Художественная резьба по дереву. Способы художественной резьбы по дереву


Едва научившись держать в руках предметы, у маленького человечка проявляется тяга к творчеству. Со временем перед ним откроется возможность попробовать себя в различных видах мастерства: рукоделие, лепка, оригами, резьба по дереву, рисование. Конечно, для этого пригодятся определенные навыки, которые ребенок получил в раннем детстве. Порой простое увлечение постепенно переходит в хобби, а затем, стает делом всей жизни. Так много столетий назад на Руси одним из главных видов творчества была резьба по дереву. И в XXI веке она по-прежнему вызывает у людей неподдельный интерес.

Популярные виды замысловатого искусства

На протяжении долгого времени люди украшали свои жилища деревянными предметами из резьбы. Разного рода картины, кухонная утварь, предметы культа, детские игрушки считались ценными вещами для любой семьи. Возможно, поэтому и появились различные виды резьбы по дереву. Наиболее популярными считаются такие варианты:

  • геометрическая;
  • плосковыемчатая;
  • прорезная;
  • скульптурная;
  • рельефная;
  • ажурная;
  • накладная.

К счастью список на этом не заканчивается, ведь этот вид творчества распространен по всей нашей необъятной стране. Рассмотрим лишь некоторые из них.


Геометрическая резьба по дереву предусматривает использование в работе различных фигур. Это треугольники, окружности, квадраты и многогранники. Она применяется для изготовления элементов мебели, домашней утвари, а также настенных поделок. Древнейшим видом такой резьбы является трехгранно-выемчатая резьба. Это один из самых простых методов, поскольку выполняется лишь одним инструментом – ножом косяком. Для такой резьбы по дереву потребуются простой набор предметов:

  • липовая доска;
  • специальный нож-косяк;
  • линейка;
  • карандаш.

Сначала на доску наносят эскизы из геометрических фигур либо готовый орнамент. Начинающим дилетантам лучше не использовать сложные рисунки, чтобы работа получилась безупречной. Для первых работ подойдет материал из лиственных деревьев, поскольку на нем удобней проводить ровные линии острым ножом.

Деревянная поверхность должна быть максимально гладкой. Это достигается путем строгания доски. При этом ее не нужно шлифовать наждачной бумагой. Иначе резьба не получится четкой и аккуратной, а инструмент быстро затупится.

Плосковыямчатый метод применяется для вырезания на плоскости углублений различной величины и формы. Это могут быть овальные контуры и всевозможные выпуклости.

Прорезной вид резьбы также считается довольно простым. Он выполняется при помощи лобзика. Нанесенный на деревянную плоскость эскиз любой фигуры выпиливается по контуру. В результате выходят симпатичные поделки. Применяется прорезная резьба для изготовления фоновых предметов, через которые видно другие плоскости. Часто ее называют ажурной резьбой, и применяется она для украшения мебели в стиле барокко. Также это могут быть элементы буфетов, оконные наличники, двери, а иногда декоративные ширмы. Если поделки прикрепляют к специальному основанию, то такой вид резьбы считается накладным.

Процесс работы прорезным способом начинается с эскиза, который наносится на заранее отшлифованную заготовку. Его переносят на поверхность с помощью специального шаблона или прозрачной белой бумаги. Затем на контурах делают отверстия и с помощью тонкой пилки лобзика вырезают на рабочем столе.


Рельефная резьба включает в себя два основных метода: плоский и глухой. К тому же глухой вариант подразумевает низкий либо выпуклый рельеф. Суть заключается в том, что рисунок образуется благодаря основному фону поверхности.

Плоскорельефный метод выполняется так, что узор и окружающий его фон выполнены на одной глубине по всей площади основы. Глухая резьба характеризуется выпуклым узором, который не имеет плоских очертаний. Такие изделия ценятся за высокую декоративность и богатство композиции. Ведь на плоскости создается своеобразный миниатюрный ландшафт с возвышенностями, углублениями и впадинами. Чтобы создавать такие шедевры, мастера применяют элементы практически всех видов резьбы по дереву. Поэтому новичкам следует освоить каждый способ отдельно, чтобы применять навыки при более .

Первые шаги на пути к мастерству

История показывает, что дерево традиционно использовалось для украшения жилого помещения. В наше время различные фотографии, рисунки и эскизы резьбы по дереву выставлены в краеведческих музеях или печатных изданиях. Это говорит о том, что смышленые люди, готовые учиться, способны освоить этот вид искусства. Древесина – это чудесный природный материал, из которого можно создавать декоративные композиции, картины, элементы мебели и кухонную утварь. Освоив азы древнего искусства, некоторые стали настоящими мастерами резьбы по дереву, посвятив этому всю жизнь.

Народная мудрость говорит: «Лиха беда – начало». Так оно и есть, если ничего не делать. Практические советы резьбы по дереву для начинающих открывают дверь смелым людям в мир великолепных поделок своими руками. Для начала необходимо подготовить инструменты и разобраться в основных нюансах ремесла.

Новичкам желательно выбирать качественное и прочное снаряжение для работы, чтобы приобретать ценные навыки мастерства.

Для резьбы по дереву необходимо подготовить следующие инструменты:

  • острый нож;
  • стамеска;
  • лобзик;
  • долото;
  • сверла;
  • надфили;
  • ложкорез;
  • бруски;
  • фрезеровальная машина.

Конечно, новичкам будет достаточно приобрести специальный набор инструментов для резьбы по дереву, в который входит нож, лобзик и шило. С их помощью очень удобно осваивать навыки древнего мастерства.

Следующий шаг – выбор сырья. Именно от этого зависит качество изделия. В природе существует два вида древесины: твердая и мягкая. К первой группе относятся красное дерево, дуб и бук. Ко второй – , осина, сосна, ель, береза. Безусловно, легче работать с мягкой древесиной, но при одном неверном движении она быстро портится. Несмотря на это она считается самым подходящим сырьем для новичков.

Твердые породы древесины используют профессионалы, поскольку они очень дорого стоят.

Кроме прочности материала ключевую роль играет и цвет древесины. Подходящее сырье, чтобы учится мастерству – береза. Она чудесно поддается резке и сверлению в любом направлении. Выбирая рисунки для резьбы по дереву, следует учитывать, что березовая древесина со временем темнеет. Несмотря на это с ней очень легко работать.

Когда узор выбран, его необходимо перенести на деревянную заготовку. В век технологий можно воспользоваться готовыми фотографиями или рисунками, которые предоставлены специалистами. Тематика изображений самая разная, но каждое имеет свою неповторимую красоту. Когда все готово можно приступить к созданию собственных шедевров. Неоценимой помощью для начинающих являются тематические уроки резьбы по дереву.

Мастер класс простой поделки

Когда смотришь на готовые поделки, создается впечатление, что сделать их вовсе не сложно. Поэтому многие любители народного ремесла взяли в свои руки инструмент и приступили к делу. Чтобы вырезать обыкновенный цветок необходимо приготовить такой набор предметов:

  • заготовка из дерева;
  • карандаш двойной мягкости;
  • калька;
  • стамески.

Необходимо учитывать, что подойдут лишь специальные стамески для резьбы по дереву. Они должны быть v-образного характера, узкие и полукруглые. Следующий этап – рисунок. Его можно взять из Интернета. Для этого к экрану прикладывают лист бумаги, перерисовывают схему, а затем наносят ее на деревянную плоскость.

Начинают работу с центральной части эскиза, аккуратно вырезая круг. Затем с помощью v-образной стамески вырезают по контуру лепестки. Отходы древесины между ними удаляют по ходу работы. Если такой стамески нет, подойдут профессиональные ножи для резьбы по дереву, которыми не хуже орудовать в этом ремесле.

Полукруглой стамеской вырезают внешнюю часть лепестка. Он становится похож на контур сердечка, но это не страшно. Затем делают надрезы во внутренней части лепестка, соединяя его с центром цветка. Осталось только закруглить его и цветок готов. Теперь можно полюбоваться первым творением своих рук. Неоценимой помощью для новичков является тематическое видео резьбы по дереву, которое побуждает незамедлительно браться за работу.

Современная техника для опытных мастеров

В современном мире многие работы уже давно выполняются механическим способом. Не отстает в этом и прикладное ремесло. Применение техники дает возможность мастерам экономить свои силы и драгоценное время. Станки для резьбы по дереву дают возможность быстро и качественно подготовить исходный материал к работе. Единственный недостаток таких устройств – дороговизна, но люди, для которых резьба не просто хобби, готовы их приобретать.

Пантограф

Устройство предусмотрено для работы с любыми деревянными поверхностями. Оно выполняет операции различного рода, как объемные, так и на плоскости. Пантограф используют для обработки дугообразных, согнутых или вращающих деталей. Так с помощью станка вырезают различные элементы мебели, статуи либо панно.

Бормашина

Отличное устройство для работы с деревом твердых пород. При этом важно учитывать свойства и расположение волокон природного материала. С помощью бормашины мастера затачивают инструменты, шлифуют древесину, а при надобности и полируют.

