Скорость ил 76 при десантировании. Главные внешние отличия

По кодификации НАТО: Flanker-C

Советский/российский двухместный многоцелевой тяжёлый истребитель поколения 4+, спроектированный на базе Су-27УБ.

Описание

Создан на базе учебно-боевого двухместного Су-27УБ (Т-10У) путём его глубокой модернизации. Предназначен для управления групповыми боевыми действиями истребителей при решении задач завоевания господства в воздухе, обеспечении боевых действий других родов авиации, прикрытии наземных войск и объектов, уничтожении десантов в воздухе, а также для ведения воздушной разведки и уничтожения наземных или надводных целей. В отличие от Су-27УБ, Су-30 может выполнять боевые задачи, связанные с большой дальностью и продолжительностью полёта и эффективным управлением группой истребителей.

На Су-30 оборудована система дозаправки топливом в воздухе, новые навигационные системы, расширен состав аппаратуры управления групповыми действиями, а также была модернизирована система жизнеобеспечения. За счёт установки новых ракет и системы управления вооружением значительно повышена боевая эффективность самолёта.

Модификации

Современные модификации Су-30 производства КНААПО Су-30М2, Су-30МК2, Су-30МКВ, Су-30МКК, Су-30МК2-В, Су-30МК2-И, Су-30МК2-V.

Современные модификации Су-30 производства «Иркут» Су-30МКИ, Су-30МКИ(А), Су-30МКМ, Су-30СМ

-Су-30К (коммерческий)

Коммерческий вариант двухместного истребителя-перехватчика на оснорве Су-27УБ с системами дозаправки топливом в полёте и спутниковой навигации (GPS, ГЛОНАСС). Первый полёт состоялся в 1993 году. Двигатели - АЛ-31Ф. Ограниченный внутренний объем самолёта не позволяет разместить все оборудование на борту, что влечет за собой размещение части аппаратуры в контейнерах на внешних узлах подвески. К ним относятся системы лазерного дальнометрирования и целеуказания для применения управляемого оружия с лазерными ГСН и тепловизионная - для обнаружения целей в инфракрасном диапазоне, позволяющая работать ночью и в сложных метеоусловиях. Самолёт оборудован катапультируемыми креслами К-36ДМ, установленными с наклоном 30 град.. По своим боевым характеристикам Су-30К способен дополнительно использовать по морским и наземным целям высокоточное управляемое оружие класса "воздух-поверхность" с дальностью пуска до 250 км. Широкая номенклатура вооружения, способность не только вести воздушный бой, но и атаковать наземные и морские цели. Су-30К получили возможность дополнительно использовать высокоточное тактическое оружие класса воздух-поверхность - противокорабельные ракеты Х-31А, ракеты подавления средств ПВО Х-31П, ракеты дальнего телевизионного наведения Х-59М и ракеты ближнего действия Х-29Т, корректируемые авиабомбы КАБ-500 и КАБ-1500. Одновременно повышена эффективность решения задачи завоевания превосходства в воздухе за счёт применения ракеты с АГСН РВВ-АЕ.

-Су-30МК (модернизированный, коммерческий)

Двухместный ударный самолёт, предназначенный для продажи другим странам. Первый полёт произошёл в 1993 году. Расширилась номенклатура вооружения: Р-77, Х-31, Х-29, Х-59М. Увеличена максимальная взлётная масса с 30 до 38,8 т, боевая нагрузка возросла с 4 до 8 т, назначенный ресурс планера с 2000 до 3000 часов, двигателя - с 900 до 1500 часов.

-Су-30МКИ (модернизированный, коммерческий, индийский; Flanker-H)

Версия Су-30МК для Индии. Первый полёт прототипа - 1997 год. Многофункциональный двухместный истребитель с передним горизонтальным оперением и двигателем с отклоняемым вектором тяги (АЛ-31ФП), с БРЭО производства в рамках международной кооперации Россия - Франция - Израиль - Индия, с новой БРЛС Н011М с пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР) и расширенным составом вооружения класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».

-Су-30КН (коммерческий, новый)

Двухместный истребитель на базе Су-30К с модернизированным составом БРЭО и РЛС с дополнительным автономным радиолокационным каналом с ФАР «Перо». Первый полёт - 1999 год. Установлен приёмник А-737 спутниковой навигационной системы с поддержкой ГЛОНАСС и NAVSTAR. В радиолокационную станцию БРЛС Н011М добавлен вычислитель для новых режимов работы (картографирования земной поверхности и селекции движущихся целей). В обеих кабинах самолёта телевизионные экраны индикаторов прямой видимости заменены на жидкокристаллические цветные дисплеи МФИ-55, впоследствии на МФИ-68. В системе управления оружием (СУО) добавлен вычислитель МВК для сопряжения СУО с новыми управляемыми ракетами классов «воздух-воздух» и «воздух-земля» Р-77, Х-31, Х-59, Х-29.

-Су-30МКК (модернизированный, коммерческий, китайский; Flanker-G)

Версия Су-30МК для Китая. Двухместный истребитель с расширенными возможностями работы по наземным целям, БРЛС Н001М модернизирована в БРЛС Н001ВЭ. Двигатели - АЛ-31Ф. Первый полёт 1999 г.

-Су-30МКИ(А) (модернизированный, коммерческий,индийский для Алжира)

Версия Су-30МК для Алжира. Первый полёт - 2007 год. БРЛС Н011М.

-Су-30МКМ (модернизированный, коммерческий, малайзийский)

Версия Су-30МК для Малайзии. Базируется на версии Су-30МКИ. БРЛС Н011М.

-Су-30МКВ (модернизированный, коммерческий, вьетнамский)

Версия для Вьетнама.

-Су-30МК2 (модернизированный, коммерческий, версия 2)

Усовершенствованная версия Су-30МК. Первый полёт - 2002 год, двигатели - АЛ-31Ф. РЛС Н001. Вооружение: 6 РВВ-АЕ/Р-27/Р-73/Х-29/Х-31, контейнер РЭП. Экспортная цена - около $50 млн.

-Су-30МК2-V

Версия Су-30МК2 для Венесуэлы.

Версия Су-30МК2, предназначенная для ВВС России. В 2010 году окончены заводские лётные испытания первого серийного Су-30М2.

