Штрафы за нарушение правил применения ккт могут измениться. Онлайн-кассы: за что штрафуют

Торговые точки, использующие контрольно-кассовую технику, будут платить большие штрафы, при несоблюдении правил наличных и безналичных расчетов с покупателями. Правительство предлагает уточнить требования к работе с ККТ и ужесточить ответственность за их нарушение.

9 января 2016 года на рассмотрение Государственной Думы РФ поступил законопроект № 968690-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" , Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Автором инициативы является Правительство России. Проект направлен на усовершенствование нормативно-правового регулирования порядка применения контрольно-кассовой техники (ККТ).

Чиновники предлагают установить для тех лиц, которые не применяют ККТ, размер административного штрафа от 75 до 100% от суммы платежа, полученного без выдачи чека. При этом, юридические лица заплатят минимальный штраф, вне зависимости от суммы покупки, в размере 30 тысяч рублей, должностные лица - 10 тысяч рублей, а гражданине (включая индивидуальных предпринимателей) - 1,5 тысячи рублей. За использование ККТ, не соответствующей установленным законодательством требованиям, торгующая организация получит предупреждение или штраф в размере 7 тысяч рублей. Штраф для предпринимателей за такое нарушение составит 1,5 тысячи рублей.

В настоящее время санкции статьи 14.5 КоАП РФ предполагают вынесение предупреждения за первоначальное нарушение, либо наложение штрафа на организацию в размере от 30 тысяч до 40 тысяч рублей, для должностных лиц - от 3 тысяч до 4 тысяч рублей, для граждан - от 1,5 тысяч до 2 тысяч рублей и не зависят от суммы покупки. Поэтому введение привязки штрафа к таким суммам сделает их максимальный размер неограниченным, при сохранении фиксированного минимума.

Если депутаты одобрят правительственный законопроект у всех организаций и предпринимателей, работающих с населением появится обязанность формировать кассовый чек не только в бумажном, но и в электронном виде (а с 1 января 2018 года - только в электронном виде) или использовать в работе автоматизированные системы, осуществляющие формирование бланков строгой отчетности по принципу ККТ. При этом определять и утверждать перечень услуг, при осуществлении расчетов за которые предусмотрена выдача бланков строгой отчетности, выполненных без применения ККТ, будет Правительство РФ.

Кроме того, после вступления в силу новых требований будет отменено ведение Государственного реестра ККТ. Производителям ККТ и фискальных накопителей вместо этого вменят в обязанность представлять в Федеральную налоговую службу России данные о каждом изготовленном экземпляре ККТ и ФН.

Чиновники уверены, что принятие закона позволит снизить финансовую и административную нагрузку на добросовестных налогоплательщиков за счет упрощения предоставления государственной услуги по регистрации (перерегистрации) ККТ. Будут полностью исключены необоснованные проверки налоговой службой, с выходом на место установки ККТ и сокращены ежегодные издержки налогоплательщиков, связанные с использованием ККТ. Вместе с этим, ожидается, что объем "теневого" оборота наличных денежных средств существенно сократится, а налоговые поступления в бюджет увеличатся. Такие надежды чиновников основаны на экспериментального использования "умных касс", которое проводила ФНС на протяжении 2014-2015 годов.

Законопроект передан в профильный комитет Госдумы РФ и дата его рассмотрения в первом чтении пока не определена.

С начала июля этого года организации переведены на кассы-онлайн, а налоговые службы имеют право назначать наказание за нарушение использования, а также отсутствие данного оборудования.

За ошибки при работе с кассой порой налагается даже не один, а ряд штрафов. На какую сумму накажут компанию в каждой конкретной ситуации нарушений и как не попасть под подобное наказание.

