Внутреннее побуждение человека к действию. Мотивация - это побуждение к действию

Страница
22

МОТИВ [фр. motif] – 1) побудительная причина, повод к какому-л. действию; довод в пользу чего-л.

МОТИВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – то, что является единственным побудителем направленной деятельности, но не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности. Предмет потребности - материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане.

МОТИВ – м. франц. побудительная причина; | муз. напев, голос, погудка, наголоска. Мотивировать, подкрепить доказательствами, подтвердить и объяснить доводами.

МОТИВ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ – может быть 1) целенаправленным, если в основе его лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве «условий» или «средств» для достижения своей рационально поставленной или продуманной цели; 2) ценностно-рациональным, основанным на вере в безусловную – эстетическую, религиозную или любую другую - самодовлеющую ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет; 3) аффективным, прежде всего эмоциональным, то есть обусловленным аффектами или эмоциональным состоянием индивида; 4) традиционным, то есть основанным на длительной привычке.

МОТИВАЦИИ ВИДЫ – а) внутренняя: возникает внутри человека (стремление к достижениям; стремление к завершению работы, стремление к познаниям; страх); б) внешняя: воздействие извне (оплата за труд, распоряжения, правила поведения и т.д.)

МОТИВАЦИИ СТАДИИ – 1] возникновение потребности (человеку чего-то не хватает): физиологические, психологические, социальные; 2] поиск путей устранения потребностей (удовлетворить, подавить, не замечать); 3] определение целей (направления) действия. Человек фиксирует, что и какими средствами он должен сделать, чего добиться, что получить для того, чтобы устранить потребность; 4] осуществление действий. Человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые должны удовлетворить потребность; 5] получение вознаграждения за осуществление действия. Выясняется то, на сколько выполнение действий дало желаемый результат, следовательно ослабление, сохранение, усиление мотивации к действию; 6] устранение потребности.

МОТИВАЦИЯ – совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.

МОТИВАЦИЯ – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей организации.

МОТИВАЦИЯ [англ. motivation] – активные состояния мозговых структур, побуждающие высших животных и человека совершать действия, направленные на удовлетворение своих потребностей.

МОТИВИРОВАНИЕ – процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов.

МОТИВЫ – процесс действия мотива; совокупность стойких мотивов при наличии доминирующего, выражающая направленность личности, ценностные ориентации и определяющая ее деятельность. Формируется в процессе воспитания.

МОТИВЫ (психологическое), то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В широком смысле к мотивам относят потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы.

НОМЕНКЛАТУРА – (лат. nomenclatura – перечень, роспись имен) список должностей, кадры для которых утверждаются вышестоящими инстанциями; должность, входящая в такой список; работники, занимающие такие должности.

НОМЕНКЛАТУРНЫЕ КАДРЫ - перечень руководящих должностей, назначение на которые утверждалось (в СССР и некоторых других странах) партийными органами; сформировавшийся господствующий социальный слой руководителей во всех сферах жизни общества.

ПОТРЕБНОСТИ СОЦИАЛЬНЫЕ – род потребностей как психологическое отражение нужды личности, ограничивающей ее взаимоотношения с другими людьми и самооценку, отвечающую ее ценностным ориентациям.

ПОТРЕБНОСТЬ – психологическое явление отражения объективной нужды организма в чем-либо, или личностные. П. – не самостоятельная форма отражения, но толчок к возникновению каждой их них; потому являясь внутренней причиной активизации личности , они чаще и выраженней других психологических явлений бывают мотивами действий и деятельности и чаще переживаются как эмоции и чувства. Воспитание социальных П. личности – важнейшая цель формирования ее, их учет – важнейшее условие эффективного руководства ею и перевоспитания.

ПОТРЕБНОСТЬ В ТРУДЕ – высшая социальная потребность, свойственная только человеку, включающая его в коллектив и формирующая у него чувство коллективизма.

СИТУАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ – модель мотивации, основанная на предположении, что поведение человека является функцией не только его потребностей, но и восприятия им той или иной ситуации и возможных результатов выбора того или иного поведения.

СЛУЖАЩИЕ – работники нефизического и умственного труда, получающие заработную плату или жалованье (т.е. фиксированный заработок).

