Основные риски встречающиеся в административной службе. Смотреть страницы где упоминается термин риски административные

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Саранди-Середа Игорь Евгеньевич. Риски в административном управлении: Социологический анализ: диссертация... кандидата социологических наук: 22.00.08.- Москва, 2006.- 160 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-22/393

Введение

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию рисков административного управления 14

1.1. Административное управление в контексте социальных преобразований 14

1.2. Особенности социологического исследования рисков в административном управлении 31

ГЛАВА 2. Динамика рисков в административном управлении 56

2.1. Влияние социальных изменений на динамику рисков в административном управлении 56

2.2. Нарастание рискогенности в социально-административном пространстве 75

ГЛАВА 3. Алгоритм управления административными рисками 103

3.1. Основания оценки рисков в административном управлении 103

3.2. Социальная диагностика, моделирование и прогнозирование воздействия административных рисков... 119

Заключение 143

Список использованных источников и литературы... 149

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современная система административного управления в России переживает кризис в связи с ее отставанием от происходящих в обществе и государстве кардинальных изменений. В данном контексте общество заинтересовано в административных структурах, способных выявлять как существующие, так и потенциальные риски, порождаемые этим отставанием. Возникает потребность в разработке методов управления рисками и прогноза возможных кризисных ситуаций, которые позволили бы административным системам управления предпринимать необходимые действия для поддержки и продвижения открывающихся перспектив и предотвращения социальных нестабильностей и катастроф.

В социальном пространстве усиливаются тенденции, влияющие на возникновение рисков в административном управлении, среди них наиболее значимыми являются:

ускорение и усложнение процессов социальных преобразований все чаще приводит к столкновению устоявшихся традиций с новыми ценностями социума, что влечет появление дополнительных рисков перед административными системами управления;

нарастающая глобализация, проявляющаяся в интеграции различных сообществ, образование транснациональных компаний несут с собой не только экономические и политические выгоды, но и способствуют возникновению рисков, с которыми административным структурам ранее не приходилось сталкиваться;

трансформации политического курса, политической элиты, неадекватные реалиям политические решения могут вызвать появление запредельных рисков в административном управлении;

все большая зависимость систем административного управления от технико-технологических средств, выход из строя которых способен нарушить технологический процесс самого административного управления, может привести к чрезвычайным ситуациям и потере управляемости социальной системой;

нарастание инновационности в административном управлении также порождает условия повышенного риска.

Эти и другие тенденции, влияющие на эффективность административного управления, актуализируют необходимость изучения проблемы рисков в социологии управления.

Следует также отметить, что в связи с проводимой в России административной реформой проблема рисков в административном управлении приобретает дополнительную остроту.

Степень научной разработанности темы исследования. Опасности и приобретения в жизнедеятельности человека, социальных систем издавна интересовали ученых, рассматривавших и анализировавших государство, его происхождение, структуру и функции в неотрывной связи с государственным управлением 1 . Теоретические вопросы, связанные с формированием и развитием управления в контексте политической системы и политической экономии, были раскрыты А. Смитом и К. Марксом. Разрабатывая концепцию рациональной и иррациональной бюрократии, М. Вебер не только создал методологию административного управления, но и поставил, по существу, проблему рисков в управлении 3 .

1 См.: Платон. Республика. М., 2002; Гоббс Т. Левиафан. М., 2001; Макиавелли Никколо.
Государь: трактаты. М, 2004.

2 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962; Маркс К. К
критике гегелевской философии права // К. Маркс. Соч. 2 изд. Т.1; Маркс К. Капитал.
Критика политической экономии. М., 1978.

3 См.: Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994; Вебер М. Избранные
произведения. М., 1990.

Различным способам повышения эффективности административного
управления посвящены работы И. Ансоффа, А. Лоутона и Э. Роуза, Т.
Питерса и Т. Уотермена, Г. Нэша, Д. Мартина 1 . Представителями
классической школы административного управления Р. Мертоном, Ф.
Тейлором, А. Файолем, Г. Фордом, Г. Эмерсоном было доказано, что
руководство организации строит рациональное и эффективное управление
в интересах максимальной производительности путем разделения
производственного процесса на простейшие работы «предварительного
программирования». Предприятие уподобляется механизму,

эффективность которого задается в терминах производительности, а сотрудники рассматриваются как часть этого механизма. Механистический подход в административном управлении не позволяет раскрыть всей сущности риска.

Научные аспекты административного управления рассматривали отечественные ученые: В.Г. Афанасьев, Д.М. Гвишиани, В.Д. Граждан, Ю.В. Колесников, А.И. Пригожий, С.С. Фролов и др 3 . Выделяются работы

1 См.: Ансофф И. Стратегическое управление. М., 1989; Лоутон А., Роуз Э. Организация и управление в государственных учреждениях. М.,1993; Питере Т., Уотермен Т. В поисках эффективного управления // Эффективность государственного управления. М.,1998; Nash G.D. Perspectives on Administration: The Vistas of History. Institute of Governmental Studies: Berkely, 1969; Мартин Д. Классические теории управления и концепции производительности в государственном секторе // Эффективность государственного управления. М.,1998.

См.: Мертон Р. Бюрократическая структура и индивидуальность // Классики теории государственного управления: американская школа. М., 2003; Тейлор Ф. Принципы научного менеджмента. М., 1991; Файоль А. Общее и промышленное управление. М., 1992; Форд Г. Сегодня и завтра. М., 1992; Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление это наука и искусство. М., 1992.

3 См.: Афанасьев В.Г. Американские буржуазные теории управления (критич. анализ). М., 1978; Гвишиани Д.М. Организация и управление. М., 1998; Граждан В.Д. Государственная гражданская служба. М., 2005; Он же: Теория управления. М., 2004; Колесников Ю.В. Теория систем как методология управления // Общая теория управления. М., 1994; Пригожий А.И. Современная социология организации. М., 1995; Фролов С.С. Социология организаций. М., 2001.

П. Сорокина, показавшего понимание природы рисков через анализ социальных процессов в обществе 1 .

Исследование теоретических и практических сторон проблематики рисков наиболее полно проводится в работах ряда зарубежных исследователей (П. Бернстайн, Н. Луман, П. Штомпка и др. 2). Подходы к исследованию риска как компонента социальной необходимости, социального факта были применены Э. Дюркгеймом 3 . Необходимости «мышления в терминах риска» в современном обществе посвящены труды Э. Гидденса. Э. Тоффлер считает, что социальные изменения несут новый цивилизационный уклад, в котором принципиально иной будет сфера труда и управления, вследствие чего возникают новые опасности 5 . О риске как ценностно-категориальном феномене, о возможности приобретения шансов развития размышляют У. Бек, С.А. Кравченко и С.А. Красиков 6 . Риск в социальном пространстве был исследован А.В. Мозговой 7 . Анализ теоретико-методологических проблем социологического изучения рисков проведен Ю.А. Зубок 8 .

См.: Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени М., 1997; Он же: Социокультурная динамика // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

2 См.: Бернстайн П. Против богов: Укрощение риска. М., 2000; Луман Н. Понятие
общества // Проблемы теоретической социологии. СПб., 1994; Он же: Понятие риска //
Thesis. - 1994. №5; Штомпка. П. Социология социальных изменений. М., 1996.

3 См.: Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995; Он же:
Самоубийство. М., 1998.

4 См.: Гидденс Э. Культура, личность и социальное взаимодействие // Социология. М.,
1999.

5 Тоффлер Э. Третья волна. М., 2002.

6 См.: Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М., 2000; Кравченко С.А.,
Красиков С.А. Социология риска: полипарадигмальный подход. М., 2004.

7 Мозговая А.В. Социология риска: возможности синтеза теории и эмпирического знания
// Риск в социальном пространстве. М., 2001.

8 Зубок Ю.А. Риск как фактор социального развития молодежи. Дис. на соиск. учен. степ,
д-ра социол. наук. М., 2003.

Раскрывая факторы риска в социальном управлении, В.Г. Смольков рассмотрел его как специфический компонент социальной деятельности 1 . Идею объективных и субъективных основ риска выдвинул Г.Г. Малинецкий 2 . В.Д. Граждан подошел к осмыслению риска через социальное оценивание 3 .

Разработкой междисциплинарных подходов в управлении рисками занимались такие отечественные ученые, как B.C. Карпичев, Н.Н. Моисеев, В. Л. Романов 4 . Синергетическое рассмотрение порядка и хаоса, взаимодействия между ними, проблемы неопределенности и кризиса отражены в естественно-научных и философских трудах В.И. Аршинова, B.C. Егорова, СП. Капицы, СП. Курдюмова, Г. Хакена 5 .

