Стоит ли открывать архитектурное бюро. Архитектурное бюро: как устроен интерьерный бизнес




Время чтения 3 минуты.

Мечтатель, сказочник, чудак - так часто мы слышим эти слова… и какое малое значение многие придают своим и чужим мечтам, фантазиям, идеям… Увы…

А ведь мечты имеют свойство сбываться! И как важно сделать что-то значимое в жизни, привнести какой-то вклад в людей, развитие города, в улучшение экологии.

По профессии я повар-кондитер и давно мечтал о бизнесе в пищевой промышленности. В августе 2016 года мне пришла идея: создать съедобную ложку.

Казалось бы, все просто: сделал форму, замесил тесто, запек и всё, готово!

Но это оказалось не так легко. Было очень много преград и тормозов. Надо было сделать 3D модель будущей формы на компьютере, затем распечатать на 3D принтере, потом уже вытачивать. К каким специалистам обращаться? А самое главное - необходим был пищевой металл, который был найден всего на трёх из более ста заводов металлопроката России. Основная проблема здесь была в том, что если ты не специалист, то тебе не то, что помогать, с тобой даже не хотят разговаривать.

Но самое интересное было искать исполнителей с необходимым оборудованием для вытачивания нашей формы и, что немало важно, с адекватной ценой. Ведь разница в стоимости была в несколько раз! Кто-то был готов взяться за 20 000 рублей, а кто-то меньше, чем за 150 000 даже разговаривать отказывался.

Один затянул процесс и тем самым подвел со сроками, у второго тоже были какие-то бесконечные причины и отмазки. Это и были те самые «тормоза» моего проекта, о которых упомянуто выше. Но, я не из тех, кто быстро сдается! И всё -таки необходимая форма получилась, хоть и с 3 попытки.

Наконец, в начале мая появилась первая партия ложек из теста нужной формы и достойного презентабельного вида.
Далее нужно было переходить на другую ступень развития проекта: сделать многоместную форму для ложек, так как до этого была одноместная, поштучная форма.

Для этого пришлось переконструировать готовую печь под ложки.

Не буду подробно описывать мои дальнейшие действия, скажу только, что и тут все оказалось непросто и тернисто.

И вот, наконец, мы начали запекать ложки большой партией. И снова проблемы.

Например, если на одноместной форме получались разные вкусы ложек: фисташковая, миндальная и т.д., то на многоместной появились сложности: есть вкус и прочность, но нет внешнего вида или красивые, ровные и вкус отличный, но нет прочности.

Но после множества проб и ошибок у нас все-таки получилась прекрасная партия ложек! В которой соединились 3 основных фактора: вкус, внешность, прочность.

Мы верим в успех проекта, так как его реализация улучшит экологию (использование съедобной ложки вместо пластиковой), поможет накормить капризных деток, так как съедобной ложкой кушать интереснее, а также сделает рывок в развитии пищевой промышленности. Именно поэтому мы подали заявки на получение патента для Съедобных ложек и на установку нового мирового рекорда в книгу рекордов Гиннесса.

Да, изготовление съедобной ложки – это сложный и трудоемкий процесс. Но все же он идет! Мы дошли до этапа, к которому стремились целый год. До мечты, воплощённой в реальность, осталось лишь пару шагов – получить Вашу моральную и спонсорскую поддержку! Друзья, давайте вместе сделаем наш мир лучше, краше и вкуснее с помощью экологичных, безвредных и вкусных съедобных ложек!

Можно бесконечно заявляться в конкурсы и всевозможные тендеры, но вряд ли стоит ожидать вала предложений, если вашу компанию плохо знают на рынке. Конечно, хорошая репутация выстраивается на протяжении долгого времени, но при правильно выбранном направлении вы начнете стремительно завоевывать рынок, не переживая об очередной нестабильной ситуации в экономике.

Возможно, кому-то тезисы ниже покажутся очевидными или хорошо известными, но как это часто бывает, именно базовым понятиям и принципам многие не уделяют достаточно внимания. Всем очевидно, что необходимо иметь некое портфолио, принимать участие в мероприятиях, заводить новые знакомства. Но только с выстроенной стратегией все эти инструменты смогут действительно помочь в работе.

1. Найдите для себя идеальную нишу

Определите для себя основную сферу деятельности и поймите, кто сможет обеспечить такие заказы? Государственные структуры, частный сектор, девелопмент? Проведите небольшое исследование их методик работы и социального устройства, чтобы понять как вести диалог. Лучшие проекты рождаются всегда в прямом диалоге, поэтому проводите больше времени в тех местах, где могут быть ваши потенциальные клиенты. Просмотрите ваши контакты, быть может, именно старый знакомый, перешедший в новую сферу, поможет освоиться.

2. Заранее подготовьте всю информацию о бюро

Недостаточно просто завести новые знакомства, необходимо уметь рассказывать о себе. Создайте стиль, который будет лучше всего представлять вас. Это может быть презентация, портфолио, уникальная визитка, которая продемонстрирует вашу философию. Такие вещи могут на первом этапе потребовать много времени и сил, но зато в дальнейшем вся информацию у вас всегда будет под рукой.

3. Собирайте базу контактов

Заполучив на встрече очередную пачку новых визиток, не спешите прятать их подальше в стол. Создавайте собственную базу контактов, собирая все в одном месте. Возможно, это не самое интересное занятие, но со временем вы сами удивитесь огромному списку, появившемуся буквально на глазах. Впрочем, если вы заполучили чей-то электронный адрес, это не означает, что теперь нужно ежедневно забрасывать этого человека предложениями и рассказами о своей компании. Делитесь только самыми важными новостями.

4. В чем ваша уникальность?

При знакомстве недостаточно с гордостью сказать, что вы архитектор, нужно показать, как именно вы можете быть полезны новому заказчику. Необходимо создать образ, с которым люди смогут быстро вас ассоциировать. Это необязательно должна быть какая-то определенная типология, но и конкретный подход и философия проектирования. В любом случае для успешного продвижения на рынке, вы должны создать историю, которая будет выделять компанию среди остальных.

5. Каждый сотрудник может помочь

Корпоративная культура имеет много противников, но всё-таки не стоит недооценивать силу бренда. Каждый сотрудник бюро может привести к заказам, банально ретранслируя ваши ценности и идеи на каком-нибудь круглом столе или любом другом мероприятии.

6. Создайте свою площадку для дискуссий

Как только вы набрали хорошую базу контактов, подумайте об организации мастер-классов или открытых лекций. Или это могут быть и выездные семинары для девелоперов определенной сферы. Подойдет любой формат, который вам нравится. Даже вечерние встречи с друзьями в офисе со временем могут превратиться в известную площадку для дискуссий, способную существенно помочь компании в получении новых заказов.

7. Не недооценивайте публичные мероприятия

Даже если у вас полный завал с очередным проектом, никогда не отказывайтесь от приглашений принять участие в круглом столе или любом другом мероприятии. Ведь никогда не знаешь наверняка, кто будет среди аудитории. Даже лекция для студентов вполне может закончиться знакомством с потенциальным заказчиком.

8. Увеличивайте свое присутствие в интернете

Главное преимущество интернета -- огромный охват аудитории. При этом существует такое количество различных площадок, что каждый сможет найти для себя решение. Возможно, стоит задуматься над ведением блога, где вы будете продвигать свою философию. Соцсети также могут быть полезны для развития профессиональных отношений. Это не занимает много времени, и при этом позволяет без каких-либо вложений очень быстро распространять ваши идеи. В конце концов, не стесняйтесь предлагать свои тексты и объекты различным изданиям. Журналисты всегда будут рады бесплатному контенту, а у вас появится возможность повысить свой статус.

9. Поддерживайте отношения с коллегами

Архитектурный мир не такой уж и большой. Сегодня вы соперничаете за победу в конкурсе, а уже в следующем месяце совместно работаете над одним проектом. Консорциум, составленный их профессионалов своей специальности, только повысит ваши шансы на получение заказа. Кроме того, нет лучше способа оставаться в курсе событий, чем общение с коллегами по цеху.

Изображения archipreneur.com

Услуги, которые оказывают архитектурные бюро, пользуются немалым спросом. Тем не менее, на рынке их недостаток ощущается довольно остро. На сегодняшний день спрос значительно превышает предложение. А это означает, что создание собственного архитектурного бюро – занятие весьма востребованное и перспективное, способное приносить хороший стабильный доход, и у предпринимателя, решившего организовать этот вид бизнеса, имеются все шансы для того чтобы занять собственную нишу и достигнуть немалого успеха на этом поприще.

Для того чтобы организовать и с успехом воплотить в жизнь данный бизнес проект и открыть архитектурного бюро, необходимо позаботиться об ассортименте предлагаемых клиентам услуг . Чем более обширным будет спектр работ, выполняемых на заказ квалифицированными, профессиональными дизайнерами и архитекторами, тем большее количество клиентов обратиться в бюро за услугами. При этом, несмотря на всю важность этого вопроса для успеха недостаточно учитывать и принимать во внимание только его. Подход к организации бизнеса должен быть комплексным и помимо разработки ассортимента предлагаемых услуг включать составление стратегии предприятия, использование современных методов ведения бизнеса, анализ рынка, спроса и предложения, затрат и планируемой прибыли. В противном случае можно потерпеть неудачу и сделать бизнес нерентабельным, а то и вовсе убыточным. Организация архитектурного бюро требует учета множества факторов, особенностей и нюансов.

Стоит отметить, что обычно за такое непростое дело, как открытие архитектурного бюро «с нуля» берутся настоящие профессионалы, которые имеют немалый опыт и хорошую репутацию в этой сфере деятельности, а также обладают большим кругом постоянных клиентов. Именно этой категории людей проще всего начинать этот бизнес.

Архитектурное бюро, как правило, функционирует в форме юридического лица. При этом такое юридическое лицо должно обладать соответствующей лицензией на проведение проектных и ремонтно-строительных работ . Однако в случае, если руководитель архитектурного бюро - архитектор, который имеет персональную лицензию на творческую архитектурную деятельность, юридическому лицу получать отдельную лицензию не обязательно.

Для получения лицензии соискатель должен соответствовать установленным в законодательном порядке критериям и требованиям. Также немаловажное значение имеют уровень квалификации специалистов и их производственного опыта. Согласно положению о текущем надзоре, каждая организация в течение срока действия лицензии должна пройти проверку лицензирующего органа. Органами архитектурного надзора выступают Государственная вневедомственная экспертиза проектов, Государственная жилищная инспекция и Госархстройнадзор.

На сегодняшний день архитектурные бюро предлагают клиентам такие виды услуг, как:

Разработка дизайн-проектов, а также сопроводительной документации к ним;

Разработка эскизных предложений и стилевых концепций интерьеров;

Разработка инженерных чертежей и проектной документации;

Согласование перепланировки в МВК с последующим внесением изменений в планы БТИ;

Комплектацию объектов отделочными материалами, а также мебелью.

На практике подавляющее число клиентов обращается в архитектурное бюро с просьбой осуществить разработку дизайна интерьера, однако в дальнейшем выбирает также услуги бюро по строительству, согласованию и авторскому надзору. При этом оплата каждого вида работ производится отдельно.

Расценки на работы могут быть самыми разными и устанавливаются архитектурными бюро самостоятельно в зависимости от видов работ, их сложности и прочих факторов. На данный момент более или менее стандартные расценки сформированы теми архитектурными компаниями, которые работают с жилой недвижимостью. К примеру, разработка дизайна интерьера квартиры сегодня стоит порядка 50 долларов за один квадратный метр, а один квадратный метр дизайн-проекта строительства объекта стоит приблизительно 200 долларов, авторский надзор обходится клиентам в сумму около 1000 тысячи долларов в месяц. При этом в зависимости от уровня сложности цены на работы могут варьироваться в ту или иную сторону.

Еще одним важным критерием, влияющим на стоимость услуг, является объем выполняемых работ и их сложность . Архитектурные бюро могут оказывать несколько разновидностей услуг: создание объектов «под ключ», реализация проектов «до гвоздя», проведение разовых работ, разработку макета или осуществление только проектирования и визуализации. В процессе работы архитектурного бюро идеальной является ситуация, при которой имеются заказчик, архитектор, выполняющий планировку объекта, строитель, реализующий задумки и планы архитектора, а также дизайнер, который исправляет ошибки, допущенные архитектором. Но, стоит отметить, что на практике в большинстве случаев сосредоточиться можно только на создании проектов или выполнении функций представителя и надзоре за строительством.

Опыт многочисленных архитекторских бюро показывает, что одновременно можно воплощать в жизнь от двух до трех заказов. При этом, необходимо учитывать, что подготовка проектной документации представляет собой очень трудоемкий, требующий большой концентрации сил и внимания и весьма нудный процесс.

При создании архитектурного бюро основными статьями затрат станут получения лицензии, аренда офиса, приобретение оргтехники, содержание штата сотрудников.

Для работы архитектурного бюро потребуется штат сотрудников в количестве не менее тех человек. При этом расходы, связанные с выплатой заработной платы составят от 1,2 до 1,5 тысяч долларов.

Для функционирования архитектурного бюро, конечно, потребуется офис . При этом офис должен выглядеть презентабельно, иметь оригинальную планировку, в его интерьере должны быть использованы современные дизайнерские решения и при всем при этом, он должен быть уютным и обеспечивать комфортные условия как для клиентов, та и для сотрудников компании. Иными словами, офис и его интерьер должен дать клиенту сразу понять, что он обратился к настоящим профессионалам и отменным специалистам своего дела.

Кроме того, офис должен максимально способствовать комфортной работе сотрудников. Он должен быть снабжен стильной, но при этом эргономичной мебелью, позволяющей удобно работать и не испытывать каких-либо физических неудобств в процессе работы. Лучше, если это будут специальные столы, позволяющие регулировать наклон столешницы и изменять высоту стола.

Комфортные условия работы для сотрудников – гарантия хорошей работы и высокой производительности, что важно в любом деле, а особенно в таком непростом как архитектурное проектирование.

Помимо мебели для работы следует приобрести компьютерную технику и соответствующее программное обеспечение.

Основную категорию клиентов архитектурно-дизайнерского бюро составляют владельцы квартир и домов, площадь которых составляет от 200 до 600 квадратных метров. Однако, стоит отметить, что такое положение дел скорее было характерным для еще недалекого прошлого. На сегодняшний же день в связи с активной рекламой и популяризацией этого вида услуг в прессе и на телевидении все чаще в архитектурные бюро стали обращаться за услугами и владельцы более скромных площадей. Сегодня дизайн квартиры, площадью до 100 квадратных метров - явление уже весьма привычное. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что услуги архитекторов и дизайнеров постепенно, но уверенно переходят из разряда элитных в категорию массовых. Хорошо способствует этому и сложившаяся на данный момент практика сдачи в эксплуатацию жилых домов без какой-либо внутренней отделки помещений.

Архитектурное бюро – очень прибыльное направление бизнеса. Уровень рентабельности здесь обычно более 200%, а в некоторых случаях и в несколько раз выше . Однако касается это именно работы архитекторов и дизайнеров. В качестве дополнительного источника дохода для многих компаний выступает работа со строительными материалами. Формирование такого дохода происходит за счет торговой наценки на товары в размере от 25 до 30% в случае, если архитектурное бюро само обеспечивает ремонтно-строительные бригады всеми необходимыми материалами или за счет посреднического вознаграждения, которое компания получает от непосредственных продавцов, которые порекомендованы клиентам.

Стоит отметить, что осуществление ремонтных работ также является очень прибыльным направлением бизнеса. Однако штатные ремонтные бригады создаются в компаниях довольно редко. Большая часть архитектурно-дизайнерских бюро сотрудничает на партнерских отношениях с несколькими строительными бригадами, которые за посредничество выплачивают компаниям определенное вознаграждение.

Для раскрутки архитектурного бюро и привлечения клиентов необходима реклама . Однако, стоит отметить, что в этой сфере деятельности не все средства рекламы эффективны. Так, например, наружная реклама не приносит ощутимых результатов. Специфика деятельности архитектурно-дизайнерских бюро диктует и правила рекламы предоставляемых услуг. При этом для достижения результата и максимальной эффективности рекламы продвижение услуг должно производиться по определенным каналам, которые так или иначе связаны со строительством, дизайном и ремонтом помещений.

Все средства, которые используются для эффективной рекламы и продвижения услуг архитектурно-дизайнерского бюро можно подразделить на три группы:

Создание интернет-сайта, содержащего всю необходимую о компании информацию, а также примеры выполненных ранее работ;

Участие в телепроектах, посвященных темам строительства, ремонта, перепланировки и дизайна интерьеров.

2. Информация, полученная от риэлторских, строительных и прочих компаний. Эта группа средств основана на наличии личных знакомств и связей руководства, а также ведущих сотрудников бюро в вышеперечисленных сферах. Большое значение в данном случае имеют посредническое вознаграждение и, так называемые, «откаты».

3. Рекомендации клиентов архитектурно-дизайнерского бюро. Иными словами, так называемое «сарафанное радио», по которому предыдущие клиенты будут оповещать новых, среди которых их друзья, родственники и знакомые, об услугах, предоставляемых компанией и их качественном уровне.

КАК ОТКРЫТЬ АРХИТЕКТУРНОЕ БЮРО

В настоящее время в России активно развивается бизнес частных архитектурных бюро. Многие частные инвесторы заинтересованы во вложении свободных средств в перспективную отрасль, профессиональные архитекторы стремятся расширить свою деятельность, строительные компании диверсифицируют спектр оказываемых услуг. При этом подобных бюро в нашей стране значительно меньше, чем, например, в странах Восточной Европы. В ближайшие годы этот бизнес будет активно развиваться, что связано со строительным бумом практически во всех регионах РФ, а также с ростом доходов как населения, так и компаний. Эта тенденция нашла свое отражение и на рынке готового бизнеса: спрос на архитектурные бюро сейчас превосходит предложение в десятки раз.

Как открыть архитектурное бюро: Характеристика рынка

Сегодня рынок услуг дизайнеров-архитекторов развит во всех крупных городах России. Несомненными лидерами по количеству действующих архитектурных бюро, ателье, мастерских и студий являются Москва и Санкт-Петербург. Особенностью данного рынка является быстрый рост числа игроков, в связи с чем здесь присутствует большая конкуренция. Сложно выделить какие-нибудь крупные компании, занимающиеся архитектурной деятельностью. Чаще это некие объединения (постоянные или временные) профильных специалистов, которым подобное сотрудничество позволяет быстро и качественно выполнять крупные заказы, не упуская при этом и мелких клиентов. В этом бизнесе на счету каждый клиент - любая выполненная работа демонстрирует профессионализм и мастерство сотрудников компании: это, по сути, ее долговременная реклама. Помимо демонстрации выполненных проектов, для привлечения новых клиентов служат и публикации в профильных СМИ, и организация собственных интернет-ресурсов, и участие в специальных телепередачах, выставках, семинарах, симпозиумах.

Число работающих на рынке компаний определить практически невозможно - здесь доминирует «серая» экономика, когда многие предприниматели (иногда, полноценные фирмы, в которых работает по 25–30 человек) оказывают услуги в частном порядке, даже не зарегистрировавшись как юридическое лицо.



Можно предположить, что на московском рынке сейчас действует до 250 архитектурно-дизайнерских бюро (АДБ), суммарный оборот которых превышает 250–300 миллионов долларов в год. Ежегодные темпы роста этой отрасли превышают 30 %. Причем речь идет только об услугах дизайнеров и архитекторов. Многие из них также занимаются продажей строительных материалов. С учетом этой статьи доходов емкость рынка АДБ в 2004 году можно оценить в 900–950 миллионов долларов.

Сегодня архитектурные бюро стараются максимально расширить спектр услуг, оказываемых клиентам. Так, во многих компаниях, наряду с уже привычными дизайном интерьера, проектом фасада, перепланировкой квартиры, появились еще и услуги по ландшафтному дизайну, демонтажу ненужных строений, строительству домов и пристроек.

Кроме того, по мере роста конкуренции на рынке АДБ растет и специализация:
сейчас лишь около 30 % компаний заявляют о том, что они могут выполнить любые работы со всеми типами недвижимости;
около 25 % игроков специализируются на работе с жилыми помещениями. В рамках этой сферы также растет сегментация: есть фирмы, занимающиеся только перепланировкой квартир, кто-то работает в основном с коттеджами, кто-то с пентхаусами, некоторые даже с замками (небольшое, но очень прибыльное направление);
20 % фирм отдают предпочтение офисной недвижимости, сотрудничая с девелоперами и компаниями, желающими придать своему рабочему помещению соответствующий облик;
10 % АДБ оказывают услуги владельцам ресторанов: здесь доминируют небольшие структуры (как правило, созданные известными дизайнерами);
5–7 % компаний выбрали специализацию на торговой недвижимости. Этот сегмент растет самыми высокими темпами - более 100 % в год;
2–3 % игроков работают с салонами красоты и другими предприятиями сферы услуг;
2–5 % АДБ относятся к категории «прочие», здесь речь может идти об эргономичных проектах для новых промышленных предприятий, современных автостоянках, храмах (очень закрытый сегмент) и т. д.

Работа архитектурно-дизайнерского бюро, как правило, строится по модели, когда один архитектор (нередко, собственник компании) генерирует идею, а остальные ее прорабатывают. В АДБ невыгодно держать слишком оригинальных творцов, ведь в таких компаниях спрос на обыкновенные уютные интерьеры гораздо выше, чем на оригинальные проекты. Смелые идеи бывают востребованы один-два раза в год, а зарплату сотрудникам нужно платить ежемесячно. Именно поэтому основа архитектурных бюро - архитекторы, качественно выполняющие свою работу. Дизайнеры, генераторы идей, чаще всего вынуждены открывать свои собственные компании. С другой стороны, новые идеи создают бюро репутацию модного и престижного салона, делают его законодателем интерьерной моды.

Как открыть архитектурное бюро: Специфика бизнеса

Архитектурные бюро сегодня предлагают своим клиентам:
разработку дизайн-проектов и сопроводительной документации;
разработку эскизного предложения и стилевой концепции интерьера;
разработку проектной документации и инженерных чертежей;
согласование перепланировки в МВК с последующими изменениями в планах БТИ;
ремонт;
авторский надзор выполнения проекта;
комплектацию объектов мебелью и отделочными материалами.

Как правило, большая часть клиентов приходит в АДБ с просьбой разработать дизайн интерьера, а в дальнейшем выбирает услуги компании по согласованию, строительству и авторскому надзору. Каждый вид работ оплачивается отдельно.

Более или менее стандартные расценки сейчас сформировались только в компаниях, работающих с жилой недвижимостью. Например, разработка интерьера квартиры сейчас стоит примерно - 50 у. е. за квадратный метр, дизайн-проект строительства объекта - около 200 у. е. за квадратный метр, авторский надзор - 1000 у. е. в месяц. Стоимость работ может варьироваться в зависимости от их сложности.

Основная часть клиентов АДБ - собственники квартир размером 200–600 квадратных метров. Однако в последнее время, в связи с активной рекламой этого вида услуг по центральным телевизионным каналам, к услугам дизайнеров чаще обращаются хозяева квартир до 100 квадратных метров. Можно с уверенностью сказать, что сегодня этот вид услуг из разряда элитных переходит в разряд массовых, чему немало способствует и практика сдачи жилых домов без внутренней отделки.

Рентабельность деятельности архитектурного бюро, как правило, превышает 200 % (в отдельных случаях - в несколько раз); правда, речь здесь идет именно о работе дизайнеров и архитекторов. Дополнительный доход многим бюро приносит работа со строительными материалами. Он формируется либо за счет 25–30%-ной торговой наценки на оптовые цены (в случае если компания сама обеспечивает ремонтно-строительные бригады всем необходимым), либо за счет посреднического вознаграждения (получаемого от непосредственных продавцов, список которых бюро рекомендует своему клиенту).

Проведение ремонтных работ также относится к прибыльным направлениям бизнеса. Большинство АДБ имеют несколько партнерских строительных бригад, которые перечисляют определенное вознаграждение за посредничество.

Штатные ремонтные бригады создаются редко.
Одним из наиболее прибыльных направлений бизнеса является обеспечение клиента эксклюзивными предметами интерьера, которые могут покупаться у известных дизайнеров или создаваться силами сотрудников бюро. В первом случае рентабельность будет относительно невелика - 25–40 %, во втором может превысить 1500 %.

Предприниматель и архитектор Анна Жемерева – о том, как важно бизнесмену быть психологом

IT-инструменты, которые использует Анна Жемерева

  • AutoCAD
  • Pinterest
  • Instagram
Московский архитектор Анна Жемерева мечтает когда-нибудь открыть маленькое кафе семейного типа - где владелец в лицо знает своих гостей, их детей и собак. А пока Анна делает бизнес в сфере дизайна интерьеров – по той же «европейской» схеме: семейный врач, семейный юрист… и семейный архитектор. Тот, кому не нужно объяснять, чего ты хочешь. Кому можно позвонить с любым вопросом. Кому доверяешь больше, чем себе. И кто принимает участие в судьбе проекта даже когда он уже закончен и сдан.

Анна Жемерева , 37 лет, владелец и директор архитектурного бюро ORT-interiors . Родилась в Москве, в школе занималась в изостудии. Окончила Государственный университет по землеустройству (факультет архитектуры). До запуска собственного бизнеса трудилась чертежником, архитектором, дизайнером в компаниях DIA, ArhiIdea. С 2003 года работает в собственной компании, занимающейся разработкой архитектурных проектов домов и квартир, интерьерным дизайном жилых и общественных пространств. Замужем.

Анна Жемерева

Начало

Уверенность в том, что пора перестать работать «на дядю» вытекает из нескольких факторов: параллельно с основной работой у тебя появляется много побочных предложений, при этом ты понимаешь, что все тебе по силам.

Я видела в бизнесе два абсолютно равноценных стимула. Первый - возможность проявить себя, а не только воплощать то, что придумали другие. Второй – деньги: заработать самой можно было несравненно больше, чем на зарплате у «дяди».

Однако уходить надо не на конфликте. Я не очень удачно ушла: то есть никакого явного конфликта не было, но мой работодатель оказался совершенно к этому не готов и сильно на меня обиделся. Это неправильно - хорошие отношения надо всегда и до последнего сохранять.

Разницу между архитектурой и дизайном объясняет старая шутка: каждый архитектор - дизайнер, но не каждый дизайнер - архитектор. Это, конечно, не жесткое правило, но суть в нем ухвачена. Архитектор - это и дизайнер, и инженер, и строитель, и художник, и психолог. Дизайнер в интерьерной сфере - это декоратор, оформитель.

Собственно архитектурой мне пришлось заняться не сразу. Сначала случай (студенчество, поиск работы) привел в компанию, занимающуюся дизайном интерьеров. Это была очень свежая и востребованная тема. Застройка Москвы шла стремительно, доходы росли, люди хотели индивидуальности во всем. Возможность сделать квартиру со своей планировкой, выбрать отделочные материалы и мебель, выбрать (о, боже!) стиль интерьера, конечно, многих радовала. И радует до сих пор. И будет радовать дальше.

Это был важный опыт. Работе с интерьерами нас – архитекторов - в институте не учили. Правда, на дипломный проект я уже «выпендрилась» - и на фоне всевозможных гостиничных комплексов в Сочи и тепличных хозяйств в Подмосковье, выступила с проектом: «Интерьер школы». К тому моменту я уже три года проработала в интерьерной сфере и эта тема меня сильно захватила.


Архитектурой пришлось заняться позже. Заказчики сначала делали квартиры, а спустя год-другой приходили делать себе дома. И чем дальше, тем чаще приходилось слышать просьбы спроектировать дом с «нуля». Недавно я посчитала все свои самостоятельные объекты, их количество перевалило за 120.

Наш бизнес не так уж зависит от моды, как это кажется. Я ее не особо чувствую. Сказать, что все сегодня хотят одного и того же – будет неправдой. Бывают какие-то тренды – например, пол венге или широкие белые плинтусы - но я бы не назвала это фактором, влияющим на бизнес.

«Книг по бизнесу я никогда не читала, да и вообще, о том, что мы делаем бизнес, задумалась не так давно - мне всегда казалось, что это просто занятие, которое нравится и которое к тому же кормит»

Деньги

Стоимость наших услуг - 2-4 тысячи рублей за квадратный метр помещения в зависимости от сложности проекта. В среднем, квартира приносит 250 тысяч рублей и делается год. Дом, в среднем, приносит 600 тысяч рублей и делается 2-3 года, а с нуля - до пяти лет. Хорошо иметь в работе и дома, и квартиры, потому что дома стоят дороже, а квартиры обеспечивают «быстрые» деньги. Надзор за проектами приносит около 10-15 тысяч рублей в месяц с объекта.

Загрузка бывает разная. Сейчас по нашим проектам строится два дома «с нуля», в работе несколько интерьеров квартир и домов. Проект включает в себя все работы от замера помещения до расстановки мебели - чертежи, согласования, варианты организации пространства, эскизы интерьеров с расстановкой мебели, подбор и закупка материалов. Отдельная услуга – авторский надзор (выезд на квартиру – в среднем раз в неделю, на дом - раз в 1-2 недели).

Многие вещи нужно сразу закладывать в чертежи – например, учитывать высоту тумбочки, отмеряя высоту розетки, или сечение вентиляции, рисуя потолки. Очень, очень много всего, что заказчику кажется не нужным прямо сейчас: «а, потом решим». Приходится быть локомотивом, планировать не только выбор, но и закупки материалов, потому что практически все - на заказ: плитку ждать 3-8 недель, мебель - 3-4 месяца, индивидуальные вещи вообще не угадаешь.

Команда

В одиночку такой бизнес вести сложно. В 2006 году ко мне присоединились Юлия Щербакова и Оксана Инжуватова, тоже выпускницы ГУЗа. У нас много перекрестных либо совместных функций: мы всегда вместе рисуем начальные перепланировки, согласовываем первичные эскизы, проводим первые встречи - вне зависимости от того, кто будет дальше разрабатывать проект. И вообще каждая в курсе всего. Мы так давно работаем вместе, что и почерк у всех похож, то есть нам несложно доделать работу друг за друга, продолжить проект. Это очень удобно. При этом внутри коллектива существует негласное разделение обязанностей: кому лучше дается рисование - тот больше рисует, кто лучше слушает и говорит - общается с заказчиками и поставщиками.

Работа малой группой – оптимальная в нашем бизнесе, она позволяет всегда иметь «свежий» взгляд, быстро находить решения, когда случаются творческие или технические «ступоры». Вся прибыль, которая остается после обязательных выплат и покупки расходников (суммарно это 10-20% дохода) делится на троих в разных долях, все получают прибыль от всех объектов, даже от тех, в которых не участвуют.

Мы арендуем большую комнату у мебельной компании как субарендаторы. Но, в принципе, можем сидеть где угодно, хоть каждая у себя дома, что часто и происходит.

Я изначально привлекала сторонних сотрудников на разовые заказы – например, чертежников. Трудно поверить, но еще совсем недавно все чертежи делались на кальке тушью. И сегодня есть пара внештатников, которые раскрашивают эскизы (акварель, карандаши), делают трехмерные проекты.

Наблюдения

С первым заказом связана забавная история. Заказчицу я ни разу не видела, она жила в другом городе. Насчет всех согласований мы общались с ее родственниками-москвичами. На сдачу квартиры заказчица приехала сама. Она стояла мрачнее тучи - ей категорически не понравился основной цвет стен общественной зоны квартиры (прихожей, кухни, гостиной, коридоров). Причем всем остальным он нравился: и ее представителям, и мне, и строителям - насыщенный, терракотовый, универсальный. Вдруг выяснилось, что таким цветом выкрашены все стены у нее на работе, а работает она начальником тюрьмы. Эта история не просто про первый проект, это история про то, что наш бизнес очень индивидуален - причем как со стороны исполнителя, так и со стороны заказчика. Нельзя найти универсальную модель, подходящую всем. Это очень «внимательный» бизнес.

