Организация коллективной творческой деятельности. о своем коллективе

  • Введение
  • Этапы КТД
  • Основные виды КТД
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

«Я хочу быть счастливым человеком, но самый верный путь, если я так буду поступать, чтобы все остальные были счастливы. Тогда я буду счастлив. В каждом поступке должна быть мысль о коллективе, о всеобщей победе, о всеобщей удаче».

А.С. Макаренко

Важную роль в формировании подрастающего поколения играет коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой могут воспитываться способности личности. А чтобы организовать определённый образ жизнедеятельности коллектива, надо подходить к процессу творчески.

Особого внимания заслуживает школьный возраст, потому что именно в этот период становления личности ребенка происходит дальнейшее расширение диапазона совместных с другими людьми действий, развиваются такие черты личности, как организованность, позитивная направленность, целеустремленность, предприимчивость, формируются жизненные ценностные ориентиры и отношения, определяющие в целом его поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности.

В современном мире КТД имеет огромное влияние на личность каждого ребёнка, поскольку является способом организации деятельности, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью. Важное значение имеет организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.

Коллективное творческое дело является важнейшим структурным компонентом методики коллективного творческого воспитания.

Коллективные творческие дела – это, прежде всего, полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и, их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними.

Организация коллективного творческого дела

Цель коллективного творческого дела – развитие творческого потенциала, коммуникативных качеств, самовыражение, самоутверждение, самореализация, а в итоге - гармоничное развитие личности, определение жизненного пути.

Основная задача – пробудить душу ребёнка, развивать заложенные природные творческие способности, научить общению, ориентированию в различных жизненных ситуациях, воспитывать элементарную культуру поведения, чувство милосердия и сострадания.

Коллективная творческая деятельность позволяет каждому обучающемуся проявлять и совершенствовать лучшие задатки и способности, расти нравственно и духовно.

Для того чтобы создать творческий коллектив единомышленников нужно:

  • Включать каждого воспитанника в совместные действия (единство мыслей, действий, воли и чувств) стремиться к разностороннему развитию личности - развить: познавательно – мировоззренческую, эмоционально волевую и действенную сферы личности.
  • Научить его преодолевать трудности, давать оценку сделанному, извлекая уроки на будущее.
  • Вырабатывать ответственное отношение к себе и другим.
  • Научить его товарищескому уважению, вере в творческие силы единого коллектива.

В процессе коллективного творческого дела дети приобретают навыки общения, учатся работать сообща, делить успех и ответственность, развивают свои коммуникативные качества, таким образом, в КТД протекают два важнейших процесса: формирование сплочённого коллектива и формирование личности.

Любое коллективное творческое дело даёт ребёнку возможность:

  • реализовать и развить свои способности;
  • расширить знания об окружающем мире;
  • приобрести навыки проектирования;
  • проявить организаторские умения;
  • закрепить коммуникативные навыки;
  • формировать способности к рефлексии (анализу и самоанализу);
  • освоить культурное пространство.

Коллективное творческое дело – это возможность проявить свою творческую активность, разбудить фантазию, научиться коллективно работать, проявить свои творческие способности. Оно направлено на достижение поставленной задачи, поиску различных решений, развитию творческих способностей детей. КТД приучает коллектив к согласованным действиям, к точности и своевременности, крепкой дисциплине, воспитывает волевые качества личности, волю к победе, настойчивость – всё то, без чего не мыслим успех. Наличие этих навыков составляет основу всякого плодотворного труда. Таким образом, творческое дело имеет огромное влияние на личность каждого ребёнка, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни, способствует развитию и воспитанию.

Этапы КТД

Организация КТД имеет следующие этапы:

1. Предварительная работа коллектива. Возникновение идеи и замысла. На этом этапе определяются цели и задачи, распределяются обязанности при подготовке дела (мероприятия) и назначаются ответственные за каждый участок.

2. Коллективное планирование. Можно проводить планирование в целом коллективе, а можно разделить детей на инициативные творческие группы. Каждая группа составляет свой план и выступает с предложением на общем обсуждении. В итоге формируется общее мнение всего коллектива.

3. Коллективная подготовка. Создание творческой группы. Задача этой группы собрать и организовать всё мероприятие, игровую программу и т.д., вовлекая в работу всех участников коллектива. На этом этапе проходит разработка и написание сценария, распределение ролей, подготовка и изготовление костюмов, реквизита, подборка музыкального оформления и оформления мероприятия в целом. Для продуктивной работы лучше всего разбить весь коллектив на маленькие группы и дать им конкретное задание для подготовки отдельных участков (блоков) мероприятия. Участников творческой группы можно назначить или войти в неё по желанию. Творческая группа создаётся только на период проведения данного мероприятия, после которого она распадается, что обеспечивает смену ролей и свежий взгляд на новое творческое дело.

4. Проведение КТД. Здесь важно перед началом мероприятия собрать всех участников, ещё раз проговорить план действий, успокоить их, настроить на творческий лад и зарядить положительными эмоциями. «И мы вместе!». В конце мероприятия обязательно общее фото на память для закрепления впечатлений, для участников программы, для зрителей - непосредственных участников совместного действа.

5. Коллективное подведение итогов. По окончании мероприятия, по горячим следам, педагог собирает всех участников действа и проводит аналитический разбор проведенной работы (можно использовать видеоматериал) для выявления ошибок и подведения итогов.

6. Подведение итогов и перспективное планирование. На этом этапе, в торжественной неформальной обстановке, вручаются награды и дипломы, составляется план творческих дел на следующий год.

Таким образом, формирование навыков поведения, умений взаимодействия, нравственное и социальное развитие обеспечиваются вовлечением всего коллектив в постоянную и разнообразную творческую деятельность.

Основные виды КТД

Значимость каждого КТД заключается в том, что оно требует общего поиска, даёт детям простор фантазии, развивает креативное мышление, способствует дальнейшей самореализации и саморазвитию личности. Поэтому в каждом из таких дел - гибкая форма и богатое, разнообразное содержание.

  • Трудовые КТД.
    Цель организации деятельности: обогатить знания ребят об окружающем мире, выработать взгляды на труд, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость (акция «Посади дерево», субботники – уборка территории, подготовка кабинетов к следующему учебному году).
  • Познавательные КТД.
    Цель организации деятельности: формировать потребности в познании. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость (семинары-практикумы, мастер-классы и открытые уроки по ДПИ и ИЗО) тематические экскурсии, интеллектуальные игровые программы, викторины на знание дорожных знаков и правил дорожного движения, литературные встречи «Литературная среда»).
  • Художественные КТД.
    Цель организации деятельности: развивать художественно-эстетические вкусы детей и взрослых, воспитывать восприимчивость, благородство души, обогащать внутренний мир человека (кукольные и игровые спектакли, театрализованные представления, тематические концерты в отделе художественной самодеятельности, театральные капустники, литературно-музыкальные композиции и вечера поэзии, выставки художников и мастеров прикладного искусства).
  • Спортивные КТД.
    Цель организации деятельности: развивать ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность («Весёлые старты», эстафеты, коллективные забеги, шахматные турниры, квесты, День здоровья и т.д.).
  • Общественно-политические КТД.
    Цель организации деятельности: воспитать гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни («День первоклассника», праздничные мероприятия, посвящённые Дню города и района, акции и концерт «Международный день пожилого человека», Новогодний праздник, мастер-класс изготовление новогоднего сувенира для детей из многодетных и малоимущих семей: благотворительная акция для детей-сирот «Исполни видную мечту», конкурсы плаката и рисунка «Мир без террора», концерт к Дню Защитника Отечества и Международному женскому дню 8 Марта, концерт, посвящённый подведению итогов единого дня голосования «В судьбе России – моя судьба», митинг в поддержку пострадавших от теракта в Петербургском метрополитене, слёты молодёжных активов, акции к Дню Победы, концерты для ветеранов ВОВ, тружеников тыла, концерты в «Международный День защиты детей», «День независимости», фестиваль детской патриотической песни, акция «Согреем детские сердца», благотворительный концерт «От сердца к сердцу» и мн. др.).
  • Организаторские КТД.
    Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной и организованной деятельности. Каждое коллективное творческое дело может проходить от нескольких минут до нескольких недель, в зависимости от целей, характера и состава участников. (День именинника, День рождения коллектива, родительские собрания, совместные выезды на конкурсы и фестивали, сбор макулатуры).
  • Экологические КТД.
    Природа - лучший учитель ребенка. Приобщение к миру природы, включение детей в экологическую заботу о живом мире природы - задача педагога. Необходимо учить ребят «видеть Землю», помогать родной природе, осознавать ее значение, чувствовать красоту родного края. Экологические КТД: конкурс творческих работ «Земля - наш общий дом», акция «Хлам-арт» поделки из вторсырья, выставка – конкурс «Любимому городу наш букет», экологические спектакли и фотовыставки).
  • Досуговые КТД.
    Многие формы КТД, перечисленные выше, имеют прямое отношение к досугу детей. И познавательные, и трудовые, и спортивные, и художественные и экологические. Все, что дети делают в свое удовольствие, добровольно, есть их досуговая деятельность. И все-таки есть особые игры, детские забавы, затеи, потехи, которые являются коллективными творческими делами. Их роль неоценима. Они - действенная сфера самовоспитания, ибо все «внешние» требования, которые к ним предъявляют взрослые, они предъявляют к самим себе. Эти КТД несут заряд веселья, бодрости, радости, что уже делает их педагогически ценными. Досуг детей должен быть полноправным видом деятельности, равным всем остальным.

