Что побуждает человека. Страх побуждает к действию


Мотивация является сложным психофизиологическим состоянием, которое характеризуется совокупностью динамически иерархизированных побуждений человека к той или иной деятельности. Сложность в рассмотрении данной проблемы состоит в том, что любая деятельность - будь то труд, познание, общение и т. д. - полимотивирована. Она побуждается не одним-единственным мотивом, а их совокупностью. Некоторые мотивы взаимно дополняют друг друга, некоторые находятся в конфликте. Они то усиливают друг друга, то искажают деятельность человека, отчего он, в конце концов, затрудняется определить, почему он поступил так, а не иначе. Мало того, многие мотивы человеком не осознаются. Поэтому бессмысленно строить мотивационный процесс в организации, опираясь лишь на отдельные составляющие сложного мотивационного комплекса.
Для того чтобы более адекватно построить мотивационный комплекс, рассмотрим точку зрения Б. В. Харазишвили, который проанализировал мотивацию с точки зрения ее составляющих. Он рассуждал следующим образом. Предпосылкой поведения человека, источником его деятельности является потребность. Нуждаясь в определенных условиях, человек стремится к устранению возникшего дефицита. Возникающая потребность вызывает мотивационное возбуждение (соответствующих нервных центров) и побуждает организм к определенному виду деятельности. При этом оживляются все необходимые механизмы памяти, обрабатываются данные о наличии внешних условий и на основе этого формируется целенаправленное действие. Иными словами, актуализированная потребность вызывает определенное нейрофизиологическое состояние - мотивацию.
Таким образом, мотивация - обусловленное потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма.
От мотивационного состояния зависит допуск в кору головного мозга тех или иных сенсорных возбуждений, их усиление или ослабление. Эффективность внешнего стимула зависит не только от его объективных качеств, но и от мотивационного состояния организма (утолив страсть, организм не станет реагировать на самую привлекательную женщину).
Отсюда обусловленные потребностью мотивационные состояния характеризуются тем, что мозг при этом моделирует параметры объектов, которые необходимы для удовлетворения потребности, и схемы деятельности по овладению требуемым объектом. Эти схемы - программы поведения - могут быть или врожденными, инстинктивными, или основанными на индивидуальном опыте, или заново созданными из элементов опыта.
Осуществление деятельности контролируется путем сравнения достигнутых промежуточных и итоговых результатов с тем, что было заранее запрограммировано. Удовлетворение потребности снимает мотивационное напряжение и, вызывая положительную эмоцию, «утверждает» данный вид деятельности (включая его. в фонд полезных действий). Неудовлетворение потребности вызывает отрицательную эмоцию, усиление мотивационного напряжение и вместе с тем - поисковой деятельности. Таким образом, мотивация - индивидуализированный механизм соотнесения внешних и внутренних факторов, определяющий способы поведения данного индивида.
В животном мире способы поведения определяются рефлекторным соотнесением внешней обстановки с актуальными, насущными органическими потребностями. Так, голод вызывает определенные действия в зависимости от внешней ситуации. В человеческой жизнедеятельности сама внешняя обстановка может актуализировать различные потребности. Так, в преступно опасной ситуации один человек руководствуется только органической потребностью самосохранения, у другого доминирует потребность выполнения гражданского долга, у третьего - проявить удаль в схватке, отличиться и т. д. Все формы и способы сознательного поведения человека -определяются его отношениями к различным сторонам действительности. Мотивационные состояния человека существенно отличаются от мотивационного состояния животных тем, что регулируются второй сигнальной системой - словом. Отсюда перейдем к видам мотивационных состояний человека.
К мотивационным состояниям человека относятся: установки, интересы, желания, стремления и влечения.
Установка - это стереотипная готовность действовать в соответствующей ситуации определенным образом. Эта готовность к стереотипному поведению возникает на основе прошлого опыта. Установки являются неосознанной основой поведенческих актов, в которых не осознается ни цель действия, ни потребность, ради которой они совершаются. Различаются следующие виды установок:
1. Ситуативно-двигательная (моторная) установка (например, готовность шейного отдела позвонков к движению головы).
2. Сенсорно-перцептивная установка (ожидание звонка, выделение значимого сигнала из общего звукового фона).
3. Социально-перцептивная установка - стереотипы восприятия социально значимых объектов (например, наличие татуировок интерпретируется как признак криминализированной личности).
4. Когнитивная - познавательная - установка (предубеждение следователя в отношении виновности подозреваемого ведет к доминированию в его сознании обвинительных доказательств, оправдательные доказательства отступают на второй план).
5. Мнемическая установка - установка на запоминание значимого материала.
Мотивационное состояние человека является психическим отражением условий, необходимых для жизнедеятельности человека как организма, индивида и личности. Это отражение необходимых условий осуществляется в виде интересов, желаний, стремлений и влечений.
Интерес - избирательное отношение к предметам и явлениям в результате понимания их значения и эмоционального переживания значимых ситуаций. Интересы человека определяются системой его потребностей, но связь интересов с потребностями не прямолинейна, а иногда и не осознается. В соответствии с потребностями интересы подразделяются по содержанию (материальные и духовные), по широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые). Различаются также непосредственные и косвенные интересы (так, например, проявленный продавцом к покупателю интерес является интересом косвенным, тогда как прямым его интересом является продажа товара). Интересы могут быть положительными и отрицательными. Они не только стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в ней. С интересами человека тесно связаны его желания.
Желание - мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения. Если потребность не может быть удовлетворена в данной ситуации, но эта ситуация может быть создана, то направленность сознания на создание такой ситуации называется стремлением. Стремление с отчетливым представлением необходимых средств и способов действия является намерением. Разновидностью стремления является страсть - стойкое эмоциональное стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направленность всей деятельности человека.
Преобладающие стремления человека к определенным видам деятельности являются его склонностями, а состояние навязчивого тяготения к определенной группе объектов - влечениями.
Мотивационные состояния мобилизуют сознание на поиск соответствующих целей и принятие конкретного решения. Принятие же решения о конкретном действии связано с осознанием мотива данного действия, с понятийным моделированием его будущего результата. Мотив - это довод в пользу избираемого действия, осознанное побуждение к достижению конкретной цели, необходимый элемент сознательного, волевого, преднамеренного действия.
Итак, понятие мотивации включает в себя все виды побуждений человеческого поведения. Мотив - сознательный элемент мотивации.
Следует различать понятия «мотив» и «мотивация». Мотивация - это общее побуждение активности в определенном направлении. Наиболее элементарной формой побуждения являются влечения - переживания неосознаваемых потребностей, преимущественно биологического характера. Влечения не имеют определенной целенаправленности и не порождают конкретного волевого акта. Общие контуры целей формируются на стадии желаний, но желания еще не связаны с принятием решения. На следующей стадии преддействия, на стадии стремлений, человек принимает решение действовать в определенном направлении определенным способом, преодолев определенные трудности. При этом обдумываются условия и средства достижения возникших намерений, возможности их реализации. В результате зарождается намерение совершать определенное действие.
Человеческое поведение активизируется широким спектром побуждений, являющихся модификацией его потребностей: влечениями, интересами, стремлениями, желаниями, чувствами. Конкретные же действия человека осознаны в системе понятий. Человек понимает, почему следует достичь именно данную цель, он взвешивает ее на весах своих понятий и представлений.
Побуждениями к деятельности в определенном направлении могут быть положительные и отрицательные чувства: любознательность, альтруизм, эгоизм, корысть, алчность, ревность и т. д.
Однако чувства, подчеркивает Б. В. Харазишвили, являясь общим побуждением к определенному роду действий, сами по себе не являются мотивом действий. Так, корыстные устремления могут быть удовлетворены разными действиями. Мотив - это замыкание побуждения на конкретной цели. Не может быть сознательных, но безмотивных поступков.
Применительно к управлению мотивация - это процесс побуждения персонала к труду. Любой руководитель, если он хочет добиться эффективной деятельности своих подчиненных, должен не забывать о наличии для них стимулов трудиться.
Мотивация - это процесс создания системы стимулов для достижения поставленных перед работником целей на основе учета и использования его потребностей, ценностных ориентиров, убеждений, мировоззрения.
Н. К. Семенов подчеркивает, что о мотивации можно сделать заключение, только наблюдая за поведением или высказываниями людей, представляющих собой ресурс, в корне отличающийся от всех других, которыми менеджер управляет.
Человеческая деятельность на предприятиях и в организациях имеет целевой характер, моральную ценность, что оказывает существенное влияние на манеры и поведение личности на работе. Отношение к менеджерам формируется под влиянием микроклимата в трудовых коллективах, личных проблем и других факторов, жизненно важных для работника и оказывающих большое воздействие на его мотивацию.
Сложность выявления чувств и эмоций человека объясняется также тем, что каждый человек - это уникальная индивидуальность. Каждый из них - это результат эволюции многих факторов, являющихся уникальным сочетанием, характеризующим конкретную личность.
Результативность любого специфического воздействия на работников зависит от индивидуума и возникшей конкретной ситуации. В идеале менеджеры должны изучить подчиненных так хорошо, чтобы они могли увязать свои методы работы и подходы к работникам с их индивидуальными качествами. Исследования поведения людей показывают, что они стремятся быть похожими друг на друга в большей степени, особенно в сфере мотивации потребностей и мотивов поведения (СНОСКА: Робине Стехан. Менеджмент. М., 1991. С. 427.).
Если менеджер предпочитает в управленческой деятельности использовать в большей степени идею сходства в мотивации, а не различий среди работников, то в этом случае имеется более значительный шанс для достижения успехов в производственной деятельности. Это не означает, что будут отвергнуты персональные интересы личности. Зная об индивидуальных нуждах и запросах, в менеджменте первичного уровня возникает реальная возможность учета этих различий и увязывания их с основными, общими тенденциями развития мотивации работников подразделения.
Согласительный подход в менеджменте первичного уровня основывается на сходстве мотивов в значительно большей степени, чем на их различии, и является более предпочтительным для усиления мотивации работников и улучшения производственной деятельности. Согласительный подход также способствует сплочению трудового коллектива и формирует чувство принадлежности к единой команде.
Довольно часто мотивация рассматривается как нечто такое, что один человек может дать другому или сделать, выполнить для него. Менеджеры иногда говорят об условиях выдачи работникам права на мотивацию или наличии условия мотивировать их. Однако положительная мотивация работников не очень легко достигается, так как она отражает внутренний стимул или импульс. Мотивация не может поступать внутрь от слов других или быть впрыснута внутривенно. Она возникает внутри человека.
Человек мотивирован, когда он желает идти по тому пути, который стимулируется. В конечном итоге мотивация - решающий фактор в достижении успеха организации. Это категория, которая подтверждается многочисленными исследованиями. Теории и идеи для понимания мотивации, обсуждаемые в этой работе, фундаментальны по своей сути и были изложены во многих публикациях. Наибольшее число толкований посвящено сближению, сходству мотивов, а не различиям.

