Социальное неравенство как особенность общества. Социальное неравенство – что это такое, в чем выражается, основные проблемы в мире

Социальное неравенство - специфическая форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии, обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

Под неравенством понимается неодинаковый доступ больших социальных групп людей (страт , слоев, сословий, каст, классов) к экономическим ресурсам, социальным благам и политической - власти. Неравенство существует во всех обществах . Для измерения неравенства используют два показателя — богатство (запас активов) и доход (поток денежных поступлений в единицу времени).

Социальное неравенство - результат неравного распределения экономических благ. В 1972 г. в Англии 20% самых богатых и зажиточных англичан владели 82% богатства, а на долю оставшихся 80% приходилось 18%. Со временем подобная тенденция мало изменилась, поскольку не изменился экономический строй общества. Межстрановый анализ, выраженный в децильных коэффициентах, показал, что в современной России уровень неравенства находится на отметке 12-13 (в СССР он не превышал 5, в Швеции - 6). Это наглядно свидетельствует об углубляющемся разрыве между тонким слоем богатых и нищающим большинством общества.

Социологи доказали, что разные группы населения имеют неравные жизненные шансы. Они покупают разное количество и разного качества продукты питания, одежду, жилье и т.д. Люди, имеющие больше денег, лучше питаются, живут в более комфортных домах, предпочитают личный автомобиль общественному транспорту, могут позволить себе дорогой отдых и т.д. Но кроме явных экономических преимуществ зажиточные слои имеют скрытые привилегии. У бедных короче жизнь (даже если они пользуются всеми благами медицины), менее образованные дети (даже если они ходят в те же самые общественные школы) и т.д.

Однако социальное неравенство может быть выражено в терминах не только классовой, но гендерной и расовой . При равных доходах дети черных и цветных родителей могут иметь худшие жизненные шансы, чем дети белых.

Если общество ограничивает доступ к получению престижного образования или качественному медицинскому обслуживанию только потому, что у человека нет или очень мало денег, то такой порядок вещей расценивается как социальная несправедливость. Как правило, три понятия - неравенство, равенство и справедливость - анализируются в тесной связи друг с другом. Молодые революционеры в 1917 г. хотели утвердить на одной шестой части суши социальную справедливость, для чего стремились уничтожить социальное неравенство и всех людей сделать равными. Но оказалось, что достичь идеала совсем непросто. Если два человека вносят разный трудовой вклад в процветание общества, то их равный доход будет оценен одним из них как несправедливая оценка его заслуг. Социализм так и не смог утвердить устраивающее все слои населения справедливое общество. Правящий класс располагал большим количеством благ и лучшими жизненными шансами. Именно скрывавшаяся внутри него социальная несправедливость и социальное неравенство погубили этот прекрасный по своей идее общественный строй.

Равенство имеет три значения:

  1. равенство перед законом, легальное (формальное) равенство - выражается в равенстве всех граждан перед законом (это относительно новое понимание равенства, появившееся в Западной Европе в ХVII-ХVIII веках);
  2. равенство возможностей - каждый имеет одинаковые шансы добиться в жизни всего, чего заслужил благодаря своим достоинствам и способностям (с этим связана проблема социальной мобильности, неосуществившихся желаний, неудачного стечения обстоятельств, помешавших реализоваться, недооценки заслуг и непризнания, неравного жизненного старта);
  3. равенство результатов - каждый должен иметь одинаковые стартовые возможности независимо от таланта, усилий и способностей (идеальным воплощением такого равенства является социализм).

Три концепции равенства не во всем совместимы. Ф.Хайек полагал, что соединение равенства возможностей и равенства результатов уничтожает равенство перед законом. Происходит это потому, что для достижения равенства результатов приходится нарушать принцип равенства всех перед законом и применять разные правила по отношению к простым и власть имущим. Нарушение равенства перед законом не обязательно происходит по злому умыслу. К примеру, пенсионеры, инвалиды и женщины имеют неравные возможности и способности к труду, если им не давать привилегии, то уровень их жизни резко снизится. Ф. Хайек считал: неравенство - необходимая плата за материальное благополучие в рыночном обществе.

Все общества, за исключением простейшего охотников и собирателей, характеризуются всеми тремя типами неравенства, выделенными М. Вебером в понимании власти: неравенство вознаграждения, неравенство , неравенство доступа к политической власти.

Самый распространенный и легкий в расчетах способ измерения неравенства - сравнение размеров самого низкого и самого высокого доходов в данной стране. П.Сорокин сравнивал таким образом различные страны и различные исторические эпохи. Например, в средневековой Германии соотношение высшего и низшего доходов составляло 10000:1, а в средневековой Англии- 600:1.

По уровню неравенства и бедности (второе - следствие первого) можно сравнивать между собой индивидов, народы, страны, эпохи. Кросс-исторический и кросс-культурный анализы широко используются в макросоциологии. Они раскрывают новые аспекты развития человеческого общества.

