Понятие и значение основных принципов регулирования труда. Контрольные вопросы и задания. Понятие принципов трудового права и их значение

§ 1. Понятие принципов трудового права и их значение

Известно, что право выступает в виде конкретных предписаний (запретов, велений, дозволений и т. д.), регламентируя отдельные стороны поведения людей. Чтобы выяснить содержание и назначение предписаний, необходимо проанализировать конкретные нормы права, в которых они закрепляются, установить существенные связи норм права с другими факторами общественного развития и определить их основную направленность. Эти задачи выполняют правовые принципы, содержащие обобщенную характеристику системы права или ее отдельных частей.

Причиной этого является то, что, если мы хотим сохранить свободное общество, эта часть закона должна применяться и обязательна для отдельных лиц. Ибо именно потеря уверенности в законе, который служит правосудию, виновата в личной свободе. Вопрос о взаимосвязи между законом и правосудием столь же стара, как и восприятие существования правил поведения в человеческих сообществах. Несмотря на различные и противоречивые взгляды на справедливость в законодательстве, взаимосвязь между ними имеет важное значение, но не следует устранять специфику и границы между ними.

Принципы не возникают просто так. Они являются отражением объективно существующих отношений между людьми, продуктом человеческого сознания. Вместе с тем правовые принципы следует отличать от правосознания, которое выражает оценочное суждение людей об общеобязательных правилах поведения. Правовые принципы содержат идеи, либо уже закрепленные в законодательстве, либо в виде отдельных общих положений (норм-принципов). Они закрепляются в Конституции, декларациях, законах или в скрытом виде отражены в содержании многих конкретных норм. В правовых принципах конкретно проявляются объективные закономерности общественной жизни, которые определяют общую направленность и характер правового регулирования, позволяя избегать субъективизма в правовой политике.

Потому что, хотя они тесно связаны, они являются независимыми явлениями и, как таковые, взаимодействуют, обеспечивая хороший общественный порядок. Право - это глубоко социальный феномен. Это не должно и не должно толковаться как изолированная нормативная система, поскольку она всегда действует в условиях общения. Корни закона содержатся в более глубоких слоях человеческой природы, чем в человеческом сожительстве. Когда-то созданный по разуму, закон регулирует самые важные человеческие отношения, которые могут возникать в условиях общей человеческой жизни.

Исходя из этого, под правовым принципом принято понимать выраженные в законодательстве исходные начала, руководящие идеи, характеризующие основное содержание и внутреннее единство правового регулирования общественных отношений.

Правовые принципы следует отличать и от конкретных правовых норм. Устанавливая общее правило поведения на основе руководящей идеи, правовой принцип не содержит основных элементов правовой нормы (гипотезы, диспозиции, санкции). С его помощью нельзя урегулировать конкретное отношение между человеком и организацией. Однако правовой принцип дает возможность правильно понять сущность правовой нормы, которая эти отношения регулирует. Будучи элементами правовой политики, правовые принципы предопределяют содержание и сущность не только действующих, но и будущих правовых норм.

В то же время нельзя отрицать, что социальными факторами являются также мораль, религия, обычаи, политические нормы. Но именно правовые общественные нормы имеют наивысшую степень интенсивности, они оказывают самое значительное влияние на социальные процессы. Вот почему говорится, что закон попадает в так называемую «нормативную систему общества».

Даже в ранней истории цивилизованного общества формируется идея о том, что право - это не просто выражение справедливости, но также призвано быть его реализацией. Для Ульпиана справедливость - это постоянная и продолжительная воля, чтобы дать каждому свое право, и предписания закона должны жить честно, а не вредить другим и давать каждому свое. Аристотель назвал ее «лучшей добродетелью» и связал ее с законами и государственным аппаратом. Для древнегреческого философа справедливость - это стандарт, способный исправлять жесткость законов, поскольку он не только учитывает все особые обстоятельства акта, но также смягчается сладостью милосердия.

