Управление персоналом под редакцией базарова. Императивы совместно-творческой деятельности таковы

Управление персоналом - Под ред. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. - 2002.

На основе отечественного и зарубежного опыта предлагаются эффективные подходы к работе с персоналом в современных условиях (командный менеджмент, контрактация ответственности, антикризисное управление). Рассматриваются основы организации управления, концепции управления персоналом, стратегии управления персоналом, технологии и методы управления персоналом. Проблемы управления персоналом рассматриваются с учетом специфики организационной культуры, фаз жизни организации.
Второе издание (1-е изд. - ЮНИТИ, 1998) дополнено конфликтологическими основами кадрового менеджмента и корпоративным PR.

Оглавление
I Кадровый менеджмент как профессия
Глава 1. Генезис профессиональной культуры кадрового менеджмента
1.1. Три профессиональные революции и миссия менеджера по персоналу
1.2. Эволюция форм совместной деятельности и становление кадрового менеджмента
1.3. Основные типы профессиональной культуры кадрового менеджмента
Глава 2. Эволюция кадрового менеджмента
2.1. Модели и особенности кадрового менеджмента
2.2. Кадровый менеджмент: вызовы XXI в.
Глава 3. Профессиональный профиль менеджера по персоналу: этическое измерение
3.1. Основные профессиональные роли менеджера по персоналу
3.2. Этика деловых отношений в работе менеджера по персоналу
Глава 4. Деловая этика - архитектоника кадрового менеджмента
4.1. Корпоративный этический кодекс
4.2. Неформальные уровни моральной регуляции поведения работников

II Организационный контекст управления персоналом
Глава 5. Организация как феномен
5.1. Организация как "имплицитная" модель
5.2. Элементы внутренней среды организации
Глава 6. Жизненные стадии и циклы организации
6.1. Жизненный цикл организации
6.2. Стадии и циклы развития

III Концепции управления персоналом
Глава 7. Основные подходы к управлению персоналом
7.1. Экономический подход
7.2. Органический подход
7.3. Гуманистический подход
7.4. Организационные культуры как объект управленческой деятельности
Глава 8. Концепция "человеческого капитала"
8.1. Теория человеческого капитала
8.2. Концепция "Анализ человеческих ресурсов"
8.3. Модели измерения индивидуальной стоимости работника
IV Стратегии управления персоналом
Глава 9. Кадровая политика
9.1. Типы кадровой политики
9.2. Этапы проектирования кадровой политики
9.3. Кадровые мероприятия и кадровая стратегия
9.4. Условия разработки кадровой политики
Глава 10. Кадровый менеджмент на разных стадиях развития организации
10.1. Исторический экскурс в конфликтологию
10.2. Стадия интенсивного роста
10.3. Стадия стабилизации
10.4. Стадия спада (ситуация кризиса)

V Методы управления персоналом
Глава 11. Методы формирования кадрового состава
11.1. Исторический экскурс в конфликтологию
11.2. Планирование потребности в персонале
11.3. Анализ кадровой ситуации в регионе
11.4. Анализ деятельности. Должностные инструкции
11.5. Привлечение кандидатов на работу в организацию
11.6. Оценка кандидатов при приеме на работу
11.7. Адаптация персонала
Глава 12. Методы поддержания работоспособности персонала
12.1. Повышение производительности и нормирование труда
12.2. Оценка рабочих мест
12.3. Обеспечение качества труда
12.4. Оценка труда: уровни, подходы, методы
12.5. Аттестация персонала
12.6. Формирование кадрового резерва
12.7. Планирование карьеры
12.7. Разработка программ стимулирования труда
Глава 13. Методы реформирования организации
13.1. Процессы реорганизации
13.2. Организационно-кадровый аудит
13.3. Недирективные методы сокращения персонала

VI Технологии управления человеческими ресурсами организации
Глава 14. Кадровое консультирование
14.1. Концепция кадрового консультирования как средства развития организации
14.2. Инструментарий кадрового консультанта
Глава 15. Центр оценки как технология кадровой работы
15.1. Подготовка программы центра оценки
15.2. Реализация программы центра оценки
Глава 16. Конкурс как технология привлечения персонала
16.1. Организация и проведение конкурса
16.2. Этапы конкурса
Глава 17. Внутрифирменное обучение как технология развития кадрового потенциала организации
17.1. Внутрифирменное обучение как процесс непрерывного образования и его особенности
17.2. Требования к кадровому обеспечению учебных программ и особенности обучаемых
Глава 18. Командообразование как технология формирования управленческого потенциала организации
18.1. Команда как организационная форма коллективного управления
18.2. Этапы командообразования и методы формирования команд
Глава 19. Кадровая психодиагностика
19.1. Кадровая психодиагностика: этапы и методологические основы теста
19.2.Требования к психодиагностическим методикам
19.3. Требования, предъявляемые к кадровому психодиагносту

VII Конфликтологические основы кадрового менеджмента
Глава 20. Конфликт как инструмент развития
20.1. Исторический экскурс в конфликтологию
20.2. Что же такое конфликт?
20.3. Формально-логические модели конфликтов
20.4. Основные понятия
20.5. Как быть с деструктивностью?
20.6. Когда начинается конфликт?
20.7. Что делать с конфликтом?
Глава 21. Конфликт в организации
21.1. Конфликтность организационной структуры
21.2. Межгрупповые конфликты
21.3. Межличностные конфликты

VIII Корпоративный PR
Глава 22. PR - управление коммуникацией в конфликте: (методологические основы)
22.1. PR: проблема определения в мире заблуждений
22.2. PR, пропаганда и математические обоснования
22.3. PR и маркетинг: эволюция развития конфликта между потребителем и производителем
Глава 23. PR-менеджмент: технологические основы
23.1. PR: технологичная работа по формированию адекватного имиджа
23.2. PR: и проект
Словарь понятий
Литература

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Управление персоналом - Под ред. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Родился 7 мая 1955 в Москве. Окончил факультет психологии МГУ имени М.В.Ломоносова (1977), аспирантуру по кафедре социальной психологии (1980). Служил в системе Академии МВД на научных и педагогических должностях (до 1990). Затем работал в ряде консультационно-образовательных учреждений и в аппарате Правительства РФ. С 1994 г. – доцент, а с 2000 г. – профессор . Заместитель декана (2000-2005). Член Учёного Совета МГУ (2002 - 2012). Вице-президент и исполнительный директор Российского психологического общества (1994 - 2012). Заместитель руководителя (с 2006).

Является членом Президиума, Председателем Экспертного совета Российского психологического общества, членом редколлегии «Российского психологического журнала», журналов « », «Психология. Журнал Высшей школы экономики», «Организационная психология. Электронный журнал», научным руководителем Института практической психологии ГУ-ВШЭ (с 2007).

Должность, степень, звание

Доктор психологических наук, профессор.

Темы собственных диссертационных работ

  • Кандидатская диссертация на тему «Социально-психологическая ориентировка непосредственного руководителя трудового коллектива» (1981).
  • Докторская диссертация на тему «Социально-психологические методы и технологии управления персоналом организации» (1999).