Согласно гипотезе Герхарда Ленски (1970), степень неравенства в разные исторические эпохи различна. Глубоким неравенством характеризовались эпохи рабовладения и феодализма.

Меньшую степень неравенства в промышленном обществе Г. Ленски объясняет меньшей концентрацией власти у управляющих, наличием демократических правительств, борьбой за влияние между профсоюзами и предпринимателями, высоким уровнем социальной мобильности и развитой системой социального обеспечения, которая повышает жизненный уровень неимущих до определенных, вполне приемлемых стандартов. Иные точки зрения на динамику неравенства высказывали К. Маркс и П.Сорокин .

Согласно Марксу, минимальное неравенство либо его полное отсутствие наблюдалось в первобытно-общинном строе. Неравенство появилось и стало углубляться в антагонистических формациях (рабовладение и феодализм), достигло максимума в период классического капитализма и будет нарастать быстрыми темпами по мере развития данной формации. Теорию Маркса можно назвать «эскалацией неравенства». Его теория абсолютного и относительного обнищания пролетариата гласит, что «богатые становятся богаче, а бедные - беднее».

В противоположность К.Марксу П.Сорокин утверждал, что постоянного увеличения или уменьшения неравенства в истории человечества не существует. В разные эпохи и в разных странах неравенство то увеличивается, то уменьшается, т.е. флуктуирует (колеблется).

Первыми в защиту социального неравенства как необходимого элемента стратификации, выполняющего позитивные функции, выступили в 1945 г. Кингслей Дэвис и Уилберт Мур. Под стратификацией они понимали неравномерное распределение материальных благ, властных функций и социального престижа в зависимости от функциональной важности (значимости) позиции. Важность позиции определяется оценкой ее, во-первых, личностью в качестве объекта социального действия, во-вторых, самого общества. По мнению К. Дэвиса и У. Мура, «каждое общество независимо от того, является оно простым или сложным, должно дифференцировать людей по престижу и уважению и должно иметь определенную степень институализированного неравенства». Социальное неравенство представляет собой естественно эволюционирующий механизм, благодаря которому общество обеспечивает в продвижение на важнейшие позиции наиболее квалифицированных лиц.

Однако точно определить, какие именно позиции наиболее важны для общества, весьма затруднительно. В разных обществах одни и те же позиции в стратификации могут оцениваться по-разному, но в любом обществе есть позиции, которые требуют специфических способностей и подготовки, функционально более важные, чем другие позиции. Скажем, позиция управляющего компанией функционально более важна, чем позиция грузчика. Обе позиции необходимы компании, но позиция менеджера требует специфических способностей и подготовки.

Согласно Дэвису и Муру, функционально важные позиции должны вознаграждаться соответствующим образом. В этом случае общество сможет обеспечить выдвижение на важнейшие позиции квалифицированных людей. Вознаграждение должно быть притягательным, чтобы склонить людей к выполнению обязанностей, связанных с этими позициями.

Наиболее ценными позициями считаются те, для заполнения которых требуются: а) уникальный (редкостный) природный талант и/или б) очень большая подготовка и обучение. Оба качества распространены среди населения крайне редко.

Таким образом, социальное неравенство выполняет ряд очень важных функций. Напротив, всеобщее равенство лишает людей стимулов к продвижению, желания прилагать максимум усилий и способностей для выполнения обязанностей (они будут считать, что получают за свою работу не больше того, что они получили бы, ничего не делая весь день).

Функциональная теория неравенства У.Мура и К.Дэвиса легла в основание созданной ими теории социальной стратификации и управленческой иерархии.

Функциональная теория стратификации исходит из:

  1. принципа равных возможностей;
  2. принципа выживания самых приспособленных;
  3. психологического детерминизма, согласно которому успех в работе предопределяют индивидуальные психологические качества - мотивация, потребность достижения, интеллект и т.д.
  4. принципов трудовой этики, согласно которой успех в работе является знаком Божьей милости, неудача - результатом только недостатка хороших качеств и т.д.

Согласно функциональной теории стратификации высшие управленческие посты в обществе должны занимать самые способные и квалифицированные люди. Чем выше место в иерархии, тем более способным и квалифицированным должен быть человек.

Чем выше место в иерархии, тем более качественными должны быть принимаемые управленческие решения. Чем выше качество принимаемого решения, тем выше должна быть ответственность. Чем выше ответственность за принимаемое решение, тем больше властных полномочий для проведения в жизнь данного решения должен иметь этот человек.

Чем выше качество и ответственность за принимаемое решение, тем более жестким должен быть отбор кандидатов, претендующих на высокие места в иерархии. Максимально жесткими фильтры-барьеры должны быть на верхних ступенях пирамиды.

