Освобождение от уплаты таможенных пошлин. Виды и получение таможенных льгот в России – частичное и полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов

Организации и предприятия, являющиеся участниками внешне-экономической деятельности, приобретают обязательства по уплате таможенных пошлин на основании федерального закона «О таможенном регулировании». В статье разберем, в каких случаях субъект ВЭД может быть освобожден от таможенных платежей, какими документами подтверждается освобождение от уплаты таможенных пошлин при различных основаниях.

Таможенные пошлины для субъектов ВЭД

Порядок определения круга плательщиков таможенных пошлин, механизме расчета суммы платежей утвержден положениями ФЗ-311 от 27.11.2010 года «О таможенном регулировании». Согласно документу, плательщиками таможенных пошлин являются организации, предприниматели и физлица, выступающие декларантами при перемещении товара через таможенную границу. Кроме того, обязательства по уплате сборов могут быть применены в отношении других лиц или субъектов в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Виды таможенных сборов можно разделить на 3 группы: сборы за таможенное оформление, сопровождение и хранение товара. Сумма таможенных пошлин устанавливается на законодательном уровне и рассчитывается в следующем порядке:

  1. Размер пошлины за таможенное оформление определяется на основании таможенной стоимости товара, в соответствие с декларацией. Максимальный размер пошлины ограничен 100.000 руб.
  2. При расчете сбора за таможенное сопровождение товара учитывается вид транспорта, используемый при таком сопровождении (авто-, железнодорожный транспорт, водные или воздушные судна), а также расстояние, пройденное в соответствие с процедурой внутреннего или международного таможенного транзита.
  3. Таможенная пошлина также взымается в случае хранения товара на таможенном складе. Размер платежа определяется на основании веса товара и длительности хранения.

Порядок расчета таможенных пошлин утвержден ст. 130 ФЗ-311.

Освобождение от уплаты таможенных пошлин: основания

Субъекты ВЭД могут быть освобождены от уплаты таможенный пошлин в соответствие с положениями ст. 131 ФЗ-311.

На основании документа пошлины за таможенные операции не взымаются, если товар, ввозимый на территорию РФ:

  • классифицирован в качестве безвозмездной помощи;
  • является культурной ценностью;
  • будет использован в качестве объекта демонстрации на выставочном мероприятии;
  • ввозится от одного отправителя в адрес одного получателя на основании одной таможенной декларации, при этом стоимость такого товара составляет не более 200 евро;
  • помещен под процедуру таможенного транзита.

Кроме того, таможенными пошлинами не облагается ввоз в РФ:

Также освобождение от таможенных пошлин предусмотрено для товаров, ввозимых на территорию Особой экономической зоны Калининградской области (ОЭЗ).

В каждом из случаев основанием для беспошлинного ввоза товара на территорию РФ является документ, подтверждающий соответствующее право.

Беспошлинный временный ввоз товара по CARNET ATA

Товар, временно ввозимый на территорию РФ, освобождается от уплаты таможенных пошлин на основании CARNET ATA – документа, заменяющего таможенную декларацию.

Освобождение от уплаты таможенных пошлин по CARNET ATA возможно в случаях, если товар ввозится или вывозится на/с территории РФ и является:

  • демонстрационным экспонатом на выставках;
  • профессиональным оборудованием, в том числе оборудованием прессы, кинематографии, телевидения;
  • специально разработанным и/или оборудованным транспортным средством;
  • образцом, контейнером, поддоном, другим упаковочным материалов, используемым для совершения коммерческой сделки.

Наличие CARNET ATA само по себе является основанием для беспошлинного ввоза и вывоза товара в РФ. Для получения CARNET ATA субъекту ВЭД необходимо обратиться в территориальный орган Торгово-промышленной палаты со следующими документами:

  • заявление, оформленное на фирменном бланке заявителя, с печатью организации и подписью руководителя;
  • уставные документы организации;
  • документальная гарантия (POWER OF ATTORNEY);
  • подтверждение стоимости товара (договор купли-продажи товара, товарные чеки, квитанции, спецификации, т.п.);
  • общий список ввозимого имущества (бланк можно скачать здесь ⇒ ).

Для подтверждения права на получение CARNET ATA заявителю необходимо предоставить документы о временном ввозе/вывозе товара:

  • приглашение принимающей стороны на выставку;
  • документы о предстоящей кино- или телевизионной съемке (например, справка телерадиокомпании);
  • договор и спецификация на ввоз/вывоз образцов продукции.

Территориальный орган Торгово-промышленной палаты производит выдачу CARNET ATA в ускоренном порядке. Книжка CARNET ATA, оформленная в установленном порядке и предоставленная органу таможенного контроля, является основанием для освобождения субъекта ВЭД от таможенных пошлин.