Для работы с бормашиной подходят породы деревьев с плотной древесиной, у которых нет тенденции к скалыванию.

Фрезерный станок с программным управлением

Такая техника, в основном применяется для производства деревянной мебели с резным украшением. Станок предусмотрен для работы с фанерой любого вида и деревом. Он отличается высокой функциональностью и техническими возможностями. При работе на таком оборудовании важно использовать специальные средства защиты – очки и перчатки. Также придерживаться инструкции по эксплуатации прибора.

Как показывает практика, такие станки упрощают процесс резьбы по дереву. Они дают возможность создавать огромное количество изделий за короткое время. Применяются устройства не только в промышленности, но и для личной мастерской.

В любом случае изделия, сделанные своими руками, приносят человеку подлинное удовлетворение. Они создают в доме приятную атмосферу, помогают выразить чувства мастера к своим близким, и долго служат на благо домочадцам. Деревянные поделки долго сохраняют свою естественную красоту и никогда не выходят из моды. Резьба по дереву – это искусство, которое передается из поколения в поколение. Она доступна для любого, кто пожелает освоить это ремесло. Главное не боятся неудач, а с готовностью учиться, брать в руки инструменты и творить шедевры.

Видео-урок резьбы по дереву для начинающих


Само существование человека неотделимо от природы, которая дает материал для жилища и одежды, продукты питания, определяет ритм человеческой жизни сменой дня и ночи, чередованием времен года. Потому и находит все это отражение в произведениях народного искусства, составляющих целостное явление культуры каждого народа. Глубокое понимание народным мастером материала, с которым он работает, позволяет создавать многие вещи, как совершенные произведения декоративно-прикладного искусства.

Дерево и глина, камень и кость, кожа и мех, солома и лоза - все эти природные материалы находят органичное использование в разных предметах быта. Они обрабатываются в соответствии с их собственными природными свойствами. И это умение использовать естественные качества материала воплотилось в создание неповторимых (в других местностях) и в своем роде уникальных народных шедевров, которые являются одним из элементов культурно-географического образа той или иной территории .

Разные виды народных промыслов детерминированы той природной средой, тем ландшафтом, в условиях и в пределах которых они получили свое развитие.

Так художественная обработка дерева могла возникнуть только в лесных районах , гончарство - в районах, где присутствует соответствующий тип глины . Центры по производству художественных изделий из металла возникали, как правило, рядом с месторождениями черных и цветных руд , например знаменитое Каслинское чугунное литье на Урале . Производство изделий из камня (в т. ч. из драгоценных и полудрагоценных) - одно из традиционных занятий жителей горных районов , например Кавказа или Алтая . Так изготовлением вещей из янтаря занимаются прибалты, т. к. этот материал в основном сконцентрирован в районе Балтийского моря. На побережье Северного Ледовитого океана в большом количестве разбросаны кости и плавники разных морских животных, например моржей. Неудивительно, что жители тундры (чукчи, коряки, ненцы, эскимосы) из данных материалов изготавливают довольно изящные и своеобразные вещи. Так следствием развития овцеводства и разведения верблюдов (пустынные и полупустынные ландшафты ) явилось ковроткачество , которое в некоторых районах, например, Туркмения , перешло на промышленную основу и стало важной экспортной отраслью. Художественные изделия из меха развиты на территориях, где проживают таежные народы (якуты, ханты, коми). Изготовление кожаных изделий получило развитие среди народов, заселивших лесостепную, степную, и полупустынную зоны (калмыки, буряты, башкиры, некоторые народы Дагестана). Почти повсеместно развиты такие виды народного творчества, как вышивка и узорное ткачество , которые замечательно отражают своеобразие сответствующей местности.

Нарядность, художественная содержательность изделий народных промыслов создает атмосферу праздничности, вызывает у человека приподнятое настроение. Изделия народных мастеров являются непременными атрибутами нашего быта, оживляют повседневную жизнь людей, становятся главными "действующими лицами" в торжественных случаях. Костюмы в народных традициях - обязательные атрибуты фольклорных ансамблей, ярмарок, специальных выставок. Почти каждая вещь, созданная мастерами художественных промыслов, служит прекрасным подарком к любому важному событию в жизни отдельного человека, семьи или коллектива. А небольшие художественные вещи - сувениры - знаки памяти о национальной культуре народа и даже целой страны

Россия самая лесная страна в мире (45% территории покрыто лесом, в основном хвойным (тайга)). Неудивительно, что во многих районах нашей страны развито декоративно-прикладное искусство художественной обработки древесины. Этот промысел также существует в западных районах Украины, в Белоруссии, Литве, Казахстане, Киргизии.

Географические центры резьбы по дереву. Россия :

· Село Богородское (Московская обл., Сергиево-Посадский район).

· Скульптурная резьба.

· Специализация: деревянная игрушка. Промысел возник в конце 16 века.

· Используется древесина липы, ольхи и осины.

· Тематика: сельские жители и разные животные, особенно медведь.

· Самая популярная игрушка - "Кузнецы", изображающая мужика и медведя,

· поочередно бьющих по наковальне. Эта игрушка стала символом промысла.

· Кадры мастеров готовятся в художественном училище в пос. Хотьково.

· Села: Абрамцево, Кудрино, Ахтырка и пос. Хотьково. (Сергиево-Посадский район).

· Плоскорельефная резьба. Возникла в конце 19 века. Тематика: растения и птицы. Основное изделие: шкатулка.

· Город Киров - основной центр. Промысел возник в начале 19 века.Также в городе Уфн (Башкирия)

· Специализация: художественные изделия из капа и капокорня, (наросты на стволах икорнях березы, ореха и ильма. Основные изделия: шкатулки, коробочки, портсигары, футляры для часов.

· Великий Устюг (Вологодская обл.), Семенов (Нижегородская обл.),Архангельская, Томская области и Якутия : изделия из бересты.Основные изделия: корзины, шкатулки, туеса, короба, сосуды для хранения меда и сметаны. Бересту заготавливают на рубеже весны и лета.

· Село Унцукуль в Дагестане (проживают авары ). Методом насечки из древесины ореха, кизила, абрикоса изготавливают трости,шкатулки, декоративные вазы, курительные трубки, портсигары. Самые распространенные образы на изделиях - вода и солнце.Село Хохлома (Нижегородская обл.). Роспись "Золотом" на цветном фоне деревянной посуды. Промысел возник в конце 17 века. Материал: древесина липы или березы

· Основные цвета: красный, черный, зеленый, коричневый, желтый. Сюжетный рисунок: растения, птицы, рыбы. Дополнительный материал: глина, льняное масло, алюминиевый порошок, олифа.

· Город Городец (Нижегородская обл.). Роспись масляными красками по чистой поверхности дерева или цветному фону.Изделия: детская мебель, кухонные приборы, декоративные тарелки, настенные панно.Часто применяется мореный дуб.Основные цвета: черный, синий, темно-красный, коричневый. Особенность:штриховка белой краской. Сюжеты: декоративный орнамент, конь, птица, фигура человека.

· Села Полхов-Майдан и Крутец (Нижегородская обл.): расписные игрушки из древесины (матрешки, птички-свистульки, коробки, шары, похожие на яблоко).Сюжеты: растения, пейзаж. Особенность: черный контур рисунка, выполненного анилиновыми красками.

· Сергиев Посад . Роспись по дереву с выжиганием. Возникла в конце 19 века, начале 20 века. Изделия: шкатулки и коробки с изображением Троице-Сергиевой лавры и городов "Золотого кольца" России.

· Киров, Сергиев-Посад, г. Семенов, село Полхов-Майдан: матрешка.

Различия: Сергиево-Посадская классическая матрешка расписана гуашевыми красками и довольно спокойна по расцветке. Матрешки г. Семенова очень ярко раскрашены. Кировская матрешка украшена узором из соломки. Матрешки из Полхов-Майдана отличаются несколько вытянутыми пропорциями.

Украина .

Художественная обработка дерева развита в западной части Украины, особенно в Закарпатье , есть в Полтавской области. Основное изделие: посуда, например солонки. Изделия в Закарпатской области инкрустируют перламутром, бусинами и металлическими пластинами. Рисунок в основном представляет симметричную геометрическую композицию. Материал: древесина ореха, бука, явора, граба и груши.

Белоруссия .

В Белоруссии развиты многообразные виды обработки дерева, но изделия слабо декорированы. Основные центры: Брест, Пинск, и Жлобин . Основные изделия: сундуки, столы, фигуры птиц и коней. Особенности: фон темнее росписи, часто черный. Многие изделия декорированы соломкой.

Литва .

Развита геометрическая резьба по дереву. Основные изделия: лопасти прялок

На живописном холме на берегу реки Куньи, левого притока Дубны стоит село Богородское - родина замечательного народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур. Богородское - село старинное.

В середине 15 века село принадлежало московскому боярину М. Б. Плещееву. Он завещал его своему старшему сыну Андрею. В 1491 году Андрей в свою очередь завещал своему сыну Федору. Впоследствии в 1595 году село Богородское перешло в Троице - Сергиев монастырь. В селе стояла деревянная Успенская церковь.

