Основные критерии современной социальной стратификации. Виды социальной стратификации

Стратификация общества происходит с применением нескольких факторов: дохода, богатства, власти и престижа.

1. Доход можно охарактеризовать как количество денег, что получила семья или определенный индивид за определенный промежуток времени. К таким деньгам можно отнести: заработную плату, алименты, пенсии, гонорары, и т. п.

2. Богатство - это возможность имения имущества (движимого и недвижимого), или наличие накопленных доходов в виде наличных. Это главная черта всех богатых. Они могут как работать, так и не работать, что бы получить свое богатство, ведь доля зарплаты в общем состоянии их не велика. У нижнего и среднего классов как раз доход является основным источником для дальнейшего существования. Наличие богатства даёт возможность не работать, а его отсутствие вынуждает людей идти на работу ради зарплаты.

3. Власть осуществляет возможность навязывать свои пожелания, не учитывая воли других. В современном обществе, вся власть поддается регулировке законами и традициями. Люди, что имеют к ней доступ, могут свободно пользоваться широким числом всевозможных социальных благ, иметь право принимать решения, что на их точку зрения важны для общества, в том числе законы (что зачастую выгодны высшему классу).

4. Престиж - это степень уважения в обществе к той или иной профессии. На основе этих основ для разделения общества определяют совокупный социально-экономический статус. По-другому это можно назвать местом определенного человека в обществе.

Основные типы социальной стратификации

Неравенство или стратификация возникало постепенно, сопутствуя зарождение человеческого общества. Ее начальная форма уже присутствовала при первобытном ладе. Ужесточение стратификации произошло в период создания ранних государств за счет создания нового класса - рабов.

1. Рабство.

2. Кастовый строй

3. Сословия

Рабство, касты и сословия характеризуют закрытое общество, т.е. социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены.
Классы характеризуют открытое общество, в котором перемещения из одной страты в другую официально не ограничены.

Рабство - это первая историческая система стратификации. Оно возникло в глубокой древности в Китае, Египте, Вавилоне, Риме, Греции и существовало во многих странах вплоть до настоящего времени. Рабство это социальный, экономический и юридический вид закрепощения людей. Рабство часто вообще лишало человека любых прав и граничило с крайней степенью неравенства.

Смягчение стратификации произошло при постепенной либерализации взглядов. Например, в этот период в странах с индусской религией создается новое разделение общества - на касты. Касты представляют собой социальные группы, членом которой человек становился только из-за того, что родился от представителей той или иной страты (касты). Такой человек лишался на всю свою жизнь права переходить в другую касту, из той, в которой он был рожден. Каст основных 4: шурды – крестьяне, вайшии – купцы, кшатрии – воины и брахманы – священники. Кроме них еще существует около 5 тыс. каст и подкаст.

Все самые-самые престижные профессии и привилегированные должности имеет богатый слой населения. Обычно их работа связана с умственной деятельностью и управлением низшими частями общества. Их примеры - президенты, короли, вожди, цари, политические лидеры, ученые, политические деятели, деятели искусств. Именно они и являются самой высокой ступенькой в обществе.

В современном обществе средним классом можно считать юристов, квалифицированных служащих, преподавателей, врачей, а так же среднюю и мелкую буржуазию. Самым нижним слоем можно считать нищих, безработных и неквалифицированных рабочих. Между средним и низшим еще можно выделить один класс в состав, которого зачастую входят представители рабочего класса.

Богатые люди, как представители высшего класса, как правило, обладают наивысшим уровнем образования и имеют наибольший доступ к власти. Бедные версты населения зачастую уровнем власти довольно сильно ограничены, вплоть до полного отсутствия права управлять. Так же они имеют низкий уровень образования и незначительные доходы.


31.10.2011

Существуют различные типы соц структур:

1. Социально-демографическая – все общество можно разделить на группы по сходственным признакам. По полу, возрасту и образованию

2. Социально-этническая. Различие по национальному признаку

3. Соц-территориальная

4. Соц-классовая. Принадлежность к классу

5. Религиозная, конфессиональная

Т.о. соц структура общества является гетерогенным явлением, т.е. каждый индивид в один момент времени одновременно включен в целую совокупность соц общностей.

Соц стратификация

Соц дифференциация – разделение общества (индивидов) по различным признакам. Признаки, которые отличают одного человека от другого, неисчислимы. Но часть из этих признаков не приводит к неравенству между людьми, но некоторые приводят: власть, образование, достаток, престиж. О соц дифференциации говорят, когда рассматривают признаки, не затрагивающие неравенства, а когда говорим о стратификации – наоборот.

В развитых западных обществах эти 4 признака дополняют друг друга. Но в России не так. Поэтому стратификация в России отличается от стратификации в других странах.

Социальная мобильность

Социальная мобильность – переход индивидов и групп из одной страты в другую (вертикальная мобильность) или внутри одной страты (горизонтальная мобильность).

Горизонтальная мобильность: переезд в другой город, смена семейного положения, смена профессии (с одним уровнем дохода). Вертикальная мобильность предполагает либо повышение, либо понижение соц мобильности.