26.08.2011

Освобождение от уплаты таможенных пошлин

Установлен порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза. Категории товаров, которые могут ввозиться без уплаты ввозной таможенной пошлины, были определены еще в 2008 г., однако для некоторых товаров требовалось разработать дополнительный механизм применения такой льготы.

Комиссия Таможенного союза 18 августа 2011 г. опубликовала Решение от 15.07.2011 N 728 (далее – Решение) , которым утвержден Порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза (далее – Порядок).

Напомним, что Соглашением "О едином таможенно-тарифном регулировании" (далее – Соглашение) определены товары, при ввозе которых в Таможенный союз (далее – ТС) не требуется платить таможенные пошлины. Помимо льгот, перечисленных в ст. 5 и п. 1 ст. 6 Соглашения, государства – участники ТС применяют тарифные льготы, установленные Решением Комиссии ТС от 27.11.2009 N 130 (далее – Решение КТС N 130). Однако не было до конца ясно, каковы основания освобождения от уплаты таможенных пошлин и какие документы для этого необходимы. Порядок, закрепленный Решением, призван устранить данный пробел таможенного законодательства. Отметим основные положения Порядка.

Так, не требуется уплачивать таможенные пошлины за товары, ввозимые из третьих стран в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал (фонд) в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала. Если порядок и условия такого освобождения законодательством страны ТС не установлены, то тарифная льгота предоставляется в отношении товаров (за исключением подакцизных), которые относятся к основным производственным фондам. Для получения льготы необходимо представить в таможню учредительный договор и (или) устав, где указан размер, состав, сроки и порядок внесения вкладов в уставный капитал. Если впоследствии такие товары будут переданы в собственность или во временное пользование третьим лицам, а также если иностранный учредитель выйдет из состава учредителей организации, то таможенную пошлину придется уплатить.

Также без уплаты таможенных пошлин можно ввезти в ТС товары в рамках международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства, в том числе оказания услуг по запуску космических аппаратов . При этом необходимо представить подтверждающие целевое назначение таких товаров документы, выданные уполномоченным органом в сфере космической деятельности. Однако если такие товары будут реализованы или переданы лицам, не участвующим в исследовании и использовании космического пространства, таможенные пошлины нужно будет уплатить.

Продукция морского промысла судов стран ТС, а также судов, арендованных юрлицами и физлицами государств ТС, ввозится беспошлинно при представлении:

  • документа, подтверждающего право собственности или аренду (фрахтование) судов;
  • разрешительного документа, дающего право на морской промысел.
Применение тарифной льготы в отношении валюты и ценных бумаг осуществляется в соответствии с законодательством государств ТС.

В качестве безвозмездной помощи, в благотворительных целях по линии третьих стран, международных организаций, правительств товары можно ввозить без уплаты пошлин при представлении в таможню документа, подтверждающего их целевое назначение. Такой документ должен быть оформлен по форме страны ТС, таможенным органом которой была принята декларация на товары. Решение также устанавливает, какие документы нужно представить для получения льготы, если законодательством государства ТС требования к документу, подтверждающему целевое назначение таких товаров, не определены. Указанные товары, а также товары, ввезенные как гуманитарная помощь, могут использоваться исключительно конкретными получателями. Они не могут быть переданы третьим лицам (не являющимся участниками проекта или программы оказания помощи), проданы или переданы в аренду. Отметим, что данная льгота не распространяется на следующие товары:

  • подакцизные (кроме легковых автомобилей, специально предназначенных для медицинских целей);
  • ввозимые в благотворительных целях по внешнеторговым контрактам, предусматривающим оплату таких товаров юрлицами и (или) физлицами государств ТС.
Помимо уже перечисленного без уплаты таможенной пошлины могут ввозиться в ТС плавучие суда, которые регистрируются в соответствующих международных реестрах. Для этого в таможню необходимо представить: Если указанные документы отсутствуют, такие суда можно ввезти беспошлинно при наличии письменного обязательства представить перечисленные документы в течение 45 дней с даты регистрации декларации на товары.

После завершения VII зимних Азиатских игр 2011 г. в Астане и Алматы, а также Чемпионата мира по хоккею 2014 г. в Минске товары, ввезенные с освобождением от уплаты пошлин для проведения указанных соревнований, приобретают статус товаров ТС. При этом важно, чтобы эти товары были использованы в целях проведения указанных соревнований. Неиспользованные, но ввезенные для этих спортивных мероприятий товары сохраняют статус иностранных товаров.

Возможно освобождение от уплаты пошлин за суда рыбопромыслового флота, плавающие под флагом любого государства ТС, в отношении которых за пределами страны ТС были выполнены работы по капитальному ремонту и (или) модернизации. Такое освобождение наступает в следующих случаях:
- суда раньше использовались на территории ТС и были вывезены с этой территории для проведения капремонта и (или) модернизации, завершенных до 1 сентября 2008 г.;
- при таможенном декларировании представлены документы, подтверждающие указанные операции (платежные документы, договор на оказание услуг по ремонту судна).