За что назначаются штрафы

Предприниматель, должностные лица и даже организации могут быть оштрафованы за нарушение порядка ведения кассы. Так они подвергаются наказанию в ситуации, если:

  • не пользуются кассой, даже если это и необходимо;
  • пользуются старым оборудованием или оборудованием, не прошедшим регистрацию;
  • пробивают чек, где обозначено время, отличающееся от действительного более, чем на пять минут.

Наказанию могут подвергнуться как организация, так и ее директор, и даже работник. Суды, как правило, соглашаются с такими действиями.

При этом наказаие за изменение порядка использования кассы может последовать на протяжении года согласно ст. 4.5 КоАП РФ.

Если, к примеру, кассир пробивает чек с суммой, превышающей необходимую, налагать наказание на организацию и ее сотрудников неправомерно. Это предусматривается ст. 14.5 КоАП РФ. Арбитраж в таком случае - на стороне организаций.

Возможные штрафы

С середины лета практически все организации должны использовать новые кассы. Размер наказания за несоответствие закону указан в ст. 14.5 КоАП РФ. Но этот законопроект не дает понять, насколько будет оштрафована организация, применяющая устаревшую кассу после указанного срока.

Существует несколько вариантов. Первый – наказание на отсутствие онлайн-кассы. Его размер в этом случае составит от 75 процентов до полной суммы расчета, но не менее 30 тыс. рублей. Следует понимать, что иметь старый кассовый аппарат после начала июля - это равнозначно работе совершенно без ККТ.

Вторым является наказание за использование ККТ, не соответствующей нормам законодательства. Данное нарушение наказывается выплатой в размере от 5 до 10 тысяч рублей.

Федеральная Налоговая Служба полагает, что сегодня следует использовать лишь первое наказание, а именно штрафные санкции за фактическое отсутствие кассы. ККТ является техникой, обеспечивающей запись, а также хранение и передачу данных через ОФД в соответствующие инстанции (статья 1.1. ФЗ от 22.05.2003 No54-ФЗ).

Разумеется, касса, у который нет фискального накопителя, совершенно не соответствует данному определению. А потому использование прежней кассы после начала июля говорит о том, что организация не пользуется ККТ. ФНС заявляет, что вскоре подобные устройства налоговые службы будут просто сниматься с учета.

Штрафы за повторы нарушения

Кроме штрафа, при обнаружении повторных нарушений ИП или организации, их деятельность могут приостановить на срок до трех месяцев, а руководителя лишить возможности занимать подобную должность на срок от одного года до двух. Наказание вступает в силу, если сумма расчетов, минуя кассовый аппарат, составляет один миллион рублей и более.

Наказание за неприменение кассы

Штраф за подобное нарушение – не менее 30 тысяч руб. Но существует и наказание за невыдачу чека покупателю, который его потребовал. Его сумма – 10 тыс. рублей. И порой становится непонятным, какой и когда штраф должны применять налоговые службы.

Новые штрафы

Организация Сотрудник или руководитель
Не был пробит чек
От 75 до 100% суммы, которая была не пробита, минимум 30 тысяч рублей От 25 до 50% суммы, которая была не пробита, минимум 10 тысяч рублей
Повторный случай не пробивания чеков (от миллиона рублей)
Приостановление работы до 3 месяцев Дисквалификация (1-2 года)
У организации имеется ККТ, не состоящая на учете
Разъяснение ситуации или штраф от полутора до 3 тысяч рублей
Не выдача кассового чека по требованию
Разъяснение ситуации или штраф 10 тысяч рублей Разъяснение ситуации или штраф 2 тысячи рублей
Компания не сдала в срок документы по кассе
Разъяснение ситуации или штраф от 5 до 10 тысяч рублей Разъяснение ситуации или штраф от 1, 5 до 3 тысяч рублей)

В очередном своем решении налоговые службы дали ответ и для предприятий на «вмененке». Они могут выдавать вместо чека и БСО просто квитанцию, подтверждающую оплату товара. Но если не делать и этого, то налоговые органы обязательно штрафуют за неиспользование ККТ как минимум на 30 тысяч рублей. При этом наказание за невыдачу применяться не станет.