Выделяют вертикальную восходящую и нисходящую мобильность. Как правило, восходящая мобильность добровольная, а нисходящая – вынужденная.

Мобильность бывает индивидуальной и групповой.

Два основных вида стрт. Систем:

1. Пирамидальная – развивающиеся страны

2. Ромбовидная - европа

Они отражают распределение страт в обществе

А – высший слой, элита (составляет не более 3%). Элита бывает экономическая, политическая, духовная, научная, а бывает, что это сочетание.

С – низший слой – люди с низким уровнем образования, дохода, культуры. Он неоднородный по своему составу

Андерсласс – люмпенизированный класс. К нему относятся бродяги, преступники. Находится в самом низу пирамиды.

B – средний слой, средний класс.

Средний слой. Средний класс.

Впервые средние слои упоминал Аристотель, который утверждал, что чем больше будет средние слои, тем устойчивее будет развиваться общество

В капиталистическом обществе к среднему слою относили крестьян, ремесленников и интеллигенцию (прослойка).

На настоящий момент средний слой выполняет в обществе ряд важнейших функций:

1. Функция соц стабилизатора. Люди, входящие в этот слой, склонны поддерживать существующий соц строй.

2. Функция экономического донора. Это основная масса, которая обеспечивает быт и услуги. Так же это основные потребители. Это налогоплательщики, инвестировщики.

3. Средний слой является культурным интегратором, т.к. является носителем традиционных для данного общества культурных ценностей

4. Функция административно-исполнительного регулятора. Именно из среднего слоя формируются органы власти всех уровней, представители среднего слоя (менеджеры среднего звена) – источник ресурсов для кадров муниципального и других направлений.

Средний слой не однороден. В нем выделяются в западных обществах группы:

1. Старый средний класс. К нему относятся мелкие и средние предприниматели.

2. Новый средний класс. К нему относятся высококвалифицированные специалисты, служащие и рабочие высокой квалификации.

Критерии выделения среднего класса в России:

1. Уровень дохода. В США более 2000$ в месяц. В странах западной Европы +-5%. В России выше, чем средний по региону (19-20 тыс.)

2. Образование и культурные ценности. В России носителей культурных ценностей 80%. Высшее образование только у 25%

3. Самоотнесение – 60%.

Полноценный средний слой в России является малочисленным, однако имеются, так называемые, протосредние слои (которые могут трансформироваться в средний)

Социальные общности

Определение (см. тему общества).

Характеристики соц общностей:

1. Соц общности существуют реально. Их существование можно эмпирически зафиксировать и проверить.

2. Соц общность обладает системными свойствами.

3. Соц общности являются самостоятельными субъектами соц взаимодействий.

Классификация соц общностей:

Обшности могут быть классифицированы по нескольким основаниям:

1. По базовому системообразующему признаку:

1) Соц демографический (муж и жен)

2) Соц этнические

3) Соц профессиональные (пример - железнодорожники)

4) Соц-территориальные

5) Культурные и т.д.

2. По размеру:

1) Крупные: нация, народность

2) Средние: студенты СГУ

3) Малые: семья, бригада

3. По продолжительности существования

1) Групповые или социальные группы. Они более-менее стабильны. В них наблюдаются непосредственные личные взаимодействия. В них существуют критерии членства: вы сами осознает себя членом конкретной и остальные это признают. Малые группы: от 2 до 15-20. Основной критерий малой группы – непосредственное взаимодействие. Если не взаимодействуют, то это уже средняя группа. Большие группы6 демографические, этнические

2) Массовые. Для них характерен ситуативный способ существования, отсутствие четкой структуры, непродолжительное существование. Они бывают большими, средними и малыми. Малой является, к примеру, очередь в магазине. Средними общностями являются толпа, зрители кинотеатра, футбольного матча. Большие общности: зрители 1-го канала, поклонники певицы или певца.

Группы бывают:

1. Первичные – непосредственное окружение индивида. Это обычно неформальные группы. К ним относятся семья, друзья, соседи

2. Вторичные – формальные группы. По размеру они средние или большие. Это, к примеру, университет, производственная организация и т.д.

Референтные группы – группы, к которой индивид не принадлежит, но она является для индивида эталоном, образцом, идеалом и индивид либо очень сильно хочет попасть в эту группу (тогда это позитивная референтная группа), либо индивид туда очень не хочет (негативная референтная группа).

Группы делятся на формальные и неформальные. Формальные группы зарегистрированы органами власти. Это могут быть организации, партии, объединения. Неформальные группы не зарегистрированы и отношения в ни строятся на основе личной симпатии и антипатии


14.11.2011

Соц институты

Каждый человек подчиняется воздействию общества, которое оказывается через соц институты. Это воздействие не осознаваемо человеком, оно всеобщее и иногда категория «социальность» заменяется термином «институциональность». Считается, что соц институты возникли вместе с возникновение общества. Социальные институты для человека компенсируют недостаток инстинктов. В животном мире институтов нет, и они там не нужны, т.к. регуляцию обеспечивают мощные врожденные инстинкты. Животные не нуждаются в обучении, сохранении норм. Поэтому возникает ряд институтов.

