Территория рф составляет единую таможенную территорию. Таможенная территория и таможенная граница

Не обошли стороной изменения в законодательстве налог на землю в 2018 году (гл. 31 НК РФ). В том числе и форму отчётной декларации по нему. Даём обзор всех новшеств.

Новый порядок расчёта при смене категории земли

Существенные поправки по земельному налогу в 2018 году внёс в Налоговый кодекс РФ Закон от 30 сентября 2017 года № 286-ФЗ.

С 1 января 2018 года при расчете налога за землю берут кадастровая стоимость, которая определена на дату регистрации её изменения в ЕГРН – едином государственном реестре недвижимости, который ведёт Росреестр. Данное новое правило касается тех участков земли, у которых в течение года поменялась:

  • категория;
  • вид разрешенного использования.

С учётом нового порядка величину налога определяют согласно коэффициенту владения (Кв). Он представляет собой:

Вообще базу по земельному налогу определяют по каждому участку по его кадастровой стоимости именно на 1 января года. Её изменение в течение года не берут во внимание при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах (п. 1 ст. 391 НК РФ). Но это общее правило.

Но на практике текущая кадастровая оценка может меняться по причине изменения вида разрешенного использования земельного участка и/или его перевода из одной категории земель в другую. Теперь этот важный фактор учитывают при расчёте налога со дня внесения в ЕГРН обновлённых сведений о стоимости земли.

Отметим, что до 2018 года отсутствие данного исключения приводило к тому, что изменение стоимости по кадастру можно было учитывать только со следующего налогового периода по земельному налогу (письмо Минфина России от 14.04.2017 № 03-05-04-02/22593). Очевидно, что это был несправедливый подход по отношению и к плательщикам, и к казне.

Какой будет ставка земельного налога на 2018 год, решают местные органы власти. Поэтому нужно смотреть изменения в соответствующем законе муниципальной территории.

Новый порядок подтверждения права на льготу

Также изменения по земельному налогу с 2018 года затронули порядок заявления права на льготу (Закон от 30.09.2017 № 286-ФЗ с изменениями в НК РФ).

Можно говорить о том, что теперь для получения льготы сдавать в ИФНС подтверждающие документы совсем необязательно. Дело в том, что с 01.01.2018 начинает действовать приказ ФНС России от 14 ноября 2017 года № ММВ-7-21/897, который утвердил новый бланк заявления о предоставлении льготы по трём налогам на имущество физлиц. В том числе земельному налогу:

С 2018 года форма этого заявления больше похожа на налоговую декларацию. Во всяком случае, структура и принцип заполнения стали схожи.

В связи с новой формой заявления плательщик земельного налога с 2018 года может выбирать из двух вариантов:

1. Сдать в ИФНС документы, обосновывающие право на льготу.

2. Только указать реквизиты этих документов.

Во втором случае налоговики сами сделают запрос в те органы/организации, которые выдали указанные в заявлении документы-основания на льготу. А потом физлицо получит решение о земельном налоге на 2018 год – дали льготу или нет. Если такие данные ИФНС не получит, плательщику сообщат о необходимости всё же самому сдать подтверждающие документы.

Таким образом, с 2018 года плательщик вправе выбирать – подавать документы в ИФНС на льготу по земле или нет.

Все сведения по рассмотрению заявки на льготу плательщик получит через личный кабинет на сайте ФНС России . Если таковой не подключён, можно выбрать способ информирования:

  • в налоговой инспекции;
  • МФЦ («Мои документы»), через который подано заявление;
  • по почте.

Подать заявление на льготу по земельному налогу можно в любую ИФНС, а также через личный кабинет физлица на сайте ФНС России.

Проясним правовую суть случившихся изменений. Некоторые категории физлиц (в т. ч. ИП) могут уменьшать облагаемую базу по земельному налогу на вычет в 10 000 рублей. Это касается земли в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении (п. 5 ст. 391 НК РФ). До 2018 года п. 6 ст. 391 НК РФ устанавливал, что уменьшение облагаемой базы возможно на основании подтверждающих документов, которые сдают в ИФНС. Но с 01 января 2018 года это правило исключено из НК РФ, поскольку в новой редакции изложено в п. 10 ст. 396 НК РФ. Причём новый порядок распространен на все льготы по налогу на землю физлицам, а не только в виде уменьшения облагаемой базы.

Новые запреты на освобождение от налога

Новый пункт 2 ст. 395 НК РФ, который введен Законом от 27 ноября 2017 года № 353-ФЗ, регламентирует ситуацию, когда при разделе или объединении земельных участков к возникшим объектам освобождение от налога неприменимо. Это касается только следующих категорий плательщиков:

  • резиденты особой экономической зоны (не будет освобождения от налога на первые 5 лет);
  • судостроительные предприятия – резиденты промышленно-производственной ОЭЗ (не будет освобождения от налога на первые 10 лет);
  • участники свободной экономической зоны (не будет освобождения от налога на первые 3 года).

