Субъекты социального управления примеры. Понятие объекта и субъекта в управлении социальной работой

1.1 Объект и предмет социального управления

Главным объектом социального управления являются общественные процессы, воздействие на которые в соответствии с их внутренней стороной развития приводит к изменению поведения людей, которые включены в общественные отношения.

Общественные процессы классифицируются: по формам общественной жизни (экономическая, социальная, политическая, духовно-культурная, личностная); по общественному содержанию; по характеру социальных ситуаций; по масштабам (массовые, местные, эпизодические); по уровню участия людей в решении общественных вопросов (активность высокая, средняя, низкая); по направлению развития общественных связей (конструктивная или деструктивная, антисоциальная).

Вторым компонентом объекта управления являются ресурсы. Социальные ресурсы можно определить как запасы творческой энергии! личности (социальные, познавательные, деятельностные), социальной организации и общества в целом, содружества людей, организаций, институтов, социальных групп. Они представляют собой запасы, источники, средства чего-либо, используемые при необходимости, а также представляют собой предельную роль определенного свойства.

Кроме понятия "ресурсы" используют тождественные понятия "резервы" и "потенциал".

Социальные ресурсы представляют собой творческий потен пиал личностей, социальных групп, организаций, их возможностей, творческой энергии.

Социальные ресурсы являются основой всех ресурсов. Поэтому перед социальным управлением стоит задача более продуктивно использовать социальные ресурсы для эффективного достижения поставленных целей.

В связи с этим социальные ресурсы можно разделить на такие ресурсы:

мотивационные; интеллектуальные; информационные; коммуникативные; социально-психологические; соревновательные; демографические; социально-экологические; деятельностные; инновационные; стратегические; кадровые; организационные; управленческие; научные.

Социальные ресурсы имеют ряд своих особенностей: они практически неисчерпаемы; целиком возобновляемы, но в результате своей невостребованности могут прийти к вырождению; обладают многообразием и взаимозаменяемостью.

Следует заметить, что объекты социального управления являются и субъектами управления. После своего создания они сами оказывают большое влияние на развитие общественных процессов, использование ресурсов.

Человек является как субъектом, так и объектом управления. Здесь следует заметить, что личность не только осваивает общественные нормы и ценности, но и в процессе социализации преобразует их, используя свою творческую энергию, потенциал, характер, волю, оказывает обратное влияние на социальные процессы.

Таким образом, под системой управления следует понимать единство субъекта и объекта управления, которое достигается в результате не только саморегулирования в социальных системах, но и целенаправленного воздействия объекта управления на субъект. Качество воздействия зависит от: управленческой и организационной деятельности, в которой они реализуются; целесообразности действий субъекта управления, его главных составляющих (органов управления, социальных организаций в целом, отдельных людей - управляющих), которые осуществляют управленческую и организационную работу, принимают управленческие решения и добиваются управленческого результата.

Междисциплинарный характер социального управления формирует особенности предмета этой науки и включает:

Закономерности (тенденции) и детерминации социального воздействия, факторы, определяющие развитие социальных систем;

Случайности (отклонения, дополнения);

Проблемы социального воздействия и развития (циклы, социальные алгоритмы, социальная организация, самоорганизация и дезорганизация, социальные конфликты, кризисы);

Субъективно-объективные и межсубъективные отношения и взаимосвязи, организационно-управленческая среда;

Способы управленческого воздействия.

1.2 Законы и принципы социального управления

Закон - система установленных стандартизированных норм, регулирую-щих человеческое поведение с целью социального контроля. Законы науки управления контролируют общие, существенные и необходимые связи, возникающие в общественной жизни. Законы управления выражают важные внутренние устойчивые черты, особенности процесса управления. Они носят объективный характер и не зависят от воли людей, напротив, определяют их волю, сознание и намерения. Осознанное использование законов позволяет приводить деятельность людей в соответствие с объективными требованиями жизни.

