Характеристики локационных систем. Состоит на вооружении

Толчком к созданию такого вертолёта послужил англо-аргентинского конфликт в районе Фолклендских островов, когда из-за отсутствия в составе английских экспедиционных сил самолетов ДРЛО не были своевременно обнаружены низколетящие ударные самолеты противника, что привело к потере двух эсминцев. Разработка пилотажно-навигационного комплекса была поручена Саратовскому КБ приборостроения, а мощной РЛС - Горьковскому НИИ радиотехники. Были построены 2 прототипа. Первый полёт состоялся в 1987 году. В 1988-1991 годах прошли государственные испытания Ка-31. Серийное производство предполагалось организовать на вертолётном заводе в Кумертау.

Ка-29 построен по соосной схеме. Винты трёхлопастные, противоположного вращения, складывающиеся на стоянке. Фюзеляж цельнометаллический, балочно-стрингерного типа. Для обеспечения продольной и путевой устойчивости установлено хвостовое оперение с двумя килями. Каждая шайба киля снабжена неуправляемым предкрылком и развёрнута носком к оси фюзеляжа. Шасси четырёхопорное, поджимающееся в полёте. Для аварийной посадки на воду по бортам фюзеляжа установлены надувные баллонеты. Силовая установка состоит из 2 турбовальных двигателей ТВ3-117КМ , редуктора ВР-252, ВСУ ТА-8КА. Топливо размещается в 10 баках (по 5 на каждый двигатель). На борту установлен радиолокационный комплекс Э-801 "Око" с плоской фазированной антенной (длина - 5,75 м, площадь - 6 м 2 , масса - 200 кг, время полного оборота - 10 с) под фюзеляжем. Антенна РЛС в нерабочем положении прижимается к фюзеляжу. Функции оператора РЛС выполняет штурман.

Ка-31 предназначен для обнаружения надводных и маловысотных целей, летящих ниже уровня полёта вертолёта в зоне патрулирования. РЛС, установленная на вертолёте, обеспечивает обнаружение и сопровождение до 20 целей типа истребитель на расстоянии 100-150 км и надводных целей до 250-285 км. Пилотажно-навигационное оборудование вертолёта позволяет выполнять автоматизированный полёт по заранее запрограммированному маршруту. Имеется система автоматической стабилизации полёта вертолёта и оборотов несущих винтов на всех режимах полёта. Время патрулирования составляет 2,5 часа. Полёты могут выполняться в любое время суток в простых и сложных метеоусловиях. Возможно также использование его в сухопутном варианте для решения задач ПВО наземных войск.

Всвязи с ликвидацией в составе флота России кораблей проекта 1143 интерес к Ка-31 со стороны заказчика пропал и в серийное производство он не передавался. Построенные 2 вертолёта базируются на ТАКР "Адмирал Кузнецов" . В 1999 году подписан контракт о поставках 10 вертолётов ВМС Индии (для комплектации авианесущего крейсера "Адмирал Горшков" , который тоже предполагается продать Индии).

Лётно-технические характеристики

Двигатели ТВ3-117В
Взлётная мощность, э.л.с. 2х2225
Диаметр несущих винтов, м 15,9
Габариты, м:

длина с вращающимися винтами
длина со сложенными винтами
ширина
высота на стоянке

15,9
12,25
3,8
5,5
Масса, кг:

пустого вертолёта
взлётная максимальная

6000
12500
Запас топлива, л:

в основных баках
в основных и 2 дополнительных баках

3270
4270
Скорость, км/ч:

максимальная
крейсерская
при патрулировании

250
220
120
Практический потолок, м 3500
Практическая дальность полёта, км 460
Дальность обнаружения цели класса истребитель, км 100-150
Экипаж, чел. 2

Литература

  1. Военная авиация. - Т. 1. - Мн.: "Попурри", 1999. - С. 333-334.
  2. Заболоцкий В.П. Тяжёлый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" // Морская коллекция. - 2005. - №7. - С. 13.
  3. Королёв В.И. Современные боевые вертолёты. - Мн.: "Элайда", 1998. - С. 111-112.
  4. Никольский М.В. Самолёты разведки и управления. - М.: "Астрель", АСТ, 2001. - С. 89-91.
  5. Ружицкий Е.И. Вертолёты. - Т. 1. - М.: "Виктория", АСТ, 1997. - С. 96-99.
  6. Шунков В.Н. Боевые вертолёты. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 305-308.

