Почему я категорически против того, чтобы мои дети изучали «Светскую этику. Этика написания письма

Модуль

Основы светской этики

Урок № 2

Что такое светская этика

Руководитель

К. п.н., доцент кафедры педагогики и психологии ИПК и ППРО ОГПУ

Урок 2 «Что такое светская этика»

Цель: дать представление об этике как о науке, рассматривающей общественные нормы нравственности и морали.

Задачи:

личностные

Формирование учебно-познавательного интереса к вопросам светской этики

метапредметные

Развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;

Развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы в парах

предметные

Познакомить учащихся с основными понятиями этики;

Уточнить смысл понятий «мораль» и «нравственность»;

Создать целостное представление о предмете изучения светской этики

Оборудование к уроку:

Проектор (или интерактивная доска), УМК «Основы религиозных культур и светской этики» (авт. программа):

1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 63 с.

2. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 239 с.

Ход урока:

1. Проверка домашнего задания

Презентации учащихся по итогам выполнения заданий на с.5 учебника.

2. Введение в тему урока

Учитель использует подводящий к теме диалог – систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо обеспечивать безоценочное принятие ошибочных ответов учащихся.

– Что такое «наука»?

– Какие науки вы уже знаете?

– В Древней Греции все науки назывались философией. Кто знает, что означает это слово?

– Давайте попробуем перевести это слово с греческого языка, и узнаем, что оно означает.

«фило» – любовь

«софия» – мудрость

– Так что такое философия?

На доске (или слайде) делается запись:

Философия – любовь к мудрости

– Сегодня мы с вами начнем знакомство с новой для вас наукой – этикой (делается запись на доске), основателем которой был древнегреческий философ Аристотель (IV в. до н. э.) (делается запись на доске). Он считал, что это часть философии. Давайте узнаем, что изучает этика.

Учитель демонстрирует рисунки, на которых изображены добрые (хорошие) и злые (плохие) поступки людей.

Примерный набор иллюстраций:

– Давайте рассмотрим картинки и обсудим изображённые на них ситуации.

– Что заметили общего?

– В чем различие?

– На какие группы можно разделить данные поступки?

(В результате обсуждения дети приходят к выводу, что поступки и отношения между людьми могут быть добрыми (хорошими) и злыми (плохими).

– Так что изучает наука этика?

На доске (или слайде) фиксируется схема:

https://pandia.ru/text/78/398/images/image009_17.gif" alt="Овал: ЗЛО" width="102" height="52">.gif" width="140" height="79">

– Как называется наш предмет? («Основы светской этики»)

–Что нам еще надо узнать, чтобы объяснить, например родителям, что означает название нашего учебного предмета? (Что такое светская этика? )

– Это и будет темой нашего урока (фиксируется на доске).

3. Изучение нового материала

– В ходе урока мы с вами будем заполнять кластер:

– Что мы уже можем заполнить? (Основателем является Аристотель )

– Давайте откроем учебник на с.6 – 7, прочитаем раздел «Это интересно» и рассмотрим иллюстрации. (Вместе с учителем обсуждают фреску Рафаэля )

– Работая в парах, прочтите 2-3-й абзац в учебнике (с.6-7) и заполните в кластере раздел «Основные понятия этики» (После заполнения вместе с учителем обсуждают, что такое «мораль», «привычки», «обычаи», «правила поведения», «нравы», «нравственность» )

– Этика помогает разобраться в том, что такое «нравственность» и как она достигается. Давайте посмотрим высказывания о нравственности известных людей. Что они хотели нам сказать?

На доске (слайде):

Нравственность - это разум сердца. (Г. Гейне)
Нравственность должна лежать в характере. (И. Кант)
Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь. ()

Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра. ()

– В каждом человеке есть положительные черты. Давайте их перечислим.

– А какие отрицательные? Прочитайте параграф до конца и заполните незаполненные ячейки в кластере. (Работа в парах, затем совместное обсуждение заполненного кластера)

Бешенство" href="/text/category/beshenstvo/" rel="bookmark">бешенства .
Я долгое время не мог понять, почему собака укусила меня, Ведь единственное, чего я хотел, это помочь ей, спасти жизнь. Я не собирался причинить ей вред. Что же произошло? Я хотел стать ей другом, вылечить ее, выкупать, оставить у себя и заботиться о ней. Это был первый случай в моей жизни, когда я хотел сделать добро, когда я хотел сделать доброе дело, а меня обидели, и я не понимал почему.
Если кто-то причиняет вред тому, кто плохо к нему относится, это понятно. Но, когда ты хочешь кому-то помочь, а тебе отвечают обидой, это необъяснимо.
Вопросы для обсуждения:

1. Как вы считаете, почему мальчик решил помочь собаке?

2. Почему он расстроился?

3. Почему собака укусила мальчика?

4. Всегда ли человек может получить вознаграждение за добрый поступок?

Вторая часть. Прошло много лет, прежде чем я понял, что собака меня не кусала, меня укусила ее рана, ее страх и боль, теперь я прекрасно понимаю это.
Когда кому-то плохо, он чувствует себя в душе раненным и, получая от кого-то любовь или хорошее отношение, - кусает! Но это не он сжимает зубы при укусе, это его рана. Надо стараться понимать плохое состояние, в котором иногда пребывают люди. Не всегда, когда кто-то на тебя кричит, обвиняет, критикует, оскорбляет, обижает или причиняет вред, он делает это потому, что не любит или ненавидит тебя. Может, он просто ранен, у него рана в душе, или плохо себя чувствует, или что-то нехорошее происходит в его жизни. Не защищайся, не нападай, не критикуй, постарайся понять, принять и помочь. Сейчас я это понимаю.

5. Подведение итогов урока

– Что вы сегодня узнали нового на уроке?

