Социальные отношения. Применяем знания и умения: учебно-тренировочные задания

— механизм поддержания общественного порядка посредством нормативного регулирования, подразумевающий действия общества, направленные на предотвращение отклоняющегося поведения, наказание девиантов или их исправление.

Понятие социального контроля

Важнейшим условием и эффективного функционирования социальной системы является предсказуемость социальных действий и социального поведения людей, в отсутствие которой социальную систему ждут дезорганизация и распад. Общество располагает определенными средствами, с помошью которых обеспечивает воспроизводство существующих социальных отношений и взаимодействий. Одним из таких средств является социальный контроль, основная функция которого заключается в создании условий для устойчивости социальной системы, сохранения социальной стабильности и в то же время для позитивных социальных изменений. Это требует гибкости от социального контроля, в том числе способности распознавать позитивно-конструктивные отклонения от социальных норм, которые следует поощрять, и негативно-дисфункциональные отклонения, к которым надо применять определенные санкции (от лат. sanctio — строжайшее постановление) негативного характера, в том числе правовые.

— это, с одной стороны, механизм социальной регуляции, совокупность средств и методов социального воздействия, а с другой — социальная практика их использования.

В целом социальное поведение личности протекает под контролем общества и окружающих людей. Они не только обучают индивида правилам социального поведения в процессе социализации, но и выступают агентами социального контроля, наблюдая за правильностью усвоения образцов социального поведения и их реализации на практике. В этом плане социальный контроль выступает как особая форма и способ социальной регуляции поведения людей в обществе. Социальный контроль проявляется в подчинении индивида социальной группе, в которую он интегрирован, что выражается в осмысленном или спонтанном следовании социальным нормам, предписанным этой группой.

Социальный контроль состоит из двух элементов — социальных норм и социальных санкций.

Социальные нормы — социально одобряемые или законодательно закрепленные правила, стандарты, образцы, регулирующие социальное поведение людей.

Социальные санкции — средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

Социальные нормы

Социальные нормы — это социально одобряемые или законодательно закрепленные правила, стандарты, образцы, регулирующие социальное поведение людей. Поэтому социальные нормы разделяют на правовые нормы, нормы морали и собственно социальные нормы.

Правовые нормы - это нормы, формально закрепленные в различного рода законодательных актах. Нарушение правовых норм предполагает юридические, административные и иные виды наказания.

Нормы морали — неформальные нормы, функционирующие в виде общественного мнения. Главным инструментом в системе норм морали является общественное порицание или общественное одобрение.

К социальным нормам обычно относят:

  • групповые социальные привычки (например, «не задирай нос перед своими»);
  • социальные обычаи (например, гостеприимства);
  • социальные традиции (например, подчинение детей родителям),
  • общественные нравы (манеры, мораль, этикет);
  • социальные табу (абсолютные запреты на каннибализм, детоубийство и т.д.). Обычаи, традиции, нравы, табу называются иногда общими правилами социального поведения.

Социальная санкция

Санкция признается основным инструментом социального контроля и представляет собой стимул для соблюдения , выраженный в форме поощрения (позитивная санкция) или наказания (негативная санкция). Санкции бывают формальные, налагаемые государством или специально уполномоченными организациями и лицами, и неформальные, выраженные неофициальными лицами.

Социальные санкции - это средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. В этом плане социальные санкции можно назвать охранником социальных норм.

Социальные нормы и социальные санкции представляют собой неразрывно целое, и если у какой-то социальной нормы отсутствует сопровождающая ее социальная санкция, то она теряет свою социально-регулирующую функцию. Например, еще в XIX в. в странах Западной Европы социальной нормой считалось рождение детей только в законном браке. Поэтому незаконнорожденные исключались из наследования имущества родителей, ими пренебрегали в повседневном общении, они не могли заключать достойные браки. Однако общество по мере своей модернизации и смягчения общественного мнения относительно незаконнорожденных стало постепенно исключать неформальные и формальные санкции за нарушение данной нормы. В результате данная социальная норма вообще перестала существовать.

