Социальная стратификация описывает социальное неравенство. Социальное неравенство

  • 1. Понятие социального неравенства и социальной стратификации
  • 2. Теория соц. стратификации
  • 3. Исторические типы стратификации
  • 4. Социальная мобильность
  • 5. Социальная маргинальность

Социальное неравенство - неравномерное распределение благ и ценностей, в зависимости от статуса или группы. Неравный доступ к благам и дефицитным ресурсам.

Проявление в истории разное:

  • 1. Доклассовое. Отсутствует неравенство.
  • 2. Феодализм. Резкая соц. дифференциация (касты, сословия, классы); большим неравенством., жесткое разделение страт (переход почти невозможен).
  • 3. Современное. Касты, классы постепенно изживаются, появляется вертикальная и горизонтальная соц. мобильность. Государство все больше заботится о населении (социальное государство)
  • 4. Постиндустриальное. Высший класс на одном полюсе (высшее образование, обеспеченные цены, пост материалистические ценности, заняты в высоко технологичных отраслях хозяйства, имеют собственность, занимают высокие посты). Низший - на другом (среда пролетариата, эмигрантов, не отличаются высокой образованность, движимы материальными мотивами, заняты в массовом производстве или примитивных отраслях, иногда являются безработными).

Социальная стратификация - это иерархически организованная структура неравенства, которая существует в определенном обществе в определенный отрезок времени.

  • · Ранговое расслоение, при котором высшие слои в более привилегированном положении, чем низшие.
  • · Верхних слоев всегда меньше, чем нижних.
  • · Главное основание социальной стратификации социальное неравенство.

Критерии соц. стратификации:

  • · Доход
  • · Богатство
  • · Власть
  • · Образование (количество лет, потраченных на обучение, и может быть оценено через категорию престижа)
  • · Профессия
  • · + дополнительные критерии: половозрастные категории людей, национальные характеристики людей, религиозная принадлежность,. Место проживания(город сталица), культурно-мировоззренческие позиции, характер семейных отношения и связей.

Теории социальной стратефикции

Основоположник - Пятерим Сорокин , он дает определение: стратификация - дифференциация совокупности людей на классы и слои в иерархическом ранге, что выражается в неравномерном распределении прав, привилегий, ценностей и влияния.

Он выделил три основные форма стратификации:

  • 1. Экономическая (разделение по критериям дохода)
  • 2. Политическая (по критерию влияния на поведение членов общества)
  • 3. Профессиональная (по критериям, связанным с успешным выполнением социальных ролей, наличие знаний, умений, навыков)

Все эти формы находятся во взаимодействии друг с другом. Любое общество стратифицировано.

Социальная стратификация постоянно меняется (меняется степень ее интенсивности) .

Теорию Сорокина развил его ученик Толкот Парсонс . В основе социальной стратификации лежат ценностные ориентации членов общества. При этом оценивание и приписывание к пределенным слоям происходит по следующим критериям:

  • 1. Качественные характеристики, которые определяются генетическими чертами и предписанными статусами (пол и возраст)
  • 2. Ролевые характеристики, которые определяются определенным набором ролей, которые индивид исполняет в обществе.
  • 3. Владение материальными и духовными ценностями.

Функционалистская теория социальной стратификации

Любое общество сталкивается с проблемой размещения индивидов в социальной структуре, кроме того, их нужно стимулировать.

Общество должно распределить людей по их позициям и побуждать их соответствовать.

Базовые идеи теории:

  • · Некоторые позиции в обществ функционально более важны, чем другие
  • · Только небольшое количество людей обладает способностями, которые дают возможность выполнять ответственные функции
  • · Для того, чтобы побудить одаренных людей нести нелегкие нагрузки, овладевать знаниями и навыками, общество открывает им доступ к дефицитным благам.
  • · Неравный доступ к благам приводит к тому, что разные страты пользуются разным престижем и уважением.
  • · Престиж и уважение, права и преимущества создают институализировано неравенство (стратификацию).
  • · Социально неравенство между стратами по всем этим признакам позитивно, функционально и неизбежно в любом обществе.

Типы стратификации

В социологии известны 4 основных типа:

  • 1. Рабство (рабовладельческая система возникла в древности, разливают две формы рабства: патриархальное, т.е. раб обладает всеми правами младшего члена семьи; классическое - раб не имеет никаких прав, считается собственностью). Основано на прямом насилии, а соц группы в эту эпоху определялись по наличиюотсутствию гражданских прав
  • 2. Касты
  • 3. Сословия
  • 4. Классы

Первые три типа характеризуют закрытые общества.

Родаев и Шкаратан. Исторические типы стратификации.

  • 1) Физико-генетическая стратификационная система. В данной системе стратификация происходит по естественным демографическим признакам. Отношение человека к группе определяется полом, возрастом, наличием определенных физических качеств (сила, красота, ловкость). В данных системах неравенство утверждается через физическое насилие, закрепляется в обычаях и ритуалах. Господствовала еще в первобытной общине.
  • 2) Рабовладельческая система. Она основана на насилии. Неравенство утверждается военно-юридическим принуждением. Социальные группы различаются по наличию или отсутствию гражданских прав и прав собственности. При этом, определенные социальные группы этих прав лишены. Те, кто лишены превращены в объект частной собственности и передаются по наследству.
  • 3) Кастовая система. В основе лежат этнические различия, они закрепляются религиозными порядками и ритуалами. Место появляется в результате того, что каждая каста имеет четкое место в разделении труда и очень четко определен перечень занятий. Положение пердается по наследству, социальная мобильность отсутствует.
  • 4) Сословная система. Группы различаются юридическими правами, которые связаны с обязанностями перед государством и закреплены юридически.
  • 5) Этократическая система. Дифференциация происходит по положению во властно иерархических системах. Масштабы и характер разделения находятся под жестким контролем государства. (Советский союз).
  • 6) Социально-профессиональная система. Группы делятся по содержанию и условиям труда. Особую роль играют квалификационные требования (навыки, опыт). Утверждение порядка происходит при помощи сертификатов, дипломов, лицензий. Они фиксируют уровень квалификации.
  • 7)Классовая система. Группы различаются по характеру и размерам собственности, уровнями доходов и личного благосостояния. Высокий уровень социальной мобильности.
  • 8) Культурно-символическая система. Дифференциация возникает из-за различий доступа к социально-значимой информации. А также потому, что существуют неравные возможности фильтровать и интегрировать эту информацию.
  • 9) Культурно-нормативные системы. Дифференциация построена на различаях уважения и престижа.

Раздел 4. Социальные процессы и отношения.

1.Сущность социальной стратификации.

2.Многомерность стратификации.

3.Динамика стратификации в современном мире.

1. Теории социальных структур со времен О. Конта, К. Маркса, Э. Дюркгейма сходятся в том, что все отношения в обществе размещены в системах разного ранга. Эти системы институциональных связей придают обществу ста­бильность.

Первоначально теории социальных структур основывались на идеях фран­цузских историков первой четверти ХIХ века о значении классов и классовой борьбы. Наиболее полно такой подход выражен у К. Маркса.

