История успеха Акио Морита, основателя Sony Corporation. И кто бы мог подумать, что именно Морита впоследствии пойдет против японских традиций и откажется от семейного бизнеса? Ранние годы

Награды и премии: К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Будучи физиком по специальности, Морита служил офицером в японском флоте в ходе Второй мировой войны . Его семья занималась производством сакэ . В военном исследовательском комитете он познакомился с Масару Ибукой , который в то время искал молодых и талантливых инженеров для собственной компании; 7 мая 1946 года они основали «Токийскую телекоммуникационную инженерную корпорацию» (яп. 東京通信工業 То:кё: цусин ко:гё: , «Тоцуко», Tokyo Tsushin Kogyo K.K.) , предшественницу Sony , с приблизительно 20-ю сотрудниками и первоначальным капиталом в 190000 иен . Ибуке было 38 лет, в то время как Морите было 25.

В начале 1990-х Акио Морита стал известен став соавтором эссе «Япония, которая может сказать нет» с политиком Синтаро Исихарой , который выступал с критикой ведения бизнеса в США, призывал Японию принять более независимую роль в бизнесе и иностранных делах.

Акио Морита умер от пневмонии в возрасте 78 лет.

Оставил после себя книгу воспоминаний «Сделано в Японии».

Награды

Он был награждён Медалью Альберта Британским Королевским Обществом Искусств в ; он был первым японцем, получившим это звание. Двумя годами позже, он получил престижный Национальный Орден Почетного легиона , а в 1991 году он был награждён Орденом Святого Сокровища Первой Степени от императора Японии.

Библиография

  • Акио Морита. Sony. Сделано в Японии = Made in Japan: Akio Morita and Sony. - М .: «Альпина Паблишер» , 2007. - С. 290. - ISBN 5-9614-0466-8 .

Напишите отзыв о статье "Морита, Акио"

Примечания

Отрывок, характеризующий Морита, Акио

– Чиненка! – кричал солдат на приближающуюся, летевшую со свистом гранату. – Не сюда! К пехотным! – с хохотом прибавлял другой, заметив, что граната перелетела и попала в ряды прикрытия.
– Что, знакомая? – смеялся другой солдат на присевшего мужика под пролетевшим ядром.
Несколько солдат собрались у вала, разглядывая то, что делалось впереди.
– И цепь сняли, видишь, назад прошли, – говорили они, указывая через вал.
– Свое дело гляди, – крикнул на них старый унтер офицер. – Назад прошли, значит, назади дело есть. – И унтер офицер, взяв за плечо одного из солдат, толкнул его коленкой. Послышался хохот.
– К пятому орудию накатывай! – кричали с одной стороны.
– Разом, дружнее, по бурлацки, – слышались веселые крики переменявших пушку.
– Ай, нашему барину чуть шляпку не сбила, – показывая зубы, смеялся на Пьера краснорожий шутник. – Эх, нескладная, – укоризненно прибавил он на ядро, попавшее в колесо и ногу человека.
– Ну вы, лисицы! – смеялся другой на изгибающихся ополченцев, входивших на батарею за раненым.
– Аль не вкусна каша? Ах, вороны, заколянились! – кричали на ополченцев, замявшихся перед солдатом с оторванной ногой.
– Тое кое, малый, – передразнивали мужиков. – Страсть не любят.
Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разгоралось общее оживление.
Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня.
Пьер не смотрел вперед на поле сражения и не интересовался знать о том, что там делалось: он весь был поглощен в созерцание этого, все более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорался и в его душе.
В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди батареи в кустах и по речке Каменке, отступили. С батареи видно было, как они пробегали назад мимо нее, неся на ружьях раненых. Какой то генерал со свитой вошел на курган и, поговорив с полковником, сердито посмотрев на Пьера, сошел опять вниз, приказав прикрытию пехоты, стоявшему позади батареи, лечь, чтобы менее подвергаться выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее батареи, послышался барабан, командные крики, и с батареи видно было, как ряды пехоты двинулись вперед.
Пьер смотрел через вал. Одно лицо особенно бросилось ему в глаза. Это был офицер, который с бледным молодым лицом шел задом, неся опущенную шпагу, и беспокойно оглядывался.
Ряды пехотных солдат скрылись в дыму, послышался их протяжный крик и частая стрельба ружей. Через несколько минут толпы раненых и носилок прошли оттуда. На батарею еще чаще стали попадать снаряды. Несколько человек лежали неубранные. Около пушек хлопотливее и оживленнее двигались солдаты. Никто уже не обращал внимания на Пьера. Раза два на него сердито крикнули за то, что он был на дороге. Старший офицер, с нахмуренным лицом, большими, быстрыми шагами переходил от одного орудия к другому. Молоденький офицерик, еще больше разрумянившись, еще старательнее командовал солдатами. Солдаты подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали свое дело с напряженным щегольством. Они на ходу подпрыгивали, как на пружинах.
Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер. Он стоял подле старшего офицера. Молоденький офицерик подбежал, с рукой к киверу, к старшему.
– Имею честь доложить, господин полковник, зарядов имеется только восемь, прикажете ли продолжать огонь? – спросил он.
– Картечь! – не отвечая, крикнул старший офицер, смотревший через вал.
Вдруг что то случилось; офицерик ахнул и, свернувшись, сел на землю, как на лету подстреленная птица. Все сделалось странно, неясно и пасмурно в глазах Пьера.
Одно за другим свистели ядра и бились в бруствер, в солдат, в пушки. Пьер, прежде не слыхавший этих звуков, теперь только слышал одни эти звуки. Сбоку батареи, справа, с криком «ура» бежали солдаты не вперед, а назад, как показалось Пьеру.

Акио Морита/ Akio Morita

Акио Морита, последние пять лет перед смертью занимавший должность с необычным названием «основатель компании Sony Corp.», скончался 3 октября 1999 года в возрасте 78 лет. Выдающийся изобретатель, создатель одной из ведущих компаний бытовой радиоэлектроники, для многих японцев он до самой смерти оставался мальчишкой, выскочкой и нарушителем корпоративных традиций.

Морита успел сделать немало. Например,- в чем он без ложной скромности признается в автобиографии,- заставить мир уважать товары с клеймом Made in Japan (до второй мировой знак «сделано в Японии» ассоциировался у потребителей лишь с плохим качеством). Создать с нуля крупнейшую корпорацию. Изобрести ряд неизвестных до того товаров. Сблизить рынки Японии и Америки.

Японец по рождению и крови, в бизнесе Акио Морита больше походил на американца. Человек недюжинной энергии, Морита умудрялся совмещать работу на руководящей должности в одном из флагманов японской индустрии с активной жизнью. В 40 лет он начал заниматься гольфом, в 50 - теннисом, в 60 - водными лыжами, а в возрасте 69 лет совершил свое первое погружение с аквалангом. Своим вниманием он не обошел и политику. В соавторстве с нынешним губернатором Токио Синтаро Исихарой Морита написал книгу «Япония, могущая сказать «нет», которая стала поводом для крупного скандала между официальными Токио и Вашингтоном. В этой книге Морита назвал американскую корпоративную культуру конца 80-х «склонной к расслабленности и злоупотреблениям».

