Куда и кому рф экспортирует нефть. Сколько нефти Россия продает в год? Сколько нефти и газа в год продает Россия? Морские поставки через систему АК «Транснефть»

Экономические реформы в России , проводившиеся в 1990-е годы в Российской Федерации, включали либерализацию цен, либерализацию внешней торговли и приватизацию бывших союзных госпредприятий.

28 октября 1991 – V съезд народных депутатов. Выступление Б.Н. Ельцина – необходимость проведения радикальных реформ.

Сформировано «правительство реформ» («правительство камикадзе»). Вице-премьером, министром экономики, определявшим экономическую стратегию, стал Е. Гайдар.

Меморандум об экономической политике РФ – первая официальная экономическая программа правительства Гайдара (утв. 27 февраля 1992).:

o дерегулирование экономики

o снятие административного контроля над ценами и хозяйственными связями

o развитие свободной торговли

o стабилизация финансовой и денежной системы, укрепление рубля

o приватизация

o развитие предпринимательства

o активная социальная политика

o структурная перестройка экономики (демилитаризация, развитие производства дефицитных товаров, товаров повседневного спроса)

o интеграция в мировой хозяйство (снятие внешних барьеров).

Первый этап реформ (1992-1994)

Январь 1992.

· либерализация цен на большинство товаров (80% оптовых и 90% розничных цен стали рыночными, за исключением цен на транспорт и др.);

· 29 января - президентский указ о свободе торговли à открыто множество новых торговых точек;

· либерализация внешней торговли (отмена гос. монополии); НО рубль – все еще неконвертируемая валюта à появился механизм уклонения от налогов à снижение эффекта реформ;

В результате, произошел рост розничных цен за I квартал в 6 раз.



· жесткая антиинфляционная политика, контроль денежной массы, сокращение гос. расходов;

НО имеет место проблема неплатежей (накапливаются задолженности предприятий друг другу à налоги перестают поступать в гос. бюджет à сокращение зарплат.

· давление политической оппозиции (в основном, директора крупных убыточных предприятий).

Июнь-сентябрь 1992.

· выдача крупных субсидий и кредитов гос. предприятиям и аграрному комплексу;

· выдача кредитов бывшим союзным республикам;

Все эти меры осуществлялись за счет роста денежной массы à инфляция.

Сентябрь – декабрь 1992 – попытка вернуться к жесткой антиинфляционной политике.

Денежная реформа.

· замена банкнот (деноминация) à изменение характера внутриэкономических связей;

· Программа «Развитие реформ и стабилизация российской экономики»: отпущены цены на зерно, отменены льготы в выдаче кредитов, рост ставки рефинансирования.

Не удалось решить проблему бюджетного дефицита.

è рост конфронтации между законодательной и исполнительной властью;

В 1993 начинается роспуск ГКО (государственных казначейских облигаций); проведен ряд антирыночных реформ (ужесточение правил внешней торговли, регулирование рынка ценных бумаг).

Приватизация.

· 29 декабря 1941 – указ президента «основные положения программы приватизации и муниципальных предприятий РФ»

· I этап – ваучерная приватизация (1992-1994). Все граждане имели право на получение одного чека номинальной стоимостью 10 тыс. руб., уплатив в сберегательном банке 25 тыс. руб. à начальный этап функционирования рынка ценных бумаг; + массовая приватизация жилья. Цель – снять общественную напряженность, создать иллюзию участия населения в приватизации; проблемы: отсутствие капиталов в стране, неразвитость рынка.

Несмотря на ряд ошибок, формировался рынок, увеличивалась открытость экономики.

Результаты.

Снижение ВВП на 30%, пром. произ-ва – на 32%, рост потребительских цен в 770 раз.

Второй этап реформ (1994-1996)

· период формирования рыночной инфраструктуры;

· рост числа коммерческих банков;

· активное формирование бизнес-элиты на базе старой номенклатуры;

· ослабление инфляции;

· положительное сальдо внешней торговли;

· слабая бюджетная политика (эмиссионное финансирование бюджета, рост внутреннего и внешнего долга);

· 1995 – первая эмиссия ОФЗ (облигаций федерального займа);

· рост субсидий для промышленности и с\х;

· сокращение доли ВВП, направляемой на науку, образование, социальные нужды.

1 июня 1994-1996 – денежный этап приватизации. Развернулась основная борьба за реальную собственность. Одним из наиболее удачных вариантов денежной приватизации оказалась практика денежных аукционов.

Результаты.

Снижение ВВП на 20%, пром. произ-ва – на 27%, рост потребительских цен в 9 раз.

Третий этап реформ (1996-1998)

· снижение темпов инфляции;

· задача – восстановление экономического роста;

· на I плане – реформы на микроуровне;

· проблема бюджетного дефицита не решена.

С 1996 – третий этап приватизации (селективная приватизация).

Третий этап ознаменовался драматическими событиями августа 1998. Экономический кризис 1998 года в России был одним из самых тяжёлых экономических кризисов в истории России.

