Что является чудом. Чудо как феномен человеческой жизни

Чудо - это событие, которое человек не может объяснить при помощи своих знаний или наблюдений или явление, с которым ему не приходилось встречаться ранее, но которое его удивляет. Чудом можно называть огромное количество необъяснимых вещей в мире. Даже сегодня, когда человек познал многие процессы в природе, знает о существовании физических законов, столь многое умеет и со столь многим знаком, он все равно не прекращает верить в чудеса. Потому что зачастую чудеса нужны человеку, чтобы верить в высшие силы или волшебство, чтобы не терять надежду на лучшее и знать, что многое еще предстоит открыть и есть, куда стремиться. Чудеса происходят в реальной жизни, религии, культуре и науке.

Чудеса в религии

Весь мир религии проникнут верой в чудеса. Религия практически живет только за счет великой веры человека в сотворение мира, силу бога и его последователей. Библия и иные религиозные книги пронизаны атмосферой необыкновенных чудес, которые могли творить верующие люди, святые, апостолы, боги или сыны божии. Рождение, жизнь, подвиги и деятельность таких людей и богов превозносились как чудесные, необъяснимые явления. Как можно представить обычного человека, который сражается с силами зла или огромными чудовищами, оживляет мертвых или излечивает их от болезней? Нет, совершать такое могут только боги и их приближенные, а для обычных людей это настоящее чудо.

Вера в чудо постоянно присутствовала в библейских источниках, заставляя людей поклоняться творцу, верить в религию, слушать слова и заветы религиозных деятелей. По сути религия является средством для веры и надежды людей в спасение и помощь высших сил, но одновременно с этим отличным способом держать человека в страхе и повиновении перед Всевышним и его посланцами. Чудо в религии двояко: смысл его в том, чтобы нести и удивление, и восхищение, и страх или даже ужас.

Чудеса в реальной жизни

В реальной жизни тоже есть место чудесам. Их всегда можно заметить, если внимательно присматриваться к событиям и людям. Появление новой жизни, любовь, дружба, привязанность - все это повседневных чудес, мимо которых можно пройти и не распознать в них чуда, а можно восхищаться, как самым большим необъяснимым явлением на планете. В книгах заключена не только мудрость жизни, там можно встретить чудеса и волшебство. Уже сама магия слов и воображения говорит о каких-то высших силах, которые при помощи простых букв могут создавать новые миры, переносить человека в любую точку на планете и рассказывать волшебные истории. К чудесам реальной жизни относятся и фокусы или трюки.

Необъяснимые явления

Однако есть много и такого, что можно назвать настоящим чудом. Необъяснимые явления, которые не имеют научного обоснования, относятся как раз к таким вещам. Законы физики еще не могут объяснить всех процессов, происходящих в космосе или на Земле, поэтому зачастую такие явления причисляются к чудесам. Бермудский треугольник, огромные круги на полях, светящиеся объекты в небе, тайны истории кто-то причисляет к действиям внеземных цивилизаций, а для кого-то это самое настоящее чудо.

"Чудес на свете не бывает!" – вот привычный для многих девиз-утверждение, в недалеком прошлом считавшийся аксиомой. Сегодня, напротив, наша жизнь перенасыщена чудесами: от многообразия божественных откровений до разного рода лжечудес с "летающими тарелками". Что же является подлинным чудом для христианина? Как относиться к чудесным явлениям? Своими мыслями по этому поводу в беседе с нашим корреспондентом поделился профессор богословия, диакон Андрей КУРАЕВ.

Что, по-Вашему, чудо? И вообще – играют ли чудеса какую-то роль в жизни верующего человека?

– Я думаю, каждый человек обречен на то, чтобы воспроизвести ситуацию своего собственного духовного рождения. У меня получилось так, что к Богу, к Церкви я пришел не через чудеса. Передо мной стоял вопрос поиска правды, смысла жизни, философский вопрос. Я стал верующим усилием мысли, меня не потрясали те или иные чудеса. Я не склонен ставить чудеса во главу угла духовной жизни.

Чудо само по себе доказывает только, что мир не сводится к бессмысленным актам природы, к материальному строению, что есть сверхчеловеческая реальность в отношениях со сверхобыденным. Но что это за реальность, каково имя её, какой у неё замысел относительно нас, по отношению к нам? Разные религиозные традиции отвечают на этот вопрос по-своему. И поэтому чудо не может доказать истинность Православия или христианства.