Действует новый бланк декларации

Новшество по земельному налогу для юридических лиц с 2018 года касается сдачи декларации за период 2017 года по новой форме, формату. Они, а также порядок заполнения закреплены теперь приказом ФНС от 10 мая 2017 года № ММВ-7-21/347.

Раздел декларации Новая форма декларации Прежняя форма декларации (утв. приказом ФНС от 28.10.2011 № ММВ-7-11/696)
Титульный лист Убрали поле для кодов ОКВЭД Было поле для кода ОКВЭД
Раздел 2 Строку 050 дополнили показателем «Нормативная цена земли» (заполняют по участкам в Крыму и Севастополе) В строке 050 предусмотрен только показатель «Кадастровая стоимость земельного участка» (нет возможности указывать нормативную цену земли)
Общее количество строк – 25. Не стало следующих строк:
  • 090 – код льготы в виде необлагаемой налогом суммы;
  • 100 – необлагаемая налогом сумма (п. 5 ст. 391 НК РФ);
  • 270 – сумма налоговой льготы (п. 2 ст. 387 НК РФ)
Общее количество строк – 28

Проверить правильность заполнения земельной декларации в 2018 году можно с помощь специальных контрольных соотношений для неё. Они закреплены письмом ФНС России от 13 июля 2017 года № БС-4-21/13656.

В 2018 году вступают в действие очередные изменения, которые затрагивают принципы расчета налога на землю. Местные власти продолжат увеличивать размер налога, при этом сумма платежа будет определяться на основании кадастровой оценки участка. В некоторых случаях представители бизнеса могут оспорить сумму платежа.

В 2018 году налог на землю будет определяться с помощью кадастровой оценки земельных наделов. Поэтапный переход на новый принцип расчета произошел в 2015-2016 гг. До этого власти использовали балансовую стоимость участка, которая в разы отличалась от кадастровой оценки.

Использование кадастровой оценки позволяет увеличить поступления в местные бюджеты, что стало особенно актуальным после начала кризиса. Правительство остановилось на поэтапном переходе на новый принцип расчета, рассчитанном на 5 лет. На переходном этапе к итоговой сумме налога применяется поправочный коэффициент, который позволяет снизить сумму платежа. Ежегодно коэффициент корректируется, пока не достигнет единицы в 2020 году. Главное нововведение при расчете налога на землю в 2018 году – очередное увеличение платежа на 20%.

Налог на землю в различных регионах может отличаться. Местные власти могут по своему усмотрению устанавливать ставку налога в пределах 0,1-1,5%. При этом регионы могут применять дифференцированный подход, предоставляя льготы для отдельных видов деятельности.

Дополнительные поступления помогут местным властям профинансировать модернизацию объектов инфраструктуры. В нынешних условиях регионы испытывают острый дефицит финансовых ресурсов, с трудом выполняя взятые на себя обязательства. Без повышения налогов власти не смогут обеспечить развитие инфраструктуры, подчеркивают эксперты.

Переход на кадастровую оценку станет новым испытанием для представителей бизнеса. Согласно оценкам экспертов, в некоторых регионах платежи в бюджет увеличатся в 7-8 раз. При этом основной проблемой остается методика, по которой чиновники определяли кадастровую стоимость.

Проблемная оценка

Основная цель перехода на кадастровую оценку – рассчитывать сумму налога по стоимости, которая соответствует реальной цене земельного надела. Для определения оценки каждого участка были системно проанализированы существующие предложения о продаже земли. Чтобы определить, какой будет сумма налога на землю в 2018 году, достаточно найти стоимость конкретного участка на сайте Росреестра и умножить ее на ставку налога с учетом корректирующего коэффициента.

Эксперты считают, что выбранная методика определения кадастровой оценки имеет существенные недостатки. Власти взяли за основу цену продавца, которая может значительно превышать реальную сумму сделки.

Дополнительные факторы, которые не берутся в учет для конкретных участков – расположение, инфраструктура и транспортная развязка. В результате стоимость участков с различной удаленностью от населенных пунктов практически не отличается, что приводит к некорректной оценке.

Если собственник участка считает кадастровую оценку завышенной, то он имеет право обратиться в суд для ее пересмотра. Действующая судебная практика доказывает эффективность данной меры для отстаивания своих интересов. В результате новый принцип расчета налога на землю, который останется актуальным в 2018 году, вызывает критику со стороны экспертов.

Слабые и сильные стороны нововведений

Повышение налоговой нагрузки в нынешних условиях абсолютно необходимо, уверены эксперты. Однако властям необходимо разработать комплексный подход, направленный на стимулирование экономического роста. Пример реформирования налога на землю демонстрирует, что чиновники намерены решать краткосрочные задачи.