Уже в XV - XVI веках богородские крестьяне, в то время монастырские крепостные, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства.

В Сергиевом Посаде существует предание о том, как в середине XVIII века один житель посада вырезал из липового чурака куклу размером в 9 вершков (40 см) и продал ее купцу Ерофееву, торговавшему у Лавры. Тот поставил ее как украшение в лавке. Игрушка тут же была куплена с большой выгодой для купца. После этого Ерофеев заказал целую партию таких игрушек. Народные мастера, работая примитивным инструментом, сумели создать из дерева правдивые, реалистические образы окружающей действительности. Они резали из липы фигурки животных и людей, из народной жизни, басен и сказок.

Особенно интересны игрушки с движением: на планках, с балансом, с кнопкой. Эти незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления делают игрушку живой, выразительной и особо привлекательной.

Игрушке "Кузнецы" более 300 лет. "Кузнецы" стала символом Богородского промысла. Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки. И игрушка "Курочки" - тоже долгожитель. Ею играли дети еще во времена Пушкина и Лермонтова. В затейливой "потехе" с балансом заложена идея ритма, к которому ребенок чувствителен по своей природе. Весело смотреть, как в строгом порядке куры клюют нарисованные зерна. Сами механизмы их просты, но действия эффективны. Звук обостряет динамику игрушки.

В 1923 году мастера объединились в артель "Богородский резчик" и была открыта профессионально-техническая школа, готовящая новые кадры мастеров художественной резьбы по дереву. В 1960 году, в канун 300-летия зарождения народного промысла артель была преобразована в фабрику художественной резьбы.

Заслуженный художник РСФСР Н.Максимов создал замечательную игрушку - летит по дороге удалая тройка, а в резных санках медведь. Богородские игрушки можно встретить в магазинах, музеях, на выставках, во многих домах не только наших городов,но и за рубежом.

Далеко за пределами Московской области известны православные мастера - чудодеи Н. И. Максимов, В. В. Юров, С. Бадаев, М. А. Пронин, А. Я. Чушкин, А. А. Рыжов, И. К. Стулов и другие. Богородские мастера-художники - участники многочисленных выставок; их произведения отмечались золотыми медалями на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе. Игрушка "Крестьянин и курочка" находится в Историческом музее Москвы, композиция "Как мыши кота хоронили" - в музее народного искусства, игрушка "Кавалер и дама", "Царь Додон и звездочка" - в русском областном краеведческом музее. Есть игрушки и в Сергиево-Посадском музее-заповеднике.

Современная Богородская резьба - многообразна по сюжетам и формам художественного выражения. Она органически входит в художественную культуру, сохраняя древние традиции ремесла.

Богородская резьба - народный промысел резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева, существующий в деревне Богородское Московской области.

Село Богородское находится неподалеку от Сергиева Посада. Известно, что богородской деревянной игрушкой играли не только крестьянские дети, но и русские царевичи, а сам промысел возник еще в XVI веке.

В основном игрушки изображали представителей разных слоев населения: мастеровых, дам и гусаров, помещиков и чиновников. Причем фигурки изображались в действии. Позднее в XIX веке кроме фигурок появились целые композиции: "Тройка", "Крестьянское хозяйство", "Чаепитие" и др.

Материалом для резьбы служила мягкая древесина: осина, ольха, липа. Для богородских изделий характерно сочетание орнаментальной тонкой резьбы с гладкой поверхностью. Резчики выполняли резьбу без предварительных эскизов -- смаху, отсюда возникло название "маховая резьба". Другая особенность богородской резьбы: резьба из трехгранника -- брусков древесины треугольного сечения, которые получали при раскалывании полена радиально. Работа мастера начиналась с заготовки дерева, которое сушилось под навесом несколько лет. Ствол распиливали, затем поленья разрубали на бруски треугольного сечения. Мастер делал зарубку топориком, намечая самые общие контуры фигурки. После зарубки и грубой обработки объема приступали к работе специальным коротким и острым богородским ножом со скошенным лезвием. На этом процесс не заканчивался. Богородские игрушки почти никогда не окрашивались, для отделки использовался различный инструмент (мелкие стамески), чтобы нанести на игрушку последние штрихи из бороздок для передачи мягкой шкуры, птичьего оперения и т.д. Гладкие части скульптуры обрабатывали наждачной шкуркой до бархатистости. Кроме резьбы игрушки интересны своей движущейся конструкцией. Некоторые из них укрепляли на движущихся плашках, например "Кузнецы" (кстати, Огюст Роден, увидевший "Кузнецов" на выставке в Париже, назвал их гениальным произведением народного искусства), другие стояли на тумбочке с пружиной внутри -- "Пряха", "Пляшущий мужичок" и др.

В 1923 году в селе Богородском Загорского района Московской области была организована артель "Богородский резчик", которая впоследствии (в 1960 году) превратилась в Богородскую фабрику художественной резьбы. Навыками резьбы овладевают в местной профтехшколе, хотя в Богородском есть семьи, которые занимаются поделкой игрушки из поколения в поколение.

Продукция промысла -- декоративная скульптура и оригинальная игрушка с движением -- всегда была популярной, привлекая внимание своеобразием и тонкостью резьбы, а также красотой белого неокрашенного дерева. Скульптуры мастеров создаются по мотивам русских сказок: "Сказка о Золотом петушке", "Вершки и корешки", "Три богатыря" и др. Кроме того мастера вырезают фигурки зверей, особенно они любят изображать медведя: медведь-фотограф, медведь-электросварщик, медведь-трубочист, медведь-плясун, медведь с балалайкой. Используются и современные темы, кроме того мастера выполняют разные композиции на темы крестьянского труда и жанровые сцены: "Кузнецы", "Пильщики", "Крестьянин на охоте" и др. Мастера богородской резьбы: Ф.С. Балаев, А.Г. Чушкин, В.С. Зинин, И.К. Стулов, М.А. Пронин, М.Ф. Баринов и др.

Работы мастеров богородского промысла хранятся в музеях Москвы, Подмосковья, Петербурга и других городов. На Всемирной выставке в Брюсселе изделиям богородских резчиков были присуждены две медали -- за скульптуру и за игрушку.

Художественная резьба по дереву – один из самых древних и популярных видов декорирования дерева. Применяется в бытовом декоре, украшении мебели, аксессуаров, создании статуэток. В этой статье вы узнаете, как применять такую чудесную технику на практике, для этого не потребуются даже книги.

Разновидности техник

Существует несколько разновидностей художественной резьбы (контурная, ажурная, богородская).

Абрамцево-кудринская резьба

Предлагаем ближе познакомиться с одной из особо интересных техник резьбы – абрамцево-кудринской. Обработка дерева не занимает большого количества времени с этой техникой.


Этот промысел как отдельный вид художественной резьбы по дереву появился в XIX веке в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево (откуда, собственно, и получил свое название).

В данной резьбе наиболее распространенный элемент – криуль (закругленная линия). Одна криуля плавно перетекает в другую, создаются «кудрявые» орнаменты (теперь становится ясная вторая часть названия резьбы). Располагаться на изделии они могут совершенно произвольно в разных плоскостях.

Вариации расположения представлены на рисунке:

Переходим к уроку

После построения криуль начинается добавление другие элементов орнамента (цветов, бутонов, шишек и пр.).

Различные эскизы:




Вот так происходит поэтапное построение мотива:

Теперь предлагаем посмотреть, как на практике применяется абрамцево-кудринская резьба (татьянка).

В приведенном мастер-классе декорируется шкатулка. Размеры рабочей поверхности - 7,5×20 см.

  1. Строим базовую криулю;

  1. На краях располагаем цветы;

  1. В местах расхождения криуль рисуем шишки. Оставшееся пространство заполняем небольшими завитками, листиками;

  1. Можно приступить к процедуре вырезания. Для этого нам понадобятся некоторые инструменты:
  • нож-косяк;
  • стамески (№12 и 17).

  1. Отыщите на своем нарисованном орнаменте треугольные части, как на фото. Их следует вырезать в первую очередь;

  1. Далее вырезаем элементы в том порядке, в котором мы их рисовали;

  1. Для того чтобы получить такие вогнутые листочки, используем стамески;

  1. Ножом наносим на цветок перекрестный рисунок в середине;

  1. Приступаем к другим элементам. Их оформление зависит исключительно от вашей фантазии. Придавайте им разнообразную форму, добавляйте новые элементы, меняйте рельеф;

  1. Осталось вырезать самые маленькие узоры, которыми мы заполняли свободное пространство.

Порядок вырезания этих элементов следующий:

  • создание контура;
  • закругление углов;
  • нанесение финальной насечки;

В результате своих стараний мы получаем такую замечательно оформленную шкатулку.

Сгладить все неровности при помощи мелкозернистой наждачной бумаги.

Простой урок

Еще один совсем простенький мастер-класс для закрепления полученных навыков:

Шаг 1. Выбираем основу, наносим на нее рисунок будущего художественного орнамента.

Шаг 2. Подрезаем центральный круг по контуру.