В необходимых случаях они восполняют пробелы в законодательном регулировании отдельных сторон общественных отношений, не урегулированных правом. Этим самым они помогают практическим органам в решении вопросов, еще не урегулированных конкретными нормами права, а также в правильном применении юридических норм. Этим определяется значение основных принципов. По сфере действия правовые принципы классифицируются на четыре вида:

На самом деле принцип справедливости следует за намерением закона, а не его письма. Гегель видит в справедливости конечную и конечную цель закона, и, согласно Канту, он относится к «суждению совести», к тому, что присуще каждому человеку и делает его способным к позитивным действиям. Правосудие оправдывает беззаконие, поскольку оно считается имманентной чертой человека.

В то же время одинаково честные люди могут радикально отличаться по своим представлениям о справедливости. Вот почему некоторые признают, что должна быть основополагающая идея справедливости лишить одно из его законных прав того, что он заслуживает или является сторонником при исполнении судебной функции или неравноправного отношения к людям, являются несправедливыми действиями. Милль думает, что он изобрел что-то достаточно хорошее, чтобы объединить все эти случаи - возмущение, которое вызывает несправедливость не только для себя, но и для других.

  1. общеправовые, свойственные всем отраслям российского права, в том числе и трудовому (принцип законности, демократизма, защиты прав человека, равноправия, гуманности и др.);
  2. межотраслевые принципы, основополагающие начала и положения о существенном в нескольких отраслях права (например, принцип свободы труда присущ не только трудовому, но и административному, и гражданскому праву в той части, где они связаны с трудом);
  3. отраслевые, отражающие специфику норм данной отрасли права, их направленность. Принципы трудового права, являясь выражением существенного в данной отрасли права, связаны со всеми или с большинством составляющих ее правовых институтов (например, межотраслевой принцип свободы труда дополняется отраслевым принципом свободы трудового договора, который выступает правовой формой свободы труда, предоставляющей наибольшую степень самоопределения сторонам трудового договора (работнику и работодателю);
  4. внутриотраслевые, отражающие суть группы норм определенного института данной отрасли права (например, принцип обеспечения занятости, принцип порядка рассмотрения трудовых споров либо социального партнерства и др.). Таким образом, природу норм трудового права выражают многочисленные принципы, относящиеся к различным ступеням правовой иерархии. Между названными группами принципов существуют неразрывная связь и взаимозависимость, обусловленные единством экономической, политической и социальной основы российского общества.

Они, обладая всеобщностью и обязательностью, имеют регулятивное значение, стабильны, целенаправленны, всегда выражают сущность не одной, а многих групп норм права.

Справедливая справедливость в первую очередь целесообразна. Современная наука права возвращается к мысли древних о том, что не может быть знания закона, если не будет раскрыта его связь с правосудием. Их взаимозависимость обусловлена ​​также их общей ориентацией на распределительные отношения. Закон описывает и функционализует эти отношения, а правосудие обеспечивает оптимальное явление общественных явлений посредством правильного и обоснованного баланса между собственным и полученным. В контексте этой пропорциональности справедливость является регулярностью и оправданием.

Следовательно, принципы трудового права выражают закрепленные в законодательстве руководящие начала правовой политики в области организации и применения труда работников и общую направленность развития данной системы правовых норм.

§ 2. Общая характеристика основных (отраслевых) принципов трудового права

Статья 17 Конституции РФ предусматривает, что в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Для трудового права России важны социально-экономические права, появившиеся в XX в. и закрепленные в Международном пакте ООН от 16 декабря 1966 г. "Об экономических, социальных и культурных правах", а также в различных ратифицированных нашей страной конвенциях и рекомендациях Международной организации труда (МОТ).

Это признак соответствия между возможностями и условиями их реализации, между правами и обязанностями, между действием и возмездием. А закон также использует понятия пропорциональности, поскольку он также имеет отношение к равновесию. Принципы справедливости и справедливости устанавливают границы, в которых удовлетворение имеет ценность, - они налагают ограничения на приемлемые концепции индивидуального благосостояния. При составлении планов и оценке их устремлений люди должны учитывать эти ограничения.

