Русское деревянное зодчество Гладков С.А. Мирсановская СОШ

Cлайд 1

Зодчество Зодчество - это отрасль строительного искусства, занимающаяся художественной отделкой и возведением зданий в соответствии с законами красоты.

Cлайд 2

ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ В ЛАДОГЕ. Георгиевская церковь – один из самых известных храмов до монгольского периода. Храм кубический в объеме, массивный в основании, с тремя полукруглыми апсидами. Шлемовидный купол увенчивает световой барабан с восьмью окнами. Высота церкви 15 метров. Фасады с полукружиями закомар и щелевидными окнами (по четыре на северной и южной стенах) расчленены лопатками в строгом соответствии с внутренним устройством храма. Арочный поясок барабана украшают зубцы фигурного кирпича. Существует вполне правдоподобная легенда о пребывании на хорах двадцатилетнего князя Александра Ярославича перед битвой на Неве в 1240 году. «Ладожская невеста» - так называют церковь Георгия ладожане за ее удивительно светлый, стройный вид.

Cлайд 3

ЦЕРКОВЬ СПАСА НА НЕРЕДИЦЕ ПОД НОВГОРОДОМ. История Построена за один сезон около 1198 года при новгородском князе Ярославе Владимировиче. Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный. Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и наиболее значительных живописных ансамблей России. На Городище вокруг церкви существовал Спасо-Нередицкий, или Спас на Городище мужской монастырь (приписанный к Юрьеву монастырю). В период Великой Отечественной войны церковь находилась в районе активных боевых действий, и на протяжении 1941-1943 годов непрерывно обстреливалась артиллерией. В результате от церкви сохранилась только восточная часть: апсиды и небольшие куски северной и южной стены. Практически все росписи были утрачены. Церковь восстановлена в 1956-1958 годах. В 2001 году Новгородская архитектурно-археологическая экспедиция провела раскопки внутри храма. Среди прочих многочисленных находок, за изъятой подсыпкой под пол были обнаружены участки первоначальной живописи 1199 года.

Cлайд 4

Cлайд 5

УСПЕНСКИЙ СОБОР ВО ВЛАДИМИРЕ. От первоначальных фресок Успенского собора до наших дней сохранились только фрагменты. Вновь собор был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Чёрным (1408). От росписи сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма. Рядом с собором в 1810 году была сооружена стройная колокольня. Колокольня представляет собой четырёхъярусное сооружение, имеющее в основании четыре угловых столба, с арочными проёмами (ныне заложены), и завершающееся высоким золоченым шпилем.

Cлайд 6

Боголюбово - бывшая резиденция князя Андрея Боголюбского (правил с 1157 по 1174). Боголюбово было основано в 1158 по распоряжению князя Андрея в это месте, так как Нерль связывала бассейн Оки с бассейном верхней Волги. Основание Боголюбова связывалось духовенством с легендой о явлении Богоматери князю Андрею: когда князь Андрей вез икону Божией Матери из Владимира в Ростов, в 10 км до Владимира лошади встали, и никакими способами не получалось заставить их идти дальше. На этом месте и заночевали. В ту ночь и произошло явление Божией Матери, а на этом самом месте был основан монастырь. Боголюбово - бывшая резиденция князя Андрея Боголюбского

Cлайд 7

Cлайд 8

Cлайд 9

ДМИТРОВСКИЙ СОБОР ВО ВЛАДИМИРЕ. Дми триевский собор города Владимира (Дмитровский) - придворный храм, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе. Построен в 1194-1197 гг.; по летописным данным, обнаруженным в 1990-е годы.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Деревянное зодчество Старшая группа Составила воспитатель Чирухина Галина Владимировна 2015 год Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №56 комбинированного вида Колпинского района города Санкт – Петербурга

Русское деревянное зодчество. На большей территории Древней Руси именно из дерева, как из наиболее доступного строительного материала, были выработаны многие архитектурные формы еще до появления каменных построек. Леса покрывали большую часть земель Киевской Руси и все земли Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского, Тверского и Московского княжеств. Это и предопределило главенствующую роль дерева как строительного материала, легко обрабатываемого и доступного самым широким слоям населения Руси. Памятники деревянного зодчества - весьма хрупкая часть историко-культурного наследия. Расцвет их приходится на XVII-XVIII вв. и их можно, вероятно, отнести к своеобразному «русскому барокко». Десятки музеев деревянного зодчества возникли на территории Российской Федерации. Эволюция деревянных построек великолепно прослеживается в крупных музеях деревянного зодчества под открытым небом, прежде всего в Кижах и Малых Корелах, где представлены десятки разнообразных сооружений. В лесной зоне Европейской территории России осталось множество заброшенных храмов, часовен, колоколен, да и за Уралом, в Сибири, сохранились уникальные объекты деревянного зодчества. Долгое время трудности пути закрывали к ним доступ, позволяя им медленно стареть и дряхлеть.