Шаг 3. Начинаем срезать древесину от периферии к центру.

Шаг 4. Размечаем лепестки.

Шаг 5. Обрабатываем лепестки.

Шаг 6. Убираем треугольники между лепестками.

Шаг 7. Прорабатываем внешний контур лепестка.

Шаг 8. Прорабатываем внутренний контур.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный педагогический университет»

Факультет технологии и предпринимательства

Кафедра педагогики и психологии профессионального образования

Курсовая работа

по методике обучения и воспитания

«Формирование у обучающихся знаний, умений и навыков на кружке художественной резьбы по дереву»

Выполнил: студент 4 курса

41 группы ФТП

Патылицин А.В.

Руководитель: ст. преподаватель кафедры ПиППО М.В. Леонов

Новосибирск 2013

Введение..……………………………………………………………………….. 3

Раздел I. ………………………………………………………………………...... 5

Организация кружка и основные принципы его работы…………………....... 5

Ученик как объект и субъект процесса обучения.…………………………..... 9

Возрастные психологические особенности ученика как объекта обучения технологии.……………………………………………………………………... 10

Исторический обзор по теме: «Художественная резьба по дереву»………. 12

Виды резьбы по дереву………………………………………………………... 15

Раздел II ..……………………………………………………………………. 18

«Художественная обработка древесины» …...…………………………….. 18

Заключение.………………………………………………………………….. 27

Библиографический список……………………………..………………………………………….. 29

Введение

Особенностью данной работы является сочетание традиционной техники резьбы по дереву с современными видами графического изображения, используемыми в качестве активизации индивидуальной творческой деятельности учащихся.

Актуальность - курсовой работы – «Формирование у обучающихся знаний, умений и навыков на кружке резьбы по дереву» -сберечь и сохранить в творчестве лучшие национальные традиции, не дать им кануть в безвестность – задача трудная, но выполнимая. Программа содержит установку на познание многообразия живых существ на земле, свойства и строение дерева – самого распространенного природного материала, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности.

Объект исследования - технология резьбы по дереву. Заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; в программе рассмотрены все элементы резьбы по дереву, начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках.

Предмет исследования - технология декорирования изделия различными видами резьбы. Сохранение изученных технологических приемов, позволило уйти от прямого копирования и создать собственную композицию, соответствующую освоенной технологии.

Цель работы: научить изготовлению плоскостных изделий из древесины с использованием техник прорезной, геометрической, плоскорельефной резьбы.

Гипотеза: Резьба по дереву как одна из наиболее распространенных и доступных форм народного орнамента, является прекрасным украшением.

Задачи данной курсовой работы:

– ознакомление с историей художественной резьбы по дереву в России,

– посещение краеведческих музеев,

– изучение технологии изготовления соответствующего изделия,

– исследование опыта мастеров-резчиков по дереву,

– изучение литературы по данному вопросу,

– показать существующие виды резьбы по дереву и подробно осветить технологию геометрической резьбы, которой декорировано изделие.

Организация кружка и основные принципы его работы.

Кружок - важное звено в системе трудового обучения и воспитания школьников. Под этим понятием подразумеваются различные формы организации трудовой деятельности стабильных групп учащихся. Трудовые кружки обеспечивают решение вопросов воспитания трудолюбия, организованности, умение работать в трудовом коллективе, подчиняться его режиму, поддерживать длительное время деловые отношения с товарищами. Широкие возможности в выборе содержания и организации работы кружка позволяют педагогам решать многие вопросы углубленного изучения и освоения видов труда. При этом интерес и самостоятельность выбора кружка, добровольность работы в нем, способствует формированию сознательности в трудовой деятельности.

Ученик идет в кружок по разным мотивам: сделать какую либо вещь, овладеть определенными умениями, работать вместе с товарищами, показать свои способности и т.д. Во всех случаях его интерес поддерживается и развивается успехом в работе, мажорной обстановкой, целесообразным расходом времени и сил. Из этого следует специфика кружковой работы: здесь не используют наказания, порицания и другие методы стимулирования деятельности членов кружка, и, наоборот, доминируют поощрения деловая поддержка, помощь, совет. В кружковой работе нет таких конкретных критериев, как в учебной, зато очень большое значение играет оригинальность, самостоятельность работы, в известной мере ее одухотворенность поиском, пытливость, удовлетворение сделанным.

Распределение учеников по изучаемым видам декоративно-прикладного искусства должно быть добровольным, так как нередко подростки приходят заниматься не одни, а с друзьями. Распределять их равномерно по разным группам не рекомендуется, творческое общение друг с другом при изучении одного и того же вида художественной обработки материалов помогает им добиваться больших успехов, активнее идет процесс их трудового и эстетического воспитания.

Занятия различными видами декоративно прикладного искусства исключает однобокость в творческом развитии учащихся, помогает приобрести широкий круг разнообразных знаний и навыков. Совершенно не обязательно, чтобы из под рук кружковцев выходила ">

Эффективность воспитательного воздействия на учащихся средствами декоративно-прикладного искусства зависит от правильного и своевременного планирования работы детского творческого коллектива. План работы на полугодие и на месяц составляется на основе годовой программы. В этом плане должны быть предусмотрены все основные формы занятий, беседа с показом лучших образцов народного искусства, практическая работа по составлению эскизов, посещение музеев, мастерских художников-прикладников, фабрик прикладного искусства.

Намеченный план и программа обсуждаются со школьниками на первом занятии кружка, где выбираются также органы самоуправления - староста и актив кружка. В их функции входит помощь руководителю кружка в возникающих организационных вопросах. На старосту возлагается, в частности, обязанность в составлении графика дежурств и назначение дежурного на каждое занятие. График дежурств, способствует приобщению к активной работе по самообслуживанию.

Чаще всего "записавшиеся" в кружок хотят побыстрее начать работу в мастерских. Поэтому их (особенно тех, кто не силен в рисунке) то и дело тянет к каким-то случайным картинкам, которые они стремятся перевести в дерево. Если на это не обратить внимание и пустить занятие по принципу "делайте, что хотите", при выполнении таких работ будут зря затрачиваться их усилия; у школьников будет развиваться дурной вкус.

Руководитель должен направлять процесс отбора композиций. Лучше, если дети будут видеть перед собой готовые работы. И не нужно стесняться предлагать ребятам повторить те или иные образы. Такая методика поможет им понять, что можно, а что нельзя создавать в том или ином виде декоративно-прикладного искусства. Вместе с профессиональными навыками они будут развивать художественный вкус.

Воспитание эстетического вкуса в кружках декоративно-прикладного искусства должно идти через понимание учащимися художественных и технологических возможностей обрабатываемых материалов, что накладывает свой отпечаток на решение образа.

Задача руководителя ориентировать учащихся на глубокое самостоятельное изучение образов народного декоративно-прикладного искусства и создание на этой основе собственных изделий.

В работе по образцам на первом этапе обучения неизбежно наблюдается в определенной степени подражание образцу. Нужно добиваться, чтобы у школьников было не слепое копирование, а сознательное подражание.

Учащиеся приходят в кружок с настроением поработать. Поэтому, когда руководитель начинает объяснения, знакомит их с правилами и приемами работы, т.е проводит вводный инструктаж, их терпения хватает ненадолго. Они становятся невнимательными, нетерпеливыми, желая поскорее приступить к работе. От руководителя требуется учитывать это и проводить инструктаж кратко, целенаправленно, соединяя различные сведения в общую систему. Однако, хотя знания должны носить в основном практический характер, в начальный период обучения должен соблюдаться принцип решающей роли теоретического занятия. На теоретические сведения выделяется в среднем 20% учебного времени. Теоретические сведения могут быть переданы школьникам в форме тематических бесед.

При проведении инструктажа и бесед необходимо применять различные варианты сочетаний слова с демонстрацией наглядных пособий.

Очень много зависит от первого задания, которое руководитель предложит кружковцам. Оно должно быть понятным, доступным, интересным по декоративным результатам. Желательно, чтобы первое задание было небольшим по объему и его можно было бы выполнить за одно, два занятия. При объяснении первого задания учитель акцентирует внимание школьников не только на конечном результате работы. Не менее важно ясно, четко осветить все этапы, а также цели и задачи, которые стоят перед школьниками в процессе исполнения первоначальных приемов художественной обработки материалов. Это способствует развитию самостоятельности школьников, когда им будет ясна последовательность этапов исполнения изделия от эскиза до завершающих отделочных операций, они будут меньше ждать подсказки от руководителя, проявляя самостоятельность в творческой деятельности.

Выбор обрабатываемого материала зависит от возраста кружковцев. В резьбе по дереву учебные задания начального периода лучше в липе или осине. Если не учесть физических свойств материала и предоставить детям возможность работать с неподходящим материалом, их энтузиазм может очень быстро погаснуть.

Первое задание в кружке может быть общим для всех учащихся. Рисунки для него руководитель должен подготовить сам.

Отличительная особенность индивидуально-творческой деятельности в кружке является то, что у каждого ученика свой темп работы, свои сроки реализации различных этапов выполнения одних и тех же заданий.

