Объектом субъектом социальной работы являются. Субъект и объект социальной работы

Субъекты и объекты социальной работы

Субъект и объект социальной работы -- важнейшие компоненты системы теории и практики социальной работы. Объект социальной работы -- это прежде всего человек в системе социальных связей и отношений, на которого направлено социальное действие. Это клиент социальной помощи, социальной адаптации и реабилитации, социальной диагностики и профилактики, социальной экспертизы и социальной терапии.

Объект социальной работы -- клиент -- человек, нуждающийся в социальной защите. Исторически сначала в понятие клиента включались люди, имевшие предрасположенность к нарушению общепринятых стандартов (нищие) или затруднения в адаптации (мигранты). Со временем меняются не только категории клиентов, но и группы проблем, формирующие клиентов социальной работы. Впоследствии категория клиентов была распространена на людей, которые под воздействием общества и ненормальных условий жизни, которые это общество создает, теряют возможность нормального функционирования. В этой трактовке к клиентам социальной работы относили маргиналов, безработных людей, имеющих те или иные проблемы в семейных отношениях.

В настоящее время клиентом социальной работы определяется побои человек, группа или община, которые нуждаются в помощи социального работника и с которым достигнуто соглашение о совместной работе.

В таком широком контексте клиентом социальной работы может быть любой человек с любой проблемой. В теории социальной работы существуют различные типологии клиентов современной социальной работы. Например, по направленности и характеру взаимодействия: индивид;

группа; сообщество; или по специфике запроса: агрессоры, вежливые, немые и т. п.

Субъект социальной работы -- это тот, кто осуществляет социальную помощь. Это могут быть государственные организации (органы социального страхования, социальной защиты), общественные организации (различные благотворительные союзы, организации, фонды и т. д.) и частные лица -- специалисты в сфере социальной работы различных квалификаций (социальный терапевт, социальный геронтолог, социальный эколог и т. п.) или добровольные помощники -- волонтеры. Социальная работа имеет двусторонний характер. В основе оказываемой социальной помощи лежит система взаимодействий социального работника с клиентом, равно как и со значимым социальным окружением клиента.

Сущность социальной работы. Цель, задачи, предмет социальной работы

Социальная работа - профессия для тех, кто имеет сильное желание помогать улучшать жизнь других людей. Социальная работа -- профессиональная деятельность, имеющая целью содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации. Социальные работники помогают людям, помогая им справляться с решением вопросов в их повседневной жизни, таких как семейные и личные проблемы, отношения с родственниками.

Социальная работа является важнейшим социальным институтом гражданского общества, который позволяет мягко и последовательно создавать необходимые условия для реализации частных интересов без ущерба для интересов общественных. Практика социальной работы далека от совершенства, что делает особенно актуальным вопрос о ее развитии. Последние тенденции, направлены на максимальное огосударствление и формализацию этого вида деятельности, либо на сведение участия государства в этой области к минимуму.

Предметом социальной работы являются не все социальные отношения, а группа отношений, которые являются наиболее проблемными, то есть приводят к дестабилизации, социальной дезорганизации, росту социальной напряженности, возникновению социальных конфликтов, попаданию людей в трудные жизненные ситуации; а также закономерности взаимодействия субъектов социальной работы при оптимизации социальных отношений (в процессе формирования способности восстановления социального субъекта). Социальная работа изучает деятельность, то есть введение активного субъекта в предмет социальной работы.

В социальной работе важное значение имеет социальное, психологическое и физиологическое благополучие личности. В связи с этим основные цели социальной работы:

Увеличение степени самостоятельности клиента, раскрытие возможностей и способностей личности наиболее эффективно разрешать жизненные проблемы;

Создание условий, способствующих максимальному проявлению потенциала клиентов и возможности получить все, что им положено по закону;

Адаптация или реадаптация людей в обществе;

Создание условий индивиду, чтобы он мог жить с чувством собственного достоинства и уважения к себе со стороны окружающих, несмотря на отклонения в физическом или психическом развитии или жизненный кризис;

Достижение такого результата, когда клиент сможет справляться со своими проблемами самостоятельно и необходимость в помощи социального работника отпадет.

На макроуровне социальная работа выражается в определенных мерах по улучшению среды обитания людей:

Содействие в создании достойных условий для жизнедеятельности человека в обществе;

Предотвращение социально-политических и национально- этнических конфликтов;

На мезо уровне социальная работа выступает как вид деятельности по оказанию помощи человеку, семье и различным группам нуждающихся. Формы деятельности разнообразны -- от предоставления различных материальных пособий до организации важнейших сфер жизни людей.

На микроуровне социальная работа строится исходя из запросов личности (клиента) и направлена на восстановление или сохранение социетальных и психоментальных связей индивида с социумом, группой или отдельным индивидом. Помощь предлагается в виде индивидуальных консультаций, патронажа и работы в группах. Таким образом, главная цель социальной работы -- не только забота о благосостоянии личности, семьи, общины, но и раскрытие их возможностей и способностей к нормальной жизнедеятельности.