Штрафы ИП за неиспользование онлайн кассы

Лица, работающие на вмененке и патенте, а также те, кто оказывает те или иные услуги, обязаны использовать онлайн-кассы лишь начиная с 1.07.2018 года. Вплоть до данного момента все организации были вправе осуществлять деятельность и без касс, как это было прежде. То есть продолжать предоставлять клиентам товарные чеки, квитанции, а также БСР по прежним установкам. Оформится можно, и не применяя оборудование, с прежними старыми реквизитами, не передавая информацию в налоговую. Штрафные санкции за то, что не используется онлайн-касса, ИП до этого момента не грозили совершенно.

В ситуации, когда ИП соединяет «упрощенку» и ЕНВД, процесс перехода на такую кассу возможен до 01.07.2017 и использовать ее следует только в первом вариаенте. Продажи в рамках ЕНДВ до 01.07.2018 следует осуществлять по «срабатывавшим» раньше правилам.

Что делать в ситуации, если ИП специализируется на оказании услуг? Нужен ли кассовый аппарат? Индивидуальный предприниматель, предлагающий свои услуги населению, вправе до 1.07.2018 года предлагать БСО взамен чеков (пункт 8, статья 7 ФЗ от 3.07.2016 No290-ФЗ).

Где взять список услуг, если с 01.01.2017 ОКУН был отменен? Министерство Финансов разъяснило, что следует применять ОКВЭД2 и ОКПД2. Увы, в данных классификаторов вопросов по работам, а также услугам, оказываемым населению, просто не существует. ФНС утверждает, что все же, при оказании услуг населению, можно использовать БСО.

Штраф за невыдачу чека

Налоговые органы могут наложить наказание суммой десять тысяч рублей на организацию, если клиенту был не выдан чек. Это относится как к традиционным, так и электронным версиям.

С 15 июля начала действие совершенно другая система наказаний за ошибки в работе с ККТ. Теперь штраф назначается и, если компания по каким-то причинам не выдает чек в ответ на требования покупателя. Очевидно, что кассир обязан сделать это в любой ситуации, даже если покупатель об этом не просит (пункт 2 статьи 1.1.2 ФЗ от 22.05.2003 No54-ФЗ). Но из данной формулировки окончательно не выяснено, зачем клиенты обязаны потребовать чек, и будет ли назначено наказание, в случае, когда его все-таки не попросят.

Налоговые органы объясняют ситуацию данным образом: согласно новым правилам, клинт сам может выбрать, что именно версию чека попросить у продавца. Чеки бывают:

  • в традиционном бумажном виде;
  • в электронном виде;
  • дублирующими друг друга.

В ситуации, когда компания не выполнила какое-либо из данных требований, в обязательном порядке будет назначено наказание. Если клиент не попросил никакого документа, ему выдается традиционный вариант. Очевидно, что электронный вариант можно куда-то отправить только в случае, когда клиент сообщит информацию о себе. Если же не выдается чек, это грозит штрафом (письмо ФНС Росси от 5.10.2016 No ЕД-4-20/18827).

Штрафы согласно закону

Данные, приведенные ниже, информируют о том, что сегодня для любого нарушения имеется особое наказание, а не один штраф, как это было некоторое время назад.

Тема: ККМ , раздел: штрафы за неприменение ккм

Новый законопроект изменит штрафы за неприменение ККМ и административную ответственность

В начале 2017 года в силу вступят изменения в федеральном законе 54-ФЗ. В соответствии с ними резко возрастут штрафы за работу без использования контрольно-кассовых машин (ККМ). Суммы штрафов для предприятий и организаций (юридических лиц) будут колебаться в пределах от 75 до 100% стоимости расчета. При этом новые правила гласят, что сумма штрафа не может быть меньше 30 тысяч рублей. Наказание для лиц физических (должностных лиц или индивидуальных предпринимателей) несколько ниже, но и оно составит не менее 10 тысяч рублей. В тех случаях, когда суммы расчета выше, штрафы будут составлять от четверти до половины суммы покупки.