Эволюция деревянных построек великолепно прослеживается в крупных музеях деревянного зодчества под открытым небом, прежде всего в Кижах и Малых Корелах, где представлены десятки разнообразных сооружений. Древняя Русь, хотя и имела немало городов, но основа ее была деревня. Именно в ней сформировались строительно-архитектурные особенности деревянного зодчества, начиная от архитектурно-планировочных решений и до выбора стандартов - модулей при сооружении разных видов построек.

Что такое изба? Слово «изба» произошло от древнего « ызба », « истьба », « изъба », « истобка », « истопка » (эти синонимы употребляются в древнерусских летописях с самых древнейших времён). Изначально так называлась отапливаемая часть дома с печью. В XI – XII вв. изба состояла из двух помещений: жилой комнаты и сеней. В XVI – XVII вв. – преимущественно из трёх: «изба да клеть да меж ими сени». Жилище крестьянина Древней Руси отличалось разумным устройством, а утварь была простой и скромной. Ничего лишнего, ненужного. Всё было приспособлено для труда и отдыха. Места добрые и недобрые. Выбор деревьев для строительства. «Без Троицы дом не строится». С древних времён человек строил себе жилище. Пройдя путь от пещеры до дворца, люди старались создать безопасное пространство.

Зачем людям дом? Кров – это главная материальная потребность человека. Маленький кусочек пространства, ограждающий его от огромного непредсказуемого мира, должен защищать от дождя и снега, согревать и давать душевный покой хозяину дома. Крыша дома связывалась в народных представлениях с небом, клеть (прямоугольный сруб с окнами, дверью, полом) – с землёй, а подклеть (погреб) – с подземным миром. Крестьянский дом становился словно маленькой Вселенной, символизируя связь человека с космосом

Как вы думаете, из какого материала строились крестьянские избы? - Почему русские люди выбирали лес основным строительным материалом? Дерево – постоянный спутник русского человека. Дерево давало кров над головой, тепло в печи, из него делали посуду, мебель. Оно сопровождало человека от колыбели до могилы. Мягкий, ароматный, тёплый материал прекрасно поддавался обработке. Эти его свойства дали начало замечательному ремеслу – резьбе по дереву. Резьба по дереву возникла ещё с древнейших времён. Древние славяне считали дерево посредником между человеком и солнцем. Оно было символом благополучия и счастья, долголетия и здоровья. Люди изображали зверей, птиц, солнце, луну и поклонялись им, считая, что вырезанные фигурки приносят в дом счастье, отгоняют всякую нечисть и оберегают хозяев от несчастий. Каждый мастер выполнял то или иное изделие из древесины, старался сделать его красивым, показав природную красоту дерева и усилив её. Человек обустраивал свой дом, наполнял образами не только для украшения, а для того чтобы привлечь силы добра и света и защититься от злых духов. На крыше дома обязательно должен быть конь – охлупень.

Вспомните, что символизировал образ коня? Конь часто был символом солнца, движущегося по небу. Крестьянская изба - это одно из тех явлений, которое с первого взгляда кажется обыденным, мимо нее обычно проходят не замечая. А при ближайшем рассмотрении она оказывается чудом, которым без конца можно любоваться, восторгаться, удивляться делу рук русских умельцев. Различные символы солнца в виде розеток и полурозеток украшали доски – полотенца и причелины. Конёк и солнечные знаки на полотенце символизировали полуденное солнце в зените. Левый конец причелины – утреннее, восходящее, а правое – вечернее, заходящее. В украшении фронтона, «лица» дома, использовались ромбы, точки-отверстия, узорчатые орнаменты, символизирующие землю и дождь. В богатом убранстве причелин можно увидеть зигзаги, различные выступы. Их дополняют небольшие отверстия. Похожие на капли.

