Исправление фотографий снятых в контровом свете. Обработка фото: Цветокоррекция с помощью "кривых" в Adobe Photoshop

Прежде чем начать знакомство с цветокоррекцией, стоит уточнить, что тема эта очень обширная. Чтобы заниматься цветокоррекцией на должном уровне, лучше пройти специальные курсы, где вас обучат основам цветовой гармонии, научат правильно сочетать цвета и пользоваться существующими методами и способами цветокоррекции. И желательно получить сертификат. В век цифровых технологий обработка фото - весьма прибыльное занятие. А самым выгодным вложением средств во все времена было и остаётся образование.

Мы рассмотрим базовый универсальный способ цветокоррекции.

Перед тем как сделать цветокоррекцию в Photoshop, нужно понять, что это такое и с какой целью применяется.

Цветокоррекция - это изменение цветов, тонов и насыщенности изображения, применяется либо для улучшения картинки, либо в качестве творческого приёма. К первому случаю можно отнести необходимость получить более реалистичные цвета или сделать фото светлее. Ведь при определённых настройках фототехники цвета могут передаваться искажённо, не так, как мы их видим в реальной жизни. Сюда же относится коррекция фото для поднятия насыщенности цветов, ради большей привлекательности снимка. Во втором случае цветокоррекцию подскажет вам собственная фантазия. Это может быть винтажная цветокоррекция, фантастические цвета пейзажей и тому подобное.

Коррекция цвета в Photoshop осуществляется на корректирующих слоях. Если цветокоррекцию применять к слою с изображением, то изменения изображения будут необратимы. Корректирующие слои работают как фильтры. Все эффекты корректирующего слоя будут видны на изображении под этим слоем. Также корректирующий слой позволит внести изменения в конечный результат, если это окажется необходимо. Тему слоёв мы обсуждали в предыдущей статье.

Автоматическая цветокоррекция

Самый простой и быстрый способ для новичков - автоматическая цветокоррекция. Откройте изображение в Photoshop, создайте дубликат слоя с изображением (Ctrl+G ). Перейдите на дубликат слоя и нажмите Shift+Ctrl+B . Эта команда Photoshop автоматически регулирует контраст и цвет изображения, самостоятельно определяя тени, средние тона и светлые участки.

Так выглядят снимки до и после автоматической цветокоррекции.

Цветовой тон/Насыщенность

Открываем изображение в Photoshop. На палитре слоёв находим список корректирующих слоёв, нажав пиктограмму полузакрашенного круга.

В списке выбираем «Цветовой тон/Насыщенность»/Hue/Saturation .

В диалоговом окне настроек слоя можно изменять «Оттенок цветов»/Hue , «Яркость»/Lightness (сделать снимок светлее или темнее) и «Насыщенность цветов»/Saturation (делать блеклыми или сочными оттенки).

Изображение можно разбить на цветовые каналы. Настройки позволяют работать со всеми каналами цветов одновременно либо с одним.

При работе с отдельным цветовым каналом, выбирая определённый оттенок, который необходимо изменить, пользуйтесь инструментом «Пипетка» . Нажмите на пиктограмму инструмента, подведите к нужному участку фото и сделайте один клик. Вы увидите ограничители на градиентах. На цветовых градиентах можно ограничить цветовой диапазон, тогда изменения будут происходить только в нём. Передвигая ограничители, вы зададите рабочий диапазон.

Далее, перемещая ползунки цветового тона, насыщенности и яркости, остаётся подобрать настройки соответственно вашей задаче. Придадим данному снимку пурпурный оттенок, чтобы получить более красочный закат. Для этого выберем синий канал. Ограничитель диапазона на градиенте перетаскиваем правее, чтобы захватить диапазон пурпурных оттенков. Ближе к пурпурному смещаем ползунок «Цветовой тон»/Hue , добавляем насыщенность. По завершении закрываем окно настроек.

Вот так получилось.

Еще больше о Photoshop можно узнать на курсе в Fotoshkola.net .

Кривые

Корректирующий слой «Кривые»/Curves имеет больше способностей, чем мы рассмотрим в базовом способе для начинающих.

Открываем изображение, вызываем корректирующий слой «Кривые»/Curves из списка корректирующих слоёв.