Авиационные двигатели, запасные части и оборудование, необходимые для ремонта и технического обслуживания гражданских пассажирских самолетов, ввозятся без уплаты таможенных пошлин при наличии заявления декларанта об их целевом использовании.
Отметим также, что товары, перечисленные в пп. 1, 3, 7 п. 1 ст. 6 Соглашения, освобождаются от уплаты таможенных пошлин в порядке, установленном Таможенным кодексом ТС. Также не требуют дополнительного порядка применения тарифной льготы товары, указанные в пп. 7.1.1, 7.1.2, 7.1.4, 7.1.8, 7.1.9, 7.1.12, 7.1.13, 7.1.14, 7.1.16 и 7.3 п. 7 Решения КТС N 130.

Товары для личного пользования, ввозимые физлицами (за исключением запрещенных к ввозу), освобождаются от уплаты пошлин в соответствии с международным соглашением стран ТС .

Кроме того, Решением внесены изменения в Решение КТС N 130 – в частности, исключены его пп. 7.1.3 и 7.1.5.

Документы:
Решение Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728 "О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза".

Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О едином таможенно-тарифном регулировании".

Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации".

Перечень товаров, ввозимых в ТС в рамках международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства (уст. Решением Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 N 727 "О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации").

См. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском".

  • 8. Порядок применения ставок таможенных пошлин, налогов.
  • 9. Основа исчисления таможенных платежей
  • 10. Таможенные сборы за таможенное оформление: сущность, общий порядок исчисления и уплаты.
  • 11. Таможенные сборы за таможенное сопровождение: сущность, общий порядок исчисления и уплаты.
  • 12. Таможенные сборы за хранение: сущность, общий порядок исчисления и уплаты.
  • 13. Особенности взимания таможенных сборов в различных таможенных режимах.
  • 14. Случаи освобождения от уплаты таможенных сборов.
  • 15. Таможенные пошлины: виды, порядок исчисления и уплаты.
  • 16. Особенности взимания ввозной таможенной пошлины в различных таможенных режимах (процедурах).
  • 17. Особенности взимания вывозной таможенной пошлины в различных таможенных режимах (процедурах).
  • 18. Тарифные льготы: понятие, виды, случаи освобождения.
  • 19. Тарифные преференции: понятие, виды, случаи предоставления.
  • 20. Порядок предоставления тарифных преференций в отношении товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран.
  • 24. Перечень подакцизных товаров, экономическая сущность акцизов.
  • 25. Общий порядок исчисления акцизов при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации: налоговая база, налоговые ставки.
  • 26. Порядок уплаты акцизов при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
  • 27. Особенности взимания акцизов в различных таможенных режимах.
  • 28. Порядок исчисления и уплаты ндс при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
  • 29. Особенности взимания ндс в различных таможенных процедурах.
  • 30. Случаи освобождения от уплаты ндс при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
  • 31. Применение обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в различных таможенных режимах (процедурах).
  • 32. Способы применения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
  • 1) Денежные средства
  • 2) Банковская гарантия
  • 3) Поручительство
  • 4) Залог имущества
  • 34. Особенности применения таможенными органами обеспечения уплаты таможенных платежей при внутреннем и международном таможенном транзите.
  • 35. Условный выпуск товаров
  • 36. Порядок возврата (зачета) излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей.
  • 37. Возврат таможенных пошлин, налогов в различных таможенных режимах.
  • 38. Особенности взимания таможенных платежей при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта.
  • 40. Порядок взимания таможенных платежей при международном таможенном транзите.
  • 41. Таможенный режим переработки на таможенной территории: содержание, условия помещения товаров.
  • 42. Особенности взимания таможенных платежей при завершении таможенного режима переработки на таможенной территории
  • 43. Таможенная процедура переработки вне таможенной территории: содержание, условия помещения товаров.
  • 44. Особенности взимания таможенных платежей при завершении таможенной процедуры переработки вне таможенной территории.
  • 45. Переработка для внутреннего потребления: содержание, условия помещения товаров.
  • 46. Особенности взимания таможенных платежей при завершении таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления.
  • 47. Таможенная процедура временного ввоза: содержание, условия помещения товаров.
  • 48. Порядок предоставления полного освобождения от уплаты таможенных платежей в отношении временно ввезенных товаров.
  • 49. Порядок предоставления частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов при временном ввозе товаров.
  • 50. Особенности взимания таможенных платежей при завершении таможенной процедуры временного ввоза.
  • 51. Таможенная процедура таможенного склада: содержание, условие помещения товаров, особенности взимания таможенных платежей.
  • 52. Особые экономические зоны: сущность, характерные черты, виды.
  • 53. Особенности взимания таможенных платежей в отношении иностранных товаров, ввозимых (вывозимых) на территорию особых экономических зон.
  • 54. Особенности взимания таможенных платежей в отношении российских товаров ввозимых (вывозимых) на таможенную территорию особых экономических зон.
  • 55. Таможенная процедура реэкспорта: содержание, условия помещения товаров, особенности взимания таможенных платежей.
  • 56. Таможенная процедура реимпорта: содержание, условия помещения товаров под таможенный режим (процедуру).
  • 57. Особенности исчисления, порядок возврата таможенных платежей при реимпорте.
  • 58. Таможенная процедура уничтожения товаров: содержание, условия помещения товаров.
  • 59. Таможенная процедура «отказ в пользу государства»: содержание, условия помещения и реализации товаров.
  • 60. Таможенная процедура временного вывоза: содержание, условия помещения, особенности взимания таможенных платежей.
  • 61. Таможенный режим беспошлинной торговли: содержание, условия помещения, случаи взимания таможенных платежей.
  • 62. Иные специальные таможенные процедуры: случаи, особенности взимания таможенных платежей.
  • 64. Порядок взимания пени при несвоевременной уплате таможенных платежей.
  • 48. Порядок предоставления полного освобождения от уплаты таможенных платежей в отношении временно ввезенных товаров.

