо ему для жизни и защиты от неблагоприятных воздействий окружающей среды, употребляет материалы природы, Которые позволяют ему добиться более удобных условий существования.Эти материалы он преобразует себя на пользу. Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на преобразование природных материалов. Сначала человек ставит цель своих действий. Наличие цели отличает труд сознательного существа, каким является человек, от работы, например, лошади или машины. Имея цель и Используя материалы природы - пшеницу или рожь, дерево или глину, лен, шерсть или кожу, человек создает новый продукт, т. Е. Сознательно и последовательно выполняет трудовые действия, Используя физическую и умственную энергию своего организма. Уровень энергетических затрат человека зависит от вида деятельности и используемых средств труда. Таким образом, если описать процесс труда, то он включает три основные составляющие: сырьевой материал, средства труда, затраты живого труда.

Результатом взаимодействия ЭТИХ трех составляющих является продукт труда - новое вещество природы, приспособленное к потребностям человека: Собранный урожай или выращенные скот, Построенный дом или мост, сшитые платье и обувь. Труд - источник богатства. Он является первым и обязательным условием существования человека. История развития человека и общества свидетельствует о решающей роли труда в этом процессе. Изменяя окружающую природу, люди под воздействием меняющихся собственных потребностей изменяют и свою природу: обогащают знания, развивают способности и приобретают новые навыки.

В процессе своей эволюции труд существенно усложнился: человек стал выполнять более сложные и разнообразные операции, применять все более организованные средства труда, ставит перед собой и достигать более высокие цели. Труд стал многосторонни, разнообразным, совершенным, а человек, постоянно Развивая свою рабочую силу, стал создавать новые стоимости, намного превышающие стоимость жизненных благ, необходимых для восстановления затрат самой рабочей силы.

Изменяется и организация труда. В условиях применения более совершенных ресурсов и средств труда она оказывает возрастающее влияние на окружающую среду, иногда во вред среде. Поэтому экологический аспект в трудовой деятельности приобретает новое звучание. На первый план выдвигается принцип: "Не навреди".Защитить окружающую природную среду от сиюминутной пользы - одно из основных требований организации труда, которая в настоящее время серьезно озабочен проблемами восстановления и сохранения природы.

Совместный труд людей представляет собой нечто большее, чем простая сумма затраченном ими труда. Совместный труд рассматривается как динамично развивающееся и прогрессирующее единство совокупных результатов труда. Взаимодействие человека с природными материалами, средствами труда, а также отношения, в Которые при этом вступают люди, - все это называется созданием, где создаются новые потребности, под влиянием которых постепенно происходит преобразование общества. Человек, Осваивая материальные и культурные ценности, созданные в него, совершенствует свои потребительские привычки. Создавая и потребляете продукты труда, проявляйте свои способности, человек совершенствуется сам, развивается и общество.