В Японии Морита считался бунтарем. Он, как и Соичиро Хонда, нарушал устоявшиеся веками традиции. Но тем не менее Морита - яркий пример именно восточного бизнесмена. Японцы очень терпеливо относятся к потерям в начале деятельности фирмы ради последующей долгосрочной выгоды. Одна из аксиом Мориты гласила: «Доля рынка важнее, чем немедленная прибыль… Несмотря на некоторые отрицательные аспекты, конкуренция является ключевым фактором развития промышленности и технологии».

Про некоторых людей принято говорить, что с их смертью кончается эпоха. Акио Морита вполне заслуживает подобного высказывания.

Sony не только находилась среди тех, кто создавал новую японскую экономику. Она сама была ее порождением. В отличие от многих других компаний, начавших быстро завоевывать европейский и американский рынки, она не имела довоенной истории, не уходила корнями в традиционный японский бизнес.

Sony использовала уникальные возможности, открывшиеся для Японии в 50-60-х гг., но в то же время сама широко заимствовала экономическую культуру Америки и Европы. Возможно, именно поэтому она уверенно проходила через все кризисы второй половины ХХ века и даже признавалась в США самой уважаемой компанией среди всех представителей национального и зарубежного бизнеса.

Акио Морита и эпоха «Сони»

Акио Морита родился 26 января 1921 года в Нагое, в семье почтенных винокуров. Его предки зарабатывали на жизнь тем, что делали сакэ - рисовую водку; поэтому и родители Акио Мориты рассчитывали со временем передать ему семейное дело. Акио был старшим сыном, а в тогдашней Японии почти все дети торговцев и предпринимателей шли по стопам отцов. Однако Акио не желал изучать древнее мастерство и варить сакэ, как это делали все его родственники до пятнадцатого колена включительно. На дворе был XX век, и мальчика интересовали математика и физика. Как ни странно, отец одобрил решение сына и разрешил ему следовать своим путем.

Окончив школу, Акио поступил на физико-технический факультет Императорского университета в Осаке. Молодого физика отличали острый ум, живое воображение и легкость в общении. В 1944 году Акио Морита получил диплом. Затем его призвали на военную службу - он попал в морскую пехоту и даже получил офицерское звание. А через несколько месяцев ему пришло приглашение на работу в городок Йокосуко, в авиационные исследовательские лаборатории «Компании точных инструментов Японии». Директор компании Масару Ибука был весьма заинтересован в талантливых молодых ученых и, просматривая списки выпускников Университета, обратил внимание на Акио Мориту. Сотрудничество с Моритой оказалось для него очень плодотворным: молодой физик уступал Ибуке в опытности, зато был щедр на идеи. Дела «Компании точных инструментов» шли в гору.

Между тем Страна восходящего солнца проигрывала в войне. Позже Морита так напишет об этом в своей автобиографии: «В Токио функционировала лишь десятая часть всех дорог. Только 60 автобусов и несколько автомобилей и грузовиков оставались на ходу. Большинство из них пришлось перевести на другое топливо - дрова и древесный уголь, потому что бензин давным-давно кончился. В городе свирепствовали болезни; количество больных туберкулезом среди населения достигло 22%. В больницах не хватало бинтов, простыней, йода и дезинфицирующих препаратов. Полки магазинов были пусты, в продаже оставались только совершенно ненужные вещи, вроде смычков для скрипок или теннисных ракеток». Американские «летающие крепости» B-29 сбрасывали на Токио зажигательные бомбы. Во время одного из авианалетов сгорел целый район города - Дзи-югаока. 2 сентября 1945 года на борту авианосца «Миссури» был подписан договор о безоговорочной капитуляции Японии. В Токио вошли американские оккупационные войска. Оборонные заводы были закрыты, многие компании, сотрудничавшие с правительством, разорились. Предприятие Масару Ибуки постигла та же участь. Все его сотрудники оказались на улице. Акио Морита некоторое время зарабатывал на жизнь тем, что читал лекции в Токийском технологическом институте, но вскоре оккупационное правительство запретило бывшим офицерам преподавать в государственных учебных заведениях, и Морита был вынужден уволиться. Ибука устроился в маленькую мастерскую по ремонту электрооборудования.

Собственно история корпорации Sony началась 7 мая 1946 года в Токио, на втором этаже полуразрушенного в ходе бомбардировки магазина готовой одежды. Однажды Масару Ибука и Акио Морита встретились на улице. Денег у Мориты не было, но было присутствие духа. Бывшие коллеги решили начать все сначала и основать собственное дело. Они скинулись (причем Морите пришлось занять часть денег у своего отца, который по прежнему успешно торговал сакэ - во время войны сакэ выдавали только по специальным карточкам людям, уходившим на фронт) и открыли фирму с уставным капиталом в 84500 йен (375 долларов по тогдашнему курсу). В компании, которая получила гордое название «Токио Цусин Когио Кабусики Кайса» («Токийская телекоммуникационная инженерная компания»), работало всего-навсего 20 человек - инженеры, работавшие некогда в «Компании точных инструментов». Поначалу красивое название было всего лишь вывеской - о высоких технологиях и телекоммуникационных системах в «Токио Цусин Когио» и речи не было: бывшие оборонщики производили жаровни для риса, вольтметры и электрогрелки. В 1949 году Ибука запатентовал магнитную ленту для записи звука. Для ее изготовления использовали… ватман, который нарезали узкими длинными полосами и вручную покрывали особым составом. Затем компания выпустила магнитофон G-Type - громоздкое и несовершенное творение, которое, тем не менее, послужило прообразом всех современных стереосистем.

Успех пришел, когда Ибука и Морита купили у американской компании Western Electric лицензию на производство транзисторов. В мае 1954 года фирма выпустила первый японский транзистор, а чуть позже Ибука и Морита изобрели первый портативный радиоприемник TR-2 (TR-1 назывался малопопулярный американский транзисторный радиоприемник). Так в активе компании появилась собственная торговая марка. В то время как американцы рассматривали возможность применения транзисторов в военной промышленности, Ибука конструировал невинное бытовое радио. В 1971 году в интервью американскому еженедельнику Time, Акио Морита заметил: «Я знал тогда - мы сумеем прорваться на рынок США, но для этого нам придется сделать что-то такое, чего еще никто не делал».

Транзисторные радиоприемники пользовались необыкновенным спросом, и Ибука разработал еще две новинки с применением транзистора - телевизор с 8-дюймовым экраном и бытовой видеомагнитофон. В 1956 году Акио Морита пригласил в «Токио Цусин Когио» Рэйону (Лео) Эсаки, выпускника физико-математического факультета Университета Васеда. Эсаки, будущий лауреат Нобелевской премии в области физики, изучал квантовые свойства материи и изобрел так называемый «диод Эсаки». Едва познакомившись с юношей, Морита понял: перед ним - один из самых интересных и нестандартно мыслящих людей, которых он встречал. Морита не ошибся. Сейчас Рэйона Эсаки входит в число крупнейших ученых-физиков мира. Приход такого специалиста дал компании возможность обогнать всех своих конкурентов. Компания выходила на американский рынок.

В 1958 году «Токио Цусин Когио Кабусики Кайса» сменила название на Sony. Морита давно говорил: чтобы утвердиться на мировом рынке, нужно другое название - простое, короткое, легкое для произношения, запоминающееся. А вместо иероглифов можно использовать интернациональную латиницу. В каком-то словаре Ибука и Морита нашли латинское слово «sonus» - «звук». Слегка модернизировав его, они придумали компании новое название - Sony.

