Резная по дереву. Изучаем различные техники художественной резьбы по дереву

Художественной обработкой древесины человек занимается с древних времен. Резные деревянные изделия несли ему и красоту, и пользу. Жилища украшались коньками на крышах, резными дверями и наличниками. Три примера художественной обработки древесины - посуды и сувениров, чем традиционно занимались наши предки.

Огромное число дворцов и храмов, разбросанных по всей России, украшено деревянной резьбой. В качестве классического примера шедевра подобного зодчества выступает ансамбль, выстроенный на Кижах Онежского озера в 1714 году.

Производство точеной и резной деревянной посуды на Руси имело широкий размах. Ее было принято пропитывать олифой, расписывать масляными и природными красками, отделывать золотом и серебром. Хорошим примером художественной обработки изделий из древесины может послужить известная всем хохломская роспись.

Заглянем в прошлое

Выполняться вся художественная обработка древесины могла в самых разных стилях. К примеру, стилю под названием барокко присуща динамичность в виде подвижности форм, праздничный пышный декор, многочисленные изображения купидонов, цветочных венков, стилизованных птиц и животных.

Роскошно смотрелась мебель из массивной древесины, будучи украшенной мозаикой, инкрустированной костью или металлом, а также покрытой цветным лаком или имеющей утонченные резные элементы.

В стиле ретро выполнялись роскошные экземпляры изделий эпохи классицизма и барокко. А в наши дни появились и образцы нетрадиционных решений дизайнеров новых форм и конструкций, популярные среди молодежи.

Ныне художественная обработка древесины - творческое направление профильного труда, обучение которому ведется во многих учебных заведениях. В наши дни интерес к данной теме не иссякает. В рамках школьного курса мальчики осваивают основные приемы работы с деревом, позволяющие создавать несложные изделия. Технология художественной обработки древесины преподается в рамках профильного курса художественных вузов.

Поговорим о ручной резьбе

В деле художественной обработки древесины особое место отведено процессу ручной резьбы. Существует ее великое множество самых разных видов. Говоря о наиболее распространенных, следует упомянуть прежде всего плосковыемчатую резьбу. Далее - геометрическую, прорезную, контурную.

Характерная особенность первой разновидности (плосковыемчатой) - проделывание на ровной поверхности углублений различной формы. Геометрическая относится к одной из ее модификаций и представляет собой ряд элементов квадратной, треугольной, округлой формы. Образцом в данном случае может служить разделочная доска с повторяющимися декоративными деталями.

Контурную резьбу выполняют путем прорезания тонких двусторонних или двугранных выемок небольшой глубины по контуру определенного рисунка. К ней прибегают главным образом в процессе изображения фигурок животных, птиц, цветочных орнаментов и листьев.

Что легче всего?

Наиболее простой вид резьбы - прорезная. Она выполняется лобзиком, которым выпиливают контуры самых разных фигур там, где сквозь прорези нужно что-то разглядеть (двери, ширмы, буфеты, оконные наличники). Фон у такого деревянного изделия отсутствует. В ряде случаев он может быть заменен яркой тканью.

Технология выполнения художественной обработки древесины (резьбы по дереву такого вида) достаточно проста: на заготовку с подготовленной заранее поверхностью (отшлифованной либо простроганной) переносится по шаблону рисунок. Возможно также использование кальки.

По контуру будущего рисунка просверливают несколько отверстий, в которые заводят пилку лобзика и аккуратно пропиливают весь контур на специальном столике, называемом выпиловочным.

Как работал мастер по дереву

Такие в художественной обработке древесины, как контурная, прорезная и плоская, с давних пор использовались для украшения русской мебели. Ажурной называется разновидность имеющая рельефный рисунок. Как правило, ею украшали мебель мастера, работающие в стилях рококо и барокко.

Если выполненные в технике прорезной резьбы изделия прибивалась либо приклеивались к деревянной основе, она получала название накладной.

Классификация оборудования художественной обработки древесины всегда велась в зависимости от вида выполняемых работ. Как, например, выглядело рабочее место резчика, работающего с деревом? Это мог быть самый обычный стол со стулом либо система верстаков, оборудованных именно для данной цели.

Высота крышек их располагалась на уровне локтей мастера. Свет падал слева и спереди. На верстаках при помощи винтовых зажимов или клиньев крепились обрабатываемые изделия. В качестве режущих инструментов использовали главным образом стамески.

Инструменты для разных видов художественной обработки древесины

Стамески могут быть прямыми плоскими, с помощью которых защищают фон при выполнении рельефной либо контурной резьбы. Желобчатая пригодится для почти каждого из видов работ. Клюкарза с длинной шейкой изогнутой формы и коротким полотном применяется, если нужно вырезать углубление в труднодоступном месте. Стамеску-уголок берут для вырезания канавок. С помощью церазика наносят узенькие жилки или канавки.