Понятие права предшествует этому для процветания, а справедливая общественная система определяет диапазон, в котором лица, требующие нарушения, не имеют ценности, но преимущество закона становится центральной чертой концепции справедливости и гарантирует стабильность справедливых институтов.

Данный Пакт 1966 г. закрепил запрет дискриминации, равноправие женщин и мужчин, право граждан на труд, право на благоприятные условия труда (на справедливую заработную плату, на отдых, на охрану труда, на продвижение по работе). Он также предусмотрел права профсоюзов и их гарантии (ст. 8), право на социальное обеспечение (ст. 9), право на достаточный жизненный уровень и непрерывное улучшение условий труда (ст. 11), право на здоровье и улучшение всех аспектов гигиены труда, обеспечение медицинской помощью (ст. 12), право на образование, в том числе высшее, одинаково доступное для всех.

Беспристрастное и принципиальное управление законами и институтами - независимо от их фактических принципов - является так называемой формальной справедливостью. Предполагая, что справедливость всегда выражает какое-то равенство, формальная справедливость требует, чтобы при управлении законами и институтами они применялись одинаково, то есть к тем же классам, принадлежащим к ним. Как пишет Севик, такое равенство подразумевается в самом понятии закона или учреждения, поскольку оно рассматривается как схема общих правил.

Формальное правосудие - это соблюдение принципа или подчинения системы. Правовая система является неотложным порядком социальных норм, адресованных умным людям, с тем чтобы регулировать их поведение и обеспечивать рамки для общественного сотрудничества. Когда эти нормы справедливы, они обеспечивают основу для оправданий. На самом деле нормы закона составляют основу, на которой люди могут полагаться друг на друга и немедленно протестуют, когда их ожидания не оправданы. То есть закон определяет основную структуру, в которой осуществляются все другие виды деятельности.

Все эти социально-экономические права Международного пакта ООН должны находить отражение и в системе основных принципов нашего трудового права. Следует отметить, что в Конституции СССР и КЗоТ РСФСР большинство из этих прав были закреплены еще до указанного Пакта. Но в настоящее время в России многие из указанных в Пакте социально-экономических прав не обеспечены, особенно право на достаточный жизненный уровень и непрерывное улучшение условий труда, так как продолжается сокращение спроса на рабочую силу и рост безработицы.

Целью верховенства права, как системы общественных норм, является предоставление нам правильных рецептов, связанных с принципами справедливости. Кроме того, действия, которые закон требует или запрещает, должны соответствовать тому, что можно разумно ожидать от людей или избежать.

Полномочия закона также подразумевают, что «аналогичные случаи следует рассматривать аналогичным образом», потому что, если эта последовательность отсутствует, легко принимать произвольные решения и интерпретации. Идея состоит в том, что правовая система следует за рецептом «без правонарушения без закона», а также с требованиями, которые он включает. Здесь он настаивает на том, чтобы законы были известны и сообщены, чтобы они были ясными и определенными, чтобы гражданин знал, как себя вести. Существуют также рецепты, определяющие концепцию естественной справедливости.

Трудовое законодательство призвано обеспечивать нормами права реализацию основных трудовых прав и обязанностей субъектов трудового права, т. е. работников и работодателей, профсоюзов и других субъектов данной отрасли права, являясь гарантиями этих прав и обязанностей. Общеправовые и межотраслевые, а также и отраслевые принципы российского права закреплены прежде всего в Конституции Российской Федерации. Статья 37 Конституции РФ закрепляет следующие принципы:

По словам Харта, это основные темы, направленные на сохранение целостности судебного процесса и обеспечение бесперебойной и бесперебойной реализации верховенства закона. И, согласно Хоббсу, применение публичной системы наказаний устраняет основания людей думать, что другие не соблюдают законы, то есть существование эффективной карательной машины служит для защиты людей друг от друга. Как закон, так и правосудие дают общую модель, которую человек вписывает в общество. Закон дает нормативную меру правосудия, дающую также такие свойства, как: легитимность, безотзывность и полнота.