В 1963 году Sony представила свои акции на Нью-Йоркской фондовой бирже. Она оказалась первой японской компанией, попавшей в списки NYSE. Чтобы добиться более прочного положения на американском рынке, Акио Морита переехал в Соединенные Штаты и вскоре перевез туда всю свою семью. Обосновавшись в Нью-Йорке на фешенебельной Пятой Авеню, Морита временно стал американцем. Таким образом он стремился понять специфику американского бизнеса, особенности рынка, традиции и характер американцев. Общительный и остроумный японец легко завязал знакомства в деловых кругах Нью-Йорка. Он понял, чего не хватает его компании - открытости. Традиционная замкнутость, непроницаемость японской культуры снижала эффективность его управленческих решений. Новый взгляд на западный бизнес, взгляд изнутри, позволил Морите соединить в своей политике опыт Востока и Запада, японскую вдумчивость, централизованность и европейскую открытость.

В 1968 году в лабораториях Sony был сделан первый цветной телевизор Trinitron, затем открылись торговые представительства и предприятия в США, Великобритании, Германии. Строились фабрики и заводы - в Сан-Диего, Бридженде, росло количество служащих и сотрудников (сейчас на предприятиях Sony трудится 173 тысячи человек).

Морита был настоящим трудоголиком и требовал такой же самоотдачи от своих сотрудников. При этом круг его интересов не ограничивался делами корпорации: Морита любил живопись и музыку, особенно Бетховена, занимался спортом и внимательно следил за успехами знаменитых теннисистов. А еще Морита писал книжки, из которых самой популярной стала его автобиография «Сделано в Японии: Акио Морита и Sony» (New York, 1988).

В начале 1960-х, с появлением рок-н-ролла, молодежь стала больше слушать музыку. И хотя отдел новых технологий принципиально не хотел выпускать магнитофон без записывающей функции, Морита настоял на своем. Так появился портативный плейер Walkman, бестселлер конца 1970-х. Сочетание Sony Walkman показалось менеджерам не очень удачным, и они придумали несколько вариантов названия для Европы и Америки: Freestyle для шведов, Stowaway для Великобритании и Soundabout для Соединенных Штатов. Однако уровень продаж сразу упал - торговая марка перестала узнаваться, и Морита опять унифицировал название. Правильность его решения была сразу подтверждена новым ростом прибыли.

В 1982 году Sony Corporation выпустила на рынок первый компакт-диск. В конце 1980-х Sony вошла в мир шоу-бизнеса и киноиндустрии: в январе 1988 года корпорация приобрела студию звукозаписи CBS Records Inc., позже преобразованную в Sony Music Entertainment. Позже купила киностудию Columbia Pictures, одну из самых крупных киностудий Америки.

Акио Морита был деловым человеком, гениальным менеджером. Он занимался продвижением новых изобретений на рынке. Ему было уже за тридцать, когда он начал учить английский, и вскоре он уже мог свободно вести переговоры с западными партнерами. Недавний физик-теоретик, Морита разбирался в бизнесе не хуже дипломированных специалистов по менеджменту и маркетингу, демонстрируя деловую хватку и природное чутье. Людей, подобных Акио Морите, на Западе называют «visionary». У этого слова много значений, среди которых «мечтатель, фантазер, мистик, провидец». В истории компании было немало случаев, нередко почти анекдотических, когда Морита благодаря интуиции и здравому смыслу находил выход из, казалось бы, совершенно безвыходных положений и сполна использовал неожиданно открывавшиеся возможности.

Среди прочих принципов Акио Мориты был и такой: «Прежде всего мы стремимся создать достойные условия работы талантливым специалистам, которые хотят выполнить свой долг перед обществом. Если нам удастся объединить наших сотрудников в единое целое, то все вместе мы добьемся блестящих результатов, несмотря на несовершенство технических средств и нехватку рабочей силы». Очевидно, что это удалось.

Практически с самого начала своего существования корпоративная политика Sony удачно сочетала чисто японские черты - продуманность, централизованность, требовательность к себе и партнерам, настойчивость и неформальный подход к делу - с традициями западноевропейского бизнеса - открытостью, свободной внутренней структурой, системой бонусов и поощрением инициативы. И классическая система «зайбатсу» (семейные японские бизнес-гиганты) в сочетании с предприимчивым протестантским духом дала свои плоды.

Акио Морита (Akio Morita, яп. 盛田昭夫 Морита Акио , 26 января 1921, Нагоя, Япония - 3 октября 1999, Токио) - сооснователь корпорации Sony (Sony Corporation).

Морита стал легендой еще при жизни. У него было множество амплуа: физик, инженер, изобретатель, бизнесмен, спортсмен… Благодаря деятельности этого удивительного человека фраза «Made in Japan» стала своеобразным гарантом качества. Он внес огромный вклад в то, что Япония стала своего рода торговой маркой, признанной во всем мире.

Окончил Осакский Университет.

Акио Морита (Akio Morita) родился в семье почтенных винокуров. Его родители варили саке (рисовую водку), рассчитывая, что со временем семейное дело возглавит старший сын. Однако, Акио не желал изучать древнее мастерство. Его интересовали математика и физика.

Окончив школу, Акио поступил на физический факультет Императорского университета в Осаке. После окончания учебы в 1944 году получил диплом. Через несколько месяцев он получил приглашение на работу в городок Ёкосука, в авиационные исследовательские лаборатории «Компании точных инструментов Японии».

Там он познакомился с Масару Ибукой, который в то время искал молодых и талантливых инженеров для собственной компании; 7 мая 1946 года они основали «Токийскую телекоммуникационную инженерную корпорацию» (яп. 東京通信工業 То:кё: цусин ко:гё: ? , «Тоцуко», Tokyo Tsushin Kogyo K.K.), предшественницу Sony, с приблизительно 20-ю сотрудниками и первоначальным капиталом в 190000 иен. Ибуке было 38 лет, в то время как Морите было 25.

В 1949 году компания разработала магнитную записываемую пленку, и в 1950 году продала первый магнитофон в Японии. В 1957 году компания выпустила карманное радио, а годом позже переименовалась в Sony (sonus - по-латыни, звук, а Sonny-boys - в японском сленге, «движущиеся со свистом парни»). В 1960 году Sony выпускает первый транзисторный телевизор в мире.

В 1961 году Sony Corporation of America стала первой японской компанией, числящейся в списках Нью-Йоркской биржи. В 1989 году Sony купила Columbia Pictures.

В начале 1990-х Акио Морита стал известен став соавтором эссе «Япония, которая может сказать нет» с политиком Синтаро Исихарой, который выступал с критикой ведения бизнеса в США, призывал Японию принять более независимую роль в бизнесе и иностранных делах.

25 ноября 1994 года Морита заявил об уходе с поста главы Sony, после того как получил кровоизлияние в мозг в ходе игры в теннис. Его преемник, Норио Ога, стал сотрудником компании после того, как послал Морите письмо, в котором жаловался на плохое качество магнитофонов, производимых компанией.

