Анализ чистой прибыли организации. Анализ прибыли предприятия

В условиях современной рыночной экономики нельзя обой­тись без государства, которое берет на себя ряд функций. Рынок представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спон­танный характер, механизм, способный решать экономические задачи, стоящие перед обществом. Это, однако, не отрицает той роли, которую призвано играть государство. Необходимость госу­дарственного регулирования рыночной экономики связана с появ­лением таких проблем, которые не в состоянии решить ни один предприниматель: загрязнение окружающей среды, массовая без­работица, инфляция, циклические колебания и т.д.

Цели государственного регулирования, как и всей экономи­ческой политики государства, делятся на три уровня. Высшая цель - достижение максимального благосостояния всего общества. Второй уровень - группа основных целей: свободное развитие об­щества и правовой порядок. Третий уровень - прикладные цели: экономический рост, полная занятость, стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты, внешнеэкономическое рав­новесие.

Роль государства в экономике конкретизируется в его функци­ях. Эти функции довольно многообразны, но наиболее существен­ными являются:

1.Разработка и утверждение правовых основ экономики, т.е. государство в лице своих парламентских и правительствен­ных структур определяет «правила игры» предприятий и населения на рынке.

2.Определение приоритетов макроэкономического развития, т.е. государство определяет, что важно для страны сегодня, сколько это потребует ресурсов, как быстро они дадут отда­чу, каковы социальные, экологические, мирохозяйственные последствия принятых решений.

3.Реализация социальных ценностей, перераспределение до­ходов, основными каналами которого является прогрессив­ное налогообложение личных доходов и система трансфер­тных платежей.

4. Производство общественных благ, поскольку рынок в от­дельных случаях оказывается неспособным обеспечить производство товаров оборонного назначения, содержание правоохранительных органов, строительство дорог и т.д.

5. Компенсация внешних эффектов. Внешними эффектами (экстерналиями) называются издержки и выгоды, связан­ные с производством и потреблением блага, но выпадаю­щие на долю лиц, не являющихся участниками данной ры­ночной сделки.

6. Минимизация трансакционных издержек. Трансакционные издержки - это издержки, связанные не с производством как таковым, а с сопутствующими ему затратами (затраты по поиску информации о ценах, по подбору партнеров, за­ключению контрактов, защите права собственности и др.).

7. Регулирование экономической деятельности: стабилизационная функция и функция стимулирования экономического роста.


В западных учебниках «Экономикс» все эти функции сведены в три глобальные функции - эффективность (государство должно создать условия для эффективного функционирования производс­тва); справедливость (перераспределение доходов через налоги, поддержание нетрудоспособных, престарелых и т.п., регулирова­ние рынка труда, материальное обеспечение безработных, опреде­ление минимального уровня зарплаты); стабильность (поддержа­ние стабильности, сглаживание колебаний экономической конъ­юнктуры).

Инструменты государственного регулирования:

1. Правовые регуляторы.

2. Административные регуляторы.

3. Экономические регуляторы (прямые и косвенные)

4. Институциональные регуляторы

Проявлениями институционализма являются:

Формирование исполнительных структур государственной власти;

Создание и сохранение объектов государственной собс­твенности;

Подготовка экономических программ и экономических прогнозов;

Поддержка исследовательских центров по экономике. институтов экономической информации, торгово-про­мышленных палат, различных экономических советов и союзов;

Обеспечение функционирования институтов советников, консультантов, экспертных советов по проблемам эко­номики;

Правовая и информационная поддержка предпринима­тельских и профессиональных союзов, рациональных форм их взаимодействия;

Соучастие в экономической интеграции, организация международных встреч по экономическим вопросам.

Методы государственного регулирования делятся на прямые и косвенные. К прямым относятся - административно-правовое регулирование (создание правовых основ экономики, антимо­нопольная политика), управление важнейшими сферами жизни общества (оборона, энергетика, полезные ископаемые, водные ресурсы, образование, здравоохранение, национальные музеи, парки, дороги и т.д.), государственные программы, государствен­ное инвестирование и госзаказы. К косвенным - финансовая по­литика, кредитно-денежная политика, инвестиционная политика, социальная политика, внешнеэкономическая политика.

В качестве моделей государственного регулирования экономи­ки можно привести:

1. Экономически эффективное государство (американский опыт). Эффективность американского государства выра­жается в обеспечении национальной экономической безопасности. Экономическая роль государства выражается в степени участия в обеспечении внутренних и внешних условий функционирования национальной экономики. При этом государство может считаться экономически эффектив­ным только тогда, когда в стране сохраняется возможность для эффективного функционирования любого вида предпринимательства в рамках хозяйственного законодательс­тва. Государство выступает гарантом «правил игры», гаран­том рынка и конкуренции, и в этой части оно органично вписывается в рыночные принципы поведения.