Критика экспертов связана с поспешностью и несовершенством методики при определении кадастровой оценки. В результате было спровоцировано огромное количество судебных процессов, чего можно было бы избежать при более взвешенном подходе.

При этом широкие полномочия регионов при определении итоговой суммы налога будут иметь положительное воздействие. В результате будет учтена местная специфика, что позволит избежать негативных последствий для бизнеса.

В 2018 году произойдет очередное повышение налога на землю. В рамках переходного периода, власти увеличат налог на 20%. При этом полноценный размер налога будет оплачиваться в местные бюджета только в 2020 году. Кроме того, регионы могут использовать дифференцированный подход для различных секторов экономики.

Новый принцип расчета налога предполагает использование кадастровой оценки, которая вызывает критику экспертов. Если стоимость участка завышена, собственник может скорректировать оценку в судебном порядке.

За последние несколько лет значительная часть россиян предпочла перебраться из благоустроенных квартир в частные домовладения. Основным плюсом в пользу такого решения была возможность сэкономить на питании за счет приусадебного хозяйства и на оплате счетов от управляющих компаний за недобросовестную, а порой и вовсе не выполненную работу.

С середины прошлого года средства массовой информации стали публиковать пугающие прогнозы, согласно которым земельный налог будет увеличен в несколько раз. Следовательно, еще больше опустеет кошелек россиянина.

Действительно ли все так плохо и что ждет отечественных землевладельцев?

Новый земельный налог 2018: об изменениях и порядках начисления

Налог на землю учрежден российским Налоговым Кодексом (НК РФ), а регулируется местными властями городов и регионов.

Местные муниципалитеты уполномочены назначать размер налоговых ставок в рамках, продиктованных гл. №31 НК РФ , регламентировать порядок и срок уплаты (для учреждений), а также вводить льготы и освобождать отдельные категории граждан от уплаты налога.

Ранее величина налога на землю просчитывалась, опираясь на балансовую стоимость участка, которая была довольно низкой. Сумма, ставшая итогом этого подсчета, не являлась обременительной для плательщиков. В шестнадцатом году второго тысячелетия все кардинально изменилось.

Теперь земельный налог (далее как ЗН) будет начисляться с учетом кадастровой стоимости, приравненной к рыночной, что предвещает увеличение суммы в несколько раз. Все дело в том, что устанавливалась кадастровая цена независимыми оценщиками, так сказать «на глазок», основываясь зачастую на недостоверных данных, и в отдельных случаях значительно превысила актуальную рыночную стоимость.

Объекты, попадающие под земельное налогообложение в 2018 году

Объектами обложения этим налогом признаны земельные участки, находящиеся на территории Российской Федерации, где данный вид налога внедряется нормативными актами, утвержденными региональными властями. Причем эти земли должны быть собственностью граждан или организаций.

К основным объектам налогообложения относятся следующие земли сельскохозяйственного, рекреационного и промышленного предназначения:

  • участки для сельскохозяйственной деятельности организаций;
  • участки, принадлежавшие дачным сообществам и отдельным гражданам, приобретенные с целью вести подсобное хозяйство;
  • объекты, обеспечивающие деятельность промышленных предприятий. Сюда же относятся участки, под постройки сооружений, обеспечивающих работу организаций;
  • доли фонда лесных и водных территорий, которыми владеют учреждения и граждане в частности;
  • земли туристических и оздоровительных зон, также, если на них расположены пансионаты и базы отдыха и другие строения.

Не облагаются этим налогом участки, представляющие собственность государства, снятые с оборота в согласии с российским законодательством, представляющие историческую и природную ценность для страны, и участки, отпущенные под возведение многоквартирных домов.

Величина процентной ставки по земельному налогу для юридических и физических лиц

Земельные налоговые ставки регулируются местными муниципалитетами либо городскими властями. Однако, ст. № 394 НК РФ предусмотрен диапазон допустимых колебаний этой величины.

Если на момент расчета налоговая ставка (НС) определена местными властями, то при расчетах используется величина, прописанная НК РФ, на сегодняшний день:

  • для участков отрасли сельского хозяйства, земель, на коих располагаются здания жилищного фонда и коммунальные комплексы, а также площади, отведенные для подсобного хозяйства, статьей №394 НК учреждена НС в размере 0,3% от цены объекта по кадастру.
  • Для земель, использующихся для прочих нужд – 1,5% цены из кадастра.

Местные муниципалитеты уполномочены дифференцировать и регулировать налоговые ставки, отталкиваясь от категории земли, места расположения объекта, предназначения и разрешения на использование. Таким образом, в каждом регионе для определенного объекта может действовать своя НС.

Узнать ее можно на сайте (ФНС) Федеральной Налоговой Службы в подразделе «Справочная информация» или пройдя по ссылке: http://www.nalog.ru/rn50/service/tax/ , также из нормативных и правовых актов в местных муниципалитетах, зачастую эти данные размещаются на стендах и досках объявлений в районной ФНС.