Максим Власов

Страх побуждает к действию

Чувство страха и беспокойства, являются отличной движущей силой, настолько мощной, что способны сдвинуть любого человека. Страх берет свое начало из нашего основного природного инстинкта, инстинкта выживания, того инстинкта, который заложен в каждую живую тварь на планете, выжить и продолжить свой род. Это настолько очевидно, что мы даже не замечаем этого, думая и гадая о природе человека и ища причину некоторых его действий. Но слепы не все, есть достаточно грамотных людей, прекрасно владеющих знаниями по психологии, которым удается организовать бессознательные группы людей и побудить их к действиям нужным именно этим людям. Движущим фактором является страх и беспокойство, в результате которых человек просто не может расслабиться. Расслабленный и спокойный человек, не испытывает необходимости что-то делать, а его природная тяга к познанию, не обладает достаточной силой, чтобы преодолевать трудности, которые неизбежно возникают в жизни каждого.

И только страх, превращает человека в сверхчеловека, который через не могу, делает невозможное. Даже легкое чувство тревоги, уже заставляет искать ответы на возникающие вопросы, и чем сильнее эта тревога, тем активнее действия человека. Разве не страх остаться голодным вынуждает человек делать хоть какую-то работу, физическую или умственную, но работу? Весь мир и порядок в нем держаться на страхе, чувстве, которое как оказывается очень даже полезно для человека, если он им научится управлять. А управлять своим страхом можно только самому вызывая его у себя, и соответственно посредством страха собственного производства, делать то, что нужно тебе, а не другим. Возможно некоторые из вас скажут – что не надо ничего бояться, надо быть смелым и тогда сможешь победить. И те кто так думает, на самом деле правы, только вот чем является смелость человека, как не подконтрольным ему страхом, которым он может управлять. Ничего не боятся только дураки, которые как правило и не выигрывают. Да ты хоть десять раз улыбнись перед смертью, боишься ты ее или нет, если ты мертв, то ничего уже не можешь изменить, и это не смелость а глупость идти сознательно на смерть.