актеры новогоднего спектакля "Сказка волшебного Зеркала"

Заключение

Анализируя работу, я пришла к выводу, что в детском коллективе в процессе организации совместной деятельности, в том числе и коллективных творческих дел, осуществляется обмен информацией, согласование общих целей и задач, взаимный контроль, корректировка действий, развивается способность понимать состояние и мотивы поступков других, умение адекватно на них реагировать. Именно в опыте коллективных отношений формируется эмпатия, социальная чуткость, которая помогает ребёнку психологически грамотно строить своё взаимодействие с партнёрами. Педагог в детском коллективе должен быть не только высокопрофессиональным специалистом, но и другом, старшим товарищем, наставником, обладать организаторскими навыками. От профессионализма и личностных качеств педагога зависит успешность коллектива и каждого воспитанника по отдельности.

Список литературы

  1. Беляев А.Б. Формы обучения методике коллективной творческой деятельности. – М., 1989.
  2. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания./ И.П. Иванов Просвещение, 1990.- с. 59-63
  3. Иванов И.П. Два подхода к воспитанию.// Вожатый.-1980.-; №1.- с. 20-23
  4. Кульневич С.В. Воспитательная работа в современной школе/ С.В. Кульневич. Воронеж, 2006. с. 266
  5. Стефановская Т.А. Классный руководитель./ Т.А. Стефановская.- М.: Академия, 2006. с. 111-126

Спектаклm по Профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

фрагмент спектакля "Капризная принцесса или в поисках счастья"
по мотивам сказок Г.Х. Андерсена "Свинопас и талисман"

Масленичное гуляние "Алёшка, Тимошка и Масленица"
сайт 2011 г.

Детский коллектив нашего Центра – коллектив, нацеленный на творчество, созданный для творчества и для обучения детей творческому отношению к своей и общественной жизни. Только в творческом коллективе ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя ее вокруг себя.

Как же сделать так, чтобы всемерно развить инициативу и самостоятельность каждого ребенка, а так же сделать процесс воспитания увлекательным, эффективным и творческим?

Каждый педагог ищет свои ответы на эти вопросы. Волнуют они и меня, педагога-организатора Центра, оттого, что проблемные моменты современного образования заключены в следующем:

  • в недостаточной активности и инициативности самих обучающихся в слабых навыках организаторской деятельности;
  • в равнодушии педагогических коллективов к развитию ученического самоуправления, отсутствии доверия, авторитарности педагогов, нежелании поддержать детские инициативы;
  • в негативном восприятии родителями общественной деятельности детей (стереотип ненужности, обременительной обязанности);
  • в слабости общественно-полезной направленности работы детских коллективов;
  • в использовании устаревших, примитивных форм работы, неадекватных природе современных подростков.

Эти проблемы, возможно, решить через:

  • углубление программно-целевого подхода к деятельности образовательно-воспитательного процесса;
  • создание организационно-педагогических условий для организации и проведения коллективно творческих дел.

Необходимо сразу оговориться, что из всех аспектов методики воспитания внимание в работе сосредоточено наиболее полно на одном, но ключевом – НА МЕТОДИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА, которая включает в себя: методику коллективной творческой деятельности (КТД).

Коллективные творческие делаэто, прежде всего, полнокровная жизнь старших и младших воспитанников, их родителей и педагогов, и в то же время их общая борьба за улучшение окружающей жизни учреждения. В этой жизни, в этой борьбе педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них.

Постоянная многосторонняя забота друг о друге, о своем коллективе, окружающих людях, о далеких друзьях, поиск лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей жизни, разнообразных дел на пользу и радость своему коллективу и другим людям – вот что сплачивает родителей, педагогов и воспитанников Центра. И чем богаче, целеустремленнее, организованнее общая жизнь, тем эффективнее тот многосторонний воспитательный процесс, который идет «по ходу», в глубине этой жизни: и воспитывающее воздействие педагогов (прямое и косвенное, открытое и скрытое), и взаимное влияние самих воспитанников друг на друга, и самовоспитание старших и младших. КТД – дело творческое коллективное, потому что представляет собой совместный поиск лучшего решения жизненно важной задачи, потому что творится сообща – не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается.

Схема 1. Организация планирования коллективно – творческих дел в МОУ ДОД «Центр дополнительного образования для детей Тяжинского района Кемеровской области»

Воспитательная работа нашего учреждения начинается с коллективного планирования. Каждое творческое объединение, клуб получает задание – подумать, что интересного, полезного для себя и для других можно сделать в этот учебный год. После коллективного обсуждения 1-2 предложения от объединений, клубов выносятся на «совет Добрых дел», в который входят представители администрации Центра, родители, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования и воспитанники. Каждое из предложений строится по плану. «Что и для кого сделаем? Кому это принесет радость и пользу? Когда сделаем? Кто будет участвовать? Кто будет отвечать за выполнение?»

Самое важное в коллективном планировании – развитие творческой, организаторской активности и самостоятельности самих воспитанников. Дети учатся жить – и жить с пользой и радостью!

Реализация коллективно-творческих дел в Центре

КТД планируются и проводятся в течение месяца, меняя названия и содержание. Все они напрямую связаны с тематическими периодами учебного года Разнообразие и периодичность проводимых мероприятий позволяют обучающимся реализовывать свои интересы и потребности, развивать интеллектуальные и творческие способности, социальное творчество. Данная система предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел.

Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать в Центре широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, т.е. создания чего-то нового. Результатом такого творчества становятся написанные детьми или взрослыми по отдельности или совместно сценарии, сочинения, стихи, песни, на сцене демонстрируются спектакли, миниатюры, сценки, агитбригады. Выставки, организуемые почти всегда во время проведения коллективных творческих дел, демонстрируют широкий спектр творческих работ прикладного характера, начиная с рисунков, плакатов, газет и заканчивая поделками, изделиями из различных материалов, макетами. Большие выставки прикладного и письменного творчества, а также публичные выступления ребят на сцене друг перед другом, перед младшими и старшими, родителями создают ситуации демонстрации успеха, ситуации оценки своих достижений относительно успехов других.

Коллективное творческое дело имеет огромное влияние как на личность каждого человека, творческого объединения, клуба, которые являются первичным коллективом, так и на весь большой коллектив нашего учреждения. Это подтверждают результаты диагностики, анализ проведённых КТД и воспитательной работы в целом.

В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового, наконец, просто знакомятся и приобретают друзей. Таким образом, идут два важных процесса одновременно – формирование и сплочение детского коллектива, и формирование личности воспитанников. В процессе общей работы происходит взаимодействие людей разных возрастов, старшие помогают младшим, младшие учатся у старших.

