Ледокол вмф илья муромец. Ледокол "Илья Муромец" прибыл к месту базирования на Северный флот - bmpd

К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Илья Муромец
Проект 21180

Ледокол "Илья Муромец"

Проект
Страна
Изготовители

  • Адмиралтейские верфи
Операторы
  • ВМФ России
Запланировано 1
Строится 1
Основные характеристики
Водоизмещение 6 000
Длина 84
Ширина 20 м
Высота борта 10,0 м
Осадка 6,8 м
Двигатели 2 × 3,5 МВт
Мощность 12 МВт
Движитель ВРК × 2
Скорость хода 15 узлов
Дальность плавания 9000 миль
Автономность плавания 2 месяца
Экипаж 32 человека
Пассажировместимость 50 человек

Представители проекта

В настоящее время ведется достройка на плаву головного ледокола серии.

Напишите отзыв о статье "Ледокол проекта 21180"

Примечания

Отрывок, характеризующий Ледокол проекта 21180

– Отчего вы не говорите? – обратилась княжна к старому старику, который, облокотившись на палку, стоял перед ней. – Скажи, ежели ты думаешь, что еще что нибудь нужно. Я все сделаю, – сказала она, уловив его взгляд. Но он, как бы рассердившись за это, опустил совсем голову и проговорил:
– Чего соглашаться то, не нужно нам хлеба.
– Что ж, нам все бросить то? Не согласны. Не согласны… Нет нашего согласия. Мы тебя жалеем, а нашего согласия нет. Поезжай сама, одна… – раздалось в толпе с разных сторон. И опять на всех лицах этой толпы показалось одно и то же выражение, и теперь это было уже наверное не выражение любопытства и благодарности, а выражение озлобленной решительности.
– Да вы не поняли, верно, – с грустной улыбкой сказала княжна Марья. – Отчего вы не хотите ехать? Я обещаю поселить вас, кормить. А здесь неприятель разорит вас…
Но голос ее заглушали голоса толпы.
– Нет нашего согласия, пускай разоряет! Не берем твоего хлеба, нет согласия нашего!
Княжна Марья старалась уловить опять чей нибудь взгляд из толпы, но ни один взгляд не был устремлен на нее; глаза, очевидно, избегали ее. Ей стало странно и неловко.
– Вишь, научила ловко, за ней в крепость иди! Дома разори да в кабалу и ступай. Как же! Я хлеб, мол, отдам! – слышались голоса в толпе.
Княжна Марья, опустив голову, вышла из круга и пошла в дом. Повторив Дрону приказание о том, чтобы завтра были лошади для отъезда, она ушла в свою комнату и осталась одна с своими мыслями.

Долго эту ночь княжна Марья сидела у открытого окна в своей комнате, прислушиваясь к звукам говора мужиков, доносившегося с деревни, но она не думала о них. Она чувствовала, что, сколько бы она ни думала о них, она не могла бы понять их. Она думала все об одном – о своем горе, которое теперь, после перерыва, произведенного заботами о настоящем, уже сделалось для нее прошедшим. Она теперь уже могла вспоминать, могла плакать и могла молиться. С заходом солнца ветер затих. Ночь была тихая и свежая. В двенадцатом часу голоса стали затихать, пропел петух, из за лип стала выходить полная луна, поднялся свежий, белый туман роса, и над деревней и над домом воцарилась тишина.
Одна за другой представлялись ей картины близкого прошедшего – болезни и последних минут отца. И с грустной радостью она теперь останавливалась на этих образах, отгоняя от себя с ужасом только одно последнее представление его смерти, которое – она чувствовала – она была не в силах созерцать даже в своем воображении в этот тихий и таинственный час ночи. И картины эти представлялись ей с такой ясностью и с такими подробностями, что они казались ей то действительностью, то прошедшим, то будущим.
То ей живо представлялась та минута, когда с ним сделался удар и его из сада в Лысых Горах волокли под руки и он бормотал что то бессильным языком, дергал седыми бровями и беспокойно и робко смотрел на нее.
«Он и тогда хотел сказать мне то, что он сказал мне в день своей смерти, – думала она. – Он всегда думал то, что он сказал мне». И вот ей со всеми подробностями вспомнилась та ночь в Лысых Горах накануне сделавшегося с ним удара, когда княжна Марья, предчувствуя беду, против его воли осталась с ним. Она не спала и ночью на цыпочках сошла вниз и, подойдя к двери в цветочную, в которой в эту ночь ночевал ее отец, прислушалась к его голосу. Он измученным, усталым голосом говорил что то с Тихоном. Ему, видно, хотелось поговорить. «И отчего он не позвал меня? Отчего он не позволил быть мне тут на месте Тихона? – думала тогда и теперь княжна Марья. – Уж он не выскажет никогда никому теперь всего того, что было в его душе. Уж никогда не вернется для него и для меня эта минута, когда бы он говорил все, что ему хотелось высказать, а я, а не Тихон, слушала бы и понимала его. Отчего я не вошла тогда в комнату? – думала она. – Может быть, он тогда же бы сказал мне то, что он сказал в день смерти. Он и тогда в разговоре с Тихоном два раза спросил про меня. Ему хотелось меня видеть, а я стояла тут, за дверью. Ему было грустно, тяжело говорить с Тихоном, который не понимал его. Помню, как он заговорил с ним про Лизу, как живую, – он забыл, что она умерла, и Тихон напомнил ему, что ее уже нет, и он закричал: „Дурак“. Ему тяжело было. Я слышала из за двери, как он, кряхтя, лег на кровать и громко прокричал: „Бог мой!Отчего я не взошла тогда? Что ж бы он сделал мне? Что бы я потеряла? А может быть, тогда же он утешился бы, он сказал бы мне это слово“. И княжна Марья вслух произнесла то ласковое слово, которое он сказал ей в день смерти. «Ду ше нь ка! – повторила княжна Марья это слово и зарыдала облегчающими душу слезами. Она видела теперь перед собою его лицо. И не то лицо, которое она знала с тех пор, как себя помнила, и которое она всегда видела издалека; а то лицо – робкое и слабое, которое она в последний день, пригибаясь к его рту, чтобы слышать то, что он говорил, в первый раз рассмотрела вблизи со всеми его морщинами и подробностями.