Для геометрической резьбы берут плоские стамески, именуемые косяками, резаками или косячками. Они могут быть короткими либо длинными с разным углом скоса режущей кромки. Наиболее грубые разновидности работы выполняют при помощи долота.

Каждый из инструментов должен иметь качественную ручку. Лезвия обязаны быть хорошо заточены с доводкой на оселке. В случае качественно сделанного инструмента возможно получить работу высокого уровня.

Как происходит процесс

Начинают резьбу по дереву с разметки выбранного рисунка. Для этого используют линейку, угольник, транспортир, циркуль, трафареты, а также шариковые ручки или карандаши. Рисунок для геометрической резьбы представляет собой набор квадратов, прямоугольников и треугольников.

Каждое из углублений (выемок) вырезают при помощи косячка поперек волокон, а затем вдоль них. При этом косячок держат в правой руке и ставят носком лезвия с легким наклоном на размеченную черту. Лезвие врезают в древесину и проделывают линию движением на себя.

Таким образом выполняют все средние линии. Если требуется вырезать наклонную, косяк следует наклонить влево или вправо под углом от 30 до 40 градусов. Линия разметки при этом перерезаться не должна. Процесс резьбы нужно вести плавно и медленно, нажимая на косяк равномерно. Инструмент крепко зажимают в правой руке. Порой требуется его придержать левой, чтобы избежать ухода по направлению волокон. Тем, кто только начал осваивать процесс резьбы, разрешается держать инструмент обеими руками.

Процедура вырезания трехгранных выемок сводится к обработке сторон нарисованных треугольников косячком, который держат в руке вертикально. Прорезка идет от вершины к основанию. Эти приемы очень простые. Освоение их не займет много времени и позволит перейти к вырезанию прочих, гораздо более сложных фигур.

О правилах техники безопасности при художественной обработке древесины

1. Следует помнить, что стамески относятся к опасным режущим инструментам и требуют осторожного обращения.

2. Левую руку запрещается держать рядом с режущим инструментом.

3. Слишком большие усилия при работе стамеской применять запрещается.

4. Если необходимо выполнить удар по ручке стамески, ее следует взять в левую руку, а киянку при этом в правую. Инструмент ставится на место вырубки, затем по его ручке наносятся легкие удары.

5. Храниться стамески должны в специально отведенных для этого местах (в шкафах, ящиках верстака и т. п.).

Учиться и снова учиться

Тот, кто решил добиться результатов в деле резьбы по дереву, не должен рассчитывать лишь на собственные творческие способности. Серьезное занятие художественной обработкой древесины включает в себя постоянное обучение с освоением различных ее нюансов.

Методов, позволяющих создавать замечательные резные изделия, имеется огромное количество. Примером одного из них может служить стиль "Татьянка". В основе его лежит технология выполнения растительного орнамента. Особенность появившегося в результате творческого эксперимента стиля резьбы заключается в том, что изделие обрабатывается всего один раз. Повторная доработка не допускается, да она, в принципе, и не нужна, поскольку все элементы выходят из-под резца готовыми, не требующими дополнительной обработки. Поэтому в данном случае применяются специальные инструменты.

Использование стиля "Татьянка" экономит время по сравнению с выполнением форм при других видах художественной обработки древесины, касающихся рельефной резьбы. Инструмент в каждом конкретном случае подбирается с учетом особенностей древесной породы. Она, как известно, может быть твердой или мягкой. Каждое из приспособлений требуется хорошо заточить.

Стиль "Татьянка" относится к многослойным. Каждый из слоев обрабатывается поочередно, причем соблюдение качества важно на любом из этапов, иначе последующая работа теряет всякий смысл. Перед началом воспроизведения любой из деталей ее расположение и дизайн должны быть тщательно продуманы. Если элемент будет срезан неправильно, восстановление его невозможно.

Изделия, выполненные в этом стиле, достаточно популярны среди покупателей. Поэтому овладевший данным методом мастер без работы никогда не останется.

Другие методы работы с древесиной

Напомним еще раз, что каждая техника выполнения резьбы требует соответствующего инструмента. Например, сквозная резьба, результат которой выглядит объемным, требует использования пилы, лобзика либо стамески. Такая ажурная резьба широко используется в украшении домов - рельефная форма придает дополнительный объем.

В технике плоскорельефной резьбы предполагается фон выбранный и подушечный.

В наши дни стало модным создавать при помощи бензопилы. Скульптурная резьба относится к наиболее сложным из всех имеющихся техник художественной обработки древесины. В то же время она весьма интересна. Обработав исходный кусок древесины с соблюдением правильных пропорций, вы можете воплотить свой замысел по превращению его в фигурку животного или человека. Объемные детали делают скульптуру необычайно живой.