Кризис произошёл на фоне тяжёлой экономической ситуации в стране, усугублявшейся неэффективной макроэкономической политикой, проводившейся властями в середине 1990-х годов. Непосредственной причиной принятия решений стало отсутствие у Правительства Российской Федерации средств, необходимых для исполнения своих долговых обязательств по ГКО - ОФЗ, а также резкое ухудшение условий привлечения для этого новых займов.

Экономика России получила тяжёлый удар, в результате которого в несколько раз девальвировался российский рубль, произошёл значительный спад производства и уровня жизни населения, резкий скачок инфляции. Послекризисный спад в России был краткосрочным и вскоре сменился масштабным экономическим ростом.

Результаты реформ 1990-х гг.

В результате реформы 1990-х годов в России не была создана полноценная рыночная экономика. Созданная экономическая система скорее носила черты государственного капитализма. Особенностями данной системы, созданной в результате максимальной либерализации экономической деятельности, произвольного распределения госсобственности, финансовой стабилизации за счёт жёсткого ограничения совокупного спроса, были беспрецедентная натурализация хозяйственной деятельности, устойчивое значительное превышение процентной ставкой уровня отдачи капитала в реальном секторе и неизбежная в этих условиях ориентация всей экономики на финансово-торговые спекуляции и растаскивание ранее созданного богатства, хронический фискальный кризис, дефицит бюджета - сокращение государственных расходов - спад производства и разрастание неплатежей - сокращение налоговых поступлений - дефицит бюджета.

Заметное обеднение едва ли не большинства населения России в начале 90-х годов: жизненный уровень основной массы населения снизился по многим характеристикам в 1,5-2 раза - до показателей 40-начала 50-х годов.


22) Крупнейшие экономики Запада и Востока в условиях глобализации.
Глобализация - процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.
К середине XX в. на примере развития значительного количества стран мира наблюдается процесс сближения западной и восточной цивилизаций, т. е. Запад заимствует черты развития Востока и наоборот. В начале XX в. западный тип развития «в чистом виде» исчерпал свои возможности. Об этом наглядно свидетельствовал мировой экономический кризис начала XX в. (1929- 1933гг.). Его последствия по-разному сказались на развитии стран Запада. Произошло в целом усиление роли государства в экономике, начал зарождаться государственно-монополистический капитализм. Но, если, например, в Германии это способствовало установлению тоталитарного режима в виде фашизма, то в таких странах, как Англия, США и др. государство выполняло не тоталитарную роль, а регулирующую через налоговую и кредитную политику.

Наиболее выраженный вариант регулирующей роли государства в экономике и выход из кризиса в 30-е годы можно наблюдать в США, которые благодаря проведению политики «нового курса» Ф. Рузвельта стали постепенно опережать классическую страну домонополистического капитализма - Англию и вышли на первое место в мире.

При детальном изучении происходящих в ходе преодоления мирового экономического кризиса процессов и в последующем можно предположить, что страны западной цивилизации по сути дела заимствовали черты Востока и, прежде всего, роль государства в экономике, что смогло «обуздать» стихию свободного капиталистического рынка.

В свою очередь, во второй половине XX в., наоборот, страны Восточной цивилизации стали внедрять, во многом под влиянием колониальной политики, рыночные отношения. На наших глазах Восток перестает быть таковым в классическом смысле этого слова. Сегодня мы можем наблюдать несколько типов государств, в которых утвердились еврокапиталистические черты развития. Наиболее характерно это проявилось на Дальнем Востоке. После второй мировой войны в результате реформ в Японии (которая не была колонией) государство перестало быть традиционно-восточными стало инструментом эффективного функционирования хозяйства страны. Не случайно, экономические реформы в Японии, которые восприняли европейские традиции и сохранили национальные особенности, характеризуются как «японское экономическое чудо». Элементы модели японского экономического развития использованы в Южной Корее, Сингапуре, Гонконге и ряде стран Дальнего Востока.

Реформы

Экономические реформы в России (1990-е годы) - экономические реформы, реализованные в 1990-е годы в России. К ним, в частности, относятся либерализация цен, либерализация внешней торговли и приватизация.

Хронология

· декабрь 1991 - указ о свободе торговли

· январь 1992 - либерализация цен, гиперинфляция, начало ваучерной приватизации

· июль-сентябрь 1993 - падение темпов инфляции, отмена рубля СССР (денежная реформа).

· с 17 августа 1998 - экономический кризис, дефолт по внутренним обязательствам (ГКО), четырехкратный обвал курса рубля

Либерализация цен

В начале 1992 г. в стране начала проводиться радикальная экономическая реформа, в частности, 2 января 1992 г. вступил в силу Указ Президента РСФСР «О мерах по либерализации цен». Уже в первые месяцы года рынок стал наполняться потребительскими товарами, но монетарная политика эмиссии денег (в том числе и в бывших союзных республиках) привела к гиперинфляции: резкому снижению реальных зарплат и пенсий, обесцениванию банковских накоплений, резкому падению уровня жизни.

По мнению академика РАН Н. П. Шмелёва, Егор Гайдар фактически ограбил страну тем, что не ввёл инфляционный коэффициент на вклады в сберегательных кассах.