-Су-30СМ (серийный модернизированный)

Су-30МКИ для ВВС России. Двигатели АЛ-31ФП. Первый полёт состоялся 21 сентября 2012. По состоянию на 2014 год, для ВВС России заказано 60 Су-30СМ (поставлено 16 машин - 3 в ГЛИЦ им. Чкалова, 3 - в Липецкий авиацентр, 10 - на авиабазу Домна под Читой), для ВМФ России - 5 машин. В 2015 году МО РФ заказало ещё восемь машин для авиации ВМФ России с поставкой в 2016-2017 годах.

На экспортных модификациях Су-30 широко используется оборудование иностранного производства - бортовые компьютеры, навигационное оборудование и т. д. ОКБ «Сухой» сотрудничает с поставщиками из Франции, Индии, Израиля.

Характеристики Су-30

Технические характеристики

Экипаж: 2 человека
-Длина: 21,9 м
-Размах крыла: 14,7 м
-Высота: 6,36 м
-Площадь крыла: 62 м2
-Масса:
-пустого: 18800 кг
-нормальная взлётная: 24900 кг
-максимальная взлётная: 34500 кг
-предельная взлетная: 38800 кг
-топлива: 9640 кг
-Двигатель: 2 х ТРДДФ «АЛ-31Ф» (АЛ-31ФП на Су-30СМ)
-Тяга:
-максимальная бесфорсажная: 2 х 7770 кгс
-на форсаже: 2 х 12500 кгс
-углы отклонения вектора тяги (для АЛ-31ФП): +...-16 град. в любом направлении, +...-20 град. в плоскости
-скорость отклонения вектора тяги (для АЛ-31ФП): 60 град./с
-масса: 1520 кг
-Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9 G

Лётные характеристики

Максимальная скорость:
-у земли: 1350 км/ч (М=1,13)
-на высоте: 2125 км/ч (М=1,9-2,0 для варианта с ПГО)
-Дальность полёта:
-у земли: 1270 км
-на высоте: 3000 км
-боевой радиус: 1500 км
-Продолжительность полёта: 3,5 ч (без дозаправок)
-Практический потолок: 17300 м
-Скороподъёмность: 13800 м/мин (230 м/с)
-Длина разбега: 550 м
-Длина пробега: 750 м
-Тяговооружённость:
-при нормальной взлётной массе: 1,00
-при максимальной взлётной массе: 0,84
-при предельной взлётной массе: 0,76
-Нагрузка на крыло:
-при нормальной взлётной массе: 398 кг/м2
-при максимальной взлётной массе: 532 кг/м2

Вооружение

Пушечное: 30-мм встроенная пушка ГШ-30-1
-Точки подвески: 12
-Боевая нагрузка: 8000 кг (до 10,4 т по РЛЭ).
-Подвесное вооружение:
-6 управляемых ракет средней дальности Р-77, Р-27Р или Р-27ЭР, Р-27Т или Р-27ЭТ с ТГС и 6 ракет ближнего боя Р-73 с ТГС;
-Свободнопадающие бомбы массой по 500 кг (до 8 единиц) или по 250 кг (28 единиц);
-Контейнеры КМГ-У (до 7 единиц) или блоки НАР С-13 и С-8 (до 4 единиц);
-Возможны различные комбинации управляемого и неуправляемого вооружения различного класса.

Сравнение с зарубежными аналогами

2005 Су-30МКИ ВВС Индии показал превосходство над F-16 и F-15 C/D Eagle ВВС США в учебных боях в небе над Индией.
-2015 В Великобритании в рамках международных учений Индрахануш («Радуга») произошли учебные бои между истребителями Eurofighter Typhoon КВВС Великобританиии и Су-30МКИ ВВС Индии. Индийские ВВС разгромили ВВС Британии со счётом 12:0.

Состоит на вооружении

Россия
-ВВС России: 3 Су-30, 16 Су-30М2, 39 Су-30СМ;
-ВМФ России: 8 Су-30СМ на ЧФ по состоянию на август 2015 года.
-Ангола - Подписан контракт на поставку 18 самолётов Су-30К. Ранее эти самолёты в 1997-1999 годах были поставлены в ВВС Индии. А в 2007-2009 годах были заменены на Су-30МКИ, и возвращены корпорации «Иркут». А позже воздухом, из Индии были доставлены в Беларусь, на 558-й авиационный ремонтный завод в Барановичах, для ремонта и модернизации.
-Алжир - 16 (ИАПО). Контракт был заключён в феврале 2006 года, парафирован в марте 2006 года. По состоянию на июнь 2008 года поставлено 8 самолётов (четыре - в 2007 году, по два самолёта - в марте и июне 2008 года). В 2011 поставлено 8 Су-30. В июле 2010, во время проведения авиафорума «Фарнборо-2010», появилась информация о подписании контракта с Алжиром на поставку ещё 16 Су-30МКИ(А) до 2012 года. Ожидается заключение контракта на поставку ещё 14 Су-30МКИ(А) в 2016-2017 гг.
-Венесуэла - КНААПО поставлены 24 самолёта Су-30МК2-V (4- 2006 г., 12- 2007 г., 8- 2008 г.).
Решение о покупке самолётов было принято после того, как пара Су-30 совершила беспосадочный полёт из России до Венесуэлы и обратно (с множественными дозаправками в воздухе и единственной посадкой в России). Первые два самолёта были поставлены в декабре 2006 года, 8 самолётов было поставлено в течение 2007 года, 14 поставлены в конце июля - начале августа 2008 года.Венесуэла приобретёт 12 самолётов на сумму 480 миллионов долларов. На данный момент все 24 истребителя поступили в распоряжение ВВС Венесуэлы.
-Вьетнам - 48 самолётов. В 2004 году Вьетнам приобрёл 4 самолёта Су-30МК2-В. (КНААПО) В январе 2009 года был подписан ещё один контракт на поставку 12 самолётов Су-30МК2. В феврале 2010 года было заявлено, что Вьетнам покупает ещё 12 истребителей Су-30МК2, доведя парк этих самолётов до 28. В июле 2010 года, во время проведения авиафорума «Фарнборо-2010», появилась информация о подписании контракта с Вьетнамом на поставку ещё 20 Су-30МК2 до 2012 года, доведя общее количество истребителей до 48. 21 августа 2013 года было объявлено о подписании контракта на поставку ещё 12 Су-30МК на $450 млн.