Другая разновидность художественной обработки древесины - выжигание по дереву. Это также целый пласт интереснейших навыков и художественных приемов, требующий отдельного рассказа. Путем выжигания возможно получить богатое разнообразие узоров самых разных тематик.

До начала сложных работ в учебных целях следует поработать над каким-либо из простых эскизов для резьбы, ознакомиться со специальной литературой, просмотреть классические схемы и зарисовки с их детальным описанием. Не помешает заглянуть и в ГОСТы по художественной обработке древесины.

Начинающим резчикам следует заняться вырезанием фигурок небольших размеров с минимальной детализацией. Для перехода к изделиям сложной формы и овладения грамотой художественной резьбы по дереву потребуются постоянные упорные тренировки.

Виды плосковыемчатой обработки

Она может быть геометрической, контурной, ногтевидной или чернолаковой. Каждая из названных техник потребует собственных эскизов и набора инструментов в виде ножа и стамески.

Процесс создания резного геометрического рисунка состоит в вырезании квадратов, ромбов, шестиугольников и т. п. подопределенными углами. Если рисунок создается при помощи круговых либо треугольных желобков, речь идет о технике контурной резьбы. В случае покрытия поверхности до начала работы черной краской или же лаком готовый рисунок будет смотреться необычайно эффектно.

Рабочее место мастера

Если вы решили работать в технике "Татьянка" либо в любой другой из приведенных выше, вам потребуется деревянная плоскость с ровной поверхностью. Это может быть верстак, стол, подоконник или даже табурет. Предпочтительнее всего стол или верстак, поскольку они тяжелые и обладают деревянной столешницей.

Если стол полированный, его можно накрыть куском фанеры или чертежной доской. Это защищает инструмент от поломки в случае случайного срыва. Липовые заготовки достаточно мягкие сами по себе, принято упирать их во что-то твердое.

Рабочее место резчика по дереву требует наличия хорошего естественного освещения либо искусственного с широким спектром. Связано это с кропотливым характером труда и повышенными требованиями к точности и аккуратности. В идеале стол с лампой должны располагаться рядом с окном.

Учебная доска для рабочего процесса нуждается в постоянном увлажнении. Требуемая влажность составляет порядка 12-15%. Увлажнять доску можно заранее путем промывания ее торцов.

Материал для резьбы

Используемая для процесса резьбы древесина обязана обладать гладкой ровной поверхностью без сучков и других изъянов. Если же вы намеренно берете дерево с сучками, то в процессе работы их можно обыграть в художественном плане и составить на их основе декоративную композицию.

Отличным материалом для создания деревянных композиций (особенно в стиле "Татьянка") является липа. Эту породу древесины легко резать в любом из направлений, из-за чего она идеально подходит резчикам-новичкам. Выбирая доску, обратите внимание на ее торец. По нему можно выбрать образец плотной, однородной и не рыхлой древесины.

Лучше всего выбирать доску, выпиленную с края бревна, близко от коры. В этом случае слои размещаются полого по отношению к ее поверхности. Такую доску легко разрезать. В случае необходимости перерыва между этапами работы увлажнять учебную доску путем укутывания в мокрую ткань либо помещения во влажной пакет не стоит, так как возможно появление и размножение самых разных бактерий с последующим потемнением доски и образованием плесени.

Лучше всего хранить такие доски в помещениях, где отопление отсутствует, например, в сараях, сенях, банях, на балконах и лоджиях. Не рекомендуется хранить учебный материал в ванной, подвале, в холодильнике или на солнце.

Какой инструмент лучше?

Существует специальный инструмент для стиля "Татьянка" с параметрами, рассчитанными на работу с пластичной древесной породой. Если ваш инструмент самодельный либо заводской, он может оказаться малопригодным из-за несовпадения по размерам и прочим параметрам.

Работа с неподходящими сильно осложняет процесс обучения резьбе и снижает его результативность. Первые несложные учебные орнаменты выполняются при помощи самого обычного ученического набора, состоящего из стамесок №6 и №17 (полукруглых среднего диаметра) и ножа-косяка. Лезвие полукруглых стамесок в поперечном сечении выглядит как часть круга. Если поместить такой инструмент торцом на доску и после этого повернуть вокруг оси, лезвие замыкает окружность, прорезая при этом древесину.

Важное качество стамески, позволяющее делать глубокие срезы, -маневренность. Нож-косяк - один из основных инструментов. Название произошло от формы лезвия с косым срезом. Размер его, как правило, подходит для руки средней величины.