Система расчетов налога на землю в 2018 году

Для физических лиц подсчеты буду производиться сотрудниками Налоговой Службы. Этой категории граждан надо будет просто своевременно оплачивать счета, полученные в виде писем из вышеупомянутой инстанции.

В случае несогласия с суммой, указанной в счетах на оплату, можно посчитать ее самостоятельно, по несложной формуле:

Эта стандартная формула расчета ЗН, не учитывающая льготы и уменьшительные коэффициенты. Для льготной категории населения сумма будет уменьшена с учетом льготного коэффициента.

Для граждан, вступивших в права собственности в середине календарного года, являвшегося отчетным периодом для налога на землю, сумма будет делиться на двенадцать, и умножаться на число месяцев официального владения участком. Для долевой собственности сумма будет распределена по налогоплательщикам согласно их долям.

То есть владельцу 1/3 участка придется заплатить 1/3 от общей величины налога.

Для вычисления нужно будет уточнить кадастровую стоимость своего объекта. Сделать это можно обратившись с запросом в Кадастровую палату или Росреестр, либо на их официальном сайте, также можно воспользоваться информационным порталом, следуя по ссылке: http://kadastr.ktotam.pro/ .

С 2015 года с индивидуальных предпринимателей, являвшихся физическими лицами, сняли обязательства по предоставлению декларации на земельный налог. Теперь производить оплату они будут согласно счетам из Налоговой Инспекции.

Юридические лица совершать расчеты будут самостоятельно, с учетом всех особенностей: был ли перевод земли в другую категорию, изменение статуса физического лица на юридическое, начало либо окончание деятельности в середине отчетного года.

Как узнать размер земельного налога налоговой службы показано в видео.

Существующие льготы по земельному налогу в 2018 году

Как и любая другая форма налогообложения, ЗН имеет свои льготные категории среди физических лиц и организаций.

Льготные ставки, установленные Федеральным законодательством, распространяются на следующие группы лиц:

  • инвалидов и ветеранов ВОВ и других боевых действий.
  • инвалидов I и II группы, а также инвалидов детства.
  • героев РФ и Советского Союза.
  • граждан, участвовавших в испытаниях ядерного вооружения и устранения аварии на Чернобыльской АЭС.
  • инвалидов лучевой болезни, приобретенной в результате космических и ядерных испытаний.

Все вышеперечисленные лица вправе рассчитывать на понижение базы налога (цены участка по кадастру) на 10 000 рублей. Для этого нужно засвидетельствовать свои права предъявлением в налоговые органы необходимых документов.

Перечень освобожденных от земельного налога организаций федеральными властями указан в ст.№395 НК РФ . Остальные льготы утверждаются и распределяются органами местного муниципалитета.

Решения властей доводятся до населения путем публикаций в газетах и на стендах администрации.

Сроки и порядок уплаты налога в 2018 году

Оплачивать ЗН надлежит в регионе расположения объекта. Плательщики налога на землю — это физ. лица и объединения, ставшие собственниками или бессрочными владельцами участков земли. Сроки уплаты назначаются муниципалитетами и, как правило, различны для физ. лиц и юридических.

Физические лица и ИП, причисленные к таковым, получают налоговое уведомление с указанным размером суммы и сроком уплаты. Последние изменения Федерального Закона (ФЗ №320) от 23.11.2015 утвердили срок уплаты до первого декабря года, наступившего за «оплачиваемым годом».

Юридические лица, вносившие ежеквартальные авансовые платежи, которые также устанавливаются местными властями (отсюда различия по регионам), обычно придерживаются графика: до конца апреля, июля и октября, то есть по окончанию отчетного квартала. Платеж за последний квартал прошедшего года вносится в местный бюджет до первого февраля текущего.

НК предусмотрены наказания в виде пени или штрафа за просроченный, неполный платеж или неуплату ЗН. Вследствие неумышленного нарушения штраф будет около 20% от суммы годового налога, в результате умышленного до 40%.

Пени будут начисляться за каждый просроченный день и составляют 1:300 ставки рефинансирования.

КБК для земельного налога 2018

Немаловажным атрибутом при совершении и оформлении оплаты ЗН являются коды бюджетных классификаций, которые показаны в таблице.

Наименование платежа по земельному налогу

Код Бюджетной классификации

Для федерально-значимых городов Для городов РФ Для городских поселений Для городских земель в границах районов Для межселенных территорий

Платеж налога

1821060603103 1000 110

182106 06032 04

1000 110

1821 06 06033 13 1000 110

1821 06 0603212 1000 110

1821 06 0603305 1000 110

182106 0603103 2100 110

1821 06 06032 04 2100 110

1821 06 06033 13 2100 110

1821 06 06032 12 2100 10

1821 06 6033 05 2100 110

182106 06031 03 3000 110

1821 06 06032 04 3000 110 1821 06 06033 13 3000 110 1821 06 06032 12 3000 110 1821 06 06033 05 3000 110

Неправильно указав эти несколько цифр, отправитель рискует перечислить средства по неверному назначению.

