Роберто бартини - конструктор красных самолётов. самолёты бартини

Westland Lynx - британский многоцелевой вертолёт. Работы по созданию многоцелевого вертолёта начались в 1967 году. Это был совместный проект английской фирмы Westland и французской Aérospatiale. В серийном выпуске участвовала Франция.
Первый полёт совершил 21 марта 1971 года. Всего было построено порядка 450 вертолетов разных модификаций.
Вертолет который мы рассматриваем Westland WG.13,это один из 13 построенных прототипов.



Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Этот вертолет Westland WG-13 c/n: 2/09 (WG13-00-05),регистрационный XW839, был одним из пяти основных прототипов WG-13 и единственным оставшимся неповрежденным. Он получил прозвище "The Pink Panther"(Розовая пантера) из-за своей цветовой схемы "Hot Sahara" с которой он участвовал во многих испытаниях. В 1980 году он был передан в Royal Navy Engenireeng College в Plymouth (HMS Thunderer) в качестве учебного пособия,пока не был списан в 1995 году.

После Второй мировой войны компания Westland перешла к разработке и производству вертолетов. Начав с постройки по лицензии вертолетов Sikorsky собственных модификаций, компания перешла к производству вертолетов оригинальной разработки. После оптимизации и рационализации британской вертолетной промышленности, проведенной в 1959-1960 годах, Westland осталась единственным производителем вертолетов. Компания предложила несколько проектов перспективных военных вертолетов, в том числе W.3 с ТВД Pratt & Whitney РТ6А, разработанного по спецификации 358 к среднему вертолету для ВВС и ВМС Британии. Появились еще несколько проектов, включая W.13, прежде чем в октябре 1964 года Генеральный штаб сформулировал спецификацию 3335 к многоцелевому вертолету с экипажем из двух человек, способному перевозить семерых солдат с полной выкладкой со скоростью 274 км/ч.
Требования к вертолету менялись в 1966 году еще дважды, появилось уточнение в части базирования вертолета на фрегатах и эсминцах.

Франция одновременно с Британией изучала возможность разработки машины, близкой к W.13, в дополнение к SA 330 Puma и SA 341 Gazelle. Соглашение о сотрудничестве по разработке и производству вертолета Великобритания и Франция подписали 22 февраля 1967 года. За основу был взят проект W.13, а компания Westland стала ведущей в НИОКР.
Официально работа над проектом началась в июле 1967 года. Из-за проблем с ТВД Rolls-Royce RS.360 мощностью 900 л.с. (670 кВт, ранее назывался Bristol Siddeley BS.360) первый полет вертолета, уже получившего наименование Lynx, отложили на восемь месяцев.

Первая презентация Lynx состоялась на Парижском авиационно-космическом салоне в 1969 году, где был представлен полноразмерный макет вертолета. За первым последовали еще три прототипа. Для упрощения опознавания в полете они были целиком окрашены в разные цвета: вертолет N1 - в желтый, N2 - в серый, N3 - в красный и N4 - в голубой.
Первый из 13 прототипов поднял в воздух 21 марта 1971 года Рон Гиллетли, 28 сентября первый полет выполнил третий прототип, четвертый и второй полетели 8 и 24 марта 1972 года. С появлением в 1971 году ТВД Gem вертолет показал наконец в полной мере свои возможности, установив два мировых рекорда скорости, в том числе максимальной скорости ≈ 321,74 км/ч.

Первый Lynx AH.Mk 1 для британской Армии поднялся в воздух 12 апреля 1972 года, флотский HAS.Mk 2 полетел 25 мая 1972 года, но 21 ноября 1972 года эта машина разбилась. Морской вариант отличался колесным шасси и удлиненной носовой частью с установленной в ней РЛС. Второй HAS.Mk 2 выполнил первую посадку на корабль 29 июня 1973 года. В программе испытаний участвовали еще восемь вертолетов, первый серийный вариант с ТВД Gem 2 для британской Армии поднялся в воздух 11 февраля 1977 года.

Мощность двигателей BS.360 при испытаниях оказалась меньше расчетной, что не помешало вертолету достигнуть скорости 302 км/ч. Все четыре опытных образца были построены в многоцелевом варианте для сухопутных войск, на лыжном шасси и имели неполный комплект оборудования. С двумя вертолетами в ходе испытаний произошли серьезные летные происшествия. Первый опытный экземпляр из-за пожара двигателя совершил вынужденную посадку. После восстановления демонстрировался на авиасалоне Фарнборо-72. 29 августа 1974 года над аэродромом Йовила упал с высоты 18 м и четвертый опытный вертолет. Авария произошла из-за разрушения редуктора вследствие недостатка смазки. Вертолет списали. Пятый прототип, совершивший первый полет 12 апреля 1972 года, представлял собой полноценный боевой вариант, разработанный для армии Великобритании. Ему присвоили обозначение АН Мк.1. Вертолет был покрашен уже не в яркие декоративные цвета, а имел камуфляжную окраску(это как раз наш борт).

Армейские Lynx имели очень ограниченную маневренность на земле из-за лыжного шасси. Предполагалось, что маневрирование на земле облегчат небольшие колеса, устанавливаемые на лыжи, но, как оказалось, даже установленные колесики не бог весть какая помощь желающим передвинуть с места на место пятитонный аппарат. Летчики отмечали большие нагрузки на органы управления. Lynx было управлять тяжелее, чем Scout или Gazelle. В первые годы эксплуатации действовал ряд ограничений: максимальная масса полезной нагрузки составляла всего 870 кг, вертолету не разрешалось совершать полеты при температуре воздуха ниже - 17 С. Все же, несмотря на критику, порой справедливую, Lynx пришелся ко двору в воздушном корпусе армии Великобритании. Вертолет, благодаря автоматической системе управления полетом в сочетании с несущим винтом новой конструкции, показал прекрасную управляемость. Доказательством хорошей маневренности послужили фигуры высшего пилотажа - "бочка", "петля Нестерова", демонстрировавшиеся летчиками-испытателями компании Westland на различных авиашоу в 1970 годах.

Наличие тактической навигационной системы фирмы Декка позволяло летчику использовать для скрытного полета рельеф местности, не заботясь о потере ориентировки. Lynx стал первым английским вертолетом, способным выполнять боевые задания ночью и в сложных метеоусловиях. Летом 1979 года было снято большинство ограничений по производству полетов, в том числе и по массе полезной нагрузки. Тем же летом Lynx прошли обкатку в условиях, приближенных к боевым. Они были отправлены в Северную Ирландию. Там их использовали для перевозок солдат и грузов, для наблюдения и связи. Отзывы о работе вертолетов были очень хорошие.

Все же главной задачей Lynx в армии Британии стала не транспортировка солдат или наблюдение, а борьба с танками. Теоретические выкладки, результаты учений и боевой опыт локальных войн говорили о том, что у танка два главных противника: танк или вертолет. В те годы практически каждый новый вертолет рассматривался как потенциальный носитель противотанкового вооружения, и неудивительно, что еще на этапе выдачи технического задания армия особо оговорила возможность использования Lynx для охоты за танками. Поэтому Lynx может быть вооружен восемью ПТУР "ТОУ", еще восемь ракет находятся в грузовой кабине для перезарядки.

В 1980 году Lynx АН Мк.1 сменили противотанковые Scout в британской Рейнской армии, дислоцированной в ФРГ. С другой проблемой справиться оказалось сложнее - речь о Ми-24. Попытки оснастить Lynx ракетами "воздух-воздух" предпринимались неоднократно, но в конечном итоге он так и остался беззащитным перед своим противником.

Несущий винт это наверное и было главной изюминкой вертолета. Полужесткая титановая втулка с гибкими узлами крепления лопастей выполнена в виде кованного моноблока. Эта прочная и упругая система обеспечивала вертолету отличную маневренность. Лопасти несущего винта имеют обычную конструкцию с узлами крепления из титана. Лопасти расширяются от комля к законцовке и могут быть быстро сложены. На вертолетах Lynx AH.Mk 9 установлены новые лопасти BERP.