СТИМУЛ – (лат. stymulus – палка для погоняния) – внешнее воздействие на организм, личность или группу людей, отражаемое ими в формах психологической реакции или мотива. Различными личностями и группами один и тот же С. может отражаться как различные мотивы, а различные С. – как одинаковые мотивы. То же и в отношении психических реакций.

СТИМУЛ (от латинского stimulus, буквально - остроконечная палка, которой погоняли животных, стрекало), побуждение к действию, побудительная причина поведения. Могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания и пр.

СТИМУЛИРОВАНИЕ – процесс использования различных стимулов для мотивирования людей (материальное – самое распространенное): а) побуждение к действию, придание толчка, поощрение, активизирование деятельности; б) одно из средств, посредством которого может осуществляться мотивирование.

ТЕНДЕНЦИЯ - [франц.] направленье, стремленье, тягота к чему-либо.

ТЕОРИЯ ОЖИДАНИЯ – концепция, согласно которой наличие у человека активных потребностей не является единственным и достаточным условием мотивации его поведения. на достижение какой-либо цели. Человек должен ожидать при это, что его действия обязательно приведут к достижению этой цели.

ТРУД – фундаментальная форма деятельности человека, созидающая всю совокупность предметов, необходимых ему для удовлетворения его потребностей . Т. является решающей силой формирования самого человека, возникновения у него таких свойств, как сознание, речь, делающих его способным к общению. Являясь целесообразной деятельностью, в процессе которой человек воздействует на природу, с помощью средств Т., он с самого начала выступает как деятельность совместная, предполагающая определенные формы социальной организации, благодаря которым достигается необходимая согласованность индивидуальных и групповых действий, направленных на достижение целей Т.

Побуждение к действию – некое стремление человека к осуществлению какой-либо потребности или совершению поступка. Некий внутренний позыв.

Невидимая сила, подталкивающая нас делать что-то, но ни в коем случае не принуждающая к этому действию. В том случае, если конкретное действие производится без возможности выбора среди нескольких вариантов, это уже принуждение.

Виды

Человеческие побуждения могут быть внутренними и внешними. – так называется внутреннее побуждение к какому-либо действию через обращение к чувствам человека. Напротив, если побуждение не основывается на чувствах, а использует разумный и рациональный подход к решению задачи, это уже убеждение.

Соответственно, так же классифицируется и побуждение внешнее. Природный зов – способность вызвать внешнюю мотивационную силу путем обращения к чувствам. А вот если происходит обращение к разуму – призыв.

Мотивация у человека возникает вместе с позитивным желанием что-либо осуществить. Если же действие вызвано болью, страхом или любой другой отрицательной эмоцией, это уже называется негативной мотивацией.

Мотивировать человека к действию могут несколько причин одновременно. Очевидно, что несмотря ни на что, для вас наиболее важным является конечный результат. Но как его достичь?

Чтобы побудить человека к действию, необходимо задействовать основные составляющие – моторику, сознание и подсознание человека. Очевидным является то, что при разовом воздействии на эти три фактора вы вряд ли добьетесь желаемого результата, поэтому такие действия должны носить определенно систематический характер.

Человек может побуждать другого к действию не только какими-либо поступками, но и словом, взглядом. Очевидно, что для этого необходимо натренировать у себя определенные навыки. Магическую силу слова издревле отмечают у разных народов мира.

Но не одни лишь люди – животные тоже могут мотивировать человека к определенному действию. Так, известны случаи, когда некоторые виды змей своим взглядом заставляют человека приближаться к себе.

Мотивация определяется потребностью, страстью и желаниями человека. Побуждение к деятельности может напрямую зависеть от генетической предрасположенности – так сказать, генов побуждений. Их влияние представлено несколькими основными факторами, передающимися от поколения к поколению, а именно:

  • Гены стремятся к первоначальному восстановлению изначального состояния, на это направлены все силы побуждения.
  • Мотивация разделена на два совершенно противоположных направления, вектора: первый – более гуманный, а второй – полная его противоположность.

Именно из-за двойственной структуры стремления и потребности человека проявляется некое напряжение в побуждениях. Уровень контраста между ними напрямую зависит от различий между генами побуждений.