Земельный налог и отчетность по нему в 2018 году

Представление отчетности для плательщиков налога на землю заключается в подаче налоговой декларации по месту нахождения участка. Так как с 2015 года ИП освободили от данной процедуры отчетности, декларации заполняют и сдают в налоговые органы только лица юридические.

Бланк декларации по ЗН (форма по КНД 1153005) и положение по его заполнению продиктованы Приказом ФНС России от 28.10.2011 № ММВ-7-11/696@ . Заполняется этот документ на электронном или бумажном носителе, по установленным форматам и предоставляется в Налоговые органы один раз в году, до первого февраля (за прошедший период).

Каждый период отчетности в этом виде налогообложения приравнивается к одному календарному году.

В бумажном варианте отчетный документ представляется в инспекцию плательщиком лично, его представителями или отправляется по почте заказным письмом (не забыв про опись вложения). Электронные документы – с помощью электронной почты.

В заключение стоит напомнить землевладельцам о том, что размер данного платежа практически не зависит от результатов деятельности и получения прибыли, на него влияет кадастровая стоимость и площадь объекта.

Границы участков определяет межевание и каждый владелец должен точно знать и соблюдать «свои рубежи», чтобы избежать лишних споров с соседями и не платить лишних налогов.

Надо ли платить земельный налог собственникам квартир в многоквартирном доме узнайте из видео.

Вконтакте

Земельным налогом облагаются земельные участки, которые находятся в вашей собственности или принадлежат вам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения (ст. 388 НК РФ).

Земельный налог является местным налогом, поэтому порядок его уплаты, ставки, льготы устанавливаются нормативными правовыми актами (далее — НПА) представительных органов муниципальных образований, а в г. г. Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — законами этих городов (п. 4 ст. 12 , п. 1 ст. 15 , ст. 387 НК РФ).

Земельный налог для физических лиц рассчитывает налоговая инспекция, которая направляет плательщику налоговое уведомление . В нем указывается сумма налога и данные, на основе которых он был рассчитан, в частности год, за который рассчитан налог; размер налоговой базы (кадастровая стоимость участка); налоговая ставка; льготы (п. 3 ст. 396 , п. 4 ст. 397 НК РФ).

Чтобы проверить правильность расчета земельного налога налоговой инспекцией, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Выясните, есть ли у вас право на льготу по налогу

Право на федеральную льготу по земельному налогу имеют лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (п. 7 ст. 395 НК РФ).

О льготах, которые действуют в вашем муниципальном образовании, вы можете узнать в НПА представительного органа власти муниципального образования. Для получения льготы нужно представить заявление и подтверждающие документы в налоговую инспекцию по вашему выбору (п. 2 ст. 387 , п. 10 ст. 396 НК РФ).

Информацию о существующих льготах вы также можете уточнить в налоговой инспекции по месту нахождения земельного участка.

Шаг 2. Установите, правильно ли определена налоговая база (если вы не освобождены от уплаты налога)

Налоговая база по земельному налогу — это кадастровая стоимость земельного участка на 1 января каждого года. Данные о такой стоимости налоговые органы получают от органов Росреестра (п. 4 ст. 85 , п. п. 1 , 4 ст. 391 НК РФ; п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457).

Кадастровую стоимость вы можете узнать по письменному запросу в территориальном органе Росреестра или в кадастровой палате по месту нахождения вашего земельного участка. В запросе укажите, на какую дату вы запрашиваете кадастровую стоимость земли, иначе в выписке стоимость будет указана на дату подачи заявления. Выписку о кадастровой стоимости вам должны выдать бесплатно (ч. 4 ст. 63 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ; п. 1.4 Приказа Росреестра от 18.10.2016 N П/0515).

По общему правилу изменение кадастровой стоимости земельного участка в текущем календарном году не учитывается при определении налоговый базы за текущий и предыдущие годы (абз. 4 п. 1 ст. 391 , п. 1 ст. 393 НК РФ).

Вместе с тем изменение кадастровой стоимости вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим кадастровый учет, учитывается при определении налоговый базы начиная с того года, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость (абз. 5 п. 1 ст. 391 НК РФ).

От технической ошибки следует отличать реестровую (до 01.01.2017 — кадастровую) ошибку. Изменение кадастровой стоимости в результате исправления такой ошибки в течение налогового периода не предусмотрено (Письмо ФНС России от 16.11.2016 N БС-4-21/21654@).

Справка. Техническая ошибка и реестровая ошибка

Техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка) — ошибка, допущенная органом кадастрового учета при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, которая ведет к несоответствию сведений, содержащихся в ЕГРН, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРН.

Реестровая ошибка — воспроизведенная в ЕГРН ошибка в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином установленном порядке (ч. 1 , 3 ст. 61 Закона N 218-ФЗ).

