Главные принципы налогообложения включают регулярность. Современные принципы налогообложения, их характеристика и связь с классическими принципами

В 1776 г. Смит издал толстую книгу с длинным названием "Исследование о природе и причинах богатства народов", которая принесла ему славу основателя экономической науки.

Содержание книги "Богатство народов" не является теорией в строгом смысле этого слова. Это превосходная систематизация наблюдений, которые объясняются автором с точки зрения здравого смысла. Любое теоретическое утверждение (теория стоимости, теория заработной платы и т.д.) выглядит как объяснение реальных фактов. Нигде Смит не создает никаких абстрактных моделей, а пишет о реальном хозяйстве, часто добавляя слова "как правило", "естественно", "в большинстве случаев".

Начинается книга с нескольких глав, посвященных разделению труда. Этот принцип устройства хозяйства является для Смита ключевым, так как с одной стороны позволяет объяснить, откуда берется увеличение производительной силы людей, а с другой стороны, приводит к необходимости обмена и рынка, а следовательно создает предмет для политической экономии.

После разделения труда Смит рассматривает происхождение денег, и затем переходит к рассмотрению законов, которым подчиняется обмен товаров на деньги, то есть законов ценности. Глава 5 "О действительной и номинальной цене товаров, или о цене их в труде и цене их в деньгах" является одной из самых важных для историков экономической мысли, и в то же время одной из самых противоречивых. В скрытом виде в ней содержится две теории - теория ценности ("какую ценность имеет некоторое благо для некоторого человека?") и теория цены ("почему это благо имеет такую то цену на рынке?").

В "Богатстве народов" Смит подробно рассматривает экономические функции государства: доходы и расходы правительства, общественные работы, народное образование и т.д. Мы же воспользуемся только некоторыми аспектами этой теории, в частности смитовской трактовкой налогообложения.

По А. Смиту, налог- это бремя, накладываемое государством в форме закона, который предусматривает и его размер, и порядок уплаты.

Принципы налогообложения – это комплекс устоявшихся правил, положений, которые определяют проведение налоговой политики и реализуются при построении налоговой системы с целью осуществления фискального, регулирующего назначения налогов, а также социальной их функций. В системе налогообложения можно выделить экономические, юридические и организационные принципы. Экономические принципы впервые были сформулированы экономистом А. Смитом. Их суть в том, что как бы ни были велики потребности государства на покрытие «мыслимых и немыслимых» расходов налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.



1.Принцип справедливости

«Подданные государства должны по возможности, соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, то есть соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства».

2.Принцип определенности

«Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа - все это должно быть ясно и определенно для плательщика. Неопределенность обложения развивает наглость и содействует подкупности того разряда людей, которые и без того не пользуются популярностью даже в том случае, если они не отличаются наглостью и подкупностью».

3.Принцип удобности

«Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его».

4.Принцип экономии

«Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству. Обязывая людей платить, он может тем самым уменьшать и даже уничтожать фонды, которые позволяли бы им осуществлять эти платежи с большей легкостью. Неразумный налог создает большое искушение для контрабанды».

Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких иных разъяснений, они стали "аксиомами" налоговой политики.

Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом нового времени. Современные принципы налогообложения получились таковы:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм).

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения.

Смит указывал, что суммы, собранные путем налогов, используются на непроизводительные цели – содержание государя, чиновников, офицеров и др. В связи с этим он отмечал, что налоговая система отрицательно влияет на накопление капитала, ведет к уменьшению фонда, предназначенного для содержания производительных работников.

"Налоги увеличивают доход государя, редко содержащего других работников, кроме непроизводительных, за счет капитала народа, который содержит лишь производительный труд"1.

Ряд критериев, в значительной мере разработанных экономистом Адамом Смитом (1723 - 1790) с целью определения положительного или отрицательного воздействия данного налога или системы налогообложения. К основным принципам относятся положения о том, что налоги должны быть справедливыми и определенными. Суть дополнительных принципов в том, что налоги должны минимально воздействовать на возможности выбора, который бы делался в их отсутствии, и что затраты по их взиманию должны быть максимально низкими. Некоторые экономисты считают, что следует добавить еще один принцип, а именно - воздействие налогообложения на перераспределение доходов.

Государство, выражая интересы общества в разных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику: экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизмы.

В финансово-бюджетной системе существуют отношения по поводу формирования и использования финансов государства:

бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной «артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

«В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», - подчеркивал К. Маркс. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий - рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.

Исходя из необходимости наиболее полного удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах государство устанавливает совокупность налогов, которые должны взиматься по единым правилам и на единых принципах. Первые такие принципы были сформулированы Адамом Смитом, который в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов», изданном в 1776 г., впервые сформулировал четыре основных принципа налогообложения.