Какой смысл они несут? Наши предки-земледельцы знали цену пролившейся на землю с небес живительной влаги. Они считали, что дождь берётся из каких-то небесных запасов воды, находящихся выше солнца и луны. Нарядные орнаментальные ряды на причелинах и есть образное выражение небесной воды, то есть «хляби небесные». Особым местом дома считались окна – «глаза» дома, его связь с внешним миром. Особенно нарядны фронтон и наличники окон. Поверхность фронтона словно разрослась причудливыми травами, цветущими кустами. На лобовой доске, которая идёт по верху бревенчатого сруба, стелются ветви растений, обитают фантастические существа: полулюди-полурыбы, волшебные птицы, добродушные львы. Такую резьбу называли глухой, долблённой, а ещё корабельной. Дом смотрел на мир окнами-очами. Через передние окна в избу входил свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизни с внешним миром, и потому так торжественно наряден был декор окон. Разнообразию оформления изб нет конца. Но помимо эстетических функций, в старые времена все эти кружочки, ломанные линии, точки символизировали молитву, охраняли от злых сил, были "оберегами". Одним из важных элементов украшения избы были наличники.

Вслушайтесь в это слово: " наличник" – "находящийся на лице ". Фасад дома - это его лицо, обращенное к внешнему миру. Лицо должно быть умытым и красивым. Именно наличники делают каждый дом не похожим на своих соседей. В них многое перекликается с узорами кружев и вышивок. Орнамент - язык тысячелетий, поэтому выбор узоров избы не случаен. Наличники с пышным навершьем выглядели как драгоценная оправа. Наличники окон оформлялись особенно пышно. По тому же принципу устройства мира нижнюю часть украшали фантастические существа – русалки, львы-собаки, полурыбы, олицетворяющие подземный и водный мир. Эти изображения причудливо переплетались и перерастали в растительный узор – символы земли, выше – в диковинных птиц и образы солнца.

Внимательно рассмотри изображения животных и птиц, которыми украшалась верхняя часть наличников. Образы животных порой едва угадываются: настолько обобщённо, декоративно они решены. Резные узорчатые доски наличников оберегали, их переносили со старых разрушившихся домов на новые, а создавая новые детали украшений, следовали традиционным образам и формам. Так сохранились народные традиции. Такие наличники, требующие огромного труда и любви к своему дому и семье, могли быть изготовлены только настоящими мастерами. Их берегли как семейную реликвию и переносили из старого дома в новый, благодаря чему до нашего времени сохранились шедевры деревянного зодчества. В узорном убранстве изб можно увидеть символические образы солнца, птиц, растений, животных, фантастических существ, которые олицетворяли сферу, землю и водную стихию. Всё, чего касалась рука талантливого народного мастера, приобретало праздничную нарядность. Можно себе представить, как преображался крестьянский дом в солнечный день. Свет создавал волшебную игру светотени, оживлял поверхность тенями, превращая островки рукотворной красоты в настоящую драгоценность.


Слайд 2

В качестве строительного материала дерево использовалось с давних времен. Деревянная архитектура на Руси воплотила в себе удачное сочетание пользы и красоты. Многие строительные и художественные приемы, которые полностью отвечали условиям быта и культуры народа, вырабатывались русскими зодчими в течение тысячелетий.

Слайд 3

Деревянное зодчество Древней Руси зародилось в северных районах страны. Именно там находились богатейшие хвойные и лиственные леса. На берегах Печоры, Онеги, Северной Двины до сих пор сохранились уникальные памятники Древней Руси. Династии русских зодчих тысячелетиями оттачивали свое мастерство, бережно хранили профессиональные хитрости и передавали их своим сыновьям.

Слайд 4

Северный край, издавна славившийся своими лесами, вырастил на своей земле талантливейших зодчих, произведениями которых мы имеем возможность любоваться до сих пор. Дерево для постройки рубили не всякое. Заранее выбирали сосну, которая отвечала всем требованиям мастеров, и делали на стволе затесы – узкими полосами снимали кору, оставляя полосы для сохранения сокодвижения. После этого дерево оставляли в покое лет на пять. За это время она активно выделяла смолу, которая обильно пропитывала ствол. Лишь после этого, холодной осенью, ее рубили. Позже рубить старые мастера не советовали – гнить начнет. Осину и другие лиственные деревья заготавливали весной, во время сокодвижения. В это время со ствола легко снималась кора, а бревно, высушенное на солнце, становилось крепким, как кость.

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Деревянное зодчество Древней Руси уникально еще и тем, что, как правило, единственным орудием мастера был топор. Несмотря на то что пилы уже были известны с десятого века, их применяли только в столярном деле. Считалось, что пила рвет древесные волокна и оставляет их открытыми для воды. Более того, старались не использовать гвозди – вокруг них дерево начинает быстрее портиться. В случае необходимости применяли деревянные костыли.