Одним из самых захватывающих, увлекательных занятий является резьба по дереву. Постигнуть азы этого мастерства под силу каждому. Совсем немного времени понадобится для того, чтобы освоить это благородное мастерство и начать создавать восхитительные творения. Такие изделия долговечны, красивы и практичны, соответственно, им найдется место в любом доме.

Одним из самых захватывающих, увлекательных занятий является резьба по дереву

Перед тем, как начать работу с деревом, необходимо запастись всеми необходимыми инструментами. Ведь если мастеру чего-то не будет хватать, вырезка будет проблематичной. Да и удовольствия от такого творческого процесса получить вряд ли удастся.

Какие нужны приборы и инструменты:

  • пила;
  • коловорот или ручная дрель;
  • рубанок;
  • полукруглые и плоские стамески;
  • набор ножей;
  • топор небольшого размера;
  • бормашина.

В магазинах можно увидеть даже специальные наборы инструментов, предназначенных для резьбы. Подойдут они скорее всего для новичков, так как опытные резчики слишком щепетильно подходят к выбору каждого отдельного инструмента.

Галерея: резьба по дереву (25 фото)



















Урок резьбы по дереву для начинающих (видео)

Как научиться выполнять геометрическую резьбу своими руками: азы

Главными элементами геометрической резки считаются различные геометрические фигуры . Эта разновидность творчества зачастую используется с целью преображения различной домашней утвари и даже мебели. Самой же простой техникой, которая под силу даже новичкам, является трехгранно-выемчатая резьба, за счет минимального количества инструментов.

  • мягкая древесина;
  • нож-косяк;
  • линейка;
  • карандаш.

Главными элементами геометрической резки считаются различные геометрические фигуры

Ход работы:

  1. Начертить пару параллельных линий с высотой строчки ровно в сантиметр.
  2. Сделать в шахматном порядке отметки через каждый сантиметр.
  3. В форме треугольников нарисовать зубья и по самому центру их отметить.
  4. Центр треугольника соединить с углами.
  5. Носочек резца углубить в центре на глубину около пяти миллиметров.
  6. Пяточку резца наклонить поочередно ко всем углам треугольника.
  7. Наклонив резец вправо, вырезать одну из сторон треугольника.
  8. После этого на 90 градусов повернуть заготовку, вырезать вторую сторону.
  9. Тоже самое проделать и с третьей стороной.
  10. Вырезать и другие треугольники, в результате чего получается узор под названием «Одиночные треугольники».
  11. Отметить центральные части находящихся вверху треугольников и соединить их с углами.
  12. По аналогии с предыдущим этапом, вырезать эти детали.
  13. Вновь начертить строчку и нанести аналогичный рисунок.
  14. Вырезать находящиеся вверху треугольники и сразу же отметить нижние, тоже их вырезать.

Все неаккуратные участки обработать с помощью наждачной бумаги.

Резьба по дереву для детей

Самые простые узоры резать по дереву могут даже дети. Естественно, что речь не идет о трехлетних малышах, а вот в возрасте десяти лет ребята уже могут попробовать свои силы в этом мастерстве. Лучше, начать вырезать простые элементы, например, цветочный орнамент.

Необходимые инструменты и материалы:

  • заготовка из дерева;
  • карандаш;
  • калька;
  • стамеска-уголок;
  • полукруглая узкая и широкая стамески.

Самые простые узоры резать по дереву могут даже дети

Вырезание поэтапно:

  1. Перенести схему сначала на кальку, а потом не дерево.
  2. Сделать подрезку сначала контура центрального круга, после чего сделать срез от внешнего круга, используя для этого полукруглую стамеску.
  3. Разметить лепестки цветков.
  4. Стамеской-уголком прорезать по контуру лепестки.
  5. Между лепестками удалить излишки древесины, используя этот же инструмент.
  6. Полукруглой стамеской вырезать внешний контур лепестков.
  7. С помощью большой полукруглой стамески сделать пару надрезов к контуру от центра цветочка.
  8. С целью увеличения площади надреза, необходимо произвести эти же манипуляции еще разок.
  9. Закруглить центр цветка развернув для этого стамеску.

Стамеской-уголком в центре цветка сделать несколько надрезов.

Как вырезать узор на дереве

Новичкам не под силу сразу вырезать картины и полностью освоить рельефную резку, но простой узор сделать на деревянной доске им проблем не составит. Тем более, что для этого не нужно много инструментов. Достаточно лишь простого канцелярского ножа и несколько других мелочей.

Ход работы:

  1. Необходимо выбрать орнамент, либо же самостоятельно его придумать.
  2. Приложить орнамент к картону и обвести с помощью стилуса.
  3. На доске обвести внешние контуры трафарета.
  4. Сразу же вырезать и внутренние, поставив нож под углом.
  5. Вырезать и все остальные детали.
  6. Прорезать ножом все контуры еще раз.
  7. Доработать все детали.
  8. Обработать поверхность, создавая тем самым иллюзию объема.
  9. Контуры закруглить, срезать все имеющиеся острые углы.
  10. Проработать каждую деталь, придать ей объем.