Но уже М. Вебер обратил внимание на расслоение внутри классов. Воз­никла необходимость углубить научный подход к изучению социальных струк­тур.

В 40-е годы ХХ века американские социологи К. Дэвис и У Мур предло­жили теорию социальной стратификации, которая к концу века утвердилась в мировой науке.

Под социальной стратификацией понимается распределение власти, богат­ства, прав и обязанностей, престижа. В иерархически организованном распреде­лении этих благ выражается сущность социального расслоения, посредством ко­торого осуществляется стимулирование одних видов деятельности, нейтрализа­ция других, подавление третьих. Социальное расслоение является важнейшим механизмом регулирования системы социальных действий, соответствующей или не соответствующей сложившемуся уровню развития производительных сил общества.

Социальное расслоение отражает исторически сформировавшееся социаль­ное неравенство. Однако его надо отличать от социальной дифференциации. По­нятие "социальная дифференциация" более широкое по объему и подразумевает любые социальные различия, в том числе и чисто функциональные, не связан­ные с неравенством социальных статусов, со стимулированием разных форм деятельности. Например, хобби выступает дифференцирующим качеством, но оно, как правило, нейтрально по отношению к социально значимым процессам расслоения. В то же время, если тем же вязанием или живописью, которые часто выступают в качестве хобби, люди занимаются профессионально, то тем самым они включаются в систему общественного разделения труда, в иерархию соци­альных статусов.

Иначе говоря, социальная стратификация (расслоение) отражает социально значимую дифференциацию занятий людей в рамках конкретной общественной системы.

В основе социальной дифференциации лежит неравенство доходов, отра­жающее различия в общественной оценке разных форм общественно полезной деятельности.

Альтернативой различия в доходах при современном уровне развития про­изводительных сил является уравнительное распределение общественных благ. Как доказал К. Кильбергер (США), уравниловка везде и всегда лишает людей стимула для социальной активности. Люди не видят необходимости в таких ус­ловиях прилагать усилия к тому, чтобы чего-то достигнуть. Все получают по­ровну при гарантии минимума потребления. Получить же чего-то больше, чем получают другие, нельзя.



В обществе, основанном на социальной стратификации, в зависимости от доходов распределяются социальные возможности. У богатых больше возмож­ностей получить качественное образование и воспитание, дающие возможность достичь престижных социальных статусов. С престижем социальных статусов связано распределение прав и обязанностей. С распределением прав и обязанно­стей в свою очередь связано распределение общественной власти.

Проще говоря, чем более значимые с точки зрения общества функции вы­полняет человек, тем выше его доходы. Чем выше доходы, тем больше социаль­ные возможности. Чем больше социальные возможности, тем больше влияние человека на других людей, на общество. Доход, образование, престиж, власть можно рассматривать в качестве основных измерений стратификации.

Естественная основа стратификации – социальные связи людей, историче­ски сложившиеся в данном обществе. Они отражают системно-функциональные целесообразности, в соответствие с которыми выстраивается иерархия статусов, ролей, норм. Это – целерациональная основа стратификации.

Другая основа стратификации – общественные представления о значении социальных функций и отражающих это значение статусов, ролей и норм. Это – ценностно-рациональная основа социальной стратификации.

Социальные действия, основанные на представлениях о том, что обществу полезно, а что обществе вредно, формируют систему мотиваций, поощряющих одни действия и отношения, и запрещающих другие. Это мотивационное осно­вание социальной стратификации задает пределы, в которых происходит обще­ственная оценка значений социальных функций, престижности статусов, меры общественного влияния.

Мотивы опираются на стимулы, которыми объективно может воспользо­ваться общество.

Таким образом, складывается следующая картина стратификационного процесса.

Общество располагает определенными возможностями стимулировать одни виды социальной деятельности и запрещать другие. Эти возможности опираются на исторически сложившуюся и объективно существующую систему функцио­нально – статусных и ролевых распределений. Но именно в силу разного обще­ственного положения у людей возникают различные представления о значении функций, престижности статусов. Те, кто пользуется большим влиянием, размер которого и определяется объемами контролируемых общественных ресурсов, имеют возможность направлять стимулы на то, чтобы мотивировать выгодные для себя действия и запрещать действия, не выгодные данным социальным субъектам. Так на объективной основе действиями господствующего в обществе субъекта формируется мотивационная основа стратификации. В ее рамках скла­дывается определенная ценностно-рациональная основа стратификации. Она в свою очередь посредством мотивирования и стимулирования статусно-ролевой динамики влияет на целерациональную основу социальной стратификации. Люди стремятся занять одни статусы и избегают других, хотя объективно избе­гаемые статусы и лежащие в их основе функции могут быть даже более важ­ными с точки зрения развития жизнеспособности общества в данной среде (адаптивные способности).

Таким образом, действительно существующая социальная стратификация вовсе не обязательно выражает объективные потребности общества в целом.

Но господствующему субъекту приходится сталкиваться с открытым или скрытым противодействием или даже сопротивлением других социальных групп. Они своими действиями влияют на процесс стратификации и тем самым тоже становятся социальными субъектами, участвующими в развитии общества.

Чем более выражены социальные противоречия, конфликты между различ­ными социальными субъектами, тем менее социальные процессы совпадают с чьими - то конкретными замыслами. Тем более процесс стратификации отклоня­ется от замыслов господствующего субъекта.

Чем более мотивационные и ценностно-рациональные основы стратифика­ции связаны с борьбой мнений и представлений различных социальных субъек­тов о пользе общества, тем менее вероятно их соответствие объективным по­требностям общества. Однако верно и другое. Чем менее выражена борьба ме­жду социальными субъектами, тем вероятнее, что контроль за социальной стра­тификацией, решение вопросов о том, кто и в какой мере нужен обществу, ока­зывается сосредоточенным в руках господствующего субъекта. А это тоже не дает гарантий соответствия стратификации адаптивным потребностям общества.

Вот почему французский социолог П. Бурдье решающим критерием стра­тификации считает власть, влияние на общество.

Если иметь в виду общество в целом, а не только экономику или даже эко­номическую выгоду, прибыль "здесь, сейчас, для меня", то Бурдье, конечно, прав: доход создает только материальное основание для власти, сам по себе ни­чего не решая.

Но в современном обществе различные измерения стратификации связаны с разными социальными субъектами.

Поэтому, если первой детерминантой социальной стратификации является институциональная система отношения общества и природы, то второй – инсти­туциональная система отношений между социальными субъектами в данном обществе.

Тем самым через механизмы социальной стратификации общество разви­вает новые формы социального взаимодействия, которые позволяют ему отзы­ваться на требования времени и вместе с тем сохранять себя как целое.

2. Основным понятием теории социальной стратификации является понятие "страта" – слой. Слой в обществе можно выделять по любому более или менее значимому признаку. Важнейшие из них становятся измерениями страти­фикации: доход, образование, престиж, власть. Эти признаки связаны между со­бой. Социальная стратификация приобретает неоднозначность. Ее нельзя свести к анализу различий между людьми, за основание которых взят какой-нибудь один социальный признак.