Цели социальной работы конкретизируются в следующих задачах:

1. Максимально развивать индивидуальные способности и нравственно-волевые качества клиентов, побуждая их к самостоятельным действиям к принятию личной ответственности за все, происходящее я их жизни.

2. Содействовать достижению взаимопонимания между клиентом и социальной средой, в которой он существует. Акцент на самопомощь и саморазвитие клиента.

3. Вырабатывать основные положения и принципы социальной политики, добиваться на всех уровнях их законодательного принятия и исполнительного осуществления. Необходимость социального законодательства и политических действий социальных работников по вопросам распределения бюджетных средств и налоговых поступлений, адресной помощи нуждающимся, соблюдения этнического равноправия, организации медицинского страхования, профессиональной подготовки и переподготовки, профилактики и искоренения преступности, требует активного участия в избирательных кампаниях, административных структурах, средствах массовой информации, социальных акциях профсоюзов, женских, экологических и иных общественных организациях.

4. Проводить работу по профилактике и предупреждению социально нежелательных явлений. Пропаганда здорового образа жизни, физической культуры, полноценного сбалансированного питания, организация диспансеризации и вакцинации населения способствуют поддержанию здоровая нации, сохранению оптимального уровня жизни.

5. Организовывать научные исследования, конференции и семинары по проблемам социальной работы, издавать научную и методическую литературу для практикующих работников и студентов.

6. Способствовать распространению информации о правах и льготах отдельных категории граждан, обязанностях и возможностях социальных служб, обеспечивать консультации по юридическим, правовым аспектам социальной политики.

Субъекты социальной работы: сущность, многообразие, уровни.

Субъекты социальной работы, к которым относятся люди, учреждения, организации, социальные институты, призванные ре­шать (и решающие) те или иные задачи, проблемы, стоящие пе­ред объектами социальной работы, можно дифференцировать по разным основаниям, в том числе учитывая составные части соци­альной работы: практическую деятельность, науку и учебный про­цесс (учебные дисциплины в области социальной работы).

Субъектами социальной работы являются :

1) прежде всего организации, учреждения, социальные институ­ты общества:

Государство со своими структурами в виде законодательной, исполнительной и судебной властей разного уровня. В этой структуре особую роль играют Министерство труда и соци­альной защиты, а также исполнительные органы управ­ления социальной работой на региональном уровне (органы социальной защиты областей), городов, местных администраций;

Различные социальные службы (организации): территориальные центры социального обслуживания населения; центры социального обслуживания семьи и детей; социально-педагогические центры и детские социальные приюты для детей, оставшихся без попечения родителей; реабилитационные центры для детей-инвалидов и молодых инвалидов, центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; центры психолого-педагогической помощи населению; центры эк­стренной психологической помощи по телефону и др.

Статус социальной организации, т. е. принадлежность ее к тому или иному сектору, не является для нее существен­ной характеристикой. В одних странах (например, в Анг­лии) она может быть преимущественно государственной, тогда как в других (например, в США) – негосударственной. Что касается Беларуси, то социальная работа в ней считается, преж­де всего, делом государства, а негосударственные социальные организации являются скорее исключением, чем правилом;

Администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и т.д. и их подразделения;

2) общественные, благотворительные и другие организации и учреждения: профсоюзы, отделения Детского Фонда «Мы – Детям», общества Красного Креста, частные социальные службы, организации и т.д.

3) люди, занимающиеся практической социальной работой профессионально или на общественных началах . Ведущая роль в осуществлении социальной работы при­надлежит не государству и не организациям, за­нимающимся профессиональной помощью нуждающимся, а социальным работникам, поскольку именно на них лежит непосредственная работа с людьми, которые нужда­ются в помощи.

Фактически они являются представителями двух указанных субъектов социальной работы. При этом их можно разделить на две группы: организаторы-управленцы и исполнители, практические социальные работники, оказывающие непосредственную помощь, поддержку, обеспечивающие социальную защиту клиентов, представителей уже рассмотренных нами объектов социальной работы. Социальные работники – это особая группа, поскольку они должны обладать определенными профессиональными и духовно-нравственными качествами.

Являясь представителями одной профессии, понимае­мой как помощь людям в решении проблем, с которыми они сталкиваются в своей повседневной жизни, социальные работники могут иметь различные специальности. Нали­чие этих специальностей, т. е. видов занятий в рамках од­ной профессии, отражает многообразие проблем, с которы­ми они имеют дело на практике. В числе таких специальностей следующие: специа­лист по социальной работе, социальный педагог, педагог-организатор, соци­альный работник и др. Различаясь должностными обязаннос­тями и квалификационными требованиями, эти специаль­ности образуют иерархию, высшее положение в которой занимает специалист по социальной работе, а низшее – социальный работник.