Педагогическая деятельность

На факультете психологии МГУ Т.Ю.Базаров читает курс «Психология менеджмента», спецкурсы «Социальная психология управления», «Психология управления персоналом», «Социальная психология переговоров», а также ведет спецпрактикумы «Технология центров оценки персонала» и «Ролевой репертуар психолога-переговорщика». Им подготовлено 11 кандидатов и 2 доктора психологических наук.

Научно-практическая деятельность (реализованные проекты)

Консультационно-исследовательские проекты (более 70), в т.ч.: Организация и проведение Всероссийского конкурса на замещение должности руководителя шахты «Воргашорская» (1993), Аттестация представителей Президента РФ (1993), Отбор персонала для работы в центральном аппарате Госкомимущества РФ (1995-1998), Кадровый аудит АКБ "Автовазбанк-Москва" (1997). Разработка программы развития компании «Jet infosystems» (1998). Консультационная поддержка команды Временного арбитражного управляющего ОАО «АБ «ИНКОМБАНК» (1999). Организация кадрового конкурса в Приволжском федеральном округе РФ (2000-2002). Организация Всероссийского конкурса «Антикризисный управляющий-2000» (2000), Психологическое сопровождение «Фабрики звезд – 5» (2004), Психологическая поддержка ФК «Зенит» (2006), проект «Управление талантами» (Томская область, 2006-2008), проект «Кадровый потенциал администрации Белгородской области», (2007-2008), консультационно-развивающий проект «Секретный код человеческого капитала» для ОАО Вымпелком (2008), развитие командного лидерства для компании «СПЛАТ» (2012).

Темы в рамках дипломных и курсовых работ

Область научных интересов: психология управления и лидерства, развитие организаций, феномен организационного доверия, кооперативные и конкурентные стратегии групповой активности, формирование управленческих команд, подготовка и сопровождение организационных изменений, оценка и отбор управленческого персонала, социально-психологический тренинг, деловые игры, управление персоналом в условиях кризиса, методическое обеспечение обучения взрослых, ролевой репертуар психолога-переговорщика.

Основные публикации

Опубликовано более 100 работ. Среди них – учебные пособия «Технология центров оценки для государственных служащих» (1995), «Управление персоналом развивающейся организации» (1996), «Социально-психологические методы и технологии управления персоналом организации» (2000), «Управление персоналом» (2002, 2007), «Психологические грани изменяющейся организации» (2007), «Управление персоналом. Практикум» (2009), «Технология центров оценки персонала: процессы и результаты» (2011, 2016), «Психология управления персоналом. Теория и практика» (2014), «Психология управления персоналом. Учебник и практикум для академического бакалавриата» (2016). В соавторстве им опубликованы учебные и учебно-методические пособия «Методы эффективного обучения взрослых» (1998, 2001), «Психологическая диагностика в управлении персоналом» (1999), «Психологические аспекты управления персоналом в системе государственной службы» (2002). Под его руководством подготовлен и издан учебник для студентов ВУЗов страны «Управление персоналом» (1998, 2001). Под его научной редакцией издано учебное пособие для ВУЗов «Управление человеческими ресурсами» (2003), учебник для ВУЗов «Введение в социальную психологию. Европейский подход / М.Хьюстон, В. Штрёбе (2004), «Практический опыт арбитражного управления в России: Сборник реальных ситуаций» (2002), Практикум “Эффективный менеджмент” (2015).

Темы диссертационных и дипломных работ, защищенных под научным руководством и консультированием Т.Ю.Базарова

Докторская диссертация

  1. Аксеновская Людмила Николаевна. (2008).
  2. Овсяник Ольга Александровна (2013).

Кандидатские диссертации

  1. Овсяник Ольга Александровна. Социально-психологические аспекты профессионализма социального работника (1999).
  2. Мякушкин Дмитрий Евгеньевич. Социально-психологические аспекты комплексной оценки персонала организации (1999).
  3. Журавлев Алексей Вячеславович. Восприятие корпоративных целей как фактор организационных изменений (2002).
  4. Аксенова Елена Анатольевна. Кадровый конкурс как фактор организационного развития (2002).
  5. Чистякова Екатерина Вячеславовна. Социально-психологические детерминанты эффективности управления кризисной организацией (2003).
  6. Кирсанов Михаил Владимирович. Лидерский потенциал антикризисных управляющих (2003).
  7. Крымчанинова Марина Владимировна. Образ организации как фактор воздействия на корпоративную культуру (2003).
  8. Кузьмина Мария Юрьевна. Социально-психологические факторы управленческой идентичности руководителя (2004).
  9. Бакай Юлия Борисовна. Прогнозирование развития организации на основе анализа межгрупповых взаимоотношений между основными подразделениями (2007).
  10. Вайнер Анна Владимировна. (2008).
  11. Сычева Мария Павловна. (2011).

Магистерские диссертации

  1. Аверин Д. А. Индивидуальные цели как фактор группового целеполагания (2007).
  2. Марушкевич С.А. Метафорический концепт-анализ как способ идентификации управленческих ролей руководителя (2010).
  3. Орлова А.А. Временная перспектива и развитие лидерских качеств руководителя (2010).
  4. Каримов Д.М. Методы развития ключевых компетенций переговорщика в тренинге переговоров (2012).

Дипломные работы (с 2005 г.)