Экономика, вышедшая из-под контроля правительства, страдала от финансовых спекуляций, падения курса рубля по отношению к твёрдой валюте. Кризис неплатежей и замена денежных расчётов бартером ухудшали общее состояние хозяйства страны. Результаты реформ стали очевидны к середине 1990-х годов. С одной стороны, в России начала формироваться многоукладная рыночная экономика, улучшились политические и экономические связи со странами Запада, была провозглашена в качестве приоритета государственной политики защита прав и свобод человека. Но в 1991-1995 гг. ВВП и промышленное производство упали более чем на 20 %, уровень жизни большинства населения резко снизился, инвестиции за 1991-1998 годы упали на 70 %.



Либерализация внешней торговли

В 1992 году одновременно с либерализацией внутренних цен была произведена либерализация внешней торговли. Она была осуществлена задолго до того, как внутренние цены пришли к равновесным значениям. Как следствие продажа некоторых сырьевых ресурсов (нефти, цветных металлов, топлива) в условиях низких экспортных тарифов, разницы внутренних и мировых цен, слабого контроля на таможне стала сверхприбыльной. Как писал академик РАН В. М. Полтерович, при такой доходности внешних операций с сырьём инвестиции в развитие производства потеряли смысл, а «целью стало получение доступа к внешнеторговым операциям». По мнению В. М. Полтеровича, «это способствовало росту коррупции и преступности, росту неравенства, повышению внутренних цен и спаду производства». Другим следствием либерализации торговли стал поток дешёвых импортных потребительских товаров, устремившийся на российский рынок. Этот поток привёл к обрушению отечественной лёгкой промышленности, которая к 1998 году стала производить менее 10 % от уровня до начала реформ.

Приватизация

Ряд крупнейших сырьевых предприятий были приватизированы на залоговых аукционах и перешли в руки новых владельцев по ценам, многократно заниженным по сравнению с их реальной стоимостью. Сто сорок пять тысяч государственных предприятий было передано новым владельцам по в десятки тысяч раз заниженной общей стоимости всего около одного миллиарда долларов.

В результате приватизации в России сформировался класс так называемых «олигархов». В то же время, появилось колоссальное количество людей, живущих ниже уровня бедности.

Большая часть населения России негативно относится к итогам приватизации. Как показывают данные нескольких социологических опросов, около 80 % россиян считают её нелегитимной и выступают за полный или частичный пересмотр её итогов. Около 90 % россиян придерживаются мнения, что приватизация проводилась нечестно и крупные состояния нажиты нечестным путем (с этой точкой зрения согласны 72 % предпринимателей). Как отмечают исследователи, в российском обществе сложилось устойчивое, «почти консенсусное» неприятие приватизации и образованной на её основе крупной частной собственности.

Результаты реформ

· По мнению академика РАН А. Д. Некипелова, реформы 1990-х годов (в частности, максимальная либерализация экономической деятельности, произвольное распределение госсобственности, финансовая стабилизация за счёт жёсткого ограничения совокупного спроса) привели к созданию убогой квазирыночной системы, особенностями которой были «беспрецедентная натурализация хозяйственной деятельности, устойчивое значительное превышение процентной ставкой уровня отдачи капитала в реальном секторе и неизбежная в этих условиях ориентация всей экономики на финансово-торговые спекуляции и растаскивание ранее созданного богатства, хронический фискальный кризис, вызванный возникновением „дурной последовательности“: „дефицит бюджета - сокращение государственных расходов - спад производства и разрастание неплатежей - сокращение налоговых поступлений - дефицит бюджета“».

· Под влиянием гиперинфляции произошла глубокая деформация всех стоимостных пропорций и соотношения цен на продукцию отдельных отраслей, изменившая стоимостные основания финансовой, бюджетной и кредитно-денежной системы. Индекс потребительских цен с 1992 г. по 1995 г. увеличился в 1187 раз, а номинальная зарплата - в 616 раз. Тарифы на грузовые перевозки увеличились за те годы в 9,3 тыс. раз, а индекс цен реализации продукции сельского хозяйства производителями продукции повысился всего в 780 раз, в 4,5 раз меньше, чем в промышленности. Неравновесие доходов и расходов достигло за годы преобразований такого уровня, что механизм неплатежей перестал справляться с его сбалансированием.

· Заметное обеднение едва ли не большинства населения России в начале 90-х годов: жизненный уровень основной массы населения снизился по многим характеристикам в 1,5-2 раза - до показателей 60-70-х годов.

· Структура промышленного производства за годы преобразований также изменилась. Произошло снижение наукоемких производств, техническая деградация экономики, свертывание современных технологий. Падение производства в России по своим масштабам и длительности значительно превысило все известные в истории кризисы мирного времени. В машиностроении, промышленном строительстве, легкой, пищевой промышленности и во многих других важнейших отраслях производство сократилось в 4-5 раз, расходы на научные исследования и конструкторские разработки - в 10 раз, а по отдельным направлениям - в 15-20 раз. Главным источником экспортных доходов являлись сырьевые ресурсы. Удельный вес сферы услуг вырос, однако доля личных услуг сократилась, а доля услуг сферы обращения увеличилась. Экспорт сырья позволял финансировать первоочередные бюджетные нужды, но внешнеэкономические связи выступали скорее как текущий конъюнктурный стабилизатор экономики, а не механизм повышения конкурентоспособности. Иностранные кредиты, полученные Россией на преобразования и стабилизацию экономики являлись важным средством сбалансированности бюджета. За 15 лет, прошедших с начала рыночных реформ в России, один из наиболее существенных спадов по сравнению с другими отраслями промышленности испытало судостровение.