Морита также написал книгу «Ничего не значащие школьные достижения» в 60-х, в которой заявлялось, что школьные достижения не важны в чьём-либо успехе или способности ведения бизнеса. Он также был Вице-президентом Кэйданрэн (яп. 経団連, японской федерации экономических организаций) и членом Группы экономических отношений Японии и США (также известной как «Группа мудрецов»), в 1992-1993 годах председатель азиатского подразделения Трехстороней комиссии.

Акио Морита родился в Нагойе, Япония, 26 января 1921 года, он был первым ребенком в семье производителей сакэ в пятнадцатом поколении. Акио Морита проявлял большой интерес к электрическим фонографам в очень раннем возрасте. Морита говорил: "Я был потрясен этим новым открытием". По этой причине он проводил все свободное время, занимаясь электроникой, в ущерб школьным занятиям. По его собственным словам: "Я так много времени уделял электронике, что это мешало мне выполнять мою домашнюю работу". Отец нацеливал его на занятие семейным бизнесом по производству сакэ, в то время как юный Акио Морита лихорадочно изучал все, что мог, об электронике. Старший Морита учил Акио навыкам управления с очень раннего возраста, с десяти лет он присутствовал на заседаниях совета директоров. Он обладал необходимыми способностями, чтобы понять тонкости семейного бизнеса и осознать, как руководитель может заинтересовать служащих в повышении производительности труда. Акио Морита отмечает, что это обучение пригодилось ему позднее, хотя он ненавидел его, когда был ребенком.

Как и большинство дальновидных инноваторов, Акио Морита очень любил читать в юности. "Популярная механика" изменила его жизнь, как и в случае с Биллом Гейтсом . Акио Морита прочитал статью о новых ленточных магнитофонах, которые могут воспроизводить музыку, сначала записывая звуки, а потом воспроизводя их. Мечта о будущем "Уолкмене" появилась у него в этом раннем возрасте. Чтение Акио Мориты было ограничено техническим журналами и книгами по электронике и технике, в отличие от других инноваторов, которые грезили о великих мировых лидерах.

Увлечение электроникой стало причиной того, что Акио Морита пропустил много занятий в средней школе. Эта школа является эквивалентом западного колледжа. "Я стал самым отстающим выпускником в школе, поэтому меня даже не могли перевести на научное отделение Восьмой средней школы и мне пришлось целый год интенсивно заниматься, чтобы добиться этого", - рассказывал он. Затем Акио Морита поступил в Императорский колледж в Осаке, по окончании которого в 1945 году получил диплом физика. После войны Акио Морита начал преподавать физику и в свободное время работать вместе с Ибукой, гением в электронике, который хотел организовать новую фирму для того чтобы делать детали. В 1947 году Ибука, Маеда и Акио Морита стали партнерами в формировании Токийской телекоммуникационной технической компании. Фирма стала называться "Сони" в 1958 году.

Бизнес и личное выживание.

Акио Морита и его партнеры объединились 7 мая 1946 года с капиталом 500 дол. Их первой продукцией были устройства для приготовления риса. Они сделали сто штук, но не продали ни одного. Их следующим изделием был первый ленточный японский магнитофон, для которого использовалась бумажная лента, так как в то время в Японии не было пластика. Вновь они сделали продукцию, на которую не было спроса. Компания была близка к банкротству в этот период и в последующее восемь лет функционирования. Отец Акио Мориты много раз спасал компанию. Казалось, что Акио Морита не сможет осуществить свою мечту - производить электронные устройства. Компания знала, как разрабатывать и делать продукцию, но не имела представления о том, как продать то, что было разработано и выпущено. Эту функцию помогли осуществить способности Акио Мориты.

Акио Морита стал возглавлять отдел внешней торговли и маркетинга "Сони". Он не обучался этому. Он имел техническое образование, но решил, что умелая торговля и маркетинг отличают фирмы, добившиеся успеха, от всех остальных. В этот период, в 50-х гг., фирма решила доказать принадлежность -"Сони" к "фирмам, создающим инновационную продукцию". Название "Сони" с тех пор стало синонимом самой инновационной продукции. В следующие сорок лет "Сони" первой использовала новые идеи практически в каждом сегменте рынка бытовой электроники. Эта преданность новшествам сделала "Сони" самой инновационной компанией на три десятилетия - с 50-х по 70-е. Ее годовой доход увеличился с 2,5 млн. дол. - в 1955 году до 29 млрд. дол. - в 1992.

"Уолкмен" фирмы "Сони" стал одним из самых известных изделий. Он был выпущен в 1979 году и стал самым распространенным в мире звуковым устройством, имея 75 различных модификаций и более 20 миллионов пользователей. Акио Морита рассказал историю о том, как ему пришлось бороться за то, чтобы это устройство было сделано. Его инженеры провели исследования и пришли к выводу, что это устройство не будут покупать, поскольку оно не имело функции записи, а только воспроизводило музыку. Интуитивное чувство подсказало Акио Морите, что его изделие будет пользоваться спросом.

Он сказал: "Если мы не продадим 100000 штук к концу этого года, я откажусь от поста председателя компании". Это, не был классический японский путь, но в данном случае он хорошо сработал. Когда его спросили о необходимости рыночных исследований, Акио Морита ответил:

Я не верю, что даже самые объемные рыночные исследования могли предсказать, что "Сони Уолкмен" (плейер) будет пользоваться успехом, не говоря уже о том, что он явится сенсацией и вызовет появление множества имитаций (Морита, 1986).

Xapaктеристикa поведения.

У Акио Мориты был активный творческий темперамент. Акио Морита обладал интуитивным мышлением, классическим для инноваторов. Он получал энергию от событий внешнего мира, поэтому, по классификации типов личности Карла Юнга, он - экстраверт. Он видит мир бизнеса как большую картину, то есть как единое целое. Акио Морита видит лес, а не деревья, когда оценивает возможности. Акио Морита принимает решения в разумной и объективной манере, типичной для полученного им образования. Темперамент Акио Мориты, основанный на интуитивном образе мышления, дает право классифицировать его как "создателя точки зрения или строителя системы". Это совпадает с сообщениями о его поведении в "Сони" и фрагментами его биографии.

Акио Морита действовал в своей жизни в упорядоченной манере, в отличие от спонтанного образа жизни Нолана Бушнеля или Тома Монагена . Акио Морита всегда жертвовал настоящим ради будущего, принимая любое решение в бизнесе. "Если руководство сфокусирует свое внимание только на быстром получении выгоды, то оно будет работать только на осуществление своих краткосрочных интересов", - говорил он ("Рэндж", 1982). Акио Морита верил в то, что руководство всегда должно принимать решения, основываясь на долгосрочных перспективах, таким было его решение расположить завод в Сан-Диего, задолго до того, как в нем возникла необходимость. Он любил соревноваться. Он говорил: "Мы, японцы, любим соревноваться не только в бизнесе, но и в жизни". Он говорил, что нужно победить своего конкурента, а не уничтожать его: "Вы должны оставить ему его честь". Акио особенно любил соревнования по теннису и приглашал друга, Вирджинию Вэйд, поиграть с ним (Интервью "Джанг", март 1991).

