Уральские ремесла название место время представители описание. Народные промыслы уральских мастеров

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Промыслы Урала. Выполнила: Радченко Оксана Николаевна Воспитатель 2017

На Урале получили развитие множество промыслов и ремесел, многие из них живы и по сей день, а некоторые не дошли до нашего времени

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ УРАЛА имеют многовековую историю. Они начали развиваться более трех веков назад, когда в нашем крае стали строиться первые заводские поселения, и население его существенно выросло за счет переселенцев из Центральной России. Изначально традиционные уральские ремесла отличались разнообразием направлений, стилей. Их развивали талантливые самобытные мастера.

БУРАЧНЫЙ ПРОМЫСЕЛ. Изготовление и роспись туесов (коробок с крышкой) из бересты. Этот вид ремесла получил распространение в Нижнем Тагиле, а в Нижнетагильском краеведческом музее можно увидеть самое большое собрание бураков.

СУНДУЧНЫЙ ПРОМЫСЕЛ Центрами развития этого ремесла в XIX стали город Невьянск и поселок Быньговский – здесь находились крупнейшие заводы. Сундуки и шкатулки делали из древесины сосны и кедра, богатая отделка выполнялась из железа и разновидностей жести: черненой, крашеной, печатной, чеканенной, бронзированной и многих других.

ПРОИЗВОДСТВО САМОВАРОВ. Свое развитие самоварное дело получило на Нижнеиргинском заводе близ Красноуфимска. Дата изготовления первого самовара – 1746 год. В местном краеведческом музее находится самая богатая экспозиция самоваров местного производства.

УРАЛЬСКАЯ РОСПИСЬ Искусство росписи получило распространение на Урале в XVII веке, во время активного заселения этих земель выходцами из Центральной России и Поволжья. Особенно активно уральская роспись развивалась в Алапаевском горнозаводском районе. Расписная утварь и мебель встречались даже в самых бедных домах, кое-где расписывались целые горницы. Яркие образцы этого самобытного ремесла можно увидеть в экспозиции Нижнесинячихнского музея-заповедника.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЛИТЬЕ Активное развитие металлургической промышленности на Урале способствовало зарождению художественных промыслов в этой области: на многих железоделательных и чугуноплавильных заводах работали мастерские по художественному литью. Каслинское и Кусинское литье из чугуна является гордостью Южного Урала. В музее декоративно-прикладного искусства можно увидеть экспозицию, наглядно показывающую историю развития этого ремесла с начала XIX века.

ЛАКОВАЯ РОСПИСЬ ПО МЕТАЛЛУ С середины 18-го века на Урале, в Нижнем Тагиле, Верх-Нейвинском, Туринске и Невьянске начинает развиваться еще одно интересное ремесло - лаковая роспись по металлу. В наши дни наиболее крупное предприятие этого направления - предприятие «Метальная лавка» в Нижнем Тагиле, где работают отличные мастера и художники. .

РЕЗЬБА ПО КАМНЮ Уральская школа резьбы по камню зародилась в XVIII веке. На территории современной Свердловской области работало множество частных мастерских. Основой для камнерезных изделий служили местные камни, такие как яшма, малахит, мрамор и множество других. Древние традиции этого промысла развиваются и сейчас, не только в маленьких мастерских, но и на крупных камнерезных предприятиях в Нижнем Тагиле, Асбесте, Екатеринбурге и Заречном.

В наше время в уральских городах и деревнях возрождаются традиционные промыслы и ремесла. Деятельность народных мастеров координирует и направляет областной художественно-экспертный совет по народным художественным промыслам. Более половины уральских ремесел издавна были связаны с обработкой камня и металла. Искусство уральских камнерезов воспевал в своих сказах Павел Петрович Бажов.

ПРОИЗВОДСТВО ФАРФОРА. Одним из направлений работы уральских мастеровых был и керамический промысел. Еще в первой половине 18-го века в селе Нижние Таволги Невьянского района выпускали керамическую посуду. А в наши дни мастера-керамисты Сысертского фарфорового завода изготавливают уникальные фаянсовые иконостасы для храмов и монастырей Екатеринбургской ЕПАРХИИ.

КОЛОКОЛЬНОЕ ЛИТЬЕ В начале 18-го века в Невьянском заводе по распоряжению Никиты Демидова был отлит первый колокол. Сегодня широко известно каменск-уральское предприятие «Пятков и К», ставшее одним из ведущих в России колокольных заводов.