История человечества свидетельствует о решающем значении труда в общественном развитии и развитии человека. Труд – первое и основное условие человеческой цивилизации. Труд позволяет удовлетворить потребности человека в пище, одежде, жилье. Человек, осуществляя в нормальных условиях труд , испытывает от него определенное удовлетворение и благотворное влияние на развитие своих качеств. Когда человек создает нечто новое, полезное, не встречающееся в природе, это вызывает у него чувство гордости, выступает сильным побудительным мотивом для новых дел и достижений.
В процессе труда происходит не только создание продукта, но и совершенствование человека. В ходе трудовых процессов человек от изменения предметов труда постепенно переходит к изменению и оптимизации собственных действий, способов труда и трудового поведения. Он приобретает новые знания путем накопления или заимствования опыта, то есть он совершенствуется сам. Происходит формирование человека более высокого уровня.
Совершенствуясь сами, люди совершенствуют и орудия труда и методы труда. Передавая из поколения в поколение накопленный запас знаний и опыта, они совершенствуют и развивают сам процесс труда. Новые и более эффективные трудовые процессы в свою очередь способствуют дальнейшему развитию человека. В этом заключается человекотворческая роль труда.
Помимо труда, предназначенного для обслуживания человеком себя и своей семьи, существует и общественный труд. Общественный труд – это работа людей друг на друга , иначе говоря, работа на общество. Он органически связан с общественным разделением труда. Люди, специализируясь на изготовлении того или иного продукта, производят его в первую очередь для других, а не для себя. Но взамен желают получить продукт труда других производителей, чтобы удовлетворить свои потребности. Так, работая на других, на общество, люди удовлетворяют свои и общественные потребности.
Очень важной ролью общественного труда является создание самого общества, оптимизация общественных отношений, а также создание национального богатства. Труд – это фактор общественного прогресса, проявляющийся в движении к более совершенным видам труда, организации производства и общества.
И, наконец, свободотворческая роль труда заключается в том, что он позволяет достичь подлинной свободы отдельной личности , коллектива и общества в целом. Овладевая профессией, приумножая знания, умения и навыки, повышая производительность труда, каждый человек расширяет границы своей личной свободы. Одновременно расширяются границы свободы самого общества по отношению к силам природы, его возможности прогнозировать свое развитие на будущее.

- 61.00 Кб

Введение

Так что же такое труд? Я уверена, что этим вопросом задаются многие. Однако ответить на него не так просто, как может показаться на первый взгляд. Одни понимают под трудом работу по найму на каком-либо предприятии, при этом деятельность предпринимателя зачастую трудом не признается. Людей, занимающихся физическим трудом, вряд ли удастся до конца убедить, что деятельность художника, поэта или музыканта тоже называется трудом, хотя она и требует немалых физических и эмоциональных затрат. Женщины воспринимают работу по дому как тяжелый труд, а мужчины в большинстве своем не склонны это признавать. Миллионы россиян после трудовой недели отправляются «отдыхать» на приусадебные участки, где большую часть времени тратят на сельскохозяйственные работы. Споры относительно рассматриваемого понятия проистекают оттого, что оно содержит в себе значительный ценностно-идеологический компонент. Термин «труд» в русском языке имеет положительную окраску. Трудиться – это долг каждого человека. Того, кто не трудиться, называют тунеядцем. В идеологическом плане до сих пор не отошли в прошлое споры о том, чей труд важнее для общества. От ответа на этот вопрос зависит оценка деятельности тех или иных социальных групп: предпринимателей и наемных работников, представителей умственного или физического труда, заняты в той или иной отрасли.

Важно отметить, что воспроизводство человека как члена общества не ограничивается удовлетворением простейших физиологических потребностей, а непременно включает социальные элементы. Отсюда мы можем сделать вывод, что труд – целесообразная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей человека и общества в целом.

Трудовая сфера очень актуальна, напрямую связана с жизнью каждого человека, в которой сталкиваются интересы и ценности различных субъектов (государство, бизнес, работники, общественность и т.п.).

1. Социальная сущность труда, его характер и содержание

Труд представляет собой, с одной стороны, взаимодействие между человеком и природой, а с другой – взаимодействие между самими людьми в процессе труда. В этом и заключается его социальный характер.

Если рассматривать труд как взаимодействие человека и природы, то можно выделить несколько важных составляющих такого взаимодействия::

Предметы труда – сырье (необработанное вещество) и полуфабрикаты (частично обработанное вещество);

Средства труда (орудия труда, средства производства) – инструменты, станки, оборудование и т.п.:

Продукт труда – вещество природы, вещь, подвергнутые обработке.

При помощи средств труда человек осуществляет заранее намеченные изменения в предмете труда и получает продукт труда определенного вида.

Все мы с вами знаем, что в процессе трудовой деятельности человек неизбежно оказывает влияние на окружающую его природу, которое далеко не всегда имеет положительный характер. Так, в результате бурной хозяйственной деятельности человека существенно ухудшилось состояние природной среды: загрязняются атмосфера и природные воды, исчезают леса, отдельные виды животных и растений. Истощаются ресурсы земли, создававшиеся в ее недрах в течение многих миллионов лет.

