Кто такой менеджер. Профессия менеджер

Подходит ко мне работник с вопросом: «Вот скажи, кто я?». Отвечаю: «Менеджер». Он, озадаченно: «Да, я знаю. Все мы менеджеры, и дед мой был менеджером…». Он хотел понять, а в чем он специалист, в чем его уникальность? Действительно, менеджер — «базовая» и массовая профессия бизнеса. Она настолько распространена, что порой кажется, что она и не профессия даже, а «подложка» для множества профессий и занятий в бизнесе, базовый навык, необходимое условие для успешной работы в бизнесе.

Как это называется?

Менеджер происходит от английского глагола to manage, что, в частности, означает, а раньше означало только это — удаваться, справляться, сладить. То есть, менеджер — тот, кому удаются дела.

Сегодня это означает управлять, руководить. И если не людьми, то процессом — владеть ситуацией, находить решения, справляться с задачей.

На заре отечественного капитализма менеджерами называли всех подряд и даже клерков, например, менеджер по продажам, менеджер склада, менеджер по информационным технологиям. Видимо, такое название должности передавало работнику посыл быть самостоятельным, эффективным, ответственным за свои решения.

Конечно же, чаще всего менеджерами называют руководителей, причем, в западной традиции менеджеры — руководители высшего звена (точнее, топ-менеджеры), они опираются на слой среднего менеджмента (мидл-менеджмент), а те — на руководителей нижнего звена (супервайзеров).

В нашей традиции менеджер — обобщенное название руководителей любого уровня, а также обозначение некоторых специфических должностей, может, и не имеющих подчиненных, но решающих организационные задачи: менеджер по работе с персоналом, менеджер по продажам, менеджер по рекламе и т. д.

Кто становится менеджером?

Есть специализированные вузы, которые готовят управленцев «в чистом виде», чья профессия — руководить. Но, как мы говорили, управлять — необходимое, но недостаточное условие. Надо знать предметную область, в которой осуществляется управление. Поэтому, например, Государственный университет управления готовит управленцев в сферах государственного и муниципального управления, политических технологий, туризма, культуры и развлечений, здравоохранения и спорта, транспорта, топлива и энергетике, строительстве, машиностроении и других. Менеджмент является также предметом многих других университетов, которые готовят также специалистов в различных областях.

И даже современный стандарт высшего управленческого образования, который реализуется в программах МВА (Master of Business Administration), сегодня предполагает специализацию: кадровую, финансовую, маркетинговую и т. д.

Но мы с вами знаем, что менеджерами становятся специалисты и без специального образования — в ходе своей карьеры. Когда работники проявляют способности руководить и эффективно справляться с поставленными задачами, их выдвигают на руководящие должности.

Какими качествами надо обладать, чтобы быть успешным в этой профессии?

Существует много моделей личностных профилей менеджера.

Однако все они едины в одном: центральным качеством считается способность к лидерству, то есть умение вести людей за собой, вовлекать их в решение общей задачи, заботиться о членах команды, быть полезным большинству. Как сказал один из известных специалистов менеджмента: «Менеджер — тот, кто делает вещи правильно, а лидер — тот, кто делает правильные вещи».

Это качество заметно проявляется довольно рано, еще в школе, например, в общественной работе или в общении, когда вокруг кого-то формируется «команда», следующая за ним всюду.

Важнейшая функция и «главная работа» руководителя — принятие решений. Способность принимать решения — это не только решительность, это еще и продукт аналитической, интеллектуальной работы, ведь важно, чтобы это решение было верным. Тесно с умением принимать решения связано целеполагание — способность ставить цели перед собой и перед подчиненными. Принятые решения диктуют постановку целей и задач перед подчиненными.

Еще один блок качеств — коммуникативные качества. Это не обязательно общительность, но способность вступать в контакт и поддерживать его с любыми людьми, умение убеждать, противостоять конфликтам и управлять ими в борьбе за лидерство.

Важным для успешного менеджера является стрессоустойчивость. Источников стресса в работе менеджера много: многозадачность, давление ответственности, выполнение работы в срок, конфликты, противостояние давлению проверяющих органов и конкурентов и многое другое.

Стоит ли говорить о том, что важны также умение контролировать себя и других, способность брать ответственность и держать слово.

Как строится карьера в этой профессии?

Менеджерами становятся в результате карьеры в качестве специалиста — менеджер «вырастает» из специалиста. В какой-то момент времени специалисту предлагают повышение или он сам инициирует вопрос о замещении должности руководителя. Заняв эту позицию, человек не сразу становится менеджером, он, как правило, учится «на ходу», решая поступающие задачи и отвечая на вызовы новой должности.