Таким образом, коллективные творческие дела как крупные воспитательные акции создают в учреждении периоды повышенного эмоционального напряжения положительной направленности, яркие события жизни Центра, подготовленные сознательно и осуществленные большинством, содержат в себе ценные нравственные ориентиры, на которых строится жизнь этого большинства, позволяют перевести ценности системы в личные ценности каждого из ее участников.

КТД – это верный путь соединения и создания общности нашего Центра на длительное время, создание и расширение пространства, способствующего развитию личности.

В нашем Центре создано и функционирует 13 творческих объединений и 10 клубов по интересам. Работа клубов и объединений строится по принципам коллективной творческой деятельности, предоставляя обучающимся возможность реализации своих интересов и потребностей, развития способностей общения, самовыражения и самореализации в среде сверстников. Кроме того, участие в клубной деятельности позволяет воспитанникам отдохнуть, найти друзей. Самыми популярными являются военно – патриотический клуб «Витязь», вокальная студия «Домисолька», а среди воспитанников танцевального коллектива «Созвездие» создана команда клуба КВН. Коллективное творческое дело в нашем понимании, – это групповая деятельность, имеющая игровую инструментовку, совокупность приемов, действий, выстроенных в определенной последовательности.

Организация коллективной творческой деятельности происходит в несколько этапов, которые мы видоизменили и дополнили, исходя из целей и задач нашего учреждения (расширен состав участников, создано широкое творческое пространство деятельности, введен промежуточный этап, игровая инструментовка на всех этапах).


Схема 2. Схема деятельности организации КТД

КТД проходят в Центре 5 раз в год, охватывая педагогический коллектив и всех воспитанников от младшего до старшего возраста. В подготовке и проведении участвуют руководители творческих объединений и клубов, организаторы досуга, родители и сами воспитанники Центра.

Воспитательно-образовательное содержание КТД формируется в виде дидактических задач, однако для ребят они не выступают открыто, а реализуются через игровые действия и правила, что значительно облегчает их решение, делает процесс увлекательным, эмоционально насыщенным. Игра способствует формированию положительной мотивации, расширяет состав участников КТД, делает его привлекательным.

Игра как средство воспитания выбрана нами не случайно. В процессе игры требования взрослых к обучающимся становятся их требованиями к себе, значит, активным средством воспитания и самовоспитания. Игра – это свободная, естественная форма проявления деятельности детей, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается простор для проявления своего «Я», личного творчества, активности, самопознания, самовыражения, саморазвития. Игра – главная сфера общения воспитанников, в ней решаются проблемы межличностных отношений, партнерства, дружбы, товарищества; игра – это сильнейшее средство социализации.

Важнейшими воспитательными функциями игры являются:

  • социокультурное назначение игры;
  • функция самореализации ребенка в игре;
  • коммуникативная;
  • диагностическая;
  • игротерапевтическая;
  • коррекционная;
  • развлекательная.

В нашем педагогическом опыте практикуются такие формы игры, которые отвечают следующим требованиям:

  1. Игра содействует сплочению коллектива.
  2. Имеет познавательное значение.
  3. Активизирует общественную деятельность воспитанников.
  4. Обеспечивает мыслительную активность участников игр.
  5. Создаёт условия для детского творчества.
  6. Соответствует принципу: «Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц».

Предметом такой игры является наслаждение ее процессом, конечный результат реализация и развитие способностей, формирующих личность.

В практике работы нашего Центра проводятся как трудовые, организаторские, так и праздничные, художественные коллективно – творческие дела.

Трудовые дела. В трудовых делах воспитанники и педагоги Центра осуществляют заботу через труд – к творчеству. Цель трудовых дел – обогатить знания ребят об окружающем, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а так же на деле заботиться о близких и далёких людях, работать самостоятельно и творчески. Традиционно в нашем Центре проходит коллективно – творческое дело Операция ПДД – «Подарок далёким друзьям». Операция ПДД проводится как для хорошо знакомых людей, так и для далёких друзей. Одно из таких дел – акция «Дети Кузбасса – солдатам России», о которой узнали активисты «совета Добрых дел» и вышли с предложением об участии в ней, разработав общий проект подготовки. Суть этого проекта заключается в следующем: сделать общий подарок солдатам воинской части п. Козюлька Красноярского края. Данная часть была выбрана не случайно. Во-первых, её возглавляет наш земляк Рунда Михаил Михайлович, выпускник Итатской средней школы, во-вторых, с этой танковой частью давно установились дружеские отношения – наши обучающиеся получали первые навыки солдатской службы на военно-полевых сборах в расположении части, в-третьих, здесь проходят службу юноши Кемеровской области и Тяжинского района в частности.

Реализация проекта проходит по следующим этапам:

1 этап. Создание микроколлективов из воспитанников учреждения, которые получают определённое задание. Микроколлектив творческих объединений декоративно-прикладного направления вяжут варежки, носки, шьют тёплые вещи, изготавливают игрушки – обереги для солдат. Микрогруппа художественно-эстетического блока разрабатывают сценарий, подготавливают концертную программу, воспитанники клуба «Витязь» занимаются сбором писем от близких родных солдат, формируют посылки с художественно – научной литературой, сладкими сюрпризами.

2 этап. Обсуждение и защита «подарка». Выбор делегации воспитанников для визита в военную часть.

3 этап. Итог проекта – поездка в воинскую часть с праздничным концертом и вручением общего подарка от воспитанников Центра. Ежегодно, 23 февраля делегация из воспитанников, педагогов и родителей Центра, выезжают в расположение части. Встречает ребят из Кузбасса заместитель командира части по воспитательной работе подполковник Лякруа Андрей Вячеславович и психолог части Пономаренко Наталья Владимировна. Ребята, показывают солдатам замечательный концерт, радуя военнослужащих своими выступлениями. Свое праздничное настроение им дарят: танцевальный коллектив «Созвездие», вокальная студия «Арго». Съемку дружеской встречи осуществляют родители воспитанников. Бурными и продолжительными аплодисментами принимают наших ребят воины. По завершению праздничного концерта подполковник Лякруа А.В. от всей души благодарит ребят и педагогов за прекрасное настроение, которое они доставляют солдатам, и приглашает к дальнейшему сотрудничеству. Также ребята с удовольствием посещают музей боевой техники, могут исследовать самостоятельно боевые машины, пообщаться с солдатами, узнать будни солдатской службы. С каждым годом крепнет сотрудничество воинской части с нашим Центром. Командир части Рунда М. М. традиционно вручает благодарственное письмо, в котором говориться: « Командование и личный состав части 54630 выражает благодарность управлению образования администрации Тяжинского района Кемеровской области, МОУ ДОД «Центр дополнительного образования для детей Тяжинского района Кемеровской области» за организацию культурно – досуговой работы с личным составом воинской части 54630, выражает уверенность, что и в будущем взаимное сотрудничество будет способствовать воспитанию достойных защитников Отечества».

4 этап. Оценка результатов деятельности – соотнесение полученного с запланированным.

Организаторские дела. Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой, совместной организаторской деятельности – это когда вместе придумали, подготовили, провели и обсудили наше общее дело. Газета – «молния» «Я + друзья = семья» это непростая информация, а коллективное творческое дело, как участников её выпуска, так и всех членов детского коллектива, думающих над обсуждаемым вопросом, увлечённых поиском наиболее удачного его решения. Над созданием и выпуском этой газеты трудятся каждое творческое объединение Центра. Право на выпуск газеты переходит от одного творческого объединения к другому, в этом случае каждый детский коллектив учреждения сможет участвовать в выпуске газет – «молний». В каждом выпуске отражается информация о жизнедеятельности того или иного творческого объединения, его успехах, достижениях, новостях. Газета – «молния» не терпит шаблонов в содержании и подачи материала, новый выпуск оригинален по форме, приковывает внимание яркими, выразительными средствами оформления. Для «обратной связи» используется специальная «шкатулка мнений», помещаемая возле данной газеты. Такая форма работы даёт наибольший воспитательный эффект развивает чувство ответственности за жизнь своего коллектива, учит сопоставлять и оценивать разнообразные факты этой жизни, выделять главное, определять жизненно важную задачу, находить правильное её решение, действовать находчиво и оперативно.

