Функции социальных норм таблица. Понятие, признаки и функции социальных норм

Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Регулируя жизнь общества, они обеспечивают стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений. То есть социальные нормы упорядочивают и регулируют поведение людей, способствуют нормальному функционированию общества.

Оценочная. Социальные нормы служат основанием оценки социально-значимого поведения конкретных субъектов (моральное – аморальное, правомерное – неправомерное).

Трансляционная (передающая). В социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культура отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и передаются следующим поколениям (через образование, воспитание, просвещение и т. д.).

Классификация социальных норм. Социальные нормы чрезвычайно разнообразны, поскольку разнообразны и регулируемые ими общественные отношения. Социальные нормы можно классифицировать по различным основаниям (критериям).

- политические нормы (правила, регулирующие отношения по поводу осуществления политической власти, управления обществом). Довольно интересен свод политических норм, предлагаемый итальянским мыслителем и государственным деятелем XVI в. Н. Макиавелли – «государь должен быть скупым», «в борьбе за власть следует казаться благодетельнее своего противника», «государь должен держать слово только в том случае, если ему это выгодно» и т. д.;

- экономические нормы (правила, регулирующие отношения по поводу производства и распределения материальных благ);

- культурные нормы (правила, регулирующие поведение людей в непроизводственной сфере общества; здесь прежде всего имеются в виду нормы, регулирующие творческую, спортивную и иную деятельность по реализации интересов человека);

- эстетические нормы (правила, связанные с представлениями о красоте человеческих поступков, а также о внешних проявлениях красивого и безобразного);

- религиозные нормы (правила, регулирующие отношения верующих друг с другом, с религиозными организациями, религиозные обряды и т. п.).

По механизму действия социальные нормы подразделяют на социально-автономные и социально-гетерономные, что отражает различные способы воздействия социальных норм на поведение личности:

- социально-автономные нормы – это правила поведения, основанные на внутреннем убеждении личности (например, моральные нормы);

- социально-гетерономные нормы – это правила поведения, внешние по отношению к личности человека, навязанные извне, их выполнение строго регламентировано и обеспечено принуждением извне (например, юридические нормы).

По способу образования различаются нормы, складывающиеся спонтанно, стихийно (обычаи, традиции) и устанавливаемые сознательно (директивно), к ним можно отнести нормы права, корпоративные нормы и др.

По признаку закрепления в каких-либо формах социальные нормы подразделяют на формально определенные (нормы права, религиозные нормы) и формально неопределенные (нормы морали).

По характеру воздействия на социальную среду нормы подразделяются на прогрессивные и регрессивные:

- прогрессивные нормы способствуют внесению в общественные отношения позитивных изменений;

- регрессивные нормы оказывают на общественные отношения деструктивное воздействие.

С точки зрения юридической науки основной классификацией социальных норм является классификация, критерием которой выступает способ обеспечения социальных норм . На этом основании все социальные нормы подразделяются на две группы: правовые нормы и иные (неправовые) социальные нормы.

Правовые нормы и по способу формирования, и по способу обеспечения связаны с государством. Они устанавливаются или санкционируются государственной властью, с одной стороны, и обеспечиваются силой государственного принуждения – с другой.

Иные социальные нормы формируются иными социальными институтами и обеспечиваются иными негосударственными мерами воздействия.

В зависимости от особенностей формирования и обеспечения иных (неправовых) социальных норм они подразделяются на четыре основных вида:

1. Обычаи (традиции, обряды, ритуалы)– исторически сложившиеся правила поведения общего характера, вошедшие в привычку людей в результате многократного повторения и являющиеся регулятором общественных отношений. С точки зрения способа формирования обычаи складываются исторически, естественным путем как устоявшиеся и наиболее приемлемые варианты поведения; они формируются обществом независимо от государства. С точки зрения способа обеспечения обычаи поддерживаются прежде всего силой привычки; кроме этого, как и все социальные нормы, они обеспечены силой общественного мнения.

2. Нормы морали (нравственности) – общие правила поведения, основанные на представлениях людей о добре, зле, чести, долге, справедливости и т. п. категориях, поддерживаемые внутренним убеждением личности и силой общественного мнения.

Мораль – важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания. Она представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, окружающей действительности. Приведенное определение отражает лишь наиболее общие черты морали. Фактически же содержание и структура этого явления глубже, богаче и включает в себя также психологические моменты – эмоции, интересы, мотивы, установки и другие слагаемые. Однако главное в морали – это представления о добре и зле .

С точки зрения способа формирования нормы морали складываются в обществе, впитываются личностью в процессе социализации, внедряются в сознание путем воспитания. С точки зрения способов обеспечения специфичной для нравственных норм является поддержка силой внутреннего убеждения личности; помимо этого нормы нравственности поддерживаются силой общественного мнения, причем для них этот способ более значим, чем для других социальных норм.

3. Корпоративные нормы (нормы организаций)– правила поведения, установленные тем или иным объединением людей, регулирующие отношения между членами этого объединения и поддерживаемые мерами воздействия самих этих общественных объединений. Примерами таких норм могут быть уставы всевозможных общественных объединений, клубов по интересам, например, клуба любителей кошек, клуба филателистов, домовых комитетов и т. д.

С точки зрения и способов формирования, и способов обеспечения эти нормы связаны с различными негосударственными объединениями граждан, они устанавливаются этими объединениями самостоятельно, с целью упорядочить их взаимоотношения в процессе общения по интересам. При этом граждане самостоятельно вводят меры воздействия на тех членов объединения, которые нарушают установленные им нормы. Самой значительной мерой обеспечения корпоративных норм является исключение из членов данного общества.

4. Религиозные нормы – правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах – Ветхом и Новом завете, Коране, Сунне и др. Этими нормами определяются порядок организации и деятельности религиозных объединений, регламентируется порядок отправления обрядов, порядок церковной службы.

Истории известны целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические государственные, гражданско-правовые, брачно-семейные и иные отношения. В ряде современных исламских стран Коран и Сунна являются основой религиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульман. К нарушителям религиозных норм применяются меры воздействия, предусмотренные данной религией – от казни, что нередко происходило в прошлом, до порицания.

В рамках любой религии можно условно выделить две части: онтологическую (описание, объяснение, оценка и предсказание судьбы универсума. Например, «Вначале Бог сотворил небо и землю») и этическую. В последней части и сформулированы религиозные нормы – правила поведения, позволяющие при их соблюдении вести последователям соответствующей религии «истинную» (праведную, правильную и т. д.) жизнь.

См. Лазарев В. В., Липень С. В. Указ. соч. С. 179.

См.: Теория государства и права: учебник / под ред. А. С. Мордовца, В. Н. Синюкова. М., 2005. С. 209; Пособие по теории государства и права. СПб., 2001 / под научн. ред. проф. А. Г. Хабибулина. С. 131.

Матузов Н. И., Малько А. В. Указ. соч. С. 219.

Теория государства и права: учебник / под ред. к.ю.н., доцента П. В. Анисимова. М. : ЦОКР МВД России, 2005. С. 110.

Голландский философ XVII века Б. Спиноза сказал: «Свобода – это осознанная необходимость». В том числе и необходимость принимать те правила поведения, которые выработало общество. Наличие в группе социальных норм – это гарантия ее стабильности и безопасности всех ее членов, даже если кому-то эти нормы кажутся слишком навязчивыми или несправедливыми.

Под социальными нормами в психологии понимают принятые в обществе стандарты поведения и мировоззренческих принципов, верований и . Они предписывают людям не только что им делать и как поступать в определенной ситуации, но и что думать и даже что чувствовать. Например, в большинстве современных социумов воровство порицается, и социальные нормы предписывают людям испытывать к вору негативные чувства.

Подобная унификация поведения и только на первый взгляд кажется ограничивающей свободу человека. Социальные нормы – необходимое условие существование любого социума. Не может человек чувствовать себя свободным и в безопасности в сообществе, где отсутствуют любые правила, где каждый может творить что хочет. К счастью, такой социум если и возникает, то существует недолго – он разваливается, разрываемый на клочки людьми, не ограниченными никакими нормами и обязанностями. Или вырабатывает свои социальные нормы и правила. Анархия не только непродуктивна, но и недолговечна.

Процесс нормообразования

Пожалуй, самое важное, что надо знать о социальных нормах, это то, что они не порождение отдельных амбициозных . Эти нормы формируются в процессе естественного развития межличностных отношений и в течение довольно продолжительного времени.

Любой социум – это не просто сборище людей, а сложноорганизованная система, все элементы которой связаны общими целями, интересами, задачами и т. д. В процессе взаимодействия между людьми складываются межличностные отношения, которые, как цемент, скрепляют группу. Для ее нормального существования необходимо, чтобы все члены подчинялись единым нормам, регулирующим их отношения и поведение. Почему? Чтобы каждый человек не только был уверен в своей безопасности, но и мог предсказать вероятное поведение своего партнера, его реакцию на свои действия.

Образование социальных норм происходит в процессе взаимодействия, когда какие-то формы поведения оказываются более эффективными, способствующими успеху совместной и поддерживающими единство группы. Эти стандарты поведения закрепляются в сознании людей, обретают устойчивость и становятся социальными нормами, которые поддерживает большинство членов социума.

Те же формы поведения, которые оказались неэффективными или разрушительными для отношений, отвергаются людьми и не поддерживаются ими.

Чем дольше существует группа, тем устойчивее и прочнее социальные нормы. Особенно это заметно в социумах, которые существуют не одно поколение, например, в государствах, этносах, или профессиональных , существующих продолжительное время.

В таких группах социальные нормы продолжают существовать, даже если утрачивают свое первоначальное значение и связь с совместной деятельностью. Эти нормы превращаются в традиции, становятся частью культуры группы и ее менталитета и продолжают играть важную роль в поддержании группового единства.

Каждый новый член сообщества должен как можно быстрее узнать и принять социальные нормы, чтобы не чувствовать себя белой вороной и чужаком. Этот процесс может быть психологически довольно сложным, когда мы имеем дело с адаптацией взрослых людей, воспитанных в рамках другой групповой культуры. Речь идет не только об эмигрантах, у них сложности с адаптацией очевидны. Но схожие проблемы могут возникнуть у человека при переходе в другой коллектив или в ситуации, когда молодые супруги и строят ее каждый исходя из норм, усвоенных в собственной семьи.

А вот процесс адаптации при поступлении в ВУЗ не так чувствуется, так как группа только образовалась – чужаками являются все абитуриенты. Освоение социальных норм в этом случае будет совпадать с процессом их формирования.

Соблюдение общегрупповых правил поведения поддерживается социальным контролем, который выражается в общественном мнении и социальных санкциях – разных формах одобрения и поощрения или порицания и наказания.

Признаки социальных норм

В любом сообществе – от семьи до государства – люди придерживаются разнообразных правил, традиций, обычаев. Но далеко не все они являются социальными нормами. Например, если в кругу ваших друзей принято при встрече обсуждать своих домашних питомцев, то к социальным нормам это отношения не имеет.

У них есть свои признаки и особенности:

  • Общезначимость. Нормы имеют отношение ко всем членам социума и не могут распространяться только на одного или на нескольких. Кто-то может, конечно, игнорировать правила, но это обязательно вызовет недовольство остальных.
  • Нормы регулируются социальными санкциями. Это значит, что всегда есть система поощрений и наказаний, даже если они выражаются только в устном одобрении или порицании. Причем негативная реакция на нарушение социальных норм часто для индивида более значима, чем наказание на основании юридического закона.
  • Наличие субъективной стороны норм. Проявляется эта особенность, во-первых, в том, что у человека всегда есть выбор и он может принимать или не принимать нормы общества. Во-вторых, у людей всегда присутствует индивидуальная, эмоционально окрашенная реакция на поступки других членов социума. И она может не совпадать с общественным мнением.
  • Взаимозависимость. Ни одна норма поведения не существует сама по себе. Они все взаимосвязаны и зависимы от целей и задач группы, от ее традиций и культуры. Социальные нормы, особенно в сообществах, имеющих долгую историю, представляют собой сложную систему.

Система норм, существующих в обществе, нередко становится источником , причем не только внешних, межличностных, но и внутренних. Это связано с тем, что в группе могут существовать комплексы норм, противоречащих друг другу. Например, религиозные догмы нередко противоречат светским законам, а нормы поведения в неформальной молодежной группе часто плохо состыковываются с требованиями, предъявляемыми семьей.

Виды социальных норм

Следование общепринятым нормам еще называют социотипическим поведением. И если вдуматься, то оно составляет бóльшую часть нашей жизни. Мы просыпаемся утром по будильнику, чтобы идти на работу или на учебу – так принято, так делает большинство членов общества. Затем умываемся, чистим зубы, пьем чай или кофе. А как же иначе? К этому нас приучили еще в детстве. Одеваемся мы в соответствии с модой, дресс-кодом, общепринятыми стандартами. И так далее. Попробуйте проанализировать ваш обычный день, и вы поймете: того, что не имеет отношения к социотипическому поведению, а отражает исключительно вашу индивидуальность, не так уж много.

Во всем этом разнообразии социальных норм, регулирующих поведение людей, не так-то просто разобраться, но мы с вами попробуем. Существует два подхода к классификации социальных норм.

По степени всеобщности

По этому признаку нормы делятся на общественные и групповые. Первые обязательны для всех людей общества, например, государственного образования. Но оно состоит из отдельных групп, члены которых связаны общими целями, интересами, убеждениями, симпатиями. И в процессе существования каждая группа вырабатывает свои нормы, которые лишь частично совпадают с общественными, а бывает, даже противоречат им. Например, в асоциальных группах – бандитских формированиях, воровских группировках, наркопритонах и т. д.

Человек с рождения проходит социализацию, в процессе которой усваивает не только общественные нормы, но и правила поведения, принятые в семье, в школе, затем в ВУЗе, в трудовом коллективе. Также индивид может входить в разнообразные группы: спортивные клубы, фан-тусовки, сообщества по интересам или просто группы друзей. И везде он должен следовать групповым нормам, уметь быстро перестраиваться и адаптироваться. Это совсем непростая задача, требующая гибкости поведения.

Иногда кажется, что человеку приходится буквально изощряться, чтобы угодить людям в разных группах. Но это только кажется. В процессе социализации нормы присваиваются индивидом, становятся внутриличностными, и он не испытывает серьезных проблем, выбирая тот или иной стиль поведения. Если, конечно, социализация прошла нормально, и человек стал полноценным членом группы. Более того, когда мы вынуждены по какой-то причине нарушать групповые нормы, то испытываем дискомфорт, чувство неловкости, а то и угрызения совести. К тому же система социальных норм на всех уровнях защищает не только целостность социума, но и интересы входящих в него личностей.

По уровню формальности

Согласно второй классификации, все нормы, существующие в обществе, можно разделить на формальные и неформальные.

Формальные нормы

К ним относятся нормы права или законы. Особенность этого вида социальных норм в том, что они выработаны соответствующими органами, закреплены в законодательных актах и их нарушение преследуется государством или другой формальной организацией, например, профсоюзом или дирекцией предприятия.

Самые первые своды законов, появившиеся в глубокой древности, например, древнеегипетские законы Хаммурапи или «Русская правда» Ярослава Мудрого были нормами обычного права. То есть создавались на основе неформальных правил поведения, выработанных обществом. Они лишь закрепляли их законодательно и дополняли. Современные законы часто очень далеки от неформальных норм и даже иногда им противоречат. Но цель у формального законодательства та же, что и у неформальных норм – поддержание единства группы и обеспечение безопасности и комфорта для большинства членов социума или для правящей элиты.

Неформальные нормы

Этот вид норм имеет естественное происхождение и сформировался как результат межличностных отношений. Неформальные нормы тоже могут быть зафиксированы в каких-то официальных документах. Например, как христианские заповеди в Библии или «Моральный кодекс строителей коммунизма». Но такое формальное закрепление вторично, и оно касается в значительной степени стихийно выработанных в обществе норм.

В разнообразии неформальных норм можно выделить несколько групп:

  • Нормы морали – это наиболее многочисленная группа неформальных правил. Они основаны на представлении людей о добре и зле, о пользе и вреде, о справедливости и других этических категориях. Нормы морали регулируют отношения между людьми так, чтобы учитывались интересы всех сторон социального процесса. Они призваны свести конфликты и неприятие в обществе к минимуму.
  • Религиозные нормы – правила поведения, выработанные в рамках тех или иных культов. Они регулируют действия верующих, их отношение к объекту поклонения, друг к другу, к исполнению религиозных обрядов и взаимодействию с миром и т. д.
  • Культурные нормы связаны с регулированием особенностей поведения человека в обществе (этикета), а также с формированием эстетических вкусов, предпочтений, принципов. например: мода регулируется культурными нормами, так же как и правила поведения за столом.
  • Политические нормы – очень разнообразный спектр правил поведения, связанных с политической деятельностью. Они, например, регулируют поведение дипломатов, отношение к политическим соперникам и союзникам или взаимоотношения правящей партии и оппозиции.
  • Корпоративные нормы регулируют поведение членов трудового коллектива. Они направлены на поддержание наибольшей эффективности деятельности каждого индивида и коллектива в целом. Важное место среди этих норм также занимают те, что укрепляют единство группы и развивают чувство групповой солидарности.

Перечень видов неформальных норм вполне может быть дополнен, например, эстетическими нормами, правилами, имеющими отношение к поведению в спорте, семейными нормами и традициями.

Функции социальных норм

Думаю, тот, кто внимательно читал эту статью, и так понял, в чем значение социальных норм. Но все же, подводя итоги, обобщим сказанное. К функциям социальных норм в обществе относятся следующие:

  1. Поддержание жизнедеятельности и стабильности общества. Правда, если нормы устарели и не соответствуют новой реальности, то они могут стать катализатором распада группы или ее преобразования.
  2. Создание условий для безопасного и стабильного существования индивида.
  3. Обеспечение эффективности совместной деятельности и достижения групповой цели.
  4. Организация взаимодействия между людьми и формирования межличностных отношений.
  5. Формирование особой групповой культуры и передача социального опыта новым поколениям.
  6. Регуляция межгрупповых отношений.
  7. Обеспечение критериев эмоциональной оценки поведения членов общества.

Таким образом, социальные нормы – это необходимые условия существования группы.

И последний классический вопрос с неоднозначным ответом. Ограничивают ли социальные нормы свободу личности? Да, несомненно. Но они же и ограничивают произвол по отношению к любому члену социума. Нормы могут нам не нравиться, законы раздражать своей несправедливостью, но они все равно останутся необходимым в обществе регулятором поведения. Другого механизма пока не придумали.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Социальные нормы играют важнейшую роль в жизни каждого общества. Система социальных норм отражает достигнутую степень экономического, социально-политического и духовного развития общества, в них находят отражение качество жизни людей, исторические и национальные особенности жизни страны, характер государственной власти. Для понимания социального регулирования - процесса определяющего социальный порядок, его значения, необходимо охарактеризовать социальные нормы, их особенности как регуляторов.

1. Понятие и классификация социальных норм

Правила, регулирующие поведение людей, действия социальных групп, коллективов, организаций, в своей совокупности составляют социальные нормы. Наука теории государства и права не выработала единого понятия термина «социальная норма», можно встретить в юридической литературе различные трактовки рассматриваемого понятия. Так, под социальной нормой Попков В.Д. понимает «правило социально значимого поведения членов общества», подобное понятие дается также Венгеровым А.Б. и Нерсесянцем В.С.. А.В.Малько под социальными нормами понимает «правила поведения, используемые для регулирования общественных отношений». На наш взгляд приведенные определения не отражают всех признаков социальной нормы, поэтому их нельзя считать полными. Используя общелогические методы исследования, предлагается сделать анализ признаков, присущих социальной норме, а затем на их основе сформулировать определение понятия «социальная норма».

К признакам социальной нормы следует отнести:

1.Социальные нормы являются общими правилами - они устанавливают правила поведения в обществе, определяя, каким может или должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества. При этом социальные нормы действуют непрерывно во времени, обладают многократностью действия и обращены к неопределенному кругу лиц;

2.Социальные нормы регламентируют формы социального взаимодействия людей, то есть направлены на регулирование общественных отношений;

3.Данные нормы возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей;

4.Они возникают в процессе исторического развитии и функционирования общества. Социальные нормы, будучи элементом общества, отражают процессы его развития, влияют на их темпы и характер;

5.Социальные нормы соответствуют типу культуры и характеру социальной организации общества.

Известный немецкий социолог М.Вебер считал, что именно культура позволяет людям придать смысл миру, создать основу для суждения о взаимодействии людей. Культура выражается прежде всего в содержании социальных норм. С этой точки зрения не нужно специальных познаний, чтобы заметить различия социальных норм, принадлежащим разным культурным традициям (например, европейской и азиатской). Однако, как справедливо отмечает Тарасова Н.Н., «существуют различия в социальном нормировании жизни обществ, принадлежащих одной культурной традиции, хотя и не столь принципиальные, связанные с индивидуальной исторической судьбой конкретного народа», что в частности присуще и России как многонациональной стране.

6.Харктер организации общества в большей мере влияет на значимость того или иного вида норм в обществе. На связи норм в социальной нормативной системе.

2. Функции социальных норм

1) Регулятивная. Социальные нормы регулируют поведение людей в обществе.

2) Оценочная. Социальные нормы выступают критериями отношений к тем или иным действиям.

3) Трансляционная. В социальных нормах сконцентрирован определенный социальный опыт, достижения в развитии общества.

Таким образом, социальные нормы - это связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации.

Анализируемые нормы имеют различное содержание, зависящее от характера отношений, которые они регулируют, различные способы возникновения и разные основы возникновения, в этой связи как для теории, так и для практической деятельности важны классификации социальных норм.

Существует множество классификаций социальных норм, предлагаемых учеными в юридической литературе, такое многообразие классификаций можно объяснить тем, что в основу той или иной классификации положены различные классификационные критерии. Наиболее распространена их систематизация по двум критериям:

1. По сфере действия социальных норм различают экономические, политические, религиозные, экологические и др. Границы между ними проводятся в зависимости от сферы жизни общества, в которой они действуют, от характера общественных отношений - предмета регулирования. Экономические нормы имеют особое значение для нашей страны в условиях становления рыночной экономики и являются саморегулирующимися началами хозяйственной деятельности общества. Политические нормы призваны регулировать отношения социальных групп, граждан к государственной власти, отношения между народами, участие народа в целом и отдельно взятых социальных групп в государственной власти, организации государства, взаимоотношения государства с другими организациями политической системы общества. Религиозные нормы регулируют отношения верующих людей к Богу, церкви, друг другу, строение и функции религиозных организаций. Религиозные нормы имеют большое значение. Существование различных вероисповеданий и направлений диктует необходимость выделения свода морально-этических установлений - составной части религиозных вероучений. Религиозные каноны представляют собой регулятивную систему, действующую в обществе с древнейших этапов развития человечества.

2. По механизму (или регулятивным особенностям): мораль, право, обычаи и корпоративные нормы. Здесь различие кроется в процессе формирования норм, формы их фиксации, характера регулятивного воздействия и способах и методах обеспечения.

Не смотря на выделенные классификации, важно понимание целостности и динамичности всей системы социальных норм, поскольку она является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации и функционирования государства, обеспечение согласованного взаимодействия людей, прав человека и наконец стимулирования роста благосостояния народа. Значение анализа классификаций в рамках данной работы в том, чтобы выявить значение каждой группы социальных норм, определить их роль в процессе регуляции общественных отношений, возможные варианты их взаимодействия и раскрыть комплексные свойства входящих в систему составных частей.

3. Общие черты социальных норм

Все виды социальных норм имеют общие особенности: это правила поведения, которые являются обязательными для определенного круга людей, либо для общества в целом. Они должны применяться постоянно, порядок их применения регламентирован, за их нарушения следуют наказания.

Социальные нормы устанавливают границы поведения людей, которые являются допустимыми в определенной жизненной ситуации. Социальные нормы соблюдаются, либо по внутреннему убеждению человека, либо из-за возможных санкций.

Санкция - это реакция людей (общества) на поведение того или иного лица в конкретной ситуации. Санкции могут быть поощрительными и наказывающими.

Заключение

социальный норма общество санкция

Социальная норма фиксирует акт деятельности, который на практике утвердился в жизни. Следовательно, совершённые поступки становятся негласным правилом. Социальная норма определяет формирование целенаправленной деятельности каждого индивида, которая определена объективными факторами. Эти факторы придают социальным нормам так называемую «объективную властность». Социальные нормы предполагают и относительную свободу человеческого поведения, которую каждый человек ощущает, когда поступает в соответствии с социальными правилами, хотя мог бы и пренебречь ими. В то же время, когда человек нарушает правила поведения, он должен быть готов подвергнуться определенного рода санкциям, применяя которые, общество обеспечивает уважительное отношение индивидов к общественным правилам. При помощи социальных норм общество стремится обеспечить осуществление определённых общественных функций. Осуществление этих функций представляет общественный интерес. Этот общественный интерес не обязательно является, в полном смысле слова, интересом преобладающей части общества. Однако он является общественным в том смысле, что при помощи социальных норм обеспечивает координацию и согласование действий индивидов для того, чтобы успешно разворачивался, прежде всего, процесс общественного производства, обеспечивающий существование общества на данной ступени его развития.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Определение социальных норм. Отклонение от привычных в обществе норм поведения. Основные группы отклоняющегося поведения. Типы, виды и функции социальных норм. Поддержание социального порядка и стабильности, воспроизводство социального образца.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2012

    Социальные нормы как правила поведения, регулирующие отношения между людьми, общественную жизнь, признаки и основные виды норм. Девиантное поведение в общественной жизни. Совокупность санкций, призванных удерживать индивидов от девиантного поведения.

    краткое изложение , добавлен 14.11.2011

    Понятие "социальных норм" и их типология в зависимости от степени строгости соблюдения. Девиация - социально запрещаемое расхождение с "нормой". Биологическое, социальное и психологическое объяснение девиантного поведения, классификация его типов.

    контрольная работа , добавлен 12.01.2012

    Место норм права в нормативном регулировании социальных отношений. Понятие и действие корпоративных норм. Локальные нормативные акты трудового права как разновидность корпоративных норм. Характеристика функции доверия в корпоративном регулировании.

    дипломная работа , добавлен 30.12.2012

    Понятие социальных норм, их содержание, этапы и факторы формирования. Личность в структуре общества, ее социальная сущность и статусно-ролевая концепция. Социальные нормы как ориентир поведения в социально-психологической проблеме, природа противоречий.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2011

    Понятие и структура социальной роли. Значение термина "статус". Разновидности социального статуса. Прирожденные и приписываемые статусы. Понятие и элементы, типы и формы социального контроля. Виды социальных норм. Различные классификации социальных норм.

    реферат , добавлен 22.09.2010

    Демографическая ситуация в контексте демографического поведения населения. Оценка влияния социальных норм на демографическую ситуацию в Российской Федерации, их развитие для ее улучшения. Желаемое и фактическое число детей. Улучшение социальных программ.

    дипломная работа , добавлен 18.06.2017

    реферат , добавлен 14.11.2014

    Определение отклоняющегося поведения и различные формы его проявления. Причины возникновения отклонения от социальных норм у некоторых членов социального общества. Формы и классификация девиантного поведения: преступность, алкоголизм, наркомания, суицид.

    контрольная работа , добавлен 28.10.2015

    Аномия – отсутствие закона, организации, правил поведения; состояние общества, при котором наступает распад норм, крушение системы регулирования индивидуальных желаний. Признаки социальной аномии, теории и особенности в современном российском обществе.

Социальное регулирование. Понятие, функции и виды социальных норм

В самом общем плане социальное регулирование понимается как имманентный обществу и определяющий социальный порядок процесс.

Конкретный социальный порядок устанавливается в результате действия множества самых разнообразных факторов. В их числе выделяют следующие.

1. Так называемые «стихийные» регуляторы как непосредственное проявление естественных законов природы и общества. Факторы стихийного регулирования носят естественный характер и могут выражаться в виде конкретных событий общесоциального масштаба, явлений экономического порядка, феноменов массового поведения и т. п. Это, например, увеличение продолжительности жизни людей, массовые сезонные заболевания, демографические процессы, миграция населения, инфляционные ожидания и т. д. В своем стремлении к порядку общество и государство стремятся взять под свой контроль данные факторы, однако это удается далеко не всегда. Иногда же их влияние вообще не отражается общественным сознанием или отражается неадекватно.

2. Социальные нормы как регуляторы, связанные с волей и сознанием людей.

3. Акты индивидуального регулирования, выступающие в виде целевого, адресного воздействия субъектов друг на друга.

Указанные факторы могут играть в обществе как стабилизирующую, так и дестабилизирующую роль. Правда, в юридической литературе принято считать, что стабилизация, упорядочение общественных отношений обеспечиваются действием социальных норм и актов индивидуального регулирования, а действие стихийных регуляторов выступает фактором дестабилизирующего влияния. Однако если в качестве основания оценки принять критерий устойчивого функционирования общества, то все регулятивные факторы могут иметь и позитивное, и.негативное влияние. Вместе с тем функциональная характеристика стабилизации, упорядочения общественных отношений должна быть отнесена прежде всего к социальным нормам.

Для понимания природы действующих в обществе норм, оснований и правил социального нормирования необходимо различать два смысла термина «норма». Во-первых, норма есть естественное состояние некоторого объекта (процесса, отношения, системы и т.д.), конституируемое его природой - естественная норма. Во-вторых, норма - это руководящее начало, правило поведения, связанное с сознанием и волей людей, возникающее в процессе культурного развития и социальной организации общества - социальная норма.

Реально действующие в жизни людей нормы нельзя однозначно отнести к естественным или социальным. Так, естественные нормы могут быть переведены в систему технических правил (правила работы с техническими или природными объектами), стать основанием социального нормирования (например, установление срока признания отцовства после смерти супруга), а социальные нормы - сформировать характер объекта, его качественное состояние. Таким образом, в зависимости от соотношения естественной нормативности и социального нормирования можно выделить, как минимум, четыре группы действующих в обществе нормативных регуляторов.

1. Естественные нормы, существующие в виде сформулированного знания о нормальном, естественном состоянии объекта, определяемом его природой. Такие нормы формирует, например, наука.

2. Разработанные на основе знания естественных норм правила работы с техническими и природными объектами. Подобные правила принято называть техническими нормами.

3. Правила поведения, базирующиеся на естественных нормах или складывающиеся в связи с их действием. Сюда относится большинство социальных норм.

4. Правила поведения, содержание которых определяется не столько естественной нормативностью, сколько целями и задачами, стоящими перед обществом, или потребностями конкретной его сферы. Это некоторые юридические процессуальные нормы, ритуалы и т. п.

При обсуждении роли права в системе социального нормативного регулирования значение имеют нормы третьей и четвертой группы, в литературе именно их принято квалифицировать как социальные нормы. Они не просто существуют и действуют в обществе, а регулируют общественные отношения, поведение людей, нормируют жизнь общества. Социальным нормам присущи следующие признаки. 1. Они являются общими правилами. Сказанное означает, что социальные нормы устанавливают правила поведения в обществе, т. е. определяют, каким может или должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества. При этом социальные нормы действуют непрерывно во времени, обладают многократностью действия и обращены к неопределенному кругу лиц (не имеют конкретного адресата).

2. Данные нормы возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей. Одни социальные нормы создаются в процессе целевой деятельности, другие возникают в многократно повторяющихся.актах поведения, не отделяются от самого поведения и выступают как его образцы и стереотипы, третьи формируются в виде принципов, закрепляющихся в общественном сознании, и т.д. Иначе говоря, анализируемые нормы по-разному соотносятся с волей и сознанием людей, однако всегда возникают в связи с ними.

3. Названные нормы регламентируют формы социального взаимодействия людей, т. е. направлены на регулирование общественных отношений, поведения в обществе.

4. Они возникают в процессе исторического развития (как его фактор и результат) и функционирования общества. Социальные нормы, будучи элементом общества, отражают процессы его развития, влияют на их темпы и характер, словом, имеют свое место в истории общества, свою историческую судьбу.

Кроме того, они стабилизируют социум, а значит, включены в процессы его функционирования, являются как порождением, так и регулятором указанных процессов.

5. Эти нормы соответствуют типу культуры и характеру социальной организации общества. По мнению М. Вебера, именно культура позволяет людям придать смысл миру, создать основу для суждения о взаимодействии людей Культура выражается прежде всего в содержании социальных норм. С этой точки зрения нетрудно заметить различия социальных норм в обществах, принадлежащим разным культурным традициям, например европейской и азиатской. Можно сказать, что представленность культурных различий в нормах не менее отчетлива, чем в религиозных и философских учениях, системах ценностей и т. п. Однако существуют различия в социальном нормировании жизни обществ, принадлежащих одной культурной традиции, хотя и не столь принципиальные, связанные с индивидуальной исторической судьбой конкретного народа.



Характер же организации общества в большей мере влияет на значимость того или иного вида норм в обществе, на связи норм в социальной нормативной системе. Так, в негосударственно-организованных обществах доминируют обычаи, традиции, а в государствах - мораль и право.

Таким образом, социальные нормы представляют собой связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации.

Из приведенного определения видно, что в юридической литературе социальные нормы преимущественно рассматриваются как регуляторы общественных отношений. Но в более общем плане их роль не ограничивается данной функцией. Исходя из изложенного, можно назвать по меньшей мере три функции социальных норм.

Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Регулируя жизнь общества, они обеспечивают стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений. Словом, социальные нормы поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого организма.

Оценочная. Социальные нормы выступают в общественной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное - аморальное, правомерное - неправомерное).

Трансляционная. Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культура отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и «транслируются» в будущее, передаются следующим поколениям (через образование, воспитание, просвещение и т.д.).

Анализируемые нормы имеют различное содержание, зависящее от характера отношений, которые они регулируют. Кроме того, разные социальные нормы могут возникать различными способами и на разной основе. Некоторые нормы, будучи первоначально непосредственно включены в деятельность, не выделяются из поведения и являются его элементом. Устоявшиеся в практике- образцы такого поведения, получая общественное осознание, оценку, могут трансформироваться в сформулированные правила, а могут сохраняться в виде привычек и стереотипов. Другие нормы формируются на основе доминирующих в общественном сознании идей об основаниях и принципах социальной организации. Третьи формируются как наиболее целесообразные, оптимальные для данного общества правила (например, процедурные нормы). В этой связи как для теории, так и для практики немаловажна классификация социальных норм.

Классифицировать социальные нормы можно по различным критериям, однако наиболее распространенной является их систематизация по основаниям сферы действия и механизма (регулятивным особенностям).

По сферам действия различают нормы экономические, политические, религиозные, экологические и др. Границы между ними проводятся в зависимости от сферы жизни общества, в которой они действуют, от характера общественных отношений, т. е. предмета регулирования.

По механизму (регулятивным особенностям) принято выделять мораль, право, обычаи и корпоративные нормы.

Когда говорят о механизме, регулятивной специфике норм, то используют следующие основные критерии сравнения: процесс формирования норм; формы фиксации (существования); характер регулятивного воздействия; способы и методы обеспечения. При таком подходе специфика норм проявляется достаточно определенно. Это достигается системным использованием критериев: некоторые нормы могут недостаточно отчетливо различаться по одному или двум критериям, но всегда однозначно разводятся по сумме всех четырех характеристик.

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Фондовая лекция по теме:

«ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ»

ПЛАН:

Организационно-методические указания…………...………………...…….. 4

Список использованной литературы ………………………………………. 5

Введение ……………………………………………………………………. 6 - 9

1. Понятие, признаки и функции социальных норм …………………................. 9-12

2. Виды социальных норм….………….………………………………………….12-15

3. Право в системе социальных норм ………….………………………..……….15-34

Выводы……………………………………………………………………... 34-35

Организационно-методические указания:

Цели лекции:

1. Достижение достаточно ясных представлений о понятии нормативного регулирования.

2. Выделить основные признаки и функции социальных норм.

3. Охарактеризовать основные виды социальных регуляторов (социальных норм).

4. Соотнести право с нормами обычаев, нормами традиций, нормами ритуалов, нормами морали (нравственности), корпоративными нормами, политическими нормами, религиозными нормами, техническими.

Методы и средства достижения учебных целей:

Методологическую основу лекции составили методы диалектики, системный комплексный, целевой подход к изучаемой проблеме, логические приемы, исторические и правовые методы: системный, формально-юридический, сравнительно-правовой.

ПЛАН

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Основная литература:

1. Антонов И.Ю. Социальные нормы народов Крайнего Севера. Обряд очищения в жизни ненцев в условиях догосударственного общества // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 3. С. 113-115.

2. Антонов И.Ю., Филант К.Г., Харючи С.Н., Социальные нормы коренных малочисленных народов Севера России. Обряды, обычаи, ритуалы, традиции, мифы, нормы морали, нормы права. Монография. - М.: Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 279 с.



3. Бляхман Б.Я. Трансформация социальных норм в юридические правила правовых систем // Право и образование. 2007. № 12. С. 64-71.

4. Галиев Ф.Х. Социальные нормы и правовая культура в призме исторического развития // История государства и права. 2010. № 2. С. 5-9.

Дополнительная литература:

1. Баширова Л.С.Социальные нормы и их место в системе общественных отношений // Онтология и аксиология права. Тезисы докладов и сообщений Третьей международной научной конференции (19-20 октября 2007 г.). Омск, 2007. С. 78-81.

2. Вопленко Н.Н. Право в системе социальных норм. Учебное пособие. Волгоград, 2003. 86 с.

3. Вопленко Н.Н. Социальные нормы: вопросы их познания и классификации // Вестник Волгоградского государственного университета. Научно-теоретический журнал. 2002. Вып. 5. С. 12-27.

4. Гайворонская Я.В. К вопросу о понимании социальной нормы // Правовая политика и правовая жизнь.2003. № 3. С. 135-140.

5. Плахов В.Д. Социальные нормы и девиантное поведение // Юридическая мысль. Научно-практический журнал. СПб., 2002. № 2 (8). С. 91-104.

ВВЕДЕНИЕ

Нормативное регулирование сложилось в процессе истори­ческого развития общества. Уже на ранних этапах его сущест­вования возникли первые правила (нормы) поведения, первые правила общения людей между собой (например, между стар­шими и младшими). Точно также в тот период возникли пра­вила охоты, рыболовства и других видов добычи пищи. Эти правила складывались стихийно, они постепенно укреплялись, увеличиваясь по мере расширения человеческой деятельности. Наличие определенных правил (нормативность) присуще человеческому обществу изначально; без них оно не смогло бы прогрессировать в своем развитии.

Нормативность означает, что отношения людей, жизнь об­ щества протекают по определенным правилам и что эти пра­вила имеют целью обеспечение определенного порядка, согла­сованности во взаимоотношениях как отдельных личностей, так и больших социальных групп. Посредством нормативных регуляторов (правил, норм) достигается стабильность и орга­низованность определенного общества, конкретной организа­ции людей, поддерживается определенная система: общество в целом или его часть, входящая в данное общество в качест­ве некоего элемента.

Нормативность и человеческое общество неразделимы. Об­щество, в котором отсутствуют должные нормативные регуля­торы, обречено на хаос, противоречия и разлад.

Любое общество объективно нуждается в нормативных ре­ гуляторах (правилах), поскольку для того, чтобы действия лю­дей направлялись в нужном для этого общества направлении, чтобы общество не было размыто прямо противоположными людскими стремлениями, необходимы правила, регулирующие Поступки людей, указывающие приемлемые обществу вариан­ты поведения.

Источниками этих регуляторов могут быть экономические, классовые, политические, социальные, религиозные и другие факторы (причины). Именно экономический источник необходимости нормативного регулирования имел в виду Ф.Энгельс, когда писал, что уже на весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим прави­лом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, что­бы отдельный человек подчинился общим условиям производ­ства и обмена. Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом.

Если в основе источника нормативного регулятора лежал религиозный фактор, то это означало, что правила поведения даны людям свыше, они божественны, их соблюдение угодно богу, а несоблюдение - великий грех и т. д. Причем религиозные нормы нередко регулировали не только чисто религиозные отношения среди верующих, но и семейные, бытовые от­ношения, т. е. были правилами для всех.

Классовые регуляторы (нормы права, определенная часть норм морали и т. д.) выражали прежде всего волю господствующего класса, они были направлены на охрану интересов того класса, который занимал властвующее положение в обществе. Правила, устанавливаемые этим классом, становились обязательными для всего общества. Это были, в основном, императивные (повелительные) регуляторы, предписывающие должное поведение в интересах властвующего (господствующего) класса. Разумеется, в любом классовом обществе устанавливались правила, которые были необходимы всему обще­ству (санитарные, природоохранные), но бесспорный приоритет принадлежал регуляторам, выражающим волю и интересы господствующего класса (рабовладельцев, феодалов, буржуа­зии, пролетариата).

Основной целью нормативного регулирования всегда было, есть и будет сохранение существующей системы, обеспечение ее стабильности.

Нормативное регулирование является тем способом организации общественных отношений, при котором достигается их единство, устойчивость и порядок (С. С. Алексеев). Задачей нормативного регулирования является упорядочение отношений в обществе, коллективе, определенном социуме, внесе­ние единообразия и стабильности в общественные отношения путем установления общих правил (Е. А. Лукашева). Нормативное регулирование человеческому обществу внутренне при­суще, поскольку без наличия общих для всех правил поведе­ния нормальное и благополучное существование общества в принципе невозможно. Любое общество в интересах самосо­хранения вынуждено создавать правила, обеспечивающие его существование и развитие. Эти правила утверждают опредленный порядок во взаимоотношениях членов общества, пред­писывают (указывают) варианты действий (поступков) для них и тем самым предопределяют должную урегулированность, упорядоченность этого общества. Поэтому нормативные регу­ляторы считаются не только объективно необходимым, но и целесообразным механизмом обеспечения организованности в общественных отношениях.

Как уже отмечалось, нормативное регулирование немысли­мо без наличия определенных норм (правил), которым долж­ны следовать люди, их организации, группы и даже социумы в целом. Профессор П. Е. Недбайло совершенно правильно характеризовал нормативное регулирование как установление правил, в соответствии с которыми происходит организация, согласованность поведения субъектов общественных отноше­ний, оценка и разрешение фактов общественной жизни с точ­ки зрения этих правил.

Поскольку жизнь современного общества достаточно много­гранна и разнообразна, в нем постоянно возникают самые раз­личные жизненные ситуации, а у участников этих отношений имеются различные цели и интересы, то совершенно естествен­но на протяжении длительного исторического развития челове­ческого общества в нем сформировалась определенная система нормативных регуляторов, система различных правил поведе­ния. В нее входят правила, основанные на моральных и рели­гиозных установках, экономических и политических интересах, обычаи и традиции, правила для членов сформировавшихся ор­ганизаций (корпоративные правила) и т. д.

Весь опыт мировых цивилизаций свидетельствует о том, что ни одна из них не может успешно развиваться без нали­чия адекватных этой цивилизации социальных нормативных регуляторов.

Ценность нормативного регулирования на основе общих правил поведения (норм) состоит в том, что норма - это готовое решение для человека в определенной жизненной ситуации, это готовый вариант действия, заранее опробированный и подсказываемый ему обществом, государством, социальной группой и т. д. Именно в этом заключается основная ценность нормативного регулирования.

Таким образом, нормативные регуляторы - это правила, формирующиеся в обществе под воздействием экономических, классовых, социальных, религиозных и др. факторов, направленные на обеспечение нормального (безопасного) существования и прогрессивного развития общества.

ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

Отношения между людьми в обществе носят упорядоченный характер и подчиняются определенным правилам (нормам). При помощи норм устанавли­ваются стандарты допустимого и недопустимого поведения, осуществляется» оценка совершаемых людьми поступков, определяются процедуры разрешение» спорных и конфликтных ситуации, а также меры ответственности за несоблю­дение и нарушение содержащихся в нормах предписаний. Учитывая неразрыв­ную связь норм с поведением людей в обществе, их назвали социальными.

Все социальные нормы оценивают волевые действия людей с точки зрения их направленности (цели) и наступивших последствий (результата). При этом тот или иной вариант поведения может быть признан социальной нормой только в том случае, если закрепляет типичное (повторяющееся и признаваемое определенным числом людей) оценочное суждение: хорошо - плохо, прием­лемо - неприемлемо, возможно - невозможно и т. п. Из оценок вытекают со­ответствующие предписания, которые в свою очередь порождают определен­ные последствия. К примеру, убивать людей плохо - убивать людей нельзя - убийство одним человеком другого влечет наказание убийцы.

Система социальных норм складывается под воздействием различных фак­торов: исторического периода, уровня технического и культурного развития, геополитической обстановки и т. п. Как отмечает В. С. Нерсесянц, появление социальных норм и сознательного нормативного регулирования связано с пере­ходом от животной стадности к человеческому обществу, с процессом социали­зации отношений, с поведением человека как особого природно-биологического и общественного существа. Историческое развитие, смена различных норм общественной жизни неизбежно сопровождались существенными изме­нениями и в системе социального регулирования: отмирали одни и возникали другие виды социальных норм, изменялись соотношение и формы взаимодей­ствия социальных регуляторов (правовых, моральных, религиозных, политиче­ских и др.). При этом в каждом обществе система социальных норм содержала и содержит) унаследованные от предшествующих поколений и развивающиеся под воздействием национальной традиции и «внешних факторов» оценки «доб­ра» и «зла». Эти оценки, в свою очередь, лежат в основании выработки обще­ством вариантов (моделей, эталонов, образцов) возможного, должного, недо­пустимого поведения.

Социальные нормы представляют собой сложившиеся в процессе общественного развития, устойчивые, признаваемые и поддержи­ваемые определенными социальными группами (классами, национально-этническими группами, религиозными конфессиями и т. п.) образцы (стандар­ты, модели) поведения участников социального общения.

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ – общие правила регламентации, формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации.

Социальным нормам присущи следующие признаки, по которым они отличаются от других правил (технических, индивидуальных):

1. Социальность - они являются общими правилами. Это означает, что социальные нормы устанавливают правила поведения в обществе, т. е. определяют, каким может или должно быть поведение субъектов сточки зрения интересов общества. При этом социальные нормы действуют непрерывно во времени, обладают многократнос­тью действия и обращены к неопределенному кругу лиц (не имеют конкретного адресата).

2. Нормативность - социальные нормы действуют как определенные стандарты поведения, имеют общий характер: сформулированы в виде общей модели поведения; их адресаты определены не поименно, а путем указания ти­повых признаков (пол, возраст, вменяемость, партийная или религиозная при­надлежность и т. п.); они рассчитаны на многократное применение, то есть вступают в действие всякий раз, когда возникает предусмотренная нормой ти­повая ситуация.

Данные нормы возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей. Одни социальные нормы создаются в процессе целевой деятельности, другие возникают в многократно повторяющихся актах поведения, не отделяются от самого поведения и выступают как его образцы и стереотипы, третьи формируют­ся в виде принципов, закрепляющихся в общественном сознании, и т. д.

3. Регламентируют формы социаль­ного взаимодействия людей , т.е. направлены на регулирование о6щественных отношений, поведения в обществе.

4. Сочетание объективности и субъективности - они возникают в процессе исторического развития и функционирования общества. Социальные нормы, будучи элементом обще­ства, отражают процессы его развития, влияют наих темпы и характер, словом, имеют свое место в истории общества, свою историческую судьбу.

5. Культурная обусловленность - эти нормы соответствуют типу культуры и харак­теру социальной организации общества.

Функции социальных норм:

1) Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Регулируя жизнь общества, они обеспечивают стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упоря­доченность общественных отношений. Словом, социаль­ные нормы поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого орга­низма.

2) Оценочная . Социальные нормы выступают в общест­венной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значи­мого поведения конкретных субъектов (моральное - аморальное, правомерное - неправомерное).

3) Трансляционная . Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколе­ниями культура отношений, опыт (в том числе негатив­ный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и «транслируются» в будущее, передаются следующим поколениям (через образование, воспитание, просвеще­ние и т.д.).

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

Устоявшиеся в практике образцы поведения, получая общественное осознание, оценку, могут трансформироваться в сформулированные правила, а могут сохраняться в виде привычек и стереотипов. Другие нормы формируются на основе доминирующих в общественном сознании идей об основаниях и принципах социальной организа­ции. Третьи формируются как наиболее целесообраз­ные, оптимальные для данного общества правила (на­пример, процедурные нормы).

Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны, что связано с богатством и неоднородностью общественных отношений. Поэтому классификация социальных норм может быть осуществлена по различным основаниям.

I. В зависимости от сфер жизни общества , в которых действуют социальные нормы, они подразделяются на политические, экономические, религиозные и др.

1) В качестве примера политических норм , вплоть до настоящего времени не получивших своего законодательного (правового) закрепления в современной России, могут быть названы нормы, регулирующие деятельность парламентского лобби. В соответствии с Конституцией российский парламент (Федеральное Собрание) принимает законы от имени всего народа, вместе с тем основную роль в процессе непосредственного принятия закона (голосования по воду законопроекта) играют депутатские фракции, представляющие в Государственной Думе Федерального Собрания корпоративные интересы отдельных политических партий. При этом именно политические нормы регулируют условия формирования лобби и определяют порядок его функционирования.

2) Экономические нормы регулируют отношения в сфере производства и распределения материальных благ. Основным правилом (нормой) экономически развития является поддержание пропорционального баланса между производством и потреблением. Нарушение данного правила влечет за собой экономический кризис, обусловленный в зависимости от обстоятельств товарным дефицитом либо товарным перепроизводством.

3) Религиозные нормы регламентируют порядок организации и функционирования сферы культовых отношений, связанных с оформлением и осуществлением религиозных верований. К числу религиозных относятся правила, устанавливающие религиозные праздники и памятные даты, регламентирую отношения верующих в рамках собственной конфессии и по отношению представителям иного вероисповедания и т. п.

В зависимости от способа образования выделяют спонтанные (сложившиеся стихийно) и директивные (созданные в результате целенаправленной нормотворческой деятельности) нормы.

4) В качестве спонтанных следует рассматривать нормы обычаев, склады­вающиеся в результате многократного повторения социально значимого явле­ния, которое именно в силу своей повторяемости начинает рассматриваться в качестве закономерности.

5) К числу директивных норм относятся правила, устанавливаемые одними субъектами социальной деятельности в отношении других. Так, по мнению Ю. Лотмана, «регулярное» государство Петра I сознавало себя как систему ука­зов и правил. При этом подразумевалось, что живое бытование культуры - лишь реализация этих норм. «Обычай» - жизнь, не возведенная в ранг «грам­матики», - систематически разрушалась. Она отождествлялась с невежеством, отсталостью, «закостенелостью». Разумное и прогрессивное мыслилось лишь как «регулярное». Государственная деятельность осмыслялась как введение «регламентов» с последующим преобразованием жизни по их образцу».

II. По характеру воздействия на социальную среду нормы подразделяются на прогрессивные и регрессивные.

1) Прогрессивные нормы способствуют внесению в общественные отношения позитивных изменений. В частности, несмотря на неоднозначность оценок, большинство из исследователей считают прогрессивными те преобразования, которые были обусловлены реформами Петра I. При этом реформационные процессы регламентировались не только правовыми, но и религиозными и мо­ральными нормами, правилами этикета и т. п.

2) Регрессивные нормы оказывают на общественные отношения деструктив­ное воздействие. В качестве примера регрессивных норм могут быть приведены правила аккультурации местного населения, которые имели место в процессе колонизации Бразилии. Активное применение этих правил привело к тому, что с 1900 по 1950 г. в Бразилии вымерло 100 племен. Численность сохранившихся племен сократилось в среднем на 60-80% 2 .

III. По социальной направленности выделяются:

1) правовые нормы, 2) моральные; 3) политические; 4) эстетические; 5) религиозные; 6) семейные; 7) корпоративные; 8) нормы обычаев, традиций, привычек; 9) деловые обыкновения; 10) правила этикета, корректности, приличия, обрядов, ритуалов.

Отмечая многообразие видов и форм социальных норм, можно констати­ровать, что в обществе на всех этапах его развития присутствует нормативный плюрализм. При этом, как справедливо заметил И. Ю. Козлихин, «нормативные системы, существующие в обществе, могут носить как комплементарный, так и конкурирующий характер. Но, как правило, если общество не находится в со­стоянии аномии и хаоса, одна из регулятивных систем является ведущей, той, которая обеспечивает социальную солидарность, то есть осуществляет интегративную функцию. Таковой может являться не только правовая нормативная система, но и традиционная, моральная, религиозная, идеологическая и т. д.».