Кабина Lynx AH.Mk 1 рассчитана на перевозку девяти солдат в стандартной экипировке на легких многоместных сиденьях или шести солдат в полной экипировке вместе с их снаряжением. AH.Mk 1 часто использовался для перевоза расчетов ПТУР Milan. Сиденья в кабине могут быть быстро сняты, чтобы освободить место для 907 кг груза, для крепления которого на полу предусмотрены швартовочные кольца. На внешней подвеске можно перевозить до 1360 кг груза, но при этом возрастает сопротивление вертолета. Небольшие верхние наружные участки кабины усилены и имеют специальное покрытие, чтобы обеспечить надежную опору при техническом обслуживании.

Пилоны на фюзеляже со стандартными узлами крепления НАТО могут нести разнообразный набор вооружения, включая 20-мм или 25-мм пушку Oerlikon, контейнеры с пулеметами Minigun, контейнеры РЭБ, устройства для постановки мин, ракеты воздух - воздух MATRA Magic, блоки НУРС SNEB (18х68-мм), SURA (12х80-мм) или 19х70-мм, шесть ПТУР Aerospatiale AS11, восемь Euromissile НОТ или Rockwell Hellfire. Но стандартным противотанковым оружием для Lynx британской Армии остаются восемь ПТУР TOW.

Хвостовая часть. Lynx AH.Mk 1 оснащен обычным четырехлопастным рулевым винтом. Каждая лопасть имеет лонжерон из легких сплавов и переднюю кромку из нержавеющей стали, как у несущего винта. Через заборник в основании киля поступает воздух для охлаждения промежуточного редуктора, передающего мощность от вала трансмиссии к редуктору рулевого винта. Последний, расположенный на вершине киля, закрыт стеклопластиковым обтекателем, также имеющим воздухозаборник в передней части. Ассиметричный стабилизатор повышает устойчивость машины в крейсерском полете.

Lynx АН.Мк1 имеют простое трубчатое полозковое шасси. Оно может снабжаться колесами для перекатки или поплавками. Над шасси, с обоих бортов фюзеляжа, имеются ступени и поручни, позволяющие наземному персоналу получить доступ к двигателям, редуктору и втулке винта.
С нижней стороны хвостовой балки установлена большая ножевидная КВ/УКВ антенна дальней радиосвязи и радионавигации. Перед ней расположена КВ/СВ антенна для связи с наземными войсками. В носовой части вертолета установлены две ножевидные КВ/УКВ антенны радионавигационной системы, работающей на стандартных частотах НАТО.

Силовая установка. На Lynx AH.Mk 1 установлены два турбовальных двигателя Rolls-Royce Gem 2 мощностью по 900 эл.с. (671 кВт). Двигатели смонтированы бок о бок сверху фюзеляжа. От фюзеляжа, редуктора и друг друга их отделяют противопожарные перегородки. На выхлопных трубах двигателей могут устанавливаться дефлекторы, направляющие горячие газы под несущий винт, что позволяет снизить ИК-излучение вертолета. На воздухозаборниках двигателей установлены фильтры, отсеивающие посторонние частицы. Воздухозаборники оснащены электрической противообледенительной системой.

ЛТХ:
Модификация Lynx АН Мк.1
Диаметр главного винта, м 12.80
Диаметр хвостового винта, м 2.94
Длина, м 15.61
Высота, м 3.504
Масса, кг
пустого 2578
нормальная взлетная 4354
максимальная взлетная 4535
Внутренние топливо, л 973 + опционально 214
Тип двигателя 2 ГТД Rolls-Royce Gem Mk 2
Мощность, кВт 2 х 671
Максимальная скорость, км/ч 306
Крейсерская скорость, км/ч 259
Практическая дальность, км 630
Продолжительность полета, ч.мин 2.57
Скороподъемность, м/мин 756
Практический потолок, м
Статический потолок, м 3230
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка: 10 солдат или 3 носилок с сопровождающим или 907 кг груза в кабине или 1361 кг груза на подвеске
Вооружение: две 20-мм пушки Oerlikon KAD-B с 570 патронами и 1 7.62-мм пулемет
Боевая нагрузка на 2 узлах подвески:
8 ПТУР BGM-71 TOW или HOT или AGM-114 Hellfire (+ 8 в кабине), или 2 ПУ 68-мм или 70-мм НУР,
поставщик мин Valsella VS-MD H,
Возможна подвеска УР воздух-воздух или воздух-поверхность.

История эксплуатации

Общие проектные данные

Двигатель

Лётно-тактические характеристики

Вооружение

Стрелково-пушечное:

  • 2х 20-мм пушки Oerlikon KAD-B с 570 патронами;
  • 1х 7.62-мм пулемет.

Westland Lynx - многоцелевой британский вертолет, принятый в 1971 году на вооружение странами НАТО. Разработка началась в конце 1960-х годов.

История создания

К 1963 г. все проектные работы по вертолетам сосредоточили во вновь организованном конструкторском бюро фирмы Westland в г.Йовил. В этом же году специалисты фирмы начали первые прикидки вертолетам, предназначенным для замены эксплуатировавшихся вооруженными силами Британии вертолетов "Скитер", "Скаут", "Уосп", "Уирлуинд", "Уэссекс" и "Бельведер". Были разработаны эскизные проекты четырех машин:

  • WG.1 (WG.11) взлетным весом 16 200 кг, способный перевозить 33 десантника,
  • WG.3 (WG-13) взлетным весом 3700 - 5000 кг,
  • WG.4 (WG.7) взлетным весом 7700 кг, вмещающий 24 солдата,
  • WG.5 - трехместный легкий многоцелевой.

Пока велись дискуссии по проектам, вооруженные силы приняли решение: закупить в США Сикорский "Си Кинг" для замены вертолетов "Уэссекс" и тяжелые транспортные вертолеты Боинг-Вертол СН-47 "Чинук". Из-за этого отпала необходимость в продолжении работ по проекту тяжелого WG.1. По совместному англо-французскому соглашению начались работы по созданию легкого вертолета, того же класса, что и WG.5. Таким образом, из четырех проектов дальнейшее развитие получил только один - WG.3.

Типичная история при проектировании летательных аппаратов во всех странах и во все времена: в процессе выработки технического задания аппетиты заказчика растут, проектанты по мере сил стараются их удовлетворить, благо на бумаге это сделать значительно легче, чем в металле. Поэтому разработчики на этапе эскизного проектирования настроены достаточно покладисто и не желают ссориться с заказчиком. В результате, как правило, растет взлетная масса аппарата. B npoeктах WG.3A и WG.3B взлетная масса предполагалась порядка 3600 кг, а в проекте WG.3C выросла до 5т. По сути, WG.3C вплотную приблизился к проекту среднего тактического транспортного вертолета WG.4/WG.7.

Lynx начал разрабатыватся как Westland WG.13 (Westland нумеруют каждый из своих проектов в таком формате и это означает, что они уже закончили около 12 других проектов, предшествующих WG.13), и был предназначен для замены устаревших платформ "Scout" и неуклюжей «Wasp». Вертолет позиционировался как такой, что может бросить вызов американскому вертолету Huey UH-1 Cobra. Первоначально в разработку были включены Aerospatiale Франции (для создания около 30% всех Lynx), но соглашение на сотрудничество и производство в 1967 году привели в никуда, и Westland разрабатывали вертолет самостоятельно, добившись первого полета 21 марта 1971 года, сделав в общей сложности 6 прототипов.

Lynx был в центре внимания основной программы экспорта, и был продан различным странам во многих конфигурациях в армию и флот. Хотя французская армия отказалась от Lynx, а французский военно-морской флот взял на вооружение вертолет, в комплекте с французскими системами (как радар OMERA-Segid).

14 июня 1984 года, прототип Lynx 3 произвел первый взлет и был представлен как преемник в данной линии вертолетов. Он был предназначен главным образом в качестве ударного вертолета с потенциальными покупателями во Франции и Германии. Этот проект был в аннулированы, когда французы и немцы стали заказывать Eurocopter Tiger. Lynx 3 тогда был официально отменен, а в 1987 году развития Lynx 3 сделал дальнейшее основная линия Lynx, что позволяет Westland, чтобы произвести AH.Mk 9, на основе AH.Mk 7.