От этих факторов зависит также и динамика реализации действий, вызванных определенными побуждениями. Отсюда вытекает также понимание человеком того, что от побуждений зависит и его судьба, его будущее, предопределенное им самим, а не навязанное извне.

Мотивация к действию

В том случае, если внешняя мотивация перестает действовать на человека должным образом, необходимо прибегнуть к самостоятельной . Побуждающую энергию в этом случае человек черпает не из внешних источников, а из внутренних ресурсов.

Внутреннее побуждение – практически неисчерпаемый источник энергии мотивации для человека. К примеру, у всех бывали случаи, когда ничего не получается, рушится, дела идут совсем худо, и остается одно лишь желание – бросить все. Но человек собирает все силы в единый порыв, так сказать в кулак, и находит энергию действовать дальше.

Отдельную роль в этом играет и самовнушение – способ воздействия человеком на свое собственное сознание и психику, навязывание заведомо несвойственных моделей поведения и т.д. Проще всего составить для таких целей некий список, состоящий из желаемых установок и направлений мотивации. Автор: Анна Воробьева

Здоровый взгляд на важные требования повседневной жизни, например, результаты учебы, работу и поведение в обществе, во многом зависит от мотивации человека. Но это понятие очень обширно, поэтому даже психологи дают ему разные определения. Мнения ученых, занимающихся изучением мотивации, сходятся в том, что в ее основе лежат два главных аспекта: побудительная функция (мотив), заставляющая человека быть активным, и направляющая функция, задающая какую-либо целевую установку.

В силу того, что каждый человек является активным живым существом, он имеет и врожденную мотивацию - желание действовать, естественное любопытство. В качестве примера можно привести грудничка, который с интересом хватает и сует в рот все, попадающиеся под руку предметы, и таким образом познает мир. Это говорит о том, что побуждение - врожденно, а мотивация, связанная с целевой установкой (примерно с трехлетнего возраста), отчасти является результатом обучения: сначала на деток оказывают влияние родители, затем - школа. Направляющая функция мотивации во многом зависит от окружения. Индейцы, живущие на берегах Амазонки, воспитывают своих детей совершенно в ином направлении, чем европейцы. Например, маленькому индейцу важно научиться плавать и знать ядовитые растения, а нашим детям «вбивают в голову», какие опасности их поджидают, например, дома и на улице.

Способы побуждения к действию

Родители должны побуждать, а не заставлять детей действовать! В сущности, каждый ребенок сам находит направление для своей деятельности, однако родители могут управлять этим процессом, предлагая ему заняться чем-либо интересным и захватывающим. Таким образом, родители должны использовать естественное любопытство ребенка, его желание чему-то научиться и побуждать свое чадо к действию!

Существуют две возможности заставить ребенка что-либо делать. Первая - сознательно создать нехватку чего-либо (что-то отнять, убрать, спрятать, ограничить). Это необязательно должно означать что-то плохое. Действия ребенка все время ограничиваются, но вместе с тем родители своим примером показывают, как эти границы можно перешагнуть. Надо сказать, что психологи дают этому довольно жестокую формулировку: «Если вы отнимите у своего ребенка еду, вы побудите его к тому, чтобы он сам взял ее из холодильника». К такому побуждению относится и стремление к результатам, которое у ребенка отчасти является врожденным, и которое родители своими точными действиями могут усилить, например, организуя спортивные соревнования между родителями и детьми, братьями и сестрами, своим ребенком и его друзьями. Кроме того, родители должны показать ребенку, как он может обойти условные «границы», например, для того, чтобы он самостоятельно решал бы домашнее задание или научился бы играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Второе очень важное средство побуждения к действию - это похвала. Дети, родители которых часто хвалят их за достигнутые результаты, обычно проявляют большее желание к учебе и достижению чего-либо, а частые упреки вообще могут уничтожить в ребенке желание что-либо делать. Очень важно, чтобы ребенка хвалили бы искренне и обоснованно.

Управление мотивацией

В первую очередь, следует «разбудить» естественную активность ребенка. Почти всегда он старается подражать взрослым. В таких случаях мотивацию следует сознательно направлять на усиление работы и улучшение навыков. Кроме того, большую роль играет постоянство. Все задачи и обязанности, которые ребенок взял на себя, должны выполнятся регулярно и охотно. Именно постоянство позволяет ребенку чувствовать себя в безопасности.