2. Французское индикативное планирование. Во Франции, индикативные планы доказали свою эффективность в ка­честве одного из средств макрорегулирования. Система индикативного планирования опирается на высокую долю
госсобственности в народном хозяйстве. Планирование ут­верждается «снизу» и базируется на принципах консультирования и согласования, поскольку включает в участие на равноправных началах представителей различных «груп­пировок интересов»: госслужащих, предпринимателей. профсоюзов, союзов потребителей и др. Реализуется уни­кальная «демократическая система планирования», соглас­но которой план рождается в результате многоступенчатых итераций и в консенсусе его реализации заинтересованы все участники.

3. Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сглаживание значительного имущес­твенного неравенства путем перераспределения существен­ной части национального дохода в пользу наименее обес­печенных слоев населения. Роль государства определяется тем, что располагая небольшой долей собственности, оно расходует значительную часть ВНП страны на социальные нужды. Функционирование такой модели возможно лишь в условиях высокой нормы налогообложения.

В условиях переходной экономики государственное регулирование должно быть направленно на:

Макроэкономическую стабилизацию;

Разгосударствление и приватизацию собственности;

Формирование рыночной инфраструктуры;

Перестройку структуры экономики;

Демонополизацию экономики и поощрение конкуренции;

Переход к адресной системе социальной поддержки населе­ния;

Либерализацию внешнеэкономической деятельности.

Решение этих задач базируется на разработке и реализации новых законодательно-нормативных актов, способствующих ста­новлению рыночных отношений, использованию как прямых, так и косвенных методов регулирования.

В Казахстане в начале 90-х годов XX в. переход к рыночной экономике характеризовался значительной либерализацией и эко­номики, и государственного вмешательства в нее. Углубление эко­номического кризиса вызвало необходимость усиления государс­твенного регулирования экономики.

В условиях современного Казахстана активизация роли госу­дарства в управлении экономикой приобретает ключевое значение. Приоритетные цели государства разработаны в стратегическом плане развития страны «Казахстан-2030»:

1. Национальная безопасность.

2. Внутриполитическая стабильность и консолидация обще­ства.

3. Экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвести­ций и внутренних сбережений.

4. Улучшение условий жизни, здоровья, образования, эколо­гической среды.

5. Эффективное использование энергетических ресурсов.

6. Развитие инфраструктуры, в особенности транспорта и связи.

7. Создание профессионального государства.

Государственное регулирование рыночной экономики

3.1 Способы вмешательства государства в экономику

Прежде всего, важно различать две основные формы: прямое вмешательство через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями и косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики.

Прямое вмешательство государства - это принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между элементами рыночной системы. Примером государственного регулирования экономики путём издания законодательных актов может служить положение о кооперации во Франции.

Косвенное вмешательство. В зависимости от цели вмешательства, меры экономической политики могут быть направлены на:

Стимулирование капиталовложений;

Обеспечение полной занятости;

Стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы;

Воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации;

Поддержку устойчивого экономического роста;

Перераспределение доходов.

Для проведения этих разнообразных мер государство прибегает главным образом к фискальной и кредитно-денежной политике. Фискальная политика - это бюджетная политика. Её можно определить как политику, проводимую путём манипулирования государственными доходами и расходами. Кредитно-денежная политика - это политика, проводимая путём регулирования денежной массы в обращении и совершенствовании кредитной сферы. Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с другом. Однако эта связь в рыночной и централизованной экономике существенно различается.

Страны с рыночной экономикой постоянно ищут оптимальное сочетание государственного регулирования и функционирования естественно сложившегося рыночного механизма.

В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, чётко действующей налоговой системы, эффективная рыночная экономика невозможна.

В чём же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие функции они выполняют? Отвечая на эти вопросы, обычно начинают с того, что налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Это, конечно, так. Но на первое место следует поставить функцию, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция налогов - регулирующая.

Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело - как она регулируется, какими способами, в каких формах.

Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

Регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", т.е. разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношение действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наёмных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношения товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, а так же бирж труда. Это направление государственного регулирование рынка непосредственно с налогами не связано.

Регулирование развития народного хозяйства, общественного производства, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идёт, главным образом, о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей, с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

В условиях рынка сводятся к минимуму методы административного подчинения предпринимателей, постепенно исчезает само понятие "вышестоящие организации", имеющие право управлять деятельностью предприятий с помощью распоряжений, команд и приказов.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создаёт условия для ускоренного развития определённых отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. Так, в настоящее время нет, пожалуй, более важной для нас задачи, чем подъём сельского хозяйства, решении продовольственной проблемы. В связи с этим, в Российской Федерации освобождены от налога на прибыль колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные производства.