  1. Корнеева И.В. Особенности корпоративной культуры и представления сотрудников о лояльности к организации (2005).
  2. Вайнер А.В. Индивидуальная готовность к риску руководителей и эффективность группового решения творческих задач (2005).
  3. Красновид Ю. Организационная культура и управленческая идентичность руководителей (2005)
  4. Чарыкова О.С. Особенности лидерского поведения руководителей при решении разного типа управленческих задач (2005).
  5. Куришко М.Б. Компоненты эмоциональной компетентности личности и эффективность лидерства (2006).
  6. Нелидова И.С. Эмоциональная компетентность лидера и эффективность группы (2006).
  7. Чесунова Л. Профессиональная социализация как фактор адаптации личности в коллективах различного типа (2006).
  8. Конина И.А. Зависимость ролевой структуры группы от типа совместной деятельности (2006).
  9. Харитонова А.А. Управленческая идентичность режиссеров в условиях совместно-творческой деятельности (2006).
  10. Козлова М. П. Авторитаризм личности как условие совместного творчества (2006).Победитель конкурса РАО ЕС «Новая генерация».
  11. Рязанцева А.В. Представление о лояльности персонала в органической и партиципативной организационной культурах (2007).
  12. Шишкина Н.С. Особенности феномена недоверия в условиях совместно-творческой деятельности (2007).Победитель Открытого российского конкурса на лучшую научную работу студентов-2007 по разделу «Психологические науки»
  13. Ламанова О.И. Социально-психологический тренинг как средство формирования стратегий поведения в межличностных конфликтах в организации (2008).
  14. Ватлин А. А. Мечта как фактор успешности управленческой деятельности (2008).
  15. Шевченко Ю.С. Стратегии кооперативного поведения в конкурентной среде (2009).
  16. Овчаренко Т.А. Тренинг как способ формирования стратегий поведения системе организация-клиент (2009).
  17. Овчинникова Е.С. Совместная игровая деятельность как способ подготовки организационных изменений (2009).
  18. Фелисеева Н.Б. Факторы выбора стратегии кооперации и конкуренции в деловом взаимодействии (2010).
  19. Шаринова Н.В. Влияние уверенности в себе участников переговоров на их эффективность (2010).
  20. Бородина А.В. Особенности применения медиативных техник при увольнении сотрудников (2010).
  21. Туманян Д. Г. Влияние дефицита времени на решение творческих задач в группе (2010).
  22. Чиннова А.С. Эмоциональные факторы снижения эффективности медиации (2011).
  23. Абдульманова З.Р. Невербальные проявления неискренности (2011).
  24. Четверикова Е.М. Групповые факторы лояльности персонала организации (2011).
  25. Борисова А.И. Феномен «доверия к себе» медиатора и эффективность переговорного процесса (2012).
  26. Лукасевич М.Ю. Связь личностных особенностей фасилитатора с эффективностью его профессиональной деятельности (2012).
  27. Мирзалиева Д. Влияние макиавеллизма на эффективность руководства (2012).
  28. Вашурина Е.Д. Особенности выдвижения в позицию лидера в условиях неопределенности (2013).
  29. Кретлова А.Б. Взаимосвязь временной идентичности и стиля лидерства в малой группе (2013).
  30. Круглова К.А. Идентичность и особенности самопрезентации личности в виртуальных сетях (2013).
  31. Купрюшина М.А. Феномен распределенного лидерства в ситуации совместного творчества в малой группе (2013).
  32. Майборода В.А. Взаимосвязь коммуникативных стратегий и управленческой идентичности руководителя (2013).
  33. Ходжаева Г.С. Неуверенность в собственных силах как фактор допинг-риска (2013).
  34. Зайцев И.Д. Психологические особенности передачи власти в российских компаниях (2014).
  35. Ташметова А.К. Эмоциональный интеллект как фактор освоения профессионально-управленческих ролей (2014).
  36. Пашкова Н. И. Специфика представлений о конкуренции у людей, родившихся в 1960-х и 1980-х годах (2014).
  37. Письменник Н.А. Эмоциональные проявления участников групповой дискуссии в виртуальной коммуникации (2014).
  38. Комарова Ю.В. Эмоциональный интеллект как фактор организационного лидерства (2015).
  39. Джалилов Ф.У. Стиль юмора, предпочитаемый медиатором, и успешность переговоров (2015).
  40. Мамедбекова А.Ф. Влияние эмоциональной компетентности на решение творческих задач в группе (2015).
  41. Махмудова (Юнусова) Д.А. Влияние эмоционального интеллекта на доверительность в межличностных отношениях (2015).
  42. Азимова Н.Т. Влияние сотрудничества на представление о доверии в условиях конкурентного взаимодействия в малой группе (2015).
  43. Хакимова (Ядгарова) А.И. Влияние авторитаризма личности на успешность переговоров (2015).
  44. Веренова Э.Ю Влияние различных компонентов эмоционального интеллекта на эффективность переговорного процесса (2015).
  45. Коровацкая А.О. Анализ индивидуальных стилей реагирования на манипуляции в переговорах (2015).

Управление персоналом. Под ред. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л.

2- е изд., перераб. и доп. - М .: 2002. - 560 с.

На основе отечественного и зарубежного опыта предлагаются эффективные подходы к работе с персоналом в современных условиях (командный менеджмент, контрактация ответственности, антикризисное управление). Рассматриваются основы организации управления, концепции управления персоналом, стратегии управления персоналом, технологии и методы управления персоналом. Проблемы управления персоналом рассматриваются с учетом специфики организационной культуры, фаз жизни организации.

Второе издание (1-е изд. - ЮНИТИ, 1998) дополнено конфликтологическими основами кадрового менеджмента и корпоративным PR.

Формат: pdf / zip

Размер: 2 ,91 Мб

/ Download файл

Формат: doc / zip

Размер: 768 Кб

/ Download файл

Оглавление
I Кадровый менеджмент как профессия
Глава 1. Генезис профессиональной культуры кадрового менеджмента
1.1. Три профессиональные революции и миссия менеджера по персоналу
1.2. Эволюция форм совместной деятельности и становление кадрового менеджмента
1.3. Основные типы профессиональной культуры кадрового менеджмента
Глава 2. Эволюция кадрового менеджмента
2.1. Модели и особенности кадрового менеджмента
2.2. Кадровый менеджмент: вызовы XXI в.
Глава 3. Профессиональный профиль менеджера по персоналу: этическое измерение
3.1. Основные профессиональные роли менеджера по персоналу
3.2. Этика деловых отношений в работе менеджера по персоналу
Глава 4. Деловая этика - архитектоника кадрового менеджмента
4.1. Корпоративный этический кодекс
4.2. Неформальные уровни моральной регуляции поведения работников
II Организационный контекст управления персоналом
Глава 5. Организация как феномен
5.1. Организация как "имплицитная" модель
5.2. Элементы внутренней среды организации
Глава 6. Жизненные стадии и циклы организации
6.1. Жизненный цикл организации
6.2. Стадии и циклы развития
III Концепции управления персоналом
Глава 7. Основные подходы к управлению персоналом
7.1. Экономический подход
7.2. Органический подход
7.3. Гуманистический подход
7.4. Организационные культуры как объект управленческой деятельности
Глава 8. Концепция "человеческого капитала"
8.1. Теория человеческого капитала
8.2. Концепция "Анализ человеческих ресурсов"
8.3. Модели измерения индивидуальной стоимости работника
IV Стратегии управления персоналом
Глава 9. Кадровая политика
9.1. Типы кадровой политики
9.2. Этапы проектирования кадровой политики
9.3. Кадровые мероприятия и кадровая стратегия
9.4. Условия разработки кадровой политики
Глава 10. Кадровый менеджмент на разных стадиях развития организации
10.1. Исторический экскурс в конфликтологию
10.2. Стадия интенсивного роста
10.3. Стадия стабилизации
10.4. Стадия спада (ситуация кризиса)
V Методы управления персоналом
Глава 11. Методы формирования кадрового состава
11.1. Исторический экскурс в конфликтологию
11.2. Планирование потребности в персонале
11.3. Анализ кадровой ситуации в регионе
11.4. Анализ деятельности. Должностные инструкции
11.5. Привлечение кандидатов на работу в организацию
11.6. Оценка кандидатов при приеме на работу
11.7. Адаптация персонала
Глава 12. Методы поддержания работоспособности персонала
12.1. Повышение производительности и нормирование труда
12.2. Оценка рабочих мест
12.3. Обеспечение качества труда
12.4. Оценка труда: уровни, подходы, методы
12.5. Аттестация персонала
12.6. Формирование кадрового резерва
12.7. Планирование карьеры
12.7. Разработка программ стимулирования труда
Глава 13. Методы реформирования организации
13.1. Процессы реорганизации
13.2. Организационно-кадровый аудит
13.3. Недирективные методы сокращения персонала
VI Технологии управления человеческими ресурсами организации
Глава 14. Кадровое консультирование
14.1. Концепция кадрового консультирования как средства развития организации
14.2. Инструментарий кадрового консультанта
Глава 15. Центр оценки как технология кадровой работы
15.1. Подготовка программы центра оценки
15.2. Реализация программы центра оценки
Глава 16. Конкурс как технология привлечения персонала
16.1. Организация и проведение конкурса
16.2. Этапы конкурса
Глава 17. Внутрифирменное обучение как технология развития кадрового потенциала организации
17.1. Внутрифирменное обучение как процесс непрерывного образования и его особенности
17.2. Требования к кадровому обеспечению учебных программ и особенности обучаемых
Глава 18. Командообразование как технология формирования управленческого потенциала организации
18.1. Команда как организационная форма коллективного управления
18.2. Этапы командообразования и методы формирования команд
Глава 19. Кадровая психодиагностика
19.1. Кадровая психодиагностика: этапы и методологические основы теста
19.2.Требования к психодиагностическим методикам
19.3. Требования, предъявляемые к кадровому психодиагносту
VII Конфликтологические основы кадрового менеджмента
Глава 20. Конфликт как инструмент развития
20.1. Исторический экскурс в конфликтологию
20.2. Что же такое конфликт?
20.3. Формально-логические модели конфликтов
20.4. Основные понятия
20.5. Как быть с деструктивностью?
20.6. Когда начинается конфликт?
20.7. Что делать с конфликтом?
Глава 21. Конфликт в организации
21.1. Конфликтность организационной структуры
21.2. Межгрупповые конфликты
21.3. Межличностные конфликты
VIII Корпоративный PR
Глава 22. PR - управление коммуникацией в конфликте: (методологические основы)
22.1. PR: проблема определения в мире заблуждений
22.2. PR, пропаганда и математические обоснования
22.3. PR и маркетинг: эволюция развития конфликта между потребителем и производителем
Глава 23. PR-менеджмент: технологические основы
23.1. PR: технологичная работа по формированию адекватного имиджа
23.2. PR: и проект
Словарь понятий
Литература