    Временный ввоз реэкспорта .

    Срок 2

    Перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов:

      Контейнеры и иная многооборотная тара;

      Товары, временно ввозимые в целях оказания содействия внешнеэкономической деятельности и международному сотрудничеству;

      Товары, временно ввозимые для целей применения в сфере науки, культуры, кинематографии, спорта и туризма;

      Товары, ввозимые для оказания международной помощи;

      Иные товары.

    К данным категориям товаров применяется срок временного ввоза этих товаров не превышает 1 Перечне .

    В случае продления срока временного ввоза товаров, указанных в Перечне , свыше 1 срока , указанного вПеречне , применяется частичное освобождение

    49. Порядок предоставления частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов при временном ввозе товаров.

    Временный ввоз (допуск) - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта .

    Срок временного ввоза товаров устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта исходя из целей и обстоятельств такого ввоза и не может превышать 2 (два) года со дня помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза, но может быть по письменному заявлению декларанта.

    Решением Комиссии Таможенного союза утвержден Перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов. К товарам из этого перечня (товары, временно ввозимые для целей применения в сфере науки, культуры, для оказания международной помощи) применяется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, если срок временного ввоза этих товаров не превышает 1 (одного) года, если иное не предусмотрено в Перечне .

    В случае продления срока временного ввоза товаров, указанных в Перечне , свыше 1 (одного) года или свыше иного срока , указанного вПеречне , применяется частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза.

    В отношении товаров, по которым не предоставлено полное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, а также при несоблюдении условий полного условного освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, применяетсячастичное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов

    Характеристика

    При от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории таможенного союза уплачивается 3 (три) процента суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).

    При частичном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов сумма ввозных таможенных пошлин, налогов уплачивается при помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) за весь установленный период срока действия этой таможенной процедуры или периодически по выбору декларанта, но не реже чем раз в 3 (три) месяца. Периодичность уплаты сумм ввозных таможенных пошлин, налогов определяется декларантом с согласия таможенного органа.

    Общая сумма ввозных таможенных пошлин, налогов, взимаемых при временном ввозе с частичным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, не должна превышать сумму ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения таких товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), без учета льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов.

    При завершении таможенной процедуры временного ввоза (помещение под таможенную процедуру реэкспорта ) - суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, уплаченные при частичном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов,возврату (зачету) не подлежат .


    Временный ввоз - таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

    В ряде случаев при необходимости использования иностранных товаров на таможенной территории Российской Федерации временно, например, при организации выставок, ввозе товаров для пользования представительствами иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации и так далее целесообразно использовать таможенный режим временного ввоза, предполагающий применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в течение срока временного ввоза.

    Условия помещения товаров под таможенный режим:

    Возможность идентификации помещаемых товаров таможенным органом при их последующем обратном вывозе (за исключением случаев, когда в соответствии с международными договорами Российской Федерации допускается замена временно ввезенных товаров товарами такого же типа). Идентификация представляет собой установление тождественности временно ввезенных товаров обратно вывозимым;

    Представление лицом, заявляющим таможенный режим, гарантий соблюдения надлежащего исполнения обязанностей, установленных ТК РФ, в том числе представления обязательства об обратном вывозе временно ввезенных товаров, при наличии такого требования со стороны таможенного органа.

    Под таможенный режим временного ввоза могут помещаться иностранные товары, ранее помещенные под иные таможенные режимы при условии соблюдения требований и условий, предусмотренных ТК РФ в части завершения ранее заявленного таможенного режима, а также соблюдения условий помещения товаров под таможенный режим временного ввоза.