Подобные строгости связаны с намерением правительства повысить собираемость налогов. Выполнить это планируется путем перевода всех предпринимателей на работу с ККМ нового типа. Эти аппараты будут передавать чеки непосредственно в ФНС в реальном времени, благодаря встроенному модему и фискальному накопителю. Вводить их будут постепенно:

    В настоящее время (с апреля) поощряется добровольное применение новых ККМ;

    с февраля следующего года будет запрещена регистрация ККМ без функций он-лайн передачи данных;

    с июля следующего года применение новых ККМ станет обязательным, исключение планируется сделать для организаций, которые не пользуются контрольно-кассовой техникой;

    к июлю 2018 года применение новых ККМ станет повсеместным, а единый налог будет отменен, его заменит патент.

Надо учесть, что при введении в практику новых ККМ, ФСН не планирует ограничиваться штрафами. В случаях повторного нарушения, если сумма расчетов по совокупности не ниже миллиона рублей, деятельность компании может быть временно прекращена (максимум на 90 дней). Пострадают и работники такой компании – их дисквалифицируют, то есть лишат права работать в аналогичной занимаемой ныне должности на 1-2 года. Несколько смягчает ситуацию то, что компания может добровольно сообщить ФСН о факте нарушения и избежать ответственности, если нарушила правила впервые. В последующих случаях подобная практика использоваться уже не будет.

Ужесточение налоговой политики становится более и более очевидным с каждым годом. Для того чтобы подготовиться к нему в полной мере и не стать жертвой нарушения какого-либо нового правила, доверьте вашу бухгалтерию тем, кто всегда в курсе последних изменений. Специалисты нашей компании с готовностью проконсультируют вас по всем вопросам или решат возникшие проблемы.

Источники информации: Законопроект № 968690-6 О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (о совершенствовании нормативно-правового регулирования порядка применения ККТ)

С 1 июля 2017 года компании перешли на онлайн-кассы, а инспекторы стали применять штрафы за отсутствие, неприменение, неиспользование ККТ. Подробности - в статье.

За кассовые нарушения теперь возможен не один, а сразу несколько разных штрафов. На сколько оштрафуют компанию и ее сотрудников в конкретных ситуациях и как избежать наказания, читайте в этой статье.

За что могут оштрафовать

Предпринимателей, организации и их должностных лиц могут оштрафовать за нарушение кассовой дисциплины. В частности когда они:

  • не применяют кассу, хотя должны;
  • используют устаревший или незарегистрированный аппарат
  • не выдают БСО или документ, подтвержающий прием наличных
  • пробивают чек, указанное время в котором отличается от реального больше чем на 5 минут (постановление Верховного суда РФ от 24 ноября 2015 г. № 308-АД15-0504).

Наказать могут одновременно и организацию, и ее руководителя, и кассира. Судьи с таким подходом согласны - постановления ФАС Московского округа от 14 июля 2005 г. № КА-А40/6231-05, Дальневосточного округа от 17 мая 2005 г. № Ф03-А16/05-2/984.

К ответственности за нарушение кассовой дисциплины привлечь могут в течение года - статья 4.5 КоАП РФ.

Кассир пробил чек на сумму большую, чем нужно? Штрафовать компанию и ее должностных лиц проверяющие не имеют права. Это не предусмотрено статьей 14.5 КоАП РФ. Арбитражная практика в пользу компаний - постановления ФАС Северо-Западного округа от 7 февраля 2007 г. № А56-28973/2006, от 5 июля 2007 г. № А56-37228/2006.