Закон приоритетности социальных целей является определяющим в целеполагании. Не производство, не политика, не экономика являются целью развития общества и условием поддержания его равновесия и стабильности, а постоянное повышение качества жизни его членов, их благосостояния, социального самочувствия, непрерывное совершенствование потребностей и образа жизни.

Закон доминирования глобальной цели в развитии социальной системы является основополагающим для социального управления. Суть его заключается в том, что каждая социальная система состоит из ряда подсистем: экономической, политической, технической, организационной, социальной, духовно-культурной. Они составляют единый организм, но поддержание его целостности возможно только при доминировании генеральной, главной цели над целями каждой подсистемы.

Закон необходимого разнообразия гласит: разнообразие управляющей системы должно быть не меньше разнообразия управляемого объекта. Чем сложнее объект управления, тем сложнее должен быть и орган, который им управляет.

Следовательно, суть этого закона состоит в том, что управляющая подсистема должна обладать достаточным разнообразием управляющих воздействий и пропускной способностью для переработки информации и выдачи управленческих решений, чтобы успешно справиться с разнообразием системы и обеспечить ее функционирование и развитие в соответствии с заданной программой.

Закон специализации управления предполагает, что управление современными общественными делами ведет к расчленению его функций, к специфическому их проявлению в конкретных условиях, на разных уровнях управления, различных направлениях. Поэтому управление требует наличия высокого профессионализма в различных сферах: экономической, социальной, политической, психологической, организационно-технической, правовой, экологической, демографической и т. п. Осваивая эти сферы, субъект управления интегрирует, объединяет многознание в принятых управленческих решениях, проектах, концепциях, программах.

Закон возрастающей субъективности и интеллектуальности в управлении определяет характер управленческого воздействия. Закономерность управленческих отношений в том, что, будучи по сути своей отношениями людей, складывающимися в процессе управления, все они в той или иной форме проходят через сознание людей, создаются и совершенствуются людьми, конечно, в зависимости от объективных изменений в производстве, обществе. Поэтому природа управленческих отношений двойственная - объективно-субъективная.

Закон экономии времени направлен на достижение поставленной цели с учетом наименьших временных потерь. Чем меньше времени будет потрачено на достижение цели, тем меньше в конечном итоге потребуется материальных, человеческих и финансовых ресурсов. Время достижения поставленной цели во многом зависит от скорости и адекватности реакции субъекта управления на объект управления. Закон экономии времени раскрывает один из механизмов повышения эффективности управления. Решение любого вопроса в управлении в более короткое время своевременно оказывает положительное влияние на конечный результат.

Первоначальная стадия формулировки закона в начале его теоретического исследования носит название закономерности. Исследование закономерностей обеспечивает сбалансированность развития социального и биологического, помогает достигнуть гармонии социальной и природной среды, что, в свою очередь, актуализирует такую закономерность социального управления, как доктринальность. Разработка и реализация социальной доктрины в процессе управления позволяют на практике осуществить системный характер управленческого воздействия. Таким образом, доктринальность - универсальная закономерность современного социального управления.

Социальная доктрина - разновидность глобальной технологии, которая определяет место социальной системы в геополитическом пространстве, выделяет приоритеты в реализации коренных социальных интересов той или иной нации, содержит механизмы их реализации (экономические, международные, культурно-духовные, экологические, военные) и является основополагающей для определения стратегических целей социальной политики, социальных ориентиров реформирования, выработки любого вида политики для выражения интересов граждан. Процесс ее выработки предполагает объективный научный анализ сложившейся социально-экономической ситуации, трезвую оценку прошлого исторического опыта, изучение внешних факторов, ведущих тенденций мирового развития, геополитического пространства.

На этой основе в социальной доктрине, во-первых, выделяют главные национальные интересы, соответствующие перспективным целям данной страны и всего человечества; во-вторых, среди них определяют ряд интересов, от удовлетворения которых, прежде всего, зависят национальная безопасность данной страны и возможность существования независимого национального государства; в-третьих, определяют те первоочередные ресурсы, которые могут быть использованы для достижения стратегических социальных целей, сохранения и развития генофонда нации, увеличения продолжительности жизни людей, снижения смертности, повышения рождаемости, словом, для повышения качества жизни своих граждан.

