Атомный авианосец шарль де голль. Водоизмещение авианосца Шарль де Голль

Ежегодно потребление алкоголя увеличивается во многих странах мира, особенно в европейских. Это связано с большим разнообразием выпускаемых спиртных напитков и их доступностью в продаже. С каждым годом количество пьющих несовершеннолетних также увеличивается. Именно Европа занимает первенство по росту алкоголизма. Многие европейские страны всякими способами пытаются бороться с этой пагубной привычкой. Какие страны мира пьют больше всего?

Всемирная статистика

Алкоголизм входит в тройку глобальных проблем человечества в охране здравоохранения. Именно чрезмерное употребление алкоголя приводит более чем к 200 различным видам заболеваний, а также может стать причиной смерти человека.

Алкоголизм находится на третьем месте, после курения табака и гипертонии по уровню смертности.

По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) в 2012 году более 3 млн. человек умерли от чрезмерного увлечения алкогольными напитками. Несмотря на то что постоянно распространяется информация о вреде спиртного, зависимости от него и риске развития серьезных заболеваний, в том числе рака печени, уровень алкоголизма не снижается.

Среди европейских стран по количеству летальных исходов от алкоголя лидируют Венгрия и Румыния. В Центральной Америке (Сальвадоре, Никарагуа и Гватемале) самая высокая смертность. Вообще, во всей Америке за год умирает около 80 тыс. человек.

В основном в Америке, как и в Канаде пьют пиво, а в Аргентине предпочитают употреблять вино. Важно то, что самая большая доля смертей приходится на те страны, где злоупотребляют крепкими алкогольными напитками.

В России ежегодно умирают 500 тыс. человек. Если рассматривать смертность по половому признаку, то в 80% случаев от алкоголя умирают мужчины.

Если рассматривать уровень смертности по возрастным группам, то пик в основном приходится на 40-60 лет. Так, в Бразилии, Венесуэле и Эквадоре умирать начинают от злоупотребления спиртными напитками в возрасте от 40 до 50 лет, в то время, как в США, Канаде, Аргентине и Парагвае смертность в основном наступает с 50 лет. Процент смертей после 70 лет резко снижается.

Стоит выделить и взаимосвязь между действием окружающей среды и вероятностью развития алкоголизма.

В семьях, где есть алкоголики, страдают также их родственники. Около 50% всех преступлений связано с алкогольным опьянением преступника. Это убийства, ДТП, насилия и избиения.

Важно! Количество случаев суицида среди алкоголиков стремительно растет.

Алкоголь также приводит к снижению рождаемости и вымиранию нации. Дети, рожденные от матерей зависимых от алкоголя, имеют физические патологии и психические отклонения.

Из-за отсутствия должного воспитания они либо повторяют судьбу своих родителей и также выпивают, либо идут по преступному пути.

Проблема алкоголизма актуальна во многих странах Европы. В основном больший процент алкоголиков – это люди, злоупотребляющие пивом. Доля потребления этого алкогольного напитка в Европе самая высокая среди всех континентов. В этих странах человек в среднем в день выпивает по 1,5 литра пива. В Европе активно борются с этой пагубной привычкой.

Как выглядит рейтинг самых пьющих стран?

Рейтинг стран мира содержит информацию по количеству употребленного за год алкоголя в литрах на душу населения. ВОЗ составляет такой рейтинг уже не первый раз. Это делается для того, чтобы решить проблему алкоголизма в мире, изучив взаимосвязь между экономическими, культурными, религиозными и социальными особенностями отдельных стран и алкоголизмом.

В 2014 году было проведено исследование алкогольной зависимости, по результатам которого был составлен список из 188 стран. Главным критерием составления списка стал уровень спирта (в литрах) на душу населения (учитывалось коренное население старше 15 лет). В топ 10 рейтинга вошли Андорра, Беларусь, Венгрия, Эстония, Молдова, Россия, Румыния, Словения, Украина и Чехия.

Как видим, большинство этих стран являются бывшими республиками СССР.

