Источники финансирования некоммерческих организаций. Финансирование некоммерческих организаций


Финансы НКО являются частью национальной финансовой системы, включающей финансы государственных, муниципальных, коммерческих и некоммерческих организаций и финансы домохозяйств, а также международной финансовой системы. Как уже отмечалось, НКО участвуют в движении финансовых потоков, перераспределении денежных средств между физическими и юридическими лицами. В то же время институты, регулирующие правила финансирования деятельности НКО, формируются с учетом социальной направленности их уставной деятельности.
Эти институты изменяются под воздействием двух основных групп факторов:
  • отношения государства к НКО (какую роль оно отводит им и в какой мере рассматривает их в качестве налогоплательщиков, работодателей, благотворительных структур, самостоятельных организаций или находящихся под контролем государства);
  • противоречий в развитии самих НКО - между необходимостью осуществлять уставную деятельность и искать средства для ее осуществления.
В России в период перехода к рыночной экономике произошлл трансформация всей системы институтов. Были приняты Консти туция РФ, Гражданский, Бюджетный, Налоговый, Трудовой и Жи лищный кодексы РФ, ряд федеральных законов и законов субъек тов РФ, в которых содержатся правовые основы государственного регулирован™ финансовой стороны деятельности НКО. Изменились также источники финансирован™ и направлен™ расходования средств НКО.
В соответствии со своим статусом большинство НКО осуществляют не только уставную, но и коммерческую деятельность - в той мере, в какой она способствует реализации уставных целей. Следовательно, доходы НКО можно подразделить на две группы:
  • доходы, получаемые при осуществлении уставной деятельности;
  • доходы от коммерческой деятельности.
При осуществлении уставной деятельности НКО получают доходы из внутренних и внешних источников. Доходы из внутренних источников - это взносы учредителей и членов организации. Доходы из внешних источников зависят от успешного фандрайзинга.
Фандрайзинг представляет собой сбор средств, выделяемых и виде пожертвований или под конкретные заказы (целевые программы). Работа при этом осуществляется в рамках уставной деятельности, но за плату, которая поступает от государства, различных организаций и частных лиц. Финансово-экономический кризис обостр™ проблемы поиска благотворителей, заказов, участия в конкурсах и лоббирования интересов своей организации. НКО конкурируют между собой в поиске источников финансирования.
Доходы и расходы НКО отражены в их сметах.
В разделе I сметы отражаются различные виды доходов НКО:
  • регулярные и единовременные поступления от учредителей и членов организации;
  • добровольные целевые взносы, пожертвован™, гранты;
  • ассигнован™ из государственного и муниципального бюджетов;
  • выручка от реализации товаров, работ и услуг;
  • дивиденды (доходы, проценты) по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
  • доходы от собственности (сдача в аренду, авторские права и т.п.);
другие не запрещенные законом поступления (например, труд добровольцев, доходы от лотерей, благотворительных концертов).
К единовременным поступлениям относятся взносы учредителей и вступительные взносы. Членские взносы - это регулярные поступления, характерные для некоторых организационно-право- иых форм НКО, предполагающих членство (общественное объединение, ассоциация, союз, некоммерческое партнерство, потребительское общество и т.п.).
Размер и порядок поступления взносов определяются локальными нормативными актами - уставами НКО либо решениями собственника (для учреждений).
Средства из государственного и муниципальных бюджетов могут поступать НКО в виде оплаты выполнения заказов, субсидий на развитие организации или в виде целевого финансирования программ и мероприятий. Средства выделяются на основе нормативного финансирования из бюджета соответствующего уровня.
Существенную роль в формировании доходов НКО играют также целевые поступления (пожертвования): из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, от юридических и физических лиц. Эти поступления могут быть как в натуральной, так и в денежной форме. Их состав определен в п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ. Поступление этих средств отражается на соответствующих субсчетах счета 86 «Целевое финансирование».