Иной раз, когда нет другого выбора, людям конечно приходится жертвовать собой, и для этого им приходится подчинять себе свой страх, но никак не отказываться от него, что идет в противовес с природой. Потому страх должен быть, если лишить искусственно человека этого чувства, то он уже не человек, нормальный человек как и все живое должен цепляться за жизнь, не боясь при этом смерти, а не находить в себе смелость умирать. Поэтому только подконтрольный человеку страх, когда он четко осознает, чего он боится и почему, и зачем вообще ему это, позволяет ему действовать согласно своим интересам, обдуманно и спокойно, не выдавая свой страх окружающим. А вот бесконтрольный и бессознательный страх, который мы можем наблюдать во время паники, или когда люди боятся и бездействуют, что бессмысленно, это уже идет во вред, и губительно для человека. Я вообще как психолог, всегда приветствую гибкость, изворотливость, хитрость и двуликость, то есть все, что позволяет манипулировать другими людьми. И как бы это все не воспринималось в нашем обществе, которое на самом деле все воспринимает в негативном свете, что делает человека сильнее, такое поведение естественно для человека.

Если ты физически слаб, то должен быть хитрым или умным, если ты силен, то должен пользоваться своим преимуществом перед слабыми. В общем человек должен быть хамелеоном, знать свои сильные и слабые стороны и скрывая недостатки, умело пользоваться своими достоинствами. А что заставляет человека проделывать все это – правильно, это страх, а следовательно необходимость выживать, любым путем. Я никогда не приветствовал самурайский подход к жизни, который многие исповедуют и поныне. Для них сохранить лицо – это тупо убить себя, то есть повлиять на мнение других, до которого нормальному человеку в принципе и дела нет. А вот оставшись в живых, всегда можно повлиять на события и переиграть ситуацию, так что гордость и упорство в данном случае не оправдывают себя. Живой человек может менять в этом мире все, что его не устраивало, может призвать к ответу всех, кто когда-то унизил его, мертвый этого сделать не может, умирая, человек снимает с себя ответственность за жизнь.

За каждым из нас смерть придет в свое время, умереть мы все умрем, потому не следует торопить неизбежное, равно как и бояться его, нужно думать о жизни. Вот почему все эти героические смерти, которыми так хвастаются смертники, принося себя в жертву, ради великой как им кажется идеи, смелостью-то не назовешь, это скорее безысходность, и как я уже сказал, мертвый человек победить не может, а у живого всегда есть шанс. Это я все к тому, что страх побуждает человека как на обдуманные, так и на необдуманные поступки, страх перед смертью, так же как и его отсутствие, не являются основой для рационального мышления. С одной стороны, страх перед неизбежным, отводит от решения по настоящему важных проблем, сделать в этой жизни что-то, чтобы не прожить ее напрасно. А с другой стороны, расставание с жизнью, ради того, чтобы о тебе подумали как о герое, просто тупо, каким бы ты не сохранил свое лицо, о тебе все равно забудут, и ты ничего уже не изменишь. Страх должен использоваться, как средство изменить мир, а сделать это может только живой и здоровый человек.

Мир в котором вы лично хотите жить и какой хотите оставить своим потомкам, это ваших рук дело, и только чувство страха перед тем, что если этого не сделаешь ты, это сделает кто-то другой, вынуждает человека действовать. Сами себя пугайте, тем, что вас могут испугать другие, потому вы не должны бояться, ведь страх перед страхом, вот что является лекарством от него. Страх является великолепным средством манипуляции людьми, так или иначе, но запугать можно каждого. Каждый человек чего-то, но боится, если он нормальный человек, а не идиот, от которых все равно толку мало. А раз человек боится, значит будет что-то делать, пытаясь утолить голод своего страха, так почему бы эти действия, не направить в нужное вам русло? Выступить спасителем избавителем от страха или дать хороший рецепт, этим многие любят заниматься, у кого-то это получается хорошо, у кого-то плохо.

Но как в глобальном, так и в локальном масштабе, человек умело навязывающий свои страхи другим и помогающий им затем от них избавиться, находит своих поклонников, которые сбиваются в стадо безмозглых баранов вокруг него. Что же, получается страх действительно необходим для управления людьми, этот мир подразумевает наличие как ведомого, так и ведомых, и как говорится орел летает в одиночестве, а бараны пасутся стадом. Поэтому выбирая себе жизненный путь, определитесь с тем, как вы будете использовать свой страх, без контроля над которым, чувствовать себя свободным не получится, ведь либо вы контролируете свой страх и управляете им, либо он контролирует и управляет вами.

Пытаясь объяснить деятельность людей, их поступки, мыслители разных эпох давали разные ответы на вопрос о том, что же движет этими действиями, а следовательно, развитием общества. Одни из них объясняли развитие общества влиянием географической среды. Так, французский просветитель XVIII в. Ш. Монтескье считал, что климатические условия обусловливают индивидуальные особенности человека, его характер и склонности. В странах с плодородной почвой легче устанавливается дух зависимости, так как людям, занятым земледелием, некогда думать о свободе. А в странах с холодным климатом люди больше думают о своей свободе, чем об урожае. Из таких соображений делались выводы о характере политической власти, законы, торговлю и т.

Другие мыслители объясняли движение общества духовным фактором: "Идеи правят миром". Некоторые из них считали, что эти идеи критически мыслящих личностей, которые создают идеальные проекты общественного устройства. Другой взгляд состоял в том, что историей правит мировой разум. Такой взгляд развивал в своих трудах немецкий философ Гегель.

Еще одна точка зрения на развитие общества заключается в том, что деятельность людей можно научно объяснить, изучая роль материальных факторов. Значение материального производства в развитии общества обосновывал К. Маркс. Он обращал внимание на тот факт, что прежде чем заниматься философией, политикой, искусством, люди должны есть, пить, одеваться, иметь жилье, а значит, создавать все это. Изменения в производстве, согласно Марксу вызывают изменения и в других сферах жизни. Деятельность людей определяется в конце концов их материальными, экономическими интересами.

Некоторые ученые отрицали возможность объяснения исторических изменений каким-либо одним фактором, указывая на взаимодействие различных причин и условий развития. Например, немецкий ученый М. Вебер доказывал, что духовный фактор играет не меньшую роль, чем экономический, что важные исторические перемены происходили под влиянием того и другого. Однако многие ученые и сегодня думают, что можно найти определяющий фактор движения общества, выделяя его из других. В условиях научно-технической революции XX в. некоторые ученые таким фактором считали технику и технологию.

Ученые-психологи изучают переживания человека, побуждают его к деятельности. Такие переживания человека называют мотивом. Слово «мотив» французского происхождения и означает буквально: побудительная причина, повод к какому-либо действия. В психологии под мотивом понимают то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В качестве мотивов могут выступать потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения и эмоции, идеалы людей.

В мотивах деятельности проявляются потребности человека. А потребность - это переживая и осознаваемая человеком необходимость в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

Потребность конечно направлена на какой-нибудь предмет. Например, голод - это потребность в пище, предметом потребности е пища. Невозможность справиться с каким-либо заданием порождает недостаток в знаниях, которые необходимы для его решения. Предметом потребности в данном случае являются знания. Потребности человека можно разделить на три группы:

1. Биологические потребности: потребности в дыхании, питании, воде, нормальном теплообмене, движении, самосохранении, сохранении рода и другие потребности, связанные с биологической организацией человека, его принадлежностью к природе. Другими словами, это те же цели, что и у животных. Немецкий писатель Г. Белль (1917-1985) так писал об одной из этих потребностей: «Сон прекрасен тем, что уравнивает и человека, и животное".

2. Социальные потребности, порожденные обществом. В них воплощена потребность личности, например, в различных взаимоотношениях с другими людьми, в самореализации, самоутверждении, общественном признании ее достоинств. Среди социальных потребностей иногда выделяют потребности «для себя» (потребность настаивать на своих правах) и "для других" (потребность выполнять свои обязанности).

3. Идеальные потребности: познавать окружающий мир в целом и в его подробностях, осознавать свое место в нем, смысл и назначение своего существования. Потребность в знаниях отмечена была еще в древности. Философ Аристотель писал: «Все люди от природы стремятся к знанию».

У некоторых людей идеальные потребности сводятся к развлечениям. Но и в этом случае они разнообразны: кому-то кино, кому-то танцы, а кому-то болеть за любимую футбольную команду. Тем, кто профессионально занимается наукой и искусством, свойственны развитые идеальные потребности.

Биологические, социальные и идеальные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека, в отличие от животных, становятся социальными. Действительно, в жаркие дни многих людей мучает жажда, но никто не станет пить из лужи на дороге. Человек выбирает напиток, утоляя жажду, и заботится, чтобы посуда, из которого она пьет, был чист. И прием пищи для человека становится потребностью "удовлетворение которой имеет множество социальных граней имеют и кулинарные тонкости, и условия, и сервировки стола, и качество посуды, и оформление блюда, и приятное сообщество, разделяет с ней трапезу.

У большинства людей социальные нужды господствуют над идеальными. Потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

В некоторых случаях вообще трудно отделить биологическое, социальное, идеальное. Примером может служить потребность в общении (речь о нем пойдет ниже). Приведенная классификация потребностей не единственная в научной литературе. Существует немало других. Одна из них разработана американским психологом А. Маслоу. Он выделил следующие базисные потребности:

физиологические: в воспроизводстве рода, пище, дыхание, одежде, жилье, физических

движениях, отдыха и тому подобное; экзистенциальные (от латинского слова, означающего буквально: существование):

в безопасности своего существования, комфорте, постоянстве условий жизнедеятельности,

в гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и тому подобное; социальные: в социальных связях, общении, привязанности, заботе о

другого и внимании к себе, участии в совместной деятельности с другими; престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха

и высокой оценки, служебном роста; духовные: в самоактуализации, самовыражении. Согласно теории Маслоу первые два типа потребностей - первичные (врожденные), а следующие три - вторичные (приобретенные). Потребности каждого следующего уровня становятся существенными, когда удовлетворены предыдущие. Наряду с потребностями важнейшим мотивом деятельности является социальные установки. Под ними подразумевается общая ориентация человека на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность к действию определенным образом относительно данного объекта. Таким объектом может быть, например, семья.

В зависимости от оценки значения семейной жизни, ее полезности для себя индивид может быть склонен к созданию семьи, ее сохранения или, наоборот, не настроен создавать и беречь семейные узы. От этого зависят его действия, его поведение.

Важную роль в мотивах деятельности играют убеждения - устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

В формировании мотивов деятельности особую роль играют интересы. Это слово тоже латинского происхождения, означает буквально: иметь значение, важно. Интересы людей имеют в своей основе их потребности, но направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей. Интересы людей состоят в сохранении или преобразовании тех условий (учреждений, порядков, норм взаимоотношений и т.д.), от которых зависит распределение благ. Эти интересы зависят от положения в обществе тех или иных групп населения. Каждый человек принадлежит к нескольким социальным группам. Например, молодой человек относится к молодежи, которая имеет свои, отличные от других групп, интересы (получить образование, профессию, иметь материальные условия для создания семьи и т.д.). Она также относится к какой-либо этнической группы и имеет общие интересы с другими членами этой группы (возможность развития национальной культуры, языка). Будучи членом других групп, человек имеет соответствующие социальные интересы. Получается, интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности. В обществе взаимодействуют различные интересы: индивидуальные, групповые, интересы общества в целом. По направленности интересы разделяются на экономические, социальные, политические, духовные. В них находят обобщенное выражение актуальные потребности людей.

Потребности и интересы занимают ведущее место в мотивах деятельности. Гегель писал: "Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль" ч

С интересами людей связаны их идеалы. Общественный идеал - это образ совершенного общества, в котором находят отражение интересы и стремления определенной социальной группы, представления о высшей справедливости и лучший общественный строй.

Потребности, интересы, идеалы осознаются людьми, то есть характеризует сознательную деятельность. Люди обдумывают деятельность, осуществляют самоконтроль своих действий. Однако в деятельности проявляется и бессознательное, что означает психическую жизнь, происходит без участия сознания.

Австрийский психолог 3. Фрейд (1856-1939), изучавший бессознательное, придавал ему большое значение: «Многое в" Я ", безусловно, бессознательно, именно то, что следует назвать" ядром "Я". Под бессознательным в психологии понимаются обусловленные воздействиями состояния, в которых человек не может разобраться.

В современной психологии возникла точка зрения, согласно которой бессознательное - это творческое начало, главный источник мотивов и переживаний людей. Швейцарский психолог К. Юнг (1875-1961) считал, что бессознательное - источник творческой фантазии духа.

На деятельность человека могут оказать большое влияние ее поезда, то есть психические состояния, выражающие неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Одни поезда побуждают к деятельности, направленной на сохранение и развитие жизни, другие оказываются в агрессивных, разрушительных действиях.

Для человека, испытывающего состояние влечения, не понятно, что притягивает ее к объекту, какова цель ее действия. Вспомним слова князя с "Русалки" А.С. Пушкина: "Невольно к этим печальным берегам меня притягивает неведомая сила". Герой драмы не осознает, какая сила заставила его прийти к тому месту, где погибла любимая девушка.

Многие ученые считают, что поезд - это начальный этап формирования мотивов поведения человека. Сначала неосознанные влечения уступают место осознанным мотивам.

Немецкий социолог М. Вебер (1864-1920), говоря о деятельности, разделил действия в зависимости от их мотивов на целерациональная, ценностно-рациональные, аффективные и традиционные.

Целерациональная действие характеризуется рационально поставленной и продуманной целью. Целерационально действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и возможные побочные результаты его действий. В этом случае индивид рационально рассматривает отношение средств к цели и побочным результатам, условия достижения задуманного.

Ценностно-рациональная дел характеризуется осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на нее. Но смысл заключается не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид придерживается своих понятий о долге, достоинстве, красоте, религиозные каноны, благочестия. Такое действие подчинена принципам, заповедям, требованиям. Она основана на вере в эстетическую, религиозную или иную ценность определенного поведения.