Учитывая научную и практическую значимость трудов по административному управлению, социальной проблематике рисков и развивающихся синергетических подходов, следует признать, что в настоящее время отсутствует комплексный социологический анализ рисков в административном управлении. Актуальность и недостаточная разработанность данного направления обусловили выбор темы, объекта, предмета, целей и задач диссертационного исследования.

Объект исследования - административное управление.

См.: Смольков В.Г. Факторы риска в социальном управлении // Социальное управление. М„ 2000.

2 См.: Управление риском: Риск. Устойчивое развитие. Синергетика. М., 2000.

3 См.: Граждан В.Д. Функции социального управления // Социальное управление. М,
2000.

4 См.: Карпичев B.C. Социальное управление в контексте синергетического знания //
Глобализация: синергетический подход. М., 2002; Он же: Специфика развития
социальных систем и процессов // Синергетика, философия, культура. М., 2001; Моисеев
Н.Н. Расставание с простотой. М., 1998; Он же: Универсум. Информация. Общество. М.,
2001; Романов В.Л. Проблемы административного реформирования

социосинергетический поиск). М., 2004.

См.: Капица СП., Курдюмов СП. Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М., 1997; Аршинов В.И. Когнитивные стратегии синергетики // Онтология и эпистемология синергетики. М., 1997; Егоров B.C. Рационализм и синергизм. М., 1997; Хакен Г. Синергетика. Иерархия неустойчивостей. М., 1985.

Предмет исследования - риски в административном управлении.

Цель исследования - на основе анализа социальной специфики рисков в административном управлении, причин их возникновения разработать алгоритм управления административными рисками, выявить основания их оценки.

Исходя из поставленной цели, в диссертации решаются следующие задачи:

проанализировать состояние административного управления в

контексте социальных преобразований;

определить специфику социологического исследования рисков в

административном управлении;

раскрыть влияние социальных изменений на динамику рисков в

административном управлении;

провести анализ факторов в административных системах, влияющих

на нарастание рискогенности в социально-административном

пространстве;

раскрыть основания оценки рисков в административном управлении;

предложить алгоритм управления административными рисками с

учетом их социальной специфики.

Теоретико-методологической базой исследования являются труды как ученых - социологов, так и специалистов по проблематике кризисов и рисков, нелинейных систем, социосинергетики в сфере административного управления. Методологической базой диссертационной работы послужили концепция рациональной бюрократии М. Вебера как основа формализации феномена административного управления; исследование теории «общества риска» У. Бека; предпосылка Н. Лумана о различии риска и опасности; позиция Э. Тоффлера (социальные изменения ведут к увеличению не только количества рисков, но и к изменению их качественных особенностей); полипарадигмальный подход к изучению социологии риска С. Кравченко и

С. Красикова; подход к синергетическому исследованию проблемы рисков в нелинейных средах и процессах Г.Г. Малинецкого и СП. Курдюмова.

Эмпирической базой диссертационного исследования являются результаты социологических исследований:

«Риски в административном управлении». Экспертный опрос проведен диссертантом в октябре - ноябре 2005 г. В качестве экспертов выступили руководители различных уровней органов государственной власти, бизнес-структур, , а также научные работники, специализирующиеся в области управления. Всего опрошено 90 экспертов. Индекс: РАУ-05;

«Актуальные проблемы государственной гражданской службы в оценках экспертов». Опрос проведен учеными и аспирантами кафедры государственной службы и кадровой политики РАГС при Президенте РФ с участием диссертанта в феврале-марте 2006 г. Опрошено 120 экспертов, занимающих высшие и главные должности в системе государственной гражданской службы. Руководитель исследования - д.с.н., проф. К.О. Магомедов. Индекс: АПГТС-06.

«Государственная служба и гражданское общество в России в условиях проведения административной и судебно-правовой реформ». Экспертный социологический опрос проведен социологическим центром РАГС в сентябре 2005 г. Опрошено 200 руководителей различного уровня органов исполнительной власти из 20 субъектов РФ. Руководитель исследования - д.ф.н., проф. В.Э. Бойков. Индекс: ГСГОР-05;

«Власть и административные услуги: ожидания населения и реальность». Социологические исследования проводились по методике, разработанной кафедрой политологии и политического управления РАГС при Президенте РФ и социологическим центром РАГС. Три этапа

исследований проводились: октябрь 2003 г. - опрошено 1500 человек; сентябрь 2004 г. - 400 человек; сентябрь 2005 г. - 400. Индекс: ВИАУ-05;

«Иммигранты и беспорядки: французские уроки для Москвы».
Социологический опрос проведен Всероссийским центром изучения
общественного мнения (ВЦИОМ) в ноябре 2005 г. Опрошено 1588 человек в
46 субъектах РФ. Индекс: ИБФ-05;

«Общество и государственные структуры России». Социологический
опрос проведен ВЦИОМ в январе-декабре 2005 г. Опрошено 1600 человек в
46 субъектах РФ. Индекс: ОР-05.

Основные результаты исследования, полученные лично автором, и их научная новизна.

    Обосновано понимание «риска» как социального конструкта, определяющего степень сложности жизнедеятельности социальных систем, стимулирующего административные структуры к поиску инновационных управленческих подходов, способствующего становлению новых качеств социальных общностей, несущего не только нестабильность и кризисы, но и предоставляющего шансы, открывающего новые перспективы развития административного управления.

    Раскрыты особенности социологического подхода к изучению рисков в административном управлении: понимание риска как атрибута социума и неотъемлемой его составляющей; многогранность социального риска; неминуемость риска в социальных инновациях; рекурсивность рисков в социальных системах, выражающаяся в способности одних рисков порождать другие. Предложена классификация административных рисков (по источникам административных рисков; по уровню проявления и характеру влияния административных рисков на социальную общность; по области, профилю, времени влияния, величине воздействия административных рисков), использование которой позволяет раскрыть специфику социального рассмотрения опасностей. Выявлено, что такие

свойства социальных систем, как открытость, случайность, " неопределенность, эмерджентность оказывают влияние на раскрытие административными системами социологических особенностей рисков.

    Доказано, что социальные изменения оказывают значительное влияние на количественные и качественные характеристики рисков в административном управлении. Выделены доминирующие тенденции социальных трансформаций (нарастающее ускорение жизненного темпа, политические трансформации, увеличение неконтролируемых миграционных процессов, динамическое развитие наукоемких технологий, процессы глобализации, информационный кризис), влияющие на возникновение новых разновидностей рисков в административном управлении. Показано, что для поддержания эффективного управления и своевременного предотвращения негативных проявлений рисков с раскрытием их возможного позитивного потенциала административные системы вынуждены подстраиваться под изменение жизненных реалий.

    Раскрыты источники рисков в социально-административном пространстве: противоречивость воздействия политического управления на административные системы; сложность взаимодействия социальных институтов и административных структур; влияние внешних (зарубежных) социальных систем на российские административные структуры; недовольство части граждан административными системами; противоречия, возникающие в результате столкновения устоявшихся традиций и социальных инноваций.

    Выявлено влияние нарастающей бюрократизации, негативно воспринимаемой гражданами, изменений административных структур, возникающих в ходе реформирования, на динамику рисков в социально-административном пространстве. Установлено, что рост степени неопределенности в административном управлении выступает в качестве

одного из факторов, способствующего нарастанию рискогенности в социально-административном пространстве.

    Разработан алгоритм управления административными рисками, состоящий из следующих этапов: социальная диагностика административных рисков, обеспечивающая выявление областей, несущих угрозы; оценка обнаруженных рисков, содержащих не только опасности, но и открывающих новые возможности; междисциплинарное динамическое моделирование влияния административных рисков на социальную систему; социальное прогнозирование воздействия административных структур на риски в административном управлении, необходимое для предвидения вероятных состояний и путей развития с учетом существующего горизонта прогноза.

    Разработана методика оценки рисков, являющаяся составной частью алгоритма управления административными рисками, применение которой позволяет ранжировать угрозы по степени их значимости. Она включает в себя количественный, качественный и комбинированный методы оценки рисков, а также ряд механизмов формализации административными структурами степени значимости влияния рисков на социальную общность. Обоснована правомерность использования синергетического подхода к экспертной оценке рисков с привлечением специалистов из различных научных областей.

Апробация результатов исследования. Результаты

диссертационного исследования были обсуждены и апробированы на проблемных семинарах и заседаниях кафедры организации социальных систем и антикризисного управления Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, а также в выступлениях автора на международных конференциях «Актуальные проблемы регулирования природной и техногенной безопасности в XXI веке» (Москва, 2005г.); «Основы государственного управления» (Минск, 2004г.), на

всероссийских и республиканских конференциях: «Научное наследие В.Г. Афанасьева и современные проблемы модернизации государственного управления» (Москва, 2004г.); «Российская наука управления и управленческие кадры: история и современность» (Москва, 2005г.); «Российское общество: тенденции и перспективы развития» (Москва, 2005г.).