Экономические ресурсы в современном обществе распределены не поровну и люди осведомлены об этом. Так, разрыв в доходах в США в 10 раз больше, чем в Швеции. Богатые в любом обществе обладают богатствами, размеры которых превышают доходы низшего класса в сотни и тысячи раз.

Хотя неравенство создает недовольство большой массы людей и ослабляет социальное единство нации, современное общество остается удивительно стабильным. Загадку устойчивости социальной стратификации, основанной на неравенстве, социологи объясняют функциональной полезностью пирамидального устройства общества, позволяющего оценивать и вознаграждать индивидуальные вклады пропорционально заслугам личности и продвигать наверх наиболее заслуживающих индивидов.

Теория У. Мура и К. Дэвиса направлена на объяснение позитивных и негативных последствий неравенства. Среди негативных последствий надо назвать социальное возмущение неравенством, которое иногда перерастает в открытый конфликт . Элита и группы наиболее богатых, стремясь сохранить свои привилегии и преимущественное положение в обществе блокируют продвижение наверх талантливых и предприимчивых представителей низов. Неравенство питается пассивностью низов, смирившихся со своей судьбой и фаталистически верящих в то, что при существующей системе правления у них никогда не будет шансов выдвинуться и активно участвовать в политической жизни страны.

Что такое социальное неравенство? Откуда пошло данное понятие? Что является предпосылками к его появлению и как с ним бороться? Над этими вопросами задумывались социологи и экономисты со всего мира и на протяжении очень большого количества времени. Тема, связанная с неравенством заняла особое место в мыслях россиян.

Проблема социального неравенства связана с появлением первых признаков социальной дифференциации (дифференциация - выделение определенной части из общих объектов или знаний по некоторым признакам) , что в дальнейшем создавало все новые и сложные проблемы, которые связаны с этим.

Неравенство занимает особое место в любом социологическом исследовании, однако объяснение данного понятия, его характер, взаимоотношение отдельных форм остается одной из важнейших проблем всякого социологического исследования.

В любом учебнике социологии понятие социальное неравенство определяют по-разному. Для того, чтобы лучше разобраться в данном вопросе нам необходимо определить понятие социального неравенства.

Социальное неравенство - это форма дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии, и обладает неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

Социальное неравенство - это условия, при которых люди имеют неравный доступ к социальным благам: деньги, услуги, власть.

В общем виде социальное неравенство означает, что люди живут в неравных социальных условиях и они имеют неравномерный доступ, как к материальным ресурсам, так и к духовным.

Социальными различиями являются те различия, которые порождены социальными факторами: городское или сельское население, работник умственного труда или физического, а также социальная роль в обществе и так далее, что ведет к различию получаемого дохода, власти и социального статуса, а также образования.

Для описания системы неравенства между группами (общностями) людей в социологии обширно используют понятие «социальная стратификация». Само слово «стратификация» взято у геологов. В английском языке оно стало пониматься как пласт, формация в геологии, слой общества (в обществознании). Стратификация предполагает, что социальные различия между людьми приобретают характер иерархического ранжирования.

Неравенство между людьми существует в любом обществе. И это вполне нормально, так как люди различаются и по умственным способностям, по физическим способностям, интересам и предпочтениям, ценностям в жизни. В абсолютно любом обществе существуют богатые и бедные, люди, обладающие властью, так и люди, которые ею не обладают, образованные люди и необразованные люди. В связи с этим, всегда возникала проблема социального неравенства, которая вызывала повышенный интерес только у экономистов, политиков, но и у обычных граждан, которых волновала данная проблема.

Немецкий экономист К. Маркс связывал социальное неравенство с появлением частной собственности и борьбой интересов различных классов и социальных групп.

Немецкий социолог Р. Дарендорф также считал, что экономическое и статусное неравенство, лежащее в основе непрекращающегося конфликта групп и классов и борьбы за перераспределение власти и статусов, формируется в результате действия рыночного механизма регуляции спроса и предложения.

Российско-американский социолог П. Сорокин объяснял неизбежность социального неравенства следующими факторами: внутренними биопсихическими различиями людей; окружающей средой (природной и социальной), объективно ставящей индивидов в неравное положение; совместной коллективной жизнью индивидов, которая требует организации отношений и поведения, что приводит к расслоению общества на управляемых и управляющих.

Американский социолог Т. Пирсоне объяснял существование социального неравенства в каждом обществе наличием иерархизированной системы ценностей. Например, в американском обществе главной социальной ценностью считается успех в бизнесе и карьере, поэтому более высоким статусом и доходами обладают ученые технологических специальностей, директора заводов и т.д., тогда как в Европе господствующей ценностью является «сохранение культурных образцов», в связи с чем общество наделяет особым престижем интеллектуалов-гуманитариев, священнослужителей, университетских профессоров.

