КУРСОВАЯ РАБОТА
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ СЛУЖБ 4
1.1.Понятие эффективности таможенной деятельности 4
1.2. Критерии к показателям эффективности таможенных служб 5
1.3. Элементы и методы оценки эффективности таможенных служб 8
1.4. Стратегические цели и критерии оценки эффективности работы таможенных служб. 11
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ 14
2.1. Общая характеристика Федеральной Таможенной Службы России 14
2.2. Оценка деятельности ФТС России в 2009 году 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
ПРИЛОЖЕНИЯ 27
ВВЕДЕНИЕ
Интеграционные тенденции последнего десятилетия привели к изменению модели управления не только в коммерческих организациях, но и в государственной службе.
Показателем развития таможенной службы любого государства является наличие в её потенциале развитой инфраструктуры, современных информационных технологий, качественной правовой базы и высококвалифицированных кадров.
Традиционное управление таможенной деятельностью основывается на неизменном следовании правилам и процедурам. Оценка действий сотрудников происходит в значительной мере по критериям того, насколько четко были соблюдены существующие инструкции. Это зачастую заслоняет возможность оценки эффективности деятельности таможенных органов в степени достижения целей. Поэтому данная тема является актуальной на данном этапе развития таможенных служб в России.
Нужно заметить, что само понятие «результат» относительно деятельности государственных служб отличается от используемого традиционно.
Например, результатом деятельности подразделений Министерства внутренних дел часто называют количество раскрытых преступлений, а результатом деятельности таможенных органов или органов налоговой инспекции - сумму платежей или довзысканий, перечисленных в федеральный бюджет и т.д.
Цель данной работы заключается в исследовании оценки эффективности деятельности федеральной таможенной службы России.
Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
раскрыть понятие эффективности деятельности таможенных служб;
рассмотреть теоретико-методологическую основу эффективности деятельности таможенных служб;
исследовать структуру и основные показатели федеральной таможенной службы России;
рассмотреть оценку деятельности ФТС России в 2009 году.
Объектом данного исследования является федеральная таможенная служба России. Предметом данного исследования – эффективность деятельности ФТС России.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ СЛУЖБ
Понятие эффективности таможенной деятельности
Под показателем эффективности в самом широком смысле понимают описательный или количественный индикатор, характеризующий результат деятельности или успешность движения к достижению поставленной цели.
Специалисты отмечают, что под результатами должна пониматься степень достижения поставленных целей и количественное соотношение результатов и затрат, а также эффект «обратной связи», т.е. отношение и оценка населением деятельности государственных служб 1 .
Таким образом, эффективность следует понимать как меру, которая характеризуется достижением результата либо цели таможенной деятельности или степенью приближения к ней. Результативность таможенной деятельности определяется значениями показателей, отражающих достигнутый конечный результат труда.
Методы оценки эффективности таможенной деятельности это специфические способы и приемы, применяемые для определения степени достижения результатов отдельными сотрудниками, таможенными постами таможенными органами и т.д. в процессе их деятельности.
Традиционные подходы в государственном управлении концентрируют основное внимание на вопросе о том, сколько потрачено государственных средств, при этом измерение реального результата остается в тени.
Главной тенденцией современных теорий оценки эффективности является смещение акцента от измерения затрат на измерение и мониторинг результатов.
Ключевым аспектом повышения эффективности таможенной деятельности во многих странах становится создание объективной и комплексной системы индикаторов, отражающих выполнение должностных обязанностей и степень достижения поставленных целей, позволяющих сфокусировать внимание сотрудников на основных приоритетах органов власти. Для этих целей широко используются всевозможные показатели эффективности.
Показатели эффективности могут служить как для оценки деятельности таможенного органа в целом, так и для оценки деятельности сотрудников.
Основное направление совершенствования систем показателей эффективности в последнее десятилетие в большинстве западных стран было связано с нахождением оптимального баланса между определением показателей для органов власти и гражданских служащих и установления тесной взаимосвязи между ними.
В настоящее время наиболее распространенным является подход, при котором на уровне органов государственной власти используются интегральные показатели эффективности, отражающие основные политические или экономические параметры его деятельности.
Тем не менее, одна из самых больших трудностей при построении комплексных систем показателей эффективности состоит в следующем. Ориентация на конечные результаты, которые выражаются в социальном и экономическом эффекте, приводит к сложности определения конечного вклада отдельно взятого сотрудника таможенного органа в достигнутый результат, а для объективной оценки его деятельности необходимо сформировать как можно более четкие показатели.
Также следует отметить, что показатели эффективности во многом зависят и от внешних эффектов, на которые государственный служащий не может оказать значительного влияния. На практике оказывается очень трудным оценить конечные результаты деятельности сотрудников таможенных органов в чистом виде, без учета воздействия внешних факторов.
Таким образом, необходимо сформулировать и выбрать такие показатели эффективности, которые максимально отражали бы «степень причастности и вклада» конкретного сотрудника по отношению к определенному фактору.
Другой проблемой является выбор оптимального количества критериев оценки эффективности таможенной деятельности. Если их будет слишком много, то сложность оценки и издержки на мониторинг большого количества показателей могут превысить положительный результат от практического применения показателей результативности.
Если же, наоборот, показателей недостаточно, то может проявиться «результат искажающего поведения» со стороны сотрудников таможенных органов, когда они переносят все внимание на виды деятельности, которые в конечном итоге будут измерены показателями и «забывают» об остальных должностных обязанностях 2 .
1.2. Критерии к показателям эффективности таможенных служб
Показатели эффективности таможенной деятельности должны отвечать следующим основным критериям:
Быть четко увязаны с целями и задачами органов власти;
Отражать степень вклада каждого сотрудника в достижение целей и задач;
Полностью отражать выполнение основных должностных обязанностей сотрудником таможенного органа;
Быть сформулированы таким образом, чтобы в максимальной степени воспроизводить непосредственное влияние сотрудника таможенного органа на динамику показателей эффективности.
Показатели эффективности таможенной деятельности могут представлять собой набор индикаторов различного характера. Они могут выражаться как в качественной, так и количественной форме, быть как слабоформализуемыми, так и четко квантифицируемыми. Наиболее распространенной является практика, при которой органы власти устанавливают определенные требования к показателям эффективности.
В большинстве зарубежных практических руководств по разработке показателей эффективности отмечается, что они должны удовлетворять основным критериям «4С» (рис 1) 3:
Четкость (Clearness),
Полнота (Completeness),
Комплексность (Complexity),
Непротиворечивость (Consistency).
Эти требования относятся как к количественным, так и к качественным показателям. Как правило, при постановке качественных показателей органами власти издаются гиды, в которых четко определяются критерии качественной деятельности.
Рис. 1. Критерии оценки результативности 4С
Также показатели эффективности должны соответствовать концепции «SMART» и обладать пятью следующими свойствами. Показатели должны быть (рис.2) 4:
Конкретными (Specific);
Измеримыми (Measurable);
Достижимыми (Achievable);
Релевантными (Relevant);
Привязанными к определенному периоду времени (Timecertain).
Рис. 2. Концепция соответствия показателей эффективности «SMART»
Одной из самых сложных проблем является квантификация и формализация показателей эффективности. Этот процесс важен как для целеполагания и планирования деятельности государственных гражданских служащих, так и для проведения оценки результативности и определения уровня вознаграждения. Количественные показатели эффетктивности легче оценивать при проведении мониторинга, кроме того, они обеспечивают объективность оценки и не зависят от субъективного отношения руководителей к подчиненным.
Применительно к таможенной деятельности данные показатели результативности можно представить в следующем виде (рис. 3).
Рис.3. Типология показателей эффективности применительно к таможенной деятельности
Проводимая в настоящее время реформа государственной службы в Российской Федерации, направленная на модернизацию и улучшение деятельности органов власти, также как и большинство западных стран, осуществляет внедрение систем показателей эффективности.
Повышение эффективности деятельности и качества обслуживания клиентов
Работа в условиях рыночной конкуренции предполагает не только повышение эффективности деятельности транспортной компании, но и поддержку клиентоориентированной стратегии развития. Все применяемые бизнес-процессы и предлагаемые услуги просматриваются через призму потребностей клиентов. Для привлечения новых и удержания существующих клиентов транспортные компании постоянно вводят новые сервисы, облегчающие взаимодействие с потребителями услуг.
Решение "Микротест" предоставляет развитые online-инструменты, позволяющие клиентам бронировать билеты и размещать заявки , используя портал компании. Этот сервис улучшает работу с клиентами и уменьшает количество ошибок и ручной работы операторов. Также ERP-система предоставляет необходимые инструменты, позволяющие клиентам в режиме online рассчитывать ориентировочную стоимость услуг, срок исполнения, самостоятельно отслеживать выполнение заказа и местонахождение их груза.
С помощью инструментов, поддерживающих мобильные технологии , возможности существующих корпоративных приложений будут предоставлены всем сотрудникам предприятия. В числе возможностей и функций мобильных решений системы – ведение мобильного бизнеса как в режиме подключения к сети, так и в автономном режиме. В частности, сотрудники могут хранить данные на своих мобильных устройствах в автономном режиме и затем, при необходимости, синхронизировать их с данными бэк-офиса.
ERP-cистема предоставляет возможность комплексно управлять транспортировкой груза – от поступления заказа клиента до полной маршрутизации и отгрузки. При поступлении заказа система автоматически формирует заявку на услугу, где прописываются тип услуги, сроки, объемы груза, маршруты, этапы, пункты и т.д. При этом заказ клиента может быть разделен на несколько этапов, каждый из которых может фактурироваться по мере оказания услуги. На основании встроенных в систему индикаторов ответственные специалисты могут быстро просмотреть статусы выполнения каждого заказа.
Решение "Микротест" позволяет максимально упростить разработку маршрута . Так система автоматически планирует поставки, предлагает оптимальные маршруты и оптимальную загрузку транспортных средств.
Решение, предлагаемое "Микротест" предоставляет возможность отслеживания местонахождения транспортного средства и груза , вплоть до определения их точной дислокации. Развитые интеграционные возможности системы позволяют связать ее с GIS-системами, обеспечивая не только отслеживание, но и параллельный ввод полученных данных в используемое транспортное решение. Это позволяет всегда знать точное место пребывания транспортного средства и груза в пространстве, скорость передвижения и время, потраченное на различные задержки.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1.Подходы к выбору эффективности таможенной деятельности
В вопросах выбора показателей эффективности таможенной деятельности не существует полной однозначности. Это связано с трудностями выражения одних показателей через другие и их комплексированием в один показатель, отражающий главную цель таможенной деятельности
Имеют место следующие подходы к выбору показателей эффективности таможенной деятельности (Рис.2.1)
Рисунок 2 – Подходы к оценке эффективности таможенной деятельности
При формировании показателей эффективности с позиций политико-правового подхода таможенная деятельность, согласно Таможенному кодексу РФ, сводится к решению комплексной задачи обеспечения нормативного порядка и нормативных условий перемещения через таможенную границу лиц, товаров и транспортных средств. При этом подходе недостаточно использовать только показатель суммарных таможенных сборов, отчисляемых в госбюджет России, поскольку этот процесс определяется множеством разнообразных, случайно возникающих факторов.
При оценке выполнения плана показатель эффективности может быть представлен как отношение фактической величины суммарных таможенных отчислений в госбюджет либо к запланированной величине, либо к прогнозируемому значению показателя. Здесь планируемая или прогнозируемая величина может определяться по статистическим данным.
При подходе к определению эффективности таможенной деятельности на основе оценки выполнения функций и решения оперативно-технологических задач показатели эффективности могут отражать значения результатов сравнения фактически достигнутых уровней решения задач с уровнями, заданными нормативными документами.
2.2.Показатели таможенной службы и эффективности таможенной
деятельности
В целях достижения наиболее объективных оценок таможенной деятельности целесообразно выбор и оценку показателей проводить со всех имеющихся позиций, с последующей обработкой для получения интегрального результата.
Единая система таможенных органов России является иерархической, поэтому,эффективность каждой ее вложенной подсистемы (регионального таможенного управления, таможни, таможенного поста) необходимо оценивать с точки зрения эффективности выполнения конкретных функций в рамках систем более высокого уровня. Перечень конкретных функций и основных задач регионального таможенного управления, таможни, иного поста требует соответствующего анализа, на основе которого и формируется композиция показателей эффективности. При этом необходимо учитывать возможности привлекаемых методов их оценки.
В конечном итоге необходимо иметь систему показателей для оценки деятельности всех таможенных органов в целом.
Приведем примеры построения такой системы показателей.
Уровень таможенной службы. При построении системы показателей эффективности таможенной службы целесообразно учитывать и анализировать следующие состав-ляющие: цели деятельности таможенной службы, системные функции (государственные), показатели эффективности по каждой функции (при их наличии), факторы, определяющие эволюцию каждого из показателей и степень их влияния, разбивку показателей по категориям: качественные - количественные, возможности существующего методического и информационного обеспечения для формулирования и оценки показателей, административные и другие ограничения. Пример взаимосвязи системных функций таможенной службы, системы показателей эффективности, формируемой в объемы полного набора системных функций в данном примере, а также частных показателей по отдельным системным функциям, демонстрируется в табл. 1.
Таблица 1 Показатели эффективности таможенной деятельности ФТС
Системные тамо- женные функции |
Совокупный показатель эффективности |
Частные показатели эффективности |
1. Финансово-экономическая функция |
Финансовая результатив-ность |
1. Удельный вес (доля) таможенных платежей (ТП) в госбюджете (ГБ) России: ∆ТП = (ГБ – ТП)/ГБ; 2. Уровень выполнения плановых показателей (ПП) по фактическим платежам (ФП) в ГБ: ∆ТП = (ФП – ПП) \ ПП; 3. Уровень потенциальных потерь ТП: ∆П = (ПП - ФП) \ ПП; 4. Отношение ТП за период времени к стоимости содержания и обеспечения жизнедеятельности ЕСТО (СТС) - (экономическая эффективность ЭЭ): ЭЭ = (ТП ∆т) \ ∆СТС т |
2.Функция таможенного контроля |
Совокупный результат та- моженного контроля |
1. Количество таможенных оформлений N за отчетный период ∆т; 2. Количество лиц, грузов и транспорта, подвергнутого таможенному досмотру и т. п…. |
3.Правоохра-нительная функция |
Совокупный результат правоохранительной деятельности |
1. Количество выявленных нарушений таможенных правил (НТП); Количество заведенных дел (ЗД); Количество «выигранных» дел – (ВД); 3. Интенсивность правоохранительной деятельности: ИПД = (НТП + ЗД + ВД)\ N дней |
4. Функция таможенного регулирования |
Совокупный результат регулирования |
|
5.Информацион-но- аналитическая деятельность |
Совокупный результат ИАД |
1. Оперативность представления информации (час); 2.Объём информационной модели ВЭД; 3. Оперативность внесения изменений в модель ВЭД |
В настоящее время оценивание деятельности ТС одним показателем на основании только формализованных процедур в силу специфики таможенной деятельности практически невозможно. Поэтому в этом процессе широко используются эксперты. Эксперты оценивают вклад в общую эффективность деятельности таможни каждой системной функции. Влияние на результативность деятельности таможни направлений деятельности по результатам экспертного опроса показано в табл. 2.
Таблица 2 – Влияние видов деятельности по оценке экспертов
Влияние отдельных видов деятельности на результаты деятельности таможни |
|||
Вид деятельности |
Таможенные платежи |
Пропуск транспорта |
Результаты правовой деятель. |
Управленческая |
|||
Оперативная |
|||
Правоохранительная |
|||
Экономическая |
|||
Обеспечивающая |
|||
Информационно-техническая |
В целом можно сказать, что система качественных и количественных показателей деятельности таможенного органа определяется функциями и задачами, стоящими перед ними, а также конкретной решаемой задачей системного анализа. В таких условиях не существует универсального набора показателей таможенной деятельности, однако может быть предложен единый алгоритм их формирования.(рис.2.2.)
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ
Ростовский филиал
Кафедра управления и экономики таможенного дела
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Планирование в таможенных органах»
на тему: «Основные показатели работы таможенных органов»
Выполнила: Хреникова М.О.
Научный руководитель: Губский А.В.
Ростов-на-Дону 2015г
1. ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И ИХ ФУНКЦИИ
Выбор показателей для измерения работы в таможенном деле зависит от целей производимого анализу, уровня управления (таможня региональное управление, аппарат ФТС России), конкретного содержания трудовых процессов, возможности количественного определения результатов труда. В методических и нормативных документах ФТС России для характеристики объема работ, выполняемых сотрудниками, и их сравнения используются термины «напряженность труда», «загруженность» личного состава. Для измерения производительности труда используют следующие показатели в расчете на одно должностное лицо таможни или структурного подразделения:
1. Количество обработанных деклараций;
2. Количество оформленных документов контроля доставки;
3. Количество пропущенных физических лиц;
4. Количество оформленных автомобилей;
5. Количество иных оформленных в таможенных целях документов.
Особенностью труда в таможенном деле является то, что на него влияют вероятностные факторы. Неравномерность перемещения грузов и пассажиров через таможенную границу во времени приводит в одних случаях к неизбежному снижению нагрузки в других - к чрезмерной напряженности труда
Корректное сравнение этих показателей в динамике и в отношении разных таможенных органов требует сопоставимости информации Для этого выбирают не только одинаковые временных промежутки но и группируют таможенные органы по специализации сходным внешним условиям деятельности транспорту, на котором преимущественно товар доставляется к таможенному оформлению и другим значимым для целей анализа характеристикам, исключают нетипичные показатели отдельных периодов.
При рассмотрении вопросов о загруженности сотрудников необходимо учесть специфику деятельности таможен, расположенных в приграничных районах, занятых организацией пропуска экспортных грузов, прошедших оформление во внутренних таможнях. Сравнение показателей напряженности труда может свидетельствовать о перегруженности работающих отдела или недостаточно эффективной работе и резерве штатов.
Показатель производительности труда выполняет ряд объективно необходимых функций, важнейшая из которых - плановая функция. С учетом этого показателя обосновывается перспективная численность должностных лиц таможенных органов общий объем трудовых затрат в сфере таможенного дела. Учетная функция состоит в том, что этот показатель позволяет оценить и сравнить эффективность использования труда в отдельных таможенных органах и ее изменение во времени в целом в таможенном деле.
Показатель производительности труда выполняет стимулирующую функцию: обеспечивает при правильной организации поощрения заинтересованность в увеличении объема работ с соблюдением действующей нормативной базы и рациональное соотношение между загруженностью и оплатой труда должностных лиц и работников таможенных органов.
Напряженность труда сотрудников оценивается не только в целях планирования потребности в кадрах на перспективу, их лучшей расстановки, эффективного стимулирования труда, но и для оценки деятельности таможенных органов, принятия управленческих решений о реорганизации или ликвидации таможенного органа. В этом случае важны не столько абсолютные значения изучаемых параметров каждой таможни, а то, как они соотносятся с показателями других таможен. Необходим показатель, позволяющий все виды работ и оформленных документов «привести к общему знаменателю» и сделать возможным ранжирование таможен по степени напряженности их деятельности. Один из возможных подходов предлагает методика Российской таможенной академии, согласно которой можно рассчитать сравнительную напряженность деятельности таможен, используя показатель «условных» документов. При этом из расчета необходимо исключить оперативные таможни и тыловые посты.
Количество «условных» документов получается суммированием произведений количества принятых к оформлению отдельных видов документов на соответствующие им коэффициенты трудоемкости:
УД= Дi Ч Ki, где:
УД - количество условных документов;
Дi - количество принятых к оформлению документов i-того вида (грузовых таможенных деклараций, добавочных листов к ним, документов контроля доставки, таможенных приходных ордеров и других документов)
Ki - соответствующий каждому виду документов коэффициент трудоемкости.
Документом, имеющим наиболее высокий показатель трудозатрат, является таможенная декларация (коэффициент трудоемкости принят = 1). Для других документов коэффициенты устанавливаются меньше единицы (от 0,05 до 0,75) и характеризуют сравнительную трудоемкость оформления соответствующих документов относительно таможенной декларации. Коэффициенты трудоемкости определяются эмпирическим путем, и они могут менять свои значения при изменении технологии таможенного оформления различных документов или физических лиц.
Сравнительная напряженность деятельности таможенных органов рассчитывается по формуле:
СНД = УД + Кфл Ч ФЛ,
Где СНД - сравнительная напряженность деятельности таможенных органов,
Кфл -Коэффициент, характеризующий сравнительную трудоемкость оформления физических лиц и грузовой декларации; ФЛ - количество физических лиц, проследовавших через таможенную границу данной таможни (чел.). Анализ сравнительной напряженности деятельности таможен, наряду с такими факторами, как специализация таможенного органа, экономический и торговый потенциал зоны обслуживания, вклад в формирование доходов федерального бюджета и другими параметрами учитывает ФТС России, устанавливая или изменяя штат таможенного органа.
таможенный служба труд сотрудник
2. ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ
При определении эффективности таможенного дела с позиций государства имеются свои особенности. Здесь необходимо рассматривать эффективность каждого направления деятельности таможенного органа в отдельности. В таможенном деле система управления характеризуется финансовыми, материальными, трудовыми, временными и другими затратами. Эффективность управления характеризует степень успешности функционирования системы в достижении целей. Существует несколько подходов к определению эффективности деятельности таможенных органов. Существуют определенные показатели измеряющие эффективность труда в таможенных органах.
Таблица 1. Показатели эффективности таможенной деятельности ФТС
Системные таможенные функции |
Совокупный показатель эффективности |
Частные показатели эффективности |
|
1. Финансово-экономическая функция |
Финансовая результативность |
1. Удельный вес (доля) таможенных платежей (ТП) в госбюджете (ГБ) России: ?ТП = (ГБ - ТП)/ГБ;2. Уровень выполнения плановых показателей (ПП) по фактическим платежам (ФП) в ГБ:?ТП = (ФП - ПП) \ ПП;3. Уровень потенциальных потерь ТП:?П = (ПП - ФП) \ ПП;4. Отношение ТП за период времени к стоимости содержания и обеспечения жизнедеятельности ЕСТО (СТС) - (экономическая эффективность ЭЭ): ЭЭ = (ТП?т) \ ?СТС т |
|
2.Функция таможенного контроля |
Совокупный результат таможенного контроля |
1. Количество таможенных оформлений N за отчетный период?т;2. Количество лиц, грузов и транспорта, подвергнутого таможенному досмотру. |
|
3.Правоохранительная функция |
Совокупный результат правоохранительной деятельности |
1. Количество выявленных нарушений таможенных правил (НТП);Количество заведенных дел (ЗД);Количество «выигранных» дел - (ВД);3. Интенсивность правоохранительной деятельности:ИПД = (НТП + ЗД + ВД)\ N дней |
|
4. Функция таможенного регулирования |
Совокупный результат регулирования |
||
5.Информационно-аналитическая деятельность |
Совокупный результат ИАД |
1. Оперативность представления информации (час);2.Объём информационной модели ВЭД;3. Оперативность внесения изменений в модель ВЭД |
Для одних исследователей подход основывается на том, что оценка результатов работы должна определяться с помощью дифференциации расчетных показателей и применения жесткого математического инструментария. Другие специалисты считают, что необходимо применить наиболее синтезированные показатели, например, объем задач или потенциал таможенных органов на базе таможенной средне расчётной задачи. Третьи считают, что из всех возможных единых критериев оценки деятельности таможенных органов наиболее предпочтительней является средний «доход» в единицу времени, взимаемый таможенными органами с клиента. Существует также мнение о дифференцированном подходе к оценке эффективности деятельности разных уровней управления и типов ТО.
Есть и другие мнения, увязывающие таможенную деятельность и ее оценку с наукой об управлении информационными, материальными и др. потоками в больших системах или теорией массового обслуживания. Наконец, существует также точка зрения о том, что для таможенной деятельности нельзя планировать отдельные показатели, поэтому трудно говорить о полноте оценки ее эффективности.
Таможенные органы выполняют следующие основные функции:
Осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;
Взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;
Обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;
Обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;
Обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;
Ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации; осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;
Ведут таможенную статистику внешней торговли;
Обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
Осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;
Проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела.
В связи с этим мы считаем, что оценку эффективности таможенного дела необходимо проводить с использованием интегрального показателя, учитывающего показатели по каждому из перечисленных направлений.
Реализация данной цели требует пересмотра организационно-методических инструментов в научных исследованиях, что предполагает проведение модернизации всей научной деятельности в таможенной системе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агабалаев М.И. Организационно-правовые основы деятельности и функции таможенных органов РФ [Текст]: Учебник/ М.И. Агабалаев. - М.: Экономика, 2010. - 396с.
2. Андрейчук Е.Л., Дианова В.Ю., Смирнов В.П. Экономика таможенного дела [Текст]: Учебное пособие/ Е.Л. Андрейчук, В.Ю. Дианова. - Санкт-Петербург.: Артикул, 2012. - 239 с.
3. Бакаева О.Ю. Таможенное право [Текст]: Учебник/ О.Ю. Бакаева.- М.: Инфра-М, 2009. - 38с.
4. Беляшов В.А. Таможенный энциклопедический справочник [Текст]. - В.А. Беляшов.- М.: Летописец, 2007. - 638с.
5. Халипов С.В. Таможенное право [Текст]: Учебник/ С.В. Халипов. - М.: Инфра-М, 2011. - 277с.
6. Чухвичев Д.В. Таможенное право [Текст]: Учебник/ Д.В. Чухвичев.- М., 2011. - 495с.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Понятие, форма и нормативные основы оплаты труда персонала. Анализ организации заработной платы, системы надбавок, дополнительных выплат и окладов по занимаемым должностям и специальным званиям сотрудников таможенных органов Российской Федерации.
курсовая работа , добавлен 13.12.2013
Понятие "мотивации труда" в аспекте повышения эффективности труда: основные подходы и представления. Оценка ключевых показателей деятельности предприятия. Рекомендации по внедрению коучинга в систему мотивации и эффективности труда на предприятии.
дипломная работа , добавлен 14.10.2013
Характеристика порядка организации системы оплаты труда работников таможенных органов Российской Федерации и учреждений, находящихся в ведении ФТС. Исследование механизма определения цены рабочей силы и тарифных ставок заработной платы на рынке труда.
реферат , добавлен 30.05.2012
Производительность труда как один из самых важных показателей деятельности любой организации. Экономическая сущность производительности труда, методы ее измерения и основные показатели. Экономические расчеты показателей деятельности условного предприятия.
реферат , добавлен 14.10.2014
Производительность и эффективность труда: понятие, особенности в торговле. Показатели измерения производительности и эффективности труда. Краткая организационно-экономическая характеристика ООО "КТМ", оценка эффективности торговой деятельности фирмы.
курсовая работа , добавлен 10.02.2014
Характеристика деятельности таможенных органов. Принципы и требования, предъявляемые к системе индикаторов оценки результативности деятельности таможенных органов. Сумма денежных средств, взысканных в результате таможенного контроля после выпуска товаров.
курсовая работа , добавлен 05.01.2018
Служба занятости в системе трудовых отношений. Трудовые отношения как неотъемлемый элемент хозяйственной деятельности. Государственная служба занятости как посредник государства на рынке труда. Направления совершенствования ее деятельности в России.
дипломная работа , добавлен 15.06.2011
Статистический анализ экономических и финансовых показателей деятельности организации ООО "Орион". Функции, принципы формирования, сфера деятельности Федеральной службы государственной статистики РФ и ее Территориальных органов (на примере Кемеровостата).
отчет по практике , добавлен 18.05.2015
Роль организации оплаты труда в повышении эффективности производства. Сущность, формы и системы оплаты труда. Анализ макроэкономических показателей Украины за 2000-2012 гг. Оценка финансово-экономических показателей работы предприятия "Киевэнерго".
курсовая работа , добавлен 05.11.2013
Понятие и структура фонда оплаты труда, задачи его анализа, методика и основные этапы анализа эффективности его использования на предприятии. Оценка характеризующих показателей и пути повышения эффективности использования фонда оплаты труда организации.
Эффективность таможенного дела можно рассматривать и оценивать по разным критериям, качественно или количественно. Наибольший интерес представляет такой эффект таможенного дела, как его воздействие на структурную экономическую политику. Речь идет об использовании размеров таможенных платежей для развития эффективных отраслей, стимулирования производства необходимой продукции, формирования системы рациональных потребностей населения и решения других задач. Исходной базой для определения суммы эффектов таможенного дела является влияние таможенных методов регулирования ВЭД на формирование системы рациональных потребностей населения.
Показатели экономического эффекта: количество или стоимость товаров, перемещенных через таможенную границу в течение года, млн т или рублей; количество или стоимость товаров, задержанных на таможенной границе в течение года, млн т или млн рублей; количество или стоимость товаров, конфискованных таможенной службой в течение года, тыс. т. или млн руб; количество оформленных грузовых таможенных деклараций; общая сумма таможенных платежей, полученная таможенной службой в течение года (с учетом стоимости конфискованных товаров и штрафов), млн руб; таможенные платежи, перечисленные таможенной службой в течение года в федеральный бюджет, млн руб.
Для определения эффективности таможенного дела его эффекты (результаты) сопоставляются с вызвавшими их затратами. Различают две категории производственных затрат : текущие и капитальные. Текущие затраты представляют собой средства, израсходованные в течение года на оказание таможенных работ и услуг. Вторая категория - капитальные затраты. Они представляют собой финансовые ресурсы, овеществленные в основных производственных фондах и материальных оборотных средствах, то есть в производственных фондах таможенного дела.
Таможенные органы выполняют регулятивную, фискальную, правоохранительную, информационно-аналитическую функции и контролируют соблюдение экономических интересов и безопасности России. Таким образом, можно говорить об экономическом эффекте исполнения каждой функции и возможном комплексном показателе эффекта таможенного дела.
Предпринимались попытки оценивать эффективность деятельности таможенных органов по сумме таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет или приходящихся на одного работающего. Последний показатель иногда сопоставляли с расходами государства на содержание одного сотрудника таможенной службы.
Абсолютные суммы собираемых таможенных платежей нельзя рассматривать в качестве результатов работы отдельных таможен и постов, обусловленных затратами определенных видов ресурсов. Аналитические расчеты показывают, что прямой зависимости между израсходованными ресурсами (текущими, полными или на содержание личного состава таможенных органов) и перечисленными в бюджет суммами таможенных платежей нет. Объемы взимаемых платежей не зависят напрямую от работы таможенных органов, а обусловлены разнообразными внешними факторами.
Такой показатель, как объем поступлений доходов в федеральный бюджет за счет таможенных платежей, находится за пределами компетенции таможенных органов, так как не они устанавливают и регулируют эту часть централизованных финансовых ресурсов государства. Таким образом, рассмотренные показатели не могут дать точной оценки работы отдельной таможни или поста. Единое видение таможенной политики, разработка рекомендаций по ее совершенствованию, вопросы планирования заданий и распределения ресурсов, информации и технической поддержки решаются на высшем уровне таможенной системы. Следовательно, одним из критериев эффективной работы таможенного органа (таможни, поста, РТУ) является степень исполнения установленного ему планового задания по взысканию и перечислению таможенных платежей в доход бюджета в удобной для плательщика форме и с меньшими затратами времени.
При оценке эффективности исполнения фискальной функции необходимо анализировать такие качественные характеристики работы таможенных органов как полное оформление товаров, правильность определения таможенной стоимости и кодирования товаров в соответствии с ТН ВЭД, время оформления необходимых документов.
Подобные факты в работе оформления необходимых документов увеличивают таможенные риски и тем самым, в конечном итоге, снижают эффективность деятельности таможенных органов.
Поскольку задания таможням по перечислению таможенных платежей устанавливают региональные управления, то одним из показателей, характеризующим деятельность последнего, может быть, на наш взгляд, удельный вес таможен , справившихся с установленным заданием. Этот показатель в определенной степени отражает качество планирования и оперативного управления.
Современное требование - простота таможенных процедур для исполнения таможенных правил, минимизация оперативных расходов как для таможен, так и для обслуживаемых ими клиентов. Время оказания таможенных услуг является косвенным показателем оперативных расходов таможни и ее клиентов и, таким образом, является одним из показателей эффективности деятельности таможенных органов. Экономия времени, как правило, означает относительную экономию части материальных ресурсов.
Некоторые ученые полагают, что необходим единый комплексный показатель эффективности таможенного контроля. Он должен, по их мнению, выражать предотвращенный социально-экономический ущерб за счет недопущения нарушений таможенных правил со стороны агентов внешнеэкономической деятельности, и ускорения пропуска транспорта, грузов, людей через таможню.
Полнота информации, ее состав, время поступления - важные факторы принятия решений в области там. политики.
Эффективность работы таможенных органов по формированию и использованию информационных ресурсов как для нужд самой таможенной службы, так и в интересах государства может быть оценена по скорости сбора, обработки и распространения информации в сравнении с расходами на внедрение и текущим содержанием эффективных средств сбора информации.
Эффективная борьба с контрабандой, защита окружающей среды и здоровья населения - цели внутренней таможенной политики.
Для анализа экономической безопасности России во внешнеэкономической, и, в частности, экспортной сфере, используются следующие показатели:
Состояние платежного баланса;
Объем золотовалютных резервов страны;
Динамика курса российского рубля по отношению к основным мировым валютам;
Соотношение годового объема экспорта и внешнего долга;
Соотношение годового объема экспорта и выплат, связанных с обслуживанием внешнего долга
Результативность - характеризуется способностью целенаправленных процессов давать целевой результат (т. е. результат, ради которого проводится операция).
Ресурсоемкость характеризуется расходом ресурсов (материально-технических, финансовых, информационных, людских и т. п.), потребных для осуществления целенаправленного процесса.
Оперативность характеризуется расходом времени, потребным для достижения цели функционирования системы.
Таким образом, качество операции нельзя охарактеризовать одним из перечисленных частных (единичных) свойств в отдельности, для этого требуется их совокупность, включающая в себя три группы компонент (минимум три компоненты). Из этого следует, что качество функционирования всегда шире или, в крайнем случае, тождественно |ффективности функционирования.
Итак, наиболее информативным комплексным показателем эффек-шнности функционирования системы управления является вероятность Рд.ц. достижения цели функционирования. Наряду с этим широкое распространение при исследовании функционирования систем используются и другие показатели, отражающие частные свойства результатов функционирования. Эти показатели отражают отдельные цепскты функционирования систем, т. е. являются частными показателями или критериями.
. Критерии и показатели оценки деятельности таможенных органов. .. 169
8.2. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ
ПРАКТИКИ ОЦЕНКИ
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
ТАМОЖЕННЫХ СИСТЕМ
В настоящее время значительно возросли требования к результативности деятельности таможенных органов. Это связано с увеличением международного товарооборота и транзитных перевозок, а также с эволюцией политико-экономических и социальных условий развития России, включая и фактор негативного отношения международного окружения и проблему вступления в ВТО. Роль анализа и оценки деятельности таможенных органов в решении задач совершенствования таможенной службы в этих условиях весьма значительна и многообразна.
Принципиальным моментом в решении задач анализа и оценки деятельности таможенных органов является регулярный характер этого процесса, что возможно обеспечить лишь на основе использования современных компьютерных средств и создания в структуре управления любого уровня информационно-аналитической системы.
При разработке и обосновании достаточно практичных концепций анализа и оценки деятельности таможенных органов необходимо учитывать следующие свойства, характеризующие их как сложные системы:
Влияние большого числа постоянно действующих и случайных
факторов;
Наличие огромного числа информационных потоков и процес-
сов различного временного темпа;
Наличие большого числа разнородных подсистем; ыппп сложное, разнесенное во времени, взаимодействие подсистем; оч гг.* I множество внутренних и внешних взаимосвязей; ОН(! *" множество внутренних и внешних целей, режимов работы, задач и функций;
Отсутствие или недостаток достоверной информации относи- тельно различных процессов и аспектов таможенной деятельности.
Действующая в настоящее время система показателей деятельности таможенных органов введена Приказом ФТС России от 12.01.2006 г. № 5 «О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно
чиненных ФТС России, на 2006 год». В Приказе ФТС от 02.03.2007 г. № 250 «О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2007 год» в список показателей были имесены некоторые изменения и дополнения. В частности, были добавлены показатели: «количество выявленных контрафактных товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности»; «обеспечение соблюдения запретов и ограничений, не носящих экономического характера»; «эффективность проведенных таможенными органами про-иерок соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности иолютного законодательства Российской Федерации и актов органов шшютного регулирования»; «повышение степени информатизации и информационной открытости таможенных органов Российской Федерации»; «среднее время реагирования по фактам выявления признаков незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации делящихся и радиоактивных материалов и товаров с повышенным уровнем ионизирующих излучений».
В Приказе ФТС от 04.02.2008 г. № 95 «О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2008 год» гакже были внесены изменения. Добавлены показатели: «эффективность деятельности таможенных органов по контролю таможенной стоимости в рамках СУР»; «сокращение времени проведения таможенных процедур»; «показатели, отражающие эффективность таможенного контроля при вывозе лесоматериалов»; «показатели по линии таможенных расследований и дознания»; «показатели, отражающие специфику работы с энергоносителями»; «показатели, отражающие специфику работы с подакцизными товарами».
Совокупность введенных этими приказами показателей целесообразно классифицировать согласно видам деятельности, которые осуществляют таможенные органы, т. е. выделять показатели фискальной деятельности, правоохранительной деятельности, а также деятельности но таможенному оформлению внешнеэкономических сделок. Классификация данных показателей представлена на рис. 8.4.
Значения контрольных показателей эффективности деятельности определяются приказом ФТС об их утверждении либо ежеквартально доводятся до сведения региональных таможенных управлений (РТУ) и шможен, непосредственно подчиненных ФТС (далее - ТИП).
Процедура получения контрольных показателей производится следующим образом: структурные подразделения ФТС России обеспечи-
Раздел II. Управление таможенными органами
вают формирование и доведение до сведения РТУ и ТНП показателей согласно порядку и срокам, определенным методиками расчета данных показателей. РТУ и ТНП в течение каждого квартала осуществляют мероприятия, направленные на выполнение показателей на те-
Глнна 8. Критерии и показатели оценки деятельности таможенных органов... 171
Кущий квартал, в том числе устанавливают значения показателей для подчиненных таможенных органов и осуществляют контроль и оценку их выполнения. С этой целью используются утвержденные ФТС России, а также самостоятельно разработанные наименования и методики расчета показателей (табл. 8.1).
При установлении контрольных показателей для подчиненных таможенных органов должны учитываться следующие принципы:
Достижимость показателей (реальная возможность их выполне
ния);
Возможность измерения показателей (определения степени их
выполнения);
Единообразное понимание в подчиненных таможенных орга
нах порядка расчета показателей (для каждого из показателей
утверждается методика его расчета);
Правила, в соответствии с которыми выставляется та или иная
оценка, доводятся до сведения подчиненных таможенных орга
нов;
Объективность оценки;
Рассмотрение и учет поступающих от подчиненных таможен
ных органов проблемных вопросов, касающихся выполнения
показателей.
Таблица 8.1 ОЛшая процедура получения контрольных показателей деятельности таможенных органов
На рис. 8.5 отражена технологическая схема получения контрольных показателей деятельности таможенных органов.
Оперативные таможни ежеквартально, до 10 числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом (а за IV квартал - до 15.01.20!!), представляют в РТУ:
Раздел II. Управление таможенными органами
данные, необходимые РТУ для формирования отчетов о выполнении показателя № 2 «Сокращение расхождений между количественными показателями импорта в Россию из Китая и показателями экспорта из Китая в Россию товаров дефицита - увеличение количества оформляемых товаров», - в целом за таможни своего региона деятельности;
173
Данные, необходимые РТУ для формирования отчетов о вы
полнении показателей № 5 «Количество выявленных кон
трафактных товаров, содержащих объекты интеллектуальной
собственности», № 11.2 «Доля решений таможенных органов
о привлечении к административной ответственности, отменен
ных судами, в общем числе принятых таможенными органами
решений о привлечении к административной ответственности»,
№ 11.3 «Доля исков (заявлений) к таможенным органам, по ко
торым судами приняты решения не в пользу таможенных орга
нов, в общем числе исков (заявлений), рассмотренных судами»
и № 11.4 «Доля судебных дел с участием таможенных органов,
по которым судами приняты решения не в пользу таможенных
органов, в общем числе рассмотренных судами дел с участием
таможенных органов», - только по своей таможне.
ГНИВЦ ФТС ежеквартально, до 10 числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом (а за IV квартал - до 15.01.20!!), направляет в РТУ и ТНП обобщенные сводки о загрузке электронных копий 1ТД в центральную базу данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, необходимые для формирования отчета о выполнении показателей «Исполнение Приказа ГТК России от 12.05.2003 г. № 499 в части соблюдения сроков передачи лсктронных копий ГТД в центральную базу данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов».
РТУ и ТНП ежеквартально, до 15 числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом (а за IV квартал - до 21.01.20!!), представляют (электронной почтой с досылкой на бумажном носителе) в Главное организационно-инспекторское управление (аппарат руководителя ФТС России) (далее - ГОргИУ) аналитический отчет о выполнении показателей, в котором содержатся данные о выполнении каждого показателя.
Отчеты о выполнении показателей готовятся в соответствии с требованиями, указанными в соответствующих методиках расчета пока-штелей. Если в методике расчета показателя не указаны требования к содержанию отчета, отчет по показателю должен содержать фактическое значение показателя, достигнутое в отчетном квартале, и исходные данные, использованные при его расчете.
Отчеты по тем показателям, которые не выполнены, должны дополнительно содержать:
Перечень мер, принятых для достижения значений показателей;
Причины, вследствие
которых не достигнуты значения показа
телей.
Раздел II. Управление таможенными органами
РТУ и ТНП имеют право дополнительно включить в аналитический отчет вопросы, возникшие при выполнении показателей.
ГОргИУ осуществляет сбор аналитических отчетов и представляет их (электронной почтой) в структурные подразделения ФТС, ответственные за подготовку заключений, содержащих оценку выполнения показателей.
Структурные подразделения ФТС проводят в части своей компетенции анализ отчетов РТУ и таможням, непосредственно подчиненным ФТС (ТНП), по результатам которого в установленный срок подготавливают и представляют (в том числе в электронном виде) в ГОргИУ:
Заключения, содержащие оценку выполнения показателей РТУ
и ТНП, выставленную в соответствии с Правилами выставления
оценки результатов работы РТУ и ТНП по выполнению кон
трольных показателей эффективности деятельности, установлен-
ных на 20!! год (в заключение следует включить исходные данные, использованные при расчете фактического значения показателя, если показатель (доля, прирост и т. п.) является расчетным);
Вопросы к РТУ и ТНП, касающиеся выполнения показателей.
ГОргИУ в течение 10 дней с момента получения от структурных
подразделений всех заключений, содержащих оценку выполнения показателей РТУ и ТНП, подготавливает обобщенные заключения ФТС России, содержащие предварительную оценку выполнения показателей каждым РТУ и каждой ТНП, а также сводную таблицу, содержащую оценки выполнения показателей РТУ и ТНП.
Данные заключения согласовываются на совещании экспертной группы, состоящей из представителей структурных подразделений ФТС России, а сводная таблица, содержащая оценки выполнения показателей РТУ и ТНП, визируется (на оборотной стороне) руководством этих структурных подразделений ФТС России.
ГОргИУ направляет электронной почтой каждому РТУ и ТНП:
Обобщенное заключение ФТС России, содержащее предвари
тельную оценку выполнения показателей;
Вопросы, касающиеся выполнения показателей.
РТУ и ТНП не позднее чем через 5 рабочих дней после получения материалов направляют по электронной почте (или факсом) с досылкой на бумажном носителе в ГОргИУ материалы, содержащие:
Ответы на вопросы, касающиеся выполнения показателей;
Обоснование позиции при несогласии с оценкой, выставленной
по какому-либо из показателей;
Глава 8. Критерии и показатели оценки деятельности таможенных органов... 175
Отчеты, если по результатам анализа собственной деятельности
было определено, что показатель выполнен, а в полученном за
ключении содержится иной вывод;
Ходатайство (при необходимости) об участии руководителей РТУ
или ТНП на совещании в ФТС России по вопросу о выполнении
установленных показателей;
Ходатайство (при необходимости) о проведении совещания экс
пертной группы, состоящей из представителей структурных
подразделений ФТС России, и участии в нем представителей
РТУ или ТНП.
После получения материалов ГОргИУ:
Незамедлительно представляет их в структурные подразделения
ФТС России, ответственные за подготовку заключений, содер
жащих оценку выполнения показателей;
В случае необходимости проводит совещание экспертной груп
пы, состоящей из представителей структурных подразделений
ФТС России;
Докладывает руководству ФТС России:
♦ о предварительных оценках выполнения показателей каж
дым РТУ и каждой ТНП;
♦ о предложениях структурных подразделений ФТС России
о корректировке предварительных оценок выполнения по
казателей (если такие предложения поступили в течение двух
рабочих дней);
♦ о поступивших ходатайствах об участии руководителей РТУ
или ТНП на совещании в ФТС России по вопросу о выпол-
нении установленных показателей.
Итоговые оценки выполнения показателей РТУ и ТНП утверждаются руководством ФТС России.
ГОргИУ доводит итоговые оценки выполнения показателей до сведения РТУ и ТНП.
По результатам деятельности каждого из РТУ и ТНП, по выполнению контрольных показателей выставляется итоговая оценка (от 0 до 100 %), отражающая степень выполнения РТУ или ТНП контрольных показателей эффективности деятельности. 1
1 Приказ ФТС от 04.02.2008 г. № 95 «О контрольных показателях эффективности дея-"Юьности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России на 2008 год».
Раздел II. Управление таможенными органами
По результатам деятельности каждого из РТУ и ТНП, по выполнению контрольных показателей выставляется итоговая оценка (от 0 до 100 %), отражающая степень выполнения РТУ или ТНП контрольных показателей эффективности деятельности.
Для расчета итоговой оценки каждому из показателей присваивается максимальный балл - «весовой» коэффициент, отражающий значимость этого показателя в данной системе оценки.
По итогам каждого отчетного квартала «весовые» коэффициенты применяются в следующем порядке.
По каждому из показателей выставляется оценка.
Условия выставления оценки по каждому из показателей проверяются в следующей последовательности:
Сначала проверяются условия, необходимые для оценки «хоро
шо». Если данные условия выполняются, выставляется оценка
«хорошо»;
Если условия для оценки «хорошо» не выполняются, проверя
ются условия, необходимые для оценки «удовлетворительно».
Если эти условия выполняются, ставится оценка «удовлетвори
тельно»;
Если условия оценки «удовлетворительно» не выполняются, ста
вится оценка «неудовлетворительно».
С учетом экспертного мнения структурных подразделений ФТС России, осуществляющих оценку выполнения показателей, оценка по соответствующему показателю может быть выставлена выше или ниже расчетной.
За оценки, выставленные по каждому из показателей, РТУ (ТНП) присваивается определенное количество баллов по следующим правилам:
1. Если показатель выполнен РТУ (ТНП) на «хорошо», то РТУ
(ТНП) набирает максимальный балл поданному показателю.
2. Если показатель выполнен на «удовлетворительно» - максималь
ный балл, уменьшенный в два раза.
3. Если показатель выполнен на «неудовлетворительно» - 0 баллов.
Для каждого РТУ (ТНП) вычисляются значения:
Вфакт, равное сумме набранных баллов;
В пто равное сумме максимально возможных баллов (если бы все
установленные показатели были выполнены на «хорошо»).
Для каждого РТУ (ТНП) вычисляется итоговая оценка (5, в процентах), отражающая степень выполнения РТУ или ТНП показателей:
Глава 8. Критерии и показатели оценки деятельности таможенных органов... 177
По мотивированному представлению структурных подразделений ФТС России, осуществляющих оценку выполнения показателей, итоговая оценка может быть снижена, но не более чем на 10 %, последующим основаниям:
Серьезные нарекания к работе функциональных подразделений
РТУ (ТНП) со стороны ГУОТК, ГУТНиТО, ГУИТ, ГОргИУ,
УФТД, УТРД (к работе оперативных таможен), УВК. и ПУ, в том
числе в части общей организации выполнения показателей;
Серьезные нарушения в работе РТУ или ТНП, выявленные в ходе
инспекторских проверок и служебных проверок, проведенных
ГОргИУ, а также функциональных проверок по вопросам, вхо
дящим в компетенцию ГУОТК, ГУТНиТО, ГУИТ, УФТД, УТРД,
УВКиПУ. 1
Основным недостатком содержащихся в приложениях к Приказу № 250 от 02.03.2007 г. контрольных показателей эффективности является их перенасыщенность дублирующими и просто излишними показателями.
Подходы к количественной оценке результативности таможенной службы и результаты их анализа представим в виде табл. 8.З. 2
Один из применяемых подходов опирается на рассмотрение таможенного дела как производственной деятельности, связанной с оказанием услуг по таможенному оформлению и контролю. По аналогии с оценкой результативности хозяйствующих субъектов в основу данного подхода положен метод сопоставления результата и затрат.
В качестве показателей в этом случае используется отношение общих доходов таможенной службы (суммы таможенных платежей, перечисляемых в федеральный бюджет) к общим фондам, которыми располагают таможенные органы для осуществления административно-производственной деятельности и оплаты труда, 3 либо удельная сумма перечислений в бюджет в расчете на одного сотрудника, 4 либо другие аналогичные показатели.
" Приказ ФТС России от 12.01.2006 г. № 5 «О контрольных показателях эффективности лситсльности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2006 год».
" Касенко В. П., ОпошнянЛ. И. Основы теории эффективности таможенного дела. - М.: РИОРТА, 2005.-200 с.
" Пагин В. Д. Теория и методология таможенного дела / Сборник научных трудов в двух тетях. Ч. 1. - М., 2001.
" Регулирование внешнеэкономической деятельности и эволюция таможенной политики России. Тезисы докладов международной научно-практической конференции (22-23 октября 1996 г.). Ч. 2. - М., 1996.
Раздел II. Управление таможенными органами
Таблица 8.3 Существующие подходы к оценке результативности таможенных органов
Содержание подхода | Анализ подхода |
Таможенное дело рассматривается как производственная деятельность, связанная с оказанием услуг по таможенному оформлению и контролю | По аналогии с оценкой результативности хозяйствующих субъектов в основу данного подхода положен метод сопоставления результата и затрат. Недостаток подхода - объемы таможенных перечислений зависят, прежде всего, от макроэкономических факторов, лежащих за пределами непосредственного влияния таможни, и лишь в малой степени они зависят от самой таможни |
Таможенное дело рассматривается как выполнение определенной совокупности государственных функций | При таком подходе результативность оценивается как степень достижения поставленных целей. Этот подход применим только в случае, если цели определены однозначно и четко. Недостаток подхода - учитываются лишь государственные функции и не рассматривается социально-экономическая значимость таможенной деятельности, способность развиваться как экономическая система |
Существенным недостатком такого метода является то, что его можно применять только когда между результатами и затратами существует прямая зависимость, которую можно формализовать и количественно измерить. В данном случае объемы таможенных перечислений зависят, прежде всего, от макроэкономических факторов, лежащих за пределами непосредственного влияния таможни, и лишь в малой степени они зависят от самой таможни. В условиях финансового кризиса таможенные платежи упали на 25-30 %, но это совсем не значит, что таможенники стали работать хуже.
В наиболее приемлемом варианте метод сопоставления результата и затрат можно использовать при оценке эффективности внедрения работы инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК) на таможенных постах. Результатом работы ИДК является выявление контрабандных товаров, которые можно выразить в денежном измерении, а именно в виде сумм таможенных платежей, которые взыскиваются в бюджет по таким товарам. Известны и затраты федерального бюджета, направленные на закупку ИДК. Эффективность работы ИДК можно оценить, соотнеся результаты их работы и затраты на их закупку, установку и эксплуатацию. В данном случае можно также посчитать сроки окупаемости ИДК.
Этот подход можно применить и при расчете эффективности переноса таможенного оформления в места, приближенные к государственной
Глава 8. Критерии и показатели оценки деятельности таможенных органов... 179
Границе. 1 В самом деле, достаточно легко оценить затраты на обустройство новой приграничной таможенной инфраструктуры - это делается на основании аналогичных действующих объектов. Кроме того, можно достаточно точно спрогнозировать возможное изменение доходной части федерального бюджета за счет этого переноса. Не представляется сложным и рассчитать сроки окупаемости этого проекта (концепции).
Другим подходом, используемым при оценке эффективности управленческих структур, является рассмотрение таможенного дела как ныполнение определенной совокупности государственных функций. При таком подходе результативность оценивается как степень достижения поставленных целей. Этот подход применим только в случае, если цели определены однозначно и четко. 2
Исходя из таможенного законодательства и на основании Положения о таможенной службе, 3 у ФТС имеется не одна цель, а несколько. Эффективность работы таможенных органов необходимо оценивать набором показателей, каждый из которых отражает результативность исполнения одной из задач или одной из целевых функций.
Ключевым (интегральным) показателем при оценке результативности деятельности таможенных органов является результативность с точки зрения важнейших социально-экономических потребностей народного хозяйства. Другими словами, потенциал таможни и ее деятельность должны оцениваться исходя из того, какой вклад она вносит в решение стратегических народнохозяйственных задач. Таможня является частью системы народного хозяйства страны. Это же значит, что ее целевые установки и соответственно деятельность в стратегическом, тактическом и оперативном разрезе должны быть органично «встроены» в цели социально-экономического развития страны. При пом степень этой «встроенное™», выраженная в соответствующих результатах деятельности таможни, и должна являться объектом оценки ее результативности.
В целом можно сделать вывод, что не существует единого подхода к оценке результативности таможенных органов и требуется дальнейшее совершенствование системы показателей деятельности таможенных органов.
1 Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. Одобрена коллегией ФТС России 29 августа 2008 г.
" Кженко В. П., ОпошнянЛ. И. Основы теории эффективности таможенного дела. - М.: 1>ИО РТА, 2005.
" 11оложенис о Федеральной таможенной службе. Постановление Правительства РФ от 26.07.2006 г. №459.
Раздел П. Управление таможенными органами
Глава 8. Критерии и показатели оценки деятельности таможенных органов... 181
8.3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖНИ
С разработкой приказа ФТС РФ № 95 от 04.02.2008 г. появилась система контрольных показателей эффективности деятельности, которые созданы в целях организации контроля и оценки эффективности деятельности таможен.
В основу системы легли три критерия:
1. Повышение уровня соблюдения таможенного законодательства
Российской Федерации, обеспечение полноты и своевременности
уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов.
2. Повышение качества предоставления услуг таможенными орга
нами, сокращение издержек участников внешнеэкономической дея
тельности и государства, связанных с таможенным оформлением и та
моженным контролем.
3. Выявление и пресечение контрабанды оружия, наркотиков, кон
трафактной продукции и иных товаров, запрещенных к ввозу в Рос
сийскую Федерацию, а также товаров, предметов и ценностей, вывоз
которых за границу Российской Федерации запрещен.
Каждый критерий включает ряд контрольных показателей эффективности деятельности (далее КПЭД). Их количество меняется от периода оценки, на 2009 г. утвердили 18 показателей, отражающих результаты деятельности таможенных органов и качество таможенного администрирования в целом. 1 Контрольный показатель эффективности деятельности может иметь, а может не иметь подпоказатели. Например: КПЭД № 1 Показатель эффективности контроля за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой перечисления таможенных и иных платежей в федеральный бюджет имеет 4 подпо-казателя (рис. 8.6).
В свою очередь, подпоказатели могут иметь или не иметь свои подпоказатели. Например: КПЭД № 13 Эффективность деятельности таможенных органов при применении системы управления рисками имеет 4 подпоказателя, а каждый подпоказатель имеет свои подпоказатели (рис. 8.7).