Новичкам не под силу сразу вырезать картины и полностью освоить рельефную резку

Обработать поверхность наждачной бумагой и покрыть лаком.

Как сделать декоративную тарелку из дерева: мастер-класс

Для того чтобы перейти к изготовлению сложных изделий из дерева, недостаточно лишь прочитать самоучитель по этому мастерству. Для этого требуются определенные навыки. Пугаться же этого не нужно, сделав несколько простых работ можно смело приступать к изготовлению декоративной тарелки. Все непременно получится.

Необходимые материалы и инструменты:

  • липовая доска;
  • лобзик;
  • резцы для работы по дереву;
  • наждачная бумага.

Для того чтобы перейти к изготовлению сложных изделий из дерева, недостаточно лишь прочитать самоучитель по этому мастерству

Ход работы:

  1. Плавно, без малейших рывков произвести распил доски, придать ей нужную форму.
  2. Обработать сразу же дерево наждачной бумагой.
  3. В технике геометрической резьбы вырезать треугольники.
  4. Полукруглым резцом вырезать углубление по периметру овала.
  5. Глубину постепенно прибавлять.
  6. Сгладить образовавшиеся канавки и обработать их наждачной бумагой.
  7. Пропитать изделие льняным маслом или же просто пропитать крепким чаем.

Сухую тарелку отшлифовать с помощью наждачной бумаги.

Далеко не каждое сырье подходит для резки, ведь именно от его выбора зависит конечный результат. Существуют как твердые, так и мягкие сорта. Каждый сорт имеет свои преимущества и недостатки, предполагается особая технология обработки.

Среди мягких пород можно выделить следующие:

  • сосна;
  • осина;
  • липа;
  • можжевельник;
  • береза.

Преимущество мягкого материала в простоте обработки. При этом мягкую древесину и испортить намного проще, достаточно лишь одного неверного движения.

Твердые сорта, которые используются в процессе творчества:

  • самшит;
  • красное дерево.

Цена на древесину твердых сортов достаточно высокая. Несмотря же на это, резчики предпочитают использовать именно их, так как изделия из них получаются не только красивые, но и долговечные.

Помимо твердости материала, следует также учитывать и его цвет. Светлая древесина вскоре может потемнеть в местах среза. Поэтому при вырезании больших орнаментов рекомендуется использовать сырье хвойных пород.

Геометрическая резьба по дереву для начинающих (видео)

Многих пугает такой вид творчества, как резка по дереву. Работа кажется сложной и изнуряющей. На самом же деле справиться с несложными задачами сможет даже ребенок. Спустя время любой новичок может получить необходимые навыки, чтобы в дальнейшем изготавливать настоящие шедевры.

Каждый вид ремесла появлялся в определенной местности неспроста. На побережьях северных морей, где водятся моржи, зародилось искусство резьбы по кости. Кузнечное дело популярно вблизи залежей руды. Резьба по камню популярна рядом с каменными пещерами и месторождениями полудрагоценных камней. Люди издревле хотели украсить предметы вокруг себя, используя доступные для этого материалы. В России огромные площади заняты лесом, поэтому в разных регионах нашей страны развит промысел художественной резьбы для работ по дереву.

Изучаем различные техники художественной резьбы по дереву

Существуют различные техники этого искусства. Самые распространенные – геометрическая, контурная, плоскорельефная, ажурная или прорезная, объемная резьба. Каждый из видов резьбы имеет свои особенности, требует различных инструментов и подготовки мастера. Так, для геометрической резьбы достаточно лишь ножа-косяка, плоскорельефная требует наличия нескольких стамесок и напильников, прорезная выполняется строго по эскизу лобзиком или фрезером, а для объемной техники необходим большой набор инструментов, а также представление об объеме фигуры и некоторые художественные навыки.

  • Геометрическая резьба на разделочной доске.
  • Пример контурной резьбы – рисунки выполнены в виде борозды, вырезанной из поверхности бруска.
  • Плоскорельефная резьба – фон углублен, рисунок выступает на одинаковую высоту.
  • Прорезная резьба – пример работы мастера.
  • Объемная резьба по дереву – шедевр от российских резчиков.

Кроме того, очень красиво выглядят работы, выполненные не в одной определенной технике, но с комбинированием их. На фото видны примеры обработки дерева в смешанных техниках.

Авторские и региональные стили резьбы по дереву.