4)преподаватели, а также те, кто способствует закреплению зна­ний, навыков, умений: руководители студенческой практики, на­ставники, практические социальные работники и другие работни­ки, способствующие прохождению практики студентов (слушате­лей) в различных организациях, учреждениях, предприятиях со­циальной сферы;

5) исследователи социальной работы. Научные работники анализируют состояние социальной работы, используя различные ме­тоды, разрабатывают научные программы, фиксируют существую­щие и зарождающиеся тенденции в этой области, публикуют науч­ные отчеты, книги, статьи по проблематике социальной работы. Большую роль в этом процессе играют кафедры ведущих вузов стра­ны, лаборатории, научные учреждения, диссертационные советы по защите докторских и кандидатских диссертаций в области соци­альной проблематики.

В сложной, иерархизированной системе социальной работы принято выделять различные системные уровни, характеризующие ее субъектов.

1. Национальный уровень составляют учреждения, организа-
государства и общества, которые определяют и создают условия для решения жизненно важных проблем клиента в общенациональном масштабе. Этот уровень имеет предельно общие характеристики. В современной Беларуси он представлен подсистемами социальной защиты, дополнительного образования, молодежными программами в лице различных комитетов и министерств на уровне государства.

2. Региональный уровень определяется спецификой региона,
природными, климатическими, экономическими, демографическими и другими показателями. Особенности регионального уровня выражены в приоритетах основных направлений социальной работы. Органами социальной защиты на региональном уровне являются службы занятости , инспекции труда и службы социальной защиты .

Система служб занятости включает : Управление областными службами занятости; Минский городской центр занятости; городские и районные центры занятости населения; центры профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных; центры профессиональной ориентации молодежи.

Система инспекций по труду включает областные и Минское городское управления инспекций труда; межрайонные инспекции труда, областные и Минскую городскую экспертизы условий труда.

Система служб социальной защиты состоит из: Комитетов по труду и социальной защите облисполкомов и Минского горисполкома; городских, районных управлений и отделов по труду, занятости и социальной защите местных исполнительных и распорядительных органов (см. схему ниже); областных и Минского городского Фонда социальной защиты населения; Центров по начислению и выплате пенсий и пособий.

3. Муниципальный уровень отражает, прежде всего, специфику
разделения сфер управления в реализации целей и задач социальной работы на городском уровне (например, взаимоотношения управления социальной защиты и отдела образования в решении проблем опеки и попечительства).



4. Локальный уровень связан с особенностями конкретного микросоциума, его социально-культурного своеобразия.

Региональный, муниципальный и локальный уровни системы социальной работы характеризуются большей степенью вариативности и многообразием типов моделей социальных служб.

В практике социальной работы при опоре на гуманистический подход формируется личностно-ориентированная, или клиент центрированная (Р. Мэй) модель взаимодействия с объектом оказания помощи, когда специалист ставит задачу на основе самоактуализации клиента. Здесь в центре теоретического и практического внимания находится активность человека. Прежде всего, это касается рассмотрения возможностей клиента социальных служб, который предстает как целостный индивид в единстве его различных сторон и выступает в качестве важнейшего элемента процесса оказания социальной помощи.

Клиент становится субъектом действия по мере обретения им способностей самостоятельно выбирать формы своего поведения из ряда альтернатив и навыков переживания жизненной ситуации, управления ею. При этом опыт человека, обеспечивающий его «личностный рост», совершенствуется в индивидуальных и групповых формах работы.

В современной теории социальной работы проблема субъекта и объекта социальной работы рассматривается во взаимосвязи, поэтому субъект и объект социальной работы могут быть лишь условно представлены в ее системе на различных уровнях (табл. 4.1).

На макроуровне социальной деятельности субъектами и объектами являются общество, государство, органы управления социальной работой. На мезоуровне - социальные группы (семья, производственный коллектив, община и пр.), государственные и частные социальные службы различных типов, общественные и благотворительные организации. На микроуровне взаимосвязанные субъекты и объекты - специалисты по социальной работе и практические социальные работники различных квалификаций, исследователи и преподаватели социальной работы как предметной области, клиенты социальных служб, т.е. люди, нуждающиеся в социальной помощи и предоставляющие ее другим.

Таблица 4.1

Субъекты и объекты социальной работы (И. Г. Кузина) 1

К субъектам социальной работы относятся профессиональные социальные работники высшего и среднего звена, люди, занимающиеся социальной работой на общественных и благотворительных началах, лица, обучающие социальной работе, работники административно-управленческих структур социальной сферы.

В рамках личностного подхода к объектам социальной работы ими выступают лица, нуждающиеся в изменениях их социального окружения, отношений с другими людьми и собственной социальной ситуации посредством практики социальной работы. Эти люди сталкиваются с социальными проблемами, приводящими к неудовлетворению их потребностей.

В более узком смысле слова объектами социальной работы являются лица и группы лиц, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Этих людей принято называть также социально уязвимыми группами населения, понимая под уязвимостью отклонение от количественной нормы жизнедеятельности в данном обществе.

Приведем характеристику субъектов и объектов в социальной работе, призванных решать цели и задачи профессиональной деятельности (табл. 4.2).

Таблица 4.2

Характеристика объекта социальной работы

1 Теория социальной работы / под общ. ред. И. Г. Кузиной. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2006. С. 18-19.

Характеристика

Название документа

(посетитель,

заказчик)

социальной

Тот, кто в любом случае обращается за помощью к социальному работнику, или кому такая помощь предлагается

Кодекс этики социального работника и социального педагога - членов общероссийской общественной организации «Союз социальных педагогов и социальных работников». М., 2003

Физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния (например, парко-, алкозависи- мые, лица с психическим расстройствами, пациенты хосписа)

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Основанием для классификации объектов социальной работы могут выступать состояние их здоровья; правовое положение; материальное положение; имущественное положение; тин поведения и т.д. 1 Так, на основе каждого из названных критериев можно выделить следующие категории объектов: инвалиды; люди, чьи права были нарушены вследствие национальных и религиозных конфликтов; бедные; жертвы социальных и иных катастроф, повлекших за собой утрату их имущества; лица с девиантным поведением.

Выделяют и группы объектов по комбинированным критериям - дети- сироты, беспризорные и безнадзорные дети; одинокие малообеспеченные пожилые люди и пр. Наличие нескольких критериев уязвимости обусловливает особо трудное социальное положение человека и группы. Однако объекты социальной работы включают в себя не только тех людей, которые уже оказались в трудной жизненной ситуации. С учетом превентивного аспекта социальной работы особое внимание должно уделяться группам населения, имеющим очевидную возможность оказаться в трудной жизненной ситуации.

Главным субъектом и объектом социальной работы при любом подходе выступает человек (табл. 4.3). Он предстает важнейшим компонентом процесса оказания и получения социальной помощи и поддержки 2 .

Таблица 43

Характеристика субъекта социальной работы

  • 1 См.: Социальная работа: теория и практика: учеб, пособие / иод рсд. Е. И. Холостовой, А. С. Сорвиной. М. : ИНФРА-М, 2001. С 15.
  • 2 См.: Теория социальной работы / под общ. ред. И. Г. Кузиной. С. 27.

Характеристика

Название документа

Работник социальной службы

Лицо, непосредственно предоставляющее либо организующее предоставление социальных услуг клиентам социальной службы

ГОСТ Р 52495-2005. Социальное обслуживание населения. Термины и определения

Социальная

Предприятие или учреждение независимо от его ведомственной принадлежности и формы собственности, предоставляющее социальные услуги, а также граждане, занимающиеся п ред п р и н и матсл ьс ко й деятельностью в области социального обслуживания населения без образования юридического лица

Российская

Федерация

Социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека

Объекты социальной работы возникают и формируются объективно, под влиянием социально-экономических условий жизни, но формируются политическими и другими социальными институтами, т.е. являются надстройкой.

Объект – это часть объективной реальности, которая взаимодействует с субъектом.

Рассмотрим содержание понятия объект социальной работы.

Это люди, нуждающиеся в помощи: старики; пенсионеры; инвалиды; тяжелобольные; дети; люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию; подростки, оказавшиеся в дурной компании, и др.

Таких в России несколько десятков миллионов. Следует помнить, что каждый из этих десятков миллионов людей со своей индивидуальностью, со своим складом ума и сложной биографией. Это требует от социального работника чувства такта, сострадания, терпеливости, умения понять проблему другого человека.

Таким образом, объектом социальной работы являются все люди. Ученые предлагают следующую классификацию объектов социальной работы:

1. Состояние здоровья не позволяет самостоятельно решать жизненные проблемы.

2. Служба и труд в экстремальных социальных условиях (участники войны, вдовы и матери военнослужащих).

3. Пожилой, пенсионный возраст людей.

4. Девиантное поведение в его различных формах и видах (дети девиантного поведения; дети, испытывающие насилие взрослых; лица, вернувшиеся из мест лишения свободы; в семье употребляют наркотики или алкоголь).

5. Трудное, неблагополучное положение различных категорий семей (дети сироты; многодетные семьи; родители, не достигшие совершеннолетия; конфликтные семьи).

6. Особое положение детей (сиротство, бродяжничество, безнадзорные дети).

7. Бродяжничество, бездомность (без определенного места жительства).

8. Правовое положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям.

Субъекты социальной работы – это люди и организации, которые ведут социальную работу и управляют ею.

Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся социальной работой профессионально и на общественных началах. Профессиональных работников не так много, в мире их насчитывается примерно 550 тыс. человек. Эти люди имеют дипломы, им официально присвоена специальность «Социальный работник». Основную нагрузку выполняют непрофессиональные работники. В Швеции в трех крупных городах 3,5 тыс. профессиональных работников и 46,5 тыс. непрофессиональных.