Народные промыслы на Урале живут и развиваются. Как встарь, большим спросом пользуются изделия уральских камнерезов, ювелиров и кузнецов, нижнетагильских мастеров лаковой росписи по металлу, фарфоровая посуда с ручной росписью, каменск-уральские колокола. Мастера чтут вековые традиции, хранят секреты и создают новые приемы создания самобытных изделий, которые не спутать ни с какими другими.

Спасибо за внимание.


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Народные промыслы Урала Подготовила педагог дополнительного образования Карпук Надежда Александровна Челябинская область город Бакал, МБУДО «Дом детского творчества»

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

МБОУ ДОД ДДТ г Бакал Карпук Надежда Александровна. Мастер-класс: «Тагильсккий вензель» Приобщение современного человека к традиционному искусству своего народа значимо для его эстетического и этического воспитания, именно на этой основе вырастает уважение к своей Земле, Родине, происходит возрождение национального самосознания. Это определяется спецификой традиционного прикладного искусства как векового культурного опыта народа, основанного на преемственности поколений, передававших своё восприятие мира, воплощённое в художественных образах народного искусства

4 слайд

Описание слайда:

Народные промыслы Урала Народное искусство поражает двумя особенностями: всеохватностью и единством. «Всеохватность» - это пронизанность всего, что выходит из рук и уст человека, художественным началом. Единство - это, прежде всего единство стиля, народного вкуса» (Д.С. Лихачёв). Народные декоративно-прикладные промыслы - одна из проверенных временем форм выражения эстетического восприятия человеком мира. Неповторимые художественные изделия народных промыслов Южного Урала любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие.

5 слайд

Описание слайда:

Народные промыслы Урала Народное искусство как одна из форм информационной культуры. Традиционное искусство, помимо своей несомненной значимости как результата творческой деятельности того или иного народа, является и ценнейшим этнографическим источником, привлекаемым при решении этногенетических и многих культурно-исторических проблем. В его образах и символах зашифрована информация о развитии мировоззрения наших далеких предков. Начиная с самых древнейших этапов становления человеческой культуры, творчество гармонично соединяло в себе два метода познания и преобразования действительности - художественный и интеллектуальный, в нем нашли выход и слились воедино искони присущие человеческой природе стремления души и ума.

6 слайд

Описание слайда:

К народным промыслам Урала относится Уральская домовая роспись Камнерезное искусство Урала Уральское чугунное литьё Гончарство и глиняная игрушка ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ Каслинское литьё Златоустовская гравюра на стали Художественная обработка меди ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ Пуховый платок БАШКОРТОСТАН Резьба по дереву, посуда из дерева, веретённые изделия Хлопчатобумажные комбинаты

7 слайд

Описание слайда:

Народные промыслы Урала Народные промыслы на Урале имеют многовековую историю. Они начали развиваться более трех веков назад, когда в нашем крае стали строиться первые заводские поселения, и население его существенно выросло за счет переселенцев из Центральной России. Изначально традиционные уральские ремесла отличались разнообразием направлений, стилей. Их развивали талантливые самобытные мастера. В наше время в уральских городах и деревнях возрождаются традиционные промыслы и ремесла. Более половины уральских ремесел издавна были связаны с обработкой камня и металла. Искусство уральских камнерезов воспевал в своих сказах Павел Петрович Бажов.

8 слайд

Описание слайда:

Народные промыслы Урала В 1726 году по инициативе основателя города Челябинска Василия Никитича Татищева в Екатеринбурге была создана гранильная мастерская, ставшая впоследствии гранильной фабрикой. Со второй половины 19-го века камнерезные предприятия появились в Березовском, Верх-Исетском, Полевском, Мраморском, Нижнеисетском заводах, поселке Шарташ. Нынешние мастера - ювелиры и камнерезы - возрождают и продолжают традиции Данилы-мастера. Широко были известны в прошлом и текстильные изделия уральских мастериц. Многие жители поселка Верх-Исетского завода занимались кружевоплетением на коклюшках, а в деревнях и селах, окружающих Екатеринбург, женщины изготавливали ковры ручной работы. И по сей день в селе Бутка существует фабрика ручного ковроткачества.

9 слайд

Описание слайда:

Народные промыслы Урала Одним из направлений работы уральских мастеровых был и керамический промысел. Еще в первой половине 18-го века в селе Нижние Таволги Невьянского района выпускали керамическую посуду. А в наши дни мастера-керамисты Сысертского фарфорового завода изготавливают уникальные фаянсовые иконостасы для храмов и монастырей Екатеринбургской епархии.