Вместе с тем в социальном положении индивида или группы всегда имеются узлы, точки пересечения ведущих, наиболее важных для жизнедеятель­ности субъекта, признаков. Они дают возможность определить ведущие при­знаки, их набор, выявить их взаимосвязь. Так, например, социальный статус гражданина США, определяющий его положение в стратификационной системе, определяется "по трем точкам координат": образование, профессия, доход. Такие "точки координат" называются индексом социальной позиции.

Индексы социальной позиции варьируются по сферам жизнедеятельности субъекта. Например, для сферы творческой деятельности более важным призна­ком, чем образование или доход, могут быть творческая одаренность и авторитет в среде специалистов или широкой публики. А при целостном анализе страти­фикации под углом зрения образа жизни на первый план выходят такие соци­альные признаки, как профессия, объем доходов и характер расходов, район проживания и тип жилья, способы проведения досуга и т.д.

Даже набор основных измерений стратификации может меняться. В каких-то отношениях важна связь дохода, престижа, образования, власти и т.д. Но в некоторых группах высокий доход вовсе не связан с образованием и даже не влечет за собой высокий престиж, признание общества. В других, напротив, вы­сокий уровень образования устойчиво сопровождается высоким престижем, но объемы дохода и властных полномочий очень незначительны.

Все это свидетельствует о том, что расслоение на разных уровнях социаль­ной организации, в разных сферах жизнедеятельности общества и даже в разных сферах жизнедеятельности человека имеет различный вид, конфигурацию. Кон­фигурация социальной стратификации отражает различия в значениях, в наборах признаков, по которым мы судим о расслоении общества и о принадлежности данного субъекта к тому или иному слою.

Поэтому реальные социальные слои являются очень сложными многомер­ными образованиями.

Но, как мы уже видели, стратификация – это процесс, который приводится в действие, в движение посредством того, что люди осуществляют или, по край­ней мере, стремятся осуществить какие-то конкретные устремления. Эти уст­ремления, так или иначе, всегда связаны с сохранением или изменением своего социального статуса, т.е. с положением субъекта в стратификационной системе.

Например, студент ходит на лекции, в конечном счете, для того, чтобы со­хранить достигнутый престижный статус, а в будущем сменить его на более вы­сокий.

Очень важно установить, способно ли общество предоставить возможности субъекту для реализации своих устремлений. Если этого нет, то возникают соци­альные напряжения, недовольство общественным устройством и, в результате, социальная активность, если и проявляется, то в направлении изменения соци­альных структур.

Выяснить, насколько ожидания субъекта совпадают с возможностями, ко­торые он имеет в рамках данной стратификационной системы, помогает по­строение профиля социальной стратификации, характерного для данного обще­ства.

Стратификация всегда предполагает наличие высших, средних и низших слоев. Она иерархически, т.е. вертикально, организована.

Схематично можно выделить три основных фигуры, которые образует ие­рархия каких угодно признаков.

Квадрат означает равномерное распределение членов общества по слоям.

Ромб характеризует преобладание среднего слоя.

Треугольник – преобладание низшего слоя.

Возникает вопрос: почему в одних обществах профиль социальной страти­фикации тяготеет к треугольнику, как, например, в России, а в других он ближе к ромбу, как, например, в Дании?

Очевидно, что это связано преимущественно с тем, каковы возможности передвижения субъектов из одного слоя в другой.

В треугольнике возможности продвижения снизу вверх ограничены.

В ромбе, напротив, ограничены возможности перехода из среднего слоя, как вверх, так и вниз.

Конечно, в стратификационно устроенном обществе всегда высшие слои (элита) будут численно уступать массе (низшим и средним слоям). Причина про­ста. Преобладание богатых, образованных, пользующихся общественным при­знанием, престижем, и, соответственно, общественным влиянием, властью, оз­начает упразднение самого социального неравенства как основы стратификации. Когда большинство обладает признаками высших измерений стратификации (доход, образование, престиж, власть), то само понятие расслоения теряет значе­ние для анализа общества.

Интересно, что устремления россиян в современном обществе соответст­вуют именно такому направлению развития социальной стратификации. Можно сказать, что россияне хотят жить в стратификационной системе, похожей даже не на квадрат, а на перевернутый треугольник.

Однако, может быть, возможно, если не преобладание высших слоев, то, хотя бы более или менее равномерное распределение населения по стратам?

3. Обратимся к динамике стратификации в современном обществе.

Можно выявить три группы процессов изменения систем социального рас­слоения.

Долговременные изменения связаны с существованием фундаментальных основ расслоения. Такими являются, например, отношения родства, понимание социальной роли частной собственности и социальной сущности богатства, ре­лигиозные верования и т.д. Все эти отношения очень прочные. Основанные на них процессы расслоения устойчиво воспроизводятся. Изменения в них проис­ходят очень медленно. Особенно медленно, незаметно происходят изменения в закрытых системах стратификации. Типичный пример закрытой системы – кас­товое общество.

Среднесрочные изменения связаны преимущественно с существованием таких оснований расслоения, как сословия, классы, регулирующие социальные отношения юридические нормы и пр. Они длятся иногда 50 – 150 лет. Даже формальные изменения, вносимые в эти отношения, например, законодателями, не исключают того, что "отмененные" отношения, нормы, представления будут еще долго существовать в видоизмененных формах. Такие изменения харак­терны для открытых обществ. Типичный пример открытого типа социальной системы – классовое общество, не исключающее радикальных изменений самого образа жизни класса, не говоря уже об образе жизни отдельных граждан.

На микроуровне, где речь идет о внешнем выражении статусов, социальных ролей и позиций, об общественных и индивидуальных шкалах оценок и пред­почтений, о многих элементах образа жизни и поведения индивидов, изменения происходят в течение активной жизни одного поколения (25 – 30 лет) и даже бы­стрее.

Факторами, вызывающими изменения в системе социального расслоения в современном обществе, выступают: социальные кризисы, направленные на мо­дернизацию общества реформаторские меры, процессы урбанизации и глобали­зации.

Исключительную роль в стратификации современного общества играют процессы информатизации.

Современные информационные технологии делают любую информацию в принципе общедоступной. Получение даже самой сверхсекретной информации – вопрос времени. Но информация становится все более специализированной и поэтому непонятной для непрофессионалов. В то же время эффективность лю­бых видов деятельности все больше зависит от умения не только получать, но и понимать информацию. В условиях рынка и его неотъемлемого свойства – кон­куренции, успех в возрастающей мере зависит от умения производить выгодную для себя информацию. Социальное происхождение и материальное положение как факторы расслоения уступают свое место и значение фактору информацион­ной компетентности, включая, конечно, навыки обновления своих профессио­нальных знаний и навыков. На первое место по значению с точки зрения стра­тификации выдвигается культурный капитал. Он позволяет сохранять социаль­ное лидерство, эффективно распоряжаться разного рода ресурсами, присваивать дефицитные блага и т.д.

Рост значения информации, понимание которой и навыки работы с которой нельзя купить, приводит к тому, центр тяжести социальных изменений переме­щается из сферы экономики в сферы науки, образования. Хотя, конечно, эконо­мика остается базисом общества потому, что без экономической базы, основы, невозможно нормальное функционирование ни науки, ни образования.