Продвигаться по иерархической лестнице вверх можно только успешно решая все более сложные и амбициозные задачи, принимая на себя все больше ответственности.

Уровни менеджеров в организациях разного масштаба могут выглядеть примерно так:

Небольшая организация Средняя организация Крупная организация Холдинг, группа компаний
Примерное наименование должности Менеджер по продажам и т.п Руководитель группы, отдела, управления Руководитель департамента, Заместитель генерального директора Генеральный директор, Президент
Основная задача, роль Решение задач собственного участка Решение задач подразделения, управление людьми Решение задач бизнеса в рамках своих полномочий Решение задач бизнеса
Подчиненные Нет Рядовые работники или руководители подчиненных подразделений Руководители подчиненных подразделений Руководители департаментов или Генеральные директора бизнес-единиц холдинга

Чем выше должность менеджера, тем шире его сеть контактов как внутри организации, так и вне ее. Современный генеральный директор взаимодействует не только с непосредственными, но и с прямыми подчиненными, нередко он бывает знаком с рядовыми работниками и общается с ними без административных барьеров.

С целью занять высшие должности руководитель, как правило, стремится приобрести степень МВА (Master of Business Administration). Это не только возможность получить образование, но и включиться в сообщество амбициозных лидеров, что открывает новые карьерные возможности для выпускника МВА.

Каждый педагог может точно определить, кто обладает качествами лидера, а кто — склонен подчиняться. Он также может понять, направляет ли лидер свои усилия на правильные вещи и ведет ли свою «команду» верным путем. Ребят с негативной лидерской направленностью следует уводить с этого пути, вовлекая их в работу школы, кружков, развивая их лидерские задатки, удерживая их инициативность в русле позитивных ценностей. Лидерские качества молодого человека способствуют более точному профессиональному позиционированию, поскольку у таких людей ярче проявляются интересы и познавательная активность.

Введение

Актуальность. Ни одна компания не может существовать без менеджеров - ведь как только появляется фирма, сразу же появляется и потребность в управлении ею. Именно этим занимаются современные менеджеры. Поэтому можно сказать, профессия менеджера является одной из самых востребованных и высокооплачиваемых в современной экономической системе.

Наука управления возникла на основе многолетнего накопления эмпирических знаний, сформировавшихся теорий управления. Предметом науки менеджмента являются общественные отношения между людьми в сфере управления, выявление факторов и условий, непосредственно либо опосредованно влияющих на эффективность организованной трудовой деятельности. Основы науки базируются на философии; очевидна связь менеджмента с политологией, социологией и другими науками. Наука управления обязательно должна опираться на нормы гражданского и административного права, огромное значение имеют и непременно должны учитываться положения трудового права.

Объект - процесс управления персоналом на предприятии.

В качестве предмета - менеджер в современном обществе.

Целью работы является осмысление особенностей качественного управления персоналом компании современным менеджером. Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Изучить особенности профессии менеджера.

2. Рассмотреть существующие типы профессии управленца.

3. Ознакомиться с ролью менеджера в организации.

4. Дать оценку профессиональным и личностным качествам менеджера.

5. Проанализировать уровни и роли управления.

В процессе работы использовались следующие общенаучные методы: анализ и синтез.

Практическая значимость. Полученные теоретические результаты имеют большое практическое значение при анализе работы менеджера-управленца на предприятии. Они позволяют сформировать образ высококвалифицированного работника сферы управления. Материал может быть использован в преподавании дисциплин, входящих в изучение специальности менеджмент организации, например, таких как социология и психологии управления, основы менеджмента.

> Менеджер как профессия

> Профессия менеджера

Основное содержание деятельности менеджера - это управление, руководство людьми и это является главной особенностью профессии менеджера. Управление выступает как важнейший и наиболее эффективный в современном мире способ осуществления власти. В общем случае власть - это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее влияние на поведение и деятельность отдельных людей и их групп с использованием авторитета, права, денег и т.д. В свою очередь, наличие власти является необходимым условием эффективного руководства.

Принято выделять следующие основные формы власти: основанную на принуждении, традиционную, компетентную, базирующуюся на мотивации, эталонную, власть-харизму. Власть, основанная на принуждении, предполагает, что руководитель может оказывать влияние на подчиненных, если он контролирует тем или иным способом величину или форму наказания, которое может быть к ним применено. В этой связи следует учитывать, что управление, базирующееся на принуждении, на страхе подчиненных, может привести только к кратковременному успеху, в долгосрочной перспективе такой руководитель обречен на провал. При таком способе осуществления власти возрастает риск саботажа со стороны подчиненных.