Аффективное действие обусловлено эмоциональным состоянием индивида (слово «аффект» происходит от латинского слова, означающего буквально: душевное волнение; психологи понимают под этим термином относительно кратковременное, сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание - ярость, ужас, отчаяние и т.п.). Оно может быть реагированием на совершенно необычное раздражение. Индивид действует под влиянием аффекта, если он стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности и тому подобное.

Традиционная действие основано на длительной привычке. Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки (например, возникновение у нас в стране в советское время нехватки какого-либо нужного продукта вызвало у многих людей желание при первой возможности создать у себя запас этого продукта).

М. Вебер отмечал, что в чистом виде эти типы поведения встречаются нечасто. Как правило, разные мотивы сочетаются, накладываются друг на друга. Однако их знание помогает понять мотивы поведения людей, содержание их деятельности.

Основные понятия

Деятельность. Поведение. Действия. Дела. Нужды. Интересы.

Объект. Субъект. Цель. Средства.

Вопросы для самопроверки

1. Какие признаки человеческой деятельности?

2. Как соотносятся между собой цель и средства ее достижения?

3. Каким образом в поведении человека проявляется ее отношение к другим людям?

4. В чем заключается связь потребностей и интересов? В чем заключается различие между ними?

1. Подумайте о словах французского философа Дидро (1713-1784): "Если нет цели, не делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна". Может ли человек что-либо делать без цели?

2. В архитектора цель выступает в образе задуманной постройки. А какой может быть цель у государственного деятеля, преподавателя, полководца? Ответ аргументируйте.

3. Укажите субъект и объект деятельности в следующих событиях: крестьянская реформа 1861 г.. В Российской империи. Английская революция XVII в., Первое кругосветное путешествие, освободительная война украинского народа 1648-1657 гг.

4. Немецкий поэт и мыслитель И. Гете (1749-1832) писал: "Принимая средства за цель, люди разочаровываются в себе и других, из-за чего со всей деятельности ничего не получается или получается обратное тому, к чему они стремятся".

Как вы думаете, для большевиков диктатура была целью или средством?

5. Какой вывод о соотношении целей и средств можно сделать со следующего высказывания римского писателя и историка Светония (и -11 в.). "Тех, кто добивался малых выгод ценой больших опасностей, он сравнивал с рыбаком, удит рыбу на золотой крючок: оторвись крючок - и никакой улов не возместит потери"?

6. И.В. Гете писал: "Поведение - это зеркало, в котором каждый показывает свое лицо". Как соотносятся деятельность и поведение? Приведите примеры разного поведения в процессе одной и той же деятельности. Как в этих случаях оказывается личность?

7. Американский писатель Э. Хемингуэй (1899-1961) говорил: "Каждый человек рождается для какого-то дела".

Как вы думаете, под словом "дело" здесь имеется в виду действие или деятельность? Свою точку зрения объясните.

В русском языке достаточно много слов, имеющих неоднозначный смысл, например, слово "мотив" является многозначным. Большинство людей знает о музыкальном мотиве, но почему-то упускают из виду его другие значения. В зависимости от контекста, в котором употребляется этот термин, различно определение слова "мотив". Областей употребления достаточно много: психология, музыка, литература, изобразительное искусство, молекулярная биология. И в зависимости от контекста, значения разительно отличаются друг от друга. Стоит разобраться, что такое мотив. А точнее, в каких областях уместно применять это слово и в чем различие между разными "мотивами".

Виды мотивов

На сегодняшний день, как говорилось выше, известно несколько областей применения. В каждой области свое значение слова "мотив". Чтобы понимать более точно, что из себя представляет этот термин, необходимо подробнее изучить как контекст предложения, в котором используют это слово, так и определение в целом. Чаще всего только специалисты в той или иной области в курсе, что означает слово конкретно в данной сфере. На самом деле, значений много. В психологии это нечто, побуждающее к действию, а в биологии - последовательность нуклеотидов. Стоит подробнее остановиться на каждом из них, хотя бы элементарно для расширения своего кругозора. Возможно, когда-то это поможет вам не ударить в грязь лицом. Итак, приступим.

Мотив в психологии

В психологии, мотив - это образ, являющийся совокупностью ценных для человека предметов (как идеальных, так и материальных), который определяет направление деятельности человека, достижение которого (то есть образа, видения) выступает в качестве смысла самой деятельности. Например, у вас есть представление об идеальном отдыхе на море. С того момента, как у вас появилась цель хорошо съездить отдыхать к морю, все, что вы делаете, направлено на достижение этой цели. Идеальный отдых выступает в качестве мотива вашей деятельности. Или же для того, чтобы найти хорошую работу по специальности, вы с самого первого курса стараетесь учиться, занимаетесь дома дополнительно, читаете вспомогательную литературу, а по завершении обучения рассылаете резюме, в котором описываете все приобретенные навыки и знания. То есть трудоустройство выступает в качестве мотива ваших действий, все, вся ваша деятельность направлена на достижение конкретного идеального результата - устроиться на хорошую работу непосредственно по специальности.

Мотив в литературе и искусстве: определение

С точки зрения литературы, мотив - это повторяющаяся из одного литературного произведения в другое часть сюжета, образа, эпизода. Примером могут служить красна девица в беде, охранники-драконы, тридевять земель, прекрасный принц и тому подобное. Обычно определенные мотивы характерны для конкретного жанра. Например, в сказках часто можно встретить прекрасного принца на белом коне, но никак не серию преступлений, которые главный герой должен расследовать. В современных сказках можно такое встретить, но пока не является типичным подобный формат сюжетной линии.

В изобразительном искусстве, мотив - это повторяющийся рисунок (шаблон, идея, тема) в различных предметах искусства, который в то же время демонстрирует отношение художника к своему произведению и формирует мнение созерцателя. Например, повторяющиеся узоры на различных полотнах. Или повторяющаяся сюжетная линия. Также примером может служить пышность природы на полотнах с изображением весеннего пейзажа. Или уныние осенних дней.

Музыкальный мотив

В общепринятом смысле мотив - это мелодия, напев музыкального произведения. Если углубиться в дебри терминологии, то мотив представляет собой музыкальный фрагмент, выделяющийся из всей музыкальной фигуры. Также мотив называют основой музыкального произведения. Музыкальный мотив является наиболее запоминающейся частью музыкального произведения, будь то попсовая песня или "Лунная соната" Бетховена.

Мотив: молекулярная биология

Это слово известно и биологам. Мотив - это почти не меняющаяся в процессе эволюции достаточно короткая последовательность аминокислот (в белках) или нуклеотидов (в дезоксирибо- и рибонуклеиновых кислотах), имеющаяся определенную функцию (биологическую). Она практически не изменяясь в ходе эволюции.

Мотив: обобщение, выводы

Итак, слово "мотив" происходит от латинского moveo (двигать)», является многозначным. В зависимости от области применения, значение, естественно, меняется. В психологии под мотивом понимают совокупность действий человека, направленных на достижение своей цели - идеального объекта или видения. В литературе в качестве мотива выступают герои, переходящие из произведения в произведение, одинаковые сюжетные линии. С точки зрения молекулярной биологии, мотивом можно назвать короткую последовательность аминокислот или нуклеотидов. Музыкальным мотивом называют выделяющийся фрагмент музыкального произведения, являющийся наиболее запоминающимся. Обсуждая мотив в изобразительном искусстве, можно сказать, что какой-либо образ, рисунок, тема, шаблон, ярко выражающий отношение художника к своему творению, а так же формирующий у обывателя мнение и впечатления.

Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на различия в сферах употребления, значения слова "мотив" во всех областях применения имеют общие черты. Некая схожесть определений связана с общностью происхождения слова. Хорошо понимая значение слова, вы сможете грамотно использовать его в устной и письменной речи.

Имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Школа называется общеобразовательной потому, что дает базовые знания в основных сферах наук. На этой базе человек впоследствии становится хорошим специалистом в какой-либо более узкой области своей специализации. Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые, в свою очередь – источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учителя, и родители, его ставят в пример другим детям. Более того, в классе, где мнение учителя не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план.

Учение в школе - это основной род деятельности ученика, и его основная цель успешное усвоение знаний и умений, необходимых для того, чтобы он смог их использовать в дальнейшем для себя, а значит и для общества. Поэтому каждого ученика можно оценить по тому, как он относится к учебе и каковы его собственные цели и планы. Школьника нельзя заставить успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности. Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно».

Мотив – это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.

Мотивация учения может выступить, к тому же хорошим показателем уровня психического благополучия ученика, а также показателем уровня его развития. Нередко мотивы учения учащихся могут быть весьма прозаическими: получить желаемые подарки от родителей, похвалу родителей и учителей, желание стать отличником, выделиться среди товарищей и т.п. Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

Мотив - это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика с ней. В системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы. К внутренним мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе учения; действие вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного. Еще более насыщены внешними моментами такие мотивы, как учеба как вынужденное поведение; процесс учебы как привычное функционирование; учеба ради лидерства и престижа; стремление оказаться в центре внимания. Эти мотивы могут оказывать и негативное влияние на характер и результаты учебного процесса. Наиболее резко выражены внешние моменты в мотивах учебы ради материального вознаграждения и избегания неудач. Рассмотрим строение мотивационной сферы учения у школьников, т.е. того, что определяет, побуждает учебную активность ребенка.

Структура деятельности.

Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Названные функции мотивации реализуются многими побуждениями. Фактически мотивационная сфера всегда состоит из ряда побуждений : идеалов ценностных ориентации, потребностей, мотивов, целей, интересов и т. д. Всякая деятельность начинается с потребностей, складывающиеся во взаимодействии ребенка со взрослым. Потребность – это направленность активности ребенка, психическое состояние, создающее предпосылку деятельности. Предмет ее удовлетворения определяется только тогда, когда человек начинает действовать. Но без потребности не побуждается активность ребенка, у него не возникают мотивы, он не готов к постановке целей. Другой важный аспект мотивационной сферы – мотив, т.е. направленность активности на предмет, внутреннее психическое состояние человека. В обучении мотивом является направленность учащихся на отдельные стороны учебного процесса, т.е. направленность учащихся на овладение знаниями, на получение хорошей отметки, на похвалу родителей, на установление желаемых отношений со сверстниками. Цель – это направленность активности на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности. Для того, чтобы реализовать мотив, овладеть приемами самообразования, надо поставить и выполнить много промежуточных целей: научиться видеть отдаленные результаты своей учебной деятельности, подчинить им этапы сегодняшней учебной работы, поставить цели выполнения учебных действий, цели их самопроверки и т.д. Еще одна сторона мотивационной сферы учебной деятельности – интерес к учению. В качестве основной черты интереса называют эмоциональную окрашенность. Связь интереса с положительными эмоциями имеет значение на первых этапах возникновения любознательности ученика.

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

1.Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности (у таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

2.Хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3.Положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

4.Низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.

5.Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно - психические нарушения.

Высокий уровень мотивации учения необходим для достижения успеха в учебе и в этом вклад мотивации в общую успешность деятельности школьника можно рассматривать наравне с когнитивными способностями ученика . Иногда менее способный ученик, но имеющий высокий уровень мотивации может достичь более высоких результатов в учебе, потому что стремится к этому и уделяет учению больше времени и внимания. В то же время у ученика недостаточно мотивированного успехи в учебе могут быть незначительными, даже, несмотря на его способности.

Причины спада школьной мотивации:

1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.

2. Отношение ученика к учителю.

3. Отношение учителя к ученику.

4. У девочек 7-8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.

5. Личная значимость предмета.

6. Умственное развитие ученика.

7. Продуктивность учебной деятельности.

8. Непонимание цели учения.

9. Страх перед школой.

Формирование мотивации учения школьника должно происходить на основе четко поставленной цели - получения хорошего образования. Очевидно, что не каждый ребенок с раннего возраста понимает, что он учится, прежде всего, для себя, для своих дальнейших достижений. Поэтому цель взрослых (родителей, педагогов и психологов) помочь им в осознании этой цели. Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, - она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, - организацией образовательного процесса; в-третьих, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.); в-четвертых, - субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу; в-пятых, спецификой учебного предмета. В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями:

1. Через усвоение учащимися общественного смысла учения;

2. Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.

На первом пути главная задача учителя состоит в том, чтобы, с одной стороны, донести до сознания ребенка те мотивы, которые общественно незначимы, но имеют достаточно высокий уровень действительности. Примером может служить желание получать хорошие оценки. Учащимся необходимо помочь осознать объективную связь оценки с уровнем знаний и умений. И, таким образом, постепенно подойти к мотивации, связанной с желанием иметь высокий уровень знаний и умений. Это, в свою очередь, должно осознаваться детьми как необходимое условие их успешной, полезной обществу деятельности. С другой стороны, необходимо повысить действенность мотивов, которые осознаются как важные, но реально на их поведение не влияют. В психологии известно достаточно много конкретных условий, вызывающих интерес школьника к учебной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

1. Способ раскрытия учебного материала. Обычно предмет предстает перед учеником как последовательность частных явлений. Каждое из известных явлений учитель объясняет, дает готовый способ действия с ним. Ребенку ничего не остается, как запомнить все это и действовать показанным способом. При таком раскрытии предмета есть большая опасность потери интереса к нему. Наоборот, когда изучение предмета идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе всех частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер, и тем самым вызывает у него интерес к изучению предмета . При этом мотивировать положительное отношение к изучению данного предмета может как его содержание, так и метод работы с ним. В последнем случае имеет место мотивация процессом учения.