Вертолёт радиолокационного дозора, созданный специально для ВМФ СССР.

История создания

В начале 1980-х годов появилась необходимость создания средств радиолокационного дозора для кораблей ВМФ. Военный конфликт в районе Фолклендских островов показал, что даже современные корабли могут быть уязвимы для авиации противника. В результате в СССР стартовало сразу несколько проектов создания авиации ДРЛО морского базирования.

Создание вертолета Ка-31 ОКБ Камова начало в 1985 году. За базу был взят планер и силовая установка вертолета Ка-29. Первый полет Ка-31 появился в 1987 году. Вертолет принят на вооружение ВМФ России в 1995 году. Серийный выпуск налажен на вертолетном заводе в г. Кумертау (КумАПП).

Конструкция

Главным элементом конструкции является РЛС с вращающейся антенной длиной 5.75 м и площадью 6 кв.м.. Антенна смонтирована под фюзеляжем и прилегает к его нижней части в сложенном положении. При работе антенна открывается на 90 град. вниз, при этом опоры шасси прижимаются к фюзеляжу, чтобы не мешать вращению антенны. Время полного оборота антенны 10 сек. РЛС обеспечивает одновременный поиск и сопровождение до 20 целей. Дальность обнаружения составляет: для самолетов 100-150 км, для надводных кораблей 250-285 км. Продолжительность патрулирования 2.5ч при полете на высоте 3500 м.

Для стабилизации полета с вращающейся антенной был создан специальный пилотажно-навигационный комплекс. Он также выполняет функции автопилота, обеспечивает автоматический заход на посадку и зависание на высоте 25 м над местом посадки. Вертолет Ка-31 способен выполнять полеты в любое время суток и в любых метеорологических условиях.

Лётно-технические характеристики

Размеры:
-Диаметр несущих винтов: 15,90 м
-Длина фюзеляжа: 11,60 м
-Ширина фюзеляжа: 3,80 м
-Высота: 5,50 м
-Основные массы:
-Пустой: 5520 кг
-Нормальная взлётная: 11400 кг
-Максимальная взлётная 12500 кг
-Силовая установка:
-Количество, тип, марка: 2 х ТВЗ-117ВМА
-Мощность: 2 х 2200 л.с.
-Вспомогательная силовая установка: ТА-8К
-Эквивалентная воздушная мощность: 107 кВт
-Лётно-технические характеристики:
-Экипаж: 3 чел.
-Крейсерская скорость: 220 км/ч
-Максимальная скорость: 255 км/ч
-Дальность полёта практическая: 680 км
-Статический потолок: 3500 м
-Динамический потолок: 5000 м

Состоит на вооружении

Авиация ВМФ России - 2 Ка-31, по состоянию на 2012 год
-Авиация ВМС Индии - 9 Ка-31, по состоянию на 2012 год. В августе 1999 Индия заказала 9 Ка-31 на общую сумму 207 млн.долл. Контракт был выполнен к концу 2004 года. В 2009 году было заказано еще 5 Ка-31 стоимостью около 20 млн.долл. каждый.
-Военно-морская авиация КНР - 9 Ка-31, по состоянию на 2012 год

История эксплуатации

Общие проектные данные

Двигатель

Лётно-тактические характеристики

Ка-31 (изделие «503», по кодификации НАТО: Helix-B ) - вертолёт дальнего радиолокационного обнаружения, разработанный на базе транспортно-боевой машины Ка-29 для ВМФ СССР. Вертолет способен обнаруживать и сопровождать объекты, летящие на малых высотах над землей или над морем, а также передавать дынные на наземные или корабельные пункты управления.