Под соц институтом понимается совокупность общественно-значимых ценностей, норм, правил поведения, шаблонов и образцов поведения, соц статусов и ролей, удовлетворяющих основные общественные потребности.

Ключевых или фундаментальных институтов 5:

1. Институт семьи. Удовлетворяет комплекс потребностей. Ключевая – воспроизводство общества.

2. Политические институты. Их много, один из ключевых – государство.

3. Экономические и социальные институты. Экономические: рынок, капитализм, деньги и т.д.

4. Образовательные: институт высшего, среднего, профессионального образования, институт гувернерства и т.д.

5. Религиозные институты.

В случае исчезновения общественной потребности (диактуализации) институт может еще некоторое время существовать, но он неизбежно перестает функционировать.

Соц институты нельзя отождествлять с соц группами и организациями. Они являются составляющими частями института, но ключевым его элементом являются нормы и ценности. О принадлежности к тому или иному институту можно судить по наличию определенного соц статуса.

Процесс формирования института называется институционализацией. Он состоит из этапов:

1. Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий. Если потребность может быть организована одним человеком, то институт не возникает.

2. Формирование общих целей.

3. Появление норм и правил в ходе стихийных социальных взаимодействий методом проб и ошибок.

4. Появление процедур, ритуалов, шаблонов поведения, связанных с нормами и правилами.

5. Закрепление норм и правил, их принятие и практическое применение.

6. Появление и закрепление системы норм и санкций, которые гарантируют исполнение норм. Санкции бывают позитивные и негативные. Негативные отвечают за нарушение норм.

7. Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов и институтов.

ВЫБРАТЬ ЛЮБОЙ СОЦ ИНСТИТУТ И ПЕРЕЧИСЛИТЬ ВСЕ ЕГО ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИЛИ КОМПОНЕНЫТ: ПОТРЕБНОСТИ, КОТОРЫЕ ОН УДОВЛЕТВОРЯЕТ, НОРМЫ, ОБЩЕСТВЕННО-ЗНАЧИМЫЕ ЦЕННОСТИ, САНКЦИИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЭТИХ НОРМ И СИСТЕМУ СТАТУСОВ И РОЛЕЙ, КОТОРЫЕ ОПИСЫВАЮТ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К ЭТОЙ ССИСТЕМЕ.

Функции соц институтов.

Они делятся на явные и скрытые или латентные.

Латентные функции индивидуальны для каждого института. К явным общим для всех институтам функциям относятся:

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Она реализуется: каждый институт имеет систему норм и правил, которые закрепляют, стандартизируют человеческое поведение и делают его предсказуемым.

2. Регулятивная. Институты регулируют поведение людей через выработку шаблонов поведения.

3. Интегративная функция. Заключается в объединении людей на базе общих для них соц институтов.

4. Транслирующая функция. Передача соц опыта каждому последующему поколению.

5. Коммуникативная. Заключается в распространении информации внутри соц института и в обмене информацией между соц институтами.

Соц организации

Термин организации имеет три значения:

1. Деятельность по выработке определенных норм и правил взаимодействия и координации усилий отдельных индивидов или групп.

2. Свойства объекта иметь сложную упорядоченную структуру.

3. Целевая группа институционального характера, имеющая четкие границы и ориентированная на реализацию определенных функций.

В традиционном обществе эту роль играют общины, а в индустриальном и постиндустриальном – организации.

Организации можно классифицировать по различным основаниям.

1. По размеру: большие, средние, малые.

2. По сфере деятельности: торговые, производственные, образовательные, медицинские и т.д.

3. Фрегожин выделил 4 типа организаций: деловые (характеризуются тем, что членство в таких организациях приносят человеку доход), союзные или ассоциативные (участие в них человеку не приносит дохода, но дает удовлетворение иных потребностей: культурных, религиозных, политических), семейные, территориально-поселенческие организации.

4. По способу строения: линейные (армия), функциональная (некоторые строительные организации), проектные (нет стабильной структуры и рабочие группы формируются по определенным заказам), матричные (синтез проектной и функциональной структуры), дивизиональные (организации, имеющие филиалы), смешанные или конгламеративные (включают в семя множество функций)


28.11.2011.

1. Социология личности

1. Понятия «человек», «индивид» и «личность».

Термин «человек» используется для обозначения присущих всем людям качеств и способностей. Под человеком понимается биосоциальное существо с биогенными и социогенными чертами.

Индивид – отдельный конкретный представитель человеческого рода, обладающий уникальной совокупностью качеств и характеристик. Все люди разный и в связи с этим каждый человек обладает индивидуальностью.

Термин «личность» изучается многими науками. Основная из них психология.

Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включение индивида в систему соц отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Для того, что индивид превратился в личность необходимо наличие двух условий:

1. Биологически, генетически заданные предпосылки

2. Наличие соц среды и взаимодействия или контакта с ней.

Существуют в социологии несколько теорий личности, которые объясняют ее структуру и поведение:

1) Наше представление о том, каким меня видят другие.

2) Наше представление о том, как другие люди реагируют на то, что они видят.