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда, изменения учитываются с того года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН, до 01.01.2017 — ЕГРП) стоимости, которая была предметом оспаривания (абз. 6 п. 1 ст. 391 НК РФ).

Однако, если кадастровая стоимость была пересмотрена и вносится в ЕГРН на основании НПА субъекта РФ об утверждении кадастровой стоимости, новые сведения о ней учитываются при исчислении земельного налога в этом и предыдущих календарных годах, если это прямо предусмотрено в указанном НПА и при этом положение налогоплательщика улучшается (например, в случае уменьшения кадастровой стоимости участка) (Письмо Минфина России от 20.07.2017 N 03-05-04-01/46181).

Если земельный участок находится в долевой собственности у нескольких лиц, то налоговая база собственника должна быть рассчитана пропорционально его доле. Если участок принадлежит физлицам на праве общей совместной собственности без выделения долей, то налоговая база распределяется на каждого собственника в равных долях (п. п. 1 , 2 ст. 392 НК РФ).

Некоторые физические лица могут уменьшить налоговую базу (кадастровую стоимость) на 10 000 руб. в отношении одного земельного участка в пределах одного муниципального образования. Это инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, ветераны и инвалиды боевых действий и др. Однако для этого в налоговую инспекцию по выбору налогоплательщика нужно представить подтверждающие документы (п. п. 5 , 6 ст. 391 НК РФ).

Шаг 3. Проверьте, правильно ли применена налоговая ставка

Налоговые ставки устанавливает местное законодательство в зависимости от категории земель (ст. 394 НК РФ).

Чтобы узнать ставки земельного налога, ознакомьтесь с НПА, которым введен земельный налог, на официальном сайте муниципалитета. Ставки налога в г. Москве предусмотрены Законом г. Москвы от 24.11.2004 N 74.

Ставки, которые установлены местными НПА, ограничены максимальным размером, установленным на федеральном уровне. Например, ставка земельного налога не может превышать 0,3% для сельскохозяйственных земель, участков для личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и огородничества и др. Максимум в 1,5% установлен в отношении иных участков (п. 1 ст. 394 НК РФ).

Если ставки земельного налога не установлены НПА муниципальных образований, то налог рассчитывается по ставкам, которые предусмотрены в п. 1 ст. 394 НК РФ (п. 3 ст. 394 НК РФ).

Шаг 4. Рассчитайте сумму земельного налога

По общему правилу сумма налога равна произведению налоговой базы и налоговой ставки (п. 1 ст. 396 НК РФ).

В некоторых случаях при расчете земельного налога в отношении участков, приобретенных физическим лицом или предоставленных ему в собственность для жилищного строительства, применяется повышенный коэффициент (п. п. 15 , 16 ст. 396 НК РФ).

Например, налог исчисляется с коэффициентом 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации права на земельный участок, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, и до государственной регистрации права на построенную на нем недвижимость (п. 16 ст. 396 НК РФ).

Примечание. Основанием для неприменения указанных коэффициентов является государственная регистрация прав на один объект недвижимости вне зависимости от того, что на одном земельном участке может быть предусмотрено строительство нескольких жилых объектов (Письмо ФНС России от 28.08.2017 N БС-4-21/16988@).

Если вы имеете право на необлагаемую сумму или на льготы, также примените их в расчете налога.

При приобретении или утрате права на земельный участок в течение года (например, в случае покупки, продажи земельного участка) налог за этот год считается исходя из числа полных месяцев владения участком. При этом если возникновение этих прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или их прекращение произошло после 15-го числа соответствующего месяца, то месяц их возникновения (прекращения) принимается за полный месяц. Если возникновение этих прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца или их прекращение произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, то месяц возникновения (прекращения) указанных прав не учитывается.

При получении земельного участка по наследству налог рассчитывается с месяца открытия наследства (п. п. 7 , 8 ст. 396 НК РФ).

Примечание. Проверить правильность расчета земельного налога можно также с помощью электронного сервиса «Калькулятор земельного налога и налога на имущество физических лиц» на официальном сайте ФНС России.

Если результат проведенного вами расчета налога не совпадает с расчетом инспекции, в налоговом уведомлении допущена ошибка или не применены льготы, обратитесь в налоговую инспекцию с заявлением об этом. К заявлению приложите копии документов, которые подтверждают вашу позицию. Заявление составьте в двух экземплярах. На втором экземпляре инспекция проставит отметку о дате принятия и вернет его вам.

Пример. Расчет земельного налога

Рассчитаем налог на земельный участок, который находится в собственности физического лица — пенсионера и расположен в г. Москве.

Исходные данные:

1. Назначение земельного участка — для ведения личного подсобного хозяйства.

2. Кадастровая стоимость участка — 1 000 000 руб.

3. Собственник — один.