Производство

Производственные линии Lynx были сделаны на мощностях Westland в Йовиле, Сомерсет, Англия. Общее число произведенных вертолетов - 451, 267 из них были построены для использования в военно-морском флоте.

Описание конструкции

Крыло и оперение

Лопасти несущего винта композитные. Втулка несущего винта и части гибкого кронштейна сделаны полыми, штамповкой, как титановый моноблок. Лопасти хвостового ротора имеют лонжероны из легкого сплава, обшивку и заднюю часть - из нержавеющей стали, как и главный винт.

Шасси

Не убирающиеся трубчатые механизмы с противоскольжением. Предусматривается пара регулируемых наземных колес на каждой стороне рамы, переднее - двойное. Оборудование для посадки на воду - опционально.

Силовая установка

В настоящее время доступны варианты включают два ГТД Rolls-Royce Gem 42-1, каждый рассчитан на 835kW, или два LHTEC CTS800-4N, каждый рассчитан на 995kW. Оценка передачи 1,372kW. Выхлопные диффузоры для подавления ИК дополнительно на боевых модификациях.

Вооружение и оборудование

Стрелково-пушечное:

  • 2х 20-мм пушки Oerlikon KAD-B с 570 патронами
  • 1х 7.62-мм пулемет

Навесное:

  • 8х ПТУР BGM-71 TOW или HOT,
  • 8х AGM-114 Hellfire (+ 8 в кабине),
  • ПУ 68-мм или 70-мм НУР,
  • УР воздух-воздух/воздух-поверхность.

Модификации

  • Lynx AH.7 - модификация с ГТД Rolls-Royce Gem Mk 41-1
  • Lynx AH.9 - модификация с ГТД Rolls-Royce Gem Mk 42-1
  • Battlefield Lynx - вариант с смонтированной на кабине системой наведения для 8 ПТУР BGM-71 TOW.
  • Battlefield Lynx 800 - вариант Battlefield Lynx с ГТД LHTEC (Allison/Garrett) T800.

Версии

Первичная схема

  • Lynx AH.Mk 1 - Вертолет общего назначения для Британской армии, возможно многоцелевое использование;
  • Lynx HAS.Mk 2 - Вертолет общего назначения для Британского флота, возможно многоцелевое использование;
  • Lynx Mk 2 (FN) - Версия для Французкого флота;
  • Lynx HAS.Mk 3 - Противолодочная верси для Британских ВМС;
  • Lynx HAS.Mk 3 ICE - Два вертолета сделанных для Британских ВМС ради работы в условиях низких температур;
  • Lynx HAS.Mk 4 (FN) - Версия Lynx HAS.Mk 3 для Французского флота;
  • Lynx AH.Mk 5 - Вертолет общего назначения для Британской армии, возможно многоцелевое использование. Усилены движки;
  • Lynx AH.Mk 7 - Вертолет общего назначения для Британской армии, возможно многоцелевое использование, переработан, используется и сейчас;
  • Lynx HAS.Mk 8 - Вертолет общего назначения для Британских ВМС, возможно многоцелевое использование, переработан, используется и сейчас;
  • Super Lynx Lynx AH.Mk 9 - Боевой вертолет Британской армии, используется и сейчас. Экспортное название - Battlefield Lynx;
  • Lynx Mk 21 - Версия Lynx HAS.Mk 2 для Бразильских ВМС;
  • Lynx Mk 22 - Не построенная версия для Египетских ВМС;
  • Lynx Mk 23 - Версия Lynx HAS.Mk 2 для Аргентинских ВМС;
  • Lynх Mk 24 - Не построенная версия для Иракской армии;
  • Lynx Mk 25 - Версия Lynx HAS.Mk 2 для Нидерландских ВМС;
  • Lynx Mk 26 - Не построенная версия для Иракской армии, не вооружен;
  • Lynx Mk 27 - Версия Lynx HAS.Mk 2 для Нидерландских ВМС, улучшенная;
  • Lynx Mk 28 - Версия Lynx HAS.Mk 1 для полиции Катара;
  • Lynx Mk 80 - Версия Lynx HAS.Mk 2 для ВМС Дании;
  • Lynx Mk 81 - Версия Lynx HAS.Mk 2 для Нидерландских ВМС, улучшенная;
  • Lynx Mk 82 - Не построенная версия для Египетской армии;
  • Lynx Mk 83 - Не построенная версия для Саудовской армии;
  • Lynx Mk 84 - Не построенная версия для армии Катара;
  • Lynx Mk 85 - Не построенная версия для армии ОАЕ;

По техническим характеристикам «Линкс» фирмы «Вестланд» — лучший средний корабельный вертолет в мире. От первоначальной концепции WG.13, которая сформировалась из англо-французского вертолетного соглашения 1967 г. В итоге был создан ряд вариантов, которые очень расширили возможности вертолета. Хотя все они имеют практически одинаковые габариты, поздние варианты оснащены более мощными двигателями для компенсации возросшей массы. Дальнейшая модернизация вертолета «Вестланд» 30 (вариант с увеличенным фюзеляжем) открыла путь к машинам, которые полностью уравниваются по своим возможностям с вертолетом «Сикорский» SH-60B, но при этом более компактным.

Первая военно-морская модификация, «Линкс» HAS.MK 2 для Королевского военно-морского флота совершила первый полет в феврале 1976 г. Силовая установка — два двигателя «Гем» 2, мощностью по 750 л.с. (559 кВт). Вхаетная масса 4309 кг, экипаж два (три при выполнении противолодочной обороны или поисково-спасательной операции). Вертолет имеет оборудование для решения широкого круга задач при корабельном базировании, включая противолодочную оборону, поисково-спасательное оборудование, поиск и нанесение ударов по надводным кораблям, разведку, транспортировку солдат (обычно 10 человек), огневую поддержку, связь и доставку грузов, зависая над кораблем, находящимся в море.

Оборудование всех этих моделей включает поисковую радиолокационную станцию «Сиспрэй» фирмы «Ферранти», которая установлена на 60 «Линксах» HAS.MK 2 Королевского ВМФ. Аналогичные машины французских военно-морские силы оснащены радиолокационной станцией «ОМЕРА-Сигид» ORB 31W. Поиск подводных лодок может осуществляться с помощью опускаемых гидролокаторов «Бендикс» или «Алкатель» или магнитометра.

Базовая модель «Линкса» имеет одну из наиболее современных в мире систем управления полетом, которая, вместе с обширным навигационным оборудованием, позволяет пилотировать вертолет с требуемой точностью даже в условиях самой плохой погоды, что было наглядно доказано в течение более чем 3000 часов налета в ходе боевых действий в районе Фолклендских островов в 1982 г. В течение этой кампании впервые применили новые противокорабельные ракеты «Си Скьюа». Ракеты «Си Скьюа» использовалось также эффективно в ходе войны в Заливе. В 1979 г. Королевский флот Нидерландов принял модернизированный вариант «Линкс» Мк.27, первый в семействе Мк.2. Оснащенный двигателями «Гем» 41-1, он имеет полную массу в пределах от 4736 кг до 4990 кг. Последние серии для авиации военно-морских сил Великобритании и Франции имеют этот новый стандарт, который позволяет реализовать большие возможности. Модификация «Линкс» 3 имеет массу 5443 кг. «Линкс» 4 будет иметь взлетную массу 6577 кг и винт с 5 лопастями. Королевский ВМФ использует Мк.8. Более безопасная модель вертолета «Линкс» эксплуатируется Малайзией и Южной Кореей.