Принцип равенства и справедливости: все граждане обязаны участвовать в формировании финансов государства соразмерно получаемым доходам и возможностям.

Принцип определенности: налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, определено время его уплаты, способ и размер налога должны быть ясны и известны как самому налогоплательщику, так и всякому другому.

Принцип экономности: должна быть обеспечена максимальная эффективность каждого конкретного налога, выражаемая в низких издержках государства на сбор налогов и содержание налогового аппарата. Иными словами, административные расходы по управлению налоговой системой и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

Принцип удобства: каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для налогоплательщика. Это означает устранение формальностей и упрощение акта уплаты налогов.

Сформулировав и научно обосновав эти принципы, Адам Смит заложил фундамент (начало) теоретической разработки принципиальных основ налогообложения.

Немецкий экономист Адольф Вагнер расширил перечень ранее предложенных принципов, изложив их в девяти основных правилах, объеденных в четыре группы.

Финансовые принципы: *

достаточность налогообложения, т.е. налоговых поступлений должно быть достаточно для покрытия государственных расходов; *

эластичность, или подвижность, налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность вводить новые и отменять действующие налоги, а также варьировать налоговые ставки.

Экономике-хозяйственные принципы: *

надлежащий выбор объекта налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность устанавливать объект налогообложения; *

разумность построения системы налогов, считающейся с последствиями и условиями их предложения.

Этические принципы:

Всеобщность налогообложения; *

равномерность налогообложения. Принципы налогового администрирования: *

определенность налогообложения; *

удобство уплаты налогов; *

максимальное уменьшение издержек взимания.

Таким образом, в теории налогообложения была заложена основа системы принципов налогообложения, сочетающей в себе интересы как государства, так и налогоплательщиков.

Практическое применение перечисленные принципы нашли лишь в начале XX в., когда после Первой мировой войны в экономике многих стран назрели и стали осуществляться налоговые реформы. Между тем налоговая теория не ограничивается этими классическими принципами и правилами. По мере развития и совершенствования налоговых систем эволюционировала и финансовая наука, уточняя старые и выделяя новые принципы налогообложения. Разработанные в XVIII-XIX вв. и уточненные в XX в. с учетом современных реалий экономической и финансовой теории и практики принципы налогообложения в настоящее время сформированы в определенную систему. Эта система состоит из трех направлений.

Первое направление - экономические принципы.

Принцип равенства и справедливости. Согласно этому принципу все юридические и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соразмерно доходам, получаемым ими под покровительством

и при поддержке государства. При этом равенство и справедливость должны быть обеспечены в вертикальном и горизонтальном аспектах.

Вертикальный аспект предполагает, что:

а) с увеличением дохода должны повышаться налоговые ставки;

б) больше налогов должны платить налогоплательщики, которые получают больше материальных благ от государства.

Горизонтальный аспект предполагает, что налогоплательщики с одинаковыми доходами должны уплачивать налог по единой ставке.

В построении мировых налоговых систем эти два аспекта, как правило, успешно сочетаются, что создает наиболее благоприятные условия для реализации данного важнейшего принципа налогообложения. Считается, что прогрессивное налогообложение более справедливо, поскольку обеспечивает большее равенство среди налогоплательщиков.

Принцип эффективности. Суть этого принципа заключается в том, что налоги не должны мешать развитию производства, одновременно содействуя проведению политики стабилизации и развитию экономики страны. Эффективная налоговая система должна стимулировать экономический рост, хозяйственную активность граждан и организаций.

Принцип соразмерности налогов. Этот принцип заключается в соотношении наполняемости бюджета и последствий налогообложения. При установлении налогов и определении их основных элементов должны учитываться экономические последствия как для бюджета, так и для перспективного развития национальной экономики и воздействия на хозяйственную деятельность налогоплательщиков.

Принцип множественности. Множественность налогов позволяет создавать предпосылки для проведения государством гибкой налоговой политики, в большей мере принимать во внимание платежеспособность налогоплательщиков, выравнивать налоговое бремя, воздействовать на потребление и накопление и др. Практическое применение данного принципа должно строиться на разумном сочетании прямых и косвенных налогов. Для реализации этого принципа нужно использовать все разнообразие видов налогов, позволяющее учитывать как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы.

Ко второму направлению относятся организационные принципы налогообложения.

Принцип универсализации налогообложения. Его суть заключается в том, что нельзя допускать установления дополнительных налогов, повышенных или дифференцированных ставок налогообложения в зависимости от форм собственности, организационно-правовых форм организаций, их отраслевой принадлежности, гражданства физического лица, а также должен быть обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов вне зависимости от источников или места образования дохода.