Для первых занятий у руководителя должны быть подготовлены инструменты. Через несколько занятий, когда учащиеся войдут во вкус работы, можно выделить день для самостоятельного изготовления необходимых инструментов.

С самого начала надо приучать кружковцев к самостоятельной работе. Получив от учителя рисунок первого задания, ученик должен самостоятельно перевести его на выбранный материал и приступить к работе. Профессиональные приемы ученик будет осваивать, познавая обрабатываемые материалы при выполнении каждого из заданий, т.е. обучение будет идти в творческом процессе. После работы по образцам начинается творческая работа учащихся.

У школьников разных возрастных групп прослеживаются определенные интересы в выборе тематики для декоративных работ. В основу творческих композиций ложатся сюжеты книг, фильмов. Нередко сюжеты для декоративных композиций подсказывает материал, из которого она будет создаваться. При просмотре материала происходит активное формирование у школьников зрительного образа, который они в последствии и воплощают в данном материале.

Одна из особенностей занятий в кружке по резьбе по дереву состоит в том, что для выполнения задания требуется длительное время. Чтобы учащиеся не потеряли интереса к работе над одной и той же вещью, конечный результат которой бывает весьма далек, надо чтобы они, ожидая завтрашнюю перспективу, ощущали радость и красоту сегодняшней работы. Чтобы дети в процессе работы над длительным заданием получили эмоциональную опору, рекомендуется подводить итоги за каждый день работы, давать оценку творческой деятельности детей, отмечать результативность и значимость их труда.

Эффективный результат дают промежуточные просмотры, выполняемых учащимися работ. На текущих промежуточных просмотрах учитель фиксирует достигнутое, ставит новые задачи. Общий промежуточный просмотр можно сделать и тогда, когда выполняется трудное задание и руководитель видит, что не может помочь учащимся в индивидуальном порядке, или когда у многих школьников повторяется одна и та же ошибка. При этом ученики, участвуя в обсуждении, будут приучаться к самоконтролю. Здесь же можно высказать знаки одобрения в тех случаях, когда есть первые удачи. Это поднимает эмоциональный настрой учащихся, будет стимулировать их дальнейшую работу, даст прилив новых сил.

В конце первого года занятий и по завершении двухгодичного цикла рекомендуется устраивать итоговую выставку. Членами жюри, отбирающими работы на выставку, являются, как правило, наиболее авторитетные учащиеся. Председатель жюри- руководитель кружка.

Умелая организация и проведение выставки творческих работ учащихся могут стать одной из эффективных форм морального поощрения, стимулирования творческой деятельности детей. Возможно и материальное вознаграждение детей за успешную трудовую и творческую деятельность в процессе занятий резьбой по дереву, это не только поощрит ученика за его успехи, но и создаст эмоциональный подъем для продолжения занятий не только в школе, но и самостоятельно, в свободное время.

Ученик как объект и субъект процесса обучения.

В процессе обучения технологии непосредственно участвуют с одной стороны - учитель, с другой - ученик. Роли их в этом процессе представляются, по крайней мере, на первый взгляд, достаточно ясными: учитель организует, направляет и руководит процессом обучения технологии, а ученик должен учиться, выполнять все требования учителя.

Основная роль учителя технологии в современных условиях - это воспитание личности учащихся, формирование их потребностно–мотивационной сферы, воспитание их способностей, нравственных идеалов и убеждений. Обучение знаниям, умениям и навыкам по технологии является составной частью этого воспитания и тем процессом, в котором это воспитание осуществляется.

Возрастные психологические особенности ученика как объекта обучения технологии.

О том, что надо учитывать возрастные особенности учащихся, говорится всюду, но не всегда указывается, что это означает, какие особенности надо учитывать и как их надо учитывать. Между тем, надо иметь в виду, что возрастные особенности - это не нечто неизменное и вечное, что присуще ученикам определённого возраста. Сами эти особенности довольно резко меняются со временем. Рассмотрим некоторые психологические особенности современного ученика, имея в виду лишь те его особенности, которые важно учитывать в процессе обучения технологии.

Подростковый возраст - это весьма сложный, таящий в себе опасность кризисных явлений, период в жизни ученика. В этот период организм ребёнка претерпевает кардинальные изменения. Развёртывается процесс полового созревания. С этим процессом связано возникновение у подростка физического ощущения собственной взрослости. У него возникает представление о себе уже не как о ребёнке, он стремится быть и считаться взрослым. Отсюда у подростка возникает новая жизненная позиция по отношению к себе, к окружающим людям, к миру. Он становится социально активным, восприимчивым к усвоению норм ценностей и способов поведения, которые существуют среди взрослых.

Поэтому период подросткового возраста характерен тем, что здесь начинается формирование морально–нравственных и социальных установок личности ученика, намечается общая направленность этой личности.

Подросток стремится к активному общению со своими сверстниками, и через это общение он активно познаёт самого себя, овладевает своим поведением, ориентируясь на образцы и идеалы, почерпнутые из книг, кинофильмов, телевидения.

Подросток становится менее зависимым от взрослых ещё и потому, что у него возникают такие потребности, которые он должен удовлетворить только сам (потребность в общении со сверстниками, в дружбе, в любви). Родители и вообще взрослые при всём их желании не могут решить проблемы, встающие перед подростками в связи с возникновением у них новых потребностей, между тем как удовлетворение всех основных потребностей младших школьников зависит в основном от родителей. Всё это зачастую болезненно сказывается на отношении учащихся к учению. Вот как характеризует это известный психолог Н.С. Лейтес: «Дети 12–13 лет в подавляющем большинстве своём относятся к учению в основном благодушно: не утруждают себя излишними раздумьями, выполняют только уроки в пределах заданного, часто находят поводы для развлечения… Ослабление связи с учителем, снижение его влияния особенно дают о себе знать в недостатках поведения учеников на уроках. Теперь учащихся не только иногда позволяют себе игнорировать получаемые замечания, но могут и активно им противостоять. В средних классах можно столкнуться с изобретательными шалостями и проявлением самого легкомысленного поведения».

Общая картина работы учащихся–подростков на уроках по сравнению с младшими классами ухудшается. Ранее примерные и аккуратные ученики позволяют себе не выполнять задания. У многих учащихся меняется подчерк, он становится неразборчивым и небрежным. Попытки учителя заинтересовать учеников занимательностью формы изложения или какими–либо другими способами зачастую не приносят ожидаемого результата.

В то же время эти же подростки весьма охотно участвуют в работе различных кружков, где, казалось бы, наиболее трудные подростки охотно выполняют все указания взрослого руководителя кружка, с интересом и усердием овладевают теоретическими знаниями, нужными для выполнения практических работ.

В эти годы особую значимость для учеников приобретает ценностно–ориентационная деятельность. Ученик пытается произвести глубокую самооценку своей личности, своих способностей. Растёт и развивается рефлексия, познавательный интерес к философским проблемам, юноша пытается выяснить смысл жизни; оценить наблюдаемые явления с этой точки зрения.

Особо следует отметить стремление учеников старшего школьного возраста к автономии, к эмоциональной и ценностной самостоятельности, к независимости, к самоуважению, между тем как для подростков характерна зависимость от группы своих сверстников. Подросток весьма податлив влиянию сверстников. Учителю всё это надо иметь в виду и учитывать в своей работе.

Мотивация процесса учения.

Выше мы установили, что ученик в процессе обучения технологии из объекта этого обучения постепенно становится его субъектом. Что это значит? В чём выражается различие между объектом и субъектом обучения? Ведь в том и в другом случае ученик как–то учится, приобретает знания, умения, навыки.

Действительно, и когда ученик является лишь объектом обучения технологии, и когда он становится субъектом этого процесса, он выполняет задания учителя, решает задачи, повторяет изученный материал и т.д., т.е. он учится. Все различия между учением ученика в роли объекта и его же учением в роли субъекта состоят в том, ради чего он это делает.

Человек, ученик есть деятельное существо. Он всегда что–то делает, участвует в какой–то деятельности. Но ученик участвует во многих различных деятельностях, совершает разные действия. Для того чтобы ученик эффективно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определённые. Встаёт вопрос: почему ученик совершает именно эти действия, а не другие, что побуждает совершать эти действия, что направляет и регулирует его деятельность в процессе обучения? Иными словами, что мотивирует - побуждает и направляет - деятельность ученика.

Только разобравшись в этом, мы сможем понять, в чём различия между объектом и субъектом процесса обучения. Кроме того, в этом надо разобраться ещё и потому, а может быть главным образом потому, что учитель должен научиться управлять деятельностью учащихся в процессе обучения, а для этого он должен формировать у них нужную мотивацию.

Поэтому учитель должен вызвать у учащихся такое желание, а это значит, что он должен формировать у них соответствующую мотивацию.

Что такое мотивация, как она формируется у человека? Под мотивацией понимают обычно совокупность побуждений к деятельности.