Откроется диалоговое окно с настройками. Изначально кривая выглядит прямой. Нас интересует инструмент «Пипетка» . Их три. Первая отвечает за тени, вторая - за средние тона, третья - за светлые.

Теперь берём пипетки по очереди: первой щёлкаем по самому чёрному участку фото, второй - по серому, третьей - по самому белому участку.

С применением каждой пипетки вы увидите изменения. На графике появятся кривые цветовых каналов RGB (красный, зелёный, голубой). По завершении окно кривых можно закрыть.

В итоге получится вот так.

Уровни

Для корректирующего слоя «Уровни»/Levels мы так же рассмотрим лишь базовый способ применения.

Растровое изображение, а в данном случае изображение наших фото, состоит из точек. Точки эти имеют каждая свой цвет. За насыщенность, яркость и свет отвечают точки чёрного, серого и белого в изображении. Корректирующий слой «Уровни»/Levels позволяет изменять уровень значения точки. Уровень 0 - чёрные пикселы, 255 - белые. Уровень 128 - серые. Оставшиеся уровни располагаются в диапазоне между 0 и 255. При перераспределении уровней изменяется тональный диапазон изображения.

Для быстрой цветокоррекции нужно перераспределить уровень средних тонов. Открываем изображение, в списке корректирующих слоёв выбираем «Уровни»/Levels .

В диалоговом окне настроек выбираем среднюю пипетку, которая отвечает за средние тона. На изображении кликаем по участку, где должен быть идеальный серый. Потом закрываем окно настроек. Таким образом подбираются равные значения красного, зелёного и голубого.

В итоге мы получаем уравновешенную насыщенную картинку.

Это раздражает вас?Если вы отвечаете «да» и хотите решить эту проблему, значит, этот урок для вас.

Вообще-то, для того, чтобы избавиться от проблем контрового света, можно пойти двумя путями. Первый – избежать их, второй – исправить.

Избежать проблем с контровым светом можно, делая фото в хороших условиях, на хорошую камеру с правильными настройками, при хорошем освещении и т.д. Все это нужно учесть заранее, до того, как сделать фото. Многие используют для этого рефлектор и вспышку. А также точечный замер экспозиции и увеличение её смещения. Многие просто удаляют неподходящую фотографию (если это, конечно, не силуэтная фотография), не пытаясь исправить ее.

Но в этот раз мы пойдём вторым путём. В этом уроке я поделюсь своим методом исправления контрового света. Я использую Photoshop CS4. Вы можете использовать любую версию.

Итак, как исправить контровый свет?

1. Откройте фотографию.
2. Сделайте копию фото (Ctrl+J).
3. Выберите Изображение > Коррекция > Света/тени (Image > Adjustment > Shadow/Highlight).

Я выставляю следующие свойства (нужно иметь в виду, что их нужно подстраивать под каждое фото):

Результат третьего шага:

Контраст и тон кожи всё ещё не идеален, но все же лучше, чем на оригинальном фото.

4. Увеличьте контраст

Это можно сделать с помощью уровней, кривых, яркости/контраста и так далее. Результат примерно такой (возможно различия не бросаются в глаза, так как здесь я лишь немного увеличил контраст):

5. Корректируем тон кожи

Поменяйте тон кожи, используя кривые, изменяя RGB канал:

Используя маскирование слоев, добейтесь того, чтобы изменение кривых действовало только на лицо.

Мне нравится то, что получилось после 5-го шага, за исключением фона и объекта с другой насыщенностью – фоновые цвета очень тусклые, что мы исправим далее.

6. Корректируем тон окружения

Я использую Цветовой тон/Насыщенность (Hue/Saturation), чтобы исправить эту проблему. Для этого фото я увеличиваю насыщенность до +40. Результат ниже:

Что за ужас? Все потому, что мы забыли добавить маску для коррекции. После создания маски результат уже другой:

7. Настраиваем контраст и баланс белого для того, чтобы перемешать объект и фон

Вот что получилось:

8. Последние штрихи – добавляем резкость и уменьшаем уровень шумов

Окончательный результат:

Сравните до и после:

Надеюсь, после прочтения этого урока, вы научились исправлять контровый свет на фотографиях. Если у вас возникли проблемы на каком-либо этапе – почитайте другие наши уроки по обработке в блоге.