В различных регионах преобладают разные виды дерева, отличается климат и уклад жизни. В зависимости от этого, существуют многочисленные направления в этом декоративно-прикладном искусстве. Кроме того, некоторые мастера, выходцы из определенных школ и добившиеся успеха, разрабатывают свой собственный неповторимый стиль резьбы. Некоторые из них даже отмечены в специализированных книгах и изданиях, их работы представлены на выставках и известны на весь мир.

Разбираем богородская резьба по дереву: история и отличия

Село Богородское находится недалеко от Троице-Сергиева монастыря. Резное дело берет начало в этом селе еще с XV-XVI веков. Тогда этим занимались, в основном, простые крестьяне. Сейчас в селе ходит предание о том, как один из богородских резчиков сделал куклу из дерева и продал ее купцу. Купец поставил ее в своей лавке для украшения, но ее тут же купили за очень выгодную для него цену, после чего он заказал целую партию таких же кукол у мастера. С этого времени, согласно этой истории, и зародилась богородская школа резьбы по дереву.

Многим россиянам с детства знакомы такие деревянные игрушки как кузнецы или курочки, которые поочередно бьют молотами по наковальне или клюют зернышки. Но далеко не все знают, что это также творчество богородских резчиков. Мастерам удается с помощью этого нехитрого материала воссоздавать повседневные сценки из жизни и быта простых людей, а также делать чудесные фигурки животных. Известно, что с этими игрушками играли не только дети крестьян, но даже боярские отпрыски и царевичи.

В начале прошлого века богородские мастера объединились в артель “Богородский резчик”, а позже превратилась в Богородскую фабрику резьбы по дереву, которая существует до сих пор и выпускает на свет замечательных мастеров.

Рассмотрим историю и отличительные черты абрамцево-кудринской резьбы по дереву

Изначально сформировалась в селе Абрамцево. Мастер Е.Д.Поленова организовала там мастерскую со школой резьбы по дереву, отличительной чертой которой было обучение живописи. Позже один из выходцев этой школы основал в селе Кудрино свою собственную мастерскую, работая по заказам для Абрамцевской мастерской. Так сформировался абрамцево-кудринский стиль резьбы, характерными чертами которого стало комбинирование плоскорельефной и геометрической резьбы. Эта разновидность резьбы популярна до сих пор и является легкоузнаваемой.

Изучаем новый авторский вид резьбы по дереву – “Татьянка”

Стиль “татьянка” является запатентованным авторским стилем. Его разработал в 1991 году резчик Сасыков Шамиль, а стиль назвал в честь своей жены. Уникальность “татьянки” состоит в том, что выглядят работы очень красиво и эффектно, главная техника – плоскорельефная резьба с элементами плосковыемчатой. Стиль напоминает абрамцево-кудринский, но все же имеет особую технику вырезания, кроме того, содержит более разнообразные и многочисленные элементы. Существует сайт, посвященный этому виду резьбы, а также школа, где проводятся мастер-классы и полноценное обучение.

Некоторые примеры работ в стиле “татьянка”.

Подборка видео по теме статьи

Художественная резьба по дереву всегда привлекала внимание ценителей декоративной обработки древесины. Создание различных фигур из дерева, резной мебели с изображением каких-либо сцен жизни людей в любые времена пользовалось особой популярностью среди резьбарей. Разнообразные виды резьбы доступны не только опытным мастерам, но и новичкам в этом виде искусства.

Картина выполненная художественной резьбой по дереву

Достичь определенных результатов в этом деле можно не только благодаря таланту, но и постоянному обучению. Решив заняться данным видом искусства, необходимо изучить различные виды резьбы по дереву. Существует большое количество методов резьбы, позволяющих создавать резные изделия.

Особенно большое количество поклонников насчитывается у художественной резьбы по дереву «Татьянка». Этот стиль берет свое начало с конца ХХ века. Основателем данного метода был Шамиль Сасыков, который являлся мастером по художественной резьбе данным способом и знал все тонкости этого направления.

Родившийся в 1990 году в результате творческого эксперимента стиль стал целой художественной системой. Обучение данному стилю прошли уже более 10 тыс. человек.


Деревянная резная тарелка выполненная резьбой Татьянка

Его особенность состоит в том, что производить обработку изделия с помощью специальных можно только 1 раз. Резьба в стиле «Татьянка» основана на принципе единичной обработки, поэтому эта техника позволяет создавать различные декоративные элементы с применением специальных инструментов.

Если использовать другие методы рельефной резьбы, то выполнение форм займет больше времени, чем использование стиля «Татьянка» для резьбы по дереву.

Инструмент подбирается с учетом особенностей древесной породы, которая может быть мягкой или твердой. Приспособления для резьбы должны быть хорошо заточены. Поскольку стиль резьбы «Татьянка» является многослойным, то потребуется переходить от одного этапа к другому. Вырезав некачественно элементы первого слоя, следующие невозможно будет оформить красиво и правильно.