Первое место в списке возглавляет Молдова. Спиртное здесь употребляют в количестве 18,2 литра на человека. В этой стране пьют очень много.

Чехия находится на втором месте и входит в топ 3 рейтинга. Потребление алкоголя составляет 16,4 литров на человека.

На карте можно увидеть географическую распространенность алкоголизма.

Какая страна находится в конце списка?

Также менее 0,5 л на душу населения приходится на такие страны, как ОАЭ, Пакистан, Египет, Нигер, Ирак, Кувейт, Ливия, Мавритания и Бангладеш.

Прежде всего, такая статистика связана с культурными и религиозными особенностями этих стран. Если рассматривать карту мира, то можно понять, что практически все население этих стран является мусульманами, а ведь ислам запрещает алкоголь в больших дозах.

Место России в рейтинге

Потребление алкоголя, по данным ВОЗ, составляет 15,7 литра на душу населения. Поэтому Россия находится на четвертном месте. При составлении рейтинга учитывалось только население в возрасте старше 15 лет.

Хоть Россия и не входит в топ 3, но проблема алкоголизма здесь стоит очень остро.

На карте представлено потребление алкоголя за последние 150 лет в России и бывших странах СРСР.

Как видим, с годами употребление спиртного среди населения ежегодно увеличивается, а это приводит к развитию многих болезней, в частности цирроза и рака печени, а также психической и социальной деградации.

Если посмотреть на карту мира, то Россия среди азиатских стран находится на первом месте в рейтинге алкоголизма. Статистика довольно неутешительна, ежегодно количество алкоголиков в России увеличивается на 2 млн., а людей зависимых с психическими отклонениями – на 100 человек.

В России распространен алкоголизм среди мужчин и женщин в одинаковой степени. С годами эта пагубная зависимость молодеет, выпивают уже с подросткового возраста.

После проведения исследования было выявлено, что большой процент алкоголиков начали злоупотреблять уже с возраста 10 лет. А именно в этом возрасте привыкание происходит намного быстрее, нежели у взрослого человека.

Реальная картина в России выглядит следующим образом: по статистике выпивают 99% мужчин и 97% женщин. Как видим процент пьющих людей очень высокий.

Конечно, составление рейтинга никаким образом не повлияет на уменьшение количества людей, злоупотребляющих спиртными напитками, но даст возможность изучить причины и скорректировать меры профилактики развития алкоголизма в глобальных масштабах. Сейчас это необходимо для многих стран мира, в частности и для России. Пока показатели рейтинга не начнут уменьшаться, а будут увеличиваться, алкоголизм является глобальной проблемой всего человечества.

МОСКВА, 10 мая — РИА Новости, Максим Рубченко. По оценкам Минздрава, с 2006 года потребление алкоголя в России сократилось почти на 40 процентов. Всемирная организация здравоохранения, в свою очередь, констатирует, что сегодня среднестатистический россиянин выпивает за год на 3,5 литра алкоголя меньше, чем десять лет назад. Что стоит за этими показателями и в каких странах пьют больше всего — в материале РИА Новости.

Игры статистики

Широко распространенное мнение, что россияне — самые пьющие в мире, все больше расходится с реальностью. Потребление спиртных напитков в стране снижается уже много лет, причем быстрыми темпами. Данные разных ведомств несколько разнятся — ВОЗ говорит о 13,9 литра на душу населения в год, Минздрав и Роспотребнадзор — о десяти литрах. В январе министр здравоохранения России Вероника Скворцова сообщила, что за последние пять-семь лет потребление алкоголя удалось снизить на 80 процентов. Как бы то ни было, все согласны, что в России с каждым годом пьют все меньше, и эта тенденция сохраняется уже больше десяти лет.

Только в 2017 году потребление алкоголя сократилось на 0,3 литра — это полторы бутылки водки (0,5 литра алкоголя), 4,5 литра сухого вина или 10 литров светлого пива.