    Гарантиями соблюдения надлежащего исполнения обязанностей, установленных ТК РФ, при временном ввозе являются: - обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов. Размер обеспечения определяется таможенным органом исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при выпуске товаров для свободного обращения;

    Представление обязательства об обратном вывозе временно ввезенных товаров.

    О применении обеспечения уплаты таможенных платежей подробнее изложено в общих положениях.

    В соответствии с общими условиями обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов такое обеспечение не представляется, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и процентов составляет менее 20.000 рубле, а также в случаях, когда таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, будут выполнены.

    Порядок уплаты таможенных пошлин, налогов.

    По общему правилу временный ввоз товаров допускается с полным условным либо частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.

    Перечень категорий товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов , а также условия такого освобождения, включая предельные сроки временного ввоза, определяются Правительством Российской Федерации.

    В настоящее время перечень категорий товаров, временный ввоз которых допускается с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов установлен постановлением Правительства РФ от 16.08.2000 № 599 "О перечне товаров временно ввозимых (вывозимых) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов". Этот перечень основывается на международных договорах Российской Федерации в области культуры, кинематографии, спорта, и т.д. Максимальный срок временного ввоза товаров с применением полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов согласно указанному постановлению Правительства Российской Федерации составляет один год.

    Таможенным кодексом прямо предусмотрено предоставление освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, временный ввоз которых не наносит существенного экономического ущерба Российской Федерации. К категориям товаров относятся следующие:

    Временно ввозимые контейнеры, поддоны, другие виды многооборотной тары и упаковки;

    Временно ввозимые товары в рамках развития внешнеторговых отношений, международных связей в сфере науки, культуры, кинематографии, спорта и туризма;

    Временно ввозимые товары для оказание международной помощи.

    Следует отметить, что в соответствии с приложением В3 Конвенции о временном ввозе (Стамбул, 1990) в отношении следующих видов многооборотной тары:

    Упаковка, если она удовлетворяет требованиям подпункта "b" статьи 1 указанного приложения;

    Контейнер, если он удовлетворяет требованиям подпункта "с" статьи 1 указанного приложения;

    Поддон, если он удовлетворяет требованиям подпункта "d" статьи 1 указанного приложения,

    предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов. При этом декларирование таможенному органу таких товаров допускается с использованием вместо таможенной декларации письменного заявления - обязательства об обратном вывозе этих товаров (в отношении поддонов требование мягче: обратно вывезти можно другие поддоны, при условии, что их количество будет равно количеству ранее временно ввезенных и такие поддоны не будут отличаться по своим характеристикам). В соответствии с положениями статьи 5 приложения В3 Конвенции о временном ввозе таможенным органам не предоставлено право требовать обеспечения уплаты таможенных платежей. Срок временного ввоза рассматриваемых видов многооборотной тары не может быть установлен таможенным органом менее полугода.

    В отношении иных категорий товаров, а также при несоблюдении условий полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, применяется частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов. Частичное освобождение предусматривает уплату трех процентов от суммы таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате как если бы товары были выпущены для свободного обращения, за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории Российской Федерации

    Расчет сумм при применении частичного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории выглядит так:

    Следует учитывать, что таможенные сборы за таможенное оформление товаров, временно ввозимых как с полным условным, так и частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежат уплате при подаче таможенной декларацию. Впоследствии такие суммы не учитываются при вышеуказанном расчете.

    Рассчитанная таким образом сумма может уплачиваться как сразу при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза (при этом она должна быть умножена на количество календарных месяцев, в течение которых временно ввезенные товары находятся на таможенной территории Российской Федерации), так и периодически. Периодическая уплата сумм таможенных пошлин, налогов при применении частичного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов производится по желанию лица, получившего разрешение на временный ввоз. Периодичность такой уплаты также определяется этим лицом с согласия таможенного органа. Конкретные сроки уплаты таможенных пошлин, налогов определяются исходя из того, что уплата этих сумм должна производиться до начала соответствующего периода. В настоящее время наибольшее распространение получила ежеквартальная периодичность уплаты таможенных пошлин, налогов.

    Ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных товаров несет лицо, получившее разрешение на временный ввоз.

    Общая сумма таможенных пошлин, налогов, взимаемых при временном ввозе с применением частичного условного освобождения, не должна превышать сумму таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы в день помещения под таможенный режим временного ввоза товары были бы выпущены для свободного обращения без учета пеней за просрочку уплаты таможенных пошлин, налогов и процентов на них.