Начальник пресс-службы Северного флота капитан 1-го ранга Вадим Серга, новейший дизель-электрический ледокол «Илья Муромец», находящийся на вооружении флота, приступил к ледовым испытаниям. Они пройдут в восточной части Баренцева моря до конца апреля. Помимо испытаний ледокола, будет также проведена оценка возможности применения надводных сил флота в этом районе в текущее время года.Судно уже подошло к ледовой кромке, положение которой соответствует средним значениям многолетних наблюдений. Толщина льда в районе проведения испытаний варьируется от 50 до 100 сантиметров, сплоченность льда составляет девять-десять баллов. Это соответствуют техническим возможностям ледокола. Планируется, что испытания продлятся до конца апреля, после чего судно вернется в пункт постоянного базирования, Мурманск.Применение «Ильи Муромца» значительно увеличивает собственные возможности материально-технического обеспечения Северного флота при выполнении поставленных задач в Арктике. Первое участие ледокола в арктическом походе боевых кораблей и судов обеспечения по маршруту Северного морского пути планируется уже в нынешнем году.Благодаря своей многофункциональности ледокол может широко применяться для выполнения научно-исследовательских, транспортных, спасательных и других задач в Арктике. В арктических походах основной упор при проводке кораблей и судов СФ через ледяные поля будет сделан на «Илье Муромце».Россия своего не отдаст Зарубежные и российское экспертные сообщества предрекают Арктике судьбу Сирии и Ирака: за арктические льды непременно пойдет спор. Дело в том, что это, по сути, последняя на земном шаре нетронутая кладовая полезных ископаемых.

Во время прошлогодней поездки «на севера» президент Владимир Путин подчеркнул важность Арктики для России: «По оценкам Российской академии наук, в Арктической зоне сконцентрирована подавляющая доля общероссийских и общемировых запасов, в том числе золота - 40%, нефти - 60%, газа - от 60 до 90%, хрома и марганца - 90%, платиновых металлов - 47%, коренных алмазов - 100% и так далее, и так далее… Стоимость минерального сырья в регионе оценивается в 30 триллионов долларов».
Понятно, что желающих «приобщиться» к освоению Арктики становится все больше. Еще в начале XXI века заговорили о мифическом международном статусе Сибири, а недавно в США предложили дать Северному морскому пути статус международного. То ли еще будет...Россия не намерена никому отдавать отдавать богатства, которые принадлежат ей по праву. Поэтому сейчас в Арктике для защиты ее несметных богатств создается мощный военный кулак.Министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу сказал: «Мы сюда, в Арктику, пришли не на год и не на два, а надолго - на века». Сейчас для наших военных, охраняющих северные рубежи державы, создаются все новые высокотехнологичные образцы оружия и специальной техники.Корабль завтрашнего дня По сравнению с другими государствами, желающими использовать богатства Арктики, Россия сегодня находится в исключительном положении: у нее самая большая в мире арктическая береговая полоса, есть многолетний опыт работы в высоких широтах, есть ледокольный флот, в том числе атомный, которого в мире больше нет ни у кого. Однако все эти ледоколы служат исключительно для прокладки пути сквозь арктические льды другим судам и для проведения научных исследований. В случае необходимости защитить себя сами они не смогут. Да и поставить на них средства защиты от внешнего нападения вряд ли возможно. Конструкция «штатских» ледоколов такова, что на них просто нет места для установки артиллерийских и противовокорабельных установок.Новый, созданный специально для ВМФ России ледокол «Илья Муромец» предназначается в том числе и для выполнения боевых задач в Арктической зоне. По словам главкома ВМФ России адмирала Виктора Чиркова, закладка ледокола осуществлялась с учетом характеристик, присущих кораблям завтрашнего дня.Уникальность «Ильи Муромца» заключается в принципиально новой главной энергетической установке (ГЭУ). Она состоит из четырех дизель-генераторов общей мощностью 10 600 киловатт, которые питают два гребных электродвигателя мощностью 3 500 киловатт каждый. Они установленны в отдельных винторулевых колонках и вынесены на внешнюю поверхность корпуса: вращаться могут на 360 градусов. Поэтому «Илья Муромец» может двигаться в любом направлении - хоть вперед, хоть назад, хоть вбок, хоть наискосок. Это позволяет ему быстро менять курс и маневрировать на ледовом поле.
В 2015 году Минобороны официально сообщило, что в Арктике к 2018 году будет создана «самодостаточная группировка» российских войск: на островах Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа), Котельный (архипелаг Новосибирские острова), Средний (архипелаг Северная Земля), в поселке Рогачево (Новая Земля), на островах Шмидта и Врангеля. На базах строятся аэродромы, военные городки замкнутого цикла и боевые позиции арктических частей и подразделений, радиолокационные станции.Эту группировку необходимо снабжать. «Илье Муромцу» придется справляться в том числе и с этой задачей. По задумке конструкторов, для решения задач перевозки грузов будет использоваться грузовой трюм корабля, а также палубы, на которых будут установлены специальные контейнеры-рефрижераторы. Погрузочно-разгрузочные операции станут возможны благодаря установленному на корабле 21-метровому крану грузоподъемностью 26 тонн. Дополнительно на ледоколе установлен кран-манипулятор. Его грузоподъемность составляет две тонны.Ледокол сможет перевозить и личный состав - до 50 человек. «Пассажирами» могут стать сопровождающие военные грузы морские пехотинцы, солдаты арктических баз, пограничники и участники военно-научных экспедиций.В носовой части ледокола - вертолетная площадка. Она может принимать вертолеты типа Ка-32 и Ка-27.
«Мастер на все руки» В основные задачи «Ильи Муромца» сегодня входит самостоятельное патрулирование территории Арктической зоны, осуществление буксировки других кораблей, транспортировка грузов, прокладка путей по поверхности льда кораблям, не имеющим ледового класса, снабжение береговых, островных баз и аэродромов, расположенных в Арктической зоне.Есть задачи и специфические. В случае возникновения чрезвычайных происшествий на судах ледовых караванов или аварийных объектах на побережье корабль можно задействовать для тушения огня: для этого на борту есть необходимое оборудование. Также ледокол сможет осуществлять локализацию и сбор нефтепродуктов в случае их утечки, для этого у него на борту имеются 400-метровые боновые заграждения.
Именно универсальность превращает обычный с виду ледокол в «мастера на все руки», способного не только решать навигационные и транспортные задачи, но и участвовать в боевых операциях. «Илья Муромец» характеризуется высокой мореходностью, маневренностью и многофункциональностью.