· При переходе к рыночной экономике появился рынок труда, увеличилась безработица. По методологии Международной организации труда (МОТ), на начало 2003 г. безработными были 7,1 % экономически активного населения (без учета скрытой безработицы). Разрыв между минимальными и максимальными уровнями безработицы по регионам составил 36 раз.

· В конце 1998 и начале 1999 годов обозначилась тенденция к экономическому росту. После девальвации августа 1998 г. была резко снижена конкурентоспособность импорта, что увеличило спрос на отечественные товары пищевой промышленности и других отраслей. Важнейшим фактором экономического роста являлся рост объемов производства на всех предприятиях топливно-энергетического комплекса, где стремились компенсировать убытки от падения цен на мировых рынках - экспорт по стоимости сокращался в течение 1998 г., в физических объемах - увеличивался.

· Либерализация ценообразования сняла проблемы товарного дефицита конца 80-х, но вызвала снижение жизненного уровня большинства населения, гиперинфляцию (ликвидации сбережений).

· Ряд экономистов полагает, что причиной экономического подъёма в России (и других странах бывшего СССР) начиная с 1999 года является, прежде всего, переход от плановой к рыночной экономике, осуществлённый в 1990-е годы.

· Как полагает доктор экономики, профессор Гарвардского университета Янош Корнаи, в России произошло развитие «абсурдной, извращенной и крайне несправедливой формы олигархического капитализма». Руслан Гринберг, член-корреспондент РАН, директор Института экономики РАН также отмечал, что в результате политики Ельцина и реформаторов сформировался «олигархический капитализм».

· Либерализация цен и новая налоговая политика оказали разрушительное воздействие на частное предпринимательство. За 1992 год в России число малых предприятий в сфере производства резко сократилось.

· Либерализация цен и либерализация внешней торговли привели к высоким темпам роста цен в российской экономике, а также к кардинальным и негативным для развития экономики изменениям ценовых пропорций.

Политические реформы в России в 1990-е годы

^ Основные даты и события: 12 июня 1990 г. - принятие Декла­рации о государственном суверенитете РСФСР; 12 июня 1991 г. - избрание первым президентом России Б. Н. Ельци­на; 12 декабря 1993 г. - принятие Конституции России; 26 марта 2000 г. - избрание В. В. Путина президентом России.

^ Исторические деятели: Б. Н. Ельцин; В. В. Путин; Г. А Зюганов; В. В. Жириновский; Р. И. Хасбулатов; С. К. Шойгу; Е. М. Пр"и­маков; Ю. м. Лужков; С. В. Кириенко; Г. А Явлинский.

^ Материал к ответу: Августовские события 1991 г., распад СССР и переход к рыночной экономике привели к резкому росту со­циальной напряженности в обществе. В стране ширилось за­бастовочное движение. Численность участников забастовок

и политических манифестаций в 1992 г. превысила аналогич­ные показатели периода первой российской революции 1905­1907 годов.

Августовский кризис 1991 г. вызвал перегруппировку поли­тических сил. Воспользовавшись тем, что часть руководства КПСС поддержала действия ГКЧП, президент Ельцин запре­тил деятельность Компартии РСФСР на территории России, а затем объявил о национализации ее имущества и денежных средств. В 1992 г. состоялся «процесс по делу КПСС» В Кон­ституционном суде. Однако левые политические силы лишь на время оказались дезорганизованы. Уже с конца 1991 г. стали возникать новые партии коммунистического направления:

Российская партия коммунистов, Всесоюзная коммунистичес­кая партия большевиков, Союз коммунистов, Российская ком­мунистическая рабочая партия. В Феврале 1993 г. прошел 11 (объединительно-восстановительный) съезд Коммунистической партии Российской Федерации, лидером которой стал Г. А. Зю­ганов. Эга партия сразу стала самой многочисленной из всех политических партий страны (в нее вступили 200 тыс. бывших членов КПСС), хотя в целом ее численность составляла лишь 1% от прежнего сОСтава КПСс. По мере осложнения эконо­мической ситуации КПРФ при обретала все новых и новых сторонников. Вскоре ее численность выросла до 500 тыс. че­ловек. Партии и движения либерального направления, наобо­рот, вступили в полосу кризиса, вызванного отсутствием единой мощной либеральной партии, а также целостной программы преобразований в стране. Несколько укрепили свои позиции после распада СССР представители партий и движений нацио­нально-патриотической направленности. Среди них наиболее серьезные позиции занимала ЛДПР В. В. Жириновского. Одна­ко все политические партии России по-прежнему не имели реальной власти и не могли оказывать серьезного влияния на политику правительства. На повестку дня вновь встал вопрос о реформе политической системы.