Слайд 9

Слайд 10

Основой деревянной постройки на Руси являлся сруб – скрепленные в четырехугольник выдержанные бревна. Ряд бревен уважительно называли «венцом». Самый нижний венец часто устанавливали на каменное основание – ряж, изготовленный из мощных валунов. Таким образом, дом становился теплее и меньше гнил. Зодчество Древней Руси отличалось от европейского тем, что не существовало различий в строительстве дома и храма. Самой древней и простой формой была «клетская». Таким образом, строились храмы и часовни. Это три сруба, которые соединены между собой и расположены с запада на восток. Деревянное зодчество Древней Руси начинает стремительно развиваться в пятнадцатом веке, когда появляются первые деревянные колокольни. Самые древние звонницы были построены на Новгородских и Псковских землях.

Слайд 11

Посмотреть все слайды

МОУ «СОШ с. Синенькие»

Деревянное зодчество Руси

Учитель истории

Ильиных Александр Сергеевич


ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

КАК СТРОИТЕЛЬ ДЕРЕВО ВЫБИРАЛ

СРУБ ДЕРЕВЯННЫЙ

КАК КРЫШУ УСТРАИВАЛИ

ДЕРЕВЯННАЯ ИЗБА

ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО

ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПОСТРОЙКИ

ХОРОМЫ И ДВОРЦЫ

ОХОТНИЧЬИ ИЗБУШКИ И ЛАБАЗЫ

МЕЛЬНИЦЫ

МОСТЫ

КРЕПОСТНОЕ ЗОДЧЕСТВО

СЕЛО

ПОГОСТ

КРЕПОСТИ-ГОРОДА

МОНАСТЫРСКИЕ ПОДВОРЬЯ

ЦЕРКОВНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

ЧАСОВНИ

КЛЕТСКИЕ ХРАМЫ

ХРАМЫ ШАТРОВЫЕ

ЦЕРКВИ ЯРУСНЫЕ

КУБОВАТЫЕ ХРАМЫ

МНОГОГЛАВЫЕ ХРАМЫ

КОЛОКОЛЬНИ ИЗВОННИЦЫ

НЕБО

ДЕТСКИЕ РИСУНКИ


Именно в деревянной архитектуре

русские зодчие выработали

разумное сочетание красоты и пользы

К АК СТРОИТЕЛЬ ДЕРЕВО ВЫБИРАЛ

Дерево – его толщина – стала естественной единицей измерения всех размеров постройки, своеобразным модулем.

Загодя высматривали сосну и делали топором затесы – снимали кору на стволе узкими полосами сверху вниз. Затем на пять лет оставляли сосну стоять. Она густо выделяла смолу, пропитывала ею ствол и только потом по стылой осени рубили сосну.


С РУБ ДЕРЕВЯННЫЙ

Основу деревянной постройки составлял «сруб» - это скрепленные между собой в четырехугольник бревна. Каждый ряд бревен почтительно называли « венцом». По типу скрепления бревен между собой различались и виды срубов. Бревна скрепляли «в лапу» или «в обло».

Миниатюра из летописи ХVI века


К АК КРЫШУ УСТРАИВАЛИ

Кровлю устраивали безгвоздевую. Для этого завершения двух торцевых стен делали из уменьшающихся обрубков бревен. На них ступеньками клали длинные продольные жерди – «слеги» . Самым же дорогим покрытием считался «тес» (доски).

Схема устройства кровли:

1 - желоб 2 - охлупень 3 - стамик 4 - слега 5 - огниво 6 - князевая слега (" кнес") 7 - повальная слега 8 - самец 9 - повал 10 - причелина 11 - курица 12 - пропуск 13 - бык 14 - гнет


ДЕРЕВЯННАЯ ИЗБА

Изба была трехчастной: отапливаемая жилая и холодная (летняя) горницы разделялись сенями, к которым вел всход-крыльцо. Малосостоятельные люди ставили поземные избицы, зажиточные - хоромы на подклетах с мшенниками и повалушами над сенями.

А.Архипов «Деревня»


Дом Яковлева из д. Клещейла в музее "Кижи".

Изба Шпикарева из д.Частово

Существовало три типа организации комплекса построек, составлявших двор. Единый большой двухэтажный дом на несколько родственных семей под одной крышей назывался "кошель”. Если хозяйственные помещения пристраивались сбоку и весь дом приобретал вид буквы "Г", то его называли "глаголь" . Если же хозяйственные пристройки подстраивались с торца основного сруба и весь комплекс вытягивался в линию, то говорили, что это "брус" .