Традиционная (законная) власть - основывается на праве человека руководить другими в силу соответствующего должностного положения в структуре организации, а также на вере подчиненных в незыблемость традиций и в то, что существующее положение вещей, с одной стороны, наилучшим способом отвечает их потребностям и интересам, а с другой, что это положение не только невозможно, но и нецелесообразно изменять. Вместе с тем неоправданное преобладание традиционной власти, чрезмерная приверженность устаревшим традициям и ценностям может привести к тотальному консерватизму, блокировать творческую инициативу в организации.

Компетентная (экспертная) власть - осуществляется, когда менеджер воспринимается как носитель специальных и полезных знаний, возможно, недоступных по тем или иным причинам подчиненным, и является таковым. Это наиболее надежная опора для руководителя любого уровня управления, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Залогом стабильности и эффективности такой власти является постоянная нацеленность руководителей всех уровней на саморазвитие.

Власть, базирующаяся на мотивации (вознаграждении), означает, что руководитель имеет власть над другим человеком, если этот человек верит, что руководитель может вознаградить его или отказать в этом. Вместе с тем, учитывая сложность и большое разнообразие иерархий потребностей людей, существует проблема идентификации иерархии потребностей подчиненного. Кроме того, в арсенале руководителя может не оказаться средств, адекватных индивидуальным потребностям всех подчиненных. При осуществлении управления, основанного на мотивации, менеджеры нередко сводят всю гамму средств воздействия к денежному стимулированию, а его возможности нередко ограниченны как по размеру, так и по эффективности воздействия на подчиненного.

Эталонная власть (власть примера) основывается на том, что индивидуальные качества, способности и стиль работы менеджера настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же. Вместе с тем, представления об эталоне поведения и деятельности могут коренным образом измениться под воздействием внешних обстоятельств или вследствие развития коллектива и отдельных исполнителей. Это способно поставить под угрозу сложившиеся связи и в целом эффективность управления.

Власть-харизма - поддерживается убежденностью в наличии у человека, выступающего в качестве носителя власти, «богом данных» качеств, вызывающих преклонение перед ним и веру в его особые способности и возможности. Харизматичный лидер (руководитель) выступает, как правило, в роли избавителя и благодетеля. Ему обычно приписываются все успехи его сторонников. Неудачи используются для прославления лидера, в них обвиняются другие люди или обстоятельства. Следует учитывать, что главной угрозой для стабильности управления, основанного на такой власти, является низкая результативность работы организации.

Основные особенности профессиональной управленческой деятельности обусловлены следующим:

l неопределенностью условий принятия решений (дефицит информации и времени для выработки обоснованных критериев выбора управленческого решения);

l высоким уровнем рисков, имеющих значение не только для самого руководителя, но и для подчиненного ему коллектива, а также организации в целом;

l повышенной ответственностью субъекта управления за последствия принимаемых решений. В случае негативных последствий речь идет об ответственности не только административной (иногда и уголовной), но главным образом моральной;

l положением, при котором субъект управления является одновременно руководителем и подчиненным;

l особыми (повышенными) требованиями, предъявляемыми к уровню профессионализма субъекта управления - к знаниям, навыкам, уровню образования и качеству воспитания, а также к нравственным и деловым качествам руководителя;

l наличием значительного конфликтного потенциала во взаимодействии руководителя и подчиненного, руководителя и коллектива, между руководителями, между различными организациями. Этот потенциал требует нейтрализации, а ситуации конфликта - гармонизации и разрешения без ущерба для участвующих сторон;

l весьма высокой интенсивностью контактов субъекта управления с другими людьми. Каждый из подобного рода контактов требует от руководителя внимания, определенного психического напряжения и больших затрат энергии;

l определяющим влиянием, которое оказывают на содержание решений личные качества и интересы лиц, принимающих это решение;

l конкурентным характером взаимодействия интересов представителей различных звеньев и уровней управления деятельностью организации, которые в большинстве случаев не совпадают;

l уникальностью управленческих ситуаций. Каждая управленческая ситуация существенно отличается от всех других, несмотря на то, что существуют и так называемые типовые и стандартные ситуации. Неповторимость реальной, даже стандартной, ситуации определяется уникальностью ее участников (каждый человек - уникален), каждый раз новым сочетанием условий и факторов, имеющих значение для ее разрешения. Успешное разрешение любой управленческой ситуации предполагает использование руководителем своего творческого потенциала.