Выделяют следующие механизмы социального контроля:

  • изоляцию — изолирование девианта от общества (например,тюремное заключение);
  • обособление — ограничение контактов девианта с другими (например, помещение в психиатрическую клинику);
  • реабилитацию — комплекс мер, направленных на возвращение девианта к нормальной жизни.

Типы социальных санкций

Хотя официальные санкции кажутся более эффективными, на самом деле для человека более важными бывают неформальные санкции. Потребность в дружбе, любви, признании или боязнь насмешек и стыда часто оказываются действеннее, чем ордена или штрафы.

В процессе социализации формы внешнего контроля усваиваются так, что они становятся частью его собственных убеждений. Формируется система внутреннего контроля, именуемая самоконтролем. Типичный пример самоконтроля — муки совести человека, совершившего недостойный поступок. В развитом обществе механизмы самоконтроля превалируют над механизмами внешнего контроля.

Типы социального контроля

В социологии различают два основных процесса социального контроля: применение позитивных или негативных санкций за социальное поведение индивида; интериоризация (от фр. interiorisation — переход извне внутрь) индивидом социальных норм поведения. В связи с этим выделяют внешний социальный контроль и внутренний социальный контроль, или самоконтроль.

Внешний социальный контроль представляет собой совокупность форм, способов и действий, гарантирующих соблюдение социальных норм поведения. Выделяют два вида внешнего контроля — формальный и неформальный.

Формальный социальный контроль , основанный на официальном одобрении или осуждении, осуществляется органами государственной власти, политическими и социальными организациями, системой образования, средствами массовой информации и действует на территории всей страны, основываясь на писаных нормах — законах, указах, постановлениях, приказах и инструкциях. К формальному социальному контролю может относиться также доминирующая в обществе идеология. Говоря о формальном социальном контроле, имеют в виду прежде всего действия, направленные на то, чтобы заставить людей уважать законы и порядок с помощью представителей органов власти. Такой контроль особенно эффективен в больших социальных группах.

Неформальный социальный контроль , основанный на одобрении или осуждении родственников, друзей, коллег, знакомых, общественного мнения, выражается через традиции, обычаи либо средства массовой информации. Агентами неформального социального контроля выступают такие социальные институты, как семья, школа, религия. Этот вид контроля особенно эффективен в малых социальных группах.

В процессе социального контроля за нарушение одних социальных норм следует очень слабое наказание, например неодобрение, недоброжелательный взгляд, ухмылка. За нарушение других социальных норм следуют суровые наказания — смертная казнь, тюремное заключение, изгнание из страны. Строже всего карается нарушение табу и юридических законов, мягче всего — отдельные виды групповых привычек, в частности семейные.

Внутренний социальный контроль — самостоятельное регулирование индивидом своего социального поведения в обществе. В процессе самоконтроля личность самостоятельно регулирует свое социальное поведение, согласуя его с общепринятыми нормами. Данный вид контроля проявляется, с одной стороны, в чувстве вины, эмоциональных переживаниях, «угрызениях совести» за социальные действия, с другой — в форме рефлексии индивида по поводу своего социального поведения.

Самоконтроль индивида за собственным социальным поведением формируется в процессе его социализации и становления социально-психических механизмов его внутренней саморегуляции. Основными элементами самоконтроля выступают сознание, совесть и воля.

- это индивидуальная форма психической репрезентации действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов. Сознание позволяет индивиду рационшшзироватьсвое социальное поведение.

Совесть - способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и требовать от себя их выполнения, а также производить самооценку совершаемых действий и поступков. Совесть не позволяет индивиду нарушать сложившиеся у него установки, принципы, убеждения, в соответствии с которыми он выстраивает свое социальное поведение.

Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля помогает индивиду преодолевать свои внутренние подсознательные желания и потребности, поступать и вести себя в обществе в соответствии со своими убеждениями.