Штрафы за отсутствие онлайн-кассы в 2017 году

С 1 июля 2017 года большинство компаний должны перейти на онлайн-кассы. Штрафы по закону об онлайн-кассах прописаны в статье 14.5 КоАП РФ. Однако из закона неясно, насколько оштрафуют компанию, которая после 1 июля будет применять старую кассу.

Первый вариант — это штраф как за неприменение ККТ. Он составляет от 75 до 100 процентов суммы расчета, но не меньше 30 000 руб. (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ). Работать на старой ККТ после 1 июля — это все равно, что работать вообще без ККТ

Второй вариант — штраф за применение ККТ, которая не соответствует требованиям закона, — от 5000 до 10 000 руб. (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ).

ФНС считает, что нужно применять первое наказание, то есть действуют штрафы за отсутствие онлайн-кассы. ККТ — это техника, которая обеспечивает запись, хранение данных в фискальных накопителях и передачу данных через оператора в инспекцию (ст. 1.1 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).

Касса без фискального накопителя не соответствует этому определению. Поэтому если использовать старую кассу после 1 июля, то будет считаться, что компания не применяет ККТ. ФНС добавила, что такую технику налоговики сами будут снимать с учета (письмо ФНС России от 31 января 2017 г. № ЕД-4-20/1602).

За повторное нарушение помимо штрафа, работу организации или ИП приостановят на срок до 90 суток, а руководителя дисквалифицируют на срок от года до двух лет. Такое наказание применят, если сумма расчетов вне кассы составит 1 000 000 рублей и больше.

Есть штраф за неприменение ККТ — от 75 до 100 процентов от непробитой суммы, но не меньше 30 000 руб. А есть за невыдачу по требованию покупателя кассового чека или бланка строгой отчетности. Сумма этого штрафа — 10 000 руб. (см. таблицу ниже). Поэтому непонятно, когда какой штраф применят налоговики.

В новом письме ФНС дала ответ для компаний на вмененке (письмо от 15 августа 2016 г. № ЕД-3-20/3721). Они выдают вместо кассового чека и БСО квитанцию об оплате товара. Если этого не сделать, то налоговики оштрафуют как за неприменение ККТ. То есть как минимум на 30 000 руб. А штраф за невыдачу чека применять не будут.

Штрафы за неиспользование онлайн-кассы ИП

Предприниматели на вмененке и патенте и те, кто оказывает услуги населению, обязаны применять онлайн-кассы только с 1 июля 2018 года. До этого момента эти продавцы вправе, как и прежде, работать без кассового аппарата. То есть оформлять покупателям товарные чеки, квитанции и БСО по старым правилам. Можно оформлять эти документы от руки, со старыми реквизитами и без передачи в налоговую. Штрафы за неиспользование онлайн-кассы ИП в данном случае не грозит.

Если ИП совмещает упрощенку и ЕНВД, то перейти на онлайн-кассу нужно до 1 июля 2017 года и применять ее при продажах на упрощенке. Реализацию в рамках ЕНВД до 1 июля 2018 года можно оформлять по прежним правилам.

  • ИП оказывает услуги: применять ККТ или нет
  • ИП, которые реализуют услуги или работы населению, вправе до 1 июля 2018 года выдавать БСО вместо чеков (п. 8 ст. 7 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ). Где брать перечни услуг населению, если с 1 января 2017 года ОКУН отменили? Минфин разъяснил, что нужно использовать ОКВЭД2 и ОКПД2. Но в этих новых классификаторах группировки по работам и услугам населению нет. Как мы уточнили в ФНС, несмотря на это, можно применять БСО по услугам населению. ОКУН уже не действует, но для компании основанием выдавать БСО являются переходные ключи между ОКУН и ОКДП2. Минфина России от 10 февраля 2017 г. № 03-01-15/7511.

Штрафы за невыдачу чека

Налоговики вправе оштрафовать компанию на 10 000 руб., если она не выдала покупателю чек. Это касается и бумажных, и электронных чеков.