  1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
  2. Принудительный труд запрещен.
  3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
  4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
  5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации признаны:
    • свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
    • запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
    • защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
    • обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
    • равенство прав и возможностей работников;
    • обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
    • обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;
    • обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;
    • обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
    • сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
    • социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
    • обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
    • установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;
    • обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;
    • обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим кодексом и иными федеральными законами;
    • обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
    • обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
    • обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
    • обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

Сформулированные в ст. 2 ТК РФ принципы проявляются в различных институтах трудового права. Некоторые из них конкретизируются в правовых нормах, касающихся возникновения трудовых отношений, иные - в период действия трудового договора. В сфере труда имеется обширный нормативный массив, направленный на защиту трудовых прав работников на всех стадиях трудового отношения.

Эти свойства делают его независимым от произвола. Таким образом, справедливость дает меру, и правосудие контролирует ее, устанавливая определенные требования с точки зрения оптимальных параметров общества и человека как более высокой цели. Но справедливость - это не мера, а только собственность, которая дополняет закон и вместе регулирует общественные отношения.

Правосудие и закон взаимно предполагаются и функционируют как единое целое, хотя закон не является источником и причиной справедливости, но без него это невозможно. Узаконить право недостаточно для того, чтобы быть нормативным, давать права и назначать долг - он должен удовлетворять здравому смыслу, быть совместимым с природой вещей и мотивироваться стремлением к равновесию между бременем и выгодой, выгодой и невыгодностью, Несправедливое право не может быть законным и эффективным и регулировать социальные отношения в направлении их оптимального состояния.

Основополагающий принцип трудового права - принцип свободы труда. Этот принцип реализуется в различных правовых нормах: начиная с возникновения трудового отношения и кончая его прекращением. Свобода труда означает, что только гражданин определяет, где ему проявить свои знания и способности. Он может вступить в трудовое отношение с работодателем или заняться предпринимательской либо иной не запрещенной законом экономической деятельностью. Свобода труда означает и право вообще не заниматься трудом. Свобода труда несовместима с дискриминацией и принудительным трудом. Только способности человека, его деловые качества, знания и опыт должны учитываться как при заключении трудового договора, так и при продвижении по работе.

Справедливость привносит в закон определенные требования, которые должны быть определены в юридическом вопросе. Это указывает на диапазон вариантов и допусков в закон, пропуская юридическое вещество, чтобы развалиться, а право теряет свою сущность. Но справедливость также может иметь прямой регуляторный эффект, когда закон не согласуется с меняющейся социальной реальностью и не способен регулировать его предмет. Затем конкретные случаи разрешаются в соответствии с принципами справедливости и совести.

Тем не менее в системе римского права существуют концепции, которые служат судье при разрешении случаев, когда закон является неполным и несовершенным. Ряд современных правовых систем предусматривает возможность разрешения определенных дел в соответствии с справедливостью, и в Англии эта возможность была закреплена в независимом суде. Таким образом, справедливость может действовать не только через правовые нормы, но и на их месте в качестве закона.

Так, согласно ст. 3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Закон является не только сферой предполагаемого устойчивого присутствия правосудия, но и тем, как он проходит и устанавливается во всех сферах общественной жизни, и в то же время это требование соблюдения порядка и закона. Право и справедливость также связаны с точки зрения их ориентации - к государству, но основное внимание различается. Правосудие отмечает, что соблюдаются предписания применимых норм и соблюдается общественный порядок, но только тогда, когда он является правильным и выражает позитивные силы общества.

То есть его основная цель - обеспечить оптимальное качество общественных отношений, когда они оправданы и разумны. В противном случае он ориентирован на этот социальный субъект, который является двигателем прогресса. Закон также утверждает свободу и равенство, но в той мере, в какой он установлен государством, он непосредственно несет свое присутствие и, в принципе, укрепляет и защищает общественный порядок. Между законом и справедливостью всегда существует некоторая дистанция, потому что она не может принести естественную справедливость во все ее материальные постройки.