Перед нами невеста на фоне травы и деревьев, тени на фотографии словно провалены, трава выглядит тусклой.


Чтобы исправить это, применим следующие действия.


Идем через меню в (Изображение - Коррекция - Тени/Света).


Щелкнем на квадратике возле Show More Options (Дополнительные параметры), палитра откроет скрытые функции.


Ставим следующие настройки:


Немного отвлечемся от урока и более детально познакомимся с этой палитрой.

Палитра Shadow/Heights (Света/Тени)

Секция Shadows (Тени)

Amount (Количество) – количество света в тенях. Движение регуляторов: больше – меньше.


Total Width (Ширина тонового диапазона) – движение регуляторов изменяет ширину охвата теней.

Чем выше этот параметр, тем более широкие области изображения будут подвергнуты воздействию инструмента.


Radius (Радиус) – эта функция контролирует контрастность теней и плавность их переходов.

Секция Highlight (Света)

Amount (Количество) - функция затемнения светлых участков.


Total Width (Ширина тонового диапазона) - параметр, определяющий диапазон пикселей, подвергающихся воздействию команды.

Следующая секция Adjustments (Цветокоррекция)

Midtone Contrast (Контрастность средних тонов) - Чем больше его значение, тем выше контраст изображения средних оттенков.


Black Clip и White Clip (Усечение теней, Усечение светов) – параметры, которые задают максимальные значения, определяющие насколько темными (или светлыми) должны быть пиксели на изображении.


Увеличение этого параметра будет приводить к снижению динамического диапазона картинки и уменьшению общего количества тоновых переходов. Этот параметр не рекомендуется трогать, лучше оставить значения по умолчанию.

Возвращаемся к уроку

Создадим дубликат слоя.

Поставим верхнему слою режим наложения Soft Light (Мягкий свет). Затем идем в (Фильтр - Размытие - Размытие по Гауссу) и ставим такие настройки:

Делаем еще одну копию слоя и еще раз применим фильтр «Гауссовского » размытия, но уже с такими настройками.

В этом уроке рассмотрим метод исправления фото, снятого против яркого источника света.

Как правило после любой фотосессии на природе появляются фотографии с затемненными лицами на них, обидно - кадр хороший и удалять жалко. Что же можно предпринять? Отвечу - если хоть немного различимы черты лица и цвета, то будем спасать - не всё потеряно. И обратимся за советом к мастерам. Этот метод коррекции таких фотографий позаимствован из мастер-классов Криса Орвига.

Вот пример такого фото до и после исправления:

Ну что же приступим.

Шаг 1.

Как и положено открываем наше изображение в программе Photoshop и делаем копию слоя сочетанием клавиш CTRL+J .

Шаг 2.

Далее применим к слою следующую команду Изображение – Коррекция – Света/Тени (Image – Adjustment – Shadows/Highlights) . Настройки показаны для этого изображения, к вашему фото настройки нужно подобрать самостоятельно - это не сложно:

Изображение естественно осветлилось. Но, осветлилось всё изображение а нас интересует только велосипедист. Здесь применим другой прием.

Шаг 3

Заходим в меню Выделение – Цветовой диапазон (Selection – Color Range)

Выбираем внизу окна параметр Белая подложка . Это позволит сразу видеть, какую часть изображения мы выделяем. Теперь кликаем пипеткой по темным участкам изображения велосипедиста. Если нужно добавить к выделению какой-то диапазон, воспользуемся пипеткой со знаком +. Также не забываем про параметр Разброс (Fuzziness) . Добиваемся выделения фигуры велосипедиста. Если в область выделения попадает что-то лишнее – ничего страшного, в следующем шаге мы это исправим. Применяем команду и получаем выделенную область.

Шаг 4.

Это действие создаст маску слоя только в соответствии с нашим выделением. Эффект проявится естественно, только на фигуре велосипедиста.

Места, попавшие случайно в выделение (трава например) можно закрасить черной кистью на маске слоя.

Шаг 5.

Прдолжаем улучшать наше фото и добавим ему чуть больше контраст и цветности.

Для этого сначала поменяем режим наложения верхнего слоя на Осветление (Screen) . Подрегулируем его непрозрачность.

Шаг 6.