Однако когда деятельность уже началась, то она имеет определённую цель. Цель - это то, чего сознательно хочет достигнуть человек в результате этой деятельности. Но между целью деятельности и её побуждениями не всегда существует полное соответствие. Когда оно имеется, то говорят, что эта деятельность имеет смысл; в противном случае, когда цель деятельности и вызвавшие эту деятельность побуждения не соответствуют друг другу, то говорят, что деятельность не имеет смысла, лишена для данного человека смысла.

Итак, ученик всегда является объектом деятельности в процессе обучения, а субъектом этой деятельности он становится тогда, когда сознательно принимает объективные цели деятельности за свои личные цели. Очевидно, что в последнем случае обучение является наиболее эффективном, только в этом случае учитель может легко и с удовольствием полностью осуществить цели и задачи обучения.

Учителю необходимо стремиться к тому, чтобы каждый ученик становился субъектом деятельности в процессе обучения. А для этого нужно, чтобы все стороны учебно–воспитательного процесса, его содержание, организация и методы содействовали такому становлению, были прямо направлены на воспитание ученика - субъекта своей деятельности.

Исторический обзор по теме: «Художественная резьба по дереву».

Деревянные узоры на русских избах как застывшая прекрасная музыка, как песня о любви к родному дому, к отчему краю. Деревянной резьбой украшали карнизы фронтонов, слуховые окна, фризовые доски, наличники и ставни окон, крыльцо, ворота, калитки. Она стала неизменной спутницей архитектуры крестьянского и городского жилища. И сейчас отчётливо видно пристрастие наших предков к украшению своего дома деревянным кружевом. Оно делало его ценным памятником архитектуры, в котором сочетались простота форм, естественность с разнообразием приёмов выполнения различных видов резьбы. И если на севере России художественно-конструктивное решение деревянного убранства отличалось лаконизмом и суровостью, то в Поволжье полёт фантазии художников не сдерживался ничем. Здесь смело, и раскованно использовали весь многовековой опыт народного художественного творчества, заимствования у оригинальной архитектуры. Русский Север и Поволжье - это заповедники резьбы по дереву, музей и мастерская, где любой может полюбоваться и научиться у мастера старинному почётному ремеслу - резьбе по дереву.

Истоки русского народного искусства уходят в далёкое прошлое, обнаруживая, явные языческие корни. В вещественных памятниках древности (и на постройках) есть схематические рисунки, не являющиеся изображениями предметов среды обитания человека. Они часто выглядят как орнамент, но это символы с глубоким смыслом: в дописьменную эпоху ими фиксировались важные знания, понятия, представления о мире.

Славянское язычество заключалось в прославлении жизненных сил природы, плодородия земли, прежде всего.

С годами и веками символический смысл кружков, треугольников, крестов был забыт, и они превратились в орнамент, который передавался из поколения в поколение, освещённый традицией. Можно попытаться и сегодня проникнуть в прошлое, разгадать первоначальный смысл орнамента деревянного узора домов, попытаться стать ближе к предкам. В современном крестьянском искусстве архаические элементы как элементы декора практически утратили заклинательный смысл. Но орнамент мало изменился за века, по-прежнему: зооморфный, антропоморфный, геометрический и растительный.

Резьба по дереву - одна из наиболее распространённых и доступных форм и видов народного орнамента.

Домовая резьба началась, вероятно, с заметки: зарубки топором или условного знака хозяина дома. Со временем эти знаки усложняются структурой своих рядов, фигур, мест, где они размещались на доме. Некоторые заметки-зарубки с самого начала были оберегами-символами надежды на благополучие и охрану домашнего очага от бед и невзгод.

Русское крестьянское жилище сочетало в себе практичность и необыкновенную красоту. Различные архитектурные детали несли определённое утилитарное значение и в то же время играли декоративную роль, выполняя обереговую функцию. Так, например, необходимость закрыть щели, неизбежно возникающие между бревенчатой стеной дома и рамой окна, вызвало появление наличников, которые украшают дом и являются своеобразной границей его с внешним миром. Наличники - это и украшение дома, и его оберег.

Среди элементов народной культуры деревянные резные украшения отличаются огромным многообразием по технике исполнения, сюжетами и композиционным расположением на доме. Русская архитектурная резьба условно делится на: скульптурную; плоскую; рельефную резьбу Поволжья; пропильную.

Скульптурная резьба свойственна северным губерниям: Архангельской, Вологодской, Псковской, Пермской. Концы выступающих брёвен и слег обрабатывались так, что приобретали очертания животных, птиц и прочих фигур. Скульптурная резьба декорировала двускатные кровли русских изб с охлупнем, которому придавали форму конской головы, оленьей с ветвистыми рогами, гуся, лебедя. Двускатные кровли часто имели такую протяжённость, что одного охлупня было недостаточно. На крыши укрепляли два бревна корневищами в противоположные стороны, и каждое получало скульптурную обработку. Один конь глядел на улицу, другой - в лес! Скульптура завершала композицию фасада избы идеально. Коньки плыли над землёй в далёком небе на фоне изменчивых облаков. Древность происхождения мотива парного конька и вообще коня, как оберега, подтверждается археологическими находками. Со временем представления о символическом значении коня слабели и превращались в элемент декора. Конь - охлупень как важный конструктивный и художественный элемент кровли сохраняется и в наши дни. Дань традиции и хорошему вкусу. Водоспуски дома украшались скульптурными изображениями звериных рогов, змееобразных голов и т.д. В Ярославской, Костромской и Нижегородской губерниях не менее распространены изображения птицы - гуся, лебедя, утки. Они символизировали доброе начало. Особенно часты их изображения в наличниках окон. Образы утки, петуха-павлина, курочки - оберег от дурного глаза всех живущих в доме.

Плоская резьба - группа самых распространённых видов резьбы по дереву в 19 веке. У неё много названий и разновидностей: городчатая, долблёная, выемчатая, трёхгранно- выемчатая. В плоской резьбе ритмический геометрический узор часто сочетается со сквозной прорезью, создавая настоящее деревянное кружево! Часто в рисунке повторяется изображение круга с расходящимися от центра лучами, напоминающий диск солнца. Этот мотив мы можем наблюдать в украшении балконов, галерей, крылец, наличников. Сюжеты плоской резьбы 18-19 в.в. учёные связывают с древнейшими языческими верованиями славян и их магическими заклинаниями. Круги, розетки, звёзды, кресты, колёса, ромбы, квадраты служили в древности символами огня и солнца, были сильнейшими оберегами.

Рельефная резьба Поволжья в 19 веке особенно широко применялась в декоре жилищ Верхнего и Среднего Поволжья. Корабельная (барочная), глухая, долотная - это ещё распространённые названия рельефной резьбы Поволжья. Как выразительно точны эти названия! Этот вид резьбы отличается высоким рельефом, узоры преимущественно растительного орнамента. Мужское население Поволжья издавна занималось строительством речных судов - ладей, стругов. Корма богато украшалась резьбой по дереву. Постепенно многие резчики, украшавшие суда, стали применять свои навыки при постройке домов односельчан, получали заказы от горожан. Поэтому не удивительно, что многие мотивы корабельной резьбы постепенно переходили на фасады домов.

Корабельная резьба распространилась во всём Волго-окском междуречье. Коломенский деревянный дворец царя Алексея Михайловича, который строился в 1667-1668 гг., называли "восьмым чудом света". При его украшении резчики по дереву превзошли самих себя. Они украсили кровли, подзоры, крыльца, галереи, переходы, наличники окон тончайшей корабельной резьбой. Жаль, что дворец теперь живёт только в рисунках и наших воспоминаниях о прошлом. На всех этапах развития корабельной резьбы в Поволжье фризовые (лобовые) доски оставались самой важной деталью убранства дома, хотя талант резчика в полной мере раскрывался при исполнении всего комплекса декора жилища. Украшая резьбой наличники, ставни, подзоры народные умельцы использовали различные мотивы родной природы, но и не пренебрегали образами мифических, сказочных существ: русалками, птицами-сиренами с женским лицом и роскошным хвостом павлина, львами с ветвью в лапах. Сирены - полуженщины-полурыбы - мифические существа в резьбе встречаются не только у русских, но и у мордвы. В чувашских сёлах можно встретить даже изображения человеческих фигур. И всё это острым топором и долотом!

К началу 20 века широкое распространение получил самый простой по изготовлению, не требующий современных инструментов, вид резьбы по дереву - сквозная (пропильная) резьба, которая выполняется с помощью пил различной конфигурации по нанесённому по доске рисунку. При определённой сноровке за неделю можно было выполнить декор дома. При сквозной резьбе рисунок (орнамент) стал главным определяющим элементом всей работы, как у мастериц известных на весь мир вологодских кружев.

Виды резьбы по дереву.

Много веков существует резьба по дереву, появляются новые направления, виды и подвиды резьбы, но единой классификации видов резьбы нет. Мы обобщили классические и новые виды резьбы.

Особое место в классификации видов резьбы занимает домовая резьба. В ней практически концентрируются все виды и подвиды резьбы.