Т. Ю. Базаров

Психология

уПравления

ПерсоналоМ

Теория и ПраКТиКа

УЧЕБНИК для БаКалавров

Допущено Учебно-методическим отделом

высшего образования в качестве учебника для студентов

высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным

направлениям и специальностям

Ка оста в ктроой отой сст

biblio-online.ru

Москва Юрайт 2014

Базаров Тахир Юсупович - доктор психологических наук, профессор,

профессор кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, профессор кафедры организационной психологии факультета психологии НИУ ВШЭ.

Рецензенты:

Караяни А. Г. - доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии Военного университета Министерства обороны Российской Федерации, заслуженный деятель науки РФ;

Климов Е. А. - доктор психологических наук, профессор, действительный член Российской академии образования.

Базаров, Т. Ю.

Психология управления персоналом. Теория и практика: учебник для Б17 бакалавров / Т. Ю. Базаров. - М. : Издательство Юрайт, 2014. - 381 с. - Серия: Бакалавр. Углубленный курс.



В частности, рассматриваются организационный контекст управления персоналом, основные подходы к управлению персоналом, жизненные стадии и циклы организации. Из многочисленного набора методов управления персоналом в учебник вошли лишь те, без которых психологическая работа с персоналом представляется невозможной. Это методы формирования кадрового состава, поддержания работоспособности персонала, реформирования организации.

Учебник составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения.

Для студентов, обучающихся по направлению «Бакалавр», аспирантов, преподавателей вузов.

УДК 159.9 ББК 88.4я73 © Базаров Т. Ю., 2013 ISBN 978-5-9916-3302-4 © ООО «Издательство Юрайт», 2014 оав Предисловие

Раздел I ОснОвы ОРганизации и уПРавления ПеРсОналОм глава 1. Организационный контекст управления персоналом.. 12

1.1. Организация как имплицитная модель

1.2. Элементы внутренней среды организации

1.3. Метафоры организации

1.4. Требования к специалистам службы управления персоналом

1.5. Изменение роли HR-отдела

глава 2. Основные подходы к управлению персоналом.

2.1. Экономический подход

2.2. Органический подход

2.3. Гуманистический подход

2.4. Организационные культуры как объект управленческой деятельности

Учебно-методическое обеспечение

глава 3. Жизненные стадии и циклы организации

3.1. Жизненный цикл организации

3.2. Стадии и циклы развития

Учебно-методическое обеспечение

Раздел II сТРаТегии уПРавления ПеРсОналОм глава 4. Кадровый менеджмент на разных стадиях развития организации

4.1. Стадия формирования организации

4.2. Стадия интенсивного роста

4.3. Стадия стабилизации

4.4. Стадия спада (ситуация кризиса)

Учебно-методическое обеспечение

глава 5. Кадровая политика

5.1. Типы кадровой политики

5.2. Этапы проектирования кадровой политики

5.3. Кадровые мероприятия и кадровая стратегия

5.4. Условия разработки кадровой политики

Учебно-методическое обеспечение

Раздел III меТОды уПРавления ПеРсОналОм глава 6. методы формирования кадрового состава............... 138

6.1. Проектирование структуры организации

6.2. Планирование потребности в персонале

6.3. Анализ кадровой ситуации в регионе

6.4. Анализ деятельности. Должностные инструкции

6.5. Привлечение кандидатов на работу в организацию

6.6. Оценка кандидатов при приеме на работу

6.7. Адаптация персонала

Учебно-методическое обеспечение

глава 7. методы поддержания работоспособности персонала

7.1. Повышение производительности и нормирование труда............. 186

7.2. Оценка рабочих мест

7.3. Обеспечение качества труда

7.4. Оценка труда: уровни, подходы, методы

7.5. Аттестация персонала

7.6. Формирование кадрового резерва

7.7. Планирование карьеры

7.8. Разработка программ стимулирования труда

Учебно-методическое обеспечение

глава 8. методы реформирования организации

8.1. Процессы реорганизации

8.2. Организационно-кадровый аудит

8.3. Недирективные методы сокращения персонала

Учебно-методическое обеспечение

Раздел IV ТехнОлОгии уПРавления ПеРсОналОм глава 9. Кадровое консультирование

9.1. Концепция кадрового консультирования как средства развития организации

9.2. Инструментарий кадрового консультанта

Учебно-методическое обеспечение

глава 10. Оценка деятельности и результатов персонала.

10.1. Компетентностный подход

10.2. Методы оценки персонала

Учебно-методическое обеспечение

глава 11. Конкурс как технология привлечения персонала.

11.1. Организация и проведение конкурса

11.2. Этапы конкурса

Учебно-методическое обеспечение

глава 12. Технологии внутрифирменного обучения.

12.1. Внутрифирменное обучение как процесс непрерывного образования и его особенности

12.2. Требования к кадровому обеспечению учебных программ и особенности обучаемых

12.3. Интеллектуальный капитал организации и управление знаниями

Учебно-методическое обеспечение

глава 13. Технологии кадровой психодиагностики.

13.1. Этапы психологической диагностики

13.2. Основные понятия психодиагностики

13.3. Концепция личности как основа структуры теста

13.4. Требования к психодиагностическим методикам

13.5. Требования, предъявляемые к кадровому психодиагносту........ 376 Резюме

Учебно-методическое обеспечение

Прсов Очень непростая и в чем-то рискованная задача - написать учебник, посвященный области психологии управления персоналом. Во-первых, эта область имеет глубокие корни и традиции, но одновременно является динамичной и инновационной.

Во-вторых, риск многократно увеличивается, когда это касается учебника, адресованного современным студентам высших учебных заведений, отличающихся пытливым умом и быстрой реакцией на все необычное и одновременно практически значимое.