Для характеристики профессии менеджера важными являются также следующие основания общей классификации профессий:

l характер требований к психике человека, т.е. характеристика субъекта труда.

По объекту труда профессию менеджера следует отнести к числу профессий, ориентированных на взаимодействие «человек - человек». Вместе с тем менеджер может руководить и группой людей, профессионально ориентированных на взаимодействие «человек - живая природа» (инженеры, механики), «человек - знаковая система» (редакторы, чертежники), «человек - художественный образ» (артисты, телеведущие).

По целям профессия менеджера - преобразующая, причем объектом преобразования выступает социальная реальность (различные ее аспекты).

По средствам труда менеджер относится преимущественно к числу профессий умственного труда, используются при необходимости средства обработки информации - вычислительная и организационная техника.

По условиям труда профессия менеджера относится, скорее, к числу профессий, связанных с работой в микроклимате, близкому к комфортному. Нередко в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей.

Профессия менеджера требует высококвалифицированного труда и длительной дорогостоящей подготовки кадров.

Это профессия, требующая наиболее высокой степени активности и уровня ответственности человека, а также требующая сочетания у человека многих качеств, прежде всего коммуникативных и организационных.

Существует четыре типа профессии управленца (менеджера организации):

l руководитель. Его основная деятельность - управление конкретным коллективом людей (организацией), принятие управленческих решений для решения практических задач в рамках своей компетенции;

l консультант в области управления. Здесь его деятельность также связана с решением практических задач, однако она ограничивается консультированием, т.е. подготовкой и представлением руководителю (организации) конкретных советов по решению проблем в области социального управления. Принятие решения с учетом полученного совета остается за руководителем. Он же несет и всю полноту ответственности за принятое решение;

l ученый в области управления. Суть его основной деятельности - научные исследования, направленные на поиск и формирование знаний в области управления, изучение закономерностей социального управления, выявление, объяснение, обоснование и прогнозирование событий и явлений в сфере менеджмента;

l преподаватель менеджмента. Смысл деятельности преподавателя заключается в обучении, передаче знаний в области управления, руководстве самообразованием менеджеров, управленческом просвещении.

С каждым из указанных типов профессии управленца связаны специфичные требования к профессиональной подготовке и индивидуальным качествам специалиста. Так, для руководителя особенно важны лидерские качества, свободное владение управленческим инструментарием на практике. Для ученого в области управления - творческие способности, склонность к анализу, обобщению информации, к поиску новых знаний в сфере научного управления. Для преподавателя менеджмента - его способности методиста и дидактика, умение заинтересовать учащихся решением проблем управления, направить его самостоятельное обучение, навыки передачи знаний.

Любая профессия требует опыта и мастерства, по мере профессионального роста человек может расширять сферу своих профессиональных интересов или искать новые сферы приложения своих способностей и знаний, специализироваться в более узких или новых областях.

Профессия менеджер прочно укоренилась в современном обществе. Обычный охранник в магазине уже называется «менеджер торгового зала», а секретарь – «офис менеджер». Если рассматривать профессию менеджер с точки зрения бизнеса, то это, в первую очередь, специалист по управлению производственным процессом, организации работы компании, разработке стратегии развития. В крупных фирмах есть должности ТОП-менеджеров, которые относятся к руководящему составу.

Профессия менеджер по продажам

Продажи – это двигатель рыночной экономики. На современном рынке труда требуются не просто менеджеры по продажам, зачастую, работодатели ищут специалистов узкого профиля: продукты питания, бытовая техника, финансовые услуги. В обязанности работника входит консультирование потенциальных клиентов, демонстрация сильных сторон продукта, сопровождение сделки от начала и до конца.

В глазах HR успешный менеджер отвечает следующим критериям:

  • 22-35 лет;
  • высшее образование;
  • опыт продаж от 1 года, желательно в смежной сфере;
  • умение нарабатывать клиентскую базу.

Менеджер по работе с клиентами

Некоторые люди заинтересованы в одноразовой покупке, другие – в постоянном сотрудничестве. Для менеджера важно обнаружить, чем заинтересован клиент, даже если он сам этого не знает.

В любом случае, нужно быть вежливым и терпеливым, проявлять ко всем индивидуальный подход. Что бы выстроить надежные доверительные отношения с партнерами, нужно постоянно совершенствовать коммуникативные навыки. В большинстве компаний менеджер работает с довольно большой клиентской базой, в некоторых компаниях за VIP- клиентами закрепляется один специалист.