Посмотрим на труд с другой стороны. Человек не существует изолированно, отдельно от других людей, а значит, и труд является социальным феноменом или, иначе говоря, имеет общественный характер, то есть трудовой процесс развертывается во взаимосвязи людей между собой: в рамках определенных социальных групп, общества в целом. В этом и заключается его важная особенность – двойственный характер, то есть труд подразумевает как производство товаров и услуг, так и определенные социальные отношения между его субъектами.

Современный человек проводит на работе значительную часть своей жизни. В трудовом коллективе проходит социализация – процесс становления личности, когда человек учится взаимодействовать с другими людьми в процессе труда, усваивает трудовые ценности и нормы. Отношения, складывающиеся в трудовом коллективе, становятся для человека настолько значимыми, что люди не могут представить себя вне привычных сообществ. Я считаю, что отношения между людьми в процессе труда и по поводу его результатов являются стержнем социальных отношений. И хотя не все с этим согласны, вряд ли кто-то станет отрицать важное место этих отношений в общественной жизни.

Характер труда отражает в основном его социальную сущность, по которой труд всегда является общественным. Однако общественный труд состоит из труда индивидов, а в различных общественно экономических формациях связь между индивидуальным и общественным трудом различна, что и определяет характер труда. Он выражает социально-экономический способ соединения работников со средствами труда, т.е. процесс взаимодействия человека с обществом и зависит от того, на кого человек работает. Характер труда определяется особенностями производственных отношений, при которых труд совершается, и выражает степень их развитости. Он отражает социально-экономическое положение трудящихся в общественном производстве, отношение между трудом всего обществ и трудом каждого отдельного работника.

Содержание труда выражает распределение функций (исполнительских, регистрации и контроля, наблюдения, наладки и др.) на рабочем месте и определяется совокупностью выполняемых операций. Оно отражает производственно-техническую сторону труда, показывает уровень развития производительных сил, технических способов соединения личного и вещественного элементов производства, т.е. раскрывает труд прежде всего как процесс взаимодействия человека с природой, средствами труда в процессе трудовой деятельности.

При этом имеется ввиду само - функциональное взаимодействие без учета тех социальных отношений, в которые люди обязательно вступают в процессе труда. Содержание труда индивидуально на каждом рабочем месте, очень подвижно и изменчиво. Оно характеризуется структурой выполняемых функций, разнообразием (монотонностью), соотношением исполнительских и организаторских элементов, физическими и нервно-психическими нагрузками, степенью интеллектуального напряжения, самостоятельности деятельности, самоорганизацией труда, наличием новизны в принимаемых решениях относительно производственного процесса, квалифицированностью, сложностью труда (объем знаний общего образования и профессиональной подготовки), социально-экономической оценкой работников, выполняющих данный вид труда.

По отношению к характеру труда его содержание является более частным понятием. Это находит обоснование даже в том, что характер труда (в частности, разделение между физическим и умственным трудом) выражает классовые различия, а содержание - лишь внутриклассовую дифференциацию.

Разный по содержанию труд требует от работников неодинакового уровня профессиональных знаний, разной степени участия в управлении производственным процессом, различного уровня общей культуры, отражается на структуре его потребностей. Различия в содержании труда порождают различия в квалификации работников, влияют на их отношение к труду, уровень трудовой активности. Обогащение содержания труда, улучшение его условий облегчают труд человека, создают для него эмоциональный и интеллектуальный стимул, увеличивают тем самым его производственную отдачу и удовлетворенность трудом, способствуют развитию личности.

2. Роль труда в развитии общества и человека

Как я ранее отметила труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества. Труд имеет технологическую, экономическую и социальную стороны.

Предметы труда - это все то, на что направлен труд, что претерпевает изменения для приобретения полезных свойств и удовлетворения тем самым человеческих потребностей.