Среди социальных работников выделяют организаторов или управленцев и практических социальных работников.

Поэтому субъектами социальной работы могут являться:

1. Организации, учреждения, социальные институты, общества:

– государство с законодательной, исполнительной и судебной властью разного уровня. Это Министерство здравоохранения и социального развития, а также исполнительные органы управления социальной работой (краев, областей, республик, городов);

– различные социальные службы: территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; социальные приюты для детей и подростков; центры психологической помощи по телефону.

Общественные, благотворительные и другие организации и учреждения:

– профсоюзы, отделения Детского фонда, общества Красного Креста, частные социальные службы.

Негосударственными благотворительными организациями в России являются: Московский Дом милосердия, благотворительные организации «Сопричастность», «Душа человека» (Москва), Ассоциация помощи беженцам (Санкт-Петербург) и др. Благотворительная деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

3. Люди, занимающиеся практической социальной работой профессионально или на общественных началах.

В мире около 500 тыс. профессиональных социальных работников, а занимающихся социальной работой на общественных началах принято считать, когда один социальный работник обслуживает 10-15 человек.

4. Преподаватели, а также те, кто способствует закреплению знаний, умений по социальной работе (практические работники, где проходят студенты практику).

5. Исследователи социальной работы кафедры вузов, лаборатории, аспирантуры.

3.3. Функции социальной работы

диагностическая – постановка социального диагноза; –

прогностическая – прогнозирование и выработка модели социального поведения объектов; –

предупредительно-профилактическая (или социально-терапевтическая) организация социально-бытовой, медицинской, юридической помощи; –

правозащитная – использование законных и правовых норм на оказание помощи, поддержки и защиты населения; –

социально-педагогическая функция – выявление интересов людей в различных видах деятельности; –

социально-медицинская функция – организация работы по профилактике заболеваний, культура питания, планирование семьи, трудотерапия, здоровый образ жизни; –

социально-бытовая функция – оказание помощи людям пожилого возраста, инвалидам, улучшение их жилищных условий и организация нормального быта; –

коммуникативная функция – организация обмена информацией, включение различных инстанций в деятельность социальных служб; –

организационная функция – направление деятельности социальных служб на оказание различных видов помощи и социальных услуг населению.

Субъект и объект социальной работы.

Будучи деятельностью по оказанию помощи людям в решении их проблем, социальная работа имеет определен­ную структуру, которая включает в себя, прежде всего, два основных элемента – объект и субъект . Под объектом социальной работы подра­зумеваются те, кто нуждается в помощи, а под субъектом – те, кто ее оказывает. Иными словами, социальную работу можно рассматривать как взаимодействие между объектом и субъектом, имеющее своим результатом помощь людям в решении встающих перед ними проблем, т. е. улучшение условий их жизни.

Рассмотрим, кто выступает в качестве субъектов и объектов в системе социальной защиты. В качестве специали­зированных структур, организующих оказание социальной помощи населению, то есть субъектов (S) системы социальной защиты, выступают прежде всего службы и организации Министерства труда и социаль­ной защиты Республики Беларусь различных уровней. Воп­росы социальной защиты населения (в широком смысле этого понятия) решают также органы образования, культуры и ис­кусства, здравоохранения, туризма, отдыха, физкультуры и спор­та, жилищного и коммунального хозяйств и др. Социальное обслуживание населения осуществляют также общественные ор­ганизации, благотворительные и другие негосударственные структуры, роль и количество которых заметно выросло.

К субъектам социальной работы на контактном уровне относятся социальные работ­ники, оказывающие помощь определенным группам нуж­дающихся, или специализирующиеся по определенным на­правлениям социальной работы. К субъектам можно отне­сти также членов семьи или группы людей, оказывающих помощь нуждающимся своим непосредственным общением, моральной поддержкой и т.п. Активными участниками со­циального менеджмента следует считать тех, кто занят исследованием социальных процессов, кто готовит кадры спе­циалистов для социальной работы и др.

Неоднозначность трактовки понятия субъекта социаль­ной сферы обусловлена и неоднозначностью поня­тия «социальная защита».

Социальная защита в широком смысле - это целенаправ­ленная, сознательно регулируемая на всех уровнях общества система практически осуществляемых социальных, политиче­ских, экономических, правовых, психолого-педагогических, медико-экологических, духовных мер. Они обеспечивают нор­мальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного функционирования населения, предотв­ращения ущемления его прав и свобод.

Социальная защита в узком смысле - деятельность, направленная на защиту отдельных категорий населения, оказавшихся в особо сложной жизненной ситуации. Социальную защиту рассмат­ривают и как защиту от социальных рисков путем содействия человеку со стороны государства в решении различных проб­лем на протяжении всей его жизни.

Право граждан на социальную защиту гарантировано Кон­ституцией и законодательством Республики Беларусь.