В процессе социального поведения индивиду приходится постоянно бороться со своим подсознанием, придающим его поведению стихийный характер, поэтому самоконтроль является важнейшим условием социального поведения людей. Обычно самоконтроль индивидов за своим социальным поведением усиливается с возрастом. Но это также зависит от социальных обстоятельств и характера внешнего социального контроля: чем жестче внешний контроль, тем слабее самоконтроль. Более того, социальный опыт показывает, что чем слабее самоконтроль у индивида, тем жестче должен быть по отношению к нему внешний контроль. Однако это чревато большими социальными издержками, поскольку жесткий внешний контроль сопровождается социальной деградацией личности.

Кроме внешнего и внутреннего социального контроля социального поведения индивида выделяют также: 1) косвенный социальный контроль, основанный на идентификации с референтной законопослушной группой; 2) социальный контроль, основанный на широкой доступности разнообразных способов достижения целей и удовлетворения потребностей, альтернативных противоправным или аморальным.

Важнейшим условием социального взаимодействия и эффектив­ного функционирования социальной системы является предсказуемость в действиях и поведении людей. Отсутствие предсказуемости ведет общество (социальную общность) к дезорганизации и распаду.

Поэтому общество создает различные механизмы социального контроля для того, чтобы координировать поведение своих членов.

В качестве механизмов социального контроля выступают раз­личные социальные институты. Например, институт семьи осуществляет первичный социальный контроль и регулирует поведение людей в брачно-семейной сфере общества; политические институты регулируют социальный контроль политическими методами и т. д.

Чтобы поведение людей соответствовало социальным ожидани­ям, в обществе создаются (формируются) определенные стандарты поведения - социальные нормы.

Социальные нормы - это социально одобряемые и/или законо­дательно закрепленные правила, образцы, стандарты, регулирующие поведение людей. Их (нормы) можно разделить на два основных вида:

1) правовые нормы - нормы, формально закрепленные в различного рода законодательных актах, например Конституции, Уголовном кодексе, Правилах дорожного движения и др. Нарушение правовых норм предполагает юридические, административные и иные виды наказания;

2) нормы морали - неформальные нормы, функционирующие в виде общественного мнения. Главным инструментом в системе норм морали является общественное порицание (осуждение) или общественное одобрение.

Чтобы люди всегда вели себя в соответствии с существующими в обществе нормами, необходимо, во-первых, обучать их соответствующему поведению, во-вторых, осуществлять контроль за соблюдением норм. Рассмотрим эти условия подробнее.

1. Определенные стандарты социального поведения прививаются индивиду уже в раннем детстве. В период первичной социализа­ции в семье и дошкольных учреждениях ребенок получает первые представления о том, как необходимо себя вести в тех или иных ситуациях. В ходе дальнейшей социализации индивид усваивает различные социальные роли, учится различать в какой социальной среде какое поведение является наиболее предпочтительным, определяет свое отношение к тем или иным социальным ожиданиям и нормам поведения, стремится вести себя в соответствии с существующими нормами или, напротив, нарушает их.

Общество в ходе своего функционирования не только форми­рует социальные нормы, но и создает механизмы контроля за их исполнением, например такие, как общественное мнение, средства массовой информации, органы внутренних дел, суды и т. д. Оно также заранее определяет базовую типологию социальных ролей и следит за их надлежащим соблюдением. Индивид, качественно исполняющий свою роль, как правило, удостаивается определенного вознаграждения, а «нарушитель» - наказания. Социальная структура, социальные отношения и обезличенные социальные статусы предписывают индивидам определенные стандарты социального поведения. Например, популярный артист эстрады, победив на губернаторских выборах и получив статус губернатора, вынужден отказаться от своей прежней роли и играть роль солидного политического лидера; вчерашний курсант, получив звание и статус офицера, должен играть роль строгого командира.

Методы контроля весьма многообразны и их применение варьи­руется в зависимости от конкретных условий и поставленных целей. Так, проявление трусости в обычных условиях может быть наказано презрительным отношением окружающих; аналогичный поступок, совершенный солдатом в военное время, нередко приравнивается к предательству и наказывается публичным расстрелом.