Помню, однажды шел по Арбату. Лет 12 назад. Тогда Арбат был открытой зоной, там обитали первые проповедники, всякие кришнаиты и т.д. У меня завязалась беседа с каким-то кришнаитом. И он говорит: "Да ваш Христос, он всего лишь йог-неудачник. Я вот тоже могу по воздуху летать". Я ответил, что я и не сомневаюсь в его способностях. Мне даже не надо было это демонстрировать, т.к. я не атеист, а христианин. Для меня нет проблемы в том, что есть чудеса, у меня вопрос, какого вы духа, каков ИСТОЧНИК ваших чудес.

Еще помню, разговорился с одной девочкой-кришнаиткой. Она еще ходила в обычном светском платье, недолго была в секте, и вот я ее спрашиваю: "Скажи, пожалуйста, за то время общения с этими ребятами в тебе что-то изменилось?" – "Да, конечно, я научилась испытывать трансцендентальное наслаждение. Вахамантра! Она так много дает." – "Скажи, а что кроме этого в тебе изменилось?" Естественно, девушка удивилась и поинтересовалась, а что именно могло измениться. Я пояснил: "Ну, может быть, отношение к людям, к друзьям, к родителям. Может, больше стало любви к этим людям". - "Нет, – говорит, – пожалуй, нет. Все осталось прежним".

Для меня это показательно. Я убежден, что самое главное чудо, которое может произойти в мире, – это то, что происходит в душе человека, не переставление гор с места на место в буквальном смысле слова, а переставление "гор своих грехов", пристрастий, привычек. Это для меня гораздо более значимо.

Христос не говорит, что блаженны творящие чудеса, но "блаженны чистые сердцем". В Православии главное – это изменение твоего внутреннего мира. Впрочем, не только в Православии, даже в Индии многие говори ли, что неумный, несовершенный человек старается изменить то, что вне него, а мудрец старается изменить то, что внутри него. И я думаю, истинность "Православия доказывается не столько чудесами каких-нибудь исцелений, пророчествами, а тем, что люди, от которых вроде бы нельзя было ожидать каких-нибудь покаянных перемен, меняются.

Если не говорить о каких-нибудь политиках, писателях, художниках, проповедовавших когда-то одно, а сейчас говорящих другое, давайте вспомним людей, которых вряд ли можно заподозрить в утилитарности мышления, в неискренности. Я говорю о рокерах. Тот поворот, который произошел в жизни Кости Кинчева или Юрия Шевчука. Разве само по себе это не удивительно! Люди, как казалось, были бесконечно далеко от Церкви, они жили среди тусовки, везде ловили свое отражение…

Скажем, актриса Екатерина Васильева. Все у человека было: добротный имидж в тех кругах, которые были для неё авторитетными. И вдруг она бросает вызов своей среде, своей, а не официальной, что гораздо сложнее, т.к. легче идти против государственной власти, нежели против дворовых авторитетов. Это гораздо тяжелее. И эти люди выбрали Православие, Церковь. Для меня это чудо.

– Возникает вопрос, зачем в Евангелии рассказывается о чудесах, которые творил Христос, когда можно было бы ограничиться проповедью христианства?

– Чудеса есть свидетельства того, что Небо становится ближе. Чудеса есть знак соприсутствия встречности, неодиночества. Путь к встрече не через чудеса пролегает, но чудеса оказываются на церковном языке знамениями того, что эта встреча состоялась. Пытаясь понять Церковь, необходимо совместить в сознании две вещи, казалось бы противоположные. С одной стороны, Церковь не придает большого значения чудесам – нельзя искать чудес, требовать чудес, желать чего-нибудь неожиданного. С другой стороны, каждая наша молитва – это молитва о чуде.

Совершенно справедливо писал Иван Тургенев: каждое прошение, каждая молитва сводится к тому, что "Господи, ну сделай так, что бы дважды два было пять". Но при этом православный человек, когда молится о чем бы то ни было, начиная с того, что "хлеб наш насущный даждь нам днесь" и кончая молитвой об исцелении своей доченьки, он, в конце концов, завершает свою молитву неким смягчающим обращением: "Впрочем, да будет воля Твоя, Господи".

Есть очень существенное различие между заговором и молитвой. Заговор предполагает, что у колдуна есть власть над духовным миром и эту власть он проявляет, навязывает свою волю духовным реалиям. А молящийся человек знает, что Тот к Кому он обращается бесконечно выше его и поэтому человек просящий не может диктовать Богу свою волю.