3) Наш ответ на воспринятую реакцию других. J

Если образ, который мы видим в зеркале, благоприятен, наша «я» - концепция получает подкрепление и действия повторяются, если этот образ не благоприятен, «я» - концепция пересматривается, а поведение изменяется.

3. Статусно-ролевая. Автор: Мертон. Каждый человек одновременно обладает совокупностью социальных позиций, которые называются статусами. Эта совокупность называется статусным набором. Статусы делятся на 2 основные группы: социальные (принадлежность к большой соц группе: студент, профессор), личностные (друг, семья). Во всей этой совокупности можно выделить главный или базисный. Чаще всего он связан с основным родом деятельности. Статусы бывают достигаемыми и приписанными.

Приписанный статус дается при достижении конкретного возраста, но происходит это автоматически без участия человека.

Достигаемы требует хот бы минимальных действий. Пример: студент.

Для каждого статуса существует определенный имидж (совокупность манер поведения, речи). Каждому статусу соответствует определенная модель поведения, называемая соц ролью. Соц роль описывается в двух аспектах:

ролевые ожидания – поведение, ожидаемого от человека, занимающего определенный соц должность,

ролевое поведение – реальное поведение.

Если они не соответствуют, то наблюдается ролевой конфликт. Успешность исполнения той или иной соц роли зависит от:

1. Правильное усвоение ролевых ожиданий. Если они сформированы неправильно, то его ролевое поведение будет смешанное.

2. Соответствие индивидуальных характеристик требованиям роли. Чувствительность к требованиям роли.

Социализация личности – процесс становления личности путем освоения индивидом основного набора духовных ценностей, а так же процесс адаптации к соц среде, осознание своего места и роли в обществе.

Выделяют два основных этапа социализации:

1. Первичная. Охватывает два этапа взросления: детство и юность

2. Вторичная. Охватывает два периода: зрелость и старость.

Социализация не заканчивается никогда и протекает в течение всей жизни человека, но различается на разных этапах. В процессе первичной социализации индивид способен выстраивать нормы и ценности в структуру личности. В процессе вторичной происходит изменение внешнего поведения, а структура остается неизменной.

Смелзе выделяет три основных этапа первичной социализации:

1. Стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых

2. Игровая. Дети осознают поведение, как исполнение роли.

3. Групповая игровая стадия. Дети начинают понимать что ждет от них группа.

Выделяют агентов первичной и вторичной социализации. Первичные агенты: семья, друзья, т.е. самый близкий круг общения. Вторичный: школа, трудовой коллектив, сми.

Социология семьи

Семья в социологии рассматривается в двух аспектах:

1. Как малая группа. Речь идет о конкретных семьях.

Семья – основанные на огромном родстве браки или усыновлении объединения людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. Семья включает в себя три системы отношений

1) Супружество, брак

2) Родительство

3) Родство.

2. Соц институт.

Семья – соц институт воспроизводства и развития соц статуса, духовный и физических ценностей, соц здоровья, благополучия индивидов и общества в целом.

Типы семьи: нуклеарная семья, суженная семья и расширенная и расширенная

Традиционная семья, неотрадиционная семья, матриархальная семья, эголитарная семья.

Функции семьи (не менее 5)

Соц контроль (29,30) – самостоятельно.

Социальная стратификация предполагает деление людей на группы, для которых свойственны те или иные признаки. Существуют специальные критерии социальной стратификации, позволяющие определить, как в современном государстве формируются классы и как различия между людьми влияют на развитие общества.

Основные критерии социальной стратификации

Понятие критерия в данном случае несет в себе значение признака, на основании которого дается определение социальных страт в структуре современного общества.

Главными критериями деления общества являются:

Доход

Имеются в виду все денежные средства, которые получает человек за определенный промежуток времени. Доход выделяется в качестве критерия, так как он неодинаков для всех людей.

  • большой доход, позволяющий удовлетворять все потребности и накапливать средства, приобретать предметы роскоши;
  • средний доход, который тратится исключительно на удовлетворение потребностей человека и его семьи;
  • незначительный доход, которого не хватает даже на поддержание жизни.

Власть

Открывает возможности для управления обществом. В зависимости от уровня она может распространяться на разное количество человек.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Решения Министерства образования и науки Российской Федерации должны исполняться всеми образовательными учреждениями в стране, а приказы директора конкретной школы обязательны только для ее сотрудников и учащихся.

Часть населения обладает властными полномочиями (Министры, лидеры политических партий, директора и другие). Другие же не имеют таких функций. Это позволяет также считать и власть критерием для дифференциации общества.

Образование

Данный критерий измеряется количеством лет, которые человек потратил на обучение в образовательной организации.

Этот показатель также неодинаков для всех людей: если профессор философии может иметь более 20 лет, которые он потратил на образование, то электрик или шофер - всего 12.

Престиж

Под престижем понимают уважение общества к тому, какое положение занимает человек. Есть вещи, иметь которые люди стремятся, чтобы быть уважаемыми. Например, в современном обществе высоко ценится, если человек имеет собственных дорогой автомобиль. Также престижными могут быть и профессии. Сейчас к таковым относятся юрист, врач, менеджер, летчик. И напротив, не пользуются популярностью и уважением такие профессии, как водитель, дворник, сантехник и другие.