Любой психолог может найти себе применение внутри такого объекта, как организация, поэтому внимание в учебнике сфокусировано именно на ней. Одно из наиболее востребованных направлений, в котором выпускники факультетов психологии МГУ им. М. В. Ломоносова и НИУ - ВШЭ довольно успешны, - это HR (human resources), т.е. все, что касается сферы человеческого капитала и управления человеческими ресурсами. В данной области возможности психолога простираются от диагностики (оценки персонала, организации) до формирования особой организационной реальности (создания корпоративной культуры, внутренней коммуникации), а пик этих возможностей приходится на достижение психологом такого уровня, который позволяет компании развиваться в условиях постоянных изменений. И тогда профессионал очень много вбирает в себя из разных областей знаний: из сферы технологий и бизнес-процессов, из управленческой, финансовой сферы - он становится транспрофессионалом, и это очень хороший путь.

Можно сказать, что конечная точка, к которой должен стремиться студент факультета психологии, находится далеко за пределами 5-6 лет обучения: это своеобразная «социальная режиссура» - понимание того, как строится драматургия организационной жизни.

Ведь по сути никого не интересует, какие ты сдавал экзамены, - интересно только то, что ты можешь сделать в реальности.

Базаров Т. Ю. Управление персоналом развивающейся организации. М., 1996.

Управление персоналом / под ред. Т. Ю. Базарова и Б. Л. Еремина. М. :

ЮНИТИ, 1998; 2002.

Традиционный блок, соединяющий фундаментальные идеи работы с человеческим ресурсом организации, предполагает рассмотрение основ организации и управления персоналом, которые выделены в разделе I учебника. Здесь рассматриваются организационный контекст управления персоналом, основные подходы к управлению персоналом, жизненные стадии и циклы организации.

Изучение этих тем имеет следующие цели:

Овладеть знаниями о существующих парадигмах управления персоналом, концепциях развития организации, стадиях и циклах развития организации;

Сформировать умения: проводить диагностику по перцептивной модели организации; применять концепции развития организации при решении кейсов; осуществлять диагностику стадий и циклов в организации.

Работа с людьми в организации любого типа - это всегда соблюдение интересов отдельных сотрудников и групп. Автор исходит из предположения, что понимание студентами политической составляющей жизни организации является необходимым условием как для профессионального самоопределения и адаптации, так и для успешного овладения практическими умениями и навыками работы с персоналом. Исходя из этого, раздел II учебника посвящен стратегии управления персоналом.

Овладеть знаниями об особенностях управления персоналом на стадии формирования, интенсивного роста, стабилизации и кризиса; о существующих видах кадровой политики, целях кадровой политики;

Сформировать умения определять стадии развития организации в зависимости от используемых методов; определять этапы кадровой политики.

Следующие два раздела учебника являются практико-ориентированной его частью. В разделе III рассматриваются методы управления персоналом, в разделе IV - технологии управления персоналом. Такое разделение неслучайно. Дело в том, что методы в понимании автора выступают той частью инструментария профессионального психолога, работающего в организации, которая инвариантна по отношению к конкретной ситуации. Методы можно рассматривать как основу профессиональной подготовки выпускника. Что же касается технологий, то они всегда ориентированы ситуационно, а значит, должны учитывать конкретный социальный контекст при их проектировании и реализации. Автор далек от мысли, что подобное разделение методов и технологий является каноническим. Однако опыт чтения курса «Психология управления персоналом» в аудиториях МГУ им. М. В. Ломоносова с 1995 г. и учебных классах НИУ - ВШЭ с 2005 г. показывает продуктивность подобного дидактического различения, по крайней мере, с точки зрения усвоения материала студентами.

Из многочисленного набора методов в раздел III «Методы управления персоналом» вошли лишь те, без которых психологическая работа с персоналом представляется невозможной. Это методы формирования кадрового состава, методы поддержания работоспособности персонала, методы реформирования организации.

Изучение этого раздела имеет цели:

Овладеть знаниями методов проектирования организационной структуры; поддержания работоспособности персонала;

реформирования организации.

Сформировать умения учитывать факторы проектирования организаций; рассчитывать потребность в персонале; применять технологии создания кадрового резерва; проводить организационно-кадровый аудит.

Проблема построения современных кадровых технологий относится к наиболее сложной части курса «Психология управления персоналом». С одной стороны, оно требует хорошего владения имеющимися методами, с другой - умения проектировать ситуационно ориентированную инструментальную составляющую профессиональной деятельности выпускника.

В разделе IV учебника представлены наиболее популярные и востребованные социально-психологические технологии управления персоналом.

Изучение этого раздела имеет цели:

Овладеть знаниями концепции кадрового консультирования как средства развития организации, парадигмы кадрового консультирования; существующих методов оценки сотрудников;

существующих парадигм и этапов конкурса; подходов к обучению и развитию сотрудников; методологических основ теста, основных понятий психодиагностики; требований к психодиагностическим методикам;

Сформировать умения применять три типа профессиональной компетентности - методическую, социальную, организационную; разрабатывать модели компетенций под разные должности;

формировать программу конкурса; классифицировать методы обучения в зависимости от особенностей организации; применять психодиагностические методики.

Сегодня даже при достаточно хорошей методической и теоретической подготовке нашим выпускникам необходимо развивать организационную и социальную компетентности. С одной стороны, важно уметь самостоятельно что-то организовать, с другой - понимать, как построена взрослая жизнь, например, в чем состоит дипломатия отношений между собственниками и наемным персоналом. Конечно, такая инфантильность проходит со временем сама, но можно помочь студентам преодолеть подобные проблемы: увеличить часы ролевых игр, имитирующих реальность, или вернуться к созданию проектных групп. Главное, чтобы им самим была интересна эта деятельность, потому что личная вовлеченность - необходимая составляющая в любом деле, а в психологии - особенно.

Автор выражает признательность своим коллегам за критические замечания в свой адрес и важные предложения по совершенствованию текста учебника. Все они с благодарностью приняты и в максимально возможной степени реализованы.

Мы живем в информационный век, когда содержание любого учебного текста является переходом из настоящего в будущее.

Учебник должен становиться непростым путешествием в мир определенной области знания и практики. Миссию данного учебного текста автор видит в совместной со студентами «навигации»

маршрутов будущего.

–  –  –

1.1. оразаця как цтая оь Понятием «организация» (от фр. organisation; organiser - устраивать, создавать; объединить, сплотить; упорядочивать) можно определять:

Строение чего-либо. Обычно в этом значении оно употребляется в естественных науках (физике, химии...);

Совокупность людей, групп, объединенных для решения какой-либо задачи, или социальный институт. Именно в этом значении мы и будем использовать данное понятие;

Деятельность по налаживанию, устройству, упорядо иванию, ч оптимизации работы других.

К общепризнанным постулатам современного представления об организации как социальном институте можно отнести следующие:

1) каждая организация существует в измерении пространств и времени; существование организации можно рассматривать либо как ее функционирование, либо как развитие;

2) различие между функционированием и развитием состоит в различном соотношении влияния внешних или внутренних (по отношению к организации) обстоятельств и факторов;

3) о функционировании организации говорят в тех случаях, когда необходимость в изменении задается извне, но при этом внутри организованной целостности не происходит существенных перемен (например, не меняются отношения между частями);

4) главные проблемы возникают при попытке понять сущность развития организации. С одной стороны, предполагается, что источник изменений находится внутри организации, c другой - сами изменения могут быть прогрессивными или регрессивными.

При этом до сих пор открытым остается вопрос о том, какова внутренняя среда организации.

Организация как система (эмпирическая модель). Многократные попытки исследователей представить организацию как систему приводили к различным представлениям о ее внутренней среде. Это и классификация организации на формальную и неформальную ее составляющие, и попытка отделить управленческую и исполнительскую части. В производственных организациях легко различаются структуры, отвечающие за основной и вспомогательный процессы, а в коммерческих - подразделения, зарабатывающие деньги и обеспечивающие этот процесс. Однако прямая и очевидная морфологизация организационной реальности по-прежнему оставляет актуальным вопрос: что же составляет суть организации как социального института?

Предполагается, что одним из возможных путей ответа на этот вопрос могло бы быть обращение к носителям «опыта чувственных переживаний» организационной реальности, т.е. исследование представлений людей о том, что есть организация.

Социальное представление, согласно основным положениям теории социальных представлений:

Выражает не индивидуальное мнение человека, а его мне ие н как члена общности;

Является результатом взаимопроникновения субъекта и объекта, в котором сливаются воедино образ и значение;

В социальном взаимодействии одновременно выполняет функции познания, регуляции и адаптации.

В этом смысле представление людей о собственной организации может рассматриваться как форма обыденного совместного знания (со-знания), обусловленного внутриорганизационным контекстом.

Благодаря процессу объективизации снимается противоречие между субъектом и объектом управления, а процесс управления (по крайней мере, в его социально-психологическом измерении) может рассматриваться как адаптация имеющихся у работников образов о социальных общностях к идеальному представлению о данной организации.

В то же время не совсем понятно, что именно задает «каркас»

внутриорганизационных шаблонов социальных представлений.

Если прошлый опыт - то не ясно, как возникают новые паттерны;

если же образцы вменяются «держателями основных ценностей»

организации, то каков механизм интериоризации?

В определенной степени ответы на эти вопросы содержатся в исследованиях, которые принято относить к классу системноситуационных. Начиная с работ Фреда Фидлера, в социальной психологии активно используется принцип комплексного многофакторного представления о групповой ситуации. В последние годы практические работы и стремление к социальной релевантности выдвинули социальную ситуацию в качестве предмета специального рассмотрения социальных психологов1.

Отправным пунктом исследований, относящихся к данному направлению, служит понимание социальной ситуации в качестве «естественного фрагмента социальной жизни, определяемого включенными в него людьми, местом действия и характером развертывающихся действий или деятельности»2. Это позволяет выявить систему универсальных факторов, определяющих любую ситуацию социального взаимодействия и проявляющих ее определенность. Важный момент данного подхода - введение такой единицы анализа социально-психологической феноменологии как социальное событие3.

Системное представление о ситуации как совокупности характеристик социального события, воздействующих на индивида, позволяет рассматривать совместную деятельность участников группы (т.е. их со-бытие) в качестве важнейшего фактора, определяющего образ конкретной организации в представлениях ее участников и отвечающего критерию конвенциональной объективности. Формирование данного образа и его закрепление в поведенческих актах происходят параллельно в нескольких направлениях.

Прежде всего, это касается целей организации, правил и набора исполняемых ролей или моделей внутриорганизационного взаимодействия.

Мы исходили из предположения, что по аналогии с имплицитными теориями личности можно, основываясь на представлениях работников об известных им организациях, разработать имплицитную теорию организации. В ходе многочисленных опросов и групповых дискуссий с работниками различных организаций, имеющими опыт управленческой деятельности (всего исследованием было охвачено более 1000 человек), в качестве центрального обсуждался вопрос о том, «без чего не может существовать ни одна организованная общность людей».

1 Argyle M., Furnham A., Graham J. A. Social situations. Cambridge Univ. press, 1981.

2 Шихирев П. Н. Введение в российскую деловую культуру: учеб. пособие. М. :

Новости, 2000.

3 Argyle M., Furnham A., Graham J. A. Social situations.

4 Базаров Т. Ю. Социально-психологические методы и технологии управления персоналом: дис. д-ра психол. наук. М., 1999.

Автором получены следующие данные1. В социальном представлении отечественных управленцев, занимающих определенные уровни в структуре организации и имеющих различный опыт управленческой деятельности, по данным факторного анализа весьма отчетливо презентированы измерения организации, которые можно считать не сводимыми по отношению друг к другу элементами, составляющими ее внутреннюю среду (рис. 1.1).

–  –  –

1.2. Эты втрй сры оразац Рассмотрим подробнее каждый из элементов, представленных на рис. 1.1, с точки зрения «человеческого измерения» организации.

цель. Ни одна организация (как формальная коммерческая структура, так и неформальное общественное объединение) не сможет сформироваться и тем более существовать, если не будет определена ее цель - то, ради чего организация формируется и будет действовать в дальнейшем. Определение цели может быть дано двояким образом: для внешних наблюдателей, участников, пользователей продукцией организации; для ее собственных участников, сотрудников, включенных в процесс функционирования.

Все бо`льшее количество организаций начинают свои презентации и рекламные кампании с представления собственной мисБазаров Т. Ю. Социально-психологические методы и технологии управления персоналом: дис. д-ра психол. наук.

сии - утверждения, раскрывающего смысл существования организации, специфику ее деятельности и основные социальные обязательства. Например: «Наша цель - сделать мир меньше»

(телекоммуникационная компания), «Вместе с нами - в будущее» (компьютерная техника), «Нормальная техника - для удобной жизни» (бытовая техника) и др. Таким образом, миссия - это представление о стратегических целях, о будущем, в которое приглашается клиент, партнер конкретной организации.

Для описания целей организации важен такой аспект, как видение, т.е. то, как организация предполагает двигаться к достижению стратегических целей, как она видит пути и этапы их достижения.

Обычно это представление ориентировано не столько на клиентов, сколько на сотрудников организации и ее стратегических партнеров. Оно фиксируется в программных документах организации и называется ви`дение (от англ. vision - предви`дение).

структура. Это элемент, без которого не может существовать ни одна организация. Данным понятием охватываются внутреннее строение организации, ее «морфология» или «архитектоника», наличие отдельных частей и соотношения между ними, степень жесткости/гибкости организационной конфигурации, типы взаимодействий между внутренними элементами. В литературе и управленческой практике выделены три основных типа организационной структуры:

1) линейная;

2) функциональная;

3) адаптивная.

1. Линейная организационная структура, которая часто называется пирамидальной, бюрократической, строго иерархически организована, характеризуется разделением зон ответственности и единоначалием.

Выделяются два подтипа линейной организационной структуры: плоская и высокая, различающиеся количеством иерархических уровней по отношению к общему числу работников.

Преимущества линейных организационных структур таковы:

Четкая система взаимных связей;

Быстрота реакции в ответ на прямые приказания;

Согласованность действий исполнителей;

Оперативность в принятии решений;

Ясно выраженная личная ответственность руководителя за принятые решения.

Основная проблема организационных структур этого типа - ограниченность количества подчиненных, которые могут «замыкаться» на одного руководителя, т.е. ограниченность диапазона (сферы) контроля.