Есть и другая показательная история - тоже про заказчиков из другого города. Они были в Москве за все время (проектирование, стройка) три раза. То, что получилось, до мелочей повторяло первоначальную задумку. Фотографии и эскизы вместе смотрятся как детская игра «найди 10 отличий». Благодаря огромному доверию клиента это был один из самых легких (эмоционально) проектов. Доверие в нашем бизнесе приносит удачу. Отсутствие легкости на начальном этапе влечет сложности в дальнейшем.

Ну, и еще одно наблюдение: долго думающий заказчик - сложный заказчик.

Нюансы

За все время работы наша бизнес-модель не менялась. Она, как бы это дежурно ни звучало, держится на индивидуальном подходе к каждому клиенту и максимальном взаимном доверии. Сложно работать с человеком, который тебе не доверяет. Такое бывает редко, поскольку большинство наших клиентов приходят по чьей-то рекомендации, но все же.

От заказчика нужна отдача, особенно это важно на начальном этапе. Нужно, чтобы человек максимально подробно рассказал, что ему нравится. Не то, как он хочет что-то сделать, или как себе представляет результат - а именно что ему вообще нравится, абстрактно, отдельно, в деталях. То, как это воплотить - это уже наша работа.

Я не люблю общаться с заказчиками по электронной почте. В нашем бизнесе, как и во многих других, очень важно уметь «продать» товар - то, что ты придумал. Можно придумать какую-нибудь нереально крутую штуку, но не смочь рассказать о ней, о ее ценности для клиента. Поэтому и важен живой контакт, живая реакция. А что там себе человек увидит в эскизе, сидя дома, и что не увидит – не угадаешь. Практически все, что шлется по почте, проваливается. По этой же причине я стараюсь, чтобы заказчики приходили всегда парой или с детьми (если речь идет про детские). В большинстве случаев они не донесут до дома то, что я им рассказала, не смогут передать своей второй половине информацию так, как это сделаю я.

«Вот эти типовые фразочки вроде «я хочу модерн» или «мне нравится светлый интерьер» - это все условности, причем плохо сформулированные. Я всегда говорю - покажи. И когда человек показывает, выясняется, что он вовсе не то имел в виду. Это просто ярлыки, штампы, за которыми стоят разные образы. Поэтому я всегда за картинки, против слов».

Проблема российского клиента, особенно небедного – в том, что он категорически не способен сказать, сколько денег хочет или может потратить. Меня это каждый раз удивляет, потому что вписаться в бюджет я считаю одной из немаловажных своих задач. Частенько приходится сталкиваться с тем, что сначала бездумно выбираются какие-то вещи, а потом приходит понимание, что это не по карману и надо выбирать что-то другое.

Партнеры

Наших партнеров можно условно поделить на две группы: магазины (каталожные услуги - продажа плитки, паркета, двери, мебели, света и т.д.) и поставщики штучных вещей, изготавливаемых по нашим эскизам для конкретного проекта (ковка, мебель, шторы и т.п.). Мы по многим позициям годами работаем с одними и теми же людьми, даже если речь идет про магазины. Когда какой-то менеджер меняет место работы, мы тоже можем поменять поставщика, потому что человеческий фактор здесь очень важен. Не секрет, что нештатные ситуации легче всего решаются благодаря налаженным связям (замена товара, подвижка сроков, изменение заказа). Но и новым знакомствам я всегда очень рада.

Еще один важный тип партнера в нашем бизнесе - строители, с ними мы так же щепетильны и по той же самой причине: понимание, взаимовыручка и надежность дорогого стоят.

Инженерные проекты (вентиляция, отопление и прочее) всегда делают субподрядчики, чаще всего это и есть поставщики оборудования. Наша задача - собрать в единое целое всю «красоту» и инженерные сети, подружить их между собой, выдать согласованные между собой финальные чертежи. Работа это кропотливая и трудоемкая.

Продвижение

Рекламы как таковой мы никогда не делали, все эти годы работало только «сарафанное радио». Если ты сделал свою работу плохо - об этом узнает 50 человек, а если хорошо - пять. Разница велика, так что мы очень дорожим своей репутацией.

Сейчас есть ощущение, что этого недостаточно. Этот рынок явно перенасыщен услугами разного качества и формата. Мне часто приходится слышать о недобросовестных коллегах, которые, например, проект сделали и умыли руки, то есть оставили проект без надзора - это, по сути, выброшенные деньги заказчика. По ходу стройки возникает очень много нюансов, изменений, корректировок, которые невозможно предусмотреть заранее, даже имея богатый опыт. Надзор за строительным процессом - обязательная часть нашей работы. Раз в неделю надо быть на объекте, чтобы проверить соответствие проекта реальности и скорректировать его на месте.

Два года назад мы сделали сайт, недавно я завела фирменный аккаунт в Instagram - очень удобный инструмент для того, чтобы постоянно рассказывать о себе: грузить фотографии реализованных объектов, показывать проекты в реальном времени, общаться с людьми. Наконец, есть профильные интернет-платформы - как иностранные, так и российские.