Другой пример. Хорошо известно, что эффективно функционирующую рыночную экономику невозможно себе представить без развития малого бизнеса. Без него трудно создать благоприятную для функционирования товарно-денежных отношений экономическую среду. Государство должно способствовать развитию малого бизнеса, поддерживать его путём создания специальных фондов финансирования малого предприятия, льготного кредитования, льготного налогообложения.

Другая функция налогов - стимулирующая. С помощью налогов и льгот государство стимулирует технический процесс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения о расширении производства др.

Следующая функция налогов - распределительная, или, перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народно-хозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя их на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталовложения. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции и многих других странах.

Государственное вмешательство в рыночные отношения: объективная необходимость и границы

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития...

Государственное регулирование рыночной экономики

Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику обусловлена тем, что с помощью одного рыночного механизма невозможны глубокие структурные изменения в производстве, стратегические прорывы в области науки и техники...

Государственное регулирование экономики

В первую очередь, это правильная организация денежного обращения. Не менее важным является предоставление государством различных общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять практически все потребности...

Государственное регулирование экономики

Границы необходимого вмешательства государства в экономику - это области, где перестает эффективно действовать механизм рыночной саморегуляции и требуется срочное вмешательство государства. Во-первых...

Государственное регулирование экономики, его средства и методы

Рассмотрим границы необходимого вмешательства государства в экономику. Прежде всего, это области, где перестает эффективно действовать механизм рыночной саморегуляции и требуется срочное вмешательство государства. Во-первых...

Государственное регулирование экономического роста

Рассмотрим границы необходимого вмешательства государства в экономику. Прежде всего, это области, где перестает эффективно действовать механизм рыночной само регуляции и требуется срочное вмешательство государства. Во-первых...

Выделим главные формы и методы вмешательства государства в экономику. Прежде всего, важно различать две основные формы этого процесса: прямое вмешательство через расширение государственной собственности на материальные ресурсы...

Границы государственного регулирования в РФ

Задачи государственного регулирования экономики в современной России

В первую очередь, это правильная организация денежного обращения. Не менее важным является предоставление государством различных общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять практически все потребности...

Методы государственного регулирования экономики

Крупномасштабное производство, которое стало формироваться в современном мире со времени появления машин, немыслимо без наличия развитых хозяйственных связей и специфических экономических отношений...

Государственное вмешательство в экономику - это совокупность мер государства, с помощью которых оно влияет на социально-экономическое развитие общества. Задачей государственного вмешательства является, прежде всего...

Методы, средства и границы государственного регулирования в российской экономике

Прежде всего, границами государственного вмешательства являются такие области, где механизм рыночной саморегуляции уже не способен эффективно осуществлять деятельность, и тем самым необходимо срочное государственное вмешательство...

Регулирование государством рыночной экономики

Рыночный механизм свободной конкуренции имеет много достоинств, его возможности велики, но все же не безграничны. Существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает и требуется вмешательство государства. Во-первых...

Роль государства в рыночной экономике

Рыночная экономика - сложный и постоянно развивающийся механизм, представляющий саморегулирующуюся и саморазвивающуюся систему. Все процессы в экономике подчиняются единым, достаточно жестким закономерностям...

Анализ чистой прибыли предприятия как одного из источников внутренней инвестиционной активности, индикатора успешности управления капиталом относится к приоритетным направлениям работы финансовых и экономических служб. Методы, технологии и алгоритмы его проведения на данный момент сформированы как на теоретическом, так и на практическом уровне, и каждый специалист должен быть знаком с ними.

Существующие подходы к анализу чистой прибыли

Комплекс методов исследования чистой прибыли компании состоит из нескольких, дополняющих друг друга категорий. Это может быть:

  • горизонтальный и вертикальный анализ;
  • изучение влияющих факторов;
  • определение качества прибыли;
  • анализ эффективности использования прибыли.

Несмотря на кажущееся многообразие, применению всех из приведенных категорий должна предшествовать единая подготовительная стадия расчетов, предполагающая комплексное изучение доходов и затрат (их размера, состава, структуры, а также динамики изменения). При этом складывается обобщенное представление о влиянии названных величин на объем чистой прибыли в качестве основных образующих ее элементов. Любые колебания размеров доходов и расходов сказываются на итоговой сумме чистой прибыли - и, следовательно, являются базовыми факторами, вызывающими изменение финансового результата.