В результате Россия теперь не входит даже в первую тройку самых пьющих стран (Литва — 18,2 литра, Беларусь — 16,4 литра, Молдова — 15,9 литра), занимая четвертое место и совсем немного опережая Румынию, Чехию, Хорватию, Болгарию.

Употребляемые в России, по оценкам ВОЗ, 13,9 литра алкоголя на душу населения эквивалентны 34,75 литра водки. По информации портала "Ценомер", средняя цена водки сегодня — 693 рубля за литр. Значит, на выпивку в среднем уходит 24 081 рубль. Средняя зарплата в 2017-м — 35 845 рублей в месяц (430 тысяч в год). Значит, россияне тратят на алкоголь 5,9 процента своего дохода. То есть больше, чем в самых проблемных в смысле пьянства странах Евросоюза, и втрое больше, чем среднестатистический европеец.

С другой стороны, средняя зарплата в Эстонии — 1242 евро в месяц, соответственно 5,6 процента — это 835 евро.

Однако главный аналитик департамента статистики Эстонии Мярт Леесмент утверждает, что среднестатистический совершеннолетний эстонец тратит на алкоголь только 108 евро в год, то есть в семь раз меньше. Кто прав, департамент статистики Эстонии или Евростат, понять невозможно, но ясно, что не стоит относиться к подобным рейтингам слишком серьезно.

Неожиданные выводы

"Впервые изучалось население нескольких стран в аспекте и образа жизни, и здоровья, и условий труда, — пояснил профессор социологии Норвежского университета естественных и технических наук Терье Андреас Эйкему норвежской газете Aftenposten. — Раньше этого не делали".

Некоторые результаты оказались достаточно неожиданными. В частности, выяснилось, что обеспеченные и образованные пьют больше, чем люди с низким социальным статусом.

"Потребление алкоголя вообще, похоже, связано с высшим образованием, — отмечает Эйкему. — Это отличает алкоголь, например, от курения, распространенного исключительно в низших слоях общества. Однако благополучные люди пьют "правильно", проблематичное потребление алкоголя более характерно для низших слоев".

Еще один неожиданный вывод — потребление алкоголя начинает влиять на здоровье человека довольно поздно по сравнению с другими факторами. "Условия жизни важнее и могут сказать нам о том, почему мы пьем так, как мы пьем, — говорит Эйкему. — Проблематичное потребление алкоголя разрушает и самого человека, и его семью, но редко бывает основной причиной разрушения".

Кроме того, эксперты уверяют, что запреты (например, на продажу алкоголя в определенное время) — не лучший способ борьбы за здоровый образ жизни. "Наше исследование показало, что для подавляющего большинства стран важнее повысить благосостояние граждан и улучшить условия труда, — констатирует Эйкему. — Борьба с пьянством, конечно, важна, но сначала мы должны предоставить человеку возможность жить достойно. Тем самым мы создадим предпосылки для того, чтобы забота о здоровье вошла у людей в привычку".

С этим выводом вряд ли согласятся российский Минздрав и Всемирная организация здравоохранения, уверяющие, что снижение потребления алкоголя в России связано именно с ограничениями.

Министерство здравоохранения России считает, что запрет на розничную продажу спиртного с 23:00 до восьми часов утра, а также запрет на алкогольные напитки в детских, образовательных, медицинских учреждениях и на спортивных объектах сыграли важную роль в позитивных статистических изменениях.

Вопрос культуры

По понятным причинам проблем с пьянством не возникает в странах и регионах, где распространен ислам. Так, по данным ВОЗ, меньше всего спиртного употребляют граждане Кувейта, Ливии, Мавритании и Пакистана (по 0,1 литра в год на человека), Саудовской Аравии и Бангладеш (по 0,2 литра), Египта, Нигера и Йемена (по 0,3 литра).