– Как можно коротко ответить на вопрос, который мы поставили в начале урока «Что такое светская этика?»

6. Домашнее задание

Напишите письмо другу (бабушке, брату …) на тему «Я начал изучать светскую этику. Это … »

Дополнительно:

1. Подготовьте сообщение об Аристотеле.

2. Найдите рассказы, сказки, где обсуждаются проблемы нравственности и морали.

По материалам сайта http://*****/diary/velena2/

Первый этап очень важного педагогического начинания по преподаванию в 4-5 классах школ некоторых регионов Российской Федерации комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» близится к завершению.

По официальным данным многие родители выбрали для своих детей-школьников «Основы православной культуры». Но получается так, что большая часть родителей выбрали «Основы светской этики». Но был ли этот выбор, а если был, то был ли он осознанным?

В самом начале апробации комплексного курса, состоящего из шести модулей-предметов, было чётко сформулировано условие: сторонники того, или иного модуля не должны критиковать содержание другого модуля. Однако идеологи так называемой «светской этики» сами же нарушают этот принцип, систематически противопоставляя верующую часть населения атеистам. Они доказывают, что «духовно-нравственная культура не равняется и не является синонимом религиозной культуры» (член-корр. РАО Н.Ф.Виноградова. «Учительская газета» № 44, 1.11.2011 г.), подчеркивают, что религиозное мировоззрение противоречит науке и «может обладать деструк­тивным потенциалом» («Книга для учителя», изд. «Просвещение», 2010. С. 3, 8). А сторонников «Основ православной культуры» при этом постоянно призывают к толерантности. Приход православного священника в школу называют прямым нарушением Конституции («Книга для родителей», изд. «Просвещение», 2010. С.5), как будто мы живём по Конституции РСФСР 1918 г. (23 и 65 статьи этой Конституции, как известно, поражали в правах «монахов и духовных служителей церквей и религиозных культов»). Между тем даже со времен «сталинской» Конституции 1936 года священнослужителей нельзя считать деклассированным элементом, а уж тем более теперь их нельзя считать людьми «второго сорта», которым запрещен вход в светские школы.

Поскольку, к сожалению, продолжается идеологическая война атеистов-секуляристов со сторонниками духовно-нравственного воспитания своих детей на основе традиционного для России культурно-исторического и духовно-нравственного наследия, то необходимо сказать правдивое слово о так называемой «светской этике», предлагаемой, а иногда прямо навязываемой родителям при выборе модуля-предмета комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

В январе 2010 года на XVIII Международных Рождественских Образовательных Чтениях Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл предупредил родителей, что «светская этика» - это предмет по сути своей атеистический: «Многие, не вполне осознавая значение термина «светская этика», склонны полагать, что речь идет о светском этикете, о правилах приличия. Наши сограждане должны знать, что светская этика - это нерелигиозная, то есть атеистическая мораль».

Святейший Патриарх также сказал: «Сегодня всё ещё приходится слышать критику со стороны сторонников агрессивного секуляризма по поводу преподавания «Основ православной культуры». Зачастую делаются необоснованные утверждения о нарушении Конституции, декларирующей светскость Российского государства, что якобы должно исключать всякую возможность преподавания основ религиозной культуры в общеобразовательной школе. При этом односторонне перетолковывается само понятие светскости, в результате чего оно фактически отождествляется с атеизмом. Вместе с тем практически отсутствует критика в адрес преподавания светской этики - по сути нерелигиозной этики».

На XIX Международных Рождественских Образовательных Чтениях (24 января 2011 г.), Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Не следует ставить знак равенства между светскостью и нерелигиозностью. Смешение этих понятий ошибочно и опасно, ибо влечет за собой игнорирование прав и свобод многих миллионов сограждан, относящих себя к той или иной религиозной традиции. Российская Федерация, как и другие страны Русского мира, является светским государством, но это ни в коей мере не означает возможности ограничения прав и свобод верующих. Верующие люди - такие же граждане своей страны, как и неверующие, и приходят в школу как равноправные участники образовательного процесса».

Поэтому при выборе модуля-предмета по ОРКСЭ или смене модуля родители должны ясно осознавать, что так называемая «светская этика» - это не какой-то мировоззренчески нейтральный предмет, а атеистический учебный курс, который не случайно противопоставляется основам религиозной культуры, а следовательно - и традиционному для России духовно-нравственному воспитанию.

Главной задачей учебного предмета «Основы православной культуры» является духовно-нравственное воспитание школьников, основанное на родной православной культуре, к которой принадлежит ребенок и его родители; воспитание российских школьников в любви к своей Родине, к Отечественной истории, к сокровищам тысячелетней православной культуры России. Недаром же действующее законодательство гласит, что Православие имеет особую роль в истории России, в становлении её духовности и культуры (Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 г.).

Что же является основой «Основ светской этики»?

Термин «этика» используется в русской философии лишь со второй половины XIX века, а термин «светская этика» вообще не имеет традиции в русской философской мысли. В европейской традиции теория морали, начиная с Аристотеля, всегда именовалась этикой (философией морали), но никогда - светской этикой. В школах Германии, например, имеется предмет «Этика», однако нет предмета «Светская этика». Потому он и не противопоставляется основам религиозной культуры и религиозному воспитанию.

Нелепое внедрение так называемой «светской этики» в одном ряду с основами религиозных культур - это не что иное, как попытка идеологов атеизма представить свою секулярную «светскость» как неорелигию. Тогда атеисты получают возможность продолжать воспитывать школьников в безбожии. При этом они всё время подчеркивают, что «Основы православной культуры» должны иметь только информативно-культурологический характер и не ставить задачи религиозного воспитания.