На основании этих представлений о современном обществе такие социо­логи ХХ века, как Д. Белл, П. Бурдье, Э. Гидденс, Р. Дарендорф, О. Тоффлер, А. Турен, Ю. Хабермас и др., разработали теорию постмодернизма или постинду­стриального общества. В этом обществе основным вектором социального рас­слоения становится расслоение по признаку информационной компетентности. Есть компетентные, - не в технологическом, а в содержательном смысле, - поль­зователи информации, способные ее правильно понимать и использовать. Есть люди, умеющие, в лучшем случае, пользоваться информационной техникой и технологиями на уровне "скачивания" из Интернета готовой продукции, ни по­нять, ни проверить достоверность и надежность которой, и уж тем более эффек­тивно применить которую они не могут. Первые составляют новую элиту обще­ства. Вторые становятся зависимыми от "информационных боссов" рабами, вся жизнь которых управляется теми, кто контролирует информационные потоки.

В постиндустриальном обществе престиж, власть и даже богатство оказы­ваются связанными со знанием, как со своим источником.

Конечно, в России мы имеем дело с обществом, где элементы постмодерна переплетаются не только с типичными чертами индустриального общества, ко­торое М. Вебер определил как "современное" (modern), но и с элементами тра­диционного общества, как, например, клановость, семейственность и пр. В опре­деленной степени эти черты переходной эпохи присущи всем современным странам и народам.

Вместе с тем, надо еще раз подчеркнуть, что в условиях рыночных отноше­ний базисное значение сохраняет имущественная дифференциация населения. По-прежнему имущественное положение играет определяющую роль в –получении качественного образования. Критерием имущественного расслоения, точкой отсчета в определении уровня материального благосостояния группы или инди­вида является прожиточный минимум. Однако важнейшее значение имеет и структура бюджета. В этом плане показательно, что до 60% даже имущих слоев населения основную часть доходов тратят на личное потребление, избегая инве­стировать свои средства в развитие производства товаров и услуг. Наша про­блема не только и даже не столько в бедности (Россия занимает 2-е место в мире по количеству миллиардеров), сколько в неэффективном использовании ресур­сов.

Но шоковая терапия привела к быстрому и резкому имущественному рас­слоению населения. До 60% граждан оказалось за чертой бедности. В СССР удельный вес этой категории населения составлял около 2%.

Стремление избежать мощного социального конфликта, способного смести "новых русских", привело к политике поддержки "среднего класса".

Половине обнищавшего населения были созданы условия для довольно существенного повышения своего материального благосостояния. Даже по наи­более пессимистическим оценкам, доля бедных у нас не превышает сейчас 30%.

"Средний класс" – это выходцы из бедноты, получающие доход за счет соб­ственного труда. При этом они преимущественно связаны с мелким и среднем бизнесом. Гарантии стабильности в условиях рыночного хозяйства существуют у "среднего класса" в целом, но отсутствуют у каждого его представителя в от­дельности. Этот класс самостоятельных и ничем не защищенных работников принимает на себя риски, связанные с кратковременными колебаниями конъ­юнктуры, внедрением новых видов товаров и услуг, освоением новых сегментов рынка и пр. Поэтому его существование выгодно крупному капиталу.

С другой стороны, "средний класс" боится вновь скатиться вниз по соци­альной лестнице. Во-первых, он стремится обеспечить себя на "черный день", становясь супер-потребителем. Во-вторых, "средний класс" становится еще и ак­тивным противником всяких изменений, раз они не гарантируют ему "роста" и не исключают его "падения". Тем самым "средний класс" превращается в опору стабильности и основную силу противодействия социальным изменениям.

Но в России продолжается относительное обнищание подавляющего боль­шинства населения. Оно выражается в том, что растет разница между доходами наиболее богатой части населения и его основной массы. А СМИ делают рек­ламу товарам, услугам и самому образу жизни именно "богатых". Основная масса населения все более остро чувствует и переживает свою "обделенность". Это уже явилось причиной "оранжевых революций" в ряде стран СНГ. По суще­ству, эти "революции" – форма "дворцовых переворотов", когда чем-то обижен­ная часть господствующего класса использует недовольство социальных низов в целях борьбы со своими преуспевающими конкурентами.

Протестный потенциал низов сдерживает ряд обстоятельств. Первое: отсут­ствует достаточно ясная по форме и приемлемая по содержанию "дальняя куль­турная альтернатива", т.е. программа выхода из сложившегося положения. Вто­рое: отсутствуют влиятельные и действительно оппозиционные организации, что тормозит становление протестных движений в качестве самостоятельной соци­альной силы. Третье: в этих условиях, когда некому доверять, поскольку власть почти исчерпала кредит доверия, других защитников не видно, а в свои силы нет оснований верить, в силу отсутствия практического опыта борьбы за собствен­ные интересы, массам не остается ничего иного, кроме веры в возможности бы­строго и успешного подъема по социальной лестнице в рамках существующей системы общественных отношений.

Важнейшее значение приобретает вопрос о действительно состоянии соци­альной мобильности в современном обществе.

Петр Штомпка , предлагает выделять

Классические теории социального неравенства в социологии.

Одним из первых в социологии предложил теорию неравенства и теорию стратификации известный немецкий социолог М. Вебер (вторая половина ХIХ – начало ХХ века). Он выделил 3 основных компонента неравенства: имущественное неравенство , статус (авторитет или престиж группы в обществе) и власть (способность человека или группы проводить в жизнь планы, предпринимать определенные действия или вести определенную политику).

Одним из первых функционалистов в социологии был французский ученый Э.Дюркгейм (вторая половина ХIХ – начало ХХ века). Он считал неравенство функциональным элементом, то есть элементом, способствующим сохранению стабильности общества. В качестве причин неравенства он называл разные способности людей, а также разную общественную ценность разных видов деятельности, которые выполняют люди согласно своим способностям. Так, во всех обществах одни виды деятельности являются более важными, чем другие. Поэтому все основные институты общества (семья, образование, религия, экономика, политика и т.п.), строящиеся на этих деятельностях, образуют иерархию в обществе в соответствии с тем, насколько высоко они ценятся. В развитых обществах более талантливые люди выполняют более важные функции, которые выше вознаграждаются. Таким образом, формируется социальное неравенство, которое, в конечном итоге, поддерживает равновесие и порядок в обществе.

Последователи Э. Дюркгейма, американские социологи-функционалисты, К. Дэвис и У. Мур развивали его теорию уже в ХХ веке. Они полагали, что неравенство помогает обществу обеспечить такие условия, при которых самые важные виды деятельности выполняли бы наиболее умелые. Самые важные виды деятельности различаются в зависимости от общества, но некоторые функции остаются основными – это религиозные, управленческие и технологические функции. Им соответствую такие виды деятельности, как религия, управление и производство (техника) . При этом сильнее всего вознаграждается управленческая деятельность – за ней закрепляются такие преимущества, как власть, богатство и престиж (напомню, это 3 основных критерия неравенства по М. Веберу) . Религиозная, или в современных условиях, идеологическая деятельность имеет престиж, но стремится также обладать властью . И, наконец, технологическая деятельность вознаграждается богатством, но стремится так же, как и религиозная деятельность, получить власть.