Тактико-технические характеристики «Линкс» HAS.Mk 2

  • Тип: многоцелевой вертолет корабельного базирования;
  • Силовая установка: два газотурбинных двигателя «Гем» 2 фирмы «Роллс-Ройс», мощностью по 750/900 л.с. (559/671 кВт);
  • Вооружение: две самонаводящиеся противолодочные торпеды Мк.44, Мк.46 или «Стингрэй», или четыре противокорабельные ракеты «Си Скьюа» фирмы ВАе, или две глубинные бомбы Мк.П.;
  • Максимальная крейсерская скорость: 232 км/ч;
  • Время на противолодочный поиск на дальности 93 км: в течение 2 ч;
  • Перегоночная дальность: 1046 км (650 миль);
  • Масса: пустого 2740 кг, максимальная взлетная 4309 кг (у первых машин) или 4763 (у последних серий);
  • Размеры: диаметр несущего винта 12,80 м; длина полная 15,16 м; высота 3,6 м; ометаемая площадь 128,71м 2 .

Под руководством фирмы «Уэстленд» был создан уникальный многоцелевой вертолет «Линкс», способный выполнять задания в интересах сухопутных войск и флота. Он также применяется для борьбы с танками, может вести разведку, уничтожать подводные лодки, а также вести борьбу с надводными кораблями.

Вертолет «Линкс» представляет собой легкую и достаточно компактную винтокрылую машину, способную базироваться на небольших кораблях и выполнять противолодочные операции,а также решать различные задачи в составе сухопутных войск. Конструкция вертолета изготовлена преимущественно из обычных алюминиевых сплавов, некоторые съемные панели, двери и различные обтекатели сделаны из стеклопластика. Из композитов изготовлены лопасти несущего винта. На самых новейших модификациях «Супер Линкс» и «Бэттлфилд Линкс» применяются усовершенствованные цельнокомпозиционные лопасти несущего винта, разработанные в рамках программы BERP (British Experimental Rotor Programme) и позволившие заметно увеличить крейсерскую скорость и уменьшить уровень вибрации.

В передней части кабины сидят пилот и второй пилот или оператор-наблюдатель. За ними на легких откидных сиденьях могут разместиться до 10 вооруженных солдат. Вертолет «Супер Линкс» имеет под носовой частью фюзеляжа поисковую РЛС кругового обзора Ферранти «Си Спрей» и Эллайд Сигнал RDR 1500. Для сопровождения и борьбы станками армейский вариант вертолета оснащается 20-мм пушками, контейнерами с PC и ПТУР «Тоу», НОТ или «Хэллфайр» в количестве до восьми штук. В состав вооружения противолодочной машины входят две самонаводящиеся торпеды «Стингрей», а противокорабельный вертолет может нести до четырех ракет «Си Скьюа» или две ракеты «Пингвин». Фирма «Уэстленд» (в настоящее время «Агуста – Уэстленд») построила более 430 вертолетов «Линкс» для вооруженных сил Великобритании и семи других стран и до сих пор продолжает их выпуск.


Вертолет «Линкс» имеет вполне обычную, почти полностью цельнометаллическую конструкцию. При этом в ней удачно сочетаются некоторые технические новшества. Не последнее место среди них занимает несущий винт, у которого втулка и торсионы лопастей представляют собой монолитную конструкцию из титана


Вертолет «Линкс» 3 был построен фирмой «Уэстленд» для демонстрации его возможностей в качестве боевого. Он имел хвостовую балку от вертолета WG.30, более мощные двигатели и переделанные воздухозаборники, а также несущий винт типа BERP


После окончания Второй мировой войны фирма «Уэстленд» решила сменить вывеску, перейдя от разработки и производства легких самолетов к созданию вертолетов.Сначала она занялась лицензионным производством вертолетов фирмы «Сикорский», значительно их доработав. Получив определенный опыт, «Уэстленд» начала разработку собственных машин. Этому способствовало и то,что в результате реструктуризации авиационной промышленности в 1959-1960 гг. она оказалась практически единственной в Великобритании, понимающей толк в вертолетной технике. Свою деятельность в вертолетной сфере она начала с исследований будущих военных вертолетов. Первым проектом был вертолет W.3, оснащенный ГТД Пратт-Уитни PT6T. Этот вертолет был разработан в соответствии с требованиями SR358, выработанными ВВС и ВМС Великобритании к среднему тактическому вертолету. На базе этого вертолета, позднее получившего обозначение W.13, были созданы различные варианты. В октябре 1964 г. армия разработала техническое задание OR3335, предусматривающее создание многоцелевого вертолета с экипажем из двух человек, способного перевозить со скоростью 275 км/ч семь полностью экипированных солдат.

В июне 1966 г. это задание было дополнено требованием сделать вертолет, который можно будет использовать на борту фрегатов или эскадренных миноносцев, особо оговорив эксплуатацию в условиях сильной качки.

В это же время во Франции были разработаны почти аналогичные требования. В результате 22 февраля 1967 г. было подписано англо-фран- цузское соглашение о совместных работах по вертолетам WG.13, SA 330 «Пума» и SA 341 «Газель». По вертолету WG.13 фирма «Уэстленд» была назначена головной за создание машин для английской армии, а французская «Сюд-Авиасьон» (в дальнейшем «Аэроспась- яль») стала руководить разработкой разведывательного вооруженного варианта и палубного противолодочного.

Официальное «добро» было получено в июле 1967 г., и работа закипела.Задача создания вертолета облегчалась тем, что был разработан ГТД Роллс-Ройс RS.360 мощностью 900 л. с. (двигатель сначала зародился на фирме «Бристоль Сиддли» как BS.360). Но у «Роллс-Ройс» что-то не заладилось, там никак не могли получить заданную мощность. Поэтому первый полет вертолета, которому присвоили имя «Линкс», пришлось отложить почти на восемь месяцев.

В соответствии с контрактом требовалось построить 13 опытных вертолетов. Первый из них поднялся в воздух 21 марта 1971 г. Вертолет № 3 взлетел 28 сентября в том же году, а вертолеты N24 и 2, соответственно 8 и 24 марта 1972 г. Наконец, в 1971 г. двигатель RS.360, названный «Джемом», развил требуемую мощность. С этим двигателем «Линкс» сразу показал требуемые характеристики, установив попутно мировой рекорд скорости 321,74 км/ч.

12 апреля 1972 г. начались летные испытания первого вертолета АН.Мк.1, предназначенного для британской армии. Первый полет палубного вертолета HAS Mk.2 для Королевского флота состоялся 25 мая 1972 г. К сожалению, в том же году 21 ноября он потерпел катастрофу. Палубный вертолет отличался от сухопутного удлиненным носовым обтекателем для размещения антенны поисковой РЛС и передней опоры шасси. Впервые вертолет сел на палубу корабля 29 июня 1973 г. Выполнил эту посадку второй вертолет HAS.Mk.2. В различных войсковых испытаниях приняли участие 11 вертолетов. Первый серийный вертолет «Линкс» АН. Мк.1 с двигателями «Джем» 2 полетел 11 февраля 1977 г.

Второй этап развития вертолетов семейства «Линкс» связан с созданием палубного варианта «Супер Линкс» и армейского «Бэттлфилд Линкс», которые позднее стали обозначаться Мк.8 и Мк.9 в вооруженных силах Великобритании. Эти же вертолеты пошли на экспорт. От предыдущих эти вертолеты отличались усовершенствованным несущим винтом BERP и измененным направлением вращения рулевого винта. У вертолетов возросла взлетная масса, они стали всепогодными, могли летать днем и ночью. Были увеличены дальность полета и платная нагрузка.

В настоящее время в серийном производстве находится несколько моделей: «Супер Линкс» 100 с двигателями Роллс-Ройс «Джем» 42-1, «Супер Линкс» 200, имеющий силовую установку из двух ГТД LHTEC CTS800-4N мощностью по 1350 л. с. и палубный «Супер Линкс» 300 также с двигателями CTS800-4N,но с многофункциональными жидкокристаллическими дисплеями в кабине вместо обычных электромеханических.