Практическая значимость исследования обусловливается возможностью использования теоретических выводов и практических рекомендаций в реальном процессе административного управления. Результаты исследования целесообразно применять при разработке программ реформирования структур государственного управления и бизнес-организаций. Положения и выводы диссертации могут быть использованы в учебном процессе в системе профессионального образования государственных гражданских служащих, управленцев коммерческого и конфессионального направлений, а также в целях консультирования и повышения квалификации административного персонала организаций различного профиля.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.

Особенности социологического исследования рисков в административном управлении

На протяжении существования социальных систем, будь то коммерческие организации, институты государственного управления или конфессии организациям приходится сталкиваться с рисками различной природы. Возникающие при этом опасности могут исходить не только извне, но и содержаться внутри социальных систем. Они способны оказывать влияние на деятельность организации в целом или на работоспособность отдельных подразделений. Следует отметить, что риски, воздействующие на выстроенную в организации систему административного управления, являются одними из наиболее значимых, поскольку нарушение его функционирования может привести, в лучшем случае, к несогласованности действий различных частей организации, а в худшем - к потере управляемости.

В настоящее время происходит процесс становления иного отношения к феномену риска, проявляющегося как во внешней, так и во внутренней среде социальных структур. Так, новая ситуация постмодерна содержит в себе изменение характеристик современных социальных рисков. Они становятся глобальными, масштабными, универсальными, специализированными и объективными1. Согласно же концепции У. Бека, общество трансформируется в общество без гарантий, когда количество опасностей быстро и непредсказуемо увеличивается, а защищенность при этом столь же стремительно убывает2.

Ситуация усугубляется тем, что риски, содержащие в себе еще и возможные выгоды, присутствуют во всех ипостасях социальной жизни, их невозможно полностью предотвратить. Само понятие «опасность» утрачивает временные и пространственные границы. Важность социологического подхода к исследованию рисков обусловливает необходимость изучения, анализа и управления рисками на уровне социума, организации и личности. В данном контексте необходимо переосмыслить образ и роль современных социальных институтов, а также их административных структур, подсистем и процессов.

Социальные институты способны воспринимать внешнюю информацию для самосохранения, а вместе с ней ассимилировать вещество, риски, энергию и различные данные в размерах, превышающих потребности самосохранения и воспроизводства. Тем самым обеспечивается накопление материальных, энергетических, информационных ресурсов, консолидируется имеющийся опыт. Все это расходуется на саморегуляцию, совершенствование и развитие. Институты не только производят социальную продукцию, но и поглощают ее, тем самым обмениваясь продуктами жизнедеятельности с другими системами.

Феномен риска в социальном его понимании сложен и не раскрыт должным образом, однако понятно, что он тесно связан с такими явлениями как открытость, случайность, бифуркация, неопределенность, эмерджентность.

Рассмотрение особенностей социологического подхода к изучению рисков характеризуется тем, что исследование происходит в социальных системах, которые являются открытыми. Следует отметить, что выделение какой-либо социальной системы - сама по себе довольно сложная задача. Многочисленные социальные системы тесно связаны между собой. Это говорит о том, что различные социальные общности могут иметь совместные элементы. Поэтому правильно было бы говорить, что они поддерживают свое сосуществование, функционирование и развитие благодаря обмену веществом, энергией и информацией как с собственными элементами, так и с элементами других систем, которые могут являться общими элементами различных социальных общностей. Так, B.C. Карпичев определяет социальную систему как, «сложноорганизованное, упорядоченное целое, состоящее из индивидов, социальных общностей и институтов, объединенных разными связями и отношениями специфически социальными по своей природе...»1. То есть понимание явления социального риска невозможно вне общества, вне тех социальных систем, в которых мы находимся. Причем риски, возникающие в одних социальных образованиях, могут находить свое отражение в других социальных системах.

Анализ специальной литературы показывает, что риск - явление многогранное и сложное. В научной литературе дается множество определений этого понятия. С.А. Кравченко, С.А. Красиков считают, что риск - «сложный феномен, многие определения которого предназначены для использования в определенной сфере, например, экономике, психологии, страховании и т.д.» . В.Г. Смольков полагает, что «риск - это специфическая деятельность в условиях неопределенности и ситуации неизбежного выбора»3. В теории и практике можно встретить множество определений и различных трактовок этого явления, которые заметно различаются между собой.

Интересно, что в каждой из областей дается своя трактовка понятия «риск», исходя из особенностей конкретной науки и ее направления. Это подтверждает, насколько многогранным является феномен риска и говорит об отсутствии единого консолидированного подхода в его исследовании. Так, А.В. Мозговая, исследуя феномен риска в социологии, отмечает отсутствие общепринятого определения риска в научном и общественном понимании1. А по мнению П. Бернстайна, «анализ современных работ, посвященных проблемам риска, позволяет утверждать, что риск - это сложное явление, имеющее множество различных, иногда противоречивых реальных составляющих»2.

Однако риск, по сути, является атрибутом социума, и сложность социологического подхода в его исследовании подтверждается еще и тем, что социальные системы являются сверхсложными нелинейными системами. Для таких систем характерна непропорциональность причин и следствий, иногда слабое воздействие может привести к значительным результатам. Процессы, протекающие в этих системах, неодинаковы и при разных внешних воздействиях или внутренних взаимодействиях между элементами может возникнуть каталитический эффект. Увеличение интенсивности воздействий характеризуется не только количественными изменениями, возможны переходы к качественно новому состоянию и поведению систем, возникновению новых элементов, появлению новых возможностей. Проявление рисков различной природы подтверждается тем, что в каждый момент времени потенциально могут возникнуть флуктуации, которые будут подавляться или усиливаться в зависимости от состояния системы. И, как следствие, иметь возможность оказывать влияние на дальнейшее ее существование.

Влияние социальных изменений на динамику рисков в административном управлении

Функционируя и развиваясь в условиях постоянно изменяющейся реальности, социальные структуры чрезвычайно подвижны. Преобразования общественных формаций подталкивают к установлению новых отношений и развитию старых как между индивидом и социальными системами, так и трансформации межсистемных взаимодействий. Происходят реорганизации структур социальных образований, изменяются отношения между элементами как внутри общностей, так и взаимодействия с внешними системами. Выстраиваются новые закономерности и взаимосвязи. Возникает необходимость в переосмыслении собственного статуса, жизненного цикла, организационных структур, протекающих в них процессов. По сути, это вопрос о самосохранении социальных образований как целостных организмов в условиях нового уклада жизни.

В процессе изменения социальных систем проблема изучения динамики рисков в административном управлении становится особенно актуальной. Обратим внимание на то, что нарастание способности порождать риски, вызванное, в том числе, процессами трансформаций, происходит не только в самих административных системах, но и со стороны внешнего по отношению к ним социального пространства, на что будет обращено внимание в данном параграфе. Влияние же внутренних тенденций на активизацию механизмов производства рисков в административных системах управления рассмотрим в следующем параграфе. А с учетом того, что скорость происходящих изменений постоянно возрастает, для поддержания эффективности функционирования и развития социальных систем их административные аппараты вынуждены «мыслить в условиях процесса изменений»1.

В различные исторические периоды перед административным управлением возникали ситуации, обусловленные социальными изменениями, в которых проявлялись разнообразные сущностные стороны риска, часть из которых уже была исследована социологами. Проведем краткий дополнительный экскурс в проблематику влияния социальных изменений на динамику рисков в административном управлении.

Так, описывая социальные преобразования в городах-государствах античного общества, М. Вебер считал, что одним из рисков административного управления в те времена были изменения в экономической дифференциации граждан. Вследствие этого существовал риск возникновения социальной нестабильности, которая потенциально могла оказать влияние на систему административного управления и социальную общность в целом. По его мнению, «главной опасностью экономической дифференциации в античном городе, которую старались разными средствами предотвратить все партии, было возникновение класса полноправных граждан, потомков полноправных фамилий, которые, оказавшись разоренными, в долгах, без состояния, ... надеялись, что в результате переворота или установления тирании произойдет передел земель, прощение долгов...»2. Интересно отметить, что уже в те времена государственная система управления предвидела возможные опасности и предпринимала меры по их предотвращению.

Э. Дюркгейм, говоря о социальных изменениях, происходящих в процессе развития общества, описывал представителей административного управления как чиновников, в обязанности которых входит «предупреждение болезней». То есть выявление рисков (в современном понимании) и попытки их «лечения» - предотвращения этих рисков. Им высказывалось следующее мнение о роли административного персонала в процессе социальных изменений: «Долг государственного человека не в том, чтобы насильственно толкать общества к идеалу, кажущемуся ему соблазнительным; его роль - это роль врача: он предупреждает возникновение болезней хорошей гигиеной, а когда они обнаружены, старается вылечить их»1. Таким образом, одной из обязанностей государственного управляющего на протяжении всех времен является определение потенциальных опасностей и открывающихся возможностей, возникающих перед социальными системами в процессе их развития, а также проведение соответствующих мероприятий по их реализации или устранению.

Нарастание рискогенности в социально-административном пространстве

На протяжении длительного периода по мере становления государственных систем и появления крупных организаций в социуме формировались и совершенствовались структуры и механизмы административного управления. В большинстве современных организаций различного профиля устоялась административная система управления, неотъемлемой частью которой является административный или, как его еще называют, бюрократический аппарат. Именно данная структура выступает в качестве каркаса системы управления.

Административное управление оказалось востребованным не только в государственных и бизнес структурах, но и в конфессиях. Ярким примером тому является католическая и православная церкви с четко выстроенными иерархическими административными структурами и собственными бюрократическими аппаратами.

В то же время несложно заметить, что в управленческих структурах в последнее время все чаще возникают опасности, в том числе и те, с которыми ранее не приходилось сталкиваться. Наблюдается определенная динамика роста рисков в самих управленческих структурах, которая имеет свое отражение в социуме. В данном параграфе рассмотрим внутренние причины нарастания рискогенности в социально-административном пространстве, проведем исследование процессов, оказывающих на это влияние.

Под социально-административным пространством автором понимается пространство, в котором осуществляется взаимодействие между административными структурами, выступающими в качестве субъектов и социальными общностями, представляющими собой объекты. Невозможно существование административного пространства вне социального пространства, они связаны между собой, составляя социально-административный конгломерат.

Вводя термин рискогенностъ, рассматривая составную часть слова - генность (от греч. genes - рождающий, рожденный), - подчеркнем, что данный термин описывает потенциальную способность производить (рождать) риски. В связи с этим следует помнить, что любой элемент социальной системы наделен возможностью порождения риска как для себя, так и для других элементов не только той общности, куда он входит, но и внешних по отношению к нему.

Отметим, что изменение рискогенности социально-административного пространства обусловлено динамикой таких внутренних факторов, как нарастание бюрократизации, изменчивости и неопределенности в административном управлении.

Остановимся на рассмотрении влияния бюрократического компонента социально-административного пространства на динамику рискогенности.

Основные задачи бюрократической управленческой системы заключаются в обеспечении порядка и стабильности организации и направления ее на дальнейший путь развития. Административный аппарат является субъектом управления для организации и помогает воплотить управленческие решения в жизнь1. При рациональной организации управленческой деятельности «бюрократ» не только дает указания, но и проверяет их выполнение, а в случае необходимости проводит корректировку их реализации.

Общий корень терминов «бюрократия», «бюрократ», «бюрократизация» пришел из античного мира. Для более полного понимания смыслов этих слов интересно рассмотреть их этимологию. Так, в Древнем Риме грубая шерсть

См.: Граждан В.Д. Государственная гражданская служба. М., 2005. С. 64 - 65. называлась «бюрра». Это слово было заимствовано французами - «бюр», превратившись затем в «бюро», как разновидность шерстяной ткани. В XVI веке этим словом обозначили стол, покрытый тканью, а в XVII веке начали называть кабинет, канцелярию, где стояли столы. В начале XVIII века возникло слово «бюролист», которым называли людей, работавших в бюро. Затем начали употреблять слово «бюрократия», означавшее власть бюро и бюролистов, канцелярии, чиновников1.

По мнению Г.В. Пушкарева, «введение понятия «бюрократия» обычно приписывается физиократу и экономисту Винсену де Гурнай, который в 1745 году обозначил так исполнительную власть» . Широкое распространение в научных кругах этот термин получил благодаря теории рациональной бюрократии Макса Вебера. Описывая процесс управления, немецкий социолог выделял социальные системы, в которых ярко выраженным является разделение функций, с определенными четкими нормами и правилами, формализованным характером отношений, иерархическим строением и единой бюрократической структурой.

Социальная диагностика, моделирование и прогнозирование воздействия административных рисков

В контексте востребованности практических подходов управления рисками, одним из которых является алгоритм управления административными рисками, особое значение приобретают разработки способов социальной диагностики, моделирования и прогнозирования воздействия как существующих, так и потенциальных административных рисков. На основе этого административным системам предоставляется возможность подбора наиболее оптимальных управленческих воздействий, направленных на поиск путей снижения и предотвращения влияния рисков.

В данном параграфе будет продолжена разработка алгоритма управления административными рисками, который включает в себя предложенную автором методику оценки рисков в административном управлении. Сделаем важное замечание, что административным системам целесообразно проводить оценку рисков на каждом из этапов предлагаемого алгоритма, если это является необходимым.

Административные структуры как стабилизирующие системы способны выявлять опасности и перспективы, возникающие как перед ними, так и перед социальными системами и, в зависимости от ситуации, принимать соответствующие решения. В противном случае, существует риск того, что непринятие мер по предотвращению угроз, а также реализации возможностей может обернуться более серьезными потерями для социальной общности и ее административной составляющей. Административные структуры могут потерять контроль над ситуацией, в результате чего организация станет неуправляемой. Для недопущения данных процессов необходимо проводить диагностику системы с целью выявления опасностей, что является неотъемлемой частью эффективного управления.

Обратимся к результатам проведенного автором социологического исследования. Отвечая на вопрос «На каких этапах управленческого цикла Вы испытываете трудности?», 40,75% респондентов отметили, что возникают сложности на этапе диагностики состояния организации в сравнении с другими стадиями управленческого цикла, при возможном выборе нескольких вариантов ответов на данный вопрос1.

В специальной литературе об управлении на первый план выходит именно умение провести достоверную диагностику и анализ социальных систем2, на основании которых можно выполнить моделирование и прогнозирование их поведения. Многообразная специфика рисков приводит к необходимости в ходе определения состояния организации использовать знания из различных наук, что позволяет административной системе построить наиболее адекватное представление о реальной картине происходящих событий. Применение междисциплинарных подходов в административном управлении способствует выявлению тех опасностей, которые не удавалось обнаружить с помощью стандартных методов.

Еще раз отметим, что речь идет о системах социальной природы, в которых проявление самоорганизации является неотъемлемой частью жизненного процесса. К тому же самоорганизующийся социум находится в состоянии постоянного производства рисков, который остановить невозможно.

Отметим, что риски, как внешние, так и внутренние, воздействуя на социальную общность, оказывают существенное влияние на систему административного управления. Административные риски, выступающие в качестве отражения этого воздействия на административные структуры управления, воспринимаются субъектом управления как проекция существующих опасностей и открывающихся возможностей из внешнего социального пространства в административное. Вместе с тем административные риски могут возникать и в самих административных системах управления. Так, например, имитация управления, нарастание непрофессионализма и т.д.

Таким образом, целесообразно говорить о применении социальной диагностики административных рисков сквозь призму социосинергетического знания как составляющей алгоритма управления административными рисками с целью выявления их возможного воздействия как на элементы, так и на социальную систему в целом.

Использование соответствующих подходов социальной диагностики и анализа позволяет произвести многостороннее исследование закономерностей и специфик функционирования и развития систем административного управления, осознать существующие опасности и понять, какие перспективы они открывают. С учетом того, что руководители организаций вынуждены и обязаны быть впереди своих сотрудников в видении проблем, способов и технологий их решения, прогнозе рисков, опасностей, потерь и приобретений, на управленцев ложится задача опережать время и брать ответственность на себя, быть реальным лидером в системе административного управления, «вдохновителем перемен», заставляющих настоящее работать на будущее.

В связи с этим интересно рассмотреть результаты проведенного автором экспертного социологического опроса, в котором приняли участие руководители различного уровня как бизнес-структур, так и государственной службы, а также ученые, исследующие область управления.

На вопрос, «Как часто руководители сталкиваются с рисками в процессе управления», были получены следующие результаты1: , в коммерческих организациях: 94,6% часто, 5,4% иногда; в государственных структурах: 32,4% часто, 57,8% иногда; 9,75% редко.

Из данного исследования видно, что в той или иной степени административные работники, выступающие в качестве респондентов, как в государственных структурах, так и в бизнес организациях, причем последние в большей степени, сталкиваются с рисками в своей деятельности.