Активность ребенка побуждает пример родителей, близкое и искреннее общение. Ребенок, общаясь с другими, испытывает впечатления, которые сильно стимулируют его деятельность. Враг активности - телевидение, которое прививает пассивность, и подавляет желание действовать и к чему-либо стремиться.

Мотивация девочек и мальчиков

Возможности родителей побуждать ребенка к действию не безграничны, например, девочки в первые десять лет жизни поддаются побуждению действовать намного легче, чем мальчики. Причина кроется не в распространенном мнении о том, что, дескать, девочки быстрее созревают. До полового созревания дети обоих полов созревают одинаково быстро. По данным исследований, девочек легче контролировать и заинтересовать, в отличие от мальчиков, которые агрессивнее и более волевые.

Что это такое? К чему призываем мотивация, и как она может повлиять на ход рабочей деятельности?

Вообще, данный термин пришел к нам издалека, он означает побуждения человека к действию. Другими словами можно сказать, что мотивация - это динамический процесс, который рассчитан на управление человеческим поведением, как в психологическом, так и в физиологическом плане. Этот термин означает удовлетворение Например, чтобы на производстве сотрудники работали в полную силу и отдачу, работодателю приходится постоянно их мотивировать, например, повышать премии или разыгрывать путевки. Все это дает человеку некий стимул для выполнения назначенной цели.

Мотивация - это действие, после которого человек сближается со своей нуждой. Например, от той же работы мы хотим высокую зарплату или прибавку к ней, поэтому нас часто мотивируют. С воспитанием ребенка мы также прибегаем к этому термину, даем ему то, что он хочет, а взамен получаем нужный результат - выученные уроки, пятерку по математике или уборку по дому. Все это и есть мотивация - побуждение человека к действию.

Для того чтобы заставить людей действовать, необходим психологический мотив. В разных случаях может быть материальным или нематериальным, внутренним или внешним. Виды мотиваций также могут быть совершенно различными:

Внешняя мотивация, которая мотивирует субъекта к определенной цели, она стимулирует Например, для бизнеса отличным мотивом является прибыль, а для сотрудника - возможность получения собственного жилья;

Внутренняя мотивация - это такой вариант, который не связан с внешними обстоятельствами. Например, человек, спасший чью-то жизнь, прежде всего, думал об этом человеке, нежели о награде. Это и есть внутренний мотив - спасти, проявить мужество;

Позитивная мотивация, здесь говорится о том, чтобы стимулировать людей для достижения необходимой цели. В этом случае и могут быть различные надбавки к зарплате, и бонусы;

Негативная мотивация, которая, наоборот, направлена на то, чтобы человек почувствовал страх перед провалом или наказание за невыполненную работу. Этот вариант говорит о том, что субъект, побоявшись быть наказанным, будет стремиться избежать всех неприятностей, тем самым мотивируя себя добиться положительного результата. В этом случае, в качестве наказания могут выступать замечания от начальства, лишение премии, штрафов, стипендии, также разногласия в коллективе и отказ от принятия в группу;

Устойчивая мотивация - это такое побуждение, которое не нуждается в дополнительных стимулах;

Неустойчивая мотивация, которая нуждается в дополнительных стимулах.

Таким образом, стимулировать человека можно совершенно по-разному, и не только в положительном плане. Чаще всего многим руководителям образовательных учреждений, предприятий и организаций удается добиться хорошего результата от своих учеников и сотрудников только благодаря методу негативного мотивирования. Сказав человеку о том, что он будет лишен стипендии или премии, значит сделать все то, чтобы этот человек не дал ни одного шанса сделать задуманное.

Примеры мотиваций можно приводить сколько угодно. С самого раннего детства люди мотивируют друг друга, а затем побуждение к действию входит в привычку. Например, чтобы ребенок собрал за собой игрушки, родители часто говорят о дальнейшем награждении в качестве конфеты или долгожданной машины. В школе мы также стремимся к тому, чтобы дети учились хорошо, тем самым обещая им все то, что они захотят, например, поездку в лагерь на каникулах или покупку велосипеда. Так что все вокруг - сплошная мотивация, которая подталкивает к выполнению нужной цели.