Целевые поступления должны расходоваться на цели, указанные жертвователями. Поэтому в каждом случае составляются целевая программа и смета доходов и расходов по ней. Изменение статей расходов возможно только при наличии письменного согласия жертвователя. Если письменного согласия нет, а средства не удалось потратить целевым образом, их лучше вернуть жертвователю. В случае нецелевого использования сумма средств, израсходованных не по назначению, подлежит уплате в доход федерального бюджета.
Если пожертвование в денежной форме получила благотворительная организация, то согласно Федеральному закону № 135-ФЗ от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» не менее 80% этой суммы должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования (если иное не предусмотрено благотворителем или
благотворительной организацией). В случае получения благотво рительного пожертвования в натуральной форме оно должно бы п. направлено на благотворительные цели в течение одного года с момента получения (если иное не предусмотрено благотворителем или благотворительной организацией).
Таким образом, институт целевого финансирования НКО пред ставляет собой некоммерческий контракт между НКО и жертвователем, который определяет права и обязанности сторон. Особенность некоммерческого контракта состоит в том, что он обеспечивает целевое использование средств жертвователей.
Некоммерческие организации вправе получать доходы не только в денежной, но и в натуральной форме: имущество, услуги, труд добровольцев. Однако в России труд добровольцев пока не имеет существенного значения в отличие, например, от США, где добровольный труд широко распространен.
Особенности финансирования НКО сказываются на порядке осуществления расходов. Их можно подразделить на следующие виды:
  • расходы по выполнению уставной деятельности;
  • расходы, связанные с коммерческой деятельностью;
  • средства, переданные в результате внутрихозяйственных расчетов;
  • потери и списания.
В состав расходов НКО (раздел II сметы) входят: заработная плата (с начислениями), командировочные расходы, канцелярские и хозяйственные расходы, амортизация основных средств, расходы на аренду зданий и помещений, транспорт, административно-хозяйственные расходы.
НКО являются налогоплательщиками, но имеют некоторые льготы. Эти льготы можно считать дополнительным источником финансирования. Так, например, в США НКО освобождены от федеральных налогов, взноса в фонд занятости (в большинстве штатов), по желанию могут не платить налог на социальное страхование, хотя около 80% НКО предпочитают его платить. В России основные возможности получить льготы имеются по налогам на прибыль, на добавленную стоимость и на имущество. С ними же связан и ряд проблем.
Налоговый кодекс РФ позволяет уменьшить налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль (пп. 1 и 2 ст. 251) в рамках уставной деятельности. В составе доходов НКО не учитываются денежные средства и иное имущество, полученные в виде безвозмездной помощи и в рамках целевого финансирования (конкретные виды перечислены ранее), при условии раздельного учета доходов и расходов по уставной и по предпринимательской деятельности.
Не подлежит налогообложению прибыль общественных организаций инвалидов, а также предприятий, организаций и учреждений, находящихся в их собственности, хозяйственных обществ, уставный капитал которых состоит полностью из вкладов общественных организаций инвалидов.
Вместе с тем в рамках Налогового кодекса РФ большинству НКО невозможно получить льготы по налогу на прибыль от предпринимательской деятельности. Они уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.
Согласно п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ не подлежит обложению НДС ряд товаров и услуг медицинских и образовательных учреждений, учреждений культуры и искусства и т.п. Такой подход соответствует статусу НКО. Принцип - по социальному назначению товара - отражает социально-экономические функции НКО.
Существуют также льготы для общественных организаций инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, для учреждений и организаций, принадлежащих обществам инвалидов. Не облагаются налогом: передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», за исключением подакцизных товаров; реализация товаров, работ и услуг, за исключением брокерских и иных посреднических услуг, подакцизных товаров, минерального сырья, полезных ископаемых и других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ.