Малые Корелы


Горницы освещались центральным "красным" и двумя симметрично расположенными волоковыми окнами. Красные окна прорубались в 3 - 5 бревнах и закрывались слюдяными оконницами, волоковые - лишь в двух соседних бревнах и прикрывались скользящими в пазах досками (заставнями).

Избицы топились "по-черному". Дым очагов из горницы после протопки выпускался через притолочное отверстие под кровлю, а далее - через деревянный дымник. В 17 в. в избах ставились обычно кирпичные печи с гончарными дымоходами, в жилых горницах печи нередко обкладывались изразцами.

Оконная решетка курной избы д.Горка


Особого внимания заслуживает декоративное убранство деревянных построек. «Лицом» избы служило крыльцо-всход, поэтому его столбы-опоры украшались порезками, завершались усложненными в формах кровлями. Также резьбой украшались концы кровельного теса, столбы-опоры, конструктивные элементы кровли, причелины и полотенца. Применение резных наличников – явление сравнительно позднее. Сочетание резьбы и поверхности бревенчатых стен придавало зданию живописный облик.

Жилой дом в Каргополье


ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО

Русская изба была либо "четырехстенкой" /простая клеть/, либо "пятистенкой" /клеть, перегороженная внутри стеной - "перерубом" /. При строительстве избы к основному объему клети пристраивались подсобные помещения / "крыльцо", "сени", "двор", "мост" между избой и двором и т.д./. В русских землях, не избалованных теплом, весь комплекс построек старались собрать вместе, прижать друг к другу.


ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПОСТРОЙКИ

Наличие таких хозяйственных построек, как амбар, житница, сарай, баня, погреб, хлев, гумно, мшанник и др. зависело от уровня развития хозяйства. В понятие “крестьянский двор” включались не только строения, но и участок земли, на котором они располагались, включая огород, гуменник и т.п.


Шедевром деревянного хоромного зодчества был дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. В нем насчитывали 270 комнат и 3000 окон и оконцев. И снаружи, и изнутри дворец богато украсили резьбой и рисунками. Резными работами здесь руководил монах Арсений - крупный мастер, только что закончивший убранство Нового Иерусалима под Москвой. С собой с берегов Истры он привел и свою артель резчиков. А живописными работами руководил известный иконописец Симон Ушаков.

ХОРОМЫ И ДВОРЦЫ

Деревянные хоромы и дворцы, принадлежа "лучшим" людям, должны были средствами архитектуры передать значимость и богатство их владельцев. А так как значимой частью здания было его завершение, то особо старались зодчие о разнообразии верхов. До наших дней не дошло ни одного образца таких хором. Остались лишь описания .


ОХОТНИЧЬИ ИЗБУШКИ И ЛАБАЗЫ

Отголоском самой глубокой древности до сих пор стоят в северных лесах "охотничьи лабазы". Это маленькие срубики, поставленные на один или два столба /часто просто на срубленный ствол дерева/. Такие лабазы до сих пор служат охотникам для сохранения продуктов и добычи. Однако считается, что первоначально их применяли для захоронения /сравните лабаз с образом "избушки на курьих ножках" /.

Лабаз на р. Кате Иркутской обл.

Этнографический музей Торум-Маа

Деревня Полмак


МЕЛЬНИЦЫ

Очень интересными сооружениями были деревянные ветряные мельницы. В основном они были двух типов: столбовки и шатровки.

Более древние и традиционные столбовки названы так потому, что все здание мельницы поворачивается к ветру вокруг столба-опоры. У шатровок вращается только верхняя часть, где установлен вал с крыльями.

Витославлицы.

Мельница из д. Ладощино

Ветрянная мельница на Большом Климецком острове 1598 год

Малые Корелы.

Мельница из д.Азаполье

Ветрянная мельница из д . Волкоостров в музе е «Кижи»


Эти сооружения поражают сочетанием конструктивной логики и красоты. Деревянные мосты опирались на ряжи – срубы (режи-клетки), заполненные внутри валунами. Известны многопролетные мосты длиной свыше 120 метров. На некоторых северных реках подобные мосты функционируют до сих пор. Подобные мосты были не только конструктивно надежными инженерными сооружениями, но и художественно выразительными. Устои, постоянно находящиеся в воде, рубились из долго не гнивших дуба, вяза и ольхи, бревна дополнительно просмаливались и с концов оковывались железными обручами.