Постепенно центром, объединившим недовольных ходом реформ в - стране, стал Верховный Совет РСФСР во главе с Р. И. Хасбулатовым. Народные депутаты выступали за смяг­чение социальных последствий реформ и ограничение полномо­чий президента и правительства. Постепенно назревал конфликт между системой власти Советов и президентской властью. Под­ходы к содержанию новой конституции у президентской ад­министрации и у Верховного Совета были разными: и та и другая сторона стрем~ись закрепить за собой ключевые властные полномочия. Поэтому проект Ельцина исходил из

построения в России президентской, а проект Верховного Со­вета - парламентской республики. В принципиальном же плане речь ита о выборе между либеральной и советской си­стемами организации власти. Обе стороны в споре друт с дру­гом стремились опереться на поддержку народа. В апреле 1993 г. состоялся референдум о доверии президенту. Почти 60% голосовавших выразили доверие Ельцину, однако лишь чуть больше половины участников референдума поддержали его по­литику. Тем не менее итоги референдума означали победу Ельцина. Используя ее, он ускорил разработку своего вариан­та конституции страны. Летом 1993 г. состоялось Конституци­онное совещание, одобрившее идею формирования в стране президентско-парламентской республики. Но руководство Вер­ховного Совета отказал ось от участия в обсуждении проекта «ельцине кой» конституции. Открытое столкновение двух вет­вей власти становилось неизбежным.

21 сентября 1993 г. Ельцин подписал указ о поэтапной кон­ституцирнной реформе, в котором объявил о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, назначил на де­кабрь выборы в новые органы государственной власти и рефе­рендум о новой конституции России. Ilрезидентский указ осуди­ло не только руководство Верховного Совета, но и большинство членов Конституционного суда, объявившие действия прези­дента неконституционными. Было принято решение об отст­ранении Ельцина от власти и назначении новым главой госу­дарства вице-президента А. В. Руцкого, который сразу же начал формировать новое правительство. В ответ на это пре­зидент окружил здание Верховного Совета войсками и прика­зал депутатам покинуть его. 2 октября по столице прокатилась волна демонстраций и акций протеста, организованных оппо­зицией, которые вылились в массовые беспорядки. В городе началось строительство баррикад, стычки с милицией. 3 октя­бря восставшие захватили здание мэрии, попытались штурмом взять телецентр «Останкино». Появились первые жертвы как среди восставших, так и среди мирных жителей. В столице было объявлено чрезвычайное положение. Однако военное руко­водство проявило.колебания и затягивало выполнение прика­за президента о введении в Москву войск и бронетехники. Лишь утром 4 октября начался артиллерийский обстрел зда­ния Верховного Совета, вызвавший сильный пожар и гибель людей. К концу дня Белый дом был занят войсками, а депутаты Верховного Совета РФ - арестованы.

12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Государственную ду­му России. Они впервые проходили не только по избиратель-

ным округам, но И по партийным спискам. их резулылаты ока­зались во многом неожиданными: первое место по партийным спискам оказалось у ЛДПР, получившей почти 25% голосов. Около 15% избирателей проголосовали за «Выбор России» Е. т. Гайдара. С учеТом депутатов, избранных по одномандат­ным округам, из 450 депутатов Государственной думы 96 мест оказалось у «Выбора России», 70 - у ЛДПР, 65 - у КПРФ.

За принятие конституции России высказались 58,4% голо­совавших. Новый Основной закон страны ликвидировал со­ветскую систему власти. Вместо полновластных Советов провоз­глашалось разделение властей. Главой государства с широкими полномочиями был провозглашен президент, определяющий основные направления внутренней и внешней политики и вы­ступающий гарантом соблюдения конституции. Исполнитель­ная власть была представлена правительством. Оно наделялось большими полномочиями в осуществлении экономической политики, а также обеспечении обороны и государственной безопасно~ти страны, проведении внешней политики. Законо­дательные функции были закреплены за Федеральным Собра­нием (парламентом), состоящим из двух палат: Совета Федера­ции (верхняя) и Государственной думы (нижняя). Определялся порядок принятия законов: их проекты вначале обсуждались в Думе, затем их утверждал Совет Федерации, после чего дол­жен был подписать президент. В случае, если глава государст­ва отказывался подписать закон, Дума двумя третями голосов могла преодолеть его вето и ввести закон в действие. Третьей ветвью власти становилась судебная система. Высшими ее ор­ганами являются Конституционный суд (следящий за соответ­ствием конституции принимаемых законов и указов), Верхов­ный суд (высшая инстанция по уголовным, гражданским и административным делам) и Высший Арбитражный суд (по экономическим спорам). В конституции были закреплены ос­новные политические и гражданские права и свободы.

3 июля 1996 г. в ходе очередных президентских выборов по­беду вновь одержал Ельцин (55%). В декабре 1999 г. прошли выборы в Государственную думу. По их итогам на первом ме­сте оказались коммунисты, второе место заняли представители проправительственного блока «Единство» (С. К. illойгу), на третьем месте оказался блок «Отечество - вся Россия» (Е. М. Примаков, Ю. М. Лужков, В. А. Яковлев), далее следо­вали Союз правых сил (с. В. Кириенко), «Блок Жириновско­го» и «Яблоко» (Г. А. Явлинский). 31 декабря 1999 г. президент Ельцин досрочно сложил свои полномочия. На выборах в мар­те 2000 г. новым главой государства был избран В. В. Путин.

