Внебюджетные фонды их виды и функции. Государственные внебюджетные фонды, их функции

Любая предпринимательская деятельность предусматривает расходы. Тратиться приходится на разноплановые процессы и покупки: нужные для производства продукции, обслуживания оборудования, на закупку сырья, упаковку, транспортировку. А также на управленческие процессы, не говоря уже о заработной плате. Такая многофакторность затрат говорит о необходимости их классификации и раздельного учета.

Разберемся с понятием «накладные расходы», уточним, какие затраты можно к ним отнести и как их признавать в финансовом учете.

Что такое накладные расходы

Не все затраты в производстве переходят непосредственно в продукт и могут быть напрямую запланированы и учтены в его . Тем не менее затраченные средства оказываются абсолютно необходимыми для изготовления продукции, ее реализации, продвижения на рынке, а также управления самой организацией.

Самым верным определением накладных расходов было бы «все остальные». Этот тип затрат не выделяется отдельной статьей в Налоговом кодексе РФ, естественно, там не прописана и их структура. При бухучете их также невозможно однозначно дифференцировать.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Законом закреплен перечень накладных расходов только в отраслях строительства и медицины. Все остальные предприятия должны определять накладные расходы самостоятельно, закрепляя это в своей учетной политике.

Принятое в бизнесе понятие накладных расходов подразумевает траты, которые нельзя отнести непосредственно к технологическим процессам производства, сопровождающие процесс производства, но не входящие в стоимость работы и сырья. Другое название накладных расходов – косвенные издержки . Из указывают при планировании и составлении смет как фирмы в целом, так и отдельных структурных подразделений.

Зачем учитывать накладные расходы

Самая очевидная цель – планирование будущей прибыли, на которую влияют все понесенные предпринимателем издержки. Но в отношении накладных расходов это связано с определенными трудностями. Если потенциальные прямые затраты можно довольно точно подсчитать относительно конкретных видов продукции, то довольно трудно определить, сколько косвенных издержек получится и как они распределятся при, например, расширении производства или подписании некоего договора.

ВАЖНО! Для адекватного определения себестоимости продукта нужно учитывать и распределять накладные расходы пропорционально прямым тратам – проводить калькуляцию издержек производства .

Что входит в накладные расходы

Косвенные издержки можно приблизительно распределить по 4 основным группам:

  1. Затраты на управленческий аппарат:
    • его заработная плата;
    • деньги, потраченные на обучение, аттестацию и повышение квалификации управленческого звена.
  2. Содержание: покупка компьютеров, канцелярии, расходы на офисные потребности, в том числе и услуги связи.
  3. Траты, связанные с процессом организации производства:
    • поддерживающий ремонт принадлежащих организации сооружений, зданий, помещений, оборудования;
    • затраты на транспорт, принадлежащий фирме;
    • выплата аренды за складские помещения и/или офис;
    • трата денег вследствие простоя, брака и т.п.;
    • деньги, которые нужно тратить на содержание основных активов.
  4. Расходы на обслуживание персонала:
    • отчисления на социальный налог;
    • выплаты в соцстрах и другие фонды;
    • оборудование бытовых помещений, столовых, душевых и пр.
  5. Издержки, не связанные с производством:

Где нужно указывать накладные расходы

Компания определяет нормы накладных расходов самостоятельно, если они не установлены законом (это характерно только для медицины и строительства), а также если фактически накладные затраты превысили сметные.

Эти данные обычно отмечаются:

Параметры распределения накладных расходов

Несмотря на трудности планирования косвенных издержек, это необходимая процедура, которую можно осуществлять несколькими методами:

  1. Метод «рабочей зарплаты». Если на основном производстве занято большое количество рабочих, особенно если превалирует ручной труд, можно рассчитать накладные расходы пропорционально фонду оплаты их труда.
  2. ПРИМЕР РАСЧЁТА. ООО «Автоколесо» занимается перевозкой грузов. Фонд оплаты труда персонала составляет 8 млн. рублей в год. Коэффициент накладных расходов в 2016 году составил 80%, то есть 6 млн. 400 тыс. руб. Компания решила уменьшить накладные расходы, для чего уволила несколько человек. При этом фонд оплаты труда уменьшился на 20%, значит, накладные расходы ООО «Автоколесо» на 2017 год можно запланировать в сумме 5 млн. 120 тыс. руб.

  3. Метод «объема продаж» целесообразно применять, если в компании преобладают автоматизированные процессы. Можно распределить доходы пропорционально машино-часам.
  4. Метод «единицы продукции» применим, когда прямые затраты значительно превышают косвенные. Тогда можно взять за основу отношение прямых издержек на единицу товара к общей сумме прямых расходов.
  5. Метод прямого счета. Суммируются отдельно непрямые траты по каждой расходной статье.
  6. Комбинированные методы применимы в крупных компаниях со сложной структурой, где производится несколько видов продукции. Например, можно учитывать производственные накладные расходы по фонду зарплаты, а общехозяйственные – на базе стоимости единицы продукции.

Порядок расчета накладных издержек

Планирование и учет всех расходов, в том числе и накладных, производится в определенном порядке:

  1. Вычисляется общая сумма затрат на общехозяйственную деятельность компании.
  2. Определяется количество накладных издержек, которые нужно будет включить в смету на единицу каждого вида из ассортимента продукции.

ВНИМАНИЕ! Нужно принимать во внимание законодательные лимиты для накладных затрат по конкретным статьям и нормы, определенные внутренними нормативными актами компании.

Законодательные лимиты относительно накладных расходов

Закон определяет состав и пределы накладных издержек в строительной и медицинской отраслях.

Строительные накладные расходы

В этой отрасли планирование накладных расходов особенно важно. Составляется смета, в которой отмечаются средние расходы по отрасли, которые входят в себестоимость строительной продукции или услуг.

Нормирование расходов в строительной сфере регламентируется Методическими указаниями по определению величины накладных расходов в строительстве, утверждаемых Постановлением Госстроя России (отдельно по районам Крайнего Севера и приравненным к ним). В этих документах определяется коэффициент, который нужно применить для определения накладных расходов по определенной строительной деятельности, а также уточняется область ее применения. За базу принимается фонд оплаты труда строительных рабочих. Распределение коэффициентов проводится по таким основным видам строительства:

  • промышленное;
  • сельскохозяйственное;
  • транспортное;
  • жилищное;
  • энергетическое;
  • связанное с водным хозяйством;
  • в области атомной энергетики;
  • реставрационные работы;
  • капитальные ремонты;
  • другие виды.

К СВЕДЕНИЮ! Накладные расходы по нормативам в строительстве нужно применять на стадии составления сметы, а также при расчете за выполненные работы.

Медицинские накладные расходы

Нормы и состав накладных расходов в медицинской отрасли регламентированы приказом Минздравмедпрома России № 60 от 14.03.1995 года. Согласно положениям этого приказа, в себестоимость медпомощи должны включаться все годовые затраты медучреждения:

  • зарплата всех видов персонала, кроме медицинского, со всеми начислениями;
  • расходы на покупку мебели, канцелярских, бытовых товаров (всего, кроме лекарств и перевязочного материала);
  • средства для осуществления ремонта.

За основу принимается фонд заработной платы медперсонала, оказывающего конкретные медицинские услуги, из расчета коэффициента в 1,5.

ВАЖНО! Как правило, в медицине накладные расходы значительно выше, чем в строительстве.

Расходы на производство — это не только затраты на материалы и запчасти, из которых изготавливается продукция. Это еще и затраты на создание определенных условий, благодаря которым это производство может осуществляться. Такие расходы называются накладными (косвенными) , они также входят в себестоимость готовой продукции.

Накладные расходы могут быть разными, они делятся на 4 группы :

  • административно-хозяйственные;
  • затраты на обслуживание рабочего персонала;
  • организация производства;
  • прочие непроизводственные нужды.

Административно-хозяйственные

Они представляют затраты на управленческий персонал, обеспечивают всем необходимым для работы административную часть организации, ее офисы. Это могут быть затраты на следующее :

Обслуживание рабочего персонала

Затраты на рабочих организации могут быть представлены следующим :

  • начисление заработной платы персонала;
  • переквалификация, подготовка кадров;
  • содержание помещений, ремонт, санитарные процедуры;
  • плата за аренду, амортизация рабочих помещений;
  • расходы на защитную спецодежду, страхование от несчастных случаев на производстве.

Организация производства

Затраты, связанные с созданием условий, которые делают возможным процесс производства, это:

  • износ рабочего инвентаря, срок службы которых до 1 года;
  • износ временно установленных сооружений;
  • траты на пожарную охрану и охрану территории;
  • затраты на содержание лабораторных помещений, поддержание изобретательства;
  • оплата за обустройство площадок для строительства.

Прочие непроизводственные

  • реклама;
  • погашение кредитов и ссуд.

Для расчета размера косвенных расходов существует несколько методов :

В крупных организациях, имеющих развитую структуру, методы расчета накладных расходов комбинируются .

Контроль данных

Все действия, которые касаются расчетов по накладным расходам, должны контролироваться по следующим моментам :

  • все совершенные накладные затраты обязательно отражаются на определенных счетах бухгалтерского учета;
  • все оплаты, которые совершаются в определенное время, фиксируются в периоде, в котором они были произведены фактически;
  • расходы, входящие в расчет себестоимости, должны располагаться строго на отдельном счете;
  • накладные затраты следует включать в формирование расходов по периоду.

Детали расчета по смете

Расходной сметой называется подсчет затрат, необходимых на само производство, на реализацию товара и т. д. за какой-либо период. У каждой организации имеется своя смета , составленная в зависимости от ее деятельности и индивидуальных особенностей. Смета помогает контролировать финансовую часть фирмы, прогнозировать расходы и видеть общую картину положения на ближайшее время.

Накладные расходы, которые могут содержаться в смете:

  • заработная плата работников;
  • налоговые и социальные отчисления;
  • обслуживание оборудования и техники, эксплуатация;
  • служебные командировки;
  • расходы на служебный транспорт;
  • комиссия за обслуживание банком;
  • обучение или переквалификация работников;
  • расходы на создание гигиенических и безопасных для здоровья условий для работы;
  • ремонт помещений и оборудования;
  • спецодежда, поддержание техники безопасности.

Каждая организация сама составляет свою смету, содержание статей может изменяться добавлением или исключением некоторых позиций.

Процент и распределение средств

Процент, который определяет составляемую долю косвенных затрат, определяется индивидуально каждой организацией в зависимости от ее деятельности, объема продаж, затрат на материалы, ФОТ и машино-часов. Именно эти показатели позволяют грамотно распределять расходы .

Вычислить процент отношения косвенных затрат также можно по формуле:

% накладных расходов по отношению к общей смете всех расходов = сумма всех накладных расходов / ФОТ * 100%

Нормативы

Расходы, связанные с работами по строительству, подвергаются контролю нормативами, которые устанавливают определенные размеры на них. Накладные затраты на строительные и монтажные работы не должны превышать коэффициент, равный 0,85 от размера фонда оплаты труда рабочих .

Это ограничение не касается объектов, которые получают финансирование из государственного бюджета, а именно:

  • работы со сваями;
  • строительство мостов;
  • прокладка трубопровода;
  • работы по укреплению грунта;
  • строительство метро и тоннелей.

Помимо этого, есть исключения, при которых коэффициент по сметной прибыли не должен превышать 0,8 , это касается:

  • косвенных затрат по крупным нормативам;
  • моментов, когда общеотраслевые нормативы занесены в сметной прибыли в качестве части от всех затрат на строительные работы, суммой не более 0,65 от всей стоимости;
  • позиций в сметной прибыли, которые прописаны в Письме Росстроя РФ №АП-5536-06 от 18.11.2004 г.

Статьи затрат в строительстве

Данные расходы связаны с созданием благоприятных условий, в которых имеется возможность выполнения строительных и ремонтных работ. Это затраты на:

  • обучение работников, их подготовка и переквалификация;
  • отчисления единого социального налога рабочих;
  • создания условий санитарии и обеспечение гигиены;
  • полное обеспечение перемещаемых сооружений, служащих для бытовых целей;
  • заработная плата персоналу;
  • питание и медицинское обеспечение;
  • обеспечение защитной спецодеждой;
  • страховые взносы;
  • оборудование и обустройство для возможности эксплуатации строительных площадок;
  • расходы на НМА, банковское обслуживание, кредиты и рекламу.

Кроме этого, к строительным статьям относятся такие административные расходы, как:

  • оплата труда административного и обслуживающего персонала;
  • оплата связи, интернета и услуг почты
  • содержание зданий и сооружений;
  • командировки;
  • закупка необходимой печатной техники и канцтоваров;
  • оплата услуг банка, аудитора, юристов, обслуживание ПК;
  • представительские траты;
  • прочие непредвиденные нужды.

Транспортные расходы

Важным моментом является отдельный учет расходов на служебный автотранспорт :

  • покупка служебного и производственного транспорта;
  • аренда транспорта для служебных нужд и для производства;
  • ремонт данной техники;
  • затраты на горюче-смазочные материалы (ГСМ).

Определение суммы накладных расходов

Размер всех косвенных расходов = сумма всех позиций затрат + ФОТ + налоги, подлежащие к уплате в бюджет

Все косвенные расходы зависят напрямую от таких показателей , как:

  • оплата труда рабочего персонала;
  • расходы на обслуживание и управление;
  • ремонтно-монтажные работы.

Отражение в бухгалтерском учете

Как и любое движение денежных средств, расходы на хозяйственные нужды отражаются в бухгалтерском учете. Накладным расходам выделен 26 счет «Общехозяйственные расходы».

Корреспонденции 26 счета с другими счетами :

Дт Кт Хозяйственная операция
26 70 начисление заработной платы сотрудникам административного аппарата
26 71 выдача подотчетных сумм сотруднику административного аппарата
26 69.1.1 страховые взносы ФСС
26 69.3.1 страховые взносы ФОМС
26 60, 76 накладные затраты на услуги
26 10 расходы на материалы, используемые в хозяйственных нуждах (канцтовары)
26 21 списание полуфабрикатов в счет общехозяйственных нужд
26 23 затраты на вспомогательное производство в счет общехозяйственных нужд
26 29 расходы на обслуживание в счет общехозяйственных нужд
26 02 амортизация основных средств, не используемых для производства
26 05 амортизация нематериальных активов
08 26 расходы на строительство
20 26 списание в производственные расходы
28 26 затраты, связанные с браком продукции
76 26 расходы на страховку
86 26 целевое финансирование
90 26 управленческие расход
99 26 непредвиденные общехозяйственные расходы

Через счет 20 «Основное производство», для этого выполняется проводка Дт 20 Кт 26 . При этом вся сумма с 26 счета уходит на 20.В конце каждого месяца счет 26 подлежит закрытию. Для этого необходимо обнулить данный счет, делается это двумя методами :

  1. Через счет 90 «Продажи» и его субсчет 90.2 «Себестоимость продаж». Переносится также вся сумма 26 счета, и выполняются проводки Дт 90 Кт 26 или Дт 90.2 Кт 26 .

Можно сделать вывод о том, что накладные расходы являются неотъемлемой частью расходов предприятия . Без них невозможно было бы осуществление процесса производства, а следовательно, получения прибыли. Поэтому их нужно строго осуществлять и внимательно учитывать.

Урок по накладным расходам представлен ниже.

Внебюджетные фонды: общая характеристика, функции, классификация.

1. Внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ре­сурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребно­стей и комплексно расходуемые на основе оперативной са­мостоятельности строго в соответствии с целевыми назна­чениями фондов. Они являются материально-вещественным воплощением финансовых отношений, которые складываются у государства, его федеральных и региональных органов, а также органов местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу обеспечения социальной, экономической, экологической и других видов защиты общества в целом и каждого из его граждан, улучшения социально-экономической среды обитания.

Государство мобилизует в фонды часть доходов организаций и населения для финансирования своих мероприятий: охрану здоровья, социальное обеспечение по возрасту, социальное обеспечение в случае безработицы, социальное обеспечение в случае инвалидности, по болезни, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предназначенных законодательством РФ о социальном обеспечении.

Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в кото­рых регламентируется их деятельность, указываются источ­ники формирования, определяются порядок и направления использования денежных фондов.

Правовой основой образования государственных социальных внебюджетных фондов является, прежде всего, Конституция РФ и Бюджетный Кодекс РФ (БК РФ).

Решение об образовании государственных внебюджетных фондов принимают Федеральное Собрание РФ, а также пред­ставительные органы субъектов Федерации и местного само­управления. Большее число внебюджетных фондов нахо­дится в собственности государства и муниципальных образова­ний, но является автономными. Они имеют строго целевое на­значение и создаются под конкретные программы, имеющие общегосударственное, региональное или местное значение, для осуществления которых бюджетных средств недостаточно и не­обходимы дополнительные финансовые ресурсы, мобилизуемые как в регионе, так и за его пределами.

Классификация:

В зависимости от целевого назначения они делятся на: экономические, социальные, научно-технические, внешнеэкономические, экологические, культурно-просветительные и др.

В соответствии с уровнем управления – на государственные и региональные .

В зависимости от периода функционирования – бессрочного, краткосрочного и долгосрочного действия .

Источниками формирования доходов бюджетов внебюджетных фондов являются:

обязательные платежи, предусмотренные соответствующими законодательными актами;

▪ добровольные взносы юридических и физических лиц;

▪ прочие доходы.

Статьи расходов государственных внебюджетных фондов устанавливаются в строгом соответствии с их социальным назначением и утвержденными законами.

Отчет об исполнении бюджета федерального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Государственной Думой и Советом Федерации в форме федерального закона.

Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется органом исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение и утверждение законодательному или представительному органу субъекта РФ в форме закона субъекта РФ.

Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов возложен на органы, обеспечивающие контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы РФ.

От уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды освобождаются:

1) организации в части выплат, начисленных по всем основаниям независимо от источников финансирования, в пользу работников, являющихся инвалидами I, II и III групп и получающих пенсии по инвалидности;

2) общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональные и территориальные организации, а также организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов таких организаций и организаций, единственным собственником имущества которых являются эти общественные организации;

3) индивидуальные предприниматели, в том числе иностранные граждане; лица без гражданства, проживающие на территории РФ; частные детективы, занимающиеся частной практикой; нотариусы, адвокаты, являющиеся инвалидами I, II и III групп и получающие пенсии по инвалидности.

ПФ РФ:

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ) – крупнейшая и самая эффективная система оказания социальных услуг в РФ. В результате колоссальной ежедневной работы фонд обеспечивает своевременную выплату пенсии каждому гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами.
ПФ РФ был образован 22 декабря 1990 г. постановлением Верховного Совета РСФСР для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.

Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций :

1. учет страховых средств , поступающих по обязательному пенсионному

страхованию;

2. назначение и выплата пенсий . Среди них трудовые пенсии (по старости, по

инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров;

3. назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан:

ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т.д.

4. персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного

страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;

5. взаимодействие с работодателями – плательщиками страховых пенсионных

взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;

6. выдачу сертификатов на получение материнского капитала ;

7. управление средствами пенсионной системы , в т. ч. накопительной частью

трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании (при ПФ РФ сегодня аккредитованы 53 частные управляющие компании);

реализацию Программы государственного софинансирования пенсии .

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

Деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения (НПО);

Деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании (ОПС);

Деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

Работа негосударственного пенсионного фонда аналогична работе Пенсионного фонда РФ . Негосударственный пенсионный фонд так же, как ПФР аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учёт, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии. НПФ осуществляют деятельность на основании Федерального закона N75-ФЗ от 07.05.1998 «О негосударственных пенсионных фондах».

5 крупнейших НПФ по объёму пенсионных резервов по состоянию на 31.03.2009

НПФ Газфонд

НПФ Благосостояние

Ханты-Мансийский НПФ

НПФ электроэнергетики

НПФ Транснефть

Характеристика Фонда социального страхования.

С 1 января 1991 г. на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 г. 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС). С 1993 г. ФСС становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.

Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Ныне ФСС представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. ФСС финансирует выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и ежемесячного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет, а также пособия на погребение умерших.

Финансовые функции ФСС заключаются в:

1. регулировании финансовых потоков;

2. аккумулировании и перераспределении финансовых ресурсов системы

государственного социального страхования;

3. обеспечении механизма дотаций региональных отделений Фонда,

нуждающихся в средствах для исполнения своих обязательств по выплатам нормативно установленных социальных пособий и компенсаций.

В 1991 году в соответствии с законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». Средства, отправляемые на соцобеспечение о страхования были выведены из госбюджета и на их основе были созданы внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального дохода в пользу определенных социальных групп населения. Внебюджетные фонды обычно создают для обеспечения приоритетных сфер экономики дополнительными средствами и для расширения соцуслуг.

Функции внебюджетных фондов:

· Контрольная – проявляется в информировании общества/органов власти об отклонениях в социальных процессах и их обеспечении

· Регулирующая

Внебюджетные фонды способствуют госрегулированию рыночной экономики и более справедливому распределению дохода между соцслоями населения.

Финансы имеют общегосударственное значение и используются для решения общегосударственных задач.

В РФ состав централизованных внебюджетных фондов входят:

Средства этих фондов – государственные, но могут быть израсходованы только на те цели, для созданы фонды. Спецификой является четкое закрепление за ними доходных источников и строго целевое использование средств.

Основными источниками доходов этих фондов являются страховые взносы

ПФР, ФСС, ФОМС являются самостоятельными юридическими лицами и особыми финансовыми институтами. Управление ими осуществляется Правительством РФ.

ФСС создан в целях обеспечения госгарантий в системе соцстраха и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств соцстраха. ФСС является государственным финансово-кредитным учреждением, причем, самостоятельным (ему, видимо, больше 18)

В управлении ФСС РФ помимо правительства участвуют общероссийские объединения профсоюзов.

Председатель фонда и его замы назначаются правительством РФ. Денежные средства фонда являются федеральной собственностью, и находится в оперативном управлении фонда. Не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

При фонде образуется правление. Фонд имеет региональное отделение в каждом регионе. Региональные отделения управляются координационным советом.

На ФСС возложена функция управления двумя отраслями соцстраха в РФ:

1. Государственное социальное страхование

2. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний

Основными задачами ФСС являются:

1. Обеспечение гарантированных государством пособий

2. Участие в разработке и реализации госпрограмм охраны здоровья работников

3. Обеспечение финансовой устойчивости фонда

Государственное социальное страхование обеспечивает выплату пособий (в соотв. с законом 255)

Оплата услуг учреждений социального назначения.

По обязательному социальному страхованию и профзаболеваний осуществляются страховые выплаты, связанные с возмещением вреда, выплаты пособий, компенсирующих утраченный трудовой доход, оплата услуг по реабилитации.

Доходы ФСС формируются за счет следующих основных источников:

1. Страховые взносы в соответствии с ФЗ №212

2. Страховые взносы в соответствии с ФЗ №125

3. Доходы от размещения временно свободных денежных средств ФСС

4. Средства, передаваемые бюджету ФСС из федерального бюджета и других источников

За счет средств ФСС осуществляется выплата следующих пособий:

1. По временной нетрудоспособности (установлен максимум)

2. По беременности и родам – компенсация утраченного дохода

при постановке на учет в раннем сроке беременности – 465 рублей 20 копеек

3. При рождении ребенка – 12 405 рублей 32 копейки

4. По уходу за ребенком до достижения им полутора лет – в размере 40% среднего заработка, но не менее 2 326 рублей по уходу за первым ребенком, и 4 651 рубль 99 копеек по уходу за вторым и последующими детьми.

5. При передаче ребенка в семью (усыновление) – в пределах средней ЗП

6. На погребение

7. От несчастных случаев на производстве: Единовременная страховая выплата – 72 701 р 20 коп; ежемесячная – в зависимости от утраты, но не более 55 900 рублей.

В 2012 году планируется доход в размере 579,6 млрд. рублей ФЗ№372 расходы – 577,2 млрд.рублей. Приэтом, выплаты по нетрудоспособности

По беременности и родам– 84 млрд

Доходы ФСС в 2012 году планируются в размере 618 млрд руб

Расходы – 610 млрд.

ВВП 2011 год – 54 369,1 млрд. рублей. Расходы на СС – около 1% ВВП

Структура доходов бюджета ФСС

Расчет пособия по временной нетрудоспособности

П-размер пособия по временной нетрудоспособности

ЗП дн – среднедневной заработок работника, рассчитанный за 2 предшествующих года в календарных днях

Чдб – число календарных дней, пропущенных по больничному листу.

%сЗП – процент сохранения заработка в зависимости от страхового стажа. В зависимости от трудового стажа установлены следующие процента сохранения заработка:

· 1 – при страховом стаже 8 и более лет

· 0,8 – от 5 до 8

· 0,6 - до 5 лет

· Если стаж менее 6 месяцев, то пособия выплачиваются из расчета 1 МРОТ за полный календарный месяц.

· При оплате больничного листа по уходу за заболевшим ребенком, начиная с 11 календарного дня пособие снижается до 50% среднего заработка.

Если травмы и заболевания наступили в течение 30 календарных дней после прекращения работы – пособие равно 60%

Системы социальных пособий

1. Фиксированные

2. Расчетные

По общему правилу больничный лист выдается на период не более 10 месяцев (в отдельных случаях-12 месяцев). Если работник проболел более 10 месяцев, то врачебная комиссия обязана определить динамику болезни и составить прогноз его трудоспособности. Если прогноз отрицательный – решается вопрос по инвалидности. Если установлена инвалидность – больничный закрывается.

Пособие по временной нетрудоспособности оплачивается, когда заболел иждивенец (не более 40% от среднего заработка и не более 10 дней). При пособии по временной нетрудоспособности связанной с заболеванием ребенка первые 10 дней оплачиваются в зависимости от страхового стажа матери, а с 11 – 50% заработка без учета страхового стажа.

Существуют ограничения по продолжительности ухода за заболевшим ребенком в зависимости от его возраста. При заболевании ребенка

· до 7 лет период выплаты пособия составляет не более 60 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода, за исключением особых случаев (по перечню заболеваний, установленных минздравом соцразвития) – 90 дней.

· 7-15 лет по каждому случаю оплачивается до 15 дней, но не более чем за 45 дней в календарном году.

· В случае ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 15 лет не более чем за 120 дней в календарном году

· Член семьи старше 15 лет – не более чем за 7 дней разово и по совокупности – не более 30 дней

Пособия и выплаты застрахованным лицам в связи с материнством (выплачиваются за счет средств ОСС, а не за счет средств работадателя.

Пособия по беременности и родам: право имеют:

1. Застрахованные в связи с материнством

Пособия по беременности и родам выплачивается за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (84 при многоплодной беременности) дней до родов и 70 (86 при сложных родах, 110 – при рождении 2 и более детей) календарных дней после родов. Отпуск исчисляется суммарно и предоставляется женщине независимо от числа дней фактически использованных до родов.

Пособие по беременности и родам выплачивается в размере 100%. Если страховой стаж меньше 6 месяцев для расчетов используют МРОТ. Если беременная была уволена (можно только в связи с ликвидацией предприятия) то выплаты – 465 рублей в месяц. Пособие назначается, если обращение за ним последовало не позднее 6 месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам. Обычно пособия выплачиваются по месту работы. Работодатель назначает пособие в течение 10 дней после обращения застрахованного лица. Выплата пособия осуществляется работодателем в ближайший после назначения пособия день, установленный для заработной платы.

Территориальный орган ФСС также назначает и выплачивает пособия, но в течение 10 дней со дня предоставления документов застрахованным лицом. Сумма пособия налогами не облагается, в доходах для налогообложения не учитывается.

При усыновлении ребенка:

· До 3 месяцев пособия по беременности и родам выплачивается со дня его усыновления и до истечения 70 (110) календарных дней со дня рождения ребенка (детей).

В случае нахождения матери в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет у неё наступает отпуск по беременности – она имеет право выбора одного из двух пособий

Детские пособия:

1. Единовременное при рождении ребенка – 12405,32 рубля


Внебюджетные фонды имеют длительную историю существования и возникли задолго до централизованных бюджетов в виде специальных фондов. Централизованным бюджетам 300-350 лет.
Внебюджетные фонды выполняют важные функции в финансовой системе, связанные с распределением национального дохода между отдельными сферами народного хозяйства, территориями, социальными группами населения. Внебюджетные фонды выполняют функцию целевого контроля за использованием финансовых ресурсов целевого назначения.
Как финансовая категория внебюджетные фонды выражают денежные экономические отношения принудительного характера по перераспределению финансовых ресурсов между юридическими и физическими лицами и государством, в процессе выполнения государством своих целевых функций.
Развитие внебюджетных фондов происходило в несколько этапов:
С 30-х гг. 19 в. Рабочие движения выдвигали различные требования. Создание государствами внебюджетных фондов.
1792г. – Первый внебюджетный фонд, Франция (пенсионный фонд марсельских моряков)
Середина 20-х – конец 30-х гг. 20 в. Внебюджетные фонды формировались как специальные автономные образования для выхода из великой депрессии. В США – фонд поддержки малого бизнеса, фонд пенсионного обеспечения и т.д.
Конец 40-х – начало 60-х гг. 20 в., послевоенный период. Формирование фондов связано с восстановлением хозяйства страны. Активно фонды создавались в США, Скандинавских странах, Европе. Аккумуляция осуществлялась в социальных фондах.
Начало 70-х – середина 90-х гг. Бум создания внебюджетных фондов. Дробление по отдельным направлениям.
Причины, обстоятельства вызвавшие усиление позиций внебюджетных фондов в 20 в.:
1 Экономические кризисы и цикличность развития экономики.
2 Изменения политических режимов (события 1917 г.). В СССР существовал один внебюджетный фонд – Фонд Социального Страхования с 1930-х – 1990 г.
3 Ускорение темпов НТП.
4 Экологизация экономики (с 1960-х)
5 Связано с возникающими потребностями выравнивания социально-экономической обеспеченности населения.
Усиление позиций внебюджетных фондов обусловлено также следующими специфическими чертами этих фондов:
Внебюджетный фонд является автономным от бюджета и может быть организован в виде специализированного финансово-кредитного учреждения, т.е. государственной автономной организации.
Свои специфические источники формирования.
Внебюджетные фонды могут обеспечивать более эффективный контроль со стороны государства, а также со стороны плательщиков.
Внебюджетные фонды являются институциональными инвесторами на финансовом рынке.
Внебюджетные фонды являются активными участниками рынка государственных ценных бумаг. Причем характер привлечения этих фондов может быть нерыночным и даже принудительным.
Внебюджетные фонды при наличии у них активного сальдо могут стать источником финансирования бюджетного дефицита. В ряде стран такое использование средств внебюджетных фондов законодательно запрещено.
В России средства внебюджетных фондов часто привлекались для покрытия дефицита бюджета, но в 1994 г. Пенсионному фонду не хватило средств и были привлечены средства из других фондов.
В настоящее время в РФ средства внебюджетных фондов не привлекаются.
Методы привлечения средств во внебюджетные фонды.
Выделение бюджетных средств на нужды этих фондов.
Специальные налоги.
Страховые платежи.
Социальные налоги и страховые платежи могут взиматься с работодателей, работников и тех и других.
Заимствования. Широко применяется за рубежом.
Виды внебюджетных фондов могут быть классифицированы по следующим признакам:
По системе государственного устройства:
- Федеральные
- Региональные
- Муниципальные
По источникам формирования:
- фонды, формирующиеся на основе специальных налогов
- фонды, формирующиеся на основе страховых платежей
- фонды, формирующиеся на основе заемных источников
- фонды смешанного финансирования

По целям использования:
- Экономические фонды (специальные налоги)
- Экологические фонды (специальные налоги)
- Научно-исследовательские (смешанное кредитование: специальные налоги, бюджетные средства, заимствования) Венчурные фонды.
- Кредитные фонды. Создаются государством совместно с крупными банками и через них происходит финансирование на заемной основе жилищно-коммунальной сферы, транспортного комплекса, связи и коммуникаций, а также фирм, участвующих в выполнении государственных заказов. Широко распространены во Франции, Италии и Германии.
- Специальные. Созданные для финансирования специальных мероприятий. Например, фонд для борьбы с терроризмом, СПИДом, наркоманией и т.д.
- Социальные фонды: фонд социального страхования, фонд пенсионного страхования и обеспечения, фонд поддержки материнства и детства, фонд занятости, образовательные фонды.

Еще по теме 1. Сущность и функции. Классификация внебюджетных фондов.:

  1. Внебюджетные фонды Сущность и классификации внебюджетных фондов
  2. Сущность, значение и классификация государственных внебюджетных фондов
  3. 13.1. Социально-экономическая сущность и функции внебюджетных фондов
  4. § 1. Понятие и классификация государственных внебюджетных фондов
  5. Вопрос 1. Понятие внебюджетных фондов, их классификация и назначение.
  6. 1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов
  7. 2.6.1 Социально-экономическая сущность и роль внебюджетных фондов
  8. 1 Социально-экономическая сущность и роль внебюджетных фондов

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология - Маркетинг -