Далее копируем верхний слой, нажав CTRL+J . Режим наложения меняем на Мягкий свет (Soft Light) . И как видим фигура велосипедиста приобрела более глубокий цвет и контраст, с хорошей проработкой светлых и темных областей.

Этой статьей я хочу начать серию заметок о несложных приемах обработки фотографий. Профессиональные фотографы вряд ли почерпнут отсюда много нового, а новичкам и любителям данная информация возможно будет полезна. В каждой статье я планирую разбирать обработку одной-двух фотографий, касаясь исправления наиболее распространенных и тяжелых ошибок новичков. Фотографии, разбираемые в статьях, либо мои, либо были присланы мне для обработки и опубликованы с согласия автора. Для обработки фотографий будут использованы программы Adobe Photoshop (на примере CS 3 Ru ), Adobe Lightroom (на примере 3й версии Eng ) и некоторые другие. Хотя статьи рассчитаны на начинающих и любителей, предполагается, что читатели знакомы с минимальными основами работы в этих программах.

Прежде, чем начать обсуждение, оговоримся заранее: мы не касаемся техники съемки и того, как можно было избежать ошибок на этапе фотографирования - этому посвящено много статей и книг. Но каждый, кто хоть раз брал в руки фотоаппарат, знает - бывает, что интереснейшие по содержанию кадры приходится выбрасывать из-за технического брака. И переснять такие фото иногда просто не представляется возможным. Надеюсь, данная серия статей поможет Вам спасти ценные кадры, снятые с техническими ошибками.

Итак, в данной заметке поговорим о цветокоррекции изображений с помощью инструмента «кривые». Вообще, кривые - пожалуй, один из мощнейших инструментов программ обработки изображений. Умелое использование этого инструмента позволяет поистине творить чудеса, и обходиться без множества плагинов с непонятным и неконтролируемым режимом работы. С другой стороны, инструмент этот довольно сложен, что отпугивает начинающих фотолюбителей от его использования. Попробуем разобраться в основах работы инструмента «кривые» и научиться применять его для наших задач - коррекции цвета и яркости изображений.

1. Основы теории цвета и цветокоррекции

Для того чтобы разобраться с цветокоррекцией, нам надо сначала понять, что же такое цвет в цифровой фотографии, какими параметрами он задается и как эти параметры менять, чтобы получить нужный результат. Разумеется, всем, занимающимся цифровой фотографией, известны буквы RGB . Это - основное цветовое пространство, с которым работает большинство фотоаппаратов и воспроизводящей цифровой техники (есть и другие цветовые пространства, но речь сейчас не об этом). Все цвета в этом пространстве получаются «смешиванием» 3 базовых тонов (их часто называют каналами) - красного (Red ), зеленого (Green ) и синего (Blue ). Записываются значения обычно последовательно, красный-зеленый-синий, например 125-80-245. Яркость каждого тона задается значением от 0 до 255. Это - всем известная истина.

Еще одна истина, менее известная, но тоже важная: при равных значениях всех трех каналов мы получаем нейтрально-серый цвет. 0-0-0 - абсолютно черный, 255-255-255 - абсолютно белый, между ними - все оттенки серого. Как же получаются остальные цвета, кроме трех основных? Понимание этого также является важнейшим для работы с цветами. Наиболее наглядно цветообразование в RGB можно изобразить в виде цветового круга. На нем, помимо трех основных цветов, присутствуют дополнительные (а лучше сказать, противоположные) цвета: CMY - зелено-голубой (Cyan ), пурпурный (Magenta ) и желтый (Yellow ).

Этот простой на вид круг дает важнейшую для осознанной цветокоррекции информацию. Имея 3 основных канала (RGB ), мы можем также управлять дополнительными цветами. Увеличение интенсивности любого из основных каналов (равно как и одновременное ослабление двух оставшихся основных каналов) приводит к усилению основного цвета. Уменьшение интенсивности каждого основного канала (или одновременное усиление двух оставшихся оосновных каналов) ведет к усилению противоположного цвета. То есть, уменьшая синий канал, усиливаем желтые цвета, усиливая зеленый - уменьшаем пурпурные оттенки, уменьшая одновременно красный и зеленый - усиливаем синий и т.д. Если нам надо, скажем, сделать фото более теплым - нам понадобится добавить оранжевого и желтого. С желтым понятно - уменьшаем интенсивность синего канала. А оранжевый = красный+желтый. Значит надо добавить еще интенсивности красному каналу. Постепенно использование этого цветового круга доходит до автоматизма, но пока можно нарисовать что-то вроде шпаргалки. Итак, теория нам более-менее ясна, теперь перейдем к практике.