Индия - 200 Су-30МКИ. После долгих переговоров было заказано 50 самолётов Су-30МКИ, оборудованных новыми двигателями АЛ-31ФП и улучшенной авионикой. Также Индия приобрела лицензию на производство дополнительных 140 истребителей до 2020 года, на 2009 год 98 СУ-30МКИ. Завод «Иркут» поставил в 1997-1999 первые 8 Су-30К, в 2002-2004 32 Су-30МКИ. В 2007 году были переданы 18 истребителей Су-30МКИ взамен поставленных в 1997-1999 годах Су-30К. Поставка одних самолётов взамен других связана с невозможностью модернизации Су-30К до уровня Су-30МКИ. В 2008 году должна начаться реализация программы лицензионной сборки партии из 40 самолётов Су-30МКИ стоимостью 1,5 млрд долл. Из этой партии 20 Су-30МКИ будут поставлены в Индию уже облётанными, 15 - собранными полностью, но не облётанными, а остальные 5 будут поставлены «по второй фазе». Уровень боеготовности индийских Су-30 на 2014 год составлял 55 % (87 из 193 самолётов находились на обслуживании и в ремонте). Во время эксплуатации были потеряны 6 самолётов (30.04.2009, 13.11.2009, 13.12.2011, 19.02.2013, 14.10.2014, 19.05.2015).

Индонезия - 11 Су-30МК/МК2 (КНААПО 2 - Су-30МК 2003 г. и 3 - Су-30МК2 2007 г.) (6 - Су-30МК2 2013 г.) и 5 Су-27СК/СКМ (на август 2012 года). Истребители Су-30 ВВС Индонезии дислоцированы на авиабазе Хасануддин. 10 января 2012 года заключено соглашение о поставке 6 Су-30МК2. Поставки осуществлялись тремя партиями по 2 самолёта в 2013 году.
-Казахстан -4 Су-30СМ. 4 февраля 2015 стало известно о контракте на поставку 4-х Су-30СМ для ВВС страны. Казахстан подписал в 2014 году контракт стоимостью около 5 млрд рублей на покупку четырёх Су-30СМ. Сообщалось, что самолеты должны «не позднее начала мая» 2015 года поступить в состав 604-й авиационной базы Сил воздушной обороны Казахстана в Талды-Кургане (сейчас на вооружении этой авиабазы находятся истребители Су-27 и истребители-бомбардировщики МиГ-27). Также сообщалось, что министерство обороны Казахстана планирует до 2020 года купить ещё 32 самолета Су-30СМ. Самолеты, уже получившие окраску СВО Казахстана, имеют красные бортовые номера «01» (заводской номер 10МК5 1118, первый полет в Иркутске 31 января 2015 года), «02» (заводской номер 10МК5 1119, первый полет 19 февраля), «03» (заводской номер 10МК5 1120, первый полет 8 февраля) и «04» (заводской номер 10МК5 1201, первый полет 27 февраля), и были переданы казахстанской стороне в апреле. 7 мая 2015 года все 4 единицы принимали участие в военном параде в честь Дня Защитника Отечества в Астане.


-КНР - 73 Су-30МКК и 24 Су-30МК2, по состоянию на 2010 год 73 Су-30МКК поставил завод КНААПО в 2000-2004 годах. 24 Су-30МК2 поставлены в 2004 (ВМС НОАК (10-й авиаполк 4-й дивизии, Восточный флот)). Двигатели АЛ-31Ф-М1.
-Малайзия - 18 Су-30МКМ, по состоянию на 2010 год. НПК Иркут поставляет самолёты с 2007 г. Су-30 одержал победу в тендере на поставку самолётов ВВС Малайзии, победив в том числе и американский F-18. Контракт на поставку 18 истребителей на общую сумму 900 млн долл. был заключён 5 августа 2003 года. На начало июня 2009 года поставлены 12 истребителей Су-30МКМ. Частью договора также было то, что Россия организует полёт малайзийского космонавта на МКС.
-Уганда - 6 Су-30МК2, часть из которых поставлена в июле 2011 года, ещё часть поставлена в октябре 2011 года.
-Ирак - 10 Су-30К, по состоянию на июнь 2014 года. Иракские военные получили Су-30К, ранее состоявшие на вооружении в Индии.

Боевое применение

4 самолета Су-30СМ из состава 120-го смешанного авиационного полка с 30 сентября 2015 года участвуют в военной операции в составе Авиационной группы ВКС России в Сирии.

Катастрофы и авиационные проишествия

Дата
Страна,
бортовой номер
Место катастрофы
Жертвы
Краткое описание
12.06.1999 Россия Париж 0/2 Разбился в демонстрационном полёте на авиасалоне в Ле Бурже, когда после фигуры высшего пилотажа задел землю хвостовой частью
30.04.2009 Индия Индия 1/2
30.11.2009 Индия Индия, Джайсалмер 0/2 Разбился в тренировочном полёте.
13.12.2011 Индия Индия, Пуна 0/2 Разбился в тренировочном полёте
2012 Уганда Уганда 0/2 Посадка с невыпущенным шасси
28.02.2012. Россия Хабаровский край, Комсомольск-на-Амуре 0/2 В ходе приемочных испытаний представителями министерства обороны на ОАО «КнААПО» самолёт потерпел крушение в 130 км севернее Комсомольска-на-Амуре. При разгоне на высоте 3 км до максимальной приборной скорости загорелся правый двигатель, что привело к повреждению системы управления самолётом. По команде центра управления полётами лётчики катапультировались. Командир экипажа получил лёгкие травмы при приземлении в результате удара о дерево.
19.02.2013 Индия Индия, Раджастхан 0/2 Разбился в тренировочном полёте. Пострадавших нет, пилотам удалось катапультироваться.
14.10.2014 Индия, SB050 Индия, Пуна 0/2 Истребитель упал во время тренировочного полёта вскоре после взлета.
19.05.2015 Индия Индия, Ассам 0/2 Су-30МКИ потерпел катастрофу из-за технической неисправности,пилоты катапультировались.Из-за взрыва на земле двое человек получили ранения.
17.09.2015 Венесуэла, AMB-0460 Венесуэла 2/2 Cу-30МК2 разбился во время преследования самолёта нарушителя государственной границы.