Главным событием политической жизни России в 90-е п. явился демонтаж советской системы. Вместо полновластия Советов в основу государственного устройства была положена идея разделения властей, что закрепила Конституция РФ. Го­сударственные и местные органы власти впервые стали избирать­ся путем всеобщего, равного, прямого и тайного голосования. Одним из ярких явлений новой России стала много партийность. В стране было зарегистрировано более 150 политических пар­тий и общественно-политических движений. Однако все это были лишь первые шаги на пути формирования подлинно де­мократического государства.

В конце 1991 года правительство, возглавляемое Е.Т.Гайдаром, разработало программу радикальных реформ в области народного хозяйства. Суть экономических реформ заключалась в переходе к рыночным ценам, ускоренной приватизации, земельной реформе, реформе банковской системы, формировании новой налоговой политики, мерах социальной защиты населения. Предлагавшиеся программой меры «шоковой терапии» были направлены на перевод экономики на рыночные методы хозяйствования.

1. Либерализация цен – освобождение их из-под контроля гос-ва. Переход на свободные рыночные цены и тарифы был начат с января 1992 г. За гос-вом сохранялось лишь регулирование цен на некоторые товары и продукцию производственно-технического назначения. Либерализация цен привела к резкому скачку инфляции. За год потребительские цены выросли в 26 раз. Снизился в 2 раза (по сравнению с 1990 г.) уровень жизни населения.

2. Приватизация (разгосударствление собственности). Охватила прежде всего предприятия розничной торговли, общепита, службы быта. Ваучерная и последующие этапы приватизации привели к потере гос. сектором ведущей роли в экономике. Однако изменение формы собственности не повысило эффективности экономики. В 1993-1994г. падение пром. произ-ва сост. 21%, в част. в машиностроении – 31%, в произ-ве ширпотреба -30%. Свыше половины товаров российского рынка были импортными. Одним из подследствий приватизационной политики явился распад энергетической инфраструктуры.

Положительные итоги реформ:

· Магазины наполнились товарами, исчезли очереди.

· Интенсивно формировались рыночные структуры: рынки труда, ценных бумаг, недвижимости.

Отрицательные последствия реформ:

· Падение темпов экономического роста.

· Рост цен оказался неудержимым; инфляция переросла в гиперинфляцию, невиданными темпами стала развиваться долларизация финансовых отношений, а также вытеснение денег другими, менее ликвидными, но куда более стабильными активами.

· Инфляция привела к сильному расстройству, а в конечном итоге к полному уничтожению финансовой системы, значительной денежной эмиссии.

· Из-за приватизации гос-во потеряло жизненно важные отрасли экономики.

· Возникает криминальная революция, силовые методы решения экономических проблем.

· Фермерские хозяйства, где трудилось около 500 тыс. человек, из-за непримерно дорогих техники, удобрений, стройматериалов производили лишь около 2% общего объема сельскохозяйственной продукции

· Медленно и с большими трудностями разворачивалась конверсия на предприятиях ВПК, которые к середине 80-х гг. составляли до 70% промышленного потенциала страны.

· «шокотерапия» привила к быстрому расслоению общества по уровню доходов.

· Были обесценены сбережения населения в сбербанках.

· В тяжелейшем положении оказались система образования, наука, культура, здравоохранение.

· Отсутствие конкуренции способствовало ухудшению качества и удорожанию продукции.

Таким образом, радикальные преобразования в российской экономике обернулись значительными потерями. Так, за период 1990-97гг. объем ВВП сократился в 2 раза.

60. Основные направления преобразований в политической и социально-экономической жизни РФ в 2000-е гг.

В 21 веке Россия встала на путь серьезных перемен. В 2000 году в результате всенародного голосования к власти пришел Владимир Путин. 90-е годы были трагическим этапом в истории России. После десятилетнего ельцинского режима страна находилась на грани краха. Промышленное производство сократилось в разы, возросла и без того непомерная коррупция, произошла криминализация политической элиты и властных структур. Произошла острая дифференциация общества. Ситуацию усугубил экономический кризис 1998 года – большая часть населения оказалась за чертой бедности или подошла к ней достаточно близко. Население сократилось на 2 миллиона. В ряде регионов Кавказа сохранялась нестабильность. Кто бы что ни говорил, но мы были поставлены перед фактом: Российская армия неспособна справиться с чеченскими сепаратистами.

Предстояло решить ряд важнейших проблем – от стабилизации экономики до повышения роли России на международной арене.

Россия по-прежнему оставалась самым большим государством – 17 млн кв. км. Население составляло 146 млн. Причем в одной стране проживали люди 160 национальностей.

Темпы роста российской экономики быстро увеличиваются в начале 2000-х, чему способствует повышение мировых цен на нефть и газ, а также политическая стабильность.