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в органы федеральной инспекции труда и (или) в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда, и компенсации морального вреда.

Трудовой кодекс РФ выделяет запрещение дискриминации в сфере труда в отдельную статью. Этим подчеркивается значение одного из основополагающих принципов трудового права - недопущение дискриминации в области труда и занятий, закрепленного в Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда. Эта Декларация является обязательной для государств - членов МОТ независимо от ратификации соответствующих конвенций.

Запрещение дискриминации в сфере труда направлено на то, чтобы все граждане имели равные возможности в осуществлении своих способностей к труду. Только деловые качества работника должны учитываться как при заключении трудового договора, так и при оплате (других условиях) труда.

Дискриминация в сфере труда является основанием для обращения в органы системы федеральной инспекции труда и в суд с требованием об устранении дискриминации. Материальный ущерб, причиненный дискриминацией, подлежит возмещению. Возможна компенсация и морального вреда.

В соответствии со ст. 4 Трудового кодекса РФ принудительный труд запрещен. Принудительный труд - выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

  • в целях поддержания трудовой дисциплины;
  • в качестве меры ответственности за участие в забастовке;
  • в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
  • в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
  • в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

К принудительному труду относятся:

  • нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере;
  • требование работодателем исполнения трудовых обязанностей от работника, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает жизни или здоровью работника. Запрещение принудительного труда является конституционным положением. В ст. 37 Конституции РФ указано, что принудительный труд запрещен. Это означает, что никого нельзя обязать работать под угрозой наказания. Каждый вправе выбирать любой род деятельности и профессию и вправе вообще не заниматься трудовой деятельностью.

Запрещая принудительный труд, ст. 4 ТК РФ перечисляет виды работ, которые не считаются принудительным трудом.

Это перечисление начинается с работы, которая выполняется в порядке несения военной службы и альтернативной гражданской службы. Согласно Закону о воинской обязанности граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими. При призыве на военную службу лицо может быть направлено на альтернативную гражданскую службу. Работа, выполняемая в процессе исполнения воинской обязанности или прохождения альтернативной гражданской службы, не может квалифицироваться как принудительный труд. Не считается принудительным трудом работа, выполняемая в чрезвычайных обстоятельствах (аварии, пожары, наводнения, землетрясения и иные чрезвычайные обстоятельства, угрожающие жизни или жизнеобеспечению населения). Закон о чрезвычайном положении предусматривает в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мобилизацию трудоспособных граждан и привлечение их транспортных средств для проведения указанных работ при обязательном соблюдении правил охраны труда. Все работы, выполняемые в порядке исполнения наказания по вступившему в законную силу приговору суда, не считаются принудительным трудом.

В число основных принципов трудового права Трудовой кодекс включает право на защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве. В законодательстве имеется значительный массив правовых норм, призванных содействовать обеспечению трудовой занятости граждан. Право на защиту от безработицы реализуется в Законе о занятости и иных нормативных правовых актах.

Социальная политика государства в числе ее важнейших направлений предусматривает мероприятия в области занятости. Для их осуществления создаются специальные органы в лице Государственной службы занятости населения, возглавляемой Минтруда России, выделяются необходимые финансовые ресурсы, предусматриваются дополнительные гарантии по обеспечению занятости отдельных категорий граждан. Так, Закон о защите инвалидов устанавливает квоту для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4%).

Статья 2 ТК РФ впервые в кодификационной практике трудового законодательства вводит термин "справедливые условия труда", который включает три составляющие: безопасный труд, отдых после работы в течение определенного периода времени и заработную плату, обеспечивающую достойное человека существование для него самого и его семьи.