Акио Морита начал заниматься теннисом в пятьдесят пять лет, горными лыжами в шестьдесят и водными лыжами в шестьдесят четыре. Акио Морита получил лицензию пилота вертолета, когда ему было около пятидесяти пяти лет. Акио Морита любил путешествовать, кататься на мотоцикле и делал фигуры высшего пилотажа на самолете над Германией. Акио Морита и его жена с азартом играют в гольф и теннис. Он совершает регулярные поездки из Токио в Нью-Йорк, как другие из Вашингтона в Бостон. Морита агрессивен в риске, что типично для дальновидных инноваторов. Его рабочие привычки и распорядок подобны привычкам Теда Тернера и других руководителей, относящихся к типу "А". Один из его секретарей ежедневно записывает новости, чтобы он мог просмотреть их во время поездки с работы домой и не терять драгоценного времени.

Акио Морита считает, что его успех, успех "Сони" и успех японского бизнеса во многом определялся стремлением к конкуренции. Акио Морита считает, что это стремление - прямое следствие того, что жизнь японских людей ненадежна. И эта ненадежность основана на каждодневной борьбе за выживание. Японцы встречаются с каждодневной опасностью с самого рождения - каждый год на них обрушиваются тайфуны и цунами, их землю постоянно сотрясают угрожающие жизни землетрясения и извержения вулканов. В их земле нет полезных ископаемых, кроме воды, и менее четверти их земли пригодно для сельского хозяйства и проживания. Акио Морита считает, что эта постоянная угроза жизни оставила отпечаток на психике японцев и заставила их быть беспощадными, стремиться к сверхдостижениям и бережно относиться к тому, что у них есть.

Склонность к риску и особенности культуры.

В 60-х Акио Морита написал дискуссионную книгу, ставшую бестселлером в Японии и называвшуюся "Не слишком полагайтесь на школьное образование". В ней он призывал к более прагматичному отношению в подборе кадров и найме работников (один из принципов Хонды). Это произвело фурор в Японии, где образование уважают. Акио Морита, однако, не капитулировал перед властями или обычаями, что является одной из черт, благодаря которой он смог добиться больших успехов в инновационном процессе.

Акио Морита всегда прислушивался только к себе в вопросах развития новых продуктов и постоянно говорил: "Сони" создает рынки". Акио Морита верил, что предложение рождает спрос; отрицал рыночные исследования, которые проводят крупные американские фирмы, чтобы оправдать каждое из своих решений в бизнесе. Когда у него спрашивали, почему "Сони" добилась большего успеха, чем американские компании, Акио Морита отвечал: "Америка - это общество оправданий. Никто не берет на себя ответственность. Американский управляющий больше не хочет принимать решения" ("Рэндж", 1982).

Акио Морита понимал технические нюансы, поскольку имел научное образование (это было немаловажно для успеха "Сони"), но лично не изобрел ни Одного продукта. Его вклад заключался в инновационной стратегии рынка и видении потенциальных рыночных возможностей. Его стратегией было воплощение мечты в реальность, принимая рискованные решения, особенно долгосрочные, результатом которых могла быть большая прибыль.

Руководство заключается в принятии рискованных решений. И руководители должны быть специалистами в бизнесе... Я думаю, что американцы слишком прислушиваются к аналитикам, занимающимся вопросами безопасности, и консультантам ("Рэндж", 1982).

Акио Морита считает, что своим успехом "Сони", также как и другие японские фирмы, во многом обязана восточному отношению к бизнесу. Акио Морита говорил:

"Японские руководители относятся к рабочим не как к инструменту, а как к партнеру. У нас у всех одна судьба". Одна из его аксиом для успешного проникновения на рынок заключалась в следующем:

"Доля рынка более важна для японских компаний, чем немедленная прибыль... Несмотря на некоторые отрицательные аспекты, конкуренция, по-моему, является ключевым фактором для развития промышленности и технологии".

Сущность восточного отношения выражается в принципе пожизненного сохранения рабочего места. Акио Морита глубоко убежден, что этот фактор явился основной причиной изменения благосостояния в Японии и Америке, что он относит к недостатку лояльности к американским рабочим. Его размышления по этому поводу следующие:

Я не могу понять, что может быть хорошего в увольнении людей. Если руководство взяло на себя риск и обязательства, наняв людей, тогда оно несет ответственность за то, что их увольняет (Морита, 1986).

Акио Морита всегда был искренним при общении со средствами массовой информации. Он задел незатейливую Уолл-стрит в интервью "Уолл-стрит Джорнал" в 1986 году. Акио Морита сказал что, будь он диктатором в Америке, его первым действием была бы отмена квартального отчета. Это, вероятно, одно из наиболее проницательных наблюдений, которые он сделал по поводу причин потери рынков Америкой. Еще одна цитата разговорчивого Акио Мориты касается американской политики увольнений:

В Японии мы думаем о компании как о семье. Вы не можете уволить людей по причине реорганизации предприятия. Руководство должно пожертвовать прибылью и разделить трудности со всеми ("Рэндж", 1982).

Акио Морита вспоминал эпизод из своей биографии, описывая молодого руководителя в Японии, который разрабатывал продуктивную идею, не осуществляя ее в течение пяти или десяти лет. Японцы очень терпеливо относятся к потерям в начале деятельности фирмы ради последующей долгосрочной выгоды. Японские руководители готовы ждать годами, прежде чем смогут увидеть плоды своей изобретательности. В Америке руководители не интересуются проектами, рассчитанными па пяти-, десятилетний период, потому что срок их службы ограничен, и они могут не успеть вкусить выгоды от Своих инноваций. В Японии руководители всегда остаются на том же предприятии в течение последующих десяти или двадцати лет и видят плоды своих усилий. В Америке, руководитель, который предлагает проект, не приносящий прибыли в течение пяти лет, подлежит немедленному увольнению за, то, что подвергает опасности организацию. Морита понял эти культурные различия, которые дали Японии свободу в проведении любых долгосрочных инноваций и стали причиной того, что Америка потеряла много основных рынков продуктов массового потребления на Востоке.

Акио Морита выяснил, что в Америке имеет место избыток юристов - 500000. В Японии их 17000. Он сказал: "Пока Америка занята тем, что производит юристов, мы заняты созданием инженеров". Акио Морита сказал, что в Японии университеты выпускают в четыре раза больше инженеров на душу населения, чем Соединенные Штаты - 24000 каждый год, а в Америке - 17000. То же несоответствие можно наблюдать между американскими бухгалтерами и инженерами. По словам Акио Мориты, в Соединенных Штатах больше бухгалтеров, чем необходимо.

Успех убедительности.

Джордж Гилдер в "Духе предпринимательства" отдает Морите и "Сони" дань уважения:

В конце концов, это было умение торговать, гибко реагируя на нужды и запросы потребителя. Это даже более, чем технологии, позволило "Сони" достичь такого превосходства над компаниями, подобными "Техас Инструменте", в продаже транзисторного радио и других потребительских товаров.

О Японцах он сказал красиво: "Мы (США) приземлились на луне. Они приземлились в залах и спальнях Соединенных Штатов".

Акио Морита в Японии считался бунтарем, как и Соичиро Хонда . Они оба нарушали устоявшиеся японские традиции. Они создали собственные торговые организации, вопреки мнению дистрибьюторов, считавших, что задача невыполнима. Они игнорировали традиционные торговые компании и создали собственные средства продвижения к успеху с живостью западных предпринимателей. В Америке Акио Морита считается настоящим провидцем, наряду с Тедом Тернером , Фредом Смитом , Стивом Джобсом и Биллом Гейтсом . У него такое же философское отношение, рабочие привычки и деловая проницательность.