10 слайд

Описание слайда:

Народные промыслы Урала В начале 18-го века в Невьянском заводе по распоряжению Никиты Демидова был отлит первый колокол. Сегодня широко известно каменск-уральское предприятие "Пятков и К", ставшее одним из ведущих в России колокольных заводов. Развивалось на Урале также искусство изготовления изделий из бересты - так называемый "бурачный" промысел. Центрами его являлись Нижнесалдинский, Верхнесалдинский и Нижнетагильский заводы, где в начале 20-го века действовали более 40 кустарных мастерских.

11 слайд

Описание слайда:

Народные промыслы Урала С середины 18-го века на Урале, в Нижнем Тагиле, Верх-Нейвинском, Туринске и Невьянске начинает развиваться еще одно интересное ремесло - лаковая роспись по металлу. В наши дни наиболее крупное предприятие этого направления - предприятие "Метальная лавка" в Нижнем Тагиле, где работают отличные мастера и художники. Народные промыслы на Урале живут и развиваются. Как встарь, большим спросом пользуются изделия уральских камнерезов, ювелиров и кузнецов, нижнетагильских мастеров лаковой росписи по металлу, фарфоровая посуда с ручной росписью, каменск-уральские колокола. Мастера чтут вековые традиции, хранят секреты и создают новые приемы создания самобытных изделий, которые не спутать ни с какими другими.

12 слайд

Описание слайда:

Тагильский Вензель Нижний Тагил, основанный тульским кузнецом Никитой Демидовичем Антуфьевым в 1725 году славился и славится талантливыми крепостными ремесленниками владельцев уральских металлургических заводов – Демидовых. Изделия их знали не только в России, но и за границей. И по сей день кое-где еле угадываются островки старых, но, еще добротных строений прошлого столетия. В одном из них, бывшем демидовском заводоуправлении, размещается теперь местный историко-краеведческий музей. Нижний Тагил был богат мастерами. Кустари покупали листы мягкого и ковкого кровельного железа и делали из них ковши, шкатулки, столики, подносы, покрывая их живописью.

13 слайд

Описание слайда:

Тагильский вензель Складывались целые династии, ревниво хранившие секреты своего промысла. Большой известностью пользовались мастерские Дубасниковых, Перезоловых, Головановых... Но первым мастером считался Андрей Степанович Худояров, человек жесткого и упорного нрава. Ему молва приписывает честь изобретения знаменитого лака, который был прозрачен как стекло, тверд - не процарапывался ножом, устойчив к жару - ни горячий самовар, ни кипяток, случайно пролитый, не портили его сверкающей брони, ни кислота его не брала, ни огонь. Говорили: «Бумагу сожгут на нем, пепел останется - и все». Свое умение старик передал сыновьям Вавиле и Федору

14 слайд

Описание слайда:

Тагильский вензель Они так же, как и отец, получили право от Демидова иметь собственные мастерские расписных железных изделий. В 1784 году братья Худояровы писали «ярких бабочек и птиц» на железных лакированных пластинах для дома Демидовых в Москве. За эту работу они были награждены кушаками, шапками и сукном на кафтаны, а их отец (ему уже было за шестьдесят) освобожден от заводских работ. Традицию деда продолжали сыновья Федора Андреевича Худоярова - Павел, Исаак и Степан, талантливые живописцы. Павлу принадлежит картина «Листобойный цех», редкое по тем временам изображение труда рабочих.

15 слайд

Описание слайда:

Тагильский вензель В Тагильском музее хранятся работы старых мастеров…И хотя потускнели на них от времени краски, но все так же, будто живые, светятся цветы, и, словно стекло, отсвечивает лак. Русский путешественник XVIII века академика Петр Паллас, писал, что на Урале «бывают вещи, лаком наведенные, не много хуже китайских, а лучше французских, включая живописи». А ведь это народное искусство, развившееся на уральских железоделательных заводах в первой половине XVIII века, могло исчезнуть навсегда, если бы не кропотливый и бескорыстный интерес к нему многих сегодняшних хранителей нашей культуры. Правда, один секрет уральской лаковой живописи и по сей день не разгадан.

16 слайд

Описание слайда:

Тагильский вензель Как же создавались нижнетагильские подносы в те далекие времена? Прежде всего за дело брался коваль. Он выкраивал ножницами круглые, прямоугольные или гитарообразные куски кровельного железа, затем подбирал шесть заготовок так, чтобы каждая последующая была меньше предыдущей, укреплял «шестерку» на чугунной желобильне. Пятифунтовым молотом мастер-отковщик бил по заготовкам до тех пор, пока железо не принимало формы подносов. После этого он делал «гуртик» - загибал края, выделывал крыловидные или прорезные края и ручки. Перед лакировкой мастер шпаклевал и шлифовал поднос, затем покрывал олифой и ставил в жаркую печь «воронить». Эта процедура повторялась несколько раз.