Понять социальное неравенство можно только при рассмотрении различий между людьми. Данные различия могут быть врожденными или приобретенными, могут носить естественный или социальный характер, также быть материальными или духовными, физиологическими, психическими, интеллектуальными.

Марк Вебер - классик мировой социологической теории, выразил решающее значение для формирования современных представлений о сущности, формах и функциях социального неравенства. Идея состоит в том, что человек является субъектом социального действия.

В противовес Марксу Вебер не считая экономического нюанса стратификации принимал во внимание эти нюансы, как власть и авторитет. Вебер рассматривал собственность, власть и авторитет как 3 отдельных взаимодействующих фактора, лежащих в основе иерархий в любом обществе. Отличия в собственности порождают экономические классы; отличия, имеющие отношение к власти, порождают политические партии, а особенные отличия предоставляют статусные группы либо страты. Из этого он определил понятие о «3-х самостоятельных измерениях стратификации». Он акцентировал внимание, что «классы», «статусные группы», «партии» - относятся к сфере распределения власти внутри общества.

Главное отличие Вебера от Маркса состоит в том, что, как утверждал Вебер, класс не имеет никакой возможности существовать субъектом действия, так как он не считается общиной. В отличие от Маркса, Вебер связывал определение класса только с капиталистическим сообществом, где рынок является один из важнейших регулятором отношений. С помощью него человек способен удовлетворить свои потребности в материальном плане.

Но на рынке люди занимают различные позиции либо пребывают в различных «классовых ситуациях». Тут все реализовывают и приобретают. Одни реализовывают продукты, услуги, а другие - рабочую силу. Различие тут в том, что будто они обладают собственностью, а у остальных она отсутствует. У Вебера нет определенной структуры капиталистического общества, поэтому его работы дают несовпадающие перечни классов.

В самом начале в основании неравенства лежит природная дифференциация - отличия между людьми, обусловленные их физическими, психическими, интеллектуальными чертами. Они могут иметь, как врожденный (пол, раса, интеллект, состояние физического здоровья), так и приобретенный характер (полученные в процессе обучения, тренировки).

Одними из основных различий, из-за которых развивается неравное отношение людей и в дальнейшем социальное неравенство - это естественные различия. Данные различия составляют основу неравенства в первобытные времена, но они не утратили свое значение по сей день. Различия заключаются в том, что идет смещение одних акцентов на другие. Под это понятие подходят такие явления, как расизм, нацизм, а в большинстве случаях в современном мире и во многих странах на социальное неравенство влияет: раса, цвет кожи, национальность. Ослабление этих факторов является заботой для политических сил. Например, создание достойных условий для труда и полноценного проживания, борьба с расовыми предрассудками.

Существует другой уровень дифференциации индивидов - социальный. Социальные различия - это различия, которые созданы социальными факторами, главными которые являются:

  • 1) Разделение общественного труда, после которого создаются новые различные виды занятий и профессий человека
  • 2) Занятие человека определяется только содержанием его деятельности
  • 3) Уровень жизни связан с внешними условиями по отношению к человеку. Физические условия: природа, климат, ландшафт, население. Культурные условия определяются средой, в которой живет человек (язык, нормы, религия, традиции и так далее)
  • 4) Образ жизни человека является его характерной чертой. Он зависит от возраста человека, от пола, от образования, от рода занятий.

Современная культура допускает наличие неравенства по доходам или по должностям, которые не вызывает у людей никакого возражения, в отличие от неравенства по национальному признаку.

Сущность социального неравенства в том, что оно является универсальной характеристикой общества, при котором люди имеют неравные жизненные шансы на моральные и духовные блага общества.

Феномен понятия бедность стал предметом исследования в современной отечественной социологии в 90-х годах. В советское время понятие бедность не существовало вообще, его заменяло понятие малообеспеченность, раскрывающаяся в теории благосостояния.

Макс Вебер - классик мировой теории в сфере социологии, выразил свою точку зрения, которая имела решающее значение для складывания передовых представлений о сущности, формах и функциях неравенства в обществе. Основные идеи этой мысли состоят в том, что человек считается субъектом общественного действия.

В противовес Марксу Вебер не считая экономического нюанса стратификации принимал во внимание эти нюансы, как власть и авторитет. Вебер рассматривал собственность, власть и авторитет, как отдельные взаимодействующие факторы, которые лежат в основе иерархий в всяком обществе. Отличия в собственности порождают экономические классы; отличия, которые относятся к власти, порождают политические партии, а элитные отличия предоставляют статусные группировки (страты).

Отсюда он сформулировал понятие о «трех автономных измерениях стратификации».

Он акцентировал внимание, что «классы», «статусные группы», «партии» - это явления, которые относятся к сфере распределения власти внутри общества.

Главное противоречие Вебера с Марксом является то, что Вебер связывал определение класса только с капиталистическим обществом, где рынок является регулятором взаимоотношений. С помощью него человек удовлетворяет собственные материальные потребности. Но на рынке люди занимают различные позиции и находятся в разной «классовой ситуации». Тут все покупают и продают. Одни продают товары и услуги, а другие - рабочую силу.