    Если сумма таможенных пошлин, налогов, уплаченных при временном ввозе товаров станет равной сумме, которая подлежала бы уплате, если бы в день помещения товаров под таможенный режим временного ввоза они были выпущены для свободного обращения, происходит изменение статуса товаров. Такие товары считаются выпущенными для свободного обращения, при условии, что к таким товарам не применяются ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, либо ограничения, применяемые на день помещения товаров под таможенный режим временного ввоза, отменены. В противном случае такие товары приобретают статус выпущенных для свободного обращения (находящихся в свободном обращении) при условии подтверждения лицом соблюдения таких ограничений экономического характера.

    Сроки временного ввоза товаров .

    Максимальный срок временного ввоза, установленный статьей 213 ТК РФ, составляет 2 года. Для отдельных видов товаров Правительство Российской Федерации может устанавливать более короткие либо более продолжительные сроки временного ввоза.

    В отношении товаров, относящихся к основным производственным фондам (средствам), при условии, что такие товары не являются собственностью российских лиц, пользующихся ими на таможенной территории РФ, допускается временный ввоз с применением частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов на 34 месяца, при условии, что такие товары не являются собственностью российских лиц, пользующихся ими на таможенной территории Российской Федерации. Для установления такого срока в соответствии с "Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом" в таможенный орган дополнительно должны быть представлены сведения о наименовании группировки и кода товаров по общероссийскому классификатору основных фондов (ОКОФ) (в случае, если товары временно ввозятся с применением частичного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, не являются собственностью российских лиц, пользующихся ими на таможенной территории Российской Федерации).

    Установление срока временного ввоза товаров в размере 34 месяцев предполагает, что по истечении указанного срока, исходя из расчета уплаченных таможенных пошлин, налогов при применении частичного условного освобождения от такой уплаты, товары считаются выпущенными для свободного обращения. В этом случае по истечении 34-х месяцев заявление таможенного режима выпуска для внутреннего потребления не требуется, повторное декларирование товаров не производится - в таможенной декларации о помещении товаров под таможенный режим временного ввоза таможенным органом проставляется соответствующая отметка.

    Конкретный срок временного ввоза устанавливается таможенным органом в пределах максимальных сроков временного ввоза, установленных ТК РФ либо соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации, исходя из заявления лица, обратившегося за разрешением на временный ввоз, с учетом целей и обстоятельств такого ввоза.

    Установленный срок временного ввоза по мотивированному запросу лица может быть продлен по решению таможенного органа (таможни, осуществляющей таможенный контроль за временно ввезенными товарами) в пределах максимальных сроков. Таможенный орган принимает решение о продлении срока временного ввоза при отсутствии нарушений требований и условий, установленных ТК РФ в отношении таможенного режима временного ввоза.

    Порядок совершения отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима временного ввоза, включающих выдачу таможенным органом разрешения на помещение товаров под таможенный режим временного ввоза, продление заявленного срока временного ввоза, передачу временно ввезенных товаров иному лицу, а также приостановление действия таможенного режима временного ввоза установлен "О совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима временного ввоза" (зарегистрирован Минюстом РФ 08.01.2004, регистрационный № 5387).

    Разрешение на помещение товаров под таможенный режим временного ввоза выдается таможенным органом (таможенным постом), обладающим компетенцией на совершение выпуска временно ввозимых товаров.

    Разрешение таможенного органа на помещение товаров под таможенный режим временного ввоза выдается таможенным органом путем проставления штампа "Выпуск разрешен" и иных технологических отметок на таможенной декларации с заявленным таможенным режимом временного ввоза и заполненной в соответствии с Правилами заполнения ГТД при декларировании товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ и (или) выпускаемых для свободного обращения.

    Помимо декларации для принятия таможенным органом решения предоставляется заявление лица, образец которого приведен в вышеуказанном приказе. Данное заявление рассматривается для таможенных целей в качестве обязательства об обратном вывозе временно ввезенных товаров.

    В соответствии с приказом ГТК РФ от 16.09.2003 № 1022 "Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом" при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза дополнительно представляются следующие документы и сведения:

    Документы и сведения о цели временного ввоза товаров;

    Сведения об идентификационных признаках товаров;

    Документы и сведения, обосновывающие применение полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов со ссылкой на конкретный международный договор Российской Федерации или нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации, если такое освобождение допускается в соответствии с правовыми актами Российской Федерации;

    Обязательство об обратном вывозе временно ввозимых товаров, составленное в произвольной письменной форме, и иные гарантии надлежащего исполнения обязанностей, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации (в том числе документы, подтверждающие наличие обеспечения уплаты таможенных платежей);

    Планы и программы проведения мероприятий с использованием товаров, помещаемых под таможенный режим временного ввоза (такие как: программы научных работ или учебного процесса, в которых предусмотрено использование указанных товаров, планы и программы испытаний, проверок, экспериментов с использованием указанных товаров);

    Заявление о предполагаемых сроках временного ввоза товаров, составленное в произвольной письменной форме;

    Документы и сведения, свидетельствующие о соблюдении требований ранее заявленного таможенного режима, (в случае помещения под таможенный режим временного ввоза товаров, ранее помещенных под иные таможенные режимы);

    Иные документы и сведения, которые декларант сочтет необходимым представить для целей заявления таможенного режима временного ввоза и установления таможенным органом запрашиваемого лицом, заявляющим таможенный режим, срока временного ввоза.