С 15 июля действуют новые штрафы за нарушение работы с ККТ. Один из них — за то, что компания не выдала чек по требованию покупателя (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ). Но кассир обязан выдать чек в любом случае, даже если покупатель не просил (п. 2 ст. 1.2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). Из формулировки неясно, почему клиенты должны требовать чек и будет ли штраф, если его не просили.

Налоговики объяснили так. По новым правилам покупатель вправе сам выбрать, какой чек взять у продавца:

  • бумажный;
  • электронный;
  • и тот и другой.

Если компания не исполнит любое из этих требований, будет штраф. Если покупатель не просит чек, надо выдать бумажный. Ведь электронный чек компания отправляет, только если покупатель до оплаты дал адрес своей почты. Если не выдать чек совсем, возможен штраф (письмо ФНС России от 5 октября 2016 г. № ЕД-4-20/18827).

Штрафы по закону об онлайн-кассах

Все штрафы по закону об онлайн-кассах смотрите в таблице ниже. Для каждого нарушения действует отдельный штраф, а не один общий, как было раньше.

Штрафы по закону об онлайн-кассах

Нарушение

Штраф или наказание

Для должностных лиц

Для организаций или ИП

Компания не применяла кассу

От 25 до 50% суммы расчета вне кассы (минимум 10 тыс. руб.)

От 75 до 100% суммы расчета вне кассы (минимум 30 тыс. руб.)

Компания не применяла кассу (повторное нарушение) и сумма расчетов превысила 1 млн руб.

Дисквалификация на срок до 1 года

Приостановка деятельности на срок до 90 суток

Применение кассы, не соответствующей требованиям;
Нарушение правил регистрации ККТ, сроков и условий ее перерегистрации, порядка ее применения

Предупреждение или штраф на 1,5 - 3 тыс. руб.

Предупреждение или штраф на 5 - 10 тыс. руб.

Некоторые налогоплательщики, пользуясь послаблением по штрафам для тех, кто пока не установил онлайн-ККТ, но уже принял к этому меры, намеренно затягивают процесс регистрации новой кассы, посетовали в УФНС по Рязанской области.

Письмом Минфин от 30.05.2017 № 03-01-15/33121 разъяснено, что в случае, если лицом, совершившим административное правонарушение, были приняты все меры по соблюдению требований законодательства РФ о применении ККТ, указанное лицо в такой ситуации может не привлекаться к административной ответственности.

Фактом принятия исчерпывающих мер по соблюдению указанных выше требований законодательства может служить заключенный пользователем договор поставки ККТ, фискального накопителя, факт оплаты счета на предмет разумного срока до окончания действия блока ЭКЛЗ или до определённого законодательством о применении ККТ предельного срока возможности его использования, т.е. не позднее 01.07.2017.

Таким образом, в случае если пользователем ККТ до 1 июля 2017 года был заключен договор на поставку онлайн-касс нового поколения и оплачен счёт на его поставку, такое лицо к административной ответственности привлекаться не будет.

Вместе с тем, налоговыми органами Рязанской области установлен ряд случаев, когда пользователями ККТ преднамеренно не проводится регистрация онлайн-касс, несмотря на то, что в их адрес организацией-поставщиком ККТ направлены сведения о наличии заказанной контрольно-кассовой техники.

УФНС обращает внимание на недопустимость затягивания сроков регистрации ККТ в подобных ситуациях и сообщает о том, что у налоговых органов имеются достаточные основания для возбуждения в отношении такой категории пользователей ККТ дел об административном правонарушении в соответствии со статьёй 14.5 КоАП РФ.

В целях обеспечения комфортных условий для перехода организаций и ИП на новый порядок применения ККТ глава ФНС Михаил Мишустин поручил руководителям всех УФНС обеспечить возможность осуществления расчетов организациями и ИП с 01.07.2017 без привлечения к административной ответственности в случае применения устройств, позволяющих выдавать покупателям (клиентам) на бумажном носителе подтверждение факта расчета, до момента возникновения возможности соответствия требованиям законодательства РФ о применении ККТ.