Праздники – наши общие дела. Лучшей формой привлечения обучающихся к этой творческой деятельности становятся праздники: «Посвящение в гильдию творцов», «Идёт новый год», «Дом друзей», «Без матери нет ни поэта, ни героя», «Осенние посиделки» и т.д. Сколько сказочных героев здесь можно увидеть! Благодаря этим праздникам воспитанники могут реализовать свои режиссёрские, хореографические, артистические, музыкальные способности. Поэтому и цель этих праздников – развитие творческого воображения и формирование творческой личности обучающихся.

Самое увлекательное, разнообразное, творческое коллективное дело возможно при подготовке и проведении праздника «Идёт Новый год». Здесь предоставляется более широкое поле творческой деятельности для совместной работы воспитанников, педагогов, родителей. Подготовка к встрече Нового года в Центре начинается со стартовой беседы в творческих объединениях. На «совете Добрых дел» выбираются варианты организации и проведения всеми любимого весёлого праздника. Все предложения выбираются, обсуждаются, уточняются вопросами следующего типа «Для кого? С кем вместе? Где? Когда? Кто будет ведущим организатором?», совершенствуются, что-то принимается, что-то, напротив, отвергается. Так же разрабатываются и уточняются детали плана, распределяются поручения между творческими объединениями.

Данное коллективно – творческое дело даёт направление инициативе и самодеятельности каждого участника и всем вместе (младшим и старшим), позволяет определить меру своего участия в реализации замысла, выбрать поручения по душе, объединиться в группы по интересам.

Каждая группа имеет свой круг забот:

  • «хозяева» украшают ёлку, оформляют помещение, подготавливают сюрпризы;
  • «журналисты» организуют конкурсы на лучший рисунок, выпускают стенгазеты-поздравления каждому творческому объединению, оформляют итоговые статьи по проведению праздника в районную газету «Призыв» и пресс-центр администрации Тяжинского района;
  • «артисты» готовят концерты, творческие поздравления, проводят операцию «Радость малышам» с привлечением кукольного театра «Арлекин», вокальной студии «Домисолька» (показ новогоднего спектакля по детским садам посёлка);
  • «затейники» разрабатывают театрализованные представления, распределяют роли, проводят репетиции;

В период подготовки к празднику открывается «мастерская Деда Мороза». В «мастерской» создаются цеха, куда входят цех по изготовлению реквизитов и декораций (совместная работа педагогов, воспитанников и их родителей), цех по пошиву костюмов, цех по изготовлению сувениров, подарков;

Подведение итогов происходит на общем сборе «совета Добрых дел», которому предшествует письменный опрос-анкета, содержащие вопросы на размышление «Что было хорошего и почему?», «Какие чувства и мысли вызвало у вас это КТД?», «Что предлагаем на будущее?» Отмечаются успехи творческих коллективов и личный вклад каждого. Завершая далеко неполный перечень коллективно-творческих дел, можно сказать, что всё это далось не сразу и не так легко, как хотелось бы. Но особенно заметно изменились наши воспитанники, насколько они стали добрее и внимательнее друг к другу и окружающим их людям, как изменились их ролевые позиции, с какой радостью они бегут в наш Центр, где у них такая интересная жизнь, как хотят они сделать эту жизнь интереснее и полезнее.

Казённое общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Леушинская школа - интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Сообщение

«Технология коллективной творческой деятельности»

Составитель:

учитель физической культуры,

Леуши, 2017


Введение

«Каждое дело - творчески, иначе – зачем!

Каждое дело - с пользой, иначе - зачем?

Каждое дело - людям, иначе - зачем?»

Демократические преобразования в обществе, динамизм окружающей действительности, конкурентоспособность и другие явления рыночной экономики на первое место ставят индивидуальность и неординарность личности человека, его умения взаимодействовать с этим миром на разных уровнях: от исполнительского до творческого, созидательного.

Все это предъявляет подрастающему поколению особые требования: быть активными и инициативными, самостоятельными и ответственными, творческими личностями, доброжелательными и толерантными, умеющими владеть собой в любых обстоятельствах.

Особого внимания заслуживает школьный возраст, потому, что именно в этот период становления личности ребенка происходит дальнейшее расширение диапазона совместных с другими людьми действий, развиваются такие черты личности, как организованность, позитивная направленность, целеустремленность, предприимчивость, формируются жизненные ценностные ориентиры и отношения, определяющие в целом его поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности.

Для того чтобы происходило расширение диапазона нужны специальные педагогические действия. Такие условия и его воспитанникам предоставляет методика коллективного творческого воспитания, технологическим ядром которой является коллективное творческое дело (КТД).

КТД - это такое взаимодействие взрослых и детей, которое опирается на коллективную организацию деятельности, коллективное творчество её участников, формирует отношения общей заботы и эмоционально насыщает жизнь.

Понятие «Коллективное творческое дело» было введено в середине 60х годов. Продолжил педагогическое наследие и стал его последователем. Педагоги считают академика изобретателем методики КТД, создателем «педагогики сотрудничества» коллектива.

В настоящее время сотни тысяч педагогов работают по методике. «Энциклопедия коллективных творческих дел» известна широким кругам педагогической общественности. Ребята и педагоги с увлечением «играют» в защиту фантастических проектов, фабрики, ЧТП (чередование традиционных поручений) потому, что все это делается не по указанию со стороны, не под диктовку, а самостоятельно, на основе собственной инициативы, на пользу и радость людям.

В современном мире, коллективно-творческое дело имеет огромное влияние на личность каждого воспитанника, поскольку является способом организации, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью. Именно, организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов и есть технология коллективного творческого воспитания.

Технология коллективно-творческой деятельности — это система философии, условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма.

Цель КТД:

Раскрепощение личности, формирование гражданского самосознания, развитие его способностей к социальному творчеству, воспитание общественно-активной творческой личности, способной преумножить общественную культуру.

Основными задачами КТД являются:

    Формирование и развитие коллектива; Развитие личности каждого ребенка, его способностей, индивидуальности; Развитие творчества как коллективного, так и индивидуального. · Обучение правилам и формам совместной работы. Реализация коммуникационных потребностей детей.

В процессе КТД развиваются стороны личности:

    познавательно-мировоззренческая (знания, взгляды, убеждения, идеалы), эмоционально-волевая (чувства, стремления, интересы, потребности), действенная (умения, навыки, привычки, способности, черты характера).

Пять условий педагогического успеха.

Первое условие - общая забота.

Надо научиться включать каждого воспитанника, как своего младшего товарища в совместные действия на радость и пользу; в поиск дел, нужных людям; в опыт творения добра и преодоления того, что мешает добру, в оценку сделанного и извлечение уроков на будущее.

Второе условие - единство уважения и товарищеской требовательности.

Исходным является товарищеское уважение: вера в творческие силы, возможности человека как все более умелого и увлеченного участника общей гражданской заботы; понимание сильных и слабых сторон человека, стремление раскрывать, развивать лучшие стороны и преодолевать недостатки, слабости. Из товарищеского уважения вытекает и товарищеская требовательность.

Третье условие - единство мыслей и действий, воли и чувств.

Надо научиться воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно - мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную; формировать научные знания, взгляды, убеждения, идеалы; развивать необходимые каждому гражданину нашего общества умения, привычки и черты характера.

Четвертое условие – единый коллектив.

Каждую личность воспитывает единый воспитательный коллектив старших и младших, воздействуя на общую жизнь, улучшая ее и обеспечивая ее воспитательную результативность.

Пятое условие - творчество, а не шаблон.

Использовать различные виды воспитательного воздействия непременно творчески, не допуская формализма унылого, убивающего неординарность однообразия.