Право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, - конституционное положение (ст. 37 Конституции РФ), лежащее в основе как отдельных правовых норм (относящихся к заключению трудового договора и переводу на другую работу), так и правовых институтов трудового права (институт охраны труда). Обязанность по обеспечению безопасных условий труда возложена на работодателей. Эта обязанность носит всеобщий характер. Она распространяется на все организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности. Для принципа обеспечения безопасных условий труда характерно сочетание общих норм, распространяемых на всех работников, и специальных норм, предусматривающих дополнительные гарантии на подземных работах, на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, а также для отдельных категорий работников с учетом их возрастных, физиологических и иных особенностей (молодежь, женщины, инвалиды и др.). Принцип обеспечения безопасными условиями труда предусматривает систему органов как государственных, так и общественных, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

Это закреплено в гл. 57 "Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" и в гл. 58 "Защита трудовых прав работников профессиональными союзами".

Право на отдых - одно из основных трудовых прав. Статья 37 Конституции РФ предусматривает, что каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Право на отдых как принцип трудового права реализуется в различных нормах ТК РФ. Такие нормы содержатся в главах разд. IV "Рабочее время" и разд. V "Время отдыха".

Право на справедливые условия труда не может быть реализовано без права на справедливую оплату труда. Право на справедливую оплату труда гарантируется государством, которое определяет меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы, величину минимального размера заработной платы, который устанавливается на всей территории страны и не может быть снижен ни субъектом Российской Федерации, ни органом местного самоуправления, ни конкретной организацией.

Справедливой оплате труда способствует установление единых критериев, определяющих размер заработной платы. Этот размер зависит от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.

Заработная плата должна быть выплачена вовремя и в полном размере. Трудовой кодекс РФ предусматривает нормы, определяющие ответственность работодателя за невыполнение обязанности по своевременной оплате труда работников.

Статья 2 ТК РФ воспроизводит конституционную норму о праве граждан на объединение. Работники и работодатели могут вступать в объединения для защиты своих прав и интересов. Работники объединяются, как правило, в профсоюзы, основная задача которых - представлять интересы работников во взаимоотношениях с работодателями, органами государственной власти, местного самоуправления, осуществлять защиту их трудовых прав. В свою очередь, интересы работодателей представляют их объединения - соответствующие некоммерческие организации. Право работников и работодателей на объединение лежит в основе социального партнерства, договорного регулирования трудовых отношений.

К основным принципам трудового права относится также право работников на участие в управлении организацией. Этот принцип выражается в наделении работников правом принимать непосредственное участие (на общем собрании) или через свои представительные органы (профсоюзы) в регулировании трудовых отношений, в применении нормативных правил.

Помимо закрепления в общей формулировке принцип участия работников в управлении организацией реализуется в конкретных статьях, посвященных социальному партнерству (ст. 27-31 ТК), принятию решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа (ст. 371 ТК), порядку расторжения трудового договора по предусмотренным Кодексом основаниям, требующим учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа (ст. 373 ТК), и др.

Трудовой кодекс содержит значительное число диспозитивных норм, отражающих тенденцию к расширению договорного регулирования, так как для формируемых рыночных отношений преобладающим является договорное регулирование трудовых отношений с целью согласовать интересы работников и работодателей.

Особое место в системе основных принципов правового регулирования трудовых отношений занимает принцип соблюдения и защиты трудовых прав работников. Он включает все формы защиты работников: установление ответственности работодателя за нарушения законов и иных нормативных правовых актов (ст. 419 ТК), создание специализированных органов по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде (ст. 353-369 ТК), возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей (ст. 184, 237 ТК), судебная защита прав работников и др.

Индивидуальные трудовые споры разрешаются комиссиями по трудовым спорам и судами (ст. 381-397 ТК); коллективные трудовые споры - с применением примирительных процедур и - если соглашение не достигнуто - объявлением забастовки, право на которую предусмотрено ст. 37 Конституции РФ и ст. 398-418 ТК РФ.