Различие в том, что одни имеют собственность, а у других она отсутствует. Вебер не имеет четкого определения классовой структуры капиталистического общества, поэтому различные интерпретаторы его работ предоставляют несовпадающие перечни классов.

Если брать во внимание его методологические взгляды, и обобщая его исторические, социально-экономические работы, то можно реконструировать веберовскую типологию классов при капитализме:

  • 1. Рабочий класс
  • 2. Мелкая буржуазия
  • 3. «Белые воротнички»
  • 4. Администраторы и менеджеры
  • 5. Собственники

Социальное неравенство - явление, избежать которого практически невозможно; появляется во всех типах общества и на всех этапах исторического развития; исторически меняются только формы и степень социального неравенства. С другой стороны, у человека тогда не было бы стимула заниматься сложными, опасными или даже неинтересными видами деятельности, повышать свою квалификацию. Благодаря неравенству доходов общество побуждает людей (индивидов) к нужным занятиям, но достаточно трудным, поощряет самых талантливых.

Проблема социального неравенства - одна из самых острых и актуальных проблем. Индивидуальностью общественной структуры российского общества является сильная социальная поляризация - деление общества на бедных и богатых при отсутствии среднего строя, выступающего основой экономически устойчивой и развитой страны. Сильное социальное разделение воспроизводит систему неравенства и несправедливости, в которой способности самостоятельной жизненной самореализации и увеличение общественного статуса для достаточно большой доли русского населения страны.

Шпаргалка

Социология, социальная работа и статистика

Все общества за исключением простейшего охотников и собирателей характеризуются всеми тремя типами неравенства выделенными М. Неравенство характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества денег власти образования и престижа между различными стратами или слоями населения. Неравенство существует во всех обществах. Неравенство выросло при охоте достигло максимума при земледелии и стало снижаться в индустриальном и постиндустриальном обществах.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49791. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРИВОДА 582.5 KB
Требуемая мощность кВт электродвигателя привода определяем по формуле: где Рв потребляемая мощность измельчителя Здесь КПД отдельных звеньев кинематической цепи значения которых принимаем по табл.13 тогда SH коэффициент запаса прочности принимаем в соответствии с рекомендациями...
49794. Расчет переходных процессов 185.88 KB
При всех изменениях в электрической цепи: включении выключении коротком замыкании колебаниях величины какого-либо параметра и т. Расчет переходных процессов с применением классического метода Для электрической цепи рисунок 1 и исходных данных таблица 1 найти закон изменения тока при замыкании ключа К. 7 Так как следовательно: Так как следовательно: Закон изменения тока на индуктивности будет иметь вид: Для нахождения закона изменения тока на индуктивности при переходном процессе необходимо рассчитать входное...
49795. Создание сайта Радиотехника и освоение человеком космического пространства 290.5 KB
Структура и компоненты HTMLдокумента. Гиперссылки в документах HTML. В Internet составители компьютерных страниц делают практически то же самое подчеркивая либо выделяя в документах ключевые слова или пиктограммы.
49798. Расчёт параметров систем передачи непрерывных сообщений дискретными сигналами 874.5 KB
Распределение ошибки передачи сообщения по источникам искажений. Расчёт информационных характеристик источника сообщения и канала связи. Для преобразования непрерывного сообщения в цифровую форму используются операции дискретизации и квантования. В составе цифрового канала предусмотрены устройства для преобразования непрерывного сообщения в цифровую форму АЦП аналого-цифровой преобразователь на передающей стороне и устройства преобразования цифрового сигнала в непрерывный ЦАП...
49799. Индивидуальный жилой дом в г. Рязань 368.27 KB
Оконные проемы в стенах запроектированы без четвертей, чтобы обеспечить тепловую защиту от продувания через оконные проемы утеплитель делают выступающим на 30 мм над оконными и дверными проемами уложены железобетонные перемычки. Они передают нагрузку от вышележащих конструкций на стены.

ЛИТЕРАТУРА

Анурин В.Ф. Постиндустриальное и/ или коммунистическое общество // Социологические исследования. - 1999. № 7.

Ахиезер А.С., Яковенко И.Г. Что такое общество? // Общественные науки и современность. - 1997. № 3.

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования / Пер. с англ .- М., 1999.

Бороноев А.О., Смирнов П.И. О понятиях “общество” и “социальное”// Социологические исследования. - 2003. № 8.

Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: Синергетика и теория социальной самоорганизации. - СПб., 1999.

Вебер М. Избранное. Образ общества / Пер. с нем . - М., 1994.

Волков Ю.Е. Теоретико-методологические основы социологического анализа общественных систем и процессов. – М., 2001.