Для стремительного Мориты облететь весь мир - все равно, что для большинства людей отправиться в кино. Он вместе с женой Йошико владеет двадцатичетырехкомнатным домом в Токио, им принадлежат теннисные клубы в Японии и Соединенных Штатах. Они жили в Соединенных Штатах в начале 60-х, и двое из троих детей закончили американские университеты.

Акио Морита полностью сосредоточен на победе и игре под названием "бизнес", вместо того чтобы болеть за спортсменов или думать о мировых проблемах. Акио Морита обедал с президентами, премьер-министрами и королями. Он считает Генри Киссинджера своим личным другом. Акио Морита был неизменным посредником сближения Востока и Запада. Он часто говорит об идеалистических проблемах, с которыми сталкиваются оба эти народа. В объединенной газетной статье от 12 ноября 1990 года помещено его заключение о философских различиях между японским и американским отношением к инновациям и успеху на мировых рынках. Акио Морита говорит о том, что Америка сделала ошибку, ослабив позиции в сфере производства и начав строить экономику, основанную на сфере услуг.

Будущее каждого народа - отмечает Акио Морита, - формируется не только теми, кто может манипулировать и использовать бумажные ценности, но и способностью народа производить хорошие продукты... Ничто не является более фундаментальным для любой нации или экономики, чем способность производить реальные товары (Марлоу, 1990).

Преподаватель и писатель Уоррен Беннис сказал: "Руководство требует способности убеждения, а не отдавания приказов". У Акио Мориты была эта способность, и он стал продавцом, который изменил мир звука.

По материалам книги Джина Ландрама "13 мужчин, которые изменили мир"

С брендом «Sony» в современной жизни мы сталкиваемся повсюду. Трудно найти человека, который никогда не слышал об этой транснациональной корпорации, выпускающей телевизоры, фото- и видеокамеры, магнитолы, смартфоны, игровые приставки PlayStation и многие другие высокотехнологические товары в области электроники.

Сегодня речь пойдет о человеке, который добился известности торговой марки «Sony» во всем мире. Герой нашей статьи – японский предприниматель Акио Морита, сооснователь этой компании.

Этот человек, увы, уже ушедший из жизни, ознаменовал собой целую эпоху развития японской индустрии. Он был не только великолепным менеджером, но также и выдающимся физиком, прирожденным дипломатом, писателем, Вице-президентом японской федерации экономических организаций, членом Группы экономических отношений Японии и США, и пр.

Его заслуги были оценены еще при жизни – Акио Морита стал первым в истории японцем, получившим Медаль Альберта от Британского Королевского Общества Искусств (1982); был награжден Национальным Орденом Почетного легиона (1984) (престижной французской организацией, основанной еще в 1802 г. Наполеоном); получил Орден Священного Сокровища первой степени за исключительные услуги перед государством (1991); был посвящен в рыцари королевой Елизаветой II (1992).

Но, пожалуй, самая существенная награда для Акио Морита заключалась в том, что благодаря его деятельности словосочетание «Сделано в Японии» стало восприниматься покупателями всего мира как гарантия высочайшего качества.

К тому же японскому бизнесмену удалось сблизить рынки страны Восходящего Солнца и США. Основной центр по изучению общественного мнения в Америке (Центр Харриса), выдал интригующие результаты соцопроса – по убеждению жителей США, среди торговых брендов лидирует «Sony», оттеснив с 1-го места такие компании, как «General Electric» и « ». Результаты соцопроса Акио Морита прокомментировал так: «Я знал, что в конце концов «Sony» станет американской маркой».

И этого смог достичь человек, который, впервые приехав в США, был угнетен и подавлен масштабами этой страны! По словам Акио, ему казалось просто невозможным продавать там продукцию Sony.

В этом как раз и заключается секрет успеха Акио Морита – в умении ставить перед собой большие цели, добиваться их и всегда верить в себя.

Итак, с чего же все началась история пути Акио Морита, сооснователя «Sony Corporation»?

Он был первым сыном в благородном семействе, которое на протяжении 15 поколений занималось производством сакэ. Это был не просто семейный бизнес. История сакэ, традиционного напитка, получаемого путем сбраживания риса, интересна сама по себе.

Производство сакэ насчитывает почти две тысяч лет и вначале его делали только в императорском дворе и синтоистских храмах.

В те времена рис пережёвывали и сплёвывали в ёмкости, где уже происходила ферментация (брожение) риса.

Технологии производства с той поры шагнули далеко вперед, но неизменным осталось восприятие сакэ не только как напитка, но и как символа японской культуры.

Занятие таким уважаемым делом позволяло семье Морита занимать почетное положение в обществе. Семейный бизнес Морита распространялся также на производство пасты «мисо» и соевого соуса.

Детство Акио поэтому было сытым и обеспеченным.

Финансовые возможности семьи позволяли жить в огромном доме с теннисным кортом, на одной из самых красивых и престижных улиц города, в народе именуемой «улицей богачей». Соседями Морита было семейство Тойеда, остальные, не столь нам известные, были столь же благополучные.

Свое привилегированное положение Акио осознавал с детства. Но кроме прав положение старшего сына накладывало и определенные обязательства – именно первенец должен был унаследовать семейное дело по производству сакэ.

Отец Акио, как никто другой, разбирался в долге перед семьей – именно ему пришлось бросить свою учебу в университете и спасать семейное предприятие

Финансовые проблемы начались из-за того, что дед и прадед Акио Морита были большими эстетами и коллекционировали предметы искусства, не утруждаясь заботами о деле.

Отец Акио поставил на ноги почти обанкротившееся семейное предприятие. Своему сыну он также старался привить понятие долга перед семьей , и, хоть был очень добр с Акио, с ранних лет учил его нести груз ответственности будущего наследника.

Все летние каникулы Акио проводил в конторе отца – свободное время мальчишки с детства занимало «дело, дело и еще раз дело». А если подрастающему Акио взбредало в голову поспорить с папой по поводу своих обязанностей, ему требовалось изложить свои претензии логично и аргументировано – даже в спорах Морита-старший воспитывал своего отпрыска.

Когда я изучаю биографии известных личностей, то это один из самых интересных моментов, о которых мне нравится узнавать, а именно то, как складывалось детство будущих гениев современного бизнеса, как их воспитывали и т.д.

Многие из них работали с самого раннего детства. А если и не работали, то родители приучали их с юных лет правильно обращаться с финансами, разбираться в , в том как функционирует бизнес.

Например, получил свой первый инвестиционный опыт в 11 лет, а с 13 лет работал разносчиком почты. , получил свой первый инвестиционный опыт в 12 лет. создал свою первую компьютерную игру в 13 лет. В семье , когда был маленьким, часто за ужином обсуждали бизнес. Из наших соотечественников я сразу же вспоминаю про , который свои первые деньги заработал еще в школе, перепродавая своим одноклассникам сигареты.

Многие родители считают, что это плохо заставлять детей работать с юных лет. Но я считаю, что это неотъемлемая часть развития успешной личности. Безусловно, во всем нужно придерживаться меры и не стоит заставлять ребенка работать с раннего утра и до позднего вечера, все таки детство оно на то и детство, чтобы оставить о себе приятные воспоминания беззаботства и безответственности.