Отправной точкой в изучении динамики чистой прибыли служит следующая математическая модель:

∆ПЧ = ∆Д – ∆Р,

где ∆ПЧ, ∆Д, ∆Р - соответственно колебания чистой прибыли, доходов и расходов.

Действительно, если доходы фирмы вырастут на 4 млн руб., а затраты - всего на 1,5 млн руб., то рост прибыли составит 4 – 1,5 = 2,5 млн руб.

Разделив каждый показатель формулы на составные части, можно получить более детализированную факторную модель изменения чистой прибыли. В частности, из доходов можно выделить долю, в сумме приходящуюся на основную и прочую деятельность. Аналогично можно поступить и в отношении затрат. Тогда модель примет вид:

∆ПЧ = (∆Д осн. + ∆Д пр.) – (∆Р осн. + ∆Р пр.) = (∆Д осн. – ∆Р осн.) + (∆Д пр. – ∆Р пр.).

Опираясь на эту модель, можно получить представление о влиянии основной и прочей деятельности компании на ее финансовый результат.

Итогом предварительных работ становится выявление общих тенденций изменения чистой прибыли. Дальнейшие аналитические процедуры должны быть направлены на более углубленное изучение воздействия каждого фактора на нее.

Изучение динамики чистой прибыли и показателей, влияющих на ее формирование

Для более детального изучения элементов, формирующих прибыль, и их изменения во времени применяются инструменты вертикального и горизонтального анализа. Основой и источником данных служит отчет о финансовых результатах организации, а результатом должно стать выявление уровня воздействия каждого элемента на конечный объем прибыли.

При горизонтальном анализе текущее значение элемента сравнивается с данными прошлого года, указанными в той же строке отчета. Иными словами, рассмотрение происходит по горизонтали. Полученные отклонения определяют в процентах.

Пример

Доход компании в 1-м квартале 2017 года - 200 млн руб., а за аналогичный период 2016 года - 230 млн руб. Тогда изменение составит:

(200 – 230) / 230 × 100% = –13,04%.

То есть в 2017 г. доход снизился на 13%.

Аналогично рассматриваются итоги за период и по другим образующим прибыль суммам, как то:

  • производственные затраты;
  • валовая прибыль;
  • административные затраты и расходы на продажу;
  • прибыль от реализации;
  • внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы.

При вертикальном анализе данные отчета рассматривают по другому направлению - последовательно от верхней строки к нижней. Таким образом, изучается состав и удельный вес каждого элемента в системе показателей.

В результате получают значения абсолютных и относительных изменений каждого формирующего прибыль элемента, определяются направления работы по улучшению финансовых показателей посредством воздействия на уровень доходов и расходов.

Факторный анализ чистой прибыли

Последующий анализ формирования чистой прибыли будет заключаться в консолидации всех факторов, способных оказать на нее влияние, в два блока:

  • Внешние - обусловлены изменениями во внешнем окружении хозяйствующего субъекта и не зависят от конкретных мероприятий, проводимых внутри него. Субъект никак не может на них воздействовать, например: события непреодолимой силы, колебания климата и т. д. Сюда же можно отнести изменения в рыночной конъюнктуре, налоговой политике государства и недобросовестность некоторых контрагентов.
  • Внутренние - связаны непосредственно с хозяйственными процессами, происходящими внутри компании. Экономический субъект способен оказывать на них прямое влияние и регулировать их.

В общем виде вычисление чистой прибыли может быть представлено следующим образом:

ПЧ = Выр – Себ – Ком.Р – Упр.Р + Пр.Д – Пр.Р – НнП,

ПЧ - объем чистой прибыли;

Выр - объем реализации;

Себ - производственная себестоимость;

Ком.Р, Упр.Р - расходы коммерческие и управленческие;

Пр.Д - прочие доходы;

Пр.Р - прочие издержки;

НнП - налог на прибыль.

Применительно к кодам строк формы № 2 данный алгоритм можно представить в следующем виде:

стр. 2400 = стр. 2110 – стр. 2120 – стр. 2210 – стр. 2220 + стр. 2310 + стр. 2320 – стр. 2330 + стр. 2340 – стр. 2350 – стр. 2410 ± стр. 2430 ± стр. 2450 ± стр. 2460.

Для проведения факторного анализа на основе данных отчета о прибылях и убытков можно применить следующую модель:

∆ПЧ = ∆Выр + ∆Себ + ∆Ком.Р + ∆Упр.Р + ∆Пр.Д + ∆Пр.Р– ∆НнП,

где ∆Выр, ∆Себ, ∆Ком.Р, ∆Упр.Р, ∆Пр.Д, ∆Пр.Р, ∆НнП - изменения всех выше приведенных нами показателей, причем значение ∆НнП (изменения текущего налога на прибыль) формируется с учетом отложенных налоговых обязательств и активов.