Процесс труда - явление сложное, многоаспектное. Основными формами проявления труда являются:

1. Затраты человеческой энергии. Это психофизиологическая сторона трудовой деятельности, выражающаяся в расходовании энергии мускулов, мозга, нервов, органов чувств. Затраты энергии человека определяются степенью тяжести труда и уровнем нервно-психологической напряженности, они формируют такие состояния как утомление и усталость. От уровня затрат человеческой энергии зависят работоспособность, здоровье человека и его развитие.

2. Взаимодействие работника со средствами производства - предметами и средствами труда. Это организационно- технологический аспект трудовой деятельности. Он определяется уровнем технической оснащенности труда, степенью его механизации и автоматизации, совершенством технологии, организацией рабочего места, квалификацией работника, его опытом, применяемыми им приемами и методами труда и т.д. Организационно-технологические параметры деятельности предъявляют требования к специальной подготовке работников, к их квалификационному уровню.

3. Производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителем и подчиненным) определяет организационно-экономическую сторону трудовой деятельности. Она зависит от уровня разделения и кооперации труда, от форм организации труда - индивидуальной или коллективной, от численности работающих, от организационно-правовой формы предприятия (учреждения). Проблемы трудовой деятельности служат объектом изучения многих научных дисциплин: физиологии и психологии труда, статистики труда, трудового права и др.

Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

Таким образом, следствием трудовой деятельности становится, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, с другой - прогресс производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение.

Развитие и совершенствование производства благотворно сказывается на воспроизводстве населения, повышении его материального и культурного уровня.

Следует иметь ввиду, что подобные процессы подвергаются сильному влиянию политики, межгосударственных и межнациональных отношений. В мире не все так благополучно, как это выглядит на схеме. Но, тем не менее, общая тенденция развития человеческого общества направлена в сторону прогресса производства, роста материального благосостояния и культурного уровня людей, осознания прав человека как высшей ценности на земле.

Трудовой процесс и связанные с этим социально экономические результаты деятельности не ограничиваются собственной сферой производства и услуг.

Заключение

В настоящее время общество труда в полной мере начинает испытывать на себе парадоксальные результаты своего функционирования: неустанный труд в конечном счете ведет к исчезновению труда как такового. В условиях научно-технического прогресса стремительно повышается производительность труда, и как результат снижается потребность в рабочей силе. Благодаря автоматизации производства, развитию робототехники своеобразные безлюдные производства уже не выглядят утопией. Все меньшее количество людей может производить все большее количество товаров и услуг. Создаваемое техническим прогрессом некоторое число новых рабочих мест в новых производствах на деле оказывается неизмеримо меньше того числа рабочих мест, которое ликвидируется. Но при снижении потребности в рабочей силе и сокращении занятости растет безработица. Если при этом учитывать, что население земного шара продолжает увеличиваться, можно заключить, что безработица постепенно становится одной из глобальных проблем современности.

Жертвами трудосберегающих технологий могут стать не только промышленные рабочие. Компьютерные технологии сокращают число клерков в банковском деле, страховании, бухгалтерском учете и т.п. Например, такая новая технология, как «телебанкинг», не требующая физического присутствия клиента для совершения операций, позволяет существенно сократить сеть банковских филиалов, а значит, и их служащих. Наиболее радикальные футурологи утверждают: человечеству пора задуматься не о будущем труда, а о будущем без труда.

Описание работы

Так что же такое труд? Я уверена, что этим вопросом задаются многие. Однако ответить на него не так просто, как может показаться на первый взгляд. Одни понимают под трудом работу по найму на каком-либо предприятии, при этом деятельность предпринимателя зачастую трудом не признается. Людей, занимающихся физическим трудом, вряд ли удастся до конца убедить, что деятельность художника, поэта или музыканта тоже называется трудом, хотя она и требует немалых физических и эмоциональных затрат.