Старейший и наиболее простой способ социального контроля - физическое насилие. Оно может применяться как один из методов воспитания в семье, как способ борьбы с

преступностью, как одно из средств для наведения порядка в общественных местах и др.

Политический контроль является прерогативой государственных органов власти и общественно-политических институтов граж­данского общества. Однако и само общество, если оно обладает достаточной гражданской культурой, может использовать механизмы политического контроля для защиты своих интересов. Политические методы социального контроля наиболее эффективны, так как они опираются на государственную власть и могут использовать в своих целях легитимное насилие.

Не менее эффективны экономические методы социального контроля. Суть их заключается в экономическом давлении (экономической выгоде или принуждении), оказываемом на индивида или социальные группы. Например, лояльный по отношению к своим нанимателям работник может быть поощрен дополнительным материальным вознаграждением, а работник, не проявляющий должной лояльности, может лишиться части своего заработка и даже своего места работы.

Существуют и другие методы социального контроля, например идеологические, религиозные, социокультурные, морально­этические и т. д.

Значительное место в социальном контроле занимает такой фе­номен, как самоконтроль. Этот сформировавшийся в процессе социализации и внутренних психических процессов механизм внутренней саморегуляции индивида. Ключевым понятием в формировании механизмов самоконтроля является интериоризация. Это процесс формирования внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению социальных реалий внешнего мира. Интериоризируя социальный мир, индивид обретает свою идентичность с определенной социальной группой, этносом, культурой. Социальные ценности и нормы становятся своими внутренними нормами, а социальный контроль превращается в самоконтроль. Основными элементами самоконтроля являются сознание, совесть и воля.

Сознание дает возможность оценивать ту или иную ситуацию с точки зрения чувственных и умственных образов.

Совесть не позволяет индивиду нарушать сложившиеся у него установки, принципы, убеждения.

Воля помогает индивиду преодолевать свои внутренние подсоз­нательные желания и потребности и поступать в соответствии со своими убеждениями.

Общество и государство всегда стремится контролировать соблюдение принятых в нём ценностей и норм поведения, поддерживать определенный социальный порядок.

Под социальным контролем понимается способ саморегуляции социальной системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного (в том числе и правового) регулирования.

Индивид и общество (социальная группа) представляют собой взаимодействующие составные элементы системы социального контроля. В схему социального контроля включаются два вида действий, а именно: индивидуальное действие и действие социальное (коллективное, групповое), другими словами, контролируемая деятельность индивидов и контролирующая деятельность социальных институтов.

Общество изобрело множество педагогических практик (приемов, методов, техник), способов социальной тренировки, позволяющих человеку накрепко усвоить правила поведения. Школьные оценки -- не только система измерения успехов в учебе, но и разновидность контроля. Отличники продвигаются вперед, двоечники остаются на второй год.

Оценки -- универсальный механизм социализации и социального контроля. В них отражается объективное и получившее институциональное закрепление мнение значимых других, выполняющих функцию судей.

Когда мы говорили о «зеркальном Я», то отмечали, какое важное значение имеют мнения окружающих людей. Без постоянной оглядки на них человек вряд ли способен точно выверять стратегию поведения в непостоянном море социальной жизни. Правда, иногда они выполняют роль неисправного компаса либо искривленного зеркала. Но это и неудивительно. Ведь они насквозь субъективны и иными быть не могут.

В важных социальных процессах -- подбор персонала предприятия, проверка знаний учащихся, принятие управленческих решений на всех уровнях ~ общество, и это, согласимся его право, не может полагаться на пристрастные мнения людей. Оно изобрело другой инструмент - экспертные оценки. Экспертные оценки выносятся коллективно специально обученными людьми и по специально составленным инструкциям либо методикам.