Последнюю функционалистскую теорию, которую мы с вами рассмотрим, это теория социального неравенства и социальной стратификации Т. Парсонса (американский социолог ХХ века). Он строил свою концепцию в зависимости от господствующей в обществе системы ценностей . В качестве таковых могут рассматриваться следующие:

1) принадлежность к родственной ячейке (место рождения, брак, семья);

2) личные (аскриптивные, предписанные) качества индивидов – пол, возраст, этническая принадлежность;

3) достижения индивидов в результатах их деятельности – профессия, образование, статус;

4) собственность – материальная и интеллектуальная;

Власть.

Данные ценности выступают критериями стратификации – то есть в зависимости от степени владения данными характеристиками человек занимает разное место в социальной иерархии и социальной стратификации.

Следующие концепции неравенства и стратификации, которые мы с вами рассмотрим, это конфликтологические теории неравенства .

Одним из первых ученых-конфликтологов, обративших внимание на причины социального неравенства был немецкий политэконом и социолог К. Маркс (ХIХ век) . Напомню, что причину социального неравенства и социального конфликта он видел в неравном владении и распоряжении экономическими ресурсами. Неравный доступ к экономическим благам порождает социальное неравенство. При любом экономическом строе, по его мнению, присутствуют 2 основных класса: господствующий (он владеет средствами производства и осуществляет над ними контроль) и эксплуатируемый (работающий на господствующий класс). Это основные классы. Кроме того, в каждом обществе имеются также неосновные классы – это остатки прежних классов или зарождающиеся новые классы. Например, класс аристократии при капитализме или класс пролетариев при феодальном строе. Также в социальной структуре присутствуют общественные слои (прослойки), занимающие промежуточное положение между двумя основными классами. Например, в классе буржуазии (господствующем классе при капитализме) выделяют мелкую, среднюю и крупную буржуазию. К слоям также относятся, по К. Марксу, третье сословие (адвокаты, учителя, врачи) при феодальном строе, мещанство и ремесленничество при феодализме и капитализме.

Напомню также, что с точки зрения конфликтологов, неравенство порождает социальный конфликт, а, следовательно, неравенство следует преодолевать. По мнению Маркса, основным способом преодоления социального неравенства является социальная революция.

В ХХ веке конфликтологическую теорию неравенства предложил последователь К. Маркса немецкий социолог Р. Дарендорф . Он полагал, что причина конфликта и социального неравенства в неравном владении и распоряжении властью, то есть неравенство – это власть одних над другими. В основу теории социальной стратификации их положено понятие авторитет, наиболее точно характеризующие отношения власти и борьбу за власть . Р. Дарендорф выделяет следующие классы в обществе:

Управляющие Управляемые

Управляющие- Управляющие- Рабочая Низкоквалифицир.

собственники менеджеры аристократия рабочие

НОВЫЙ СРЕДНИЙ КЛАСС

Рабочий класс.

1. Квалифицированные работники физического труда.

2. Полуквалифицированные и неквалифицированные работники физического труда (кроме сельского хозяйства).

3. Сельскохозяйственные рабочие.

И, наконец, мы с вами рассмотрим стратификационную модель современного российского общества, предложенную известным российским социологом, академиком Т.И. Заславской. Кроме традиционно используемых критериев или параметров стратификации, таких как, уровень власти, уровень дохода, наличие и объем собственности, уровень образования, уровень квалификации, тип и отрасль труда и т.п., исследовательница также использует некоторые субъективные критерии, такие как, общность убеждений, культуры и интересов, а также политические ориентации.

Все российское общество, согласно данной модели, поделено на 4 слоя, внутри которых выделяются социально-классовые группы.

1. Верхний слой общества (элиты и субэлиты).

1.1. Консервативно ориентированная часть бюрократической и военной элиты и субэлиты. Она представлена высшими государственными чиновниками и генералитетом силовых структур.

1.2. Группа новой экономической элиты и субэлиты. Она охватывает представителей крупного и крупнейшего капитала – «олигархов» - собственников и менеджеров финансово-промышленных групп, банков, бирж, крупных предприятий и фирм. Одна из их целей – проникнуть во властные структуры или подчинить их своим интересам. Именно поэтому такой капитал носит название «олигархический».

1.3. Либеральная элита и субэлита, тяготеющая к правым партиям и движениям, ратует за последовательное развитие рынка и дальнейшее ослабление государственного вмешательства в экономику. В современной России влияние таких групп невелико.

1.4. Высший слой криминальной элиты и субэлиты, элита организованной преступности, активно сотрудничающая с властью и крупным бизнесом.

2. Средние слои .

2.1. Среднее звено бюрократии – государственные чиновники среднего и низшего уровня (представлены областными, городскими и районными властями), обычно так же, как и центральная власть, консервативно ориентированы и включены в коррупционные схемы.

2.2. Бизнес-слой, состоящий из мелких и средних предпринимателей – собственников и менеджеров предприятий и фирм, а также профессионалов делового профиля (банковских работников, риэлтеров, коммерсантов, дилеров, брокеров и т.п.).

2.3. Высококвалифицированные и социально востребованные специалисты технического, социального и гуманитарного профиля, так называемые, профессионалы (юристы, экономисты, врачи, ученые, журналисты и др.). Представители этой группы, обычно, заняты, на негосударственных предприятиях и фирмах, имеют стабильно высокий доход и стабильную востребованность.

3. Базовый и нижний слои. Наиболее массовые слои российского общества – объединяют более двух третей населения.

3.1. Представители бывшего советского среднего слоя. Представители массовой интеллигенции, которым не удалось удачно встроиться в рыночные отношения. Это учителя, преподаватели, врачи, инженеры и т.п., которые в основном работают на государственных предприятиях и имеют средний и низкий доход, не смотря на их квалификацию. По своим политическим взгляда тяготеют к социально-демократическим ценностям и социально ориентированному государству.

3.2. Относительно адаптировавшиеся к новым условиям рабочие, крестьяне и служащие. Представители этих групп в основном заняты проблемами поддержания своего личного социального, а также семейного статуса, адаптацией к новым условиям. Их поведение носит прагматический характер и преследует преимущественно частные интересы.

3.3. Наименее образованные и социально-слабые представители базового и нижнего слоев. Охватывает примерно четверть россиян. Это люди, не сумевшие адаптироваться к общественным переменам, частично из-за ограниченности личных ресурсов, частично же потому, что им оказались чужды индивидуалистические ценности успеха, самостоятельности, ответственности и риска. Они по-прежнему ориентируются на помощь государства и, не получая ее, испытывают растерянность и тревогу. К этой группе относятся низко ресурсные группы: пенсионеры, инвалиды, одинокие женщины с детьми, учащиеся и студенты из бедных семей, живущие в сельской местности, мигранты и беженцы, безработные.

4. Андекласс (от англ. «underclass»), или социальное дно.