Домовая резьба

Истоки возникновения резьбы по дереву прослеживаются с древнейших времён. С развитием Русского государства развивается и искусство резьбы по дереву. Резьбой украшали дворцы, храмы церквей, иконы, дома, деревянные постройки, предметы интерьера, мебель, предметы быта, музыкальные инструменты, игрушки, сувениры, обереги.

Правление Петра 1 оказалось благоприятным для развития резьбы по дереву в России. При Петре 1 кораблестроение получило наибольшее развитие, благо древесина в те далекие времена являлась основным материалом для создания русского флота. Носовые части кораблей украшали фигурами - изображениями зверей и птиц - дракона, слона, головы льва или коня. Эти изображения символизировали мощь, силу и храбрость мореплавателей.

Искусно вырезанная носовая фигура - это не только достойное украшение корабля, но и, как считалось, символ удачи мореплавателей. Такая резьба получила название корабельной или барочной.

«Сойдя на берег» резьба по дереву нашла широкое применение в деревянном зодчестве, изготовлении деревянной утвари, в отделке жилища и различных украшений.

Наибольшее развитие домовая (корабельная) резьба получила в конце 19 - начале 20 века.

При этом резьба не была однотипной, она выполнялась в различной технике - что делало декор украшаемых изделий образней, богаче и живописней.

Пропильная резьба

Во второй половине 20 века в деревянных постройках на селе и в городе большое распространение получила пропильная резьба, выполненная при помощи тонкой пилке для лобзика.

Из всего разнообразия видов резьбы - она самая распространённая и доступная.

Пропильная резьба имеет несколько подвидов: сквозная, накладная, ажурная. Во всех подвидах выпиливают или удаляют фон.

Плосковыемочная резьба и её подвиды

Самой распространённой, доступной, не требующей специальных помещений и больших материальных затрат является плосковыемочная резьба и её подвиды.

Контурная резьба

Само название говорит о том, что в этой технике резьбы выполняется контур, контурный рисунок. Контурная резьба служит для выполнения не строгих геометрических фигур, а свободных узоров, которые как бы рисуются на заготовке режущим инструментом. При этом могут применяться различные линии: прямые, кривые – произвольной кривизны, волнистые, спиралевидные и т.д. (рис.6).

Геометрическая резьба.

Геометрическая резьба – основной подвид плосковыемочной резьбы, в основе которой лежат две составляющие – плоскость и выемка, сделанная на ней. Геометрической она называется потому, что в основе её лежат всевозможные геометрические элементы – треугольники, многоугольники, окружности, ромбы, квадраты, овалы. Комбинируя простейшие геометрические фигуры, можно получить удивительный узор, где каждый элемент, каждый штрих точно нарисован.

Из геометрических фигур формируются сложные элементы резьбы: лесенки, витейки, бусины, змейки, сияния, сколыши, разнообразные сочетания которых друг с другом создают мотивы геометрической резьбы,а комбинация мотивов образует геометрический орнамент.

Скобчатая резьба.

В основе скобчатой резьбы лежит скобчатая выемка или скобчатая порезка, по форме напоминающая ноготок. Поэтому скобчатую резьбу часто называют ноготковой. Скобчатая резьба является разновидностью плосковыемочной резьбы и в сочетании с другими видами резьбы применяется при украшении шкатулок, разделочных досок, декоративных панно, хозяйственных лопаточек.

Морщинистая резьба.

Морщинистая резьба применяется для отделки и украшения элементов плосковыемочной резьбы. Особенностью этой резьбы является украшение поверхности изделия выполненного мотива морщинками-лучами. Каждый лучик представляет собой остроугольный желобок, получивший начало от центровой точки. От центра желобок плавно переходит в расширенную морщинку, достигающую наибольшей ширины и глубины внешнего конца луча.

Есть путь в бессмертие для деревянной резьбы: сохранить мастерство, опыт, приёмы резьбы. Научить молодых резать по дереву. В сёлах и городах. Ведь строят же из дерева, из брёвен дома. Это в традициях русских - строить из дерева, резать кружева по дереву, украшать свои дома резными наличниками, крылечками. Народное творчество - это истинная ценность. Резьба по дереву - его неотъемлемая часть. Русские не должны забыть, как резать по дереву. Создавать красоту своими руками - в крови нашего народа-умельца.

Учебная программа дополнительного образования

«Художественная обработка древесины»

Пояснительная записка

В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное творчество органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.

Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой стране мира. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства и эмоции, манеру поведения и общения. Значит, и декоративно-прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие человека – через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность.

Резьба по дереву - это изображение, рисунок или узор, выполнение на деревянных изделиях. Резьба по дереву является одним из видов монументально-декоративного искусства и применяется для отделки и украшения интерьеров общественных зданий и архитектурных сооружений. Резьбу используют также для украшения предметов декоративно-прикладного искусства: мебели, музыкальных инструментов, оружия.

Резные работы по дереву - национальный вид искусства у многих народов России. Издавна русский крестьянин, справив избу и закончив полевые работы, в бесконечные осенние и зимние вечера принимался за художества - резьбу по дереву.

На изучение резьбы по дереву в школьных программах на уроках технологии включен лишь ознакомительный раздел. Программа «Художественная обработка древесины» ориентирована не только на расширение уровня грамотности учащихся в области декоративно-прикладного творчества, развитие эстетического вкуса, но и на создание произведений, отражающих творческую индивидуальность, духовный мир детей и подростков.

Особенностью данной программы является сочетание традиционной техники резьбы по дереву с современными видами графического изображения, используемыми в качестве активизации индивидуальной творческой деятельности учащихся.

Дополнительная образовательная программа "Художественная обработка древесины”, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами резьбы по дереву. Обучение данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Новизна данной программы заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; в программе рассмотрены все элементы резьбы по дереву, начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках.

Цель программы: научить изготовлению плоскостных изделий из древесины с использованием техник прорезной, геометрической, плоскорельефной резьбы.

I. Познавательные.

Образовательные:

Формировать пространственное представление, художественно – образное восприятие действительности; Научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта; Освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины; Изучить технологию работы лобзиком; Научить работать различными инструментами, приспособлениями;

плетение», «петельное плетение».

Воспитательные:

Прививать любовь к народным традициям, к истории родного края; Пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым, современным направлениям народного творчества; Развивать терпение, настойчивость, трудолюбие; Сформировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе. Умение экономично относиться к используемым материалам.

Развивающие:

Развивать художественно – творческие способности учащихся; Развить способности работы с инструментом, объемное видение предметов, развить руки, как важнейшее средство общения человека с окружающим миром; Развивать фантазию, память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности;

II. Методические:

Использование на занятиях ИКТ применение презентаций на занятиях: История развития резьбы по дереву; Виды резьбы по дереву; Техника безопасности при резьбе по дереву. Инструменты (резец по дереву) и принадлежности (заготовки).

III. Организационные:

Приобретение необходимых инструментов и материалов для занятий с помощью родителей.

Результаты обучения

Учащиеся должны знать:

Принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности; Основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок); Физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов; Способы разметки по шаблону и чертежу; Принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов; Иметь понятие о конструировании и моделировании; Способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование; Основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности; Основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;

Учащиеся научатся:

Рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила техники безопасности; Уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки; Определять породу и пороки древесины по её внешнему виду; Производить разметку заготовки по шаблону и чертежу; Выполнять простейшие столярные операции; Производить отделку столярных изделий с учётом дизайна; Самостоятельно разрабатывать композиции для выпиливания, вырезания резьбы и выполнять их; Экономно расходовать материалы; Изготовлять:

Кухонные доски, подставки,

Объёмные корзинки, полочки,

Фоторамки,

Стенды.

Учащиеся получат возможность научиться:

Навыки работы с древесиной. Умение самостоятельно различать породу древесины. Умение самостоятельно разбираться и составлять чертежи изделий.

Система оценивания

По результатам обучения учащиеся получают зачет. Условия получения зачета.

Требование к зачету:

Изготовление образца (кухонная доска). Контроль теоретических знаний в виде ответов на вопросы в письменной форме. Содержательная часть.

Учебно-тематический план

Тема 1. Основные сведения о древесине и её свойствах

Знакомство с природной текстурой древесины (срез в трёх направлениях). Значение расположения и характера расположения волокон древесины при создании резьбы. Свойства хвойных и лиственных пород древесины по твёрдости. Недостатки древесины. Влажность и сушка.

Тема 2. Инструменты для резьбы по дереву. Рабочее место резчика по дереву и его оборудование.

Подготовка рабочего места резчика в зависимости от характера выполняемых работ. Про инструменты подробнее Демонстрация инструментов для резьбы по дереву, Правила безопасного пользования инструментами. Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.

Тема 3. Художественные и технические приёмы геометрической резьбы по дереву.

Виды художественных изделий из дерева, украшенных геометрической резьбой. Демонстрация образцов народного искусства. Приемы резьбы.

Практическая работа: Начальные приёмы геометрической резьбы. Приёмы резьбы параллельных линий вдоль волокон. Приёмы резьбы «сетки». Приёмы резьбы «шашек».