В русскую Арктику возвращаются универсальные ледовые корабли Военно-морского флота


Через два года в состав Арктической группировки ВМФ РФ войдет новейшее многофункциональное судно - ледокол обеспечения «Илья Муромец». Всего же в составе Северного и Тихоокеанского флотов будет находиться четыре таких вспомогательных судна: как планируют военные, ледоколы будут строиться отдельной серией.

Головное судно проекта заложили на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге в апреле нынешнего года. Его появление однозначно свидетельствует о том, что планы по усилению военного присутствия России в ее арктических территориальных водах осуществляются не на словах, а на деле. Достаточно сказать, что подобных вспомогательных судов отечественный военный флот не получал уже почти четыре десятка лет. И вот теперь этот пробел, существенно ограничивавший возможности ВМФ РФ на арктическом театре, ликвидируется.

Ледокол завтрашнего дня

Ледоколом «Илья Муромец» называется для простоты. На самом деле это многофункциональное вспомогательное судно высокого ледового класса. Но поскольку основным местом службы для него станет Арктика, на первый план вышла именно способность прокладывать себе и «подопечным» кораблям путь во льдах толщиной до метра. Кроме того, «Илья Муромец» сможет заниматься снабжением береговых и островных баз и аэродромов в арктической зоне; буксировкой судов и других плавучих сооружений в ледовых условиях и на чистой воде; тушением пожаров на аварийных объектах; локализацией разливов и сбором нефтепродуктов с поверхности моря; перевозкой контейнеров на открытой части верхней палубы, включая контейнеры-рефрижераторы с соответствующим энергообеспечением, а также других палубных и трюмных грузов. Одним словом, российский военный флот получит вполне современное многофункциональное судно, которое существенно усилит арктическую группировку.

«Когда проектировался этот корабль, в него закладывались характеристики ледокола даже не сегодняшнего, а завтрашнего дня, - сказал в день закладки «Ильи Муромца» главком ВМФ России адмирал Виктор Чирков. - Это мореходность, маневренность, многофункциональность и совершенно новый электрический принцип движения. Реализован концептуальный принцип кораблестроения, заложенный в кораблестроительной программе на период до 2015 года, - это многофункциональность». И это заявление точно отражает предназначение и возможности нового ледокола.


Генеральный директор ОАО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков во время торжественной церемонии закладки ледокола «Илья Муромец» в Санкт-Петербурге. Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс/ТАСС


В отличие от своего былинного тезки, пролежавшего на печи тридцать лет и три года, прежде чем подняться на защиту родной земли, ледокольный «Илья Муромец» встанет на ноги куда быстрее - всего за три с небольшим года. Контракт между Министерством обороны и ОАО «Адмиралтейские верфи» на разработку и постройку нового ледокольного судна для арктической группировки был подписан 21 марта 2014 года. Чуть позже, в апреле нижегородское конструкторское бюро «Вымпел» заключило с Адмиралтейскими верфями договор на разработку технического проекта дизель-электрического ледокола мощностью около 7 МВт. Проект получил собственный номер - 21180, а руководил разработкой главный конструктор КБ Михаил Валерьевич Бахров.

Нижегородское конструкторское бюро «Вымпел»

Основано в 1927 году на базе филиала Ленинградского центрального бюро морского судостроения. В 1930 году КБ стало самостоятельным и получило название «Государственная контора по проектированию речных и морских судов» («Речсудопроект»). В 1939 году переименовано в Центральное конструкторское бюро №51, в 1966 году - в ЦКБ «Волгобалтсудопроект», в 1972-м получило название «Вымпел».

В 1940-е в бюро созданы серии военных кораблей и судов: большие и малые охотники за подводными лодками, десантные катера и баржи, плавучие батареи, мотоботы, минно-тральные и госпитальные суда. В послевоенное время одним из основных направлений деятельности КБ стало проектирование и техническое сопровождение строительства судов и плавучих средств, обеспечивающих боеспособность ВМФ (в частности, судов размагничивания и контроля физических полей подводных лодок и кораблей).