4.1. Люмпенизированная маргинально-переферийная группа («люмпен» от нем. означает низко квалифицированный рабочий, обычно без постоянного места работы, «маргинально-переферийная» означает «находящаяся между двумя группама или на социальной периферии»). Представители данной группы в целом не нарушают законов, во всяком случае, злостно, но социально и культурно отчуждены от «большого общества» и, в свою очередь, им отвергнуты. В этой среде преобладают регрессивные, деградационные способы поведения, связанные с потерей социального статуса, самоизоляцией, разрывом социальных связей, примитивизацией образа жизни. Будучи поставлена на порог выживания, эта группа служит питательной средой и ресурсной базой преступности. В данную группу входят «социальные аутсайдеры» - бомжи, постоянно безработные, нищие, опустившиеся и нигде не работающие девианты (алкоголики, наркоманы), сезонные рабочие, «гастарбайтеры» и др.

4.2. Представители криминального мира, занятые мелкой и исполнительской криминальной деятельностью. Многие из них участвуют на второстепенных ролях в организованной преступности. В эту группу входят мелкие рекетиры, аферисты, мошенники, мелкие киллеры, дешевые проститутки и т.п.

ТЕМА № 5. СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО, СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ОБЩЕСТВА

1. Основные понятия теории социальной структуры и социальной стратификации в социологии.

2. Классические теории социального неравенства в социологии.

3. Принципы построения современных стратификационных систем.

4. Понятие и виды социальной мобильности в обществе.

1. Основные понятия теории социальной структуры и социальной стратификации в социологии .

Любое общество как система имеет в своей основе социальную структуру. Социальная структура – это устойчивая связь элементов в социальной системе, или обществе. В качестве элементов социальной структуры могут выступать не только индивиды, но и нормы, ценности, институты, идеи, убеждения, взгляды, действия и взаимодействия и многое другое.

Известный современный польский социолог, Петр Штомпка , предлагает выделять 4 измерения социальной структуры , каждое из которых складывается из своих элементов. Итак,

первое измерение социальной структуры называется нормативное измерение – то есть общество рассматривается, прежде всего, как система норм, ценностей и институтов. Нормативная структура носит общеобязательный и принудительный характер, то есть выступает некой объективной рамкой, своего рода объективными правилами, обусловливающими действия и поведение людей;

второе измерение социальной структуры носит название – идеальное измерение, то есть общество рассматривается как совокупность идей (отсюда и название данного измерения), убеждений, взглядов, образов. В отличие от норм и ценностей, данные элементы не обладают принудительной силой, но также являются категорическими и устанавливающими. Убеждения и взгляды, независимо от того, истинны они или ложны, создают специфический для данного общества мыслительный горизонт, влияющий на совершаемые людьми действия;

третье измерение социальной структуры получило название интеракционное, то есть его основными элементами выступают взаимно соориентированные действия, или взаимодействия и коммуникации, образующие, в конечном итоге, социальные связи и отношения между людьми. Интеракционная структура определяет, кто с кем и относительно кого взаимодействует и выстраивает отношения;

четвертое и последнее измерение называют измерением интересов или жизненных возможностей. В данном случае основными элементами социальной структуры выступают индивиды, как носители разных интересов и возможностей. Наличие разных интересов и возможностей обусловливает конфликт и борьбу за место в социальной иерархии и порождает социальное неравенство.

Итак, мы с вами рассмотрели основные измерения социальной структуры. В современной социологии социальную структуру чаще всего связывают с последним, четвертым измерением, измерением социальных интересов. В этом смысле основными элементами социальной структуры выступают индивиды, занимающие определенный статус (позиция) в обществе и выполняющие соответствующие этому статусу социальные роли (определенные функции). Индивиды в обществе так же, как мы уже знаем, всегда объединяются в некоторые совокупности или группы. Поэтому социальная структура выражает также деление общества на общности, группы, классы, слои в соответствии с разным положением людей друг по отношению к другу по разным критериям.

Обычно социальная структура носит иерархический характер, который выражает социальное неравенство. Исходя из принципа неравенства, социальную структуру можно представить как социальную стратификацию – совокупность расположенных в вертикальном иерархическом порядке социальных образований – групп, классов, слоев, сословий и т.п.

В современной социологии чаще всего используют категорию страта, или слой – это множество людей, находящихся в одинаковой ситуации, в одинаковой мере владеющих и распоряжающихся определенными благами. В узком смысле страта определяется как социальный слой, выделяемый по какому-либо одному параметру: владению собственностью, доходом, властью, уровнем образования и т.д. Причем этот параметр должен приобретать в данном обществе ранговый характер: выше - ниже, хуже - лучше, престижно - не престижно и т.п. В таком понимании страта синонимична термину класс – социальная группа, имеющая неравный доступ к богатству, власти, обладающая неодинаковым престижем или термину социальная группа.

Социальная стратификация и неравенство. Социальная мобильность

    Понятие социальной стратификации и неравенства. Исторические типы стратификации.

    Социальная мобильность.

1. Понятие социальной стратификации и неравенства. Исторические типы стратификации.

Слово «стратификация» заимствовано у геологов – пласт, формация (геология) - расположение пластов Земли по вертикальной линии; слой общества (обществознание) - социология унаследовала данную схему и сделала строение общества, размещая социальные слои общества по вертикали. Стратификация – деление на общественные слои («пласты»). Общество предстает как система различных социальных слоев. Количество этих слоев и критерии их выделения у разных авторов могут быть разными - фиксируют различные группы людей, отличающиеся по имущественному (доход), ролевому, статусному и др. социальным признакам.

Социальная стратификация (от лат. stratum - слой и facio - делаю), одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии.

Стратификация – это иерархически организованная структура социального неравенства, которая существует в определенном обществе, в определенный исторический отрезок времени.

Социальная стратификация - это описание социального неравенства в обществе, его деление на социальные слои по доходам, наличию или отсутствию привилегий, образу жизни.

Социальные слои могут отличаться по своей мощности.

Одни приближены к понятию класса - буржуазия, делящаяся на крупную, среднюю, мелкую; рабочий класс – рабочая аристократия и пролетариат; крестьянство – тоже делится на слои и т.д.

Другие – к внутриклассовой прослойке интеллигенция, работники сферы обслуживания и т.д.

В каждой из этих элементов могут быть выражены свои собственные слои . К понятию социального слоя могут быть отнесены также различные сословия, касты, деклассированные элементы, бомжи, мафиозно-криминальные структуры и т.д.

Можно выделить девять типов стратификационных систем:

    физико-генетическая,

    рабовладельческая,

    кастовая,

    сословная,

    этакратическая,

    социально-профессиональная,

    классовая,

    культурно-символическая,

    культурно-нормативная.

В случае первобытного общества неравенство было не столь значительным. С развитием общества неравенство только росло. В сложных обществах оно поделило людей по уровню образования, доходам, власти. Возникали касты, потом сословия, а не так давно классы. Некоторые общества запрещают переход от одного класса к другому, некоторые его ограничивают, а есть и такие где он разрешен полностью. Именно свобода социальных перемещений помогает определить то, каким является общество: открытым или закрытым.