Тысячелетиями человечество шло к своему замечательному социальному изобретению. Можно составить любопытную историю, начиная с процедуры вынесения коллективного решения совета старейшин в первобытном обществе и заканчивая современными компьютерными программами школьного тестирования. Но как бы то ни было, нам важно знать, что оценки выполняют двоякую функцию -- социализации и контроля.

А кроме того, они помогают проводить социальную селекцию -- сортировать людей на успешно и неуспешно прошедших одну из стадий социализации, а именно обучение новым знаниям.

Общество постоянно отбирает наиболее знающих, способных, тренированных, лояльных индивидов и отбраковывает незнающих, неспособных и нелояльных. Отличники поступают в университеты, за компетентных работников борются солидные банки и компании, неудачников изгоняют.

«Удачники социализации» получают доступ к дефицитным социальным благам -- престижным должностям и профессиям, орденам, званиям и высокой зарплате. «Неудачники социализации» скатываются на социальное дно общества.

Социальный контроль -- верный помощник и опора социализации. Он вознаграждает удачно социализирующихся и наказывает неудачников. На вооружении у него эффективнейший инструмент -- экспертные оценки, на основании которых «социализантов» тестируют, корректируют и селектируют, т. е. переводят вверх или вниз по социальной лестнице.

Социальная селекция имеет многообразные виды и формы. Самой крайней является физическое устранение индивидов или целых социальных групп. Здесь уже теряется нить, связующая социализацию и социальный контроль. На другом полюсе -- умеренные формы, например, двоечника оставляют на второй год. А посредине мысленной шкалы форм и видов селекции находится увольнение.

Увольнение -- элемент социального контроля, применяемое к тем, кто неудачно освоил профессиональную роль (совокупность технических знаний, культурных стандартов поведения, навыков ремесла) и нарушает трудовую дисциплину (совокупность конкретных норм, требований и правил распорядка рабочего дня).

Неудачники социализации реже добиваются жизненного успеха. Они оказываются на «социальном дне», пополняют ряды социальных аутсайдеров, мало- и неимущие слои населения. Преступники, нищие, безработные, алкоголики, бомжи, проститутки -- группы населения, неудачно прошедшие социализацию. Любое общество и во все времена стремилось избавиться или изолировать их.

Когда мы говорим о социальном прогрессе и рассматриваем развитие общества, то концентрируем внимание на изменениях, инновациях и привнесении нового. Однако прогресс общества невозможен без сохранения старого, если оно кончено же заслуживает быть сохраненным для потомства. Своим потомкам живущее поколение передает не только памятники архитектуры. Это как раз не самое важное.

Переселившись на новое место, народ переносил с собой не памятники материальной культуры, а знания, обычаи, нормы и традиции. Сохранить живую ткань социальных отношений и помогает социальный контроль.

Он включает два главных элемента -- нормы и санкции.

Нормы -- предписания того, как надо правильно себя вести в обществе.

санкции -- средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

На язык предписаний переводится все то, что так или иначе ценится обществом. Человеческая жизнь и достоинство, отношение к старшим, коллективные символы (например, знамя, герб, гимн), религиозные обряды, законы государства и многое другое составляют то, что делает общество сплоченным целым, поэтому особенно ценится и охраняется.

ценности имеют две формы -- внутреннюю и внешнюю. Первая получила в социологии специальное название -- ценностные ориентации. Вторая сохранила за собой общее название «ценности».

Во втором, более широком значении, ценности имеют общее основание с нормами. Даже общераспространенные привычки соблюдать личную гигиену (чистить зубы, сморкаться в носовой платок, гладить брюки) в широком смысле выступают ценностями и переводятся обществом на язык предписаний. Социальные предписания -- запрет или разрешение что-либо делать, обращенные к индивиду или группе и выраженные в любой форме (устной или письменной, формальной или неформальной).

Социальный контроль выполняет функцию милиционера на улице. Он «штрафует» тех, кто неправильно «переходит улицу». Если бы не было социального контроля, люди могли делать все, что им заблагорассудится, и так, как им больше нравится. Неизбежно возникли бы конфликты, столкновения, ссоры и, как следствие, общественный хаос. Охранительная функция иногда мешает ему выступать поборником прогресса, но социальный контроль и не стремится к обновлению общества. Эта -- задача других общественных учреждений.

Социальный контроль -- фундамент стабильности в обществе. Его отсутствие или ослабление ведут к аномии, беспорядкам, смуте и социальному раздору.

Перечень элементов, образующих систему социального контроля (в его нормативно-психологическом аспекте), включает в себя:

  • -индивидуальные действия, активные взаимодействия индивида с социальной средой;
  • -реакцию социальной среды на индивидуальное действие;

реакцию общества на индивидуальные акты (социальные санкции);

реакцию индивидов на социальное действие (система ценностей);

характер индивидуального самосознания.

В некоторых обществах малейшее отступление от традиций сурово каралось. Все находилось под контролем: длина волос, форма одежды, манеры поведения (так поступали правители древней Спарты в V в. до н. э. и советские партийные органы в XX в.).

Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости. Но существуют групповые привычки, за нарушение которых следуют строгие санкции («выскочка», «подсадная утка», «предатель»). Речь идет о неформальных групповых нормах рождающихся в малых группах. Механизм, который конкретизирует соблюдение таких норм, называется групповым давлением.

Практика социальных отношений, жизнедеятельность человеческого общества невозможны без сохранения нравственных законов, норм, правил поведения, обычаев, которые составляют содержание культуры. Это гораздо важнее, чем сохранить для своих потомков памятники архитектуры.

Сохранить живую ткань социальных отношений и помогает обществу социальный контроль как особый механизм социальной регуляции поведения и поддержания общественного порядка. Он включает в себя 2 главных элемента: нормы и санкции.

Нормы, как указывалось выше, границы поведения в обществе, некие образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях.

Санкции - средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

Социальные санкции - разветвленная система вознаграждения за выполнение норм, то есть за конформизм (согласие с нормами), и наказание за отклонение от норм, то есть за девиантность.

Выделяют четыре типа санкции:

1. Формальные позитивные санкции - публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительственные награды, государственные премии и стипендии, ученые степени и звания и т.д.).

Неформальные позитивные санкции - неофициальное публичное одобрение (дружеская похвала, комплименты, аплодисменты, слава, улыбка и т.д.).

Формальные негативные санкции - наказания, предусмотренные юридическими законами, указами, инструкциями (лишение гражданских прав, арест, штраф, отлучение от церкви).

Неформальные негативные санкции - наказания, не предусмотренные официальными инстанциями (издевка, злая шутка, нелестная кличка, клевета, жалоба, разоблачительная статья и т.д.).

Следовательно, социальные санкции, как ценности и нормы, включены в механизм социального контроля. Соблюдение норм и выполнение санкций делает наше поведение предсказуемым. Дает возможность другим людям его контролировать на основе норм.

Нормы и санкции - единое целое. Если какая-то норма не имеет сопровождающей ее санкции, то она перестает регулировать реальное поведение, становится лозунгом, призывом, перестает быть элементом социального контроля.

Самоконтроль - внутренний контроль, это также форма социального контроля. Индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. Формой проявления внутреннего контроля является совесть. Самоконтроль основан на волевом усилии, на сознании человеком общественной значимости своих поступков.

На 70% социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля. Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Однако жесткий внешний контроль, мелочная опека граждан тормозит развитие самосознания.

Итак, только при развитом самоконтроле имеется возможность установления демократии, при неразвитом - итогом формирования общественных отношений всегда будет диктатура.

Таким образом, самоконтроль является проблемой сугубо социологической, ибо степень его развития характеризуется преобладающим в обществе социальным типом людей и складывающейся формой государства.

Что же касается внешнего контроля, представляющего систему деятельности совокупности институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов, он подразделяется:

  • - на формальный (одобрение, осуждение со стороны официальных органов власти и администрации). В силу своего предназначения и специфики организации данный контроль глобален;
  • - неформальный контроль (одобрение, осуждение со стороны друзей, родных, общественного мнения, средств массовой информации). Он ограничен небольшой группой людей, то есть локален.