В ст. 2 ТК РФ излагаются взаимные обязанности сторон трудового отношения. Обязанности работников составляют содержание правового института "Дисциплина труда". Цель такого правового института - обеспечивать соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, добросовестное выполнение работниками своих обязанностей, которые были ими добровольно приняты в результате заключения трудового договора. Обязанности работодателей не выделены в правовой институт, однако правовые нормы, которые возлагают на работодателей соответствующие обязанности, имеются практически во всех разделах и главах Трудового кодекса РФ (при реализации условий трудового договора, соблюдения режима рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, охраны труда и т. д.).

К основным принципам трудового права, закрепленным в ст. 2 ТК РФ, относится также обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности. Любые неправомерные действия или бездействие работодателя, причинившие работнику моральный вред, подлежат возмещению (ст. 237 ТК РФ).

Защита достоинства работника в период его трудовой деятельности обеспечивается и путем возмещения материального ущерба. Такой ущерб возмещается, в частности, при неправильной формулировке в трудовой книжке причины увольнения, оскорбляющей достоинство работника.

Завершается 2 ст. ТК РФ изложением принципа обеспечения права на обязательное социальное страхование работников, а в соответствующих случаях - и членов их семей. Этот принцип реализуется в различных нормативных правовых актах, обеспечивающих за счет средств государственного социального страхования: пособиями по временной нетрудоспособности; пособиями по беременности и родам; пособиями при рождении ребенка; пособиями по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет; пенсиями по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, некоторые категории работников - также пенсиями за выслугу лет.

Система обязательного социального страхования включает также страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В настоящее время оно осуществляется в соответствии с Законом о страховании от несчастных случаев и профзаболеваний, который, предусматривая обязанность работодателей производить страховые отчисления, возлагает ответственность за выплату компенсаций пострадавшим на производстве (их иждивенцам) на государство в лице Фонда социального страхования.

Таким образом, принципы, закрепленные в ст. 37 Конституции РФ и ст. 2 Трудового кодекса РФ, выражают основные начала, существенные черты содержания законодательства о труде и общую направленность развития его правовых норм При этом все указанные принципы выражаются в нормах в виде общих установлений либо гарантий осуществления трудовых прав.

Контрольные вопросы и задания

  1. Что такое правовые принципы и какова система правовых принципов?
  2. Что такое основной принцип трудового права или правового регулирования труда?
  3. Каково значение правовых принципов?
  4. Дайте определение принципов трудового права (отраслевых принципов).
  5. В каких статьях Конституции Российской Федерации закреплены принципы трудового права?
  6. В каких статьях Трудового кодекса РФ закреплены отраслевые принципы трудового права?
  7. Как соотносятся нормы и принципы трудового права?
  8. Каковы компоненты содержания основных принципов трудового права?
  9. Какие принципы трудового права вы знаете? Можете ли вы их проанализировать?
  10. Каково содержание принципа обеспечения права на труд?
  11. Какие нормы, являющиеся гарантиями, обеспечивающими соблюдение принципов трудового права, вы знаете?
  1. Бугров Л. Ю. Проблемы свободы труда в трудовом праве России. Пермь, 1992.
  2. ГаврилинаА. Защищать интересы работника // Вестник ВС СССР 1991. №4.
  3. Курс российского трудового права: В 3 т. Т. 1. Общая часть. СПб., 1996.
  4. Лившиц Р. 3., Никитинский В. И. Принципы советского трудового права // Советское государство и право. 1974. № 8.
  5. Лившиц Р. 3. Трудовое законодательство: поиск концепции // Советское государство и право. 1999. № 7.
  6. Маврин С. П. Принципы трудового права в условиях рыночной экономики // Правоведение. 1992. №2.
  7. Пискунова И. И. Принцип социальной справедливости в сфере правового регулирования труда // Известия вузов. Правоведение. 1989. №6.
  8. Российское трудовое право / Под ред. А. Д. Зайкина. М., 2000.
  9. Смирнов О. В. Основные принципы советского трудового права. М., 1977.
  10. Трудовое право / Под ред. О. В. Смирнова. М., 2001.