Так же и в России. Эксперты федерального проекта "Трезвая Россия" составили рейтинг самых "трезвых" и самых "пьющих" регионов страны. Места распределялись в соответствии с баллами, которые выставлялись с учетом объема продаж всех видов алкогольной продукции, числа умерших от отравления алкоголем, преступлений, совершенных в пьяном виде, граждан, состоящих на учете у нарколога, нарушений в сфере оборота алкоголя и часов запрета на продажу алкоголя в течение дня.

«Шарль де Голль» - флагман французского военно-морского флота, единственный действующий авианосец ВМС Франции и первый французский надводный боевой корабль с атомной силовой установкой. Сходим в море вместе с авианосцем Шарль де Голль и посмотрим, как он несет боевое дежурство. Франция является второй после США страной, ВМС которой имеет в своем составе авианосец с ядерной энергетической установкой.
Авианосец невелик по сравнению с американскими аналогами. Длина составляет 261,5 м, ширина 64,36 м, высота 75 м. Водоизмещение - более 40 600 тонн.
Вмещает примерно 1 959 человек экипажа корабля, а также 800 пехотинцев на бронетранспортёрах. Площадь взлётно-посадочной полосы достигает 12 000 кв.м.
Пошел на взлет! Персидский залив, 27 января 2016.
Запуски с авианосца Шарль де Голль могут производиться каждые 30 с. Впрочем, одновременные взлёты и посадки не предусмотрены конструкцией.
Ракеты для палубного самолета Rafale М.
Максимальная вместимость - до 100 самолётов на срок до 7 дней.
Установка ракеты на палубный истребитель Rafale М, Персидский залив, 28 января 2016.
Авиапарк авианосца Шарль де Голль включает самолеты и вертолеты следующих типов: истребители палубного базирования: Rafale M; штурмовики Super Étendard; самолёты ДРЛО: Grumman E-2 Hawkeye; вертолёты: SA-365.
Авианосец Шарль де Голль в Персидском заливе, 28 января 2016.
Энергетическая установка суммарной мощностью 76 200 л. с. включает два атомных реактора К15. Без перезагрузки ядерного топлива авианосец способен постоянно двигаться со скоростью 25 узлов в течение 5 лет.
Французский сверхзвуковой палубный штурмовик Super Étendard готовится ко взлету. Персидский залив, 28 января 2016.
Полетели.
Одна из трудностей взлета - короткая взлетно-посадочная полоса: даже самый мощный реактивный двигатель не сможет разогнать самолет с полным вооружением до скорости, необходимой для отрыва на столь короткой дистанции. Для этого существует катапульта, встроенная в палубу. Она дает фантастическое ускорение, однако это отражается на самолете: чтобы защитить его от пагубного воздействия, все самолеты ВМФ имеют специальное шасси, чтобы противостоять сильным механическим перегрузкам при старте с катапульты. Для взлёта самолётов предназначены две паровые катапульты C-13F, изготовленные во Франции по американской лицензии. При длине стартовой дорожки 75 м они разгоняют самолёты массой до 25 т до скорости более 200 км/ч с темпом запуска 1 самолёт в минуту.
Взлетно-посадочная полоса авианосца Шарль де Голль.
Авианосец Шарль де Голль. Вид с высоты. Персидский залив, 28 января 2016.
Истребителей палубного базирования Rafale M. Стоимость одного самолета Rafale оценивается в $85-124 млн в зависимости от комплектации (на 2012 год).
Запас топлива авианосца составляет 3 400 тонн, боеприпасов - 550 тонн.
Авианосец Шарль де Голль в Персидском заливе, 29 января 2016.
Взлет из посадка истребителей на такую небольшую, да еще плавучую полосу представляет собой настоящее испытание и для техники, и для человека. Во время посадки, самолет снижает скорость до 250 км/ч, в случае успешного приземления крюк на хвосте истребителя цепляется за кабель - автофиниш - и останавливает самолет. Под палубой расположен огромный клапан, который устанавливает натяжение этого троса.
Палубный штурмовик Super Étendard. Персидский залив, 29 января 2016.