2. Инструмент «кривые» и полуавтоматическая цветокоррекция по «трем точкам» (простой случай)

Чтобы не углубляться окончательно в теоретические дебри, возьмем фото с заведомо неверным балансом белого: снятое при свете ламп накаливания в режиме фотоаппарата «дневной свет». Результат работы фотоавтоматики виден невооруженным глазом. Предположим, мы не догадались снять в RAW (там проблема баланса белого решается одним кликом), и теперь будем воевать с JPEG ’ом.

Первым делом, давайте разберемся, какие инструменты нам предлагает процедура «кривые», и какие настройки надо сделать, прежде чем приступить к цветокоррекции. Открываем «кривые» (Ctrl -M ), щелкаем «параметры отображения кривой». Мне нравится более частая сетка, но это на любителя. Нажимаем справа кнопку «параметры», ставим отсечение черных и белых цветов по 0.10 %, чтобы при коррекции яркости программа не уходила в глухой пересвет (255-255-255) и глухую тень (0-0-0), ставим галочку «использовать по умолчанию». Остальные настройки можно не трогать. Итак, мы видим окно кривой. По оси Х откладывается исходная яркость, по оси Y - яркость после обработки, от 0 (полная тень) до 255 (полный свет). Фоном показана гистограмма, дающая нам распределение точек на фото по яркости. По диагонали проходит собственно кривая - до обработки она представляет собой прямую линию: исходное = обработанному. В процессе работы мы можем как усиливать интенсивность определенных участков (тянем кривую вверх), так и понижать (кривую вниз). Работать можно как с кривой RGB (серая кривая, регулирует яркость одновременно по всем 3 каналам), так и с кривой каждого канала по отдельности. Ниже окна кривых есть 3 пипеточки. Они служат для задания точек черного, нейтрально-серого и белого цвета на фотографии. В простейших случаях достаточно использования этих пипеточек, коррекцию цвета и яркости умная программа выполнит за Вас.

Попробуем воспользоваться этим приемом: сначала нам нужно понять, где на фото нейтральные точки - это те точки, которые в реальности были серыми. На них не должны падать отражения объектов (например, на нашем фото на краях бутылки серая фольга имеет другой оттенок за счет рефлексов). Кроме того, надо определить самую яркую и самую темную точку. Важно, что эти 2 точки не должны быть в мертвой тени (0-0-0) и мертвом пересвете (255-255-255), т.к. из таких точек программа не получит информации для коррекции. Алгоритм работы следующий: определяем белую точку (тыкаем белой пипеткой), затем черную (соответственно черной пипеткой), а дальше тыкаем серой пипеткой по потенциально серым местам, пока результат нас не устроит. Программа при этом автоматически пересчитывает баланс кривых, что можно видеть в соответствующем окне.

После того, как нас устраивает баланс белого, можно подрегулировать баланс яркостей либо инструментом «уровни», либо коррекцией кривой RGB (по сути те же уровни, но с гораздо большими возможностями). Я немного уменьшил яркость светов и чуть повысил контраст (это делается S -образной кривой RGB ). Вот и все. Процентах в 50 случаев такая простейшая цветокоррекция полностью выручает.

3. Цветокоррекция с использованием эталонных точек

К сожалению, далеко не всегда все так просто, и иногда пипетками не обойтись. Да и в нашем относительно простом случае коррекция пипетками дает не идеальный результат (мне, например, не нравится красноватый оттенок верхней части фото). Вернемся к исходному фото и попробуем второй вариант - ручная цветокоррекция. Здесь мы будем сами двигать кривые до достижения желаемого результата. Но простое движение кривых «на глаз» требует опыта и, хорошо бы, калиброванного монитора, который будет передавать реальный цвет фото. Калибровки мы касаться не будем, это тема других статей, и фотографы, работающие с калиброванными мониторами, обычно уже не задаются вопросом, как делать цветокоррекцию. Нам же остается полагаться на те же «реально серые» точки, т.е. точки, которые при съемке были нейтрально-серыми. Программа Adobe Photoshop позволяет выбрать эталонные точки, по которым мы будем следить за коррекцией. Делается это инструментом «цветовой эталон», разновидностью инструмента «пипетка». В настройках инструмента надо выбрать размер образца среднее 3х3 или 5х5 пкс, чтобы исключить попадание пипеткой в случайный пиксель, который может являться и цветовым шумом. Информация о цветовых эталонах отображается в панели «инфо». Мы можем выбрать до 4 эталонных точек.