На основе предложенной нами модели изучают влияние результатов по различным параметрам основной и прочей деятельности фирмы на чистую прибыль по итогам периода.

Исследование качества чистой прибыли и направлений ее использования

Под анализом качества чистой прибыли понимается изучение соотношения источников ее образования, динамики его изменения с целью сокращения отклонений величины прибыли, обозначенной в отчетности, от реального ее объема, подкрепленного потоками наличности.

В большинстве случаев организации самостоятельно могут оказывать воздействие на размер чистой прибыли посредством изменения политики учета. Это может касаться конкретных способов осуществления учета активов, выбора метода начисления амортизации и порядка списания на затраты стоимости ТМЦ и т. д.

Крайне важен также регулярный мониторинг параметров использования полученной чистой прибыли. Одним из ведущих показателей при этом выступает ее объем, приходящийся на 1 акцию:

ПА = (ПЧ – Див) / Vа,

ПА - прибыль на 1 акцию;

Див - сумма выплаченных дивидендов по привилегированным акциям;

Vа - количество обыкновенных акций.

Проводить подобный анализ может каждый пользователь финансовой отчетности. Компании, размещающие свои ценные бумаги на открытом рынке, обязаны публиковать в прессе отчетность с указанием 2 обязательных показателей:

  • Базовая прибыль на акцию - формируется на основе реальных данных за период.
  • Разводненная прибыль на акцию - формируется на основе прогнозных расчетных значений прибыли, учитывающих ее отрицательные колебания, вызванные следующими причинами:
    • преобразование привилегированных и иных ценных бумаг в обыкновенные акции;
    • приобретение акций у размещающей компании по стоимости ниже текущей на рынке.

Таким образом, второй показатель характеризует вероятную прибыль на 1 акцию при дополнительном увеличении количества ценных бумаг компании, не обеспеченных соответствующим ростом имущества фирмы.

***

В процессе финансового анализа чистой прибыли задействуется ряд базовых методик, позволяющих всесторонне изучить ее изменения, структуру, факторы, оказывающие на нее влияние. Кроме того, анализируются качество и порядок использования чистой прибыли. В результате формируются программы ее увеличения путем сокращения нерациональных издержек и роста объемов поступления от реализации.