Гиддингс Ф. Основания социологии // Американская социологическая мысль. - М., 1996.

Голенкова З.Т. Гражданское общество в России // Социологические исследования. - 1997. № 3.

Зиммель Г. Экскурс по проблеме: Как возможно общество // Вопросы социологии. - 1993. № 3. С.16-26.

Лазебникова А.Г., Кинкулькин А.Т. Социальная деятельность людей и развитие общества // Социально-политический журнал. - 1996. № 1.

Левашов В.К. Устойчивое развитие общества: парадигмы, модели, стратегия. – М.: Academia, 2001.

Луман Н. Почему необходима «системная» теория? // Проблемы теоретической социологии. - СПб.: Петрополис, 1994.

Морозов Е.И. Теория социальных систем: проблемы и перспективы // Вестник МГУ. Сер 18. – 1996. № 2.

Мостовая И.В., Угольницкий Г.А. Социальное пространство // Социологические исследования. - 1999. № 3.

Парсонс Т. Система современных обществ / Пер. с англ . - М., 1997.

Пушкарева Г.В. Общество: механизмы функционирования и развития // Социально-политический журнал. - 1998. № 1.

Руткевич М.Н. Общество как система. Социологические очерки. – СПб., 2001.

Смирнов П.И. О социологическом моделировании общественной эволюции // Социологические исследования. – 2004. № 8.

Спасибенко С.Г. Общество как субъект социальной жизни // Социально-политический журнал. - 1995. № 1.

Саенко Ю.И. Состояние общества, к вопросу о его измерении // Социологические исследования. - 1997. № 10.

Шильз Э. Общество и общества // Американская социология. - М.,1970.- С.341–359.

Штомпка П. Социология социальных изменений /Пер. с англ. под ред. В.А. Ядова. – М., 1996.

Щепанский Я. Элементарные понятия социологии / Пер. с польск . - М., 1969.

1. Различие и неравенство. Причины и значение социального неравенства.

2. Социальная структура и ее исторические типы. Социальная стратификация.

3. Социальная мобильность и групповая замкнутость. Маргинальность.


4. Социальная структура российского общества в ХХ веке.

Вопрос 1 . Различие и неравенство. Причины и значение социального неравенства

Где бы ни возникала социальная среда, она всегда оказывается определенным образом организованной. Одни люди выступают в качестве лидеров, другие – исполнителей. В любом обществе есть более и менее уважаемые люди. В зависимости от положения в обществе (статуса) распределяются социальные ресурсы и ценности, привилегии и награды, права и обязанности. Без такого упорядочения отношений просто невозможно никакое эффективное взаимодействие людей, будет нерезультативен любой вид социальной деятельности. Именно структурированный характер взаимодействия позволяет поддерживать социум в организованном и упорядоченном состоянии, сохранять его целостность и мобилизующую ориентацию на эффективную совместную деятельность. Таким образом, в основе общества, социальной организованности лежат различия и неравенство людей. Это фундаментальный факт социальной жизни.

Даже поверхностный взгляд на окружающих нас людей дает основания говорить об их несхожести . Люди различаются по полу, возрасту, темпераменту, росту, цвету волос, интеллекту и многим признакам. Одного человека природа оделила музыкальными способностями, другого – силой, третьего – красотой. Все это – естественные различия, естественная дифференциация, устанавливаемая природой и не ведущая к различению социальных статусов людей. Естественные различия это несовпадение конкретных признаков и свойств людей, обусловленные их физиологическими и психическими особенностями .

Кроме естественных различий существуют еще и социальные. Социальные различия это различия между людьми, обусловленные социальными факторами: разделением труда (на аграрный и ремесленный, умственный и физический), укладом жизни (городское и сельское население),социальными ролями и т.д.

Социальные различия могут накладываться на естественные (например, ученым становится умный, талантливый человек). Но они могут и не пересекаться или даже быть противоположно ориентированными: физически слабые люди обретают силу и власть (благодаря оружию ). Однако в любом случае различия еще не обязательно приводят к неравенству. Эти два понятия нельзя смешивать. Их необходимо четко разделить и определить.

Социальное различие – это несовпадение социальных статусов людей.

Социальное неравенство это социальное различие иерархического типа, предполагающее подчинение одних людей другим в силу разницы их социальных статусов .

Социальное неравенство выражается в конкретной социальной жизни как неравный доступ людей к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления общества. Это означает неравноценность условий развития личности. Данный признак настолько важен для любого индивида, что именно к нему зачастую сводят неравенство. Однако, как представляется, неравный доступ к социальным благам является следствием различий социальных статусов людей, обуславливающих подчинение одних людей другим.

В моральном плане неравенство одновременно справедливо и несправедливо:

· Неравенство несправедливо , т.к. все люди имеют равные права, а неравенство ущемляет эти естественные человеческие права, создавая искусственные социальные барьеры, монополизируя условия социальной жизни в руках небольшой группы людей.