Итак, с одной стороны, Церковь говорит: чудес не ищи, с другой, каждая молитва – это прошение о чуде. Но есть еще и третья сторона, третья точка этого стран ного треугольника. Это то, что чудо ЕСТЕСТВЕННО в жизни христианина. Понимаете, в церковной среде даже не принято рассказывать о чудесах. Странно не тогда, когда чудеса бывают, странно когда их нет. Чудеса совершенно естественно входят в жизнь христианина. И потом чудо далеко не всегда – глас с небес или купина неопалимая. Чудо может через обычного человека войти в твою жизнь.

Несмотря на то, что о чудесах не принято рассказывать, я расскажу о чуде, которое совсем недавно произо шло со мной. Я шёл домой, проходил мимо рынка и обратил внимание на женщину, стоявшую с коляской. В коляске у неё лежала двойня, женщина была бедно оде та, лицо усталое. Она денег не просила, нет. Она кого-то ждала, может быть, даже мужа. И я сначала прошёл мимо, но на сердце у меня после этого стало как-то тяжело. И я решил, что надо как-то помочь, тем более, что был день зарплаты, деньги в кармане имелись. Я вернулся, протянул маме 200 рублей. Минуточку поговорили, узнал, как зовут детей и ушёл. Одного из младенцев звали Олег. Вечером того же дня мне звонит человек, называется Олегом и говорит, что хотел бы помочь мне. И привозит аппаратуру, монитор для компьютера…

– Если Вам будет рассказывать о приходе в Церковь человек, которого поразило произошедшее с ним чудо… Вы поверите?

– Конечно, это возможно. Только теперь я буду просить человека выстроить свою веру на более твердом основании, на слове Божьем, на знании церковного учения, с тем, чтобы новое чудесное потрясение, которое может с ним произойти, не вытолкнуло бы его из Церкви.

– Существуют чудеса, которые, казалось бы, признаются и наукой, такие, как Туринская Плащаница, сошествие Благодатного Огня. Но есть мнение, что чудо является чудом только тогда, когда не признается наукой.

– Величайшее чудо – это существование мира, существование жизни человека. И существование жизни признается наукой. Но меня всегда смущают регулярно повторяющиеся чудеса.

Когда мне говорят, что всегда вот в этом месте, в это время происходит чудо, я настораживаюсь. Когда мне говорят, что на Пасху всегда солнышко светит или на Благовещение птички гнезда не вьют. Это меня несколько раз понуждало приглядываться. Минувшую Пасху я встречал в Праге, так там просто снегопад был, там солнышка совершенно не было видно.

Видите ли, Бог христиан – это Бог тактичный, Который не насилует свободу человека. И Господь в Евангелии требовал сначала веры, а в ответ на веру творил чудеса. Так вот, Туринская Плащаница. Это чудо настолько тактичное, что тот, кто желает, видит в нем чудо, тот кто желает – подделку. И есть доказательства научные и в пользу аутентичности (т.е. я могу признавать Плащаницу отпечатком Иисуса из Назарета и в этом не будет ничего погрешающего против научной добросовестности), и в пользу того, что это творение более позднего времени 14-15 века, непонятно как сделанное.

И у той и у другой точки зрения есть достаточно веские аргументы, доказывающие правоту. И здесь есть некий "зазор" для твоего сердца. Что ты желаешь увидеть, тем для тебя это и будет. Если ты хочешь видеть здесь подделку – для тебя это будет не более, чем кусочек древней ткани, и тогда твоя душа останется просто в мире вещей. Но опять же: если ты желаешь чуда -. для тебя это будет чудом, святыней, пятым Евангелием. Тогда ты окажешься в мире, где все осмысленно, в мире знамений.

С Благодатным Огнем тоже самое. Кто-то видит в этом "естественное явление", говорит, что "это всё фотовспышки, блики телекамер" или еще что-то. А для кого- то это – чудо. То есть, вы чувствуете, что даже эти чудеса не навязаны человеку! Ему дается право выбирать: верить или нет. Кого-то этот Огонь обжигает, кого-то нет. Это еще зависит от настроя человека, его ощущений.

Может ли человек сам создать чудо, породить его своими психологическими усилиями?

– Да, конечно. Человек может зазвать к себе в гости "инстанции", творящие чудо. А они опять же очень различны. Что и происходит во всевозможных сектах.

– Среди верующих иногда можно услышать споры, что вот, дескать, существуют православные чудеса, а есть католические. Католики не принимают православные чудеса, православные – католические. Но разве есть какое-то отличие чудес от чудес?

– Есть промысел Божий над всем человечеством. Я думаю, даже в жизни атеиста есть чудеса, которые он, правда, быстро забывает. Господь посылает дождь и на грешников и на праведников, и забота Божия существует о всех Его чадах, даже о тех, кто о Нем не знает.