По результатам проведенной проверки соблюдения требований закона о применении ККТ, налоговая инспекция вынесла постановление о привлечении ИП к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 3500 рублей. Индивидуальный предприниматель приняла 100 рублей за покрытие ногтей лаком и не выдала клиенту ни кассового чека, ни БСО.

Суды первых двух инстанций встали на сторону налоговой инспекции. ИП пыталась оспорить решение ИФНС, ссылаясь на то, что при применении ЕНВД, согласно пункта 2.1 статьи 2 Закона N 54-ФЗ, документ об оплате выдается только по требованию клиента. А такого требования не было.

Суд первой инстанции указал на то, что из буквального прочтения пункта 2.1 статьи 2 Закона N 54-ФЗ следует, что от применения ККТ (но с выдачей документа о приеме денежных средств по требованию покупателя) освобождаются налогоплательщики ЕНВД и ПСН только в случае осуществлении деятельности, не подпадающей под действие пунктов 2 и 3 названной статьи. Суд второй инстанции подтвердил, что сам по себе статус плательщика ЕНВД не является достаточным основанием для освобождения от применения ККТ или выдачи платежного документа.

Верховный суд не увидел оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов и отказал ИП в удовлетворении жалобы.

За 9 месяцев 2016 года подмосковные налоговые инспекторы провели 7086 контрольных мероприятий по вопросу соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники. Под контроль попали 1192 организации и 5894 индивидуальных предпринимателя, сообщается на сайте регионального Управления ФНС.

Результативность проверок составила 93 процента. Выявлено 6572 нарушения, из которых 827 были допущены организациями и 5745 - индивидуальными предпринимателями.

По результатам проверок предъявлено штрафных санкций на сумму более 46,3 млн. рублей. Из них в бюджетную систему взыскано 36,5 млн. рублей. Уровень взыскания составил 78,8 процента.

Из общего количества выявленных нарушений 6257 квалифицируются по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за неприменение в установленных случаях контрольно-кассовой техники или применение контрольно-кассовой техники, не соответствующей установленным требованиям, 222 нарушения квалифицируются по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ - нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, 93 нарушения - нарушение платежными агентами обязанности по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет либо неиспользование указанными лицами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов (часть 2 статьи 15.1 КоАП РФ).

В ходе проверки применения требований Федерального закона №54-ФЗ от 22.05.2003 г. в ООО «Сервис Про» сотрудники инспекции МРИ ФНС №11 по Вологодской области установили, что физлицу за наличный денежный расчет оказана услуга по ксерокопированию документа на сумму 2,50 руб.

Кассовый чек в момент оплаты на ККТ не был отпечатан, и не выдан клиенту, так как ККТ отсутствует. Бланк строгой отчетности также не был выписан клиенту.

В этой связи директор компании признан виновным в совершении административного правонарушения по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ, и ему постановлением от 05.09.16 назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 10 тыс. рублей.

Кроме того, на юрлицо также наложен штраф в сумме 30 тыс. рублей. Компания обратилась за помощью к бизнес-омбудсмену и в ходе рассмотрения данного обращения установлено, что общество и его директор привлечены к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ в редакции, действующей с 01.09.2016 (т.е. после даты совершения правонарушения), что противоречит части 1 статьи 1.7 КоАП РФ. Кроме того согласно Федерального закона от 03.07.2016 № 316-ФЗ штраф может быть заменен на предупреждение. Это возможно, если административное правонарушение совершено впервые и не нанесло вреда здоровью людей, окружающей среде, культурным объектам или не причинило имущественный ущерб.

Бизнес-омбудсмен посчитал, что сотрудниками налогового органа были проигнорированы недавние изменения в законодательстве, призванные снизить административное давление на предпринимателей и направил в адрес руководителя налогового органа соответствующее мотивированное обращение.