    Отказ таможенного органа в выдаче разрешения возможен только при несоблюдении условий помещения товаров под таможенный режим временного ввоза.

    Следует отметить, что ТК РФ не установлены ограничения на применение таможенного режима временного ввоза исходя из характера гражданско-правовых отношений российского лица - заявителя таможенного режима с иностранцем. Так, помещение под таможенный режим временного ввоза возможно как товаров, ввозимых в рамках договоров аренды, лизинга, так и в соответствии с договором купли-продажи (поставки). Возможно также и использование агентского договора и договора комиссии. Основным требованием, предъявляемым ТК РФ в данном случае, является обладание лица, получающего разрешение на временный ввоз, статусом декларанта исходя из содержания статей 16 и 126 ТК РФ.

    Таможенный режим временного ввоза предполагает применение ограничений по пользованию и распоряжению временно ввезенными товарами. К таким ограничениям относятся (статья 211 ТК РФ):

    Пользование временно ввезенным товаром только лицом, получившим разрешение на временный ввоз;

    Временно ввезенные товары должны оставаться в неизменном состоянии, за исключением изменений вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и использования (эксплуатации). В целях соблюдения лицом данного требования с временно ввезенными товарами допускается совершение операций, необходимых для обеспечения их сохранности, включая ремонт (за исключением капитального ремонта и модернизации), техническое обслуживание и другие операции, необходимые для сохранения потребительских свойств товаров и поддержания товаров в состоянии, в котором они находились на день их помещения под таможенный режим временного ввоза. Следует отметить, что до вступления в силу с 1 января 2004 года новой редакции ТК РФ, с временно ввезенными товарами не допускалось совершение каких-либо операций.

    В случае возникновения необходимости передачи права пользования временно ввезенными товарами иному лицу , такая передача допускается с разрешения таможенного органа. При этом лицо, которому передаются временно ввезенные товары, должно обладать достаточными полномочиями в отношении указанных товаров, чтобы выступать в качестве декларанта в соответствии с ТК РФ. Передача временно ввезенных товаров иному лицу допускается таможенным органом, если:

    Это лицо берет на себя обязательство перед таможенными органами по соблюдению всех условий и ограничений таможенного режима временного ввоза;

    Лицо, первоначально получившее разрешение на временный ввоз товаров, уплатило таможенные пошлины, налоги за период, использования им товаров в таможенном режиме временного ввоза, если к товарам применяется частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов;

    Если соблюдение требований и ограничений таможенного режима временного ввоза обеспечивается гарантиями, то лицо, которому передаются временно ввезенные товары, должно оформить соответствующие документы на свое имя.

    В случае выдачи таможенным органом разрешения на передачу временно ввезенных товаров иному лицу, указанное лицо со дня выдачи такого разрешения приобретает права и несет обязанности, установленные ТК РФ для лица, получившего разрешение на временный ввоз.

    Приостановление действия таможенного режима временного ввоза производится в случаях (пункт 3 статьи 214 ТК РФ):

    Наложения ареста на временно ввезенные товары или их изъятия в соответствии с законодательством РФ;

    Помещения временно ввезенных товаров на таможенный склад в соответствии с пунктом 3 статьи 217 ТК РФ;

    По просьбе лица, получившего разрешение на временный ввоз, при помещении временно ввезенных товаров, в отношении которых применялось частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, под иные таможенные режимы, не предусматривающие выпуска товаров для свободного обращения.

    В данном случае, как представляется, законодатель допустил определенного рода неточность. Так, помещение товаров на таможенный склад невозможно без заявления в отношении них таможенного режима таможенного склада (смотри следующий раздел), то есть, по своей сути, этот вид приостановления действия таможенного режима временного ввоза представляет собой третий случай приостановления - помещение товаров под иные таможенные режимы, не предусматривающие выпуска для свободного обращения.

    Вышеуказанная неточность может иметь достаточно серьезные правовые последствия, поскольку за период приостановления действия таможенного режима временного ввоза лицо не платит периодические таможенные платежи, и срок приостановления не включается в общий срок временного ввоза товаров.

    В соответствии с приказом ГТК РФ от 04.12.2003 № 1388 "О совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима временного ввоза" Для приостановления действия таможенного режима временного ввоза лицо должно подать в таможенный орган не только ГТД с заявленным таможенным режимом, но заявление на приостановление. При отсутствии такого заявления факт декларирования временно ввезенных товаров в соответствии с иным таможенным режимом рассматривается как завершение действия таможенного режима.