Лучше выбирать серые в реальности точки, желательно разной яркости (тени, средние тона, света) и из разных областей фото. В моем случае я выбрал 3 точки и все на бутылке, т.к. особого выбора больше не было:

Информация о точках отражается в панели, и теперь мы ясно видим, что у нас не сбалансированы каналы. Собственно, итогом цветокоррекции станет выравнивание значений в эталонных точках, а заодно и исправление цвета всего изображения. Какой канал взять за основу, к которой мы будем приводить 2 остальных канала? Обычно выбирается канал с наиболее сбалансированной гистограммой, чаще всего это зеленый. Тогда из эталонных точек можно видеть, что нам надо понизить интенсивность красного канала и усилить синий. Что ж, приступим. Начнем с красного. Во-первых, видно, что мы имеем пересвет по красному каналу (гистограмма обрезана справа). Это печально, но не смертельно. И означает это то, что мы спокойно можем двигать точку 255 (самую яркую), чтобы достичь результата. Теперь двигаем кривую так, чтобы для всех эталонных точек достичь значений R =G (примерно, ±2 ед.). Одной точки для этого мало. Точки на кривую можно ставить как непосредственно мышкой, так и «брать» их с фото (Ctrl +щелчок по области фото). Здесь важно, чтобы на кривой не было резких перегибов (если мы не имеем нескольких источников освещения разной цветовой температуры, например лампа накаливания и дневной свет, но это уже гораздо более сложный случай). На цвет картинки не обращаем внимания - работа еще не закончена.

Аналогично поступаем с синим каналом. Здесь гистограмма обрезана слева - недосвет синего канала, и недотягивает до правого края. Значит, скорее всего придется двигать точку 0 (самую темную) и 255. Выровняли эталонные точки, стало лучше, но не идеально - верхняя часть фото явно краснит:

Нужно подкорректировать отдельную область красной кривой, отвечающей за точки этой яркости. Через Ctrl +щелчок ставим точку из проблемной области на кривой. Чтобы не испортить остальные области, ставим блокирующую точку на кривой, и двигаем основную точку до желаемого результата.

После этого остается подкорректировать яркость и контраст изображения (командой «уровни», или коррекцией кривой RGB ), и вуаля! Мы провели ручную цветокоррекцию.

Конечно, с данным изображением можно еще повозиться, но принцип, думаю, ясен. Что важно, коррекция по эталонным точкам практически лишена проблемы с калибровкой мониторов - мы приводим эталонные точки к серому по цифровым значениям каналов, которые не зависят от того, как настроен монитор.

Что же делать в более сложных случаях? Иногда при всем желании не удается с помощью одной кривой адекватно откорректировать фото. А если сцена освещалась несколькими источниками света с разной цветовой температурой, это практически невозможно. Здесь поможет только выделение отдельных областей с помощью лассо с мягкими краями, и раздельная коррекция вышеописанными методами.

Вот так, при наличии некоторой сноровки, можно «победить» практически любой неверный баланс белого. Дело, как Вы убедились, не очень простое, что лишний раз доказывает, что лучше снимать в RAW и с правильно установленными параметрами. Надеюсь, данная статья поможет Вам сделать Ваши фото лучше. Удачи, и отличных снимков!

P .S . В целом в данной статье не сказано ничего сверхнового, это скорее обобщение моего личного опыта по цветокоррекции с помощью «кривых». Буду рад критике и уточняющим замечаниям, которые помогут улучшить статью, а также с удовольствием отвечу на вопросы.

P .P .S . Все права на данную статью принадлежат автору. Любое копирование статьи или ее части без разрешения автора, или без ссылки на данную страницу, запрещено.