В последние десятилетия в бюро были разработаны (многие из разработок запущены в серию):

Рейдовый буксир проекта 705Б;

Морской буксир-спасатель проекта 22030;

Спасательно-буксирное судно проекта 22870;

Малое гидрографическое судно проекта 19910;

Большой гидрографический катер проекта 19920;

Судно размагничивания подводных лодок и контроля магнитного и акустического полей проекта 1799Э;

Противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок».

Отдельным направлением работ КБ является проектирование судов атомно-технологического обеспечения ВМФ: плавучих заводов по очистке жидких радиоактивных отходов и судов для транспортировки контейнеров с отработанным ядерным топливом (ОЯТ).

12 декабря 2014 года головной исполнитель заказа - Адмиралтейские верфи - и КБ «Вымпел» как разработчик проекта ледокола 21180 защитили материалы технического проекта у генерального заказчика - военных. К этому времени на подготовительной площадке верфей уже месяц шла нарезка металла для строительства нового судна. 23 апреля 2015 года состоялась торжественная церемония закладки ледокола «Илья Муромец». Вступить в строй головное судно новой серии должно в конце 2017 года.

Дальнобойный и вездеходный

Говоря о том, что новый ледокол будет способен на многое, поскольку станет совершенно новаторским судном, ни военные, ни корабелы не кривят душой. Хотя на первый взгляд его характеристики ничего неожиданного не демонстрируют. Водоизмещение «Ильи Муромца» - 6000 брутто-регистровых тонн; длина - 85 м, наибольшая ширина - 20 м (расчетная - 19,2 м), высота борта - 9,2 м, минимальная осадка - 5,9 м, наибольшая - 6,8 м; полная скорость хода - 15 узлов, экономическая - 11 узлов. По классификации Российского морского регистра судоходства «Илья Муромец» относится к ледовому классу Icebreaker6, то есть способен выполнять ледокольные операции в неарктических морях при толщине льда до 1,5 м и непрерывно продвигаться в сплошном льду толщиной до 1 м.

Все это довольно типичные показатели для большинства судов ледового класса, которые и сейчас ходят по Северному морскому пути и обеспечивают российское присутствие в Арктике. Новшества начинаются, когда речь заходит о дальности и об автономности плавания «Ильи Муромца», а также о типе его двигателя. Новый ледокол сможет проводить в плавании до двух месяцев - очень хороший показатель для судна, не имеющего атомной силовой установки. Еще примечательнее дальность хода: она составляет 12 000 морских миль, или 22 244 км. А это в четыре с лишним раза превышает общую длину Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения - 5600 км и вдвое - расстояние по Севморпути от Санкт-Петербурга до Владивостока, которое составляет свыше 14 000 км.


Закладка ледокола проекта «Илья Муромец» на ОАО «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге. Фото: Денис Вышинский/ТАСС


Еще более новаторскими выглядят данные о двигателе «Ильи Муромца». На нем будут установлены четыре дизель-генератора общей мощностью 10 600 кВт (каждый генератор имеет мощность в 2600 кВт). От них будут питаться два гребных электродвигателя мощностью 3500 кВт каждый, установленные в отдельных винто-рулевых колонках. Именно они и делают «Илью Муромца» уникальным судном: вынесенные вовне корпуса электродвигатели с винтами на их валах вращаются на 360 градусов, позволяя судну двигаться в любом направлении! Именно то, что нужно во льдах, когда порой требуется дать не то что передний или задний, а «боковой» ход, и «Илья Муромец» вполне способен это сделать.

Такие двигатели носят название «тип Азипод» - от английского названия Azipod, которое складывается из слов azimuth (буквально - азимут, полярный угол) и pod (в данном случае - гондола двигателя). Подобные винто-рулевые колонки стоят, например, на скандально знаменитых вертолетоносцах «Мистраль», а также на арктических танкерах проекта Р-70046 («Михаил Ульянов»), строившихся несколько лет назад на Адмиралтейских верфях. Но на ледоколы такие двигатели в России ставятся впервые. Причем на «Илье Муромце» будут установлены винто-рулевые колонки отечественного производства: специально для судов этого проекта их сконструировал и выпускает ЦНИИ СЭТ (Центральный НИИ судовой электротехники и технологии) в Петербурге.

На что способен «Илья Муромец»

О том, какие задачи может выполнять то или иное судно, обычно нетрудно судить, если изучить список его дополнительного оборудования и данные о местах для размещения экипажа. И с этой точки зрения изучить спецификацию «Ильи Муромца» очень любопытно. В частности, на борту нового ледокола будут находиться: грузовой кран (длина - 21 м, грузоподъемность - 21 т) и кран-манипулятор (длина - 21 м, грузоподъемность - 2 т), многофункциональный рабочий катер с надувным бортом БЛ-820, два лафетных водопенных ствола и пожарный насос. И, кроме того, 400 метров боновых заграждений и катер-постановщик для них: это часть оборудования для сбора разлившейся нефти. К этому нужно прибавить грузоподъемность, равную 500 т, 380 квадратных метров грузовой палубы на юте ледокола и 500 кубометров грузового трюма. Плюс вертолетная площадка на баке, которая может принимать вертолеты типа Ка-32 или более распространенные в военном флоте Ка-27.

Все это подтверждает слова военных и корабелов о том, что новый ледокол будет весьма «разносторонней личностью» и действительно сможет решать самые разные задачи. Но в спецификации есть еще один любопытный пункт. Где-то он проходит под названием «пассажировместимость», где-то - «дополнительный экипаж», но число везде одно и те же: 50 человек. И это при том, что собственный, постоянный экипаж «Ильи Муромца» - всего 32 человека! Для чего же нужна возможность разместить на борту еще полсотни человек

И тут может много рассказать имени ледокола. Дело в том, что он унаследовал его от ледокола «Илья Муромец» проекта 97 («Василий Прончищев»), построенного на тех же Адмиралтейских верфях и служившего на Тихом океане с 1965-го по 1993 год. По этому уникальному проекту было построено в общей сложности 32 судна - крупнейшая серия ледоколов в истории СССР! И самое интересное, что все три десятка ледоколов проекта 97 с самого начала предназначались для военной службы. Среди них нашлось место и восьми ледокольным пограничным сторожевым кораблям, и гидрографическому судну, и единственному в мире научно-исследовательскому ледоколу «Отто Шмидт».

Так что вполне вероятно, что «дополнительным экипажем» могут оказаться и пограничники, и морские пехотинцы, и сопровождающие военных грузов, и участники военно-научных экспедиций. На то, что ледоколы проекта 21180 могут выполнять не только вспомогательные, но и вполне себе боевые функции, указывает и еще одна их характерная особенность. В отличие от надстроек обычных ледоколов, имеющих вертикальную переднюю стенку, надстройки военных ледоколов-сторожевиков имеют очень узнаваемую наклонную переднюю стенку, напоминающую надстройки современных фрегатов и эсминцев. Точно такую же имеет и «Илья Муромец». А свободного места между вертолетной площадкой и надстройкой вполне хватит, чтобы при необходимости можно было установить там артустановку типа АК-230, АК-630 или АК-306 (последняя - вероятнее всего, так как она изначально предназначена для довооружения вспомогательных мобилизуемых судов).

И еще на одну возможную роль нового ледокола намекает история его предшественников. Другой ледокол-«богатырь» проекта 97 - «Добрыня Никитич» - во время службы на Северном флоте неоднократно участвовал в обеспечении перехода атомных подводных лодок СФ в Тихий океан. Учитывая программу строительства новых атомных субмарин проектов «Ясень» и «Борей» на заводе в Северодвинске, можно предположить, что их проводкой на Тихоокеанский флот будут заниматься именно ледоколы проекта 21180. Во всяком случае и дальность хода, и автономность, и пассажировместимость, и грузоподъемность, и ледопроходимость вполне им это позволяют.

Н. А. Кузнецов (Москва)

С ИМЕНЕМ ИЛЬИ МУРОМЦА НА БОРТУ

Пожалуй, нет в нашей стране человека, которому не было бы известно имя Ильи Муромца – богатыря, одного из героев русских былин, канонизированного Русской православной церковью в 1643 г. Издревле Илья Муромец символизировал собой народный идеал героя-воина. Не удивительно, что в честь него не-однократно называли различные корабли и суда. О них-то мы и хотим рассказать читателю.

Первым в честь легендарного героя был назван 53-пушечный винтовой фрегат Балтийского флота, спущенный на воду 25 мая 1856 г. в Архангельске. По словам историка кораблестроения И. А. Быховского, «судно вполне оправдывало свое название: корабль водоизмещением 3200 тонн во много раз превосходил тоннаж строившихся здесь [на Соломбальской верфи] ранее даже самых крупных парусных линейных кораблей». 1 В военных кампаниях ему не довелось принять участия, однако в мирное время команде корабля довелось проявить качества, издавна свойственные русским морякам – смелость и готовность прийти на помощь. В августе1861 г. на рейде Гибралтара загорелась французская шхуна, перевозившая уголь. На этом же рейде стоял и фрегат «Илья Муромец», матросы с которого в течение нескольких часов боролись с огнем и смогли спасти иностранное судно. 2 Фрегат «Илья Муромец» окончил свои дни в 1863 г., будучи затопленным в Кронштадте. 3

Судно, названное в честь легендарного былинного героя, не могло не появиться и на его родине. В 1859 г. (по другим данным – в 1858 г.) вВыксе купец Д. Г. Зворыкин построил буксирный пароход с машиной мощностью 80 лошадиных сил. В ту же навигацию «Илья Муромец» отправился из Мурома в Нижний Новгород, куда шел в течение недели. В дальнейшем пароход ходил по Волге и Оке, буксируя баржи с грузом. 4

Следующим из известных нам кораблей, носивших имя Ильи Муромца, является каспийский буксирный пароход, спущенный на воду в 1910 г. В годы первой мировой войны он был мобилизован в состав Балтийского флота и переоборудован в тральщик. 5 23 августа 1917 г. корабль погиб в районе Штапельботена (близ острова Вормс) в результате подрыва на минах, установленных германской подводной лодкой «UC – 59».При этом погибло 11 человек. 6

Активное участие корабли и суда, названные в честь Ильи Муромца, приняли в гражданской войне, причем, как с белой, так и с красной стороны.

На стороне белых флотилий воевало два ледокола с именем «Илья Муромец», причем у обоих кораблей судьба сложилась весьма драматично – вместе со своими экипажами они были вынуждены покинуть Родину.

В период первой мировой войны Морское министерство заказало в Англии четыре ледокола, которые должны были использоваться на Белом море. Строила их фирма «Суон Хантер». 7 Одно из этих судов и получило имя Ильи Муромца. Ледокол был спущен на воду в 1915 г. 8 Интересен тот факт, что в проектировании «Ильи Муромца» и других ледоколов, строившихся в Англии в этот период, участвовал корабельный инженер Е. И. Замятин – будущий известный русский писатель. Он окончил Политехнический институт в Санкт-Петербургепо специальности «кораблестроение», затем преподавал там же, а весной 1916 г. был командирован в Англию в качестве старшего наблюдателя за постройкой ледоколов.

В период гражданской войны (по некоторым данным в это время он носил название «Ольга» 9) ледокол ушел на ремонт в Англию (как известно, тогда английские войска активно участвовали в интервенции на Русском Севере). Осенью 1919 г. «Илья Муромец» был передан англичанами французскому правительству. 10 Французы же решили передать судно русскому Черноморскому флоту, который вел борьбу с большевиками. Однако в белый Крым «Илья Муромец» пришел лишь в ноябре 1920 г., когда речь шла уже не о продолжении борьбы с большевиками, а об эвакуации частей русской армии и мирных жителей. Принял участие в ней и прибывший на Черное море ледокол. Он вышел из Севастополя в Константинополь 14 ноября 1920 г. имея на борту 300 пассажиров. 11 На нем же эвакуировался герой обороны Крыма генерал-лейтенант Я. А. Слащев-Крымский вместе с немногочисленными частями и знаменем лейб-гвардии Финляндского полка. 12 Сразу же после прихода в турецкую столицу «Илья Муромец» вновь вышел в море с целью помочь буксировать самый крупный корабль Черноморского флота – линкор «Генерал Алексеев». Однако ему это не удалось. Как вспоминал в эмиграции моряк и историк флота П. Варнек, живший в Бельгии, «была сделана попытка вести ”Генерала Алексеева” дальше на буксире уже возвращавшегося из Константинополя ледокола ”Илья Муромец”, но из этого ничего не получилось: несмотря на свои 3100 тонн, ”Илья Муромец” не мог удержать дредноут на курсе, и при разворачивании последний инерцией своей массы тащил ледокол вспять!» 13 В Константинополекомандиром ледокола был назначен капитан второго ранга И. С. Рыков. Черноморский флот, переименованный в Русскую эскадру, по решению французских властей был сосредоточен в североафриканском порту Бизерта, где корабли и стояли под Андреевским флагом вплоть до конца октября 1924 г. 10 декабря ледокол «Илья Муромец» пришел туда, ведя на буксире подвод­ные лодки «Тюлень» и «Буревестник». Наиболее новые корабли, к которым относился и ледокол, являлись «лакомым куском» для французского морского руководства, которое рассчитывало пополнить ими корабельный состав своего флота. Не избежал этой участи и «Илья Муромец». В 1923 г. он был реквизирован французами и впоследствии вошел в состав французского флота, правда, несколько поменяв «профессию» – он стал минным заградителем, получив новое имя – «Поллукс». Под французским флагом минзаг служил вплоть до1950 г. В период второй мировой войны часть французского флота была интернирована англичанами, не избежал этой участи и «Поллукс», в июле 1940 г. находившийся в Портсмуте 14 (Рис. 1).

Еще один ледокол «Илья Муромец» был по-строен в 1916 г. в Шанхае для обслуживания Владивостокского порта. Как и многие другие суда, в годы гражданской войны он был вооружен (по состоянию на 1922 г. – одним семидесятипятимиллиметровым и однимсорокамиллимитровым орудиями 15) и использовался в качестве канонерской лодки в составе Сибирской флотилии (такое название носили русские морские силы на Тихом океане). С 23 ноября 1918 г. по 31 января 1920 г. Сибирская флотилия входила в состав Морских сил на Дальнем Востоке, подчинявшихся Всероссийскому правительству адмирала А. В. Колчака. В 1920 – 1921 гг. корабли Сибирской флотилии входили в состав Народно-революционного флота Дальневосточной республики (просоветского «буржуазно-демократического» по форме государственного образования, призванного быть «буфером» между территориями, подконтрольными белым правительствам, и Советской Россией). 26 мая 1921 г. была сверг-нута власть Приморского областного управления Дальневосточной республики, и во Владивостоке было образовано антибольшевистское правительство во главе с С. Д. Меркуловым (его брат – Н. Д. Меркулов стал министром иностранных и военно-морских дел). На кораблях Сибирской флотилии вновь взвились Андреевские флаги.

К осени 1922 г., благодаря успешному весенне-летнему наступлению частей Народно-революционной армии под командованием В. К. Блюхера и партизанских отрядов, для белых сил в Приморье сложилось угрожающее положение. Владивосток покидали ино-странные войска и белые части. 23 октября 1922 г. командующий Сибирской военной флотилией контр-адмирал Г. К. Старк увел корабли в корейский порт Гензан. Сибирская флотилия была последним формированием, действовавшим в гражданской войне под Андреевским флагом и ушедшим в изгнание, не спустив его перед врагом. 23 января 1923 г. основная часть кораблей флотилии пришла в американский порт Манилу на Филиппинских островах. Впоследствии корабли и суда были проданы, а вырученные в результате этого деньги командующий флотилией разделил между матросами и офицерами. Продан был и «Илья Муромец». Он достался компании «Моллер лайн» и в дальнейшем ходил под названием «Маргарет Моллер». 16

Под красным флагом в период гражданской войны воевало три «Ильи Муромца». На Волге в числе кораблей Волжской военной флотилии числился штабной корабль «Илья Муромец». В «мирной» жизни он был обычным товаро-пассажирским пароходом, построенным в 1890 г. в Самаре. С декабря 1918 г. «Илья Муромец» использовался в качестве госпитального судна, а после того, как бои на Волге отгремели, его перебросили на Каспий, где вплоть до марта 1920 г. бывший буксир использовался в аналогичном варианте. 17

В состав Волжско-Каспийской флотилии с августа по декабрь 1919 г. входила канонерская лодка «Илья Муромец», переоборудованная из речного колесного теплохода, построенного в 1909 г. в Коломне. 18

С декабря 1918 г. по 17 мая 1919 г. в качестве тральщика в составе Северодвинской речной флотилии служил еще один «Илья Муромец» – колесный речной буксирный пароход, построенный в 1912 г. в Кузино. С мая1919 г. он использовался по своему прямому назначению как буксир, а 28 апреля следующего года был передан областному управлению водного транспорта. 19

Следующее судно, названное в честь легенды Муромской земли, появилось уже в советском флоте после окончания второй мировой войны. Это был также ледокол. Он был построен по заказу Германии в Швеции в1942 г. и первоначально назывался «Eisbar». 12 декабря1944 г. ледокол подорвался на мине и затонул близ Фленсбурга. В1945 г. он был поднят и в феврале следующего года передан СССР, где служил в составе Дальневосточного морского пароходства в период 1957 – 1981 гг. 20 (Рис. 2).

В 1966 – 1993 гг. на Дальнем Востоке трудился еще один ледокол под названием «Илья Муромец». Это был универсальный портовыйдизель-электриче-ский ледокол с носовым винтом. Новый «Илья Муромец» относился к большой серии ледоколов проекта 97, предназначенных как для гражданского, так и для военного флотов.Суда этой серии строились на ленинградском заводе им. А. Марти (в настоящее время – «Адмиралтейские верфи») 21 (Рис. 3).

Очень приятно отметить тот факт, что и в настоящее время имя Ильи Муромца несет одно из судов, плавающих по рекам России. Это теплоход проекта 588, построенный в Германии в 1958 г. Теплоходы данного проекта – средние пассажирские суда, предназначенные для работы на скорых пассажирских линиях и совершения речных круизов, ставшие одной из самых успешных и массовых серий судов подобного класса в советском речном флоте. Несмотря на немалый возраст, «Илья Муромец» пользуется большой популярностью среди отечественных и зарубежных туристов. В 2002 - 2003 гг. теплоход прошел частичную реконструкцию 22 (Рис. 4, 5).

Вкратце рассмотрев историю десяти кораблей и судов, названных в честь Ильи Муромца, мы видим, что в их судьбе отразилась история России и русского флота со всеми ее взлетами и падениями. Хочется верить, что пока существует отечественный флот, прос-торы океанов, морей, озер и рек всегда будут бороздить корабли и суда, носящие имя былинного героя.

1 Быховский И. А. Архангелогородские корабелы. - Архангельск, 1988. - С. 113 – 114.

2 Дукельский В. А. Не только воевали // Московский журнал. - 2003. - № 9.

3 Веселаго Ф. Ф. Список русских военных судов 1668 – 1860 гг. - СПб., 1872. - С. 112 – 113.

4 Чернышев В. Набережная // Губерния. - 1997. - № 39.

5 Моисеев С. П. Список кораблей русского парового и броненосного флота (с 1861 по 1917 г.). - М., 1948. - С. 442.

6 Стрельбицкий К. Б. Потери Российского флота в период первой мировой войны 1914 – 1918. Справочник. - Львов, 1994. - С. 11.

7 Балакин С. На путях истории корабли-эмигранты // Памятники Отечества. - № 35. - М., 1996. - С. 169.

8 РГА ВМФ. - Ф. р-2239. - Оп. 9. - Д. 98. - Л. 12.

9 Добровольский С. Борьба за возрождение России в Северной области // Белый Север 1918 – 1920 гг. Мемуары и документы. - Архангельск, 1993. – Вып. 2. - С. 19.

10 Залесский Н. А. Флотилия Северного Ледовитого океана в гражданскую войну // Война на северном морском театре 1914 – 1918 годы. - СПб., 2003. -С. 81.

11 РГА ВМФ. - Ф. р-2239. - Оп. 9. - Д. 91. - Л. 20.

12 Егорчев И. Н. Из славного рода Рыковых // Записки Общества изучения Амурского края. - Владивосток, 1996. - Т. XXX. - С. 116.

13 Варнек П. Линейный корабль «Генерал Алексеев» и история его пушек // Флот в белой борьбе. - М., 2002. - С. 281.

14 Перегонцев А. С., Перегонцев В. С. Корабли второй мировой войны 1939 – 1945 гг. - Ч. 1. Корабли военно-морских флотов стран антигитлеровской коалиции. - С. 329.

15 РГА ВМФ. - Ф. р-2193. - Оп. 1. - Д. 3. - Л. 1.

16 Волков А. Исход. Судьба кораблей и судов, ушедших из Владивостока в октябре 1922 г. // Моряки в гражданской войне. - М., 2000. - С. 36.

17 Корабли и вспомогательные суда советского Военно-Морского Флота (1917 – 1927 гг.). - М., 1981. - С. 334, 381, 387.

18 Там же. - С. 309.

19 Там же. - С. 410.

20 Трифонов Ю. Н. Суда торгового флота Германии, Финляндии и Румынии, переданные после второй мировой войны Советскому Союзу. - М., 2003. - С. 10.

21 Смирнов К. Д. Портовые дизель-электрические ледоколы мощностью 3,9 МВт и их модификации // Судостроение. - 1996. - № 4. - С. 6 – 10.


Широкий приземистый корпус, угловатая надстройка со скошенной по-военному передней стенкой, мощные дизельные двигатели и Андреевский флаг на корме - в среду стартовали госиспытания новейшего российского ледокола "Илья Муромец", впервые за долгие годы заказанного не гражданскими ведомствами, а Минобороны. Корабль относится к классу вспомогательных и будет нести службу в составе Арктической группировки ВМФ. Ожидается, что стального богатыря передадут военным морякам уже совсем скоро - до конца 2017 года. Об особенностях "Ильи Муромца" и перспективах кораблей этого проекта - в материале РИА Новости.

Шустрый малый

На флоте новинку ждут с большим нетерпением - в составе Северного флота на сегодняшний день нет ни одного собственного многофункционального ледокола. Вместе с тем подобные корабли нужны в Арктике как воздух, особенно учитывая серьезные масштабы военного строительства. Не стоит сбрасывать со счетов и неутихающую политическую "грызню" между северными державами, претендующими на свой кусок арктического пирога. Россия по-прежнему обладает крупнейшим ледокольным флотом в мире, однако "Илья Муромец" выводит его возможности на принципиально новый уровень.

На первый взгляд, в тактико-технических характеристиках корабля нет ничего особо выдающегося - по сравнению с атомными собратьями он относительно небольшой. По водоизмещению (шесть тысяч тонн) соответствует современному эсминцу, по длине (85 метров) - корвету, по скорости хода (15 узлов) - минному тральщику. Ноу-хау "Ильи Муромца" - принципиально новая главная энергетическая установка, дающая ряд серьезных преимуществ при работе в Арктике. Она состоит из четырех дизель-генераторов общей мощностью 10 600 киловатт, которые питают два гребных электродвигателя мощностью 3500 киловатт каждый, установленных в отдельных винторулевых колонках. Они вынесены на внешнюю поверхность корпуса и могут вращаться на 360 градусов. Таким образом, "Илья Муромец" может двигаться в любом направлении - хоть вперед, хоть назад, хоть вбок, хоть наискосок, что позволяет ему быстро менять курс и маневрировать в ледовом поле.

Корабль относится к классу Icebraker6 и способен пробивать себе дорогу через лед до метра толщиной. Конечно, исполинские атомоходы способны и на большее. Но своих дизель-электрических собратьев "Илья Муромец" оставляет далеко за кормой по множеству ключевых показателей. Во-первых, на одной штатной "заправке" ледокол может пройти целых десять тысяч морских миль, то есть "сгонять" по Севморпути туда и обратно. Во-вторых, "Илья Муромец" будет способен находиться в автономном плавании до 60 суток. По обоим показателям ледокол значительно превосходит подавляющее большинство российских надводных боевых кораблей, за исключением разве что тяжелого атомного ракетного крейсера "Петр Великий". Для судоходства в Арктике автономность и дальность плавания являются важнейшими характеристиками, так как на пути далеко не всегда можно заправиться или пополнить запасы воды и продовольствия.

Универсальный солдат

"Илья Муромец" - настоящий трудяга, способный решать широкий круг задач. Он может длительно патрулировать районы арктической зоны, буксировать корабли, прокладывать для них путь во льдах, снабжать береговые базы и аэродромы всем необходимым, а также участвовать в гидрографических исследованиях. О перспективном ледоколе ранее высоко отзывался адмирал Виктор Чирков, командовавший ВМФ России до 2016 года.

"Когда проектировался этот корабль, в него закладывались характеристики даже не сегодняшнего, а завтрашнего дня, - подчеркнул адмирал 23 апреля 2015 года на "Адмиралтейских верфях" во время закладки "Ильи Муромца". - Это мореходность, маневренность, многофункциональность и совершенно новый электрический принцип движения. Реализован концептуальный принцип кораблестроения, заложенный в кораблестроительной программе на период до 2015 года, - это многофункциональность".
Именно универсальность превращает обычный с виду ледокол в "мастера на все руки", способного не только решать навигационные и транспортные задачи, но и участвовать в боевых операциях. Кроме экипажа (32 моряка), "Илья Муромец" может взять на борт 50 морских пехотинцев с полной боевой выкладкой. Корабль оснащен вертолетной площадкой для приема многоцелевых вертолетов Ка-27. Общая грузоподъемность ледокола - 500 тонн, а объем его трюмов, в которых можно перевозить гражданское и военное снаряжение, составляет внушительные 500 кубических метров. Погрузка всего необходимого на корабль проводится с помощью 21-метрового крана, установленного на палубе.

Дальше - больше: в проект ледокола заложена возможность монтажа бортового вооружения, в частности корабельных скорострельных артиллерийских установок АК-630, АК-230, АК-306. Теоретически на ледокол можно повесить и ударные функции. Грузовая палуба на юте площадью 380 квадратных метров предназначена для перевозки грузов в стандартных 20- и 40-футовых морских контейнерах. В одном из них может скрываться ракетный комплекс Club-K - модификация хорошо известных "Калибров". В контейнере умещается как сама пусковая установка, так и пункт управления. Таким образом, "Илью Муромца" можно очень быстро превратить в достаточно грозного бойца, обладающего еще одним существенным преимуществом над всеми потенциальными конкурентами.

"Неожиданно для западных военных специалистов российская система глобального позиционирования ГЛОНАСС в Арктике оказалась значительно эффективнее GPS, - рассказал РИА Новости главный редактор журнала "Оборонно-промышленный потенциал" Виктор Николаев. - GPS при позиционировании в регионе дает погрешность порядка 800 метров. Северный морской путь - очень тяжелый для мореходства. Там сложная, постоянно меняющаяся ледовая обстановка, есть мели. Поэтому такая погрешность - очень серьезная. ГЛОНАСC здесь работает в разы точнее".

Преемник

Вместе с "Ильей Муромцем" флоту позже будут переданы еще четыре аналогичных ледокола проекта 21180 - два для Северного флота и два для Тихоокеанского. Кроме того, к 2020 году для ВМФ России будет построен патрульный корабль арктической зоны "Иван Папанин" проекта 23550. Его вооружат противокорабельными ракетами и универсальной 100-миллиметровой пушкой АК-190, которая сможет пробивать до полутора метров льда. Ожидается, что головной корабль серии вступит в состав флота в 2021 году. Второй ледокол, получивший название "Николай Зубов", будет заложен в 2018 году.