МОСТЫ

Мост через реку Кену Архангельской области

Мост в Измайловском

Один из мостов на реке Кене


СЕЛО

Села строились чаще всего на берегах рек, озер. И потому избы в них ставились в один ряд - лицами на улицу, а дворами к реке. "На задах" села "стайкой" стояли амбары, а около самой воды бани (чтобы воду далеко не таскать). Строились мельницы.

Дополнялся такой

cельский ансамбль резными срубами колодцев, богатыми крыльцами изб, прихотливыми изгородями,да одинокими обетными крестами у дороги,

обещанными богу за победу

или исцеление, либо

поставленными в местах,

где кто-то внезапно помер

без покаяния.

Водяная мельница в музее близ Торжка

Крест на острове Соловецкий


ПОГОСТ

Погостом же в разные времена называли разное. Это и отдельно стоящая на церковной земле церковь с домами священника и притча, с кладбищем; это и само кладбище с церковью; это и сельский приход в несколько деревень. А на Севере так называли и заезжий постоялый двор, и селение лопарей. Но ранее всего, еще на Древней Руси - "жилое подворье князя и его свиты во время сбора налогов".

Ограда погоста

Б.Щербаков «Кижи. Утро»

А.Васнецов «Троице-Сергиева лавра»


КРЕПОСТИ-ГОРОДА

Деревянные укрепления возводили на земляных валах, высота которых достигала 16 метров. Чтобы валы не разрушались, их укрепляли деревянным каркасом. Затем строили соединенную каркасом стену. Поначалу это был тын, который состоял из врытых вплотную друг к другу мощных заостренных бревен. Позднее стали строить стену из стоящих рядом деревянных срубов. Стены рубились городнями (отдельными срубами) или тарасами (двумя параллельными стенами с перерубами), завершались боевыми ходами с навесными бойницами и внешней стенкой (заборалом), крытой двухскатной кровлей.

А.Васнецов «Основание Москвы Юрием Долгоруким»

А.Васнецов «Кремль при Иване Калите»

А.Васнецов «У стен деревянного города»


Пространство внутри срубов заполняли землей и камнями или использовали для складов. Иногда здесь устраивали жилье для служилых людей. В стене прорубали маленькие окна–бойницы. С внутренней стороны делали некий «балкон», и получался еще один ярус для обстрела врага. Наверху устраивался помост – «боевой ход». Он выступал над стеной так, чтобы удобнее было обстреливать подступившего вплотную к стене врага и лить на нападающих горячую смолу. Для защиты от стрел и копий над боевым ходом делали навес.

Так как срубы – звенья крепостной стены – назывались «городни», то и огороженное поселение стало называться «городом». "Срубить город" означало обнести место стеной. А артели, занимавшиеся строительством стен, назывались "градниками" или "огородниками" (отсюда "горожанин", "гражданин").

Остатки якутского острога в начале ХХ века

А.Васнецов «Строительство деревянных стен Кремля ХII век»


Часто башня имела каменное основание с мощными тесовыми воротами. К ним вел перекинутый через глубокий ров деревянный мостик. Который при приближении врага поднимался. Башня завершалась островерхой деревянной крышей – шатром. Ее венчал тонкой роботы металлический ажурный флажок – прапорец, или флюгер.

Первые башни - сторожевые, дозорные - стояли внутри крепостей. Потом их начали ставить у въезда в город, так как ворота – самое уязвимое место крепости. Позднее башни появились на углах и других участках стен. На верхнем этаже башен располагались помещения для отдыха часовых. Нижние использовались под склады или для жилья. Иногда в башнях устраивали часовни.


МОНАСТЫРСКИЕ ПОДВОРЬЯ

Монастыри на Руси появились вместе с христианством. Уже в XI - XII веках их было около семидесяти. К концу XIV века монастыри начинают отрываться от городов и строиться в лесах и пустынях. Вообще же к концу XVII века на Руси было известно более восьмисот монастырей. Укрепления монастырей сооружались также как укрепления городов. Строители-монахи своими силами возводили монастырские постройки. И каждый монастырь, "если смотреть на него издали, представляется чем-то вроде маленького города".

Храмовый комплекс села Чекуево.

Фрагмент иконы Александра Ошевенского второй половины XVII в. Иконописные изображения являются единственным известным свидетельством об архитектуре деревянных монастырских построек.


ЧАСОВНИ

Часовни сохранились до наших дней в достаточно большом количестве. В основном это постройки XVIII и XIX веков. Часовни отличаются от церквей меньшими размерами, несколько упрощенной архитектурой, отсутствием алтарного прируба.

Наибольшее распространение имели клетские часовни. Простейшие из них представляют собой небольшой сруб, покрытый на два ската с крестом или главкой на коньке. Такой объем мог быть дополнен сенями и галереей. Часовни с шатровыми завершениями строились сравнительно реже, и сохранилось их мало.

Деревянная часовня г. Великий Новгород

Витославлицы.Часовня д.Малышево

Витославлицы.Часовняиз д.Кашира


ХРАМЫ КЛЕТСКИЕ

И дом, и храм строили одинаково – и то, и другое – дом (человека и Бога).

Клетские церкви состоят из основного прямоугольного объема, к которому с востока примыкает меньший по размерам алтарь. С запада могли быть притвор в виде симметричного алтарю прируба или трапезная, размерами часто превышавшая основное помещение. Живописным и довольно редким было покрытие клетских церквей в виде бочки.

Успенская церковь из д. Никулино. Новгородчина

Воскрешения Лазаря. Карелия


ХРАМЫ ШАТРОВЫЕ

Шатровая форма покрытия в русском деревянном зодчестве очень древняя. Ц еркви с шатровыми завершениями могли иметь различные формы планов. Один из древнейших типов в основе своей имел восьмиугольный сруб (восьмерик) с двумя или четырьмя симметричными прирубами . Центрическая композиция с четырьмя прирубами называлась "о двадцати стенах".

Известно несколько шатровых храмов, которые в основании имели сруб в форме равноконечного креста. С начала XVII века широкое распространение получили шатровые храмы типа восьмерик на четверике. В середине XVII века в результате церковных реформ шатровые храмы были объявлены неканоничными, и строительство их было официально запрещено.

Рождественский храм.

Каргополь.

Выпуклый шатер

Успенская церковь из Александро-Куштского монастыря


ЦЕРКВИ ЯРУСНЫЕ

Основные объемы ярусных церквей состоят из нескольких поставленных друг на друга убывающих по высоте срубов, которые могли быть квадратными, восьмиугольными или крещатыми в плане. Количество ярусов колеблется от двух до четырех. Из этих различий складываются несколько вариантов объемно-пространственных решений.

Храм Рождества Иоанна Предтечи.Ширков погост.Тверская область

Тихвинская церковь. XVIII век. Торжок. Тверская область

Преображенская церковь из с. Козлятьево Кольчугинского района (1756 г.) Суздаль


КУБОВАТЫЕ ХРАМЫ

Церкви с кубоватым завершением строились во второй половине XVII и XVIII веках. Распространение их ограничивается бассейном реки Онеги и Поморским берегом Белого моря.

Основанием таких церквей служит высокий четверик. Кубоватый верх представляет собой квадратный в плане объем, по силуэту напоминающий крупную луковицу с одной или чаще пятью главами. Эта форма не так величественна и лаконична, как шатер, но пластична и нарядна.

Владимирская церковь в селе Подпорожье Архангельская обл.

Вознесенская церковь. Малые Корелы

Ильинская Водлозерская пустынь


МНОГОГЛАВЫЕ ХРАМЫ

Кижи

Так была ли деревянная новгородская София или нет? На вопрос «была ли?» скорее можно ответить положительно. Вряд ли разные новгородские летописи будут повторять это известие как легенду, правда в несколько измененном виде, место тоже указано, хотя и не совсем точно.

Стремление к нарядности и усложнению форм нашло блестящее выражение в многоглавых храмах Прионежья начала XVIII века. Самые выдающиеся образцы прионежских многоглавых церквей построены на восьмигранном с четырьмя прирубами основании


КОЛОКОЛЬНИ И ЗВОННИЦЫ

Как отдельно стоящие сооружения, колокольни в русском деревянном зодчестве явление относительно позднее. Появление подобных построек относится к XV-XVI векам. Это связано с массовым распространением колоколов. Для наборов колоколов возле храмов и в монастырях рубились четвериком или восьмериком от основания высотные шатровые колокольни. Прообразом колоколен, вероятно, были отдельно стоящие сторожевые башни - вежи.

Колокольня 1793 г. в с.Турчасово. Структура основания повторяет тип шатровой церкви, устройство высокого четверика, связано с использованием кокошников.


Небо» – так называется деревянный расписной потолок в деревянных храмах Русского Севера.

«Небеса» появляются в деревянных храмах Севера в XVII веке. «Небо» – деревянная конструкция потолочного перекрытия, имеющая плоскую форму или форму пологой усеченной пирамиды. Она несет две функции – конструктивную (дополнительный каркас жесткости внутри храма), и декоративную (сюжетная роспись внутреннего храмового завершения). От центрального кольца радиально расходятся балки-тябла – это каркас «неба». Грани-сегменты заполнялись гладкими досками и покрывались росписью. В часовнях количество граней потолка было разным: 8, 12, 14, 15, 16.