Соглашаясь с В.Г. Смольковым, который считает, что «риск является неизбежным спутником любого управленческого решения»2, важно его выявить, если он уже существует или предвидеть, если он возникнет в будущем.


Риск недофинансирования проекта Риск невыполнения участниками проекта своих обязательств по финансированию проекта, в том числе обязательств заемщика по вложению собственных средств в проект. Риск велик при сложной схеме финансирования проекта, при значительном объеме вложений со стороны заемщика и других участниках проекта.
Последствия недофинансирования проекта выражаются в недостижении поставленных целей проекта (невыход на проектную мощность, невозможность обеспечения полного производственного цикла и т.п.) или полном невыполнении целей проекта. В случае недофинансирования проекта банк либо должен совместно с заемщиком найти дополнительный источник финансирования проекта либо принять на себя дополнительные риски, увеличив объем финансирования. Банк может избежать этого риска, если схема финансирования построена таким образом, что банк вкладывает свои деньги последним. Другие возможные методы управления риском: поручительство участника по кредитному договору или иное обеспечение обязательств заемщика, обеспечение обязательств участника по договору финансирования, например, поручительство материнской компании участника. Учитывая, что в нашем случае банк является материнской компанией, риски, связанные с нехваткой денежных средств банк берет на себя, получая в этом случае дополнительный доход.
Риск невыполнения обязательств поставщиками и подрядчиками.
Риск невыполнения поставщиками и подрядчиками своих обязательств по поставкам оборудования, выполнению строительно- монтажных работ, гарантийному обслуживанию. Риск присутствует на инвестиционной фазе проекта, может выражаться в превышении стоимости работ, затягивании сроков выполнения работ, поставки оборудования, недостижении качественных параметров, необходимых для достижения заложенных целей проекта (так называемые производные риски). Риск велик при отсутствии опыта поставок, при отсутствии / неудачном выборе генерального подрядчика, при неудачном выборе поставщиков оборудования, большом количестве технически сложных работ. Для минимизации риска необходимо: -проводить тщательный отбор поставщиков и подрядчиков, -предусматривать в договорах штрафные санкции,
-не начинать финансирование проекта до заключения всех контрактов на условиях, устраивающих банк,
-предусматривать аккредитивную форму расчетов по контрактам, -использовать различные формы страхования от рисков.
-предусматривать гарантии возврата аванса и гарантии должного исполнения или предусматривать оплату основных сумм по контрактам после выполнения обязательств поставщиков и подрядчиков,
Риск невыполнения или ненадлежащего выполнения работы поставщиками и подрядчиками сохраняется всегда в силу того, что освоение нового производства чрезвычайно трудоемкий и технически сложный процесс, зависящий от множества объективных и субъективных причин. При реализации проекта, связанного со строительством нового жилья для населения, значительно понижаются технические риски:
Риск недостижения заданных параметров проекта, речь идет о выявленных дефектах строительно-монтажных работ, в поставленном оборудовании, его комплектности, неувязках и несоответствиях, не позволяющих организовать нормальный технологический процесс;
Конструкционный риск - риск технической неосуществимости проекта, вследствие грубых ошибок при разработке проекта, неверного выбора продукции проекта, базовых технологий. Признак наличия риска - абсолютная новизна продукции проекта, технологии и пр.
Производственные риски - риски нарушения нормального производственного процесса и\или роста затрат, обусловленные техническими причинами, перебоями в снабжении, недостатками добываемого сырья, условий или объемов добычи, экологическими проблемами и пр. Риск присутствует на производственной фазе проекта и может выражаться в увеличении текущих затрат, невыходе на проектную мощность, нарушении ритмичности производства, остановке производства, снижению качества продукции.
Риск увеличения стоимости проекта Риск увеличения объема инвестиционных затрат после начала финансирования проекта присутствует на инвестиционной фазе проекта и может быть обусловлен как риском невыполнения обязательств поставщиками и подрядчиками, так и ошибками в проектировании, в
оценке потребности в оборотном капитале, а также ростом цен, налогов, пошлин и пр. Факторы риска те же, что и при риске невыполнения обязательств поставщиками. Цена затрат может быть изначально завышена, если в схеме присутствуют посредники (риск мошенничества), поставщики и подрядчики выбирались не на конкурсной основе. Отбором поставщиков и подрядчиков занимается инвестиционн-ипотечная компания, и уровень рисков, связанных с добросовестным выполнением обязательств будет в определенной степени зависеть от уровня квалификации и компетенции сотрудников и специалистов данной компании.
Риск увеличения сроков.
Риск затягивания сроков строительства объектов, сроков поставки оборудования, присутствует на инвестиционной фазе проекта и может быть обусловлен как риском невыполнения обязательств поставщиками и подрядчиками, так и ошибками в проектировании \ осуществлении работ, авариями, изменениями во внешнем окружении, административными рисками, рисками форс-мажорными обстоятельств. Риск особенно велик при большом объеме строительно-монтажных работ, при сложных инфраструктурных проектах, при возможности наличия претензий к готовым объектам со стороны надзорных органов. С помощью финансовой модели проекта можно рассчитать последствия увеличения сроков реализации проекта для банка. Для минимизации риска необходимо проконтролировать правильное составление договорной документации (санкции за нарушение сроков). Кроме того, целесообразно, с учетом уровня риска, в кредитной документации предусматривать льготный период по погашению основного долга.
Управленческие риски.
Могут проявляться как на производственной фазе проекта, так и на инвестиционной фазе проекта и заключаются в возможных ошибках в руководстве предприятием, следствием которых будут являться сбои в строительстве объектов, приобретении и пуско-наладке оборудования, в производстве и сбыте продукции проекта. Риск велик, если квалификация менеджеров проекта недостаточна, сформирована новая команда, при смене руководства компанией.
Возможна только качественная оценка величины данного риска в ходе проработки проекта и переговоров с руководителями заемщика. Действенных способов минимизации данного риска не много, это либо участие банка в управлении проектом либо отказ от финансирования проекта.
Маркетинговые риски Риск заключается в недостижении заданных объемов реализации продукции, заданных цен реализации, задержке с выходом на рынок, низкой платежной дисциплине. Маркетинговый риск часто является наиболее существенным риском производственной фазы проекта, следствием ошибок в выборе, отсутствием должным образом построенной сбытовой сети, недостатками рекламы, а также рыночными колебаниями цен, действиями конкурентов, колебаниями спроса. Риск особенно велик при выпуске новой продукции. Одним из способов минимизации данного риска являются: заключение контрактов на сбыт квадратных метров жилья еще до сдачи объекта в эксплуатацию (ипотека не завершенного строительства недвижимого имущества). Отказ от финансирования проекта до разработки стратегии и плана маркетинга - заемщик должен привести убедительные аргументы в пользу того, что продукция проекта будет реализована на условиях, закладываемых в расчеты.
Административные риски. Риск неполучения или задержек в получении лицензий, допусков, разрешений и пр. государственных регулирующих и надзорных органов, риск изменения надзорно-регулирующих норм в ходе реализации проекта. Риск может быть велик, если деятельность требует получения
лицензий и разрешений, оценивается экспертно. Для минимизации риска необходимо проверить наличие всей разрешительно - согласовательной документации до начала финансирования проекта.
Юридические риски Риски, связанные с несовершенством законодательства, отсутствием судебной практики по некоторым вопросам, несовершенством системы исполнения судебных решений, возможностью изменением законодательства в ходе обслуживания задолженности. Риск также возникает в связи с возможными ошибками в оформлении прав собственности на объекты, задействованные в проекте. Риски оцениваются экспертно, их можно уменьшить, привлекая высококвалифицированных юристов на всех стадиях подготовки документов и реализации проекта.
Риски утраты обеспечения. Если это гарантия или поручительство, то оценивается риск отказа от исполнения обязательств. Риск можно уменьшить в основном за счет надлежащего выбора гаранта\поручителя, оценкой лимита риска на него; дополнительной мерой является заключение дополнительного соглашения о праве списания средств со счетов поручителя. При залоге оборудования, недвижимости или товаров оценивается риск аварий, пожаров, поломок, противоправных действий третьих лиц, мошенничества залогодателя. Риск оценивается экспертно, мерой снижения риска является страхование, периодический контроль за состоянием предмета залога. При ипотеке обязательным условием заключения кредитного договора является страхование недвижимости и жизни и здоровья залогодателя, в случае с использованием предложенной векторной схемы - покупателя квартиры.
Риски форс-мажорных обстоятельств.
Риск непреодолимой силы, например, стихийных бедствий, пожаров, войн, забастовок и т.п. Оцениваются экспертно, частично могут быть покрыты путем страхования.
  • 11. Соотношение доходности и риска
  • 12. Основы количественного анализа инвестиционного риска
  • 13.Риск инвестиционного портфеля
  • 14. Модель оценки доходности финансовых активов
  • 15.Понятие и сущность финансового риска
  • 16. Возможные причины возникновения финансового риска
  • 17. Деловые риски предприятия
  • 18. Основные подходы к управлению деловыми рисками
  • 19. Методы управления рисками
  • 20. Юридические методы управления рисками
  • 21. Административные методы управления рисками
  • 22.Экономические методы управления рисками
  • 23. Социальные методы управления рисками
  • 24. Методы финансирования рисков и их особенности
  • 25. Технология управления рисками
  • 26. Планирование в системе риск- менеджмента
  • 27. Организационные функции управления рисками
  • 28. Оценка эффективности управления рисками
  • 29. Выбор методов управления рисками
  • 30. Управление риском собственного капитала
  • 31.Понятие и роль инвестиционной стратегии в эффективном управлении «портфелем» рисков предприятия
  • 32. Этапы анализа инвестиционных возможностей в условиях неопределенности и их влияние на инвестиционную деятельность предприятия.
  • 33. Соотношение и взаимосвязь банковских и финансовых рисков в финансовой деятельности предприятия
  • 34. Производственные и финансовые рычаги.
  • 35. Производственный и финансовый риски.
  • 37.Использование валютных фьючерсных контрактов на пути снижения уровня финансового риска.
  • 38.Базовые концепции и принципы управления финансовыми рисками в хозяйствующих субъектах.
  • 39. Сущность ссп как инструмента стратегического планирования в риск-менеджменте.
  • 40.Сущность модели Дюпона и скрытые риски в расчетах.
  • 41. Способы оценки инвестиционных рисков: npv, irr, pp
  • 42. Риски, возникающие из-за внешних ограничений в процессе ориентации на увеличение стоимости хозяйствующего субъекта.
  • 44. Рыночный риск: сущность, виды, методы оценки.
  • 45. Кредитный риск: сущность, виды, методы оценки.
  • 46. Мотивации в управлении рисками
  • 47. Учет и контроль в системе управления рисками
  • 48. Идентификация и анализ рисков
  • 40. Концепции в управлении рисками
  • 50. Структура финансового плана
  • 51. Структурв «бизнес-плана»
  • 52. Финансовые показатели предприятия
  • 53. Коэффициенты ликвидности предприятия
  • 54. Коэффициенты устойчивости предприятия
  • 55. Коэффициенты деловой активности
  • 56. Коэффициенты прибыльности
  • 57. Коэффициенты рентабельности предприятия
  • 58. Международные стандарты в области финансового менеджмента
  • 59. Риск-менеджмент как инструмент принятия стратегических решений
  • 60. Макроэкономические риски, складывающиеся на финансовом рынке казахстана
  • 61.Тенденции развития международного риск-менеджмента по управлению финансами хозяйствующих субъектов.
  • 62. Основные направления влияния корпоративного риск-менеджмента на экономику казахстана
  • 63. Аудит рисков и составление карты рисков корпорации
  • 64.Сущность концепции рентабельности капитала с учетом риска и ее разновидности
  • 65. Причины внедрения финансового риск-менеджмента в корпорациях и банках
  • 66. Система управления интегрированным фр
  • 67. Применение системы сбалансированных показателей в системе фрм
  • 68. Сравнительные характеристики методов расчета денежных потоков
  • 69. Риски и методы оценки производных экономической прибыли
  • 70. Практическое применение «налогового щита» казахстанскими предприятиями
  • 71. Методы расчета минимально-приемлемой нормы доходности для финансовых инструментов, работающих на казахстанском и зарубежном рынках капитала.
  • 72. Практическое применение банками концепции рисковой стоимости (var) и ее разновидностей.
  • 73. Процедура оценки кредитного риска при помощи метода edf.
  • 74. Информационно -аналитические системы финансового риск-менеджмента для банка.
  • 75. Основные показатели чувствительнсти для рынка производных финансовых инструментов
  • 77. Отличия метода исторического моделирования от метода стрессового тестирования.
  • 78.Методы оценки кредитного риска, используемые рейтинговыми агентствами
  • 80.Применение концепции рисковой стоимости (var) при управлении финансовыми рисками корпорации
  • 81.Разработка политики корпорации для управления операционными рисками
  • 83.Опишите методы оценки финансовых рисков корпораций, используемые кредитными рейтинговыми агентствами
  • 84.Сравните классификацию финансовых рисков банков в соответствии с требованиями нбрк и базельского комитета по банковскому надзору.
  • 85.Требования нбрк по управлению финансовыми рисками кредитной организации
  • 21. Административные методы управления рисками