На самом деле «светская этика» не может и не должна быть альтернативой основам религиозной культуры, поскольку любая культура, и религиозная прежде всего, не исчерпывается этическим содержанием. Дети должны иметь возможность изучать основы православной культуры, а не основы православной этики (или основы иных религиозных этик). Если безбожники ратовали бы за некую отвлеченную «светскость» (без атеистического содержания), то им тогда следовало бы предложить модуль «Основы светской культуры». Однако они назвали свой модуль «Основы светской этики», так как хотят сохранить монополию на атеистическое воспитание школьников. И в этом им усердно помогают солидарные с ними средства массовой информации.

Никакой «светской этики» как целостного и дисциплинарно внятного учебного предмета не существует. Если Русская Православная Церковь в «Основах социальной концепции» (2000 г.) смогла чётко сформулировать этические нормы (веками оправданные!), то в современном секулярном обществе нет никаких четких конвенциональных норм и ценностей. Нет их не столько в силу собственной исторической ситуации России, сколько в силу общих нравственных и социальных проблем мирового сообщества.

Так называемая «светская этика» при её изучении превращается в «универсальную этику», «глобальную этику» или «индивидуальную этику» (см. «Книгу для учителя» по ОРКСЭ), то есть полностью теряет смысл сама этика, как учение, отличающееся от вседозволенности. Постепенно «светская этика» превращается в этику одного человека. Согласно учению Ницше, человек сам «может стать источником своих собственных ценностей и проверять эти ценности своим "собственным огнем"». Так и в учебном пособии для учащихся «Основы светской этики» содержится учение, вполне согласное с Ницше: «Светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло». (Изд. «Просвещение», 2010. С.7)

Поскольку само представление о добре в «истории светской этики» эволюционирует, то и призыв к нему становится не только безосновательным, но и бессмысленным. Возникает вопрос - что же на самом деле существует: «Основы светской этики» или «этика отсутствующих основ»? ...

В «Рабочей тетради для учителя» содержатся такие вопросы (для учащихся), что их задавать-то детям нельзя, если учитель не желает сам подтолкнуть школьника на путь оправдания зла.

Существует ещё одна сторона проблемы.

Мало того, что многим родителям без достаточного разъяснения была рекомендована «светская этика», и не раскрыты цель и задачи «Основ православной культуры». В модуль-предмет «Основы православной культуры» (как и в модули по другим религиозным культурам) усиленно внедрялась так называемая толерантность.

Что такое толерантность?

Если открыть словарь медицинских терминов, то в нем найдем следующее определение: Толерантность (tolerance) - снижение или полное отсутствие нормальной реакции на какое-либо лекарственное или иное вещество, вызывающее проявление в организме определенных симптомов. Например, толерантность к лекарственному веществу (drug tolerance) может развиться в результате длительного приема какого-либо лекарства. Для достижения эффекта больному приходится постоянно увеличивать дозу принимаемого препарата. Некоторые лекарственные вещества, вызывающие у человека то­лерантность, также могут приводить и к развитию зависимости от них (Большой толковый медицинский словарь. 2001).

Следовательно, толерантность - это уступчивость живого организма к инфекции, потеря способности защищаться. Внедрение этого слова в современную культуру и жизнь - это насмешка над теми, кто его употребляет, не догадываясь о его сути. Следуя исходному значению термина, современный человек должен терпимо относиться к любой социальной заразе.

Не всякий выбор - очевидно нравственный выбор. Поступок человека определяется по направлению - положительному или отрицательному. А если критерия нравственности нет, если объявляется, что человек - сам себе критерий, то мы, безусловно, придём (если не пришли) к индивидуально понимаемой нравственности, то есть к нравственному плюрализму.

Академик Д.С. Лихачев составил такую заповедь: «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не лёгкое».

Воспитание, основанное на религиозной традиции и культуре, даёт вполне определённый ответ на вопрос: «Как надо жить?». - Надо стремиться к свету, к добру.

Светская этика, утверждая самодостаточность человека, прежде всякого вопрошания отвечает: «Живи как хочешь!» И это звучит очень привлекательно. Однако плоды такой «светcкости» и такого «просвещения» очень горькие: это показывает и социальная статистика, и в целом окружающая нас действительность, и всё возрастающие проблемы воспитания детей и молодёжи.

Непонимание очевидностей - один из признаков нашего времени. «Общечеловеческие ценности» и «мультиконфессионализм» - это миражи. Чем ближе человек старается приблизиться к ним, тем сомнительнее их очертания. А мирное жительство представителей разных национальностей и вероисповеданий обуславливается не так называемой «светской этикой» и пресловутой «толерантностью», а освоением родной религиозной традиции и культуры. Знающий и любящий свою родную историю и культуру человек будет уважать и доброжелательно относиться к другим людям, независимо от их национальности или верования. Непомнящий родства своего рискует превратиться в человека крайних взглядов.

Всякий раз, когда речь заходит о модуле «Основы светской этики», невольно возникает вопрос: «От имени кого преподается этот новый для Российской Школы предмет и чьё учение он предлагает?» Ответа нет. Автор (или авторы) учебного пособия «Основы светской этики» почему-то скрыл своё имя (или свои имена) ...Кто или что скрывается за этой анонимностью? Скрывается воинствующий секуляризм, который, продолжая борьбу с религией, верующих людей призывает к толерантности.

На XVIII Международных Рождественских Образовательных Чтениях Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Поскольку русская религиозная традиция является неотторжимой частью как национального культурного наследия, так и Отечественной истории, курс Основ православной культуры призван донести до юного гражданина нашей страны понимание того, насколько тесно переплетены и нераздельны понятия «Россия» и «Православие».

«Это принципиально важный шаг на пути долгожданного воссоединения образовательного и воспитательного процессов в контексте школьного обучения. Тем самым закладывается краеугольный камень в систему преемственной передачи подрастающим поколениям ключевых представлений о нашей национальной идентичности», - говорил Святейший Патриарх.