Вертолеты «Супер Линкс» активно идут на экспорт. Ежегодно их заказывают десятками штук. Южная Корея заказала 25 вертолетов (под индексом Мк.99), оснащенных поисковой РЛС «Сиспрей» Мк.З, погружаемым гидролокатором противокорабельными ракетами «Си Скьюа». ВМС Португалии купили пять вертолетов под индексом Мк.95 для базирования на фрегатах класса «Васко да Гама». Бразилия для своего флота получила 28 вертолетов Мк.21. Эти вертолеты имеют РЛС «Сиспрей» 3000 и спутниковую навигационную систему GPS. На вооружении ВМС Германии находится 26 вертолетов Мк.88, а ВМС Дании приобрели 8 машин Мк.80 и Мк.90В. В начале 2004 г. вертолеты Мк.120 поступили на вооружение Омана. Вертолеты «Супер Линкс» имеют у себя также Египет, Аргентина, Нидерланды, Норвегия, Малайзия, Таиланд, Нигерия, ЮАР, Катар.

Недавнофирма«Агуста-Уэст- ленд» приступила к разработке вертолета «Фьючер Линкс».


ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Агуста – Уэстленд «Линкс» HAS.Mk.2

Тип. Многоцелевой палубный вертолет

Силовая установка. 2 ГТД Роллс-Ройс «Джем» 42-1 мощностью по 1135 л. с. Летные характеристики. Максимальная крейсерская скорость 230 км/ч, максимальная скороподъемность на уровне моря 11 м/с, боевой радиус 180 км (в поисково-спасательном варианте с 11 спасенными). Массы и нагрузки. Масса пустого вертолета 2740 кг, максимальная взлетная 4765 кг.

Размеры. Диаметр несущего винта 12,8 м, ометаемая площадь 128,71м2 , длина фюзеляжа 11,92 м, высота 3,48 м.

Вооружение. Две торпеды Мк.46 или «Стингрей», две глубинные бомбы Mk.11 или четыре противокорабельные ракеты «Си Скьюа». Для самообороны имеется один пулемет FN НМР калибром 12,7 мм. На внешнем пилоне может устанавливаться система РЭП ALQ-167.


Вертолеты «Линкс» на службе ВМС Великобритании

Вертолету «Линкс» нет равных среди вертолетов, способных базироваться на палубе небольших кораблей. Благодаря малым размерам, хорошей маневренности, наличию гарпунной системы притягивания машины к палубе корабля и эффективного несущего винта, вертолет может эксплуатироваться при большем волнении моря, чем его конкуренты.


Опытные вертолеты «Линкс» WG.13

Первым опытным стал вертолет с номером ХХ469 (показан на фото на переднем плане). От предыдущих опытных машин он отличался более широким носовым обтекателем для размещения антенны РЛС «Сиспрей». Палубный вертолет имел неубирающееся колесное шасси вместо полозков на армейских машинах. В 1972 г. вертолет ХХ469 разбился, и его обязанности взял на себя опытный вертолет ХХ510. Испытания вертолетов министерство обороны Великобритании и ВМС Франции осуществляли до конца 1970-х годов. По их результатам на вооружение и был принят «Линкс» HAS.Mk.2.



«Линкс» HAS.Mk.2

Вертолет «Линкс» HAS.Mk.2 был исходным палубным вариантом в семействе вертолетов «Линкс» для ВМС Великобритании. Он был оптимизирован для базирования на небольших противолодочных кораблях. Палубный «Линкс» является модификацией армейского многоцелевого вертолета «Линкс» АН.Мк.1, отличаясь заменой полоз- кового шасси на неубирающееся колесное и установкой характерных для палубного вертолета систем (навигационной, системы «Гарпун» для притягивания вертолета к палубе корабля при качке, двух надувных аварийных поплавков и складывающейся хвостовой балки). Несущий винт армейского вертолета был хорошо адаптирован для эксплуатации с небольших кораблей, он быстро реагировал на команды системы управления, что особенно было важно при посадке на качающуюся палубу. Морской вертолет имеет внешние узлы для подвески вооружения, включая две торпеды Мк.44 или Мк.4б, двух глубинных бомб Mk.11 или четырех противокорабельных ракет «Си Скьюа». Под носовым обтекателем располагается поисковая РЛС «Сиспрей» Мк.1, хотя основными ее задачами являются наведение ракеты «Си Скьюа» и обеспечение всепогодной эксплуатации. Вертолет HAS.Mk.2 появился на вооружении раньше вертолета АН.Мк.1. Всего британские ВМС получили 60 вертолетов, из которых 53 были в дальнейшем переоборудованы в модификацию HAS.Mk.3. Вертолеты HAS.Mk.2 входили также в состав эскадрильи 700L, сформированной в сентябре 1976 г.

Она функционировала как совместное англо-голландское учебное подразделение. Кроме английских машин, там были два голландских вертолета «Линкс» Мк.25. Один из вертолетов эскадрильи 700L в 1977 г. базировался на борту английского фрегата «Сириус». В середине декабря 1977 г. эскадрилью 700L расформировали. В начале января 1978 г. входившие в нее вертолеты образовали ядро новой учебной эскадрильи № 702, которая была также приписана к штабу ВМС Великобритании. В январе 1981 г. учебные функции у эскадрильи отобрали, и она стала носить № 815 и обслуживать только штаб ВМС. Впервые вертолеты «Линкс» стали нести боевую службу 8 февраля 1979 г. на фрегате «Феб» (класс «Линдер»), Затем вертолеты постепенно распространялись на фрегатах классов «Трайбл», «Линдер» и «Тип 21», эскадренных миноносцах класса «Тип 42», а впоследствии на фрегатах классов «Тип 22» и «Тип 23». Со временем от чисто противолодочных задач вертолеты перешли к борьбе с надводными кораблями, радиоэлектронной разведке и т. д.




«Линкс» 3

Морской вертолет «Линкс» 3 (не путать с вариантом HAS.Mk.3) разрабатывался параллельно с армейским вертолетом «Линкс» 3. Макет вертолета впервые был обнародован в сентябре 1985 г. Он имел поисковую РЛС кругового обзора под носовой частью фюзеляжа, целеуказатель на верхней части носового обтекателя, хвостовую балку и рулевой винт от вертолета WG.30 и низкорасположенный стабилизатор. Развития вертолет не получил, так как предпочтение было отдано более совершенному варианту HAS.Mk.3.




«Линкс» HAS.Mk.3

Вертолет HAS,Mk.3 (верхнее фото) является слегка улучшенной модификацией вертолета HAS.Mk.2 за счет установки доработанных трансмиссии, динамической системы и силовой установки, которые позволили улучшить летные характеристики и несколько увеличить полезную нагрузку. В состав этой нагрузки удалось включить новое оборудование, в частности пассивную систему предупреждения о радиолокационном облучении Рейкал Декка MIR-2 «Орандж Кроп» и буксируемый магнитометр. Вертолет получил новую аварийную систему посадки из четырех надувных баллонов. В состав вооружения были включены противокорабельные ракеты «Си Скьюа». Постройка и поставки вертолетов HAS.Mk.3 состоялись в период марта 1982 г. по апрель 1985 г. Постепенно сохранившиеся вертолеты HAS.Mk.2 были переоборудованы в варианты HAS.Mk.3/3S. С началом военной службы вертолеты HAS.Mk.3 подвергались различным модификациям, перечисленным ниже.

«Линкс» HAS.Mk.3GM (фото вверху справа). Вертолеты данной модификации были доработаны для эксплуатации в районе Персидского залива и входили в число 14 вертолетов, принимавших участие в операции «Гренби», проводимой вооруженными силами Великобритании. В вариант 3GM (Granby Modification) было переоборудовано 18-19 вертолетов. Все вертолеты, как полагают, должны были иметь систему MIR-2. Над дверями кабины экипажа были установлены постановщики тепловых помех Лорал «Челленджер», которые позднее были сняты с целью снижения массы пустого вертолета, а также из-за того, что палубные вертолеты «Линкс» не подвергались опасности со стороны ПЗРК с тепловой головкой наведения. Во время операции «Шторм в пустыне» вертолеты «Линкс» Королевских ВМС добились 17 попаданий ракетами «Си Скьюа» в иракские корабли, из которых 12 было потоплено.

«Линкс» HAS.Mk.3S. Вертолеты HAS.Mk.3, оснащенные системой засекречивания УКВ связи GEC-Маркони AD3400, получили обозначение HAS.Mk.3S, где буква «S» означала «secure», т. е. «безопасность».