Есть еще нюанс в продвижении. Мы очень любим работать руками, если речь идет о подаче материала заказчику - это могут быть быстрые эскизы линерами, или рисунки интерьеров при помощи карандаша и акварели. Результат получается очень живой, красивый. В нем нет такой детальности, как в компьютерном трехмерном проекте, зато многое можно домыслить, его легко дорисовать, перекрасить. У многих это вызывает восхищение: что прямо вот сами нарисовали?

Конечно, мы делаем «трехмеры», но стараемся их избегать. Это очень трудоемко, по срокам ты уже от себя не зависишь (работа отдается привлеченным сотрудникам), да и нет в них особого смысла - идеальной картинка все равно не получится, ткани и отделочные материалы будут другими в процессе выбора, так что зачем гнаться за реалистичностью?

Сказать, что клиент как-то поменялся за эти годы, я не могу. Могу только сказать, что люди возвращаются. У меня есть заказчица, которой я сделала уже четыре объекта, есть заказчик с пятью объектами, многим делаем второй или третий. По сути, продвижение происходит за счет удержания качества, если можно так выразиться.


Инструменты

Офисная часть работы у нас бывает двух типов: придумываем/рисуем и продумываем/чертим. Поэтому для работы архитектору в первую очередь требуется большой стол, на котором поместятся и эскизы, и каталоги, и компьютер. Нам еще нужны книги и журналы для вдохновения, каталоги и образцы материалов (их предоставляют бесплатно поставщики). Хорошо быть на колесах вне офиса - стройки часто бывают за городом, да и багажник мой вечно похож на багажник коммивояжера - куски паркета, образцы плитки, обои - чего там только нет, на общественном транспорте со всем этим особо не поездишь.

Как бизнесмену архитектору надо уметь хорошо говорить и слушать. Но это, наверное, во всех бизнесах важно.

Почти все материалы – отделочные, ткани - мы покупаем в Москве, чаще всего - европейского происхождения (реже – Китай или Америка). Заказы поступают не сразу - столичные склады просто не могут держать все, что представлено в каталогах. Многие вещи делаются в Москве на заказ, так называемая «индивидуалка» – камины, шторы, ковка, деревянные изделия, лепнина.

Планы

Прошло время грандиозных проектов, все больше ставится утилитарных задач. Меньше поступает запросов на что-то ультрамодное, вызывающее. Заказчик стал серьезнее считать свои расходы, вникать в детали. Упор пошел на удобство, практичность. «Понтов» стало меньше.

Одно из самых свежих и перспективных направлений для нас сегодня - проектирование частных малоэтажных (на 2-3 этажа) домов. Нас об этом стали просить старые клиенты. Дело в том, что практически всегда построенная «коробка» требует глобальной реконструкции, так как архитекторы проектировали дом без привязки к конкретному клиенту, конкретной семье. Это незаметно при беглом взгляде на планы, но когда начинаешь расставлять мебель и сантехнику, понимаешь, что ничего не встает, надо переносить проемы, расширять окна, пристраивать объемы. И мы подумали – ну, почему нет, мы же этому учились, мы это умеем – и стали соглашаться.

«Могу ли я сказать заказчику другого архитектора, что проект, который он выбрал – плохой, что в нем ошибки и недочеты? Ну, конечно, да. Но, только имея внятное обоснование, и если меня об этом спросили. Приходится частенько делать так, когда люди покупают готовые дома»

Юля планирует получить дополнительное образование ландшафтного дизайнера, чтобы оказывать весь спектр услуг в нашей сфере. Понимание устройства дренажей, дорожек, освещения и прочего пришло опытном путем, но нам не хватало знаний по ботанике. Думаю, мы легко в это втянемся. Можно это считать одним из наших новых направлений в бизнесе.

Мне интересен экшн. Мы часто стали предлагать (особенно ищущим пока своего архитектора заказчикам) бесплатные начальные эскизы, это для нас своего рода участие в конкурсе, это бодрит. Мы участвуем в бесплатных консультациях, проводимых крупными торговыми площадками - это короткое полезное общение с очень разным клиентом, который про тебя ничего не знает. Мне нравится вести Инстаграм - я уверена, что это будет продуктивно.

Я бы с удовольствием поучаствовала в каком-то ином бизнесе, мне кажется, что из меня получился бы неплохой управленец. Очень влечет цветочный бизнес, как любую девочку. Еще мне бы хотелось иметь свое кафе - местечковое, семейное, с прекрасным кофе, этакая пастичерия.

P.S.

Если бы я начинала бизнес сегодня, я бы больше уделяла внимание клиентам, которым уже закончила интерьер. На самом деле, интуитивно я это понимала сразу - со многими поддерживала и поддерживаю отношения. Это важно не только лично для меня (мне просто приятно узнавать, как у них дела), но и для развития бизнеса. Ты напоминаешь о себе, рассказываешь о своих достижениях, о новых проектах. Внимание к законченным стройкам многое дает – ты узнаешь, как интерьеры живут дальше, что в них заказчики привнесли своего, как хотят их обновить.

И еще начинающим архитекторам и дизайнерам я бы посоветовала держаться за отношения абсолютно с каждым клиентом, всеми силами пытаться понимать его и находить с ним общий язык. Никогда не бросать, не ругаться, не расставаться. Это не только полезная школа жизни, но и наработка своей базы заказчиков на будущее. То же и со строителями - часто заказчик приходит с их стороны.