· Но неравенство в то же время и справедливо , т.к. позволяет дифференцированно и адресно компенсировать социальные затраты разных людей в соответствии с их трудовым вкладом и значимостью того или иного вида деятельности для общества. Благодаря этому система неравенства стимулировала социальную активность и лояльность.

На вершину социальной лестницы неизменно ставятся те люди, которые осуществляют руководство и управление обществом, его отдельными сферами и территориальными компонентами общества, городами и регионами. Ибо только они могут обеспечить единство общества и создать условия для выполнения других социальных функций.

Поэтому Н.А. Бердяев подчеркивал, что «неравенство является одной из фундаментальных характеристик жизни. Всякий жизненный строй иерархичен и имеет свою аристократию». При всем разнообразии взглядов социологов все они сходятся в одном – в признании фундаментальности и нерушимости принципа социального неравенства и его высокой функциональной значимости для организации общества. Видоизменения претерпевают конкретные формы неравенства, но сам принцип действует всегда.

Причины социального неравенства:

1. Разделение труда и дифференциация социальных функций . Само существование общества и его развитие возможно только благодаря разделению труда, когда каждая социальная группа решает какую-то жизненно важную для всего общества задачу. У людей много разнообразных потребностей, но заниматься всем сразу (или поочередно) никто самостоятельно не в состоянии. Поэтому и возникает разделение труда. Одни люди занимаются производством материальных благ, другие обучают новые поколения, третьи создают духовные ценности, четвертые управляют и т.д . Для нормальной жизни общества необходимо оптимальное сочетание всех видов человеческой деятельности. На основе иерархии социальных функций складывается иерархия слоев и групп, их выполняющих. В этом состоит функциональная целесообразность социального неравенства общества.

2. Демографические причины: рост численности и плотности населения, сочетание необходимости поддержки стабильности групп и бесконечного разнообразия и разнородности объединившихся в группы людей.

3. Экономическая причина: неравное отношение к собственности, что и приводит к неравному распределению материальных и социальных благ.

4. Необходимость внутреннего стимулирования человека, мотивации его труда, социальной активности и лояльности. Обществу необходимо заинтересовать человека выполнять ту или иную работу, максимально напрягая свои силы и способности, стремиться к совершенствованию своей деятельности, повышению ее качества. Эту функцию мотивации как раз и выполняет система статусов, система социального неравенства.

5. Система ценностей общества. Расположение социальных слоев на иерархической лестнице определяется среди прочего и общественными представлениями о социальной значимости каждого из этих слоев. Эта значимость человека (группы) для общества получила название «статус ». Каждый человек (группа) занимает определенное место в обществе, обретает свой статус. А социальное неравенство это и есть неравенство статусов.

6. Обладание властью, правом распоряжаться другими людьми, направлять их деятельность. Занимая более высокое положение в обществе, обладая широким доступом к распоряжению социальными ресурсами, один человек может навязать свою волю другому, подчинить его себе. Причем сделать это вполне законным образом.

Для оценки неравенства в каждом обществе имеются свои определенные шкалы. В разных обществах эта шкала различная и зависит от размеров обществ, уровня их социально-экономического развития, степени их дифференциации и систем социокультурных ценностей. Место разных положений на шкале неравенства обозначается термином «ранг». От ранга зависит доступ их обладателей к ценным и дефицитным благам данного общества. Как отмечают американские социологи К. Дэвис и У. Мур, «наилучшее вознаграждение и, следовательно, самый высокий ранг получают те положения, которые:

· имеют наибольшее значение для общества;

· требуют больше, чем другие, таланта и более длительного обучения.

Первый критерий зависит от того, какую функцию должен выполнять обладатель положений, второй же – от наличия кадров, их дефицитности». Общество имеет в своих руках вознаграждения различных видов, которые могут обеспечить людям средства к существованию и комфорт; удовлетворять различные их склонности и увлечения; поддерживать в них чувство собственного достоинства и давать возможность самовыражения .

Социальное неравенство, т.е. неодинаковая оценка общественного положения людей, необходимо, прежде всего, для координации различных видов деятельности людей в обществе, для организации их совместного труда и взаимодействия. В то же время социальное неравенство выступает важнейшим мотивационным механизмом общества, которое стремится с помощью системы наград и поощрений повысить самоотдачу своих членов. Люди, занимающие низшие позиции, будут стремиться продвинуться на более престижные должности и получить соответствующие им привилегии, доход, власть, культурные ресурсы, которые выступают дополнительным мотивом эффективности выполнения людьми своих обязанностей. Люди стремятся к тому, что выше ценится, чего всегда не хватает, что дает им больше власти, уважения и т.п. Система социального неравенства в сочетании со структурой закрепленных позиций (статусов) упорядочивает движение вверх, которое при иных обстоятельствах могло бы превратиться в хаотичную борьбу за власть, в неуправляемое социальное столпотворение, в «войну всех против всех».