17 слайд

Описание слайда:

Тагильский вензель После лакировки поверхность изделия приобретала глубину, начинала таинственно поблескивать. Фон подносов тагильские мастера готовили самых разных тонов. В одном случае они символизировали зеленую траву-мураву, в другом - пламенную вечернюю зарю, в третьем - теплую летнюю ночь. Иногда фон раскрашивали «под черепашку» или «под малахит». После сушки поднос еще раз тщательно шлифовали и только после этого он попадал в руки живописцев - «писак». Вы думаете что – то изменилось с тех далеких времен?... Нет единственное, что заготовки штампуют без применения ручного труда.

18 слайд

Описание слайда:

Мастер-класс Тагильский вензель Предлагаю вашему вниманию, где на сегодняшний день используется Тагильский вензель. Вы видите, что расписаны самые разнообразные предметы быта.

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Коррекционная общеобразовательная школа-интернат» р.п. Магнитка

Воспитательный час

Подготовил А.В. Поспелов,

Воспитатель группы № 7

АННОТАЦИЯ

Информационный материал, изложенный в настоящей разработке предназначен для проведения коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками 6-х – 9-х классов с целью ознакомления их с народными традициями и промыслами народов Южного Урала.

Результатом проведения воспитательного часа должна появиться надежда на то, что воспитанники станут с уважением относиться к историческому прошлому Южного Урала, трудолюбию и мастерству его жителей.

Для повышения качества усвоения материала подготовлена мультимедийная презентация.

Тема: « Народные традиции и промыслы Южного Урала»

Цель - формировать уважительное отношение к историческому прошлому Южного Урала, трудолюбию и мастерству его жителей, значению семейных династий в сохранении и развитии художественных ремёсел, творческих умений и навыков.

Природа подарила территории Южного Урала богатейшие природные кладовые, многие из которых уникальны. (Слайд 1)

Урал издавна славился мастерами, умеющими делать различные изделия из драгоценных и полудрагоценных камней, которыми так богаты Уральские горы. Художественное творчество уральских мастеров стало известно по всему миру. (Слайд 2)

Как всё начиналось? Эта история имеет свои корни во глубине многих тысячелетий. До периода, когда древние жители Урала научились выплавлять медь, а это случилось примерно 5 тысяч лет назад, все орудия труда, оружие, предметы обихода изготовлялись из камня. (Слайд 3)

За многие тысячелетия древние южноуральцы многое узнали о свойствах камня. Предпочтение в изготовлении разнообразных предметов быта, орудий труда и оружия они отдавали кремню, горному хрусталю и особенно яшме. (Слайд 4)


(Слайд 5)

Древний мастер собирал подходящие ему по размеру и по форме камни и относил в свою мастерскую. Это были заготовки будущих изделий. Современные ученые называют их нуклеусами .

Нуклеус - в переводе с латинского языка означает «ядро». Использование нуклеусов в деле камнеобработки оказалось чрезвычайно эффективной технической идеей того времени. (Слайд 6)

От нуклеусов отделяли пластинки, а из пластинок изготавливали разнообразные орудия. (Слайд 7)

Из пластин с параллельными краями делали кинжалы и наконечники копий с так называемыми составными лезвиями . Для этого делалась костяная или деревянная основа. В её пазы при помощи смолы или специального животного клея закреплялись предварительно подобранные друг к другу пластинки. (Слайд 8)

Основной способ обработки рабочих краёв орудий была ретушь .

Специальным каменным инструментом-ретушером мастер надавливал или легко ударял по обрабатываемой кромке, делал рабочую поверхность такой, какой он её задумал (острой или притуплённой, прямой или вогнутой). (Слайд 9)

На слайдах 10 – 15 представлены образцы изделий древних мастеров Южного Урала. Особого внимания заслуживает слайд № 15, где мы видим настоящее сверло, и это в каменном веке!