Пилот истребителя Rafale, авианосец Шарль де Голль, 29 января 2016.
Проверка ракет. Авианосец Шарль де Голль, Персидский залив, 29 января 2016.
Взлет!
Авианосец Шарль де Голль. Боевое дежурство в Персидском заливе 29 января 2016.

Флагман военно-морских сил Франции. Первый атомный авианосец, построенный за пределами США. Самый мощный и совершенный боевой корабль Европы. Подлинный властелин морских просторов. Все это – истинная гордость французских моряков авианосец «Шарль де Голль» (Charles de Gaulle, R91). Непобедимый Посейдон, способный громить врага на поверхности земли, воды и в воздушном пространстве в радиусе тысячи километров!

40 боевых самолетов и вертолетов, управляемое ракетное оружие (четыре 8-зарядных модуля УВП для стрельбы зенитными ракетами Aster-15, две ракетных системы самообороны Sadral). Уникальный комплекс средств обнаружения: 6 радаров различного диапазона и назначения, поисково-следящая система VAMPIR-NG (ИК-диапазон), полный комплект средств радиоперехвата и радиоэлектронной борьбы.

Боевая информационно-управляющая система «Зенит-8″, способная одновременно выделять, классифицировать и брать на сопровождение до 2000 целей. 25 компьютерных терминалов, 50 каналов связи, спутниковые системы коммуникации Inmarsat и Syracuse Fleetsacom – авианосец «Шарль де Голль» блестяще справляется с ролью флагмана морской ударной группировки.

500 тонн авиационных боеприпасов, 3400 тонн авиационного керосина. Полноценная авиагруппа, включающая истребители-бомбардировщики «Рафаль», ударные самолеты «Супер Этандар», комплексы дальнего радиолокационного обнаружения и управления E-2 «Хоукай», многоцелевые, противолодочные и поисково-спасательные вертолеты «Аэроспасьяль Долфин» и «Кугуар» - всего до 40 единиц авиатехники, размещенных на полетной и ангарной палубах.

Два бортовых самолетоподъёмника грузоподъёмностью 36 тонн. Две паровые катапульты С-13F (аналогичные системам, установленным на американских «Нимицах») – каждая из них способна разогнать 25-тонный самолет до скорости 200 км/ч. Темп выпуска самолетов с палубы «де Голля» - 2 машины в минуту. Темп приема самолетов, в теории, позволяет безопасно посадить на палубу авианосца до 20 машин за 12 минут. Единственное ограничение – размеры и конструкция полетной палубы не позволяют проводить одновременно взлет и посадку авиатехники.

Особую гордость французских инженеров вызывает система автоматической стабилизации корабля SATRAP (Système Automatique de TRAnquilisation et de Pilotage) – 12 компенсаторов в виде блоков массой 22 тонны каждый, перемещающихся по специальным желобам на галерейной палубе. Система, управляемая центральным компьютером, компенсирует различные ветровые нагрузки, бортовую качку, крен при поворотах, постоянно удерживая корабль в правильном положении – это позволяет осуществлять взлетно-посадочные операции при волнении моря до 6 баллов.

Полное водоизмещение исполинского корабля достигает 42 000 тонн. Длина полетной палубы – четверть километра. Экипаж – 1350 моряков + 600 человек авиакрыла.

Фантастическая конструкция бороздит морские просторы на скорости 27 узлов (50 км/ч). Одной перезарядки реакторов хватает для непрерывной эксплуатации в течение 6 лет – за это время «де Голль» успевает пройти расстояние, эквивалентное 12 длинам земного Экватора. При этом реальная автономность корабля (по запасам продовольствия, авиационного топлива и боеприпасов) не превышает 45 суток.

Авианосец «Шарль де Голль»! Красивый, сильный и харизматичный корабль. Единственный недостаток: большую часть своей 13-летней службы «де Голль» провел в … ремонтных доках. Вот что планировали с ним сделать еще в 2003 году:

Франция планирует списать свой новейший авианосец «Шарль де Голль». Вместо «де Голля» для ВМС Франции будет приобретен новый авианосец типа «Куин Элизабет» британской постройки. Причина шокирующего и неожиданного решения – бесчисленные проблемы и неисправности, выявленные за первые годы эксплуатации французского авианосного корабля.

Что же могло стать реальной причиной той отвратительной ситуации, при которой совершенно новый корабль, вступивший в строй всего за два года до описываемых событий (18 мая 2001 г.), едва не оказался сдан на слом?

Французы – опытные кораблестроители, не раз удивлявшие мир своими замечательными творениями (безо всякой иронии). Легендарный подводный артиллерийский крейсер «Сюркуф» - подлинное чудо техники 1930-х годов. Современные стелс-фрегаты «Лафайетт» и «Горизонт». По своему уникальные десантные корабли «Мистраль» - благодаря своей модульной конструкции, огромная «коробка» строится всего за пару лет! Франция отлично знакома с ядерными технологиями – подводная компонента ВМС Франции оснащена высококлассной техникой собственной разработки: АПЛ «Триумфан», «Барракуда» баллистические ракеты подводного базирования M45, M51. Все вооружение соответствует лучшим мировым стандартам.

Франция – один из признанных мировых лидеров в разработке морских систем обнаружения, управления и коммуникации: радары и системы сенсоров, БИУС, тепловизоры, средства связи. Упрекнуть французов просто не в чем.

Французские кораблестроители не новички в области разработки и строительства авианосных кораблей: еще в середине прошлого века ВМС Франции приняли на вооружение два авианосца типа «Клемансо» - один из которых, «Сан-Пауло» (бывш. «Фош») до сих пор несет службу в составе ВМС Бразилии. Солидные корабли для своего времени, чье водоизмещение и размеры приближались к характеристикам современного «де Голля».

И вдруг – неожиданный провал! Как это могло произойти? Неужели неисправности и «детские болезни», которые имеются у любой конструкции, могли столь негативно отразиться на судьбе нового французского авианосца?

«Детские болезни» - это слабо сказано. Проблемы при эксплуатации «де Голля» стали подлинной Катастрофой для ВМС Франции.

Корабли гибнут без боя

Судьба «Шарля де Голля» началась в 1989 году, когда на верфи DCNS в городе Брест была заложена днищевая секция будущего авианосца. Поначалу все складывалось вполне успешно: всего через 5 лет после закладки, в мае 1994 года, самый крупный боевой корабль, когда-либо построенный во Франции, был торжественно спущен на воду в присутствии президента Франсуа Миттерана. Летом того же года на авианосце были установлены реакторы. Началось насыщение корпуса высокотехнологичным оборудованием. Но чем дальше продвигались работы, тем труднее становилось удерживать проект в рамках заданного графика.

Чрезвычайное обилие систем и механизмов на борту корабля вело к непрекращающейся череде вносимых изменений, что задерживало и без того трудоёмкий процесс постройки огромного авианосца. Например, в соответствии с новыми европейскими нормами радиационной безопасности, пришлось полностью переработать систему защиты и охлаждения реактора – все это уже на практически готовом корабле. В 1993 году разразился международный шпионский скандал – сотрудников верфи заподозрили в связях с британской разведкой MI6.

Постройке авианосца регулярно препятствовал французский Парламент, сокращая средства на финансирование этой «исключительно важной» оборонной программы. Настал день, когда работы на верфи были полностью прекращены (1990 год) – данная ситуация неоднократно повторилась в 1991, 1993 и 1995 годах, в результате, «Шарль де Голль» окончательно превратился в долгострой.

Очевидно, что базирование 40 самолетов на авианосце «Шарль де Голль» в реальности невозможно. Половина авиатехники остается ржаветь на верхней палубе, где ветер, влажность и палящее солнце быстро приведут машины в полную негодность. В среднем, несет 20 боевых самолетов, пару комплексов ДРЛО и несколько вертушек

Согласно официальным данным, корабль строился порядка 10 лет и обошелся французским налогоплательщикам в 3,3 млрд. долларов – немногим меньше, чем стоил американский суперавианосец типа «Нимиц» (4,5…5 млрд. долл. на конец 1990-х годов).

Но настоящая трагикомедия началась после серии ходовых испытаний и тестовых посадок авиатехники на палубу корабля в 1999 году.

Постоянные вибрации, неполадки в системе охлаждения реактора, некачественное покрытие полетной палубы. Неожиданно выяснилось, что конструкторы допустили ошибку при расчете потребной длины ВПП – для безопасной посадки самолетов ДРЛО Е-2 «Хоукай» потребовалось срочно удлинить полетную палубу на 4 метра.

Работы по устранению дефектов заняли год, наконец, 4 октября 2000 года «Шарль де Голль» прибыл своим ходом на военно-морскую базу Тулон.

В срочном порядке началась апробация новой техники – экипаж «де Голля» был сформирован еще в 1997 году и три года терпеливо дожидался своего корабля. Уже через несколько дней авианосец покинул свой родной порт и отправился с дружеским визитом к берегам США, на военно-морскую базу Норфолк.

Увы, добраться до берегов Америки в тот раз не удалось – во время тренировочных маневров в Карибском море отвалилась лопасть правого винта. Авианосец техузловым ходом вернулся в Тулон. Расследование показало, что причиной аварии стало (ну кто бы мог подумать!) некачественное изготовление деталей.

Кто занимался изготовлением винтов?

Фирма «Атлантик Индастриз».

Подать сюда этих прохвостов!

Мсье, фирмы «Атлантик Индастриз» больше не существует…

Немая сцена.

Проблема была в том, что фирма «Атлантик Индастриз» бесследно исчезла не только с гонораром за недобросовестно выполненный контракт, но, что гораздо хуже, со всей документацией на изготовление винтов. А рассчитать и изготовить 19-тонные слитки из меди, железа, марганца, никеля и алюминия с поверхностями двойной кривизны – задача далеко не простая (и не дешевая). В качестве временной меры на корабль установили винты от списанного авианосца «Клемансо». Скорость «де Голля» уменьшилась до 24…25 узлов, при этом вся кормовая часть оказалась непригодна для жизни и деятельности экипажа – вибрация и шумы достигали 100 дБ.

Практически весь следующий год авианосец провел в ремонте, на тестах и ходовых испытаниях. Впрочем, в конце мая 2001 года «Шарль де Голль» нашел в себе силы выбраться из дока и принять участие в военно-морских учениях «Золотой трезубец». Результатом 10-дневных маневров стал скандал вокруг истребителей «Рафаль М» - оказалось, что поставленные флоту самолеты неприспособленны для палубного базирования. Вся первая партия перспективных истребителей была решительно забракована.

Но это лишь начало анекдота под названием «авианосец «Шарль де Голль».

В декабре 2001 года «де Голль» вышел в свой первый боевой поход в Аравийское море. Задача – авиационная поддержка операции «Длительная свобода» на территории Афганистана. За время похода палубные штурмовики «Супер Этандар» выполнили 140 боевых вылетов над Средней Азией продолжительностью до 3000 км. Что касается новейших «Рафалей», хроника их боевого применения противоречива: согласно одним источникам, истребители нанесли несколько ударов по позициям боевиков Талибан. Согласно другим данным, боевых вылетов не проводилось – «Рафали» лишь участвовали в совместных учениях с палубной авиацией ВМС США.

В любом случае, роль «Шарля де Голля» в войне была чисто символической – всю работу выполнила американская авиация, совершившая десять тысяч боевых и обеспечивающих вылетов над территорией Афганистана. Понимая свою собственную никчемность, «де Голль» по возможности стремился покинуть ТВД, и пока американские самолеты крушили афганские горы, французский авианосец устраивал фотосессии в портах Сингапура и Омана.

В июле 2002 года «де Голль» возвратился на ВМБ Тулон. Поход прошел успешно, если не считать, что из-за радиационной аварии на борту экипаж авианосца получил пятикратные дозы облучения.