Имелись сведения, что третья серийная партия вертолетов HAS.Mk.3 была построена сразу в варианте Mk.3S.

«Линкс» HAS.Mk.31CE (правое нижнее фото). Специально для условий Антарктики было переоборудовано некоторое количество «Лин- ксов». На поверхности фюзеляжа выделили яркой оранжевой краской носовой обтекатель, центральную часть фюзеляжа и хвостовые секции концевой балки. В состав бортового оборудования включили специфические системы, например, контейнер с телекамерой, передававшей изображение находящейся непосредственно под вертолетом поверхности, и перископ в кабине экипажа. Системы, завязанные на ракеты «Си Скьюа», сняли в соответствии с международными договорами о демилитаризации Антарктиды.

«Линкс» HAS.Mk.3SICE. Вертолеты Mk.3ICE после оснащения системой AD3400 стали иметь обозначение Mk.3SICE. В течение семимесячного пребывания корабля «Индьюранс» в районе Антарктиды в 1999 г. два вертолета «Линкс» проводили исследования в заливе Кэролла, занимаясь аэрофотосъемкой и сбором данных о состоянии окружающей среды.

«Линкс» HAS.Mk.3CTS. Этот вертолет служил для летной отработки центральной тактической системы (CTS) Рейкал RAMS 4000, призванной уменьшить нагрузку на экипаж и предназначенной для вертолета «Линкс» НМА. Мк.8.

«Линкс» HAS.Mk.3S/GM. Вертолеты HAS. Mk.3S, переоборудованные для участия в операции «Гренби», официально получили обозначение HAS.Mk.3S/GM.




«Линкс» НМА.Мк.8

Самый усовершенствованный палубный вертолет «Линкс» НМА.Мк.8 до конца 1995 г. обозначался как HAS.Мк.8. Одновременно с ним шло создание армейского многоцелевого вертолета АН.Мк.7. Если вертолеты HAS.Mk.3 модернизировались под требования 1980-х годов, то вертолеты НМА.Мк.8 – это уже машины XXI столетия. Вертолет оснащен двигателями Роллс-Ройс «Джем» 42-200 мощностью по 900 л. е., усовершенствованным несущим винтом BERP и новым рулевым винтом. В состав оборудования вошли самые современные системы, улучшающие возможности вертолета по ведению разведки и борьбы с надводными кораблями, а также позволяющие увеличить автономность. Вертолеты НМА.Мк.8 оснащены новыми цифровыми процессорами для поисковой РЛС «Сиспрей». Имеющие такие процессоры вертолеты получают обозначение HMA.Mk.8DSP (Digital Signal Processing) или HMA.Mk.8(DP). В настоящее время на вертолетах НМА.Мк.8 устанавливаются контейнеры с 12,7-мм пулеметами.

Такие пулеметы ставились на вертолеты HAS.Mk.3GM, хотя информация об их использовании отсутствует. На этапе разработки вертолета НМА.Мк.8 были задействованы машины HAS.Mk.3CTS. Вертолет под номером XZ236 служил для разработки и интеграции системы CTS, вертолет ZD266 – комплекса авионики, а вертолет ZD267 – нового обтекателя для поисковой РЛС под носовой частью фюзеляжа и тепловизионной системы «Си Оул», размещенной на карданной подвеске в обтекателе в носовой части фюзеляжа. В мае 1992 г. бывшая в то время фирма «Уэстленд» получила контракт на модернизацию первых семи вертолетов из запланированных 44. Потом было заключено еще четыре подобных контракта. Первый модернизированный вертолет был поставлен в июле 1994 г. в учебное подразделение, сформированное в составе 815-й эскадрильи. К середине 1995 г. первая семерка была поставлена флоту. В феврале 1996 г. первые вертолеты НМА.Мк.8 поступили в 702-ю эскадрилью. Первые полеты в морских условиях вертолет выполнил в конце 1995 г. на борту фрегата «Монроуз» (класс «Тип 23»), Переоборудование всех 44 вертолетов планировали завершить в 2003 г.






«Линксы» за рубежом

Палубные вертолеты «Линкс» активно поставлялись на экспорт во многие страны. Фирма-разработчик выпускала вертолеты в соответствии с пожеланиями заказчика. Это касалось и двигателей, и оборудования.


Бразилия – «Линкс» Мк.21, «Супер Линкс» Мк.21А

Вертолеты Мк.21 были вариантом вертолетов HAS.Mk.2 британских ВМС, имели на вооружении противокорабельные ракеты «Си Скьюа», глубинные бомбы Мк.9 и торпеды Мк.46. Первый полет вертолет совершил 30 сентября 1977 г. Было построено девять машин, послед няя полетела 14 апреля 1978 г. В ВМС Бразилии вертолеты получили обозначение SAH-11. С 1978 г. входят в состав эскадрильи ударных вертолетов НА-1, расположенной на базе в Сан-Педро-де-Альдейя. Вертолеты приписаны к фрегатам класса «Нитерой».

Бразилия также получила 14 вертолетов «Супер Линкс» Мк.21А: девять новой постройки и пять, переоборудованных из вертолетов Мк.21. Контракт стоимостью 150 млн. фунтов стерлингов на поставки этих вертолетов был подписан в 1993 г. Вертолеты Мк.21А во многом соответствуют вертолетам Мк.95, находящимся на вооружении ВМС Португалии. Отличаются установкой поисковой РЛС кругового обзора «Сиспрей» 3000 и узлами крепления тепловизионной системы FUR, контейнеров с разведывательной аппаратурой и погружаемой ГАС. На вертолетах стоят ГТД «Джеи» 42-1 мощностью по 1120 л. с. и несущий винт с цельнокомпозиционными лопастями. Первый модифицированный вертолет выполнил полет 23 марта 1996 г., а первый вновь построенный -12 июля 1996 г.



Аргентина – «Линкс» Мк.23

Два аргентинских вертолета «Линкс» Мк.23 (первые полеты состоялись 17 мая и 23 июня 1978 г.) служили для целей ПЛО и базировались на борту эскадренных миноносцев «Геркулес» и «Сантисима Тринидад» (бывшие английские корабли класса «Тип 42», полученные из Великобритании). Во многом они были идентичны английским вертолетам HAS.Mk.2 и бразильским Мк.21. Накануне войны с англичанами из-за Фолклендских островов оба вертолета находились на базе в Порт-Стэнли и сыграли незначительную роль в боевых действиях. Один вертолет с бортовым номером З-Н-42 0735 (показан на верхнем фото) разбился 2 мая 1982 г., а второй после этого случая не летал и был в ноябре 1987 г. продан Дании.


Дания – «Линкс» Мк.80, Мк.90 и «Супер Линкс» Мк.90В

Дания закупила 10 вертолетов (восемь в варианте Мк.80 и два – Мк.90) для охраны рыболовства. Эти вертолеты привлекли датчан двумя надежными двигателями, обеспечивающими безопасность эксплуатации, и возможностью заправляться топливом в полете, зависая над кораблем. Специально для этого была спроектирована заправочная система HIFR (Helicopter In-Flight Refuelling). Все датские вертолеты «Линкс» представляли собой варианты вертолетов HAS. Mk.3 с РЛС «Сиспрей». Первые восемь машин являлись вновь изготовленными вертолетами Мк.80. Первый полет такой вертолет совершил 3 февраля 1980 г. Два вертолета Мк.90 были куплены в 1987 – 1988 гг. для замены двух вертолетов Мк.80, разбившихся в 1985 и 1987 гг.

Находящиеся на вооружении вертолеты проходят модернизацию в соответствии с программой MLU, которая за рубежом обычно выполняется с целью продления эксплуатационного ресурса. После модификации вертолеты получают обозначение Мк.90В.



Нидерланды – «Линкс» Мк,25, Мк.27, Мк.81 и «Линкс» STAMOL

Первые шесть голландских «Линксов» Мк.25 были аналогами английских машин HAS.Mk.2 и приобретались как поисково-спасательные. Их первые полеты состоялись в период между 23 августа 1976 г. и 16 сентября 1977 г. Получив местное обозначение UH-14A, вертолеты также применялись для учебных целей, в качестве транспортных и для обеспечения антитеррористического подразделения ВВЕ, входившего в состав Королевского корпуса морской пехоты.