Я убежден, что в жизни католиков и протестантов есть настоящие чудеса от Бога. Мне очень нравится такая история. В Литве мне один парнишка рассказывал, что он вырос в селе далеко от города. Мать у него была очень верующая женщина, все время в храм ходила. Он, в принципе, не противился этому, но и энтузиазма особенного не испытывал. А затем поступил в университет, уехал в город и стал увлекаться со своими одногруппниками харизматическим христианством. Но он был убежденным католиком. Ему все время говорили друзья-харизматы, что его Церковь безблагодатна и Христа там нет, а вот у них чудеса происходят каждый день. Они настолько его достали, что он поехал к матери, чтобы узнать, были ли у неё чудеса в жизни. Мать стала рассказывать про своих соседок, что чудесного происходило в их жизни, у прихожан в церкви. Но сын настаивал, чтобы она рассказала про себя. Ведь столько лет в церкви провела, неужели не было чудес.

Женщина задумалась: "Да, вот припоминаю, года два назад по радио объявили, что к вечеру будут заморозки, а у меня картошка еще не убрана. И я с утра пораньше в огород, давай копать. Солнышко уже заходит, а у меня только треть огорода выкопана. Не успеваю. И я взмолилась: "Господи, Ты же знаешь, что я без этой картошки не проживу, не перезимую, но дай мне возможность выкопать всю картошку до заморозков. Помоги мне, Господи". И снова носом в грядки и копать, копать, копать. Солнышко еще не село, а я все убрала. А ты говоришь, чудес не бывает."

Вот совершенно, как мне кажется, православное чудо. Вот совершенно ОБЫЧНОЕ чудо, когда Господь помогает Своим людям, спасает их, исцеляет.

Но есть чудеса, связанные с какими-то видениями. И здесь уже православный человек с осторожностью к этому относится. Что не скажешь про католиков. Например, у одной шведской католической святой начала двадцатого века были видения и голоса, которые утверждали, что придет на землю цивилизация любви. И якобы Христос сказал ей: "Ты знаешь, Я не самореализовался в любви на земле, Меня слишком рано распяли и Я хочу чтобы до конца мира настало полное царствие любви. И поэтому Я сделаю так, что все в мире объединятся – и христиане, и иудеи, и мусульмане и т.д. Будет единая вера, все будут дружить и только потом придет антихрист". Идеология этой святой теперь лежит в основе идеологии папы Иоанна II. Но что это были за голоса – никто даже не задумался.

У православного тоже может произойти "встреча" с кем-то. Все мы, все мы грешны, все мы люди. Другое дело, если православный что-то может рассматривать как грех, другая конфессия может расценить как норму, как проявление святости, чуда.

Как распознать, где чудо от Бога, а где нет?

– Я затрудняюсь сформулировать теоретические критерии. Распознать можно по плодам, что порождает это чудо в душе человека, приводит ли оно к отходу от христианской веры, порождает ли религиозное равнодушие. Здесь некое вкусовое ощущение. По интонации речи, по глазам можно что-то такое отличить, даже по тому, с каким пафосом этот человек будет рассказывать о чуде. Там, где появляется нотка энтузиазма, это уже тревожно.

– Странно, восточная Церковь считается самой мистичной из всех христианских Церквей, но в то же время настороженнее всех относится к чудесам.

– Я думаю, в глубине своей одно с другим связано. Тот, кто отказывается пить из придорожной лужи, в конце концов выкапывает колодец с чистой водой.

– Отец Андрей, что для Вас является главным чудом в жизни, что Вы часто вспоминаете, что поддерживает Вас на Вашем миссионерском пути?

– Для меня самое значимое чудо, – это то, что было со мной в день моего крещения. Господь дал пережить благодать Таинства крещения, полноту радости. Для меня это гораздо важнее, чем другие свидетельства, которые я читаю в книжках. Когда я крестился, мне было уже девятнадцать лет. Это был шаг от Бердяева к Церкви, от идеи о Боге к живому Христу. То есть, я вошел в Церковь и не вышел… и надеюсь, не выйду. Для меня это большое чудо.

Без веры в чудо невозможно быть истинным христианином.

Наверное, без веры в сверхъестественное, без веры в чудеса не может существовать ни одна религия. Христианство – тем более, ведь оно насквозь пропитано чудесами. К тому же христианство основано именно на вере в чудо, ведь, по очень меткому выражению одного современного богослова, колыбелью христианства является пустая гробница Христа. А значит, без веры в чудо невозможно быть истинным христианином.

Но в то же время, по словам известного философа Гегеля, удостоверение с помощью чудес – это лишь первый, случайный образ веры; подлинная же вера покоится в духе истины. Об этом говорят и святые отцы, утверждая, что вера, основанная на чудесах, не имеет в себе корня и является ложной. Христос творил чудеса только тогда, когда видел в глазах людей веру, а не просто желание увидеть сверхъестественное действие. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что чудеса нужны не для верующих, они нужны как некий толчок для тех, кто еще не уверовал.

Если внимательно читать Евангелие, мы можем заметить, что Сам Христос во время Своей земной жизни иногда очень отрицательно относился к чудесам. Господь исцелил не одно искалеченное тело и тем более – не одну израненную грехом душу, но Он отказывался творить чудеса, так сказать, «под заказ». Спаситель, будучи сердцеведцем, знал, в каком случае чудо может принести необходимый плод, в первую очередь – духовный плод, и только тогда прибегал к нарушению естественных законов, установленных в природе Им же Самим. Бог – это не некий чародей, который стремится привлечь к Себе внимание большего числа зрителей. У Христа другая цель: Он пришел, как Сам об этом сказал, чтобы исцелить и спасти погибающего человека. И поэтому главным поводом творимых Им чудес являлось не стремление произвести впечатление на жителей Палестины I века новой эры, а желание помочь Своему творению обрести новую жизнь.

По словам преподобного Ефрема Сирина, чудеса, которые сотворил Христос, – это не только проявление его всемогущества: все они были вызваны особыми человеческими потребностями. Чудо – это не проявление преимущества Творца над тварью. Чудо – это нечто иное и значительно большее. Чудо – это тот переломный момент, когда происходит восстановление райской гармонии, разрушенной человеческим грехом. В чуде нереальное становится реальным: творение принимает в себя Своего Творца и таким образом уже в этой жизни начинает проявляться и действовать Царство Божие, сокрытое внутри каждого из нас.

Однако есть одно «но». Возможность чуда ограничена условием: для того чтобы чудо произошло, человек должен признать свою беспомощность. Тот, кто уверен в своих собственных силах, не сможет стать участником чуда, потому что не дает Богу возможности действовать в своей жизни. Пока человек говорит Богу: «Я сам справлюсь, это в моих силах, Ты же лишь немного помоги мне в том-то и том-то» – он, к сожалению, не сможет получить никакой помощи от Господа. Только вера человека и его надежда на помощь Божию могут дать дорогу чуду. Человек должен признать свое бессилие и только тогда он получит желаемое, ведь «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6).

Для человеческого рассудка порой кажется непонятным, почему Христос не употреблял столь широко Свое всемогущество, для того чтобы обратить к Себе как можно больше людей. В нашем обмирщенном представлении возникает вопрос: если Спаситель пришел для проповеди Царствия Божия, то почему Он не использует для большего успеха все Свои силы? Ответом на этот вопрос может послужить следующее событие из земной жизни Христа. Однажды «Иисус удалился на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком. И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их. Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей» (Мф. 14; 13–21). В Евангелии от Иоанна это повествование имеет интересное продолжение: иудеи, увидев чудо умножения хлебов, соглашаются провозгласить Христа царем. Однако Сам Спаситель, узнав об их желании, удаляется от них.

Почему Христос избегает такой славы? Потому что Он видит, что иудеи стали благосклонны к Нему не из-за Его проповеди, не из-за Его слова и не из-за Его чудес исцелений, а из-за того, что Он смог чудесным образом накормить их. В этом эпизоде еще раз очень ярко проиллюстрировано представление иудеев о Мессии как о некоем земном вожде, который возвратит им утраченное благополучие и предоставит власть над миром. Но Спаситель не желает играть роль Мессии по сценарию иудеев. Иудеи отнеслись ко Христу потребительски, но при этом забыли очень важные слова: «Не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа» (Втор. 8:3).

Если для человека основным приоритетом является духовная жизнь, Царствие Небесное, то все остальное, второстепенное, он получит как приложение, ведь Сам Спаситель сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). По большому счету, человек вообще не имеет ничего своего, ведь все, что мы имеем, вложено в наши руки Творцом. Мы не обладатели, мы – лишь временные пользователи. Даже сама жизнь наша находится только в руках Божиих. Господь всегда готов напитать нас, дать нам то, что для нас поистине необходимо, а не то, что кажется таковым для нас. И это справедливо не только в отношении телесной пищи, но в первую очередь и пищи духовной. Для счастья человеку недостаточно быть только материально обеспеченным. Люди на протяжении всей своей земной жизни пытаются удовлетворить более сильный голод – духовный, а чтобы его удовлетворить, им нужен Сам Бог. Как говорил христианский апологет Тертуллиан, душа человека по природе своей христианка и поэтому она постоянно стремится к своему Творцу. Без Бога мы воистину алчем и жаждем, и только Он способен насытить человеческую душу Самим Собой.