В самом конце каменного века южноуральцы отказались от использования орудий, изготовленных из ножевидных пластин, и перешли к технике изготовления каменных орудий на отщепах . (Слайд 16)

В это время мастера научились применять двустороннюю ретушь . Ретушь наносилась не только по краю орудия – ею с двух сторон покрывалось всё орудие, оно как бы «строгалось» ею, делалось той формы и той толщины, какие задумал мастер. Учёные так и не смогли повторить двустороннюю ретушь в наши дни! Секрет утерян, возможно, навсегда. (Слайд 17-18)

В конце каменного века древние мастера научились изготавливать шлифованные орудия и украшения. (Слайд 19)

В своё время учёный С.А.Семёнов разработал метод изучения древних предметов, который назвали трасологией. Трасология – наука, изучающая следы работы, оставшиеся на поверхностях древних орудий труда. (Слайд 20)

По древним образцам Сергей Аристархович с учениками изготавливал каменные орудия. Поскольку они были новыми, никаких следов работы на них ещё не было. Сделанными орудиями ученые рубили, пилили, жали, сверлили. Затем разглядывали следы работы под микроскопом, фотографировали и сравнивали с древними, «узнавая» их.

Результаты опытов учёных:

1. Копье с кремневым наконечником пробило деревянную доску и несколько слоев оленьей кожи.

2. Стрелы с каменными наконечниками пробили железную КОЛЬЧУГУ.

3. Поле площадью в 25 квадратных метров каменными серпами сжали за один час.

4. Кожу барана каменными скребками обработали за пять часов.

5. Полуметровой толщины сосну срубили каменным топором за 21 минуту. (Слайд 21)

Какой вывод можно сделать?

Каменный век не был диким веком. Гениальных людей тогда, видимо, было столько же, сколько в наши дни. Просто у южноуральцев каменного века было намного меньше возможностей, чем у нас. Но они их использовали гораздо полнее, чем мы свои. (Слайд 22)

Камень – это природный дар, который издревле используется человеком для строительства и украшения жилища, храмов, дворцов, крепостей, сооружения мостов и плотин. Уральский камень – наша гордость. Природа Уральских гор (а может быть сама Хозяйка Медной горы?) подарила людям потрясающее многообразие камня…..(Слайд 23)

Вот некоторые из них:

(демонстрацию и характеристику камней могут выполнить заранее подготовленные учащиеся)

Змеевик (Слайд 24) - это мягкий поделочный камень, используемый уже более 400 лет. Примечательно, что из него вырезали аптекарские сосуды и называли "аптекарским камнем". По сходству со змеей он считался охранительным средством от змеиных укусов, а потом постепенно перешел в разряд противоядий при любом отравлении. Из него делали чаши, кубки и считали, что если влить в такой сосуд отраву, то он отпотеет. На Урале расположены уникальные месторождения змеевика, натурального камня изумительной красоты. Уральский змеевик (серпентинит) - поделочный камень зеленой окраски с вкраплениями других оттенков, придающих камню сходство с фактурой кожи змеи. Камень хорошо полируется и блестит. Из него делают шкатулки для украшений, настольные часы, шахматы, вазы, канделябры, настольные наборы широко используемые в оформлении интерьеров.

Нефрит (Слайд 25) - полупрозрачный минерал белого и зеленого цвета. Особую прочность ему придают тончайшие кристаллические волокна, спутанные и переплетенные наподобие шерстинок войлока. При ударе пластинка нефрита издает мелодичный звук – свойство редкое среди минералов.

Окраска нефрита лежит в пределах зелено-белой гаммы

За прочность и красоту минерал высоко ценился с древних времен. Сначала из него изготавливали орудия труда, но затем были по достоинству оценены его эстетические качества: тонкая игра света в глубине камня, частично просвечивающегося или даже полупрозрачного.

Нефрит считается национальным камнем Китая. В этой стране он был известен еще во II в. до н. э. Китайцы обожествляли нефрит, называли его «вечным», «божественным», «камнем Земли и Неба», «камнем спокойствия». В XII в. о свойствах нефрита был написан трактат, состоявший из 100 томов и 700 цветных иллюстраций. Китайцы использовали кусочки нефрита в качестве разновесов и денег и приписывали этому минералу пять достоинств, соответствующих душевным качествам человека. Мягкий блеск нефрита соответствовал мягкосердечию; прочность - умеренности и справедливости; звук при ударе - символу науки; негибкость - мужеству; не поддающееся подделке строение было эмблемой чистоты. Конфуций считал нефрит символом ума, гуманности, преданности и правдивости. У древних тюрков и монголов нефрит считался камнем победы, им украшали мечи и пояса.

Нефрит - благородный, очень хорошо обрабатывающийся камень, его блеск не тускнеет со временем.

Родонит (Слайд 26) – Второй по красоте (и стоимости тоже) после малахита поделочный камень Урала. Его название от греческого (родон) – "роза", "розовый", которое указывает на алый, малиновый или розовый цвет этого камня. Не случайно на Востоке родонит за его характерную окраску называли "камнем утренней зари". Для родонита характерны тонкие черные ветвящиеся прожилки, состоящие из окислов марганца. На розовом фоне они образуют затейливые рисунки и узоры, складывающиеся иногда в настоящие "пейзажи". Месторождения родонита известны на Урале, в Индии и Канаде, в Мексике и ЮАР.

Из родонита изготавливают пепельницы, шкатулки, вазы, пудренницы, броши, запонки, бусы и другие декоративно-ювелирные поделки. Самые известные изделия уральских мастеров камнерезного дела хранятся во многих музеях страны, в том числе и в Эрмитаже. Камень родонит применялся для изготовления иконостаса и дарохранительницы храма Вознесения в Санкт-Петербурге. Колонны одной из самых красивых станций московского метрополитена – Маяковской – отделаны этим великолепным уральским самоцветом.

Малахит (Слайд 27) - это единственный минерал зеленого цвета, обладающий собственным неповторимым орнаментом. Характерный зеленый цвет малахиту придают соединения меди.

Окраска его приятно успокаивает взор – от голубовато-лиственного до густо-изумрудного, причем на поверхности камня расцветают будто нарисованные тонкой кистью неизвестного мастера необыкновенные узоры, то пейзажные, то произвольно расходящиеся сеткой радиальных наплывов. Считается, что чем больше на камне завитков, и чем ближе он по цвету к натуральной зелени, тем мощнее его магический фон. При всей своей красоте малахит достаточно хрупок – его надо беречь от падений, резких перепадов температуры, а чистить разрешается лишь мыльной водой и ни в коем случае не применять популярную ультразвуковую или паровую обработку.

В природе малахит чаще всего встречается в виде почковидных масс, которые имеют концентрическое строение. Именно поэтому на спилах и срезах малахита видны характерные концентрические узоры. Благодаря этой особенности малахит в старину называли "павлиньим камнем". Оттенки окраски малахита варьируют от бирюзового, изумрудно – зеленого и голубовато – зеленого до черно – зеленого.

После открытия на Урале в 1635 г. знаменитых малахитовых рудников, этот минерал справедливо стал считаться "русским камнем". Именно здесь добывался малахит для облицовки каминов, столешниц и ваз Малахитового зала Зимнего дворца, а также колонн Исаакиевского собора в Петербурге.

Однако на настоящий момент, увы, малахитовые рудники почти исчерпаны, и на долю современных любителей камня остаются лишь небольшие ювелирные и декоративные изделия.

Умение делать уральские сувениры передавалось из поколения в поколение. И в наши дни народные художественные промыслы России немыслимы без изделий уральских мастеров. (Слайды 28-29)

Кроме поделок из змеевика и других камней, уральские умельцы изготавливают рисованные панно на спилах дерева. (Слайд 30) На спил дерева благородных пород, таких, как осина, ольха, липа, наносится рисунок дробленым поделочным камнем разных оттенков. Эта оригинальная технология – разработка местных мастеров. Каждый сезон художники придумывают что-то новое. Сегодня, кроме пейзажей, на спилах дерева делают панно с изображением зверей и птиц.

Изделия из камня отличаются оригинальностью, потому что срезы камня делают каждый сувенир неповторимым. Поделки, стоящие в доме, придают ему неповторимый стиль. Это как маленькая частичка природы, попавшая в ваш дом, чтобы оживить его и сделать более теплым и уютным. Уральские сувениры – настоящие произведения искусства, призванные украсить ваше жилище.

В Кусинском районе многие жители занимаются изготовлением поделок и сувениров из камня. В трудные 90-е годы прошлого века, во время экономического кризиса, их мастерство помогло им справиться с трудностями. Во многих семьях работа с камнем стала династией, передаётся от родителей к детям.

Практикум-задание на закрепление новых знаний:


  • Какие камни предпочитают в своей работе уральские мастера?

  • Когда на Южном Урале закончился каменный век?

  • Что такое ретушь?

  • Вспомните результаты опытов ученых-трасологов;

  • Знаете ли вы семьи наших земляков, где работа с камнем стала династией?

Бурачный промысел

  • Изготовление и роспись туесов (коробок с крышкой) из бересты. Этот вид ремесла получил распространение в Нижнем Тагиле, а в Нижнесалдинском краеведческом музее можно увидеть самую большое собрание бураков.

Льняное производство

  • Ткачество и шитье из льна развивалось в поселениях на месте современного Алапаевского района. Лен выращивали повсеместно, это одна из важнейших сельскохозяйственных культур региона. Народный промысел стал основой для развития легкой промышленности и появления льняных фабрик в Свердловской области.