Введение

Правовые принципы представляют собой выраженные в праве исходные начала, основные положения, определяющие единство права, существенные черты его содержания и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо отдельных отраслей или институтов.

Правовые принципы, отраженные в законодательстве, сами приобретают регулирующее воздействие. И при применении законов, и при восполнении пробелов в правовом регулировании, и в судебной практике правовые принципы служат своего рода указателями в правоприменительной деятельности.

Актуальность темы курсовой работы объясняется тем, что в трудовых отношениях заключена одна из важнейших сторон жизни человека.

Целью курсовой работы является изучение сущности и регулятивной стороны основных принципов трудового права.

Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи:

1. Изучение понятия основных принципов трудового права;

2. Анализ изученной литературы по данной проблеме;

3. Раскрытие содержания основных принципов трудового права.

Глава 1. Общая характеристика основных принципов трудового права

Понятие принципов трудового права и их значение

Принципы трудового права - это общие начала, исходные положения, определяющие и выражающие сущность трудового права, отражающие главные вопросы трудового законодательства и политику государства в данной области. Основные принципы трудового права получили свое законодательное закрепление в Конституции РФ и ТК РФ.

В правотворческой деятельности принципы права, как исходные начала, ориентируют законодателя на принятие и развитие соответствующих нормативных правовых актов. Принципы права, выраженные в законодательстве, оказывают значительное регулирующее воздействие в правоприменении, восполнении пробелов в правовом регулировании, в судебной практике.

Правовые принципы следует отличать и от конкретных правовых норм. Устанавливая общее правило поведения на основе руководящей идеи, правовой принцип не содержит основных элементов правовой нормы (гипотезы, диспозиции, санкции). С его помощью нельзя урегулировать конкретное отношение между человеком и организацией. Однако правовой принцип дает возможность правильно понять содержание и взаимосвязи правовых норм и, следовательно, правильно применять нормы. Будучи элементами правовой политики, правовые принципы предопределяют содержание и сущность не только действующих, но и будущих правовых норм. Наконец, принципы права служат основой объединения отдельных норм в единую систему права.

Принципы характеризуют содержание правовых норм о труде, выявляют наиболее значимые их признаки:

2. Создание системы гарантий и льгот для работников;

3. Обеспечение участия представителей работников в установлении условий труда и др.

При функционировании системы трудового права действует иерархия принципов, включающих общеправовые, межотраслевые, отраслевые принципы.

В юридической и учебной литературе принципы трудового права сформулированы по-разному: как «основные принципы правового регулирования труда», «основные принципы трудового права», «правовые принципы организации труда». Впервые в ТК РФ (ст.2) они закреплены как «основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений».

Основные принципы трудового права, как и принципы его институтов, находят свое воплощение в нормах ТК РФ по-разному:

1. В отдельной статье ТК РФ, содержащей только эти принципы (ст.2-4);

2. В скрытом виде (принцип «свободы трудового договора», дополняющий принцип «свободы труда», воплощается в ряде норм раздела «Трудовой договор» ТК РФ);

3. Подкреплённые соответствующей гарантией и закреплённые соответствующей нормой (например, принцип «Определенности трудовой функции» в ст.60, ст.72 ТК РФ).

Принципы выражают сущность трудового права как особой отрасли права, основной целью которой является социальная защита человеческого труда.

Значение основных принципов трудового права:

1. Определяют целевое назначение трудового законодательства.

2. Выступают ориентиром для законодателя в вопросах дальнейшего реформирования и совершенствования трудового права.

3. Определенным образом закрепляют статусное положение субъектов трудовых правоотношений.

4. Служат одним из оснований к объединению все еще разрозненных норм о труде в единую отрасль трудового законодательства.

5. Структурируют систему отрасли на институты, подинституты, нормы.

Итак, принципы трудового права выражают закрепленные в законодательстве руководящие начала правовой политики в области организации и применения труда работников и общую направленность развития данной системы правовых норм.