Согласно исследованиям, в России растет престиж тех профессий, которые позволяют получать высокую зарплату и дают большие возможности сделать карьеру (юрист, менеджер) и заметно падает престиж профессий, которые требуют высокую квалификацию и уровень образования (инженер, учитель).

Особенность общества состоит в том, что чаще всего представители высших классов сосредотачивают в своих руках все верхние позиции данных критериев: богатство, властные полномочия, престиж и качественное образования. Хотя некоторые показатели могут не совпадать.

Деление общества на группы

Таким образом, в обществе выделяются следующие типы групп :

  • по уровню дохода;
  • по возможности оказывать влияние на политику государства, контролировать действия других людей;
  • по уровню образования;
  • по престижности.
  1. Социальная стратификация современного российского общества

    Реферат >> Социология

    В России; - выяснить особенности социальной стратификации современного российского общества , сравнительную значимость ее критериев , направления происходящих в этой области...

  2. Социальная структура российского общества (2)

    Доклад >> Социология

    Раньше основным дифференцирующим критерием являлось место в... В. В. Реальная Россия: Социальная стратификация современного российского общества . М., 2006. 3. Голенкова З. Т. Социальная стратификация российского общества М., 2003. 4. Маргинализация как...

  3. Социальная стратификация (10)

    Курсовая работа >> Социология

    ... социальной стратификации , а также излагаются критерии оценки современного российского общества и присущей ему стратификации . Целью работы является определение сути стратификации ...

  4. Социальная стратификация (7)

    Курсовая работа >> Социология

    ... современном российском обществе критериями ... правовым нормам общества . Приведенные концепции социальной стратификации современного российского общества не исчерпывают...

  5. Социальная стратификация (8)

    Контрольная работа >> Социология

    ... современном российском обществе формулирование стратификационной системы происходит на экономической основе, когда главными критериями ... правовым нормам общества . Приведенные концепции социальной стратификации современного российского общества не исчерпывают...

Социальная стратификация позволяет представить общество не в виде беспорядочного нагромождения социальных статусов, а как сложную, но четкую структуру находящихся в определенных зависимостях статусных позиций.

Для отнесения статусов к тому или иному уровню иерархии должны быть определены соответствующие основания, или критерии.

Критерии социальной стратификации - показатели, позволяющие определить позицию индивидов и общественных групп на иерархической шкале социальных статусов.

Вопрос об основаниях социальной стратификации в истории социологической мысли решался неоднозначно. Так, К. Маркс считал, что это должны быть экономические показатели, которые, по его мнению, определяют состояние всех других отношений в обществе. Факт обладания человеком собственностью и уровень его доходов он рассматривал как основу социальной стратификации. Маркс пришел к выводу, что история всех обществ, за исключением первобытного и будущего коммунистического, - это история классов и классовой борьбы, в результате которой общество и поднимается на более высокую ступень развития. Рабы и рабовладельцы, феодалы и крестьяне, рабочие и буржуазия непримиримы по своему общественному положению.

М. Вебер полагал, что Маркс упростил картину стратификации, а точную картину неравенства можно получить, используя многомерные критерии: наряду с экономическим положением необходимо рассматривать престиж профессии или рода деятельности, а также меру власти, которой обладает индивид или его социальная группа. В отличие от Маркса он связывал понятие класса лишь с капиталистическим обществом, где важнейшим регулятором отношений выступает рынок. На рынке люди занимают разные позиции, т.е. находятся в разной «классовой ситуации». Собственность и отсутствие собственности являются базовыми категориями всех классовых ситуаций. Совокупность людей, находящихся в одной классовой ситуации, и составляет, по Веберу, общественный класс. Те, кто не имеет собственности и может предложить на рынке лишь услуги, делятся в соответствии с видами услуг. Владельцы собственности могут быть дифференцированы в соответствии с тем, чем они владеют.

Этот подход был развит П. Сорокиным, который также считал, что положение индивида в социальном пространстве более точно может быть описано не единственным, а несколькими показателями: экономическими (доход), политическими (власть, престиж) и профессиональными (статус).

В XX в. было создано и множество других моделей стратификации. Так, американский социолог Б. Барбер предложил для стратификации общества целый комплекс признаков: престиж профессии; власть и могущество; доход и богатство; образование; религиозная или ритуальная чистота; положение родственников; этническая принадлежность.

Создатели теории постиндустриального общества французский социолог Л. Турэн и американец Д. Белл считают, что в современном обществе социальная дифференциация происходит не по отношению к собственности, престижу, власти, этносу, а по доступу к информации. Господствующее положение занимают люди, которые владеют стратегической и новой информацией, а также средствами контроля над ней.

В современной социологической науке в качестве оснований социальной стратификации выступают такие показатели: доход, власть, образование, престиж. Три первых показателя имеют конкретные единицы измерения: доход измеряется деньгами, власть - количеством человек, на которых она распространяется, образование - количеством лет обучения и статусом учебного заведения. Престиж определяется на основе опроса общественного мнения и самооценок индивидов.