В наши дни истребители Су-30МКИ стали символом, который олицетворяет качество отечественной авиационной техники. Сегодня среди явных успехов российской авиапромышленности и по оценке доброжелателей, и по оценке оппонентов, пожалуй, только вертолет Ми-17 последних модификаций заслужил такое же число положительных отзывов. В конце 2008 года, после того как были обнародованы результаты американо-французско-индийских учений Red Flag, британский авиационный журнал Flight предложил выбрать лучший истребитель среди F-22, Су-30МКИ и F-15. Решение читателей одного из наиболее авторитетных изданий мира оказалось довольно неожиданным. За российский Су-30МКИ отдали свои голоса 59% опрошенных, за американский самолет 5-го поколения F-22 – 37%, а за F-15 – всего 4%.

Доля в военном экспорте


Ценность столь высоких оценок «общественной экспертизы» возрастает на фоне того, что речь идет об истребителе, который на мировых рынках конкурирует с наиболее передовой продукцией США и стран Западной Европы. Хорошо известно, что в борьбе за такие привлекательные рынки, как Индия, Алжир, Малайзия, запрещенных приемов не существует. Малейшие логистические и технические недостатки сразу же превращаются в устах конкурентов в неискоренимые пороки. Несмотря на это, уровень критики в адрес российского Су-30МКИ не превышает «естественного» фона, а самолет продолжает успешно продаваться.

Материальные результаты программы Су-30МКИ могут вызывать лишь уважение. Количество законтрактованных истребителей приближается к 330, при этом число поставленных машин – превышает 230. Помимо этого в настоящее время положительно решен вопрос о закупке Индией дополнительной партии самолетокомплектов Су-30МКИ для лицензионной сборки на предприятиях корпорации HAL. С учетом анонсирования расширения гособоронзаказа Россией объем производства самолетов данного семейства может по самым минимальным оценкам составить порядка 400 истребителей.

Примечателен и тот факт, что в последние годы поставки многофункциональных истребителей семейства Су-30МКИ стабильно обеспечивают практически каждый 6-й доллар, который приходит в Россию по линии экспорта военной продукции. Для относительно компактной НПК «Иркут» – это достаточно серьезный результат.

Су-30МКИ создания

Истребитель Су-30МКИ был создан на базе Су-27УБ, серийно производится в Иркутске и в Комсомольске-на-Амуре. Самолет Су-30МКИ представляет собой двухместный высокоманевренный истребитель, который предназначен для завоевания господства в воздухе, поражения наземных и надводных целей при помощи управляемых и неуправляемых ракет, с возможностью обеспечения действий в составе группы.

Переговоры по вопросу поставок истребителей типа Су-27 велись с Индией, начиная с 1994 года. Проектирование в ОКБ «Сухой» истребителя для индийских ВВС на базе Су-30 началось в 1995 году. Главным конструктором по проекту был назначен А. Ф. Барковский. Уже 30 ноября 1996 года стороны подписали межгосударственный контракт на поэтапную поставку ВВС Индии 8 истребителей Су-30К и 32 многофункциональных двухместных истребителей Су-30МКИ. Самолеты должны были быть поставлены Индии несколькими партиями, с последовательным наращиванием БРЭО, вооружения и силовой установки. Головными исполнителями данного контракта были определены: в части создания самолета ОКБ «Сухого», в части производства истребителя – Иркутское авиационное производственное объединение.


Строительство 2-х первых опытных истребителей велось в ОКБ в 1995-1998 годах. Первый опытный самолет Су-30И-1, который был доработан на базе серийного Су-30, был построен весной 1997 года. Машина поднялась в воздух 1 июля 1997 года, управлял ей летчик-испытатель В. Ю. Аверьянов. С июля 1997 года в ОКБ «Сухой» приступили к выполнению совместных с ГЛИЦ ВВС программ испытаний истребителя. Серийное производство новой машины было развернуто в Иркутске с 2000 года. Первый предсерийный истребитель был облетан на заводе Аверьяновым 26 ноября 2000 года. 3 первых предсерийных Су-30МКИ были переданы ОКБ и наряду с опытными самолетами приняли участие в программе испытаний.

В соответствии с условиями заключенного договора, поставки и испытания самолетов Су-30МКИ велись в 3 этапа. Поставки заказчику первой партии из 10 истребителей Су-30МКИ состоялись в 2002 году, второй партии из 12 машины – в 2003 году. К 2004 году истребителями Су-30К и Су-30МКИ были перевооружены 2-е эскадрильи индийских ВВС.

Основные отличительные особенности истребителей Су-30МКИ:

Впервые в мире на серийном истребителе был смонтирован двигатель с управляемым вектором тяги (АЛ-31ФП созданный в НТЦ им. А. Люльки), а также система дистанционного управления, включенная в единый контур управления. Данное решение позволило реализовать на Су-30МКИ возможности режимов сверхманевренности;

Впервые в практике ОКБ на истребителе была проведена широкая интеграция систем БРЭО отечественного и импортного производства. На Су-30МКИ был создан «интернациональный» комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, в состав которого вошли комплексы и системы 14 зарубежных фирм из 6 стран мира;

Впервые в мире на серийной машине была установлена РЛС с поворотной ФАР («Барс» созданная НИИ приборостроения). Помимо этого на истребителе было смонтировано новое катапультное кресло К-36Д-3,5 и ряд других новых систем российской разработки;

Номенклатура авиационных средств поражения была значительно расширена за счет УР класса «воздух-воздух» РВВ-АЕ, класса «воздух-земля»: Х-59М, Х-31А/П и Х-29Л/Т/ТЕ, а также корректируемых авиабомб КАБ-500 и КАБ-1500.


Оснащенный достаточно широким спектром вооружения Су-30МКИ способен уничтожать воздушные цели (включая объекты с небольшой радиолокационной заметностью) в ближнем бою, а также вести упреждающие бои на дальнем расстоянии. Этот многоцелевой истребитель может уничтожать наземные и надводные объекты с помощью управляемого и неуправляемого на тактической и оперативной глубине. В то же время использование открытой архитектуры бортового радиоэлектронного оборудования позволяет значительно расширить арсенал используемых вооружений.

Первые победы Су-30МКИ

Наиболее важным показателем заслуженного авторитета Су-30МКИ, а также его вариантов, по мнению большого числа экспертов, стали результаты международных учений, в которых многократно принимал участие данный самолет. Практика проведения данных учений появилась в 2004 году, когда в них приняли участие самолеты Су-30К, предназначенные в основном для завоевания превосходства в воздухе. Некоторое количество таких истребителей, имеющих традиционный для ранних Су-27/Су-30 радар Н001, были проданы Индии в 1997 году. Несмотря на то, что данные самолеты обладали ограниченными возможностями и существенно уступали по своим ТТХ будущему Су-30МКИ, уже тогда данной машине удалось показать на практике свою высокую эффективность. Командование индийских ВВС решило, что уровень подготовки летчиков 24-й эскадрильи позволяет выставить их на соревнования с американскими пилотами. Речь идет об учениях под названием Cope India-2004, в которых США представляли истребители F-15C.