Спаситель сказал: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10:10). Жизнь с избытком человек может получить только в одном месте – храме Божием, где Господь питает нас Своими Телом и Кровью. В Таинстве Святой Евхаристии Сам Христос входит в нас, становится сотелесным и единокровным нам, более того: Его Тело становится нашим телом, а Его Кровь – нашей кровью.

И до тех пор, пока мы не решимся соединиться с Христом, пока не решимся воспринять Его в наших сердцах и наших душах, будем алкать и жаждать, и эта жажда будет намного сильнее и болезненнее жажды обычной, материальной. Только во Христе и с Христом мы сможем достичь того блаженства, о котором мечтали и мечтают все люди, когда-либо жившие на этой земле. А только это одно и есть настоящее чудо – чудо обожения.

«Что есть чудо – лишь упрёк,
скрытая сатира человека:
убеждая, нас же порицает» - /Юнг/.

«Кто, как Ты, Господь Бог, творец чудес» - /Исх.15.11/.

«В общем, это мозаика, сложенная мною из уже известных фактов, и высказываний. В статье будут цитаты, но я пользуюсь ими не как принято в научных трудах, для меня цитаты – такое же изобразительное средство, как в мозаике цветные плиточки» - /*В.Карпов/.
«Есть только два способа прожить свою жизнь. Первый – так, будто никаких чудес не бывает. Второй – так, будто все на свете является чудом»- /Альберт Эйнштейн/.
«Получается, что первопричина - причина, с которой начинается каждое событие, - по определению является чудом. Следовательно, в мире природы обязательно должно быть чудо. Более того, всё, что происходит в мире, начинается с чуда» - /Рав Захария Матитьяу/.
Слово «чудо» постоянно звучит в нашей речи. Особенно перед Новым Годом, Рождеством и Крещением. На первый взгляд, вроде бы все понимают его одинаково и взрослые и дети, которым неожиданно проснулись и подарки возле ёлки или у кровати.
Чудо – это мечта, ставшая реальностью. У каждого из нас свои мечты и свое понимание о том, что такое чудо и есть ли место для чудес в наше время. Чудо – это то, что удивило, поразило до глубины души и сердца. Да это так!
Что обычно люди называют «чудом»? И что такое чудо с христианской и даже с человеческой точки зрения? Что говорит о чудесах церковная традиция и жизнь человека?
Что такое чудо? Здравомыслящий человек много раз задавал себе этот вопрос, особенно сталкиваясь с тем, чему не находит объяснения. Со временем, узнавая о природе вещей все больше, он стал мнить себя чуть ли не царем Вселенной и, кажется, навсегда оставил в прошлом размышления о удивительном и чудесном. Однако стоит поговорить по душам с самым закоренелым скептиком и прагматиком, как обязательно всплывает хотя бы один случай из его жизни, при объяснении которого он только разведет руками и скажет: «не знаю, как и почему это произошло - просто чудо какое-то! Ребёнок просыпается, утром видит подарок. Откуда? Удивляется. Так и любой человек в жизни.
Давайте поговорим о чуде, которое стало возможным благодаря тому, как Бог сотворил первых мужчину и женщину. Отца, Адама, и матери, Евы, слились в одну клетку, которая развивалась в утробе Евы, пока из этой клетки не сформировался новый человек – «…и сказала: приобрела я человека от Господа» - /Быт.4.1/. Первый человек, рождённый на земле.
И в наши дни зачатие и рождение ребёнка исполняют нас чувством благоговения, и недаром многие считают это настоящим чудом. Каждый день, каждую минуту на земле происходит чудо, которое, с одной стороны, все мы перестали воспринимать как чудо, а с другой стороны, обычным это явление тоже не назовешь. Мы говорим о рождении ребенка. Это чудо.
«Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной: так не можешь знать дело Бога, Который делает всё» - /Еккл.11.5/. Это разве не чудо. «В чуде важно не то, что произошло нечто необычайное и исключительно, источник чего мы не можем найти и что не можем объяснить; но в чуде важно то, что оно – проявление Божьего действия» - /Адольф Сафира – доктор/.
Как вы думаете, кто сотворил это чудо? Несомненно, тот, Кто является Источником жизни. Псалмопевец пел: «Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас» - /Пс.99.3/. Родители, вы прекрасно знаете, что ваш драгоценный малыш появился на свет не благодаря вашим личным заслугам. Его появлением вы обязаны Богу, который в своей великой мудрости подарил людям способность иметь детей. На протяжении тысячелетий мыслящие люди воздавали славу Великому Создателю за чудо рождение ребёнка. А что об этом думаете вы? Это же чудо! Говорится: «Ибо Ты устроил внутренности мои, и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен» - /Пс.138.13-14/.