4. Налоговая ставка — 0,025% (пп. 1 ч. 1 ст. 2 Закона г. Москвы N 74).

5. Право собственности на участок зарегистрировано 10.10.2016 (участок находится в собственности три полных месяца).

Формула расчета земельного налога за 2016 г.: 1 000 000 руб. x 0,025% x 3/12 = 63 руб.

Полезная информация по вопросу

Официальный сайт Росреестра — https://rosreestr.ru

Официальный сайт Федеральной налоговой службы —


Налоговая ставка ─ величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. При взимании земельного налога налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Если земельный участок был образован в течение налогового периода ─ по его кадастровой стоимости на дату постановки на кадастровый учет.

Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, если налогоплательщиками признаются разные лица или установлены различные налоговые ставки.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Кто устанавливает ставки земельного налога

В Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации (РФ) о налогах и сборах находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) земельный налог (а земельный налог ─ это местный налог) устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с нормативными правовыми актами, принятыми законодательными (представительными) органами муниципальных образований и НК РФ. В Москве и Санкт-Петербурге земельный налог устанавливается законами этих субъектов Российской Федерации и НК РФ. Земельный налог является обязательным к уплате на территориях муниципальных образований и городов федерального значения.

Соответственно, установление ставок земельного налога, порядок и сроки его уплаты относятся к компетенции законодательных (представительных) органов муниципальных образований и органов государственной власти городов федерального значения ─ Москвы и Санкт-Петербурга.

Максимальная ставка земельного налога

В статье 394 «Налоговая ставка» НК РФ установлены верхние пределы, за которые не может выходить налоговая ставка по земельному налогу.

Ставка земельного налога в отношении участков, отнесенных к землям сельхозназначения, или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и служащих для сельскохозяйственного производства, должна составлять не более 0,3 процента их кадастровой стоимости.

Не превышающие 0,3 процента кадастровой стоимости ставки земельного налога устанавливаются только при одновременном соблюдении двух условий, ─ если земельный участок отнесен к соответствующей категории или виду разрешенного использования и действительно используется для сельскохозяйственного производства. В случае признания уполномоченным органом земельного участка неиспользуемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение производится по налоговой ставке, установленной представительным органом муниципального образования в отношении прочих земель. Т. е. до 1,5%, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, и до начала налогового периода, в котором оно будет устранено.

Ставки земельного налога устанавливаются в размере не более 0,3 процента кадастровой стоимости и для участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

Также максимальная ставка земельного налога составляет не более 0,3 процента для земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, ведения дачного хозяйства.

С 1 января 2013 г. не может превышать 0,3 процента кадастровой стоимости ставка земельного налога в отношении ограниченных в обороте земельных участков, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

В отношении прочих земельных участков ставка налога на земельные участки устанавливается в размере не более 1,5%.

Ставка земельного налога зависит от категории земель. Допускается изменение ставки земельного налога в зависимости от разрешенного использования земельного участка.

Закон предусматривает налоговые льготы. О том, кто освобожден от уплаты земельного налога, говорится в статье 395 «Налоговые льготы» НК РФ.

Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по земельному налогу и основания для их использования налогоплательщиками.

Налоговые льготы проявляются в трех формах:

  • освобождение от налогообложения некоторых категорий земель, изъятых или ограниченных в обороте;
  • освобождение от налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков;
  • уменьшение налоговой базы отдельных категорий налогоплательщиков.

Как узнать ставку земельного налога?

Узнать ставку земельного налога просто. Для этого достаточно обратиться к официальному сайту Федеральной налоговой службы (http://www.nalog.ru). На странице «Имущественные налоги: ставки и льготы», каждый желающий может получить исчерпывающую информацию по интересующим граждан налогам ─ транспортному, налогу на имущество физических лиц и, конечно, земельному. В адресе этой страницы присутствует код региона, установленный в Приложении № 3 к Порядку заполнения формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ). Сам «Порядок заполнения…» является Приложением № 2 к Приказу ФНС России от 10.11.2011 № ММВ-7-3/760@. Так, узнать какую величину имеет ставка земельного налога в Москве, можно по адресу ─ http://www.nalog.ru/rn77/service/tax/; какая ставка земельного налога в Краснодаре и Краснодарском крае ─ на странице http://www.nalog.ru/rn23/service/tax/; а какая ставка земельного налога в Екатеринбурге и Свердловской области ─ на странице http://www.nalog.ru/rn66/service/tax/ и т. д.

Впрочем, любой интересующий субъект Российской Федерации можно выбрать в строке «Субъект Российской Федерации», оставаясь на страничке одного региона.

С помощью строки «Налоговый период» получится проследить повышение или снижение ставки земельного налога по годам. Например, какой в конкретном муниципальном образовании была ставка земельного налога в 2012-м; как менялся (или не менялся) земельный налог (ставка в 2013-м, ставка в 2014-м). Следует отметить, что ставки земельного налога в большинстве муниципальных образований соответствуют предельным значениям, установленным статьей 394 НК РФ.