Существуют принципы коллективного взаимодействия:

Принцип гуманизма: признание ребенка субъектом воспитания; опора на позитивное в ребенке; понимание, сострадание и помощь ребенку; ребенок живет, а не готовится к жизни (ребёнок - личность);

Принцип природосообразности: учет психофизических и возрастных особенностей;

Принцип равенства и сотрудничества: все члены коллектива занимают равные положения;

Принцип культуросообразности: основан на общечеловеческих ценностях, на нормах национальной культуры и региональных традициях;

Принцип открытости и доступности: все учащиеся могут принимать участие в самоуправлении;

Принцип добровольности: добровольное и самостоятельное решение ребенка в выборе ;

Принцип создания ситуации успеха для каждого ребенка.

Планируемые результаты:

    Ребенок является участником коллективной деятельности. Знания и умение одного является достижением всех. Действия каждого ребенка находятся в связи с действиями других детей, что повышает личную ответственность при выполнении общего дела У ребенка появляется желание работать над собой, совершенствуя свои навыки, умения и приобретать новые знания

Организация коллективной творческой деятельности учащихся

Коллективное творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни.

Это практическая забота о жизни, о самых разных ее сторонах, а не воспитание тех, кто все исполняет по сценарию педагога. КТД - это дела не для ребят и не только во имя их воспитания, это дела (и цели) самих ребят, коллектива, членом которого становится и взрослый, которые возвышают, развивают, способствуют становлению личности. Растет Гражданин - Хозяин - Друг - Работник.

Их важнейшие особенности: практическая направленность, коллективная организация и творческий характер проведения. Каждое коллективное творческое дело есть проявление практической заботы воспитанников и воспитателей об улучшении окружающей и своей жизни. Поэтому КТД - не простое дело, а жизненно важное, общественно необходимое.

Оно - коллективное, потому, что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно воспитанниками, классным руководителем и воспитателями.

Оно - творческое, потому, что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения жизненно важных задач.

Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. Коллективные творческие дела позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового.

В процессе коллективной творческой деятельности ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности.

В коллективной творческой деятельности любой школьник может заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, а значит свои лидерские качества

Многосторонняя постоянная забота друг о друге, о своем коллективе, об окружающих людях, о далеких друзьях, поиск лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей жизни, разнообразных дел на пользу и радость своему коллективу и другим людям - вот что сплачивает воспитателей и воспитанников.

В каждом коллективном творческом деле проявляется сущность педагогики общей заботы.

Суть каждого дела - забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях, о далеких друзьях.

Коллективные творческие дела отличаются друг от друга, прежде всего по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план: трудовой или общественной, познавательной или художественно-эстетической, спортивной или досуговой.

Таким образом, творческое дело имеет огромное влияние на личность каждого школьника, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время, являясь основным воспитательным средством.

Структура КТД – 6 стадий коллективной творческой деятельности

1 стадия – предварительная работа коллектива (намечаются исходные действия, проводятся воспитательные занятия /беседы, экскурсии и т. д./, готовятся к коллективному планированию.)

2 стадия – коллективное планирование. Обсуждение мнений в (микро)коллективах, в результате вырабатывается общее мнение. На сборе-старте выступают представители каждого (микро) коллектива. Принимается коллективное решение.

3 стадия – коллективная подготовка КТД. Создается совет дела, в который входят представители от каждого (микро)коллектива. Проект КТД уточняется сначала советом дела, затем – в (микро) коллективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.

4 стадия – проведение КТД.

5 стадия – коллективное проведение итогов КТД. Происходит на общем сборе-огоньке: Что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее?

6 стадия – стадия ближайшего последействия КТД. Реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы.

Основные виды КТД

Сила каждого КТД в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел - гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.

Трудовые КТД.

Цель: обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды на труд как основной источник радости, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость Модели - трудовая атака, десант помощников, подарок далеким друзьям, почта, «Снежная сказка», трудовой сюрприз, фабрика, мастерская.

Познавательные КТД.

Цель: формировать потребности в познании, сознательного, увлеченного, действенного отношения к непосредственным источникам открытия мира. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость. Модели - вечер веселых задач, вечер-путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, город веселых мастеров, защита фантастических проектов, рассказ-эстафета, собрание-диспут, турнир-викторина, турнир знатоков, устный журнал.

Художественные КТД.

Цель: развивать художественно - эстетические вкусы детей и взрослых; укреплять тягу к духовной культуре, к искусству и потребность открывать прекрасное другим людям; пробуждать желание испробовать себя в творчестве; воспитывать восприимчивость, благородство души; обогащать внутренний мир человека Модели - кольцовка песен, концерт - «молния», кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий.

Спортивные КТД.

Цель: развивать гражданское отношение к спортивно-оздоровительной стороне жизни, к физической культуре, к себе как здоровым и закаленным гражданам общества; вырабатывать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность.

Общественные КТД.

Цель: укрепить гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни. Модели - День знаний, Новогодний праздник, День Защитников Отечества, 8 Марта, День Победы.

Организаторские КТД.

Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной - организаторской деятельности. Модели - газета - «молния», день рождения коллектива, «живая газета», журнал-эстафета, коллективное планирование, общий сбор, разведка дел, сбор-рождение коллектива, смотр дружбы, эстафета дружбы.

Экологические КТД.

Природа - лучший учитель ребенка. Приобщение к миру природы, включение детей в экологическую заботу о живом мире природы - задача учителя. Операции «Родничок», «Муравейник», «Малая речка», «Озеро», «Поляна» - экологические КТД. Необходимо учить ребят «видеть Землю», помочь родной природе, осознавать ее значение, почувствовать красоту родного края.

Досуговые КТД.

Многие формы КТД, упомянутые выше, имеют прямое отношение к досугу детей. И познавательные, и трудовые, и спортивные, и художественные. Все, что дети делают в свое удовольствие, добровольно, есть их досуговая деятельность. И все-таки есть особые игры, детские забавы, затеи, потехи, которые являются коллективными творческими делами. Их роль неоценима. Они - действенная сфера самовоспитания, ибо все «внешние» требования, которые к ним предъявляют взрослые, они предъявляют к себе сами. Эти КТД несут заряд веселья, улыбки, радости, что уже делает их педагогически ценными. Досуг детей должен быть полноправным видом деятельности, равным всем остальным.

Каждое КТД - это, прежде всего проявление жизненно-практической гражданской заботы об улучшении общей жизни. Это совокупность определенных действий на общую пользу и радость. В таком процессе, направляемом товарищеской воспитательной заботой педагогов, осуществляется нравственное, умственное, физическое, трудовое, эстетическое воспитание, в теснейшем единстве происходит развитие всех сторон личности: познавательно - мировоззренческой, эмоционально-волевой, действенной.

Сила каждого творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел - гибкая форма, богатое содержание, нестандартные варианты.

Коллективная творческая деятельность будет проходить успешнее тогда, когда ее девизами будут: «Все - творчески, иначе - зачем!

КТД дают возможность:

Воспитаннику

Коллективу воспитанников

Классному руководителю, воспитателю

Коллективу

Классных руководителей, воспитателей

– Реализовать и развить свои способности;

– проявить организаторские умения;

– расширять коммуникативные навыки;

– осваивать культурное, социальное пространство;

– формировать личность.

– Формировать коллектив;

– проявлять взаимоподдержку, взаимовыручку, .

– Раскрыть и развить творческий, педагогический, личностный потенциал;

– совершенствовать организаторские способности и возможности;

– изучить коллектив группы;

– объединить воспитанников, педагогов;

– управлять процессом развития личности воспитанника;

– развивать рефлексивные способности.

– Формировать коллектив единомышленников;

– проявлять , взаимоподдержку, взаимовыручку, взаимопомощь.


Основными условиями воспитательной эффективности коллективных творческих дел являются:

Единство жизненно-практической (улучшение жизни коллектива и окружающей жизни) и воспитательной направленности;

Творческий характер каждого КТД («каждое дело – творчески, иначе – зачем?»): осуществление непрерывного поиска лучших решений жизненно важной задачи на всех стадиях организации;

Ценностная интерпретация задач каждого дела;

Единство стадий организации каждого дела, объединенных общей идеей, ценностью.