    Группа административных методов управления рисками основана на силовом принуждении и включает в себя организационные, распорядительные и дисциплинарные методы.

    Сущность организационных методов состоит в том, что любая совместная деятельность людей должна быть должным образом организована, в том числе и рисковая деятельность. Подбор, расстановка и работа с кадрами в условиях риск-менеджмента должна быть ориентированы на таких работников, которые могли бы работать в рисковых условиях; были бы защищены от негативных последствий рисков.

    Организационное нормирование направлено на создание системы норм, правил, инструкций, служащих базой для проектирования процессов в организации и управления ими. Рисковое управление должно иметь свою собственную регламентирующую базу с концепцией поведения организации в условиях риска. Такая документация должна быть доведена до всех руководителей различного уровня, чтобы знать основы поведения в рисковой ситуации.

    Делегирование полномочий и распределение ответственности в случае рискового управления значимы, поскольку ответственность каждого работника связана с осознанием важности и сложности ситуации и важности своевременности и со ответственности действий. Рациональное распределение полномочий и ответственности позволяет осуществлять проверку возможностей выполнения работниками производственных заданий и обеспеченности их необходимыми ресурсами; а также установление четких, не допускающих различных толкований заданий исполнителям.

    Организационное распорядительство включает в себя: своевременную выдачу распоряжений основным, вспомогательным и обслуживающим подразделениям экономической системы организации; постановку конкретных задач всем исполнителям в управляющей системе; помощь исполнителям в устранении возникающих трудностей в процессе исполнения управленческих решений.

    Организационный контроль в ситуации рискового управления важен тем, что позволяет постоянно отслеживать течение рисковой ситуации и своевременно принимать меры по ее коррекции. Организационный анализ осуществляется в процессе исследования систем управления и служит информационной базой для организационного проектирования в системе управления рисками. Проанализировав структуру и процесс управления, вскрыв все минусы и плюсы, можно выявить организационные резервы и на этой основе запроектировать такую комбинацию всех факторов работы, которая обеспечит наилучший результат и позволить снизить возможные потери в случае рисковой ситуации.

    Распорядительные методы занимают особое место в системе управления риском, что вытекает из большого значения организационных факторов в обеспечении эффективной деятельности экономической системы любого уровня.

    22.Экономические методы управления рисками

    Экономическими методами управления с точки зрения риск-менеджмента, можно считать методы управления,основанные на рациональном распределении финансовых ресурсов организации с целью минимизации потенциальных потерь и максимизации возможных доходов, возникающих в ситуациях риска. Он включает в себя методы: компенсации, спекулирования,

    стимулирования, сдерживания. Действие компенсационных методов основано на страховании и резервировании.

    Сущность страхования состоит в том, что организация направляет часть своих финансовых ресурсов на страхование рисков, прибегая к услугам страховых компаний. Это дает возможность частично или полностью компенсировать возможные потери и убытки, понесенные в случае неудачной реализации проекта. В ходе резервирования организация аккумулирует определенную долю своих финансовых ресурсов во внутренних резервных фондах. Средства из этих фондов могут быть мобилизованы в случае возникновения непредвиденных расходов, связанных с реализацией проектов (рост цен на энергоносители, увеличение темпов инфляции и т.д.).

    В случае резервирования денежные средства остаются внутри компании, и могут быть использованы в любом случае, если это признано необходимым руководством. Страховые же компании четко оговаривают причины использования, более того, может и не возникнуть условий для компенсации, а средства перечислены и не возвращаются. С другой стороны, в случае больших потерь они в значительной степени могут быть возмещены страховой компанией, а внутреннего резервирования может быть просто недостаточно.

    Особую роль в системе экономических методов управления рисками играют методы спекуляции. В отличие от страхования и резервирования, которые носят оборонительный характер, спекулирование представляет собой наступательный инструмент. Спекулятивный риск в полной мере определяется управленческим решением. Прибегая к спекулированию, руководство организации может добиться существенного повышения рентабельности проекта за счет увеличения его общей стоимости. Причем чем выше степень риска планируемого к реализации проекта, тем большие дивиденды может получить организация.