Когда мы имеем дело с чудесами, мы поневоле вступаем в область религиозной веры. Например, мы можем просто сказать, что чудо - это сверхъестественное явление, происходящее, казалось бы, в противовес известным законам природы. Может даже показаться, что это явление происходит при прямом вмешательстве божественных сил. Но мы знаем, что есть явления, которые человек не может объяснить. Религиозные догматы тут же подключаются и уверяют, что все происходит по воле Божьей, ничего не бывает случайного, все только с Божьего согласия.
То есть, с религиозной точки зрения, чудо - это явление, доказывающее существование высшего разума, Бога. Много таких чудес описано в Новом и Ветхом заветах. Существуют записи, указывающие, что чудеса происходили во все времена и во всех частях света.
Но что происходит на самом деле? Бывают чудеса или нет? Имеют место сверхъестественные явления или нет? Религиозные авторитеты заявляют, что для того, чтобы понять чудо, как его понимают верующие в него, мы должны забыть о научном взгляде на него. Другими словами, если ученые (не все) говорят: «Чудес не бывает», - они правы с научной точки зрения. С религиозной точки зрения в чудеса верят не только как в свершившийся факт, но как в нечто такое, что может оказывать воздействие на верующих в них. Они считают, что некоторые «чудеса» являются предзнаменованием судьбы.
«Нет, есть чудеса: жизнь каждого человека сплошное чудо, потому что судьба его есть непрестанное действие Божьего о нас попечения и водительства. Не всегда это кажется ясным лишь потому, что заботы, печали и радости, из которых ткется ткань судьбы человеческой, мешают разглядеть ее узор. Главное чудо жизни есть, конечно, любовь человека к Богу и к другому человеку... И всё, ведущее к этой любви, - есть чудо жизни»- /Е.Толстая, сестра писателя Льва/.
«Найти «чудо» в обычном – значит суметь раскрыть неизвестное доселе; а что касается человека, то глубже узнать возможности и способности его организма» - /Рубен Ашатович/.
Чудо – нечто поразительное, удивляющее своей необычайность. «Чудо – нечто небывалое, необычное, редкостное – Диво» - /Словарь Синоним/. Чудо – нечто поразительное, выдающееся, удивляющее своей необыкновенностью» - /БСЭ/.
Что такое чудо? Наверное, чудеса – это то, что случается не часто и не везде. То, что кажется удивительным и необыкновенным. Чудеса бывают самые разные: кто-то поймал 100-килограммовую щуку, кто-то нашел белый гриб с такой шляпой, что не влезла в ведро, а кто-то видел весной удивительный танец журавлей. Твой товарищ научил свою собаку плясать, ты побывал на шахте, на километровой глубине, врачи вылечили тяжелобольного, а металлург из руды выплавил металлы – разве это не чудо? На Севере да в любом районе много чудес: и красота сияния небо, и полезные ископаемые, которые хранятся в недрах земли. Их много, как написано: «чрез рассматривание творений видимы» - /Рим.1.20/.
Необязательно, чтобы чудо произошло с тобой – это могло произойти с твоими родителями, или дедушкой, или соседом по парте, квартире. И совсем необязательно рассказывать общеизвестные вещи. Ведь каждый понимает чудо по-своему. Чудо-это удивительное, иногда необъяснимое событие, произошедшее в повседневной жизни. Чудо происходит, когда его совсем не ждёшь, и радуешься ему как дитя...
Чудо – нечто удивительное, уникальное, необъяснимое. То, чего не могло случиться ни в коем случае (по крайней мере, вероятность того, что это случится, была крайне мала), но, тем не менее, это произошло. Чудо нельзя объяснить с рациональной точки зрения, происходят чудеса редко и не со всеми, но, тем не менее, человек постоянно на него надеется. На чудо нельзя рассчитывать, чудеса не происходят по мановению волшебной палочки, это – магическое представление о чуде обман зрения иллюзиониста.
Чудеса суть дела, которые не могут быть сделаны ни силой, ни искусством человеческим, но только всемогущею силою Божьей. Священное Писание исполнено сказаний о различных чудесах от Господа или совершенных всемогуществом Божьим избранными от Господа мужами.