Эти показатели определяют совокупный социально-экономический статус, т.е. положение индивида (социальной группы) в обществе.

Рассмотрим подробнее основания стратификации.

Доход - это экономическая характеристика положения индивида. Он выражается в количестве денежных поступлений за определенный период времени. Источниками дохода могут быть разные поступления - зарплата, стипендия, пенсия, пособия, гонорары, денежные премии, банковские начисления на вклады. Представители среднего и низшего классов, как правило, тратят свои доходы на поддержание жизни. Но если сумма дохода значительна, он может накапливаться и переводиться в дорогостоящее движимое и недвижимое имущество (автомобиль, яхта, вертолет, ценные бумаги, драгоценные изделия, картины, раритетные вещи), которое составит богатство. Главное достояние высшего класса - не доход, а богатство. Оно позволяет человеку не работать ради зарплаты, может быть передано по наследству. Если жизненная ситуация изменится и человек утратит высокие доходы, ему придется обращать богатство вновь в деньги. Поэтому высокий доход не всегда означает большое богатство, и наоборот.

Неравномерное распределение в обществе доходов и богатства означает экономическое неравенство. Бедные и богатые люди имеют разные жизненные шансы. Обладание большими деньгами расширяет возможности человека, позволяет ему лучше питаться, следить за своим здоровьем, жить в более комфортных условиях, оплатить обучение в престижном учебном заведении и т.д.

Власть - это способность отдельных лиц или групп навязать свою волю другим, независимо от их желания. Власть измеряется количеством человек, на которых распространяется это влияние. Власть начальника отдела распространяется на несколько человек, главного инженера предприятия - на несколько сот человек, министра - на несколько тысяч, а Президента России - на всех ее граждан. Его статус имеет высший ранг в социальной стратификации. Власть в современном обществе закрепляется законом и традицией, окружена привилегиями и широким доступом к социальным благам. Власть позволяет контролировать ключевые ресурсы. Овладеть ими - значит получить господство над людьми. Люди, обладающие властью или пользующиеся признанием, авторитетом за свою экономическую, политическую, духовную деятельность, составляют элиту общества, его высший социальный слой.

Образование - основа общекультурной и профессиональной подготовки в современном обществе, одна из характеристик достигаемого статуса. По мере развития общества знание становится все более специализированным и глубоким, поэтому современный человек тратит на образование гораздо больше времени, чем еще несколько сот лет назад. В среднем на подготовку специалиста (например, инженера) в современном обществе уходит 20 лет, если учесть, что перед поступлением в вуз он должен получить среднее образование. Уровень образования определяется не только количеством лет обучения, но и рангом учебных заведений, подтвердивших в установленном законом порядке (дипломом или сертификатом) получение индивидом образования: средняя школа, колледж, университет.

Престиж - уважение, с которым общественное мнение относится к той или иной профессии, должности, роду занятий или отдельному индивиду за его личные качества. Формирование профессиональнодолжностной структуры общества - важная функция социальных институтов. Номенклатура профессий красноречиво свидетельствует о характере общества (аграрное, индустриальное, информационное) и стадии его развития. Она изменчива, как изменчив и престиж различных профессий.

Например, в средневековом обществе профессия священника была едва ли не самой престижной, чего не скажешь о современном обществе. В 30-х гг. прошлого века миллионы мальчишек мечтали стать летчиками. У всех на устах были имена В.П. Чкалова, М.В. Водопьянова, Н.П. Каманина. В послевоенные годы и особенно после развертывания НТР середины XX в. в обществе вырос престиж профессии инженера, а компьютеризация 90-х гг. актуализировала профессии специалистов по.компьютерам, программистов.

Самыми престижными во все времена считались профессии, сопряженные с доступом к ценным для данного общества ресурсам - деньгам, дефицитным товарам, власти или знаниям, информации. Человек, как правило, стремится подчеркнуть собственный высокий престиж соответствующими статусными символами: одеждой, аксессуарами, дорогой маркой автомобиля, наградами.

В социологической науке существует такое понятие, как лестница профессионального престижа. Это схема, которая отражает степень общественного уважения, достающегося той или иной профессии. Основанием для ее построения является изучение общественного мнения. Особенно популярны такие опросы в США. Пример шкалы, построенной американскими исследователями на основе обобщения результатов опросов общественного мнения, проводившихся в 1949- 1982 гг., приведен в табл. 6. (Высший балл, присуждавшийся профессии, - 100, низший - 1.)

Шкала профессионального престижа

Таблица 6

Вид занятий

Вид занятий

Машинистка

Профессор колледжа

Водопроводчик

Часовщик

Стюардесса

Булочник

Сапожник

Гражданский инженер

Бульдозерист

Социолог

Водитель грузовика

Политолог

Математик

Продавец

Школьный учитель

Бухгалтер

Домработница

Библиотекарь

Железнодорожник

Спец, по компьютерам

Репортер

Официант

Менеджер в офисе

Наемный работник на ферме

Офицер полиции

Горничная

Музыкант

Сантехник

Секретарь

Пожарный

Чистильщик обуви

Почтовый служащий

Марксистская традиция в классовом анализе

Понятие класс используется в разных научных дисциплинах для обозначения любого множества, состоящего из элементов, каждый из которых обладает, как минимум, одним общим для всœех свойством. Термин же социальная классификация (от лат. сlassis – разряд, класс, и facio – делаю) означает единую систему больших групп людей, расположенных в иерархическом ряду, образующих в совокупности общество в целом.