Работа менеджера связана с маркетингом, он так же участвует в продвижении товара, всевозможных акциях и мотиваторах. Кроме этого, сотрудник должен ориентироваться не только в продукции своей компании, но и товарах конкурентов. Умение собрать информацию, и сделать на ее основе вывод – обязательные обязанности менеджера.

Зарплата менеджера формируется из фиксированной ставки и процента от продаж. Соответственно заработать больше денег получается у людей с выраженным талантом к переговорам. Здесь пригодятся знания иностранных языков.

Не пропустите:

Плюсы и минусы профессии менеджер

Преимущества :

  • кроме установленной ставки возможен существенный доход от продаж;
  • общение с людьми, специалист мало сидит на месте. Работа подходит активным людям;
  • востребованность на рынке труда;
  • знания, полученные в работе, легко применяются в разных сферах.

Недостатки:

  • высокая конкуренция на рынке труда;
  • чаще всего ставка довольно маленькая, основной доход идет от продаж. В неудачные периоды возможны значительные просадки;
  • работа с людьми предполагает стрессовые ситуации.

Начать карьеру менеджера может специалист практически любой профессии. Здесь важно другое – умение продавать, а технологию и секреты можно приобрести в ходе работы. Практика показывает, что опыт намного важнее профильного образования.

Человек, который может расположить к себе людей, настроить коммуникативную связь — добивается успеха в данной сфере гораздо чаще. Специалисты с ярко выраженными организаторскими способностями со временем занимают высокие посты в ТОП-менеджменте крупных компаний.

В современном мире востребованность профессии менеджера неоспорима. Сегодня в любой компании, холдинге или корпорации есть люди, являющиеся представителями именно этого вида деятельности. Чтобы понять, в чем же заключаются особенности профессии менеджера, надо четко знать значение этого заимствованного слова. В лексику русского человека оно стремительно ворвалось из английского языка. "Manager" – это управляющий, который организует работу в компании или на предприятиях. Он координирует деятельность сотрудников, руководит производством и обращением товаров. По сути, это начальник, который в компании является представителем среднего или высшего руководящего состава.

В наши дни многие выпускники ВУЗов непременно хотят стать управляющими, желательно на крупных предприятиях. Но далеко не все понимают, какими качествами надо обладать, чтобы преуспеть на этой ответственной работе. Итак, что же входит в обязанности менеджера?

  • управляющим нужно подбирать необходимых специалистов для предприятия, учитывая при этом будущие перспективы компании. Качественная работа управленцев исключает нехватку квалифицированных кадров;
  • профессия менеджера предполагает непосредственную работу с персоналом. И тут надо быть инноватором, чтобы выискивать новые способы мотивации работников для повышения производительности труда. Управляющий должен быть психологом и обладать богатым воображением, чтобы стимулировать кадры не только материально;
  • управляющий должен планировать коммерческую и предпринимательскую деятельность, то есть он обязан следить за воплощением в жизнь бизнес-планов, заключать договора, контракты и соглашения, сводя при этом возможный риск к минимуму;
  • на менеджере лежит ответственность за конкурентоспособность продукта или услуг, за качество предлагаемых товаров и за увеличение объемов их сбыта;
  • при этом руководитель обязан экономно и максимально эффективно использовать трудовые и материальные ресурсы;
  • анализ потребительского спроса, прогноз сбыта, переговоры с деловыми партнерами – все это тоже лежит на плечах управляющего.

В профессии менеджера, как и в любой другой, есть свои плюсы и минусы. К положительным моментам следует отнести следующее:

  • большая востребованность, ведь менеджеры сегодня требуются во всех сферах;
  • возможность карьерного роста;
  • командировки, в том числе и за границу;
  • интересные знакомства и общение с разными людьми.
Отрицательные стороны этого рода деятельности:
  • Руководить – не значит распределить все обязанности на подчиненных и при этом ничего не делать. Работа менеджера часто очень нервная, так как ему приходится работать в интенсивном режиме. Иногда в течение всего дня нет возможности отвлечься и расслабиться. Высокий темп работы может вызывать стрессы.
  • Монотонность, отсутствие разнообразия, ответственность за принятие решений в экстренных, не терпящих отлагательств ситуациях может сказаться на здоровье и самочувствии человека этой профессии не лучшим образом.
  • Отсутствие продаж может значительно снизить зарплату менеджера.

Личные качества менеджера

Одно из основных качеств – коммуникабельность, умение ладить с самыми разными людьми. Для менеджера важны также стрессоустойчивость, умение быстро ориентироваться в изменяющейся ситуации, принимать решение при недостатке информации и в условиях ограниченного времени. Желательно также наличие лидерских качеств, амбициозности, желания расти самому и способствовать процветанию компании. Как отмечают многие специалисты в области кадровой деятельности, менеджер – это мыслитель и деятель, а хороший менеджер – это еще и прирожденный лидер.