История создания

Опытный образец вертолёта Ка-31

Для повышения эффективности действий советского флота и наземных войск требовался вертолёт с системой раннего обнаружения на дальних рубежах низколетящих и надводных целей, способный базироваться на палубе корабля. Штатным расписанием авиационной группы, которая должна была размещаться на новых тяжёлых авианесущих крейсерах (ТАКР) типа «Тбилиси» (позднее «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»), предусматривалось наличие на борту одного вертолёта ДРЛО . Бортовой комплекс вертолёта, включавший мощную РЛС кругового обзора, предназначался для автоматического поиска целей, их опознавания и сопровождения, а также передачи данных на наземные и корабельные командные пункты. Предусматривались полёты в любое время года, днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Повышение эффективности боевых операций авиации, кораблей и бронетанковых подразделений могло достигаться за счёт получения своевременной информации о действиях кораблей, самолётов и вертолётов противника. Работа по созданию машины была поручена конструкторскому бюро Н.И. Камова. Проектирование вертолёта ДРЛО Ка-31 (первоначально использовали также обозначения Ка-252РЛД и Ка-29РЛД) началось в 1985 г. В 1986 г. состоялась защита его макета.

Производство

Полностью госиспытания завершились в 1995 г. и после некоторых доводок вертолет был принят на вооружение авиации ВМФ России. В 1998 г. на авиационном производственном объединении в Кумертау вертолёт Ка-31 был запущен в серийное производство для поставок на экспорт.

Описание конструкции

Ка-31 создан на основе винтовой соосной схемы. Винты трёхлопастные, противоположного вращения, складывающиеся на стоянке. Хвостовое оперение установлено с двумя килями для обеспечения продольной и путевой устойчивости. Фюзеляж и двигатель заимствованы у Ка-29. Однако в конструкции были внесены некоторые изменения для установки на днище РЛС. Зеркало антенны РЛС поворачивается в разные стороны и может занимать вертикальное положение. Дверь установлена с правой стороны транспортной кабины. По бортам установлены аварийные люки для экипажа. Лопасти несущего винта изготовлены из полимерного и композитного материала с интегрированной противообледенительной системой.

Фюзеляж

Фюзеляж цельнометаллический, балочно-стрингерного типа.

Шасси

Шасси четырёхопорное, поджимающееся в полёте чтобы не мешать вращению антенны. Основные опоры подтягиваются вверх, а передние – убираются вдоль по полету в обтекатели.

Силовая установка

Вспомогательная силовая установка ТА-8К

Силовая установка состоит из двух турбовальных двигателей ТВ3-117ВМА, редуктора ВР-252, ВСУ ТА-8К. Топливо размещается в 10 баках (по 5 на каждый двигатель).

Вооружение и оборудование

Под фюзеляжем установлен радиолокационный комплекс Э-801 "Око" с плоской фазированной антенной (длина - 5,75 м, площадь - 6 м², масса - 200 кг, время полного оборота - 10 с). Антенна РЛС в нерабочем положении отклоняется вверх на 90 град и прижимается к фюзеляжу, создавая при этом минимальное аэродинамическое сопротивление. Система работает в дециметровом диапазоне и способна обнаружить цели типа истребитель (вертолет) на дальности 100-150 км, надводные корабли - на дальности 250 км, обеспечивая сопровождение одновременно до 20 целей.

В одном из микроблогов сети «Твиттер» появилась фотография вертолета, который был назван автором вертолетом радиолокационного дозора Ка-31, эксплуатирующимся на кораблях ВМФ. Фотография была сделана в районе города Джабла в сирийской провинции Латакия. Однако эксперты Центра анализа стратегий и технологий в своем блоге bmpd уточнили , что это несколько иная машина — вертолет радиолокационной разведки Ка-31СВ, созданный в ОКБ Камова для ВКС и Сухопутных сил.