Понятие ʼʼсоциальный классʼʼ ввели в научную лексику в начале XIX века французские историки Тьери и Гизо, вкладывая в него, главным образом политический смысл, показывая противоположность интересов различных общественных групп и неизбежность их столкновения. Несколько позже ряд английских экономистов, в числе которых Риккардо и Смит, предприняли первые попытки раскрыть ʼʼанатомиюʼʼ классов, ᴛ.ᴇ. их внутренние строение.

Несмотря на то, что социальный класс является одним из централь­ных понятий в социологии, относительно содержания этого понятия у ученых до сих пор нет единой точки зрения. Впервые развернутую картину классового общества мы находим в работах К. Маркса. Большинство работ Маркса связано с темой стратификации и прежде всœего с понятием общественного класса, хотя, как ни странно, систематического анализа этого понятия он не дал.

Мож­но сказать, что социальные классы у Маркса - это экономически де­терминированные и генетически конфликтные группы. Основой разделœения на группы является наличие или отсутствие собственности. Феодал и крепостной в феодальном обществе, буржуа и пролетарий в капиталистическом обществе - это антагонистические классы, ко­торые с неизбежностью появляются в любом обществе, имеющем сложную иерархическую структуру, основанную на неравенстве. Маркс допускал также существование в обществе мелких социальных групп, способных повлиять на классовые конфликты. Изучая природу соци­альных классов, Маркс сделал следующие предположения:

1. Каждое общество производит излишки пищи, жилья, одежды и других ресурсов. Классовые различия возникают тогда, когда одна из групп населœения присваивает ресурсы, которые сразу не потребляют­ся и не являются на настоящий момент необходимыми. Такие ресур­сы рассматриваются как частная собственность.

2. Классы определяются исходя из факта владения или невладения произведенной собственностью.

3. Классовые отношения предполагают эксплуатацию одного класса другим, ᴛ.ᴇ. один класс присваивает результаты труда другого класса, эксплуатирует и подавляет его. Такого рода отношения постоянно воспроизводят классовый конфликт , который является основой социальных изменений, происходящих в обществе.

4. Существуют объективные (к примеру, обладание ресурсами) и субъективные признаки класса (чувство классовой принадлежности).

Несмотря на пересмотр, с точки зрения современного общества, многих положений классовой теории К. Маркса, некоторые его идеи остаются актуальными в отношении существующих в настоящее время социальных структур.
Размещено на реф.рф
Это в первую очередь относится к си­туациям межклассовых конфликтов, столкновений и борьбы класса за изменение условий распределœения ресурсов. В связи с этим уче­ние Маркса оклассовой борьбе в настоящее время имеет большое количество последователœей среди социологов и политологов многих стран мира.

Наиболее влиятельную,альтернативную марксистской теорию со­циальных классов представляют работы Макса Вебера. Вебер в принципе признавал правильность разделœения населœения на классы по признаку наличия или отсутствия собственности на капитал и на средства производства. При этом он считал такое разделœение чересчур грубым и упрощенным. Вебер полагал, что у социальной стратификации существуют три различных показателя неравенства.

Первый – экономическое неравенство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ Вебер назвал положением класса. Второй показатель – статус , или социальный престиж, и третий – власть .

Класс трактуется Вебером как группа людей, обладающих одинаковыми жизненными возможностями. Вебер рассматривает отношение к власти (политическим партиям) и престиж как один из важнейших признаков социального класса. Каждое из этих измерений является отдельным аспектом соци­альной градации. При этом по большей части эти три измерения взаимосвязаны; они подпитывают и поддерживают друг друга, но всœе же могут не совпадать.

Так, отдельные проститутки и уголовники имеют большие экономические возможности, но не обладают престижем и властью. Преподавательский состав уни­верситетов и духовенство пользуются высоким престижем, одна­ко по богатству и власти оцениваются обычно относительно не­высоко. Некоторые официальные лица могут располагать значи­тельной властью и в то же время получать небольшую заработ­ную плату и не иметь престижа.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, Вебер впервые закладывает в основу классового раз­делœения систему стратификации, существующую в данном общест­ве.

В современной западной социологии марксизму противостоит теория социальной стратификации.