  • 1.2. Предмет и объекты экономического анализа
  • 1.3.Пользователи экономической информации коммерческой организации
  • 1.4. Виды экономического анализа
  • 1.5. Взаимосвязь управленческого и финансового анализа
  • 1.6. Метод и методика экономического анализа.
  • 1.7. Структура бизнес-плана и роль анализа в разработке и мониторинге основных плановых показателей
  • 1.8 Бухгалтерский учет и отчетность как информационная база экономического анализа.
  • Глава 2. Анализ в системе маркетинга
  • 2.1. Цели и содержание маркетинговых исследований
  • 2.2. Объекты маркетингового анализа
  • 2.3. Методы маркетингового анализа
  • 2 .4. Сметный расчет объема продаж и обоснование цен товаров.
  • Глава 3. Анализ и управление объемом производства и продаж.
  • 3.2.Показатели объемов производства и продаж.
  • 3.3. Анализ объема производства и продаж
  • 3.4. Факторный анализ объема продаж
  • 3.5. Анализ и оценка влияния использования производственных ресурсов на объем продаж
  • 3.5.1.Анализ влияния использования основных средств на объем продукции
  • 3.5.2. Анализ влияния использования материальных ресурсов на объем продукции.
  • 3.5.3. Анализ влияния использования персонала предприятия на объем продукции.
  • 3.6. Анализ ассортимента и структуры продукции.
  • 3.7. Анализ качества продукции
  • Глава 4. Анализ технико-организационного уровня и других условий производства
  • 4.1. Анализ организационно-технического уровня производства
  • 4.2. Анализ технического уровня производства
  • 4.3. Анализ уровня организации производства
  • 4.4. Анализ уровня управления
  • 4.5. Жизненный цикл изделия, техники и технологии и учет его влияния на анализ технико - организационно уровня производства
  • Глава 5. Анализ и управление затратами и себестоимостью продукции
  • 5 .1. Управление себестоимостью: цели и содержание
  • 5.2. Анализ динамики и структуры расходов организации
  • 5.3. Факторный анализ себестоимости продаж
  • 5.3.1. Анализ себестоимости по элементам затрат.
  • 5.3.2. Факторный анализ затрат на 1 руб продукции
  • 5.4. Анализ поведения затрат и взаимосвязи затрат, объема продаж и прибыли
  • 5.5. Факторный анализ изменения порога рентабельности и запаса финансовой прочности (зоны безопасности) организации
  • 5.6. Формирование управленческих решений на базе маржинального анализа
  • 5.6.1. Определение критической точки продаж продукции и заданного объема производства.
  • 5.6.3. Изменение ассортимента и структуры продукции
  • 5.6.4. Производство или приобретение комплектующих изделий
  • 5.6.6. Оптимизация прибыли и объема продаж с учетом эластичности спроса
  • 5.7. Анализ и оценка влияния себестоимости на величину прибыли от продаж.
  • Глава 6. Фининсовые результаты коммерческой организации и методы их анализа
  • 6.1. Система показателей прибыли коммерческих организаций
  • 6.2. Анализ структуры и динамики прибыли по данным отчетности
  • 6.3.Факторный анализ прибыли от продаж
  • 6.4. Анализ использования чистой прибыли.
  • 6.5. Факторный анализ рентабельности продаж
  • Глава 7. Анализ эффективности использования внеоборотных активов
  • 7.1. Анализ состава, структуры и динамики внеоборотных активов.
  • 7.2. Анализ динамики и технического состояния основных средств
  • 7.2.1. Анализ состава и структуры основных фондов.
  • 7.2.2. Анализ показателей состояния и движения основных средств
  • 7.3. Анализ эффективности использования основных средств
  • 7.3.1. Анализ показателей использования основных средств
  • 7.3.2. Анализ и оценка показателей эффективности использования основных средств
  • Глава 8. Анализ эффективности капитальных и финансовых вложений
  • 8.2. Методика оценки эффективности инвестиционных проектов
  • Глава 9. Анализ эффективности использования оборотных активов.
  • 9.1.1. Анализ динамики и структуры оборотных активов
  • 9.2. Анализ собственных оборотных средств и оценка обеспеченности ими предприятия
  • 9.3. Анализ оборачиваемости оборотных средств.
  • 9.4. Показатели оценки эффективности использования оборотных средств
  • Глава 10. Анализ рентабельности активов и собственного капитала
  • 10.1. Система показателей рентабельности и методы их определения.
  • 10.2. Расчет чистых активов и их роль в оценке использования собственного капитала
  • 10.3. Методы факторного анализа рентабельности активов и собственного капитала
  • Глава 11. Финансовое состояние коммерческой организации и методы его анализа
  • 11.1.Управление финансовым состоянием коммерческой организации: цели и содержание.
  • 11.2.Общая оценка структуры и динамики статей бухгалтерского баланса.
  • 11.3.Анализ абсолютных показателей финансовой устойчивости организации
  • 11.4.Анализ ликвидности и платежеспособности по данным бухгалтерского баланса
  • 11.5. Анализ движения денежных средств.
  • 11.6.Методика анализа финансового состояния с использованием финансовых коэффициентов.
  • 11.6.1. Расчет и оценка коэффициентов финансовой устойчивости.
  • 11.6.3. Расчет и оценка финансовых коэффициентов платежеспособности.
  • 11.7. Оценка вероятности банкротства
  • 11.8. Анализ кредитоспособности организации
  • 11.9. Особенности методики анализа финансового состояния неплатежеспособных организаций
  • Глава 12. Методы комплексной оценки эффективности хозяйственной деятельности
  • Глава 13. Методики рейтингового анализа
  • 13.1. Сущность и этапы рейтинговой оценки финансового состояния организаций.
  • 13.2.Методика сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния организаций.
  • Контрольные вопросы:
  • 6.4. Анализ использования чистой прибыли.

    Чистая прибыль является одним из важнейших экономических показателей, характеризующих конечные результаты деятельности предприятия. Количественно она представляет собой разницу между бухгалтерской прибылью и суммой внесенных в бюджет налогов из прибыли, экономических санкций и других обязательных платежей предприятия, покрываемых за счет прибыли. Чистая прибыль используется в соответствии с уставом предприятия. Распределение чистой прибыли находится в исключительной компетенции общего собрания собственников компании (акционеров, участников) и не может осуществляться единоличным распоряжением руководителя организации . В соответствии с п.1 ст. 47 Федерального закона "Об акционерных обществах" годовое общее собрание акционеров проводится в сроки, устанавливаемые уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года; очередное общее собрание участников ООО проводится согласно ст.34 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" не ранее чем через два месяца и не позднее чем через четыре месяца после окончания финансового года. В соответствии с решением общего собрания о распределении чистой прибыли она может быть использована по следующим направлениям.

    Чистая прибыль отчетного года, как правило, распределяется на две основные части - потребляемую (дивиденды по привилегированным и обыкновенным акциям; выплаты социального и иного характера) икапитализируемую (резервный и уставный капитал; нераспределенная прибыль, присоединяемая к накопленной прибыли прошлых лет).

    При распределении чистой прибыли необходимо добиваться оптимизации пропорций между капитализируемой и потребляемой ее суммой с целью обеспечения:

    Требуемого объема инвестиций для производственного развития;

    Необходимой нормы доходности на инвестированный капитал собственникам предприятия.

    Факторы, влияющие на пропорции распределения прибыли, делятся на внешние и внутренние.

    Внешние факторы:

    Правовые ограничения (ставки налогов на прибыль, процентные отчисления в резервные фонды и др.);

    Система налоговых льгот при реинвестировании прибыли;

    Рыночная норма прибыли на инвестируемый капитал, рост которой сопровождается тенденцией повышения доли капитализированной части прибыли, и наоборот, ее снижение обусловливает увеличение доли потребляемой прибыли;

    Стоимость внешних источников формирования инвестиционных ресурсов (при высоком ее уровне выгоднее использовать прибыль, и наоборот).

    Внутренние факторы:

    Уровень рентабельности предприятия, при низком значении которого и соответственно небольшой сумме распределяемой прибыли большая ее часть идет на создание обязательных фондов и резервов, на выплату дивидендов по привилегированным акциям, на социальные программы и др.;

    Наличие в портфеле предприятия высокодоходных инвестиционных проектов;

    Необходимость ускоренного завершения начатых инвестиционных проектов;

    Уровень коэффициента финансового левериджа (соотношение собственного и заемного капитала), который является одним из индикаторов финансового риска и одним из факторов, определяющих доходность собственного капитала;

    Наличие альтернативных внутренних источников формирования инвестиционных ресурсов (амортизационного фонда, выручки от реализации основных средств и финансовых активов и др.);

    Текущая платежеспособность предприятия, при низком уровне которой предприятие должно сокращать потребляемую часть прибыли.

    Вопрос об использовании чистой прибыли достаточно сложный, поскольку его решение – это поиск компромисса в первую очередь между интересами собственников компании, претендующих на дивиденды, и интересами руководства (менеджмента) компании, заинтересованного в реинвестировании чистой прибыли, так как это – наиболее доступный источник роста масштабов деятельности и финансовой стабильности. Значительное использование прибыли на удовлетворение запросов акционеров, желающих максимизировать дивидендные выплаты, может не соответствовать насущным потребностям развития бизнеса, стабильным источником которого могло бы стать реинвестирование чистой прибыли . Кроме того, противоречия финансовых интересов могут существовать и среди самих собственников, часть из которых, являясь крупными мажоритарными акционерами, может склоняться к минимизации дивидендных выплат, поскольку капитализация (реинвестирование) прибыли увеличивает чистые активы, а следовательно, повышает рыночную стоимость и инвестиционную привлекательность компании, которая им фактически принадлежит. Миноритарные акционеры, владеющие относительно небольшим количеством акций, напротив, склонны максимизировать дивидендные выплаты, поскольку для такой категории собственников предпочтителен текущий доход, чем его отложенное получение на неопределенную перспективу. Поэтому решение собрания акционеров об использовании чистой прибыли должно быть обосновано детальным анализом его финансовых и экономических последствий.

    В процессе анализа использования прибыли необходимо изучить динамику и выполнение плана по использованию чистой прибыли, для чего фактические данные об использовании прибыли по всем направлениям сравнивают с данными бюджета и прошлых лет, после чего выясняют причины изменения по каждому направлению использования прибыли (табл.6.4.1.).

    Таблица 6.4.1.

    Анализ использования чистой прибыли в ОАО «Гранит»

    Показатель

    Сумма, тыс. руб.