Кстати, если у вас есть ребенок и вы хотите приучить его к труду, то вот вам 20 вариантов , они подкинут вам идеи, чем озадачить своего ребенка. Но давайте вернемся к герою сегодняшней статьи.

Всегда напоминая Акио, что он хозяин с самого рождения, его предостерегали думать, что если он главный, то может командовать всеми вокруг. «Прежде чем принимать решения и просить других что-то сделать, вначале надо самому хорошо разобраться в деле», – так учила его семья.

И кто бы мог подумать, что именно Морита впоследствии пойдет против японских традиций и откажется от семейного бизнеса?

Мать Акио была домохозяйкой, но по воспоминаниям сына, для японской хранительницы очага она была очень уверенной женщиной, способной воспринимать новое.

Именно мать выделила Акио отдельную комнату со столом и верстаком, чтобы десятилетний пацан смог мастерить. Также, чтобы Акио не спал на татами под стеганым одеялом, как остальные члены семьи, она купила ему кровать. Может, кому-нибудь эти поступки покажутся мелочью, но для консервативного устоя японской семьи их можно смело назвать сменой традиций.

Ведь даже в средней школе, где учился Морита, дисциплина была очень строгой. Школьникам зимой запрещалось носить в классах дополнительную одежду, при том, что батарей в помещениях вообще не было.

В школьные годы мальчик увлекался физикой и математикой. Подогрел интерес Акио к точным наукам и технике фонограф, купленный отцом за баснословные деньги.

Новый проигрыватель фирмы «Виктор» стоил почти половину японского автомобиля – если машину можно было купить за 1500 иен, то фонограф обошелся в 600.

Морита начал скупать книги и журналы по электронике и уделял новому хобби столько времени, что его чуть было не выгнали со школы за неуспеваемость!

Впрочем, Акио понимал, что для дальнейшей работы с электроникой ему требуется серьезное образование. Он заявил, что после средней школы будет поступать в Восьмую высшую школу на отделение естественных наук. Семья и преподаватели скептично восприняли его решение – знаний юноши явно не хватало для сдачи таких экзаменов. Но последующий год Акио упорно занимался и сумел поступить в высшую школу.

После нее в выборе университета ему помог профессор Хаттори, один из его любимых учителей. Тот, видя успехи Акио в физике, направил его на встречу с профессором Асада из Осакского университета, выдающимся ученым в области прикладной физики. Асада и Морита быстро нашли общий язык, из-за чего Акио и предпочел университет в Осако.

Морита поступает на физико-технический факультет, сильно разочаровав отца – тот предполагал, что его первенец выберет экономику. В то время Япония уже воевала, и лаборатории профессора Асады проводили научные изыскания для ВМС. На третьем курсе все студенты факультета Акио перешли в подчинение к военным.

В 1944 году Акио получает диплом, а в начале 1945 назначается в Управление авиационной техники в Йокосуке. Благодаря покровительству профессора Асада, Морита получает должность военно-морского инженера. В составе межотраслевой группы ученых военный инженер занимался усовершенствованием оружия с тепловой головкой самонаведения и ночными прицелами. Там же он знакомится с Масару Ибука, ставшим впоследствии сооснователем Sony Corporation.

Новость о бомбардировке Хиросимы застала Акио за обедом. Отрывочной информации для молодого физика оказалось достаточно – он прекрасно понял, какого рода бомба была сброшена на японский город.

Индустриальная мощь США поразила его. Именно тогда Морита осознал, что его Родине потребуются все ресурсы, чтобы иметь достойное будущее, и в становлении нового мира Акио Морита жаждал играть не последнюю роль.

Вскоре Акио приглашают на работу в «Компанию точных инструментов Японии», возглавлял которую Масару Ибука.

«Две пары сандалий сразу не наденешь», – говорят в Японии, и Морита просит отца освободить его от ведения семейного дела по производству сакэ. Неожиданно Морита-старший поступает вразрез со своими консервативными убеждениями и дает «добро» на новую деятельность сына, отпуская его в Йокосуко.

Однако вскоре «Компания точных инструментов Японии» закрывается, поскольку военные более не дают им заказы; все сотрудники оказываются не у дел.

Финансовое благополучие семейства Морита пошатнулось – почти всю землю они сдавали в аренду, а в результате земельной реформы вообще потеряли большую часть собственности. Мать училась вести хозяйство без горничных, а отец – ездить на велосипеде взамен машины с водителем.

Не смотря на это, семья предоставляет старшему сыну небольшую ссуду на развитие собственной компании. И это при том, что первенец отказался наследовать дело отца, к тому же весьма смутно представлял, чем будет заниматься вновь созданная фирма. Все-таки, Акио повезло с родственниками!

Таким образом, 25-летний Акио Морита совместно с 38-летним Масару Ибука основывают в 1946 году Sony, названную вначале «Токийской телекоммуникационной инженерной корпорацией»

Масару и Акио становятся не только партнерами по бизнесу, но и хорошими друзьями. В этом деловом дуэте двое физиков смогли раскрыть все свои таланты. Роли коллеги поделили: Морита по большей части занимался управлением, а Ибука – техникой. Акио считал, что именно взаимопонимание и атмосфера свободного обсуждения стали причинами успеха корпорации.

Кстати, а вы в курсе что Масару Ибука впоследствии написал книгу-бестселлер “После трех уже поздно ”. Книга посвящена раннему развитию детей, заслуживает самого пристального внимания, я ее сам уже прочитал и могу смело сказать, что книга стоящая. Сам Ибука впоследствии стал в Японии признанным экспертом в области раннего развития детей. Он очень много инвестировал в научные разработки в этой области, на основе которых и написал данную книгу

Специализации у компании вначале не было, но разработчики задались целью создать что-то принципиально новое.

Следующим шагом стала покупка патента на транзистор, и ради этой сделки Морита поехал в Нью-Йорк. Акио решил во чтобы то ни стало сблизить японские и американские рынки, поскольку рынок США был очень привлекательным в плане сбыта продукции.

Для продвижения японской компании на Западе, Морита озадачился сменой названия – трудновыговариваемое имя компании «Токийской телекоммуникационной инженерной корпорацией» по его инициативе меняют на «Sony».

Британское Королевское общество искусств впоследствии отметит его роль в развитии английского языка и наградит медалью за новые слова «sony» и «walkman».

«Walkman»-ом назывался первый портативный кассетный аудиоплейер Sony. Он умещался в кармане и в комплекте с наушниками позволял наслаждаться любимой музыкой, не мешая при этом окружающим.

И хотя не Акио Морита изобрел это чудо техники, именно он настоял на разработке аудиоплейера, не смотря на пессимистические прогнозы отдела сбыта и отсутствие маркетинговых исследований.

«К успеху идут по нехоженым тропам», – это кредо сооснователь Sony Corporation на 100% воплотил в жизнь.

Акио Морита вообще был большим новатором. При управлении своим предприятием он нарушал многие испокон веков сложившиеся традиции. Нанимая сотрудников на работу, Морита отталкивался не от их успеваемости в университете или связей, как делали другие японские руководители, а от результатов конкурсного собеседования. Свою позицию Морита впоследствии опишет в книге «Ничего не значащие школьные достижения».