На всех этапах организации КТД необходимо особенно внимательное отношение к детям с заниженной самооценкой, «новеньким», «трудным», ко всем, кого коллектив по каким-либо причинам не принимает. Для таких детей целесообразно применять технологию создания ситуации успеха. Эта технология позволит всем увидеть таких детей с неожиданной (неожиданно хорошей) стороны, изменить отношение к ним в лучшую сторону, а им самим – занять достойное место в команде, включиться в общую работу «на радость и пользу людям», применив проявившиеся в ситуации успеха способности.

Становлению конструктивных отношений в команде способствует применение технологии стимулирования деятельности детей. Умелое применение различных видов педагогических требований, поощрений и наказаний позволяет педагогу регулировать отношения в микрогруппе и в коллективе в целом, делая акцент на стимулировании гуманитарных моделей поведения.

Гуманитарная профессиональная позиция педагога подразумевает не только принятие различных точек зрения, но и устойчивость собственной позиции, способность отстаивать в культурных формах свои ценности. Для решения этой задачи педагог может демонстрировать приемы, составляющие технологию этической защиты, и обучать этим приемам воспитанников.

Коллективная творческая деятельность – это деятельность одновременно практическая и духовная, позволяющая ребенку приобрести не только практические, организаторские, коммуникативные и другие навыки, но также выявить и реализовать свои способности, приобрести опыт диалогического взаимодействия и гуманных отношений, освоить принятые в обществе способы и формы реализации ценностных отношений к окружающему миру и другим людям.

Заключение

Изучив психолого-педагогическую литературу по данной теме можно сделать вывод, что КТД является важнейшим структурным компонентом процесса воспитания и позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, в процессе которого ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.

КТД позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

Список литературы

1. Методика Коммунарского воспитания/ Просвещение 1990. - с. 59-63.

2. Воспитательная работа в современной школе/ . Воронеж 2006. С. 266.

3. Классный руководитель/ . // Коллективные творческие дела 2007 - №8. С. 112-113.

4. Классный руководитель/ . - М.: Академия, 2006.-С. 111-126.

5. оспитательная работа в школе/Е. Тишина // Общение в коллективном деле. - 2008. - №1. - С. 119


Коллективное управление авторскими правами и смежными правами предназначено для более эффективного осуществления и защиты интеллектуальных прав. Это достигается за счет наделения специально созданных организаций полномочиями выдавать лицензии, собирать вознаграждение и предъявлять иски в интересах авторов, которые в свою очередь могут сосредоточиться на творчестве. В этой статье разберемся с вами в сущности коллективного управления, особенностях работы этой системы в России, ее преимуществах и недостатках, а также причинах критики организаций коллективного управления авторскими и смежными правами.

1. Коллективное управление авторскими правами: понятие.

Идея объединения усилий в целях эффективной защиты авторских прав восходит к XIX в., когда стали появляться союзы авторов, направленные на отстаивание их законных интересов, а не только в целях творческого общения. Из истории известен случай во Франции, когда несколько авторов отказались заплатить в ресторане, в котором исполнялись их музыкальные произведения без выплаты авторского вознаграждения. Однако первые союзы авторов XIX в. имеют мало общего с современными организациями по коллективному управлению авторскими правами, так как бремя защиты и осуществления в них все равно лежало на самих авторах.

Коллективное управление авторскими и в современном понимании появляется только тогда, когда между разными лицами происходит разделение функций по созданию произведений и по осуществлению и защите прав на них. Первое - задача авторов и исполнителей, второе - задача специально создаваемых организаций, которые, по существу, выступают в качестве профессиональных посредников между авторами и пользователями (организаторами концертов, владельцами кафе, ресторанов, клубов, торговых центров и т.д.). Можно дать следующее определение:

Это осуществление и защита авторских и смежных прав специально созданными организациями, уполномоченными выступать в интересах авторов и правообладателей в отношениях с третьими лицами - пользователями. Главные функции этого института интеллектуальной собственности:

  • преодоление трудностей индивидуальной защиты интеллектуальных прав за счет наделения соответствующими полномочиями профессиональной организации;
  • облегчение возможности правомерного использования и авторских прав за счет их сосредоточения в руках крупных организаций, что облегчает пользователям поиск лица, уполномоченного предоставить лицензию на использование таких объектов;
  • возможность допустить в законодательстве использование произведений, исполнений и фонограмм без разрешения правообладателей, но с выплатой им вознаграждения и эффективно организовать сбор такого вознаграждения.

Ниже представлена общая схема того, как работает коллективное управление авторскими и смежными правами.

Таким образом, основная цель коллективного управления - оптимальным образом соединить правообладателей и пользователей и сократить их правовые и административные издержки в процессе использования интеллектуальной собственности .


В соответствии с п.1 ст.1242 ГК РФ, организациями по коллективному управлению авторскими и смежными правами могут быть только основанные на членстве (корпоративные) некоммерческие юридические лица. Как правило, такие организации создаются в правовой форме общественной организации, хотя не исключен и вариант с ассоциациями (союзами), включая некоммерческие партнерства. При этом активно обсуждаются изменения в законодательство, которые позволят создавать организации в форме коммерческих юридических лиц.

Наиболее известные российские организации коллективного управления авторскими правами: Профессиональный союз деятелей культуры "Российское Авторское Общество" (РАО), Общество по коллективному управлению смежными правами "Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности" (ВОИС) и "Российский Союз Правообладателей" (РСП).

В деятельности организаций по коллективному управлению можно выделить 3 главных стадии:

А) Приобретение полномочий по управлению авторскими и смежными правами . Полномочия могут быть приобретены на основании договора с правообладателем и на основании государственной аккредитации. При этом договор о передаче полномочий по управлению является обязательным для заключения организацией вне зависимости от того, является ли правообладатель её членом. Договор о передаче полномочий в соответствии с практикой Суда по интеллектуальным правам не является видом договора доверительного управления имуществом. Государственная аккредитация позволяет осуществлять коллективное управление авторскими и смежными правами даже теми объектами, которые не переданы правообладателями, причем в каждой из 6 сфер, перечисленных в п.1 ст.1244 ГК РФ, государственную аккредитацию может получить только одна организация коллективного управления авторскими правами.

Б) Осуществление и защита авторских и смежных прав . Осуществление интеллектуальных прав, переданных в коллективное управление, предполагает заключение договоров с пользователями и сбор с них вознаграждения. В зависимости от объекта авторских прав и способа использования организации коллективного управления авторскими правами заключают либо о предоставлении простой (неисключительной) лицензии, либо непоименованные в Гражданском кодексе договоры о выплате вознаграждения. Второй вариант распространяется только на случаи, когда использование интеллектуальной собственности допускается без разрешения правообладателя, но с выплатой ему вознаграждения (например, п.1 ст.1326 ГК позволяет публично исполнять фонограммы, опубликованные в коммерческих целях).

В тех случаях, когда третье лицо использовало управляемое произведение без заключения лицензионного договора, возможно путем предъявления организацией по управлению правами на коллективной основе в суд иска от своего имени или от имени правообладателя. При этом в любом случае такой иск предъявляется в интересах правообладателя, поэтому он при желании может вступить в процесс.

В) Выплата вознаграждения авторам и правообладателям . Собранные с пользователей суммы подлежат перечислению авторам и правообладателям за вычетом расходов организации коллективного управления авторскими правами (своего рода комиссии) Размер такой комиссии регулируется локальными документами организации и, как правило, ни пользователи, ни правообладатели на него повлиять не могут. Кроме того, на практике организации не всегда могут достоверно установить правообладателя и выплатить ему вознаграждение, что особенно часто происходит с иностранными правообладателями. Из-за этого основанное на государственной аккредитации коллективное управление авторскими правами подвергается серьезной критике .

3. Международно-правовое регулирование коллективного управления.

На сегодняшний день отсутствуют универсальные международные договоры, регулирующие коллективное управление авторскими правами и смежными правами. затрагивает более общие вопросы защиты интеллектуальной собственности и главным образом устанавливает минимальные требования к сроку действия авторских и смежных прав и перечню охраняемых объектов.