    В соответствии с ТК РФ после окончания срока приостановления действие таможенного режима временного ввоза возобновляется автоматически. Указанное обстоятельство следует всегда принимать во внимание, поскольку с момента возобновления действия таможенного режима временного ввоза лицо, получившее разрешение на временный ввоз, обязано уплачивать периодические таможенные платежи.

    При возобновлении действия таможенного режима временного ввоза проценты, начисление и уплата которых предусмотрены в соответствии с настоящей главой, за период приостановления действия таможенного режима временного ввоза не начисляются и не уплачиваются.

    Завершение действия таможенного режима временного ввоза осуществляется (статья 214 ТК РФ) :

    Путем вывоза временно ввезенных товаров с таможенной территории РФ;

    Путем выпуска временно ввезенных товаров для свободного обращения;

    Путем помещения временно ввезенных товаров под иные таможенные режимы, не предусматривающие выпуска товаров для свободного обращения.

    Обратный вывоз временно ввезенных товаров с таможенной территории РФ влечет обязанность лиц поместить такие товары под таможенный режим реэкспорта. Реэкспорт может быть заявлен в любом таможенном органе, в том числе и находящемся в другом регионе РФ. В любом случае следует учитывать, что для таможенного оформления помимо таможенной декларации с заявленным таможенным режим реэкспорта требуется предоставление документов и сведений, необходимых для помещения товаров под выбранный таможенных режим, а также в соответствии с подпунктом "а" пункта 19 Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденного приказом ГТК РФ от 16.09.2003 № 1022 , сведения об обстоятельствах нахождения товаров на таможенной территории Российской Федерации в виде подтверждения таможни, на контроле которой находятся товары, в форме письма, подписанного начальником таможни либо лицом, его замещающим, заверенного оттиском печати таможни, о соблюдении требований и условий таможенного режима, в соответствии с которым товары находятся на таможенной территории Российской Федерации, и таможенная декларация, свидетельствующая о нахождении товаров под выбранным таможенным режимом, поскольку в данном случае таможенный режим реэкспорта заявляется в целях завершения действия предшествующего таможенного режима.

    При выпуске временно ввезенных товаров для свободного обращения, за исключением случаев выпуска по истечении 34-х месяцев временного ввоза с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, периодические таможенные платежи подлежат зачету в счет платежей, которые уплачиваются при выпуске для внутреннего потребления при этом за весь период применения частичного освобождения подлежат уплате проценты с сумм таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате, если бы в отношении этих сумм была предоставлена рассрочка со дня применения частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов.

    Следует отметить, что в силу статьи 439 ТК РФ и конституционного принципа уплаты налогов при выпуске товаров для свободного обращения, временно ввезенных до 1 января 2004 года, вышеуказанные проценты засчитываются только за период временного ввоза с 1 января 2004 года, в то время как периодические таможенные платежи подлежат зачету за весь период нахождения товаров в таможенном режиме временного ввоза.

    Особенности временного ввоза с применением карнетов АТА .

    В соответствии с Конвенцией о временном ввозе (Стамбул, 1990) при временном ввозе товаров на территорию договаривающейся стороны вместо таможенной декларации, предусмотренной национальным законодательством, может использоваться "документ о временном ввозе" - международный таможенный документ, приравниваемый к таможенной декларации, позволяющий идентифицировать товары (включая транспортные средства) и включающий международно-действующую гарантию на уплату ввозных пошлин и сборов, а также предусматривающий упрощение таможенных формальностей.

    Таким документом для ввоза товаров, предназначенных для демонстрации или использования на выставках, ярмарках, конференциях или подобных мероприятиях, профессионального оборудования и товаров, ввезенных для образовательных, научных или культурных целей, то есть временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, является карнет АТА.

    На территории РФ фактически применяется такой документ о временном ввозе после издания Постановления Правительства РФ от 02.11.1995 № 1084 "О присоединении Российской Федерации к Таможенной конвенции о карнете АТА для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 г. и Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 г. с принятием ряда приложений".

    Временный ввоз товаров с применением карнетов АТА предполагает использование заполненного бланка данного карнета при временном ввозе и обратном вывозе товаров под гарантию Торгово-Промышленной Палаты РФ. При временном ввозе таких товаров таможенными органами не требуется предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей. Таможенное оформление товаров, временно ввозимых с применением карнетов АТА, производится в сжатые сроки.

    Одной из существенных проблем, связанных с применением карнетов АТА в РФ, является небольшое количество таможенных органов, которые наделены компетенцией по совершению таможенных операций с такими товарами. Действующий в настоящее время перечень таких таможенных органов установлен приказом ГТК РФ от 30.06.2004 г. № 760 "Об утверждении перечня таможенных органов, компетентных совершать таможенные операции с товарами, перемещаемыми с применением карнетов АТА".

    По материалам информационно-консультационной системы