Результаты данных учений стали обескураживающими для поклонников американских истребителей. Проигрыш 90% ближних маневренных воздушных боев был предполагаем, так как аэродинамическое превосходство Су-30К над F-15 не вызывало ни у кого сомнений. Но в то же время индийские пилоты оказались сильнее и в воздушных боях на средней дистанции. Летчики, используя возможностями РЛС Н001, обладали преимуществом при отыгрыше пуска УР (управляемых ракет) средней дальности в режиме их наведения на несколько разных целей одновременно. Поэтому нет ничего удивительного в том, что после окончания учений в США снова активизировались сторонники дальнейшего развития программы по истребителю F-22, который, по мнению экспертов, может соперничать с новыми истребителями российского производства.


В том же 2004 году индийские истребители провели ряд учебных воздушных боев с F-16C/D ВВС Сингапура. Во время учений Sindex-2004 отрабатывались схватки как одиночных истребителей, так и бои «5 на 5». Стороны договорились не комментировать результаты данных воздушных боев из-за щепетильности темы. Индийцев интересовал потенциал F-16, приобретенных Пакистаном, а сингапурцев реальные возможности Су-30, которые поступают в страны Юго-Восточной Азии.

В следующем, 2005 году, спарринг-партнером Су-30К стали уже французские истребители из состава смешанного отряда в составе Mirage-2000C, Mirage-2000-5 и Mirage-2000N. Учебные воздушные бои проводились в рамках учений Garuda-II. ВВС Франции и Индии отрабатывали задачи ближнего и дальнего воздушного боя, а также решали задачи сопровождения самолетов ДРЛОиУ и обеспечения ПВО. За 8 дней учений самолеты провели 162 вылета, из них 74 было произведено индийскими Су-30К, общий налет индийских летчиков составил 200 часов. По сведениям французских источников, при выполнении перехватов Су-30К превосходили Mirage-2000С и незначительно уступали более новому на тот момент Mirage-2000-5, оснащенному РЛС RDY. В ближних воздушных боях безоговорочно победу праздновали индийские летчики.

Неоспоримое превосходство

Международный дебют истребителей Су-30МКИ прошел во время учений Cope India-2005. В рамках данных учений самолеты приняли участие в имитации одиночного и группового воздушного боя, а также вылетах на перехват больших групп ударных самолетов. Условным противником для индийских истребителей выступили F-16C/D американских ВВС. Наиболее интересным аспектом тех учений был состав соревнующихся «команд» двух стран. Индийскую сторону представляли лишь самолеты Су-30МКИ, тогда как истребители F-16 обладали информационной поддержкой со стороны самолетов ДРЛОиУ E-3. При этом принято считать, что наличие фактора AWACS обеспечивает сегодня победу в воздушных боях. Несмотря на это соотношение побед оказалось почти равным, в основном в этом была заслуга радара Н011М «Барс» с фазированной антенной решеткой (ФАР).


Менее известны итоги индийско-британских учений Indra Dhanush-2006, в которых приняли участие истребители-перехватчики Tornado F.Mk.3 и истребители Су-30МКИ. Стороны договорились между собой не разглашать результаты воздушных боев, но, по словам британских летчиков, которым была предоставлена возможность самостоятельного пилотирования Су-30МКИ, российский истребитель по своим боевым возможностям существенно превосходит их машины.

Особое внимание многофункциональный истребитель Су-30МКИ привлек во время проведения учений Red Flag-2008, которые прошли на территории США. Участниками учений стали США, Индия, Южная Корея и Франция. Вылет группы самолетов из Индии состоялся 7 июля, а прибытие на авиабазу «Маунтин-Хоум» в штате Айдахо – 17 июля. Полет осуществлялся с проведением посадок в Катаре, Турции, Франции и Португалии. Из соображений секретности командование индийских ВВС запретило своим пилотам применять бортовую РЛС «Барс» на боевых режимах (было разрешено применять только некоторые тренировочные), использовать дипольные отражатели, включать аппаратуру радиоэлектронного противодействия, также пользоваться аппаратурой линии передачи данных (пилотам было разрешено использовать лишь голосовую связь). В рамках учений Red Flag-2008, многофункциональные истребители Су-30МКИ решали задачи по сопровождению ударных групп с ведением воздушных боев с истребителями F-15C и F-16, поражению наземных целей, огневому подавлению системы ПВО условного противника.

По результатам выполнения условных боевых задач различными вариантами самолетов западного производства, США вынуждены были признать, что в ходе учений истребители Су-30МКИ доказали, что они превосходят основной американский тяжелый истребитель F-15, а также наиболее распространенный в мире легкий истребитель F-16.


Следующим успехом ВВС Индии и российских самолетов стали международные учения Garuda-IV. На этих учениям российским Су-30МКИ противостояли европейские истребители Mirage-2000 и Rafale. В ходе проведения данных учений была осуществлена не только основная программа – 430 вылетов, но и дополнительная – еще 100 вылетов. В ходе ведения ближнего и дальнего воздушного боев, вылета на перехват воздушного противника, и сопровождения транспортных самолетов Су-30МКИ показали полное превосходство над европейскими истребителями.

На сегодняшний день истребители Су-30МКИ на практике демонстрируют способность добиваться побед в воздушных боях с любыми истребителями, относящимися к поколениям «4», «4+» и «4++». При этом боевые возможности истребителя позволяют ему компенсировать отсутствие внешнего целеуказания и предупреждения со стороны самолетов ДРЛОиУ, высокий уровень боевой подготовки натовских пилотов, а также их реальный боевой опыт, который они получили в военных конфликтах ближайших десятилетий.

Источники информации:
http://www.irkut.com/ru/services/production/SU30MK/
http://www.sukhoi.org/planes/military/su30mk/history/
http://vpk-news.ru/articles/12637

Многоцелевой истребитель Су 30 СМ оснащён двигателями с управляемым вектором тяги, использует для достижения поставленных задач обновлённые системы радиолокации, опознавания и радиосвязи. Этот самолёт создан для завоевания господства в воздухе и дальнего патрулирования, управления группами истребителей, ведения боевых действий, связанных с большой дальностью и продолжительностью.