Классификация или стратификация? Представители теории стратификации утверждают, что понятие класса не применимо для современного постиндустриального общества. Это связано с неопределœенностью понятия ʼʼчастная собственностьʼʼ: ввиду широкого акционирова­ния, а также выключения базовых держателœей акций из сферы управ­ления производством и заменой их наемными менеджерами, отноше­ния собственности оказались размыты, потеряли свою определœенность. По этой причине понятие ʼʼклассʼʼ должно быть заменено понятием ʼʼстратаʼʼ или понятием социальная группа, а на сме­ну теории социально-классового строения общества должны прийти те­ории социальной стратификации. Вместе с тем, классификация и стратификация не являются взаимоисключающими подходами. Понятие ʼʼклассʼʼ, удобное и уместное при макроподходе, окажется явно недостаточным, когда мы пытаемся рассмотреть интересующую нас структуру более детально. При глубоком и всœестороннем изучении структуры общества явно недостаточно одного лишь экономического измерения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ предлагает марксистский классовый подход. Стратификационное измерение - ϶ᴛᴏ достаточно тонкая градуировка слоев внутри класса, позволяющая провести более глубокий детализированный анализ социальной структуры.

Большинство исследователœей полагают, что социальная стратифи­кация - иерархически организованная структура социального (статусного) нера­венства, которая существует в определœенном обществе, в определœен­ный исторический отрезок времени. Иерархически организованную структуру социального неравенства можно представить себе в виде разделœения всœего общества на страты. Слоистое, многоуровневое обще­ство в данном случае можно сравнить с геологическими наслоения­ми почвы. В современной социологии выделяют четыре базовых критерия социального неравенства:

ü Доход измеряется в рублях или долларах, которые получает отдельный индивид или семья в течение определœенного периода времени, скажем, одного месяца или года.

ü Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе или вузе.

ü Власть измеряется количеством людей, на которых распространяется принимаемое вами решение (власть – возможность навязать свою волю или решения другим людям независимо от их желания).

ü Престиж – уважение статуса, сложившееся в общественном мнении.

Перечисленные выше критерии социальной стратификации являются наиболее универсальными для всœех современных обществ. При этом на социальную позицию человека в обществе оказывают влияние и некоторые другие критерии, определяющие, в первую очередь, его ʼʼстартовые возможностиʼʼ. К их числу относятся:

ü Социальное происхождение. Семья осуществляет ввод индивида в социальную систему, определяя во многом его образование, профессию и доход. Бедные родители воспроизводят потенциально бедных детей, что определяется их здоровьем, образованием, полученной квалификацией. Дети из бедных семей в 3 раза чаще умирают по недосмотру, от болезней, несчастных случаев и насилия в первые годы жизни, чем дети из богатых семей.

ü Гендер. Сегодня в России наблюдается интенсивный процесс феминизации бедности. Не смотря на то, что мужчины и женщины живут в семьях, относящихся к разным социальным уровням, доход, состояние женщин и престиж их профессий как правило ниже, чем у мужчин.

ü Раса и этничность. Так, в США белые люди получают лучшее образование и имеют более высокий профессиональный статус, чем афроамериканцы. Этническая принадлежность также влияет на социальное положение.

ü Вероисповедание. В американском обществе наиболее высокие социальные позиции занимают члены епископальной и пресвитерианской церквей, а также иудеи. Лютеране и баптисты занимают более низкое положение.

Существенный вклад в исследование статусного неравенства внес Питирим Сорокин. Для определœения совокупности всœех социальных статусов общества он ввел понятие социального пространства .

В своей работе ʼʼСоциальная мобильностьʼʼ 1927 ᴦ. П. Сорокин, прежде всœего, подчеркивал невозмож­ность совмещения или даже сравнения таких понятий, как ʼʼгеомет­рическое пространствоʼʼ и ʼʼсоциальное пространствоʼʼ. По его утвер­ждению, человек низшего сословия может физически соприкоснуть­ся со знатным человеком, но это обстоятельство нисколько не умень­шит существующие между ними экономические, престижные или властные различия, ᴛ.ᴇ. не уменьшит существующую социальную дистанцию. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, два человека, между которыми сущест­вуют значительные имущественные, родственные, должностные или иные социальные различия, не могут находиться в одном социальном пространстве, даже если они стоят обнявшись.

Социальное пространство по Сорокину – трехмерное. Оно описывается тремя осями координат – экономический статус, политический статус, профессиональный статус. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, социальная позиция (общий или интегральный статус) каждого индивида, являющегося составной частью данного социального пространства, описывается с помощью трех координат (x, y, z ). Отметим, что данная система координат описывает исключительно социальные, а не личные статусы индивида.

Ситуация, когда индивид, обладая высоким статусом по одной из осœей координат, в тоже время имеет невысокий статусный уровень по другой оси, именуется статусной несовместимостью .

К примеру, индивиды с высоким уровнем приобретенного образования, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ обеспечивает высокий социальный статус вдоль профессионального измерения стратификации, могут занимать плохо оплачиваемую должность и в связи с этим будут обладать низким экономическим статусом. Большинство социологов справедливо полагают, что наличие статусной несовместимости способствует росту возмущения среди таких людей, и они будут поддерживать радикальные социальные изменения, направленные на изменение стратификации. И наоборот на примере ʼʼновых русскихʼʼ, которые стремятся попасть в политику: они ясно осознают, что достигнутый ими высокий экономический уровень ненадежен без совместимости со столь же высоким политическим статусом. Аналогичным образом небогатый человек, получивший достаточно высокий политический статус депутата Государственной Думы неизбежно начинает использовать обретенное положение для соответствующего ʼʼподтягиванияʼʼ своего экономического статуса.