Следует заметить, что в России идет процесс формирования современной социальной доктрины развития общества как теоретической основы общих исходных положений не только социальной, но и остальных видов политики. Социальная доктрина раскрывает наиболее общие представления о социальной сфере, о социальных целях общества и принципиальных механизмах ее реализации.

Логика построения социальной доктрины включает несколько этапов:

1) определение границ социальной сферы, которая является объектом управленческих воздействий;

2) оценка проблемной ситуации в этой области;

3) раскрытие алгоритма разработки социальной программы действий - как долгосрочных, так и среднесрочных;

4) выявление принципиальных механизмов социального обустройства общества, которыми руководствуются при разработке концепции социальной безопасности.

Общим вектором разработки современной социальной доктрины российского общества и путей ее реализации, на наш взгляд, является корпоратизм.

Под принципами социального управления следует понимать основные правила, положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в социальных условиях, сложившихся в обществе. Они определяют требования к системе, структуре, процессу и механизму социального управления. Принципы социального управления представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, присущих им характерных черт, фактов и признаков, которые становятся общим началом их деятельности. Следовательно, принципы социального управления - это руководящие идеи, исходные положения, отражающие законы развития отношений управления. Взаимосвязь принципов, законов и закономерностей можно представить в такой последовательности: законы социального развития -> социальные законы соответствующего периода (этапа) социального развития -> законы и закономерности социального управления -> принципы социального управления. При этом важное различие между принципами и методами социального управления состоит в том, что принципы управления не выбирают - им следуют.

К основным принципам социального управления относят:

Принцип единоначалия в принятии решений и коллегиальности при их обсуждении;

Сочетания отраслевого и территориального управления;

Приоритетности в достижении стратегических целей;

Научности социального управления;

Прогнозирования социального управления;

Мотивации (стимулирования) труда;

Ответственности за результаты социального управления;

Рационального подбора, подготовки, расстановки и использования кадров;

Экономичности и эффективности управления;

Системности (рассмотрение объекта или субъекта управления как системы, состоящей из различных звеньев);

Иерархичности (рассмотрение систем как многоступенчатых, многоуровневых, которые требуют деления на элементы, при этом каждая ступень управляет нижестоящей ступенью и одновременно является объектом управления по отношению к вышестоящему уровню);

Необходимого разнообразия (управляющая система должна обладать не меньшей сложностью и разнообразием, чем управляемая система);

Обязательности обратной связи (получение информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую систему путем сравнения фактического состояния с заданным);

Ситуационного управления по прогнозированию возмущений;

Программно-целевой;

Делегирования полномочий;

Гуманизма и нравственности в управлении;

Гласности в принятии решения.

Принцип позволяет формировать систему методов и выбирать каждый метод в отдельности, но каждый отдельный метод не имеет такого же воздействия на принципы управления.

Таким образом, принципы социального управления должны:

Основываться на законах развития общества и законах управления;

Соответствовать целям социального управления и отражать основные свойства, связи и отношения управления;

Учитывать временные и территориальные аспекты процессов социального управления;

В необходимых случаях иметь правовое оформление, получать закрепление в различных нормативных документах.

Системы принципов управления изменяются в процессе развития социального управления. Тем не менее, основные принципы управления полностью исчезнуть не могут, так как выражают требования к системе социального управления. Формы же и методы использования этих принципов на различных этапах социального развития могут и должны быть различными.

На основе которых будут применяться средства развития коммуникативных умений. Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования коммуникативных умений в процессе профессиональной подготовки социальных работников 1.1 Социальная работа как специфический вид профессиональной деятельности В апреле 1991 года впервые в России в квалификационный справочник была включена профессия «социальный...

В санатории и детские оздоровительные лагеря для сотрудников и их детей; - пересмотреть коллективный договор, ввести новые социальные льготы, утвердить размеры социальных выплат, предоставляемых организацией. 3. Совершенствование нравственных аспектов в социальном управлении Для ЗАО ТРК «МКС» можно выделить ряд наиболее распространенных мер по повышению этичности сотрудников, принятых в...

Субъектами социального управления являются социальная организация, социальная система, коллектив, группа, личность.

Социальная организация имеет особое значение формирования и функционирования социального управления, так как ее определяющим признаком является цель.

Социальная организация выступает и как целевой объект социального управления, и как целевая общность, в которой достижение общих целей возможно только через достижение целей индивидуальных, и наоборот, достижение индивидуальных целей возможно только через выдвижение и достижение общих целей. В первом случае создаются трудовые коллективы (учреждения, предприятия), а во втором - общественные организации (ассоциации), что особенно характерно для периода расцвета (некоторые определяют его как «разгул») свободы индивидуальной инициативы в России с начала до конца 1990-х гг., когда число ассоциаций, общественных организаций, в частности партий, росло как на дрожжах, а число государственных предприятий и учреждений катастрофически сокращалось.

Коллективное целедостижение требует иерархии в управлении.

Категория «организация» может совпадать с категорией «управление» (хотя его и не исчерпывает). В рассматриваемом случае объект социального управления - социальная организация - означает деятельность по распределению функций, координации. Иначе говоря, это процесс целенаправленного воздействия на объект, а поэтому предполагает наличие и организатора, и организуемых. Кроме того, термин «социальная организация» используется для характеристики степени упорядоченности самого объекта.

Но нас интересует не вообще организация, а организация социальная.

Социальные свойства организации - организационные цели, функции, эффективность результатов, мотивация, стимулирование персонала.

Таким образом, социальная организация формируется как социальная среда, включающая социальные группы, статусы, нормы, отношения лидерства, сплоченности и конфликтности и рассматривается как наиболее развитый вид социальной системы, элементами которой являются люди и возникающие между ними отношения, а системообразующими характеристиками выступают цель, управление и взаимодействие. Основной элемент этой системы - человек - имеет собственную природу и наибольшую свободу выбора форм поведения. Этим объясняется неопределенность функционирования и обязательное наличие границ управляемости.

В социальную систему входят также элементы другой природы (например, материалы, техника, технологии). В таком случае формируются социотехнические системы. Все социотехнические системы в качестве целевой функции имеют производство того или иного вида продукции или услуг, в том числе управленческих, информационных. Эффективность деятельности таких организаций оценивается через степень достижения поставленных целей.

Существуют два вида социотехнических систем:

  • 0 организации, занимающиеся производством и распределением материальных ценностей и услуг, т.е. производственные, торговые, обслуживающие организации;
  • 0 учреждения, функционирующие в сфере умственного труда, образовательные, лечебные, пенсионные, культурные, научные, проектные.

Социотехнические системы сталкиваются с проблемой личность - общество. Поэтому выделяют еще три группы социотехни- ческих систем для повышения эффективности управления ими:

  • 0 занятые удовлетворением человеческих потребностей, «работающие на каждого», производя предметы материального и духовного потребления, и обеспечивающие рекреацию личности;
  • 0 занятые в сфере общественной интеграции, «работающие на целое», осуществляя социальный контроль и управление, например всевозможные НПО;
  • 0 промежуточные группы организаций, занятых социализацией, т.е. «работающие на каждого и на целое общество», - учреждения воспитательные, информационные, образовательные, здравоохранения.

Все социальные организации участвуют в общественных отношениях, в связи с чем выделяют организации двух типов:

  • 0 организации, партнерами которых являются другие организации, т.е. участники межорганизационных отношений. Содержанием этих отношений являются промежуточные результаты деятельности (например, хозяйственной - база, предприятия по изготовлению комплектующих и т.д.);
  • 0 организации, партнерами которых является массовый потребитель (какие-либо группы населения). Эти организации выступают участниками организационно-массовых отношений по поводу конечного продукта своей деятельности. Поведение этой среды всегда более неопределенное и часто стихийное. Отношения в этих организациях либо аудиторные, осуществляющиеся вне организаций, либо клиентурные, осуществляющиеся внутри организаций.

Согласно функциональному критерию типологии социальных организаций выделяют формальные и неформальные организации.

Формальные базируются на функциональном разделении труда, их характеризуют: рациональность и принципиальная безличность; в основном служебные отношения людей; только функциональные цели. Главная функция такой организации - соединение людей со средствами и целями коллективного труда.

Все современные формальные организации являются по своей природе бюрократическими. В буквальном смысле бюрократия - это правление официальных лиц.

Бюрократия - явление историческое. Его изучению посвящали свои работы такие известные социологи, как М. Вебер (социология бюрократий), М.Ю. Блау, М. Рэйпал и др. Вебер ввел понятие «идеальный тип бюрократии» и дал ему следующую характеристику:

  • 0 наличие четкой иерархии авторитетов;
  • 0 действие предписаний на всех уровнях организации, которыми руководствуются официальные лица (регламенты прав и обязанностей);
  • 0 получение каждым работником фиксированного оклада, более высокий оклад достигается при последовательном продвижении по служебной лестнице;
  • 0 распоряжение материальными ресурсами, которыми члены организации не владеют;
  • 0 отдаление работников от участия в управлении;
  • 0 осуществление контроля каждого высшего авторитета за авторитетом более низкого уровня, отсутствие горизонтальных связей между ними.

Достоинствами организаций этого типа являются:

  • 0 возможность принимать решения согласно общим критериям;
  • 0 заинтересованность в поддержании высокого уровня компетенции своих служащих;
  • 0 уменьшение коррупции благодаря полной занятости и фиксированному окладу.

Существенное влияние на современные формальные организации оказывают процессы профессионального роста кадров и развития информационных технологий. Дело в том, что высококвалифицированные кадры более автономны, они слабо зависят от иерархии авторитетов, имеют больше полномочий, чем работники средней квалификации. Это ломает бюрократическую иерархическую структуру и способствует повышению гибкости системы управления. Развитие информационных технологий усиливает ответственность человека и роль социального выбора по сравнению с социальной необходимостью, что еще более расшатывает бюрократическую модель организации.

Неформальные организации возникают как социально-психо- логические объединения, складывающиеся спонтанно в результате длительного межличностного и внутригруппового общения, системы связей, норм и действий. В таких организациях возникают отношения лидерства и в результате группа распадается на формальную и социально-психологическую. Рано или поздно такое раздвоение может привести к дезорганизации. Поэтому важно вовремя находить формы совмещения этих двух типов организаций, используя для этого выборность руководителей, их ротацию, кадровую политику, обновление персонала, подбор новых кадров и т.д.

Таким образом, помимо формальной складывается и система самоорганизации, которая обеспечивает совершенствование и дальнейшее развитие организации. На этой основе, в частности, выстраивается важная часть системы формирования корпоративных ценностей и культуры.

Суммируя изложенное выше, отметим, что реализация функций социальных организаций всегда требует координации, управления взаимодействием отдельных индивидов и групп. Важным аспектом этого взаимодействия являются социальные отношения, особой формой которых выступают властные отношения в организациях.

Социальное управление осуществляется различными методами и средствами - экономическими, административными, идеологическими, социальными, социально-психологическими, а также с привлечением социальных технологий.

Социальные системы являются одновременно субъектом и объектом управления, что определяет необходимость рассматривать субъект и объект управления как две постоянно взаимодействующие системы (управляющую и управляемую). Управляющая система (субъект управления) является частью управляемой (объекта управления). Размер и границы управляющей системы зависят от масштабов и особенностей управляемой. Отсюда следует, что функционирование субъекта управления определяется в основном особенностями объекта.

Объекты социального управления - это , в обобщенном виде, человек и его труд, в более широком масштабе - это большие коллективы и общности людей (организация, регион, отрасль, страна). Объектом управления могут быть также отдельные функции, например управление финансами, сбытом, персоналом и т. д.

Вида объектов социального управления :
производственные, включающие в себя звенья организации общественного производства;
структурные, возникающие как звенья системы управления;
функциональные, являющиеся функциями, которые выделяются специальным механизмом управления.

Таким образом, в обобщенном виде объект социального управления - это комплекс деятельности людей, выделенный из социальной среды либо в качестве звена социальной системы, либо в виде особой функции, требующей специального механизма управления.

Объекты социального управления начинают формироваться с организационного выделения их в качестве основных структурообразующих звеньев социальной системы. Например, такое звено - это производственное предприятие, являющееся своеобразной точкой отсчета уровней как в макросистеме управления экономикой, так и в микросистеме внутрифирменного управления. Это звено является основой формирования производственных объектов управления различных масштабов - отрасли, региона, народного хозяйства в целом.

Выделение производственных объектов управления лежит в основе построения системы управления, каждое звено которой является также структурным объектом управления. Эти объекты выделяются по функциям и трудоемкости их реализации, что способствует формированию функциональных объектов управления. Формирование и развитие объектов управления лежат в основе постоянного совершенствования системы управления обществом.

Наиболее важную роль в формировании объектов социального управления играют экономические, организационные, социальные и технико-технологические факторы. Факторы, отражающие требования объективных законов социального развития, диалектически взаимосвязаны. Важную роль в формировании объектов управления играют также формы сочетания отраслевого и территориального управления, уровни его централизации и децентрализации. Факторы формирования объектов управления влияют на их масштабы, внутреннюю структуру, общеорганизационный статус, экономическое и социальное положение, систему управления.

Социальные системы являются одновременно субъектом и объектом управления, что определяет необходимость рассматривать субъект и объект управления как две по­стоянно взаимодействующие системы (управляющую и управляемую) . Управля­ющая система (субъект управления) является частью управляемой (объекта управле­ния). Размер и границы управляющей системы зависят от масштабов и особенностей управляемой. Отсюда следует, что функционирование субъекта управления опреде­ляется в основном особенностями объекта. В обобщенном виде объектами управления являются человек и его труд, в более широком масштабе - это большие коллективы и общности людей (организация, ре­гион, отрасль, страна). Объектом управления могут быть также отдельные функции, например управление финансами, сбытом, персоналом и т. д. Существует три вида объектов управления: производственные, включающие в себя звенья организации общественного производства; структурные, возникающие как звенья системы управления; функциональные, являющиеся функциями, которые выделяются специальным механизмом управления. Таким образом, в обобщенном виде объект управления - это комплекс деятель­ности людей, выделенный из социальной среды либо в качестве звена социальной системы, либо в виде особой функции, требующей специального механизма управле­ния . Объекты управления начинают формироваться с организационного выделения их в качестве основных структурообразующих звеньев социальной системы. Например, такое звено - это производственное предприятие, являющееся своеобразной точкой отсчета уровней как в макросистеме управления экономикой, так и в микросистеме внутрифирменного управления. Это звено является основой формирования произ­водственных объектов управления различных масштабов - отрасли, региона, на­родного хозяйства в целом. Выделение производственных объектов управления лежит в основе построения системы управления, каждое звено которой является также структурным объектом управления. Эти объекты выделяются по функциям и трудоемкости их реализации, что способствует формированию функциональных объектов управления. Формиро­вание и развитие объектов управления лежат в основе постоянного совершенствова­ния системы управления обществом. Наиболее важную роль в формировании объектов управления играют экономи­ческие, организационные, социальные и технико-технологические факторы. Факто­ры, отражающие требования объективных законов социального развития, диалекти­чески взаимосвязаны. Важную роль в формировании объектов управления играют также формы сочетания отраслевого и территориального управления, уровни его централизации и децентрализации. Факторы формирования объектов управления влияют на их масштабы, внутреннюю структуру, общеорганизационный статус, эко­номическое и социальное положение, систему управления .

Еще по теме ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ:

  1. ТИПЫ ОТНОШЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
  2. Государственное управление социальными процессами и социальной сферой экономики. Участие государства в социальных процессах
  3. Современная система управления финансами. Управление финансами: понятие, объекты и субъекты управления, функции
Так, дистанция власти (уровень неравенства между людьми, который воспринимается населением страны как нормальный) оказалась слишком большой у Бельгии, Франции и Португалии. Коллективизм превалирует над индивидуализмом в Португалии и Греции. Австрия, Германия, Италия, Англия и Ирландия - преимущественно “мужские” страны, тогда как Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания, Нидерланды - “женские”. Бельгия, Испания, Франция, Греция, Португалия не любят риска, в то время как Дания, Ирландия, Англия и Швеция считают риск благородным делом.

Все эти особенности оказывают влияние на менеджмент в отдельных странах. Большая дистанция власти содействует централизации, а незначительные разрывы между уровнями социального управления выдвигают на первый план децентрализацию. Коллективизм способствует совместным усилиям и семейным предприятиям, индивидуализм стимулирует поиск личного вознаграждения и профессиональную мобильность. “Мужской” показатель содействует состязательности и элитаризму, “женственность” стимулирует развитие солидарности и сочувствие к ближнему. Отказ от риска идет рядом со склонностью к регламентации и властности, тогда как противоположное понятие поощряет оппортунизм и толерантность к необычному поведению и т.д.

Поэтому проблемы формирования и реализации модели социального управления нужно решать дифференцированно как на макроуровне в отношении отдельных стран и регионов, так и на микроуровне относительно конкретных организаций с учетом сложившихся в них типов организационной культуры и соответствующих тенденций исторического развития. Иными словами, модель хозяйствования и управления, приемлемая для одной страны (региона), может оказаться несостоятельной и недейственной для другой из-за различий в проявлении фактора культуры и этнопсихологических особенностей.

Содержание науки социального управления - выявление законов и закономерностей, разработка принципов, функций, форм и методов целенаправленной деятельности людей в процессе управления обществом, его главными сферами и звеньями. Поэтому основа научного менеджмента - социальные законы и их действие в процессе социального управления. Отсюда теория социального управления - это комплексная система знаний, использующая данные различных социальных наук для разработки принципов и методов воздействия на людей в социальных процессах на основе установления законов и закономерностей управления обществом.

Социальное управление как особый вид человеческой деятельности возникает из необходимости организации совместной деятельности людей и порождается, с одной стороны, разделением труда (в основе которого лежит неравенство способностей), а с другой - социально-историческими условиями конкретного общества. При этом социальное управление является деятельностью, охватывающей весь процесс общественной жизни, - политическую, экономическую и духовную сферы.

Система социального управления

Сущность социального управления определяет формирование и функционирование этого класса управления как системы.

Система социального управления включает следующие компоненты: механизм управления, структуру управления, объекты управления, функции управления, кадры управления, процесс управления. Система управления - это форма реализации взаимодействия и развития отношений управления, выраженных прежде всего в законах и принципах управления, а также в целях, функциях, структуре, методах, процессе и механизме управления.

Механизм управления создается и целенаправленно изменяется людьми, которые осуществляют регламентацию всей совокупности функций, форм, методов, рычагов и стимулов социального управления, чтобы достичь наибольшей его эффективности в данных конкретно-исторических условиях. Общество как сложная, многоцелевая социальная система требует, чтобы механизм управления обеспечивал четкое взаимодействие всех его подсистем и решение стоящих перед ним задач. С эти позиций в общем механизме управления выделяют экономический, организационный и социально-культурный механизмы , основу взаимосвязанного функционирования которых составляют требования системы объективных законов социального развития и управления (рис.3).

Функции управления - это особые виды деятельности, выражающие направления или стадии осуществления целенаправленного воздействия на связи и отношения людей в процессе жизнедеятельности общества и управления им. К основным функциям социального управления относятся планирование и прогнозирование, организация, координация и регулирование, стимулирование и обучение, анализ и контроль.

Структура отражает состав и соподчиненность различных элементов, звеньев и ступеней управления, функционирующих для достижения определенной цели. Функции и структура управления являются двумя сторонами единого целого - организации системы социального управления и выступают соответственно как содержание и форма процесса управления .

Структура управления может быть малоступенчатой (плоской) и многоступенчатой (высокой), а также относиться к одному из трех основных типов организационных структур - линейной, функциональной или линейно-функциональной (штабной). При этом особенности объекта управления во многом определяют создание соответствующих систем управления. Если, например, какая-либо система имеет выраженное “женское” начало, то стиль управления в ней должен в большей мере носить демократический и коллегиальный характер, а наиболее приемлемыми типами организационной структуры будут функциональный, матричный, штабной. В условиях же социальной системы с преобладанием “мужского” начала стиль управления должен тяготеть к авторитарности и единоначалию, что отражается и на организационной структуре, которая должна быть линейной, линейно-функциональной и т.п.

Социальные системы
и их составляющие

Социальные системы, как отмечалось, являются одновременно субъектом и объектом управления, что определяет необходимость рассматривать субъект и объект управления как две системы (управляющую и управляемую), находящиеся в постоянном взаимодействии. При этом управляющая система (субъект управления) выступает как часть управляемой (объект управления), и ее величина и границы зависят от масштабов и особенностей последней. Отсюда следует, что функционирование субъекта управления определяется в основном особенностями объекта.

В самой социальной системе и в ее крупных составляющих (управляемой и управляющей системах) ясно просматриваются своеобразные системы меньшего уровня :

техническая система представляет собой пропорциональное сочетание отдельных технических средств из множества отдельных видов различного оборудования;

технологическая система основана на делении материального и духовного производства, политической деятельности на стадии и процессы. Она представляет собой набор правил и норм, определяющих последовательность операций в процессе материального или духовного производства и управления ими;

организационная система с помощью разработки структуры управления, соответствующих положений и инструкций позволяет рационально использовать технические и технологические средства, площади и трудовые ресурсы;

экономическая система представляет собой единство хозяйственных и финансовых процессов и связей;

социальная система является совокупностью социальных отношений, образуемых в результате совместной деятельности, и вместе с экономической определяет цели материального и духовного производства, общественной политики, формирует принципы и методы их организации.

Все системы взаимосвязаны и в своем единстве составляют целостный социальный организм. При этом техническая, технологическая и организационная системы в совокупности обеспечивают и характеризуют организационно-техническую сторону управления, а экономическая и социальная - социально-экономическую .

Каждая такая система в определенные периоды развития социальных целых может занимать доминирующее положение, характеризуя тем самым особенности различных частей организационной структуры управления (ведущее положение технико-технологических, организационно-правовых, экономических или социальных служб), а также господствующее положение в сфере социального управления представителей тех или иных управленческих профессий . При этом смена ведущих позиций представителей различных управленческих профессий соответствует, на наш взгляд, циклическому превалированию то организационно-технической, то социально-экономической сторон управления, а также одной из систем низшего уровня (рис.4).

Известно, что развитие мирового менеджмента в ХХ столетии проходило ряд стадий. Сначала высшие управленческие посты и лидирующее положение в разработке проблем управления занимали инженеры , стремившиеся максимально рационализировать и механизировать производство; на смену им пришли экономисты и финансисты , видевшие главную задачу в получении максимума прибыли за счет правильного использования экономических законов и эффективного управления капиталом. Затем наступил период, когда высшее звено управления начало рекрутировать юристов , считая, что главное в менеджменте и бизнесе - соблюдение установленных предписаний, инструкций, других нормативных актов и законности в целом.

В настоящее время управляющими высшего ранга и разработчиками глобальных проблем социального управления становятся выходцы из структур кадрового менеджмента, т.е. персоналоведы , ставящие в центр современной концепции управления Человека. По оценкам ведущих западных исследователей, именно персоналоведы будут занимать лидирующие позиции в управлении современным миром. Иными совами, современный директор - это директор по кадрам, каждый управляющий - это управляющий персоналом.