«Компания ничего не достигнет, если думать будет только руководство», – был убежден Морита.

Подход японского бизнесмена к управлению кадрами заслуживает отдельного рассмотрения. Он всегда утверждал, что самое главное в руководстве компанией – не обвинить кого-то в ошибке, а поскорее узнать, что же вызвало ошибку и исправить ее. При этом своих менеджеров Акио учил не боятся совершать ошибки, но и не повторять одни и те же дважды.

Акио Морита был по-настоящему влюблен в свою работу, и требовал от других такой же увлеченности

Он добивался того, чтобы все работники предприятия были счастливы, работая на благо общего дела. Ведь для менеджера-японца компания – это не пассивный объект, а живой организм, который надо бережно растить.

Морита хотел знать всех сотрудников компании, ведь здоровые отношения со служащими и семейное чувство в рамках корпорации являются залогом процветания.

В выступлениях перед старшеклассниками, планирующими наняться в Sony, Морита подчеркивал, что поскольку жизнь не суждено прожить дважды, он не хотел бы, чтобы «через 30 лет, когда вы покинете нашу компанию, вы сожалели, что провели здесь все эти годы. И хотя мы взяли вас на работу, мы, администрация, не можем сделать других людей счастливыми. Счастье должны создать вы сами».

Сравните речь Акио с выступлением перед старшеклассниками – разница в жизненных ценностях Востока и Запада очевидна.

Немалую роль в успехе компании сыграл пожизненный найм работников, который Акио Морита почитал за благо. В Японии нанятые пожизненно менеджеры были заинтересованы заботиться о товарах компании, которые она будет выпускать через 5 или 15 лет.

В этом плане меня очень удивляет менталитет японцев, как владельцев компаний, так и самих сотрудников. Брать сотрудника пожизненно?! А если он будет плохо работать? Или наоборот, устраиваться пожизненно на какое-то одно предприятие? А если у меня не будет карьерного роста или возникнут другие, более интересные предложения?

Уверен, что и у вас бы возникали подобные мысли, если бы вам предложили пожизненную работу. Мне бы сложно было найти ответ на этот вопрос, но японцы же его находили? В этом и заключается загадка восточного менталитета, который я бы с интересом познал…

Тем временем, дело Акио набирает обороты, более половины продукции Sony идет за границу. Морита решает основать компанию под названием «Sony Corporation of America», и вскоре начинаются его нескончаемые перелеты между Нью-Йорком и Токио.

Для нового демонстрационного зала в Нью-Йорке японскому предпринимателю приглянулась Пятая авеню, одна из самых респектабельных и дорогих улиц в Манхэттене с филиалами таких магазинов, как «Tiffany», «Prada», «Hugo Boss» и др.

К слову сказать, данная улица впечатлила не только японского бизнесмена, но также и американского строительного магната , построившего там свой небоскреб «Trump Tower».

В 1962 году на открытие демонстрационного салона Морита привез в США свою жену, Йосико Камэи. Там же он и сообщил, что планирует всей семьей переехать в Нью-Йорк. Что оставалось сделать супруге? Конечно, согласиться, ведь по словам Акио, жена знала его очень хорошо и не сильно удивилась.

Это был очень рискованный шаг – везти супругу и троих детей (сыновей Хидэо, Масао и дочь Наоко), совершенно не знающих язык, в чужую страну, где и сам Акио был иностранцем…

Один лишь 8-летний Масао считал переезд простой задачей – малыш наивно думал, что в Америке все говорят по-японски, ведь западные мультики и фильмы дублировались, и их главные герои свободно объяснялись на японском.

В своей книге воспоминаний «Сделано в Японии », Морита рассказывает, сколь многому пришлось научиться и ему, и детям. Он понял, что японцы на Земле находятся в меньшинстве, и именно им надо уметь приспосабливаться к миру, а не наоборот.

В лице своей жены Акио Морита встретил достойного партнера – она не только сумела приспособиться, но и стала помогать мужу укреплять деловые отношения.

Еще одна положительная черта нашего героя – умение быть благодарным. Он всегда отмечал заслуги и коллег, и родственников. Вот так он отзывался о своей жене: «В США жизнь во многом отличалась от жизни в Японии, но я знал, что она добьется успеха… она наделена исключительным даром приноравливаться к новым людям и обладает способностями к неофициальной дипломатии… это тем более достойно восхищения, что Йосико никогда не проявляла большого интереса к другим странам и не испытывала особого желания путешествовать».

Морита стремился понять специфику «бизнеса по-американски». Этот взгляд «изнутри» помог Акио совместить опыт Востока и Запада и найти золотую середину.

Он разгадал, чего не доставало японскому бизнесу – открытости. Дружелюбный и дипломатичный японец быстро стал своим в деловых кругах Запада. В 1990 году отец-основатель Sony Corporation попал в перечень «25 самых обаятельных людей года» по версии журнала «Fortune».

Этапы развития Sony Corporation достойны отдельной статьи. Отмечу, что в 1962 г. Sony Corporation выпускает первый телевизор на жидких кристаллах, в 64-м – выходит на рынок с видеомагнитофоном.

  • В 1964г. Морита возвращается в Японию в связи со смертью отца.
  • В 1971г. Акио Морита становится президентом Sony Corporation.
  • В 76-м году – председателем совета директоров.
  • В 1982 г. на должности президента его сменил Норио Ога.

В начале 1990-х Акио Морита в соавторстве с писателем и политиком Синтаро Исихарой, ставшим впоследствии губернатором Токио, выпускает книгу «Япония, которая может сказать нет», в которой сравнивает методы ведения бизнеса в Японии и в Америке.

Этот неутомимый бизнесмен был не только способным инженером и управленцем, но и спортсменом. Будучи активным человеком, Морита совмещал свою работу с любовью к спорту. И в преклонном возрасте он играл в гольф, когда ему исполнилось 60 – впервые стал на лыжи, увлекался теннисом и водными лыжами. Упражнения придавали ему уверенность в своих силах, а поддерживать это чувство Морита считал исключительно важным делом.

(нажмите на картинку для ее увеличения)

Если честно, то я восхищаюсь такими людьми. Посмотрите на большинство наших сограждан? Что делают они в 60-летнем возрасте? Да что там в 60-летнем? В 30-летнем возрасте большинство россиян даже и не думают о спорте и здоровом образе жизни.

При этом Морита не ограничивался делами корпорации и спортом – он также увлекался живописью и музыкой, особенно Бетховеном, и любил бывать в Европе из-за ее великолепных музыкантов.

В ноябре 1994 года Морита уходит с поста главы Sony, после кровоизлияния в мозг во время игры в теннис. 3 октября 1999г. Акио Морита умер от пневмонии в возрасте 78 лет.

С его уходом мир потерял выдающегося и неординарного человека, внесшего большой вклад, как на своем предприятии, так и в масштабах всей страны. Но дело его жизни продолжает жить – благодаря его усилиям, остальной мир понимает, что надпись «сделано в Японии» – означает качество товаров и их надежность.

Акио Морита – лучшие цитаты и высказывания

В заключение хочу познакомить вас с тем, как мыслил этот выдающийся бизнесмен. Иногда такие короткие цитаты очень емко отражают внутреннее состояние, мышление и философию человека: