Инновационная деятельность педагога. Профильная инновационная группа

Новинькова Лариса Валентиновна,
у
читель немецкого языка ГБОУ
гимназии №42 Приморского района

Современная образовательная практика системы развивающего обучения требует от педагогов обновления всего учебно-воспитательного процесса, его стиля, изменения работы учителя и ученика, мыслимого не объектом обучения в традиционной школе, а субъектом деятельности. И это естественный процесс. Развивающее обучение - это развивающаяся система.

В русле развивающегося обучения, формирующего, учебную деятельность, обеспечивая полноценное усвоение знаний, и тем самым непосредственно влияющего на умственное развитие, появилось новое направление, названное инновационным обучением, способствующим переводу учебно-познавательной деятельности обучающихся на уровень продуктивного творчества.

Изменения в организации, в способах работы школы, построении учебного процесса - инновации в системе развивающего обучения при сохранении решений основных задач, которые решаются за счет особого предметного содержания в данной образовательной системе. Определенные изменения в содержании, которые вносят авторы учебных предметов, нельзя называть инновацией. Это есть закономерный процесс совершенствования учебно-методического комплекта с учетом развития самой системы.

Если говорить о серьезных изменениях в содержании обучения, то они, прежде всего, должны быть связаны с изучением и пониманием переходных возрастов. В этом направлении ведутся исследования. Поэтому изменения в содержании обучения с учетом особенностей переходных возрастов детей - дело будущего.

В связи с модернизацией образования, с введением ЕГЭ в штатный режим резко обозначилось отсутствие четких критериев отслеживания результатов качества образования. Поэтому в современной школе должна проводиться комплексная контрольная работа в тестовой форме для определения качества преподавания учебных дисциплин, качества знаний (уровня знаний, умений и навыков) учащихся. Особенностью такой работы является единая система оценки знаний учащихся, что исключает субъективный подход учителя в оценке работы учащихся. Такая система административного контроля позволяет получить сравнительную характеристику состояния преподавания предмета по классам, соответствие его требуемому стандарту обучения. Гласность результатов работы стимулирует учителя к добросовестному отношению к своей работе, качественному проведению уроков, системы индивидуальной работы, направленной на конечный результат.

Одной из ключевых проблем при внедрении инноваций в школьном обучении остается отсутствие стандартизированных требований к инновационной деятельности и управлению ею на всех уровнях образовательной системы. При всем при этом нельзя не отметить хотя и незначительные, но изменения, происходящие под воздействием инноваций в педагогической деятельности по следующим направлениям:

. в качестве и содержании подготовки учителей в школе,

. в развитии творческой инициативы педагогов (выступили на школьных педагогических чтениях),

. в выборе и внедрении новых форм и методов обучения и воспитания учащихся в части обеспечения научно-методическим материалом по инновационной проблематике (тематика заседаний),

. в росте стремления учителей к самопознанию и самосовершенствованию, необходимых для осуществления инновационной педагогической деятельности (выбор тем самообразования).

Инновация в строгом смысле слова - это новая техника, технология, являющиеся результатом достижений научно-технического прогресса. Таким образом, современная инновационная школа - это такая школа, в которой обучение школьников происходит с учетом последних достижений не только в науке, но и в технике (использование компьютера не только на уроках информатики, а еще и на других уроках). Это позволяет проводить контрольные тесты на уроках иностранного языка с моментальной автоматической проверкой знаний.

Но не только этим характеризуется инновационная школа. Чтобы подробнее все объяснить, сравним такую школу с традиционной:

. По характеристике личности, которую стремится формировать педагог:

В традиционной школе учебный процесс направлен на усвоение определённых правил деятельности, в усвоении и повторении школьниками существующего социального опыта. В инновационной школе учителя стремятся развить у учащегося способности к творческим действиям в нестандартных ситуациях.

. По характеристике дидактических целей:

В традиционной школе всегда делался акцент на воспроизведении готовых знаний, в инновационной же педагоги стремятся сформировать способности к дальнейшему самостоятельному приобретению знаний, формируют критичность мнения, независимость суждений.

. По характеристике воспитательных целей:

В традиционной школе налицо приоритет воспитания, провозглашающий это самое воспитание как культивирование самостоятельности, сотрудничества только при необходимости, как воспитание в ребенке четкой нравственной и мировоззренческой позиции. В инновационной же школе учитель работает под девизом: «Обучая, я в оспитываю; воспитывая, я обучаю!». Не разделяя эти два процесса, педагог воспитывает в ребенке стремление к реализации его индивидуальных возможностей.

. По характеристике развивающих целей

В традиционной школе развитие личных качеств провозглашается, но не является приоритетным, идет ориентация на среднего ученика. В школе инновационной, напротив, доминирует индивидуальный, насколько это возможно, подход к ученику.

. По характеру отношений между учителем и учеником

В традиционной школе отношения типа субъект-объект, то есть учитель - это кто обучает, ученики - это те, кого обучают. В инновационной школе - субъект- субъект, то есть учитель и ученики являются равноправными участниками творческого процесса обучения.

Таким образом, основные направления инновационной деятельности в школе являются:

. Разработка и внедрение модели управления качеством современного образования.

. Реализация Программы информатизации образовательного процесса.

. Апробирование и внедрение инноваций в оценке учебной деятельности учащихся профильной школы.

. Создание условий для развития творческих способностей, интеллектуального потенциала школьников.

. Использование информационных технологий в системе управления школой.

. Обеспечение качественного образования школьников.

. Качественная подготовка выпускников к сдаче ЕГЭ.

. К направлениям инновационной деятельности в школе можно отнести:

. Создание современной инновационной среды в школе.

. Управление качеством современного образования.

. Информатизация учебно-воспитательного процесса.

Педагогический дизайн мультимедийного урока

В научно-педагогической литературе и в специализированных периодических изданиях все чаще и чаще появляются статьи и целые брошюры об использовании мультимедийных технологий в образовательном процессе. Налицо их неоспоримые преимущества. Действительно, мультимедийные технологии - это практическая реализация методологических и теоретических основ формирования информационной культуры педагога. Современному учителю все сложнее и сложнее видеть себя в образовательном процессе без помощи компьютера.

Большинство учителей предпочитает использовать один компьютер и мультимедийный проектор в целях максимальной визуализации учебного процесса. Этот путь во многом является выигрышным: решается проблема здоровьесбережения (большой экран снимает проблему ограничения работы ученика перед экраном монитора); использование проектора позволяет также эффективнее управлять учебным процессом.

Подготовка подобных уроков требует более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Такие понятия, как сценарий урока, режиссура урока - в данном случае не просто новомодные термины, а важная составная часть подготовки к учебному занятию. Проектируя будущий мультимедийный урок, учитель должен продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран.

Мультимедийный урок может достичь максимального обучающего эффекта, если он предстанет осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором слайдов. Определенный перечень устной, наглядной, текстовой информации превращает слайд в учебный эпизод. Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности.

Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь.

Большой объем написанного плохо воспринимается школьниками с экрана. Учитель должен стремиться по возможности заменить печатный текст наглядностью. По сути это тоже текст, но предъявленный другим языком.

Немаловажным является и то, как будет представлен печатный текст с экрана. Так же, как и наглядность, текст должен появиться в заранее продуманное учителем время. Учитель или комментирует предъявленный текст, или усиливает предъявленную им устную информацию. Очень важно, чтобы учитель ни в коем случае не дублировал текст с экрана. Тогда у учеников не возникнет иллюзии лишнего звена поступающей информации.

Таким образом, использование мультимедийных средств на уроках иностранного языка позволяет учителю в большей степени учитывать интересы каждого учащегося, реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении, резко повысив мотивацию изучения данного предмета. Эффективность учебного процесса по иностранному языку складывается из многих составляющих, среди которых -средствам принадлежит одно из ведущих мест, так как их использование позволяет решать основную задачу обучения иностранному языку в средней школе, то есть обучение устно-речевому общению.

Спецификой преподавания иностранных языков является необходимость привлечения обширной информации о культуре страны изучаемого языка. Такого рода информация содержит значительное количество национально-специфических элементов- реалий, которые, в свою очередь, готовят массу проблем в понимании их учащимися.

Рождается “эффект присутствия” и “ эффект соучастия”, способствующий повышению интереса учащихся к воспринимаемому материалу, что несомненно сказывается на качестве их речи, эмоциональной окрашенности. Включение аутентичных видеоматериалов в мультимедийные уроки в процессе формирования иноязычной речи создает предпосылки для осуществления обучения на материале звучащей речи носителей языка, функционирующей в естественных условиях общения.

Педагога является неотъемлемой частью процесса его профессионального совершенствования. Тому, кто работает в традиционной системе, достаточно овладения техникой, представляющей собой комплекс обучающих умений. Уже это позволит проводить в полном объеме и добиться при этом тех или иных успехов. Однако для осуществления инновационной деятельности педагога одной его профессиональной подготовки оказывается недостаточно. Важна при этом и готовность самого учителя к становлению на путь совершенствования.

Определение понятия

Что мы понимаем под инновационной деятельностью педагога? Это что-либо новое, если сравнивать его с предыдущим, направленное на повышение качественного уровня образования. В целом термин «инновация» в современном его понимании означает проявление новых элементов или форм. Синонимом данного слова является «новшество».

Современного педагога рассматривается несколько глубже, имея при этом более широкое смысловое обозначение. Под ней понимают целенаправленную работу учителя, основанную на осмыслении собственного профессионального опыта путем изучения и сравнения учебно-воспитательного процесса для его изменения и получения при этом более качественного образования.

Можно сказать, что инновационная деятельность педагога является феноменом, в котором находит отражение творческий потенциал учителя. Если рассматривать данный термин с точки зрения его применения к общеобразовательному процессу, то можно говорить об его относительной молодости. И этим объясняется существование различных подходов к разъяснению данного понятия.

С одной стороны, под педагогическими инновациями понимают различные нововведения, направленные на изменение технологии воспитания и обучения для повышения их эффективности. Но порой в это понятие вкладывается и другой смысл. К инновациям относят не только создание и распространение новшеств, но и изменения и преобразования в стиле мышления и в образе деятельности, которые связаны с этими новшествами. В любом случае, это нечто прогрессивное, полезное, передовое, современное и положительное.

В настоящее время в России происходят процессы стандартизации всех без исключения ступеней образования. Это и привело к созданию ФГОС. Целью данной работы является определенная унификация и доступность для повсеместного практического использования научно обеспеченной экспериментальной работы в воспитании и в обучении. Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС призвана осуществлять положительные изменения в имеющейся на сегодняшний день системе образования. Это необходимо для вхождения России в международный рынок, который предлагает подобные услуги, и приведения учебных планов школ и ДОУ в соответствие с теми, которые считаются общепринятыми во всем мире.

Признаки инновационной деятельности

Процесс внедрения в процесс образования различных новшеств во многом зависит от потенциала самого учителя. Как определить готовность педагога к инновационной деятельности? Потенциал личности в данном случае связан с такими параметрами, как:

Наличие творческой способности к генерированию и продуцированию новых представлений и идей, а также проектированию и моделированию их на практике;

Готовность к отличному от имеющихся представлений, новому, основой чего становится панорамность и гибкость мышления, а также толерантность характера;

Образованность и развитость в культурно-эстетическом плане;

Желание совершенствования своей деятельности, а также присутствие внутренних методов и средств, которые ее будут обеспечивать.

Под готовностью педагога к инновационной деятельности понимают также наличие у него большой работоспособности, умения сдерживать сильные раздражители, высокого эмоционального статуса и желания подходить к своей работе творчески. Но помимо личностных учитель должен обладать и некоторыми специальными качествами. К ним можно отнести знание новых технологий, способность разработки проектов, овладение новейшими методиками обучения, а также умение проведения анализа и выявления причин имеющихся недостатков.

Специфика новаторства

Участие педагогов в инновационной деятельности имеет свои особенности. Оно предполагает присутствие необходимой степени свободы у соответствующих субъектов. Ведь в силу своей специфики инновационная деятельность педагога в ДОУ и в школах чаще всего осуществляется как бы наощупь. Дело в том, что подобные решения находятся за пределами имеющегося опыта. Стоит отметить также и то, что на сегодняшний день инновационная деятельность педагога в реализации ФГОС регулируется и контролируется лишь частично. В связи с этим приходится доверять новатору, исследователю, предполагая, что все, что он предпринимает в процессе поиска новых решений и истины, не нанесет ущерба интересам общества.

Такой подход приводит к осознанию того, что свобода творчества должна идти рядом с высокой личной ответственностью педагога, занимающегося инновационной деятельностью.

Важность новаторства

Столь ли необходима организация инновационной деятельности педагога? Важность данного направления вызвана тем, что в современных условиях развитие образования, культуры и общества невозможно без:

Социально-экономических изменений, предполагающих необходимость обновления всей системы обучения, а также технологий и методик организации познавательного процесса в ОУ различного типа;

Усиления гуманитаризации содержания учебных программ, которое выражается в непрерывном изменении объема и состава дисциплин, введении новых предметов, предполагающих постоянный поиск усовершенствованных технологий обучения и организационных форм;

Изменения отношения самого педагога к применению и освоению новшеств;

Вхождения образовательных учреждений в систему рыночных отношений, что позволит сформировать их реальную степень конкурентоспособности.

Чем же, в конечном итоге, вызвана необходимость развития инновационной деятельности педагога? Главной причиной данного направления является та острейшая конкуренция, с которой каждый коллектив, предлагающий услуги в сфере образования, сталкивается практически повсеместно.

На сегодняшний день все образовательные учреждения должны самостоятельно повышать свой уровень работы, отслеживать и уметь прогнозировать ситуацию, сложившуюся на соответствующем рынке, и быть немного впереди всех, используя новейшие научные и технологические достижения.

Признаки новаторства

Что может говорить об участии педагогов в инновационной деятельности? Этот вопрос является одновременно сложным и простым. С одной стороны, можно легко определить новейшие подходы и методики, которые применяет учитель. Ведь они имеют отличия от тех, которые применялись до их внедрения. С другой - описать и обосновать инновационную деятельность очень сложно. Ведь новаторство является не просто фиксацией какого-либо определенного факта. Каждая из форм инновационной деятельности педагога представляет собой целую систему.

В ее описании обязательно должны присутствовать цель и содержание, сроки реализации, имеющиеся проблемы и их решение. То есть все то, на что направлена инновация. Должны быть также разъяснены и способы анализа полученных результатов. Необходимо дать указание и на формы инновационной деятельности педагога.

Классификация новаторства

По своему назначению все новейшие внедрения в систему обучения условно делят на:

  1. Общие . Это глобальные концепции, имеющиеся в современном образовании. Они находят свое проявление в оптимизации УВП, развитии гуманистических положений, практических и информационных технологий, а также в организации и в управлении педагогическими процессами.
  2. Частные . Они имеют место в тех случаях, когда инновационная экспериментальная деятельность педагогов носит форму авторских нововведений, разрабатываемых в соответствии с современными направлениями образовательного процесса, и внедряется в отдельно взятом ОУ.

По принадлежности к учебно-воспитательному процессу инновационную деятельность связывают:

  1. С внедрением в систему образования комплексного подхода. Ведь традиционная система получения знаний ориентируется на уже давно достигнутый уровень технологий и наук и не способна соответствовать требованиям общества, находящегося в своем динамичном развитии.
  2. С организацией всего учебного процесса и внедрением новейших педагогических технологий, которые и являются основным фактором в развитии новаторских методов и средств получения знаний.
  3. Со специализацией и профилизацией общего образования. Такие направления предполагают формирование необходимых условий инновационной деятельности педагога с переходом ее в систему гибкого и открытого непрерывного индивидуализированного обучения личности в течение всей ее жизни.
  4. С профессионализацией имеющейся управленческой деятельности. Это является одним из условий эффективности и успешности новаторских направлений в ОУ.

Исходя из концепции обновления и содержания образовательных процессов инновационную деятельность педагога делят на методико-ориентированную, а также проблемно-ориентированную. Рассмотрим их подробнее.

Методико-ориентированная деятельность

При ее применении предполагается реализация той или иной технологии образования. Это может быть:

Использование новейших информационных технологий;

Применение к содержанию образования принципа интеграции.

Кроме этого, исходя из опыта инновационной деятельности педагога в рамках методико-ориентированной работы, им может быть использовано обучение:

Развивающее;

Дифференцированное;

Проектное;

Проблемное;

Программированное;

Модульное.

В рамках применения подобных технологий обязательным условием является подготовленность и компетентность учителя, который способен использовать такие подходы, как:

  1. Личностно-ориентированный. Он может быть достигнут при внедрении стратегии поддержки и уважения, понимания, помощи и сотрудничества администрации ДОУ в области выбора средств и методов работы учителя.
  2. Сущностный. Он находит свое отражение при взаимодействии педагогов с учащимися для развития их способностей с целью формирования сущностных системных знаний и установки межпредметных связей.
  3. Операционно-деятельностный. Данный подход основывается на позициях ФГОС. Умение действовать учащиеся формируют в течение учебного процесса, усваивая знания благодаря их практическому применению.
  4. Профессионально-ориентированный. Это компетентностный подход. Он позволяет вырабатывать у учащихся профессиональные установки.
  5. Акмеологический. Данный подход тесно связан с сущностным. Он применяется при организации новаторского образования с разработкой новых, а также обновлением уже существующих методов и средств обучения. Подобный подход позволяет сформировать у учащихся творческое мышление и способствует их саморазвитию, самосовершенствованию, самообразованию и самоконтролю.
  6. Креативно-развивающий. Данный подход призван сформировать продуктивное мышление. Он развивает у учащихся творческое отношение к своей деятельности, а также способности и качества творческой личности, навыки и умения научно-творческого характера.
  7. Контекстный. Данный подход позволяет привести в соответствие содержание предметов обучающей программы к разработанному в стране государственному стандарту образования.

Проблемно-ориентированная деятельность

Подобные инновационные процессы предусматривают решение определенного вида задач, которые связаны с формированием у личности высокой степени конкурентоспособности.

Деятельность педагога при этом направлена на формирование у учащихся:

Осознания своей личной и социальной значимости;

Умения постановки цели самоусложнения проблем и задач, а также самоактуализации, что является обязательным условием творческого развития конкурентоспособной личности;

Адекватного ощущения свободы и оправданного риска, что способствует формированию ответственности в принятых решениях;

Максимальной концентрации своих способностей с целью их реализации в самый подходящий момент, что носит название «отсроченная победа».

Одна из самых актуальных проблем, которые пытается решить современная система образования, заключается в воспитании социально конкурентоспособного человека. В подобное понятие включается профессиональная устойчивость, социальная мобильность личности и ее способность осуществлять процесс повышения квалификации. При этом учащиеся должны быть обучаемы восприимчивости к инновациям. Это позволит им в будущем легче изменить сферу деятельности, и быть всегда готовыми к переходу в новую область труда, являющуюся более престижной.

Сформировать конкурентоспособную личность на данном этапе развития общества можно только благодаря внедрению и включению в процесс обучения методико- и проблемно-ориентированных инноваций.

Дополнительная классификация

Также в системе образования выделяют следующие виды инноваций:

  1. По масштабности - федеральные и региональные, национально-региональные и на уровне ОУ.
  2. По - обособленные (локальные, частные, единичные, то есть не связанные друг с другом), модульные (цепочка частных инноваций, связанных между собой), системные.
  3. По происхождению - усовершенствованные (модифицированные), комбинированные (присоединенные к ранее известному компоненту), принципиально новые.

Проблемы внедрения инноваций

Нередко ведение инновационной деятельности вызывает затруднение у педагогов. Именно это и сказывается на необходимости научно-методического сопровождения их работы. Формальный характер проводимой новаторской работы, который часто можно наблюдать в ОУ, вызван:

Низким уровнем базовой подготовки учителей;

Формированием среды деятельности в классическом, традиционном режиме;

Невысокой степенью готовности к инновационной деятельности;

Отсутствием мотивации из-за перегруженности;

Неспособностью определить для себя наиболее приоритетное направление, что вызывает распыление деятельности и не дает ощутимого результата.

Вместе с тем представить себе работу современного ОУ без инновационных методик невозможно. Но для осуществления намеченных целей педагоги нуждаются в тех или иных видах сопровождения. Для одних важна психологическая поддержка, для других - индивидуальная консультация методиста или учителя-практика. Одним из обязательных условий новаторской работы является наличие достаточного количества специальной учебно-методической литературы, а также новейшей материально-технической базы.

Инновационная деятельность педагогов в современной системе образования должна стать личностной категорией, неким созидательным процессом и результатом творческой деятельности. Она также предполагает присутствие некоторой степени свободы в действиях соответствующих субъектов.

Основная ценность проводимой педагогом инновационной деятельности заключена в том, что она позволяет сформировать личность, способную на самовыражение и применение своих способностей одновременно с творчеством. Те трудности, которые возникают в процессе такой работы, по мнению многих практиков могут быть разрешены своими силами.

Основным результатом при этом явится:

Создание которая обеспечит изучение, устойчивое развитие и дальнейшее внедрение передового опыта;

Занятие лидерской позиции ОУ в сфере образовательных услуг;

Создание положительного имиджа коллектива учебного заведения.

Мерилом современного экономического развития является коренное изменение в техноло­ги­ческом способе производства в его воздействии на весь экономический потенциал общества. Ин­новационные преобразования не только трансформируют производительные силы общества, но и представляют собой центральное звено в системе социально-экономических процессов. Со­гласно концепциям инновационного развития, каждое новое поколение инноваций в технике и техноло­гии расширяет сферу своего влия­ния в социальной жизни. Более того, самоорганизация человека и повышение качества его жизни в условиях постиндустриального общества напрямую связаны с возможностями технологического обновления.

Современные теории инновационного развития тесно связаны с концепциями социально-ор­ганизационных изменений, в то время как более ранние технократические тенденции и течение техно­логического детерминизма были основаны на представлениях о безусловной «технологиче­ской рациональности», способности к саморазвитию и благотворности технологий для человече­ства.

Основным критерием экономического развития стано­вится понимание человеческих и интел­лектуальных ресурсов с позиций их непреходящей ценности. С точки зрения важности ресурсов экономического роста, первостепенной является сопряженность интеллектуального потенциала
с требованиями авангардного научно-технического развития и с трудовой мотивацией, выступаю­щей как поведенческая установка.

Актуальность выбранной темы , обусловлена тем, что современная экономика может быть с полным основанием названа «инновационной экономикой». Разработка и внедрение новых видов продуктов, технологий и услуг становится ключевым фактором конкурентоспособности государств, регионов и отдельных предприятий. Можно говорить об особом, инновационном типе развития мировой экономики. Этот тип основан на постоянном поиске новых идей, осуществлении инноваций во всех областях общественной жизни, межфирменной научно-технологической кооперации, трансформации внутрифирменных организационных структур в сторону большей гибкости.

Несмотря на то, что с переходом России к рыночным отношениям резко сократилось государственное финансирование научных исследований, в нашей стране накоплен значительный научно-технологический потенциал, позволяющий осуществить переход на инновационный тип развития.

Задача перехода к инновационному развитию предполагает принципиальное изменение методов и схем управления предприятием. Очевидно, что решение данной задачи потребует подготовки нового типа менеджеров, настроенных на изменения, постоянное обучение и использование полученных знаний.

Хотя в настоящее время инновационная деятельность в промышленности недостаточно регламентирована действующими нормативными актами, бурно развивающаяся практика обусловливает растущий интерес ее участников к управлению инновационными процессами.

Цель - рассмотрение и изучение инновационного процесса.

Объект – инновационный проект.

Предмет – анализ инновационного проекта.

Гипотеза - любая организация может повысить общую результативность и прибыльность своей деятельности. Это возможно, если она будет использовать максимальную отдачу от имеющихся трудовых ресурсов.

Основные задачи:

Рассмотреть описание общей концепции инновационного процесса;

Провести анализ проблем инновационного процесса;

Выявить пути решения проблем и совершенствование систем инновационного проекта;

Инновационная направленность экономических процессов, присущих современной мировой экономике, доказала неэффективность организационных структур и методов традиционного менеджмента, не учитывающих возрастающего значения невещественных форм и нетрадиционных факторов экономического роста. На смену концепциям и принципам традиционного классического менеджмента приходят новые модели инновационного управления - инновационный менеджмент.

Инновационная деятельность предприятий и организаций - сложный процесс. На него оказывают противоречивое воздействие различные внешние и внутренние факторы, которые должны быть учтены при управлении инновациями (рис. 1).

Рис. 1 - Факторы, влияющие на инновационный процесс

Для успешной реализации инновации необходимо соблюдение ряда условий, важнейшими из которых являются:

Жесткая ориентация на рынок;

Соответствие инновации целям предприятия;

Эффективная система отбора и оценки проектов;

Эффективное управление проектами и контроль за их реализацией;

Наличие в организации источника творческих идей;

Восприимчивость организации к нововведениям;

Индивидуальная и коллективная ответственность за результаты ин-

новационной деятельности.

Эти задачи решаются инновационным менеджментом.

Инновационный менеджмент - самостоятельная область экономической науки и профессиональной деятельности, направленная на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

С таких позиций инновационный менеджмент представляет собой одну из многочисленных разновидностей функционального менеджмента, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всех сферах народного хозяйства.

Инновационный менеджмент как аппарат управления инновациями предполагает структурное оформление инновационной сферы и включает, во-первых, систему управления инновациями, обладающую иерархической структурой и состоящую из специализированных органов управления; а во-вторых, институт менеджеров - руководителей различных уровней, выступающих субъектами управления, наделенных ограниченными полномочиями в принятии и реализации управленческих решений и обладающих определенной ответственностью за результаты функционирования инновационных процессов.

Новая методологическая и научная ориентация инновационного менеджмента основана на качественном своеобразии теоретического уровня знания и его определяющей роли в богатстве общества. При инновационной направленности экономического роста модели исследовательского процесса создания нового научного знания и процедуры возникновения новых интеллектуальных продуктов прочно занимают главенствующее место. С этой точки зрения инновационный менеджмент приобретает институциональное значение, предполагающее включение в его понятие и структурного оформления инновационной сферы, и системы управления инновациями, состоящей из специализированных органов управления, и наличие специального института менеджеров, наделенных полномочиями принимать решения и нести ответственность за результаты инновационной деятельности.

Инновационный менеджмент как система представляет собой комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок и ценностных ориентаций, регулирующих различные сферы инновационной деятельности. В рамках постиндустриального общества это означает:

1) социально-экономический институт, активно влияющий на предпринимательскую деятельность и образ жизни, на развитие инновационной, инвестиционной, социально-экономической и политической сфер общества;

2) социальную группу менеджеров, профессионально занятых управленческим трудом в сфере общественного и частного бизнеса, а также творческой, педагогической, научной деятельности;

3) научную дисциплину, изучающую технико-организационные и социально-экономические аспекты управления производством.

Перечень задач, решаемых в рамках инновационного менеджмента, чрезвычайно широк. Применительно к продуктовым инновациям он включает:

Исследование рынка для нового продукта или услуги;

Прогноз длительности, характера и стадий жизненного цикла нового продукта;

Определение способов продажи нового продукта;

Исследование конъюнктуры рынков ресурсов;

Нахождение субподрядчиков (контрагентов) по проекту создания нового продукта;

Анализ патентной чистоты нового продукта, способов ее обеспечения, планирование методов защиты нового продукта;

Выбор вариантов кооперации с возможными конкурентами по поводу осуществления нововведений;

Комплексный анализ затрат, цены, объема производства и сбыта нового продукта с целью планирования оптимального объема выпуска;

Оценку эффективности инновационного проекта и его привлекательности для инвесторов, разработку механизма привлечения инвестиций;

Анализ связанных с проектом рисков, выбор методов их минимизации и страхования;

Определение эффективной маркетинговой стратегии;

Анализ целесообразности и выбор формы передачи новой технологии, используемой при производстве продукта;

Отбор и оценку идей по созданию новых продуктов;

Мотивацию и управление персоналом, занятым в разработке и про- изводстве новых продуктов;

Обеспечение благоприятного климата и предпринимательской куль- туры на предприятии.

Решение перечисленных задач выполняется инновационным менеджментом в процессе осуществления присущих ему функций.

1.2 Особенности этапов инновационного процесса в зависимости от вида инноваций

Первая - это макроинновации, к которым относятся совершенно новые продукты или технологии, вызывающие радикальные изменения в отраслях, экономике или обществе в целом (например, электричество, синтетические волокна, микроэлектроника).

Ко второй категории относятся базовые инновации. Базовыми считаются отдельные инновации, которые вместе дают мощный толчок в технологическом развитии (например, трансформаторы, газотурбинные двигатели, динамо-машины и электрическая лампочка - все это отдельные базовые инновации, которые вместе произвели макроинновации в прикладной электротехнике).

Третья категория - это инновации-модификации, недостаточно радикальные, чтобы повлиять на технологический прогресс в целом. Это скорее важные составляющие отдельных возможностей для бизнеса (например, надувные колесные шины, лакокрасочные покрытия, зажигание от аккумулятора или движущийся конвейер).

В конкретной отрасли можно выделить инновации двух типов: новые продукты и новые процессы. Инновации-продукты представляют собой усовершенствованные варианты существующей товарной линии или совсем новые товары. Инновационные процессы направлены на улучшение технологии производства определенных товаров. Разработка нового продукта может потребовать или не потребовать нового производственного процесса. Однако новые технологии производства всегда становятся основой для выпуска новых продуктов.

Инновации могут быть использованы для удовлетворения каких-либо личных потребностей - потребительские инновации. Потребителями в этом случае являются, как правило, частные лица, семьи. Назначение потребительской инновации - увеличение экономического, социального, психологического эффекта использования товара. Примеры потребительских инноваций - новые виды одежды, пищи, бытовые приборы, услуги, лекарства и т.д. Такие инновации не используются в научно-технических и производственных видах деятельности.

Другой вид инноваций носит название производственные (инвестиционные) инновации. Потребителями производственной инновации могут быть производственное предприятие, научная организация, индивидуальный предприниматель. Назначение производственных инноваций - увеличение экономического эффекта при производстве продукции предприятия, купившего инновацию. Примеры производственных инноваций - новые виды комплектующих, инструмента, оборудования, в том числе и научного, новые технологии и т.д.

То, что в одной отрасли может считаться инновационным процессом, в другой отрасли в то же время может рассматриваться как инновационный продукт. Для гибкого автоматизированного производства новый тип промышленного робота является инновационным продуктом. Тот же робот для его покупателя будет считаться новым процессом, если станет составным элементом нового процесса производства.

Изучение предпринимательства, особенно инновационного, имеет первостепенное значение для подготовки российских специалистов в условиях развития рыночной экономики России. Концепция рыночного хозяйствования формируется с учетом множества инновационных трудностей, которые являются специфическими для современного состояния экономики страны. Инновационной фирме функционировать в обстановке неопределенности намного труднее, чем в условиях развитого рыночного хозяйства.

Для эффективного использования потенциала инновационного менеджмента - науки о наиболее рациональной организации и управлении - необходимо активное участие научно-производственного коллектива предприятия. Управление деятельностью людей требует от менеджера исключительно высокого профессионализма, использования широкого арсенала используемых управленческих и предпринимательских приемов и методов. С внедрением инновационного менеджмента как науки сейчас связываются огромные экономические достижения, революционные технические и технологические изменения, совершенно новые подходы к научно-производственному развитию, формирование творческой индивидуальности и многое другое.

Все чаще использование возможностей современного инновационного предпринимательства приносит фирме огромный хозяйственный эффект при минимальных затратах. Инновационное предпринимательство выступает в качестве важного фактора решения научно-производственных и социальных проблем в трудовых коллективах и обществе в целом. Поэтому интерес к инновационному предпринимательству в нашей стране очень высок. Но потенциал науки и возможность его практической реализации - это вещи разные. Хозяйственные условия в России сегодня значительно отличаются от условий государств развитого капитализма, поэтому использование потенциала инновационного предпринимательства должно максимально учитывать особенности, традиции и специфику всей страны, каждого региона и отдельного трудового коллектива.

Условия развития инновационного процесса формируются под воздействием двух основных сил:

Влияние рынка на деятельность разработчиков новой техники, процедуру присвоения им части дополнительной прибыли от реализации новшества, на конкуренцию в области технологических разработок, отбор наиболее интересных продуктов и процессов;

Государственное регулирование инновационных процессов, связанных с высокими технологиями (необходимо использовать такие методы, как прямое ориентирование НИОКР, разработку и внедрение государственных и ведомственных стандартов и пр.).

В настоящее время разработана государственная программа, которая определяет цели и задачи развития инновационной деятельности.

Существует 3 этапа создания нормативных условий для развития инновационной деятельности.

1-й этап. Он сопровождается структурными сдвигами, связанными со свертыванием экономически неэффективных производств и перераспределением их ресурсов в новые, более эффективные отрасли. Основными задачами государственного регулирования являются поддержка новых эффективных производств, стабилизация социальной обстановки, сохранение основных систем жизнеобеспечения, создание новых эффективных производств.

2-й этап. Главная цель - экономический подъем, возрастание темпов развития производства России, что возможно только на основе устойчивого роста экономики. Здесь необходимо реализовать политически эффективные инновационные проекты. Использование такой системы может дать 70-80% общего вклада в конечные результаты.

3-й этап. Происходит разработка новых технических усовершенствований, рычагов и стимулов для реализации инновационных проектов на основе экспертизы. Важными условиями развития инновационного производства являются использование и анализ инновационных процессов в конкретных условиях.

В современном мире в настоящее время господствуют три тенденции, которые оказывают мощное влияние на развитие инновационного процесса и тесно переплетаются между собой: развитие новых технологий; глобализация предложения и спроса; индивидуализация и динамизм поведения покупателей.

За последние 10-15 лет произошло снижение удельного веса технических наук и возросла доля комплекса «наук о жизни» (биология, генетика, медицина, биохимия, биофизика), т.е. междисциплинарных исследований, создавших принципиально новые области применения.

Особенность нового этапа заключается в том, что сейчас существует не один пучок технологий, как в 50-е гг., а три:

Информационно-коммуникационный;

Биотехнологический;

Новые материалы.

Важнейшими структурами национальных систем развитых стран являются корпорации предпринимательского сектора. Именно они, финансируя исследования и одновременно воплощая в реальные продукты и технологии научные результаты и изобретения, берут на себя экономическую ответственность за технический прогресс. На их долю в настоящее время приходится большая часть финансирования науки.

В России утвержден перечень из 70 критических технологий (КТ). В 1996 г. правительственная Комиссия по научно-технической политике рассмотрела 800 ведущих российских технологий и только 258 оценила как детализирующие критические.

По данным Центра исследований и статистики науки, наша страна имеет сильные позиции по 19 КТ, причем в двух - «Системы жизнеобеспечения и защиты человека в экстремальных условиях» и «Трубопроводный транспорт угольной суспензии» - лидирует. Однако некоторые лидирующие разработки не нашли пока серьезного практического применения (такие, как «Технологии электронного переноса энергии», «Нетрадиционные технологии добычи твердых топлив и урана» и др.).

Если уровень разработок для «Технологии авиакосмической техники с использованием новых технических решений, включая нетрадиционные компоновочные схемы» отметили как высокий 94% экспертов, то уровень «Технологии хранения продовольствия» - только 14%. Перспективы выхода России на мировые рынки наукоемких товаров и услуг эксперты оценили как более чем скромные.

За последние 10-15 лет развитые страны Запада в основном завершили технологическую революцию, связанную с интеллектуализацией производства, и приступили к созданию общества нового типа - информационного, или общества знаний.

Чтобы Россия смогла ускоренными темпами пройти этап постиндустриального общества, к 2010-2015 гг. необходимо определить основные приоритеты: семь-восемь макротехнологий, по которым наша страна в состоянии занимать лидирующие позиции или быть конкурентоспособной на мировом рынке наукоемкой продукции. В числе возможных направлений могут быть авиация, космос, биотехнология, судостроение, ядерная энергетика, специальные отрасли химии, металлургия, машиностроение, коммуникации и связи, автостроения, микроэлектроники. Россия имеет сильные научные школы по большинству из этих направлений, а база знаний достигает 70-80% уровня, который необходим для успешной конкуренции на мировом рынке.

В автостроении и микроэлектронике база знаний России не превышает 40-50% необходимого уровня, но при реализации соответствующих целевых программ могут быть достигнуты высокие результаты.

Восполнение нехватки знаний - это не самоцель. Мировые прогнозы на 2015 г. показывают, что только внешний рынок наукоемкой продукции достигнет уровня 6 трлн. долл. США в год, из которых 2 трлн. будет приходиться на информационные услуги. Исходя из численности ученых, Россия может претендовать на сегмент 8-12% или 500-600 млрд. долл. в год.

Для этого следует активнее разворачивать инновационную деятельность по всему спектру направлений, в том числе по системам менеджмента, инжиниринга, обеспечения качества и сертификации телекоммуникаций и т.д. Необходимо обеспечить технологическую совместимость, а также состыковать подготовку кадров на международном уровне, технически перевооружить 60-80 крупнейших базовых фирм, работающих в основных приоритетных направлениях.

Основное правило инновационного процесса гласит: «Развитие технологий - основная движущая сила экономического роста». Поэтому инновационная деятельность сегодня должна учитывать следующее:

Новая технология приходит не одна, а в связке с другими;

Каждая связка состоит из взаимодополняемых базовых технологий;

Каждая базовая технология является ядром ряда прикладных технологий;

Базовые технологии являются основой новых отраслей промышленности;

Прикладные технологии используются для модернизации отрасли, обязательны для предпринимателя, в противном случае - проигрыш.

Практический опыт реструктуризации российских инновационных предприятий и организаций позволяет выделить существенные особенности инновационного процесса на современном этапе:

Каждое внедрение инновации имеет признаки уникальности;

Не существует изолированных инноваций;

Одни инновации порождают серии последующих (экономические, технические, социальные психологические инновации тесно связаны между собой и взаимно продвигают друг друга);

Инновации являются необходимым элементом самоорганизации и активного развития предприятий;

Любая инновация требует повышенных усилий, и чем выше степень ее радикальности, тем большая подготовка и более высокие затраты материальных и интеллектуальных ресурсов требуются для ее реализации;

Инновации, имеющие спрос, осуществляются быстрее, чем вводимые административно;

Для успешного продвижения инновации необходимы новая идея, инициативный предприниматель и достаточные инвестиции;

Степень экономического эффекта от реализации инноваций адекватна степени риска (чем выше риски, тем выше потенциальные эффекты от распространения инновации);

Чем выше порядок инновации, тем выше требования к управлению инновационными процессами;

Для успешной реализации инноваций необходимо достижение критической массы ее составляющих (людей-новаторов, предложений, идей, изобретений и ноу-хау для перехода к новым поколениям технологий, продуктов, структур, форм хозяйствования);

Инновации успешнее внедряются предприятиями-лидерами, организациями, ожидающими ухудшения ситуации и находящимися в состоянии кризиса (которым «нечего терять»).

Следует отметить также, что инновационно-активные предприятия не достигают результата, в случае если не занимают лидирующего положения в увеличении удельного веса принципиально новой продукции в общем объеме отгруженной продукции.

Лидирующие положения занимают: металлообрабатывающее и металлургическое производство, производство текстильных изделий, машин, оборудования, приборов и транспортных средств.

Если сравнивать российский показатель внутренних затрат на исследования и разработки в процентах к ВВП с индустриально развитыми странами, такими, как США, Япония, Германия, Франция, то можно сделать вывод, что Россия сегодня вкладывает в собственную науку на порядок меньше.

После 2000 года высокими темпами развивались инвестиционные вложения частного бесприбыльного сектора, однако в 2009 г. объемы вложений сократились. Можно предположить, что это связано прежде всего с финансовым кризисом.

Анализ структуры внутренних затрат на исследование и разработки по источникам финансирования показывает, что основную долю вложений осуществляет государство.

В последние годы в Российской Федерации сохраняется тенденция ухудшения показателей в области создания передовых производственных технологий.

Характерно, что за последние годы наблюдается рост численности организаций, использовавших передовые производственные технологии. Следовательно, существуют потенциальные возможности увеличения эффективности инноваций в России.

Научным инструментом выбора наилучшего варианта научно-технического или инновационного мероприятия является технико-экономическое обоснование.

В общем виде под технико-экономическим обоснованием научно-технических мероприятий понимается комплексный процесс определения методами экономической науки степени соответствия данного проектного решения заданным требованиям или уровню достижений научно-технического прогресса в данной области.

Одним из элементов ТЭО является так называемый технико-экономический анализ (ТЭА).

Он представляет собой системное исследование технико-эксплуатационных, конструктивно-технологических, функциональных и других характеристик создаваемых или совершенствуемых технических средств в сочетании с изучением затрат на различных стадиях их создания. ТЭО может проводиться в самых различных областях: для НИОКР, для производства, для внешнеэкономической деятельности.

Главная задача любого ТЭО - это экономически обосновать наилучший или близкий к нему вариант технического, организационного или коммерческого мероприятия в интересах максимального сокращения хозяйственного риска при его дальнейшем осуществлении. ТЭО может проводиться по самым различным научно-техническим мероприятиям, которые могут осуществляться как на конкретном предприятии, НИИ или ЦКБ, так и в масштабах всего хозяйства страны. К ним относятся такие области деятельности, как, например, обоснование постройки новых производств, предприятий или модернизация существующих; обоснование создания коммерческой структуры; обоснование внешнеэкономических мероприятий (например, создание СП)..

Особо следует отметить, что разработка ТЭО любого научно-технического мероприятия всегда проводится перед принятием какого-либо важного решения, например, при проектировании определенного типа оборудования и принятии решения о его серийной постройке; при принятии решения о создании какого-либо производства, ориентированного на определенный вид продукции.

1. Пояснительная записки, где ставится задача осуществления данного мероприятия, дается его описание и излагаются его преимущества перед аналогичными мероприятиями, которые проводились ранее.

2. Изложение методического подхода к осуществлению ТЭО по намеченному конкретному мероприятию, определение эффектообразующих факторов и исходной информации, выбор базы для сравнения.

3. Расчет капитальных вложений и сметы затрат на мероприятие и его экономической эффективности по сравнению с выбранной базой сравнения.

4. Расчет всего комплекса технико-экономических показателей применительно к конкретному мероприятию, свод данных в таблицу, анализ.

5. Формирование на основании проведенных расчетов и анализа окончательных выводов в целом по ТЭО.

Как правило, все расчеты ТЭО выполняются по нескольким вариантам.

Структура ТЭО следующая:

1. Постановка задачи.

2. Назначение бизнес-центра.

3. Исходные положения и эффектообразующие факторы.

4. Определение объемов капитальных вложений в создание бизнес-центра.

5. Оценка текущих затрат на содержание бизнес-центра.

]6. Примерный годовой режим бизнес-центра.

7. Оценка экономических результатов создания бизнес-центра и сводная таблица технико-экономических показателей.

8. Приложения (расчеты, численность персонала и пр.).

При разработке ТЭО важно оценить риск осуществления инноваций, так как он в первую очередь связан с инвестициями. Это обусловлено, прежде всего, высокой неопределенностью получения запланированных результатов инновационной деятельности.

Имеется достаточно большое число толкований понятия “риск”. В общем виде риск понимается как вероятность ошибки или неуспеха того или иного выбора решения в ситуации с несколькими альтернативами.

Применительно к инновациям риск можно определить как деятельность, которая позволяет снизить или преодолеть неопределенность в ситуации неизбежного выбора решения, когда имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения планируемого результата, отклонения от заданной цели и неудачи.

В этой деятельности важным является понятие «степень риска», в котором выражается количественная и качественная мера учитываемой вероятности достижения целей нововведения.

Практически редко фирма выполняет только один инновационный процесс. Реальной является задача учета неопределенностей при управлении портфелем НИОКР. Последние подходы к решению этой проблемы можно оценить по работе.

Исчисленный анализ и ранжирование идей на ранних стадиях процесса может ввести в заблуждение, так как:

Метрика и «взвешивание» могут меняться с изменением фазы проекта НИОКР;

Текущий портфель НИОКР отображает сегодняшние оценки рисков и эффективности отдельных работ;

Оценка качественной информации может быть критичной для оценки всего портфеля;

Портфель НИОКР должен быть сбалансирован с целями и стратегиями корпорации.

Для распределения ресурсов НИОКР могут быть использованы различные процедуры, но надо иметь в виду, что каждая из них может обеспечить лишь определенный взгляд на ситуацию, оставаясь бесполезной в других случаях. К таким процедурам относят:

Решетку оценок по стадиям и фазам проекта, однако в этом случае можно получить противоречивые результаты на ранних
тадиях и при разработке концепции проекта;

Графы потребителей, однако конкретные вершины графов не отражают разницу между уровнями неопределенности, что ожет привести к заведомо плохим решениям;

Набор критериев (метрики), что дает численное ранжирование проектов, однако остается проблема неопределенности информации, поэтому использование метрик на ранних стадиях проекта может привести к ошибкам на поздних стадиях;

Деревья решений, которые позволяют оценивать риски проектов и их эффективность, однако требуют точной информации о вероятностях успеха, которой нет на стадиях формулировки идей.

В большинстве случаев время - лучший ключ к идентификации, а не дискуссии по численным оценкам.

В американской практике НИОКР принято выделять шесть фаз или стадий процесса НИОКР:

Концепция;

Прототип;

Разработка;

Коммерциализация;

Завершение.

Каждая фаза содержит контрольную точку для обзора, переосмысления и оценки прогресса (рис. 2). Стадию «завершения» можно назвать «подведение итогов». Её задача: определение источников принятых решений, создание базы для улучшения рассмотрения результатов на различных стадиях, возможность учесть моральный климат в команде, получить источники будущих идей.

Рис. 2 - Схема фаз проекта

На всех стадиях необходимая информация и критерии оценок могут сильно отличаться. Хорошей отправной точкой выявления критических факторов, которыми могут быть риск или неопределенность, является применение критериев, использованных на ранних стадиях, впоследствии.

В случае неопределенности точки на некоторой диаграмме не могут отражать ситуацию и следует переходить к областям возможного разброса данных (рис. 2). Важно ограничить неопределенность по оси успеха в разработке и производстве, что влияет на будущие финансовые потоки. Критичные факторы в этом случае: время разработки, издержки с учетом масштаба производства, необходимость дополнительного персонала для разработки.

Анализ графиков проектов (рис. 3) дает полезную информацию для решений по организации НИОКР. Например, расположение кластеров эллипсов неопределенности на графике вероятность успеха - чистая текущая стоимость (NPV) совместно с перечнями ключевых факторов, определяющих риск и будущие денежные потоки, и оценками тенденций годовых объемов продаж и необходимых ресурсов для окончания проектов фактически определяют текущие ранговые оценки проектов в портфеле НИОКР фирмы.

Рисунок 3 - Оценка неопределенности в отдельных проектах

Первичную оценку вероятности успеха проекта можно выполнить с помощью рекомендаций рис. 4.

Рис. 4 - Индикаторы возможной вероятности успеха проекта

Сложной задачей остается объединение количественной и качественной информации (особенно опыта и интуиции ЛПР). Обычным методом является применение «Аналитического иерархического процесса (АНР)».

Выделение ресурсов на отдельные проекты должно быть сбалансировано с краткосрочными и долгосрочными целями. Обычно частные решения по краткосрочным целям могут входить в противоречие с решениями, обеспечивающими достижение долгосрочных целей.

Степень влияния конкретного риска часто зависит от того, что уже проинвестировано к моменту оценки. Если в этом случае будет сделана попытка вернуться назад, то, безусловно, задержится прогресс разработки. Ключом к управлению рисками является контролирование их вероятности появления, которая уменьшается с прогрессом разработки. Риск остается, но управляя им, мы снижаем шансы того, что возможна катастрофа. Эффективно управляемый риск менее разрушителен, чем работа в режиме реакции на его проявление. Характер ситуации при управляемом и неуправляемом рисках отражен на рис. 5.

Рис. 5 - Сравнение последствий неуправляемого (A) и управляемого (B) рисков

Уровень риска есть базовый критерий для решения о начале проекта, как и графика его выполнения, и бюджета. Неточность оценки уровня риска до начала работ может быть устранена впоследствии.

После идентификации рисков следует установить их приоритеты. Полезно при этом использовать карту рисков (рис. 6).

Рисунок 6 - Карта рисков

На поле карты рисков нанесены данные для шести рисков, выбранных из более длинного списка:

P3 - не определены требования к эксплуатации продукта;

M8 - крестный отец проекта уходит, возникают проблемы с управлением;

TS11 - будет ли тестирование воспроизводить условия эксплуатации;

TС4 - будет ли обеспечена работа при требуемой температуре;

C13 - не надо ли улучшить основной параметр в интересах победы в конкуренции;

S2 - отсутствие проверенной системы компьютерной поддержки поставок.

Пороговая линия на рис. 6 отсекает риски, особо важные (расположены выше её), требующие активного риск-менеджмента. Риски, расположенные на карте ниже этой линии, не требуют такого подхода. Управление обычно заключается в понижении вероятности риска. Каждый риск требует специального плана действий со своими сроками и критериями выполнения. Пример такого плана в Web-исполнении фирмы Tellabs показан на рис. 2.6.

Управление рисками включает работу по каждому конкретному плану и обновление данных на карте рисков. Это обновление должно содержать следующие компоненты:

Перемещение точек рисков при активном управлении (обычно влево);

Перемещение точек рисков, лежащих ниже пороговой линии;

Идентификация новых рисков и их нанесение на карту;

Генерацию планов действий для тех рисков, которые лежат ниже этой линии.

Основная часть риск-менеджмента сводится, как правило, к избежанию слабостей. Однако слабости могут обеспечить фирму информацией, которая позволяет быстрее разработать новый продукт. Разработка продукта есть процесс обучения. Поэтому целесообразно планировать эксперименты таким образом, чтобы они давали информацию о «среднем пути» между удовлетворением требований и ошибками.

В заключении целесообразно воспроизвести ряд рекомендаций автора:

Ключом к управлению рисками является обычно контроль отношения правдоподобия, которое должно двигаться вниз по мере прогресса разработки;

Так как большинство критичных рисков носят межфункциональный характер, то для поиска их следует создавать межфункциональные группы специалистов;

Начало работы с наиболее легкими для устранения рисками - плохой путь в разработке нового продукта;

Для ускорения обучения следует планировать эксперименты так, чтобы результаты были «среднем путем» между критериями
оответствия требованиям и несоответствия им.

Во всем мире инновационная деятельность рассматривается сегодня как одно из главных условий модернизации экономики. Традиционные отрасли производства во многом исчерпали как экстенсивные, так и интенсивные возможности своего развития. Поэтому во многих странах выдвигаются на первый план уже не те отрасли, еще недавно определившие «лицо» экономики всех промышленно развитых государств, а совсем иные, основанные на использовании новейших технологий.

Не подлежит сомнению, что непрерывное внедрение новшеств - единственный способ поддержания высоких темпов развития компании и уровня доходности. В условиях современной энергичной, даже агрессивной, конкуренции поддерживать высокую прибыльность товаров текущего ассортимента весьма непросто. Только постоянно модернизируя изделия, расширяя товарные линии, компании имеют возможность в течение длительного времени добиваться высоких показателей прибыли, отстаивать лидерские позиции на рынке. Однако способности компании к инновационной деятельности, быстрой реакции на изменения рынка, нуждаются в постоянном его изучении.

В работе было подробно ознакомлено с понятиями «инновация» и «инновационная деятельность», разобраны классификационные признаки и виды инноваций. Также выявлены методологические подходы к оценке инновационного потенциала и основные проблемы развития инновационной деятельности в РФ нужно отметить, что основной проблемой реализации любой программы является ее ресурсное обеспечение. Безусловно, государственная финансовая поддержка программ необходима, без нее «саморазвитие» высоких технологий не имеет перспектив. В то же время необходимо использовать возможности финансирования программ развития наукоградов за счет внебюджетных инвестиций.

Инновационный путь развития - это единственный путь роста. Перераспределение ресурсов нефти, происходящее в стране не способствует росту экономики страны. Только инновации могут способствовать экономическому росту. А инновации всегда связаны с большими рисками.
Чтобы сгладить эти риски хотя бы частично, необходимы разработка и осуществление специальной государственной политики в области поддержки научно-технической деятельности, инновационного предпринимательства. Это - тактическая задача. Стратегической же целью государственной политики является осуществление прорыва в базовых инновациях, формирующих структуру постиндустриального технологического способа производства, что должно обеспечить устойчивое экономическое развитие России.

Главным инструментом технологического прорыва является поворот инвестиций к инновациям, инновационному предпринимательству, на что следует направить имеющиеся в руках государства силы и средства.

1. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Швандера, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2004. – 382 с.

2. Аньшин В.М., Дагаев А.А. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития. Учеб. пособие / Под ред. В. М. Аньшина, А. А. Дагаева. - 3-е изд., перераб., доп. - М.: Дело, 2007. - 584 с.

3. Вертакова Ю.В., Симоненко Е.С. Управление инновациями: теория и практика: учеб. Пособи / Вертакова Ю. В. , Симоненко Е. С. - М.: Эксмо, 2008. - 432 с.

4. Акимов. Проблемы управления структурными преобразованиями и инновационной деятельностью в регионах / Под рук. д.т.н., проф. В.Г. Колосова – СПб.: Политехника, 2002. - 124с.

5. Анохин И.В. Управление развитием предприятия: Стратегический менеджмент, инновации, инвестиции, цены: Учебное пособие - М.: Изд-во торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002. – 380с.

6. Емельянов С.В. США: государственная политика стабилизации конкурентоспособности американских производителей // Менеджмент в России и за рубежом № 3, 2002г.

7. Парахина В.Н. Стратегический менеджмент: Учебник. - Изд. 3-е. / Парахина В.Н., Максименко Л.С., Панасенко С.В.- М.: КНОРУС, 2007.

8. В.К. Скляренко, В.М. Прудников Экономика предприятием: Учебник.- М: ИНФРА-М, 2008. (100 лет РЕА им. Г.А. Плеханова).

9. Ф. Котлер Основы маркетинга. Краткий курс. 2008.

10. Интернет-ресурсы:

11. http://www.iteam.ru/publications/strategy/section_17/article_3898/

12. http://www.splan.ru/articles/theory/strplan.htm

13. http://www.econom.freecopy.ru/print.php?id=234347

14. http://www.busplans.ru

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Инновации, их экономическая сущность и значение. Структура инновационного процесса. Планирование как функция управления инновациями. Роль инноваций в развитии предприятия. Функции организации и контроля процесса управления инновациями на ОАО "Волга".

    курсовая работа , добавлен 04.06.2014

    Сущность и содержание инноваций. Составляющие нововведения, организация инновационной деятельности. Роль и место фактора инноваций в развитии страны, изучение особенностей инновационной системы. Государственное финансирование инновационной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 05.01.2012

    Понятие инновации, ее сущность и особенности, характерные свойства. Объекты и субъекты инновационной деятельности, их взаимодействие. Теории инновационного развития. Структура и элементы инновационного процесса, инновационный потенциал организации.

    реферат , добавлен 18.02.2009

    Стратегия на предприятии. Организационно-экономическая характеристика предприятия "Теле-2". Создание и развитие инновационной инфраструктуры. Этапы развития виолентов. Достижение цели инновационной деятельности. Осуществление инновационного процесса.

    контрольная работа , добавлен 24.06.2013

    Сущность и значение инновационной деятельности, понятие и содержание термина "инновация". Характеристика предприятия, его организационная структура управления, основные технико-экономические показатели. Предложения по развитию инновационной деятельности.

    дипломная работа , добавлен 19.06.2010

    Сущность инновации как экономической категории, их классификация. Методика определения количественной оценки резервов повышения эффективности инновационной деятельности. Характеристика инновационной политики, проводимой ЗАО НКМЗ в условиях рынка.

    дипломная работа , добавлен 25.05.2010

    Значение инновационной стратегии для организаций. Сущность и принципы инновационной деятельности, роль руководителя в управлении ею. Модель инновационного процесса. Государственная поддержка инновационной деятельности и стратегии в спорте и туризме.

    курсовая работа , добавлен 25.03.2012

    Сущность и понятие инновации и инновационной деятельности. Основные источники финансирования нововведений. Механизмы и формы финансирования инновации. Оценка инновационного потенциала проекта на примере предприятия ОАО "Серовский хлебокомбинат".

    контрольная работа , добавлен 02.11.2010

Основой любой организации и ее главным богатством являются люди. Человек стал самым дорогостоящим ресурсом. Многие организации, желая подчеркнуть свой вес и размах, говорят не о размере их производственных мощностей, объеме производства или продаж, финансовом потенциале и т.п., а о числе работников в организации. Хорошая организация стремится максимально эффективно использовать потенциал своих работников, создавая все условия для наиболее полной отдачи сотрудников на работе и для интенсивного развития их потенциала.

Каждая организация, которая хочет выжить в условиях жесткой конкуренции, должна постоянно искать пути усовершенствования своей деятельности. В такой ситуации следует уделять внимание рациональному использованию всех видов ресурсов, находящихся в распоряжении компании. Залог успешной деятельности организации – это его персонал со своими навыками, умениями, квалификацией и идеями. Постоянное развитие персонала, поиск новых подходов к управлению им являются необходимыми атрибутами успешного функционирования организации.

Таким образом, целью моей работы является изучение инноваций в работе с персоналом.

Инновация - нововведение, новшество, которое стало предметом освоения и внедрения. Что представляют собой инновации в кадровой работе в настоящий момент? Прежде всего, это инновационный подход к самому персоналу как таковому. Персонал перестали видеть как серую массу, в каждом сотруднике видят индивидуальность. Такого подхода требует рынок.

Основной секрет правильного управления персоналом заключается в некой самостоятельности. Специально для осмысления этого психологами вводится термин «рефлексия». Иными словами, нужно не только проделать работу, но и создать отчет перед самим собой о ее выполнении. Для того, чтобы совесть была чиста перед начальством, нужно быть честным перед самим собой. Именно этот вид управления и приносит наибольшие результаты, поскольку взывает к человеческим мотивам внутри каждого. Кстати, полезной является рефлексия в письменном виде, поскольку любое устное задание не приносит ожидаемых результатов. Существует риск, что работник просто его проигнорирует. А вот письменный отчет о том, что проделано, что могло быть проделано, и о том, что нуждается в особом поощрении (бонусах, премии) заставляет провести лишний самоконтроль. Такие методы управления используются во многих прогрессивных компаниях .

Для того, чтобы усовершенствовать работу персонала, нужно соединить несколько пограничных наук. Полезными окажутся психология, социология, медицина, философия. Для того, чтобы сделать общие усилия более плодотворными, целесообразно прибегнуть к такому типу самоанализа, как инициативное когнитивное моделирование. Суть этого метода заключается в том, чтобы каждый работник сам составил модель своего поведения исходя из потенциально наибольшей ценности для компании. Если, по его мнению, ему нужно сменить свой вид деятельности, пусть укажет это. Если он способен на больше, пусть скажет и об этом.

Видение каждого сотрудника как индивидуальности дает толчок таким направлениям в работе менеджеров по персоналу, как разработка эффективной системы аттестации персонала, создание системы мотивации работников, управление деловой карьерой сотрудника и др. Но самое главное заключается в создании особой инновационной атмосферы в компании .

Уровень инновационного климата оценивается аналогично инновационному потенциалу, характеризующему способность предприятия достигать поставленных инновационных целей при имеющихся в наличии финансовых, кадровых, научно-технических, организационно-управленческих, информационно-методических и маркетинговых ресурсах. Значения инновационного климата предприятия будут находиться в диапазоне от 1 до 3:

3 – состояние данного параметра внешней среды положительно влияет на инновационную деятельность, что позволяет полностью использовать имеющийся инновационный потенциал. Это состояние рассматривается как возможность для предприятия;

2 – состояние данного параметра ненадежно – угрозы пока нет, но требуется наблюдение за его динамикой;

1 – состояние данного компонента внешней среды отрицательно влияет на инновационный потенциал. Это состояние определяется как угроза для организации .

Таким образом, определение уровня инновационного развития предприятия, построенного на оценке инновационного климата и потенциала организации, является основой для выработки дальнейшей инновационной стратегии.

Также есть немало важная особенность. Для всех современных организаций характерна одна общая черта: необходимость перестройки системы управления персоналом в зависимости от требований, предъявляемых рынком.

На предприятиях советской экономики не существовало службы управления персоналом, а был только отдел кадров. Это подразделение занималось, в основном, ведением кадровой документации. Вопросам кадровой политики уделялось недостаточное внимание. Практически отсутствовало понятие развития персонала, продвижения, построения карьеры. В пику этому процветал протекционизм.

Конечно, нельзя говорить, что сейчас управление персоналом в организации достигло идеального состояния, но в целом подход к этому виду управления заметно изменился .

На мой взгляд, можно обозначить следующие направления внедрения инноваций в кадровую работу:

1. Развитие персонала, управление деловой карьерой.

Сегодня большинство организаций взяло на себя основные функции по обучению своих сотрудников. Многие создали постоянно действующие центры по обучению персонала или установили прочные и долговременные связи с различными обучающими организациями.

Обучение персонала рассматривается как непрерывный процесс, оказывающий непосредственное влияние на достижение организационных целей. Цикл обучения начинается с определения потребностей, которое состоит в выявлении несоответствия между требуемым уровнем квалификации сотрудников и их реальной компетентностью.

На основании потребностей формируется бюджет обучения сотрудников. Кроме того, необходимо сформировать критерии оценки эффективности проводимого обучения. Поскольку затраты на обучение организации рассматривают как капиталовложения в квалификацию сотрудников, организация ожидает от них отдачи в виде повышения эффективности их деятельности. Применяют и интегральную оценку обучения, и оценку эффективности каждой программы в отдельности.

Разработка и реализация программ обучения может осуществляться как самой организацией, так и специализированными компаниями .

2. Формирование корпоративной культуры.

Взаимодействие людей представляет собой механизм передачи культуры в организации. Культура-это совокупность базовых гипотез и ценностей. Для создания и укрепления корпоративной культуры руководство может и должно работать по таким направлениям:

Создание системы ценностей;

Разработка стратегии поведения руководителей;

Управление персоналом;

Согласованность.

Насколько эффективно руководитель связывает воедино ценности, направляющие разные системы управления?

Управление конфликтами;

Формирование субкультур.

Некоторые подразделения могут предпочесть жить согласно своим традициям и ценностям, это вполне допустимо, если при этом не отвергается полностью корпоративная культура как таковая.

Формирование корпоративной культуры-процесс сложный и многогранный. Слабая корпоративная культура может не только снизить инновационный дух работников, но и привести к серьезному падению темпов роста прибыли компании. Сильная корпоративная культура может действовать двойственно: она также может стать серьезным препятствие на пути всех изменений, которые пытаются проникнуть в компанию, что приведет к превращению компании в достаточно закрытую систему. С другой стороны, сильная корпоративная культура может стать главным оружием в борьбе с конкурентами .

3. Использование компьютерных технологий в управлении персоналом.

Последнее время все большую популярность получают различные программные продукты, которые дают возможность компаниям вести учет персонала во всех его многочисленных аспектах. Это очень удобно, так как облегчает все виды расчетов (текучести, зарплаты и др.), кроме того, это в значительной степени облегчает обмен отчетными данными между управляющим персоналом компаний.

Человек составляет основу организации, ее сущность и ее основное богатство. Однако с позиций управления нельзя говорить о человеке вообще, так как все люди разные. Люди ведут себя по-разному, у них различные способности, различное отношение к своему делу, к организации, к своим обязанностям; люди имеют различные потребности, их мотивы к деятельности могут существенно отличаться. Наконец, люди по-разному воспринимают действительность окружающих их людей и самих себя в этом окружении. Все это говорит о том, что управление человеком в организации исключительно сложное, но в то же время исключительно ответственное и важное для судьбы организации дело.

Руководителю необходимо знать, как решать проблемы, как умело и уместно использовать соответствующие технологии и методы управления персоналом. И если умелость подразумевает практическое овладение соответствующими навыками, то под уместностью понимают адекватность используемого метода ситуации в организации .

Разработка и коммерческая реализация новых технических идей, внедрение инноваций требует высокого творческого настроя, инициативы и самоотверженности каждого работника и всего коллектива в целом.

Приоритетность вопросов качества продукции и обеспечение ее конкурентоспособности повысили значимость творческого подхода к труду и высокого профессионализма в управлении. Это побуждает искать новые формы управления, развивать потенциальные способности персонала, повышать его квалификационный уровень, обеспечивать высокую мотивацию к трудовому процессу. Управление человеческими ресурсами является одним из важнейших направлений деятельности многих организаций и считается основным критерием их экономического успеха, по значимости даже впереди технического процесса. Можно иметь передовую, современную технологию, но не квалифицированность персонала загубит ее .

Таким образом, ключевой составляющей бизнеса является управление и стимулирование персонала.

Литература:

1. Морозов Ю.П., Гаврилов А.И., Городнов А.Г. Инновационный менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 2003.

2. Основы социального управления./ Под ред. В.Н. Иванова. - М., 2001.

3. Медынский В. Г. Инновационный менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2007

4. Баранчеев В.П. Изучение инновационной активности компании как её конкурентной силы // Менеджмент сегодня. - 2006. - №

5. Овчинникова Т. Новая парадигма управления персоналом в условиях переходной экономики.//Управление персоналом. - 2001.