Диапазон контроля определяется количеством связей в подразделении (организации). Эффективность управленческой деятельности зависит от типа и количества связей, число которых неизменно растет с увеличением количества сотрудников, что существенно осложняет деятельность руководителя.

Типы связей (рис. 1.2):

Прямые единичные между подчиненными;

Перекрестные между подчиненными;

Прямые между руководителем и любой комбинацией подчиненных.

–  –  –

Рис. 1.2. Типы связей Чем больше количество связей и чем они более неформальны, тем у`же должен быть диапазон контроля (для сохранения эффективного управления над структурой). Поэтому при реализации сложных видов деятельности, требующих от сотрудников множества согласований, уточнений, консультаций с руководителем, необходимы узкий диапазон контроля и высокая (многоуровневая) организационная структура.

2. Функциональная организационная структура построена по принципу распределения функций внутри организации и создания сквозных подструктур по управлению функциями.

Часто функциональная организация существует одновременно с линейной, что создает двойное подчинение для исполнителей.

Функциональные подразделения получают право отдавать распоряжения в рамках своей компетенции как нижестоящим подразделениям, так и равным по статусу, но включенным в реализацию единых функций.

Преимущества функциональных организационных структур таковы:

Более глубокая проработка решений по функциональным направлениям;

Высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение функций;

Высвобождение линейных менеджеров от части задач, решаемых функциональными руководителями.

Одним из вариантов функциональной структуры выступает дивизиональная структура, которая может быть построена по продуктному, региональному (географическому), потребительскому (группа потребителей, обладающих общими свойствами) принципам.

К основным проблемам функциональных организационных структур можно отнести ориентацию на реализацию в основном закрепленных функций, отсутствие инновационности и гибкости при изменении ситуации как в организации, так и вне ее.

3. Адаптивная организационная структура - гибкая структура, способная адаптироваться к требованиям среды (по аналогии с живыми организмами). Именно адаптивные организационные структуры способны, используя все эффективные аспекты линейных и функциональных структур, успешно функционировать в постоянно изменяющемся мире.

Выделяются следующие типы адаптивных организационных структур:

1) проектная - временная структура, создаваемая для решения конкретной задачи. Смысл этой структуры состоит в том, чтобы для решения задачи собрать в одну команду всех специалистов, осуществить проект качественно и в короткий срок, после чего проектная структура распускается;

2) матричная - функционально-временно-целевая структура.

Это особый вид организации, целиком построенный по проектному типу, действующий длительное время, что характерно для организаций, постоянно существующих в проектной форме.

По вертикали строится управление отдельными сферами деятельности организации, по горизонтали осуществляется управление проектами. Для матричной структуры характерны создание связей между специалистами, организация работ по определенным задачам, вне зависимости от позиции в организации, включенности в конкретное подразделение.

Преимущества матричной организационной структуры таковы:

Активизация деятельности руководителей благодаря созданию программных подразделений и резкому увеличению контактов с функциональными подразделениями;

Гибкое использование кадрового потенциала организации.

Недостатки структуры такого типа заключаются в сложности самой структуры, вызванной наложением большого количества вертикальных и горизонтальных связей, а также в сложности управления организацией в ситуации отсутствия единоначалия.

Технология. Очень часто «базисной» характеристикой организации, определяющей ее differentia specifica, является используемая технология, т.е. способ преобразования сырья в искомые продукты и услуги. Этот элемент нередко воспринимается сотрудниками как некий механизм работы организации по превращению исходных предметов труда в итоговые результаты, корреспондирующие с целями ее деятельности. В истории можно выделить несколько уровней технологичности, которые проходило производство.

Первый уровень - дотехнологический, при котором каждое изделие создавалось как уникальное.

Второй уровень был связан с внедрением стандартизации и механизации. Начался он с производства первого стрелкового оружия - мушкетов и был призван удешевить производство за счет взаимозаменяемости отдельных элементов. Следствием этого явилось развитие специализации в производстве. Специализации подверглись как отдельные исполнители, так и подразделения и фирмы, включенные в технологический процесс.

Следующий уровень был связан с появлением конвейерных сборочных линий в начале XX в. В первых конвейерных линиях рабочий не имел своего собственного рабочего места и следовал за изделием. Так продолжалось до тех пор, пока не был изобретен движущийся конвейер, в котором предусматривалось отдельное рабочее место для каждого исполнителя, мимо которого продвигались предметы труда. Введение движущихся конвейеров Генри Фордом позволило в 10 раз уменьшить себестоимость производства машин.

Известные сегодня производственные и управленческие технологии могут быть рассмотрены под углом зрения предполагаемой в их основе доминирующей формы организации совместной деятельности исполнителей, что существенно влияет (через отбор людей, обладающих особыми «групповыми» или «технологическими» свойствами) на характер организации.

Под типом совместной деятельности или формой организации совместной деятельности в социальной психологии принято понимать способ взаимодействия между участниками группового решения задач или проблем. Согласно классификации Л. И. Уманского, к базовым можно отнести три типа совместной деятельности: совместно-взаимодействующую, совместно-последовательную и совместно-индивидуальную.

1. Совместно-взаимодействующий тип деятельности характеризуется обязательностью участия каждого в решении общей задачи.

При этом интенсивность труда исполнителей примерно одинакова, особенности их деятельности определяются руководителем и, как правило, малоизменчивы. Эффективность группы в равной степени зависит от вклада каждого из ее участников (рис. 1.3). Иллюстрацией такого варианта организации совместной деятельности может послужить совместное перемещение тяжестей.

2. Совместно-последовательный тип деятельности отличается от совместно-взаимодействующего временны`м распределением, а также порядком участия каждого в работе (рис. 1.4). Последовательность предполагает, что вначале в работу включается один участник, затем - второй, третий и т.д. Особенность деятельности каждого участника задается спецификой целей совместною преобразования исходного сырья в конечный продукт.

Типичный пример совместно-последовательного типа взаимодействия - конвейер, когда продукт деятельности одного из участников процесса, переходя к другому, становится для последнего предметом труда.

Рис. 1.3. совместно-взаимодействующий тип деятельности Рис. 1.4. совместно-последовательный тип деятельности Так, например, при изготовлении досок вначале один работник спиливает дерево, другой перевозит его на фабрику, третий отделяет ствол от ветвей, четвертый измеряет ствол и рассчитывает, сколько и какого размера досок может получить и какова должна быть схема распилки, и лишь потом ствол поступает на распиливание.

3. Совместно-индивидуальный тип деятельности отличается тем, что взаимодействие между участниками труда минимизируется (рис. 1.5). Каждый из исполнителей выполняет свой объем работы, специфика деятельности задается индивидуальными особенностями и профессиональной позицией каждого. Каждый из участников процесса представляет результат своего труда Рис. 1.5. совместно-индивидуальный тип деятельности в оговоренном виде и в определенное место. Личное непосредственное взаимодействие может практически отсутствовать и осуществляться в непрямых формах (например, по телефону, через компьютерные сети и т.д.). Объединяет разных исполнителей лишь предмет труда, который каждый из участников обрабатывает специфическим образом. Примеры этого типа деятельности - индивидуальная переноска тяжестей или независимый анализ различных аспектов одного и того же явления разными специалистами.