НЕБО

Схема конструкции взята из книги В.Орфинский. В мире сказочной реальности. "Карелия" 1972

Издревле главными строительными материалами для русских зодчих были дерево и глина, благо что и того и другого было в избытке. Глиняные кирпичи, по свидетельству историков, получили на Руси распространение начиная с середины X века, а дерево в качестве основного строительного материала использовалось с незапамятных времен. Именно деревянная архитектура стала основой особенного стиля русского средневекового зодчества, которое подразумевает оптимальное сочетание красоты и функциональности построек... Главным, и часто единственным, орудием строителя долгие века оставался топор. Дело в том, что пила при работе рвет древесные волокна, оставляя их открытыми для воды. Топор же, сминая волокна, как бы запечатывает торцы бревен. Недаром, до сих пор говорят: «срубить избу». Поэтому пилы применялись исключительно в столярном деле.


Если обратиться к истории русского деревянного зодчества, то самым большим и уникальным заповедником народного творчества является Русский Север. В Архангельской губернии сохранившихся деревянных построек больше, чем где бы то ни было в России. Осмотреть все эти памятники физически невозможно, поэтому в свое время часть из них была перенесена в один из самых знаменитых архитектурных музеев России в деревушке Малые Корелы, что находится неподалеку от Архангельска. В Малых Корелах воссозданы несколько жилых комплексов различных районов Каргопольско- Онежского, Мезенского, Пинежского и Северо-Двинского, при этом все строения группируются по «географическому» признаку, как бы создавая в комплексе уменьшенную модель всего русского Севера.


Еще один непревзойденный по красоте архитектурный ансамбль расположен неподалеку от деревни Кижи. По концентрации объектов наследия Кижский историко - культурный и природный комплекс является уникальной исторической территорией, не знающей себе равных на Европейском Севере России. Вместе с архитектурными памятниками, сохранившимися в неизменном виде с момента строительства или вывезенными из других районов и воссозданных на территории заповедника, кижское музейное собрание иллюстрирует основные аспекты традиционной культуры коренных народов Карелии: карелов, вепсов, русских.


Прекрасный материал для изучения основных направлений средневекового деревянного зодчества дает Кострома. Город возник в Среднем Поволжье, то есть в местности исключительно богатой лесами, что и определило характер застройки. Надо сказать, что каменное строительство до самого конца XVII века в Костроме было явлением крайне редким даже дома богатейших дворян и купцов и дом матери царя Михаила Романова Марфы, были деревянными. Восстановить образ древних деревянных храмов Костромы можно по памятникам архитектуры, сохранившимся в музее деревянного зодчества и на территории Костромской области. Исключительно богат архитектурными памятниками старинный русский город Суздаль. Живописно и равномерно расположенные по всей территории города, они образуют редкий по красоте и целостности архитектурный ансамбль. Стиль, избранный древними зодчими, придает очарование древнему городу, чья история исчисляется почти тысячелетиями. Вашему вниманию предлагается уникальный альбом фотографий, объединяющий воедино красоту и неповторимость ансамблей русского деревянного зодчества Малых Корел и Кижей, Суздаля и Костромы. Мы надеемся, что альбом подарит немало приятных впечатлений, и что Вы по достоинству оцените мастерство и инженерную смелость древних зодчих.


Поначалу этот музей возник на небольшой безлесном и почти пустынном острове Кижи на Онежском озере. А когда-то здесь было обширное поселение, именуемое в новгородских писцовых книгах "Спасский Кижский погост". Кижский - от названия острова, а Спасский - от названия церкви на погосте острова.











Старинное кижское строение уже в течение трех веков стоит на берегу Онежского озера (бревна часовни срублены в 1702 г). Как и раньше, часовня служит ориентиром для рыбаков. Ее небольшой силуэт придает островной деревне особое обаяние простоты, надежности и гармонии.


На побережье Белого моря тип кубоватого храма был широко распространен. Кубом называют сложную форму покрытия, напоминающую четырехгранную луковицу. Отличительная особенность архитектурного облика северных кубоватых церквей - их красота, изящество и гармония.



Это традиционное заонежское строение. история его создания во многом не ясна. До 1882 г. включительно в документах Кижского прихода часовня не упоминается. Возможно в конце 19 в. ее перевезли из другого места, дополнив обшивкой тесом и кровельным железом. Восстановлена в гг.