2. Организация работы над предметом малыми группами. Принцип набора учащихся при комплектовании малых групп имеет большое мотивационное значение. Если детей с нейтральной мотивацией к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к данному предмету в группу любящих данный предмет, то отношение у первых не меняется.

3. Отношение между мотивом и целью. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижение вперед.

4. Проблемность обучения. На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она является познавательной, т.е. внутренней.

Работа учителя, направленная на упрочнение и развитие мотивационной сферы, включает в себя следующие виды воздействий:


  • актуализация уже сложившейся у школьника ранее мотивационных установок, которые надо не разрушать, а укреплять и поддержать;

  • создание условий для появления новых мотивационных установок (новых мотивов, целей) и появление у них новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности и др.);

  • коррекция дефектных мотивационных установок;

  • изменение внутреннего отношения ребенка как к наличному уровню своих возможностей, так и к перспективе их развития.
Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе, классе; участие ученика в коллективистических формах организации разных видов деятельности; отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов; привлечение учителем школьников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формирование мотивации способствуют занимательное изложение, необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, ситуация спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций; умелое применение учителем поощрения и порицания. Особое значение здесь приобретает укрепление всех сторон умения школьника учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение в новых условиях , самостоятельное выполнение им учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другой, включение учащихся в совместную учебную деятельность. Какие же задания и упражнения может применять учитель для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу учащихся? Можно начать с укрепления чувства "открытости" к воздействиям, т.е. к обучаемости. Могут использоваться упражнения на сотрудничество со взрослыми. Сначала на материале задачи, на поиск новых подходов к задаче. Следующая группа упражнений – это упражнения на целеполагание школьников в учении, прежде всего на реалистичность в целеполагании, надо укреплять адекватную самооценку и уровень притязаний. В упражнении на закрепление адекватной самооценки важно учить школьников грамотному объяснению своих успехов и неудач. Становлению адекватной самооценки и уровня притязаний способствует упражнения на решение задач максимальной для себя трудности, переживание неудачи и самоанализ не только ее внешних причин в виде трудности задачи, но и внутренних причин – своих способностей в целом и усилий при решении данной задачи.

Особым видом работы по формированию у учащихся адекватного уровня притязаний и самооценки является обдуманное поощрение их учителем. Для мотивации школьника более важной, чем оценка учителя оказывается скрытая в отметке информация о его возможностях. Оценка учителя повышает мотивацию, если она относится не к способностям ученика в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ученик при выполнении задания. Другим правилом выставления отметки учителем для поощрения мотивации является такой прием, когда он сравнивает успехи не с успехами других учеников, а с его прежними результатами. Следующая группа заданий на устойчивость целей, на их действенность, настойчивость и упорство в их реализации. Так удержания цели способствует задание на возобновление учебной деятельности после помех и препятствий. Укреплению настойчивости школьника при достижении цели способствует упражнения на решение сверхтрудных задач без обратной связи в ходе решения. Активность и гибкость целеполагания стимулируют упражнения на постановку близких и далеких целей, немедленное и отсроченное их выполнение. Чтобы упражнения на мотивы и цели могли использоваться школьниками в реальных условиях жизни, желательно, чтобы они были связанны с учебным материалом или с ситуациями жизни коллектива.

Этапы формирования мотивации на отдельных этапах урока.


  • Этап вызывания исходной мотивации. На начальном этапе урока учитель может учитывать несколько видов побуждений учащихся: актуализировать мотивы предыдущих достижений ("мы хорошо поработали над предыдущей темой"), вызывать мотивы относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну важную сторону этой темы"), усилить мотивы ориентации на предстоящую работу ("а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях"), усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.

  • Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации. Здесь учитель ориентируется на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к нескольким способам решения задач и их сопоставление (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Этот этап важен потому, что учитель, вызвав мотивацию на первом этапе урока, иногда перестает о ней думать, сосредоточиваясь на предметном содержании урока. Для этого могут быть использованы чередования разных видов деятельности (устной и письменной, трудной и легкой и т.п.).

  • Этап завершения урока. Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя. Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной. На уроках усвоения нового материала эти выводы могут касаться степени освоения новых знаний и умений.
Каждый этап урока учителю следует наполнять психологическим содержанием. Так как каждый этап – это психологическая ситуация. Чтобы построить психологически грамотную структуру урока, учителю важно владеть умением планировать ту часть развивающих и воспитательных задач, которая связана с мотивацией и с реальным состоянием умения учиться школьников. Обычно учителю легче планировать обучающие задачи (обучить решению такого-то класса задач), труднее намечать развивающие задачи (нередко они сводятся к формированию умения учиться в самом общем виде), и еще реже как особые развивающие задачи учителем планируются этапы формирования мотивации и ее видов. Основные развивающие педагогические задачи, которые могут быть использованы учителем, стремящимся проводить целенаправленную работу по формированию мотивации и умения учиться: формировать у школьников умение учиться – расширять фонд действенных знаний, отрабатывать каждый из видов, уровней и этапов усвоения знаний; формировать у учащихся понимание целей и задач, их активное принятие для себя, самостоятельную постановку целей и задач учащимися, их формулирование: формировать у учащихся умение выполнять отдельные учебные действия и их последовательность (сначала по инструкции, затем самостоятельно); обучать школьников приемам самоконтроля и адекватной самооценки (по этапам работы в соответствии с объективными требованиями и со своими индивидуальными возможностями); обучать школьников умениям ставить промежуточные цели в своей учебной работе, планировать отдельные учебные действия и их последовательность, преодолевать затруднения и помехи при их реализации, рассчитывать свои силы; формировать у школьников умения осознавать свои мотивы в учебной работе, сознательно их сопоставлять и делать обоснованный выбор ("Из двух дел я вначале делаю это, либо для меня оно важнее по такой-то причине).

Задачи на формирование учебной деятельности, постановку целей, "тренировку" мотивов необходимо начинать с первого класса, а задачи на осознание учениками своей учебной деятельности, и особенно мотивации, - с конца младшего школьного возраста.

1. Изучение нового материала.

При изложении нового материала активно используются уже имеющиеся знания, умения, навыки и жизненный опыт учащихся.

Более простые операции – нахождение информации в таблицах, учебнике, и объяснение ее, записывание уравнений химических реакций и их чтение – выполняют школьники с низким уровнем мотивации , для которых привлекательна легкость выполнения действий.

Ребятам со средним уровнем мотивации , которые умеют находить и использовать нужный алгоритм действий, предлагается анализировать, сравнивать, систематизировать информацию (конечно, же, с поддержкой учителя).

Возможность объяснить факт, результат эксперимента, то есть сделать выводы, найти причинно-следственные связи, дается учащимся с высоким уровнем мотивации , для которых преобладающим видом деятельности является поиск решений, требующих изменения комбинаций известных алгоритмов.

В результате новый материал изучается самими детьми. Каждому из них выпадает возможность оценить свои силы. У них появляется уверенность в себе, в том, что с похожими заданиями они смогут справиться в будущем. Кто-то может попробовать себя на более высоком уровне.

2. Закрепление информации.

Этот этап имеет три вида. Первичное закрепление – идет в процессе работы над новым материалом, так как ребята методом проб и ошибок добывают новые знания. Конечно же, ошибки исправляются с помощью учителя.

Вторичное закрепление проводится сразу после первичного и носит репродуктивный характер, так как к концу урока ребята уже устали. Это может быть беседа, тест в виде игры “Звездный час” или выполнение самими учащимися демонстрационных опытов.

Полное закрепление происходит при опросе домашнего задания. При его проверке указываются ошибки, которые исправляются самими же учениками или учителем.

3. Домашние задания.

Задания подбираются так, чтобы они соответствовали уровням дифференциации. При этом используются самые обычные учебники и сборники задач и упражнений по химии, имеющиеся в каждой школьной библиотеке.

Задача учителя – определить наиболее целесообразное задание для каждого ученика в зависимости от мотивации, уровня подготовленности, способностей и т.д.

Для низкого уровня мотивации – репродуктивного характера, для среднего уровня мотивации – требующие применение полученных знаний в новой ситуации, а для высокого уровня мотивации – творческие задания (решение нестандартной задачи – с лишними данными, или, наоборот, с недостающими).

4. Опрос домашнего задания.

Проверка домашней работы имеет следующие формы:


  • индивидуальная работа у доски,

  • работа на месте,

  • фронтальный опрос.
Чтобы снять напряжение у школьников при подготовке к уроку и пребывание на нем , опрос проводится следующим образом: на одном уроке данный ученик выполняет индивидуальную работу на месте, на следующем – индивидуально у доски и на последующем, участвует во фронтальном опросе.

Такой прием позволяет более объективно оценить знания, умения и навыки каждого ученика, предупредить пробелы и отставания.

При индивидуальной работе у доски ученик комментирует подготовленное устное или письменное задание и отвечает на дополнительные вопросы.

Уровень задания школьник выбирает сам . Если имеют место ответы одного уровня, то для движения вперед, для развития учитель дает инструкцию по выполнению задач остальных уровней. Когда учащиеся выполняют индивидуальную дифференцированную работу на месте за ним также остается право выбора уровня. Время выполнения работы 10-15 минут.

Ребятам разрешается пользоваться рабочей тетрадью, учебником, дополнительной литературой.

Такая форма работы развивает у ребенка навык самостоятельной работы, умение находить необходимую информацию, позволяет самим учащимся закрепить и откорректировать имеющиеся знания и продвинуться вперед.

Задания подбираются опять же индивидуально:


  • для низкого уровня мотивации – репродуктивного характера, но дополняются несложными новыми условиями, для того, чтобы заставить поразмыслить, а не искать готовые ответы;

  • для среднего уровня мотивационной деятельности – предлагаются задания, которые предполагают более глубокие знания и применение их в новой ситуации;

  • задания для высокого уровня мотивации требуют творческого подхода со стороны ученика, домысливания, поиск нестандартного решения.
Фронтальный опрос домашнего задания проводится мною параллельно с письменным опросом и ответом у доски, для того, чтобы после этого ребята могли найти недочеты в работах, выполненных у доски, а также откорректировать и закрепить свои знания.

Ребятам также разрешается пользоваться рабочими тетрадями, учебником. Лучше всего проводить это в виде завуалированного теста – игры “Слабое звено”, обязательно с комментариями ответов.

Применяемые тестовые вопросы составлены так, чтобы у ребят с разным уровнем мотивации развивались операции мышления : абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, конкретизация, систематизация, аналогия.

5. Итоговый Контроль знаний.

В контрольной работе каждое задание снова дифференцируется по сложности.

Ученик имеет право на выбор уровня каждого задания, отстаивание своего подхода к его решению:


  • для ребят с низким уровнем мотивации самые простые задачи, которые решаются по прямым формулам и по химическим уравнениям в одно действие,

  • задачи, в которых нужно преобразовывать формулы, самостоятельно находить и применять нужный алгоритм, предназначается для школьников со средним уровнем мотивируемой деятельности,

  • нестандартные, проблемные задачи решают учащиеся с высоким уровнем мотивации.
Выполнение экспериментальной части требует от “слабеньких” четкого следования краткой инструкции, объяснения наблюдений и произведенных действий.

“Середнячки” для выполнения заданий самостоятельно определяют алгоритм действий и аргументировано дают объяснения.

Для ребят, стремящихся находить решения проблемных вопросов, подбираются задания именно такого характера, позволяющие учащимся отстаивать свой подход к решении вопросов.

6. Практическая работа.

При выполнении практических работ акцентируется внимание на умение ученика описывать, обосновывать, делать выводы, предлагать свои пути выполнения работы . Для учащихся с низким уровнем мотивационной деятельности предлагается инструкция выполнения опытов.

После завершения всех операций они подробно описывают свои наблюдения и делают выводы (естественно, с помощью учителя) в соответствии с целями. Ребятам со средним уровнем мотивации необходимо выполнить работу, описать свои наблюдения, записать уравнения химических реакций, сделать соответствующие выводы и ответить на дополнительные вопросы. Для школьников, которым нравится находить свои пути решения, проблемные задания – необходимо готовить специальные практические работы.

7. Дополнительные задания.

В дополнительные задания входят сообщения, рефераты, исследовательские и проектные работы. Эта форма развивает у ребят умения самостоятельно находить и прорабатывать необходимую информацию в дополнительной литературе. Учитель обязательно обозначает планируемый результат.

Самое простое задание – найти конкретную информацию.

Более сложное задание – подобрать грамотно материал, сделать выводы. Особенно ценно, когда найденная информация находит конкретное приложение: составление журналов с практическими советами, газет с ребусами, кроссвордами.

И, наконец, самое сложное задание – сформулировать проблему, найти в дополнительной литературе способы ее решения, сделать обобщения, выводы, конкретные предложения, отразить свое отношение.

8. Обобщающие уроки.

Обобщающие уроки – это составление обобщающих схем, позволяющее ученику выявить глубинные связи изучаемых процессов и явлений.

Ребятам с низким уровнем мотивации дается задание прочитать готовую схему .

Дополнить или исправить имеющуюся схему предлагается учащимся, которые умеют анализировать, систематизировать информацию.

Школьники, которые любят сами находить способы решений – предлагают свои, авторские схемы .
5. Возрастные особенности мотивации учения школьников.