История создания Су 30

В 1988 году руководителем проекта стал И.Емельянов. Создавали новую машину на базе учебно-боевого самолёта , поэтому она стала двухместной, предназначалась для координации действий истребителей в бою и патрулирования на максимальном радиусе.

Прототип многоцелевого самолёта Т-10 ПУ-5 в октябре 1988 года совершил первый полёт. На нём испытан опытный двигатель, оснащённый механизмом управления вектора тяги. В процессе испытаний усилили центроплан и конструкцию шасси.

Лётчиками-испытателями В. Максименковым и Г.Булановым в апреле 1992 года дана путёвка в небо первым серийным машинам . Из-за экономического спада, который переживала страна в те годы, было выпущено лишь 8 самолётов, пять из них закупило ПВО, остальные использовались для показа на выставках и участвовали в авиационных шоу.

В последующие годы ОКБ Сухого совместно с ИАПО создало ещё 12 модификаций , которые отличались друг от друга радиолокационным, связным и оптикоприцельным оборудованием. Самолёты позднего выпуска оснащались новыми двигателями АЛ-31ФП и оборудованием для дозаправки топливом в воздухе.

Все эти машины пошли на экспорт в такие страны, как Индия, Китай, Индонезия, Алжир, Вьетнам и другие. Худа без добра не бывает и когда Россия закупила для своих Вооружённых сил новый дальний многоцелевой истребитель – это уже был отработанный вариант, не имеющий недостатков, характерных для болезни роста (спасибо деньгам, вырученных от экспорта).

Описание истребителя Су-30

В интегральную компоновку самолёта входит свободонесущее крыло трапецевидной формы с аэродинамическими наплывами, создающее единый корпус плавным сопряжением с фюзеляжем. Стреловидность у крыла по передней кромке 420 и оно оснащено флаперонами, выполняющими одновременно функцию элерона и закрылка. Внизу корпуса самолёта в мотогондолах с регулируемыми заборниками воздуха, расположены два турбореактивных двигателя АЛ-31Ф.

Обтекатели основного шасси переходят в две хвостовые балки, на которых размещены площадки для поворотных консолей рулей высоты и направления. Разработчики отказались от механической проводки в системе управления самолётом в пользу современного электродистанционного.

Носовая часть фюзеляжа начинается с обтекателя в форме полумонокока, в котором размещена бортовая радиолокационная станция. За ним расположен отсек с блоками прицельного комплекса, кабина пилотов и ещё два отсека с оборудованием, расположенные за кабиной и под кабиной. Далее следует одностворчатая ниша для уборки переднего шасси.

Кабина пилотов двухместная, вторая кабина возвышается над первой, они герметизированы, каждая открывается назад и вверх. Отличный обзор обеспечен всей площадью остекления. Места пилотов оснащены зарекомендовавшими себя катапультируемыми креслами К-36 ДМ.

Модификация Су-30МКИ индийских ВВС использовалась как база для реализации концепции «открытой архитектуры борта». Эта концепция разрешала совмещать оборудование, вооружение и системы РЭО от производителей разных стран.

Су 30МКИ в бою

На Су-30МКИ соединили в едином составе французский навигационный комплекс и индикационную систему лобового стекла, российский радар и оптическую локационную станцию, израильские прицельные комплексы и станции РЭБ, вычислительные системы из Индии.

Построенный для российских ВС, поражает с высокой точностью самолёты и ракеты противника, и наземные, и надводные цели. Для этого и предназначена РЛС НО «Барс» с фазированной пассивной решёткой со сканированием электронным лучом. «Барс» разрешает сопровождать одновременно 15 целей и уничтожить сразу четыре.

Краткие лётные данные самолёта Су 30

  • Крыло имеет размах – 14,7 м.
  • Общая длина самолёта – 21,9 м.
  • Высота по кончику киля – 6,36 м.
  • Наибольшая скорость на высоте – 2125 км/час.
  • Максимальная скорость у земли – 1400 км/час.
  • Наибольшая продолжительность без заправки – 3,5 часа.
  • Максимальная дальность с одной дозаправкой – 5200 км.
  • Потолок – 19800 м.
  • Тяговооружённость – 2 х 12500 кгс.

Если говорить о вооружении, то из стрелкового есть 30-мм авиационная пушка ГШ-301 .

Ракетное и бомбовое вооружение – это управляемые и неуправляемые ракеты малой и средней дальности, авиационные бомбы и контейнеры общим весом 8 тонн.

Пара Су 30

Интересные факты об истребителе Су-30

Индийские лётчики на Су-30МКИ в 2005 году на совместных учениях с американскими самолётами F-16 и F-15 показали полное превосходство в стратегическом и тактическом отношении.

В 2015 году , входящие в ВВС Индии разгромили английских пилотов со счётом 12: 0. Британцы на этих учениях летали на истребителях Eurofighter Typhoon.

В различных модификациях стоят на вооружении в десяти государствах мира – это Ангола, Алжир, Вьетнам, Венесуэла, Индонезия, Индия, КНР, Малазия, Ирак и Уганда.

Усилиями российских конструкторов и технологов получился многоцелевой истребитель с феноменальной маневренностью и высокой точностью поражения целей.

Двухместный сверхзвуковой многофункциональный истребитель Су-30МК / Су-30МКИ , созданный совместными усилиями ОКБ им. П.О.Сухого и Иркутского авиационного производственного объединения на базе истребителя Су-30М. Истребитель Су-30МКИ способен одинаково эффективно действовать как по воздушным, включая стратегические крылатые ракеты, так и по наземным и надводным целям. Внушительный запас топлива и применение системы дозаправки в воздухе разрешают совершать многочасовые патрульные полеты и употреблять самолет в качестве дальнего перехватчика.

К работам по созданию нового самолета ПВО и подготовке его серийного производства на Иркутском авиационном производственном объединении (ИАПО) были привлечены специалисты завода и иркутского филиала ОКБ им. П.О.Сухого, руководимого В.В.Макрицким. В 1988 году началось переоборудование в «боевой» вариант двух серийных «спарок» Су-27УБ, Самолеты получили систему дозаправки в воздухе, новую систему навигации, модернизированную систему дистанционного управления (СДУ) и управления вооружением (СУВ), 31 декабря 1989 г. на заводском аэродроме Иркутского авиационного завода поднялся в воздух первый из двух предсерийных самолетов Су-27ПУ (Т10ПУ-5). Вскоре за ним последовали и вторая аналогичная машина - Т10ПУ-6.