Вертолет совсем новый. Хоть о нем уже давно говорят. И, можно сказать, загадочный. Он известен под наименованиями Ка-31ВС, Ка-35, Ка-252СВ. Существуют и неправильные, но уже успевшие укорениться ошибочные наименования — Ка-31Р и Ка-23-Д2. Разработка этой машины началась в 2000 году в рамках ОКР «Горьковчанин». В 2004 году появился первый прототип с бортовым номером «231 синий». Он был построен за счет переоборудования под новую радиолокационную аппаратуру прототипа вертолета Ка-31. Спустя 2 года появился второй прототип с бортовым номером «232 синий». На сей раз машина была полностью построена «с нуля». Именно этот вертолет и был зафиксирован фотокамерой в небе Латакии.

С момента постройки прототипов много воды утекло. Успешно завершились заводские испытания. Затем — государственные. Причем еще до их завершения Министерство обороны в 2008 году заключило контракт на постройку первой партии из двух винтокрылых разведчиков. В августе 2015 года Ка-31СВ был принят на вооружение в качестве составной части Вертолетного комплекса радиолокационной разведки наземных целей (ВКРРНЦ) 1К130. Однако до сих пор армия располагает только двумя прототипами.

И вот один из них вдруг обнаруживается в Сирии. В связи с чем вырисовываются четыре сюжета.

  1. Министерство обороны не перечислило средства Кумертаускому авиационному заводу, находящемуся в Башкирии. В связи с чем вертолет не был запущен в производство. Что маловероятно.
  2. Министерство обороны, профинансировав ОКР «Горьковчанин», вскоре после ее завершения усомнилось в необходимости для армии такой машины. И в это также верится с трудом.
  3. Несмотря на принятие вертолета на вооружение, остались некоторые вопросы относительно его эффективности, надежности и еще каких-то свойств, крайне важных для военных. Поэтому решили притормозить серийное производство и испытать машину не на полигоне, а в реальных боевых условиях.
  4. И наиболее вероятный сценарий. После принятия вертолета на вооружение на нем заменили одну из систем на более совершенную, позволяющую повысить эффективность машины. И теперь обновленный прототип решили испытать в деле.

Машина, безусловно, не только полезная, но и необходимая в Сухопутных войсках для обнаружения наземных целей. При этом вместо нее не удастся использовать уже готовый вертолет Ка-31. Поскольку он используется в системе ПВО кораблей и предназначен для поиска воздушных целей и надводных кораблей противника и целеуказания для перехватчиков авианесущих крейсеров.

Однако оба вертолета конечно же, функционально похожи друг на друга. В обоих используется крупноформатная антенна с фазированной решеткой, расположенная под фюзеляжем. Во время обычного полета антенна прилегает к фюзеляжу, при работе РЛС — открывается вниз на 90 градусов. При этом шасси убирается. Правда, на фотографии Ка-31СВ, засветившегося в Сирии, антенны не видно, она находится в сложенном положении.

Идея оснастить радаром базирующийся на корабле вертолет возникла сравнительно недавно. Первыми на нее вышли англичане, которые во время сражения с Аргентиной за Фолклендские острова понесли неоправданно высокие потери из-за отсутствия возможности своевременно обнаруживать атаки неприятеля.

Советский Союз на основе чужого негативного опыта в начале 80-х годов начал создавать вертолет радиолокационного дозора Ка-31. В техническом отношении это оказалась непростая задача, в связи с чем вертолет поступил на вооружение лишь в 1995 году. Одна из основных сложностей заключалась в том, чтобы обеспечивать устойчивый полет, когда массивная антенна под фюзеляжем вращается с периодом в 10 секунд. Задачу решили, создав специальный пилотажно-навигационный комплекс, позволяющий стабилизировать вертолет без участия пилота. Он также может выполнять роль автопилота, осуществляя патрулирование по заранее намеченному маршруту.

Помимо этого конструкторы столкнулись с целым рядом проблем, которые оказались новыми в вертолетостроении. Так, для обеспечения работы мощной РЛС потребовалось установить дополнительную силовую установку.

В результате работы камовцев и их субподрядчиков по части электроники и электротехники были достигнуты вполне солидные результаты. Ка-31 обнаруживал низколетящие истребители на удалении до 150 километров, а надводные патрульные катера — до 250 километров. При этом одновременно сопровождалось 20 целей. РЛС была способна обнаруживать и противокорабельные ракеты, благо у всех натовцев они имеют дозвуковую скорость.