Социальная работа в системе социальной защи­ты (в узком смысле) направлена, прежде всего, на человека, на личность или на группу людей, оказавшихся в затруд­нительном положении. С управленческой точки зрения эти личности или социальные образования и выступают в ка­честве объектов (О) организационно-управленческих воз­действий и взаимодействий. К ним можно отнести такие категории людей, как: инвалиды, безработные, одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из одиноких пенсио­неров; вдовы и матери военнослужащих, погибших на вой­нах; беженцы, вынужденные переселенцы; лица, подверг­шиеся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС; лица, вернувшиеся из мест заклю­чения; лица без определенного места жительства.

Это и различные проблемные семьи: семьи, имеющие в составе лиц, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих наркотики; семьи с детьми-инвалидами, семьи, имеющие на попечении детей-сирот, семьи с низким уровнем дохо­дов, многодетные семьи, семьи несовершеннолетних ро­дителей, молодые семьи (в том числе студенческие), разводящиеся семьи, семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями и т.п.; это матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, бе­ременные женщины и кормящие матери; это безнадзор­ные дети и подростки, дети и подростки, для которых характерно девиантное поведение, дети, испытывающие жестокое обращение и насилие, оказавшиеся в условиях, угрожающих их здоровью и развитию и др.

В последнее время в условиях становления рынка все больше в социальной защите нуждаются женщины, а также молодежь.

Как уже отмечалось, между субъектами и объектами в системе социальной защиты осуществляют­ся постоянные прямые и обратные связи. В самом общем плане процесс управления в социаль­ной сфере рассматривают как процесс воздействия (взаи­модействия) управляющей подсистемы – субъекта (S) на управляемую – объект (О) с тем, чтобы достичь желаемо­го результата, изменить состояние объекта к лучшему. Важ­но подчеркнуть, что роль объекта не пассивна. В социаль­ных системах взаимосвязь между субъектами и объектами принципиально отличается от взаимосвязей в других системах. Это обусловлено их спе­цификой: и субъекты и объекты социальной работы - это люди, социальные общности, которым присущи свои за­кономерности, в том числе активность, самодеятельность.

Из этого вытекают следующие выводы: установки, исхо­дящие от вышестоящих структур, могут выполняться с корректировкой на инициативу (или ее отсутствие) ни­жестоящих структур. Изучать деятельность как субъекта, так и объекта необходимо в их взаимодействии; успех со­вершенствования системы социальной защиты зависит от одновременного улучшения деятельности и качеств как субъекта, так и объекта. Скажем, реализация социально-правовой функции социальной службой будет более ус­пешной, если правовые нормы будут хорошо усвоены как S (социальными работниками), так и О (клиентами).

Опыт работы в системе социальной защиты убеж­дает, что и субъекты и объекты здесь весьма своеобразны, их взаимодействия специфичны. О каких-либо «командах», «прямых установках» на контактном уровне вряд ли может идти речь. Скорее, можно говорить о согласованном взаи­мовлиянии, основанном не на властных полномочиях, а на признании профессионализма, человеческих качеств со­циального работника, его заинтересованности в решении проблем клиента.

В социальной сфере особое значение имеет ситуация, когда и субъект и объект со знанием дела определяют цели и пути их дос­тижения, эффективно используют имеющиеся средства и методы, желания и стимулы, действуют синхронно и взаимозаинтересованно. Эти особенности субъекта и объекта социальной работы достаточно полно отражены в содер­жании базовых характеристик социального работника, в этических принципах социальной работы.



Одним из основных компонентов социальной работы является содержа­ние. Содержание социальной работы непосредственно вытекает из ее функций. В самом общем плане функциями социальной работы являются: инфор­мационная, диагностическая, прогностическая, организационная, психолого-педагогическая, оказание практической помощи, уп­равленческая. Рассмотрим их роль в содержании соци­альной работы.

1. Свою деятельность социальный работник начинает со сбора сведений о своем объекте. Выясняет пол, возраст, состояние здо­ровья, условия жизни, способность самостоятельно себя обеспе­чивать всем необходимым для жизни, материальный достаток, семейное, соседское окружение, особенности психики, характе­ра и т.д. Таким образом, занимается информационной работой.

2. Собрав информацию о своих подопечных, социальный работник ставит «диагноз»: оценивает объем и виды необходимой помощи, режим своей деятельности, трудности, которые могут возникнуть при работе, формы, методы деятельности, составляет для себя распорядок рабочего дня, представляет физические и моральные затраты и т. д.

3. Параллельно с «диагнозом» социальный работник выстраива­ет прогноз своей деятельности: трудно или легко будет ему ра­ботать, сможет ли он оказать действенную помощь, с какими офи­циальными и общественными организациями ему придется вступать в деловые контакты, насколько быстро придется удов­летворять нужды клиента и т. д.