Тема 4. Создание несложных композиций узоров геометрической резьбы

Понятие о композиции (ритм, симметрия, выявление центра) в резьбе наличников окон, в украшении бытовой утвари.

Про композицию в геометрической резьбе

Практическая работа: Создание эскизов геометрических узоров для оформления кухонной доски. Перевод узоров геометрического орнамента на поверхность изделий из дерева при помощи копировальной бумаги, карандаша.

Тема 5. Выполнение узоров геометрической резьбы на изделиях из дерева.

Создание геометрического орнамента для выполнения композиции.

Практическая работа: Выполнение творческой работы в технике геометрической резьбы орнаментальных композиций на кухонной доске.

Контрольная работа:2 формы теория и практика

Методическая часть.

Курс рассчитан для учащихся 5-11 классов, срок изучения -36 часов, по 1 часу в неделю.

Формы организации учебных занятий:

Фронтальная: используется при объяснении теоретического материала.

Индивидуальная. Используется учениками при выполнении практических заданий.

Методы и приёмы обучения:

Словесный. Используется при объяснении учащимся нового материала.

Наглядный. Используется педагогом при показе и объяснении на примере готовых изделий и схем.

Практический. Используется при выполнении изделий и закреплении полученных знаний.

Формы проведения учебных занятий:

Практическая работа. Используется детьми при выполнении изделий из древесины. Предназначена для углублённого изучения курса.

Лекция. Используется для направления на первичное овладение знаний о техниках резьбы по дереву.

Беседа. Используется для выявления уровня знаний по курсу «Художественная обработка древесины».

Инструктаж. Используется при объяснении техники безопасности.

Материально-техническое обеспечение дисциплины: Учебный кабинет с партами (20шт), проектор (1шт), экран для проектора (1шт). Раздаточный материал с графическим пояснением теоретических сведений: чертежи, схемы (кухонной доски). - Презентации

Дерево традиционно являлось материалом, который использовался для наружной и внутренней отделки жилых помещений. И сегодня ажурная резьба по дереву, фотографии рисунки и эскизы которой можно встретить в красочных искусствоведческих изданиях и в Интернете, поражают воображение своей красотой и изяществом.

Люди, которые любят изготавливать декор собственными руками, способны освоить мастерство художественной резки. Древесина позволяет создавать жанровые картины и декоративные композиции, которыми можно украсить собственный дом и дарить знакомым. Любимое мастерство в руках ценителя красоты природного материла может стать основной профессией. Спрос на деревянные резные изделия сегодня высок как никогда.

Инструменты для работы

Для того чтобы начать работу потребуется подобрать специальные инструменты и изучить особенности технологии. В этом деле есть свои нюансы, которые позволяют сильнее раскрыть красоты древесины в орнаменте.

Также нужно запастись подходящими заготовками и эскизами, которые будут повторяться на дереве в виде узоров, кружев, композиций или жанровых сценок.

Для своей работы резчик использует большой набор инструментов:

  1. ножи;
  2. лобзики;
  3. надфили;
  4. стамески;
  5. электродрель;
  6. сверла;
  7. бруски;
  8. долота;
  9. ложкорезы;
  10. фрезеровальную машину;
  11. бормашину.

Совет новичку:п ри выборе инструментов для работы необходимо ориентироваться на качество и прочность таких изделий. На первых этапах можно обойтись небольшим количеством приспособлений.

Для новичка предназначен специальный набор инструментов. Его хватит для освоения азов художественной обработки деревянный заготовок.

Еще потребуется сырье из определенных пород. От этого будет зависеть качество исполнения изделия. Есть твердые и мягкие сорта деревьев. Каждый вид имеет свои плюсы и минусы, в каждом конкретном случае выбирается специфическая технология обработки.

К мягким породам относятся:

  1. липа;
  2. береза,
  3. осина
  4. сосна;
  5. можжевельник.

Мягкий материал легче поддается обработке, но его проще испортить одним неверным движением ножа или стамески. Другое дело – твердые породы древесины. К ним относятся:

  1. красное дерево;
  2. самшит.

Твердое сырье стоят дорого, но и изделия из него получаются красивые, долговечные и востребованные. С дорогими породами работают опытные мастера, которые знают как нужно обрабатывать твердую поверхность так, чтобы не сломать инструмент или не получить травму. Поэтому новичкам стоит начать с более дешевого и более податливого обработке материала.

Для выбора сырья необходимо учитывать не только твердость, но и цвет дерева. Для начинающих резчиков идеальным вариантом для творчества станет береза. Она может резаться в разных направлениях, хорошо поддается сверлению и прорезыванию. При выборе эскиза изделия необходимо учитывать, что со временем светлая древесина березы может потемнеть.

Для изделий с большим количеством прорезей подходят хвойные породы. Мягкий материал сосны, ели, кедра позволяет наносить крупные рисунки и создавать замысловатый орнамент. Новички могут начинать с хвойных пород, а также с липы, березы и осины.

Начинающий резчик должен осваивать азы мастерства с простых орнаментов. Для первой работы понадобиться небольшой набор инструментов. Сначала можно обойтись лобзиком, шилом и ножом.

Прежде чем приступить к резке, следует организовать свое рабочее место с хорошим освещением. Подобрав подходящую заготовку с ровной поверхностью и без сучков, необходимо перевести выбранный рисунок на поверхность заготовки. Для этого можно использовать кальку. Когда трафарет будет переведен, его покрывают сверху лаком, чтобы во время работы он не пропал и не испортился.

Новичку потребуются ножи, стамески, шило. Для сквозных прорезей лучше использовать лобзик или ручную фрезеровальную машину, это позволит сохранить время и силы.

Резчик должен освоить все техники, которые он потом будет использовать в своей работе над изделием. С помощью разнообразных способов декоративной обработки древесины можно создавать художественные шедевры.

Художественные темы и сферы использования

Резчик использует в работе различные эскизы, с которых он снимает изображение и переносит его на поверхность заготовки. Сегодня для этого не обязательно использовать изображение, выполненное от руки карандашом. Современные технические достижения позволяет применять фотографии и отсканированные цифровые изображения, которые можно взять в Интернете.

Эскиз орнамента

Образцы для художественной обработки древесины отличаются декоративным и тематическим разнообразием. В Интернете на сайтах, посвященных этому прикладному ремеслу, представлен большой выбор тем для резки. Деревянным узорочьем украшают фасадную часть деревянного дома. Такой декор отлично будет смотреться на дверях и на стенах. Художественная резка используется для производства и отделки мебели и посуды.

Большой популярностью у покупателей пользуется кухонная утварь и интерьерные деревянные изделия, украшенные замысловатым ажуром. В каждом конкретном случае мастер выбирает материал, создает эскиз будущего изделия и приступает к работе.

Рисунки бывают разнообразные по своей тематике. Используются геометрические растительные мотивы. Часто деревянную поверхность украшают жанровыми сценками, на которых изображены животные, люди и деревья. Дерево очень пластичный материал, и в руках опытного резчика оно превращается в настоящее художественное полотно.

Для каждого вида художественной резки применяется особенная технология обработки поверхности. Используя разные техники, мастер создает объемной полотно, на котором можно заметить самые мельчайшие детали изображения.

Разнообразие приемов

Для художественной обработки древесины используются различные технологии. В каждом конкретном случае выбор метода определяет само изделие, его назначение и сорт древесины, из которого его будут изготавливать. За время существования этого прикладного вида искусства выделилось несколько резки:

  1. плоскорельефная;
  2. рельефная;
  3. выемочная, или геометрическая;
  4. прорезная;
  5. контурная;
  6. объемная.

Узор может быть сквозным, плоским, рельефным, объемным, мелким и крупным. Выбор отделки напрямую зависит от размера и функционального назначения деревянного изделия. Для крупных вещей, таких как декоративная резная отделка для фасадов домов, используется крупный рисунок. Для интерьерных вещей и для мебели мастера наносят на изделие мелкие узоры, которые тщательно прорабатываются.

Плосковыемчатый узор

Такое изображение отличается небольшим рельефом. Изображение имеет форму силуэта, и все детали располагаются в одной плоскости. Для выполнения может использоваться заоваленный контур, подушечный и подобранный фон узора.

Как подвиды этой технологии выделяют:

  1. контурную,
  2. скобчатую
  3. геометрическую (трехгранную).

Для выполнения контурной техники используются углубленные линии, идущие по основному фону.

Скобчатая технология использует для создания отделки специальные насечки в виде скоб. При использовании геометрической резьбе мастер наносит контур при помощи трехгранных пирамид и колышков. Многократно повторенный в разных вариантах вид резки позволяет создавать разнообразные рельефные декоры, которые немного заглублены в общий фон. Для такой техники характерны многочисленные композиции из геометрических фигур в виде ромбов, треугольников, сот, витейек и т.п.

Ажурная или сквозная техника

При создании ажурных изображений применяется полное удаление древесины из центра изделия. Такой рисунок не имеет фона. Технологию резьбы этого типа называют сквозной. Она может быть простой и ажурной. При ажурном исполнении декор делают разной высоты.