Однако история Ка-31 оказалась примерно такой же, как и у Ка-31СВ. Вертолет, принятый на вооружение в 1995 году, в серию не пошел. Плодом напряженного труда стали два прототипа. Правда, в конце тысячелетия вертолетом заинтересовались индийцы. И Кумертауский завод сделал для них 9 машин. В настоящий момент есть заказ еще на 5. Также охотно закупают Ка-31 китайцы. У российского Министерства обороны в 90-е годы денег на закупку необходимой техники не нашлось. И лишь в середине нулевых проект реанимировали. Был обновлен комплекс БРЭО, и в 2012 году в ВМФ поступили два серийных вертолета модификации Ка-31Р.

Как уже было сказано, Ка-31СВ обладает спецификой по отношению к Ка-31Р, поскольку работает с наземными целями. Поэтому он оснащен своей собственной РЛС и антенной, адаптированной к выполнению стоящих перед вертолетом задач. Но при этом характеристики РЛС не разглашаются.

Главное оборудование Ка-31СВ — радиотехнический комплекс разведки наземных целей Л381 — разработано в Нижнем Новгороде в Научно-исследовательском институте радиотехники (НИИРТ). Его важнейшим элементом является РЛС 15Ц100.10.

Навигационное оборудование работает со спутниковыми системами ГЛОНАСС/GPS. Есть вспомогательный газотурбинный двигатель ТА14−031. Вертолет оснащен комплексом активной защиты от атаки зенитных ракет «Президент-С».

За неимением информации о радиотехнических характеристиках вертолета приводим лишь его летные характеристики.

Рабочая высота — до 3500 м

Экипаж — 2

Максимальная взлетная масса — 12500 кг

Максимальная скорость — 280 км/ч

Крейсерская скорость — 220 км/ч

Дальность — 600 км.

Необходимо сказать, что Ка-31СВ, с точки зрения идеологии построения «винтокрылого ДРЛО», не уникален. Параллельно с созданием Ка-31, морской модификации, во Франции разрабатывался вертолет Aerospatiale SA.532 Horizon, предназначенный для работы с наземными целями. Но при этом был изготовлен только один прототип, который

принял участие в «Войне в Заливе», продемонстрировав высокую эффективность обнаружения целей и целенаведения. Французский вертолет снабжал ценной информацией штаб 18-го корпуса армии США. SA.532 Horizon совершил 24 вылета, обнаруживая на большом расстоянии иракские РЛС и колонны бронетехники.

После этой эффектной премьеры вертолет запустили в серийное производство. Причем он работает в составе комплекса, в который также входят командный пункт и беспилотники. Российский комплекс ВКРРНЦ 1К130 также состоит из трех элементов, два из которых не разглашаются: 23Д2 (вертолет), 9С925, 1И140. Логично предположить, что и Ка-31СВ также работает в контакте с БПЛА.

И в заключение необходимо сказать, что у вертолета радиоэлектронной разведки есть определенные достоинства по сравнению с самолетом ДЛРО. Пусть вертолет и имеет меньшую «мощность» — то есть меньше обнаруживает и сопровождает целей и на меньшем расстоянии, зато обладает большей автономностью использования. Может базироваться на переднем крае. Более оперативен и мобилен. Способен перемещаться, повторяя передвижения противника.

И для России ситуация тут особенно острая. Поскольку у нас никак не появится полноценный самолет ДЛРО А-100, то его отсутствие необходимо компенсировать вертолетами. Которые и дешевле, и требуют для постройки меньше времени.

Вертолеты России и мира видео, фото, картинки смотреть онлайн занимают важное место в общей системе народного хозяйства и Вооруженных Сил, с честью выполняя возложенные на них гражданские и военные задачи. По образному выражению выдающегося советского ученого и конструктора МЛ. Миля, «сама наша страна как бы “сконструирована” для вертолетов». Без них немыслимо освоение бескрайних и непроходимых пространств Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Вертолеты стали привычным элементом пейзажа наших грандиозных строек. Они широко применяются как транспортное средство, в сельском хозяйстве, строительстве, спасательной службе, военном деле. При выполнении ряда операций вертолеты просто незаменимы. Кто знает, здоровье скольких людей было спасено экипажами вертолетов, принявших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Жизни тысяч советских солдат спасли боевые «вертушки» в Афганистане.