Впечатлений французам хватило надолго – все последующие три года «де Голль» не совершал дальних походов. Авианосец вернулся в Индийский океан лишь в 2005 году. Жизнерадостных французов явно не радовала перспектива летать под душманские пулями и ракетами «Стингер» – в результате «де Голль» принял участие в совместных учениях с ВМС Индии под кодовым обозначением «Варуна», после чего поспешил вернуться на базу в Тулон.

По аналогичному сценарию прошел 2006 год – после чего наступил час Икс. Активная зона реакторов полностью выгорела и нуждалась в замене. Морская стихия здорово потрепала корабль, раскаленные выхлопы реактивных двигателей оплавили полетную палубу, вышла из строя часть вспомогательного оборудования – авианосцу требовался капитальный ремонт.

В сентябре 2007 года «де Голль» зашел в сухой док, откуда не выходил до конца 2008 года. 15-месячный ремонт с перезагрузкой реактора обошелся Франции в сумму 300 млн. евро. Несчастному авианосцу, наконец, вернули его родные винты, провели модернизацию радиоэлектроники, проложили 80 км электрических кабелей, обновили катапульты и аэрофинишеры, расширили ассортимент авиационных боеприпасов.

Сверкая свежей краской, авианосец прибыл на ВМБ Тулон, и спустя три месяца благополучно вышел из строя. Весь 2009 год корабль снова провел на ремонте.

Наконец, к 2010 году основные дефекты были устранены, началась интенсивная подготовка корабля к свершению новых подвигов. Впереди – долгие и опасные походы на другой конец Земли, новые войны и Великие победы. 14 октября 20109 года отряд боевых кораблей ВМС Франции во главе с флагманом «Шарль де Голль» отправился с очередной миссией в Индийский океан.

Поход продлился ровно одни сутки – через день после выхода на авианосце вышла из строя вся система электроснабжения.

После экстренного двухнедельного ремонта, «де Голль» все же нашел в себе силы отправиться по выбранному маршруту и провел в далеких широтах целых 7 месяцев. Просто невероятный результат, учитывая все предыдущие «достижения» авианосца.

В марте 2011 года мировые СМИ обошла сенсационная новость – французский авианосец выдвигается к берегам Ливии. Очередная попытка «де Голля» доказать свою необходимость прошла с полным аншлагом – палубная авиация выполнила сотни боевых вылетов в рамках обеспечения «бесполетной зоны» над Ливией. Многоцелевые истребители «Рафаль» нанесли серию ударов по наземным объектам, израсходовав, в общей сложности, 225 высокоточных боеприпасов AASM. Отработав около 5 месяцев в зоне конфликта, «Шарль де Голль» вернулся в Тулон в начале августа 2011 года. На очередной ремонт.

Наверное, следует добавить несколько «штрихов» к истории этого похода. Авиагруппа «де Голля» состояла из 16 боевых самолетов (10 «Рафаль М» и 6 «Супер Этандар»). В это же время, для нанесения ударов по Ливии командование НАТО привлекло более 100 ударных машин, среди которых встречались такие «монстры», как B-1B и F-15E «Страйк Игл».

Становится очевиден «неоценимый» вклад авианосца в этой военной операции. А стоимость каждой из 225 сброшенных бомб AASM (с учетом затрат на содержание «плавучего аэродрома») стала просто астрономической – было бы дешевле стрелять лазером с орбитальной боевой станции.

2012 год заметных успехов не принес – «Шарль де Голль» периодически выходил в Средиземное море для тренировок палубных летчиков, кротая остальное время на бесконечном ремонте.

В ближайших планах (ориентировочно – 2015 год) авианосец ожидает очередная «капиталка» с перезарядкой реактора.

P.S. На 2013 год в оборонном бюджете Франции (т.н. Livre Blanc) обозначен отказ от дальнейшего сотрудничества с Великобританией в рамках создания совместного авианосца. В ближайшем будущем Франция не планирует постройку авианосных кораблей.