Кухонная доска выполненная в стиле Татьянка

Для оптимизации выполнения работы потребуется тщательное изучение этапов художественной обработки дерева. Поэтапное воспроизведение каждой детали, а также их расположение на поверхности доски должно быть продумано. Из-за одного неверного движения восстановление неправильно срезанного элемента окажется невозможным.

Художественная обработка древесины в стиле резьбы «Татьянка» — это перспективный вид резьбы. Овладевший данным видом техники резьбы домашний мастер всегда будет иметь работу. Эти изделия пользуются популярностью у покупателей.

Другие виды резьбы для начинающих: плосковыемчатая, сквозная, и . В отличие от перечисленных методов, популярный вид резьбы «Татьянка» требует сил и времени в меньшем количестве, чем другие методы. Эта техника отличается многослойностью и требует тщательной проработки верхних и нижних слоев.

Методы работы с деревом

Художественная резьба по дереву, в зависимости от техники ее выполнения, предполагает использование соответствующих инструментов, которые предназначаются для определенного метода.

К примеру, для сквозной резьбы, которая должна иметь объемный вид, используются стамеска, лобзик или пила. Данный вид резьбы еще называется ажурным, он применяется для . Объем придается изделию благодаря рельефной резьбе. Ее основное требование связано с выполнением рисунков на одном уровне с фоном или выше него.

Техника предполагает подушечный и выбранный фон. В первом случае фон с рисунком должны находиться на одном уровне, второй способ требует расположения рисунка выше фона.

Читайте также

Резные журнальные столики


Поэтапное выполнение плоскорельефной резьбы

Создание скульптур из дерева с помощью бензопилы стало популярным на сегодняшний день. Скульптурную резьбу можно считать наиболее сложной из всех техник, но одновременно довольно интересной. Воплощение правильных пропорций в необработанное дерево способно превратить его в человека или животного. Обычно мастер переносит настроение, используя объемные детали и делая изображение более живым.

Перед тем, как переходить к более сложным работам, следует взять для тренировки простые эскизы для резьбы , пользуясь книгами по резьбе, в которых указаны обычные схемы и зарисовки с детальным описанием. Для начала вырезают фигурки незначительных размеров с учетом небольшой детализации. Грамотная художественная резьба по дереву требует постоянных тренировок, позволяющих усовершенствовать навыки создания резных изделий.


Плосковыемчатая обработка дерева может быть следующих видов:

  1. Геометрическая.
  2. Ногтевидная.
  3. Чернолаковая.

Для выполнения таких видов техники требуются: эскизы, нож, стамеска, дерево. Создание геометрического резного рисунка предполагает вырезание ромбов, шестиугольников, квадратов под разными углами. Выполнение углублений с помощью стамески под углом 90 °, а рядом под острым углом предполагает создание рисунка с помощью множества скобок на заготовке из дерева.

Создание рисунка с помощью треугольных или круглых желобков представляет собой технику контурной резьбы. Если перед работой поверхность покрывают лаком либо черной краской, а потом начинают вырезать рисунок, то он будет очень эффектно смотреться в готовом виде.

Требования к выполнению резьбы в стиле «Татьянка»


Шкатулки выполненные в стиле Татьянка

Характеристики рабочего места

Художественная обработка дерева осуществляется при постоянном соблюдении требований к рабочему месту. Резчику в стиле «Татьянка» необходима любая плоскость из дерева с ровной поверхностью: верстак, табуретка, стол или подоконник. Наилучшим образом подходят стол или верстак, поскольку они имеют тяжелый вес и деревянную столешницу.

Подходит и полированный стол, на который можно положить кусок фанеры либо чертежную доску 20×20 см и больше. Это позволит уберечь инструмент от поломок, если он случайно сорвется и воткнется в столешницу. Учебная доска не закрепляется во время работы, которую осуществляют без упора. Если заготовка из липы, то она является достаточно мягкой, поэтому может упереться во что-либо твердое. После этого на поверхности будут образованы вмятины.

Чертеж обустройства рабочего места для резьбы по дереву

Освещение должно быть естественным или с широким спектром, поскольку весь процесс работы является кропотливым и требует повышенной аккуратности. Хорошо, если стол с лампой будет стоять возле окна. Свет не должен отсвечивать в глаза от доски. Поскольку сделанные карандашом эскизы будут стираться по мере выполнения работы («исчезающий рисунок»), в итоге должно остаться чистое дерево, которое не имеет цветовой контрастности. Неровный рельеф отбрасывает тени, которые становятся четко различимыми.

Подсыхающую в процессе работы учебную доску требуется периодически увлажнять, чтобы поддерживать ее в рабочем состоянии. Влажность должна составлять около 12-15%. Доску можно увлажнять заранее, промачивая торцы.