4. В зависимости от характера социальной помощи (снятие пси­хологического стресса или оказание социально-бытовой помощи одинокому пожилому человеку, инвалиду и т.д.) строится план рабо­ты, определяются ее содержание и вид практической помощи, т.е. социальному работнику приходится заниматься управленче­ской деятельностью.

Выбор и применение тех или иных средств целиком зависит от характера и особенностей объекта социальной работы (социаль­ной помощи). Например, объект социальной работы – лежачий больной, и другой случай – кормящая мать-одиночка. Наборы средств социальной помощи для этих лю­дей будет существенно различаться.

С понятием средств тесно связано понятие ресурсов. Ресурсы - это источник и арсенал средств и возможностей, к кото­рым можно обращаться по мере необходимости для выпол­нения какой-либо задачи или совершенствования тех или иных действий, в особенности, когда они носят чрезвычай­ный характер или осуществляются в критической ситуа­ции. Ресурсы являются необходимой, обязательной и осно­вополагающей частью любой социальной работы, важней­шей составляющей частью реализации социальных техно­логий оказания социальной помощи и поддержки, орга­низации социальной защиты и предоставления услуг.

Под ресурсами понимается все то, что может быть при­влечено и использовано для удовлетворения определенной потребности или решения конкретной проблемы.

Ресурсы в социальной работе рассматриваются с точ­ки зрения их природы, источников и полезности примене­ния. Они могут быть:

Во-первых, внутренними или внешними по отношению к лицу (клиенту или социально­му работнику), коллективу или группе;

Во-вторых, офици­альными (формальными) или неофициальными (неформаль­ными);

В-третьих, реально существующими или потенци­альными (скрытыми);

В четвертых, в разной степени управляемыми с точки зрения их использования для дос­тижения определенных целей.

Например, человек может иметь такие внутренние ресурсы, как интеллект, образова­ние, профессия, целеустремленность, воля. Для семьи внутренними ресурсами могут быть денежные сбережения или заработки членов семьи, взаимное уважение, взаимопомощь и забота друг о друге. Внешние ресурсы могут быть матери­альными, социальными, ресурсами общественных связей, ресурсами членства в различных организациях, банков­ских структурах и т.д.

Официальные ресурсы могут представлять государственные учреждения, фонды, резер­вы, неофициальные – бывшие коллеги или родственни­ки.

По своей природе ресурсы бывают материальные, со­циальные и культурно-духовные.

С позиций граждан общественные ресурсы воспринима­ются как финансовые, натуральные, социальные и межлич­ностные ценности, материальные и культурно-духовные .

При таком подходе ресурсы подразделяются: на мате­риальные услуги (сюда включаются производство, магази­ны, школы, сервисная помощь); средства и формы органи­зационной и духовной поддержки (муниципальные учреж­дения, социальные службы, общественные организации, церкви, религиозные общины); средства межличностной и внутренней поддержки (неофициальные ресурсы поддержа­ния благосостояния, имеющиеся внутри семей и получае­мые от друзей и соседей, взаимопомощь и сплочение для преодоления трудностей).

Ресурсы имеют первостепенное значение для тех граж­дан и систем, с которыми работают социальные работники и службы.

При этом человек рассматривается социальными работ­никами как система и комплекс ресурсов, способностей и возможностей, используемых для исполнения жизненных функций и достижения поставленных целей.

Жизненный потенциал человека слагается из внутрен­них и внешних ресурсов, которые люди применяют, когда перед ними открываются благоприятные возможности или, наоборот, возникает кризисная ситуация и требуются ка­кие-либо действия.

Для социального работника способность влиять на дру­гих, определять ход событий, возможность добиться ис­полнения тех или иных задач зависят от обладания необ­ходимыми ресурсами. В то же время нормальное или не­нормальное социальное функционирование человека является реакцией соответственно на гармонию или дис­гармонию между внутренними ресурсами и свойствами ин­дивида, с одной стороны, и внешними ресурсами и особен­ностями жизненных ситуаций - с другой.

В этом случае социальные проблемы и конфликты пони­маются как реакция на несбалансированный обмен ресур­сами между человеком или группой и окружающей средой.

Службы социального обеспечения, социальной помощи и социального обслуживания как общественные институ­ты в основном и главном занимаются разрешением таких проблем и конфликтов путем перераспределения денежных средств, дополнительных прав, льгот, информации, услуг между нуждающимися в них лицами. При этом возможны два варианта: такие услуги и льготы могут быть дополнены к имуществу или возможностям, которыми человек уже рас­полагает, или возместить отсутствие таких возможностей.

Проблема ресурсов составляет теоретический и органи­зационный перечень многих взглядов на практическую социальную работу. Это находит свое выражение как в научных работах, так и в концептуальных документах и программах по оказанию социальной помощи, где подчер­кивается идея и утверждение, что главная задача практи­ческой социальной работы заключается в том, чтобы по­могать нуждающимся людям находить и использовать не­обходимые ресурсы для нормальной жизни и деятельности.