Целостным, духовно-нравственным, социально-ориентированным мировоззрением школьник будет обладать в том случае, если получит возможность свободно изучать и осваивать родную религиозную культуру. Так называемая «светская этика» не имеет ни внятной концепции, ни научно-педагогической основы, ни исторического опыта. А горькие плоды плюралистического «просвещения» и воспитания очевидны.

Если в школе нормально изучать предмет «Этика», то в него непременно надо включать прежде всего христианскую этику, как это делается во многих европейских странах. Потому что в основе европейской культуры лежит христианская вера. А так называемая «светская этика» прививает ницшеанский, то есть антихристианский взгляд на человека, на судьбы человечества. Вот что скрывается от родителей, когда им предлагают выбрать модуль «светской этики». А ведь зачастую никакого выбора и нет! Школами оформляется «липовая» документация о якобы проведенных собраниях с родителями, либо эти собрания проводятся, но родителей ставят перед фактом о том, что «в нашей школе будет преподаваться только "светская этика" так как условий/педагога/учебного времени и т.д. для "основ православной культуры" нет».

Но этот «выбор без выбора» является профанацией самой идеи курса ОРКСЭ!

Родители учащихся всех классов должны иметь полноценную информацию о цели и задачах учебного предмета «Основы православной культуры».

Родители учащихся должны иметь реальные представления и о так называемой «светской этике», благодаря которой атеисты хотят сохранить атеистическое содержание всего общего образования.

Родители учащихся должны иметь реальный выбор предмета-модуля комплексного курса ОРКСЭ.

В настоящее время подводятся итоги первого этапа апробации курса ОРКСЭ. И в связи с этим необходимо напомнить, что противникам «Основ православной культуры» пока не удалось вытеснить из комплексного курса ОРКСЭ учебный предмет «Основы православной культуры». Хотя на протяжении двух лет они настаивали на том, чтобы оставить только два модуля: «Основы светской этики» и «Основы мировых религий». Особенно старался Общественный совет при Министерстве образования и науки, состоящий по большей части из противников «Основ православной культуры».

Теперь ими же предпринимается попытка внедрить в каждый из четырех модулей курса ОРКСЭ еще по пять или более общих уроков (по 4 четыре общих урока в программу и учебные пособия они уже внедрили на первом этапе апробации). Получится уже 9 или более общих уроков (треть учебного курса). «Не мытьём, так катаньем» секуляристы хотят нивелировать духовно-нравственное воспитательное значение «Основ православной культуры». Всё это не что иное как новая попытка из «Основ православной культуры» (буддийской, исламской, иудейской) фактически сформировать учебный курс «Основы мировых религий».

Поэтому в настоящее время, когда готовится расширение преподавания основ религиозной культуры в школе (в новых субъектах РФ, в разных классах, не только в 4-м и 5-м), важно знать и понимать - какие огромные усилия предпринимаются пропагандистами так называемой «светской этики» и апологетами светского (в их понимании внерелигиозного) преподавания основ религиозной культуры чтобы:

1) не позволить большему числу родителей и учащихся свободно выбирать «Основы православной культуры»;

2) сам предмет-модуль «Основы православной культуры» так разбавить мультиконфессиональностью, чтобы совершенно выхолостить из него традиционное православное духовно-нравственное воспитание.

В связи с этим всем православным родителям нужно хорошо знать свои права: они имеют полное право на образование и воспитание своих детей в соответствии с собственными православными убеждениями .

Протокол №1 от 1 ноября 1998 года к Конвенции Совета Европы «О защите прав человека и основных свобод» (ст. 2 «Право на образование») гласит: «Никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечить такое образование и такое обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям».

Президентская инициатива по введению основ религиозной культуры в школе достигнет цели только в том случае, если не будут продолжаться попытки под прикрытием борьбы за светский характер образования навязывать учащимся материалистическое мировоззрение. Говоря об имеющихся трудностях апробации «Основ православной культуры», Святейший Патриарх Кирилл сказал:

«Очевидно, в данном случае мы имеем дело с попытками идеологизировать школьное образование, под прикрытием борьбы за светский характер школы навязать учащимся материалистическое мировоззрение. Следует прямо сказать, что значение президентской инициативы состоит как раз в том, что она удовлетворяет все присутствующие в обществе запросы, предполагая уважение к свободе выбора каждого человека».

Что же такое "светская этика", которую собираются преподавать детям?

«Смотрите, братия, чтобы не было в ком
из вас сердца лукавого и неверного, дабы
вам не отступить от Бога живаго»
Евр.3:12

Этика без Бога в теории – сериал «Школа» в реальности

Светское школьное образование без религиозной духовности и нравственности – это неполноценное образование. Идеальное знание гуманитарных и естественных наук, увы, не помогает человеку бороться со страстями и грехом, не противодействует распространению блуда, алкоголизма и наркомании, преступности, не делает человека хорошим семьянином и т.п.
Уверен, что курс «Основы мировых религий и светской этики» способен существенно повлиять на нравственность нашего общества. Луи Пастер, величайший ученый и основоположник микробиологии и иммунологии говорил: «Веру я считаю психической способностью человека, которая более всех других отличает его от животных».
Когда вера исчезает, люди порабощаются страстями и похотью и ради удовольствия, готовы идти на любые преступления. Светскую этику и этику семейной жизни начали преподавать в школах с конца 1980-х. И что? Сейчас только на официальном учете стоят 2,5 млн. алкоголиков и 1 млн. наркоманов, половина браков распадается, 2 млн. абортов в год в России. В 90-х годах страна просто захлебнулась в преступлениях.
Зачем надо тратить время впустую на предмет, неспособный эффективно удержать человека от греха? Почему не может? Потому что человек с момента грехопадения наших прародителей в раю своими силами не может противостоять страстям, толкающим его на преступления.
Победить в себе грех, и стать по-настоящему нравственным человеком, можно именно с Божией помощью: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак.1:17).
Владимир Путин, еще будучи президентом РФ, в одном из своих интервью верно подметил: «Моральные ценности, без которых не может жить ни все человечество, ни конкретный человек, не могут быть никакими другими, кроме религиозных».