Рабство - это первая историческая система стратификации. Оно возникло в глубокой древности в Китае, Египте, Вавилоне, Риме, Греции и существовало во многих странах вплоть до настоящего времени. Рабство это социальный, экономический и юридический вид закрепощения людей. Рабство часто вообще лишало человека любых прав и граничило с крайней степенью неравенства. Касты представляют собой социальные группы, членом которой человек становился только из-за того, что родился от представителей той или иной страты (касты). Такой человек лишался на всю свою жизнь права переходить в другую касту, из той, в которой он был рожден. Основные касты: шудры – крестьяне, вайшии – купцы, кшатрии – воины и брахманы – священники. Существует около 5 тыс. каст и подкаст. Все самые престижные профессии и привилегированные должности имеет богатый слой населения. Обычно их работа связана с умственной деятельностью и управлением низшими частями общества (президенты, короли, вожди, цари, политические лидеры, ученые, политические деятели). В современном обществе средним классом можно считать юристов, квалифицированных служащих, преподавателей, врачей, а так же среднюю и мелкую буржуазию. Самым нижним слоем можно считать нищих, безработных и неквалифицированных рабочих. Между средним и низшим еще можно выделить один класс в состав, которого зачастую входят представители рабочего класса. Социальное неравенство - форма социальной дифференциации, при которой отдельныеиндивиды,социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальнойсоциальной иерархиии обладают неравными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления.

Учитывая неудовлетворенность членов общества существующей системой распределения власти, собственности и условий индивидуального развития, все же нужно иметь в виду универсальность неравенства людей.

Социальное неравенство воспринимается и переживается многими людьми (прежде всего теми, кто оказывается у черты или за чертой бедности) как проявление несправедливости. Социальное неравенство, имущественное расслоение общества, как правило, ведут к росту социальной напряженности, особенно в переходный период. Именно это характерно в настоящее время для России. Основными принципами проведения социальной политики являются:

    защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;

    обеспечение помощи бедным семьям;

    выдача помощи на случай безработицы;

    обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих (МРОТ);

    развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;

    проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

    Основные концепции стратификации.

Стратификация общества происходит с применением нескольких факторов: дохода, богатства, власти и престижа. Доход можно охарактеризовать как количество денег, что получила семья или определенный индивид за определенный промежуток времени. К таким деньгам можно отнести: заработную плату, алименты, пенсии, гонорары.

В западной социологии выделяют несколько концепций стратификации .

Западногерманский социолог Р. Дарендорф предложил в основу социальной стратификации положить политическое понятие «авторитет», которое наиболее точно характеризует отношения власти и борьбу между социальными группами за власть. На основе этого подхода он представляет структуру общества состоящей из управляющих и управляемых . Первые делятся на управляющих собственников и управляющих не собственников или бюрократов – менеджеров. Вторых он подразделяет на высшую, или рабочую аристократию, и низшую – низко квалифицированных рабочих. Между этими двумя основными группами он помещает так называемый «новый средний класс».

Американский социолог Л. Уорнер в качестве определяющих признаков группы выделил 4 параметра:

  • престиж профессии,

    образование,

    этническую принадлежность.

На основе этих признаков он разделил общество на 6 групп:

    высшую (высший-высший) - династии, обладающие богатством, властью, престижем в рамках государства,

    высшую промежуточную - (низший-высший) – банкиры, видные политики, владельцы крупных фирм, ведущие постоянную конкурентную борьбу,

    средне-высшую (высший-средний) – преуспевающие бизнесмены, наемные управляющие, крупные юристы, врачи, выдающиеся спортсмены, ученые – «богатство нации»,

    средне-промежуточную (низший-средний) – инженеры, чиновники, преподаватели, научные работники, руководители подразделений, высококвалифицированные рабочие – основа стабильности общества,

    промежуточно-низшую (высший-низший) – наемные рабочие,

    низшую (низший-низший) – нищие, безработные, бездомные, иностранные рабочие и другие представители маргинальных групп населения.

Другой американский социолог А. Барбер провел стратификацию по 6 показателям:

1) престиж, профессия, власть и могущество;

2) уровень дохода;

3) уровень образования;

4) степень религиозности;

5) положение родственников;

6) этническая принадлежность.

Американский социолог П. Блау разработал систему параметров, определяющих положение индивида в обществе.

Номинальные параметры

Ранговые параметры

образование

этническая принадлежность

вероисповедание

место жительства

область деятельности

политическая ориентация

доход (заработная плата)

богатство (наследство, накопление)

происхождение

административная должность

интеллигентность

Разделение параметров на номинальные и ранговые соответствует двум важнейшим характеристикам социальной структуры – гетерогенности и неравенству.

Французский социолог А. Турен считает, что все эти критерии уже устарели и предлагает определять группы по доступу к информации (господствующее положение у тех, у кого он больше).

Выделяют, кроме того, функционалистскую теорию стратификации . Например, К. Девис и У. Мур : нормальное функционирование общества осуществляется как реализация различных ролей и их адекватное исполнение. Роли же назначаются по степени своей социальной важности. Некоторые из них более важны для системы, исполнять их сложнее, что требует специальной подготовки и вознаграждения. В какой-то мере эта теория развивает идею разделения труда.

Эволюционная теория стратификации : по мере усложнения и развития культуры наступает ситуация, при которой ни один индивид не может овладеть всеми аспектами социальной деятельности, происходит разделение труда и специализация деятельности. Одни виды деятельности оказываются более важными, требующими длительной подготовки и вознаграждения; другие – менее важные, поэтому боле массовые и легко заменяемые.

Социальная структура общества в исследованиях Н.М. Римашевской:

1) «общероссийские элитные группы» - собственность мирового уровня и власть на общероссийском уровне,

2) «региональные и корпоративные элиты» - высокий материальный уровень и влияние в регионе и секторе экономики,

3) «верхний средний класс» - собственность и доход, которые обеспечивают западные стандарты потребления,

4) «динамический средний класс» - высокий доход, социальная активность – классическая опора стабильности и социального порядка,

5) «аутсайдеры» - невысокий доход, низкая адаптация и социальная мобильность,

6) «маргиналы» - асоциальные и анти социальные установки в социально-экономической деятельности, низкая адаптация,

7) «криминалитет» - высокая социальная активность и адаптация, нарушение норм хозяйственной деятельности.

«Средний класс» - средние и мелкие собственники, управляющие, работники умственного труда – «белые воротнички» или менеджеры… В развитых странах доля среднего класса составляет – 55-60%. В современном российском обществе средний класс находится в зародышевом состоянии. Развиаются социальная поляризация, расслоение на бедных и богатых.

Концепции стратификации, в отличие от марксистской идеи классов и построения бесклассового общества, не постулируют социального равенства, наоборот, рассматривают неравенство как естественное состояние общества, поэтому страты не только различаются по своим критериям, но и размещаются в жестком подчинении: высших над низшими. Допускается даже идея социальных противоречий, которые нейтрализуются возможностями социальной мобильности (прежде всего, вертикального типа).

Таким образом, понятие социального слоя, стратификации и социальной мобильности, дополняя понятия класса и классовой структуры общества, конкретизируют общее представление о структуре общества и помогают детализировать анализ социальных процессов в рамках тех или иных экономических и социально – политических формаций.

