Типы бомб. Фугасные авиабомбы (ФАБ)

F-22 Raptor разрабатывался как истребитель завоевания превосходства в воздухе и должен был превосходить по своим характе­ристикам не только все имевшиеся на тот мо­мент самолеты четвертого поколения, такие как F-16 и Typhoon, но и находящиеся в стадии разработки самолеты потенциальных противников. В настоящее время машина является одной из лучших в своем классе, что регулярно подтверждается результатами уче­ний с участием F-22, но в случае серийного выпуска самолетов Су-35 и истребителя пя­того поколения Т-50 разработки ОКБ Сухого его превосходство может быть утрачено.

БОЕВАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ F-22

На больших дальностях

Идеологию разработчиков «Раптора» можно выразить одной фразой - «первым обнару­жил - первым уничтожил». Основами выжи­вания и победы в бою на больших дальностях является дальность обнаружения и энергия ракеты. Летные характеристики F-22 в соче­тании с низкой ЭПР дают ему преимущества в дальнем бою. Низкая ЭПР играет в этом ведущую роль - дает возможность подойти к противнику на дальность пуска ракет, оста­ваясь незамеченным, по сравнению с самоле­тами с обычной ЭПР. Это позволяет произво­дить пуски в благоприятных условиях.

Большая дальность обнаружения и со­провождения целей бортовой РЛС также минимизирует вероятность поражения огнем противника, что в сочетании с низкой ЭПР позволяет первым обнаружить противника и осуществить пуск ракет. Даже если не брать в расчет малую заметность самолета, F-22 яв­ляется грозным противником благодаря его высоким летным характеристикам. Крейсер­ская сверхзвуковая скорость, то есть полет на сверхзвуковой скорости без включения фор­сажа, избавляет его от необходимости осуществлять разгон перед пуском ракет, тогда как самолеты четвертого поколения с крейсер­скими скоростями в районе 1,2М вынуждены перед пуском ракет осуществлять разгон на форсажном режиме работы двигателей, что приводит к повышенному расходу топлива. F-22 с крейсерской скоростью 1,7М этого не­достатка лишен.

Еще одним преимуществом является больший, чем у существующих истребителей, практический потолок, что тоже способствует повышению кинетической энергии ракет (стрельба ведется, по сути, сверху вниз). Стоящие на вооружении ракеты AMRAAM являются одноступенчатыми, их двигатель работает только на начальном этапе поле­та, а далее полет и маневрирование ракеты происходит за счет набранной энергии. Та­ким образом, сообщая ракете при пуске как можно больше энергии, можно повысить ее дальность или сохранить больше энергии для маневрирования на конечных участках траек­тории. В настоящее время разрабатываются двухступенчатые УР класса «воздух-воздух», а также ракеты, оснащенные прямоточными воздушно-реактивными двигателями, ко­торые смогут свести на нет превосходство тандема F-22/AMRAAM. Не допустить этого может принятие на вооружение ракеты AIM-120D, проходящей в настоящее время испытания, с повышенной на 50% дально­стью полета и другими усовершенствованиями.

Маневренные характеристики

По своим маневренным характеристикам F-22 превосходит все существующие истре­бители во всем диапазоне высот и скоростей полета. Аэродинамика машины в сочетании с высокой тягой двигателей, мощной САУ и управляемым вектором тяги обеспечивают F-22 отличные маневренность и управляе­мость на всех режимах полета. В частности, машина демонстрировала установившийся полет с углом атаки до 60°.

В случае войны F-22 сможет оди­наково эффективно дей­ствовать как в дальнем, так и в ближнем манев­ренном воздушных боях, а если сюда добавить его возможности по пораже­нию наземных целей, то становится ясно - это один из лучших на сего­дняшний день образцов авиационной техники.

Сравнение с F-16 показывает, что Raptor превосходит его во всем диапазоне высот и скоростей полета, причем даже без использо­вания форсажного режима работы двигателей. Только в одной области характеристики F-16 с включенным форсажем приближаются к F-22, что, однако, легко сводится на «нет» включением форсажа пилотом Raptor.

Можно сказать, что в настоящее время хо­рошо подготовленный пилот F-22 будет иметь преимущество над любым противником. Хотя при сравнении с модернизированными самолетами семейства Су-27, в частности Су-35, преимущества американской машины не столь очевидны. Во-первых, против десяти УР Р-77 российского истребителя F-22 несет только шесть ракет AMRAAM. Отсутствует на американском самолете и оптико-локаци­онная станция, работающая в ИК-диапазоне, а наличие пассивного средства обнаружения воздушных целей дает летчику дополнитель­ные преимущества. При ведении ближнего маневренного воздушного боя пилот россий­ского истребителя будет иметь преимущества еще и благодаря наличию нашлемной систе­мы целеуказания (НСЦ) и ракет малой даль­ности с большим углом поля зрения ГСН и высокой маневренностью. Частично это пре­имущество может быть устранено принятием на вооружение УР AIM-9X с управляемым вектором тяги, но НСЦ летчики F-22 получат очень нескоро, если получат вообще. Да и российский истребитель пятого поколения Т-50 уже встал на крыло.

Ударные возможности

F-22 изначально разрабатывался как истребитель завоевания превосходства в воздухе. Требование способности атаковать наземные цели было добавлено позже, что сказалось на ударных возможностях самолета.

Так, требование малозаметности вынудило разработчиков ограничить объем грузоотсеков. В результате оказалось, что значительная часть образцов вооружения «воздух – земля» не может поместиться в них (например, противорадиолокационная ракета AGM-88 HARM). Таким образом, F-22 не может применять основную американскую противорадиолокационную ракету. Конечно, он может нести данную ракету на внешней подвеске, но в этом случае теряется главное преимущество «Раптора» - малозаметность. Из-за небольшой грузоподъемности внутренних подвесок F-22 также не может брать на борт тяжелые бомбы – их максимальный калибр ограничен 1000 фунтами (454 кг).

В составе БРЭО F-22 из соображений снижения стоимости самолета отсутствует специализированное бомбардировочное оборудование. В программном обеспечении оставлены алгоритмы, необходимые для обнаружения и опознавания целей. Поражение этих целей, в свою очередь, осуществляется управляемыми бомбами с наведением по сигналу навигационной системы GPS.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ F-22 RAPTOR

Кабина пилота

Кабина самолета является, пожалуй, наиболее комфортной среди всех истребителей, когда-либо имевшихся в распоряжении ВВС США. Следует отметить, что для летчиков этих машин практиче­ски не существует ограничений по росту (за исключением очень низких или очень высоких). Бес­переплетный фонарь, состоящий из двух слоев прозрачного поликарбоната с радиорассеивающим напылением, в сочетании с формами планера обеспечивает хороший обзор (угол обзора вниз-вперед - около 15°). Развесовка фонаря выполнена так, чтобы обеспечить его гарантиро­ванное отделение при катапультировании. Катапультное кресло - ACES II класса «ноль - ноль».

Оборудование кабины

Кабина летчика оборудована широкоуголь­ным индикатором на фоне лобового стекла (ИЛС), на который выводится полетная, навигационная и прицельная информация. На приборной доске расположены четы­ре многофункциональных цветных дисплея (электромеханические приборы отсутству­ют), выводимая на них информация призва­на максимально облегчить работу летчика. Так, при отображении тактической обста­новки самолеты противника обозначаются красными кружками, свои самолеты - зе­леными, самолеты группы - в виде синего F-22. Бортовые системы самолета также вы­полняют селекцию целей, обозначая наи­более опасные. Изначально планировалось заменить ИЛС на нашлемную систему, но пока эти работы приостановлены в связи с высокой стоимостью, поэтому в обозри­мом будущем ИЛС на самолете сохранится.

Радиолокационная станция APG-77

Основой прицельного комплекса F-22 является РЛС с фазированной активной антенной решет­кой APG-77 разработки «Northrop Grumman». Первые модификации РЛС оснащались антен­ной, включавшей по 750 твердотельных пере­дающих и приемных модулей, а с модифика­ции APG-77(V)1 на станцию устанавливаются универсальные приемопередающие модули (1500 штук), что значительно повысило характе­ристики. Станция имеет возможность одновре­менно сопровождать несколько целей. Сектор обзора по азимуту и углу места +/-60°. В режиме работы по наземным целям обеспечивается радиолокационное синтезирование апертуры, что позволяет значительно повысить разрешение и дальность обнаружения целей. В целях сниже­ния заметности предусмотрены пассивные ре­жимы работы РЛС, а с помощью быстрого изме­нения рабочей частоты станции обеспечивается снижение вероятности перехвата сигналов при активных режимах ее работы. Проводились ис­следования в области использования РЛС в ка­нале обмена данными, а также использования ее в качестве станции постановки помех.

Силовая установка

На самолете установлены два двухвальных двухконтурных турбореактивных форсирован­ных двигателя F119 компании «Pratt & Whitney», имеющих тягу 15575 кН и массу 1700 кг каждый. По сравнению с другими двигателями, устанав­ливаемыми на самолеты ВВС США, он облада­ет повышенной надежностью, ремонтопригод­ностью и простотой в обслуживании. Двигатели оснащены плоскими соплами с неподвижными боковыми стенками и подвижными верхними и нижними панелями, предназначенными для ре­гулирования площади поперечного сечения сопла и отклонения вектора тяги по тангажу на угол от +20° до -20°.

20-мм пушка Vulcan

Пушка М61А2 Vulcan компании «General Dynamics» расположена справа, в корневой части крыла. Пушечный порт закрывается створкой, открывающейся при стрельбе. Боекомплект - 480 выстрелов.

Ракетное вооружение

Основным вооружением самолета являются УР класса «воздух - воздух» средней дальности AIM-120C AMRAAM. Шесть таких ракет могут размещаться в двух нижних отсеках вооружения, а в случае использования УР ранних модификаций, AIM-120A/B AMRAAM, их количество уменьшается до четырех. Сегодня используются преимущественно УР AIM-120C-7, а к 2015 году планируется принятие на вооружение ракет модификации «D» с увеличенной дальностью полета. В дополнение к AMRAAM в двух бортовых отсеках вооружения могут размещаться по одной УР AIM-9M Sidewinder. Впоследствии их планируется заменить на AIM-9X. При нанесении ударов по наземным целям в нижних отсеках самолета могут размещаться две корректируемые авиабомбы (КАБ) JDAM калибром 454 кг (в отсеке - одна КАБ и одна УР AIM-120C) или до восьми КАБ GBU-39 Small Diameter Bombs (в отсеке - че­тыре КАБ и одна УР AIM-120C). Все КАБ GBU-39, имеющие раскладные поверхности управления, могут быть сбро­шены залпом вне зоны поражения средств ПВО при индивидуальном наведении каждого боеприпаса.

Обеспечение малой заметности

Снижение заметности самолета проводится по нескольким направлениям, приоритет - снижению эффективной площади рассеяния (ЭПР). Это достигается, в первую очередь, конфигурацией плане­ра, поверхности которого ориентированы в нескольких направлениях - обеспечивается отраже­ние сигнала РЛС в строго ограниченные сектора пространства. Все немногие выступающие элементы планера закрыты экранирующими щитками, а кромки отсеков и технологических лючков выполнены зубчатыми, что тоже обеспечивает рассеяние радиолокационного сигнала. Не менее важную роль иг­рает применение радиопоглощающих материалов и покрытий. На самолете применяются материалы нового поколения, которые более стойки к повреждениям по сравнению с радиопоглощающими по­крытиями самолетов F-117 и В-2. Кроме того, выполнение мелкого ремонта покрытия самолета F-22 возможно на аэродромах базирования, тогда как В-2 требует специального оборудования, а прове­дение работ по ремонту и восстановлению его покрытия осуществляется только в условиях ремонт­ного завода. Снижение заметности в инфракрасном диапазоне обеспечивается специальной конструкцией сопел двигателей, которая обеспечивает снижение температуры истекающих газов. Третьим направлением является жесткий контроль за электромагнитным излучением бортовых средств, при­званный минимизировать возможность пеленгации источника излучения.

По словам генерального конструктора истребителя Т-50 А.Н.Давиденко, ЭПР (эффективная площадь рассеивания) истребителя F-22 составляет 0,3 – 0,4 кв.м. Для сравнения: ЭПР истребителей F-15 и Су-27 – около 12 кв.м, МиГ-29 – 5 кв.м.

Подкрыльевые узлы подвески

Изначально машина проектировалась для применения в условиях противодействия современной, мощной и хо­рошо организованной системы ПВО, причем в первый день конфликта - для достижения наибольшего эффекта. Впрочем, сохранена и возможность установки подкрыльевых пилонов для подвески ПТБ (в перегоночном вариан­те) или средств поражения. Естественно, что при установ­ке пилонов говорить о малой заметности не приходится, но они могут значительно повысить возможности само­лета при использовании в качестве истребителя ПВО. На F-22 предусмотрена возможность сброса пилонов вместе с ПТБ при подходе к зоне боевых действий. В настоящее время ведутся разработки пилонов с уменьшенной ЭПР.

Светотехническое оборудование

Аэронавигационные огни самолета выпол­нены конформными. Электролюминесцент­ные строевые огни размещены в носовой части фюзеляжа, на верхней части законцовок крыла и наружных поверхностях килей. Подсветка топливоприемника осуществля­ется фарами, размещенными на внутренней стороне створок приемного устройства. Подсветка кабины - электролюминесцент­ная. Интенсивность регулируется автомати­чески и не создает помех при использова­нии очков ночного видения.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ

F-22A Raptor стал первым в мире истребителем пятого поколения, поступившим на вооружение. Единственным эксплуатантом нового само­лета стали Военно-воздуш­ные силы США. В начале работ по про­грамме создания пер­спективного истребителя общее количество потребных истребителей завоевания превосходства в воздухе оценивали в 750 самолетов. Впоследствии это количество сократилось до 187 из-за слишком большой стоимости F-22 (146,2 млн. долларов США за самолет), в то же время на Raptor были возложены и ударные функции.

15 декабря 2005 года 27-я истребительная эскадри­лья 1-го истребительного авиакрыла, дислоцировавшаяся на авиабазе Лэнгли, штат Вирджиния, стала первым оснащенным F-22A подразделением ВВС США, достиг­шим состояния начальной оперативной готовности (это означало, что эскадрилья способна в любой момент времени отправить в лю­бой район планеты 12 самолетов F-22A). Решение об этом было при­нято после успешного завершения 422-й испытательно-оценочной эскадрильей ВВС США начатых еще в 2001 году испытаний про­граммного обеспечения Block 3.0, предназначенного для Raptor.

К маю 2009 года заказчику было поставлено 139 самолетов, кото­рые были распределены в 27-ю и 94-ю истребительные эскадрильи (иаэ) 1-го истребительного авиакрыла (авиабаза Лэнгли, Вирджи­ния), 7-ю и 8-ю иаэ 49-го истре­бительного авиакрыла (авиабаза Холломэн, Нью-Мексико), а также 90-ю и 525-ю иаэ 3-го авиакрыла (авиабаза Элмендорф, Аляска). Кроме того, истребители F-22A состоят на вооружении Резерва ВВС США (302-я иаэ 477-й истре­бительной группы, авиабаза Эл­мендорф, и 301-я иаэ 44-й истре­бительной группы, авиабаза Хол­ломэн) и Авиации Национальной гвардии США (149-я иаэ 192-го истребительного авиакрыла, авиа­база Лэнгли). Подготовка летчиков на новые самолеты проводится в 43-й иаэ 325-го истребительного авиакрыла Учебного авиационного командования (авиабаза Тиндалл, Флорида). Дальнейшее изучение F-22A и отработка тактических и иных вопросов осуществляется в 422-й испытательно-оценочной эскадрилье Боевого авиационного командования и в 412-й летно-испытательной эскадрилье 412-го ис­пытательного авиакрыла, авиабаза Эдвардc, Командования материально-технического обеспечения ВВС США.

Среди указанного количества F-22A имелись истребители че­тырех модификаций: Block 10, 20, 30 и 35, причем самолеты первой модификации будут модернизированы до стандарта Block 20.

По состоянию на 2012 год в ВВС США поступили 184 F-22, последний самолет произведен в 2011 году, после чего производство прекращено. Таким образом, парк Raptor станет самым малочисленным из всех истребителей, находившихся когда-либо на вооружении ВВС США.

В феврале 2007 года первая группа F-22A была направлена в первую «зарубежную командиров­ку», основными задачами которой стали проверка возможностей 1-го авиакрыла по оперативному наращиванию сил и средств на удаленном ТВД, а также традици­онная для ВС США демонстрация силы. 12 истребителей F-22A из 27-й эскадрильи с авиабазы Лэнгли были переброшены на авиабазу Кадена (Япония), где они провели 120 суток.

В октябре 2008 года вторая груп­па Raptor (восемь самолетов из 90-й эскадрильи) были переброше­ны на авиабазу Андерсен, остров Гуам, а затем их там сменили шесть истребителей из 525-й эскадрильи, остававшихся там до конца лета 2009 года.

Считается, что воздушном бою Raptor значительно превосходит самолеты четвертого поколения. В качестве подтверждения приводят результат учебных воздушных боев между Raptor и другими американ­скими истребителями в ходе уче­ния «Northern Edge» в 2006 году - «новичок» тогда одержал победу с разгромным счетом 144:0. С другой стороны, эксплуатация нового истребителя выявила многочисленные проблемы, ставящие под сомнение боевую эффективность «Раптора», по крайней мере, до их устранения.

Так, в 2010 г. из-за проблем с системой обеспечения пилота кислородом, OBOGS, разбился строевой истребитель F-22, летчик погиб. После этого начали поступать жалобы от пилотов строевых частей на удушье в полете. После длительных разбирательств комиссия ВВС США и Lockheed Martin выяснила, что причиной удушения является несинхронная работа дыхательного модуля системы OBOGS, отвечающего за давление подаваемого летчику кислорода, и агрегатов, следящих за компенсацией перегрузок. Из-за рассинхронизации работы этих элементов комплекса жизнеобеспечения грудь и живот летчика сдавливались костюмом снаружи, а изнутри это давление не компенсировалось достаточным давлением подаваемого кислорода. Оказалось, что в проблемах с удушением был виноват один из клапанов модуля системы OBOGS, отвечавшего за правильное функционирование противоперегрузочной части костюма Combat Eagle. Он свободно пропускал воздух внутрь костюма, но не обеспечивал должной скорости стравливания. Как результат, на выходе из маневра с перегрузкой дыхательный модуль OBOGS снижал давление подаваемого кислорода до необходимого значения, а костюм продолжал некоторое время оставаться надутым.

В результате командованием ВВС США были наложены жесткие ограничения на полеты F-22. В частности, пилотам на данных истребителях было запрещено подниматься на высоту более 7600 метров (чтобы в случае удушья можно было успеть снизиться), кроме того, маршруты полетов должны были проходить с таким расчетом, чтобы от любой их точки можно было долететь до ближайшего аэродрома не более, чем за полчаса. Все это очень сильно снизило боевой потенциал F-22. Лишь после доработки системы подачи воздуха в противоперегрузочную систему началась постепенная отмена ограничений на полеты (все F-22 были переоснащены новыми комплектующими в 2013 году).

Raptor проектировался с учетом обеспечения назначенного ресурса 8000 летных часов. Согласно планам командования ВВС США еже­годный налет истребителей дол­жен составить в среднем 335 лет­ных часов - в этом случае срок службы Raptor достигнет 24 лет. В настоящее время специалисты «Lockheed Martin» изучают воз­можность увеличения назначенно­го ресурса F-22A до 10000 летных часов. При этом сотрудники компании-разработчика особо подчеркивают, что в течение всего назначенного ресурса самолету не потребуется проходить какие-либо промежуточные обследования или ремонты, за исключением регулярного обследования и восста­новления специального покрытия, предназначенного для обеспечения малой заметности самолета.

В 2009 году ВВС США обнаро­довали информацию о том, что каждый час полета F-22A требует проведения до 30 часов техобслу­живания, из которых примерно половина приходится как раз на поддержание в работоспособности специального покрытия. С учетом технической сложности F-22, это совсем немного – на уровне истребителей четвертого поколения.

Единственный на сегодняшний день известный случай боевого применения F-22 - нанесение удара по исламистам в г. Ракка (Сирия) в сентябре 2014 г. Юмор ситуации в том, что для суперсовременного американского истребителя стоимостью буквально на вес золота не нашлось более подходящей цели чем отряды боевиков, вооружение и содержание которых на порядок дешевле, чем регулярной армии.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ F-22 A Raptor

Размеры

  • Длина: 18,90 м
  • Высота: 5,08 м
  • Размах крыла: 13,56 м
  • Площадь крыла: 78,04 м

Силовая установка

  • Два ТРДДФ с управляемым вектором тяги F-119-PW-119 (сопло отклоняется в вертикальной плоскости). Тяга двига­теля- более 156 кН

Масса

  • Пустого: 19 700 кг
  • Нормальная взлетная: 29 300 кг
  • Максимальная взлетная: 38 000 кг

Топливо

  • Масса топлива во внутренних отсе­ках: 8200 кг
  • Внешние пилоны: возможна подвес­ка двух ПТБ объемом по 2271 л каждый

Летные характеристики

  • Максимальная скорость на высоте: более 2,25М
  • Максимальная скорость без вклю­чения форсажа: 1,82М
  • Практический потолок: 19800 м
  • Дальность полета с ПТБ: 2960 км
  • Перегоночная дальность: 3219 км
  • Боевой радиус: 760 км

Вооружение

  • Стрелково-пушечное: одна 20-мм пушка М61А2, боекомплект - 480 вы­стрелов.
  • Ракетно-бомбовое: две УР AIM-9M (AIM-9X) в бортовых отсеках вооруже­ния и до шести УР AIM-120C AMRAAM (AIM-120D) в нижних отсеках, или две УР AIM-120C и две КАБ GBU-32 JDAM калибром 454 кг, или две AIM-120C и восемь КАБ GBU-39. На внешних пилонах возможна подвеска четырех УР АIМ-120.

(Подготовлено для портала «Современная армия» © http://www.сайт по материалам журнала «Мировая авиация». При копировании статьи, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник портала «Современная армия»).

Истребитель F-22 Raptor является многоцелевым аппаратом, разработанным совместными усилиями самых успешных компаний США в авиастроении. Этот проект был запущен для замены устаревшей модели истребителя F-15 Eagle . Новый самолет класса F-22 является единственным представителем истребителей пятого класса, который стоит на вооружении ВВС США.

История создания самолета F-22

Военные США давно планировали заказать изготовление более качественной машины, которая бы отличалась своими характеристиками от всех существующих летательных аппаратов. Так, в начале 1981 года командованием ВВС были составлены основные требования к новому истребителю. Наиболее важным было оснащение самой доскональной и новой авионикой и двигателями с компьютерным управлением. Кроме того, машина должна быть практически незаметной для всех приборов противника, и при всем этом она должна выполнять множество функций и боевых задач.

Летом 86 года был начат конкурс по созданию нового аппарата, при этом были организованы две команды, которые занимались созданием нового агрегата, на проектирование выделялось 50 месяцев. Оба изделия были готовы в начале 90 года, они обозначались как изделие YF-22 и изделие YF-23. За счет того, что в процессе проектировки и изготовления в 80-х годах было использовано большое количество средств, изготовителям пришлось отбросить установку РЛС для бокового обзора и еще некоторые системы оптики и защиты. Сами заказчики были вынуждены отказаться от данного оборудования, поскольку установка данного прогрессивного оборудования привела бы к большей стоимости дальнейших разработок проекта F-22. Победителем в данном конкурсе летом 1991 года была объявлена машина, которую создавали такие компании: Lockheed, Boeing и Dynamics.

F-22 видео

Первый самолет модели F-22 произвел отрыв от взлетной полосы в сентябре 97 года. В сравнении с первоначальной версией проекта данный аппарат имел силовую установку со значительно большими показателями тяги − 15,8 тысяч кгс. Двигатели имели возможность менять плоскости, в которые направлялись векторы тяги. Данная машина от макетной версии отличалась и строением корпуса.

К серийному изготовлению истребителя F-22 приступили в 2001 году. А в 2004 году первые машины данного класса были переданы на военную базу ВВС США под названием «Неллис». С момента начала изготовления и до 2004 года был создан 51 истребитель. Первая боевая эскадрилья, состоящая из самолетов F-22, была укомплектована в 2006 году и базировалась в Лэнгли.

В начале 2006 года правительство США планировало заказать 384 самолета данного класса, но в 2008 году данное количество было уменьшено до 188, причем на то время было готово уже 127 единиц. Данное уменьшение заказа было вызвано мировым кризисом в экономике и относительно большой стоимостью самолета. За счет всего этого большие ставки правительство сделало на более дешевую и эффективную машину F-35. К тому же в 2009 году правительство сократило финансирование проекта истребителя F-22 Raptor. Также в 2011 году конгресс США сообщил о прекращении дальнейшего развития данного самолета в пользу F-35. Последняя серийная машина F-22 Raptor была изготовлена в декабре 2011 года. За все время серийного производства было создано 195 машин данного типа.

Особенности конструкции многоцелевого истребителя F-22 Raptor

В основу разработки новой машины конструкторы вложили основное кредо: первым увидел – первым уничтожил. Для получения таких показателей на машине было установлено множество самых лучших систем маскировки и снижения заметности типа Stealth.

Особенностью данного истребителя было размещение вооружения во внутренней части самолета, что значительно снижало заметность. Все же самолет на крыльях имеет посадочные места для вооружения, но они практически не использовались. Данное решение конструкторов значительно повышало универсальные качества аппарата.

Корпус данного истребителя на 40% состоял из новых композиционных материалов, использование которых позволило значительно снизить массу конструкции. Данные материалы были представлены углепластиком с повышенной стойкостью от перегрева. В составе конструкции широко использовались материалы, которые поглощали радиоволны. Много деталей было оснащены ПКМ, которые изготовлены из бисмалемида, они позволяли выдерживать температуру в 230 градусов.

Такие конструкции, как фонарь кабины, отсеки шасси, были изготовлены в пилообразной форме. Данная конструкция способствовала более эффективному рассеиванию электромагнитных волн, что снижало заметность машины в полете для вражеских РЛС. Крылья самолета F-22 Raptor имели ромбовидную форму со стабилизатором вертикального типа V-образной формы. Что касается живучести машины, то она проектировалась с учетом выдерживания ударов зажигательных снарядов российского производства, которые имели калибр 30 миллиметров.

Силовая установка Raptor представлена двумя двигателями типа P&W F119-PW-100, которые оснащены реактивными соплами с плоской конструкцией. Данная схема значительно снижает заметность в ИК-спектре. На данных двигателях установлены форсажные камеры. Тяговооруженность аппарата представлена тягой в 15 876 кгс. Без применения форсажного режима двигатели выдают мощность в 11 тысяч кгс. Нужно отметить, что даже без применения форсажа машина легко преодолевает скорость звука, а данными показателями обладает считаное число самолетов. Сопла истребителя изготовлены из специальных керамических материалов, которые обладают высокими показателями поглощения радиоволн, что также снижает заметность аппарата.

В состав бортового оборудования входят две установки ЭВМ с обозначением CIP. Каждая эта система состоит из 66 модулей, а в основе каждого модуля установлен 32-разрядный процессор класса i960.

Бортовая система РЛС представлена установкой AN/APG-77, которая оснащена фазированной антенной. Особенностью антенны является то, что она состоит из 2 тысяч элементов, которые производят прием и излучение сигналов. Данная установка позволяет производить обнаружение цели на расстоянии в 225 километров, а дальность установки БРЛС составляет 525 километров. Данный радар оборудован системами защиты, что предотвращает перехват сигнала противником. Радар самолета позволяет находить цель таким образом, что враг этого и не заметит с помощью своего оборудования.

Что касается боевой мощи самолета F-22 Raptor, то она была представлена 20-миллиметровой пушкой класса M61A2 Vulcan, с помощью которой можно произвести 480 залпов. Кроме того, машина несла шесть ракет типа воздух-воздух с обозначением AIM-120C AMRAAM, также установлены две ракеты класса AIM-9M Sidewinder. На борту аппарата была размещена и бомбовая нагрузка, которая состояла из корректируемых бомб модели JDAM и управляемых бомбовых снарядов типа GBU-39. Особенностью истребителя F-22 было то, что он мог производить атаку на сверхзвуковых скоростях полета.

Истребитель F-22 Raptor характеристики:

Модификация F/A-22A
Размах крыла, м 13,56
Длина самолета, м 18,90
Высота самолета, м 5,08
Площадь крыла, м 78,04
Масса, кг
пустого 19700
нормальная взлетная 29300
максимальная взлетная 38000
топлива 8200
Тип двигателя 2 ТРДДФ Pratt Whitney F119-PW-100
Статическая форсированная тяга, кН 2 х 156,0+
Максимальная скорость, км/ч 2410 (М=2.25)
Крейсерская скорость, км/ч 1963 (М=1.82)
Перегоночная дальность, км 3219
Практическая дальность с ПТБ, км 2960
Боевой радиус действия, км 759
Практический потолок, м 19812
Макс. эксплуатационная перегрузка 9,0
Экипаж, чел 1

В истории мировой авиации (особенно боевой) есть немало действительно легендарных самолетов. Некоторые из них, будучи созданными еще во времена Холодной войны, были и будут производиться еще на протяжении долгого времени. Одним из таких самолетов является F16. Истребитель этот планируется производить еще (как минимум) до 2017 года. Это одна из наиболее многочисленных машин всего блока НАТО.

Основные технические характеристики

  • Состав экипажа - один пилот.
  • Полная длина планера - 15,03 м.
  • Общий размах крыльев - 9,45 м (если на крыльевых пилонах подвешены ракеты, размах составляет ровно 10 метров).
  • Максимальная высота планера - 5,09 м.
  • Общая площадь крыла - 27,87 м².
  • Размер общей базы шасси - 4,0 м.
  • Размер колеи - 2,36 м.
  • Масса пустого самолета - в пределах 9,5 тонны. Вариации возможны в зависимости от типов и модели установленных двигателей.
  • Взлетная масса - от 12,5 до 14,5 тонны. Зависимость - как и в предыдущем случае.
  • истребителя F16 составляет 2 М на высоте 12 000 метров, и около 1,2 М около земли.

Как начиналась его история?

История самолета начинается в середине 60-х годов. После неудач во Вьетнаме американцы пришли к выводу, что им жизненно необходим специализированный легкий истребитель, который бы позволил сразу завоевать господство в воздухе. В рамках этой программы была оперативно создана модель Ф-15, но она оказалась излишне сложной и очень дорогой.

Именно поэтому в 1969 году стартовала программа создания простого и дешевого истребителя, способного выполнять одновременно функции перехватчика в условиях простых метеорологических условий. Дело в том, что в те времена основным противником ВВС США был МиГ-21, который стоял на вооружении не только самого СССР, но и ряда других стран социалистического блока. Тяжелым и не слишком маневренным Ф-15 было тяжело вести бой с юркими «Мигами», а потому срочно требовалось что-то менять.

Начало создания нового самолета

В самом начале 1972 года ВВС выступили с предложением всем крупнейшим американским самолетостроителям. Предполагалось, что государственный заказ достанется компании, выигравшей в результате проведения открытого тендера. Вскоре остались только два реальных претендента на получение заказа. Ими были фирмы General Dynamics и Northrop. Уже через два года они представили свои опытные модели, названные F-16 и YF-17.

Был построен по классической схеме, использовал один двигатель. YF-17 был двухдвигательным. Вторая машина получилась хорошей, но опять-таки была излишне дорогой и сложной в производстве. Неудивительно, что победителем в тендере был выбран F16. Истребитель был значительно проще, а перспективы его массового серийного выпуска были намного реальнее. Впрочем, «неудачника» YF-17 не забыли. Именно наработки по этому проекту легли в основу создания палубного истребителя F/А-18 Hornet.

Удешевление конструкции

Чтобы снизить общую стоимость конструкции, при проектировании самолета использовались двигатели Pratt & Whitney F100. Они, к слову говоря, были «позаимствованы» с модели Ф-15. Колеса шасси разработчики взяли от самолета Convair B-58. Впрочем, не стоит считать новый истребитель сборником заимствований. В частности планер машины был абсолютно новым: он разрабатывался с нуля, проектировался по революционной нестабильной схеме.

Отныне полет зависел не только от мастерства летчика, но и от постоянной работы коррекционных систем, без которых добиться вменяемого поведения юркой машины на опасных углах захода было попросту невозможно. Это кардинальное отличие F16. Истребитель, скорость которого превышает 2 М на тангаже, в общем-то, бессмысленно пытаться выровнять в ручном режиме. Именно по этой причине механический привод в конструкции отсутствует полностью, что для мирового самолетостроения в те годы было откровением.

Вообще, предназначенность самолета для предельно высоких скоростей предусматривается во всем. Во-первых, для пилотов было создано совершенно новое противоперегрузочное кресло, которое помогало человеку выдерживать ускорения до 9G. Неподалеку от ручки штурвала располагается специальный упор для руки летчика. Дело в том, что при все тело человека становится намного тяжелее, а потому он просто физически не может держать конечности на весу.

Огромное значение придавалось эргономике: все необходимые элементы управления находились в зоне легкой досягаемости и были очень удобно расположены. Благодаря этому, летчик меньше уставал при пилотировании, наличие второго пилота в кабине уже не требовалось. Впрочем, все же существуют двухместные модификации, но они предназначены исключительно для учебных задач.

Первые проблемы

Для своего времени новый самолет был настоящим прорывом. В частности, в нем практически отсутствовала механическая связь агрегатов управления с исполняющими системами машины. Именно по этой причине и случился один казус. Когда первый опытный F16 (истребитель) пошел на взлет, он начал дергаться и рыскать по взлетной полосе. Несмотря на тревожность происходящего, летчик все же сумел набрать необходимую скорость и взлететь.

В процессе разбора инцидента выяснилось, что причина неадекватного поведения самолета кроется в устаревшей системе подготовки пилотов, когда они слишком сильно тянули за ручку штурвала. «Умная» электроника тут же передавала это усилие, бывшее чрезмерным, на двигатели и рули, в результате чего истребитель начинал «бегать» по взлетно-посадочной полосе. Когда обстоятельства произошедшего прояснились, в США тут же начали переписывать инструкции по летной подготовке и готовить новые учебные пособия.

Отметим, что в этом отношении уникален именно F16. Истребитель-аналог с отечественных просторов, то есть МиГ-29, требует более сложной системы обучения молодых пилотов.

Современное положение дел

Сегодня все произведенные «старички» Ф-16 не только остаются в строю, но и готовятся к полномасштабной модернизации. Правда, перспективы этого до сих пор не определены. Так, в 2014 году американцы планировали дооборудовать все свои самолеты этой модели до уровня F-16V. Последняя буква в индексе обозначает Viper, "гадюка". Планируется добавление активной фазированной решетки, установка более функционального и мощного бортового компьютера. Кроме того, были запланированы работы по улучшению эргономики кабины пилота.

Согласно оценкам специалистов, до этой версии может быть модернизирован практически любой F16. Истребитель после проведенного комплекса работ станет несколько маневреннее и живучее в условиях современного воздушного боя.

Но, как мы уже отмечали, перспективы этого начинания довольно-таки туманные. Все дело в приличном сокращении Огромные суммы тратятся на доведение до «ума» модели Ф-35, да и с парком новых Ф-22 нужно что-то делать. Скорее всего, модернизированные истребители пойдут на экспорт, в то время как в небе США планируется доминирование новейших Ф-35. В частности к перспективе улучшения своих самолетов уже проявили интерес многие союзники США по НАТО.

Насколько Ф-16 хорош в небе?

Сравнительно немолодой самолет F16 обладает редкой для западных машин степенью маневренностью, незначительно уступая в этом лишь отечественным Су-27 и МиГ-29. Во многом это обусловлено тем, что эта машина стала первым серийно выпускаемым истребителем, в конструкции которого были задействованы новые компьютеризированные системы управления, обеспечивающие устойчивость планера в любых условиях, вне зависимости от действий самого пилота.

Впечатления летчиков

Практически все пилоты, которым впервые дали самолет F16, испытывали настоящее удовольствие от управления новой техникой. Машина отличается превосходной управляемостью, «объемный» фонарь кабины в виде пузыря обеспечивает прекрасный обзор, а индикаторы, выводящие информацию прямо на стекло, дают возможность летчику быть в курсе любых изменений в состоянии машины, не отвлекаясь на изучение приборов.

Американским военным особенно понравилась легкость обучения молодого пополнения. Так, если на отработку ударов по наземным целям на других самолетах требовались месяцы, то истребитель F16 «Файтинг Фалкон» требовал на это не более двух-трех вылетов. Экономились колоссальные объемы топлива и времени. Точность бомбометания у нового самолета была такой, что пилоты прозвали метку прицеливания на дисплее «точкой смерти». Несмотря на это, кое-какие проблемы у него все же имелись, и далеко не все из них были «косметическими».

Эксплуатационные проблемы

Но и недостатки у новой машины также имеются. Во-первых, как инженеры, так и сами военные, неоднократно отмечали, что из-за наличия в конструкции машины одного только двигателя ее реальная боевая живучесть может оказаться невелика. На это особенно упирают израильские летчики. У них в почете Ф-15. Имея два мотора, эта машина неоднократно позволяла пилотам возвращаться на базу, когда один из них выходил из строя в результате попадания ракеты ПЗРК.

Во-вторых, много нареканий вызывает слишком низко расположенный воздухозаборник. Из-за этого истребитель F16, технические характеристики которого разбираются в статье, нуждается в очень хороших аэродромах, не может эксплуатироваться в условиях пылевых бурь и с грунтовых взлетно-посадочных полос.

Наблюдаются проблемы и с самой посадкой. Многих летчиков на «Файтинг» пересадили с Ф-4. Этот самолет отличался значительным весом, а потому садился плотно и надежно. А вот истребитель F16 (фото которого вы найдете в статье), с его небольшим весом и одним двигателем, при посадке даже у опытных пилотов нередко начинает «козлить», прыгая по полосе. В результате происходит быстрый износ шасси, чем очень недоволен обслуживающий персонал, которому постоянно приходится менять изорванные покрышки.

Многие пилоты высказывали нарекания по поводу бокового расположения рукояти штурвала. Из-за этого пришлось вносить изменения в конструкцию: добавили искусственный люфт, благодаря которому ручка располагалась как бы по центру. После этого новый F16 (истребитель, характеристики которого рассматриваются в статье) стал куда «роднее» старому поколению пилотов, которые привыкли именно к центральному расположению штурвала.

Беспрецедентная открытость тестирования нового самолета все же не смогла выявить все имеющиеся в конструкции недостатки. Так, в самом начале 80-х годов внезапно оказалось, что прославленная «умная» автоматика порой дает катастрофические сбои. В результате этого погибло сразу несколько летчиков, которые полностью утрачивали управление в нескольких метрах над землей, в ходе проведения сложных маневров.

Учитывая, что на первых партиях стояло не самое впечатляющее навигационное оборудование, летчики невесело называли свои самолеты «Сесснами с ракетами», указывая на невысокую надежность машины, которая не превышала таковую для простой гражданской техники.

Пришлось добавлять продвинутую защиту от скачков напряжения, а также внедрять в конструкцию дополнительные аккумуляторы, предотвращавшие проседание напряжения в некоторых специфичных случаях. В настоящее время практически все возможные «детские болезни» уже окончательно побеждены, и никаких проблем с эксплуатацией летчики не испытывают. Учитывая, что в числе операторов - не менее десятка стран, можно с уверенностью говорить о достаточно высокой надежности Ф-16 и его хороших перспективах в области дальнейшей модернизации.

«Практическое применение»

В апреле 1981 года эти самолеты участвовали в налетах на лагеря палестинских беженцев, будучи в составе израильских ВВС. Уже к кону месяца истребитель F16 прогнал российский самолет (тогда еще советский), которым управлял сирийский летчик, а вскоре «Фалконы» сбили два Ми-8, принадлежавших сирийскому воинскому контингенту. Триумф, скажем, сомнительный, так как сбить пару транспортных вертолетов, даже не вступая с ними в визуальный контакт, мог бы даже летчик, управляющий куда более старой машиной.

В середине июля была одержана куда более убедительная победа, когда израильский же пилот сбил сирийский МиГ-21. В первой ливанской войне пять Ф-16 сбили сирийцы, летавшие к тому времени на МиГах-23. В общем-то, израильтяне частенько использовали этот самолет в качестве штурмовика. Так, в том же 1981 году они «бандитским образом», без предупреждений и объявления войны, вторглись в воздушное пространство Ирака и разбомбили реактор Озирак под Багдадом. Сооружение было полностью разрушено, звено истребителей потерь не имело.

С 1986 по 1989 год пакистанские пилоты сбили некоторое количество афганских транспортных самолетов, вертолетов (в том числе один Ми-26), а также подбили один штурмовик Су-25, который пилотировался Александром Руцким. «Тянул» ли старый МиГ против F16? В то время на вооружении афганцев могли находиться только МиГи-21. В сочетании с низким мастерством летчиков он физические не мог противостоять новой технике.

Но все это эпизоды, в которых новую технику «обкатывали» американские союзники. Использовали ли они этот самолет самостоятельно? Да, было и такое.

Вторжение в Панаму и прочие эпизоды

Но и этот эпизод волнительным не назовешь при всем желании. Да, во вторжении в Панаму участвовало целое звено этих истребителей, но у панамцев вообще не было самолетов, а потому случаев воздушных боев в той войне вообще не было.

Зато во время именно Ф-16 был наиболее массовой машиной Коалиции, совершив не менее 13 450 боевых вылетов. Всего в тех событиях участвовало 249 единиц техники. Официально считается, что тогда американцы потеряли около 11 самолетов подбитыми, а еще пять - поврежденными. Соответствуют ли эти цифры реальности - другой вопрос. В Ираке тогда еще оставалась боеспособная авиация, да и летчики тоже были.

Встречался ли в бою F16 (истребитель) против МиГ-29, нашего аналога «Файтера»? Нет. Летчики, имевшие возможность пилотировать обе эти машины, оценивают их одинаково. У них есть свои достоинства и недостатки, оба самолета великолепно держат курс и обладают прекрасной маневренностью. Так что говорить о каком-то реальном превосходстве или отставании техники не приходится. В принципе, наш МиГ, имеющий два двигателя, в случае попадания ракеты ПЗРК в один из них имеет некоторые шансы «доковылять» до своего аэродрома. Для Ф-16 повреждение или разрушение мотора будет фатальным.

Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.

F-22 Raptor истребитель пятого поколения основные предназначения самолёта, схожи с нашей разработкой .

T-50 PAK-FA и F 22 RAPTOR

Видео: F-22 Raptor истребитель пятого поколения

Как всегда лучшие моменты с участием истребителя пятого поколения F-22 Raptor , фигуры высшего пилотажа, показательные выступления, стрельба.

Необходимо отметить Т-50 (ПАК-ФА) в 2013 году будет поставлена установочная партия или мелкосерийное производство самолётов это типа для испытания вооружений, в то время как F-22 Raptor уже снят с производства в 2011 году, и ведутся работы для разработки нового многоцелевого истребителя F-35. Пока так же покрыто тайной характеристики относящегося к пятому поколению.

За время производства с 1997 года по 2012 год было выпущено 195 машин, из них 187 истребителей переданы ВВС США. Военно-воздушные силы изначально хотели получить 750 F-22 Raptor .

многоцелевой истребитель f 22 raptor

Слова летчика подполковника Раймонда" Buzz " произнесённые после тестовых испытаний F-22 Raptor «Мы уже продемонстрировали способность самолета действовать практически безнаказанно в воздушной сфере, так же успешно самолёт атакует наземные цели, на такой скорости, высоты и дальности,что Raptorы готовы к бою против любого врага". На самом деле так и происходит: как не модернизируй , их время безвозвратно уходит, да и с вооружением новейшего тоже не всё ясно, самолёт почти готов, а про вооружение пока ничего неслышно. А F-22 Raptor готовый комплекс, который хоть сейчас может приступить к выполнению боевых задач.

f 22 raptor единственный представитель, стоящий на вооружении, мы еще пока выпустили предсерийные образцы

Общие характеристики F-22 Raptor
Основное предназначение: многоцелевой истребитель, завоевание превосходства в воздухе.
Исполнитель: Lockheed-Martin, Boeing. Части и подсистемы обеспечивают около 1000 поставщиков в 42 государствах.

Силовые установки: два Pratt & Whitney F119-PW-100 турбореактивными двухконтурными двигателями с форсажными камерами с тягой 15876 кгс, и оснащенными управляемым в вертикальной плоскости вектором тяги. Данные двигатели имеют бесфорсажную тягу около 11000 кгс и позволяют самолёту совершать полёт на сверхзвуковой скорости без использования форсажа.

истребитель пятого поколения f 22 raptor

  • Размах крыльев: 44 футов 6 дюймов (13,6 м)
  • Длина: 62 футов 1 дюйм (18,9 м)
  • Высота: 16 футов 8 дюймов (5.1 метра)
  • Вес: 43340 фунтов (19700 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 83500 фунтов (38000 кг)
  • Запас топлива: Внутренний: 18000 фунтов (8200 килограммов), 2 внешних топливных бака: 26000 фунтов (11900 кг)
  • Максимальная скорость: 2100 км/ч (2,0 Маха) ,по другим данным 2600 км/ч
  • Максимальная бесфорсажная скорость: 1850 км/ч (1,78 М)
  • Крейсерская скорость: 950 км/ч (0,9 М)
  • Дальность: без ПТБ, боевая: 1900 км без ПТБ, нормальная: 2500 км
  • Боевой радиус: 760-1100 км
  • Практический потолок: ~20000 м
  • Максимальная эксп. перегрузка: 9,5 G
  • Потребная длина взлётной полосы: 915 м
  • Расчётный ресурс самолёта: 8000 ч

кокпит F-22A Raptor

  • Вооружение: один M61A2 20-мм пушки с 480 выстрелов
  • внутренний отсек: двух ракет AIM-9 инфракрасного (теплового поиска) воздух-воздух и шести AIM-120 радиолокационного наведения воздух -воздух, или две в 1000 фунтов GBU-32 JDAMs и две AIM-120 радиолокационного наведения ракеты (воздух-земля)
  • Экипаж: Один
  • Стоимость: $ 143 млн, тем не менее F-22 не является самым дорогим самолётом
  • пальма первенства у малозаметного бомбардировщика B-2 Spirit, каждый из них стоит 1,157 млрд долларов
  • Начало поставок: декабрь 2005
  • Общее количество, 195

Описание F-22 Raptor
F-22 Raptor является новейшим истребителем ВВС США. Сочетание малозаметности, используются стелс-технологии., маневренности и интегрированной авионики, в сочетании с улучшением возможностей поддержки, представляет собой скачок в повышении боевых возможностей F-22 Raptor . Raptor позволяет уничтожать цели класса как воздух-воздух так и воздух-земля.
F-22 Raptor предназначен для завоевания воздушного господства, быстро и на больших расстояниях поражать различные объекты. Сочетание датчиков, встроенный авионики, имеет дополнительные возможности, которые включают штурмовые, радиоэлектронной борьбы и радиотехнической разведки, это позволяет быть в курсе развивающейся ситуации и позволяет первыми применить оружие и избежать возможных угроз. F-22 Raptor позволяет пилоту отслеживать, выявлять, стрелять и уничтожать, прежде чем быть обнаруженным самому.
Сочетание аэродинамического дизайна и повышенная тяга позволяет F-22 Raptor летать на сверхзвуковых скоростях полета (более чем в 1,5 Маха) без использования форсажа, в отличии например от нашего который тоже может летать на сверхзвуке с включением форсажа но непродолжительное время.

mnogotselevoi istrebitel pyatogo pokoleniya f 22 raptor

Сложный аэродизайн F-22 Raptor , расширенные возможности управления полетом, изменяемым вектором тяги, а также высокий показатель соотношения тяги к весу обеспечивает возможность переиграть всех текущих и прогнозируемых самолетов. F-22 характеристики обеспечивают синергетический эффект обеспечение F-22 невидимость от всех современных средств воздушного нападения. Сочетание невидимости, интегрированной авионики, резко уменьшают заметность для зенитно-ракетных комплексов, и сводит к минимуму возможности врага, чтобы отслеживать и атаковать F-22. Сочетание снижения наблюдаемости подчеркивает преимущество внезапности в тактической обстановке. Для примера самолёты четвертого поколения - российские Су-27 или - имеют коэффициент отражённой поверхности, характеризующий радиолокационную заметность самолёта, в пределах 12 м². У самолёта F-22 Raptor - 0,3-0,4 м², судить об этом сложно, так как F-22 Raptor ещё не принимал участие в боевых действиях. Для российских разработчиков поставлена та же задача по снижению заметности.

Сочетание невидимости, интегрированной авионики, резко уменьшают заметность для зенитно-ракетных комплексов

F-22 имеет более высокую надежность и ремонтопригодность, чем любой истребитель в истории по крайней мере так декларировалось. Налёт на одно лётное происшествие в строевых частях составляет примерно 33 000 часов.