Однако для России важное положение закреплено в Протоколе о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. Одним из условий присоединения России к ВТО являлась отмена бездоговорного коллективного управления, то есть управления на основании государственной аккредитации без получения полномочий непосредственно от правообладателя. Требование об отмене должно было быть выполнено до 1 января 2013 года, однако по настоящий момент бездоговорное управление авторскими правами действует .

4. Недостатки коллективного управления авторскими правами.

Деятельность организаций по коллективному управлению авторскими правами, особенно тех, которые имеют государственную аккредитацию, часто подвергается критике. Каковы основные претензии?

Во-первых, порядок распределения авторского вознаграждения между правообладателями. П.5 ст.1244 Гражданского кодекса возлагает на аккредитованные организации обязанность принимать лишь разумные и достаточные меры по установлению лиц, имеющих право на вознаграждение. Фактически найти правообладателя, пока он сам не заявит о себе, сложнее, чем собрать вознаграждение с пользователей, в результате чего разница между собранным и распределенным вознаграждением можем составлять сотни миллионов рублей, которые остаются на счетах организаций коллективного управления. Кстати, отчеты о результатах распределения вознаграждения доступны на официальных сайтах организаций.

Во-вторых, неравенство переговорных возможностей между крупными организациями коллективного управления авторскими и смежными правами и авторами и пользователями. В результате авторы фактически не могут влиять на размер комиссии организаций, а пользователи - на ставки вознаграждения за использование . Получается интересная ситуация, когда посредник диктует условия лицам, в интересах которых он действует.

В-третьих, государственная аккредитация приводит к появлению легальной монополии, т.к. в каждой из сфер управления может существовать только одна аккредитованная организация. Конечно, другие организации можно создавать, но составить серьезную конкуренцию аккредитованным они не могут, т.к. вынуждены бороться за каждого правообладателя, когда как аккредитованная организация управляет интеллектуальными правами по умолчанию.

В-четвертых, деятельность ведущий активистов организаций не всегда создает положительную репутацию коллективному управлению авторскими правами. Достаточно вспомнить законопроект о , главной целью которого было создание новой сферы государственной аккредитации, но противоречие которого основным положениям авторского права, в т.ч. международного авторского права, было очевидно.

На мой взгляд, коллективное управление авторскими правами в России нуждается в реформировании путем полного исключения государственной аккредитации и бездоговорного управления. Исторически бездоговорное управление сыграло положительную роль в защите авторских и смежных прав, но сейчас его недостатки создают плодородную почву для злоупотреблений и неосновательного обогащения.


Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

(ННГУ)

Арзамасский филиал

Реферат

на тему: Коллективное творческое дело, его организация.

Выполнила:

Студентка 3 курса

Григорьева Е.В.
Арзамас, 2018г.

Понятие «Коллективное Творческое Дело» (КТД) было введено в обиход Игорем Петровичем Ивановым , как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые.

В коллективной творческой деятельности дошкольников легко и незаметно формируется умения взаимодействовать с людьми и воздействовать на окружающие объекты реальной действительности.

Особенности коллективного творческого дела:


    практическая направленность;

    коллективная организация;

    творческий характер;

    дети заботятся друг о друге;

    о своем коллективе;

    поиск лучших средств этой заботы;

    все более четкая организация своей жизни;

    разнообразных дел на пользу и радость;

    это сплачивает воспитателей и воспитанников.

Именно эти особенности коллективного творческого дела, характеризуют их практическую сторону, определяют отличительные черты обучающей, развивающей и воспитательной задач. Эти задачи в процессе коллективного творческого дела становятся и решаются воспитателями по преимуществу незаметно для воспитанников, как бы “по ходу”, в глубине решения жизненно-практической задачи, и открываются воспитанникам в той или иной стеᴨȇни - при обсуждении результатов.

Этим коллективные творческие дела принципиально отличаются от мероприятий: бесед, экскурсий, работы кружков и т.п. для котоҏыҳ, напротив, характерна открытая постановка ᴨȇред воспитанниками и открытое осуществление образовательных, развивающих и воспитательных задач.

Сила каждого коллективного творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. В связи с этим в каждом из таких дел - гибкая форма и богатое разнообразие содержание, нестандартные варианты.

Изучение и использование коллективных творческих дел невозможно без знания их общих воспитательных, обучающих и развивающих возможностей, без понимания того, как эти возможности раскрываются в каждом виде.

Различаются следующие виды коллективных творческих дел: общественно-политические, трудовые, познавательные, художественно-эстетические, организаторские, спортивно-оздоровительные.

Каждый вид коллективного творческого дела обогащает личность определенным видом общественно ценного опыта.

1.Общественно-политические коллективные творческие дела проникнуты романтикой исторических свершений, картинами трудовых и боевых подвигов народа, совершаемых во имя Родины. Содержание таких образных панорам составляет нравственно-социальный опыт, развивающий у воспитанников гражданское отношение к общественным событиям, к прошлому и настоящему Отечества.

2. Трудовые коллективные творческие дела развивают у воспитанников знания об окружающей жизни, взгляды на трудовую деятельность как основной источник радостной жизни людей, стремление вносить свой вклад в улучшение окружающей жизни, умение и привычку осуществлять заботу о людях близких и далеких, трудиться самостоятельно и творчески на их пользу и радость.

3. Познавательные коллективные творческие дела определяются сᴨȇцификой их сущности: познавательным содержанием, “открытием мира” на пользу другим, на ᴨȇрвый план выступает развитие у воспитанников интерес к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн и загадок, то есть к познавательной деятельности, различным ее средствам, к учению.

4.Художественно-эстетические коллективные творческие дела имеют особые воспитательные возможности. Главная из них - развитие эстетической стороны жизни нашего общества, народов других стран, к искусству, как составной части духовной культуре, к себе как младшим товарищам взрослых по сохранению и внесению прекрасного в окружающий мир. Именно художественно-эстетические дела позволяют целенаправленно развивать у воспитанников художественно-эстетические взгляды и убеждения, действенный интерес к различным видам искусства, умениям и навыкам художественного творчества, эстетическую восприимчивость и отзывчивость, благородство души.

5. Спортивно-оздоровительные коллективные творческие дела. Важнейшая из воспитательных возможностей спортивно-оздоровительных коллективного творческого дела заключается в развитии у воспитанников положительного отношения к спортивно-оздоровительной стороне жизни общества, к физической культуре, к себе как здоровым и закаленным гражданам нашего общества. Спортивно-оздоровительные коллективные творческие дела дают возможность формировать убеждение в важности, красоте физической культуре.

6. Организаторские коллективные творческие дела. К ним относятся такие дела, как организация дня рождения коллектива, коллективное планирование, общий сбор, разведка дел и многое другое.

Следует помнить, что любое практическое дело становится коллективным и творческим, только в такой совместной организаторской деятельности, которая развивает у ее участников организаторские способности и формирует навыки коллективной деятельности.

Воспитательные возможности коллективного творческого дела реализуются тем полнее и глубже, чем органичнее эти дела подкрепляются остальными основными средствами воспитательной работы и воспитательными мероприятиями.

Формы коллективной творческой деятельности от других форм отличаются, прежде всего, характером постановки воспитательных задач и освоения опыта учащимися. В воспитательном мероприятии ᴨȇдагог открыто ставит задачу ᴨȇред детьми, ᴨȇредает им готовый опыт. К формам коллективной творческой деятельности относят коллективные творческие дела, чередование традиционных поручений (ЧТП), сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и другие.

Усᴨȇшное использование системы коллективных творческих дел, реализация воспитательных возможностей обесᴨȇчиваются соблюдением трех основных условий.


    Первое условие - всемерное развитие отношений творческого содружества воспитателей и воспитанников.

    Второе условие - всемерное развитие отношений творческого развития между воспитанниками старших и младших поколений.

    Третье условие - всемерное развитие отношений творческого содружества между самими воспитателями.

Совместная практическая деятельность по воплощению в жизнь коллективного творческого дела , также способствует развитию отношений, развитию эмоциональной сферы, творческому развитию.