3. Социальная мобильность

Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений своего статуса называется социальной мобильностью.

Существуют два вида социальной мобильности:

Вертикальная мобильность - подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую. В зависимости от направления перемещения существуют восходящая мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз). Повышение в должности - пример восходящей мобильности, увольнение, разжалование - пример нисходящей.

Горизонтальная мобильность - подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Примером служат перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной профессии в другую. Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении.

Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию . Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город на постоянное место жительства и нашел здесь работу, то это уже миграция (он поменял профессию).

Кроме того, социальная мобильность может быть групповой, когда индивид опускается или поднимается по социальной лестнице вместе со своей группой (сословием, классом), и индивидуальной, когда он делает это независимо от других.

Групповая мобильность особенно активно заметна в кризисные, переломные для общества периоды. К ним относится индустриализация, которая открывает новые вакансии в стратификационной пирамиде. Развитие промышленности три столетия назад потребовало превращения крестьянства в пролетариат. Основным фактором вертикальной мобильности являлась система образования.

Пути и механизмы, благодаря которым люди поднимаются наверх, называются каналами вертикальной мобильности. Наиболее полное описание их дал П. Сорокин. Поскольку вертикальная мобильность существует в любом обществе, даже в первобытном, между стратами существуют различные "отверстия", "лифты", "мембраны", по которым индивиды перемещаются вверх и вниз. Самыми известными каналами является армия, церковь, школа, семья, собственность.

Армия функционирует в качестве канала не в мирное, а в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из более низких чинов. В военное время солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств.

Церковь как канал социальной мобильности переместила большое число людей с низов до вершин общества. Папа Григорий VII - сын плотника, П. Сорокин изучил 144 римских католических пап и установил, что 28 вышли из низов, а 27 - из средних слоев. Помимо восходящего движения церковь была каналом нисходящего движения. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены. Среди них было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высоких рангов.

Школа. Институты образования и воспитания во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. Демократические страны относятся к обществам, где школы доступны всем его членам. Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности. В таком обществе "социальный лифт" движется с самого низа, проходит по всем этажам и достигает самого верха. Пример "длинного лифта" представляет древний Китай. В эпоху Конфуция школы были открыты для всех классов. Каждые три года устраивались экзамены. Лучшие ученики независимо от их семейного статуса отбирались и переводились в высшие школы, а затем в университеты, откуда они попадали на высокие правительственные посты.

Собственность. В XV-XVIII веках Европейским обществом стали править деньги. Достигали высокого положения только те, кто имел деньги, а не знатное происхождение. Последние периоды истории Древней Греции и Рима были такими же. П. Сорокин установил, что не все, но лишь некоторые занятия и профессии способствуют накоплению богатств. Профессии артистов, художников, изобретателей, государственных деятелей, шахтеров и некоторые другие не дают таких возможностей.

Семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов. В европейском обществе распространенным был брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но не знатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, получив то, что каждый хотел. Пример нисходящей мобильности проявляется в античности. По римскому закону, свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становится рабыней и теряет статус свободного гражданина. Семья превратилась в главный механизм социального отбора, определения и наследования социального статуса. В бедных семьях родители не могли дать достойного образования и воспитания. Семья стала одним из институтов распределения членов общества по стратам.

Вопросы к семинару

1. Социальная стратификация: сущность и исторические типы.

2. Концепции стратификации.

3. Неравенство современного общества.

4. Стратификация современного Российского общества.

Темы докладов

1. Социальная структура современного общества как система групп и слоев по Т.И. Заславской

2. Маргинальность и маргиналы

3. Теория стратификации П.Сорокина

Использованная литература

1. Фененко Ю.В. Социология: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 232 с. С. 74, 77-78, 193-207.

2. Фролов С.С. Общая социология: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 384 с. С. 232-254.

3. Мухаев Р.Т. Социология: Учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 397с. С. 70-77.

4. Мухаев Р.Т. Социология. Конспект лекций: учебное пособие. - М.: Проспект, 2010. – 176 с. С. 70-77.

5. Багдасарьян Н.Г. Социология: учебник. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010 – 588 с. С. 101-125.

6. Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 1994. – 688 с. С. 273-389.

7. Гидденс Э. Социология. – М.: Едиторил УРСС, 2005. – 632 с. С. 251-307.

Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов. - М.: Академический Проект, 2006. – 512с. С. 302-368.

Важным элементом социальной жизни является социальная стратификация (дифференциация), т. е. расслоение общества на группы, слои. Именно социальная стратификация показывает то, как неодинаково социальное положение членов общества, их социальное неравенство. Разные ученые по-разному определяют, в чем причина неравенства. М. Вебер видел эти причины в экономических критериях (доходы), социальном престиже (статус) и отношении члена общества к политическим кругам. Парсонс выделял такие дифференцирующие признаки, как:

1) то, чем человек обладает с рождения (пол, этническая принадлежность);

2) приобретенный статус (трудовая деятельность);

3) то, что человек имеет (собственность, моральные ценности, права).

Рассматривая историю общества и те сообщества, которые существовали ранее, можно сказать, что социальная стратификация – это естественное неравенство между членами общества, которое имеет свою внутреннюю иерархию и регулируется различными институтами.

Важно различать понятия «неравенство» и «несправедливость». «Неравенство» – естественный и обусловленный процесс, а «несправедливость» – проявление эгоистических интересов. Любой человек должен понимать, что эгаметаризм (учение о необходимости равенства) – это нереальное явление, которое не может просто существовать. Но многие использовали эту идею в борьбе за власть.

Существует стратификация:

1) одномерная (группу выделяют по одному признаку);

2) многомерная (группа, имеющая набор общих признаков).

П. Сорокин пытался создать общечеловеческую стратификационную карту:

1) односторонние группы (по одному признаку):

а) биосоциальные (расовые, половые, возрастные);

б) социокультурные (род, языковые, этнические группы, профессиональные, религиозные, политические, экономические);

2) многосторонние (несколько признаков): семья, племя, нация, сословия, социальный класс. Вообще проявление социальной стратификации необходимо рассматривать в определенно взятой стране и в определенное время. Поэтому те группы, которые рассматриваются, должны быть в постоянном движении, они должны быть в обществе, которое функционирует в полной мере. Поэтому социальная стратификация тесно связана с социальной мобильностью.

Изменение положения в стратификационной системе может быть обусловлено следующими факторами:

1) вертикальная и горизонтальная мобильность;

2) изменение социальной структуры;

3) появление новой системы стратификации. Причем третий фактор – это очень сложный процесс, который привносит в жизнь общества много изменений в экономической сфере, идеологических принципов, норм и ценностей.

Долгое время в нашей стране происходил отказ от такого явления, как неравенство. Важно понимать, что неравенство в обществе просто необходимо. Ведь без него общество перестанет функционировать, поскольку члены этого общества уже не будут иметь целей, не будут стремиться их достичь. Зачем школьнику хорошо учиться, поступать в институт, изучать предметы, искать хорошую работу, ведь все равно все будут равны? Социальное неравенство стимулирует деятельность членов общества.