В целом за 1999-2007 гг. рост ВВП составил 83 %, промышленности - 75,4 %. Проведенная в 1997 году деноминация предотвратила развал финансовой системы из-за гиперинфляции, когда люди оперировали миллионами ельцинских рублей, чтобы купить кухню или расплатиться за автобус. Деньги образца 97 года – вполне стабильная валюта – ходят и по сей день. Хотя и они подвержены инфляции – в среднем 15 процентов за год.

В ходе Второй чеченской контртеррористической военной кампании 1999-2005гг. были уничтожены боевики и наемники, которые фактически контролировали Чеченскую республику с 1992 года. России пришлось потратить немалые средства на восстановление разрушенного Грозного и других городов этой республики. Боевики ушли в подполье, проявляя себя в организациях многочисленных терактов (от Буденновка до Беслана и Норд-Оста, взрывов домов в Москве, Волгограде, терактов в метро и электричках, подземных переходах и стадионах), нападений на силовые структуры РФ и органы власти. В результате одного из таких терактов погиб президент Чечни Ахмад Кадыров, внесший значительный вклад в установлении мира в этом регионе. ФСБ РФ предотвратило множество терактов. Однако взрыв в маршрутке во Владикавказе 6.10.2008 года говорит о том, что опасность еще не миновала.

В сентябре 2005 в России запускаются «Национальные проекты» для разрешения наиболее злободневных социальных проблем: здравоохранение, образование, жилищная политика и сельское хозяйство. В 2006 на эти программы выделяется 161 млрд рублей, в 2007-206 млрд. Правительству Путина удалось расплатиться за внешние долги России.

В настоящее время реализуется Федеральная целевая программа «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту ряд соединений и воинских частей в 2004-2007 годах», целью которой является увеличение численности военнослужащих по контракту на должностях сержантов и солдат.

Внешнеполитический курс современной России нацелен на укрепление взаимоотношений с Европой, и одновременно на восток. Так, Китай является одним из главных торговых партнеров России. Россия усиливает влияние на страны СНГ – территории, которые последние 100 лет входили в состав нашей страны, а исторические и культурные связи со многими из них насчитывают не одно столетие.

В 2007 году Владимир Путин выбирает себе приемника из своего ближайшего окружения - Дмитрия Медведева, в стране проводится политический курс на укрепление центральной и ослабление региональных властей (укрепление вертикали власти), национализации важных предприятий.

При Медведеве, несмотря на его короткий срок правления, Россия пережила войну с Грузией.

Военное противостояние в августе 2008 года между Грузией, с одной стороны, и Россией и непризнанными республиками Южная Осетия и Абхазия - с другой стороны закончилось победой России.

Агрессивный режим Михаила Саакашвили, хорошо вооруженный и обладающий мощной (для такой страны) армией (более половины расходов – военные) готовился к этой войне. Цели были понятны – захватить силой Осетию, поставив мировую общественность перед фактом. В ночь на 8 августа (ок. 00.15) грузинские войска подвергли Цхинвали обстрелу из реактивных установок, а примерно в 03.30 начали штурм города с применением танков.

9 августа помощник главкома сухопутных войск РФ И. Конашенков заявил, что части и подразделения 58-й армии, прибыв на окраину Цхинвали, «приступили к подготовке операции. Цхинвали был отбит. Было сообщено о преброске подразделения 76-й Псковской воздушно-десантной дивизии в Цхинвали со штатными боевой техникой и вооружением; ожидались также десантники из Иванова, а также полк спецназа ВДВ из Москвы. В результате попытки проникновения несколько кораблей из Грузии в территориальные воды Абхазии 10 августа произошло российско-грузинское военно-морское столкновение.

Уже 13 августа российские войска на бронетехнике вошли в грузинский город Гори. Армия Грузии подалась в отступление.

Окончательно конфликт был урегулирован планом Медведева – Саркози.

В 1992 в России начались либерально-буржуазные экономические реформы, прозванные шоковой терапией. Главная роль в их проектировании и проведении принадлежала первому главе ельцинского правительства Гайдару и Чубайсу.

Основными этапами реформы стали:

Январь 1992 – освобождение цен;

Октябрь 1992 – начало приватизации гос. собственности с помощью ваучеров, выданных бесплатно каждому взрослому гражданину России с правом преобритения на них акций частных компаний или предприятий. Он предоставил предприятиям право самостоятельно устанавливать цены на производимую продукцию, право самостоятельного сбыта и покупки продукции и сырья. Указ вводил контроль за ценообразованием на предприятиях-монополистах, отменял запреты на деятельность негосударственных торгово-закупочных предприятий.

Стабилизационная политика правительства Е. Гайдара также предусматривала ряд важных мер по предотвращению гиперинфляции и социальной защите населения. Резкому сокращению были подвергнуты все государственные расходы (централизованные капиталовложения, дотации и т. д.). В частности, расходы на закупку вооружений были урезаны на 85 %. Одновременно были приложены усилия по обеспечению конвертируемости рубля: упрощены схемы валютных операций, расширен валютный рынок и, наконец, установлен свободный курс рубля на основе спроса и предложения.

Либерализация цен и ужесточение финансовой политики привело к тому, что российский рынок постепенно стал наполняться товарами, деньги вновь обрели цену, исчезли очереди в магазинах. Реформы, связанные с именем Е. Гайдара, продолжались около года.

Уже первые шаги правительства Е. Гайдара вызвали резкое противодействие со стороны Верховного Совета, который проваливал все законопроекты, предложенные правительством.

Главными особенностями реформ были:

1)поспешные ускоренные темпы с целью не допустить реставрации социализма. Уже к 1995 было приватизировано 60% гос. предприятий.



3)отставание разработки соответствующего законодательства, что создавало почву для масштабных злоупотреблений и коррупций при проведении приватизации

4)отсутствие механизмов социальной защиты малообеспеченных слоев населения, на которые обрушился мощный удар кризиса в процессе перестройки.

Эти особенности определили крайне противоречивые результаты реформ:

  1. в экономике

неизбежное в процессе столь радикальных реформ и разрушения сложившихся хозяйственных связей двойное падение промышленного производства.

Следствием этого стала гиперинфляция, ознаменовавшая провал теории «монетизации», ибо неудержимый рост цен без хотя бы периодической индексации зарплаты неизбежно привел бы к социальному взрыву. За 4 года деньги обесценились в 10000 раз.

  1. в социальной сфере:
  2. резкое обнищание основной массы населения, особенно работников бюджетных учреждений и пенсионеров; обнуление многолетних вкладов граждан в гос. сбербанке без соответствующей индексации, по существу – ограбление государством вкладчиков. Сосредоточение собственности в руках крупного капитала нерыночным путем. Отчасти это происходило через теневые махинации и коррупцию при проведении аукционов по приватизации гос. предприятии, продававшихся по цене в десятки раз ниже себестоимости.

В итоге, в России в рекордно короткие сроки, не имеющие аналогов в мире, были созданы миллиардные состояния. Так, если в США культовой фигурой бизнеса считался Дж.Рокфеллер-старший, сколотивший в 19 веке подобное состояние за 40 лет, то в постсоветской России уже ч/з 5 лет после начала реформ насчитывалось12 миллиардеров.

3)результатом этого стало фактическое самоограбление гос-ва, характерными чертами которого были: невиданный расцвет коррупции крупномасштабные аферы утечка капиталов за границу, поскольку сами новые русские не очень верили в прочность своего положения.

4)разочарование широких масс народа в реформах, сопровождавшихся резкой социальной поляризацией (от олигархов до бомжей) при упадке инфраструктуры социальной защиты следствием этого стала масштабная «утечка мозгов» за границу ситуация усугубилась волной беженцев из бывших союзных республик, пораженных еще более острым социальным кризисом и межэтническими конфликтами.Неизбежным следствием всего перечисленного стал рост преступности Становление современного политического режима в России (1990-2000-е гг.)

В 1991 г. Россия приобрела статус независимого государства. Начали формироваться новые властные структуры.

12 июля 1991 г. первым президентом страны был избран Б.Ельцин. В это же время он также возглавил правительство. Главой экономического блока стал экономист Е.Гайдар, сторонник так называемой монетаристской модели экономики. Программа экономической реформы включала три основных направления: либерализация большинства цен, свобода торговли и проведение приватизации, т.е. создание института частной собственности. Однако к лету 1992 г. правительство Е.Гайдара, назначенного к тому времени исполняющим обязанности премьер-министра фактически исчерпало ресурс поддержки. К концу лета 1992 г. правительство вынуждено было прекратить монетаристскую политику. Оплотом оппозиции правительственному курсу стал съезд народных депутатов и его Верховный Совет. К концу 1992 г. большинство депутатов выступало уже не только против правительства, но и лично против президента Б.Ельцина. Оппозиции удалось сформировать стойкое большинство. Стали всё громче звучать требования, чтобы правительство формировалось депутатами, а не главой государства. В эти условиях был заключён компромисс. Е.Гайдар ушёл из правительства. Новым премьер-министром стал В.Черномырдин. На апрель 1993 г. был назначен референдум. Главный вопрос: должна ли Россия быть президентской или парламентской страной? Однако оппозиционное большинство депутатов добилось отмены проведения референдума.В Москве нарастала напряженность. Съезд народных депутатов и Верховный Совет блокировали практически все решения президента и предложения правительства.

21 сентября в выступлении по телевидению Б.Ельцин заявил о прекращении полномочий Съезда народных депутатов и верховного Совета. Его указ “О поэтапной конституционной реформе” фактически вводил в стране президентское правление. Однако часть депутатов отказалась сложить свои полномочия. Решающие события развернулись 3-4 октября 1993 года. В Москве было введено чрезвычайное положение. “Белый дом’ был расстрелян из танковых орудий. 12 декабря 1993 г. состоялись первые постсоветские выборы и референдум по нов ой Конституции. Главным событием стало принятие Конституции. Президент наделялся самыми широкими полномочиями. Представительный орган - Федеральное Собрание в составе двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Парламентские выборы 1995 г. принесли победу КПРФ: 22% голосов. дальнейший путь развития государства определили президентские выборы 16 июня 1996 г. 3 июля 1996 г. Б.Ельцин был избран президентом России на второй срок. В августе новое правительство вновь возглавил В.Черномырдин. В марте 1997 г. Б.Ельцин выступил с программой радикальных реформ.