Участвуя в дружеском общении, воспитанники удовлетворяют и углубляют познавательные интересы, расширяют кругозор, наблюдательность, зоркость, внимательность, общительность, отзывчивость, душевная щедрость и тактичность, осуществляется эмоциональное развитие.

Осуществление системы коллективных творческих дел возможно на разных уровнях.

Главной методической особенностью коллективного творческого дела является субъектная позиция личности. Коллективные творческие дела направлены на развитие различных сфер личности и имеют как общие, так и сᴨȇцифичные особенности. Оценивание результатов творчества: похвала за любую инициативу; публикация работы; выставка работ; награждение грамотами, дипломами; присвоение званий.

Наиболее распространенными являются коллективные творческие дела, организация котоҏыҳ предусматривает шесть этапов.


    Первый этап - предварительная работа. Педагоги, взрослые устанавливают место предстоящего коллективного творческого дела в воспитательной работе , планируемой на новый ᴨȇриод с данным коллективом. Определяют конкретные воспитательные задачи, выясняют различные варианты, которые могут быть предложены на выбор детям, продумывают способы проведения своих замыслов, намечают действия, которые могут настроить детей на работу, увлечь ᴨȇрсᴨȇктивой, определяют возможности активизации деятельности каждого участника.

    Второй этап - коллективное планирование. Теᴨȇрь действуют сами дети. Они ищут ответы на поставленные вопросы в микро коллективах (группах, звеньях). Этот разговор условно называют сбором-стартом. Усᴨȇх его во многом обесᴨȇчивает ведущий. Он составляет выдвинутые варианты, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи, ставит дополнительные “задачи на размышление”. Завершает поиск выбором совета дела.

    Третий этап - Коллективная подготовка дела. Руководящий орган, совет дела уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения коллективного творческого дела , затем организует его выполнение, поощряя инициативу каждого участника. Подготовка может идти по группам. Возможна ситуация, когда дети слабо включаются, а то и вовсе не включаются в практическую работу. Бывает так, что в самом начале некоторые ученики увлекаются, а потом быстро охладевают к делу, так как не приобрели еще умения преодолевать трудности. В связи с этим велика роль взрослого, старшего товарища, характер его воздействия на детей, взаимодействия с ними. Не допуская открытого давления, взрослый по-товарищески побуждает детей к целенаправленному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла . В некотоҏыҳ случаях ᴨȇдагог подсказывает варианты выполнения работы, дает совет по использованию источников для поиска.

    Четвертый этап - проведение коллективного творческого дела, подведение итогов подготовки. На этой стадии осуществляется конкретный план, составленный советом дела, с учетом того, что наработано группами (бригадами, звеньями). Не нужно бояться отклонений от замыслов, возникающих во время проведения коллективного творческого дела из-за разных непредвиденных обстоятельств. Не следует также бояться и ошибок, допущенных участниками. Педагог, по возможности, незаметно для всех участников дела, для котоҏыҳ оно организуется, направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудавшиеся моменты.

    Пятый этап - коллективное подведение итогов коллективного творческого дела. Это может быть общий сбор коллектива , посвященный итогам коллективного творческого дела, или по группам. Каждый высказывает свое мнение, обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения коллективного творческого дела. Главное, чтобы каждый участвовал в размышлении о проведенном коллективном творческом деле, учился анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее, выдвигать более сложные, чем прежде, задачи - вопросы.

    Шестой этап - ближайшее последствие коллективного творческого дела. На общем сборе в анкете дети и взрослые высказывают предложения, делятся своими вᴨȇчатлениями ᴨȇреживаниями..

С учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста целесообразнее использовать упрощенную технологию проведения, а в некотоҏыҳ случаях только элементы коллективной творческой деятельности, используется своеобразный тип коллективного творческого дела - ситуативный.

В дошкольном образовательном учреждении можно использовать такие формы коллективной творческой деятельности чередование традиционных поручений, сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и другие.

Воспитательные возможности коллективного творческого дела реализуются тем полнее и глубже, когда эти дела сочетаются с основными средствами воспитательной работы и воспитательными мероприятиями.

Дошкольники еще не умеют вместе со старшими думать и действовать на радость и пользу друг другу и окружающим людям. Но они могут научиться этому, привыкнуть к участию в общей творческом деле , овладеть навыками коллективной деятельности на собственном опыте.

Совместное участие в коллективном творческом деле заставляет младших подтягиваться к старшим, воздействуя друг на друга и сам на себя. Старшие стремятся не уронить уровень своего достоинства ᴨȇред младшими стремятся быть знающими, умелыми, дружными, смелыми. происходит положительное взаимное влияние младших и старших. В старшей групᴨȇ во второй половине учебного года воспитатель может ᴨȇреходить к заданиям, требующим распределения работы между несколькими детьми, объединенными в одну подгруппу, коллективные обсуждения влияют на развитие творчества, дети приобретают опыт сотрудничества. В процессе коллективной творческой деятельности воспитатель ставит задачи, но делает это незаметно . Дошкольники, как бы сами “открывают” эти воспитательные задачи, вместе со взрослыми и под их руководством создают новый опыт, принимают ранее усвоенные знания и умения, приобретая новые. Педагог, по возможности, незаметно для всех участников дела, для котоҏыҳ оно организуется, направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудавшиеся моменты.

Совместная практическая деятельность по воплощению в жизнь коллективного творческого дела, способствует развитию отношений, развитию эмоциональной сферы, творческому развитию.

При этом условии для каждого ребенка важным становится его личный вклад в общую работу, стремление к качественному выполнению индивидуального задания, являющегося частью общего, желание оказывать помощь сверстникам, проявлять к ним внимание как к участникам общего дела.

Объединяя детей для выполнения ими совместных заданий, воспитателю немаловажно учитывать уровень умений каждого ребенка, наличие у него творчества , самостоятельности, характера взаимоотношений, сложившихся у него со сверстниками.

Значительное влияние на детей оказывает и обсуждение с ними результатов работы, в процессе которого воспитатель особо подчеркивает их выдумку, творчество, рассказывает о примерах совместного обсуждения , о проявлении доброжелательности, умении выйти из спорных ситуаций без спора. Вместе с воспитанниками ᴨȇдагог оценивает предложения детей, учит внимательно слушать друг друга, разъясняет, как следует выражать несогласие, не прибегая к некорректным формам выражения, учит отстаивать свое мнение, доказывая его направленность на улучшение будущего дела

Немаловажное значение имеет и создание на занятии положительной эмоциональной обстановки, которая обесᴨȇчивается доброжелательным общением ᴨȇдагога с детьми, его умением поддерживать их активность, удивляться их «открытиям».

Обесᴨечение коллективного творческого характера дела на занятиях достигается путем объединения детей общими эмоциональными ᴨереживаниями, также при подведении итогов, радость от полученных результатов. Обесᴨечивая, таким образом, развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Развитие эмоциональной сферы проявляется в нескольких различных формах :

· в форме выразительных движений;

· в форме эмоциональных действий;

· в форме высказываний об испытываемых эмоциональных состояниях;

· в форме определенного отношения к окружающему.

Именно на развитие этих функций направлена работа по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами коллективного творческого дела. Работу по развитию эмоциональной сферы необходимо начинать с детства. Этому способствует организация учебно-воспитательной работы по развитию эмоциональной сферы средствами коллективного творческого дела..

Переживание общей радости объединяет детей, влияет на воспитание доброжелательных взаимоотношений, что способствует развитию эмоциональной сферы. Положительное влияние оказывает коллективное творческое дело на формирование у дошкольников умения согласовывать свои действия, мнения, учит быть внимательным к чувствам и эмоциям других людей, т.е. способствует развитию эмпатии.

При этом немаловажно порой предусматривать такие объединения детей, которые как раз способствовали бы проявлению эмоционального соᴨȇреживания. После выполнения совместных заданий целесообразно предлагать детям рассказать о том, как они работали вместе, чтобы, опираясь на их высказывания, подчеркивать значение дружеских взаимоотношений, умения понимать эмоциональное состояние другого, адекватно выражать и регулировать свое.