    Наиболее важным элементом системы экономических методов управления рисками является материальное стимулирование. Вся совокупность материальных стимулов условно подразделяется на две основные группы.

    Первая группа – материальные стимулы прямого воздействия. К ним относятся заработная плата и премии. В условиях рискового управления руководством может быть введена доплата работнику за степень. Ко второй группе относятся материальные стимулы косвенного воздействия. Сюда относятся целевые кредиты, беспроцентные займы, оплата санаторно-курортного лечения, бесплатные обеды и т.д.

    (мониторинг и оценка экологичности, управление экологическими рисками СУ КОС и  

    Исходя из формализованного подхода, принято делить риск качественно на три категории приемлемый (уровень риска, с которым общество в целом готово мириться ради получения определённых благ или выгод в своей деятельности) требующий дальнейших оценок неприемлемый (уровень риска, устанавливаемый административными или регулирующими органами как максимальный, выше которого необходимо принимать меры по его устранению). Уровень приемлемого индивидуального риска нормативно закреплён лишь в некоторых странах. В Нидерландах в 1985 году концепция приемлемого риска была принята в качестве государственного закона.  

    Для обеспечения оперативности платежей по требованиям решения будут приниматься президентом в соответствии с договорами о гарантии и такой политикой, которая может быть принята Советом директоров (статья 17), и, в случае споров, окончательное решение может зависеть от результатов арбитражного разбирательства между Агентством и заинтересованным инвестором (статья 58). Предусматривается, что, согласно такой политике, владелец гарантии должен будет обращаться к административным средствам защиты, которые могут быть уместны в данных условиях, если такие средства легко доступны по законам принимающей страны, а также может предусматриваться истечение разумного периода времени с тем, чтобы обеспечить максимальную возможность мирового урегулирования споров между инвесторами и принимающими странами (статья 17). Ожидается, что такие конкретные периоды времени, включаемые в договоры о гарантии, будут соответствовать практике других страховщиков политического риска . Это положение отражает установившуюся в национальных системах гарантирования капиталовложений практику и не должно излишне обременять инвесторов, поскольку оно не требует от них исчерпания всех местных средств защиты до получения компенсации от Агентства. Временные ограничения должны устанавливаться в зависимости от конкретного вида риска и от того, насколько сложен данный конкретный случай. Следует проводить различие между вышеупомянутыми временными ограничениями и максимальными периодами времени, которые допускаются между предъявлением требования и принятием Агентством решения по этому требованию. Такие временные пределы не устанавливаются в Конвенции, учитывая сложность определения конкретных периодов времени, которые были бы уместны в любых ситуациях. Однако Агентство может установить такие временные пределы в своих правилах и положениях и включить  

    Агентство будет дополнять национальные и региональные программы, а не конкурировать с ними (статья 19). Предполагается, следовательно, что оно будет уделять основное внимание предоставлению гарантий под капиталовложения из стран-членов, не имеющих национальной программы (главным образом, развивающихся стран -членов, являющихся экспортерами капитала), совместному с национальными и региональными агентствами гарантированию капиталовложений, предоставлению перестрахования для национальных и региональных агентств, гарантированию капиталовложений, которые не отвечают условиям гарантий по конкретной национальной или региональной программе, несмотря на их обоснованность и содействие развитию, и гарантированию капиталовложений, финансируемых инвесторами из разных стран-членов. В целях сокращения своих непроизводительных расходов и повышения эффективности Агентство может использовать административную поддержку национальных или региональных структур и может вступать с ними в соответствующие договоренности о сотрудничестве (статья 19). Например, национальные административные учреждения могут оказывать помощь в рассмотрении заявок местных инвесторов на получение многосторонних гарантий и любых связанных с ними требований. Тем самым должна быть сокращена потенциальная потребность Агентства в создании отделений за пределами своих центральных учреждений. При этом остается очевидным, что Агентство должно опираться на свою собственную оценку риска и оставлять за собой принятие решений о предоставлении гарантий и платежах по требованиям.  

    В статьях 19-21 ставится задача установить статус Агентства как органа, предназначенного для сотрудничества как с государственными, так и с частными страховщиками политического риска , и повышения эффективности и результативности их работы. Конкретные условия сотрудничества будут зависеть от административной структуры и положения на страховом рынке в конкретной стране. В некоторых странах правительства играют определенную роль в координации государственной и частной страховой деятельности , и в статье 38 а содержится требование о том, чтобы Агентство по просьбе стран-членов проводило с ними консультации по вопросам, охваченным в статьях 19-21. Эти вопросы включают дополнительную роль Агентства в разработке его собственных гарантийных  

    Как известно, любой объект недвижимости имеет юридическую, физическую и экономическую определенность . При этом любая операция с недвижимостью происходит в рамках определенных территориальных образований с присущими им административными правилами и процедурами. Соответственно можно выделить следующие источники рыночных рисков  

    В российских условиях особое значение имеют административные риски.  

    Финансовой основой страховых операций является страховая премия . Страховая премия представляет собой сумму, выплачиваемую страхователем в качестве компенсации за гарантии, предоставленные страховой компанией . Она включает чистую премию, которая соответствует цене риска , и не включает различные административные издержки и комиссии посредников коммерческую премию, равную чистой премии, к которой добавляются административные издержки и комиссии посредников полную премию, которая равна коммерческой премии, увеличенной на сумму налогов. За счет части собранных премий образуются страховые резервы - суммы денежных средств , предназначенные для обеспечения выполнения обязательств перед застрахованными лицами или выгодоприобретателями. Они отличаются в зависимости от отрасли страхования (личное страхование , страхование имущества , страхование гражданской ответственности). Страховые резервы трансформируются в учете в совокупность конкретных резервов (рис. 10.1).  

    Особое значение в рыночно ориентированной организации придается распределению прав и ответственности. Наверху сохраняется столько прав, сколько необходимо для обеспечения оптимального выполнения работы . Это сочетается с автономизацией рабочих групп или производственных отделений. Поскольку решения приближаются к потребителю, то становится меньше согласований этих решений по уровням. Главной задачей руководства в этих условиях становится определение политики, общих правил деятельности. Действия руководства в этом направлении заключаются в формировании организационной культуры , развитии информационных систем и измерении результатов выполнения работы . Все это сопровождается общим сокращением аппаратного персонала, наделением рабочих групп административными функциями и, наоборот, административных - рабочими. Риск в бизнесе и доверие во взаимоотношениях кладутся в основу организации рыночного типа.  

    Одновременная гибкость и жесткость в организации. Парадокс этого атрибута организационной культуры успешных компаний разрешается следующим образом. Высокая организованность в них достигается за счет того, что все работники понимают и верят в ценности компании. Это их жестко связывает и интегрирует. Гибкость обеспечивается посредством сведения к минимуму руководящих вмешательств и минимизации числа регулирующих правил и процедур. Это поощряет новаторство и стремление брать на себя риск. В итоге жесткая структура разделяемых культурных ценностей делает возможной гибкую структуру административного контроля.  

    При планировании международной деятельности на первых этапах компании надо очень внимательно относиться к риску, связанному с зарубежными вложениями, а что касается небольших компаний, то для них необходимы серьезные стимулы даже для того, чтобы только начать рассматривать возможность интернационализации собственного бизнеса. Эти стимулы могут быть как внутренними, так и внешними и обычно вызывают действия, включающие мероприятия по сбору информации в другой стране, тщательный учет всех международных факторов перед принятием решения и четкого определения целей деятельности. Таким образом, при разработке и реализации международной стратегии компания должна быть готова к столкновению с трудностями и иметь достаточное количество ресурсов, в том числе и административных, чтобы их преодолеть. Типичные трудности  

    С. может проводиться в добровольном порядке на основе соглашения сторон и в обязательном порядке, когда это предписано законодательством. Особые формы С. - перестрахование и сострахование, позволяющее распределять и перераспределять крупные риски между многими страховыми организациями . СТРАХОВАЯ ПРЕМИЯ - очередной денежный взнос страхователя страховому обществу, плата за страхование ее размер определяется общей величиной взносов, необходимой для выплат по требованиям держателей полисов, а также для административных расходов. СТРАХОВАЯ СТОИМОСТЬ - фактическая, действительная стоимость объекта страхования . При страховании ответственности страховая сумма конкретно может не указываться, но ее объем не может превышать размера прямого ущерба. СТРАХОВАЯ СУММА (СТРАХОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ) - определенная договором страхования или установленная законом (при обязательном страховании) денежная сумма (страховой интерес в денежном выражении), обуславливающая размер выплат при наступлении страхового случая  

    Центры развития - это также новая форма организации инновационного процесса , предполагающая создание хозяйственно самостоятельных подразделений, не связанных с основной сферой деятельности фирмы. Для центров устанавливаются такие показатели хозяйственной деятельности , которые на первом этапе внедрения новой продукции стимулируют расширение объема продаж и способствуют завоеванию рыночных позиций . Одновременно осуществляется стимулирование руководителей и персонала центра следующим образом предполагается, что зарплата сотрудников и вознаграждение управляющих зависят непосредственно от коммерческих результатов деятельности центра в то же время коммерческие риски и неудачи, связанные с производством и сбытом новой продукции, не влекут за собой административных санкций или штрафов.  