По результатам летных испытаний модернизированных машин было принято правительственное решение о развертывании в ИАПО серийного производства двухместного истребителя. Чтобы подчеркнуть отличия нового самолета от одноместной машины Су-27, ему было присвоено новое обозначение - Су-30. Истребитель-перехватчик Су-30 способен совершать многочасовые (более 10 часов) патрульные полеты с неоднократной дозаправкой в воздухе; использоваться в качестве лидера группы с сохранением возможности самостоятельного участия в воздушном бою; управлять действиями самолетов в объединенных группах. Внешне Су-30 отличался от учебно-боевого Су-27УБ наличием убираемой штанги топливоприемника по левому борту и смещенным вправо обтекателем оптической головки оптиколокационной станции (по типу корабельного истребителя Су-27К; это несколько улучшило обзор вперед-вниз). Была несколько усилена конструкция центроплана и шасси, что позволило эксплуатировать истребитель с большей взлетной массой. Кабины летчиков оснастили индивидуальными санустройствами, крайне необходимыми при многочасовых полетах.


14 апреля 1992 г совершил свой первый полет серийный истребитель-перехватчик Су-30. Машину пилотировали летчики-испытатели ИАПО Г.Е. Буланов и В.Б.Максименков. Предполагалось, что самолеты Су-30 получат усовершенствованный вариант БРЛС Н001 «Меч», обеспечивающий возможность использования новых УР класса «воздух-воздух» средней дальности РВВ-АЕ, одновременный пуск двух ракет по воздушным целям, а также ограниченные возможности при действии по наземным целям. Заднюю кабину истребителя предполагалось выполнить реконфигурируемой, что обеспечивало возможность установки в ней индикатора тактической обстановки и другого целевого оборудования, превращавшего Су-30 из «чистого» перехватчика в своеобразный боевой самолет управления, способный наводить на цели другие истребители Су-30 или Су-27, действующие в группе.

Отсутствие необходимого финансирования привело к практическому прекращению закупок новых самолетов МО России. В этих условиях ОКБ им. П.О.Сухого совместно с ИАПО приступило к созданию экспортного варианта самолета, Су-30К (К-«коммерческий»), получившего расширенные возможности при действиях по наземным целям. Дальнейшим развитием этого направления стал самолет Су-30М (экспортный вариант Су-30МК ) с усовершенствованной БРЛС и значительно расширенной номенклатурой вооружения. Работы по созданию Су-30М (Су-30МК) начались в 1991 г., а прототип этого самолета совершил первый полет 14 апреля 1992 г. Внешне он практически не отличался от Су-30. В задней кабине вместо стандартного индикатора прямой видимости, расположенного справа от летчика, в верхней центральной части приборной доски установили телевизионный монохромный индикатор увеличенного формата, на который может выводится видеоинформация от телевизионных головок самонаведения управляемого оружия.


Первоначально истребитель приобрел способность подавлять ПВО противника при помощи противорадиолокационных ракет с пассивной системой самонаведения (используемый для этих целей в отечественных ВВС «охотник за радарами» МиГ-25БМ был выпущен в начале 80-х годов в ограниченном количестве и к началу 90-х далеко не в полной мере удовлетворял требованиям ВВС). На центральном подфюзеляжном узле подвески модернизированный Су-30 мог нести контейнер с системой целеуказания для противорадиолокационных ракет СПО-32 «Пастэль», в состав БРЭО была включена, также, система постановки активных радиолокационных помех СПС-161. В комплекс вооружения самолета были введены противорадиолокационные ракеты Х-58 и Х-31П.

Для поражения малоразмерных наземных и морских целей самолет Су-30МК получил ракеты с телевизионной системой самонаведения Х-29Т и корректируемые бомбы КАБ-500, для чего потребовалось включение в состав СУВ телевизионного капала с автономным вычислителем. Для использования УР Х-29Л или Х-25МЛ с лазерным полуактивным наведением мог использоваться лазерный канал системы ОЛС-27 (на исходном Су-27 он применяется лишь для измерения дальности до цепи). В комплекс вооружения самолета ввели тактическую крылатую ракету Х-59М (максимальная дальность - до 115 км) с телевизионной командной системой наведения (самолет должен был нести на под крыльевых узлах две ракеты этого типа, а под фюзеляжем размещался контейнер с аппаратурой управления), В дальнейшем состав вооружения многоцелевого истребителя еще больше расширили.

Су-30МК энергично продвигался на мировой авиационный рынок, став с 1993 года одним из постоянных участников международных авиационных салонов. Высокие боевые возможности самолета, а также эффективная маркетинговая стратегия сделали свое дело, 24 июля 1994 г. в Россию прибыла индийская делегация, возглавляемая главнокомандующим ВВС, маршалом авиации Каулом. В ходе переговоров с российской стороной обсуждались вопросы закупок самолетов Су-30, а также программа модернизации истребителей МиГ-21, 28 июля индийская делегация посетила ЛИИ им. М.М.Громова, где ей был продемонстрирован самолет Су-30, Индийские специалисты сделали вывод, что самолет Су-30МК, имеющий систему дозаправки в полете, удовлетворяет требования ВВС по боевому радиусу действия и имеет меньшую стоимость, чем западные самолеты аналогичного класса. 30 ноября 1996 г. был подписан российско-индийский контракт, в соответствие с которым ВВС Индии закупали 40 самолетов Су-30МК (Су-30МКИ ). Суммарная стоимость контракта оценивается в 1,55 млрд. долларов.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ. Самолет Су-30МКИ выполнен по аэродинамической схеме «продольный триплан». Конструкция планера подобна конструкции самолета Су-27УБ. Машина разработана в соответствии с интегральной аэродинамической компоновкой, при которой фюзеляж и крыло самолета образуют единый несущий корпус, набранный из крыльевых профилей, что обеспечивает высокие значения аэродинамического качества и коэффициента подъемной силы па маневре, а также низкий уровень волнового сопротивления на транс- и сверхзвуковых скоростях. Такая компоновка, характеризуемая плавным переходом фюзеляжа в крыло по размаху, позволяет более рационально использовать внутренние объемы самолета (в частности, для дополнительных топливных баков). По сравнению с Су-27УБ на самолете Су-30МКИ увеличена хорда рулей направления. Планер истребителя выполнен, в основном, из алюминиевых сплавов с широким использованием титана. В кабине самолета установлено катапультное кресло К-36ДМ.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА, На первой серийной партии машин Су-30МКИ будут установлены серийные двигатели АЛ-31Ф (2 х 7600/12500 кгс) производства АО «Уфимское моторостроительное производственное объединение», изготовленные на основе лицензионного соглашения с АО «А. Люлька-Сатурн». На следующем этапе двигатели будут иметь ряд конструкционных отличий, направленных па максимальную унификацию по узлам и агрегатам с ТРДДФ АЛ-31ФП с целью обеспечения возможности их последующей доработки в части установки поворотного сопла. Последняя серийная партия истребителей будет поставляться с двигателями АЛ-31ФП. По своим характеристикам ТРДДФ АЛ-31ФП близок двигателю АЛ-31Ф. Плоскости поворота сопел развернуты наружу на 30°, что позволяет повысить устойчивость движения на минимальной скорости и за счет дифференциального отклонения сопел, а также «разнотяга» осуществлять пространственное отклонение результирующего вектора тяги. Истребитель Су-30МКИ оснащен интегрированной системой управления самолетом и двигателя, обеспечивающей оптимальное отклонение аэродинамических рулевых поверхностей и поворотных сопел. Имеется убирающийся топливоприемник системы дозаправки топливом в полете.

ЦЕЛЕВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. Самолет Су-30МКИ может оборудоваться системой управления действиями группы истребителей-перехватчиков. На истребителе Су-30МК будет установлена модификация БРЛС НО11М. В состав бортового информационного комплекса входит, также, оптико-электронная локационная система, включающая теплопеленгатор и лазерный дальномер. Имеется аппаратура приборного наведения по помехозащищенной линии, осуществляющая вывод самолет на цель в директорном режиме по командам с наземного ПУ. Начиная со второй серии на самолетах Су-30МКИ будет устанавливаться подвесной контейнер с тепловизионным и лазерным обзорно-прицельным оборудованием, находящийся в настоящее время в разработке и обеспечивающий возможность применения высокоточного ударного вооружения, бортовые процессоры индийского производства, авионика фирмы Секстан, включающая инерциально-спутниковую навигационную систему «Тотем» на лазерных гироскопах, широкоугольный индикатор на лобовом стекле (ИЛС) VEH3000 и многофункциональные цветные дисплеи на жидких кристаллах.

Комплекс бортового оборудования объединяет прицельно-навигационную систему, средства визуализации и управления, интегрированную систему навигации, систему дистанционного управления полетом и ряд других систем. Навигационное оборудование включает аппаратуру спутниковой навигации, позволяющую работать с система ГЛОНАСС (Россия) и «Навстар» (США). При этом бортовая аппаратура самолета автоматически переходит на ту систему, которая в данный момент обеспечивает наивысшую точность. Обеспечивается возможность автоматического маловысотного полета в режиме огибания рельефа местности.

В кабинax самолeтa Су-30МКИ устанавливaются многофункциональные цветные индикаторы на жидких кристаллах с кнопочным обрамлением, обладающие высокой разрешающей способностью. В дальнейшем число дисплеев будет увеличено до трех. На дисплеи выводится двухмерное и трехмерное изображение местности из цифровой базы данных. На модернизированный ИЛС выводится дополнительная информация, обеспечивающая атаку наземных целей. В перспективе предполагается реализовать режим распознавания объектов и наложение радиолокационного и оптолокационного изображения на цифровую карту местности. Выбор информации для представления летчику осуществляется автоматически, в соответствии с полетным заданием (создан специальный сценарий представления информации). Высокопроизводительные процессоры в сочетании с новым программным обеспечением позволило внедрить элементы искусственного интеллекта в виде «подсказок» экипажу оптимальных вариантов действий в конкретной боевой обстановке.

ВООРУЖЕНИЕ, Самолет Су-30МКИ оснащен встроенной 30-миллиметровой пушкой ГШ-301 с боекомплектом 150 снарядов, установленной в наплыве в районе ПГО справа. Сбрасываемое вооружение общей массой до 8000 кг размещено на 12 узлах внешней подвески (восьми подкрыльевых и четырех подфюзеляжных). Для действия по воздушным целям самолет может нести до восьми УР средней дальности P-27P1 или Р-27ЭР1 с радиолокационной полуактивной системой самонаведения, две Р-27Т1 или Р-27ЭТ1 с ТГС или до шести РВВ-АЕ с активным радиолокационным самонаведением. Для ведения ближнего воздушного боя вооружение истребителя может включать шесть УР Р-73 с ТГС.

Ударное управляемое вооружение включает до шести противорадиолокационных высокоскоростных ракет Х-31П, до шести ракет Х-29Т, Х-29Л или Х-25МЛ с телевизионным корреляционным или лазерным полуактивным самонаведением, две тактические крылатые ракеты Х-59М с командным телевизионным наведением (совместно с подвесным контейнером системы наведения АРК-9), шесть корректируемых бомб с телевизионным корреляционным самонаведением КАБ-500КР массой по 500 кг. Неуправляемое вооружение класса «воздух-поверхность» представлено свободнопадающими бомбами массой по 500 кг (до 10 единиц) или 250 кг (31 единица), контейнеры КМГ-У (до семи единиц) или до шести блоков НАР С-13 и С-8 (30 122-миллиметровых или 120 80-миллиметровых ракет соответственно). Возможны различные комбинации управляемого и неуправляемого вооружения различного класса. Открытая архитектура бортового электронного комплекса допускает возможность оснащения самолета и зарубежными системами оружия. Для борьбы с надводными кораблями самолет предполагается оснастить противокорабельными ракетами.

Тактико-технические характеристики Су-30МК / Су-30МКИ
Размах крыла, м - 14.70
Длина самолета, м - 21.94
Высота самолета, м - 6.375
Площадь крыла, м2 - 62.00
Масса
- нормальная взлетная - 24900
- максимальная взлетная - 34500
Масса топлива, кг - 9640
Двигатели - 2 ТРДДФ АЛ-31ФП
Тяга, кгс - 2 х 12800
Максимальная скорость, км/ч
- на высоте - 2175
- у земли - 1350
Практическая дальность, км - 3000
Практический потолок, м - 19800
Экипаж - 2