    Темп роста, %

    Удельный вес,%

    измене-

    ние (+ -

    Изменение (+/-)

    1. Чистая прибыль

    2. Использование чистой прибыли – всего

    В том числе на:

    покрытие убытков прошлых лет

    пополнение резервного капитала

    выплату дивидендов

    3. Капитализация нераспределенной прибыли – всего

    В том числе с целью формирования источников:

    оборотных средств

    капитального строительства

    Из данных таблицы следует, что благодаря существенному росту чистой прибыли в 2011 г. ОАО "Гранит" получило больше возможностей, как в плане капитализации чистой прибыли, так и для выплаты дивидендов акционерам. В 2010 г. компания, получив 3264 тыс. руб. чистой прибыли, была вынуждена направить 684 тыс. руб. на покрытие убытков прошлых лет, поэтому решение о выплате дивидендов не принималось. По-видимому, собственники пошли на такой шаг с учетом необходимости накопления (реинвестирования) чистой прибыли с целью финансирования основных производственных фондов. Чистая прибыль в 2011 г. составила 5468 тыс. руб., из которых 1340 тыс. руб. было направлено на выплату дивидендов, 28 тыс. руб. – на пополнение резервного капитала и 4100 тыс. руб. было капитализировано. Высокая доля капитализации чистой прибыли обусловлена стоящими перед компанией стратегическими задачами, связанными с укреплением производственной базы, в частности с капитальным строительством. Вместе с тем собственники компании приняли решение повысить уровень финансовой устойчивости компании, для чего было направлено 2000 тыс. руб. на финансирование оборотных активов, что позволяет значительно повысить уровень обеспеченности оборотных активов собственными источниками средств.

    Особое внимание необходимо уделить дивидендной политике предприятия, которая оказывает большое влияние не только на структуру капитала, но и на инвестиционную привлекательность предприятия. Если дивидендные выплаты достаточно высокие, то это один из признаков того, что предприятие работает успешно и в него выгодно вкладывать капитал. Но если при этом малая доля прибыли направляется на обновление и расширение производства, то ситуация может измениться. В процессе анализа изучают динамику дивидендных выплат, курса акций, чистой прибыли на одну акцию за ряд лет, определяют темпы их роста или снижения, влияние факторов на изменение их величины.

    Одним из важнейших показателей, используемых для характеристики рыночной активности организации, является прибыль на обыкновенную акцию свидетельствующая о том, какая сумма заработанной в отчетном периоде чистой прибыли приходится на одну обыкновенную акцию .

    Базовая формула для определения данного показателя:

    Прибыль = Чистая прибыль – Дивиденды на привилегированные акции

    на одну ___________________________________________________

    акцию Количество обыкновенных акций в обращении

    Акционерные общества, акции которых обращаются на рынке ценных бумаг, раскрывают информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, в виде двух показателей: базовой прибыли (убытка) на акцию и разводненной прибыли (убытка) на акцию.

    Базовая прибыль (убыток) на акцию – это отношение базовой прибыли (убытка) отчетного периода к средневзвешенному количеству обыкновенных акций, находящихся в обращении в течение отчетного периода. Базовая прибыль (убыток) отчетного периода представляет собой величину чистой прибыли, уменьшенную на сумму дивидендов по привилегированным акциям, начисленных за отчетный период.

    Средневзвешенное количество обыкновенных акций в отчетном периоде определяется путем суммирования количества обыкновенных акций на первое число каждого месяца и деления полученной суммы на число месяцев в отчетном периоде.

    Разводненная прибыль (убыток) на акцию показывает максимально возможную степень уменьшения прибыли (увеличения убытка), приходящейся на одну обыкновенную акцию акционерного общества в случаях:

      конвертации всех конвертируемых ценных бумаг (привилегированные акции и иные ценные бумаги) акционерного общества в обыкновенные акции;

      при исполнении договоров купли-продажи обыкновенных акций у эмитента по цене ниже их рыночной стоимости.

    Под разводнением прибыли понимают ее уменьшение(увеличение убытка) в расчете на одну обыкновенную акцию в результате возможного в будущем выпуска дополнительных обыкновенных акций без соответствующего увеличения активов общества .

    Чтобы рассчитать максимально возможное уменьшение прибыли (увеличение убытка) на акцию, необходимо определить суммы возможного прироста базовой прибыли и средневзвешенного количества обыкновенных акций. Эти суммы рассчитываются по каждому виду и выпуску конвертируемых ценных бумаг, а также по каждому договору льготной продажи акций

    При определении возможного прироста базовой прибыли в расчет принимаются все расходы и доходы, относящиеся к конвертируемым ценным бумагам, либо к исполненным договорам их льготной продажи.

    Такими расходами могут быть:

    Дивиденды по привилегированным акциям, которые в соответствии с условиями их выпуска могут быть конвертированы в обыкновенные;

    Проценты по собственным конвертируемым облигациям;

    Суммы списания разницы между ценой размещения конвертируемых ценных бумаг и номинальной стоимостью, если они были размещены по цене ниже номинальной стоимости.

    Такими доходами могут быть:

    Суммы списания разницы между ценой размещения конвертируемых ценных бумаг и номинальной стоимостью, если они были размещены по цене выше номинальной стоимости;

    Другие аналогичные доходы.