Если только люди будут определять нормы нравственности – общество деградирует

Общество, где только люди будут решать, что нравственно – неизбежно деградирует . Что такое светская этика? Эта этика, несвязанная с Богом и Его заповедями. Эта этика, придуманная и установленная только людьми. В светской этике мерой нравственности является сам человек, точнее государство в лице чиновников, «элиты» СМИ и интеллигенции. Именно они определяют, и будут определять что, по их мнению, нравственно, а что нет.
И если через несколько лет государство и наша «элита», как это уже произошло в Европе, решит, что гомосексуализм – это этично, усыплять больных и ненужных стариков – это приемлемо, вы с этим безропотно согласитесь, и будете посылать детей на уроки толерантности к геям, либо лесбиянкам? Или позволите, чтобы вашим детям внушали, что если их родители станут в старости больной обузой, то их лучше сдать в хоспис, где их «безболезненно» под наркозом отправят на тот свет?
Вы, думаете, уроков в школе, когда извращенцы будут рассказывать нашим детям, что они «нормальные», никогда не будет? И гомосексуалисты не будут спокойно и радостно ходить парадами по улицам наших городов? Не обманывайтесь, еще 20 лет назад в школах США перед занятиями ученики молились. Сейчас там все чаще администрация школ даже запрещает детям праздновать Рождество Христово.
Да, что американцы, мы сами жили 70 лет в стране, где только государство определяло, что такое хорошо, и что такое плохо: итоги их большевистской «этики» – около 500 тыс. репрессированных православных только за веру, не говоря уже о масштабах репрессий вообще. И еще нам грозили показать последнего попа по телевизору…
Не допустимо, чтобы только государство, бездуховная псевдоэлита, и тем более извращенцы определяли для моих детей, что для них нравственно.

Не хочу отдавать своих детей во власть воинствующих атеистов

Как родитель, категорически против того, чтобы отдавать своих детей во власть воинствующих атеистов. Нам нужно понимать, кто сейчас писал, и пишет учебник по светской этике.
Министерством образования изначально был выбран ведущим автором заведующий кафедрой этики философского факультета СПбГУ доцент Вадим Перов – воинствующий атеист, который просто пылает ненавистью к любой религиозной морали.
Это хорошо видно из его статьи с названием «Этика без религии. Критика религиозного обоснования морали». Вот совершенно безумный вывод из этой обширной богоборческой статьи: «В человеческом мире не должно быть места для бога, ибо в противном случае, человек перестает быть человеком. Религиозность, основанная на абсолюте и абсолютных нормах и ценностях, разрушает нравственность в положительном смысле». И это писалось сейчас, когда нравственность среди неверующих и маловерующих стремительно деградирует, когда люди живут по принципу: «С волками жить – по-волчьи выть».
Примечательно, что Вадим Перов единственный, кто нарушил условия эксперимента, и в своем учебнике, написанном на совершенно недетском, сложном языке, начал критиковать другие убеждения, тогда как требовалось просто позитивно излагать свои, не говоря уже о массе ошибок в его искусственной этике без Бога.
И самое страшное, судя по комментариям людей, читавших проект его учебника, в нем нет четкого понятия зла и аморальности. Для Перова норма – это то, что общепринято в обществе. То есть наши опасения верны. Принято в обществе убивать абортами детей – это норма, легализована содомия – это норма, принято сексуальное просвещение детей с 10 лет – это норма.
После того, как Перову указали на ошибки его учебника, и в издательстве «Просвещение» сделали редакцию, этот человек истерично воспринял критику, и отказался писать учебник. Ссылаясь на то, что якобы нравственности даже светской четвероклашек учить рано! Хотя любой здравый родитель и педагог знает, что в 14-15 лет начинать говорить об этом уже поздно, к этому времени немало детей уже невозвратно нравственно деградируют.
Невероятно, но наши учителя, продавливая и вырывая у родителей их согласие на преподавание «Основ светской этики» в декабре 2009 года агитировали нас, родителей за дефективный, сложный и некорректный учебник воинствующего атеиста. До сих пор не известно какого «кота в мешке» нам подсунут, какую нравственность без Бога будут преподавать детям, поскольку, как известно, учебник этот ещё так и не написан.

Лучший способ вырастить из детей атеистов – это преподавание в школе основ светской этики и основ сразу всех мировых религий

Воспитание детей фактически до средней школы строиться на авторитете и доверии к родителям и вообще к старшим. Часто ребенку достаточно сказать – это плохо, а то хорошо, и он принимает это на веру, не требуя особых объяснений.
Что ответит учитель, который исповедует ислам и ведет «Основы мировых религий», на вопрос ученика: «Это, правда, что Христос – воплотившийся Бог?». Согласится ли? Или будет лицемерить?
Что ответит учитель, который исповедует христианство и ведет «Основы мировых религий» на вопрос ученика: «Это, правда, что Христос – всего лишь человек, пророк, как учат мусульмане?» Согласится ли? Или будет лицемерить?
Что ответит учитель-атеист, который ведет «Основы мировых религий» на вопрос ученика: «Это, правда, что Бог есть?». Согласится ли? Или будет лицемерить?
Или на этот вопрос: «Учитель, какая вера самая правильная?»
Этот предмет будет самым конфронтационным, если учителю отвечать по правде своей религии, если же детям говорить, что религиозной правды нет – это будет воспитание будущих безбожников.
И в таком случае, верующим родителям после таких уроков придется дискредитировать учителя и учебник, доказывая, что именно вера их семьи истинна, а все остальные заблуждаются.

Никакая светская этика не поможет человеку в трудное время

Современное мировоззрение человека – это мировоззрение САМО: САМОобразование, САМОисцеление, САМОсовершенствование, САМО… САМО… Надейся только на самого себя – внушают нам...
Но рано или поздно САМОсилы заканчиваются, человек выдыхается, истощается. Откуда он возьмет силы, чтобы выйти из уныния и отчаяния? От биографии и поучений атеиста-гуманиста, жившего 200 лет назад? Сомневаюсь... Благодатные и действенные силы может дать только Бог.
В качестве яркого примера, как православная культура может изменить человека, приведу поэтическую переписку двух великих современников XIX века: митрополита Московского Филарета (Дроздова) и Александра Сергеевича Пушкина.
В один из сложных годов своей юности поэт, одолеваемый давящим унынием и скепсисом, написал:

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.


Тогда, несмотря на свою крайнюю занятость, митрополит Филарет возразил поэту в стихах:

Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога нам дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал.
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал!..

Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум, –
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум.


Эти слова нашли отклик в душе поэта! Пушкин ответил:

…Я лил потоки слез нежданных
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.

Таким огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует:
И внемлет арфе Серафима
В священном ужасе поэт.


Первоначальный текст последней строфы, измененный по требованию цензора, был таков:

Таким огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует:
И внемлет арфе Филарета
В священном ужасе поэт.


Нельзя не вспомнить и рассказ писателя Всеволода Гаршина «Ночь» (1880), когда звон церковного колокола пробудил в герое теплые воспоминания детства, и уберег его от самоубийства. Достаточно было только звона колокола! А что, если даже это будет совершенно чуждо, и незнакомо нашим детям в трудную пору?

*** Обобщить все выше сказанное можно словами из псалма: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения» (Пс.145:3).
Пусть наши дети узнают красоту православной культуры, сделавшей нашу страну великой, давшей миру самых великих писателей и поэтов, художников, ученых, воинов, политиков, которые стали таковыми именно в контексте христианской, православной веры и культуры.

"Смотрите, братия, чтобы не было в ком

из вас сердца лукавого и неверного, дабы

вам не отступить от Бога живаго"

Этика без Бога в теории – сериал "Школа" в реальности

Светское школьное образование без религиозной духовности и нравственности – это неполноценное образование. Идеальное знание гуманитарных и естественных наук, не помогает человеку бороться со страстями и грехом, не останавливает блуд, алкоголизм и наркоманию, преступность, не делает человека хорошим семьянином и т.п.

Уверен, что курс "Основы мировых религий и светской этики" способен существенно повлиять на нравственность нашего общества. Луи Пастер, величайший ученый и основоположник микробиологии и иммунологии говорил: "Веру я считаю психической способностью человека, которая более всех других отличает его от животных".

Владимир Путин, еще будучи президентом РФ, в одном из своих интервью верно подметил: "Моральные ценности, без которых не может жить ни все человечество, ни конкретный человек, не могут быть никакими другими, кроме религиозных"

Когда вера исчезает, люди порабощаются похотью, и ради удовольствия готовы идти на любые преступления. Светскую этику семейной жизни начали преподавать в школах с конца 1980-х. И что? Сейчас только на официальном учете стоят 2,5 млн. алкоголиков и 1 млн. наркоманов, половина браков распадается, 2 млн. абортов в год в России. В 90-х годах страна просто захлебнулась в преступлениях.

Зачем надо тратить время впустую на предмет, неспособный эффективно удержать человека от греха? Почему не может? Потому что человек с момента грехопадения в раю своими силами не может противостоять страстям, толкающим его на преступления.

Победить в себе грех, и стать по-настоящему нравственным человеком, можно только с Божией помощью: "Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены" (Иак.1:17).

Владимир Путин в бытность президентом РФ в одном из интервью подметил: "Моральные ценности, без которых не может жить ни все человечество, ни конкретный человек, не могут быть никакими другими, кроме религиозных".

Если только люди будут определять нормы нравственности - общество деградирует

Общество, где только люди будут решать, что есть нравственно, неизбежно деградирует. Что такое светская этика? Эта этика, несвязанная с Богом и Его заповедями. Эта этика, придуманная и установленная только людьми. В светской этике мерой нравственности является сам человек, точнее государство в лице чиновников и некой интеллектуальной "элиты". Именно они определяют, и будут определять что, по их мнению, нравственно, а что нет.

И если через несколько лет государство и "элита", как это уже произошло в Европе, решит, что гомосексуализм – это этично, усыплять больных стариков – это приемлемо, вы с этим безропотно согласитесь? И будете посылать детей на уроки толерантности к геям? Или позволите, чтобы вашим детям внушали, что если их родители станут в старости обузой, то их лучше сдать в хоспис, где их безболезненно "усыпят"?

Еще 20 лет назад в школах США перед занятиями ученики молились. Сейчас там все чаще администрация школ запрещает детям праздновать Рождество Христово.

Что американцы, мы сами жили 70 лет в стране, где только государство определяло, что такое хорошо, и что такое плохо: итоги их большевистской "этики" – около 500 тыс. репрессированных православных только за веру, не говоря уже о масштабах репрессий вообще. И еще нам грозили показать последнего попа по телевизору…

Не допустимо, чтобы только государство и псевдоэлита, и тем более извращенцы определяли для моих детей, что для них нравственно.

Лучший способ вырастить из детей атеистов - это преподавание в школе основ светской этики и основ мировых религий

Воспитание детей фактически до средней школы строиться на авторитете и доверии к родителям и вообще к старшим. Часто ребенку достаточно сказать – это плохо, а то хорошо, и он принимает это на веру, не требуя особых объяснений.

Что ответит учитель, который исповедует ислам и ведет "Основы мировых религий", на вопрос ученика: "Это, правда, что Христос – воплотившийся Бог?". Согласится ли? Или будет лицемерить?

Что ответит учитель, который исповедует христианство и ведет "Основы мировых религий" на вопрос ученика: "Это, правда, что Христос – всего лишь человек, пророк, как учат мусульмане?" Согласится ли? Или будет лицемерить?

Что ответит учитель-атеист, который ведет "Основы мировых религий" на вопрос ученика: "Это, правда, что Бог есть?". Согласится ли? Или будет лицемерить?

Или на этот вопрос: "Учитель, какая вера самая правильная?"

Этот предмет будет самым конфронтационным, если учителю отвечать по правде своей религии, если же детям говорить, что религиозной правды нет – это будет воспитание будущих безбожников.

И в таком случае, верующим родителям после таких уроков придется дискредитировать учителя и учебник, доказывая, что именно вера их семьи истинна, а все остальные заблуждаются.

Никакая светская этика не поможет человеку в трудное время

Современное мировоззрение человека – это мировоззрение САМО: САМОобразование, САМОисцеление, САМОсовершенствование, САМО… САМО… Надейся только на самого себя – внушают нам...

Но рано или поздно САМОсилы заканчиваются, человек выдыхается, истощается. Откуда он возьмет силы, чтобы выйти из уныния и отчаяния? От биографии и поучений атеиста-гуманиста, жившего 200 лет назад? Сомневаюсь... Благодатные и действенные силы может дать только Бог.

В качестве яркого примера, как православная культура может изменить человека, приведу поэтическую переписку двух великих современников XIX века: митрополита Московского Филарета (Дроздова) и Александра Пушкина.

В один из сложных годов своей юности поэт, одолеваемый давящим унынием и скепсисом, написал:

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

Тогда, несмотря на свою крайнюю занятость, митрополит Филарет возразил поэту в стихах:

Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога нам дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал.
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал!..

Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум, –
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум.

Эти слова нашли отклик в душе поэта! Пушкин ответил:

…Я лил потоки слез нежданных
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.

Таким огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует:
И внемлет арфе Серафима
В священном ужасе поэт.

Первоначальный текст последней строфы, измененный по требованию цензора, был таков:

Таким огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует:
И внемлет арфе Филарета
В священном ужасе поэт.

Нельзя не вспомнить и рассказ писателя Всеволода Гаршина "Ночь" (1880), когда звон церковного колокола пробудил в герое теплые воспоминания детства, и уберег его от самоубийства. Достаточно было только звона колокола! А что, если даже это будет совершенно чуждо, и незнакомо нашим детям в трудную пору?

***

Обобщить сказанное можно словами из псалма: "Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения" (Пс.145:3).

Пусть наши дети узнают красоту православной культуры, сделавшей нашу страну великой, давшей миру самых великих писателей и поэтов, художников, ученых, воинов, политиков, которые стали таковыми именно в контексте христианской, православной веры и культуры.

Максим Степаненко, руководитель
Миссионерского отдела
Томской епархии Русской Православной Церкви

Томские епархиальные ведомости № 3, 2011

Фото - "Выбери себе доброе будущее" - на уроке нравственности - Максим Степаненко

Основы светской этики

Урок 3 «Культура и мораль»

Цель: дать представление о культуре, научить различать материальную и духовную культуру, показать роль морали в жизни общества

Задачи:

Личностные

Воспитывать желание быть культурным, духовно красивым человеком;

Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нормах морали

метапредметные

Развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;

Развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;

Формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную

предметные

Познакомить учащихся с понятиями: «культура», «мораль»;

Уточнить смысл понятий «материальная культура» и «духовная культура»;

Создать представление о роли морали в жизни людей

Оборудование к уроку:

Проектор (или интерактивная доска), УМК «Основы религиозных культур и светской этики» (авт. программа Данилюка А.Я.):

1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 63 с.

2. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ.материалы для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 239 с.

Ход урока :

Чтение писем учащихся на тему «Я начал изучать светскую этику. Это … » (2-3 уч.)

- Что такое этика?

Кто считается её основателем?

Что такое мораль?

Какие рассказы и сказки, в которых рассматриваются проблемы морали, вы подобрали?

2. Введение в тему урока

Посмотрите на экран. (Презентация№1.слайд1-6)

Узнали вы героев этой сказки?

Как она называется?(Морозко )(слайд 7)

Давайте вспомним сказку.

(слайд 8,9,10)

Куда мачеха отправила падчерицу? Зачем?

Кого встретила падчерица?

А родная дочь, зачем поехала в лес?

Как она ведет себя с Морозко?

Можно ли кого-то из девочек назвать культурным человеком? Почему?

Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

Мораль)

Культура)

Что такое культура? (

Сколько мнений мы записали?

Как вы думаете, какое из них верное?

Какую задачу поставим на сегодняшний урок? (Узнать, что такое культура)

3. Изучение нового материала

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к тексту учебника (с. 8-9)

Работа в группах (каждой группе рассказать все, что они узнают о культуре из материалов учебника)

По итогам обсуждения учителем оформляется кластер на доске:


А сейчас посмотрите слайды и постарайтесь определить, о какой культуре идет речь? (презентация 2)

(Ответы детей)

Почему вы так считаете?

Вещи, книги, картины…)

Существует много видов и духовной культуры. Например, правовая культура – это законы, по которым живут люди в обществе, обычаи и традиции разных народов – это тоже духовная культура. Особый вид духовной культуры – это

Чтение «цепочкой» текста учебника (с. 9) об истории возникновения морали.

Когда возникла мораль?

Какие поступки помогают жить, а какие мешают?

Но практически все можно объединить в одно золотое правило:(слайд 13)

« » (фиксируется в тетради)

4. Подведение итогов урока

5. Домашнее задание

Написать эссе на тему: «Что (или кто) нам помогает стать культурным человеком?

Дополнительно : Вместе с родителями составьте свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в вашей семье.

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

морозко Живало-бывало, - жил дед да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернешься - бита и недовернешься - бита. А родная дочь, что ни сделает - за все гладят по головке: умница. Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела - еще до свету… Ничем старухе не угодишь - все не так, все худо. Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится - не скоро уймется. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить. - Вези, вези ее, старик, - говорит мужу, - куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз. Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспоришь. Запряг лошадь: - Садись, мила дочь, в сани.

Тепло ли тебе, девица? - Тепло, Морозушко, тепло, батюшка. Морозко стал ниже спускаться, сильнее потрескивает, пощелкивает: - Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Она чуть дух переводит: - Тепло, Морозушко, тепло, батюшка. Морозко еще ниже спустился, пуще затрещал, сильнее защелкал: - Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка? Девица окостеневать стала, чуть-чуть языком шевелит: - Ой, тепло, голубчик Морозушко!

Старухина дочь сидит, зубами стучит. А Морозко по лесу потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает, на старухину дочь поглядывает: - Тепло ли тебе, девица? А она ему: - Ой, студено! Не скрипи, не трещи, Морозко … Морозко стал ниже спускаться, пуще потрескивать, пощелкивать. - Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? - Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко … Еще ниже спустился Морозко, сильнее приударил, затрещал, защелкал: - Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? - Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко!

Что значит быть культурным? Задание: Составьте словесный портрет культурного человека

Культура и мораль

Культура (лат.) – «возделывание земли». В русском языке употреблялось в двух значениях: 1) хлебопашество, земледелие; 2) образованность

Домашнее задание: Что или кто мне помогает стать культурным человеком? (письменно в тетради)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Мусина А.С., Щепачева О.Ю., Бугаева Е.А., Гавриш Л.В., Галкина О.Ю., Жумагулова Г.Ж.

Основы светской этики

Урок 3 «Культура и мораль»

Цель: дать представление о культуре, научить различать материальную и духовную культуру, показать роль морали в жизни общества

Задачи:

Личностные

Воспитывать желание быть культурным, духовно красивым человеком;

Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нормах морали

метапредметные

Развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;

Развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;

Формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную

предметные

Познакомить учащихся с понятиями: «культура», «мораль»;

Уточнить смысл понятий «материальная культура» и «духовная культура»;

Создать представление о роли морали в жизни людей

Оборудование к уроку:

Проектор (или интерактивная доска), УМК «Основы религиозных культур и светской этики» (авт. программа Данилюка А.Я.):

1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 63 с.

2. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ.материалы для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 239 с.

Ход урока:

1. Проверка домашнего задания

Чтение писем учащихся на тему «Я начал изучать светскую этику. Это … » (2-3 уч.)

Что такое этика?

Кто считается её основателем?

Что такое мораль?

Какие рассказы и сказки, в которых рассматриваются проблемы морали, вы подобрали?

2. Введение в тему урока

Учитель использует подводящий к теме диалог – систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо обеспечивать безоценочное принятие ошибочных ответов учащихся.

Посмотрите на экран. (Презентация№1.слайд1-6)

Узнали вы героев этой сказки?

Как она называется ?(Морозко )(слайд 7)

Давайте вспомним сказку.

(слайд 8,9,10)

Куда мачеха отправила падчерицу? Зачем?

Кого встретила падчерица?

А родная дочь, зачем поехала в лес?

Как она ведет себя с Морозко?

Можно ли кого-то из девочек назвать культурным человеком? Почему?

Как вы думаете, что значит быть культурным? (Ответы фиксируются на доске).(слайд 11)

Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

(слайд 12)

Какое слово вам уже знакомо?(Мораль)

С каким словом мы еще не встречались на уроке? (Культура)

Что такое культура? (Ответы фиксируются на доске).

Сколько мнений мы записали?

Как вы думаете, какое из них верное?

Какую задачу поставим на сегодняшний урок? (Узна ть, что такое культура)

3. Изучение нового материала

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к тексту учебника (с. 8-9)

Работа в группах (каждой группе рассказать все, что они узнают о культуре из материалов учебника)

вторая природа

По итогам обсуждения учителем оформляется кластер на доске:

культура

материальная и духовная

создается трудом людей

не существует в единственном числе

На доске (или слайде) фиксируется схема:

КУЛЬТУРА

духовная

материальная

А сейчас посмотрите слайды и постарайтесь определить, о какой культуре идет речь? (презентация 2)

(Ответы детей)

Почему вы так считаете?

Что может относиться к материальной культуре? (Вещи, книги, картины…)

Существует много видов и духовной культуры. Например, правовая культура – это законы, по которым живут люди в обществе, обычаи и традиции разных народов – это тоже духовная культура. Особый вид духовной культуры – это мораль – система норм и ценностей, регулирующих поведение людей (запись в тетрадь «Мудрых мыслей»).

Чтение «цепочкой» текста учебника (с. 9) об истории возникновения морали.

Когда возникла мораль?

Какие поступки помогают жить, а какие мешают?

Но практически все можно объединить в одно золотое правило: (слайд 13)

« Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой! » (фиксируется в тетради)

4. Подведение итогов урока

По вопросам учебника с.9

5. Домашнее задание

Написать эссе на тему: «Что (или кто) нам помогает стать культурным человеком?

Дополнительно : Вместе с родителями составьте свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в вашей семье.