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Исключения касаются земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства. В этом случае вводится кратность ставки земельного налога. Исчисление суммы налога (как и суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом повышающего коэффициента, равного 2 в течение трехлетнего срока строительства. Если строительство завершится государственной регистрацией прав на построенный объект недвижимости быстрее, переплаченные деньги вернут. Но если в три года застройщик не уложится, повышающий коэффициент станет равным 4 и будет оставаться таким вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, налоговое законодательство намного мягче. Исчисление суммы налога (авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 только по истечении 10 лет со дня государственной регистрации прав на данные земельные участки и вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Расчет ставки земельного налога

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (ЗК РФ) использование земли является платным. Это положение является принципиально важным для рыночной экономики. Лучшего способа платы за использование земли, чем земельный налог (налог на недвижимость) и регулирующая его размер процентная ставка пока не придумано. (В России в будущем земельный налог планируется заменить единым налогом на недвижимость). Еще один из способов платы за землю ─ арендная плата.

Для целей налогообложения используется кадастровая стоимость земельного участка, устанавливаемая в результате государственной кадастровой оценки земель. Она же может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Введение в Российской Федерации с 1 января 2005 г. земельного налога, основанного на кадастровой стоимости земельного участка, стало важным шагом вперед в организации налогообложения земельных участков.

Органами исполнительной власти субъектов РФ утверждается средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

С тем фактом, что ставки земельного налога определяются исходя из кадастровой стоимости, согласны не все эксперты. Они не разделяют мнение о том, что кадастровая стоимость ─ величина стабильная и предсказуемая, способная внести здоровый консерватизм в систему земельных платежей. Хотя бы потому, что местные органы власти «по определению» должны быть заинтересованы в завышении ее стоимости. Альтернативу они видят в определяемой соотношением спроса и предложения рыночной стоимости. Ее трудно заподозрить в зависимости от мнения отдельных региональных руководителей или неправильных методик. Поэтому она может рассматриваться как чрезвычайно эффективная база для налогообложения. К тому же, освобождение государства от установления кадастровой стоимости земель повысит эффективность использования бюджетных средств.

У этой аргументации есть одно слабое место ─ трудно сказать, насколько быстро будут установлены рыночные цены на все подлежащие налогообложению земельные участки.

Тем не менее, мировой опыт свидетельствует, что использование рыночной стоимости в качестве базы для расчета налога на недвижимое имущество возможно. Но речь идет о, как правило, ставке налога на здания и строения. Средняя ставка налога, когда налоговая база определяется, как рыночная стоимость, составляет обычно не более одного процента стоимости недвижимости.

Ставка земельного налога и эффективность использования земли

Налоговые меры ─ действенное дополнение к другим административно-экономическим инструментам, определяющим эффективность использования земли. Крайне важным является установление экономически обоснованного принципа формирования налоговой ставки, учитывающего различия в местоположении и плодородии земельных участков и их градостроительной ценности.

Снижение ставки земельного налога ослабит налоговую нагрузку на население и бизнес, но приведет к сокращению налоговых поступлений в местные бюджеты и понизит эффективность землепользования. Уменьшение ставки земельного налога не стимулирует вывод на рынок территорий под строительство и рост земельного оборота. Центр тяжести начинает смещаться в сторону использования земли как инвестиционного и финансового актива, а уже по остаточному принципу ─ в качестве реального экономического ресурса.

Напротив, усиление налогового бремени (добиться этого можно, как увеличив ставки земельного налога, так и осуществляя расчет ставки земельного налога на основе рыночной стоимости земли) способно заставить собственника перейти на рельсы рационального землепользования или, если он не способен это сделать, продать землю, избавившись от ноши, нести которую не по силам. Но избыточное увеличение ставки земельного налога, сделав собственников земли более ответственными, будет способствовать повышению себестоимости товаров и услуг, снижению прибыли предприятий и организаций (а значит, уменьшению доходов бюджета от налога на прибыль и снижению инвестиционной активности).

И только оптимальная ставка налога на недвижимое имущество, включая земельные участки, приведет к тому, что физические лица станут приобретать землю соразмерно имеющимся доходам, а вложение денег в недвижимость, подстегивающее постоянный рост ее стоимости, перестанет приносить сверхприбыли и способствовать надуванию чреватых лопнуть неожиданным или ожидаемым кризисом «пузырей».

У налога на землю ─ самая давняя и богатая из всех ныне существующих видов налогов история. Земельный налог взыскивают с древнейших времен, недаром слово «кадастр» пришло в современные языки из древней латыни.

Система налогообложения земли, реализуемая в т. ч. через ставку земельного налога должна не только в полной мере отвечать существующим в стране экономическим условиям, но и быть немножко «на вырост», способствуя созданию условий для их совершенствования.