    Факторы, устанавливаемые государством и местными органами власти система хозяйствования (хозяйственное и торговое право лицензионные и сертификационные нормы условия перевода капитала и прибыли юридические требования к учредительным документам организации, к отчетности, бюджетному контролю и аудиту трудовое законодательство риск изменения хозяйственного устройства, т.е. риск политической нестабильности, экспроприации, ограничения в деятельности предприятий) регулирование пересечения границы (таможни, законы внешней торговли и управление ими) меры по защите окружающей среды и (регулирование нагрузок на окружающую среду , возмещение наносимого ущерба, платежи за природные ресурсы) государственная помощь (субсидии, целевые программы для отдельных районов, административная поддержка) (схема 5.4).  

    Большое значение для снижения инновационного риска играет организация защиты коммерческой тайны на предприятии, так как в некоторых случаях техническая и коммерческая информация о разрабатываемом на фирме инновационном проекте может подтолкнуть, конкурентов к параллельным разработкам . Если у конкурентов более выгодные позиции в данной области, они могут обогнать предприятие-новатора и тем самым поставить под вопрос целесообразность дальнейших разработок. В таком случае предприятие понесет убытки в размере уже произведенных по проекту затрат. Для обеспечения защиты коммерческой тайны на предприятиях должен вводиться определенный порядок работы с информацией и доступа к ней, включающий в себя комплекс правовых, административных, организационных, инженерно-технических, финансовых, социальных и иных мер, основывающихся на правовых нормах Российской Федерации , и организационно-распорядительных документов , действующих в организации.  

    Размер ссуды. Для двух данных ссуд равной срочности и уровня риска процентная ставка обычно будет более высокой в том случае, когда размер ссуды будет меньше. Это происходит потому, что административные расходы на предоставление крупной и небольшой ссуды приблизительно одинаковые, в том числе в абсолютном выражении.  

    Чтобы преодолеть трудности, связанные с обсуждением всей структуры процентных ставок, экономисты говорят о чистой процентной ставке . Эта чистая ставка больше всего приближается к проценту, уплачиваемому по долгосрочным, практически безрисковым облигациям правительства США (30-летний государственный заем). Такую выплату процента можно рассматривать как плату исключительно за использование денег в течение длительного периода , поскольку фактор риска и административные расходы незначительны и проценты по таким ценным бумагам не подвержены воздействию ограничения конкуренции на рынке. Так, в 1994 г. чистая процентная ставка составляла приблизительно 7,5%.  

    Для построения эффективной системы управления рисками необходимо принятие адекватных административных, технологических и финансовых решений , подкрепленных соответствующими юридически значимыми документами.  

    Прекрасно верить в себя, и это вполне нормально. Существует серьезное исследование, показывающее, что большинство людей оценивают себя выше среднего значения почти по всем положительным личным качествам способность управлять автомобилем, умение руководить, атлетические способности, умение ладить с другими, чувство юмора, административное принятие риска и ожидаемое долголетие.  

    Второй подход предполагает невозможность управления конфликтом и оптимизацию взаимодействия, теоретически обосновывая развитие конфликта как саморегулирующегося механизма. Вместо решения, разрешения и других подобных терминов применяют термин преодоление, подразумевая, что конфликт не ликвидируется, но обеспечивает развитие, усиливая в организации дифференциацию, прежде всего профессиональную, а в обществе - социальную стратификацию, что и лежит в основе социальной и организационной стабильности. Он трансформируется в другие конфликты, менее разрушительные, в других сферах, других социальных измерениях. Данный подход не отрицает возможность и даже конструктивность политической и административной манипуляции (не всякой) в начальных фазах конфликта, но основывается прежде всего на обеспечении информационной полноты взаимодействия субъектов и необходимом риске, обеспечивающем возможность перехода в его последнюю фазу.  

    Учитывая риск и степень выгодности международных операций и крупных корпоративных счетов, Хакер считал, что внутренние операции скорее могли обеспечить стабильные, выгодные вклады и основные доходы банка. Хотя конкуренция в этой сфере все более возрастала как между самими банками, так и между другими , его интересовало, как конкуренты отреагируют на субботние изменения и достаточен ли будет дополнительный прирост вкладов для покрытия возросших административных издержек. Также он задумывался о том, будет ли внедрение банкоматов рентабельным и в то же время увеличит ли это конкурентоспособность банка в работе с индивидуальными вкладчиками. Но какое бы решение ни было принято, Хакер стремился укрепить конкурентную позицию банка на рынке частных вкладов.  

    В условиях командно-административной экономики господствовало представление, что планомерность позволяет осуществлять хозяйствование без каких-либо элементов риска. Однако это противоречило действительному положению дел, которое заключалось в том, что, во-первых, централизованная экономика на ранних этапах своего развития не гарантирует от непредсказуемых потерь, во-вторых, деформации модели административно-централизованной экономики усугубили противоречия хозяйствования, в-третьих, российская экономика всегда была подвержена влиянию

    Происхождение социальных рисков и их соотношение с социальным положением

    Социальный риск может выражаться в риске конфликтов с общественностью и риске, связанного с работниками предприятия (отдельным работником или группой). Риски конфликтов с общественностью имеют место тогда, когда эффективная для предприятия стратегия идет вразрез с интересами любых социальных групп, которые могут быть выражены в законах, активной реакции протестующих от этих групп. Данный вид риска вредит конкурентоспособности фирмы, нанося вред торговой марке, привлекательности предприятия и его продукции, усложняет отношения фирмы с органами государственной власти (невозможность получения государственного заказа (контракта), получение субсидий, налоговых льгот и т.п.). Возникновение такой ситуации может вызвать конфликты с отдельными работниками, рабочим коллективом предприятия в целом (забастовки, невыходы на работу, блокирование вывоза готовой продукции из территории предприятия и т.п.). Социальные риски можно предусматривать, а при условии эффективной организации работы службы предприятия со связью с общественностью - значительно снизить степень их влияния. Отдельное проявление социальных рисков представляют собой риски, связанные с заболеванием, смертью отдельного работника (в основном это касается той части персонала, который является носителем ноу-хау данной фирмы или занимает ключевые позиции в управлении); нерадивостью, нечестностью и безответственностью любого участника бизнеса. Управление этими рисками усложнено ввиду трудностей относительно прогнозирования их возникновения. Как частный случай социальных рисков можно рассматривать и демографические риски, специфика которых заключается в том, что они могут вызвать возникновение других видов рисков (например, рисков, связанных с реализацией продукции).

    Административно-законодательные риски - риски, которые оказывают влияние на деятельность субъектов хозяйствования и возникают вследствие административных и законодательных изменений. Источники данной группы рисков:

    Введение отсрочки (моратория) на разные виды платежей. Неблагоприятные изменения в налоговом законодательстве; ограничение в конвертации национальной валюты (обмене ее на иностранную). Проблемы, связанные с ограничением прав собственности относительно продукции, создаваемой предприятием, Вероятность возникновения конфликтов предприятия с законодательством.

    Введение отсрочки, или моратория, на разные виды платежей, с внешними платежами включительно, является причиной возникновения целой группы рисков практически для всех субъектов хозяйствования, которые работают как на внутреннем рынке, так и на внешнем рынках. Установление подобных ограничений может проявляться в разных формах (запрет бартерных операций, временный мораторий на перевод денег у страны партнера и т.п.). Как свидетельствует практика, неблагоприятные изменения в налоговом законодательстве особенно характерные для нестабильных экономик и экономик, которые развиваются, и представляют собой следствие макроэкономической нестабильности. Группа этих рисков может быть реализована в двух основных формах: увеличение имеющихся налоговых ставок на деятельность субъектов хозяйствования и имущество, которое используется ими при этом; расширение базы налогообложения.



    Риски, источником происхождения которых являются ограничения, которые вводятся государством на конвертацию национальной валюты в иностранную, могут быть реализованные через целый ряд причин. Суть, которых заключается в установлении ограничений для поддержки паритета внутренней денежной единицы. Данная группа рисков особенно актуальна, когда предприятие занимается внешнеэкономической деятельностью или значительная часть его партнеров находится за пределами государства его функционирование.