«Все были уверены в том, что это было настоящее чудо, явное чудо, - известное чудо; и также все знали, что совершено оно было от имени Христа и что Христос Сам нередко совершал чудеса. Это чудо сделалось известным образцом силы Христа и подтверждением истинности Его учения. Чудо было тем более явным. О великом чуде, сотворённом в подкрепление учения, проповедуемого апостолами, стало известно всем живущим. Доказательство Евангелия всегда неопровержимы. Более того, люди не только были уверены в том, что это было истинное чудо, но и прославляли Бога за происшедшее. И даже те, которых это чудо не убедило обратиться в христианство, были настолько поражены. Необычайность чудес удовлетворяла их любопытство, но сила чудес не побуждала их совесть. Подлинность этого чуда находила своё лучшее подтверждение» - /Мэтью Генри/
Иисус сделал чудо на браке: «воду сделавшейся вином». «Так положил Иисус начало чудесам в Канне Галилейской, и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» - /Ин.2.9.11/. «Первое чудо, которое совершил Христос по просьбе матери Своей, было как бы освящение Им семейного союза; впоследствии, совершением другого чуда Он как бы освятил духовный союз: положил основание Церкви, т.е. единению в ней верующих в союз с главою Её» - /**/. Чудеса – это явления материального мира, которые происходят все известные человеческие способности и силы природы и поэтому приписываются сверхъестественному вмешательству.
«Чудо – еврейски нес. Чудом называется такие дела или события, которые своим действием и величием, превышающими человеческие способности и обыкновенный опыт, вызывает удивление очевидца и является для него знамением, свидетельствующим об особом вмешательстве силы Самого Бога» - /Эрик Нюстрем/.
Также учитывать, что святые чудеса служат опредёлённой цели; иногда они нужны, чтобы заставить наш скептический разум принять какой-то факт, который нам важно и полезно знать и в который нужно верить.
Чудеса происходят и в настоящее время, хотя и не в таком обилии, как в первые века христианства, частью по маловерию, а частью по не достоинству и нашим грехам. Главнейшее условие для получения чудесной помощи от Бога есть горячая, усердная молитва ко Господу, и соединенная с нею глубокая вера и сознание своего не достоинства перед Богом.
«Чудеса прекрасны, а утешить брата, помочь другу подняться из глубины страданий, простить врагу его заблуждения - это величайшие на свете чудеса» - /Вольтер/ Главное чудо жизни есть, конечно, любовь человека к Богу и к другому человеку... И всё, ведущее к этой любви, - есть чудо жизни» - /Архиепископ Иоанн (Шаховской).
«Чудо само по себе доказывает только то, что мир не сводится к бессмысленным актам природы, что есть сверхчеловеческая реальность. В духовной жизни каждого верующего чудо является знаком, ответом от Бога; всякое «внешнее» чудо направлено «внутрь», оно указывает на необходимость изменения внутреннего мира человека» - /Азбука веры/.
«Истинное чудо никогда не бывает случайным, но является в силу внутренней духовной необходимости, и смысл его вовсе не в принудительном овладении волей человека путем воздействия на него внешнего эффекта, а в раскрытии ему внутренней духовной стороны жизни: «Чудо бывает там, где есть вера»- /А. Салтыков/
Без веры в чудо не может существовать ни одна религия. Христианство, конечно же, не является здесь исключением. И даже более того, можно сказать, что христианство основано на вере в чудо - в чудо Воплощения Бога, смерти Христа на кресте и воскресения. Общеизвестно, что именно феномен чуда является ядром, сердцевиной христианства. Ведь целостность христианской веры основывается на чудесном воскресении Христа. Чудесами наполнены и Евангелия, и книга Деяний Апостолов; святые отцы и учители Церкви, мученики и подвижники наделялись даром чудотворения «Но каждому даётся проявление Духа на пользу: «иному чудотворение» - /1Кр.12.10/. Так что чудо для христианина - это не только далекая история, но вся его жизнь. Ведь, например, что такое молитва как не вера в то, что Бог может явить чудо для молящегося. Поэтому очевидно, что без веры в чудо невозможно быть настоящим христианином. «Чудо есть явление, не противоречащее законам природы, а подтверждающее её» - /В.Лега г. Выборг/.
Великие чудеса Божии окружают человека от рождения до самой смерти, можно даже сказать, что человек живёт внутри Божьего чуда, имя которому - сотворенный мир. Окружающий человека видимый мир - прекрасен, гармоничен, в нем есть все, что необходимо для жизни человека.
«Внимай сему, Иов; стой и разумей чудные дела Божии» - /Иов.37.14/.