Образование: что надо знать?

Чтобы получить хорошее предложение от работодателя на место менеджера, желательно иметь высшее профильное образование. Правда, зачастую наличие диплома не свидетельствует о том, что сотрудник изначально будет хорошо разбираться в товаре или в оказании определенного рода услуг. Но то, что кандидат на работу смог отучиться 5-6 лет, говорит о том, что он, скорее всего, легко обучаем, усидчив и интеллектуально развит.

Освоить профессию менеджера можно и посещая всевозможные курсы по управлению кадрами, по ведению документации, по основам маркетинга. На психологических тренингах вас научат технике общения, умению избегать конфликтов, возможно, и ораторскому искусству. Стоит отметить, что многие компании предпочитают самостоятельно обучать свой персонал, основываясь на особенностях своей организации.

Место работы и карьера

Менеджер по продажам

Основная его задача - сделать все возможное и невозможное, чтобы прибыль компании постоянно росла. Для этого он должен быть коммуникабельным и убедительным, умеющим общаться с людьми. Такие навыки необходимы для привлечения новых клиентов и эффективной работы с уже имеющимися партнерами. Самое главное для такого руководителя – это обладать знаниями всевозможных технологий продаж.

Менеджер по туризму

Такой специалист предлагает туристические поездки, привлекая как можно больше клиентов в свое агентство. Именно он консультирует желающих отправиться в путешествие, помогая им выбрать оптимальный вариант тура, исходя из их желаний, возможностей и потребностей. Организация перевозок, взаимодействие со страховыми агентами, постоянный мониторинг рынка в сфере туристических услуг и компаний – все это входит в обязанности руководителя данного направления.

Менеджер по персоналу

Этому руководителю требуется обладать знаниями не только в сфере делопроизводства и трудового кодекса, но и социально-психологическими навыками. Именно управляющий по кадровой политике и создает комфортную атмосферу для персонала. Ведение документации по приему на работу или увольнению, создание графика отпусков, приказы о наказаниях или поощрениях персонала, повышение квалификации кадров и многое другое – вот, что подразумевает в себе профессия менеджера по персоналу.

Офис-менеджер

В должностные обязанности этого руководителя входит эффективная организация управленческой деятельности и ведение необходимой документации. Это своего рода помощник Генерального директора, приказы, распоряжения и поручения которого следует выполнять качественно и в срок. Прием телефонных звонков, получение и рассылка корреспонденции, подготовка и ведение протоколов совещаний и заседаний, организация деловых встреч и переговоров, контроль и координация некоторых сотрудников (водителя, уборщиц, курьеров) – это далеко не полный перечень всех обязанностей офис-менеджера. Чаще руководство организации предпочитает видеть на это месте скорее немолодую женщину с опытом работы, со знанием персонального компьютера, умением пользоваться офисной техникой. Знание иностранных языков только приветствуется.

Министерство образования и науки Российской федерации

ГОУ ВПО «Российский химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева»

Новомосковский институт (филиал)

Факультет «Вечерний»

Кафедра «Менеджмент»

Специальность 08050765 «Менеджмент организации»

По дисциплине: «Введение в специальность»

На тему: «Моя профессия-менеджер»

Николаева О.С.

Преподаватель,

Чернышева Н.И.

Новомосковск 2010


Введение

2 Особенности профессии менеджера

2.1 Немного из истории

2.2 Плюсы профессии

2.3 Минусы профессии

2.6 Риски профессии

Заключение

Список литературы


Введение

Менеджер - это человек, который должен управлять, координировать и контролировать некоторые процесс на предприятии. Другими словами, это управленец или руководитель, который отвечает за эффективную работу определённого направления деятельности. В наше время профессия менеджер очень интересна, востребована и у людей обладающих соответствующим образованием всегда есть работа.

Я поступила на кафедру экономики т.к. считаю что у меня есть все качества необходимые для успешной работы по этой специальности, а именно:

1) умение принимать решения, ответственность за которые нужно нести в одиночку;

2) работоспособность и уверенность в себе;

3) коммуникабельность и умение быть позитивно настроенным по отношению к собеседнику;

4) желание участвовать в работе коллектива, который может обеспечить улучшение работы фирмы или предприятия.

Также обучившись и получив соответствующие знания можно открыть свой бизнес, улучшить свое материальное положение, в конце концов, получить повышение по карьерной лестнице, получив соответствующее образование, передо мной откроется множество дверей, разнообразных видов деятельности, которой я смогу заниматься.


1 Виды профессиональной деятельности менеджера

Профессиональная деятельность – род труда, следствие его дифференциации. Успех профессиональной деятельности предполагает владение ее операционной, организаторской, психологической и нравственной сторонами, а также обобщенными профессиональными знаниями и готовностью к реализации оптимальных способов выполнения трудовых заданий. Трудовой опыт на производстве не всегда создает установки на приобретение тех или иных профессий. Наибольшее влияние на профессиональные намерения учащихся оказывает интерес к учебным предметам. Но как бы хорошо ни была построена профессиональная подготовка, по окончании учебного заведения еще не подготовлен специалист, обладающий вполне законченной профпригодностью и профнадежностыо. Здесь многое определяет организация труда специалистов, положительная адаптация. Успех профессиональной адаптации зависит, прежде всего, от того, насколько эффективно был реализован в вузе принцип - учить тому, что понадобится на производстве.

Виды профдеятельности менеджера:

1) управленческая деятельность. Это работа руководителя организации, учреждения, структурного подразделения, связанная с принятием управленческих решений; работа в структурных подразделениях администраций, обеспечивающих управление имуществом, землей, недвижимостью, отдельными отраслями городского хозяйства, связями с общественностью, в органах контроля и надзора;

На мой взгляд, самая важная т.к. сама профессия менеджер подразумевает эту деятельность.

2) организационная деятельность. Это работа, связанная с организацией, планированием и контролем самого процесса управления территорией;

3) планово-финансовая деятельность. Это работа в экономических и финансовых подразделениях органов власти и управления, связанная с организацией финансового планирования и управления через финансовые рычаги;

4) маркетинговая деятельность. В отличие от маркетинга на предприятии, предметом которого является его продукция или услуги, маркетинг территории - это работа по раскрытию ее потенциала для наиболее эффективного использования;

5) информационно-аналитическая деятельность. Объективная информация и объективный анализ действительного состояния дел всегда необходимы для принятия управленческого, экономического, проектного решения. Почти все органы местного самоуправления сегодня имеют в своих структурах информационно-аналитические службы, которые на основании изучения больших объемов внешней и внутренней информации вырабатывают соответствующие рекомендации по улучшению дела;

6) инновационная деятельность. Особый вид деятельности, связанный с внедрением всего нового в организацию управления;

7) методическая деятельность. Работа, связанная с обобщением имеющегося опыта и выработкой методических рекомендаций по улучшению дела.

8) экономическая деятельность, связанная с экономическим анализом, прогнозированием и планированием социально-экономического развития территории. Сюда входит разработка текущих и перспективных планов развития территорий, взаимодействие с хозяйствующими субъектами, расчеты потребности в ресурсах, выбор наиболее эффективных решений в условиях ограниченности ресурсов;

Как - никак, а факультет экономический; эта деятельность необходима для специалиста.

9) проектно-исследовательская деятельность. Это работа по экономическому обоснованию проектных решений, связанных с реконструкцией, техническим перевооружением и развитием отдельных сфер городского хозяйства; работа в экономических подразделениях специализированных проектных организаций;

10) диагностическая деятельность. В процессе управления территорией постоянно возникают трудности и проблемы, причины и способы, преодоления которых неочевидны. Нужны профессионалы, владеющие методами системного анализа, способные разобраться в проблеме и предложить пути решения. Пока еще немногие города используют современные подходы к решению сложных проблем. Именно эту нишу призвана заполнить диагностическая деятельность менеджеров.

Выпускник НИИ РХТУ должен гармонично сочетать в себе высокий уровень фундаментальных научных знаний и профессиональной подготовки.


2 Особенности работы менеджера

Сегодняшние менеджеры по персоналу, или HR-менеджеры, прототип тех, кого в советские времена называли кадровиками. Они вели личные дела, писали должностные инструкции, выдавали пропуска.

HR-отдел есть практически в каждой уважающей себя организации. Здесь работают менеджеры по персоналу различной специализации: те, кто набирает сотрудников в компанию, обучают их, мотивируют и развивают профессиональный потенциал.

Менеджер по персоналу - это стратег. Он должен найти способ, чтобы каждый сотрудник работал максимально эффективно. Главное результат, а чтобы его получить, нужна серьезная мотивация. Как ее добиться и объяснить работникам, чего от них ждут задача менеджера по персоналу. Для этого он сам должен вникнуть в суть инновации и стратегию своей компании.