В последнее время специалистами выделяется особый тип совместной деятельности - совместно-творческий1. Подобный тип организации коллективной деятельности зародился в сферах науки и искусства, где участники научного или творческого проекта создавали нечто совершенно новое, зачастую уникальное, что нельзя было создать на основе имеющихся правил и технологий.

В этих коллективах создается особый тип деятельности - сотворчество, когда каждый участник процесса является равноправным создателем нового. Законы творчества требуют учета каждого, даже самого «сумасшедшего», ви`дения, потому что в котле общего обсуждения из самой абсурдной идеи может появиться открытие.

Этот тип характеризуется особой активностью каждого из участников процесса взаимодействия в плане повышения собственной профессиональной компетентности за счет участия в коллективной деятельности. С одной стороны, особенности совместно-творческого типа деятельности дают возможность каждому участнику пробовать разные способы деятельности, обогащаться способами работы, присущими другим специалистам и сферам труда, а с друМалиновский П. В. Идейно-теоретические и методологические основы организационно-управленческих игр // Управленческие нововведения и игропрак- тика. М., 1990.

Мы сошлись здесь, дабы обсудить наши планы, наши способы и средства, наши умыслы и уловки. Очень скоро, еще до рассвета, мы тронемся в дол­гий путь, в путешествие, из которого некоторые из нас, а возможно, даже все, кроме, разумеется, на­шего друга и советчика, хитроумного чародея Гэндальфа, могут не вернуться назад. Настал торжест­венный миг. Наша цель, как я полагаю, известна всем нам. Но уважаемому мистеру Бэггинсу, а мо­жет быть, и кому-нибудь из младших гномов (я думаю, что не ошибусь, если назову Кили и Фили) ситуация в настоящий момент может представ­ляться требующей некоторых разъяснений.

Дж. Р.Р. Толкиен. Хоббит

^

УПРАВЛЕНИЕ

ПЕРСОНАЛОМ

Под редакцией

Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина

Второе издание,

переработанное и дополненное

Рекомендовано Министерством образования
^

Российской Федерации в качестве учебника


для студентов высших учебных заведений

ЮНИТИ

UNITY

Москва  2002

УДК 658.3.01(075.8)

ББК 65.290-6я73

Е.Л. Аксенова, Т.Ю. Базаров, Б.Л. Еремин,

П.В. Малиновский, Н.М. Малиновская

Рецензенты:

кафедра управления персоналом Института государственного

управления и социальных исследований МГУ им. М.В. Ломоносова

и профессор, действительный член РАО Е.А. Климов

Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили

^ Управление персоналом : Учебник для вузов /Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ, 2002. -560 с.
ISBN 5-238-00290-4
На основе отечественного и зарубежного опыта предлагаются эффективные подходы к работе с персоналом в современных условиях (командный менеджмент, контрактация ответственности, антикризисное управление). Рассматриваются осно­вы организации управления, концепции управления персоналом, стратегии управ­ления персоналом, технологии и методы управления персоналом. Проблемы управ­ления персоналом рассматриваются с учетом специфики организационной культуры, фаз жизни организации.

Второе издание (1-е изд. - ЮНИТИ, 1998) дополнено конфликтологическими основами кадрового менеджмента и корпоративным PR.

ББК 65.290-6я79

© ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА», 1998,2001.

Учебник

^
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
Под редакцией
Базарова Тахира Юсуповича,
Еремина Бориса Львовича

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

Осуществление радикальных социально-экономических и политических реформ, как правило, связано с определенной дегумани­зацией отношений между людьми, включенными в различные сис­темы управления. Ситуация в России - не исключение. Тем не ме­нее преодоление возникающих на этом этапе кризисов невозможно без отказа от игнорирования проблем отношения с персоналом, от желания манипулировать кадрами. И все более управление персо­налом признается одной из наиболее важных сфер жизни организа­ции, способной многократно повысить ее эффективность, а само понятие "управление персоналом" рассматривается в достаточно ши­роком диапазоне: от экономико-статистического до философско-психологического.

В основе подхода авторского коллектива - представление сферы управления персоналом как особого "человеческого измерения" органи­зации. В значительной степени такой угол зрения определялся про­фессиональным базисом членов авторского коллектива - в основе своей гуманитарным. Но не только этим.

Практика консультирования российских организаций за по­следние пять лет свидетельствует о серьезном стратегическом пово­роте управленческих подходов большинства успешных фирм в сто­рону усиления внимания к человеческой, прежде всего профессио­нально-культурной составляющей своей деятельности. А это требу­ет комплексного рассмотрения сферы управления персоналом. При этом важнейшим аспектом анализа становится представление о це­лостном организационно-управленческом контексте функциониро­вания и развития организации.

Как известно, на протяжении последних ста лет место управления персоналом в системе менеджмента многократно изменялось. Наряду с этим пересматривались взгляды, подходы и теоретические базисы ученых и практиков, работавших в этой сфере. Совершенствование производственных, информационных и управленческих технологий, а также глобальная переоценка индивидуальных и общечеловеческих ценностей позволили наиболее близко подойти к решению централь­ной проблемы человечества: преодолению противоречия между челове ком и организацией. Сегодня лишь ленивый еще не понял, что сила его организации прежде всего в человеческом капитале.

Одного осознания возможности решения проблемы недостаточ­но, чтобы она была решена на самом деле. Необходимы еще и зна­ние о том, как это сделать, умелое и уместное использование соот­ветствующих технологий и методов управления персоналом. И если умелость подразумевает практическое овладение соответствующими навыками, то под уместностью авторы понимают адекватность ис­пользуемого метода ситуации в организации. В этом смысле извест­ные на сегодня методы, технологии и процедуры управления персо­налом могут быть объединены в три подгруппы: методы формирова­ния кадрового состава, методы поддержания работоспособности пер­сонала, методы оптимизации кадрового потенциала и реорганизации.

Психологический и конфликтологический подходы к рассмот­рению технологий работы с персоналом позволили авторам пред­ставить их как систему, обеспечивающую постоянный ресурс разви­тия организации во всех фазах ее жизненного цикла.

Поскольку учебник адресован также студентам российских ву­зов, специализирующимся в области менеджмента, в текст разделов включены практикумы, построенные на наиболее типичных ситуа­циях, встречающихся в деятельности по управлению персоналом.

Авторы в большом долгу перед студентами факультета психоло­гии МГУ им. М. В. Ломоносова, факультета экономики и управле­ния Института молодежи и слушателями курсов «Управление персо­налом» ИПК Госслужбы, которые в течение пяти лет были первыми критиками позиции, лежащей в основе предлагаемого учебника.

Особую признательность за существенную поддержку авторы выражают академикам ^ Г. М. Андреевой, Е.А. Климову и А. И. Донцову, а также профессорам Х.А. Бекову, В.П. Пугачеву и Т. С. Сулимовой, многие замечания которых были учтены, а предложения развиты или использованы.

Авторы выражают глубокую благодарность и уважение всем, кто подвигнул их на создание этого учебника, кто был с ними в начале этого многотрудного пути, чьи работы и исследования использованы в тексте. Особо хочется поблагодарить А.К. Ерофеева, Ю.М. Жукова, В.А. Каращана, И. К. Макарову, А. А. Ушакова, П. Г. Щедровицкого.