Как технологический процесс, использование ресурсов в социальной работе, сопряжено с преодолением многих трудностей и проблем.

Так, необходимые ресурсы могут отсутствовать, быть недостаточными, неизвестными, недоступными, слишком дорогими, могут быть неприемлемыми, нескоординированными, фрагментарными, сопряженными со злоупотребле­ниями или бесхозяйственностью. Кроме этого, значитель­ная часть усилий социальных работников и служб расхо­дуется на исправление и совершенствование недостаточно хорошо функционирующей системы доведения социальной помощи до клиентов.

При использовании ресурсов социальные работники выступают в роли посредников, контролеров, брокеров, адвокатов и, конечно же, организаторов патронажа. Важнейшая функция социальной работы заключается в том, чтобы создавать связующие звенья между нуждаю­щимися гражданами и социальными структурами, кото­рые могут быть полезны в решении их проблем путем ак­тивизации внутренних и привлечения внешних ресурсов.

Для того чтобы выявить и привлечь внешние ресурсы - материальные средства, услуги, финансы , человек должен быть компетентным, то есть обладать знаниями, навыка­ми и целеустремленностью. Между тем, как раз бедным и обездоленным гражданам часто не хватает такой компе­тенции и навыков в общении, ведении переговоров, владе­нии ситуацией, составлении и оформлении соответствую­щих документов, договоров, соглашений.

В таких ситуациях социальные работники выполняют важную роль, вовлекая людей в общественные связи и помогая им развивать внутренние ресурсы и собственные возможности, параллельно повышают собственную ком­петенцию и овладевают необходимыми навыками.

В общей работе по выявлению ресурсов социальным работникам приходится использовать различные формы, методы и способы . Ими могут быть: пропаганда новых идей, создание, более оперативно реагирующих на изменения обстановки программ, проведение компаний и осуществ­ление систем социальных действий, формирование и целе­направленное использование групп влияния и групп по интересам для получения дотаций и изыскания средств на программы социальных услуг.

В этой ситуации социальному работнику нужны опре­деленные аналитические навыки и способности, чтобы выявить и правильно оценить условия, необходимые для решения поставленных задач, реалистично, конструктив­но и позитивно изучить вопрос ресурсов, касающийся лич­ности клиента и ситуации в целом, правильно представить себе наличие и доступность внутренних и внешних средств решения проблемы или возможностей их получения.

Необходимы также умения планировать, координировать и контролировать усилия отдельных лиц и коллектива, син­хронизировать и сочетать внутренние и внешние ресурсы.

Весьма важно способствовать тому, чтобы клиенты по­могали себе, имели возможность рассмотреть свою компетенцию и способности, поверить в собственные силы, на­учиться самоконтролю и позитивной самооценке, умению управлять собой и своими общественными ролями. По сути своей профессии, социальные работники и действуют в этом направлении: помогают клиентам умножать их возмож­ности и эффективность действий, добиваясь успехов, внут­реннего удовлетворения, общественного признания и все­общего внимания к проблемам нуждающихся.

Использовать комплекс личных и общественных ресур­сов – значит привлечь то, что находится вне человека и объединить с заложенным в нем самом. Это также означа­ет налаживание реального участия людей в естественном движении ресурсов в обществе и в конкретной социальной среде, окружающей клиента.

Это и реальный путь достижения идеальной цели соци­альной работы: освободить клиента от необходимости об­ращаться за помощью, чтобы он мог самостоятельно раз­бираться в возникающих проблемах и решать их.

Как отмечалось выше, к ресурсам относится все, что мо­жет быть воспринято человеком как необходимое для его благосостояния и формальной жизни. В свете этого, вни­мание и поддержка являются ресурсами в не меньшей сте­пени, чем жилье или зарплата . Ресурсы смыкаются с со­циальной терапией и становятся одной из форм самой со­циальной терапии. В количественном и качественном отношении ресурсы нейтральны, и достаточно подготовлен­ный практик может без труда ими воспользоваться. В ре­альной жизни, чтобы получить доступ к необходимым ре­сурсам, приходится иметь дело с теми, кто ими владеет и распоряжается - организациями, отдельными лидерами или группами лиц. Поэтому проблема мобилизации ресур­сов упирается не столько в техническое исполнение, сколь­ко в межличностные отношения и действующие правовые нормы.

Усилия по мобилизации ресурсов для помощи нуждаю­щимся предпринимались еще на заре существования соци­альной работы как профессии. Под мобилизацией пони­маются меры, направленные на максимальное удовлетво­рение потребностей клиентов в тех или иных ресурсах. В структурном и организационном плане мобилизация ресурсов может быть охарактеризована как выявление потенциаль­ных внутренних ресурсов, не используемых должным обра­зом, как изыскание и привлечение внешних ресурсов, кото­рыми клиент или группа еще не воспользовались.