Русские вертолеты прежде чем стать одними из основных современных транспортных, технологических и боевых средств, вертолеты прошли длинный и не всегда гладкий путь развития. Идея подъема в воздух с помощью несущего винта зародилась у человечества едва ли не раньше, чем идея полета на фиксированном крыле. На ранних этапах истории авиации и воздухоплавания создание подъемной силы путем «ввинчивания в воздух» было популярнее других способов. Этим объясняется обилие проектов винтокрылых летательных аппаратов в XIX - начале XX вв. Только четыре года отделяют полет самолета братьев Райт (1903 г.) от первого подъема человека в воздух на вертолете (1907 г.).

Лучшие вертолеты использовали ученые и изобретатели, они долго колебались, какому способу отдать предпочтение. Однако к концу первого десятилетия XX в. менее энергоемкий и более простой с точки зрения аэродинамики, динамики и прочности самолет вырвался вперед. Успехи его были впечатляющими. Прошло почти 30 лет, прежде чем создателям вертолетов удалось наконец сделать свои аппараты работоспособными. Уже в годы второй мировой войны вертолеты пошли в серийное производство и начали применяться. По окончании войны возник так называемый «вертолетный бум». Многочисленные фирмы принялись строить образцы новой перспективной техники, но не все попытки увенчались успехом.

Боевые вертолеты России и США Построить по-прежнему было сложнее, чем самолет аналогичного класса. Военные и гражданские заказчики не спешили ставить в ряд с уже привычными самолетами авиационную технику нового типа. Только эффективное применение американцами вертолетов в начале 50-х гг. в войне в Корее убедило рад военачальников, в том числе и советских, в целесообразности использования этого летательного аппарата вооруженными силами. Однако многие, как и раньше, продолжали считать вертолет «временным заблуждением авиации». Потребовалось еще более десяти лет, пока вертолеты окончательно не доказали свою исключительность и незаменимость в выполнении рада военных задач.

Вертолеты РФ сыграли большую роль в создании и разработках российских и советских ученых, конструкторов и изобретателей. Их значение столь велико, что даже дало основание одному из основоположников отечественного вертолетостроения академику Б.Н. Юрьеву считать наше государство «родиной вертолетов». Данное утверждение, конечно, слишком категорично, но нашим вертолетчикам есть чем гордиться. Это научные труды школы Н.Е. Жуковского в дореволюционный период и впечатляющие полеты вертолета ЦАГИ 1-ЭА в довоенные годы, рекорды послевоенных вертолетов Ми-4, Ми-6, Ми-12, Ми-24 и уникальное семейство вертолетов «Ка» соосной схемы, современные Ми-26 и Ка-32 и многое, многое другое.

Новый вертолет России относительно неплохо освещен в книгах и статьях. Незадолго до своей смерти Б.Н. Юрьев приступил к написанию фундаментального труда «История вертолетов», но успел подготовить только главы, касавшиеся его собственных работ в 1908 - 1914 гг. Отметим, что недостаточное внимание к истории такой отрасли авиации, как вертолетостроение, характерно и для зарубежных исследователей.

Военные вертолеты России по-новому освещающие историю разработки вертолетов и их теории в дореволюционной России, вклад отечественных ученых и изобретателей в мировой процесс развития этого вида техники. Обзор дореволюционных отечественных работ по винтокрылым летательным аппаратам, в том числе и ранее неизвестных, а также их анализ были даны в соответствующей главе в книге «Авиация в России», подготовленной к печати в 1988 г. ЦАГИ. Однако ее небольшой объем существенно ограничил размеры приведенной информации.

Гражданские вертолеты в своих лучших окрасках. Предпринята попытка как можно более полно и всесторонне осветить деятельность отечественных энтузиастов вертолетостроения. Поэтому описывается деятельность ведущих отечественных ученых и конструкторов, а также рассматриваются проекты и предложения, авторы которых значительно уступали им по своим знаниям, но вклад которых нельзя было не учитывать. Тем более что в некоторых проектах, отличавшихся в общем сравнительно не высоким уровнем проработки, также встречаются интересные предложения и идеи.

Название вертолетов обозначившими существенные качественные изменения в этом виде техники. Такими событиями являются начало постоянной и систематической разработки проектов вертолетов; постройка первых натурных вертолетов, способных оторваться от земли, и начало серийного производства и практического применения вертолетов. В данной книге рассказывается о ранних этапах истории вертолетостроения: от зарождения идеи подъема в воздух посредством винта до создания первых вертолетов, способных оторваться от земли. Вертолет, в отличие от самолета, махолета и ракеты, не имеет прямых прообразов в природе. Однако винт, с помощью которого создается подъемная сила вертолета, был известен еще с античных времен.

Маленькие вертолеты несмотря на то что были известны воздушные винты и существовали эмпирические прообразы вертолетов, идея использования несущего винта для подъема в воздух не получила распространения до конца XVIII в. Все разрабатывающиеся в то время проекты винтокрылых аппаратов оставались неизвестными и были обнаружены в архивах много веков спустя. Как правило, сведения о разработке таких проектов сохранились в архивах наиболее выдающихся ученых своего времени, таких, как Го Хун, Л. да Винчи, Р. Гук, М.В. Ломоносов, которым в 1754 г. была создана «аэродромическая машина».

Частные вертолеты за короткое время были созданы буквально десятки новых конструкций. Это было состязанием самых разнообразных схем и форм, как правило» одно- или двухместных аппаратов, имевших главным образом экспериментальное назначение. Естественным заказчиком этой дорогой и сложной техники были военные ведомства. Первые вертолеты в разных странах получили назначение связных и разведывательных военных аппаратов. В развитии вертолетов, как и во многих других областях техники, можно четко различить две линии развития - но размерности машин, т е. количественную» и почти одновременно возникшую линию развития качественного совершенствования летательных аппаратов внутри определенной размерной или весовой категории.

Сайт о вертолетах на котором содержится наиболее полное описание. Применяется ли вертолет для геологической разведки, сельскохозяйственных работ или для перевозки пассажиров - определяющую роль играет стоимость часа эксплуатации вертолета Большую долю в ней составляет амортизации, т е. цена, поделенная на срок его службы. Последний определяется ресурсом агрегатов, г, е. их сроком службы. Проблема повышения усталостной прочности лопастей, валов и трансмиссий, втулок несущего винта и других агрегатов вертолета стала первостепенной задачей, занимающей и сейчас конструкторов вертолетов. В наставшее время ресурс 1000 час уже не является редкостью для серийного вертолета и нет основания сомневаться в его дальнейшем повышении.

Современные вертолеты сравнение боевых возможностей подлинное видео сохранилось. Встречающееся в некоторых изданиях ее изображение представляет собой примерную реконструкцию, причем не во всем бесспорную, проведенную в 1947 г. Н.И. Камовым. Однако на основе приведенных архивных документов можно сделать ряд выводов. Судя по способу испытания (подвеска на блоках), «аэродромическая машина» несомненно представляла собой аппарат вертикального взлета и посадки. Из двух известных в то время способов вертикального подъема - при помощи машущих крыльев или посредством несущего винта - первый кажется маловероятным. В протоколе сказано, что крылья двигались горизонтально. У большинства махолетов они, как известно, движутся в вертикальной плоскости. Махолет, крылья которого совершают колебательные движения в горизонтальной плоскости с углом установки, изменяемым циклически, несмотря на неоднократные попытки, построить до сих пор не удалось.