Сундучный промысел

  • Центрами развития этого ремесла в XIX стали город Невьянск и поселок Быньговский – здесь находились крупнейшие заводы. Сундуки и шкатулки делали из древесины сосны и кедра, богатая отделка выполнялась из железа и разновидностей жести: черненой, крашеной, печатной, чеканенной, бронзированной и многих других.

Производство самоваров

  • Свое развитие самоварное дело получило на Нижнеиргинском заводе близ Красноуфимска. Дата изготовления первого самовара – 1746 год. В местном краеведческом музее находится самая богатая экспозиция самоваров местного производства.

Художественное литье

  • Активное развитие металлургической промышленности на Урале способствовало зарождению художественных промыслов в этой области: на многих железоделательных и чугуноплавильных заводах работали мастерские по художественному литью. Каслинское и Кусинское литье из чугуна является гордостью Южного Урала.

Лаковая роспись по металлу

  • Родина этого промысла – Нижний Тагил. Искусство лаковой росписи сформировалось в XIX веке, за годы существования оно не только успешно развилось, но и поставлено на промышленные рельсы.

Резьба по камню

  • Уральская школа резьбы по камню зародилась в XVIII веке. На территории современной Свердловской области работало множество частных мастерских. Основой для камнерезных изделий служили местные камни, такие как яшма, малахит, мрамор и множество других. Древние традиции этого промысла развиваются и сейчас, не только в маленьких мастерских, но и на крупных камнерезных предприятиях.

Производство фарфора

  • Налажено в 1960 в городе Сысерть. Местный фарфоровый завод славится своими изделиями на всю страну, а художественный элемент «Сысертская роза» по мотивам домовой уральской росписи стал характерным символом уральского фарфора.

Колокольное производство

  • Завод «Пятков и Ко» основан в 1991 году в городе Каменск-Уральском и является первым в России частным предприятием по колокольному литью. С 2005 года в городе проводится фестиваль колокольного звона, который ежегодно собирает тысячи слушателей.

«География народных промыслов Южного Урала»

Виртуальная экскурсия

Цели:

. Познакомить учащихся с историей и особенностями народных промыслов Урала:

. развитие у детей познавательного интереса к истории родного края;, коммуникативных навыков;

. воспитание уважительного отношения к труду и любви к Родному краю.

Оборудование:

Проектор, подошва для утюга каслинское литьё.

Ход занятия

Здравствуйте сегодня у нас необычный урок, мы с вами совершим виртуальное путешествие по Южному Уралу, но чтобы нам отправится в путь нужно ответить на несколько моих вопросов:

На какой планете мы живём?

Стране?

Как называется наш край?

В какой части России он расположен?

Я вижу, вы готовы к началу путешествия. Давайте сейчас ещё раз прочитаем тему нашей экскурсии. Вы видите здесь какое-нибудь незнакомое слово? (промыслы)

Кто ни будь знает что оно означает?

Промысел-производство бытовых изделий ручным способом
(Промышленное предприятие добывающего типа. Горные промыслы.)

Итак мы отправляемся в путь и первая наша остановка. Называется «Из истории освоения Южного Урала»

Коренными жителями Ю. Урала были кочевые племена башкир. Но богатства Уральских недр привлекали Петра I, которому был нужен металл для вооружения армии и флота в войне со Швецией. Пётр I, мечтая о великой России, задумывал продвижение её на восток, в степные просторы, населённые кочевниками. Но при жизни он не успел осуществить свою мечту. Продолжателями его дела стали «птенцы гнезда Петрова» - Иван Кириллов, Иван Неплюев и Александр Тевкелев. По приказу Екатерины I Тевкелеву было предписано создать надёжные оплоты для защиты российских границ от набегов, а также для усмирения недовольных. Иван Кириллов разработал проект экспедиции, которую назвали Оренбургской, и возглавил её. Первой на территории будущей Челябинской области (в 1735 г.) была заложена Верхнеяицкая крепость (ныне Верхнеуральск). Эта и другие крепости размещались на границе и на пути из уже освоенного хлебного Зауралья в новостроящийся Оренбург. В охранной цепи укреплений весной 1736 года была заложена Чебаркульская крепость, летом - Миасская, а в начале сентября - Челябинская. 13 августа 1737 года по представлению «начальника Хребта Уральского» В.Н. Татищева была образована Исетская провинция, центром которой с 1743 года стал Челябинск.