В традиционных обществах социальный контроль держался на неписаных правилах, в нетрадиционных - на инструкциях, указах, законах, приказах, постановлениях, решениях. Сегодня социальный контроль все более приобретает институциональную поддержку (судьи, образование, армия, партии, правительство).

Агентами формального контроля являются специально обученные люди, носители профессиональных социальных статусов и ролей (учителя, судьи, врачи-психиатры и т.д.), а неформального - семья, друзья, знакомые.

Нетрудно заметить, что социализация и контроль - два сходных процесса, так как субъектами воздействия и там и там выступают агенты и институты.

Методы контроля могут быть жесткие, мягкие, прямые, косвенные. На практике эти четыре метода контроля пересекаются.

В организациях (учреждениях, предприятиях) социальный контроль может осуществляться в таких формах, как общий контроль и детальный контроль (последний еще называют надзором, который осуществляется не только на микро-, но и на макроуровне общества). Субъектами надзора становятся государство, крупномасштабная социальная система: сыскное бюро, детективные агентства, подразделения ОВД, служба осведомителей, учреждения исполнения наказаний, тюремные надзиратели, конвойные войска, суды, цензура.

Эффективность профилактики девиантного поведения человека в обществе, эффективность социального контроля зависят от оценки обществом или группой значимости существующих норм, от результатов процесса социализации, степени интеграции общества и уровня его институционализации. Практика показывает, что ужесточение негативных санкций не приводит к однозначному повышению эффективности социального контроля. Поэтому в большинстве рекомендаций относительно решения этих сложных проблем акцент делается на превентивных мерах, на процессе формирования социально-правового сознания человека.

«Социальная политика РФ» - Полное исчезновение малочисленных народов. Номинальные доходы. Политика шоковой терапии. Регулирование и стратегическое планирование социально – экономических процессов на макроуровне. По целям прогнозирования. Решение локальных задач. Прогнозирование индекса развития человеческого потенциала. Реально располагаемые доходы.

«Социальная политика» - Средний класс уничтожен, созданы условия для кланово-мафиозного капитализма. Две составные части социальной политики. Аргументы в пользу социального государства. Основные дилеммы современной социальной политики Брюссель, 1995. Противоречивость сигналов. Субъекты социальной политики: Единственное достижение – возникновение демократии…представляется хрупким…

«Социальный конфликт» - Драка двух выпивших мужчин. Такие действия называются инцидентом. Основные социальные процессы. Столкновение покупателя с продавцом. Типы социальных движений. 8. Не относится к способам разрешения социальных конфликтов… a) игнорирование b) посредничество c) арбитраж d) компромисс. Какие из приведенных ниже ситуаций подходят под указанную модель?

«Социальная работа в школе» - Приложение № 1 АКТ обследования материально-бытовых условий семьи «_____» _____________200__г. План. Основные формы и методы работы социального педагога в школе. ЦЕЛЬ: осуществление мероприятий по социальной защите детей и социальному развитию личности в школе. Направления работы. Индивидуальная работа с семьями, нуждающимися в особом внимании.

«Социальные проблемы» - Решение проблем врачей. Социальные проблемы врачей. Резюме. Острые проблемы медицинских работников, частота упоминаемости в СМИ. Актуальные вопросы врачей в разрезе социальных групп. Эксперты предложили дополнить перечень проблем: Социальные проблемы врачей и предлагаемые решения. Количество публикаций за месяц.

«Индивид и личность» - «Личность» - «индивидуальность». Развитие сфер личности. Общества и ребенка. Особая личностная структура. Решает задачи развития индивидуальности. Развитие всех сфер в интересах. Понятие личности и индивидуальности не совпадают, но имеют общую область - индивидуальность личности. Саморегуляция свобода выбора целей; самокритичность; добропорядочность; управление поведением; совестливость.