Функции социального неравенства :

4 функция организации и перераспределения социальной энергии и ресурсов общества;

4 функция интеграции и кооперации труда;

4 регулятивно-нормативная функция;

4 мотивационно-стимулирующая функция (через систему поощрений и наград, через механизмы социальной карьеры);

4 функция отбора кадров;

4 функция управления социальной жизнью;

4 функция регулирования социальной активности людей;

4 функция обеспечения социальной лояльности.

Как видим, социальное неравенство играет существенную роль в обществе. Оно придает общественной жизни организованность и упорядоченность, помогает надежно и устойчиво увязывать частные интересы индивида и потребности общества в целом. Поэтому для любого общества, особенно для современного, особую актуальность и значимость имеет формирование такого социального механизма, который бы обеспечивал продвижение самых талантливых и способных людей на наиболее сложные и ответственные социальные позиции и должности. Социальное неравенство способствует конкуренции между индивидами за право выполнять данные социально важные функции, стремлению занять определенное положение. С другой стороны, общество в целом, выставив высокие требования для претендентов на получение особого доступа к ценным и дефицитным в данное время социальным благам и услугам, получает возможность выбора из многих желающих наиболее достойных.

Положение в системе социального неравенства человек может получить двумя основными путями: аскрипцией и достижением. Достижение означает, что индивид получает статус благодаря своим собственным личным успехам. Аскрипция означает получение статуса не по заслугам. Например, по протекции, за счет использования должности в корыстных целях и т.п. Как подчеркивает М. Тьюмен, это ведет к тому, что система социального неравенства становится все более дисфункциональной, мешает открытию талантов в следующем поколении.

Автор анализирует различные типы социального неравенства, выделяя специфику неравенства в области образования. Укажите главное отличие неравенства, определяемого образованием, от иных типов неравенства. Опираясь на текст, знание обществоведческого курса, фактов общественной жизни, приведите три иных проявления неравенства в современном обществе.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Образование как социальный институт Образование в современных странах – это очень широкие и высокоразвитые дифференцированные многоуровневые социальные системы (подсистемы общества) непрерывного совершенствования знаний и навыков членов общества, выполняющие важнейшую роль в социализации личности, ее подготовке к получению того или иного социального статуса и выполнению соответствующих ролей, в стабилизации, интеграции и совершенствовании общественных систем. Образованию принадлежит очень важная роль в определении социального статуса личности, в воспроизводстве и развитии социальной структуры общества, в поддержании социального порядка и стабильности, осуществления социального контроля.

Образование, наряду с армией, церковью и производством, - один из лифтов социальной мобильности. Получив знания и высокую квалификацию в современном обществе гораздо легче сделать карьеру, чем а)это было в доиндустриальном и индустриальном обществе, б) если бы человек ими не обладал.

С давних пор и по сей день образование как социальный институт выступает основным механизмом социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным слоям, группам. На систему образования возлагались функции социального контроля за процессами интеллектуального, нравственного, физического развития молодого поколения. А на систему профессионального образования, кроме того, еще и функции контроля за распределением поколения, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным ячейкам социальной структуры общества: классам, социальным группам, слоям, производственным коллективам.

Таким образом, образование является одним из основных каналов социальной мобильности, играя важную роль в социальной дифференциации членов общества, распределение их как по социальным слоям, так и внутри этих слоев. Положение индивида в обществе, возможности для его успешного продвижения по служебной лестнице определяются качеством полученного образования, во многом связанного с престижем учебного заведения.

Так оно и есть. Необразованный человек не может получить высокооплачиваемую и ответственную работу, какого бы социального происхождения он ни был. У образованного и необразованного неравные жизненные шансы, но ситуацию всегда можно исправить, повысив свою квалификацию, стоит только приложить индивидуальные условия. Тем и отличается неравенство в области образования от других видов неравенства, скажем, унаследованного, что оно ставит человека в непривилегированное положение временно. А вот если вы родились сыном короля или потомственного дворянина, то это уже навсегда. С таким неравенством, основанным на предписанных статусах, поделать ничего нельзя.

(Г.Е. Тадевосян)

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Указано главное отличие неравенства в области образования, допустим:

– неравенство в области образования зависит от воли и желания

самого человека, его можно исправить, повысив свою квалификацию.

2) Приведены иные типы неравенства, характерные для современного общества, допустим:

– неравенство, основанное на предписанных статусах, например,

этнической принадлежности или социальном происхождении;

– неравенство, основанное на месте проживания человека, столичном или провинциальном;

– неравенство, связанное с особенностями внешнего облика или состоянием здоровья, условиями воспитания в семье.

Могут быть приведены и иные проявления социального неравенства.

Предметная область: Социальные отношения. Социальная стратификация и мобильность