Следующая наша остановка называется « Промыслы Южного Урала»

Кузнечное дело — самое древнее и самое распространенное на Урале ремесло, связанное с обработкой человеком самородного металла. Кузнецы — наиболее обширная группа ремесленников в уральских селах, деревнях, посадах и слободах. Изделия кузнецов были необходимы и добытчикам полезных ископаемых, и горным рабочим, и крестьянам-земледельцам.
Другой причиной широкого распространения этого ремесла на Урале стало большое количество местного сырья — железа, меди и других металлов.

Гончарное ремесло на Урале имеет не столь долгую, но не менее самобытную историю. Оно развивалось в различных хозяйственных формах и культурных средах, отвечало потребностям различных социальных групп, возникая повсеместно, где удавалось найти подходящие по качеству глины.

Уральская вышивка крестом представляет собой старинный орнамент — это геометрические фигуры (в том числе древний знак плодородия) и геометризированные изображения звезд, птиц, растений.

Уральская глиняная игрушка — особая область народного искусства, не имеющая непосредственной утилитарной функции. Она
предназначена для разглядывания.

Ткацкое ремесло. На протяжении многих веков ткачество играло важную роль в жизни крестьян. Материалом для производства половиков на Урале являлись толстые нити, а чаще — нарезанные полосами кусочки тканей, всевозможные по расцветке и качеству

Камнерезное искусство. Художественная обработка камня на Урале обогатила русское искусство великолепными камнерезными произведениями, большей частью классическими по форме и созданными из отечественных материалов руками народных мастеров.

И мы приближаемся к городу, основанному в 1751 г. Это город Касли. Кто ни будь знает чем знаменит этот город? (Каслинское литьё)

Видеосюжет.

Мы с вами продолжаем наше путешествие и вот мы уже на подъезде к городу Златоусту.

Основан в 1754 г., когда тульские купцы братья Мосоловы начали строительство железоделательного завода на реке Ай. Откуда такое замысловатое имя у посёлка? Считается, что завод назван в честь византийского церковного деятеля, проповедника христианства Иоанна Златоуста. К металлургии святой, конечно, отношения никакого не имел, но, говорят, образ Иоанна Златоуста был фамильной иконой семьи Ивана Мосолова.

Булатная сталь.

Видеоролик.

Вот мы и приближаемся с вами к последнему пункту нашего путешествия «Малая Родина»

Что такое Малая Родина-значение этого слова?

Какой город для вас является Малой Родиной?

Разрез «Коркинский»
1934 г. — вступил в строй.

Коркинский хлебокомбинат , хлебопекарное предприятие. История предприятия связана с созданием в 1934 пекарни с 2 жаровыми печами, где работали 20 чел. Весь технолог. процесс, от просеивания муки до выгрузки хлеба из печи, осуществлялся вручную. Высокий спрос на продукцию способствовал быстрому развитию предпр.: в 1939 оно было преобразовано в хлебокомбинат, обеспечивавший хлебом не только Коркино, но и окрестные насел. пункты. В 1980-х гг. проведена реконструкция, предприятия. достигло наивысших объемов выпечки хлеба. По сей день это предприятие работает и выпускает вкуснейшие хлебобулочные изделия. Вот одно из них булочка «Листик».

Коркинская швейная фабрика - одно из старейших предприятий города. Когда-то здесь обшивали весь СССР. В городе нельзя было купить её изделия. Посмотрите какие детские вещи на ней шились. После 90 годов фабрика обанкротилась. Но сейчас фабрика вновь набирает обороты в ней открылся цех по пошиву трикотажной одежды.

Коркинская кондитерская фабрика знаменитые на весь советский союз Морские камушки, арахис в шоколаде

Коркинский стекольный завод банка ёлочные игрушки.

Раньше на кирпичном заводе который находится в районе Кир завода был открыт цех по производству глиняных изделий. Изготавливали их из местной глины сейчас этот цех работает но уже не на родном сырье.

Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие.

Что нового вы для себя узнали?

По каким городам прошла наша экскурсия?

Когда говорят о России,

Я вижу свой синий Урал.

Как девочки,

Сосны боcые

Сбегают с заснеженных скал.

В лугах,

На ковровых просторах,

Среди плодоносных полей,

Лежат голубые озёра

Осколками древних морей.

Богаче, чем краски рассвета,

Светлее, чем звёздный узор,

Земные огни самоцветов

В торжественном сумраке гор.

Я сердцем всё это вбирала,

Свой край полюбив навсегда.

Но главная сила Урала -

В чудесном искусстве труда.

Люблю я огонь созиданья

В суровой его красоте,

Мартенов и домен дыханье

И ветер больших скоростей.

Мне дороги лица простые

И руки, что плавят металл.

Когда говорят о России,

Я вижу свой синий Урал.