Рабочее место для резьбы

Для каждой доски характерны свои параметры, поэтому сделать анализ результатов увлажнения можно только опытным путем, что позволит рассчитать периодичность увлажнения доски.

Материал для создания изделия

Древесина для резьбы должна иметь ровную и гладкую поверхность. На дереве не должно быть сучков и прочих изъянов. Если возникло желание использовать древесину с сучками, то любой из них можно обыграть в процессе работы. В дальнейшем можно развить композицию, если руководствоваться замыслом и техникой резьбы.

Наилучшим образом для целей создания интересной резьбы в стиле «Татьянка» подходит липа.

Такой материал не только с легкостью режется в любом направлении, но и подходит начинающим резчикам. При выборе доски необходимо обращать внимание на торец материала, где древесину выбирают однородную, плотную и не рыхлую.


Если доска близко от коры, то есть у края бревна, где размещение слоев по отношению к поверхности является пологим, плотную древесину можно использовать. Эта доска с легкостью может быть разрезана на 2 части. На любом участке древесины с однородной плотностью резьба может быть выполнена лучше.

В последнее время особой популярностью пользуется такой вид рукоделия, как авторская резьба по дереву. Художественная резьба по дереву «татьянка», резьба по дереву «россиянка» – увлекательный вид досуга и отличное хобби, не требующее серьёзных материальных затрат. Разные виды художественной резьбы по дереву подходят как для взрослых, так и для детей старшего школьного возраста.

Вырезанием в стиле «татьянка» часто занимаются школьники (как мальчики, так и девочки) в кружках и на уроках художественного творчества, а также неравнодушные к прекрасному взрослые люди. Необходимые для работы инструменты можно приобрести в магазинах, где продаётся всё для резьбы по дереву и творчества.

В мире существуют самые разные стили резьбы по дереву. Многие из них требуют приобретения редких пород древесины и дорогостоящих инструментов, а также многолетнего и кропотливого обучения технике. Из всех видов вырезки особняком стоит такой вид, как «татьянка», потому что он не требует длительного обучения. Техника работы очень проста. Всё, что понадобится для работы, можно найти у себя дома или купить в специализированных магазинах. Итак, перед началом работы мастер по художественной резьбе «татьянка» должен предварительно подготовить :

Для того чтобы лучше понять саму технологию работы с древесиной, рекомендуется посмотреть обучающее видео или посетить мастер-класс опытных резчиков. Также все подробности о технике резьбы «татьянка» можно узнать, посетив художественные выставки отечественных мастеров декоративно-прикладного искусства. Как правило, во время каждой выставки резьбы по дереву проходят творческие встречи с художниками-авторами работ, во время которых можно получить ответы на все интересующие вопросы.

Галерея: резьба по дереву в стиле «татьянка» (25 фото)




















Школа резьбы по дереву: как стать настоящим мастером резьбы «татьянка»

Для того чтобы понять и постичь все тонкости работы с таким интересным и благородным материалом, как древесина, необходимо время. Тем не менее освоить технику резьбы «татьянка» довольно просто, главное – терпение, внимательность, горячее желание и творческий подход к делу. Для новичков рекомендуется использование мягких пород дерева, потому что с ними проще работать. Цвет древесины может быть любой.

Готовую работу можно обработать специальным лаком (морилкой) или окрасить красками. Но всё-таки эффектнее будет смотреться та работа, в которой полностью сохранено всё богатство натурального цвета древесины.

Для того чтобы готовая работа сохранилась как можно дольше, все известные мастера резьбы предварительно обрабатывают деревянные заготовки водоотталкивающим и антигрибковым составом. Если пренебречь этими правилами, работа в дальнейшем может сильно пострадать из-за неправильных условий хранения. Также необходимо следить, чтобы предназначенный для работы материал изначально не имел повреждений. Например, не стоит брать для изготовления изделия древесину, покрытую плесенью или пострадавшую от жучков.

Как создать шедевры резьбы по дереву: практические рекомендации

Для того чтобы освоить технику резьбы по дереву и создавать в этой технике настоящие рукотворные шедевры, необходимо учитывать следующие практические рекомендации :

В технике резьбы по дереву можно изготовить оригинальные подарки для родных и близких. Главное – проявить фантазию и внимательно изучить естественную фактуру куска древесины перед тем, как начинать работу. Это поможет творчески подойти к работе и наиболее полно передать всю красоту дерева. Работа по дереву – отличный вид хобби, развивающий воображение, пространственное мышление и мелкую моторику рук, а также художественный вкус. Посещение выставок и мастер-классов поможет наиболее полно прикоснуться к прекрасному и глубже вникнуть в специфику работы с древесиной.