НКО, занимающиеся коммерческой деятельностью, являются плательщиками налога на имущество. В то же время налогом на имущество не облагается ряд НКО (при условии, что они не занимаются коммерческой деятельностью), в том числе бюджетные учреждения и организации, коллегии адвокатов, учреждения образован™, науки и культуры, религиозные организации, национально-культурные общества, потребительские кооперативы, обще ственные организации инвалидов, а также другие предприятия, учреждения и организации, где численность инвалидов составляет не менее 50% общего количества работников, и др.
Следовательно, институты финансирования деятельности НКО в России постепенно приобретают функции, соответствующие особенностям этих организаций, т.е.:
  • ориентируют НКО на целевое использование средств;
  • стимулируют развитие организаций в направлении расширения уставной деятельности.
В наибольшей мере эти функции проявляются в правилах бухгалтерского учета и отчетности. В то же время в налогообложении недостаточно учитывается специфика НКО. Необходимо дополнить и уточнить льготы по налогу на прибыль и на имущество, а также льготы для юридических лиц, делающих пожертвования и денежной и натуральной формах. Все это будет способствовать развитию НКО и их эффективному взаимодействию с органами государственного и муниципального управления.
  • 1.4. Государственные доходы: понятие, состав и структура. Резервы роста государственных доходов России в современных условиях
  • 1.5. Финансы некоммерческих организаций, их особенности.
  • 1.6. Муниципальные финансы, их состав, особенности организации.
  • 1.7.Бюджет как финансовая база деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. "
  • 1.8. Финансовый рынок как механизм перераспределения финансовых ресурсов. Понятие и функции финансового рынка
  • 1.9. Государственные расходы, их состав и структура. Проблемы повышения эффективности государственных расходов.
  • 1.10. Структура и принципы построения бюджетной системы Российской Федерации. Изменение структуры бюджетной системы Российской Федерации в современных условиях.
  • 1.11. Государственный и муниципальный долг, его структура. Методы управления государственным и муниципальным долгом.
  • 1.12. Государственный финансовый контроль: содержание, задачи, организационная структура. Эффективность государственного финансового контроля.
  • 1.13. Финансы коммерческих организаций; факторы, обуславливающие их специфику.
  • 1.14.Государственные финансы, их состав. Особенности организации государственных финансов на федеральном и региональном уровнях управления.
  • 1.15.Финансовое прогнозирование, его содержание и сфера применения. Виды финансовых прогнозов, их характеристика, эффективность применения.
  • 1.16. Содержание и формы организации межбюджетных отношений. Реформирование межбюджетных отношений на современном этапе.
  • 17. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Особенности формирования и использования бюджетов фондов обязательного медицинского страхования в современных условиях.
  • 18. Государственные внебюджетные фонды как элемент финансовой системы Российской Федерации. Организационные и правовые основы формирования и использования государственных внебюджетных фондов.
  • 19. Сущность финансов, их место и роль в системе экономических отношений.
  • 1.20. Современная финансовая система России, характеристика ее сфер и звеньев. Перспективы развития финансовой системы России.
  • 1.21. Федеральный бюджет. Его основные характеристики, состав доходов и расходов.
  • 1.22. Пенсионное обеспечение, его уровни и финансовые механизмы.
  • 1.23. Финансовая политика государства: ее содержание, значение и задачи, факторы результативности. Основные направления современной финансовой политики Российской Федерации.
  • 1.24. Финансовый механизм бюджетных учреждений, его развитие в условиях реформирования бюджетной сферы.
  • 1.25. Межбюджетные трансферты, их формы и условия предоставления. Совершенствование механизма предоставления межбюджетных трансфертов
  • 1.5. Финансы некоммерческих организаций, их особенности.

    Некоммерческие организации создаются для достижения конкретных целей, не связанных с извлечением прибыли. Некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью лишь в том случае, если это служит достижению цели, ради которой она создана. Полученная в этом случае прибыль не может распределяться между участниками, а направляется на финансирование уставной деятельности.

    Чаще всего они являются общественно-полезными организациями, такими как ассоциации и фонды, созданные для поддержки некоторых благородных идей. Некоммерческие организации не могут вести бизнес, но их активы поступают почти исключительно из пожертвований, грантов и грантов.

    Ассоциации, фонды и другие некоммерческие организации могут подать заявку на получение мер из бюджета ЕС. Для получения финансовой поддержки со стороны Европейского социального фонда требуется полная документация, включая подробное обоснование предлагаемого проекта.

    К некоммерческим организациям относятся общественные и религиозные организации, некоммерческие партнерства, учреждения, социальные, благотворительные фонды, ассоциации и союзы.

    Финансовые ресурсы некоммерческих организаций – это денежные средства, мобилизируемые ими из различных источников на осуществление и расширение своей деятельности. Цель создания некоммерческой организации определяет целевую направленность уставной деятельности, специфику финансовых отношений, порядок и источники финансирования.

    Программы ЕС, поддерживающие деятельность общественных благотворительных организаций, оказывают финансовую помощь для реализации уставных и основных целей, например, в форме учебных курсов для членов. До подачи заявки на финансирование ЕС, Технико-экономическое обоснование в соответствии с требованиями грантовой программы. После разработки заявки на финансирование и сбора необходимых приложений, полный файл документов отправляется посреднику, выдающему заявку, и присуждению средств.

    Любая организация, независимо от ее профиля деятельности, может подать заявку на финансирование проекта. Помощь также предоставляется опытным персоналом и реальной поддержкой партнеров - сотрудничество с другими организациями и бизнес-спонсорами. Например, в рамках Программы человеческого капитала организация, поддерживающая сельское образование, может подать заявку на софинансирование своего проекта при условии, что ее стоимость не превышает 50 тысяч злотых. Краткие инициативы можно спонсировать даже на 100%.

    Источниками финансирования деятельности некоммерческих организаций являются:1)поступления от учредителей организации; 2)добровольные взносы и пожертвования; 3)доходы от предпринимательской деятельности; 4)доходы от долевого участия в коммерческих организациях; 5)Федеральные, региональные и местные органы самоуправления могут оказывать некоммерческим организациям экономическую и финансовую поддержку.

    Почему бухгалтерия? Однако развитие некоммерческой деятельности и профессионализм современных учреждений, финансирующих эту деятельность, приводят к увеличению требований к управлению финансами в неправительственных организациях. Многие учреждения, предоставляющие финансовую помощь организациям, все чаще запрашивают обоснованные финансовые отчеты, включая баланс, отчет о прибылях и убытках и дополнительную информацию, и часто мнение аудитора. Часто также мониторинг использования гранта основан на довольно подробном анализе того, как осуществляется учет.

    Денежные средства, поступившие из всех источников, образуют фонд финансовых ресурсов учреждения. Используются они на выплату заработной платы, возмещение материальных затрат, расчеты с др. организациями и банками, создание фондов экономического стимулирования.

    Использования финансовых ресурсов некоммерческих организаций осуществляется в зависимости от методов ведения хозяйства. Различают сметное финансирование и полную окупаемость. Для составления смет в, качестве исходных данных используются контрольные цифры (показатели, отражающие специфику деятельности) и экономические нормативы (вкл. норматив: бюджетного финансирования действующего учреждения; образования фонда зп; образования фонда производственного и социального развития).

    Если НПО хотят использовать услуги финансовых учреждений, таких как банк, они также должны отвечать основным формальным требованиям к представленной финансовой документации. Ведение книг - это не просто заполнение ящиков, сбор и копирование сумм со счетов и счетов-фактур или просто запись финансовых событий. Конечный финансовый результат организации зависит от финансовых принципов организации, то есть от того, как структурирован план, как классифицируются программные и административные расходы, а следовательно, и финансовые показатели организации.

    1.6. Муниципальные финансы, их состав, особенности организации.

    Муниципальные финансы – совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования/распределения и использования фондов финансовых ресурсов.

    Муниципальные финансы имеют целевое назначение, они затрагивают определенные социально – политические интересы отдельных слоев общества, однако во всех аспектах, они ориентированы на решение муниципальных задач. Муниципальные финансы проявляют свою сущность в выполняемых ими функциях.

    С другой стороны, прозрачный, последовательный и надежный способ хранения ваших книг - одна из лучших рекомендаций вашей организации. Хорошо продуманный план учета и система бухгалтерского учета облегчают учет получаемых вами грантов, что позволяет быстро генерировать необходимую информацию, например, о стоимости программы, административных расходах и помочь оценить рентабельность всей организации и упростить вашу работу.

    Кстати, стоит отметить, что в соответствии с применимыми правилами руководство организации несет персональную ответственность за правильность и надежность хранения книг. Бухгалтерия и общественно-полезная деятельность Для надлежащего ведения бухгалтерских книг особое внимание следует уделять общественным организациям и организациям, осуществляющим бесплатную и общественную благотворительную деятельность. Бухгалтерия должна быть отделена бесплатно и оплачиваемой общественно-полезной деятельностью, чтобы иметь возможность определять размер дохода, затрат и результатов каждой проводимой деятельности.

    Значение распределительной функции заключается в том, что через распределение и перераспределения вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики.

    Контрольная функция муниципальных финансов заключается в их способности следить за реальным денежным оборотом, участниками которого являются государство, населения, предприятия.

    Формальности, связанные с созданием такой ассоциации, намного проще, но есть и некоторые недостатки - особенно о привлечении денег для бизнеса. Обычная ассоциация не может вести бизнес, принимать наследования, пожертвования и подписки; получать субсидии или пользоваться общественной жертвой. Деньги зарабатываются только членскими взносами. Казалось бы, организация, на которую распространяются такие ограничения и имеющие только «частные фонды», не должна будет вести учет. Но правила говорят что-то еще.

    Из Закона о бухгалтерском учете ясно, что такие организации также подчиняются вышеупомянутому постановлению министра финансов. Не во всех церковных организациях. Из положений Закона о бухгалтерском учете исключены только церковные организации, но не все. Те, кто не ведет бизнес по финансовым вопросам, подчиняются правилам, установленным внутренними церковными правилами. Однако, когда они начинают свой бизнес или становятся общественными благами, по крайней мере в отношении их начатого бизнеса, они также должны будут соблюдать соответствующие положения Закона о бухгалтерском учете, то есть вести бухгалтерские книги.

    Финансовой основой деятельности местных органов самоуправления являются муниципальные (местные) бюджеты.

    Направления использования средств муниципальных бюджетов: 1)Финансирование на местном уровне широкой сети учреждений образования, здравоохранения и культуры. 2)Финансирование благоустройства территории (озеленение). 3)Фин – ие ЖКХ. 4)Функционирование местных органов самоуправления. 5)Фин – ие муниципальных транспортных предприятий. 6)Поддержка предприятий промышленности и с/х.

    Продолжительность объединения не ограничена. Полученные таким образом финансовые средства будут использоваться исключительно в соответствии с некоммерческим характером ассоциации. Статус симпатичного члена может быть получен простым пропуском, написанным румынскими или иностранными гражданами, и составляет основу добровольцев и сторонников ассоциации. Симпатичные члены также могут поддерживать ассоциацию посредством материальных пожертвований. Статус активного члена предоставляет право голоса и быть избранным в руководящие органы Лиги и обязывает выплачивать установленную законом плату.

    Источники доходов муниципальных (местных) бюджетов:

    1)Налоговые доходы (земельный Н., Н. на имущество физических лиц). 2)Межбюджетные трансферты из региональных бюджетов. 3)Отчисления от налогов вышестоящих бюджетов. 4)Неналоговые доходы.