Вертолеты Mk.27 (SH-14B) также являлись подобием вертолетов HAS.Mk.2, но имели силовую установку из двух ГТД «Джем» 4 Мк.1010 мощностью по 1120 л. с. Десятка противолодочных вертолетов Мк.27 предназначалась для размещения на фрегатах классов «Тромп», «Кортенаар» и «Ван Спейк». Первый полет машина совершила 6 октября 1978 г. В состав противолодочного комплекса входили погружаемая ГАС Алкател DUAV-4A и одна-две торпеды Мк.46.

Третья партия вертолетов под индексом Мк.81 представляла собой дооборудованные вертолеты HAS.Mk.3. В ВМС Нидерландов они имели обозначение SH-14C. Первый полет этого вертолета состоялся 9 июля 1980 г. Сначала на вертолетах SH-14C не было погружаемой ГАС, вместо нее стоял буксируемый магнитометр Тексас Инструменте AN/ASQ-81(V)2. Но он оказался неэффективным и был снят. С этого момента вертолеты SH-14C стали применяться как учебные и многоцелевые.

По программе STAMOL оставшиеся в эксплуатации 22 вертолета «Линкс» были модернизированы в вариант SH-14D, который стал стандартным для ВМС Нидерландов. Во многом они походили на вертолеты SH-14B, оснащенные ГАС. На вертолетах устанавливались более мощные ГТД, усовершенствованные лопасти несущего винта и новая авионика. Предполагали использовать более эффективную РЛС, но из- за нехватки средств от нее отказались в пользу более дешевой тепловизионной системы FUR.



Франция – «Линкс» Mk.2(FN), Mk.4(FN)

Вертолет Mk.2(FN) представлял собой вертолет HAS.Mk.2 с увеличенной до 4765 кг взлетной массой. Такую же взлетную массу имели голландские вертолеты «Линкс» Мк.27 с двигателями «Джем» 4. С самого начала разработки вертолет Mk.2(FN), показанный на нижнем фото, предназначался и для противокорабельных операций. В британском флоте вертолеты «Линкс» получили такую возможность позднее и только при существенном переоборудовании. На французских вертолетах вместо локатора «Сиспрей» устанавливалась станция OMERA-SEGID ORB31W. В состав вооружения входили ракеты Аэроспасьяль AS 12. Первый полет вертолет выполнил 24 октября 1979 г. Всего было изготовлено 26 штук.



Малайзия – «Супер Линкс»

В сентябре 1999 г. было объявлено о продаже Королевскому флоту Малайзии шести вертолетов «Супер Линкс» для замены устаревших вертолетов «Уосп». Подробностей о составе их оборудования и вооружения нет.


Норвегия – «Линкс» Мк.86

ВВС Норвегии заказали шесть вертолетов «Линкс» для последующей передачи Береговой охране для использования в качестве поисково-спасательных, охраны рыболовства и экологического мониторинга. Первая машина поднялась в воздух 23 января 1981 г. Вертолеты входили в состав 337-й эскадрильи в Бардуфосе, а базировались на патрульных кораблях класса «Нордкап», выполняя работы в Северной Атлантике выше 65° северной широты.

Вертолеты Мк.86, оснащенные двигателями «Джем» 4 Мк.1010, не имели складывающуюся хвостовую балку, как на других палубных вертолетах «Линкс». На них стояла РЛС «Сиспрей», а в дополнение к обычным средствам радиосвязи в КВ и УКВ диапазонах устанавливались специальные средства связи, применяемые в полиции и спасательных службах. Вертолеты были снабжены специальной телекамерой, которая позволяла четко зафиксировать место нарушения территориальных вод. Установленная спасательная лебедка использовалась для высадки инспекторов на борт подозрительного судна для его проверки. Лебедка также служила для подачи шланга для подключения к топливной заправочной системе HIFR. Норвегия очень активно использует вертолеты «Линкс», налет у них чрезвычайно боль шой. В связи с этим в ближайшее время будет поставлен вопрос о закупке нового вертолета.



Португалия – «Супер Линкс» Мк.95

ВМС Португалии выбрали вертолет «Супер Линкс» в качестве противолодочного. Заказ на пять вертолетов был оформлен 2 ноября 1990 г. Хотя вертолеты и назывались «Супер Линкс» и номинально были вариантами НМА.Мк.8, на них отсутствовала пассивная тепловизионная система «Си Оул» в носовом обтекателе, применяемая на английских вертолетах. Зато на них стояла спутниковая инерци- альная навигационная система Рейкал RNS252 с оборудованием GPS, поисковая РЛС Бендикс RDR1500 в обтекателе под носовой частью фюзеляжа и погружаемая ГАС Бендикс AN/AQS-18(V). Все это было впервые применено на вертолетах

«Супер Линкс». Пять вертолетов Мк.95 предназначались для фрегатов класса «Васко да Гама». В обычное время машины содержались на базе в Монтихо недалеко от Лиссабона. Три португальских вертолета были построены заново, а два были переоборудованы из английских HAS.Mk.3. Первый модернизированный вертолет полетел 27 марта 1992 г., а вновь построенный – 9 июля 1993 г.



Нигерия – «Линкс» Мк.89

Последние серийные вертолеты HAS.Mk.3 продавались Нигерии в варианте Мк.89, который был аналогичен немецкому вертолету Мк.88, но без погружаемой ГАС, зато со складывающейся хвостовой балкой. Нигерийские вертолеты имели двигатели Роллс-Ройс «Джем» 43-1 Мк.1020 мощностью по 1135 л. е., адаптированные к работе 8 условиях высоких температур и горной местности. Первый вертолет полетел 29 сентября 1983 г. Нигерия получила три вертолета, из которых сформировали 101-ю эскадрилью.



Пакистан – «Линкс» HAS/Mk.3(P)

В июне 1994 г. Пакистан подписал соглашение о покупке из запасов ВМС Великобритании трех вертолетов «Линкс» HAS.Mk.3, оговорив приобретение в дальнейшем еще трех машин. Вертолеты предназначались для базирования на трех из шести фрегатах класса «тип 21», также закупленных в Великобритании. Перед поставкой вертолеты прошли «косметический» ремонт, во время которого было снято все оборудование, связанное с использованием противокорабельных ракет «Си Скьюа».


Катар – «Линкс» Мк.28

Полиция Катара была единственным покупателем вертолетов в вари анте НС.Мк.28. Она получила три вертолета, которые были аналогами вертолетов «Линкс» АН.Мк.1 английской армейской авиации. Отличались они внешне только установкой противопыльных фильтров на воздухозаборниках двигателей. Первый вертолет Мк.28 полетел 2 декабря 1977 г. Все три машины катарская полиция получила в 1978 г. Карьера у вертолетов Мк.28 оказалась недолгой. В 1991 г. они были проданы английской фирме «Бритиш Аэроспейс», которая потом их передала министерству обороны Великобритании.



Южная Корея – «Супер Линкс» Мк.99

Южная Корея стала первой страной-экспортером вертолетов «Супер Линкс», заказав их в 1988 г. Сначала вертолеты назвались «Супер Линкс» 9, так как цифра «9» у корейцев олицетворяет счастливое будущее. Затем они стали обозначаться Мк.99. Южнокорейские вертолеты, хотя и относятся к семейству «Супер Линкс», не оснащаются несущим винтом BERP с цельнокомпозиционными лопастями. На вертолете стоит новая РЛС «Сиспрей» Мк.З, закрытая обтекателем под носовой частью фюзеляжа. Всего было куплено 12 вертолетов. Они предназначены для эскадренных миноносцев классов «Аллен Самнер» и «Гиринг». Фактически они входят в состав 627-й эскадрильи, дислоцированной на базе в Чинхае (Chinhae). В состав вооружения вертолетов входят противолодочные торпеды Мк.44 и противокорабельные ракеты «Си Скьюа». Первый полет вертолет Мк.99 совершил 16 ноября 1989 г. Поставки заказанных машин состоялись между июлем 1990 г. и маем 1991 г. Среди поставленных вертолетов отсутствовала машина с серийным номером 90-0704, так как цифра «4» в Корее символизирует несчастье.



ЮАР – «Супер Линкс» Мк.64

Для ВВС ЮАР заказаны четыре вертолета «Супер Линкс» Мк.64, которые должны быть поставлены в третьем квартале 2007г. Вертолеты оснащены поисковой РЛС Телефоникс APS-143B с круговым обзором, теплопеленгатором Денел Оптроникс FLIR и другим оборудованием, разработанным фирмами ЮАР.



Германия – «Линкс» Мк.88 и «Супер Линкс» Мк.88А

Вертолеты ВМС ФРГ «Линкс» Мк.88 представляли собой обычные английские вертолеты HAS.Mk.3. Однако они не имели систему складывания хвостовой балки, хотя предназначались для размещения на небольших кораблях. Вертолеты были оснащены погружаемой ГАС Бендикс AN/AQS-18(V). Было построено 19 вертолетов, которые базировались в Нордхольце. Первый из этих вертолетов поднялся в воздух 26 мая 1981 г. Позднее 17 вертолетов были переоборудованы в вариант «Супер Линкс» Мк.88А с усовершенствованными системами. В сентябре 1996 г. был оформлен заказ стоимостью 100 млн. фунтов стерлингов на семь вертолетов Мк.88А новой постройки. Первый из них полетел 1 мая 1999 г. (бортовой номер 83+21, показан на фото). Вертолет Мк.88А похож на бразильский Мк.21А. На нем стоят поисковая РЛС GEC-Маркони «Сиспрей» 3000 и тепловизионная система GEC-Сенсорс MST FLIR в носовой части фюзеляжа на турельной подвеске.



На фото показан первый, доставленный из США вертолет Сикорский SH-3D в момент взлета с площадки в доках Эйвонмот 11 октября 1966 г. Пилотировал вертолет главный летчик-испы- татель фирмы «Уэстленд» Слим Сиэрс. Первый вертолет «Си Кинг» HAS.Mk.1 лицензионной сборки полетел только через три с лишним года

Вертолёт Agusta-Westland Super Lynx представляет собой экспортный вариант вертолёта Lynx HAS Mk.8 с радиолокатором Sea Spray Mk.3 и двумя газотурбинными двигателями Gem Мк42-1. Бортовое оборудование вертолёта комплектуется под требования заказчика. Предусмотрена возможность установки опускаемой гидроакустической станции, лёгких противокорабельных ракет и лёгких торпед. Первые заказы на эти вертолёты поступили от ВМС Бразилии (Super Lynx Mk.21A) и Португалии (Super Lynx Mk.95) в варианте с установленной в подфюзеляжном обтекателе РЛС RDR-1500 и опускаемой гидроакустической станицей ASQ-1. Южная Корея заказала вертолет Super Lynx Mk.99 с противокорабельными ракетами Sea Skua, радиолокатором Sea Spray Mk.3, инфракрасной системой обзора передней полусферы и аппаратурой РЭБ. Позже были получены заказы от ВМС Германии (Super Lynx Mk.88А) и Дании (Super Lynx Mk.90B).

Модернизированный вариант Super Lynx 300 заказали Малайзия, Оман, ЮАР и Таиланд. На Super Lynx 300 установлены два газотурбинных двигателя LHTEC CTS800-4N, приборное оборудование выполнено на основе многофункциональных дисплеев. Первый полет Super Lynx 300 выполнил 12 июня 2001 года. Силовая установка повышенной мощности значительно увеличила возможности вертолёта при его эксплуатации в условиях жары и высокогорья. 22 июня 2006 года министерство обороны Великобритании выделило миллиард фунтов стерлингов на программу разработки и испытаний вертолета Future Lynx. Армия и ВМС Великобритании намерены заказать 40 и 30 таких вертолетов, причем заказ может быть увеличен до 45 и 35 машин соответственно. Future Lynx позиционируется как вертолёт с классическими динамическими системами, но с новейшим бортовым оборудованием, хотя часть систем планируется заимствовать у вертолета Super Lynx. Фюзеляж будет перепроектирован. С целью увеличения внутреннего объема ему придадут треугольную в сечении форму В качестве силовой установки рассматриваются два двигателя LHTEC CTS800. Первый полет вертолёта Future Lynx запланирован на 2009 год начало поставок - на 2011 год. Принятие на вооружение армейского варианта ожидается в 2014 году, морской модификации - в 2015-м

Фюзеляж вертолета Super Lynx - цельнометаллический, типа полумонокок. Особенностью конструкции является отсутствие перегородки между кабиной пилотов и основной кабиной. С боков основной кабины расположены большие сдвижные двери. На опытных машинах в каждой двери было прорезано по три окна, на серийных - по одному, но большего размера. Для внешней подвески грузов и вооружения с каждой стороны фюзеляжа предусмотрены универсальные фланцевые узлы крепления. Носовая часть фюзеляжа имеет большие поверхности остекления, обеспечивающие хороший обзор. Хвостовая балка - монококовой конструкции выполнена из легких сплавов и заканчивается стреловидной концевой балкой, выполняющей роль вертикального оперения. Несущий винт - четырехлопастный, с полужестким креплением лопастей. В конструкции втулки отсутствуют горизонтальные и вертикальные шарниры. Лопасти прямоугольной в плане формы, взаимозаменяемые, обшивка лопастей изготовлена из стеклопластика. Конструкция втулки и крепление лопастей несущего винта с использованием только осевого шарнира обеспечивают безопасную эксплуатацию на всех режимах, включая полет с максимальной скоростью вблизи земли. В верхней части фюзеляжа установлены два двигателя Rolls-Royce Gem Mk. 42-1.

Система управления вертолётом - гидравлическая бустерная. Основные топливные баки располагаются по бортам фюзеляжа за кабиной. Кроме основных, имеются два расходных бака и один резервный, который находится под полом передней части кабины. Все топливные баки протектированы и выдерживают попадания пуль калибром до 15 мм. Для уменьшения вероятности пожара при повреждениях от зенитного огня внешние трубопроводы топливной системы сведены до минимума. На Super Lynx установлен автопилот с двухкратным peзервированием, УКВ/KB приемопередающая радиостанция, резервная УКВ радиостанция, всенаправленный УКВ радиомаяк, доплеровская радионавигационная система, гировертикаль, гирокомпас и тактическая навигационная система TANS фирмы Декка. Морской вариант отличается от сухопутного трехопорным колесным шасси с одиночными основными колесами и спаренными носовыми, а также увеличенным обтекателем носовой части фюзеляжа. Увеличение габаритов вызвано установкой поисковой РЛС Ферранти "Сиспрей" или ORB-31/W французской фирмы Омера-Сежид. В большой степени морской и сухопутный варианты отличаются составом бортового оборудования.

Технические характеристики Super Lynx
Экипаж - 2 + 2 чел
Диаметр главного винта - 12,80 м
Диаметр хвостового винта - 2,21 м
Длина - 11,92 м
Высота - 3,67 м
Масса, кг
- пустого - 2740
- максимальная взлетная - 5330
Внутренние топливо - 973 л
Тип двигателя - 2 ГТД Rolls-Royce Gem Mk. 42-1
Мощность - 2 х 1135 л.с.
Максимальная скорость - 282 км/ч
Крейсерская скорость - 232 км/ч
Практическая дальность - 1047 км
Дальность действия - 685 км
Скороподъемность - 661 м/мин
Практический потолок - 5500 м
Статический потолок - 2275 м
Полезная нагрузка: 9 солдат или 10 пассажиров или 907 кг груза в кабине или 1360 на подвеске.
Вооружение: Боевая нагрузка - 726 кг на 2 узлах подвески: 4 торпеды Mk.46 или Mk.44 или Stingray или A244/S, или 4 ПКР Sea Skua или АМ.39 Exoce или Penguint, или 4 глубинные бомбы Mk.11.