Принцип удобства и времени взимания налога для налогоплательщика. Исходя из этого принципа при введении любого налога нужно устранить все формальности: акт уплаты налога должен быть максимально упрощен; уплачивает налог не получатель дохода, а организация, в которой он работает, налоговый платеж должен приурочиваться ко времени получения дохода. Согласно этому принципу наилучшими являются налоги на потребление, когда уплата налога осуществляется одновременно с покупкой товара.

Принцип разделения налогов по уровням власти. Этот принцип, имеющий исключительное значение, особенно в условиях федеративного государства, должен быть закреплен законом. Он устанавливает, что каждый орган власти (федеральный, региональный, местный) наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления налоговых льгот, ставок налогов и других элементов налогообложения.

Принцип единства налоговой системы.

Исходя из этого принципа нельзя устанавливать налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны. В связи с этим недопустимы налоги, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах территории страны товаров, работ и услуг или финансовых средств; нельзя как-то иначе ограничивать осуществление не запрещенной законом экономической деятельности физических и юридических лиц или создавать препятствия на ее пути.

Принцип гласности. Это требование официального опубликования налоговых законов, нормативных актов, затрагивающих налоговые обязанности налогоплательщика. Исходя из этого принципа государство обязано информировать налогоплательщика о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.

Принцип одновременности. В нормально функционирующей налоговой системе не допускается обложение одного и того же объекта несколькими налогами. Иными словами, один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный законодательством налоговый период.

Принцип определенности. Без соблюдения этого принципа невозможна рациональная и устойчивая налоговая система. Данный принцип означает, что налоговые законы не должны толковаться произвольно, а налоговые законы должны быть законами прямого действия, исключающими необходимость издания поясняющих их инструкций, писем, разъяснений и других нормативных актов. Вместе с тем налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим условиям, должна существовать возможность ее уточнения с учетом изменений политической и экономической конъюнктуры.

Третье направление - юридические принципы налогообложения.

Принцип законодательной формы установления. Этот принцип предусматривает, что налоговое требование государства о необходимости заплатить налог и обязательство налогоплательщика должны следовать из закона, значит, налоги не могут быть произвольными. Нельзя допускать установления налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами их конституционных прав. Но поскольку налогообложение всегда означает определенное ограничение прав, при установлении налогов нужно принимать во внимание то, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Принцип приоритетности налогового законодательства. Его суть заключается в том, что акты, регулирующие отношения в целом и не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать норм, устанавливающих особый порядок налогообложения. Это означает, что если в неналоговых законах присутствуют нормы, касающиеся налоговых отношений, то применять их можно только в том случае, когда они соответствуют нормам, содержащимся в налоговом законодательстве.

В российской экономической литературе нередко выделяют еще один принцип налогообложения, а именно научный подход к формированию налоговой системы. Суть этого принципа авторы видят в том, что величина налоговой нагрузки на налогоплательщика должна позволять ему иметь доход после уплаты налогов, обеспечивающий нормальную жизнедеятельность. Недопустимо при определении ставок налога исходить из сугубо сиюминутных интересов пополнения государственной казны в ущерб развитию экономики и интересам налогоплательщика.

Отметим, что использование любого принципа налогообложения требует серьезного научного подхода и анализа. Применение всей системы принципов либо отдельно взятого принципа не является общепринятым в мировой теории и практике. Вместе с тем существуют принципы, которые неоспоримы и признаются в качестве аксиомы. Исторически основополагающими принципами, которые должны быть заложены в основу любой налоговой системы, являются принципы, разработанные Адамом Смитом и Адольфом Вагнером.

Некоторые принципы, такие как множественность налогов, удобство, экономность, достаточно легко выполнимы. Абсолютное же следование другим принципам, например принципам равенства и справедливости, соразмерности, невозможно, но государство должно стремиться к их соблюдению при построении эффективной налоговой системы.

Контрольные вопросы 1.

Каковы принципы налогообложения по Адаму Смиту? Раскройте их суть. 2.

Каковы принципы налогообложения по Адольфу Вагнеру? Раскройте их суть. 3.

Почему принципы, разработанные Адамом Смитом, нуждались в корректировке? 4.

Каковы основные принципы современного налогообложения? 5.

Нуждаются ли в пересмотре современные принципы налогообложения? 6.

Существует ли сходство между принципами соразмерности и эффективности? Ответ обоснуйте. 7.

В чем заключается современное толкование принципа равенства и справедливости? 8.

На какие основные группы подразделяются современные принципы налогообложения? 9.

Чьи интересы в наибольшей степени реализуются через принципы удобства, определенности и универсализации? Ответ обоснуйте. 10.

Чьи интересы в наибольшей степени реализуются через принципы эластичности, достаточности и эффективности? Ответ обоснуйте.

1. Сколько принципов налогообложения разработал Адам Смит:

а)7 ; 6)4; в) 10?

2. Почему налоговые принципы, разработанные Адамом Смитом, подверглись корректировке со стороны немецкого экономиста Адольфа Вагнера:

а) они не отражали интересы налогоплательщиков;

б) они не отражали интересы государства;

в) они не отражали интересы ни государства, ни налогоплательщиков?

3. Какие принципы налогообложения отражают интересы государства:

а) определенности;

б) удобства;

в) подвижности налогообложения?

4. В чем заключается принцип универсализации налогообложения:

а) платить налоги должно быть удобно;

б) все граждане должны платить налоги соразмерно своим доходам;

в) не должно существовать дифференциации налогов по территориальному, национальному и другим признакам?

5. В чем заключается принцип гласности налогообложения:

а) один и тот же объект должен облагаться налогом только одного вида и только один раз за установленный законодательством период;

б) все налоговые законы должны быть официально опубликованы;

в) налоговые ставки должны стимулировать предпринимательскую активность?

6. В чем заключается принцип приоритетности налогообложения:

а) налоговые законы должны иметь преимущество перед другими законами, регулирующими налоговые отношения;

б) налогов должно быть достаточно для покрытия государственных расходов;

в) налогоплательщикам должно быть удобно платить налоги?

7- В чем заключается принцип соразмерности налогообложения:

а) налоги должны служить источником покрытия государственных расходов и одновременно стимулировать экономический рост;

б) расходы по сбору налогов не должны превышать налоговые поступления;

в) после уплаты налогов у налогоплательщика должно оставаться достаточно средств для существования?

8. В чем заключается принцип законодательной формы установления налога:

а) государство должно иметь право отменять старые и вводить новые налоги;

б) время, место и способ уплаты налога должны быть заранее известны налогоплательщику;

в) требование уплаты налога должно следовать из закона?

9. Чьи интересы должно учитывать государство при построении эффективной системы налогообложения:

а) государства;

б) налогоплательщиков;

в) государства и налогоплательщиков?

10. В чем заключается принцип достаточности налогообложения:

а) все граждане должны уплачивать налоги соразмерно получаемым доходам;

б) налогов должно быть достаточно для покрытия расходов государства;

в) после уплаты налогов у граждан должно оставаться достаточно средств для существования?

11. Какой из принципов гласит, что затраты по сбору налогов недолжны быть больше налоговых поступлений:

а) принцип равенства и справедливости;

б) принцип эластичности;

в) принцип экономности?

12. Реализация принципа справедливости в большей степени достигается за счет:

а) прогрессивного налогообложения;

б) пропорционального налогообложения;

в) регрессивного налогообложения.

Для того чтобы каждый четко понимал, какие налоги, с чего, в каком размере и порядке он должен платить, определяются элементы налога. Налогоплательщики - это организации и физические лица, на которые в соответствии с НК РФ возлагается обязанность уплачивать налоги. Организации: 1) российские - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ. Филиалы, представительства, иные обособленные подразделения юридических лиц самостоятельными налогоплательщиками не являются; 2) иностранные - иностранные юридические лица, компании, иные корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью и создающиеся в соответствии с законодательствами иностранных государств, международных организаций филиалы и представительства указанных иностранных и международных организаций. Физические лица - граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Среди физических лиц выделяют группу индивидуальных предпринимателей - физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются НК РФ (ст. 53 НК РФ). Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов (ст. 55 НК РФ). Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Форма налогового уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения (ст. 52 НК РФ). 10) Именно в функциях проявляется сущность налога. Функции налогов позволяют определить, какую роль играют налоги в государстве, каково влияние налогов на общество. Фискальная функция налогов – основная, изначально характерная для любых налоговых систем. Сущность этой функции заключается в том, что с помощью налогов образуются денежные фонды, необходимые для осуществления государством собственных функций. В государствах прошлых столетий фискальная функция налогов была не только основной, но и единственной. В современном мире налоги стали играть главенствующую роль в формировании государственных ресурсов именно благодаря своей фискальной функции. Фискальная функция налогов приводит к тому, что государство активно вмешивается в экономические отношения хозяйствующих субъектов. 11) Регулирующая функция проявляется через комплекс мероприятий в сфере налогообложения, направленных на усиление государственного вмешательства в экономические процессы (для предотвращения спада или стимулирования роста производства, научно-технического прогресса, регулирования спроса и предложения, объема доходов и сбережений населения, объема инвестиций). Суть регулирующей функции применительно к общественному воспроизводству состоит в том, чтобы посредством налогообложения воздействовать не только на макроэкономические пропорции, но и на поведение хозяйствующих субъектов, и на экономическое поведение граждан: их стремление к потреблению, сбережениям, инвестициям. Данная функция реализует не только экономические отношения в иерархической подчиненности (государство - налогоплательщик), но во многом и экономические отношения между налогоплательщиками. 12) Прямой налог -- налог, который взимается государством непосредственно с доходов (заработной платы, прибыли, процентов) или имущества налогоплательщика (земли, строений, ценных бумаг). В Российской Федерации действует следующая система основных прямых налогов: 1. Прямые налоги, удерживаемые с юридических лиц (налог на прибыль предприятия, налог на имущество предприятия и другие); 2. Прямые налоги, взимаемые с физических лиц (подоходный налог с населения, поимущественный налог с населения, налог на владельцев транспортных средств и прочие). «Прямые налоги подразделяются на реальные, которыми облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика, и личные, которые взимаются в соответствии с размером дохода с учетом предоставленных налоговых льгот». Елецкий Н.Д., Корниенко О.В. Экономическая теория. Ростов-на-Дону, 2002. С. 91. Окончательным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода). «Прямые налоги имеют самое близкое отношение к определенному доходу или имуществу плательщика, оцениваемому тем или другим способом, и применение этого вида обложения не требует вмешательства государственной власти в промышленную деятельность, которое неизбежно сопровождает все косвенные налоги (требуют установления контроля за производством)». Ильин С.С., Маренков Н.Л. Основы экономики. М., 2004. С. 68. Также они обеспечивают государству более устойчивый и определенный доход, так как взимаются с имущества или дохода плательщиков, имеющего постоянную направленность к возрастанию. Потребление, составляющее объект косвенного обложения, не отличается постоянством и может подвергаться, в зависимости от различных причин, значительным колебаниям. Независимо от устойчивости поступлений, чистый доход государства от прямых налогов больше, чем от косвенных. В социальном отношении немаловажное значение имеет то обстоятельство, что в прямых налогах правительство предъявляет свои требования непосредственно плательщику, который ясно представляет себе свою обязанность и поэтому привыкает сознательно относиться к участию граждан в общих расходах государства, также приобретает интересы к вопросам, касающимся финансового хозяйства отечества. Таким образом, можно сделать вывод, что прямое налогообложение, по сравнению с косвенным, имеет много преимуществ финансового, экономического и социального характера. Но все же и у них есть недостатки: они не могут служить для обложения в достаточной мере массы населения, принадлежащей к бедному классу. В своем отношении прямые налоги играют существенную роль в налоговой системе Российской Федерации и формировании доходной части бюджетной системы. Налог на прибыль. Физические лицаНалог на доходы физических лиц учитывает все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. 13)

Под принципами налогообложения следует понимать основные исходные положения системы налогообложения. Принципы налогообложения формулировали в своих работах еще Фома Аквинский (1226-1274), Френсис Бекон (1561-1626), Шарль Монтескье (1689-1755), Давид Рикардо (1772-1823).

Первостепенное значение в этом вопросе отводится Адаму Смиту, который в своей работе “Исследование о природе и причинах богатства народов” (1776) впервые обосновал четыре основных принципа налогообложения, являющихся актуальными и в настоящее время: справедливости, определенности, удобства уплаты для налогоплательщиков и экономии (дешевизны взимания):

принцип справедливости : подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, сообразно своей относительной платежеспособности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приведет к так называемому равенству или неравенству обложения;

принцип определенности : налог, который обязан уплачивать каждый должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому;

принцип удобства : каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика;

принцип экономии : каждый налог должен быть так разработан, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству.

Все эти принципы актуальны и сегодня для построения эффективной модели налогообложения. Однако в большинстве развитых стран стремление придать национальной налоговой системе идеальные черты в соответствии с указанными принципами чаще всего оказываются недостижимыми. Так, чрезмерное увлечение принципом свободы налогоплательщика (который А. Смит считал первичным по отношению к другим принципам) чреват уменьшением собираемости налогов, что особенно недопустимо в условиях кризиса экономики. Принцип справедливости, наиболее наглядной реализацией которого является система прогрессивного налогообложения, заставляет некоторых граждан скрывать часть своих доходов. Стремясь сделать налог «удобным» для налогоплательщиков, государство повышает административные издержки на обслуживание данного налога, нарушая принцип экономии. Поэтому выделенные принципы - это идеальная модель построения налоговой системы, к которой в той или иной степени стремятся все страны, но при этом исходят из необходимости решения задач, являющиеся для них в настоящий момент наиболее актуальными.



Определение налога, признаки налога, функции налогов .

В соответствие со ст. 8 части первой Налогового кодекса РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально без­возмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собст­венности, хозяйственного ведения или оперативного управ­ления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Таким образом, отличительными чертами или признаками налога являются:

1) общеобязательный характер.

Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что платить законно установленные налоги и сборы обязан каждый. Ни один налогоплательщик не может быть освобожден от обязанности уплачивать законно установленные налоги;

2) индивидуальная безвозмездность.

За счет налогов происходит финансирование всей деятельности государства, но при этом конкретное физическое или юридическое лицо, начисляющее и уплачивающее определенный налог, какого-либо возмещения в виде получения имущества, имущественных или неимущественных прав не получает. Именно в этом основное отличие налога от сбора: сбор уплачивается за совершение государственными органами определенного действия, таким образом, лицо, уплачивающее сбор, получает вполне ощутимое возмещение оплаченной суммы в виде оказанных услуг;

3) денежная форма.

Налоги взимаются в форме денежных средств, принадлежащих организациям или физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;

4) нецелевой характер.

Основной целью налогообложения является обеспечение деятельности государства и (или) муниципального образования в целом. При этом, налогами покрываются не какие-либо отдельные расходы государства (например, на содержание армии), а все расходы в целом.

Сущность налогов непосредственно проявляется в их функциях. Выделяют следующие функции налогов:

1) фискальная (состоит в формировании денежных доходов государства);

2) регулирующая (состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т.е. происходит государственное регулирование экономики);

3) стимулирующая (с помощью налогов государство может поддерживать малый бизнес, наукоемкое производство, экспортные отрасли и др.);

4) контролирующая (благодаря этой функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов).

Классификация налогов

Налоги весьма разнообразны и образуют сложную систему. Они делятся на многочисленные группы по самым разным признакам.

Классификация налогов - это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и другими признаками. Она позволяет установить их различия и сходство, свести их к небольшому числу групп и тем самым облегчить их изучение и практическое использование. Множественность признаков классификации налогов имеет то положительное значение, что один и тот же конкретный налог, относимый в разных классификациях к разным группам, получает различные оценки и характеристики, что способствует всестороннему его познанию.

Существую различные признаки классификации налогов. Наиболее распространенными являются:

по способу взимания ;

по объекту налогообложения;

по субъекту налогообложения (по налогоплательщикам);

по степени компетенции органов власти в сфере установления и введения налогов и сборов;

по принципу распределения налоговых поступлений между бюджетами разных уровней (в зависимости от адресности);

по целевой направленности использования налоговых поступлений;

по источнику уплаты налогов ;

по степени налогообложения ;

по времени действия;

по времени уплаты налогов;

по методу взимания налогов .

В зависимости от способа взимания налогов они делятся на прямые и косвенные . Прямые налоги это налоги, взимаемые с доходов или имущества налогоплательщика. У прямого налога субъект и носитель налога одно лицо. Величина прямого налога зависит от суммы дохода или стоимости имущества. К таким налогам относятся, например, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налог на имущество организаций и физических лиц и др. Косвенные налоги это налоги на товары (работы, услуги), установленные в виде надбавки к цене или тарифу (НДС, акцизы, таможенные пошлины и др.). Следовательно, косвенные налоги, в отличие от прямых налогов, непосредственно не связаны с доходами (стоимостью имущества) налогоплательщика.

Кроме того, плательщиком прямых налогов является лицо, которое получает доход или имеет в собственности имущество, а окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товаров, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене.

По объекту налогообложения налоги могут быть классифицированы на:

налоги, взимаемые с доходов (выручки, прибыли (дохода) заработной платы), к числу которых относятся НДС, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и др;

налог с имущества (организаций и граждан);

налоги с определенных видов операций .

По субъекту налогообложения налоги делятся на три группы:

налоги, взимаемые только с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц);

налоги, взимаемые только с юридических лиц (налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций и др.);

налоги, взимаемые как с физических, так и юридических лиц : (налог на землю, транспортный налог.)

По степени компетенции органов власти в сфере установления и введения налогов и сборов они делятся на федеральные, региональные и местные .

Федеральные налоги и сборы устанавливаются и вводятся высшим органом государственной (законодательной) власти РФ. Они взимаются на всей территории страны. Региональные и местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся законодательными (представительными) органами субъектов РФ и представительными органами местного самоуправления. Например, к федеральным налогам и сборам, в соответствии со ст. 13 НК РФ, относятся: НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, таможенная пошлина и таможенные сборы, водный налог и др.; к региональным: (ст. 14 НК РФ) налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес; к местным: (ст. 15 НК РФ) налог на землю, налог на имущество физических лиц.

По принципу распределения налоговых поступлений между бюджетами разных уровней налоги подразделяются на закрепленные и регулирующие .

Закрепленными называют налоги и сборы, поступления от которых на длительный период полностью или в частях закрепляются в качестве доходного источника конкретного бюджета (бюджетов). Например, к закрепленным налогам и сборам относятся: таможенные пошлины и сборы, НДС и иные платежи, зачисляются в доходную часть федерального бюджета, а также большинство местных налогов и сборов.

Регулирующие это налоги и сборы, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты разных уровней, в целях перераспределения средств между бюджетами для покрытия дефицита. К таким налогам относятся, например, налог на прибыль организаций.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ нормативы отчислений должны устанавливаться не менее чем на три года. Распределение поступлений федеральных налогов и сборов по звеньям бюджетной системы устанавливается законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

По целевой направленности использования налоговых поступлений налоги делятся на общие и целевые . Средства, поступающие от общих налогов могут быть использованы для финансирования любых нужд государства. Вторые имеют целевое назначение, и финансовые средства, полученные от их взимания, должны быть использованы на финансирование тех мероприятий, которые указаны в законе. Например, НДС, налог на прибыль это общие налоги, а транспортный налог- это целевой налог.

По источнику уплаты налогов они делятся на:

Налоги, включаемые в продажную стоимость продукции (работ, услуг) и оплачиваемые ее потребителями (НДС, акцизы);

Налоги, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) (земельный налог, водный налог и др.);

Налоги, уплачиваемые за счет прибыли (дохода): (налог на прибыль организаций).

Плата за сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, пени и штрафы за нарушение налогового законодательства уплачиваются за счет той части прибыли, которая поступает в распоряжение предприятий после уплаты налога на прибыль и др. обязательных платежей.

Налоги, уплачиваемые за счет заработной платы (НДФЛ).

По степени налогообложения выделяют следующие группы налогов:

пропорциональные налоги , когда тяжесть налогообложения изменяется пропорционально росту доходов или величины объекта. К этой группе налогов относятся, например, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и др.;

прогрессивные налоги , когда тяжесть налогообложения возрастает с ростом размеров дохода или другого объекта налогообложения. К данной группе относятся: транспортный налог, налог на игорный бизнес.;

регрессивные налоги , когда тяжесть обложения снижается с ростом дохода или иного объекта обложения.

По времени действия налоги бывают регулярные и чрезвычайные . К регулярным относятся такие налоги, которые действуют в течение длительного периода времени. При введении регулярных налогов как правило не оговаривается срок их действия (налог на прибыль, НДС, налог на имущество и др.). К чрезвычайным налогам относятся налоги, введение которых вызвано наступлением каких либо чрезвычайных обстоятельств войны, стихийные бедствия и т.п. Обычно при введении таких налогов особо оговаривается либо период, в течение которого будет взиматься тот или иной налог, либо момент окончания чрезвычайного обстоятельства. Чрезвычайные налоги особо популярны были в нашей стране в периоды Первой и Второй мировых войн.

По времени уплаты налоги бывают периодические и разовые . Под периодическими налогами подразумеваются такие налоги, платежи по которым осуществляются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом либо занятия плательщиком каким либо видом деятельности, приносящей доход. Например, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и др. уплачиваются с определенной периодичностью. Кроме того, по периодическим налогам всегда устанавливается налоговый период. К разовым налогам обычно относятся налоги, уплата которых связана с наступлением каких либо нерегулярных событий, не образующих систему.

Методы взимания налогов . В практике налогообложения применяется несколько методов взимания налогов:

метод начисления (декларационный метод);

метод удержания ;

кадастровый метод .

При использовании декларационного метода, налогоплательщик должен представить в налоговый орган налоговую декларацию. Налоговая декларация официальное документальное заявление налогоплательщика о полученных им доходах, наличии имущества и т.п. за определенный период времени. Этот метод получил наибольшее распространение при взимании налогов в РФ (НДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций и др.)

Второй метод взимания налога заключается в том, что он удерживается у источника выплаты дохода. Лицо (налоговый агент), выплачивающее доход другому лицу, обязано одновременно производить удержание налога. Метод удержания применяется при взимании налога на доходы физических лиц, при налогообложении доходов, полученных в виде дивидендов, процентов. Данный метод облегчает осуществление контроля за правильностью исчисления налога и снижает риск уклонения от его уплаты.

При кадастровом методе сумма налогового платежа определяется на основе данных кадастра, который представляет собой документ, устанавливающий перечень типичных объектов, классифицируемых по внешним признакам, а также среднюю доходность объекта обложения. Например, этот метод используется при исчислении единого налога на вмененный доход или стоимости патента.

Принципы налогообложения

Принципы налогообложения, с одной стороны, позволяют реализовать функции налога, с другой стороны, исходят из представлений о рациональности налоговой системы и определяют построение действенного налогового механизма.

Принципы налогообложения были сформулированы А.Смитом в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 г.:

1. Принцип справедливости – характеризует всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогового бремени - «Подданные каждого государства должны по возможности участвовать в содержании правительства соответственно своей способности и силам, то есть соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства».

2. Принцип определенности – каждый налогоплательщик должен заранее знать о сумме, времени налогового платежа – «Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа – все это должно быть ясно и определенно как для плательщика, так и для любого другого лица».

3. Принцип удобства – налог должен уплачиваться тем способом и в то время, когда удобно налогоплательщику – «Каждый налог должен взиматься в то время, когда и таким способом, каким плательщику должно быть удобнее всего платить его».

4. Принцип экономии заключается в сокращении издержек взимания налогов – «Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов людей как можно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству».

Развитие принципов налогообложения А.Смита принадлежит профессору Берлинского университета А. Вагнеру, который в работе «Наука о финансах» (1880 г.) изложил девять основных правил налогообложения, которые объединил в четыре группы.

Первая группа – это финансовые принципы организации налогообложения, предопределенные теорией коллективных потребностей: достаточности и эластичности (подвижности) обложения. Эти два принципа А.Вагнер ставит во главе всех принципов, в отличие от многих финансистов-современников, которые предпочтение отдавали принципам справедливости обложения.

А. Вагнер руководствовался тем, что государство предоставляет своим гражданам необходимые услуги. От величины налоговых поступлений зависит объем и структура расходов государства. Налоги в данном случае рассматриваются как цена услуг государства. По мнению А.Вагнера, материальные блага частных хозяйств через налоги превращаются в услуги государству, которое, в свою очередь, создает условия для увеличения количества материальных ценностей.

Второй финансовый принцип – эластичность обложения – состоит в том, что налоговое бремя распределяется между покупателями и продавцами в зависимости от эластичности спроса и предложения. При абсолютно неэластичном спросе, присущим товарам первой необходимости, все налоговое бремя несет потребитель. Эластичность спроса и предложения благоприятствует перемещению налогового бремени.

Вторая группа – народнохозяйственные принципы: надлежащий выбор источника обложения и правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая считалась бы с последствиями и с условиями их переложения.

Третья группа – этические принципы, или принципы справедливости: всеобщность обложения и равномерность. А.Смит понимал справедливость или соразмерность как участие подданных государства соответственно своей способности и силам в содержании правительства. Принципы справедливости, по мнению А.Вагнера, проводятся в той мере, в какой это позволяют финансовые принципы. Справедливость налогообложения предполагает, в частности, применение прогрессивной шкалы обложения доходов.

Четвертая группа – административно-технические, или принципы налогового управления: определенность обложения, удобство уплаты налога и максимальное уменьшение издержек взимания.

Налоговая концепция в Российской Федерации опирается на принципы налогообложения, сформулированные в ст. 3 НК РФ «Основные начала законодательства о налогах и сборах»:

1. Всеобщность и равенство налогообложения, обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги. Данный принцип является конкретизацией ст. 57 Конституции РФ, устанавливающей, что «каждый обязан платить законно установленные платежи и сборы».

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера и различно применяться, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Данное ограничение соответствует закрепленным в Конституции РФ принципам равенства всех форм собственности, свободы экономической деятельности (ст. 8) и равенства прав и обязанностей иностранцев, лиц без гражданства и российских граждан (ст. 62).

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание. Они не могут быть произвольными. Это означает, что законно установленный налог в обязательном порядке имеет экономический смысл и реальное основание для взимания в виде появившегося дохода, прибыли, приобретения имущества, прироста его стоимости и т. д.

4. Не допускается установление налогов и сборов, ограничивающих или препятствующих законной деятельности налогоплательщиков, нарушающих единое экономическое пространство РФ, т. е. таких, которые прямо или косвенно препятствуют свобод ному перемещению по территории РФ товаров, работ, услуг и капиталов. Это вытекает из норм Конституции РФ, которая гарантирует единое экономическое пространство страны и не допускает установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 8 и 74).

5. При установлении налогов должны быть определены все его элементы в соответствии с ст. 17 НК РФ.

6. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть определенными, понятными, содержать характеристику всех элементов, необходимых для исчисления налогов.

7. Особое место среди принципов современной системы налогообложения в РФ занимает норма, в соответствии с которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика («презумпция невиновности»). Важно отметить, что правильность «толкования» устанавливается в судебном порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица, возлагается на налоговые органы. Второй заключается в том, что в случае нарушения порядка проведения той или иной процедуры, предусмотренной НК РФ (выемка документов, налоговые проверки, приостановление операций по счетам налогоплательщика организации и др.), документально оформленные ее результаты не имеют законной силы.