В итоге, постановления МИ ФНС были изменены. В соответствии с ч.3 ст.3.4, ст.4.1.1.КоАП РФ ООО «Сервис Про» и руководителю общества вынесено предупреждение, сообщается на сайте бизнес-омбудсмена.

Объявления

УФНС по Чувашской Республике напоминает , что Федеральным законом №290-ФЗ от 3 июля 2016 года внесены поправки в статью , которая устанавливает административную ответственность за нарушения в сфере применения контрольно-кассовой техники. Данные изменения вступили в силу с 15 июля 2016 года.

Так, теперь за неприменение контрольно-кассовой техники взимается штраф в зависимости от суммы расчета, по которому не пробит чек. Для юридических лиц штраф составит от 75 до 100% от суммы, внесенной не через кассу, но не менее 30 тыс. рублей. Должностные лица либо индивидуальные предприниматели при этом будут оштрафованы на 25-50% от суммы, но не менее 10 тыс. рублей.

При повторном совершении административного правонарушения, в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения контрольно-кассовой техники, составила один миллион рублей, в том числе в совокупности, и более, должностные лица будут дисквалифицированы на срок от одного года до двух лет. Кроме того деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц будет приостановлена на срок до девяноста суток.

За применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям законодательства, а также за нарушение порядка регистрации, сроков и условий перерегистрации, порядка и условий применения контрольно-кассовой техники предусмотрена ответственность в виде предупреждения или штрафа для должностных лиц в размере от 1,5 до 3 тыс. рублей. Для юридических лиц максимальная сумма штрафа составит 10 тыс. рублей.

В свете нового закона штрафные санкции будут применяться, если организация или индивидуальный предприниматель при использовании контрольно-кассовой техники не направит покупателю (клиенту) кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме либо не передаст указанные документы на бумажном носителе по требованию покупателя (клиента) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники. За эти нарушения максимальный административный штраф для должностных лиц составит 2 тыс. рублей, для юридических лиц - 10 тыс. рублей.

В июне 2016 года в адрес бизнес-омбудсмена в Кемеровской области поступило обращение от ИП, осуществляющего деятельность в сфере розничной торговли, о необоснованном привлечении к административной ответственности.

В отношении ИП налоговым органом была проведена проверка соблюдения Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, по результатам которой было вынесено постановление о привлечении предпринимателя к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

Бизнес-омбудсмен пришел к выводу об отсутствии у налогового органа законных оснований для привлечения предпринимателя к административной ответственности.

ИП является плательщиком ЕНВД. Согласно п. 2.1. ст. 2 Закона N 54-ФЗ он освобожден от обязанности применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя документа (товарного чека), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар. Указанный документ выдается в момент оплаты товара и должен содержать следующие сведения:

наименование документа; порядковый номер документа, дату его выдачи;

наименование для организации (ФИО - для ИП);

ИНН организации (ИП);

наименование и количество оплачиваемых товаров;

сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;

Как следует из постановления, основанием для привлечении к административной ответственности явилось нарушение предпринимателем требований заполнения товарного чека, а именно отсутствие в выданном товарном чеке порядкового номера и даты выдачи.

За данное нарушение ИП был оштрафован налоговым органом на сумму 3000 рублей.

Вместе с тем, согласно части 2 статьи 14.5. КоАП РФ, объективную сторону правонарушения составляют следующие действия (бездействия):

- неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники;

Применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения;

Отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Таким образом, действия по выдаче товарного чека без указания в нем необходимых реквизитов (номера и даты выдачи) не образует объективную сторону состава административного правонарушения по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица.

Таким образом, действия предпринимателя не подпадают под состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

С данными доводами согласился и арбитражный суд Кемеровской области, который удовлетворил заявление предпринимателя о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности, сообщается на сайте