Самый лучший вертолет проектирование всегда направлено в будущее. Однако для того чтобы яснее представить себе возможности дальнейшего развития вертолетов, полезно попытаться понять основные направления их развития из прошлого опыта. Здесь интересна, конечно, не предыстория вертолетостроения, о которой мы лишь кратко упомянем, а его история с момента, когда вертолет как новый тип летательных аппаратов стал уже пригоден для практического использования. Первые упоминания об аппарате с вертикальным винтом - геликоптере содержатся в записям Леонардо да Винчи, относящихся к 1483 г. Первый этап развития тянется от модели геликоптера, созданной М В. Ломоносовым в 1754 г, через длинный ряд проектов, моделей и даже построенных в натуру аппаратов, которым не суждено было подняться в воздух, до постройки первого в мире вертолета, которому и 1907 г. удалось оторваться от земли.

Самый быстрый вертолет в очертаниях этой машины мы узнаем принципиальную схему наиболее распространенных сейчас в мире одновинтовых вертолетов. Вернуться к этой работе Б. И. Юрьеву удалось лишь в 1925 г. В 1932 г. группа инженеров, возглавляемая А. М. Черемухицнч, построила вертолет ЦАГИ 1-ЭА, который достиг высоты полета 600 м и продержался в воздухе 18 м/ш, что было для того времени выдающимся достижением. Достаточно сказать, что официальный рекорд высоты полета, установленный спустя 3 года на новом соосном вертолете Бреге, составил всего 180 м. В это время в развитии вертолетов (геликоптеров) возникла некоторая пауза. На передний план выдвинулась новая ветвь винтокрылых аппаратов -автожиры.

Новый вертолет России с большей нагрузкой на площадь крыла, вплотную встретилась с новом тогда проблемой штопора потерей скорости. Создать безопасный и достаточно совершенный автожир оказалось проще, чем построить геликоптер-вертолет. Свободно вращающийся от набегающего потока несущий винт исключал необходимость в сложных редукторах и трансмиссиях. Примененное на автожирах шарнирное крепление лопастей несущего винта к втулке обеспечило им гораздо большую прочность, а автожиру устойчивость. Наконец, остановка двигателя перестала быть опасной, как это было у первых геликоптеров: авторотируя автожир легко совершал посадку с малой скоростью.

Большие вертолеты для десантирования морской пехоты с кораблей определила дальнейшее развитие военного вертолетостроения как транспортно-десантного. Высадка на вертолетах S-55 американского десанта в Инчоне во время войны в Корее (1951 г.) подтвердила такую тенденцию. Размерный ряд транспортно-десантных вертолетов стал определяться габаритами и весом наземных транспортных средств, которыми пользуются войска и которые необходимо было перебрасывать по воздуху Дело в том» «по обычное вооружение, главным образом артиллерийское, перевозимое тягачами, на весу близко к весу самих тягачей. Поэтому грузоподъемность первых транспортных вертолетов в зарубежных армиях составила 1200-1600 кге (вес легкого военного автомобили, используемого в качестве тягача и соответствующих орудий).

Вертолеты СССР соответствуют весу легких и средних танков или соответствующих самоходных шасси. Будет ли завершена эта линия развития в таком ряде размерностей - зависит от постоянно меняющейся военной доктрины. Артиллерийские системы в большей мере заменяются ракетами, поэтому и зарубежной печати мы находим требования. Мощности не приводили к увеличению полезной нагрузки. Действительно, но техническому уровню того времени вес винтов, редукторов к всего аппарата в целом увеличивался с повышением мощности быстрее, чем возрастала подъемная сила. Однако при создании нового полезного и тем более нового для народнохозяйственного применении конструктор не может мириться с понижением достигнутого уровня весовой отдачи.

Советские вертолеты первые образцы, в сравнительно короткие сроки были созданы, поскольку удельный вес поршневых двигателей всегда понижался с увеличением мощности. Но в 1953 г. после создания 13-тонного вертолета Сикорского S-56 с двумя поршневыми двигателями мощностью 2300 л. с размерный ряд вертолетов на Запале прервался и только в СССР, применив турбовинтовые двигатели. В середине пятидесятых годов надежность вертолетов стала значительно выше, следовательно, расширились и возможности их применения в народном хозяйстве. На первый план выдвинулись вопросы экономики.