Кроме этого, HR-специалисты следят за уровнем квалификации штатных работников компании и способствуют росту их профессионализма. Для чего применяются различные тесты, тренинги и учебные программы.

2.1 Немного из истории

В конце ХIХ века в США стал применяться совершенно новый подход к системе эффективного управления предприятием и роли менеджера в этой системе. Наука «Менеджмент» повествовала о достижении поставленных целей за счёт взаимодействия четырёх действий: планирование, организация, мотивация и контроль. Американец Тейлор первым выступил с докладом о том, как организовать работу производства, совмещая технический прогресс, научные методы управления и физический труд.


2.2 Плюсы профессии

1) К службе персонала постепенно стали относиться как к важной: в крупнейших компаниях появляются HR-директора в ранге вице-президентов и членов совета директоров;

2) 80% успеха компании зависит от деятельности HR-менеджеров;

3) Достаточно разнообразная и разноплановая работа;

4) У людей этой профессии всегда есть работа.

2.3 Минусы профессии

1) Необходимость сообщать кандидату, что его кандидатура не прошла конкурсный отбор или, что компания больше не нуждается в его услугах;

2) Высокая степень ответственности за работу с человеческим ресурсом, потому, что именно от правильности выбора HR-менеджера зависит дальнейший успех компании;

3) Отсутствие математической и бизнес-подготовки для создания процедур в области оплаты и аттестации персонала

2.4 Социальная значимость профессии в обществе

От стратегии менеджера зависит, сколько лет предприятие будет держаться на плаву. Показатели эффективности производства и прибыли говорят о работе менеджера и его команды лучше любых слов. Если бы никто не координировал деятельность всех звеньев на предприятии, то рабочий день превратился бы в хаос, отсутствие стимула к работе и неправильное функционирование элементов одной структуры. Последствия халатности потом очень сложно ликвидировать, а тем более сложно вернуть потерянное имя и репутацию.


2.5 Массовость и уникальность профессии

Менеджер должен уметь управлять большим количеством сотрудников, их мотивировать. Нужно держать в голове нескончаемый поток информации из разных источников для эффективного управления компанией. Если менеджер не знает, как сделать так, чтобы прибыль предприятия выросла в n-ое количество раз за определённый период, также назвать методы достижения поставленных целей, то такому специалисту пора менять профессию.

2.6 Риски профессии

Эта профессия очень интересна своей творческой стороной. Если следовать классическим стратегиям менеджмента, то погружаешься в корпоративную культуру, разделяешь командный дух, делаешь всё, чтобы твоя компания была лучшей. Но есть и подводные камни. Менеджеры даже самых успешных компаний не могут влиять на экономическую ситуацию в стране, от краха никто не застрахован. После увольнения или банкротства компании менеджеру высшего звена сложно найти работу в том плане, что у него самого уже такая высокая планка, которую не хочется понижать.


Заключение

Менеджер должен иметь цель и стремиться к ее осуществлению. Должен уметь держать коллектив сплоченным. Словом, он должен быть всесторонне развитым, компетентным специалистом. Я буду очень стараться стать таким специалистом. Меня очень привлекает профессия менеджера, так как она очень перспективна.

На данный я в этом убеждена. Уже сейчас в своей работе я использую навыки, полученные в процессе обучения менеджменту. Мне очень нравится что, в этой профессии нужно думать, размышлять, принимать решения, организовывать, планировать. А самое для меня интересное - это то, что профессия менеджера предполагает работу с людьми. Я обязательно свяжу свою дальнейшую деятельность с этой профессией.


Список литературы

2. Зуб А.Т. [Стратегический менеджмент]- Москва, 2002.- 230с.

3. Орлов А.И. [Учебник по менеджменту]- Москва, 2002.- 119с.

4. Голубков Е.П. [Стратегическое планирование и роль маркетинга в организации] - Москва, 2002.-200с.

5. Гаврилов А.И. [Региональная экономика и управление,] - Москва, 2002.-180 с.

6. Базаров Т.Ю. [Учебник "Управление персоналом"] - Москва, 2002-189с.

7. Эндрю С.[ Высокоэффективный менеджмент, пер. с англ]. - Пущино, 1996,- 280с.

8. Зельдович Б.З. [Деловое общение (Учебное пособие) ]– Москва: Альфа-Пресс, 2007 -456с.

9. Б.З. Зельдович [Деловое общение (Учебное пособие) 4-е изд., перераб. и доп.] - СПб.: Питер, 2003. - 400 с.

10. Кравченко А.И. [История менеджмента (Учебное пособие) 5-е изд.] - Москва: Трикста, 2005. - 560 с.